31 Мая 2019

По итогам I квартала 2018 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 26% до 4,1 тысячи против 5,6 тысячи в сопоставимом периоде. Тенденцию снижения количества проверок при росте их эффективности ФНС России продолжает уже несколько лет. Об этом заявил руководитель ФНС России Михаил Мишустин.

Он рассказал, что планирование централизовано и обосновано 12 критериями, опубликованными на сайте ФНС России. Такой риск-ориентированный подход позволяет экономить ресурсы, при этом повышая эффективность контрольной работы, подчеркнул глава Налоговой службы: «Приоритетными для включения в план должны стать налогоплательщики, которые используют агрессивные схемы уклонения от уплаты налогов по результатам анализа данных АСК «НДС-2». Планируя проверку, необходимо четко видеть ее возможные результаты. Если по ряду налогов отсутствуют риски, то приоритет нужно отдавать тематическим налоговым проверкам по НДС и налогу на прибыль. Если речь идет о схемах, то планировать проверку необходимо совместно с правоохранительными органами. При этом работать нужно как с бенефициарами, так и с организаторами «фирм-однодневок». Невозможно создать чистую среду устраняя лишь последствия».

Так, по результатам выездных и камеральных проверок в I квартале 2018 года взыскано 57 млрд рублей. По результатам аналитической работы, т.е. без проведения налоговых проверок, в бюджет дополнительно поступило 12 млрд рублей, что в 1,8 раза больше соответствующего периода прошлого года. 

Михаил Мишустин подчеркнул, что результат контрольной работы должен измеряться состоянием администрируемой среды, изменением модели поведения налогоплательщиков, отказом от использования схем и, в конечном итоге, ростом уплаты налогов в бюджет, который должен быть адекватен экономике.Ниже приводим критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые указаны в концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.


 


Вернуться к списку