Психологическая мотивация: Урок 4. Мотивация деятельности человека – Психологическая мотивация, для чего она нужна и как достичь
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Психологическая мотивация, для чего она нужна и как достичь
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Порою, мотивация понимается слишком односторонне, а точнее сказать — не полноценно, не во всем ее широком содержании. Мы привыкли слышать о материальной мотивации, ведь вряд ли найдется более убедительный стимул для нашего труда, нежели деньги.
И с этим не поспоришь, чтобы удовлетворить хотя бы элементарные потребности, в современном мире без денег никак не обойтись. Приземленно, но факт остается фактом! А ведь, покушать и одеться – не все цели, к которым мы стремимся, не правда ли?
Но, давайте копнем глубже, и посмотрим на другую сторону медали, а именно на существование психологической мотивации. Это та мотивация, которая зависит от личностных ценностей человека, которые активно влияют на нашу деятельность, на способность ставить цели и достигать их, на способность быстро и правильно решать возникающие задачи.
Чем лучше человек понимает свои истинные качества, тем продуктивней будет его работа, а соответственно и результатом он будет оставаться доволен.
Вот почему так важно использовать Вашу интуицию и истинные Ваши возникающие желания для определения, чего Вы на самом деле хотите, и какие Ваши настоящие цели.
Ведь очень часто люди выбирают себе не свои, а чужие ориентиры, даже не догадываясь об этом. Неосознанно ступая по такому пути развития, каждый день мы удивляемся, что путь к их «большой и светлой цели» кажется таким трудным и неинтересным, руки опускаются, и делать ничего не хочется.
Запомните – именно такие чувства и сигнализируют Вам о том, что Ваша цель – ложная, и ее нужно пересмотреть.
Другими словами, речь идет о познавательном подходе к мотивации. То есть, поведение человека направляется знанием, его отношением к миру. И то, что мы делаем, в конечном итоге зависит не только от привычных потребностей, но и от нашего переменчивого представления о реальности.
Сегодня мы хотим одного, а завтра – другого. Поэтому, нужно выставить такую цель, которая будет побуждать Вас буквально подскакивать на месте в радостном предвкушении, и прикладывать все усилия для ее достижения. Только такая цель сможет Вам помочь проложить дорогу к успеху.
Проблема мотивации человека в этом контексте объясняется следующими эффектами. Один из них возникает в ситуации поведения, которое противоречит собственному отношению человека к чему-либо.
К примеру, если человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет несогласованность между внутренними мотивами и внешними факторами, а там, сами понимаете – отсутствие эффективного результата.
Другой эффект возникает, когда при принятии трудного решения оба альтернативных варианта привлекательны для нас, и выбирая одни из них, мы продолжаем сомневаться правильным ли был выбор. Причина этому — не совсем корректная постановка задач, а соответственно, и мотивов в нашем воображении.
Для того, чтобы у нас были более основательные стимулы к деятельности, и необходима психологическая мотивация. Она может показаться не такой, как Вам кажется на первый взгляд, но, в то же время, может приносить замечательные плоды, если использовать ее правильно.
Постоянная работа над собой, стремление к правильному пониманию желаемого мотивирует нас на достижение успеха в любом виде нашей деятельности. Поэтому, в работе над собой, необходимо следовать определенным правилам.
Во-первых, нужно стремиться делать все с максимальной увлеченностью, и минимальным цинизмом. Концентрация внимания на определенных действиях воспитывает в нас активность и стремление к лучшему.
Во-вторых, когда мы оказываемся на развилке, не стоит искать легких путей. Трудности, которые нам удается преодолеть, приводят в дальнейшем к личному росту и опытности.
В-третьих, нужно учиться доверять своей интуиции, и следовать своим ценностям. На практике, правильное понимание себя и своих ориентиров как нельзя лучше сказывается на нашей мотивации, а, следовательно, направляет нашу деятельность в действительно необходимое русло.
Так, за завесой будничного, мы часто забываем разобраться во внутренних причинах нашего поведения, а уж тем более навести там порядок. Поэтому, на пути к успеху и достижению своих целей просто необходимо задействовать психологическую сферу своей жизни, и не боятся «заглядывать в себя».
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
Психология мотивации: особенности побуждения к действию
Психология мотивации – многоаспектная категория, изучением которой занимаются на протяжении многих десятилетий. Прежде чем говорить о теоретическом аспекте, надо раскрыть понятие «мотивация», которое предполагает определенную совокупность внутренних и внешних возбудителей, подталкивающих человека к определенному действию. Кроме того, сам процесс создает предпосылки для достижения поставленных целей личного и общественного характера.
Отличительные особенности
Понятие «мотивация» имеет более широкое значение, чем «мотив». Говоря о мотиве, следует подразумевать внутренний побудитель к действию, который принадлежит самому субъекту. Мотивация имеет два смысла, где в роли первого выступает определенный набор факторов, который может повлиять на человека и его деятельность, а в роли второго выступает процессная характеристика, позволяющая поддерживать активность на одном и том же уровне.
Определение перспективных целей и рациональных путей решения задач будет крайне неэффективно, если в реализации не будет заинтересован сам человек. Такое простое топливо как стимул, будет играть большую роль в жизни. Особенным плюсом мотивации может считаться компенсация недостающих функций.
Если понятие «планирование» вызывает у сотрудника некоторый дискомфорт, то без соответствующей мотивации будет сложно. Успех в жизни, карьере или бизнесе строится не только на основании профессионализма, но и на достижении поставленных целей. Надо понять, что разумное стремление приведет к достижению высоких результатов.
Как показывает практика, то большое количество мотивов приводит к активизации трудового процесса. Говоря простым языком, человек готов прикладывать больше усилий в единицу времени, тем самым удается существенно повысить эффективность.
Высокомотивированные субъекты будут работать больше, следовательно, достижение высоких результатов станет закономерным следствием. Каждый руководитель должен понимать, что мотивация – это не просто развивающая отрасль знаний, но и одна важнейших составляющих успешной деятельности. Довольно часто она ставится в один ряд с:
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
- профессиональными навыками;
- опытом;
- знаниями и т.д.
Психологические теории мотивации должны рассматриваться комплексно, поскольку они связаны с различными видами потребностей. Было бы неправильно говорить о мотивационной сфере человека, ориентируясь на индивидуальные потребности. Дело в том, что личные потребности сформированы из общественного контекста, который накладывает определенный отпечаток.
Рассматривая вышеописанное понятие, надо понять, что оно отражает совокупные потребности, состоящие из личных и общественных формаций. Степень их проявления будет зависеть от места, которое занимает человек в обществе, то есть социальный статус накладывает определенный отпечаток.
Естественный и искусственный вид
Виды мотивации должен знать каждый сотрудник, который стремится к личному совершенствованию. Начать надо с того, что потребности личности отличаются от потребностей социума, несмотря на неразрывность этих составляющих.
На сегодняшний день выделяется естественная и искусственная мотивация. Представленные виды имеют определенные различия, которые связаны с природой происхождения. Искусственное стимулирование создавалось людьми для достижения целей, а естественное является отражением человеческой природы.
Естественные стимулы, как можно понять из названия, порождены человеческими потребностями. Например, субъект, который сильно устал, хочет быстрее отдохнуть, голодный – насытиться. Рассматривая искусственные виды, надо обращаться внимание на манипуляции, воздействующие на личность.
Многие не могут отличить понятие «позитивной» и «негативной» стимуляции, которая связана с принятием или отрицанием. Говоря простым языком, задачи, которые требуют решения, должны оперативно решаться независимо от силы воздействия на человека. Мотивация может быть направлена как к чему-то, так и от чего-то.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Простой пример, отражающий позитивное направление: «Я получу сладости, если съем тарелку супа» или «Я пойду гулять, если уберу в своей комнате». Негативный подтекст можно увидеть в следующих примерах: «Если я не буду баловаться, то меня не будут ругать», «Если я сделаю домашнюю работу, то меня не накажут».
Мотивация еще и ситуационное понятие, которое может быть связано с жесткими формами воздействия:
- принуждение;
- физическое влияние и т.д.
Каждый вид должен использоваться в общем контексте ситуации. Нет универсальных шаблонов, которые подходили для решения любой проблемы.
Внешняя и внутренняя сторона
Необходимо отметить, что внешнее стимулирование предполагает использование внешних факторов, а внутреннее — привлечение внутренних резервов. Для наглядного примера можно рассмотреть такую ситуацию: начали надвигаться грозовые тучи, которые побуждают скорее возвращаться домой или не выходить из него вовсе. В данном случае человек получает стимул, который ускоряет темпы его деятельности.
Внешняя мотивация построена на материальных благах, а внутренняя побуждает интерес к текущему действию. Исходя из этого, можно понять, что внешние побудители могут навязываться кем-то, приводя к изменению эмоционального состояния. Результатом простого воздействия может стать повышение эффективности, но только на короткий отрезок времени.
Реактивная мотивация построена на будущих планах, в которых довольно часто отражается негативная картина. Каждый руководитель занимается подбором оптимального набора мотивов, которые влияют на производительность. Если для одного человека будет просто необходим денежный подарок, то другому хватит общественного признания в виде похвалы.
В некоторых ситуациях практически невозможно соотнести определенный вид деятельности с видом мотивации.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Как мотивировать персонал?
Говоря о стимулировании персонала, надо подразумевать конкретные рычаги воздействия. Специфика будет несколько отличаться в сравнении с общепринятыми видами. Влияние руководителя направлено на повышение продуктивности. В результате этого процесса выделяется две стороны: та, которая влияет, и та, на которую оказывается влияние.
Прежде всего, шеф должен быть заинтересован в том, что работники трудились на благо общей цели. Понимание в данном вопросе позволит определить текущую ситуацию, а на основании полученной информации сделать соответствующие выводы. Каждый человек должен чувствовать себя комфортно, а потому необходимо «закрывать» не только естественные, но и искусственные потребности.
Руководитель может повышать производительность труда при помощи таких рычагов воздействия:
- материальные средства;
- карьерный рост.
Под материальными средствами подразумевается плата за выполненную работу. От качества исполнения обязательств руководителя и своевременности будет зависеть возможность удовлетворения потребностей. Чем позднее работник будет получать заработную плату, тем быстрее будет падать продуктивность. Премия – приятный бонус, к которому стремится каждый сотрудник.
Карьерный рост связан с появлением особых привилегий и условий. Получение знаний и профессиональное развитие повышает конкурентоспособность сотрудника, а это скажется на его окладе. Каждый руководитель должен хорошо ориентироваться в мотивационных аспектах труда. Он всегда сможет применить инструмент, который подойдет для каждого сотрудника, ориентируясь на его потребности.
Психологические механизмы развития мотивации человека
Отечественными психологами проведено огромное количество исследований, касающихся проблемы механизмов мотивации. Большое внимание уделяется изучению этой проблемы и в зарубежной психологии. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов. Многие учёные, по сути, констатировали научные факты, относящиеся к механизмам мотивации, но в дальнейшем не изучали. К тому же по отдельным вопросам наблюдаются расхождения.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Применение мотивационных теорий может стать тем катализатором экономических и социальных процессов, той «невидимой рукой», который может уберечь страну от очередных силовых мер по ускоренному развитию, поднять уровень жизни народа, помочь людям понять свои собственные стремления. Подобные исследования помогут стране не только в экономическом, политическом и каком-либо другом планах, но и в культурном, что не менее важном. Понятие мотив свободнее, чем принуждение. Разобравшись в себе, в своих желаниях и способах их достижения, человек способен на многое. Понимание мотивации не обходится без понимания её механизмов.
Многие мотивационные теории основаны на потребностях. Потребность — это более или менее четкое осознание специфического дефицита в динамике информационного и вещественного обмена между личностью (организмом) и средой [6, с. 23]. Потребность — источник активности человека. Различают физиологические (биологические), социальные и духовные (идеальные) потребности. Физиологические потребности являются основой биологической мотивации.
Удовлетворение социальных потребностей в самоуважении, самореализации не только приносит преимущественно положительные эмоции, но и играет значительную роль в дальнейшем саморазвитии. Напротив, если человек долго испытывает неудовлетворение важнейших потребностей, даже биологических, его активность приостанавливается, либо меняет направленность. Голодный человек не так сильно способен к творчеству. Человек, не получающий удовлетворения от своей работы, находит утешение в принятии пищи или приобщается к какому-нибудь хобби, которое носит замещающий характер. Длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей приводит к фрустрации, которая характеризуется внутренним дискомфортом, напряжённостью в результате, если не наступают события, которых человек ждал, или рушатся надежды, появляются преграды на пути к цели. Результатом фрустрации нередко являются сильное разочарование, стресс, агрессия, направленная на себя или на других. В любом случае, недостижение потребностей ведёт не только к отсутствию положительных итогов: развитие, познание и тому подобное, но и к появления негативных последствий. Поэтому так важно понимать сущность процесса мотивации.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Мотивация в широком смысле — это то, ради чего выполняется определённая деятельность. Любая деятельность выполняется из-за какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради какой-либо внешней по отношению к ней ценности. Эти отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы. Из этого следует, что мотив — это предмет, на который направлена деятельность, и соответствующий некоторой человеческой потребности.
Поскольку невозможность осуществления потребности — это дискомфорт, иногда мучительное страдание (удушье), с ним напрямую связано желание улучшить своё положение. Это означает, что потребность выполняет мотивационную функцию, то есть становится мотивом соответствующего поведения: потребления, деятельности, общения.
Мотив — это осознанная и опредмеченная потребность, субъективное отражение потребности. Потребность носит объективный характер, мотив — субъективный.
Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном направленности, которая выступает как системообразующее свойство личности. Направленность — система доминирующих мотивов [8, с. 43]. Составляющие части направленности: жизненные цели, потребности, способности и мотивационная сфера. На этой основе формируются жизненные цели личности.
Мотив — компонент мотивационной сферы личности, то есть всех мотивов, формирующихся и развивающихся на протяжении жизни человека. Определённые мотивы являются основополагающими и доминирующими, образуя «фундамент» всей жизни, всей сферы, они определяют направленность личности [7, с. 87].
Мотивы появляются не только на основе неудовлетворенных потребностей. Многие мотивы формируются и вопреки потребностям. По мнению Олпорта, неправильно думать, что все мотивы направлены к “редукции напряжения”, как принято думать в инстинктивизме, психоанализе и в бихевиоризме. Безусловно, некоторые потребности относятся к «редукции напряжения» (голод, холод, жажда, нехватка воздуха). Но подобные побуждения не являются достоверной основой для мотивов взрослого человека. Поведение патологично, если направлено только на уменьшение напряжения. Оно бездумно и животно. Люди, руководствующиеся только «редукцией напряжения» не воспринимают боль, неудачи, как препятствия на пути достижения к цели, поиске своих ценностей. В противовес люди с нормальной психикой действуют по «предпочтительным моделям» самоутверждения. В их психогенных интересах — поддерживать и направлять напряжение, нежели избегать его [12, с. 77]. Из вышеперечисленного следует, что вместо принципа «редукции напряжения» следует принять «принцип активности», по которому человек прежде всего активен, а не реактивен.
Люди находятся во взаимосвязи друг с другом, поэтому потребности одних людей могут влиять на мотивы других. В мотивационные процессы включается система социальных ценностей, в том числе убеждения, верования, предрассудки и т. д. К примеру, человек может действовать по религиозным, нравственным, идеологическим или политическим побуждениям, основываясь на соображениях о добре, равенстве, справедливости и многом другом.
Мотив определенным образом соотносится с целью. Мотивы побуждают к целеобразованию и к достижению целей. Человеческая деятельность может характеризоваться несовпадением мотивов и целей. Это значит, что достижение определенной цели имеет для человека некоторый смысл, выходящий за пределы того состояния вещей, которое достигается в результате конкретных действий [11, с. 58].
Прежде чем говорить о природе мотивации человека, необходимо отметить, что она имеет социальное происхождение. Это объясняется тем, что предметы его потребностей являются продуктами общественного производства. В противовес биологической мотивации человеческая отвечает нуждам общества. Об этом говорит её изменчивость, разнообразие, историчность и тот факт, что она развивается не стихийно, а в процессе специально направленных воздействий, составляющих воспитание человека. Также отличительным свойством человеческой мотивации являются её опосредованность речью, интеллектом, сознанием, осуществление с помощью волевых процессов. С вышеперечисленным связаны надситуативность, устойчивость, направленность на дальние цели в жизни. Но человеческая мотивация основана на биологической. Некоторых вещей человеку не нужно учиться бояться, ненавидеть или же наоборот стремиться к чему-либо.
«Онтогенетическое развитие биологической мотивации происходит благодаря приобретению изначально индифферентными воздействиями способности вызывать активность индивида и обеспечивается механизмом, называемым в литературе замыканием условной связи. С психологической стороны, а именно при учете того, что выработка условной связи означает изменение субъективного отношения к условному раздражителю, этот механизм может быть изображен в виде передачи эмоционального (мотивационного) значения имеющим его воздействием новому содержанию, связанному с этим воздействием в опыте индивида, т. е. своего рода распространением или переключением эмоционального переживания в образе согласно отражаемым объективным связям и фиксацией на новом содержании, которое в силу этого становится мотивационным. Именно такое переключение лежит в основе мотивационного обусловливания, представляющего собой основной механизм развития биологической мотивации в онтогенезе» [4, с. 49].
Несмотря на то, что выше говорилось о биологической мотивации, механизм обусловливания присущ и человеческой мотивации. Был проведён эксперимент, в котором мальчика просили просто дотронуться до лабораторной крысы. Перед моментом прикосновения резко били в гонг. Вызывая резкий и громкий звук. После шести таких казалось бы не связанных с прикосновением ударов мальчик боялся дотрагиваться до крысы и прекратил попытки, то есть он начал бояться животного. Но примечательно, что после этого мальчик обнаружил страх при виде других животных и меховых изделий. Таким образом, в результате обусловливания мотивационное значение приобретают не только целостные предметы, но и отдельные их части.
Механизм обусловливания прослеживается и в таких глобальных социальных явлениях, как тюрьмы, карцеры, телесные наказания, и даже в институтах — инквизиция.
Не всегда обусловливание возникает стихийно, на базе безусловных реакций. Познание связано с этим механизмом: опыт воздействия раздражителей (как условных, так и безусловных) структурируется, накапливается статистика их сочетаний. Обусловливанию подвергаются не поведенческие или телесные реакции, но субъективное отношение. Процессы обусловливания зависимы от особенностей познавательного отражения ситуации, её освоенности в прошлом опыте, степени «понятности» происходящего для индивида.
Причинные и другие семантические связи, которым подчиняется обусловливание, формируются уже не в результате индивидуального освоения физической среды, а в результате освоения человеком языка, идеологии, знаний и многих других форм общественно-исторического опыта. Человек способен осознавать причины приятных и неприятных событий и на что переключаются эмоции, вызванные этими событиями. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что мотивационное обусловливание является одной из основ развития собственно человеческих мотивационных отношений [9, с. 317].
Мотивационное значение предметов или явлений для человека не наследуется, не подкрепляется безусловными рефлексами, не требует специальных усилий, как это происходит в биологической мотивации. Природная предопределённость не определяет человеческие мотивационные отношения, поэтому они возникают только лишь вследствие целенаправленного их формирования. Это одна из главных задач воспитания.
Воспитание состоит из двух основных частей: основа и аргументирование. Основа представляет положение о том, что можно, и что нельзя, содержит в себе определённые моральные, социальные или другие нормы: нужно чтить и уважать старших, нельзя мусорить. Аргументация — это доводы в силу того, почему что-то можно, а что-то нельзя. Например, уважать старших нужно, потому что сам станешь взрослым и будешь нуждаться в этом самоуважении; мусорить плохо, потому что если бы убирал ты, тебе тоже было бы неприятно по поводу разбрасывания мусора другим человеком.
Важная черта аргументов в воспитании — они содержат мотивационное значение для воспитываемого. Какими бы ни были аргументы воспитание, предполагается, что основание уже мотивационно значимо, является желательным или нежелательным, притягивающим или отталкивающим. Именно это уже образованное мотивационное значение воспитатель старается передать другому предмету с помощью различных причинно-следственных связей. Такой способ развития собственно человеческой мотивации называется мотивационным опосредствованием. Но такое видение предполагает, что никакие мыслительные процессы человека сами не создают мотивации, а способствуют только переключению, перераспределению уже существующих эмоционально-мотивационных отношений.
Обратимся к искусству. Его две важные задачи — воспитать и эмоционально воздействовать на читателя самыми разнообразными способами. Эти составляющие независимы друг от друга, но, без сомнений, первое достигается посредством второго. То есть сознание, представленное логикой, мышлением и другими процессами, не всегда может способствовать мотивационному опосредованию, а вовлечение эмоциональных переживаний чаще всего приводит к переключению мотивационных отношений.
Таким образом, механизм опосредствования выглядит следующим образом: посредством эмоциональных переключений уже имеющиеся мотивационные основания приобретают новые значения для человека. Важно отметить, что эмоции — это не цель, а средство достижения подобного переключения. Эмоции могут быть возбуждены только тем, что имеет отношение к существующим потребностям человека.
Параллельно вышеупомянутым теориям существуют другие, допускающие развитие эмоционального процесса, «возникновение эмоций в ответ на непосредственно жизненно значимые воздействия и других — при познавательном уточнении условий, в которых эти воздействия воспринимаются» [4, с. 85]. Но феномен эмоционального переключения носит характер намёка, нежели подробно изученного факта.
Двухфакторная концепция научения О. Х. Маурера рассматривает эмоции, как посредник между озадачивающими человека процессами обусловливания и последующим поиском решения проблемы. Приобретение в процессе обусловливания эмоциональный раздражитель можно рассматривать как переключение на него эмоции, вызванной первичным подкреплением [5, с. 83].
Феномен эмоционального переключения способствует возникновению не только отдельных эмоциональных отношений, но и дальнейшему их развитию. Для этого нужно рассмотреть аффект любви Б. Спинозы. Любящий человек испытывает те же чувства, что и объект его любви: удовольствие или неудовольствие. Причём степень будет та же, что и у объекта любви. Подобные отношения возникают и третьему лицу, если любящему известно, что оно доставило положительные влияния тому, на ого направлена любовь. И у этих процессов может быть продолжение. Мы будем испытывать ненависть к человеку, доставившему проблемы нами любимому человеку. И если уж совсем постороннее лицо доставит неудовольствие ненавистному нам человеку, мы всё равно будем чувствовать к нему положительные эмоции. Несмотря на малый научный подтекст подобных наблюдений Спинозы динамичностью, дифференцированностью, соответствию её реальной феноменологии они превосходят современные концепции.
Наиболее полно механизм эмоционального переключения рассмотрен на примере эмоций успеха-неуспеха. О значении производных эмоций было уже сказано неоднократно. Оно заключается в ситуативном развитии мотивации, обеспечивающим перераспределение мотивационных побуждений на протяжении какого-либо действия человека, составлении промежуточных целей активности. Функции выше обозначенных эмоций эволюционно необходимы. В самом деле, деятельность существа, побуждаемая ведущей эмоцией не прекращалась бы с большим количеством неудач, попытки были бы бесконечны. Нужен механизм, тормозящий подобную мотивацию: ведь действия не приносят успеха. Именно эмоции успеха-неуспеха выполняют подобную стоп-функцию, регулирующую деятельность на всём её протяжении, оправдывая применимость тех или иных способов решения проблемы. Эти производные эмоции подразделяются на 3 группы: констатирующие, подтверждающие и обобщённые. Констатирующая делает вывод об отдельной попытке приближения к цели. Положительная эмоция, появляющаяся после удачного действия, закрепляет его, отрицательная — ставит крест на определённом способе, активно усиливая поиск новых путей достижения цели. Констатирующие эмоции впоследствии помогают не допускать ошибок. На них основаны предвосхищающие. Эмоции второго типа возникают при одном восприятии условий, служивших испытыванию положительных или отрицательных эмоций, сигнализируя субъекту о вероятном исходе действия. Подобная предвосхищающая информация облегчает субъекту выбор решения, ускоряет достижение цели. Поведение становится более логичным, адекватным. Поиск становится «эвристическим» [10, с. 56]. «Эвристическая» функция основывается на приспособительном значении положительного переживания успеха. После успешного выполнения этапа на пути к определённой цели остаётся положительная эмоция. Казалось бы, запечатление эмоции уже бессмысленно, но именно этот след помогает при выборе в будущем. Опыт от переживаний эмоций успеха-неуспеха постепенно накапливается и обобщается. Испытывание отчаяния происходит после многократного неуспеха. Обобщённая эмоция взаимодействует с ведущим эмоциональным переживанием, побуждая к деятельности, когда предчувствуется успех, и останавливая попытки, когда предчувствуется неудача.
Механизм мотивационной фиксации сложный и многоплановый. Многие известные психологи констатировали это явление, но только малая их часть занялась этим вопросом. Наиболее упрощённо мотивационная фиксация представляет собой следующее: в опыте индивида некоторые предметы приобретают мотивационное значение, которое фиксируется на протяжении длительного срока. Более подробно и развёрнуто будет описано ниже.
Процессы памяти и научения тесно связаны с мотивационной фиксацией. Многие экспериментальные исследования пытались выявить в них роль эмоционально-мотивационных факторов, так как эмоциональные факторы заметно влияют на процессы приобретения знаний не только в количественном плане, но и в дальнейшем их использовании и преобразовании. Но эмоциональная память — непроизвольный процесс: теряется мотивация этого процесса (зачем это запоминать?), а вот содержание обычно сохраняется, даже если не всегда несёт смысл. И всё же эмоциональную память можно отнести к фиксации. Её проявление относится больше к потребностям. Сытому человеку трудно припомнить вкус хлеба, а вот голодному не нужно даже применять специальных мнемонических усилий. Но не все эмоции оставляют след в опыте человека. Это зависит от их характеристик: от интенсивности и глубины. Интенсивность можно сравнить с количеством внешних проявлений эмоций (крик, ругань, радость). Глубина — сила их внутреннего переживания. Мотивационное значение приобретают эмоции, большие по показателю глубины, а не интенсивности, хотя на первый взгляд всё совсем наоборот. Взрослый человек переносит тяжёлые эмоциональные потрясения, обычно внешне не проявляя его. А небольшая радость способна вызвать бурю эмоций, всеми наблюдаемую и которую человек вскоре забывает. Эмоции различаются своей предрасположенностью к фиксации и в отношении модальности. Очень часто в детстве человек испытывает удивление и боль. Чувство удивления исчезает после его удовлетворения, то есть после получения знаний. И это логично. Если бы произошла фиксация, мы всю жизнь удивлялись бы тому, в чём давным-давно разобрались. А вот боль фиксируется в виде дальнейшего страха для избегания предмета, доставившего страдание. Простая фиксация чувства боли не имела бы смысла, так как важнее избегать опасный предмет, чем просто переживать боль. Но не любая фиксация является целесообразной. Боль испытанная в кабинете стоматолога превращается в страх, даже если человек понимает, что его вылечили. Неоправданная фиксация лежит в основе маний, фобий. Таким образом, эмоциональная память является аффективной [1, с. 203].
Возникновение новых мотивационных отношений было описано, как переключение эмоции, связанной с событием, на причины, условия, это событие породившие. Фиксация эмоций на новом содержании различна в степени и характере сохраняющейся связи с породившими их событиями. Первородный источник безусловных мотивационных отношений — базовые потребности, имеющие непосредственное отношение к субъекту. Базовые мотивационные отношения служат основой для более опосредствованной мотивации. Большинство таких отношений зависит от породивших их основ. Но иногда такая зависимость сохраняется в меньшей степени.
Уже у животных можно наблюдать зависимость поведения от нескольких побуждений, вызванных разными потребностями. У человека по сути вся деятельность состоит из одновременного проявления и действия мотивационных факторов разного происхождения. В начале работы говорилось о полимотивированности человеческой деятельности. Для понимания мотивационной суммации будет важным лучше раскрыть этот феномен.
К. Д. Ушинский писал, что большая часть желаний — не простые желания, возникшие из одного стремления, а сложные, родившиеся из разных стремлений, которые соединились одним обширным представлением. Поведение детерминировано многим потребностями сразу [2, с. 93]. Л. И. Божович тоже держалась подобной концепции: не только одна потребность может воплощаться в разных объектах, но и один объект может включать в себя несколько потребностей. Так, например оценка в школе, как мотив учебной деятельности, может проявляться и в потребности одобрения учителя, и в стремлении заполучить уважение одноклассников, и в повышении самооценки, и для дальнейшего поступления в учебные заведения, и в значимости будущей профессии обучающегося [3, с.68].
Для более полного понимания мотивационной суммации стоит упомянуть о положении В. С. Магуна о цене деятельности — тех затратах и потерях сил, времени, энергии, требующих её выполнения. Обычно у человека потребностей больше, чем ресурсов. Поэтому ему приходится выбирать более ценную деятельность, направление мотивации часто меняется. В ходе когнитивной деятельности соотносятся имеющиеся ресурсы и важность достижения определённой цели, и делается вывод [13, с. 217].
Таким образом, механизм мотивационной суммации, по сути, вмещает все предыдущие и отличается сложностью.
Поведение человека зависит от нескольких взаимодействующих побуждений, происходящих от разных потребностей. Мотивационная суммация — одновременное действие различных побуждений, эмоциональных переживаний, их сложение, слияние, в ходе которого образуются различные мотивационные отношения.
Литература:
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Москва, «Прогресс», 1988.
- Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопр. психол. 1976. № 6.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Вилюнас В. К. Эмоции и ситуативное развитие мотивации//Тезисы докладов конференции «Развитие эргономики в системе дизайна». Боржоми, 1979.
- Дилигенский Г. Потребности личности и общество // Коммунист. 1975. № 6.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство “Питер”, 2000.
- Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Характер, способности. М., 1957.
- Немов P. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.
- Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
- Симонов П. В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественные основы общей психологии. — М.,1987.
- Фрейд З., Буллит У. Т. В. Вильсон. Психологическое исследование. М.: ИГ «Прогресс», 1999.
- Файзуллаев А. А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): потребность, биологическая мотивация, мотив, отношение, эмоция, мотивационное значение, мотивационная суммация, человеческая мотивация, мотивационная фиксация, эмоциональная память.
Внутренняя мотивация в психологической науке
Внутренняя мотивация — свободное участие в деятельности при отсутствии внешних требований или подкреплений (Deci, 1980). Мотивация не основывается на влечениях (ОМ — ???), но при этом предполагается, что ее энергия является внутренней относительно природы организма. Индивид опробует новую деятельность, решает исследовательские задачи или стремится к освоению своей среды просто ради опыта, который он получает. Процесс открытия сам по себе является наградой. “Внутренняя мотивация касается активной, исследовательской, находящейся в поиске задач природы индивидов, которая играет решающую роль в приобретении и развитии структур и функций” (Ryan, 1993, p.21).
Различение внутренней и внешней мотивации происходит по критерию награды за осуществляемую активность. При внешней мотивации и сама награда будет внешней по отношению к человеку. Когда же мотивация является внутренней, то вознаграждением за нее будет являться активность сама по себе. Деси (Deci, 1980) считает, что внутренне мотивированное поведение базируется на потребности человека быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой. Оно является потребностью, которая основывается на свойствах центральной нервной системы, существует постоянно и мотивирует текущее поведение и мысли до тех пор, пока не прерывается базовыми влечениями или эмоциональными реакциями. Такая потребность приводит людей к поиску и решению задач, оптимальных для их уровня способностей: “Мы полагаем, что существует врожденное и витальное движение в направлении ассимиляции и синтеза, типичным примером которого служит спонтанная, внутренне мотивированная активность” (Ryan, 1993, p.25) –такова авторская позиция. Рост внутренней мотивации, обеспечивающий оптимальное развитие личности, зависит от социальных условий, которые поддерживают и охраняют автономию человека или же наоборот разрушают ее. Таким образом, внутренняя мотивация и сопровождающие ее проявления могут быть подорваны в условии чрезмерного контроля или при неустойчивости (нестабильности), что приводит к неадекватному развитию и психопатологии.
Также
Понятие внутренняя мотивация было введено для объяснения форм поведения, не поддающегося объяснению на основе побуждений и подкреплений.
На протяжении всей истории психологии теории мотивации пытались дать объяснения тому, почему люди ведут себя тем или иным образом. До недавних пор существовали лишь две основные теории системы для изучения мотивации.
- Теория, разработанная Зигмундом Фрейдом в качестве составной части его психоаналитической психологии, основывалась преимущественно на систематическом изучении им пациентов-невротиков: всю мотивацию можно свести к небольшому числу биологических побуждений или инстинктов: сексу и агрессии.
- Теория драйва К. Л. Халла, — развитая им как составная часть его теории научения, опиралась главным образом на экспериментальные исследования поведения крыс при прохождении лабиринтов. Всю мотивацию можно свести к небольшому числу биологических драйвов или инстинктов — жажде, сексу и избеганию боли.
Хотя многие формы поведения, например пищевое, имеют прямое отношение к побуждениям и влечениям, живым организмам также свойственно широкое разнообразие видов и форм поведения, не направленных непосредственно на удовлетворение драйвов.
В психоаналитической теории понятие сублимации указывает на возможность преобразования сексуальной энергии в энергию, направляемую на достижение «более высоких» целей. Это преобразование происходит в результате внутренних конфликтов между первичным влечением и индивидуальным восприятием требований окружения.
Теория драйва говорит о существовании вторичных драйвов — любой проявляющейся потребности в подкреплениях, не служащих удовлетворению первичных (основных) драйвов. Эти очевидные потребности во вторичных подкрепителях образуются благодаря процессу спаривания первоначального нейтрального стимула (например, нахождения выхода из лабиринта) с первичным подкрепителем (например, пищей). Таким образом, согласно этой теории, решение проблемных задач становится подкрепляющим, а у людей побуждение к их решению возникает, скорее всего, не потому, что решение задачи по существу своему способно удовлетворить, но потому, что оно ранее ассоциировалось с первичным подкрепителем.
Со временем все в большей степени становилась очевидной неадекватность обеих этих концепций для исследования мотивации. Г. Гартманн указал на то, что маленькие дети демонстрируют широкое разнообразие поведения, которое, по-видимому, не связано с каким-либо конфликтом (т. е. не является результатом сублимации), а Берлайн заметил, что различные виды активности, например исследовательская, появляются в таком раннем возрасте и осуществляются с таким рвением, что их невозможно объяснить вторичным подкреплением. В ответ на эти противоречия Роберт Уайт высказал предположение о существовании врожденной внутренней мотивацией, без которой невозможно эффективное взаимодействие индивида с окружающей средой.
Наиболее часто используемое определение внутренне мотивированного поведения формулирует его как поведение, происходящее в отсутствие какого-либо явного внешнего вознаграждения. Деси определил внутреннюю мотивацию через врожденные потребности быть компетентным и самостоятельно определять поведение в отношении своего окружения. Эти потребности лежат в основе широкого разнообразия видов и форм поведения, включая исследование, игру и научение, и мотивируют людей к непрерывному поиску и решению задач, оптимально или максимально соответствующих способностям и возможностям каждого. В отличие от теорий драйва, предполагающих, что люди предпочитают покой и минимальную стимуляцию, теория внутренней мотивации утверждает, что наряду с покоем они жаждут оптимальной стимуляции.
Деси и Райан объединили данные различных экспериментов и попытались согласовать их в рамках единой теоретической концепции. Они предположили, что любое событие в окружающей среде имеет два функциональных аспекта:
- Контролирующий (вызвать определенный исход поведения)
- Информационный (информировать людей о таких вещах, как их эффективность в какой-либо деятельности)
Если контролирующий аспект оказывается настолько выраженным, что начинает толкать людей к специфическим исходам, внутренняя мотивация будет подрываться, но если он предполагает противоположность контроля, а именно выбор, внутренняя мотивация будет усиливаться. Это означает, что воздействие внешних событий зависит от того, как они воспринимаются и интерпретируются реципиентом.