Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway

Содержание

Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями


Управление предприятием — это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и доступные границы осуществления его деятельности; целесообразное построение системы управления предприятием во времени и пространстве в соответствии с деятельностью в социально-экономической системе и задачами повышения эффективности работы предприятия.

Объектом управления предприятия является его коллектив в процессе производственно-хозяйственной деятельности, заключающейся в выполнении работ, оказании услуг.

Субъектом управления предприятия выступает административно-управленческий персонал, который посредством взаимосвязанных методов управления обеспечивает эффективную деятельность предприятия.

На управление предприятием возлагаются следующие функции: образование системы управления, обеспечение функционирования предприятия в соответствии с поставленными целями, совершенствование организационной структуры.

Организационная структура системы управления предприятием представляет собой состав подсистем или элементов системы, каждому из которых соответствует определенная функция в соответствии с принятым разделением управленческих задач и работ, а также организация связей и отношений между подсистемами Или элементами системы.


Управление протекающими процессами в подразделениях выполняется самими подразделениями. Организационная структура системы управления предприятием состоит из органов управления протекающими процессами и органов управления предприятием в целом.

В качестве примера приводится структура управления муниципальным предприятием «Лыткаринская теплосеть».

Муниципальное предприятие «Лыткаринская теплосеть» состоит из трех основных подразделений: административно-управленческого аппарата, производственных отделов и служб, эксплуатационных районов.

Эксплуатационные районы являются основными производственными подразделениями предприятия.

Управление муниципальным предприятием «Лыткаринская теплосеть», его структурными подразделениями осуществляет директор, назначаемый главой администрации г. Лыткарино. Он руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия на основе широкого использования новейшей техники и технологии! прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры, рынка в целях повышения качества предоставляемых услуг, экономической эффективности их производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Он ведет плановую и учетную документацию, организует учет смет расходов и расчет заработной платы, руководит сотрудниками бухгалтерий.


Главный инженер определяет техническую политику предприятия. Он обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество производимой продукции. Главный инженер организует разработку и реализацию планов внедрения новой техники и

Основные бизнес-процессы теплоснабжающего предприятия. Организационная структура управления тепловыми сетями

Качество тепловой энергии
и теплоносителя
– в теплоснабжении характеризуется через совокупность термодинамических и химических характеристик теплоносителя, обеспечивающих пригодность тепловой энергии и теплоносителя для удовлетворения потребностей потребителя.

Теплоноситель —
вещество, используемое для передачи тепловой энергии

развитие теплофикации

минимизация вмешательства государства в хозяйственную деятельность

обеспечение скоординированности деятельности государственных органов власти

разграничение функций, полномочий и ответственности органов исполнительной власти разных уровней

техническое регулирование и надзор

развитие эффективной системы договорных отношений

разрабатывает и реализует государственную политику и федеральные планы в области уменьшения теплопотребления зданий

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы по проектированию, строительству, реконструкции, монтажу оборудования объектов теплоснабжения и теплопотребления

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы, регламентирующие технические и организационные требования к эксплуатации систем теплопотребления зданий, методику оценки ущерба от непроектных изменений в системах отопления

разрабатывает нормативные документы, регламентирующие порядок привлечения средств застройщиков для целей энергосбережения, вместо увеличения мощности систем теплоснабжения.

Органы местного самоуправления:

организуют разработку муниципальных планов развития теплоснабжения и обеспечивают их исполнение


имеют право требования у теплоснабжающих предприятий и потребителей всей информации, необходимой для разработки планов развития теплоснабжения

организуют инвестиционные конкурсы и представляют в пределах своих полномочий гарантии инвестиционным проектам в теплоснабжении и теплопотреблении

осуществляют контроль исполнения стандартов надежности теплоснабжения, качества тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения и теплопотребления

обеспечивают равные условия для всех участников отношений в системе теплоснабжения

обеспечивают открытость информации экономического и технического характера относительно функционирования систем теплоснабжения и теплоснабжающих организаций

осуществляют контроль подготовки систем теплоснабжения и теплопотребления к отопительному сезону, в том числе качество прокладки и ремонта тепловых сетей

разрабатывают планы ликвидации возможных аварий систем теплоснабжения

Глава 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМАХ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ.

Статья 8. Участники отношений в системах централизованного теплоснабжения

1. Участниками отношений в системе централизованного теплоснабжения являются:

теплоснабжающие организации

потребители

конечные потребители

2. Теплоснабжающая организация может одновременно являться потребителем, но не может являться конечным потребителем поставляемой ею тепловой энергии.

3. Конечными потребителями могут являться юридические и физические лица, распоряжающиеся на правах собственности или иных законных основаниях зданиями и сооружениями, а также уполномоченные ими организации, в том числе теплосервисные.

4. В случае отсутствия организации, представляющей коллективные интересы жителей многоквартирных домов и общежитий, органами местного самоуправления должна быть назначена организация, выступающая в качестве конечного потребителя.

5. Границей раздела между теплоснабжающей организацией и потребителем является место, в котором теплопотребляющие установки потребителя присоединены к теплоисточнику или тепловым сетям теплоснабжающей организации



Статья 9. Теплоснабжающие организации.

1. Теплоснабжающие организации могут быть любой организационно-правовой формы.

2. Объединение части или всей собственности теплоснабжающих организаций разной организационной правовой формы должно происходить путем создания акционерных обществ .

3. Муниципальные теплоснабжающие предприятия, эксплуатирующие тепловые сети должны быть приспособлены к рынку путем их преобразования в акционерные общества, в том числе и с возможностью создания межмуниципальных акционерных обществ.

4. В целях создания равных условия для конкуренции теплоснабжающих организаций на рынке теплоснабжения недопустимо бюджетное финансирование теплоснабжающих организаций на невозвратной основе.

5. Прекращение организацией деятельности по теплоснабжению либо сокращение объемов производства тепловой энергии возможно только при согласовании с местными органами власти. Если прекращение деятельности теплоснабжающей организации приведет к снижению надежности системы теплоснабжения, органы местной власти вправе отсрочить прекращение теплоснабж

Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Управление деятельностью ресурсоснабжающих предприятий


В ЖК РФ определяются основы оформления соглашения социального найма. Именно в этом законодательном акте указаны основополагающие правила и условия составления и подписания такого документа, которым стороны должны неукоснительно следовать.

Что представляет собой социальный наем жилья?

Согласно приведенному в Жилищном кодексе России понятию договора соцнайма процесс, регулируемый этим соглашением, подразумевает предоставление в безвременное пользование жилую недвижимость. Однако эта процедура имеет свои особенности, так как она связана с представлением государственного или муниципального недвижимого объекта лицам, имеющим на него право. Особенности заключения соглашения между сторонами и реализации самой процедуры преимущественно регулируются Главой 8 ЖК России.


Кому предоставляется жилое помещение?

Не каждый гражданин правомочен претендовать на получение жилплощади на условиях социального найма. Для этого необходимо документально подтвердить получение статуса малоимущего гражданина или иного, предусмотренного законодательством
. Если на получение помещения претендует семья, то необходимо, чтобы общий доход, разделенный на количество членов семьи, был меньше прожиточного минимума на каждого.

Куда необходимо обратиться для заключения договора?

Вопросы по предоставлению жилплощади в социальный наем решает соответствующий отдел (жилищный) администрации города (района). Именно поэтому при появлении необходимости получения такого помещения обращаться целесообразно именно туда. Там должны пояснить правила оформления, условия получения жилплощади и последующий сценарий действий для заинтересованных лиц.

Перечень необходимых документов. Сроки их предоставления и рассмотрения

Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway

Для обращения в администрацию для заключения договора необходимо подготовить определенный перечень документов, в который войдут:

  • заявление;
  • паспорта для совершеннолетних и свидетельства о рождении для детей – членов семьи;
  • справка о доходах каждого из членов семьи;
  • документы, гарантирующие получение статуса малоимущих;
  • свидетельство о заключении (расторжение) брачного союза.

К перечисленным бумагам необходимо приложить документы, подтверждающие принадлежность недвижимого объекта муниципальному или государственному фонду.

Договор социального найма

При достижении договоренности между сторонами и прохождении всех предварительных этапов заключается соглашение социального найма жилого помещения. Он оформляется строго в письменном виде


по смыслу п. 1 ст. 63 ЖК РФ. Законодательством РФ предусмотрена , что упрощает процесс его оформления.

Предмет договора

Ст. 62 ЖК РФ прямо определяет предмет договора соцнайма жилплощади и налагает некоторые запреты. Согласно п.1 его предметом выступают именно жилые помещения. В п.2 устанавливается однозначный запрет на предоставление по условиям договора нежилой недвижимости в качестве самостоятельного объекта.

Есть вопрос или нужна помощь юриста? Воспользуйтесь бесплатной консультацией:

Стороны договора: права и обязанности

Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway

Стороны соглашения перечисляются в ст. 60 ЖК России . В качестве участников выступают следующие лица
:

Основные бизнес-процессы теплоснабжающего предприятия. Бизнес-процессыотзывы

Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Качество тепловой энергии
и теплоносителя
– в теплоснабжении характеризуется через совокупность термодинамических и химических характеристик теплоносителя, обеспечивающих пригодность тепловой энергии и теплоносителя для удовлетворения потребностей потребителя.

Теплоноситель —
вещество, используемое для передачи тепловой энергии

развитие теплофикации

минимизация вмешательства государства в хозяйственную деятельность

обеспечение скоординированности деятельности государственных органов власти

разграничение функций, полномочий и ответственности органов исполнительной власти разных уровней

техническое регулирование и надзор

развитие эффективной системы договорных отношений

разрабатывает и реализует государственную политику и федеральные планы в области уменьшения теплопотребления зданий

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы по проектированию, строительству, реконструкции, монтажу оборудования объектов теплоснабжения и теплопотребления

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы, регламентирующие технические и организационные требования к эксплуатации систем теплопотребления зданий, методику оценки ущерба от непроектных изменений в системах отопления

разрабатывает нормативные документы, регламентирующие порядок привлечения средств застройщиков для целей энергосбережения, вместо увеличения мощности систем теплоснабжения.

Органы местного самоуправления:

организуют разработку муниципальных планов развития теплоснабжения и обеспечивают их исполнение

имеют право требования у теплоснабжающих предприятий и потребителей всей информации, необходимой для разработки планов развития теплоснабжения

организуют инвестиционные конкурсы и представляют в пределах своих полномочий гарантии инвестиционным проектам в теплоснабжении и теплопотреблении

осуществляют контроль исполнения стандартов надежности теплоснабжения, качества тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения и теплопотребления

обеспечивают равные условия для всех участников отношений в системе теплоснабжения

обеспечивают открытость информации экономического и технического характера относительно функционирования систем теплоснабжения и теплоснабжающих организаций

осуществляют контроль подготовки систем теплоснабжения и теплопотребления к отопительному сезону, в том числе качество прокладки и ремонта тепловых сетей

разрабатывают планы ликвидации возможных аварий систем теплоснабжения

Глава 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМАХ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ.

Статья 8. Участники отношений в системах централизованного теплоснабжения

1. Участниками отношений в системе централизованного теплоснабжения являются:

теплоснабжающие организации

потребители

конечные потребители

2. Теплоснабжающая организация может одновременно являться потребителем, но не может являться конечным потребителем поставляемой ею тепловой энергии.

3. Конечными потребителями могут являться юридические и физические лица, распоряжающиеся на правах собственности или иных законных основаниях зданиями и сооружениями, а также уполномоченные ими организации, в том числе теплосервисные.

4. В случае отсутствия организации, представляющей коллективные интересы жителей многоквартирных домов и общежитий, органами местного самоуправления должна быть назначена организация, выступающая в качестве конечного потребителя.

5. Границей раздела между теплоснабжающей организацией и потребителем является место, в котором теплопотребляющие установки потребителя присоединены к теплоисточнику или тепловым сетям теплоснабжающей организации

Статья 9. Теплоснабжающие организации.

1. Теплоснабжающие организации могут быть любой организационно-правовой формы.

2. Объединение части или всей собственности теплоснабжающих организаций разной организационной правовой формы должно происходить путем создания акционерных обществ .

3. Муниципальные теплоснабжающие предприятия, эксплуатирующие тепловые сети должны быть приспособлены к рынку путем их преобразования в акционерные общества, в том числе и с возможностью создания межмуниципальных акционерных обществ.

4. В целях создания равных условия для конкуренции теплоснабжающих организаций на рынке теплоснабжения недопустимо бюджетное финансирование теплоснабжающих организаций на невозвратной основе.

5. Прекращение организацией деятельности по теплоснабжению либо сокращение объемов производства тепловой энергии возможно только при согласовании с местными органами власти. Если прекращение деятельности теплоснабжающей организации приведет к снижению надежности системы теплоснабжения, органы местной власти вправе отсрочить прекращение теплоснабжающей организацией деятельности на срок необходимый для создания замещающих мощностей.

6. Сетевая теплоснабжающая организация обязана обеспечить учет тепловых потерь в сетях и публичность этой информации.

Статья 10. Порядок технологического присоединения к системам централизованного теплоснабжения

1. Сетевая теплоснабжающая организация, являющаяся в соответствии с действующим законодательством субъектом естественной монополии , не может отказать в присоединении к тепловым сетям источников тепловой энергии и объектов теплопотребления, за исключением случаев, когда такое присоединение невозможно по техническим причинам, экономически нецелесообразно или подвергает опасности надежность снабжения ранее присоединившихся потребителей. Обоснованный отказ от присоединения должен быть представлен в письменном виде в течении 30 дней с момента обращения.

2. Присоединение к тепловым сетям осуществляется на основе технических условий, выдаваемых сетевой теплоснабжающей организацией. Сетевая теплоснабжающая организация должна согласовать технические условия присоединения с организацией, уполномоченной органами местного самоуправления на внесение изменений в муниципальные планы развития теплоснабжения для изменения планируемого объема теплопотребления и определение возможности обеспечивать его наиболее экономичным образом.

3. Срок действия Технических условий 3 года, если застройщиком не обоснована необходимость более длительного срока. Технические условия могут быть аннулированы сетевой теплоснабжающей организацией в одностороннем порядке в случае отсутствия начала практической реализации технических условий в течении года с момента выдачи.

4. Все отношения связанные с подключением к тепловым сетям регулируются договором на присоединение. Обязательными разделами договора присоединения являются:

место присоединения

местонахождение приборов учета

права и обя

Внедрение системы автоматизированного расчета показателей деятельности на предприятии теплоснабжения

Кагазбек Еренчинов

Заведующий лабораторией тематической научно-исследовательской лаборатории «АСУТП» НАО АУЭС

Нигина Токтасынова

Докторант PhD НАО АУЭС

Диас Примкулов

Магистр НАО АУЭС

Михаил Ермолаев

Директор ТОО «GAB – group of outsourcing companies», партнер Business Studio в Казахстане



Статья посвящена итогам научно-практического проекта по автоматизации расчета показателей интегрированной системы менеджмента (ИСМ) для предприятия теплоснабжения сотрудниками НАО «Алматинский Университет Энергетики и Связи».

Как правило, оценка эффективности работы предприятия производится на основе финансовых индикаторов, таких как рентабельность, его рыночная стоимость или показатель чистой прибыли, но данная оценка не позволяет анализировать качество работы каждого подразделения и оценить его вклад в общую эффективность предприятия.

Определение качества работы подразделений обычно рассматривается с точки зрения показателей эффективности процесса, за выполнение которого отвечают сотрудники подразделений. Тем самым решаются 2 задачи: оценка эффективности процессов и оценка работы собственно подразделений. Это позволяет выявить общую эффективность работы предприятия, основываясь не только на финансовых показателях, но и показателях эффективности отдельных бизнес-процессов. Для проведения подобного анализа процессы предприятия необходимо декомпозировать.

Система показателей строится с учетом процессов развития предприятия, изменения экономической ситуации, тарифной политики и законодательства, что обуславливает необходимость проведения корректировки организационной и производственной структуры, показателей подразделений и степени влияния отдельных процессов на эффективность предприятия.

Зачастую сбор данных для расчета показателей деятельности требует значительного отвлечения сотрудников, к тому же при этом не исключается наличие ошибок в расчетах. Решение данных проблем возможно при использовании автоматизированных систем, которые позволяют упростить процесс сбора показателей в режиме реального времени и произвести их расчет.

Соответственно к результатам проектов по разработке систем автоматизированного расчета оценки показателей деятельности предъявляются следующие требования:

  • обеспечить возможность получения точных и актуальных данных о ходе процессов в удобной форме для анализа их эффективности;
  • минимизировать затраты на сбор показателей со стороны предприятия;
  • минимизировать ошибки и проявления «человеческого фактора» при расчете показателей деятельности.

В качестве успешного опыта создания и введения в эксплуатацию подобной системы представим итоги проекта, выполненного силами сотрудников тематической научно-исследовательской лаборатории Автоматизированных систем управления технологическим процессом (ТНИЛ «АСУТП») НАО «Алматинский Университет Энергетики и Связи».

Проект был реализован на базе предприятия тепловых сетей ТОО «АлТС» (г. Алматы) — теплоснабжающей организации, которая обслуживает жилые и промышленные объекты южной столицы Казахстана. Общая протяженность магистральных, распределительных и внутриквартальных сетей составляет 854,906 км, зона теплофикации охватывает территорию города.

Эффективность производственных процессов на предприятии опосредована множеством факторов. Например, расход теплоносителя на горячее водоснабжение и для ряда технологических процессов изменяется как по часам суток, так и по дням недели. Расчет этих показателей был довольно затруднителен, и на протяжении последних лет расчеты по ним производились по средним нормативным показателям, что не давало четкого понимания эффективности на конкретных участках в определенные промежутки времени.

Разделение процессов предприятия тепловых сетей было проведено с учетом выделения следующих групп:

  • основные, в состав которых помимо производственных необходимо включить клиентские составляющие, а также показатели развития и обучения;
  • вспомогательные процессы;
  • финансовые.

При определении весовых коэффициентов для расчета оценки эффективности предприятия учитывалась специфика деятельности ТОО «АлТС»:

  • в виду особенностей производственных процессов и их наибольшего влияния на эффективность работы предприятия, их показатели должны иметь наибольший вес в интегрированной оценке эффективности;
  • в состав основных процессов включаются не только производственные, такие как передача тепловой энергии и ГВС, но и обеспечивающие целостность трубопроводов, т.е. проведение капитального и текущих ремонтов, а также устранение аварийных ситуаций. Качественное выполнение эксплуатационных процессов имеют решающее влияние на конечный результат деятельности предприятия;
  • вспомогательные процессы – это процессы, обеспечивающие выполнение основных. Обычно это процессы материально-технического снабжения, АХО, кадровые, юридические, работа которых важна для предприятия и «завязана» на выполнении основных процессов;
  • рассматриваемое предприятие теплоснабжения является убыточным производством и находится на дотации государства, поэтому вес финансовой составляющей, оказывающей влияние на конечный показатель эффективности, весьма ограничен.

С учетом данных особенностей сотрудниками ТНИЛ «АСУТП» была разработана система автоматизированного расчета оценки ИСМ для предприятия теплоснабжения ТОО «АлТС» на основе системы бизнес-моделирования Business Studio, позволяющей не только работать с показателями, но и поддерживать систему менеджмента качества в целом.

В рамках системы расчета оценки ИСМ осуществлена автоматизация:

  • сбора значений показателей;
  • расчета показателей процесса и подразделения;
  • формирования отчетов для руководства.

Сбор значений показателей в режиме реального времени осуществляется с помощью Business Studio Portal (Рисунок 1). Веб-портал также позволяет сотрудникам обращаться к базе знаний предприятия, содержащей всю необходимую для работы регламентирующую документацию.


Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway


Рисунок 1. Ввод значений показателей

Анализ функционирования системы руководством предприятия проводится на основе отчетов по процессам, которые генерируются средствами Business Studio (Рисунок 2).


Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway


Рисунок 2. Получение отчета показателей в Business Studio Portal

При принятии решения об автоматизации документооборота в области работы с показателями в ходе проекта автоматизации были определены:

  1. Отделы, в которых необходимо было установить систему – в идеале, необходима установка системы на все подразделения, но для сокращения затрат на систему, а также в силу определенных технических ограничений, может рассматриваться более приемлемая конфигурация. Данный этап рассматривается первым, так как изначально система показателей строилась с точки зрения проверки качества функционирования отдельно взятых подразделений, а потом уже предприятия в целом.
  2. Критичность и количество рассматриваемых показателей каждого подразделения. При внедрении более чем 8-10 показателей для мониторинга деятельности подразделения, вся работа сотрудников может свестись к сбору показателей, а также к усложнению процедуры расчета интегральных показателей.
  3. Частота формирования отчетности по показателям и их пересмотра, а также принятия определенных действий на основе анализа показателей. Для предприятия тепловых сетей оптимальным был выбран срок отчетности по кварталам (при сборе промежуточных значений показателей каждый месяц). Такая периодичность позволила соблюсти компромисс между затратами на мониторинг процессов и их управляемостью.
  4. Формулы расчета показателей и их влияние на общую эффективность предприятия. Для простоты приведения к общему показателю желательно приводить значения показателей к безразмерным величинам или к %. Например:
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway(1) или Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway (2)
    Так при расчете показателя по формуле (1), квартальный показатель имеет вид:

    а) если важны суммарные значения показателя
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway
    б) если важны средние значения показателя
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway
    в) если плановые значения показателей – это величина постоянная (например количество сотрудников)
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway
    При расчете показателя по формуле (2):

    а) если важны суммарные значения показателя
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway
    б) если важны средние значения показателя
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway
    в) если плановые значения показателей – это величина постоянная
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway
  5. Формула расчета общей интегрированной оценки деятельности предприятия:
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway
    Где
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway — весовой коэффициент основных процессов;
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway — весовой коэффициент вспомогательных процессов;
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway — весовой коэффициент финансовых процессов;
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway — среднее значение результативности основных процессов;
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway — среднее значение показателя результативности вспомогательных процессов;
    Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway — интегрированное значение результативности финансовых процессов.

На основе интегрированной оценки деятельности, принимаются решения о необходимости принятия корректирующих действий. Если значение оценки выходит за рамки нормативного, то руководством вместе с отделом качества проводится анализ показателей для нахождения несоответствий. Нормативное значение оценки пересматривается в зависимости от внешних условий: изменений в законодательстве, количества потребителей и их дальности, капитальных ремонтов и других факторов. Пересматривается не чаще 1 раза в квартал и не реже 1 раза в год.

Таким образом, для предприятия тепловых сетей была разработана автоматизированная система работы с показателями, которая позволяет проводить сбор значений показателей, расчет показателей процесса и субъекта, автоматически получать отчеты для руководства. Пример реализации расчетов приведен далее в таблицах 1 и 2.










Показатель результативности процесса


Норма, %


Январь


Февраль


Март


1 квартал


Апрель


Май


Июнь


2 квартал


1 полугодие


Июль


Август


Сентябрь


3 квартал


9 месяцев


1. Показатель выполнения графиков обхода тепловых сетей Кобх т/с ЗЭР


95-100


97,91%


98,46%


94,93%


97,1%


94,08%


98,14%


98,59%


96,94%


97,02%


98,36%


98,88%


97,71%


98,32%


97,45%


2. Показатель выполнения графиков обхода тепловых вводов Кгр.обх т/в ЗЭР


95-100


94,98%


95,27%


92,94%


94,4%


93,99%


93,99%


94,06%


94,01%


94,21%


93,07%


93,07%


94,38%


93,51%


93,97%


3. Показатель устранения дефектов выявленных при обходах ТС Куср/деф


100


90,32%


96,77%


83,33%


90,7%


95,38%


100%


96,92%


97,08%


94,94%


100%


100%


94,12%


98,59%


96,24%


4.1 Показатель своевременности внесения данных по повреждениям в 1С Ксвоевр


100


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


4.2 Показатель правильности внесения данных по повреждениям в 1С Кправ.вн/дан


100


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


100%


5. Показатель выполнения текущих плановых ремонтов силами ЭР Ктек/рем


95-100


100%


91,2%


95,9%


95,9%


100%


96%


97%


97,49%


96,7%


6. Показатель устранения выявленных нарушений у потребителей Кустр/пер


95-100



Интегрированная оценка результативности процесса


96,44%


97,32%


97,01%


97,98%


97,39%

Интегрированная оценка результативности процесса: Крез = (К1 + К2 + К3 + К4 + К5 + Кn)/n

Таблица 1. Пример отчета «Анализ процесса «Техническое обеспечение передачи и распределения тепловой энергии» (Западный эксплуатационный район) за 9 месяцев 2016 года)»

















Период

План

Факт

К1

Норма %

1.

Январь 2016

2589

2535

97,91%

95-100

2.

Февраль 2016

2590

2550

98,46%

95-100

3.

Март 2016

2584

2453

94,93%

95-100

1 квартал

97,1%

95-100

4.

Апрель 2016

2688

2529

94,08%

95-100

5.

Май 2016

2688

2638

98,14%

95-100

6.

Июнь 2016

2688

2650

98,59%

95-100

2 квартал

96,94%

95-100

1 полугодие

97,02%

95-100

7.

Июль 2016

2687

2643

98,36%

95-100

8.

Август 2016

2687

2657

98,88%

95-100

9.

Сентябрь 2016

2053

2006

97,71%

95-100

3 квартал

98,32%

95-100

9 месяцев

97,45%

95-100

Кобх/тс = Факт *100%/ План

План — запланированные обходы тепловых сетей

Факт — выполненные обходы тепловых сетей

Таблица 2. Расчеты результативности на примере показателя выполнения графиков обхода тепловых сетей (Кобх т/с ЗЭР)

Детализированный расчет каждого показателя и представление в виде таблицы позволяет видеть достижение показателем нормы, а также исходные данные для возможности проведения анализа. Каждое подразделение отчитывается раз в квартал на совместном собрании о результатах работы, где представляются уже не табличные данные, а графики достижения — в системе также реализовано автоматическое получение графиков по каждому показателю в виде гистограммы (Рисунок 3).


Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях: Бизнес процесс в теплоснабжающих организациях. Организационная структура управления тепловыми сетями – www.ustnn.ru | 502: Bad gateway


Рисунок 3. Гистограмма План/Факт показателя

На основе собранной статистике по анализируемым показателям деятельности в автоматизированном виде формируется отчет общей результативности ИСМ. В качестве примера в таблице 3 приведем фрагмент.

















№ п/п

Показатели результативности процессов

Оценка результ. процесса Крез

Средняя оценка результативности процессов

Коэф. весомости

Оценка результативности ИСМ

норма

факт

ПРОЦЕССЫ ФИНАНСОВЫЕ

«Планирование, оперативное управление и анализ деятельности организации КП ПУ 1»

0,25

100,00%

Планово-экономическое управление

100,00%

1

Исполнение тарифной сметы К1

100,00%

2

Исполнение бюджета К2

100,00%

3

Исполнение инвестиционной программы К3

100,00%

4

Своевременная сдача отчетности К4

100,00%

Управление бухгалтерского учета и отчетности (УБУиО)

УБУиО

100,00%

5

Своевременность оплаты счетов после подписи генерального директора К2

100,00%

6

Отсутствие замечаний персонала предприятия по начислению заработной платы К3

100,00%

7

Правильность, своевременность и полнота представления налоговой отчетности в Налоговое управление. Минимальное количество уведомлений и взысканий К4

100,00%

8

Своевременное выставление счетов-фактур К5

100,00%

9

Своевременное представление промежуточной и годовой финансовой отчетности пользователям К6

100,00%

Таблица 3. Пример отчета общей результативности ИСМ (фрагмент)

Резюме

Важнейшей задачей проекта было не просто предоставить руководству предприятия производственные показатели для аналитики, но и не обременять при этом производственный персонал, максимально упростив процедуру сбора показателей. По результатам проекта в ТОО «АлТС» были внедрены алгоритм и программный модуль интеграции СМК и ССП «Автоматизированный расчет оценки интегрированной системы менеджмента» (подтверждено актом внедрения).

Данный модуль позволил:

  • снизить время сбора значений показателей подразделениями, получения готового отчета и исключение ошибок в подсчете показателей за счет автоматизированного получения отчета после введения План/Фактных значений;
  • хранить значения показателей в единой базе и анализировать статистику за прошедшие периоды;
  • автоматически получать интегрированную оценку результативности предприятия (время получения итогового отчета — порядка 1 минуты).

В целом внедрение автоматизированной системы расчета показателей процессов позволило оперативно выявлять узкие места в деятельности предприятия и повысить его управляемость.

Рекомендуемые материалы по тематике

Руководство по качеству ИСО
РИ ИСО
Пример Руководства по качеству ИСО
СТП ИСО

Интервью об изменениях на рынке теплоснабжения — Реальное время

Эксперт энергоотрасли об изменениях на рынке теплоснабжения

«Систему теплоснабжения Казани нужно кардинальным образом реформировать»Фото: Максим Платонов

Год назад вступили в силу изменения, внесенные в федеральный закон «О теплоснабжении». Новеллы предполагают переход на модель определения стоимости тепловой энергии по методу «альтернативной котельной». Изменения население Казани может почувствовать уже в ближайшем будущем. В новом проекте ключевая роль отводится единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая станет монополистом в своей зоне теплоснабжения. О том, что это за структура, каковы ее полномочия и как будет определяться ее ответственность, «Реальное время» поговорило с начальником отдела реализации тепловой энергии ОАО «ТГК-16» Федором Косуровым.

Изменения в законодательстве о теплоснабжении

— Федор Сергеевич, что такое ЕТО? Каковы полномочия данной структуры?

— Единая теплоснабжающая организация выступает в качестве гарантирующего поставщика тепловой энергии для потребителей, расположенных в зоне ее деятельности. ЕТО отвечает за качество и бесперебойную поставку ресурса, а также несет ответственность за технологические нарушения. Статус ЕТО в отношении городов с населением 500 тыс. человек и более, например Казани, присваивается при утверждении Схемы теплоснабжения решением Минэнерго РФ. Либо, если речь идет о городах с населением менее 500 тыс. человек — исполнительным комитетом города.

Схемой теплоснабжения за каждой ЕТО закреплена зона деятельности, любой потребитель, чьи теплопотребляющие установки расположены в такой зоне, может обратиться в ЕТО для заключения договора теплоснабжения. Организация, в свою очередь, обязана заключить договор с любым обратившимся к ней потребителем, расположенным в ее зоне деятельности.

Согласно статье 23.8. п.2 №190 ФЗ «О теплоснабжении», с образованием ценовой зоны теплоснабжения потребитель должен будет покупать тепловую энергию только у ЕТО, в зоне деятельности которой он находится.

— Какие новые обязательства появятся у ЕТО в связи с реформой?

— Изменения, внесенные в федеральный закон «О теплоснабжении», вступили в силу с 1 июля 2018 года. Новшества предполагают переход на новую модель определения стоимости тепловой энергии — метод «альтернативной котельной». Переход к данному методу расчета возможен по инициативе ЕТО и исполнительного комитета с согласования правительства РФ.

Суть его проста — тепло для конечного потребителя не должно превышать тариф «альтернативной котельной», то есть вне зависимости от способа его производства, транспортировки и потерь тариф на тепло не должен быть выше уровня тарифа на тепло, полученного от котельной. Это важное решение, так как сейчас во многих системах централизованного теплоснабжения в России тарифы на тепло превышают стоимость тепла, которое было бы получено на собственной котельной потребителя. Поэтому и развернулась так называемая «котельнизация», когда потребители уходят на собственные теплоисточники.

«Систему теплоснабжения Казани нужно кардинальным образом реформировать»

Сейчас во многих системах централизованного теплоснабжения тарифы на тепло превышают стоимость тепла, которое было бы получено на собственной котельной потребителя

Согласно п.2 статьи 23.13. №190 ФЗ «О теплоснабжении», в ценовой зоне единая теплоснабжающая организация будет являться разработчиком схемы теплоснабжения для своей зоны деятельности. Также ЕТО обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимые для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения. Рычагом воздействия при этом будет являться заключенное между ЕТО и исполнительным комитетом соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, предусмотренное п.15 статьи 23.13. №190 ФЗ «О теплоснабжении».

Помимо вышеперечисленного, ЕТО отвечает за соблюдение параметров качества поставляемой тепловой энергии и соблюдение допустимых перерывов в теплоснабжении. Максимальный допустимый перерыв теплоснабжения по году не должен превышать 14 дней.

— По каким критериям теплоснабжающая организация может стать ЕТО?

— Критерии определения ЕТО четко установлены пунктом 7 постановления правительства № 808 от 08.08.2012 г. «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», среди которых:

  • владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;
  • размер собственного капитала;
  • способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.

«Казани необходимо развивать теплосети»

— Если говорить о поставке тепловой энергии в Казань, какие ЕТО представлены у нас? И как между ними распределяются зоны деятельности?

— Сейчас в Казани действуют 43 ЕТО, утвержденные Схемой теплоснабжения. Три крупнейшие ЕТО (ЕТО-1 АО «Татэнерго», ЕТО-2 ОАО «ТГК-16», ЕТО-3 АО «Казэнерго») снабжают население Казани тепловой энергией, остальные созданы на базе ведомственных и промышленных котельных, функционирующих как для собственных нужд, так и для снабжения тепловой энергией населения.

Распределение тепловых нагрузок между действующими ЕТО определяется Схемой теплоснабжения, где определены объемы отпуска тепловой энергии от источников тепла и объемы покупки тепловой энергии в горячей воде ЕТО у теплоснабжающих организаций.

Однако по мнению экспертов, система теплоснабжения Казани не оптимальная. Ее нужно кардинальным образом реформировать. С этой позицией согласен и исполнительный комитет города Казани. Различные варианты реформирования системы теплоснабжения Казани рассматривались уже достаточно давно. Но именно с принятием новых нормативных актов области теплоснабжения, введением понятия ЕТО, ценовой зоны и при озвученном переходе ценообразования в тепле на метод «альтернативной котельной» появился свет в конце тоннеля. И как говорится, это не свет приближающегося поезда, это реальный путь выхода из того негативного тренда, в котором находится система централизованного теплоснабжения.

«Систему теплоснабжения Казани нужно кардинальным образом реформировать»

По мнению экспертов, система теплоснабжения Казани не оптимальна. Ее нужно кардинальным образом реформировать

По мнению специалистов ОАО «ТГК-16», экспертов отрасли, в Казани можно создать реально действующий механизм, при котором система централизованного теплоснабжения сможет развиваться и повышать свою эффективность, при этом не создавая непосильного бремени для потребителей и населения. Суть предложения — создание единой теплоснабжающей организации на базе теплосетевых активов, которые в настоящий момент находятся в собственности ОАО «Казанская теплосетевая компания», и активов АО «Казэнерго». Данная организация будет независима от крупных производителей тепловой энергии, коими являются АО «Татэнерго» и ОАО «ТГК-16», и будет кровно заинтересована в оптимизации своих тепловых сетей путем вывода из эксплуатации неэффективных котельных и максимизации загрузки источников с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии с наименьшим тарифом. Именно таким образом данная компания сможет повысить свою прибыльность даже без повышения конечного тарифа. Производители тепловой энергии в этой ситуации будут вынуждены оптимизировать свои затраты, чтобы предложить потребителю свою продукцию — тепло по наименьшей цене. В настоящий момент именно таким образом работает рынок электрической энергии, где электростанции конкурируют за загрузку в экономичном режиме.

Такая ЕТО должна находиться в ведении исполнительного комитета Казани, для учета интереса жителей города, а не отдельных компаний.

— Что это даст?

— Снижение затрат на закупку тепловой энергии от источников высвободит для организации дополнительные средства, которые будут направлены на повышение качества обслуживания тепловых сетей, а это в текущих условиях крайне необходимо. В подтверждение своего довода могу привести яркий пример состояния тепловой изоляции тепловода №13, по которому передается тепло от Казанской ТЭЦ-3 тепловыми сетями АО «Татэнерго». В этой ситуации у ЕТО просто не будет возможности и нужды увеличивать конечный тариф за счет сверхнормативных потерь тепла.

«Систему теплоснабжения Казани нужно кардинальным образом реформировать»

Тепловод №13, по которому передается тепло от Казанской ТЭЦ-3 тепловыми сетями АО «Татэнерго»

По моему мнению, развитие тепловых сетей позволит в большей степени увеличить загрузку источников с комбинированной выработкой. На вопрос: почему именно источников с комбинированной выработкой, ответ очевиден — тепло от них дешевле, чем от котельных, так как при сгорании одного килограмма топлива образуются два продукта: тепло и электроэнергия, и затраты на производство делятся между ними.

Приведу пример. Наши специалисты недавно были в городе Дюссельдорфе на одной из самых современных и эффективных электростанций комбинированного цикла «Фортуна», которая, кстати, принадлежит частной энергокомпании. Так вот, на этой электростанции смонтирован энергоблок мощностью более 600 МВт с паровой и газовой турбинами и электрическим КПД около 60%. И при этом этот энергоблок отпускает тепло для централизованного теплоснабжения города. Но самое интересное, что в соответствии с местными подходами тепло, отпускаемое от электростанции с комбинированным циклом, приравнено к теплу от возобновляемых источников! Это потому, что такой подход позволяет существенно улучшить экологическую обстановку в черте города и одновременно уменьшить затраты потребителей. В Казани ситуация, к сожалению, обратная, все больше потребителей отказываются от централизованной системы теплоснабжения, а это, в свою очередь, еще больше увеличивает тариф.

«Систему теплоснабжения Казани нужно кардинальным образом реформировать»

Развитие тепловых сетей позволит в большей степени увеличить загрузку источников с комбинированной выработкой

Развитие единой системы теплоснабжения с одновременным использованием колоссального резерва комбинированного производства, который сейчас есть на ТЭЦ города, даст возможность сдержать рост тарифов как на тепло, так и на электроэнергию. Адекватная ценовая политика — это ведь и благоприятные условия для застройщиков на подключение к тепловым сетям, что уменьшит продолжающийся отказ от централизованного теплоснабжения в пользу индивидуальных источников тепловой энергии.

В итоге простое организационное решение позволит, как я уже отметил выше, создать справедливый тариф на тепловую энергию для конечного потребителя, оптимально загрузить источники тепловой энергии по конкурентному принципу, повысить надежность теплоснабжения, создать механизмы развития тепловых сетей города. Отрадно, что руководство Казани озаботилось данным вопросом и готово поддержать предложенный нами подход.

«Цена тепловой энергии по методу «альткотельной» в Казани может быть значительно выше существующего тарифа»

— Если я правильно понимаю, согласно реформе, несмотря на возможные плюсы, о которых вы рассказали, монополия ЕТО только усиливается. Получается, монополист на рынке может в любой момент поднять цену и поменять коммунальный платеж?

— Вы правы, в ценовых зонах теплоснабжения монополия ЕТО усиливается. Если ранее ЕТО обязана была заключать договор теплоснабжения с каждым обратившимся к ней потребителем, то с реформой появляется обязанность потребителя приобретать тепло только у ЕТО. Данное нововведение прописано в статье 23.8. п.2 №190 ФЗ «О теплоснабжении». Что же касается тарифа, то в ценовых зонах для каждой системы теплоснабжения будет установлен предельный уровень цены (утверждается комитетом по тарифам), выше которого ЕТО не может реализовывать тепловую энергию. Предельный уровень цены на тепловую энергию рассчитывается по методу «альтернативной котельной», при этом цена может быть как выше, так и ниже установленного на сегодняшний день тарифа. По нашим предварительным расчетам, в Казани цена тепловой энергии по методу «альтернативной котельной» будет значительно выше существующего тарифа. В регионах, где предельный уровень цены по методу «альтернативной котельной» выше существующего тарифа, может происходить поэтапное повышение стоимости тепловой энергии до уровня альтернативной котельной.

— Какие меры ответственности предусмотрены для ЕТО, если структура начнет злоупотреблять своим доминирующим положением?

— ЕТО отвечает за качество поставляемой тепловой энергии и за превышение допустимых перерывов в теплоснабжении путем снижения размера платы населению за тепловую энергию. Если структура будет нарушать, возложенные на нее обязательства, то организацию могут лишить статуса ЕТО. К таким нарушениям относятся нарушение сроков оплаты за тепловую энергию теплоснабжающим организациям и за оказание услуг по транспортировке тепловой энергии теплосетевым организациям.

— Вправе ли ЕТО решать, у какого поставщика и сколько закупать тепла, или существуют определенные нормы закупок, прописанные в документах?

— Решение о распределении тепловой энергии по источникам теплоты отражены в Схеме теплоснабжения города. Там просчитываются все тарифные последствия в случае недозагрузки того или иного источника теплоты. Схема теплоснабжения — это основополагающий документ, который должен неукоснительно исполняться ЕТО.

— ТГК-16 является ЕТО-2. Компания получила статус три года назад. Что дала эта роль ТГК-16 и что поменялось с 2015 года? Удалось ли заключить новые договоры? Как изменились тарифы с присвоением статуса ЕТО?

— До 2015 года ТГК-16 реализовывала тепловую энергию в городе Казани потребителям, подключенным к коллекторам Казанской ТЭЦ-3. Присвоение статуса ЕТО-2 позволило нам стать единственным поставщиком тепловой энергии для социально значимого проекта ЖК «Салават купере» и ряда новых промышленных потребителей.

С присвоением статуса ЕТО ТГК-16 получила тарифы для конечных потребителей, потребляющих тепловую энергию из тепловых сетей, в которые тепло поступает от Казанской ТЭЦ-3. Сегодня филиал компании, Казанская ТЭЦ-3, является самым эффективным крупным источником тепла Казани, за счет чего удалось достичь более низкого конечного тарифа для населения нового района ЖК «Салават купере» по сравнению с тарифом ЕТО-1 АО «Татэнерго», разница на сегодняшний день составляет 11% за одну гигакалорию.

— Намерены ли вы поддерживать более низкий конечный тариф для ЖК «Салават купере» по сравнению с тарифами в остальной части города Казани?

— Данный тариф формируется из двух составляющих: тарифа на коллекторе Казанской ТЭЦ-3 и тарифа на транспорт тепловой энергии до конечного потребителя. Тариф на коллекторе зависит от общего объема тепловой энергии, вырабатываемой станцией. ОАО «ТГК-16» активно ведет работу по сохранению объемов отпуска тепловой энергии от Казанской ТЭЦ-3 в соответствии со Схемой теплоснабжения города. Для сохранения тарифов на сегодняшнем уровне необходимо выполнение Схемы теплоснабжения города Казани по объемам приобретения тепловой энергии от КТЭЦ-3, а для снижения конечного тарифа необходимо увеличить загрузку ТЭЦ-3 до проектных значений. И, как я говорил уже ранее, проработать вопрос создания независимой теплоснабжающей организации города Казани.

Алина Губайдуллина, фото Максима Платонова, ОАО «ТГК-16»

ПромышленностьЭнергетикаОбщество Татарстан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *