11 Сентября 2019

«Административный климат очень важен для инвесторов. Никто не придет работать туда, где больше нужно заниматься не бизнесом, а работой с властью. Мы понимаем, что любой контакт предпринимателя с налоговиками может восприниматься как часть административного давления. Поэтому то, что мы делаем последние годы, - это минимизируем взаимодействие с налогоплательщиком, а если оно неизбежно - делаем его по возможности бесконтактным, быстрым, удобным», - рассказал руководитель ФНС России. Сейчас Налоговая служба проводит выездные проверки только у каждого четвертого налогоплательщика из тысячи. На Дальнем Востоке за прошлый год проведено 900 проверок, а за первое полугодие этого года - 300. «Но делаем мы это таким способом, что бюджет не только не страдает, но и выигрывает», - подчеркнул он.

Риск-ориентированный подход, применяемый налоговыми органами в контрольной работе, основан на четком разделении добросовестных налогоплательщиков и тех, кто уклоняется от налогов. 12 факторов риска опубликованы на сайте ФНС России. Цель инспекции - это выстраивание прозрачного партнерского диалога с налогоплательщиками. «Если вы являетесь добросовестным плательщиком - у вас нет шансов попасть под проверку, но если цифровая модель Налоговой службы показывает, что есть явные риски, она начнет с таким субъектом работать. Сейчас мы проверяем на треть меньше плательщиков, чем еще пять лет назад. Только за последний год мы сократили это число по России на 11%, а на Дальнем Востоке - на 22%. Таким образом, мы проводим последовательную политику по сокращению количества проверок. Мы выходим на проверку только в крайнем случае, когда другие механизмы диалога не работают», - рассказал Михаил Мишустин.

Руководитель ФНС России обратил внимание на то, что налоговый разрыв по НДС в России самый низкий в мире - всего 0,9%. Прозрачность и полнота структурированной информации обелила экономику, сделав ее более конкурентоспособной. Инвесторы теперь получают преимущества, используя законные льготы, а также выгоды, так как недобросовестные участники рынка, которые раньше могли обогащаться за счет агрессивных мер налогового планирования, сейчас работают по закону.

«Мы слышим запрос добросовестного бизнеса на такое устранение необоснованных конкурентных преимуществ (речь идет об использовании фиктивных фирм и дроблении бизнеса)  и реализуем его», - подчеркнул М. Мишустин.  Однако важна и саморегуляция бизнеса - согласованный отказ от агрессивных схем в тех отраслях, которые традиционно до цифровой эпохи массово их использовали. «Деятельность Налоговой службы здесь направлена на мягкое воздействие, достижение компромисса. Задача - не начислить, а устранить нарушение. Приоритетной является контрольно-аналитическая работа - инспекция объясняет ошибки и предлагает самостоятельно уточнить обязательства. Приятно, что налогоплательщики идут навстречу - уже более половины дополнительных поступлений в бюджет идет за счет таких согласительных процедур, а не проверок», - отметил руководитель ФНС России.

Важны налоговым органам и жалобы налогоплательщиков. Налоговая служба сама решает почти все споры с налогоплательщиками в досудебном порядке - в итоге за последние четыре года число судебных споров сократилось в пять раз. По-разному относится инспекция к добросовестным плательщикам и уклонистам и при взыскании долга. 

Еще одна важная составляющая деятельности ФНС России - сервисность. На официальном сайте Налоговой службы сейчас представлено 53 сервиса, которые позволяют полностью исключить личный контакт с инспектором. Есть личный кабинет, где можно сделать всё - от декларирования и уплаты налогов до подачи жалоб и получения справок. На сайте можно даже зарегистрировать кассовый аппарат онлайн. 

Михаил Мишустин отметил, что услуга по регистрации бизнеса в России одна из лучших в мире, всего на 7% она отстает от показателей Сингапура. Регистрация проходит за три дня, а подать документы онлайн, сформировав их на сайте ФНС России, можно за 15 минут. Налоговые органы одновременно нацелены и на поддержание прозрачности бизнес-среды за счет ведения реестра юридических лиц. Его чистка позволила сократить уровень фиктивных компаний по стране за последние два года в пять раз.


Вернуться к списку