Система налогообложения малого бизнеса и контроль налоговых органов: Вы точно человек? – РОЛЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

Содержание

РОЛЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

В современных условиях определяющим фактором развития субъектов малого бизнеса является система налогообложения, учитывающая специфику и соответствующие особенности функционирования малого бизнеса в стране. Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы.

Одним из наиболее эффективных способов поддержки малого бизнеса, является, как известно, установление порядка налогообложения, при котором имела бы место возможность улучшения экономического состояния существующих субъектов малого бизнеса. Налогообложение в экономической системе страны обеспечивает не только реализацию фискальной функции, но и является многосложной и многоуровневой воспроизводственной подсистемой с различными функциональными взаимосвязями, интегрирующее действие которых выступает дополнительной движущей силой экономической политики государства.


Рассмотрим понятия «субъекты малого предпринимательства» и «налоги» широко используемые в данном контексте. По своей сути к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, микрофирмы, малые предприятия. Но каждое из выше рассматриваемых нами понятий описывается по различному в каждой отдельно взятой литературе или законодательных документах той или иной страны. Например, в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации субъектами малого предпринимательства считаются потребительские кооперативы, коммерческие организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также крестьянские хозяйства, соответствующие определённым условиям [4].

Точно такой же подход может применяться к изучению налогов. Налоги, выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. В учебном пособии «Налоги и налогообложение» под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской налог представлен как индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого государством для выполнения своих функций [1].

Также налоги можно рассматривать как установленные обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемые в определенных размерах, носящие регулярный, безвозвратный и безвозмездный характер.

Точно также не существует единой теории налогообложения субъектов малого бизнеса. В различных странах при использовании особых режимов налогообложения преследуются различные цели. Также различны обстоятельства, сопутствующие такому налогообложению — в разных странах различны традиции уплаты налогов, различна налоговая и юридическая грамотность налогоплательщиков, различаются возможности контроля и принуждения со стороны налоговых администраций, различна степень коррумпированности властей. Все это определяет многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса.


В настоящее время субъекты малого бизнеса применяют три основные системы налогообложения: традиционную (общепринятую) систему налогообложения, упрощенную систему и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Упрощенная система налогообложения это – достаточно привлекательный режим уплаты налогов для малого бизнеса, осуществляемого в отраслях оптовой и розничной торговли, в сфере оказания различных услуг, выполнения работ, как по заказам организации, так и для населения, вполне применим предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и научного обслуживания.

Упрощенная система налогообложения – одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения, кроме того, он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно, является существенным преимуществом.

В современных условиях приоритетным является создание условий для налогоплательщиков, позволяющих им добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов, уменьшать количество фактов уклонения от уплаты налогов. В этой связи для повышения эффективности налогообложения актуальным является выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, осуществление налогового контроля.

Налоговый контроль играет ключевую роль в системе государственного контроля и представляет собой контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый контроль можно рассматривать в организационном, методическом и техническом аспектах. Первый из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй аспект охватывает методы осуществления контрольных действий; третий – совокупность приемов проверки, их последовательности и взаимосвязи.


Налоговый контроль представляет собой единую систему учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также контроля за соблюдением налогового законодательства.

 В соответствии с действующим законодательством каждой конкретной страны налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, в других формах, предусмотренных указанных в законодательных документах. Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая представляет собой действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет.

Налоговый контроль осуществляется органами государственной налоговой службы посредством учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, поступлений в бюджет и государственные целевые фонды, налоговых проверок и иных форм, предусмотренных налоговым законодательством.

В составе органов государственной налоговой службы создаётся специальное контрольно-ревизионное подразделение, осуществляющее надзорные и документальные проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а также специальное подразделение по режиму и кадровой работе в органах государственной налоговой службы с их территориальными подразделениями.

К основным задачам органов государственной налоговой службы в сфере налогового контроля можно отнести обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в Государственный бюджет страны, государственные целевые фонды и во внебюджетные фонды в соответствии с налоговым законодательством, осуществление мер по повышению собираемости налогов, совершенствование механизмов учета налогоплательщиков на основе ведения единой системы компьютерной базы данных, расширение сферы предоставляемых им информационно-консультативных услуг, реализация комплексных мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению налоговых правонарушений, проведение системной работы по укомплектованию органов государственной налоговой службы добросовестными, высококвалифицированными работниками, искоренению фактов коррупции и формального отношения к делу, обеспечение на постоянной основе переподготовки и повышения квалификации кадров и другие.



Налоговый контроль может осуществляться в форме:

– учета налогоплательщиков;

– учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

– учета поступлений в бюджет и государственные целевые фонды;

– камерального контроля;

– хронометража поступления наличной денежной выручки;

– налоговых проверок;

– применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

– маркировки отдельных видов подакцизных товаров, а также введения должности финансового инспектора на отдельных предприятиях;

– контроля за своевременностью и полнотой поступления денежных средств в доход государства от реализации имущества, обращенного в доход государства;

– контроля за государственными органами и организациями, осуществляющими функции по взиманию других обязательных платежей.

Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают основное место, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая проверка, направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государством не дополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства.


Налоговая проверка осуществляется в форме проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) налогоплательщика и краткосрочной проверки.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика – изучение и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов налогоплательщика с целью осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства.

Краткосрочная проверка — проверка соответствия налоговому законодательству отдельных операций налогоплательщика, не связанная с проверкой его финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

– плановая налоговая проверка;

– внеплановая налоговая проверка.

Плановая налоговая проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика – проверка, проводимая на основании координационного плана осуществления проверок, утвержденного специально уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов.

Внеплановая налоговая проверка – проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика, проводимая в связи с ликвидацией юридического лица, а также краткосрочная проверка, проводимая по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства.

Следует заметить, что практика налогового контроля в различных странах весьма разнообразна. При этом актуальным моментом любой налоговой системы в целом и налогового администрирования в частности является задачей направленности деятельности налоговых органов на повышение собираемости налогов.

В перспективе для достижения социально-экономической и бюджетной эффективности налогового контроля необходимо не только проведение комплекса контрольных мероприятий, осуществляемых налоговым органом, которые направлены на всестороннее изучение информации о налогоплательщике, соотношений финансовых результатов налоговой проверки и трудозатрат на ее осуществление, но и формирование адекватной системы оценки результативности и эффективности таких мероприятий.


Степень эффективности налоговых проверок определяется соотношением объема затрат и величиной результата контрольной деятельности. Эффективной налоговой проверкой можно считать такую проверку, по результатам которой суммы дополнительно начисленных налогов, пеней и штрафов значительно превышают затраты на ее проведение, а также имеются достаточные обеспечительные меры для реального взыскания с налогоплательщика доначисленных сумм налога за счет его денежных средств и имущества.

Перспективным направлением налогового контроля является проведение налогового мониторинга, который основан на соглашениях о сотрудничестве между государством и налогоплательщиком. Применение такой формы взаимодействия как налоговый мониторинг позволит не только налоговым органам повысить эффективность налоговых проверок, но и крупнейшим налогоплательщикам снизить налоговые риски, количество судебных разбирательств, повысить инвестиционную привлекательность.

Необходимым также является развитие информационных технологий, позволяющих систематизировать всю информацию. Компьютеризация и автоматизация налогового контроля позволяет уменьшить объем аналитической и статистической работы, которую раньше выполняли вручную, провести анализ полученных данных, и на основе анализа повысить уровень проводимых мер, снизить количество нало­говых правонарушений, создать информационную базу о совершенных налоговых правонарушениях, и использовать данную информацию для пресечения таких деяний в дальнейшем. Также следует отметить, что современное техническое оснащение позволяет экономить время налоговых сотрудников и позволяет повысить результативность.

В странах с развитым налоговым администрированием вопросы автоматизации налоговых процессов и совершенствования управления ими являются одними из приоритетных в национальной политике. Достижение эффективности налогового контроля в большинстве развитых стран обеспечивается концептуальным подходом к его организации. Одной из важнейших составляющих концепции налогового контроля является поддержание баланса между правами и обязанностями налогоплательщиков и налоговых органов. Еще одним важным признаком концептуальности налогового контроля в развитых странах является четкая, детальная и непротиворечивая правовая регламентация форм, методов и процедур налогового контроля. Концептуальный подход к организации налогового контроля в развитых странах проявляется также в следовании принципу организации эффективного контроля, т. е. контроль должен быть экономически целесообразен, а средства его организации – соответствовать его целям.

В качестве вывода можно сказать следующее, процесс налогообложения субъектов малого бизнеса является многофункциональным, масштабным процессом, результаты которого имеют важное значение в развитии финансовой сферы и экономики страны. В этой связи осуществление налогового контроля представляет приоритетность в эффективности собираемости налогов, их уплаты субъектами малого бизнеса. Ввиду представленных примеров по совершенствованию системы налогообложения, можно отметить, что во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенствования взаимоотношений налогоплательщика и налоговых структур. Большинство стран с развитым налоговым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых правоотношений на основе профессионализма служащих налоговых органов и доверия налогоплательщиков позитивно влияет на повышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и, в конечном счете, на налоговые по­ступления. Также большое значение имеют мероприятия, направленные на полное и своевременное информирование налогоплательщиков о внесенных изменениях в налоговое законодательство, просвещение в правовых вопросах.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства


Актуально на: 15 мая 2018 г.





Мы рассказывали в нашем отдельном материале о критериях отнесения организаций и ИП к субъектам малого предпринимательства. О праве малых предприятий на ведение упрощенного бухгалтерского учета, а также составление бухгалтерской отчетности по упрощенной форме мы также рассказывали в отдельных консультациях. А существуют ли особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства?

Есть ли особенности налогообложения малого бизнеса?

По НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 НК РФ). И в общем случае субъекты малого предпринимательства от налогообложения не освобождены. Более того, в НК РФ не предусмотрены специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства.

Тем не менее, те налоговые режимы, переход на которые возможен лишь при соблюдении определенных условий и ограничений, обычно рассматриваются как наиболее широко распространенные среди малого бизнеса. Речь идет, к примеру, об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства (УСН), о патентной системе налогообложения для предпринимателей (ПСН) или системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Налогообложение малых предприятий в соответствии со спецрежимами наиболее привлекательно для малых и средних предприятий в силу относительной простоты таких режимов.

Для тех же организаций и ИП, которые не соответствуют критериям специальных налоговых режимов или отказались от них по собственной инициативе, налогообложение малого и среднего бизнеса производится в общем порядке.

В то же время, несмотря на то, что в НК РФ нет налоговых режимов, предназначенных исключительно для малых или средних предприятий, нельзя говорить о полном отсутствии налоговых послаблений для малого бизнеса.

Ведь, к примеру, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены льготы по региональным и местным налогам именно для субъектов малого предпринимательства. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 при соблюдении иных условий малое предприятие имеют налоговую льготу по объекту недвижимости, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость.

Налоговый учет на малых предприятиях ведется в соответствии с правилами, установленными для соответствующего налогового режима, который применяет такое малое предприятие.

Налоговые каникулы для малого бизнеса

Напомним, что вновь зарегистрированные ИП относятся к микропредприятиям (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Для таких ИП региональные власти могут предусматривать особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в виде временного освобождения от уплаты налога при применении УСН или ПСН (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Речь может идти только об ИП, которые ведут предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Другие налоги и страховые взносы ИП даже в условиях так называемых «налоговых каникул» уплачивают в общем порядке.

Также читайте:

Федеральная налоговая служба

После регистрации в качестве индивидуального предпринимателя вы продолжаете платить налоги, которые до этого уплачивали как физическое лицо.


4 налога, которые вы продолжаете платить

  1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – при получении заработной платы, а также доходов от продажи или сдачи в аренду недвижимости.
  2. Транспортный налог – если на вас зарегистрирован автомобиль.
  3. Земельный налог – если вы являетесь собственником (владельцем) участка земли.
    По земельным участкам, используемым для предпринимательской деятельности, налог исчисляется и уплачивается индивидуальным предпринимателем самостоятельно.
  4. Налог на имущество физических лиц – если вы собственник недвижимости (дачи, квартиры, гаража и пр.).

Кроме того, у вас появляется обязанность уплатить налог с доходов от предпринимательской деятельности. Вид и размер налогов, а также порядок их уплаты и представления отчетности определяются тем налоговым режимом (системой налогообложения), который вы выберете.


5 вариантов уплаты налогов

  1. Общий налоговый режим

Специальные налоговые режимы

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН).
  2. Патентная система налогообложения (ПСН).
  3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  4. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Общий налоговый режим

Общий налоговый режим является основным и применяется по умолчанию, если индивидуальный предприниматель не подал в налоговый орган заявление о переходе на один из специальных налоговых режимов.

Главные налоги, которые предприниматель должен уплачивать при общем режиме:

Специальные налоговые режимы

Применяются для того, чтобы максимально облегчить жизнь субъекту малого предпринимательства.

Внимание!

Любой специальный налоговый режим предполагает замену нескольких основных налогов одним (единым).


Страховые взносы

  • Страховые взносы «за себя»
  • Страховые взносы за работников
  • Может ли предприниматель совмещать применение обычной УСН и ПСН?

    Да, эти режимы вполне совместимы. Список видов деятельности, по которым можно применять ПСН, приведен в гл. 26.5 Налогового кодекса и насчитывает 47 позиций. Если индивидуальный предприниматель одновременно занимается и видами деятельности, которых нет в этом списке, он вправе использовать по ним «упрощенку».

    система и особенности :: SYL.ru

    Малые предприятия не имеют больших производственных и реализационных объемов. Тем не менее они вносят существенный вклад в доходы бюджета. Это обусловлено тем количеством, в котором они представлены на рынке. По последним данным, в стране работает порядка 5-ти млн ПБЮЛ и 282 компании, численность штата в которых 15-100 человек. Более всего распространены предприятия торговли и сервиса. Рассмотрим далее особенности налогообложения малого бизнеса.

    налогообложение малого бизнеса

    Общие сведения

    Законопроект о налогообложении малого бизнеса предусматривает определенные послабления для небольших предприятий. Это обусловлено тем, что на первоначальных этапах своей деятельности таким компаниям и ИП сложно нести бремя в полном объеме ввиду небольшого объема реализации и производства. Как правило, граждане создают предприятие с использованием собственных средств. Они рискуют своими деньгами и личным имуществом при вхождении на рынок. Закон о налогообложении малого бизнеса учитывает сложность развития, принимает во внимание тот факт, что до получения первой прибыли должно пройти определенное время. Поэтому для таких предприятий предусматриваются определенные льготы.

    Режим вмененного платежа

    Для этой системы налогообложения малого бизнеса характерна простота при расчете. Этот режим используется в тех случаях, когда доход предпринимателя сложно контролировать. Суть его состоит в том, что его взимают с предприятия в форме фиксированного платежа за конкретный период. Им может быть, например, год. Муниципальная или государственная власть, учитывая средний прогнозируемый доход для определенного вида деятельности, предлагают выплатить рассчитанный налог авансом. После внесения платежа, хозяйствующий субъект будет считаться надлежащим плательщиком до следующего периода. В ряде случаев вмененное налогообложение малого бизнеса предполагает использование корректирующих коэффициентов. С их помощью власть пытается сделать платежи более адекватными и справедливыми. Базовую ставку умножают на повышающий или понижающий коэффициент. Он будет зависеть от вида деятельности, местоположения, клиентского потока, инфраструктуры и ряда других факторов.

    системы налогообложения малого бизнеса

    Отчисление с прибыли

    Это далеко не новое налогообложение малого бизнеса. Отчисление с дохода предполагает справедливое разделение прибыли между предпринимателем и государством по установленной ставке. Соответственно, чем больше поступлений будет у предприятия, тем больше он отдаст в бюджет. В отечественной практике установлена ставка в 13%. Она соответствует той, что установлена для сбора подоходного налога с физлиц. Так как ИП, выступая в качестве владельцев бизнеса, вправе привлекать к деятельности предприятия работников по найму, то они должны также самостоятельно рассчитывать и выплачивать за них обязательные суммы. Индивидуальным предпринимателям можно получать профессиональные вычеты в сумме осуществленных ими расходов. Такие затраты должны официально подтверждаться документами и касаться непосредственного извлечения прибыли. На вычеты можно рассчитывать только после госрегистрации в качестве ИП.

    Налог на имущество

    Его выплачивают владельцы сооружений, гаражей, офисов, жилых домов, производственных помещений. Ставки формируются в органах местной власти с учетом рыночной стоимости объектов, вида их использования и прочих критериев. Упрощенное налогообложение малого бизнеса исключает необходимость отчислять суммы с имущества, которое непосредственно участвует в предпринимательской деятельности, если выплачивается ЕНВД.

    закон о налогообложении малого бизнеса

    НДС

    Стоимость продукта на разных стадиях технологического и реализационного процесса постепенно повышается. Суть НДС заключается в том, чтобы на каждом таком этапе с предпринимателя взимались определенные платежи. Для индивидуальных предпринимателей это сравнительно новое налогообложение малого бизнеса. Оно действует для них с 1-го января 2001-го года. До этого момента НДС вменялось только коллективным предпринимателям — предприятиям. Сумма НДС включается в конечную стоимость продукта, по которой его приобретает потребитель. Законодательство предусматривает налоговые вычеты по НДС для ИП. Документом-основанием, дающим такое право, выступает счет-фактура. Те, кто выплачивает ЕНВД, отчисляют НДС только при ввозе продукции на таможенную территорию РФ.

    Отчисления с продаж

    Они составляют косвенное налогообложение малого бизнеса. Суть этих отчислений в том, что при заключении каждой сделки купли-продажи государство взимает определенный процент. Соответственно, чем больше потребитель приобретает товаров, тем больше сумма выплаты.

    особенности налогообложения малого бизнеса

    ЕСН

    Для реализации права пользоваться системами государственного медицинского и социального страхования, а также пенсионного обеспечения, предприниматель и его работники должны отчислять определенные суммы в соответствующие фонды. Эти платежи включены в категорию обязательных. Это налогообложение малого бизнеса предполагает отчисления с различных вознаграждений, положенных физлицам в соответствии с гражданско-правовыми договорами, в которых предметом является исполнение работы, оказание услуги, а также авторскими соглашениями. В качестве исключения выступают вознаграждения, положенные индивидуальным предпринимателям. Взносы перечисляются в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Кроме этого, суммы удерживаются с доходов предпринимательской деятельности за минусом расходов, которые связаны с их получением. С суммы, направляемой в Фонд соцстраха, такие субъекты налог не выплачивают.

    Транспорт

    С него также выплачивается налог. Соответствующие суммы отчисляются в региональный бюджет. На уровне субъекта устанавливается ставка транспортного налога в рамках НК, сроки и порядок выплаты, льготы и основания для их применения, форма отчетности. Тарифы рассчитываются в соответствии с мощностью двигателя, категории ТС.

    законопроект о налогообложении малого бизнеса

    Земля

    Она выступает в качестве одного из производственных факторов. Государство устанавливает земельный налог по принципу прямой пропорции. То есть, чем больше ресурсов используется, тем выше плата. В качестве плательщиков выступают физлица, имеющие землю в собственности, пользовании, владении. Ставка определяется местными органами власти.

    Налоговый контроль индивидуального предпринимательства | Статья в сборнике международной научной конференции

    Библиографическое описание:

    Гатауллина А. Р. Налоговый контроль индивидуального предпринимательства [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 131-133. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10577/ (дата обращения: 05.02.2020).

    

    В статье обобщены особенности налогового контроля индивидуальных предпринимателей. Рассмотрены назначение налогового контроля, его цели и виды, а также недостатки применения налогового контроля в России.

    Ключевые слова: налоговая система, налоговый контроль, налоговая проверка, индивидуальный предприниматель.

    The paper summarizes the features of the tax control of individual entrepreneurs. We consider the appointment of a tax control, its objectives and types, as well as the disadvantages of the tax control in Russia.

    Keywords: tax system, tax control, tax audit, individual entrepreneur.

    Для отечественной финансовой науки исследования налогового контроля является новым направлением научного поиска, поэтому эта проблема лишь фрагментарно освещалась в публикациях, как ученых, так и практиков. Отдельные вопросы организации и проведения налогового контроля были частично рассмотрены в трудах ученых. Однако, пока не нашли своего решения проблемы комплексного исследования природы налогового контроля, процессов его становления, развития и обобщения практического опыта контрольно-проверочной деятельности налоговых органов.

    Целью данной статьи является обоснование теоретических положений и формулирование практических рекомендаций по совершенствованию налогового контроля и методики осуществления контрольных процедур и принятия управленческих решений по результатам контроля.

    В экономической литературе подходы к определению понятия «налоговая нагрузка» отличаются, по сути. В одних изданиях внимание акцентируется на его количественной характеристике, в других — дают его качественную характеристику, раскрывая его сущность. На микроуровне применение показателя налоговой нагрузки на предпринимательство приобрело широкое потребление.

    В большинстве стран мира налоги являются «эффективным средством государственной политики» в отношении жизнедеятельности общества, а именно: перераспределения ВВП в социальном, возрастном, территориальном, отраслевом аспектах компенсации недостатков рыночных механизмов, размещения ресурсов и обеспечения общественных блага, поощрения бизнеса, деловой и инвестиционной активности, регулирования экономики, стабилизации рыночной конъюнктуры, поддержания уровня занятости. Основные обязанности по контролю за процессом налогообложения возложена законодательством на Государственную налоговую службу (ГНС). Именно ГНС контролирует большую часть налоговых поступлений в сводный бюджет страны и является одним из ведущих органов государственной исполнительной власти, представляющий интересы государства в правоотношениях между государством и налогоплательщиками. Тема налогового контроля очень актуальна, поскольку сегодня нельзя утверждать, что организация и деятельность налоговой службы приблизилась к уровню европейских государств [4, c. 61]. Отношения между органами налогового контроля и налогоплательщиками можно характеризовать как вызывающие взаимное недоверие. Причинами этого являются произвольные толкования налоговиками налогового законодательства, завышения своих служебных полномочий, игнорирование презумпции невиновности в отношении налогоплательщиков, проявления бюрократического произвола и коррупции, которые приводят к материальным потерям. По оценке экспертов, в бюджет не поступает 40–50 % суммы налогов, подлежащих уплате. Сегодня в деятельности органов Государственной налоговой службы пока превалируют фискальные методы работы, когда все усилия направляются, в первую очередь, на выполнение контрольно-проверочной функции.


    Контроль за соблюдением требований налогового и валютного законодательства органы налоговой службы осуществляют в форме проверок, которые бывают плановыми, внеплановыми, документальными и фактическими, сплошными и выборочными, полными и частичными [2, c. 198]. Документальные проверки субъектов предпринимательской деятельности, проводятся не реже 1-го раза в два года в соответствии с планом налогового органа, который составляется на начало каждого года и утверждается начальником соответствующего органа налоговой службы.

    Считаем, что проверки должны проводиться не только для того чтобы выявить недостатки и нарушения, которые являются основой для привлечения к ответственности, но и для того, чтобы выявить и проанализировать причины нарушения налогового законодательства, внести определенные предложения по улучшению состояния субъекта предпринимательской деятельности, предоставить определенные разъяснения предпринимателям по улучшению их деятельности, что в дальнейшем поможет избежать нарушений [1, c. 32]. Полученные данные документального исследования, в случае установления нарушений налогового законодательства, могут быть использованы как основание для привлечения предпринимателей к административной ответственности.

    Примером фактической проверки является обследование торгово-посреднической и производственной деятельности граждан — субъектов предпринимательской деятельности. Можно проследить дифференцированный подход к определенности периодичности проведения плановых проверок органами налоговой службы. Изъятию подлежат первичные документы, за исключением тех, что составляют государственную тайну. Изъятие производится на основании письменного мотивированного постановления, является документом строгой отчетности. Изъятие документов регулируется Кодексом об административных правонарушениях. По результатам проверки руководители органа налоговой службы обязаны не позднее 10 дней со дня составления акта проверки принять решение о применении к налогоплательщику мер финансовой ответственности и в течение 15 дней со дня получения протокола о административных правонарушениях определить меры административной ответственности. Исполнитель, который готовил проект решения, осуществляет последующий контроль за поступлениями в бюджет финансовых санкций и административных штрафов. Если в течение 10 дней со дня принятия решения финансовые санкции налогоплательщиком не выплачиваются, то руководитель структурного подразделения пишет рецензию и материалы передаются по реестру в отдел принудительного взыскания налогов. Считаем, что налоговое законодательство должно быть более понятным, доступным для понимания всеми лицами, как можно реже меняться, так много налогоплательщиков не могут свободно ориентироваться во всех тонкостях порядка уплаты налогов, и, возможно, нечаянно становятся нарушителями. Также, необходима постоянная работа с налогоплательщиками, сокращение годовых сроков отчетности, применения компьютерных систем, которые помогут постоянно осуществлять контроль за хозяйственной деятельностью плательщиков и определенными отклонениями [3, c. 119].

    Основой исследования освещенной темы стал налоговый контроль, теоретические и практические материалы, касающиеся деятельности государственной налоговой службы, особенно ее основной задачи — контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов. Итак, основную часть поступлений в бюджет составляют налоги, по вопросу налогообложения является постоянным предметом исследования, но внимание в основном уделяется самым налогам и налоговой системе. Но жизнеспособность и надежность налоговой системы, а в основном стабильность экономики зависит также и от уровня организации налоговой службы государства, отлаженности ее работы, в том числе и контроль за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов [5, c. 86]. Одной из форм совершенствования налогового контроля является взаимодействие органов налоговой службы с аудиторскими фирмами при осуществлении проверок. Аудиторы имеют достаточно широкие знания учета, хозяйственной деятельности, практические навыки, что позволит при осуществлении проверок легче и полнее отразить состояние проверяемого объекта. Необходимо также отметить, что эффективным средством уменьшения нарушений налогового законодательства является повышение сознания налогоплательщиков. В целом можно сделать вывод, несмотря на модернизацию Государственной налоговой службы, все еще уделяется мало внимания снижению расходов на персонал и повышению качества проверок, осуществляемых налоговыми органами. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению авторов, является внедрение в налоговую службу автоматизированной системы учета налогоплательщиков.

    Литература:

    1. Боровикова Е. В. Развитие практики оценки рисков в налоговом и бюджетном контроле // Горизонты экономики. — 2014. — № 6 (18). — С. 27–34.
    2. Брызгалин А. В., Ильиных Д. А. Налоговый контроль // Налоги и финансовое право. — 2013. — № 4. — С. 197–200.
    3. Васюченкова Л. О. Рациональном налоговом контроле в отношении субъектов малого бизнеса // Предпринимательство. — 2013. — № 2. — С. 112–123.
    4. Максимовских Д. В. Перспективы совершенствования налогового контроля в РФ: сближение механизмов налогового контроля в России и за рубежом // Академический вестник. 2015. № 2 (32). С. 57–70.
    5. Поролло Е. В. Налоговый контроль: сущность и место в системе государственного финансового контроля // Terra Economicus. — 2013. — Т. 11. — № 3–3. — С. 84–88.

    Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, налоговое законодательство, налоговая служба, Государственная налоговая служба, предпринимательская деятельность, налоговая система, контроль, орган, осуществление проверок, административная ответственность.

    Похожие статьи

    Налоговый контроль как элемент управления

    налоговый контроль, Российская Федерация, проблема, орган, уплата налогов, налоговая система, налоговое законодательство, мероприятие, камеральная налоговая проверка, инновационная активность.

    Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале…

    налоговый контроль, Российская Федерация, проблема, орган, уплата налогов, налоговая система, налоговое законодательство, мероприятие, камеральная налоговая проверка, инновационная активность.

    Система налоговых органов: понятие, структура, принципы…

    Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство.

    налоговая система, Российская Федерация, налог, государственная налоговая служба, государство, исполнительная власть…

    Современные проблемы в организации налогового контроля

    налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование.

    Налоговый контроль как правовая категория | Статья в журнале…

    налоговый контроль, налоговое право, налоговые органы, акты законодательства о налогах и сборах.

    Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, орган, налоговый кодекс, налоговый учет, Российская Федерация, система действий.

    Совершенствование обеспечения прав и обязанностей

    налоговые органы, налоговый контроль, федеральная налоговая служба, налоговое администрирование.

    налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый

    Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале…

    налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование. Анализ выездных налоговых проверок: пути… |

    Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права

    налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система. Формы и методы налогового контроля | Статья в…

    История развития налогового контроля в Российской Федерации

    налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Налоговый контроль в сегодняшних условиях развития… налоговый контроль, проверка, орган, уплата…

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *