Site Loader

Содержание

4. Профессионализм государственного и муниципального служащего: типологические черты и признаки.


ПРОФЕССИОНАЛИЗМ:

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И ПРИЗНАКИ

Для того чтобы начать разговор о
профессионализме и профессиональной
культуре, хотелось бы в качестве
иллюстрации привести одну древнюю
даосскую притчу, в которой в наивной и
незамысловатой форме идет речь о
профессионализме:

«По дороге в царство Чу Конфуций вышел
из леса и увидел Горбуна, который ловил
цикад так ловко, будто подбирал их с
земли.

– Неужели ты так искусен? Или у тебя
есть Путь? – спросил Конфуций.

– У меня есть Путь, – ответил Горбун. –
В пятую-шестуго луну, когда наступает
время охоты на цикад, я кладу на кончик
своей палки шарики. Если я смогу положить
друг на друга два шарика, я не упущу
много цикад. Если мне удастся положить
три шарика, я упущу одну из десяти, а
если смогу удержать пять шариков, то
поймаю всех без труда. Я стою, словно
старый пень, руки держу, словно сухие
ветки. И в целом огромном мире, среди
тьмы вещей меня занимают только крылатые
цикады. Я не смотрю по сторонам и не
променяю крылышки цикады на все богатство
мира. Могу ли я не добиться желаемого?


Конфуций повернулся к ученикам и сказал:
«Помыслы собраны воедино, дух
безмятежно-покоен...» Не об этом ли
Горбуне сказано такое?» (Антология
даосской философии. М., 1994. С. 99–100).

В этой маленькой даосской притче сказано
главное о профессионализме: ловкость
и легкость работы, ее искусность, долгий
и, без сомнения, трудный путь приобретения
мастерства, полная, самозабвенная отдача
себя своему занятию, увлеченность,
самоотверженность, ибо для Горбуна
ничто на свете не существует, кроме
жизненно необходимого дела, – ловли
цикад, когда сам процесс и его результат
доставляют ему . неизъяснимое удовольствие
и счастье. Именно у человека, посвятившего
себя полностью своей деятельности,
«помыслы собраны воедино, дух
безмятежно-покоен». В этой притче как
бы намечены основные контуры портрета
профессионала (он имеет Путь, т. е. постиг
причину всех изменений, познал неизменное
и непреходящее), даны в сжатом, афористичном
виде признаки профессионализма и
профессиональной культуры.

КТО ТАКОЙ ПРОФЕССИОНАЛ?

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ,

ЕГО ЧЕРТЫ И ПРИЗНАКИ

Профессионализм – это высшая степень
совершенства в определенном виде
деятельности, это самый высокий уровень
мастерства, это также свершение дела в
превосходной степени.

В связи с таким кратким, «рабочим»
пониманием профессионализма вполне
уместен сразу же возникающий вопрос:
«А всякий ли специалист может занять
высшую ступеньку мастерства? Каждый ли
может достигнуть звания профессионала?»

Почему не каждый работник становится
профессионалом? Почему он не достигает
вершин в своем деле, своей профессии?
Думается, что ответы на эти и подобные
вопросы не столь просты. Все в конечном
счете зависит от самого человека, от
его желания, способностей, воли, от всего
того, что он будет делать, какую цель в
жизни поставит, как будет ее достигать,
т. е. вопрос о профессионализме упирается
в самого человека, в его веру в себя,
свои силы и способности, веру в достоинство
и свое предназначение. Здесь мы, по
выражению Гегеля, погружаемся «в голую
субъективность», когда невозможно
преодолеть «субъективной суетности
чувства и произвола желаний» (Гегель.
Философия права. М., 1990. С. 232). Человек,
который захочет стать профессионалом,
мастером высшей квалификации, может им
стать тогда, когда преодолеет, сможет
победить «голую субъективность поведения»
(там же).


Выше мы говорили, что профессия – это
«лицо» человека, его образ жизни; самое
главное в ней; нет человека без или вне
профессии. Профессия – это основа связи
индивида с другими людьми, способ его
социализации, а также средство
самоутверждения в обществе. Профессия
человека поглощает все его силы,
способности и таланты; в той мере, в
какой он начинает овладевать ею, она
поглощает его целиком и заставляет
служить себе. Так люди становятся
профессионалами. Профессионалами люди
не рождаются, а своей профессией они
овладевают многие и многие годы. Вот
как описывает Конфуций свой жизненный
путь: «В пятнадцать лет я ощутил стремление
учиться; в тридцатилетнем возрасте я
утвердился; достигнув сорока, освободился
от сомнений; в пятьдесят познал веление
Неба; в шестьдесят мой слух обрел
проникновенность; с семидесяти лет я
следую желаниям сердца, не нарушая меры»
(Конфуций. Лунь Юй. 2, 4. В кн.: Я верю в
древность. М., 1995).

Профессионализм – это не законченный
этап человеческой жизни, не некий
результат, в котором собран «абсолютный»
опыт определенного субъекта.
Профессионализм, профессиональная
культура не даны человеку изначально,
они также не могут быть получены на
практике, из непосредственного опыта
или же путем «чистого», «голого»
внеопытного обучения, т.е. посредством
изучения какого-либо предмета вне его
практического применения. Так, среди
фаз развития профессионала, которые
даны Е. А. Климовым (Климов Е. А. Указ.
соч. С. 418–425) и нами (гл.1), адепт и адаптант
являются первоначальными периодами
становления профессионала.

Каждая из этих фаз представляет собой
этапы профессионального совершенствования
в определенной сфере деятельности,
привыкания молодого специалиста к делу,
«вечному» занятию. Фаза безотчетной и
добросовестной компетентности, фаза
мастерства, или профессиональной
компетентности, служат показателем
того, что индивид уже овладел своей
профессией, познал ее секреты, может
решать самые сложные профессиональные
проблемы; работа мастера, в частности,
отличается своим неповторимым стилем,
а его результаты, как правило, «стабильно
хороши» (Климов Е.А.). Мастер всегда
авторитетен, чаще всего является и
наставником для молодых, начинающих
специалистов.

Предложенные Климовым фазы авторитета
и наставничества, на наш взгляд, излишни,
ибо любой мастер – уже профессионал по
определению, он уже обладает неотъемлемо
присущими ему атрибутами, т. е. авторитетом,
и чаще всего автоматически становится
наставником. Авторитет и наставничество
– это лишь степени, качества, принадлежащие
профессионалу по его природе, и выделять
их в особые фазы, пожалуй, нет никакой
нужды.


Для того чтобы стать профессионалом,
необходимо не только учиться своему
делу, но и овладевать профессией
практически. Но и этого мало. Необходимо
все свои «помыслы собрать воедино»,
посвятить себя своей специальности.
Поэтому профессионализм связан с
субъективной стороной человеческой
деятельности, с потребностью индивида
реализовывать свои потенции.

Одновременно с этим профессионализм –
объективная сторона деятельности
человека, так как она связана с
необходимостью совершенствовать самое
общество, способствовать улучшению
организации труда, повышению его
культуры, а следовательно, профессионал
в целом содействует общественному
прогрессу, благоприятствует движению
общества вперед, вместе с тем он
обеспечивает более высокую производительность
труда. Кроме того, профессионал бережно
относится к ресурсам, всегда может
предложить или улучшить условия труда,
рационализировать свое место работы и
т. д. Как правило, профессионал
дисциплинирован, ответственно относится
к делу, показывая пример добросовестности,
честности, добропорядочности. Он –
подлинная персонификация своего дела,
включая и социальные, гражданские
качества.

Профессионал, как правило, всегда
демонстрирует высокую степень совершенства
исполнения, он безупречен в своем деле,
своей профессии. Поэтому у мастера,
профессионала практически всегда
наблюдается прорыв к индивидуальному,
самобытному, неповторимому. Его всегда
узнают по его почерку, стилю, нестандартному
исполнению. Профессионал – это свой
стиль, безукоризненность реализации,
воплощения своего замысла. Для того,
чтобы замысел воплотился в полной мере,
по словам Микеланджело, необходимо
«отбросить все лишнее». Так он и поступил
в возрасте 26 лет. Один скульптор начал
высекать статую из мраморной глыбы
высотой более пяти метров, но испортил
мрамор и бросил его. Лучшие мастера,
даже Леонардо да Винчи, отказались
создавать скульптуру из искалеченного
мрамора. Вот тогда согласился работать
с этим мрамором Микеланджело. Через три
года упорного труда статуя была готова.
Она изображала отважного Давида, который,
согласно библейской легенде, победил
в единоборстве великана Голиафа. Этот
эпизод из жизни великого мастера
позволяет сделать вывод, что профессионал
ни от чего не отказывается, ничего не
выбрасывает и даже загубленный материал
может превратить в шедевр, в предмет
всеобщего восхищения.



Профессионал господствует над вещами,
его не могут парализовать мелочи и
случайности. Он всегда прорывается к
естественности и свободе. Однако здесь
необходимо сделать уточнение. Под
свободой мы подразумеваем не свободу
в политическом или юридическом,
гражданском смыслах, а так, как понимал
ее, к примеру, Монтескье: «Свобода есть
право делать все, что дозволено законами»
(Монтескье Ш. Л. Избр. произв. М., 1955. С.
289).

Профессионал свободен поступать,
обращаться с материалом при производстве
каких-либо вещей, в своей сфере деятельности
так, как он считает нужным, ибо он сам
себе закон, сущность вещей подчиняется
ему. Каждая профессия обладает различной
степенью свободы, и специалист в той
или иной области деятельности располагает
разной степенью свободы. Вот, к примеру,
как описывает Уильям Сомерсет Моэм
некоторые профессии с точки зрения их
свободы: «Плотник... не имеет той свободы
действий, какой пользуется самый
безграмотный писака, самый бездарный
мазилка. В известных пределах художник
может распорядиться своей жизнью, как
захочет. Что касается других профессий,
например врача или юриста, вы вольны
остановить или не остановить на них
свой выбор, но, раз выбрав, вы уже не
свободны. Вы связаны законами своей
профессии, вынуждены соблюдать те или
иные правила поведения. Программа ваша
предопределена. Только художник да еще,
пожалуй, преступник может составить ее
сам» (Моэм У. С. Подводя итоги. М., 1991. С.
59). В этих словах содержится определенная
доля истины. Действительно, люди
«свободных профессий» имеют большую
степень свободы, свободы распоряжаться
своей судьбой, временем, нежели люди,
«прикованные» к станку, полю, кульману.
В еще меньшей степени вольны в своих
действиях государственные служащие,
политические деятели, которые вынуждены
подчиняться протоколу, регламенту,
писаным и неписаным правилам служебного
этикета.

Когда речь идет о свободе мастера,
профессионала, имеется в виду прежде
всего состояние внутреннего раскрепощения,
состояние легкости, которая свойственна
только человеку, постигшему секреты
своего дела, ставшему внутренне
независимым, освободившимся от гнета
формы, техники, материала. В отношении
«мастер–материал» господствующим
всегда оказывается человек, который
подчиняет себе материал, переламывает
его неподатливость, упругость,
непокорность, превращает в прекрасные
вещи: картины, скульптуры, предметы
обихода и т. д.


Профессионал – это человек, который
соответствует своей профессии, дорос
до понимания своей ценности как личности.
У него есть максимально точное знание
своей роли в обществе, своего значения
как Мастера, как человека, могущего
принести немалые дары людям. «Действительный
человек есть ряд его деяний, – замечает
Гегель. – Если совокупность его деяний
не имеет ценности, то и человек не имеет
ценности. Внутреннее и внешнее должны
быть фиксированы в этом тождестве»
(Гегель. Философия права. С. 418).

«Действительный человек» как профессионал
в самом точном значении этого слова
разливает вокруг себя положительные
эмоции, оптимистическое мировосприятие
заражает окружающих уверенностью в
себе, он также может несколько
снисходительно относиться к ошибкам и
невольным промахам других, его же
собственные редкие просчеты рассматриваются
им как возможность повысить свое
мастерство, чему-либо еще научиться.
«Начинает порою казаться – так и надо,
начинает порою казаться, что всему
научился», – писал Иосиф Бродский
(Бродский И. Стихотворения. Таллинн,
1991. С. 42).

Профессионал всегда красив и своим
отношением к делу, и отношением к
окружающим, и отношением к жизни в целом.
Он красив прежде всего в процессе работы,
от него исходит как бы внутреннее сияние,
некая аура окружает его в то время, когда
он что-либо делает. Но профессионал не
только красив, но еще и мудр. «Мудрость
в искусстве мы признаем за теми, – писал
Аристотель, – кто безупречно точен в
своем искусстве; так, например, Фидия
мы признаем мудрым камнерезом, а Поликтета
– мудрым ваятелем статуй, подразумевая
под мудростью, конечно, не что иное, как
добродетель, т.е. совершенство, искусство»
(Аристотель. Никомахова этика. 1141 а
10–12). Профессионал, следовательно, мудр,
так как в своем деле он достигает
совершенства, являясь «безупречно»
точным в нем.

Будучи «мудрым», профессионал
бесконфликтен, т.е. он избегает столкновений
во взаимоотношениях между коллегами
по работе, потому что он не вступает в
противоречия ни по общим, ни но частным
вопросам; он тем самым демонстрирует
высокий уровень культуры общения,
грамотность и воспитанность в сфере
межличностных отношений. Кроме того, у
профессионала нет времени участвовать
в ссорах и сварах, – он всегда выше
этого: конфронтация – не его «стиль
жизни». Контроль за своим поведением,
постоянное сохранение собственного
достоинства, уважение к себе и к своему
делу, культура общения – все это и другие
параметры создают основы бесконфликтности
профессионала. Как правило, он всегда
сосредоточен на деле, не отвлекается
от него по пустякам, не знает праздности,
он спокоен, уверен в себе, в своей работе,
которую делает качественно, первоклассно,
применяя совершенные методы и средства
труда. О таких мастерах своего дела,
людях, искусных в каком-либо виде
деятельности, говорят: «мастер на все
руки», «золотые руки», «у него легкая
рука», «такому человеку цены нет» и др.,
подчеркивая тем самым высокое достоинство,
высшую степень качества работы данного
профессионала, человека, по праву
занимающего верхнюю ступеньку в
иерархической лестнице служебных
званий, должностей, титулов, чинов и т.
д.


Поэтому-то профессионал практически
не делает брака, крайне редко у него
бывают срывы в работе, неудача обходит
его стороной. Он все делает чисто,
аккуратно, без помарок, филигранно,
проявляя одновременно с этим и высокую
степень ответственности и гордости за
свою работу. Вот почему профессионала
следует назвать человеком, который не
допускает осечек; всякого рода невезения
не свойственны ему. Но это, конечно, не
является свидетельством того, что
профессионал не допускает кое-каких
погрешностей в своей работе. Как правило,
их процент ничтожно мал по сравнению с
тем, что совершают ремесленники «средней
руки». Вот это и дает основание считать
профессионалов теми людьми, которые
способствуют развитию культуры,
общественному прогрессу, которые
олицетворяют выдающихся работников,
мастеров с исключительным по глубине,
широте и масштабу размахом деятельности.

Мы нарисовали как бы «идеальный образ»
профессионала, и может создаться
впечатление, что он далек от реальности
и на самом деле не существует. Но ранее
мы уже обращали внимание на то, что
проводим, или, точнее, даем теоретический
«срез» данной проблемы, и потому
останавливаемся на типичном, свойственном
профессии и родам деятельности.

Дело в том, что теоретический анализ
какого-либо предмета, вопроса или явления
включает в себя типологический подход.
Ученый прибегает к нему тогда, когда
возникает острая необходимость,
во-первых, упорядочить описание множества
разнообразных явлений, объектов;
во-вторых, изучить, установить и выявить
закономерности, связывающие эти явления
на основе анализа их признаков, черт
или свойств; в-третьих, отразить облик,
структуры исследуемого множества
объектов с точки зрения их сходства или
же различия; в-четвертых, создать
представление об общих причинах, корнях,
признаках различных явлений; в-пятых,
дать научное, историко-теоретическое
объяснение существования объектов, а
также описать вновь изучаемые явления
на основании уже ранее известного и
соотнести их с явлениями, которые
необходимо изучить.

Центральным звеном типологического
подхода является понятие «тип», отражающее
определенные реальные явления и процессы,
то общее, что показывает единство в
многообразии, т. е. то общее, которое
интегрировало в себе многообразие
особенного и единичного, воплотило все
богатство особенного и индивидуального.
Тип стирает различия индивидуального
и одновременно с этим устанавливает
сходство между объектами и явлениями.
Любой тип, будучи единством в многообразии,
демонстрирует свою парадоксальную
природу: чем больше сходства между
предметами, тем меньше между ними
различия, и наоборот. А всякое сходство
рождает подобие, тождество, наличие
единства многих различных сторон,
свойств, качеств, но не самих по себе, а
наряду с предметами, объектами, которым
они присущи, без которых они сами по
себе существовать не могут. Вот так и
каждая профессия несет в себе сходство
и различие; таким же способом можно
обнаружить тождество и различие в
профессиональной деятельности людей,
занятых в различных сферах производства.

С помощью типологического подхода
устанавливается родство предметов,
явлений, процессов по наиболее существенным
и важным признакам, а также отличие их
друг от друга. Данный подход во многом
облегчает процесс познания, дает
возможность находить скрытые закономерности
между явлениями и предметами, объяснить
их сущность с точки зрения науки. Так,
государственную службу следует отнести
к типу профессий, обозначаемых как
система «человек – человек». Каждый
тип профессии формирует профессионалов,
– людей высокой квалификации, достигших
высшей степени совершенства в своем
деле, высокого мастерства. Применение
типологического подхода позволяет
найти общие, существенные, важные
признаки профессионализма. Вот о том,
каковы эти основные черты и признаки
профессионализма, сейчас и пойдет речь.
С помощью типологического метода будет
дан ответ на вопрос: «Что делает человека,
занятого определенным родом деятельности,
профессионалом?»

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИЗНАКИ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Главное, что делает индивида профессионалом,
– это знания, но прежде всего знания по
своей профессии, своему делу, специальности.
Они должны быть прочными, усвоенными
на всю жизнь. В то же время это знания,
которые будут постоянно пополняться,
углубляться.

Полученное как результат индивидуальных
познавательных усилий знание способствует
становлению и развитию личности, а
специальные, т. е. профессиональные,
знания становятся мерой трудовой
активности человека. Провозглашенный
в самом начале XVII в., но популярный и
наши дни лозунг Ф. Бэкона «знание –
сила» был уточнен и дополнен его
современником и соотечественником Т.
Гоббсом: «Знание есть только путь к
силе». И это верно, потому что знания,
будучи идеальной, духовной формой
деятельности, становятся силой в том
случае, если они направлены на их
реализацию, практическое применение.
Тот, кто горит желанием не только знать
свое ремесло, но и стремится применять
его с наибольшей пользой, становится
профессионалом. Для него знания являются
основной питательной средой, он должен
непрерывно их пополнять, обновлять.
Модная сейчас концепция «непрерывного
образования» была для подлинного
профессионала жизненно актуальной и
действенной в течение всего времени
существования профессиональней
деятельности. И лишь знания, отвечающие
требованию дня, дают возможность человеку
практически применять свои силы.

Профессионал знает свое дело в
совершенстве, как свои пять пальцев, т.
е. досконально, основательно; он все,
что знает о своей деятельности, профессии,
может выразить кратко и точно. Например,
Гегель в беседе с Гёте определил сущность
диалектики так, как никто не смог это
сделать до него: «Собственно диалектика
не что иное, как упорядоченный, методически
разработанный дух противоречия, присущий
любому человеку, и в то же время великий
дар, поскольку он дает возможность
истинное отличать от ложного» (Эккерман.
Разговоры с Гёте в последние годы его
жизни. Ереван, 1988. С. 547). Или вот каким
образом определяет суть управления
один из классиков менеджмента Анри
Файоль: «Управлять – значит предвидеть,
«организовывать, распоряжаться,
координировать и контролировать»
(Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г.
Управление – это наука и искусство. М.,
1992. С. 12).

Постигнув сущность своего дела, проникнув
в его «святая святых», профессионал
понимает и устанавливает внутренние
связи и отношения как в самом деле, так
и с рядом ближайших профессий, органично
с ним связанных. Вообще-то профессионал
не имеет какого-либо одного, единственного
источника знаний. Профессионал всегда
и везде учится, он «нацелен» на знание.
У профессионала природная установка
на знание, на сообщения, на факты, на
сведения о своем деле, ремесле, и эту
информацию он черпает из окружающего
мира. Практически все, с чем соприкасается
профессионал, может служить ему бесценной
базой данных. Поэтому никто не может
установить сколько-нибудь точного
объема знаний профессионала, – они не
поддаются количественному исчислению.
Знания – это всегда и во всем – качество,
необходимая степень понимания своей
деятельности, своей работы. Профессионал
– это не только знания, но в первую
очередь, – это выход, точнее, переход
за пределы знаемого, вторжение в область
трансцендентального, в ту сферу, что
парит над обыденным и повседневным.

Все знания у профессионала переработаны
в четкий план действий, стали основой
его опыта, мастерства, виртуозного
овладения секретами мастерства. При
характеристике профессионализма и его
первого признака – знания и овладения
им – следует указать на прямую связь с
уровнем квалификации, под которой
понимается степень годности работника
для выполнения данного вида труда или
же степень совершенства овладения
профессией, уровень подготовленности.
Приобретая знания, обучаясь своей
профессий, человек сам творит себя как
работника высшей квалификации, и поэтому
она выступает как чисто индивидуальное
свойство данного человека, являясь
качественней характеристикой развития
его как профессионала (см.: Человек и
мир профессий. Свердловск, 1990. С. 25–26).
Фактор «знания», их уровень, степень и
качество служит первейшим и важнейшим
признаком профессионализма и профессионала.
Вспомним притчу царя Соломона: «Видел
ли ты человека проворного в своем деле?
Он будет стоять перед царями; он не будет
стоять перед простыми» (Книга Притчей
Соломоновых // Библия. 22:29).

Профессионал, являясь человеком высокой
квалификации, обречен непрерывно
накапливать свои знания. Для него знания
становятся действительной силой только
в соединении с трудом, его профессией,
а также с применяемыми методами и
средствами деятельности. Отсюда мы
делаем вывод, что, во-вторых, профессионализм
обнаруживается в умении применять
различные гибкие, эластичные, отвечающие
ситуации, конкретным обстоятельствам
методы, средства, приемы – все то, что
служит действенным и эффективным
способом достижения необходимого
результата.

В самом общем виде «метод» – «путь к
чему либо» – способ человеческой
деятельности в любой ее форме. Метод в
той или иной форме сводится к совокупности
определенных правил, приемов, способов,
норм познания и действия. «Он есть
система предписаний, принципов,
требований, которые должны ориентировать
в решении конкретной задачи, достижении
определенного результата в той или иной
сфере деятельности... Главное предназначение
любого метода – на основе соответствующих
принципов (требований, предписаний и
т.п.) обеспечить успешное решение
определенных познавательных и практических
проблем, приращение знания, оптимальное
функционирование и развитие тех или
иных объектов» (Кохановский В. П.
Диалектико-материалистический метод.
Ростов н/Д, 1992. С. 8, 9). Проблема метода –
это вопрос о том, каким способом
достигается истинное знание и преобразуется
действительность. Специалист обладает
каким-либо методом, если знает по крайней
мере три вещи: во-первых, каким способом,
каким образом можно действовать;
во-вторых, в какой последовательности
своих действий решать те или иные
проблемы; в-третьих, умеет применять
имеющиеся знания на практике.

Метод – это не что иное, как осознанный
способ действия; в нем содержатся
рекомендации относительно того, как
использовать знания, а также какими
приемами пользоваться в своей работе.
«Метод выступает как программирующее
знание, которое определяет характерные
черты данного вида деятельности и
показывает, как именно, каким образом
надо здесь действовать» (Кохановский
В. П. Указ. соч. С. 11).

Прием – это понятие, которое выражает
прежде всего отдельное действие, особый,
чаще всего единичный способ в осуществлении
чего-либо; например: «заведующий отделом
обучил молодого специалиста, как отвечать
на вопросы посетителей», или: «он
стремился овладеть приемами ораторского
мастерства». Что касается понятия
«средство», то оно выражает способ
действий для достижения определенной
цели, а также орудия (предметы, совокупность
каких-нибудь приспособлений) для
осуществления определенной деятельности.
Понятие «средство» соотносится с
понятиями «цель» и «результат».

Грамотное, рациональное овладение
методами своей деятельности служит
ярким показателем того, что специалист
превращается в личность, соединяющую
знание с практикой. Ведь профессионал
не только в совершенстве знает свое
дело, но и предлагает оригинальные идеи,
ставит и рождает новые нестандартные
идеи и цели деятельности. Профессионал
в первую очередь тот, кто обладает
знанием принципов и методов, средств и
приемов достижения искомых результатов
этой деятельности.

В процессе работы на первом месте стоит
решение вопроса не «что делать?», а «как
делать?», «каким способом?». Поэтому
проблема метода всегда занимала очень
важное место в самой деятельности, ибо
«метод необходим для отыскания истины»
(Декарт Р. Правила для руководства ума.
М.; Л., 1936. С.60). Так же размышлял Аристотель:
«... Никто другой из мастеров не сомневается
в целях, но, поставив цель, он заботится
о том, каким образом и какими средствами
ее достичь...» (Аристотель. Никомахова
этика. 1112 b 15–17). Действительно, каждый
работник, тем более высокого класса,
больше внимания уделяет средствам, так
как в них «проявляется разумность как
таковая», и они (средства) «нечто более
высокое, чем конечные цели» (Гегель).

Подлинный профессионал в средствах,
приемах, методах видит нечто вечное,
надежное орудие своей деятельности; он
обладает ими в полной мере тогда, когда
знает, как, в какой последовательности
действий решать те или иные проблемы,
с помощью каких орудий, инструментов,
средств обеспечить кратчайшее движение
к результату. Настоящий профессионал
никогда не прибегает к методу «проб и
ошибок», наверное зная, что это один из
самых расточительных, неэффективных и
затратных методов, тем более, что его
бездумное применение всегда ведет к
«наказанию» за допущенные «ошибки».Но
и любой апробированный, научный метод
сам по себе ничего не решает: метод не
может перейти за свои пределы; он может
лишь указать направление пути, организовать
самое деятельность, но он не может
автоматически предопределить успех
дела.

В любом методе содержатся как запрет,
недопустимость каких-либо действий,
так и определенного рода указания,
рекомендации, предписания относительно
того, как действовать эффективно,
качественно, с минимальной затратой
энергии.

Ничто не дисциплинирует деятельность
так, как верно выбранный метод. Поэтому
профессионал вполне сознательно
обращается к тому методу и средству,
которые кратчайшим путем приводят его
к удаче, позитивному решению проблемы.
Знание методов и приемов дает профессионалу
подлинную свободу действий, служит
показателем того, что он уже достиг
высокого уровня мастерства, преодолел
все «школьные премудрости», вырвался
на простор творчества, созидания нового,
и с этого момента начинается понимание
сущности своей деятельности, завоевания
вполне заслуженного авторитета,
известности и признания. В это время он
способен уже обнаружить невидимые ранее
связи и отношения, проникнуть в самую
суть дела, «помыслы собрать воедино»,
как это мы видели в случае с Горбуном –
ловцом цикад. С данного момента –
возникновения союза знаний и методов
– начинается новый этап профессионализма,
превращение всей деятельности в
единственное условие бытия, в неугасимое,
вечное совершенствование. Вот что об
этом сказал афроамериканский деятель
Букер Тальяферро Вашингтон: «Я убежден,
что жизнь любого человека должна быть
наполнена постоянными и неожиданными
стимулами, которые будут побуждать его
держаться каждый день на самом высоком
уровне» (Великие мысли великих людей
// Антология афоризма: В 3 т. Т. 3. С. 121).

Третий типологический признак
профессионализма любого вида деятельности
проявляется в том, что профессия
становится образом жизни человека, его
жизненной потребностью, по сути дела
только одним-единственным источником
существования.

Профессия, как отмечалось выше,
детерминирует все другие виды деятельности,
которыми может заниматься индивид в
течение своего существования, своей
взрослой профессиональной жизнедеятельности.

Философско-социологическая категория
«образ жизни» отражает совокупность
«типичных» видов жизнедеятельности
индивида, социальной группы, общества
в целом, которая берется в единстве с
условиями жизни, дает возможность
комплексно и во взаимосвязи рассматривать
основные сферы жизнедеятельности людей:
их труд, быт, общественную жизнь и
культуру, выявлять причины их поведения
(стиль жизни), обусловленного укладом,
уровнем, качеством жизни (Философский
энциклопедический словарь. М., 1983. С.
446). Из данного определения видно, что
образ жизни индивида напрямую связан
с характером его деятельности, с привычным
способом реализации ее в ставшем
привычным труде, с подчинением ей всего
своего поведения в быту, в общении, во
всем строе и образе мышления.

У профессионала, строго говоря, нет или
практически нет (помимо своего пожизненного
дела) увлечений, «хобби» или же сильных
пристрастий, которые бы поглощали всю
его жизнь, все свободное время. На все,
что происходит, он смотрит с позиции
того дела, которому посвятил всю свою
жизнь. Его работа, вид его деятельности
– это и главное содержание жизни, и
высочайшая ценность, придающая
профессионалу чувство собственного
достоинства, уважения других людей
труда и, наконец, самоуважения.

Профессионал – это глубоко уважающий
себя человек, высоко ценящий свое ремесло
и неотделимый от него образ жизни.
Последний полностью, без остатка
покрывает весь жизненный, деятельный
путь человека, не оставляя места и
времени для всякого рода любимых занятий,
страстей, «слабостей», которые отвлекали
бы чрезмерно от «вечного» ремесла.
Конечно, в жизни любого человека, в его
суетном круговороте дел есть место для
отдыха «души», но это не исключает, а,
напротив, утверждает нас в мысли, что
профессионал – это образ его жизни,
включающий в себя быт, общественные
дела, стиль и уклад жизни, чувство
собственного достоинства. Вот как об
этом однажды сказал Гегель: «Круг жизни
крестьянки очерчен ее коровами – Лизой,
Чернушкой, Пеструшкой и т. д., сынишкой
Мартеном и дочкой Уршелыо и т. д. Философу
так же интимно близки – бесконечность,
познание, движение, чувственные законы
и т. д. И что для крестьянки ее покойный
брат и дядя, то для философа – Платон,
Спиноза и т. д. Одно столь же действительно,
как и другое, но у последнего преимущество
– вечность». (Гегель. Работы разных лет:
В 2 т. Т.2. М., 1973. С. 532). Главное внимание
здесь обращено на равновеликость
деятельностей, на «действительность»
как единство существования и сущность
этого существования. И все дело только
в качестве деятельности, разности
занятий, но не в погруженности в самое
дело, которое стало неотторжимым от
образа жизни.

Образ жизни профессионала – не только
труд сам по себе, деятельность как
таковая, а труд, связанный со всеми
другими видами и формами жизнедеятельности
человека, это деятельность, прекрасней
и богаче которой нет вообще, это работа,
поглощающая индивида целиком, безо
всякого остатка. Образ жизни как бы
суммирует все многообразие сферы
деятельности человека, придает ей
качественную определенность,
самодостаточность.

Четвертым признаком профессионализма
является то, что он раскрывается в
способности передать свои знания, опыт
и навыки, научить «неофитов» выполнять
свою работу сознательно, творчески, не
шаблонно.

Вот это умение – быть учителем, наставником
и есть верный показатель высокого
профессионализма, признак, который
свидетельствует о том, что субъект
овладел «тайнами» мастерства, смог
проникнуть в самую суть своей профессии.

Профессионал, как педагог, может не
только изложить основы, сущность
проблемы, содержание вопроса, но и
вскрыть невидимые связи и отношения
между объектами анализа, продемонстрировать
(или по крайней мере указать) эффективные
методы решения проблемы, предложить
несколько вариантов их разрешения.
Правда, в некоторых видах деятельности
«ученик» следует полезному совету
наставника: «делай, как я» (это в большей
мере свойственно обучению профессиям
системы «человек–техника», где необходимо
выработать точность, размеренность и
быстроту движений, хорошую координацию
и т. д., к примеру, при обучении танкистов,
летчиков, водителей разного типа машин
и др. («следи за каждым моим движением...»).
Но позже наставник рекомендует поступать
во всем творчески, самостоятельно,
рационально, опираясь на накопленный
ранее опыт.

Конечно, степень, да и само умение научить
«делу» приобретается в течение многих
лет, и не всегда человек, в совершенстве
знающий свою профессию, может легко и
непринужденно научить «прозелита»,
передать свое мастерство – здесь нужны
и определенный талант, и некоторые
усилия над собой, так как многое зависит
от личных качеств самого учителя.

Профессия учителя, как никакая другая,
являет собой полное тождество человека
и должности – по крайней мере должна
таковой быть. Основная задача преподавателя
– «подвести ученика к осознанию его
задатков и сил и в то же время воспитать
в нем то благородное любопытство, ту
высокую неудовлетворенность, что дают
силу любви к наукам, к духовности и
красоте» (Гессе Г. Избранное. М., 1991. С.
345– 346). Главный герой романа Г. Гессе
магистр Игры в бисер Кнехт приходит к
мысли, что учитель испытывает, во-первых,
«радость, передавая свое духовное
достояние другим и видя, как оно при
этом совершенно меняет свои формы и
оказывает совершенно иное воздействие,
т.е. радость учить, а во-вторых, борьбу
с личностью студента и ученика, желание
завоевать авторитет и руководящее
положение и пользоваться ими, т. е.
радость воспитывать» (там же. С. 225).

Действительно, только человек,
«обремененный» знанием, своей «терпеливой
строгостью» (Гессе), может, испытывая
двойную радость, превратить адепта,
ученика в подлинного мастера, профессионала.
При этом растет и самое мастерство
учителя, он превращается в истинного
виртуоза, человека, у которого работа
горит в руках. Не утверждая со всей
категоричностью, что слияние в одном
лице профессионала и учителя в истории
культуры не столь уж редкое явление,
все же можно отметить, что тогда, когда
эти два лица, две роли совпадают, тогда
выигрывают и сама профессия, и ученик,
и наставник, и сама культура. При этом
могут возникать направления, определенные
школы. Вспомним хотя бы великого актера
и педагога К. С. Станиславского, поэтов
Маяковского и Бурлюка с их школой
футуризма, и т. д.

Развитие профессионализма 4 буквы


Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Усиление, укрепление

Ответ: Рост

Вопрос: Увеличение в числе, в размерах, развитие

Ответ: Рост

Вопрос: Размеры человека или животного в высоту

Ответ: Рост

Вопрос: Увеличение организма или отдельных органов в процессе развития

Ответ: Рост

Вопрос: Совершенствование в процессе развития

Ответ: Рост

Вопрос: Процентная прибыль на отданные взаймы деньги

Ответ: Рост

Вопрос: Высота

Ответ: Рост

Вопрос: Высота; увеличение показателя; роман Кетлинской

Ответ: Рост

Вопрос: Название сюрреалистической скульптуры Ганса Арпа

Ответ: Рост

Вопрос: Общее у игроков баскетбольной команды

Ответ: Рост

Вопрос: Увеличение показателя

Ответ: Рост

Вопрос: Увеличение в числах, размерах

Ответ: Рост

Вопрос: Увеличение организма или отдельного органа в процессе развития

Ответ: Рост

Вопрос: Черта, объединяющая топ-моделей с баскетболистами

Ответ: Рост

Вопрос: 165 в 165-90-90

Ответ: Рост

Вопрос: Российский фотограф, журналист, писатель, актёр, член попечительского совета благотворительного фонда «Созидание». (фамилия)

Ответ: Рост

Вопрос: Процесс увеличения какого-либо качества со временем. Качества могут быть как физическими, так и абстрактными :

Ответ: Рост

Вопрос: Высота человека, животного; размер по высоте

Ответ: Рост

Вопрос: Линейный прогресс в развит. ребёнка

Ответ: Рост

Вопрос: Метр с кепкой как длина человека

Ответ: Рост

Вопрос: Развитие в мастерстве

Ответ: Рост

Вопрос: Параметр одежды "в длину"

Ответ: Рост

Вопрос: Прогресс по-простому

Ответ: Рост

Вопрос: Повышение мастерства

Ответ: Рост

Вопрос: Габарит человека по вертикали

Ответ: Рост

Вопрос: Мешанина из слова "трос"

Ответ: Рост

Вопрос: 180 см у топ-модели

Ответ: Рост

Вопрос: Размер, отмеченный на косяке

Ответ: Рост

Вопрос: Карьерное развитие (образн.)

Ответ: Рост

Вопрос: "Метр с кепкой" - о чём так говорят?

Ответ: Рост

Вопрос:

4 типа профессиональной зрелости сотрудников


Уверен, что существует много теорий определения типов сотрудников. Тем не менее за период моего опыта работы руководителем отдела продаж в автобизнесе мне особо запомнилась именно эта.

Это краткая вводная статья на тему ситуационного лидерства. Думаю, что мы сделаем небольшой цикл по самым интересным моментам этой теории менеджмента.

Хочу заранее пояснить термин “Мотивация”, применительно к этой статье – это НЕ только деньги. Это вообще в больше степени НЕ про деньги.

Любого сотрудника можно отнести к одной из 4-х стадий зрелости:

  • 1.“Увлеченный новичок”: нет знаний и умений, но есть мотивация. Готов делать любую работу, в любое время. Конечно, может допускать ошибки и тем не менее это как раз та стадия, когда у сотрудника "горят глаза".b_57f35b2a2384a.jpg
  • 2.“Разочарованный дилетант”: есть определенные знания, умения, навыки, но нет мотивации. Думаю, что могу, но не очень хочу что-то делать. Это про них. Именно на этой стадии человек принимает решение о том - на своём ли он месте. Он занимается тем, чем хочет или нет? Для него важно поставить ту цель, которая отвечает его внутренней мотивации.b_57f35b38a14ab.jpg
  • 3.“Разочарованный профессионал”: есть знания, умения, навыки, но нет мотивации.На самом деле довольно опасная категория. Как правило в этом состоянии сотрудники начинают "разлагать" коллектив разнося по офису миазмы уныния. Ему точно нужна поддержка.b_57f36ef605324.jpg
  • 4.“Увлеченный профессионал”: есть знания, навыки и мотивация. Самый ценный кадр. Основная задача руководителя - продержать его на этой стадии как можно дольше и не дать скатиться к "Разочарованному профессионалу". Именно таким людям нужно делегировать полномочия. Это позволит решить больше задач и сохранить мотивацию такого сотрудника. b_57f35b4fe23af.jpg

Кончено, мы все хотим иметь сотрудников “увлеченных профессионалов”, но их нужно долго растить)

Для чего нужно знать к какому типу относится подчиненный? По большому счёту существует 2 крупных причины:

  • 1.Знать, как им управлять.
  • 2.Какие задачи поручить.

В данной статье я не буду останавливаться на особенностях стилей управления. Просто выделю 4 стиля руководство и покажу для какого типа стоит их применять. Если это кому-нибудь будет интересно, то в следующей статье затрону это подробнее.

b_57f36e6fb1c59.jpg

Все эти вещи относятся к теории ситуативного лидерства. Тем, кого это заинтересовало рекомендую погуглить в интернете более полные источники на эту тему.

В следующей статье хочу затронуть типы восприятия подчиненных с точки зрения мотивирования. Это интересно?)

P.S. Ну а за отраслевыми решениями и доработками amoCRM оставляйте заявку здесь.

P.S.S. Да, сайт на Тильде – нам она нравится)

4К: компетенции будущего


Этот тренд, задумка маркетологов, обозначает сочетание
следующих понятий: критичность мышления, кооперация, коммуникации и
креативности. В XXI веке это внезапно стало популярным.

Компетенции XXI века

По подсчётам и выводам специалистов, благодаря которым
всемирный экономический рынок развивается по ускоренной траектории, в 2015 г.
было выделено десять требований, которые должен был решать современный
коммерсант, предприниматель, руководитель:

Именно так эти черты и способности располагались, начиная с
самой верхней.

Четыре компетенции XXI века

К 2020 году появилась обоснованная предпосылка – к исключению лишних и оставлению лишь самых нужных компетенций. Они получили называние 4K. Для них был придуман термин Soft Skills (изменяемая «прокачка» сотрудников, «надмозговые» способности) — то, что сделало бы современных предпринимателей по-настоящему успешными. Антиподом данному явлению послужили оставшиеся в прошлом Hard Skills («внутримозговые» способности, заранее заданные, неизменяемые навыки) – то, чем человек когда-то овладел, и до сих пор проработал в течение ряда лет. При этом он не задумывался о том, что можно двигаться и дальше, осваивать новое — а не стоять на месте. 4К – креативность, критика, коммуникация и координация, — если быть покороче.

Коллаборация простыми словами

Коллаборация – это, дословно говоря, сотрудничество,
взаимодействие, партнёрство. Путём сотрудничества удаётся тонко координировать
работу друг друга. Это свойство используется при работе в одной фирме – или в
составе группы компаний, концерна, корпорации, медиагруппы и т. д. Коллаборация
– путь к слаженности, чёткости в достижении общих целей.

Эта характеристика жёстко связана с коммуникацией: не будь
средства общения – не было бы и общих стремлений. Однако это не просто связь
между действующими лицами, а проявление настоящего профессионализма. Кроме
определения общей цели и способов её достижения, сразу же распределяются роли
между каждым из сотрудников. Она же позволяет оценить результаты, не
замедлившие сказаться вскоре после начала совместной работы.

Как развить критическое мышление?

Научиться критически мыслить, на первый взгляд, несложно.
Оперируя понятиями о правде и лжи, предпосылках, последствиях и их сравнении,
вы сделаете первый шаг, чтобы приподняться над безликой и серой массой. Высшая
цель критического мышления – найти истину на своём опыте. Это не следование
каким-либо канонам и установкам. Эти шаги следующие:

  1. Самопознание, или метапознание. Сделать выводы
    из того, что за сегодня произошло, и измениться ещё немного – один из первых
    шагов.
  2. Дедукция
    – переход от общего к частному. Насколько определённые установки, проверенные
    обществом, соответствуют вашим?
  3. Проверка достоверности получаемых сведений.
    Бывают авторы каких-либо трудов, неизменно портящие реальную картину в угоду
    своим «шкурным» интересам, извлечению прибыли. Это не значит, что, увидев
    табличку с надписью «Опасно для жизни», нужно прикоснуться к токоведущим
    контактам.
  4. Свои постулаты нужно проверить ещё раз.
    Неизвестно, сработает ли ваша стратегия при очередном удобном случае.
  5. Если встала проблема – нужно найти как можно
    больше способов её решения.
  6. Обрести склонность к критическому мышлению можно
    по следующей схеме: теоретическая подготовка, ознакомление с задачей, поиск и
    вывод решений, выбор конечного решения и оценки достигнутого результата.
  7. Творческий подход – способность находить
    нестандартные решения по любому вопросу, отработка всех возможных ходов. Один
    из них вполне может оказаться реальным.
  8. Не нужно ничего бояться – ни религиозных
    канонов, ни политических предубеждений, ни критики действий вышестоящих руководителей.
    Именно критическое мышление отделяет людей от тех же обезьян.

Соблюдение данных правил приблизит вас к тому, чтобы
научиться мыслить критично.

Что означает коммуникабельность?

Дословно коммуникабельность означает отзывчивость. Это
способность к установлению контактов с новыми людьми, обретение новых связей,
помогающих в какой-то степени выжить. Под это определение попадает и рабочий
лад (совместимость). Без коммуникабельности трудно представить согласованную
работу конкретной команды, коллектива. Невозможно без коммуникабельности
построить как взаимовыгодные деловые, так и личные отношения. Профессии, в
которых имеет значение работа с потоком клиентов, клиентоориентированность
конкретной фирмы, — туда же. Вы пришли в «Связной» или «Евросеть» за новым
смартфоном или нетбуком – правильно, продавцы-консультанты предлагают вам
возможные подсказки, позволяющие быстрее определиться с выбором модели
устройства, которая вам нужна в данный момент.

У каждого человека, личности, свои способности к коммуникативности.
Коммуникабельный человек – тот, кто работает над собой, повышает свой
профессионализм за счёт обретения нужных деловых связей и контактов, да и не
просто общается и что-то получает, но и отдаёт этим взамен. Простейший пример –
вы обменялись номерами телефонов, чтобы продолжить контактировать друг с
другом. Однако коммуникабельность закладывается не без помощи родителей. Если
бы вы росли на улице, а не дома у своих родителей, у вас был бы абсолютно иной
уровень образования. Нет, конечно, прохожие могут по отдельности всему со
временем научить, но где гарантия, что абсолютно чужие люди вам дадут именно
тот уровень, что дали бы вам ваши родители, стремясь уберечь вас от
необдуманных слов и поступков.

Одно из достоинств коммуникабельности – отсутствие предвзятости
к чужим взглядам на эту жизнь. Заражённые, предубеждённые каким-либо мнением
люди подчас не способны мыслить критически – но не подряд осуждая всё, что им
не нравится, а сознательно и творчески критикуя, разносторонне доказывая или
опровергая те или иные убеждения. Именно эта способность – непредвзятость,
наблюдательность, выстраивание верных решений – с сохранением связей и
контактов, является половиной секрета успеха в любой сфере деятельности.

Креативность в бизнесе

В серьёзной занятости креативность не менее важна, чем три
другие черты, о которых говорилось выше. Та же компания Apple не создала бы
iPhone, положивший конец «клавиатурным» смартфонам. Здесь важно соблюдать 10
важнейших приёмов.

  1. Чтобы привлечь идеи, переключитесь на любимое занятие.
    Озарение станет вашим частым гостем. Даже если это уже воплотили, правило
    «Сделай лучше других» никто не отменял.
  2. Выскажите самому себе все правила, по которым
    должно было бы развиваться ваше детище. Затем уберите любое из правил – и
    понаблюдайте, как результат бы менялся. Когда вы ставите перед собой задачу –
    выделиться, сделать то, чего на рынке нет, — используйте любой из вариантов,
    который бы пришёл вам в голову, но которого, возможно, нет ещё нигде в его
    воплощении.
  3. Попробуйте найти причину того, что у вас не
    получается на данном этапе. В обнаруженной причине ищите другую, свойственную
    ей причину. Повторите это действие пять раз, возведите причину неудачи в пятую
    степень. Это поможет увидеть корень проблемы- и устранить его.
  4. Активно ищите мешающую вам проблему. Например,
    если не хватает времени на решение основного вопроса, спросите себя: что
    сделать, чтобы его выиграть? Что отложить на потом, сделать малозначимым?
  5. Формулируйте мысли просто. Вспомните правило
    «одного SMS-сообщения»: чтобы донести до окружающих важность своего дела, не
    превышайте длину в 160 знаков (включая пробелы).
  6. Прикиньте: вы не родились. Люди вашего времени
    живут без вас. О чём бы они подумали, чего бы пожелали, если бы вы были?
    Попробуйте убрать кого-либо из великих людей – не важно, чего добилась эта
    личность, сотрите мысленно её из истории. Вы поймёте, какова ваша цель, куда
    вам нужно идти, к чему стремиться.
  7. Старайтесь не использовать средства
    искусственного интеллекта. Вы бродите по Сети, ищете в Google то, что хотели до
    этого – а потом, когда снова возвращаетесь к поиску этого же, данный поисковик
    показывает вам, на каких сайтах вы были, и по ним формирует вам дальнейшую
    подборку (поисковую выдачу). Тем не менее, данный подход очень опасен – такая
    выдача может не только помогать вам дальше искать и находить запрашиваемое, но
    и мешать. Всё хорошо в меру. Попробуйте почитать журнал, который вы ранее
    никогда не читали – материал позволит вам понять, насколько взгляды авторов и
    редакторов не соответствуют вашим личным, это иногда тоже полезно.
  8. Заимствуйте суть того, над чем работаете. Хотите
    пример? Работа копирайтера и рерайтера это ясно показывает. Например, если вы
    намереваетесь обогатиться чужими текстами, не проработав их – вы крадёте
    контент. Но когда вы прочитываете несколько таких текстов и, получив
    необходимый пакет сведений, пишете свой – это глубокий рерайтинг, соседствующий
    с копирайтингом. Именно по этой причине труд текстовиков всегда будет цениться
    больше, чем работа автоматического синонимайзера.
  9. Используйте «группу поддержки». Некие замыслы,
    сулящие колоссальный успех и выгоду, посещают отдельные умы. Но работать в
    команде – значит, многократно ускорить идею. На первый взгляд кажется, что
    продемонстрировать некую идею незаконченной – стыд и позор для самого себя. Но
    не переборщите: излишние проверки ваших предположений, скорее всего, загубят
    ваши начинания. Хотя здесь есть и оборотная сторона: наблюдение за возникшими
    проблемами помогут вам улучшить то, что вы, казалось бы, безнадёжно испортили.
  10. Чтобы реализовать пересекающиеся идеи, вам,
    скорее всего, понадобится один или несколько помогающих. После того, как идеи
    будут озвучены, сотрудники обменяются своими записями, в результате чего чужие
    задумки будут переосмыслены. Повторив это действие не менее 4 раз, вы получите
    огромное количество идей. Вам будет,  с
    чего далее двигаться.

Данные правила являются залогом креативности. Используйте
их.

определение, характеристика, оценка, этапы развития и повышения квалификации


Профессия - основной вид деятельности человека в социуме. Это выбор его судьбы, жизненного пути. Она занимает весомое значение в жизни каждого отдельно взятого человека, а также и во всем обществе в целом. Трудовая деятельность связывает все структуры мира в один большой двигатель прогресса на земле.

В современном мире важно не только быть занятым, но и заслужить высшее признание в трудовой деятельности для раскрытия собственного потенциала. Повышение квалификации среди профессионалов поддерживает конкурентоспособность на рынке труда, а также помогает любому специалисту постоянно развивать свои профессиональные качества и достигать карьерных высот.

Понятие «профессионализм»

Повышение квалификации

Профессионализм - это высокий уровень знаний и навыков в определенной области.

Достижение выдающихся результатов в рабочей деятельности, путем применения уже полученного опыта можно также назвать этим термином. Это проявляется в активном профессиональном развитии личности, высокой степени подготовки к трудовым требованиям, систематическом повышении квалификации.

Также данное понятие можно раскрыть в роли мотивационной стороны человека, учитывая его способность к усвоению новых знаний и технологий, практические способности, целевую направленность, оценку личности, профессиональные ценности, эффективность в работе.

Данное понятие характеризует три аспекта, это:

  • Личность специалиста.
  • Профессиональная деятельность.
  • Профессиональное общение.

Профессионализм личности реализуется путем развития необходимых навыков для рабочего процесса, качеством выполнения поставленных перед задач и получения опыта в области ведущей деятельности.

Критерии результативности

Профессиональные навыки

Существует трехуровневая оценка градации, соответствующая нормативным критериям уровней квалификации профессионализма, где низший можно назвать учебным (дает представление потенциальных способностей), средний считается основным (установленная норма), а высший будет являться перспективой (дальнейшее развитие). Важно понимать, что с оценкой профессионального уровня связаны внутренние и внешние критерии психологического состояния человека.

Каждую градацию можно разделить на несколько внутренних категорий и сформировать по десятибалльной шкале.

1. Первая группа таких критерий подразумевает результативность в производительности труда. Сюда можно отнести качественность работы и скорость ее выполнения.

2. Во второй группе рассматриваются показатели, при которых выявляется специфика профессии. Например:

  • Умения, знания, навыки, опыт.
  • Сила мотивации.
  • Профессиональная самооценка.
  • Стрессоустойчивость.
  • Особенности профессии.
  • Общее состояние.

Профессиональная самооценка

Уровень профессионализма определяется личностными социальными параметрами по отношению к рабочим задачам. На успешность выполнения деятельности влияют следующие факторы:

  1. Психическое и физическое состояние.
  2. Уровень самооценки.
  3. Адекватная самооценка.
  4. Устойчивость самооценки.
  5. Гибкость самооценки.

Здесь вступает в силу такое понятие, как «саморегуляция». В профессиональной деятельности она направлена на адекватное восприятие ресурсов организма. Любое отклонение от адекватного уровня восприятия отражается не только на работе, но и на состоянии человека.

Физическая тренированность дает возможность расширять сферу активности и приводит к полной адаптации человека к рабочим условиям, определенному уровню эффективности и устойчивой работоспособности. Таким образом, в ходе трудовой деятельности вырабатывается циклический процесс, при котором выявляются слабые и сильные стороны сотрудника, определяется его профпригодность и компетентность.

Стадии профессионализма

Повышение квалификации

Для определения уровня профессионализма выделяется 4 стадии профкомпентности:

1. Человек не осознает свою некомпетентность. Он не обладает необходимыми знаниями и умениями, поэтому не имеет возможности вести деятельность успешно.

Причиной может являться банальная нехватка навыков, когда при дальнейшей профессиональной активности человек получает нужный опыт. В другом случае, личная негативная оценка (неуверенность в своих силах, отсутствие мотивации, повышенная тревожность) стопорит развитие субъекта и не способствует повышению компетентности.

2. Осознаваемая некомпетентность. Человек понимает, что ему требуется профессиональная подготовка для осуществления трудовой деятельности.

3. Осознаваемая компетентность. Формируется четкая структура профессиональных навыков, человек эффективно применяет знания.

4. Неосознаваемая компетентность. Происходит в случае, когда профессионализм становится частью личности. Здесь профессиональность определяется, как принятие единого верного решения даже в критических условиях.

Уровни оценки профессиональных навыков

Уровень квалификации профессионализма - это определение оценки профессиональных умений, знаний, степени ответственности и полномочий в соответствии с профстандартами.

Квалификация определяется, как степень подготовки к специальности или процесс оценки профессиональных возможностей человека.

Оценка уровня профессионализма строится на следующих квалификационных возможностях:

УровниПолномочия и ответственностьНеобходимые навыкиТребования к повышению квалификации
1

Исполнительность под руководством.

Степень личной ответственности.

Реализация стандартных поручений.

Владение базовыми знаниями.

Прохождение первоначального обучения.

Практические умения.

2

Исполнение задач под руководством.

Умение самостоятельно принимать решения.

Выполнение типовых поручений.

Выбор стратегии решения вопроса с учетом нестандартной ситуации.

Понимание основ стандартных заданий на практике

Профессиональная подготовка.

Практические умения.

3

Исполнение задач под руководством.

Планирование результативной методики решения вопроса.

Самостоятельное решение задачи.

Решение основных стандартных задач.

Подбор действенных способов исполнения поставленной задачи.

Решение задач с учетом сложившегося опыта.

Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации в срок до 1 года.
4

Исполнение задач под руководством.

Планирование результативных средств решения вопроса.

Самостоятельное решение задачи.

Ответственность за себя и подчиненных сотрудников.

Реализация различных задач, путем использования полученного опыта.

Контроль ситуации, коррекция действий при необходимости.

Решение спец. заданий.

Способность к самостоятельному анализированию.

Требуемое образование. Прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала.

Повышение квалификации.

Практические навыки.

5

Участие в принятии решений внутриструктурных задач.

Самостоятельное принятие решений.

Ответственность за себя и подчиненных.

Использование технологических или методических профзнаний.

Умение самостоятельно находить решение в профессиональных вопросах.

Контроль и анализ исполнения заданий.

Прохождение подготовки высоко специализированных кадров. Повышение квалификации, переподготовка.

Добавочное обучение.

6

Самоорганизация собственной деятельности.

Контроль работы подчиненных.

Способность налаживания сотрудничества между сотрудниками или подразделениями.

Ответственность за предприятие.

Внедрение действенных приемов в решении профессиональных вопросов. Контроль и корректировка решений.

Самостоятельный анализ профдеятельности.

Получение высшего образования.

Получение образования по подготовке среднего звена.

Дополнительные программы.

Владение практическими навыками на высшем уровне.

7

Разработка стратегий.

Управления крупными организациями.

Ответственность за результат работы предприятия.

Решение задач по развитию профдеятельности с применением полученного опыта.

Разработка новых методов в решении практической деятельности.

Нахождение новых способов развития предприятия.

Наличие высшего образования.

Обучение вспомогательным навыкам.

Владение необходимыми навыками.

8

Самостоятельная работа в управлении трудового процесса на крупных предприятиях.

Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей.

Разработка проектно-исследовательских задач, направленная на повышение эффективности.

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Получение практических навыков.

9

Управление объемными значительными процессами, разработка систем экономического и социального характера.

Ответственность за результат работы предприятия на государственном и международном уровнях.

Самостоятельная разработка приемов решения задач.

Повышение эффективности деятельности.

Создание новых отраслей.

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Дополнительное необходимое обучение.

Получение практических навыков

Методы оценки

Профессиональное обучение

Уровень профессионализма оценивается для получения сведений о результативности труда. Это помогает принимать решение о повышении либо понижении сотрудников. Оценивание уровня профессионализма и качества исполнения работы помогает проанализировать продвижение компании на рынке.

Профессиональная компетентность может оцениваться двумя способами: индивидуальным и групповым.

В индивидуальную методику входят:

  • Интервью.
  • Тестирование.
  • Наблюдение за сотрудником в практике.
  • Наблюдение за сотрудником в практике с подстройкой сложных ситуаций.

При групповом методе может использоваться несколько способов одновременно.

Среди них выделяют:

  • Ассессмент-центр. Когда сотрудников оценивают коллективно. Это может представлять деловую игру, которая будет оцениваться экспертной комиссией.
  • Проведение переговоров.

Также существуют нестандартные методы оценки. Например, с участием психолога, который составляет оценку личных и профессиональных качеств.

Повышение квалификации

Хорошая должность

Повышение квалификации рассматривается, как прохождение профессионального обучения с целью повышения теоретических и практических умений. Получение квалификации высшего уровня способствует совершенствованию навыков и профессиональному росту.

Обучение бывает кратким (от 72 ч.), теоретическим (до 100 ч.) и продолжительным (более 100 ч.). Лицам, прошедшим краткосрочное или теоретическое обучение, выдается удостоверение повышения квалификации. Лица, прошедшие курс, длительностью более 100 часов, получают свидетельство.

Квалификации педагогических работников

Квалификационные требования педагогов подготовлены в соответствии с типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации.

Лица, претендующие на первую, вторую и высшие категории квалификации должны иметь высшее образование и стаж работы.

Уровни профессионализма педагога второй категории:

  • Понимание основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии;
  • Знание содержания преподаваемого материала;
  • Знание обучающих методик;
  • Знание основ воспитания;
  • Владение практическими знаниями;
  • Владение разными приемами обучения и широким спектром методов, обеспечивающий интерес к образовательному процессу;
  • Умение налаживать коммуникативность с обучающимися;
  • Умение способствовать развитию образовательной системы;
  • Умение создавать комфортные условия во время образовательного процесса;

Лучшие эксперты

Первая квалификационная категория должна отвечать всем необходимым требованиям второй, а также иметь набор следующих навыков:

  • Применение практических навыков в современной психологическо-педагогической диагностике;
  • Владение современными педагогическими технологиями;
  • Владения методиками анализа учебно-методической предметной работы;
  • Понимание психологических особенностей обучающихся;
  • Умение подбирать методику учебно-воспитательного процесса под особенности обучающихся.

Высший педагогический уровень профессионализма

Для повышения профессионального уровня в педагогической деятельности, знания и умения претендента, должны соответствовать первой квалификационной категории. Этот момент необходимо учитывать. Кроме этого, высокий уровень профессионализма характеризуется следующими навыками:

  • Подходить к решению практических задач творчески.
  • Создавать максимально комфортные условия для осуществления творческой формы образования.
  • Умение использовать в образовательном процессе опытно-экспериментальные методы.
  • Владеть организационными приемами образовательного процесса.
  • Иметь навыки планирования и управления воспитательно-образовательным процессом.

Этапы профессионального развития

Этапы обучения

В ходе повышения своего уровня профессионализма субъект находится на разных этапах развития.

  1. Допрофессионализм. На данном этапе человек занимается профдеятельностью без специальных навыков и умений. Его минимальные знания соответствуют уровню новичка или помощника.
  2. Профессионализм. Этап, на котором можно говорить о качествах профессионала. Человек усваивает необходимые знания и правила профессии, приобретает специальность, ставит первые профессиональные цели.
  3. Высший профессионализм. Ступень профессионального роста, на котором специалист достигает успехов в карьере, превращается в эксперта своего дела, находит творческие неординарные решения задач в своей профобласти, самостоятельно разрабатывает стратегии и концепции, которые применяет на практике. Имеет способность обучать других.
  4. Послепрофессионализм. В основном относится к специалистам, достигшим пенсионного возраста. В этом периоде человек может быть советчиком, лучшим наставником, консультантом в своей бывшей профессиональной отрасли. Таких людей называют экс-профессионалами.

Также рассматривается этап непрофессионализма, когда человек, обладая нужными знаниями и техниками идет в неправильном направлении. Что-то мешает ему повышать уровень профессионализма (ощущается недостаток практики либо выбрана ошибочная стратегия развития).

4.7. Личностно-профессиональное развитие (становление профессионализма) как акмеологическая проблема


4.7. Личностно-профессиональное развитие (становление профессионализма) как акмеологическая проблема

Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием волевых качеств (целеустремленности, инициативности, организованности, упорства, настойчивости), интеллектуальных качеств, в совершенствовании и обогащении профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности. Поэтому профессионализм связан с личностно-профессиональным развитием.

В процессе личностно-профессионального развития происходят следующие структурные изменения личности.

Изменение направленности личности:

• расширение круга интересов и изменение системы потребностей;

• актуализация мотивов достижения;

• возрастание потребностей в самореализации и саморазвитии.

Увеличение опыта и повышение квалификации:

• повышение компетентности;

• развитие и расширение умений и навыков;

• освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач;

• повышение креативности деятельности;

• развитие сложных частных способностей;

• развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности;

• развитие личностно-деловых качеств;

• повышение психологической готовности.

Существует система акмеологических показателей, с помощью которых можно определить уровень профессионализма. Она включает следующие показатели:

1) продуктивность или эффективность деятельности;

2) уровень квалификации и профессиональной компетентности;

3) оптимальная интенсивность и напряженность труда;

4) точность и надежность деятельности;

5) организованность;

6) низкая зависимость от внешних факторов;

7) владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;

8) стабильность высоких показателей деятельности;

9) уровень развития личностно-деловых и профессионально важных качеств;

10) уровень мотивации достижений;

11) возможность развития субъекта труда как личности.

Если деятельность специалиста характеризуется высоким профессионализмом с опорой на данную систему показателей, то считается, что у него высокий акмеологический уровень.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

4. Профессиональная пригодность. Психология труда: конспект лекций


4. Профессиональная пригодность

Профессиональная пригодность в основном определяется совокупностью индивидуальных особенностей индивида, которые влияют на успешность освоения какой-либо трудовой деятельностью и эффективность ее выполнения.

Профпригодность отражает реальный уровень развития профессионально значимых качеств человека, которые свойственны конкретной трудовой деятельности. Профпригодность определяется уровнем удовлетворенности трудом, его процессом и результатами. На сегодняшний день удовлетворенность трудом и своей профессией зависит не только от самого процесса, но и от внешних факторов. К такого рода факторам относятся условия деятельности, сложившийся микроклимат в коллективе, мотивационный уровень, престиж профессии, вовлеченность в профессию и т. д.

Понятие «профессиональная пригодность» используется только для характеристики человека с позиции его соответствия требованиям трудовой деятельности. Профессиональная пригодность к определенной выбранной трудовой деятельности непосредственно отражает, насколько человек видит себя в этой профессии, комфортно ли ему осознавать себя в данной среде, тем самым предопределяя успешность в выбранной специальности.

Для того чтобы оценить профессиональную пригодность человека, необходимо ознакомиться с элементами единой системы подготовки человека к трудовой деятельности и обеспечения максимально успешной ее реализации на протяжении всего профессионального пути.

Процесс формирования профессиональной пригодности проходит несколько этапов:

1) трудовое воспитание и обучение – этап, на котором происходит подготовка к труду и выбору профессии. На этом этапе необходимо воспитать у ребенка любовь к труду, помочь в овладении простейшими орудиями и способами труда, сформировать готовность к труду, потребность и понимание его необходимости, развитие общетрудовых навыков;

2) при профессиональной ориентации помощь в основном оказывается в виде профессионального просвещения, знакомства с профессиями, анализа желаний и способностей того, кому предоставляется консультация;

3) профессиональный отбор – определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии, возможно также решение задач распределения специалистов, комплектование учебных и профессиональных групп, подбор специалиста к функционирующей группе и т. д.;

4) профессиональная подготовка является своего рода ядром всего обучающего процесса, в нее, как правило, входят не только программы, по которым будет проводиться обучение, но и тренинги, тренажеры, а также методы, по которым будет проходить оценка новичка в новой области деятельности;

5) профессиональная адаптация направлена на полное вхождение новичка в новую сферу деятельности, при этом существуют своеобразные методы оценки особенности того или иного человека в адаптации к новому;

6) профессиональная деятельность – обеспечение рациональной организации, условий и процесса трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом;

7) профессиональную аттестацию еще иногда называют оценкой профессиональных навыков и соответствием квалификации человека занимаемой должности. По итогам аттестации аттестационная комиссия выносит решение: соответствует занимаемой должности, соответствует занимаемой должности при условии повышения квалификации и не соответствует занимаемой должности;

8) профессиональная реабилитация – восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний при развитии стойких отрицательных доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач и т. д.

Нужно отметить, что содержание каждого этапа очень своеобразно и специфично, если рассматривать их с точки зрения целей, задач, методов, средств и сроков их реализации.

Но есть то, что их объединяет, – общее между всеми восемью этапами, а именно, необходимость определения тех показателей, которые являются критериями эффективности и рационализации проведения процедуры диагностики.

Нельзя забывать о том, что творческий подход к работе, удовлетворенность трудом, система финансовых и моральных стимулов помогают в формировании профессиональной пригодности. Данный аспект имеет большое значение в сложных, требующих особой ответственности и физической выносливости, видах труда. По мере накопления опыта и его трансформации в трудовую деятельность можно говорить о становлении профессиональной пригодности того или иного индивида.

Профессиональная консультация делает акцент на профессиональные требования к индивиду как носителю профессии, например, на медицинские и психологические показаниях и противопоказания к данному виду деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о