Критерии оценки труда специалиста по охране труда: Представление не найдено [name, type, prefix]: category, pdf, contentView – ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ, КРОМЕ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Оценка деятельности по выполнению требований охраны труда
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Оценка деятельности организации по обеспечению охраны труда и выполнению требований охраны труда является важнейшим элементом всей работы по охране труда. В настоящее время необычайно
распространено мнение, что главным критерием успеха в работе по охране труда является отсутствие в организации несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. С формальной точки зрения цель
охраны труда достигнута, но о качестве работы по охране труда в организации это ничего не говорит.
К сожалению, есть много видов деятельности, при которых можно ничего не делать по охране труда и не иметь «неприятностей». Но еще больше видов деятельности, где только ежедневная планомерная
работа по охране труда с весомыми затратами трудовых, материальных и финансовых средств позволяет удерживать аварийность, травматизм и профессиональную заболеваемость на относительно низком (для
реально существующей технологии) «социально приемлемом» уровне.
Но, если провозглашены «нулевые» критерии успеха, то их будут обеспечивать любой ценой. Не секрет, что не афишируемая, но широко применяемая практика состоит в сокрытии всего, что только можно
сокрыть в охране труда, ибо такая практика (несмотря на ее аморальность) реально снижает «плохие» показатели по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости.
Сегодня необходимо развивать совершенно другой подход, подход, основанный на оценке выполнения (по степени приоритетности) намеченных мероприятий по охране труда, на включение в них хотя бы
минимума обязательных важнейших элементов.
К минимально необходимым важнейшим элементам организации работы по охране труда в организации относятся:
- Наличие системы управления охраной труда или как минимум – Положения о распределении функциональных обязанностей по охране труда между работниками и особенно
между должностными лицами. - Наличие раздела по охране труда в должностных инструкциях, а также инструкций по охране труда на рабочих местах и на виды работ.
- Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) как меры по идентификации опасностей и профессиональных рисков.
- Проведение инструктажей и других видов обучения по охране труда.
- Обеспечение работников требуемыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
- Ведение документации по охране труда.
- Наличие института уполномоченных (доверенных) лиц.
- Наличие специалиста (службы) охраны труда.
- Обязательное страхование работников в ФСС России.
- Прохождение работниками положенных медосмотров.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Руководство Международной организации труда (МОТ) по вопросу системы управления охраной труда рекомендует, чтобы
оценка элементов системы управления охраны труда в организации, или их подсистем, в зависимости от целесообразности охватывала:
- Политику по охране труда (стратегические цели).
- Участие работников в работе по охране труда (наличие комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц, коллективного договора с
соглашением по охране труда. - Обязанности и ответственность (наличие в должностных инструкциях раздела по охране труда для должностных лиц).
- Компетентность и подготовку по охране труда персонала (включая все виды обучения и проверки знаний).
- Документацию системы управления охраной труда.
- Передачу и обмен информацией (сверху вниз и снизу вверх).
- Планирование, развитие и осуществление системы управления охраной труда (СУОТ).
- Предупредительные и регулирующие меры (технического и организационного характера по защите от опасных и вредных производственных факторов.
- Управление изменениями в системе управления охраной труда (СУОТ), связанными с изменениями в технологическом процессе или оборудовании и приеме на работу
нового персонала. - Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование.
- Снабжение СИЗ и сертифицированным оборудованием, маркированными веществами и т.п.
- Подрядные работы (заключение договора с подрядчиками по разделу ответственности в аварийных ситуациях, по обязательствам подрядчика соблюдать требования СУОТ
основной организации). - Мониторинг исполнения и оценку результативности намеченных мероприятий по охране труда.
- Расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране
здоровья - Организацию контроля и проверок/аудита системы управления охраной труда (СУОТ).
- Анализ эффективности систему управления охраной труда (СУОТ) руководством.
- Предупредительные и корректирующие действия по совершенствованию работы по охране труда.
- Непрерывное совершенствование всей системы управления охраной труда (СУОТ).
- Любые другие цели и объекты проверки/аудита, в зависимости от целесообразности.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Поэтому при глобальной проверке работы по охране труда должно быть определено являются ли осуществляемые элементы системы управления охраны труда или их подсистемы:
- Эффективными для осуществления политики и целей организации по охране труда.
- Эффективными для содействия полному участию работников.
- Реагирующими на оценку результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок/аудитов.
- Обеспечивающими организации достижение соответствия с относящимися к делу национальными законами и правилами.
- Достигающими цели непрерывного совершенствования и передового опыта по охране труда.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
При этом проверка должен проводиться компетентными, не связанными с проверяемой деятельностью лицами, работающими или не работающими в
организации.
Анализ эффективности системы управления охраной труда (СУОТ) руководством должен:
- Оценить общую стратегию системы управления охраной труда для определения достижимости запланированных целей деятельности.
- Оценить способность системы управления охраной труда удовлетворять общие потребности организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы
управления, надзора и контроля. - Оценить необходимость изменения системы управления охраной труда, включая политику и цели по охране труда.
- Определить, какие действия необходимы для своевременного устранения недостатков, включая приспособление других сторон управленческой структуры организации и
оценки результативности исполнения. - Обеспечить обратную связь, включая определение приоритетов, в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования.
- Оценить прогресс в достижении целей организации по охране труда и энергичность корректирующих действий.
- Оценить эффективность действий, намеченных при предыдущих анализах эффективности системы управления охраной труда (СУОТ) руководством.
Анализ эффективности системы управления охраной труда (СУОТ) руководством должен учитывать:
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
- Результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, а также непрерывного контроля за исполнением и оценки
результативности; аудиторской деятельности. - Дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут повлиять на систему управления охраной труда.
Важно, чтобы результаты и выводы проверки были доведены до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия. Это позволяет реально использовать результаты аудита для совершенствования системы
управления охраной труда (СУОТ). Поскольку вся организация работ по охране труда распределяется среди всех руководителей, и большая доля этой ответственности лежит на первом руководителе, то
необходимо, чтобы высшее руководство организации периодически оценивало результативность принятых решений и вносило, при необходимости, коррективы.
Директоры, главные инженеры структурных подразделений, а также главный инженер или генеральный директор крупного предприятия должны не реже одного раза в квартал на совещаниях главных
специалистов, начальников цехов, служб, либо на техническом совете, заседании постоянно действующей комиссии по охране труда с участием профсоюзного органа:
- Подводить итоги работы в области охраны труда за истекший период, ход выполнения планов, плановых мероприятий по охране труда.
- Рассматривать результаты проверок.
- Рассматривать состояние травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности и другие вопросы охраны труда.
- Заслушивать информацию начальников цехов, участков, отделов, служб, давать оценку работы руководителей по этим вопросам, намечать меры по ее
улучшению. - Заслушивать предложения о поощрении структурных подразделений, длительное время работающих без травматизма и нарушений правил и норм охраны труда, а также
соответствующие предложения о дисциплинарной ответственности, о соответствии занимаемой должности лиц, допустивших грубые нарушения правил и норм по охране труда.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Обсуждение вопросов и принятие решений оформляется протоколом совещания (техсовета, заседания) и является обязательным к исполнению. В необходимых случаях по организации издается приказ.
Выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
- Лиц, ответственных за конкретный элемент (элементы) системы управления охраной труда, с тем чтобы они могли принять соответствующие меры.
- Комитета по охране труда, работников и их представителей.
Для многих организаций такой анализ может готовиться один раз в год к общему подведению итогов работы. При этом производится разработка (уточнение) основных направлений политики организации по
охране труда.
В принципе, частоту и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в
соответствии с потребностями и условиями деятельности организации.
№ п/п | Критерии оценки | Факти-ческое значение | Подтверждаю-щие документы (прилагаются) | Оценка в баллах (жюри) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
^ | |||||||
1.1 | Численность работающих в организации (чел.) | ||||||
1.2. | Наличие службы охраны труда (ОТ) – кол-во спец-ов | ||||||
1.3. | Соблюдение нормативов численности службы ОТ- (факт/норматив) х 100 в% | ||||||
1.4. | Наличие положения об организации работы по ОТ да(нет) | Титульный лист | |||||
1.5. | Наличие положения о службе ОТ да(нет) | Титульный лист | |||||
1.6. | Обучение руководителя и специалистов службы ОТ — (кол-во обученных в службе / численность службы/) х 100 (в %) | Копия удостоверений | |||||
1.7. | Повышение квалификации специалистов службы ОТ — (кол-во прошедших повышение/ численность службы) (в %) | Копии свидетельств | |||||
1.8. | Наличие комитета(комиссии) да(нет) | Приказ | |||||
1.9. | Обученность членов совместных комитетов (комиссий) по ОТ- (кол-во обученных в комитете/численность комитета/) х100 | Приказ | |||||
1.10. | Наличие уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа (чел.) | Протокол собрания | |||||
1.11. | Наличие Соглашения по охране труда да( нет) | Копия | |||||
1.12. | Обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями в % к нормам (гардеробными, душевыми, умывальными) | ||||||
1.13. | Наличие оформленного кабинета по ОТ – да(нет) | ||||||
1.14. | Наличие положения о надзоре за состоянием зданий и сооружений и его фактическое исполнение– да(нет) | Титульный лист | |||||
1.15. | Обеспеченность работников соответствующих профессий сертифицированными СИЗ–(фактически/потребность)х100 в % | ||||||
1.16. | Наличие программы и проведение контроля за и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий — | Титульный лист программы | |||||
1.17. | Обучение по ОТ руководителей организации – (обученных/подлежащих обучению/)х100 в % | Обучающая организация | |||||
1.18. | Обучение по ОТ работников основных рабочих профессий – (обученных/подлежащихобучению)х100 | Копия титульного листа | |||||
1.19. | Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда —(аттестованных мест/подлежащих аттестации) х100. в % | Копия приказа о завершении АРМ | |||||
1.20. | Ведение административно-общественного контроля по ОТ да(нет) | ||||||
1.21. | Наличие Сертификата доверия работодателю (факультативно) | Копия | |||||
1.22. | Проведение медицинских осмотров работников (прошедших/подлежащих)х100 в % | акт о прохожд. мед. осмотра | |||||
1.23. | Страхование работников от несчастных случаев на производстве — % охвата | ||||||
1.24. | Финансирование затрат на охрану труда–(факт./норматив)х100 | ||||||
1.25. | Наличие сертификата соответствия работ по ОТ – да(нет) | Копия | |||||
^ | |||||||
2.1. | Среднесписочная численность работников — С (чел.) | ||||||
2.2. | Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1раб.день | ||||||
2.3. | Число пострадавших со смертельным исходом — Псм (чел.) | ||||||
2.4. | Число человеко-дней нетрудоспособности (травматизм) — Б | ||||||
2.5. | Коэффициент частоты травматизма-«Кч»:(число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 раб.день к среднесписочной численности) – (П х1000)/С | ||||||
2.6. | Удельный вес травматизма со смертельным исходом «Qсм» (число пострадавших со смертельным исходом к числу пострадавших с утратой трудоспособности на 1 раб.день и более) – (Псм/П) х 100 в % | ||||||
2.7. | Коэффициент тяжести травматизма- «Ктяж»: (число человеко-дней нетрудоспособности Б, приходящееся на 1 пострадавшего с утратой трудоспособности на 1 раб.день и более) — Б/П | ||||||
^ | |||||||
3.1. | Численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, к численности работающих во вредных и (или) опасных условиях труда: | ||||||
3.1.1. | дополнительный отпуск (за вредные условия труда) -(фактически/имеющих право) х 100 в % | расчет | |||||
3.1.2. | сокращенный рабочий день (-*-) — (фактически/имеющих право) х 100 в % | расчет | |||||
3.1.3. | бесплатное получение молока или равноценных продуктов —(фактически/имеющих право) х 100 в % | расчет | |||||
3.1.4. | повышенный размер оплаты труда по сравнению с установленными тарифными ставками (окладами) — (фактически/ имеющих право) х 100 в % | расчет | |||||
3.1.5. | льготное пенсионное обеспечение – (фактически/имеющих право) х 100 в % | расчет | |||||
^ | |||||||
4.1.1. | Обученность — да(нет) | удостоверение | |||||
4.1.2. | Прохождение повышения квалификации да(нет) | Копии свид-ва | |||||
4.1.3. | Наличие мероприятий по улучшению условий труда, организованных специалистом (службой) ОТ в течение 2012 | Копия тит. листа | |||||
4.1.4. | Количество выявленных специалистом нарушений в области ОТ в организации (всего/ из нихустранено) | ||||||
4.1.5. | Количество лиц, привлечённых к дисциплинарной ответственности за нарушения требований ОТ | Копии приказов | |||||
4.1.6. | Наличие текущего и перспективного планирования работы по улучшению условий труда в организации да(нет) | Копия планов -мероприятий | |||||
4.1.8. | Своевременное представление отчетности по формам (УТ, 7 -твм) | Копия за 2011г. | |||||
4.1.9. | Наличие награждений за деятельность в области ОТ. | Копии | |||||
Итого баллов для работодателей (разделы 1-3): | |||||||
^ (раздел 4): | |||||||
Руководитель организации | Подпись | Фамилия, И.О. |
Критерии оценки состояния условий и охраны труда на рабочих местах — КиберПедия
В системе наблюдения за состоянием условий труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов факторы, влияющие на безопасность рабочего места, объединены в семь групп (объекты наблюдения): производственный процесс, машины и оборудование, порядок и чистота, факторы окружающей среды, электробезопасность, проходы и проезды, подготовленность к чрезвычайным ситуациям.
Производственный процесс
Основания для положительной оценки:
1.1. Использование средств защиты.
Работник использует необходимые средства коллективной защиты, правильно и постоянно применяет специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ).
Степень риска в работе.
Работник не допускает явного риска в работе:
— работу осуществляет при исправных устройствах безопасности, защиты, блокировки;
— при работе использует исправный инструмент и приспособления;
— соблюдает заданные технологическим процессом режимы;
— не курит в пожароопасных местах или при осуществлении пожароопасных работ.
Машины и оборудование
Основания для положительной оценки:
Конструкция и состояние.
Конструкция и состояние оборудования считаются безопасными, если:
— станок или устройство без видимых повреждений;
— имеется информация о своевременном проведении испытания;
— устройство имеет четкие и хорошо видимые знаки безопасности.
Устройства управления и аварийного выключения, защиты.
Состояние устройств управления, аварийного выключения и защиты «хорошее», если:
— они хорошо видны, имеют необходимые обозначения и находятся в исправном состоянии;
— аварийный выключатель (стоп) расположен на видном месте имеет надлежащее обозначение и окраску, легко доступен из опасной зоны.
Порядок и чистота на рабочем месте
Основания для положительной оценки:
Рабочие столы, оборудование, машины.
На рабочих столах, оборудовании, машинах нет лишних предметов, они находятся в исправном состоянии, проводится своевременная очистка рабочего места от стружки, пыли, грязи.
Стеллажи, полки, вешалки для приспособлений, оснастки, спецодежды.
Стеллажи, полки и вешалки находятся в исправном состоянии, надежно закреплены и не перегружены.
Ручной инструмент, приспособления, оснастка.
Ручной инструмент, приспособления и оснастка, находятся на рабочем месте, в исправном состоянии и чистом виде.
Пол.
Пол чистый и в хорошем состоянии, не имеет выбоин, приямков, пригоден для передвижения и транспортировки грузов. Контейнеры для отходов производства не переполнены.
Факторы окружающей среды
Если на рабочем месте проводились инструментальные измерения вредных производственных факторов, то выводы можно делать по результатам замеров.
Основания для положительной оценки:
Шум.
Шум считается в пределах нормы, если в производственном помещении применение средств защиты слуха не требуется и речь нормальной громкости слышна на расстоянии 1 метра.
Освещение.
Освещение считается «хорошим», если источник не ослепляет, освещение ровно распределено по всей поверхности рабочего места, при работе не требуется напрягать зрение или передвигаться ближе к источнику света.
Чистота воздуха.
При наблюдении (если нет результатов инструментальных измерений) оценка основывается на опыте, принимая во внимание характер выполняемой работы, систему вентиляции, возможные запахи и видимые загрязнения.
Вывод о запыленности на рабочем месте можно сделать и по пыли, осевшей на поверхностях.
Чистота воздуха на удовлетворительном уровне («хорошо»), если на рабочем месте нет пыли, волокон, газов, дыма.
Микроклимат.
Показатели микроклимата считаются «хорошими», если:
— работнику комфортно работать в соответствующей выполняемой работе спецодежде, нет необходимости использовать дополнительные источники тепла при работе;
— влажность воздуха не создает тепличного эффекта, т.е. нет повышенной влажности;
— вентиляция эффективная и не создает сквозняков.
Химические вещества.
Безопасность химических веществ можно считать управляемой («хорошей»), если:
— упаковка этих веществ не нарушена;
— на упаковку нанесены коммерческое название вещества и необходимые знаки безопасности;
— обращение с ними правильное и безопасное, не приводит к раздражениям кожи.
На рабочем месте не должно быть ёмкостей, не имеющих опознавательных надписей.
Электробезопасность
Электрооборудование.
Показатель считается «хорошим», если:
электрооборудование (электрощит) имеет четкое обозначение, указывающее назначение устройства, снабжено запирающим устройством, препятствующим доступу в него посторонних лиц;
Электропроводка.
Показатель считается «хорошим», если:
— осуществлено заземление;
— электропроводка выполнена в соответствии с нормативными документами и правилами.
Проходы и проезды
Основания для положительной оценки:
Разъяснение Роструда по вопросу применения профессионального стандарта специалиста в области охраны труда
Является ли обязательным к применению профессиональный стандарт для специалистов в области охраны труда? Если уровень образования специалиста по охране труда не соответствует требованиям к
образованию и обучению, указанным в профстандарте, обязан ли работодатель направить его на соответствующее обучение?
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
О применении профессионального стандарта специалиста в области охраны труда
Вопрос:
Является ли обязательным к применению профессиональный стандарт для специалистов в области охраны труда, утвержденный приказом Минтруда России от 04.08.2014 г № 524н? Если уровень образования
специалиста по охране труда не соответствует требованиям к образованию и обучению, указанным в профессиональном стандарте, обязан ли работодатель направить его на соответствующее обучение?
Ответ:
- Профессиональный стандарт для специалистов в области охраны труда необязателен к применению.
- Ни один нормативный правовой акт не содержит обязательного для исполнения требования о том, какой конкретной квалификацией должен обладать специалист по охране труда. Работодатель должен
руководствоваться рекомендациями, данными различными правовыми актами, относительно квалификационных характеристик, в т.ч. требований к квалификации специалиста по охране труда, с учетом
особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. Поэтому характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и
обязательность применения которых не установлена, должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых
работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Следовательно, работник – специалист по охране труда необязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области охраны труда. При этом он либо должен иметь
соответствующую подготовку, либо опыт работы в этой области.
Правовое обоснование:
Если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной
трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (ст. 195.3 ТК РФ).
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой указанной статьи, применяются
работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и
принятой организацией производства и труда.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам
применения профессиональных стандартов.
В соответствии со ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную
деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт
работы в этой области.
В силу п. 17 Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных Постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14, на должность специалиста по охране труда
назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу
работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним
профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в
области охраны труда», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н, устанавливает следующие требования к квалификации специалиста по охране труда:
- Специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям
подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная
переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет. - Специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям
подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная
переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года. - Специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки
(специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная
переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная
переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.
В соответствии с п. 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для
разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и
ответственности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях.
Согласно п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие
достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие
должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Пункт 17 Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14, на должность специалиста по охране труда
назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу
работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним
профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.
Источник: официальный сайт Роструда
Электронный адрес размещения информации: [https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?ID=553205]