22 Марта 2018

В последнее время в регионах зафиксировано несколько случаев нарушения выплат заработной платы сотрудникам организаций, предоставляющих услуги уборки.

В Саратове с подобными нарушениями «засветились» целых две фирмы. Один из случаев невыплаты зарплат был зафиксирован государственной инспекцией труда в ходе внеплановой проверки деятельности саратовской фирмы «Лотос». Клининговая компания не оплачивала двум сотрудникам выход на работу в праздники и выходные дни. Кроме того, что работодатель не вел учет сверхурочных часов, он также не в полном объеме выдавал уборщикам средства индивидуальной защиты и не ознакомил с результатами оценки условий труда (под роспись). В отношении компании и ее гендиректора возбудили административные дела, а также выдали предписание доначислить и выплатить пострадавшим сотрудникам заработанные деньги и устранить прочие выявленные нарушения.

Вторая ситуация затронула 15 уборщиц московской клининговой фирмы, следящей за порядком в производственном помещении вагонного депо «Приволжской железной дороги». Они официально объявили забастовку с требованием выплатить задолженность по заработной плате. На данный момент компания уходит от ответственности благодаря тому, что у сотрудниц нет документов о принятии на работу (с приказом о приеме на работу и трудовым договором их не ознакомили). Местные надзорные органы в этой ситуации бессильны, поэтому единственный путь разрешения конфликта — через московский суд.

Еще один неприятный случай произошел в Хабаровске: двадцать работниц клининговой компании, которая обслуживает Дальневосточный университет путей сообщения, не получают зарплату уже около четырех месяцев. При этом они продолжают проводить уборку на 13 объектах (в учебных корпусах и общежитиях ДВГУПС), согласно прописанным в договоре обязанностям. Чтобы разрешить эту проблему, женщины обратились в прокуратуру и следственный комитет, поскольку работодатель не выходит на контакт.

К сожалению, на данный момент в стране остается еще много недобросовестных клининговых компаний, которые нарушают условия труда и права работников. Правительство и надзорные органы принимают активные меры по борьбе с такими вопиющими случаями. В частности, изменился порядок надзора за работодателями, введены новые правила проверки работы организаций, ужесточили наказание за уклонение от уплаты взносов, активно проводятся внеплановые проверки с целью выявления неоформленных или неправильно оформленных сотрудников. Кроме того, для устранения нарушений Роструд запустил приложение для жалоб на зарплату.

За соблюдение трудового и налогового законодательства на рынке клининговых услуг также активно борется Национальная Ассоциация Фасилити Операторов. По инициативе НАФО в Госдуме 29 марта 2018 года состоится заседание Круглого стола на тему «О соблюдении прав работников в сфере услуг». Кроме того, члены Ассоциации следуют принципам специально разработанной Этической хартии, раздел «Обязанности» которой гласит:

Исполнение нижеперечисленных требований является обязательным для члена НАФО:
В части соблюдения трудового законодательства
1. Оформлять весь персонал в штат Компании-контрактодержателя.
2. Осуществлять все выплаты персоналу, связанные с заработной платой и компенсациями, включая оплату больничных листов, премиальные выплаты и т. д. Все выплаты 100 % отражаются в бухгалтерской отчетности.
3. Соблюдать требования Трудового кодекса в части максимальной продолжительности рабочей недели при определении графиков работы сотрудников и продолжительности рабочих смен.
4. Соблюдать требования Охраны труда и Техники безопасности при организации процесса оказания услуг.
В части соблюдения миграционного законодательства
5. Оформлять в обязательном порядке всех иностранных сотрудников в штат Компании-контрактодержателя с соблюдением пунктов 1−4. Все иностранные сотрудники в обязательном порядке должны иметь необходимый пакет разрешительных документов.

Вернуться к списку