3 Сентября 2019
Фрагмент интервью Директора Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ Алексея Сазанова агентству Reuters.

Администрирование налогов

 Когда идет речь об улучшении администрирования, нужно смотреть на налоговый потенциал и какая доля от этого налогового потенциала действительно уплачивается. Налоговые обязательства при консервативном налоговом планировании составляют определенную сумму. Если применяются различные "лазейки" и иные инструменты налоговой оптимизации, общая сумма налоговых обязательств уменьшается. Суть возникающих споров с ФНС заключается в том, что люди находят, как правило, неоднозначные инструменты налоговой оптимизации, говоря о том, что в Налоговом кодексе не очень четко прописан вопрос уплаты налогов в этой части. И когда такие споры с ФНС проигрываются, многие говорят, что ФНС "закручивает гайки". 

Но если исходить из консервативного налогового планирования, такие споры в принципе никогда не возникнут. Действительно, бывают случаи, когда Налоговым кодексом не регулируется определенный вопрос, но в основном спорные моменты с ФНС возникают, когда есть приграничная ситуация.

В странах с развитой экономикой все придерживаются простой логики, когда в налоговом законодательстве есть какая-то неясность, лучше заплатить. У нас пока по-прежнему считают, что, если в Налоговом кодексе есть определенная неясность, нужно ее использовать и придумать, как не платить налоги. ФНС в свою очередь, естественно, пытается всеми доступными способами эти "лазейки" перекрыть. На мой взгляд, это культура налогового комплаенса, и ФНС работает над ее созданием, чтобы преобладающим стало желание заплатить налоги и спать спокойно, а не сэкономить и нервничать. Со временем культура налогового планирования будет эволюционировать, и ФНС сейчас занимается подтягиванием ее уровня ко всем развитым экономикам.

ФНС не давали никаких дополнительных полномочий. Возможность запрашивать информацию у аудиторов, просматривать счета физлиц при проведении камеральных проверок – это не расширение полномочий ФНС, а всего лишь предоставление доступа к информации, который необходим для эффективного налогового контроля, не более. Все это также способствует повышению культуры налогового комплаенса. Если люди добросовестно платят налоги, их не должен беспокоить этот вопрос, так как это никак не ущемляет их права. Если бы речь шла о том, что банк передал информацию о счетах в ФНС, а она "всплыла" через 5 дней в интернете, тогда это волнение было бы понятно. Но такого никогда не будет.

От ФНС не поступало предложений об увеличении доступа к информации. Если в дальнейшем им потребуются дополнительные инструменты для эффективного контроля, будем обсуждать, это дискуссионный вопрос. Сейчас таких инициатив нет.





Вернуться к списку