При просмотре и анализе калькуляций, предоставленных ПО РЕКОМЕНДУЕМОЙ ФОРМЕ (Приложение 7) различными компаниями, участвующими в тендере, НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ на типичные способы введения заказчика в заблуждение (манипулирование информацией). Целью таких манипуляций является фактическое сокрытие получения конкурентного преимущества в итоговой стоимости за счет применения незаконных схем налоговой оптимизации, которые подрядчик намерен использовать и маскировать тем или иным способом в единой форме калькуляции.


Манипуляции в статьях «Оборудование» и «Инвентарь»
Манипуляции в статье «Персонал»
Манипуляции в статьях «Материально технические ресурсы» и «Прочие расходы»
Манипуляции в статье «Административные расходы и прибыль»
Возможные манипуляции с применением специальных режимов налогообложения


Манипуляции в статьях «Оборудование» и «Инвентарь».

Амортизационные расходы:

  • значительное увеличение сроков амортизации оборудования, фактически превышающих средний срок эксплуатации данной техники;
  • отсутствие расходов на амортизацию техники и оборудования по причине использования на оцениваемом объекте старой (бывшей в употреблении) техники, амортизированной на других объектах подрядчика, либо в виде «бонуса»;
  • указание нерыночных (значительно заниженных) закупочных цен на оборудование;
  • отсутствие в перечне части техники и оборудования, которое предполагается (требуется по ТЗ) использовать на объекте, под предлогом предоставления данной техники в качестве «бонуса» заказчику и (или) аналогичных предложений.

Целью подобных манипуляций со статьей «Амортизация» является максимальное сокращение суммы в статье «Амортизационные отчисления» Калькуляции для последующей минимизации итоговой стоимости предложения. Фактически же эти затраты компания-подрядчик несет в полном объеме, и компенсировать подрядчик их будет за счет вызванной демпингом незаконной оптимизации налоговых отчислений.


Манипуляции в статье «Персонал»

  • Количество персонала отражено не полностью, либо представленная заказчику Калькуляция не позволяет понять итоговое количество персонала. Не заполняются или отсутствуют графы: «В смену», «Продолжительность смены», «Итого с учетом сменности»;
  • В разделе «Зарплата, выдаваемая на руки» указывается заниженный размер заработной платы, не соответствующий реально выплачиваемой сотрудникам и рыночной ставке. Проверить информацию о рыночной зарплате на руки в зависимости от должности можно на сайтах подбора персонала, где всем соискателям озвучивается истинный размер заработной платы на руки. Также можно применить опрос действующего персонала на объекте либо обратиться за мониторингом в собственный отдел кадров;
  • В расчетах игнорируются затраты на выплаты отпускных сотрудникам, что является прямым нарушением Трудового кодекса. При этом абсолютно понятно, что в момент нахождения сотрудников в оплачиваемом отпуске, должна также предоставляться квалифицированная замена. Расходы на это в обязательном порядке должны быть учтены в калькуляции;
  • В калькуляции некорректно производится подсчет итоговой численности персонала и начисления налогов на заработную плату. В результате необоснованно минимизируется стоимость расходов, связанных с оплатой труда (например, стоит просто сумма «ИТОГО с налогами», без детального расчета). Данная ситуация может свидетельствовать о панах подрядчика по применению схем уклонения от уплаты налогов.

Целью подобных манипуляций является получение конкурентного преимущества за счет снижения затрат, связанных с оплатой труда, и планируемой незаконной оптимизацией налоговых отчислений. Добиться этого можно как за счет непрозрачного расчета количества персонала, так и за счет указания меньшей суммы зарплаты, выдаваемой на руки сотруднику.


Манипуляции в статьях «Материально технические ресурсы» и «Прочие расходы».

  • Занижены затраты на используемые при выполнении работ материалы (химия, ГСМ и т. п.). за счет занижения норм расчета ГСМ, стоимости или количества материалов и работ;
  • Указан недостаточный для выполнения работ с требуемым качеством состав затрат. Не учтены расходы на ремонт техники и оборудования, страхование от причинения ущерба в рамках оказания услуг, и т. д.

Целью подобных манипуляций является снижение итоговой стоимости предложения за счет вышеуказанных затрат. При дальнейшем анализе предложения как правило становится ясно, что либо подрядчик вообще не понимает как оказывать услугу, либо не собирается оказывать услугу в полном объеме и с требуемым качеством, либо средства на недостающие в калькуляции затраты, будут получены за счет незаконной оптимизации налогов. Но в текущий момент он пытается скрыть за неполным составом затрат фактическое получение конкурентного преимущества в финальной цене благодаря «серым» оптимизационным схемам.


Манипуляции в статье «Административные расходы и прибыль»

В настоящий момент на основании анализа рынка, в среднем административные расходы компаний, оказывающих ФМ услуги, составляют 15%, а прибыль - около 5%. Важно понимать, что данная сумма административных издержек позволяет поддерживать деятельность компании и предполагает возможность оказания услуги на требуемом заказчиком уровне. Отдел снабжения, Отдел контроля качества, Учебный центр, Бухгалтерия, Транспортный отдел, Отдел по работе с заказчиками и т. д. являются необходимыми составляющими системной компании, затраты на которые находят отражение в административных издержках.
Занижение (обнуление) в Калькуляции показателей прибыли или административных издержек имеет своей целью занизить финальную стоимость проекта за счет получения конкурентного преимущества посредством последующей незаконной оптимизации налогов. Принимая во внимание, что деятельность компаний без прибыли либо работа в убыток является бессмысленной, подрядчик, заявивший, что он готов работать бесплатно либо в убыток, скрывает свои истинные намерения. И помните: бесплатный сыр всегда в обилии в мышеловке.


Цена без НДС и применение потенциальным подрядчиком специальных режимов налогообложения (УСНО, ИП и т.д.). Возможные манипуляции

В связи с тем, что финальной ценой Калькуляции является цена без НДС, необходимо провести дополнительный анализ систем налогообложения у подрядчика. Если подрядчик применяет специальные налоговые режимы (работа без НДС) либо является Индивидуальным предпринимателем, использующим УСНО или  патент, то существует высокий риск того, что данным поставщиком услуг может использоваться незаконная схема дробления бизнеса, целью которой является уклонение от начисления и уплаты НДС и налога на прибыль, уклонение от отражения 100 процентов выплачиваемой официально заработной платы, и, соответственно, уклонение от уплаты взносов в фонды с фонда оплаты труда.
Подробнее о рисках при выборе ФМ подрядчика
Важный критерий оценки добросовестного налогоплательщика в этом случае - это анализ репутации подрядчика и опыта работы. Признаком применения таких схем может служить презентация компании, применяющей специальные налоговые режимы и одновременно позиционирующей себя в качестве серьёзного игрока, готового предоставить более 100 человек персонала для обслуживания объекта или работающего на объектах, для обслуживания которых необходимое суммарное количество персонала составляет более 100 человек. Истинной целью такого подрядчика является получение конкурентного преимущества за счет незаконного применения УСНО. Подобных подрядчиков-«схемотехников» следует избегать, так как риск получения претензий со стороны контролирующих органов в этом случае очень велик.

Если подрядчик действительно (а не на словах) относится к малому бизнесу (не дробит бизнес) и соответствует требованиям, предъявляемым законом (оборот и численность), и предприятие заказчика само работает на УСНО или не является плательщиком/получателем НДС, то выбор добросовестного подрядчика на УСНО является оправданным с экономической точки зрения и абсолютно безопасен.

Если организация заказчика работает на общей системе налогообложения (плательщик НДС), то необходимо помнить, что при привлечении подрядчика, применяющего УСНО (без НДС) за такого подрядчика налог на добавленную стоимость заказчик оплачивает в бюджет самостоятельно. Таким образом, не имеет значения, какую систему налогообложения применяет подрядчик, важно, какая цена у него без НДС, а значит, сравнивать коммерческие предложения стоит без учета этого налога.
Подробнее о рисках ФМ подрядчиков на УСНО