Научно техническая: Научно-техническая революция — Википедия – Научно-техническая деятельность — Википедия

Научно-техническая революция — Википедия

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Научно-техническая революция в узком смысле — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

До НТР исследования учёных были на уровне вещества, далее они смогли проводить исследования на уровне атома. И когда открыли структуру атома, учёные открыли мир квантовой физики, они перешли к более глубоким знаниям в области элементарных частиц. Главное в развитии науки — это то, что развитие физики в жизни общества значительно расширило способности человека. Открытие учёных помогло человечеству по-другому взглянуть на окружающий мир, что привело к НТР[1].

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, начавшиеся в середине XX в., лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.


Современная эпоха НТР наступила в 1940—1950-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества:

  1. Аграрная при переходе к земледелию;
  2. Индустриальная во время промышленной революции;
  3. Информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

А. И. Ракитов выделяет пять информационных революций в истории человечества

[2]:

  1. появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка;
  2. изобретение письменности;
  3. изобретение книгопечатания;
  4. изобретение телеграфа и телефона;
  5. изобретение компьютеров и появление Интернета.

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

  1. изобретение паровой машины в XVIII веке
  2. научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке
  3. создание компьютеров в XX веке

Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

«Порох, компас, книгопечатание, — отмечает К. Маркс, — три великих изобретения, предваряющие буржуазное общество. Порох взрывает на воздух рыцарство, компас открывает мировой рынок и основывает колонии, а книгопечатание становится орудием протестантизма и вообще средством возрождения науки, самым мощным рычагом для создания необходимых предпосылок духовного развития». Доктор философских наук профессор Г. Н. Волков в НТР выделяет единство революции в технике — с переходом от механизации к автоматизации производственных процессов, и революции в науке — с её переориентацией на практику, целью на приложение результатов исследований к нуждам производства, в отличие от средневековой (см. Схоластика#Схоластическое воззрение на науку)


[3].

По модели, используемой экономистом из Северо-Западного университета (США) профессором Робертом Гордоном, первая НТР, начало которой относится к 1750 году с изобретением парового двигателя и строительством первых железных дорог, продлилась примерно до конца первой трети XIX века. Вторая НТР (1870—1900 годы), когда электричество и двигатель внутреннего сгорания были изобретены с разницей в три месяца в 1897 году. Третья НТР началась в 1960-е годы с появлением первых ЭВМ и промышленной робототехники, глобально значимой она стала в середине 1990-х годов, когда простые пользователи массово получили доступ в интернет, её завершение относится к 2004 году

[4][5].

Российский историк Л. Е. Гринин, говоря о первых двух революциях в технологическом развитии человечества, придерживается устоявшихся взглядов, выделяя аграрную и промышленную революции. Однако говоря о третьей революции, он обозначает её как кибернетическую. В его концепции кибернетическая революция состоит из двух фаз: научно-информационной фазы (развитие автоматизации, энергетики, область синтетических материалов, космос, создание средств управления, связи и информации) и завершающей фазы управляемых систем, которая по его прогнозу начнётся с 2030—2040-х годов. Аграрная революция: первая фаза это переход к ручному земледелию и животноводству. Этот период начался примерно 12—19 тысяч лет назад, а переход к завершающему этапу аграрной революции начинается около 5,5 тысяч лет назад.


Также кибернетическая революция характеризуется:

  1. Увеличением объёма информации и усложнением различных систем анализа этой информации.
  2. Непрерывным развитием систем управления и самоуправления.
  3. Многочисленным использованием разных искусственных материалов.
  4. Использованием усовершенствованных технологий, которые близки по своей функциональности к искусственному интеллекту.
  5. Оптимизацией ресурсов труда в любой области[6].
Черты НТР
  • Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности
  • Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление. Говоря о темпе важно заметить то, что многократные коренные изменения в жизни социума, вызванные НТР, происходят многократно на протяжении жизни одного поколения

    [7].

  • Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоёмкости производства
  • Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки
  • Характерной чертой современной НТР является прогресс в инфокоммуникациях, ведь именно прогресс в информационном поле является важнейшим фактором изменений социума, которые радикально меняют ключевые аспекты человеческой жизни[8].
Составные части НТР
  • Наука: увеличение наукоёмкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования
  • Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная
  • Производство:
    • электронизация
    • комплексная автоматизация
    • перестройка энергетического хозяйства
    • производство новых материалов


    • ускоренное развитие биотехнологии
    • космизация
  • Управление: информатизация и кибернетический подход

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и изобретения 70-80-х годов породили второй, современный этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале XXI вв.

Научно-техническая деятельность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 декабря 2018;
проверки требуют 4 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 декабря 2018;
проверки требуют 4 правки.

Научно-техническая деятельность (НТД) — техническая деятельность, находящаяся на стыке научной и инженерной деятельности. Научно-техническая деятельность относится к области технических научных дисциплин, а научные исследования носят прикладной характер.

В более широком смысле, понятие научно-технической деятельности охватывает научную, инженерную и внедренческую деятельность. К примеру, российский закон 1996 года «О науке и государственной научно-технической политике» трактует нтд как деятельность, направленную на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных и иных проблем, а также обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы[1]


. С этой точки зрения нтд включает в себя комплекс процессов создания продукции — от возникновения идеи до получения результата (в виде изделия, услуги, технологии или иной продукции) с его внедрением в производство или продажу заказчику или потребителям.

Виды научно-технической деятельности[править | править код]

Научно-техническая деятельность осуществляется путём выполнения научных исследований и разработок, а также сопутствующей деятельности. В процессе научно-технических работ наиболее активно применяются эвристические методы, в т.ч. методы изобретательного творчества.

Деятельность, классифицируемая как научные исследования и разработки, включает[2]:

  • фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний;
  • прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
  • экспериментальные разработки — деятельность, основанная на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направленная на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Исследования и разработки, в свою очередь, могут быть осуществлены в виде НИОКР, а также мероприятий, относящихся к изобретательству:

  • Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКТР) являются обобщающим понятием, включающим в себя одну или несколько стадий выполнения работ, направленных на получение новых знаний и (или) их практическое применение путём разработки нового изделия или технологии. Данные работы могут осуществляться в виде:
  • Изобретательством является любой творческий процесс, приводящий к новому решению задачи в области науки и техники, дающему положительный эффект. Объектом изобретательства являются новые и промышленно применимые изобретения, имеющие изобретательский уровень. Изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники, то есть содержит новый аспект, который выводит его за пределы известных на данный момент научно-технических знаний.

Сопутствующая исследованиям и разработкам деятельность представляет собой научно-технические услуги, способствующие получению, распространению и применению новых научных знаний. К научно – техническим услугам относятся услуги, осуществляемые организацией в целях освоения в производстве или иного практического применения результатов исследований и разработок, а также услуги по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности или научно-технической информации. В состав научно-технических услуг включаются:

  • Предоставление прав на научно-технические результаты;
  • Авторский надзор и авторское сопровождение;
  • Деятельность в области патентов, лицензий, стандартизации, метрологии и контроля качества;
  • Обучение специалистов других организаций;
  • Научно-техническое консультирование;
  • Другие услуги в области научно-технической информации.

Результаты научно-технической деятельности[править | править код]

Продукт научно-технической деятельности, содержащий новые знания и решения, является результатом научно-технической деятельности (РНТД). В его состав включаются:

  • Материально-имущественные ценности — комплекты документации на материальных носителях и изделия, созданные (полученные) в процессе научно-технической деятельности.
  • Информация — сведения о сущности РНТД, передаваемые (получаемые) визуально или словесно.
  • Нематериальные объекты (результаты интеллектуальной деятельности) — новые знания; новые или улучшенные составы сырья и материалов; новые или улучшенные технические решения; новые или улучшенные технологические способы (процессы), представленные совокупностью материально-имущественных ценностей, подтверждающих полученный результат, в т.ч.:
  • Услуги — деятельность, направленная на приобретение, распространение и применение новых знаний.

Если в результате осуществленной деятельности не получены новые знания, не созданы новые технологии, виды сырья, материалы или не произошло усовершенствование их свойств, данные работы носят промышленный характер и не относятся к научно-технической деятельности.

РНТД, предназначенный для реализации, является научно-технической продукцией (НТП). Основной формой создания НТП является выполнение НИОКР. Выручка от реализации научно-технической продукции учитывается в составе доходов по обычным видам деятельности или представляет собой прочий доход организации.

  1. ↑ Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
  2. ↑ Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ • Большая российская энциклопедия

НАУ́ЧНО-ТЕХНИ́ЧЕСКАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ (НТР), ко­рен­ная транс­фор­ма­ция нау­ки, тех­ни­ки, тех­но­ло­гии про­из­вод­ст­ва, а так­же все­го ук­ла­да жиз­ни лю­дей, свя­зан­ная с пре­вра­ще­ни­ем нау­ки как не­посред­ст­вен­ной про­из­во­дит. си­лы в ре­шаю­щий фак­тор об­ществ. раз­ви­тия. НТР рас­смат­ри­ва­ет­ся как но­вей­ший этап на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, а её на­ча­ло обыч­но от­но­сят к сер. 20 в.

Внут­ри­на­уч­ные пред­по­сыл­ки НТР свя­за­ны пре­ж­де все­го с дос­ти­же­ния­ми точ­ных и ес­теств. на­ук кон. 19 – нач. 20 вв. – от­кры­ти­ем элек­тро­на, яв­ле­ния ра­дио­ак­тив­но­сти, пре­вра­ще­ния хи­мич. эле­мен­тов, кван­то­вой ме­ха­ни­ки, тео­рии от­но­си­тель­но­сти, фун­дам. кле­точ­ных про­цес­сов. По­яв­ле­ние ки­бер­не­ти­ки и ав­тома­ти­зир. вы­чис­лит. средств (ком­пь­ю­те­ров) обу­сло­ви­ло бы­строе раз­ви­тие мик­ро­элек­тро­ни­ки, спо­соб­ст­во­вав­шее ав­то­ма­ти­за­ции хра­не­ния и об­ра­бот­ки ог­ром­ных мас­си­вов ин­фор­ма­ции с по­мощью су­пер­ком­пь­ю­те­ров. Осн. пу­тя­ми реа­ли­за­ции НТР ста­ли ком­плекс­ная ав­то­ма­ти­за­ция про­из­вод­ст­ва, управ­ле­ния и ин­фор­мац. про­цес­сов, от­кры­тие и ис­поль­зо­ва­ние но­вых ви­дов энер­гии, соз­да­ние ма­те­риа­лов с за­дан­ны­ми свой­ст­ва­ми (на­но­тех­но­ло­гия, на­но­ма­те­риа­лы, на­но­элек­тро­ни­ка), био­тех­но­ло­гии. Ис­сле­до­ва­ния атом­ной энер­гии, а за­тем ос­вое­ние кос­мо­са при­ве­ли к ор­га­ни­за­ции круп­ных гос. про­ек­тов, со­еди­няю­щих нау­ку и про­мыш­лен­ность, соз­да­нию мас­штаб­ных на­уч.-про­из­водств. ком­плек­сов.

Со­ци­аль­ные из­ме­не­ния, обу­сло­вив­шие и со­про­во­ж­дав­шие НТР, впи­сы­ва­ют­ся в об­щий кон­текст про­цес­сов мо­дер­ни­за­ции. НТР ока­зы­ва­ет не­по­средств. влия­ние на все сфе­ры со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти лю­дей (про­из­вод­ст­во, по­треб­ле­ние, ком­му­ни­ка­цию, об­ра­зо­ва­ние, рек­реа­цию), она ста­ла ка­та­ли­за­то­ром транс­фор­ма­ций в со­цио­куль­тур­ной сфе­ре – ур­ба­ни­за­ции и фор­ми­ро­ва­ния сре­ды горо­дов-ме­га­по­ли­сов, ин­тер­на­цио­на­ли­за­ции мас­со­вой куль­ту­ры и средств мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции, вы­хо­да на­уч.-тех­нич. со­труд­ни­че­ст­ва на ме­ж­ду­нар. уро­вень. В со­цио­ло­гич. тео­ри­ях 2-й пол. 20 в. НТР свя­зы­ва­ет­ся с пе­ре­хо­дом от ин­ду­ст­ри­аль­но­го к по­стин­ду­ст­ри­аль­но­му об­ще­ст­ву, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны при­ори­тет ин­фор­ма­ци­он­ной и об­слу­жи­ваю­щей сфер, пе­ре­ход от клас­со­вой к про­фес­сио­наль­ной мо­де­ли стра­ти­фи­ка­ции, ве­ду­щая роль на­уч. элит в пуб­лич­ной по­ли­ти­ке и управ­ле­нии, вы­со­кая сте­пень гло­баль­ной ин­те­гра­ции в эко­но­ми­ке и куль­ту­ре (см. так­же Ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ст­во).

Фе­но­мен НТР не­од­но­знач­но оце­ни­ва­ет­ся в совр. фи­ло­со­фии и со­цио­ло­гии. Сло­жи­лись два осн. под­хо­да к его ос­мыс­ле­нию – оп­ти­ми­сти­че­ский (сци­ен­ти­ст­ский), ко­то­рый опи­сы­ва­ет НТР как за­ко­но­мер­ный этап, обес­пе­чи­ваю­щий даль­ней­шее по­сту­па­тель­ное раз­ви­тие че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции, и пес­си­ми­сти­че­ский (ан­ти­сци­ен­ти­ст­ский), кон­цен­три­рую­щий вни­ма­ние на не­га­тив­ных по­след­ст­ви­ях тех­нич. раз­ви­тия (эко­ло­гич. бед­ст­вия, уг­ро­за ядер­но­го «апо­ка­лип­си­са», воз­мож­но­сти ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния со­зна­ни­ем, стан­дар­ти­за­ция дея­тель­но­сти, от­ри­цат. влия­ние тех­ни­ки на ор­га­низм и пси­хи­ку че­ло­ве­ка и т. д.). Од­на­ко при всей раз­но­ре­чи­во­сти трак­то­вок НТР оче­вид­на не­об­ра­ти­мость из­ме­не­ний, прив­не­сён­ных раз­ви­ти­ем но­вых тех­но­ло­гий во все сфе­ры че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти.

Научно-техническая информация — Википедия

Научно-техническая информация (НТИ) — сведения о документах и фактах, получаемых в ходе научной, научно-технической и инновационной деятельности[1]. Документированная НТИ — зафиксированная на материальном носителе НТИ с реквизитами, позволяющими её идентифицировать.

Первичные документы — документы, включающие исходные сведения, полученные в процессе исследований, разработок, наблюдений и других видов человеческой деятельности. К ним относятся книги, брошюры, периодические издания, патентная документация, нормативно-техническая документация, промышленные каталоги, конструкторская документация, отчеты, депонированные рукописи, переводы научно-технической литературы и документации, другие публикуемые и непубликуемые научно-технические документы.

Вторичные документы — документы, которые являются результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов. К ним относятся аннотации, рефераты, обзоры, синопсисы, указатели, справочники и др.

Научные данные — это: статистические данные, подборки цифровых изображений, аудиозаписи, стенограммы интервью, данные обследования и наблюдения на местах с соответствующими аннотациями, интерпретации, произведения искусства, архивы, найденные предметы, опубликованные тексты или рукописи и др[2].

Научные документы и данные, организованные в информационные фонды, массивы, базы и банки данных, образуют ресурсы НТИ. В последние годы распространение получили такие формы ресурсов НТИ как электронные библиотеки, репозитории, географические, аналитические и экспертные информационные системы, системы добавленной и виртуальной реальности, другие интерактивные формы.

‘Научно-информационная деятельность’ (НИД) — совокупность действий, связанных с созданием, сбором, систематизацией, аналитико-синтетической переработкой, фиксацией, хранением, распространением и предоставлением пользователю НТИ, оформилась как самостоятельная отрасль в 1940—1960 гг. ХХ в. В это время в мире появилось множество национальных, отраслевых, тематических и других специализированных центров обработки НТИ.

Наибольшую известность получили такие центры как Институт научной информации (ISI) в США во главе с Ю. Гарфилдом, Французская национальная система НТИ (PASCAL), Японский центр научно-технической информации (Japan Information Center of Science and Technology, JICST), Chemical Abstract Service и др. В центрах НТИ были созданы многочисленные АИС НТИ. В настоящее время из мировых систем научной информации наиболее популярны Web of Science, Scopus, Chemical Abstracts, PubMed, Springer, Agris, GeoRef, INSPEC, Astrophysics Data System, MathSciNet, zbMATH, STN и др. Доступ к ресурсам НТИ стал одним из важных компонентов информационного бизнеса в развитых странах. В то же время возникло и активно себя проявило движение за открытый доступ к НТИ, которое поставило под вопрос сложившиеся бизнес-модели НИД.

Научно-техническая информация в СССР и современной России[править | править код]

В СССР в 1960-х гг. была создана крупнейшая в мире Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) включавшая 10 всесоюзных, около 150 отраслевых и региональных органов НТИ, а также св. 4 тыс. органов НТИ на предприятиях и организациях. ГСНТИ была организована по принципу централизованной обработки и децентрализованного использования НТИ. В ГСНТИ к концу 1980-х гг. было занято около 150 тыс. чел. Среди всесоюзных институтов информации нужно упомянуть ВИНИТИ РАН, ИНИОН РАН, ЦНИИПИ (ныне ФИПС), ВНТИЦ (ныне ЦИТИС), ВНИИКИ (ныне Стандартинформ), ВИМИ (ныне закрыт). Из отраслевых институтов заслуженную известность получили Информэлектро, НИИТЭХИМ, ЦНИИатоминформ и многие другие, В стране действовали десятки автоматизированных информационных систем НТИ, многие как участники международных систем и сетей, в результате научных исследований были получены результаты мирового уровня. Международные контакты в сфере НТИ поддерживал специализированный Международный центр научно-технической информации (МЦНТИ).

Экономические и административные реформы в новой России начала 1990-х гг. совпали с революционными изменениями в информационных технологиях, которые привели к появлению Интернета, развитию мобильной связи и персонализации доступа. В результате, многие органы НТИ были закрыты, другие сменили профиль, исчезло централизованное управление. ГСНТИ как целостная система перестала существовать, хотя некоторые её компоненты продолжают стабильно функционировать.

В настоящее время наряду с сохранившимися компонентами ГСНТИ, возникли и успешно развиваются многие негосударственные (коммерческие и некоммерческие) системы НТИ (Научная электронная библиотека, Киберленинка, Интегрум). Множество локальных ресурсов НТИ генерируют отдельные научные учреждения, вузовские кафедры, научные общества и группы, отдельные ученые, в том числе в социальных сетях. В результате НТИ в настоящее время представляет собой быстро растущее и неупорядоченное множество ресурсов, имеющих различные структуры, тематики и функциональные назначения. Попытки интеграции ресурсов НТИ носят частный и несистемный характер. Большинство ресурсов и продуктов НТИ создаются, распространяются и потребляются в электронном виде. Одновременно быстро развиваются новые информационные технологии, в том числе семантические технологии, big data, искусственный интеллект, машинное обучение и др. В этих условиях ряд специалистов высказываются в пользу разработки концепции национальной системы НТИ с целью формирования единого цифрового пространства знаний[3] .

  1. ↑ МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О научно-технической информации. Принят на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление N 15-10 от 13 июня 2000 года) http://docs.cntd.ru/document/901834181
  2. ↑ The Concordat on Open Research Data//Электронный ресурс. Режим доступа https://www.ukri.org/files/legacy/documents/concordatonopenresearchdata-pdf
  3. ↑ Антопольский А. Б., Ефременко Д. В. К вопросу о едином электронном пространстве знаний. // Вестник РАН, 2018, т.88, № 2.
  1. Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. /Ю. М. Арский, Р. С. Гиляревский, Р. С. Туров, А. И. Чёрный.- М., ВИНИТИ, 1996.
  2. Информатика как наука об информации/ Р. С. Гиляревский, И. И. Родионов, Г. З. Залаев, В. А. Цветкова, О. В. Барышева, А. А. Калин, под ред. Р. С. Гиляревского — М., ФАИР-ПРЕСС, 2006.
  3. Гиляревский Р. С., Родионов И. И., Цветкова В. А. Развитие национальной информационной инфраструктуры в научно-технической сфере // Информационные ресурсы России, 2011, № 5.
  4. Инфосфера общественных наук России: монография/ А. Б. Антопольский, Д. В. Ефременко; под ред. В. А. Цветковой.- М., Берлин: Директ-Медиа. 2017.
  5. Baykoucheva S. Managing Scientific Information and Research Data. — Oxford: Chandos Publishing, 2015.
  6. Access to and preservation of scientific information in Europe. Report on the implementation of Commission Recommendation C(2012) 4890 final — Study. / European Comission. Directorate-General for Research and Innovation. Ed. by Tsoukala V., Dechamp J.-F., Adoojan M. Bruxelles, 2018.
  7. Comberousse M. Histoire de l’information scientifique et technique. — Paris: Armand Colin, 2005.
  8. Schneider G. Wissenschaftliche Information: Zugang, Verarbeitung und Speicherung // BIBLIOTHEK — Forschung und Praxis, 2016, 40 (3), 424—433.

Научно-техническая революция — это… Что такое Научно-техническая революция?

        коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Н.-т. р., начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Н.-т. р. изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса (См. Научно-технический прогресс).

         Н.-т. р. является закономерным этапом человеческой истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны.

         Н.-т. р. — длительный процесс, который имеет две главные предпосылки — научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке Н.-т. р. сыграли успехи естествознания (См. Естествознание) в конце 19 — начале 20 вв., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю (См. Материя) и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании» (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Под влиянием успехов физики в 20-х гг. 20 в. существенным изменениям подверглись теоретические основы химии. Квантовая теория объяснила природу химических связей, что, в свою очередь, открыло перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества. Началось проникновение в механизм наследственности (См. Наследственность), развивается Генетика, формируется хромосомная теория.
         Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики (См. Кибернетика). Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии — человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом Н.-т. р. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации производства (См. Автоматизация производства) и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.

         В 40—50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технических открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40—50-е гг. человечество вступает в период Н.-т. р.

         На современном этапе своего развития Н.-т. р. характеризуется следующими основными чертами. 1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения. 2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономической и социальной деятельности, приобретающей массовый характер. 3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства «… из простого процесса труда в научный процесс…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 208). 5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной и производственной сферой. 6) Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами. 7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации (См. Массовая коммуникация). 8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени. 9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы. 10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых «экологических проблем» и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы «общество — природа».

         Наряду с основными чертами Н.-т. р. можно выделить её главные научно-технические направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность Н.-т. р. не сводится ни к её характерным чертам, ни, тем более, к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. Н.-т. р. означает не просто применение новых видов энергии и материалов, ЭВМ и даже комплексной автоматизации производства и управления, а перестройку всего технического базиса, всего технологического способа производства, начиная с использования материалов и энергетических процессов и кончая системой машин и формами организации и управления, отношением человека к процессу производства.

         Н.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий в процессе производства (управление).

         Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что она открывает новые классы веществ и процессов, и особенно в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях Н.-т. р. сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологическое воплощение науки.

         Усиление роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследования с производством, в возрастании роли комплексных междисциплинарных исследований, усилении взаимосвязи естественных, технических и общественных наук, наконец, в возникновении специальных дисциплин, изучающих закономерности развития, условия и факторы повышения эффективности самой научной деятельности (см. Науковедение).
         Научно-технический переворот революционизирует сельскохозяйственное производство, превращая с.-х. труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации (См. Урбанизация), а развитие средств массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.
         В процессе Н.-т. р. в новую фазу вступают отношения общества и природы (См. Природа). Неконтролируемое воздействие технической цивилизации на природу приводит к серьёзным вредным последствиям. Поэтому человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени, должен превратиться в подлинного хозяина природы, заботящегося о сохранении и умножении её богатств. Перед человечеством во весь рост встала так называемая «экологическая проблема», или задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания.

         В условиях Н.-т. р. возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие общественных, естественных и технических наук, их органическое единство, которое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности общественного производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ Н.-т. р.

         Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе Н.-т. р. в различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

         Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой Н.-т. р., с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий, как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.

         Подлинным носителем Н -т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Н.-т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистических отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития Н.-т. р. в интересах всех трудящихся.

         Н.-т. р. создаёт предпосылки для коренного изменения характера производства и функций главной производительной силы — трудящихся. Она предъявляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Содержанием труда постепенно станет контроль и управление производством, раскрытие и использование законов природы, разработка и введение прогрессивной технологии, новых материалов и видов энергии, орудий и средств труда, преобразование среды жизни людей. Необходимым условием этого является социальное освобождение трудящихся, развитие человеческого фактора Н.-т. р. — повышение образования и общей культуры всех членов общества, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, которое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма.

         Успехи науки и техники в 1-й половины 20 в. могли перерасти в Н.-т. р. лишь при определённом уровне социально-экономического развития общества. Н.-т. р. стала возможной благодаря высокой степени развития производительных сил и обобществления производства.


         Н. -т. р., как и предшествовавшие технологические перевороты в истории общества, обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития. Подобно промышленной революции конца 18 — начала 19 вв., которая в одних странах началась после буржуазной революции, а в других — до неё, Н.-т. р. в современную эпоху одновременно происходит как в социалистических, так и в капиталистических странах, а также втягивает в свою орбиту развивающиеся страны «третьего мира». Н.-т. р. обостряет экономические противоречия и социальные конфликты капиталистических системы и, в конечном счёте, не может уместиться в её пределах.

         В. И. Ленин подчёркивал, что за каждым коренным техническим переворотом «… неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства…» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Н.-т. р. преобразует производительные силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных отношений. Как промышленная революция конца 18 — начала 19 вв., заложившая основы материально-технической базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном техническом преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и современная Н.-т. р. требует для собственного полного развития не только преобразования технологии производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития современных производительных сил с капиталистическим способом производства, Н.-т. р. усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революционного процесса. Напротив, в социалистических странах создание материально-технической базы коммунизма (См. Материально-техническая база коммунизма) и др. предпосылок перехода к коммунизму предполагает органическое соединение достижений Н.-т. р. с преимуществами социалистической системы. В современных условиях Н.-т. р. «… стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом… » (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303).

         Всемирный характер Н.-т. р. настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества, в том числе и между государствами с различным социальным строем. Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий Н.-т. р. выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т.д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями.

         Для мировой социалистической системы Н.-т. р. является естественным продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Н.-т. р. на службу социальному прогрессу. В условиях социализма Н.-т. р. способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и общественных отношений.

         Капиталистическое применение достижений Н.-т. р. подчинено, прежде всего, интересам монополий и направлено на укрепление их экономических и политических позиций. Развитые капиталистические страны располагают высокоорганизованным производственным механизмом и солидной научно-исследовательской базой. В 50-е гг. значительно усилилось стремление монополистического капитала путём государственного вмешательства найти организационные формы, позволяющие преодолеть препятствия росту производительных сил. Распространение получают программирование и прогнозирование технического прогресса и научных исследований.

         Современная наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства или, по крайней мере, целой отрасли, требуют управления всей сложной системой социально-экономических процессов в интересах всего общества. Однако капиталистический способ производства не может создать таких условий, необходимых для реализации возможностей науки и техники. Масштабы научно-технического прогресса в наиболее развитых капиталистических странах далеко не соответствуют имеющемуся научно-техническому потенциалу. Движущей силой научно-технического прогресса в условиях капитализма остаётся конкуренция и погоня за прибылью, что противоречит потребностям развития науки и техники. Капитализм нуждается в науке, но в то же время сдерживает её развитие. Отношения людей в сфере науки превращаются в отношения между трудом и капиталом. Учёный оказывается в положение лица, продающего свой труд капиталисту, который монополизирует право на эксплуатацию его результатов. Научные исследования используются как важнейшее орудие ожесточённой конкурентной борьбы между монополиями.

         В рамках отдельных крупных капиталистических фирм достигнута серьёзная постановка научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ, эффективное внедрение новой техники и технологии, продиктованное необходимостью конкурентной борьбы. Объективные потребности обобществления и интернационализации производства в условиях Н.-т. р. вызвали значительный рост так называемых «наднациональных корпораций», которые по объёму занятых превзошли многие капиталистические государства.

         Известное расширение функций капиталистического государства в результате его срастания с монополиями, попытки государственного программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, которые в результате лишь накапливаются и углубляются. Поддержка государством тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-промышленного комплекса, научно-технический прогресс приобретает в капиталистических странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашенным целям, приводят к огромному расточительству научно-технического потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер общественного производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить основное противоречие — между производительными силами и производственными отношениями, общественным характером производства и частным характером присвоения.

         Капиталистическое общество резко ограничивает возможности, открываемые Н.-т. р. для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, «Массовая культура», отчуждение личности). Напротив, при социализме Н.-т. р. создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технического уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.

         Истолкование сущности и социальных последствий Н.-т. р. является полем острой борьбы марксистско-ленинской и буржуазной идеологий.

         Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Н.-т. р. как простое продолжение промышленной революции или же как её «второе издание» (концепция «второй промышленной революции»). По мере того как своеобразие Н.-т. р. становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологического радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества», «технотронного общества» технологическую революцию социальной, освободительному движению трудящихся. В качестве ответной реакции многие «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию — технологического пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак — США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном Сциентизме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобуржуазные радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религиозного обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как односторонние и теоретически несостоятельные. Н.-т. р. не в состоянии разрешить экономические и социальные противоречия антагонистического общества и привести человечество к материальному изобилию без радикальных социальных преобразований общества на социалистических началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно которым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политических средств, без Н.-т. р.

         Обострение противоречий капитализма в связи с Н.-т. р. вызвало на Западе широкое распространение так называемой «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либерально-демократической интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием Н.-т. р. получила превратное идеологическое отражение в социально-пессимистических концепциях «пределов роста», «экологического кризиса человечества», «нулевого роста», воскрешающих мальтузианские взгляды. Многочисленные социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных «пределов роста», а о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего и о пределах капитализма как общественной формации.

         Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммунистическое общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо максимальное использование возможностей Н.-т. р., так и Н.-т. р. нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистических общественных отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.

         Лит.: Научно-техническая революция и общественный прогресс, М., 1969; Современная научно-техническая революция. Историческое исследование, 2 изд., М., 1970; Современная научно-техническая революция в развитых капиталистических странах: экономические проблемы, М., 1971; Иванов Н. П., Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, М., 1971; Гвишиани Д. М., Микулинский С. Р., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Коммунист», 1971, № 17; Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление, образование, М., 1972; Научно-техническая революция и социальный прогресс. [Сб. ст.], М., 1972; Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс, М., 1972; Научно-техническая революция и социализм, М., 1973; Человек — наука — техника, М., 1973; Борьба идей и научно-техническая революция, М., 1973; Марков Н. В., Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия, М., 1973; Научно-техническая революция и общество, М., 1973; Гвишиани Д. М., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Вопросы философии», 1974, № 4; Глаголев В. Ф., Гудожник Г. С., Козиков И. А., Современная научно-техническая революция, М., 1974.

         Д. М. Гвишиани, С. Р. Микулинский.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — это… Что такое НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ?


        коренное, качеств. преобразование производит. сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития обществ. производства. В ходе Н.-т.р., начало которой относится к сер. 40-х гг. 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в неиосредств. производит. силу. Н.-т. р. изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производит. сил, обществ. разделения труда, отраслевую и проф. структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.
        Н.-т. р. является закономерным этапом человеч. истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистич. и капиталистич. странах принципиально различны.
        Н.-т. р.— длит. процесс, который имеет две гл. предпосылки — научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке Н.-т. р. сыграли успехи естествознания в кон. 19 — нач. 20 вв., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании» (см. ПСС, т. 18, с. 264).

Она началась открытием электрона, радия, превращения химич. элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.
        Революц. сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в пром-сти и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистич. госва организовать в рамках крупного нац. науч.-технич. проекта согласованное взаимодействие науки и пром-сти. Это послужило школой для осуществления последующих общенац. научно-технических исследовательских программ.
        Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Науч. деятельность стала массовой профессией. Во 2-й пол. 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и сов. опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегос. органов планирования и управления науч. деятельностью. Усилились непосредств. связи между науч. и технич. разработками, ускорилось использование науч. достижений в производстве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в науч. исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислит. машины (ЭВМ), ставшие символом Н.-т. р. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных ло-гич. функций человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.

        На совр. этапе своего развития Н.-т. р. характеризуется след. осн. чертами.

        1) Превращением науки в непо-средств. производит. силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и произве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой науч. идеи до её производств. воплощения.

        2) Новым этапом обществ. разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития обществ. производства.

        3) Качеств. преобразованием всех элементов производит. сил — предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его науч. организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окуная расходы на науч. исследования и технич. разработки.

        4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творч. элементов; превращением процесса производства «… из простого процесса труда в научный процесс…» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Cоч., т. 46, ч. 2, с. 208).

        5) Возникновением на этой основе материально-технич. предпосылок преодоления противоположности и существ. различий между умств. и физич. трудом, между городом и деревней, между непроизводств. и производств. сферой.

        6) Созданием новых источников энергии и искусств. материалов с заранее заданными свойствами.

        7) Огромным повышением социального и экономич. значения информац. деятельности как средства для обеспечения науч. организации, контроля и управления обществ. производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации.

        8) Ростом уровня общего и спец. образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени.

        9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли обществ. наук и идеологич. борьбы.

        10) Резким ускорением обществ. прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеч. деятельности в масштабе планеты, возникновением т. н. экологич. проблем и необходимостью в связи с этим науч. регулирования системы «общество — природа».
        Наряду с осн. чертами Н.-т. р. можно выделить её главные науч.-технич. направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность Н.-т. р. не сводится ни к её характерным чертам, ни тем более к тем или иным даже самым крупным науч. открытиям или направлениям науч. и технич. прогресса. Н.-т. р. означает перестройку всего технич. базиса, всего технологич. способа производства.
        Н.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеч. деятельности: теоретич. познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технич. средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (произво) и способов рациональной взаимосвязи практич. действий и различных видов деятельности (управление).
        Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие к ним от науки.
        Обществ. производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности попрежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что на основе результатов фундаментальных науч. исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производств. практики (атомные реакторы, совр. радиоэлектронная и вычислит. техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследств. свойств организма и др.). В условиях Н.-т. р. сама практика требует, чтобы наука oпeрежала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологич. воплощение науки.
        Усиленно роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытноконструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследовании с производством. Возрастающая взаимосвязь различных процессов и явлений усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме, междисциплинарных исследований. В связи с зтим стало особенно необходимо тесное взаимодействие естеств., технич. и обществ. наук, развивающееся в социалистических странах как одно из конкретных выражений органического соединения преимуществ социализма с достижениями Н.-т. р.
        Возникли спец. дисциплины, изучающие закономерности развития, условия и факторы повышения эффективности самой научной деятельности (см. Наукове-дение).
        Научно-технич. переворот революционизирует с.-х. производство, превращая с.-х. труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и пром-сти способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и совр. транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

        В процессе Н.-т. р. в новую фазу вступают отношения общества и природы. Перед человечеством во весь рост встала задача сохранения и науч. регулирования среды своего обитания.

        В ходе Н.-т. р. существенно изменяется содержание труда гл. производит. силы — трудящихся. Н.-т. р. предъявляет возрастающие требования к проф. знаниям, организац. способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Наряду с увеличением объёма обязат. общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодич. переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.
        Масштабы и темпы изменений в производстве и обществ. жизни, которые несёт с собой Н.т. р., с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.
        Подлинным носителем Н.-т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только гл. производит. силой общества, но и единств. классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Н.т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистич. отношений, рабочий класс одновременно добивается развития Н.-т. р. в интересах всех трудящихся.

        Необходимым условием полного развития Н.-т. р. является социальное освобождение трудящихся, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, которое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма.

        Успехи науки и техники в 1-й пол. 20 в. могли перерасти в Н.-т. р. лишь при о предел, уровне социально-экономич. развития общества. Н.-т. р. стала возможной благодаря высокой степени развития производит. сил и обобществления производства.


        Ленин подчёркивал, что за каждым коренным технич. переворотом «… неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства…» (ПСС, т. 3, с. 455). Н.-т. р. преобразует производит. силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качеств. преобразования обществ. отношений. Как пром. революция кон. 18 — нач. 19 вв., заложившая основы материально-технич. базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном технич. преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и совр. Н.-т. р. требует для собств. полного развития не только преобразования технологии производства, но и революц. преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития совр. производит. сил с капиталистич. способом производства, Н.т. р. усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революц. процесса. Н.-т. р. «… стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом…» (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303).
        Всемирный характер Н.-т. р. настоятельно требует развития междунар. науч.технич. сотрудничества, в том числе и между государствами с различным социальным строем. Это диктуется гл. обр. тем обстоятельством, что целый ряд последствий Н.-т. р. выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий мн. стран и междунар. регулирования, напр. борьба с загрязнением окружающей среды, использование космич. спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями (см. Глобальные проблемы).
        Совр. наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства, требуют управления всей сложной системой соцнально-экономич. процессов в интересах всего общества. Однако капиталистич. способ производства не может создать таких условий. Отд. крупные капиталистич. фирмы достигают успешной постановки научно-исследоват. и опытно-конструкторской работ, эффективного внедрения новой техники и технологии, продиктованного необходимостью конкурентной борьбы. Известное расширение функций капиталистич. государства в результате его срастания с монополиями, попытки гос. программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, которые лишь накапливаются и углубляются. Поддержка государством тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, воен.-пром. комплекса, науч.-технич. прогресс приобретает в капиталистич. странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашённым целям, приводят к огромному расточительству научно-технического потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер обществ. производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить осн. противоречие — между производит. силами и производств. отношениями, обществ. характером производства и частным характером присвоения.
        Капиталистич. общество ограничивает возможности, открываемые Н.-т. р. для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, «массовая культура», отчуждение личности).
        Для социалистич. системы Н.-т. р. является естеств. продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Н.-т. р. на службу социальному прогрессу. В условиях социализма Н.-т. р. способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и обществ. отношений, создаёт условия для повышения общекультурного и науч.-технич. уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.

        Истолкование сущности и социальных последствий Н.-т. р. является полем острой борьбы марксистско-ленинской и бурж. идеологий.

        Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Н.-т. р. как простое продолжение пром. революции или же как её «второе издание» (концепция «второй пром. революции»). По мере того как своеобразие Н.-т. р. становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологич. радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества», «технотронного общества» технологич. революцию социальной, освободит. движению трудящихся. В качестве ответной реакции мн. «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию — технологич. пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак — США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном сциентизме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобурж. радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религ. обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как теоретически несостоятельные. Н.-т. р. не в состоянии разрешить экономич. и социальные противоречия ан-тагонистич. общества без радикальных социальных преобразований общества на социалистич. началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно которым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь по-литич. средств, без Н.-т. р.
        Обострение противоречий капитализма в связи с Н.-т. р. вызвало на Западе широкое распространение т. н. «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либерально-демократич. интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием Н.-т. р. получила превратное идеологич. отражение в социальнопессимистич. концепциях «пределов роста», «нулевого роста». Многочисл. социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных «пределов роста», а о пределах капитализма как обществ. формации и о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего.
        Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммунистич. общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых материальных и духовных потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо макс. использование возможностей Н.-т. р., так и Н.т. р. нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистич. обществ. отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.
        Н.-т. р. и обществ. прогресс, М., 1969; Совр. Н.-т. р. Историч. исследование, М., 19702; Совр. Н.-т. р. в развитых капиталистич. странах: экономич. проблемы, М., 1971; Гвишиани Д. М., Микулинский С. Р., Н.-т. р. и социальный прогресс, «Коммунист», 1971, № 17; Афанасьев В. Г., Н.-т. р., управление, образование, М., 1972; Н.-т. р. и социализм, М., 1973; Человек — наука — техника, [M., 1973]; Борьба идей и Н.-т. р. Сб. ст., Л., 1973; Социализм и наука, М., 1981; Н.-т. р. и противоречия капитализма, М., 1981.

        Д. М. Гвишиани, С. Р. Микулинский.


Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.
1983.

Научно-техническая революция — Википедия

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Научно-техническая революция в узком смысле — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

До НТР исследования учёных были на уровне вещества, далее они смогли проводить исследования на уровне атома. И когда открыли структуру атома, учёные открыли мир квантовой физики, они перешли к более глубоким знаниям в области элементарных частиц. Главное в развитии науки — это то, что развитие физики в жизни общества значительно расширило способности человека. Открытие учёных помогло человечеству по-другому взглянуть на окружающий мир, что привело к НТР[1].

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, начавшиеся в середине XX в., лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.

Современная эпоха НТР наступила в 1940—1950-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Классификации

Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества:

  1. Аграрная при переходе к земледелию;
  2. Индустриальная во время промышленной революции;
  3. Информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

А. И. Ракитов выделяет пять информационных революций в истории человечества[2]:

  1. появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка;
  2. изобретение письменности;
  3. изобретение книгопечатания;
  4. изобретение телеграфа и телефона;
  5. изобретение компьютеров и появление Интернета.

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

  1. изобретение паровой машины в XVIII веке
  2. научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке
  3. создание компьютеров в XX веке

Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

«Порох, компас, книгопечатание, — отмечает К. Маркс, — три великих изобретения, предваряющие буржуазное общество. Порох взрывает на воздух рыцарство, компас открывает мировой рынок и основывает колонии, а книгопечатание становится орудием протестантизма и вообще средством возрождения науки, самым мощным рычагом для создания необходимых предпосылок духовного развития». Доктор философских наук профессор Г. Н. Волков в НТР выделяет единство революции в технике — с переходом от механизации к автоматизации производственных процессов, и революции в науке — с её переориентацией на практику, целью на приложение результатов исследований к нуждам производства, в отличие от средневековой (см. Схоластика#Схоластическое воззрение на науку)[3].

По модели, используемой экономистом из Northwestern University (США) профессором Робертом Гордоном, первая НТР, начало которой относится к 1750 году с изобретением парового двигателя и строительством первых железных дорог, продлилась примерно до конца первой трети XIX века. Вторая НТР (1870—1900 годы), когда электричество и двигатель внутреннего сгорания были изобретены с разницей в три месяца в 1897 году. Третья НТР началась в 1960-е годы с появлением первых ЭВМ и промышленной робототехники, глобально значимой она стала в середине 90-х, когда простые пользователи массово получили доступ в интернет, её завершение относится к 2004 году[4][5].

Российский историк Л. Е. Гринин, говоря о первых двух революциях в технологическом развитии человечества, придерживается устоявшихся взглядов, выделяя аграрную и промышленную революции. Однако говоря о третьей революции, он обозначает её как кибернетическую. В его концепции кибернетическая революция состоит из двух фаз: научно-информационной фазы (развитие автоматизации, энергетики, область синтетических материалов, космос, создание средств управления, связи и информации) и завершающей фазы управляемых систем, которая по его прогнозу начнется с 2030—2040-х годов. Аграрная революция: первая фаза это переход к ручному земледелию и животноводству. Этот период начался примерно 12 — 19 тысяч лет назад, а переход к завещающему этапу аграрной революции начинается где-то 5,5 тысяч лет назад.

Также кибернетическая революция характеризуется:

  1. Увеличение объёма информации и усложнение различных систем анализа этой информации
  2. Непрерывное развитие систем управления и самоуправления
  3. Многочисленное использование разных искусственных материалов
  4. Использование усовершенствованных технологий которые близки по своему функционалу к искусственному интеллекту
  5. Оптимизация ресурсов труда в любой области[6]

Характеристики НТР

Черты НТР
  • Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности
  • Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление. Говоря о темпе важно заметить то, что многократные коренные изменения в жизни социума, вызванные НТР, происходят многократно на протяжении жизни одного поколения[7].
  • Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоёмкости производства
  • Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки
  • Характерной чертой современной НТР является прогресс в инфокоммуникациях, ведь именно прогресс в информационном поле является важнейшим фактором изменений социума, которые радикально меняют ключевые аспекты человеческой жизни[8].
Составные части НТР
  • Наука: увеличение наукоёмкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования
  • Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная
  • Производство:
    • электронизация
    • комплексная автоматизация
    • перестройка энергетического хозяйства
    • производство новых материалов
    • ускоренное развитие биотехнологии
    • космизация
  • Управление: информатизация и кибернетический подход

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и изобретения 70-80-х годов породили второй, современный этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале XXI вв.

См. также

Примечания

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *