Грамотно проведённый этап подготовки списка участников тендера (Квалификационный отбор) позволяет оценить потенциальных поставщиков услуги с точки зрения проявления должной осмотрительности, а также оценить наличие у компании ресурса (кадрового, материального, финансового) для выполнения требуемого объёма работ с необходимым качеством. Анализ полученной информации позволит заказчику на этом этапе отсеять высоко рисковые компании, которые можно отличить по следующим признакам:

  • Компания вновь созданная, не имеет опыта работы и квалифицированного персонала.
  • Компания имеет опосредованное отношение к услугам, на которые проводится тендер (строительные компании, транспортные и т. п.), или её основным видом деятельности не являются услуги, на которые проводится тендер (некомпетентные компании).
  • Компания вновь созданная/действующая, имеет признаки аффилированости с менеджментом заказчика.
  • Компания вновь созданная/действующая, не имеет опыта оказания услуг, являющихся предметом тендера, и активно продвигаемая представителями заказчика, что несет высокие коррупционные риски.
  • Компания, ресурсная база, квалификация персонала, организационная структура и региональная представленность которой не позволяет оказывать услуги требуемого профиля и масштаба.
  • Фиктивная компания, предлагаемая потенциальным подрядчиком под видом «своего действующего» юридического лица, и определяемая по признакам компании-однодневки.
  • Компания необоснованно применяет специальные налоговые режимы без НДС и организационные формы (УСНО, различные льготы, и т. д.) в качестве схемы по дроблению бизнеса и уклонению от уплаты налогов и сборов. Признаком применения таких схем может служить презентация компании, применяющей специальные налоговые режимы и одновременно позиционирующей себя в качестве серьёзного игрока, готового предоставить более 100 человек персонала для обслуживания объекта или работающего на объектах, для обслуживания которых необходимое суммарное количество персонала составляет более 100 человек.
  • Компания не имеет права на осуществление деятельности по решению налогового органа, либо её должностные лица дисквалифицированы.
  • Компания не является участником профессионального сообщества и не имеет необходимых разрешительных документов (лицензий, допусков СРО и т.д.), требуемых для проведения работ, являющихся предметом тендера.


Данные, необходимые для предварительного отбора подрядчиков

В рамках запрашиваемой при проведении тендера информации важно учитывать данные, позволяющие, во-первых, оценить потенциальных поставщиков услуги с точки зрения проявления должной осмотрительности, а во-вторых, убедиться в наличии у компании ресурса (кадрового, материального, финансового) для выполнения работ с необходимым качеством. Эти данные можно условно разделить на два раздела: Финансово-юридические и Профессиональные.


Финансово–юридические данные

Выписка из ЕГРЮЛ, на основании которой анализируется следующая информация:

  • Дата создания юридического лица, намеренного участвовать в тендере. Если прошло менее трех месяцев со дня регистрации организации, то данный факт говорит о прямых рисках неблагонадежности потенциального поставщика и (или) возможной коррумпированности проводимого тендера.
  • Генеральный директор (единоличный исполнительный орган) юридического лица не должен быть массовым. Также необходимо обратить внимание на наличие судимостей у ЕИО, так как есть риск, что в тендере участвует фиктивная компания, привлечение которой для выполнения работ может быть расценено налоговыми органами как непроявление должной осмотрительности.
  • Юридический адрес организации не должен быть массовым, так как данный факт является признаком компании-однодневки и привлечение для выполнения работ такого подрядчика может быть расценено налоговыми органами, как непроявление должной осмотрительности.
  • Cведения об адресе и/или единоличном исполнительном органе юридического лица должны быть достоверными. При наличии указания в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности такой информации о юридическом лице, это может означать следующее:
  • 1) в отношении недостоверных сведений об адресе – ненахождение юридического лица по месту регистрации, т. е. фактическое отсутствие и невозможность осуществлять деятельность;
    2) в отношении сведений о единоличном исполнительном органе юридического лица – отказ генерального директора от своих полномочий, установленный в ходе проведения мероприятий налогового контроля, т. е. документы, подписанные таким лицом, не будут приняты налоговыми органами как первичные учетные документы.
  • Лицензии и Сертификаты, требуемые законом и заказчиком от компании для осуществления работ по оказанию необходимых услуг.
  • Сертификаты, получаемые компанией в рамках своей деятельности и дающие оценку уровню квалификации компании (ISO и т. п.).
  • Отчет о прибылях и убытках, который показывает выручку компании и уплачиваемые ею налоги, что позволяет принимать решение о благонадежности организации и ее финансовых возможностях в рамках реализации работ по оказанию планируемых услуг.
  • Участие компании в профильных ассоциациях (СРО, НАФО и т. п.)
  • Применяемый тип налогообложения (ОСНО, УСНО) для понимания, является ли подрядчик плательщиком НДС.

С 01 апреля 2018 года вся информация, касающаяся финансовой отчетности компании, будет размещаться в открытых источниках на сайте ФНС, что, безусловно, сделает более прозрачными и доступными для заказчика данные о деятельности любой организации.


Профессиональные данные

  • Опыт работы компании (дата создания, положение на рынке и т. д.).
  • Аналогичные успешно реализованные проекты, подтверждающие наличие опыта у компании по оказанию данного вида услуг, понимание специфики объектов и требований заказчика.
  • Организационная структура компании, включающая в себя подразделения, наличие которых гарантирует качество и системность оказания услуги:
  • 1) Отдел подбора и обучения персонала,
    2) Сервисные центры по обслуживанию, оборудования и техники,
    3) Отдел контроля качества,
    4) Отдел поддержки клиентов,
    5) Отдел охраны труда,
    6) Отдел материально–технического обеспечения.
  • Региональная сеть компании, показывающая уровень ее инфраструктуры и возможность оказывать услугу в регионах присутствия компании, а также опыт открытия новых регионов для последующего оказания услуг при появлении такой потребности у заказчика.
  • Рекомендательные (благодарственные) письма клиентов компании, подтверждающие опыт и качество оказания услуг, а также хорошего взаимодействия с существующими заказчиками.


Анализ информации, полученной от потенциальных подрядчиков, позволит заказчику уже на этапе подготовки списка участников тендера минимизировать риски привлечения недобросовестных контрагентов.
Риски выбора недобросовестных ФМ подрядчиков