Средний и малый бизнес в казахстане: Малый и средний бизнес в Казахстане. Малый бизнес в Казахстане – Субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства в РК (Казахстане).
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Малый и средний бизнес в Казахстане. Малый бизнес в Казахстане
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
В статье рассмотрены вопросы поддержки малого и среднего бизнеса, его стимулирование и развитие. Отмечено, что малый и средний бизнес — основополагающее звено, от состояния и уровня развития которого зависит обеспечение устойчивого экономического роста государства. Автором исследованы основные проблемы, связанные с развитием данного сектора, а также показано, какие меры приняты Главой государства по вопросам его правовой поддержки, в частности, введение моратория на проверку малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова:малый и средний бизнес, валовый внутренний продукт, материальные и нематериальные ресурсы, мораторий, добровольное страхование, стимулирование, конъюнктура рынка, конкуренция.
Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики.
«В нашей Стратегии развития до 2050 года и Концепции по вхождению в 30-ку развитых стран мира вопрос развития бизнеса стоит вопросом номер 1», пояснил президент, выступая на заседании Совета национальных инвесторов.
При этом, по словам главы государства, речь идет не о тех крупных производствах, которые насчитывают 30-40 тысяч работников и похожи на неповоротливый механизм.
«Сейчас речь идет именно о малом и среднем бизнесе. Человек открыл дело, где работают пять-десять человек, 50 человек. И, если таких будет много, и все они будут обеспечены работой, если это будет гибкое производство, которое будет переходить от одного вида деятельности к другому, выживать в условиях конкуренции, это то, что там надо»
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);, подчеркнул президент.
За два десятилетия независимости нашего государства практически с нуля развился сектор малого и среднего бизнеса (МСБ), в котором и проявляется инициативность граждан в отношении развития собственного дела, бизнеса, предпринимательства. В развитых странах мира сектор малого и среднего предпринимательства вносит значительный вклад в формирование ВВП. Сегодня в Казахстане также предпринимаются шаги для широкого распространения и развития данного сектора экономики. Так, для создания благоприятного делового климата в стране совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность, снижается налоговая нагрузка на бизнес, упрощаются процедуры открытия предприятия, осуществляется комплексная поддержка бизнеса в виде финансовых и нефинансовых мер. Благодаря этим мерам малое и среднее предпринимательство в нашей стране стало явлением массовым и относительно динамичным.
По сравнению с 2005 г.
В региональном разрезе наибольший процент активных субъектов малого предпринимательства сосредоточен в Южно-Казахстанской (15,3 %), Алматинской (13,9 %), Восточно-Казахстанской (9 %) областях и г. Алматы (11 %), что, во-первых, частично объясняется большой плотностью населения в южных регионах, а вовторых, большей степенью развитости в них сферы торговли и услуг. Наименьшая доля активных субъектов МСБ приходится на Мангистаускую (3,5 %), ЗападноКазахстанскую (3,4 %) и Кызылординскую области (2,6 %), где в основном концентрируются и функционируют крупные добывающие предприятия.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);Необходимо отметить, что развитие сектора МСБ играет большую роль в решении проблем занятости населения.
Успешный опыт развитых стран мира в построении конкурентоспособной и диверсифицированной экономики служит наглядным подтверждением того факта, что малый и средний бизнес —один из ключевых элементов в данном процессе. Состояние и уровень развития сектора МСБ играют важнейшую роль в обеспечении устойчивого экономического роста страны, способствуя решению ряда проблем, таких как безработица, бедность, неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего совокупного спроса от импорта и т. д. В результате этого вопросы развития МСБ в большинстве стран, в том числе и в Казахстане, относятся к категории наиболее важных.
Вопросы стимулирования и поддержки развития малого и среднего предпринимательства при-обретают особую актуальность в период посткризисного восстановления и выбранного государством стратегического курса на вхождение в число лидирующих стран мира.
Повышение уровня конкурентоспособности экономики и вхождение Казахстана в число 30 са-мых развитых стран мира определяются эффективностью инновационного развития отечественных предприятий.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил цель: через 40 лет малый и средний бизнес должен стать преобладающим сектором экономики. Пока же МСБ скован тисками кризиса. Вести свой бизнес в Казахстане сегодня непросто. Несмотря на наличие государственных программ по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, положение предпринимателей не улучшается. Казахстанские власти периодически принимают различные программы в поддержку развития малого и среднего бизнеса. Под них выделяются и финансовые ресурсы [3].
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Несмотря на старания властей, доля МСБ в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны вот уже несколько лет топчется на отметке 20 процентов.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в Послании к народу «Стратегия «Казахстан -2050» поставил цель: к 2050 г. войти в число 30 самых развитых стран мира. При этом доля МСБ в экономике Казахстана должна вырасти к 2030 г. вдвое, а к 2050 г. этот сектор экономики должен стать преобладающим.
Мало кто из казахстанских бизнесменов начинал свое дело, имея свой достаточный капитал. Чаще всего их взоры были направлены в сторону государственных структур, занимающихся развитием малого предпринимательства, или банков второго уровня (БВУ). По данным Национального Банка, на 1 декабря 2012 г. банками второго уровня были выданы кредиты субъектам МСБ на сумму более 1 триллиона тенге. Средняя процентная ставка по кредитам БВУ в ноябре 2012 г. равнялась 12,2 процента.
Фонд «Даму» поддерживает 17 различных программ. Так, согласно официальной информации в прошлом году фонд профинансировал более 11,8 тысячи предпринимателей на сумму более 625 миллиардов тенге.
Предприниматели при открытии и ведении бизнеса сталкиваются с рядом проблем и сложностей, таких как:
- сложная процедура выдачи и оформления разрешительных документов;
- неправомерные действия должностных лиц государственных органов при проведении проверок предпринимателей;
- слабая информационно-разъяснительная работа по законодательству в сфере предпринимательства.
Различные проверки и процедуры создают благоприятную почву для коррупции. Государство в год, по его подсчетам, тратит на проверки более 2,6 миллиарда тенге, а бизнес теряет каждый год, по самым минимальным расчетам стоимости рабочего времени, около 20 миллионов долларов из-за слишком частых проверок. Крупнейшим донором республиканского бюджета являются субъекты малого и среднего бизнеса, в структуре которых заняты около четверти миллиона человек.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
В рамках поддержки и стимулирования предпринимательства революционным решением на сегодняшний день является введение моратория на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса, на основании Указа Президента Казахстана Н.А. Назарбаева РК от 27 февраля 2014 г. «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» [4].
Принятие данного указа является своевременной и действенной мерой. Нынешний мораторий — не первый, но все равно редкий в истории молодого казахстанского бизнеса. Он является третьем по счету, и каждый из них вносил чтото новое в деятельность предпринимателей.
В конце 90-х годов на проверку бизнесмена мог прийти любой, даже с фиктивным удостоверением. И тогда Глава государства впервые принял решение о введении моратория на проверку. Посредством первого моратория был систематизирован механизм проведения проверок. Первая систематизация, пришедшаяся на 2000-е гг., вызвала испуг, что бизнес «отравят». Как оказалось впоследствии, ничего этого не произошло. Бизнес достойно вел себя и работал. С введением второго этапа моратория предпринимателям стало «легче дышать». Была впервые введена регистрация всех проверок в Генеральной прокуратуре, предприниматели получили мощную поддержку, могли посмотреть, официально ли назначена проверка и выяснить другие моменты. Государство в очередной раз должно учесть нюансы при введении третьего по счету моратория на проверки. Государственные органы никак не хотят менять свой менталитет — они контролируют, защищают собственность от собственника. Третий этап моратория предусмотрен для того, чтобы сломать эту ментальность. Представители контрольнонадзорных органов в первую очередь должны стать партнерами, разъяснять, помогать предпринимателям не совершать ошибок.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Необходимо принимать закон, который бы отрегулировал порядок проведения проверок в соответствии с международными стандартами. Стоит отметить, что почти 90 % всех проверок выпадали на долю малого и среднего бизнеса.
Согласно указу мораторий продлится до конца 2014 г., (со 2 апреля). Он запрещает проводить плановые проверки в секторе МСБ, за исключением проверок:
- основанием для проведения которых является заявление субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении собственной деятельности, встречных проверок, связанных с этим заявлением;
- финансовых организаций;
- в сфере атомной энергии, радиоактивных веществ;
- деятельности физических и юридических лиц, занятых в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, в том числе гражданского и служебного, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением;
- проводимых в целях предотвращения или устранения действий, несущих прямую и непосредственную угрозу конституционному строю, национальной безопасности, законности и общественному порядку.
А с 2015 г. Указ Президента вообще отменяет плановые проверки предпринимательства.
Государственными органами, по согласованию с Администрацией Президента, будет разработана объективная, соответствующая мировым стандартам система определения проверок. Согласно этой системе с 1 января 2015 г. проверкам будут подвергаться только те предприниматели, у которых, действительно, высока вероятность нарушения законодательства. «Если предприниматель выполняет все требования закона, проверяющие органы не должны приходить к нему вообще», — заявил Назарбаев.
По его словам, кардинальный пересмотр формата проведения проверок позволит сократить количество требований к предпринимателям более чем на 30 процентов. Для этого правительству необходимо пересмотреть все регламенты проведения проверок. Он также подчеркнул необходимость законодательного закрепления добровольного страхования перед третьими лицами, как альтернативы проверкам. Назарбаев сообщил о том, что с 1 января 2015 г. будет упрощена процедура ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства, с которой связано около трети всех проверок в стране.
В соответствии с новым указом Генеральная прокуратура будет предоставлять Национальной палате предпринимателей доступ к информации о проверках в отношении бизнеса. По словам Назарбаева, это позволит повысить прозрачность работы проверяющих органов и обеспечит эффективность общественного мониторинга. Будет завершена автоматизация выдачи разрешений, и не менее 140 их видов перейдут в электронный формат. Кроме того, должны быть упрощены процедуры регулирования в сфере строительства.
«Я поручил Правительству на 50 процентов сократить процедуры предоставления и изменения целевого назначения земельных участков, а также выдачи разрешений на строительство и подключения к инженерным системам. С 1 января 2015 года срок оформления земельного участка должен составлять не более 30 дней», — отметил Назарбаев.
До 1 июня 2014 г. Правительству дано поручение — совместно с Национальной палатой предпринимателей провести полную ревизию соответствующего законодательства. «Для удобства бизнеса в проекте Предпринимательского кодекса должны быть консолидированы все нормы законов о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Будет законодательно закреплен принцип регуляторного воздействия, принятого в странах ОЭСР, и в Казахстане будет введен новый институт бизнес-омбудсмена. Его основная задача — защита прав предпринимателей», — сказал Президент [5].
Указанные меры потребуют законодательных изменений. В связи с этим Указом Президента Правительству Республики Казахстан поручено:
- разработать и внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проекты законов:
- до 1 апреля 2014 г. — по вопросам регламентации исчерпывающего перечня разрешений и уведомлений, порядка их выдачи, в том числе предусматривающего внедрение принципа анализа регуляторного воздействия законодательства в сфере разрешительной системы на субъекты предпринимательства;
- до 1 сентября 2014 г. — по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан, предусматривающий:
- переход на организацию проверок на основе оценки рисков, а также введение возможности страхования ответственности субъектов предпринимательства как альтернативы проверкам субъектов предпринимательства;
- сокращение требований, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля и надзора, предъявляемых к субъектам предпринимательства;
- упрощение процедур ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства;
- усиление роли Национальной палаты предпринимателей, в том числе введение института уполномоченного по правам предпринимателей;
- иные меры, направленные на кардинальное улучшение условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан;
- до 1 января 2015 г. — по вопросам деятельности саморегулируемых организаций;
- по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан до 1 января 2015 г. утвердить методику формирования государственными органами системы оценки рисков;
- консолидировать в проекте Предпринимательского кодекса Республики Казахстан нормы законодательных актов о государственном регулировании предпринимательской деятельности;
- до 1 января 2015 г. завершить автоматизацию выдачи разрешений.
Глава государства подчеркнул, что реализация указа обеспечит улучшение условий для развития предпринимательской деятельности в Казахстане.
Резюмируя сказанное выше, можно сказать что оказанная государством правовая поддержка сектора малого и среднего бизнеса будет своевременной и действенной мерой и станет реальной помощью каждому казахстанцу, который ведет бизнес. Мораторий позволит предпринимателям повысить свои профессиональные знания и опыт, а также поможет бизнесменам малого и среднего уровня чувствовать себя уверенно при любых проверках. Данная мера и выделение государственных средств на развитие предпринимательства придадут толчок для роста нашей экономики и повышения благосостояния всех казахстанцев. Это один из важных шагов на пути к вхождению Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира.
- 1.Абен А.С. Малый бизнес — путь к процветанию // Курсив. — Алтаты, 2013. —№ 13-45c.
- 2.Асанова Р.Н. Анализ мероприятий по стимулированию и поддержке инновационного предпринимательства в Казахстане // Вестник КазНУ. — 2012. — № 1. — 12-14 с.
- 3.Ашатуй М.А. Малый и средний бизнес испытывает влияние мирового кризиса. — [ЭР]. Режим доступа: rus.azattyq.org/info
- 4.Указ Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева от 27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. — [ЭР]. Режим доступа: kz/rus/article/2634745
- 5.В Казахстане объявлен мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. — [ЭР]. Режимдоступа: kapital.kz/economic/27329/v-kazahstane-obyavlen-moratorij-naproverku-msb.html
Фамилия автора: Мусагулова Айнель Канатовна, Аубакирова Ж.Я.
Развитие малого и среднего бизнеса в республике Казахстан
Библиографическое описание:
Байтенова А. Т. Развитие малого и среднего бизнеса в республике Казахстан [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. С. 50-53. URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1648/ (дата обращения: 05.02.2020).
Становление малого бизнеса в Республике с первых
дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической
политики государства. Предпринимательский класс выступает
неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъектом
экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к
так называемому среднему классу, который обеспечивает устойчивость не
только экономики государства, базирующейся на рыночной системе
хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в
обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.
В Казахстане переход к рынку произошел спонтанно,
без подготовки. Это был период постсоциалистического «экономического
романтизма», когда правящая элита придерживалась взгляда группы
крупных советских ученых-экономистов и политиков под руководством
академика Шаталова В. и лидера движения «Яблоко»
Явлинского Г. о «форсированном и молниеносном» переходе к
рынку за 1,5-2 года. Они считали, что преодоление
социально-экономического кризиса и реформирование экономики можно
проводить синхронно и быстро по стандартной модели. На начальном
этапе перехода к рынку радикальные реформы проводились «на
марше», без какой-либо серьезной теоретико-методологической
подготовки.
Экономическая политика вырабатывалась в сжатые сроки
узким кругом специалистов и базировалась, преимущественно, на опыте
развитых рыночных стран.
В той сложной и критической обстановке, имевших
место в начале 90-х годов в Казахстане, когда остановились крупные
предприятия, и сотни тысяч людей потеряли работу, естественным
решением руководства страны было введение либерализации цен. Сейчас,
по истечении более 15 лет суверенного Казахстана, развитие экономики
и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно разделить на
4 этапа, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.
Первый этап — либерализация цен (1991-1992 гг.).
Первые субъекты рыночной экономики — малые предприятия — появились в
период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был
быстрый оборот денег. Крупные предприятия сразу обзавелись
многочисленными малыми предприятиями по сбыту своей продукции,
ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств.
Создание «красными» директорами при крупных производствах
кооперативов и малых предприятий по снабжению и реализации продукции,
а также искусственное раздробление предприятий под новым модным
словом «сегментирование» привело к перераспределению
прибыли крупных предприятий и бывшей всенародной собственности в
интересах отдельных групп и лиц. Тогда эти «серые» схемы
были началом возникновения казахстанской «теневой»
экономики. В Республике в этот период было создано и действовало 34,5
тысяч субъектов малого предпринимательства. В них было занято 6,0% от
общего числа работающих в стране, а доля производимой ими продукции,
работ и услуг составила 7,0% от валового внутреннего продукта страны.
Именно в конце 1992 года прошел первый Форум предпринимателей
Казахстана, в котором принял участие президент Республики Казахстан и
правительство РК. На этом Форуме впервые в истории СНГ была
определена первая программа развития предпринимательства в республике
Казахстан.
Второй этап — жесткая монетарная и реструкционная фискальная
политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения
макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые
льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение
налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной
деятельности и развитие малого предпринимательства, в 1994 году имело
негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в
производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за
малодоступности кредитных и нехватки собственных средств и высокой
инфляции произошел отток основной части субъектов предпринимательства
из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и
коммерческой деятельности. Ужесточение налогового пресса привело к
ситуации, когда заниматься производственной деятельностью стало
невыгодным и бесперспективным. Особый интерес в условиях
постсоветского периода, а именно, дефицита товаров на рынках, с точки
зрения, быстрой оборачиваемости вложенных средств, стал представлять
для предпринимателей так называемый «челночный» бизнес.
Это был период пышного расцвета «челночного» бизнеса в
торговле, свирепствующей гиперинфляции, перераспределения бюджетных и
кредитных денежных средств в пользу очень узкого круга лиц имеющих
доступ к этим ресурсам. Инфляция и валютные операции —
махинации в банковской и тесно связанной с ней торгово-посреднической
деятельностью — на тот момент оказались наиболее прибыльными, в
отличие умирающему реальному производственному сектору экономики
республики. Продавать деньги по схеме «нал-безнал-нал», с
«шапками и откатами», взять доллар в кредит по 4 тенге, а
через год вернуть его по 70 тенге, получив сверхприбыль или вообще не
вернуть, стало выгодней, чем что-то производить. (Большинство
кредитов того времени так и не было возвращено). Именно в этот период
появились первые ростки так называемой национальной олигархии в
только начавшемся непомерно разрастаться финансово-кредитном и
банковском секторе экономики.
Банковская и торговая деятельность оказалась
наиболее прибыльной в ущерб реальному сектору экономики. В 1995 году,
против 1992 года, удельный вес продукции субъектов малого
предпринимательства в ВВП страны снизился на одну треть, с 7,0% до
4,7%, а численность работающих в этом секторе экономики сократилась в
2 раза, с 6,0% до 3,0%, соответственно.
В этот период ослабленное предпринимательство не
могло сдерживать рост безработицы.
Третий этап — бум малой приватизации (1996-1997
гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла некоторая
макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого бизнеса был
принят Указ президента Республики Казахстан от 6. 03. 1997 г. «О
мерах по государственной поддержке и активизации развития малого
предпринимательства». Во исполнение этого Указа в Республике
субъектам малого предпринимательства продано 1520 пустующих объектов
и сооружений, передано в аренду — 1334 объекта. По выбору
предпринимателей, для использования в производственных целях,
передано в доверительное управление 571, на безвозмездной основе -
204 объекта. На перепланировку квартир нижних этажей жилых строений
под магазины, кафе, аптеки и другие объекты было получено 5664
разрешений. Увеличилось число проданных в рассрочку и переданных по
актам на землевладение земельных участков. Адресная приватизация была
особенно актуальна в сфере мелкотоварного производства, бытового
обслуживания, общественного питания и торговли. Было бы логичным
начинать адресную приватизацию, которая предполагала бы передачу
объектов вышеперечисленных отраслей в них работающим коллективам по
остаточной стоимости, либо в доверительное управление на конкурсной
основе. В таком случае, был бы и сохранен технический и трудовой
потенциал, а предприятия, не прекращая работы, имели бы возможность
технического перевооружения и плавного входа в рынок.
Предприятия этих oтpаcлей, лишившись
централизованного управления в форме трестов, управлений торговли и
общественного питания районного и городского уровня, явились бы
основой формирования малого бизнеса в стране. К сожалению, адресная
приватизация была проведена с опозданием, и существующая
инфраструктура вышеперечисленных отраслей была уже практически
уничтожена. При воссоздании данной инфраструктуры теперь требуется
освоение новых площадей, полное обновление оборудования и основных
средств, подготовка новых кадров, ибо старые квалифицированные кадры
уже потеряны и дисквалифицировались. Таким образом, был упущен важный
сектор экономики, ориентированный на социальное обслуживание
населения. Но, как ни странно, после сокращения многих отраслевых
министерств в 1988-1990 годах (Минторговли, Минбыта, Минкоммунхоза и
др.) именно эти отрасли, лишившись централизованного управления и
мелочной опеки со стороны государства, стали развиваться наиболее
динамично и вовлекать в работу наибольшее количество населения. Это
явилось еще одним доказательством того, что рынок малого бизнеса
является саморегулируемым и наиболее подверженным рыночной
конъюнктуре, основанной на спросе и предложениях.
Четвертый этап — период качественного развития
экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом
промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта,
стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. В
соответствие с этой программой, основными источниками финансирования
проектов малого предпринимательства являются Государственный фонд
содействия занятости, банки второго уровня, средства местных
бюджетов, а также средства кредитных линий Азиатского Банка Развития
и Европейского Банка Реконструкции и Развития. В отдельных регионах
для заинтересованного кредитования субъектов малого бизнеса
коммерческими банками были созданы ликвидные залоговые фонды из
коммунальной собственности.
Малый бизнес в Казахстане развивается быстрыми
темпами. Сегодня субъекты малого предпринимательства играют
ключевую роль в развитии экономики любого государства. Несмотря на
пристальное внимание, уделяемое в нашей стране развитию малого и
среднего бизнеса, его влияние на социально-экономическое развитие все
еще недостаточно ощутимо. Вместе с тем сегодня в нашем государстве
постепенно начинают оправдывать себя все те усилия, которые
направлены на планомерное и повсеместное развитие
предпринимательства. Реализуется государственная программа развития и
поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан, созданы
социально-предпринимательские корпорации (СПК), основанные на тесном
сотрудничестве государства и бизнеса. ВВП Казахстана в двенадцать
раза меньше российского, однако республика выделила в три раза больше
денежных средств на поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ) в
период кризиса. Доля кредитов МСБ в портфеле банков второго уровня за
последний год выросла на один процент, а сам портфель кредитов вырос
на девять процентов. Экономики Казахстана и России схожи в своей
сырьевой направленности, вопросы поддержки малого и среднего бизнеса
представляют большую важность, т.к. развитие этого сектора создает
стабилизирующий стержень в целом для национальных экономик. В связи с
этим развитие МСБ в Казахстане является одним из приоритетов
экономической политики страны.
Предпринятые в Казахстане меры по поддержке МСБ в
период кризиса являются беспрецедентными по своему масштабу в
сравнении с другими странами СНГ. За последние два года в рамках
антикризисных программ было выделено около 2,8 млрд. долларов США с
новыми, более мягкими условиями. В результате было поддержано 9 тысяч
субъектов МСБ, а также поддержано и создано 27 тысяч рабочих мест. В
докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса 2010: Проведение
реформ в трудные времена» Казахстан занял 63-е место среди 183
стран, охваченных исследованием.
Согласно данным Агентства РК по статистике количество активных
субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 января 2011 года
в целом по республике составило 675 937 единиц: в том числе
индивидуальных предпринимателей – 430 614 (63,7%),
крестьянских/фермерских хозяйств – 170 119 (25,2%), юридических
лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, – 66 492
(9,8%), юридических лиц, являющихся субъектами среднего
предпринимательства, – 8 712 (1,3%). По количеству активных
субъектов и численности занятых в МСП на 1 января 2011 года в
процентном соотношении к 1 января 2010 года рост составил всего 1,3%.
Что касается выпуска продукции, согласно оперативным данным
Агентства, то в 2010 году он увеличился относительно 2009 года всего
на 1,9%.
Улучшение экономической ситуации в стране во многом зависит от
решения проблем, препятствующих развитию предпринимательства. На
сегодняшний день рейтинг проблем выглядит следующим образом:
Источник: По данным Агентства Республики Казахстан по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
Если на продукты и услуги, которые способны производить предприятия
малого и среднего бизнеса, не будет проявлен платежеспособный спрос
со стороны населения, то данная область не сможет активно
развиваться. А спрос, как известно, вещь весьма изменчивая. Тем же,
кто сейчас решился реализовать свой потенциал именно в этой области,
необходимо четко понимать, какие услуги будут наиболее востребованы
на рынке в ближайшее время. Кроме того, малый бизнес для того, чтобы
выжить, должен быть максимально мобильным. Это следует понимать так,
что если спрос на товары или услуги в одной области начинает
снижаться, а в перспективе данная тенденция будет только усиливаться,
то представителю малого бизнеса следует очень быстро
переориентироваться и выходить на потенциально растущие рынки, без
сожаления оставив в прошлом прежнее направление. Стоит ли говорить,
что для этого необходимо не только пресловутое «чутье»,
но и умение анализировать и прогнозировать ситуацию на рынке, знание
законов экономики и способность применять их в конкретных ситуациях,
готовность рисковать и одновременно правильно дифференцировать
имеющийся в наличии весьма скромный капитал. К сожалению, ситуация в
сегменте малого и среднего бизнеса сегодня такова, что человек,
занятый в данной области, должен быть гораздо более активным, знающим
и обладающим значительно большим количеством навыков и более солидной
эрудицией, чем те, кто работает на крупные компании.
Необходимо отметить, что основной кадровый резерв для предприятий МСБ
– это те самые 5,8% населения, которые числятся безработными.
Какой завтра будет их доля в ВВП – это уже вопрос второй. На
самом деле, малый и средний бизнес предоставляет людям возможность
сохранить человеческое достоинство, во-первых, не пополняя собой
категорию маргинальных личностей, а, во-вторых, избежав унизительной
жизни на пособие по безработице. Создание своего дела – это не
только вопрос выживания, для многих граждан Казахстана – это
еще и вопрос самоуважения, самосовершенствования и самореализации.
Словом, разговор о необходимости развития малого и среднего бизнеса
постепенно выходит из области экономики, перемещаясь в область
общечеловеческих ценностей, но это уже совсем другая история…
-
- Литература:
1. Аллахвердиев
Р.А., Аллахвердиева
Э.А. Вестник
КАСУ №4 — 2006
2. Предпринимательство: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Я.
Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – М.: Банки
и биржи, ЮНИТИ, 1999.
3. Дина Гальберг. Банки Казахстана/Расти бизнес малый и средний.-2011
г
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, Казахстан, малый бизнес, рынок, предприятие, бизнес, производственная деятельность, адресная приватизация, валовый внутренний продукт, доверительное управление.
Похожие статьи
Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике…
малое предпринимательство, Казахстан, малый бизнес, рынок, предприятие, бизнес, производственная деятельность, адресная приватизация, валовый внутренний продукт, доверительное управление.
Малый бизнес и предпринимательство — основа развития…
малый бизнес, малое предпринимательство, инновационная деятельность, частное предпринимательство, малое предприятие, общий объем
Малый бизнес стал важнейшим фактором наполнения внутреннего рынка конкурентоспособной и качественной продукцией…
Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства…
Малый бизнес и частное предпринимательство — это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом…
Особенности управления предприятиями малого бизнеса
малый бизнес, малое предпринимательство, предприятие, функция управления, решение, работа, время, предприниматель, малый, эффективное функционирование предприятия.
Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, кластер, валовой внутренний продукт. Предпринимательство является реальным фактором не только стабилизации, но и роста экономики Казахстана.
Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике…
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, экономика России.
Малый и средний бизнес нередко открывает те грани рынка, которые выглядят чересчур рискованными и опасными.
Роль малого и среднего предпринимательства…
Ключевые слова:малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство объективно ведет свою деятельность и прогрессирует как
‒ вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство…
Экономика малых предприятий и меры поддержания их…
Китай, предприятие, малое предпринимательство, малый бизнес, малый, среднее, Государственный комитет, Импортно-экспортный банк Китая, дело развития, валовый внутренний продукт.
Государственная поддержка малого предпринимательства…
малый бизнес, Казахстан, малое предпринимательство, Российская Федерация, Россия, развитие, государственное регулирование, оборот предприятия, малый, экономический рост.
Развитие малого бизнеса в республике Казахстан. Малый бизнес в Казахстане
В статье рассматривается о развитии малого бизнеса в Республике Казахстан.
Развитие малого и среднего бизнеса основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Так в 2014-2015 годах на развитие малого и среднего бизнеса уже выделен 1 триллион тенге [1].
Казахстан в 2014 году занял 50 место среди 183 стран по версии Всемирного Банка в рейтинге легкости открытия и ведения бизнеса [2].
В республике предприняты практические шаги по обеспечению необходимых организационных, экономических и правовых условий развития и функционирования малых предприятий.
К субъектам малого предпринимательства относятся:
- индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников не более 50 человек;
- юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 000-кратного МРП.
Малый бизнес в рыночной экономике– ведущий сектор, определяющий темпы экономического роса, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействия и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея ввиду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана.
В своем ежегодном послании 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Президент РК Н.Назарбаев отметил: «Вокруг крупных региональных проектов необходимо развивать малый и средний бизнес. Поэтому программа поддержки предпринимательства «Дорожная карта бизнеса 2020» должна стать частью инвестиционных программ макрорегионов. Необходимо предусмотреть меры по повышению мобильности трудовых ресурсов, в первую очередь, направленных на стимулирование миграции из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы» [1].
Программа «Дорожная карта бизнеса-2020» является важным инструментом реализации политики развития предпринимательства в стране и дает много возможностей малым и средним предприятиям, которые представляют собой потенциальную основу для развития экономики Казахстана. Малые и средние предприятия в значительной степени способствуют добросовестной конкуренции. И очень важно, чтобы предприниматели знали о предоставляемых государством инструментах поддержки, так как на сегодняшний день развитие бизнеса в стране и его утверждение в экономике играет огромную роль и для страны и для предпринимателя[3].
Так в 1997 году было образованоАО «Фонд развития предпринимательства «Даму» согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 26.04.1997г. № 665 «О создании фонда развития малого предпринимательства»[4].
В рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020»Фонд предоставляет кредит для начинающих предпринимателей в размере до 20 млн. тенге, для действующих предпринимателей – до 180 млн. тенге по проектам малого бизнеса на конкурсной основе. В современных условиях механизм обеспечения эффективного функционирования малого и среднего бизнеса должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Для этого, в первую очередь, необходимо:
- формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;
- разработка государственной политики поддержки и развития малого и среднего бизнеса в экономике;
- совершенствование нормативно-правовой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране;
- совершенствование налогообложения малых и средних предприятий;
- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение новых финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
- активизация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого и среднего бизнеса.
Несмотря на предпринимаемые правительством республики и департаментом по поддержке малого бизнеса меры, в этом секторе экономики все еще много проблем, требующих ускоренного решения.
Хотя Программы государственной поддержки и развития малого бизнеса ориентированы на развитие главным образом производственной деятельности, на практике по уровню товарооборота и по количеству рабочих мест на первом месте находятся коммерция и посредническая деятельность, на втором прочие услуги, на третьем и четвертом местах -производство и строительство.
Как видно из диаграммы №1 (см. ниже), наибольший прирост по количеству зарегистрированных малых организаций традиционно приходится на г. Алматы (147) и г. Астана (145).
В ЗКО наблюдается наименьший прирост по количеству новых малых предприятий (7).
Диаграмма № 1. Статистика новых предприятий по регионам РК[3].
Ныне в республике насчитывается около 600 тысяч малых предприятий, из них только около 59% функционируют. Причем если количество фирм малого бизнеса, занимающихся коммерцией, растет, то число предприятий производственного характера сокращается.
Из зарегистрированных предприятий малого бизнеса около 12% предприятий промышленного профиля, 30% сельскохозяйственного, 26% коммерческого, 9% строительного и остальные 23% приходятся на посреднические и оказывающие другие услуги фирмы.
Главная проблема развития малого бизнеса в РК это действенная и эффективная финансовая поддержка. Имеется в виду получение инвестиционных кредитов предпринимателями: из банковской системы республики; из Фонда развития малого предпринимательства; из открытых кредитных линий Европейского банка реконструкции и развития; Центрально-Азиатского и Американского фондов поддержки предпринимательства. Хотя источники поддержки малого бизнеса определены, использование их требует совершенства механизма инвестирования.
Во-первых, их строгое целевое использование; во-вторых, пересмотр и дифференциация процентных ставок банков в зависимости от видов деятельности и географии размещения объектов малого бизнеса.
К этому еще нужно добавить, что местные банки второго уровня не располагают достаточными кредитными ресурсами для кредитования долгосрочных инвестиционных проектов. Ныне у предприятий малого бизнеса 80-90 % кредитов являются краткосрочными и используются на пополнение оборотных средств или на коммерческие операции, либо того и другого.
Одним из наиболее действенных методов стимулирования развития малого бизнеса является налоговая система. Для поддержки и развития малого бизнеса необходимо отказаться от чисто фискального подхода к этому сектору экономики. Ныне в республике по экспертным оценкам прямые и косвенные налоги составляют 50-70% доходов предпринимателей, что побуждает предприятия уклоняться от уплаты налогов, задерживать возвращение кредитов. Поскольку у государства нет возможностей для прямой финансовой поддержки предпринимательства, необходимо установление дифференцированных ставок отчислений в государственный бюджет и предоставление льгот и отсрочек. В целях пополнения потребительского рынка на наш взгляд следует пересмотреть ставки налога в сторону их уменьшения для производственных малых предприятий и увеличения для коммерческих и посреднических предприятий. В развитых странах налоги на прибыль предпринимателя, занятого производственной деятельностью, составляют 20-30% от его прибыли, а у тех, кто занимается коммерческой или посреднической деятельностью, достигают 90-95% (США). Именно производственная предпринимательская деятельность приводит к более глубоким изменениям в экономике и способствует преодолению экономической нестабильности.
Важным фактором развития малого бизнеса является информационная среда предпринимательства. Информация при становлении “информационного общества” в сочетании с капиталом, трудом, землей и предпринимательскими способностями превращается в мощный фактор ускорения экономического роста.
Поэтому для обеспечения информационно-методической и консультационной помощи малым предприятиям необходимо создавать по опыту зарубежных стран центры развития малого бизнеса, бизнес-инкубаторы, технопарки. Укреплять и развивать связи малых предприятий через систему бирж, торговых ярмарок, банков и инновационных компаний.
Список использованной литературы:
- Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев. Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие: Послание. – 2015. – 30 ноября.
- http://egov.kz/
- База организаций Казахстана: малые, средние, крупные компании //www.http://kazdata.kz
- Республики Казахстан.Правительство «О создании фонда развития малого предпринимательства»: Постановлениеот 26.04.1997г. № 665
Фамилия автора: Абдуллаев А.Ш., Калиакпарова Г.Ш.
Средний и малый бизнес в Казахстане
Автор: Admin
Комментариев пока нет
Республика Казахстан уделяет большое внимание развитию малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес являются основным фактором для эффективного укрепления экономики Республики Казахстан и имеют стратегическое значение для борьбы с бедностью и укрепления среднего класса. За годы независимости была создана солидная правовая база для поддержки предпринимательства, в том числе по государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Законодательство Казахстана в области поддержки малого и среднего бизнеса характеризуется достаточной развитостью в обеспечении составляющих предпринимательской деятельности Казахстана. Целый ряд законов, указов является доказательством активной работы законодательных органов в формировании эффективной государственной политики страны, суть которых заключается в создании сильной рыночной экономики.
Основные направления осуществления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в республике официально закреплены в следующих законах: «О защите и поддержке частного предпринимательства», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Об индивидуальном предпринимательстве». Налоговые отношения субъектов малого и среднего бизнеса основаны на властном подчинении одной стороны другой и регулируются налоговым законодательством, состоящим из Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», а также других нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Кодексом.
По сравнению с некоторыми постсоветскими странами Казахстан в данном направлении уже достиг определенных результатов. В стране насчитывается свыше 300 тыс. субъектов малого предпринимательства, на которых занято 1,3 млн человек. Несмотря на преобладание предприятий малого и среднего бизнеса в промышленно развитых регионах страны, удельный вес этого сектора экономики в объемах промышленного производства пока остается незначительным. Это объясняется наличием административных барьеров, недостаточной развитостью рыночной и производственной инфраструктуры его поддержки, невысоким уровнем подготовки специалистов в сфере маркетинга и менеджмента для работы в данном секторе.
В связи с этим в последнее время в Казахстане начинает уделяться внимание отраслевой специфике деятельности малых и средних предприятий, что позволит комплексно решать существующие проблемы и обеспечить дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса. Так, было принято решение о создании при каждом министерстве и ведомстве Экспертного совета для проведения общественной экспертизы всех нормативных актов по вопросам предпринимательства, а руководителям министерств было поручено принять меры по обеспечению отраслевой поддержки малого бизнеса.
Из Послания Президента Н. Назарбаева «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» (18 февраля, 2005)
«В таких странах, как Япония, Германия, Бельгия, Италия, малый и средний бизнес составляет более 90% от количества всех их предприятий, во многих развитых странах он дает больше 50% ВВП. Поэтому мы должны выстроить принципиально новую идеологию развития малого и среднего предпринимательства. Мы должны создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды. Каждый предприимчивый казахстанец должен влиться в эту среду, найти себя в инновационной экономике». Наряду с этим, важное значение стало придаваться такому определяющему условию развития малого бизнеса, как совершенствование системы его кредитования. Поскольку современное состояние рынка кредитных ресурсов характеризуется недостаточной их доступностью для малого бизнеса, что обусловлено высокими процентными ставками, сосредоточением банковских структур в крупных городах, отсутствием ликвидного залога, то происходит формирование альтернативных финансовых схем — небанковских финансово-кредитных учреждений. Вместе с тем продолжается работа по совершенствованию норм банковского законодательства, созданию разветвленной и равнодоступной банковской инфраструктуры в регионах страны.
В настоящее время на республиканском уровне действует ЗАО «Республиканский информационно-выставочный центр по малому предпринимательству» и ведется работа по организации его филиалов. Таким образом, в последнее время в Казахстане отмечается повышение эффективности используемых государством форм и методов по созданию социально-экономических условий для развития малого и среднего бизнеса, являющегося основой формирования среднего класса, с целью сохранения социально-политической стабильности в казахстанском обществе. Стратегические направления развития страны отражают основные цели борьбы с бедностью и укрепление среднего класса. Именно такая политика требует поддержки Соединенных Штатов Америки, путем поддержки Хьюстонской инициативы.
В Казахстане действует Форум предпринимателей. Его задачами являются создание инструментов, влияющих на экономические процессы, происходящие в бизнесе, и рассмотрение возможностей и перспектив, связанных с развитием в Казахстане франчайзинга. Форум предпринимателей Казахстана стал эффективным инструментом развития взаимоотношений государства и предпринимателей. Также в Казахстане с 1997 года действует Фонд развития малого предпринимательства. Основная деятельность Фонда направлена на предоставление кредитов по проектам малого бизнеса самостоятельно, а также путем обусловленного размещения на конкурсной основе средств Фонда в банках второго уровня Республики Казахстан.
Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Если компания заинтересована в привлечении финансовых средств на казахстанском организованном фондовом рынке, ей необходимо пройти процедуру листинга на KASE.
Листинг – процедура включения ценных бумаг компании в официальный список KASE. Листинг ценных бумаг считается завершенным с даты включения данных ценных бумаг в официальный список KASE.
В случае успешного прохождения процедуры листинга компания получает статус листинговой компании KASE.
После прохождения процедуры листинга компания получает возможность проводить не только частные, но и публичные размещения ценных бумаг в Казахстане, которые обеспечивают приток долгосрочного капитала для финансирования роста и развития компании. Таким образом, листинг на KASE предоставляет компании постоянный доступ к рынку капитала.
Инициатором допуска может выступать сама компания или член KASE. Инициатор допуска является плательщиком листинговых сборов и исполняет обязательства по раскрытию информации об эмитенте и его ценных бумагах на стадии листинга и в течение всего периода нахождения ценных бумаг.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЛИСТИНГА
1 Новый уровень развития
При правильном финансовом планировании компания получает возможность увеличения темпов роста, формируя при этом прозрачную кредитную историю
2 Диверсификация источников финансирования
Увеличивая количество источников финансирования, компания может более эффективно регулировать свои денежные потоки
3 Беззалоговое финансирование
Компания имеет возможность привлечь необходимые объемы инвестиций без залога активов
4 Гибкость
Компания сама определяет более удобные для нее способы привлечения финансирования: размещение акций или выпуск облигаций. При этом при выпуске облигаций все условия также определяются компанией (срок, ставка вознаграждения, схема погашения и другие условия)
5 Доверие
Благодаря раскрытию на бирже информации о своей деятельности компания приобретает положительный имидж и повышает доверие к своей деятельности со стороны кредиторов, клиентов, поставщиков
6 Возможность расширения деловых связей
Наличие листинга на бирже является существенным достоинством компании при поиске новых партнеров и инвесторов
7 Корпоративное управление
Внедрение эффективной системы корпоративного управления в компании увеличивает доступность капитала и снижает стоимость его привлечения, что, в свою очередь, является существенным фактором для обеспечения роста компании, а значит, и для создания будущей экономической прибыли
Брошюра о Бирже
Брошюра для потенциальных эмитентов: Листинг на KASE
Каталог для розничного инвестора: Как торговать на Бирже
Investor Guide
Презентация для потенциальных эмитентов «KASE — платформа для привлечения финансирования»
Ознакомиться с более подробной информацией о размещении ценных бумаг на фондовой площадке вы можете на сайте АО «Казахстанская фондовая биржа» по ссылке.
Еженедельный аналитический обзор о фондовом рынке по ссылке.
По вопросам информационной поддержки эмитентов, обращайтесь:
Департамент по работе с эмитентами и инвесторами АО «Казахстанская фондовая биржа» тел:+7 (727) 237 53 20 e-mail: [email protected]
Развитие малого предпринимательства в Казахстане
Фундамент экономики, кузница предпринимательских кадров, источники инноваций — всеми этими эпитетами в разное время награждали малый бизнес, или как ещё принято говорить малое предпринимательство.
Почему же так важно развивать именно малый бизнес?
Почему, государство не должно жалеть времени и средств на его поддержку?
Какие меры по поддержки малого бизнеса существуют у нас в Казахстане?
Достаточно ли у нас делается для поддержки этого предпринимательского сектора?
Вопросов довольно много, в этом материале я постараюсь разобраться и ответить хотя бы на часть из них.
Если брать строгое академическое определение:
Малое предпринимательство (малый бизнес) — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.
Главным критерием на основе которого предприятие относят к субъекту малого предпринимательства является средняя численность работников взятая за определенный период отчетного времени. Кроме этого могут учитываться такие показатели как размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Согласно данным Мирового банка, насчитывается около 50 показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, однако во всех развитых странах главным критерием является численность работающих.
У нас в Казахстане действуют следующие нормы:
— Малые субъекты предпринимательства имеют численность работающих до 50 человек и среднегодовую стоимость активов до 500 тыс. долларов США;
— Средние субъекты предпринимательства имеют численность работающих до 250 человек или среднегодовую стоимость активов до 3 млн. долларов США;
— Крупные субъекты предпринимательства имеют численность работающих от 250 человек или среднегодовую стоимость активов от 3 млн. долларов США;
Такое разделение, вполне укладывается в принятые международные нормы с поправкой на наших экономические реалии. К примеру, в США (лидер по развитию малого и среднего бизнеса), к категории малого и среднего предпринимательства относятся субъекты, на которых работает не более 500 человек. Все малые и средние предприятия подразделяются на 3 категории:
1) Микропредприятия — фирмы с количеством работников до 20 человек;
2) Малые предприятия — от 20 до 100 человек;
3) Средние предприятия — от 100 до 499 человек.
Значение малого и среднего предпринимательства в экономике крупных мировых держав огромно, именно оно является основой для формирования среднего класса который всегда был базой для стабильного экономического и социального развития.
Достаточно сказать, что в европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий. В США малый бизнес начал развиваться в эпоху Великой Депрессии, это развитие в немалой степени способствовало преодолению острого экономического кризиса. В Испании в 70-е годы начав формироваться, малый бизнес практически спас страну от безработицы и способствовал общему подъему экономики. Более 50% вновь создаваемых рабочих мест во Франции приходится именно, на долю малого бизнеса.
Как видим развитие малого предпринимательства играет огромную роль в стабильном экономическом развитии государства. В Казахстане развитию малого предпринимательства отводиться особая роль. Озвучивая содержание “Стратегии “Казахстан-2050” Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев заявил:”Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти по крайней мере вдвое. Во-первых, мы должны создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу”.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства растет в нашей стране год от года. Об этом лучше всего свидетельствуют статистические данные.
Увеличивается и количество рабочих мест создаваемых субъектами малого и среднего бизнеса.
Всемирный банк проводит ежегодное исследование (Doing Business Report) в котором на основе 10 индикаторов оценивается простота ведения бизнеса в 183 странах. В число индикаторов входят: сложностью создания предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе энергоснабжения, регистрация собственности, налогообложение и.т.д.
На основе полученных данных каждой стране присваивается определенный рейтинг. В 2013 году Казахстан занял 49 место по сравнению с 56 местом в 2012 году, то есть буквально за один год наша страна поднялась сразу на 7 позиций.
Для сравнения в 2007 году мы занимали 80 место, в 2010 году 63. Анализ показывает, что по 7 из 10 основных индикаторов условий для ведения и создания предприятий малого и среднего бизнеса, Казахстан опережает средний показатель по региону Восточной Европы и Центральной Азии.
Прогресс идет быстрыми темпами, и условия ведения бизнеса в Казахстане улучшаются с каждым годом. Понятно, что многим хотелось бы ещё быстрых перемен и улучшений, но развитие и эволюция имеют свои законы. Довольно важным аспектом развития малого бизнеса является благоприятный налоговый климат Казахстана (13-е место), на фоне других постсоветских странам он является гораздо более мягким и щадящим.
В качестве примера, ставка НДС в России составляет -18% (при этом там тоже часто говорят, о либеральном налогообложении), в Белоруссии — 20%, в Казахстане НДС составляет всего -12%, как говорится почувствуйте разницу. Благоприятный налоговый климат имеет огромное значение в условиях вхождения в Таможенный союз и создание единого экономического пространства. Ещё один показательный пример относительно низкая процентная ставка на прибыль предприятий среднего бизнеса, у нас она составляет 28,6%, в тоже время во многих странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), этот показатель равняется 42,7%.
Реформы проводимые нашим Правительством и направленные на улучшение бизнес-климата в Казахстане, не остаются незамеченными и получают заслуженное одобрение среди мировых экспертных организаций. По данным всё того же отчета
«Doing Business» 2013 года Казахстан вошел в 10 стран, которые провели наибольшее число реформ для облегчения ведения бизнеса.
Необходимо сказать, что в условиях острой внутренней и внешней конкуренции эффективное развитие малого и среднего бизнеса практически невозможно без государственной поддержки. Подобные программы существуют во многих странах мира.
В США некоторые Федеральные программы содействия малому бизнесу датируются 1932 годом. В 1942 году был принят Закон о малом бизнесе, а в 1953 году была создана Администрация по делам малого бизнеса. Основными задачами этой организации являются:
— помощь в получении кредита и предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
— непосредственное субсидирование и кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств собственного бюджета.
— техническая и информационная поддержка бизнеса;
— сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и в условиях мирового финансового кризиса. Так, например, в сентябре 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Данный проект законов предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Законопроект также предусматривает расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.
Много работы проводиться по этой линии и у нас в Казахстане. В 1997 году был создан Фонд развития предпринимательства “Даму”. Основной задачей его создания была эффективная реализация государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Казахстане.
В 2011 году при Министерстве экономического развития и торговли Республики Казахстан, был создан Комитет развития предпринимательства. За годы деятельности Фонда “Даму” было реализовано немало программ помощи предпринимателям.
В настоящее время Фондом реализуется 15 государственных программ непосредственной финансовой поддержки частного предпринимательства, и 11 консультативных программ направленных на обучение и подготовку предпринимателей. В качестве примера, с 2009 г. начата реализация программ повышения компетенции предпринимателей: Программа «Бизнес-Советник», начали открываться Центры поддержки предпринимательства, запущен Бизнес-портал, открыт Саll-центр, готовятся информационно-аналитические материалы.
В целях реализации послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 01.02.2010 г. и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года, была разработана комплексная Программа развития предпринимательства «Дорожная карта бизнеса 2020».
Основной целью программы является обеспечение устойчивого и сбаланс
Бизнес в Казахстане
Казахстанская экономика — самая крупная экономика Средней Азии. Страна с огромной территорией и богатыми залежами полезных ископаемых: от нефти до урана. Казалось, где-где, а здесь должны быть лучшие условия для бизнеса, давайте же рассмотрим этот вопрос подробней.
Особенности развития бизнеса в Казахстане
Бизнес в стране развивался с такой же интенсивностью, с какой и само государство. Взлеты и падения экономики очень сильно давили на предпринимательство в республике, конечным итогом этих процессов стало открытие в 1997 году фонда «Даму». Главной прерогативой этого организации, стало и является поныне, консультирование и финансовая помощь малому и среднему бизнесу. Государство всесильно направлено на то, чтобы малый и средний бизнес развивался в стране. Поэтому, правительство оказывает помощь предпринимателям не только на общегосударственном уровне, но и на региональном, государственной службой по делам предпринимательства.
Правительство очень яро поддерживает бизнес в стране. Создана Национальная палата предпринимателей Казахстана. Так, в 2011 году, по инициативе палаты была создана программа «Дорожная карта бизнеса-2020», которая помогает бизнесу в виде сервисного департамента, руководителем этой программы является фонд «Даму».
Проблемы бизнеса
С тем же, в стране имеется ряд проблем в бизнесе. Основной производитель товаров в республике — большой бизнес. Доля малого и среднего бизнеса не превышает отметки в 16-17%— это очень низкий результат.
Эта проблема связана, прежде всего, с сырьевой экспортной ориентированности Казахстана, высокими процентными ставками кредитов и бюрократической волокитой, появляющейся при оформлении предприятия.
Развитие малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес для Казахстана является приоритетом номер один, как утверждают сами политики. Правда, то ли мир сошел с ума, то ли правительство республики, но на каждый оптимистический шаг навстречу бизнесу, сопровождается двумя шагами назад. История становления малого и среднего бизнеса тому в подтверждение.
Бизнес в Казахстане в 90-е
В 90е годы Казахстан очень резко перешел с плановой экономики на рыночную. В первый год работали только государственные предприятия. Бизнес, частный бизнес, стал появляться в стране в конце 1992 года, и к концу 1995 года уже было зарегистрировано около 35-40 тысяч предпринимателей мелкой и средней руки. С тех пор правительство начало поддержку предпринимательства.
Все началось с либерализации цен в период с конца 1991 года по 1992 год. Первые предприятия МСП были, как это бывает зачастую, предприятиями в сфере услуг и торговли. В этот период огромные промышленные предприятия обзавелись россыпью мест для реализации своей продукции, ремонту и обслуживанию гигантских промышленных фабрик и заводов. Правда, это привело к еще одному негативному последствию—сегментированию, то есть искусственному раздроблению крупных предприятий на более мелкие, что в дальнейшем привело к коллизиям между новыми собственниками.
После либерализации цен, правительство решило взять в «ежовые рукавицы» финансовую систему. Реструционная и монетарная политики 1993-1995 годов привели к тому, что производством чего-либо стало заниматься безприбыльно, а на фоне отсутствия прибыли заниматься производством стало и не перспективно.
Правительство для стабилизации экономики провело ряд «улучшений»: отменило налоговые льготы производственным предприятиям, ужесточило налоговые процессы, к этому добавилась проблема нехватки кредитных активов внутри страны, что привело к негативным последствиям в 1994 году, а не к позитивным как надеялось правительство. Кооперативы, малые предприятия и ТОО стали закрываться. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Владельцы предприятий стали перепрофилировать свой бизнес под гостиннично-ресторанные предприятия и ритейл.
Следующим этапом стала мелкая приватизация. В период с 1994 по 1997 года, правительство провело ряд мелкий продаж пустующих помещений и предприятий.
Правительство передало в частные руки около 1400 помещений в аренду и 1520 помещений, сооружений и мелкого производства в продажу. В этот период не вовремя произошла адресная приватизация, которая в нынешнее время отражается на стране.
Сегодня в Казахстане более аккуратно подходят к проблемам бизнеса и всеми силами стараются ему не навредить своими решениями.
Вот именно это проблема казахстанского бизнеса и является основой неурядиц в частном секторе малой и средней руки, каждое решение в пользу бизнеса приводит к печальным последствиям, на фоне первичного роста частного малого и среднего бизнеса. Правда, за последние 10 лет все значительно улучшилось, но проблемы прошлого все равно преследуют.
Крупный бизнес
Крупный бизнес на территории Казахстана чувствует себя превеликолепно, он никогда не был обделен правительством. В большой бизнес вливаются огромные средства, как иностранных инвесторов, так и правительственных средств. Сегодня основа крупного бизнеса Казахстана — это нефтеперерабатывающая промышленность и металлургия, что составляет 40-60% от общей продукции государства. Казахстан экспортирует очень много металла, нефти, газа и является страной-донором. Да, это не правильно и от этого нужно уходить, но не сейчас, экономика страны слишком зависима.
На данный момент казахстанский большой бизнес развивается на том же уровне, что и российский и даже быстрее его. По итогам 2007-2008 годов ТОП казахстанских компаний по уровню роста обошли российский смежный ТОП, показав рост развития в 35% против 24% соответственно.
Как оформить бизнес в Казахстане?
Для открытия бизнеса в Казахстане нужно следовать следующим правилам. Первое — это заручиться поддержкой, для этих целей в стране есть уйма учреждений и организаций. Самые известные и деятельные из них — это фонд «Даму», ассоциации предпринимателей, банки, департкментпо поддержке малого и среднего бизнеса. Заручившись их поддержкой — вы уже будете в числе тех, для кого бизнес в стране не станет обременительным.
Второе, что вы должны уяснить то, что бизнес в Казахстане должен быть идейным. В стране уже достаточно кафе, гостиниц и других малых и средних предприятий сферы ритейла и обслуживания. Выберите из того, чего нет в стране или слабо представлено местными бизнесменами, но пользуется довольно хорошим спросом.
Также, вы должны: знать спрос рынка, понимать суть и смысл вашей продукции, выяснить потенциальный круг покупателей и разведать предложения конкурентов.
Выполнение проекта должно иметь следующую структуру:
- идея;
- перебирание идей и отсекание идей с существенными проблемами;
- изучение спроса и цены в выбранной сфере;
- понимание технических аспектов проекта;
- финансовый анализ.
Третье — это стартовый капитал. Можете взять в банке или у инвесторов, но существует и более лучший вариант— государственная помощь или иначе, гранты. Получив грант на бизнес от фонда или центра поддержки инноваций, вы будете должны отчитаться за каждую копейку, выданную вам.
Четвертое — финансовое планирование. Прежде всего вы должны рассчитать свои затраты: прямые и косвенные. Если с прямыми все понятно и они известны, то косвенные возникают в самый непредсказуемый момент, поэтому лучше, если бюджет косвенных затрат будет на 15% больше.
Пятое — оформление и получение лицензии на ведение коммерческой деятельности.
Как открыть бизнес в Казахстане?
В Казахстане существует два вида организации бизнеса:
- индивидуальное предпринимательство;
- предпринимательство в виде юрлица или от филиала компании. Для граждан республики и иностранцев действую разные системы оформления бизнеса.
Особо актуален вопрос открытия бизнеса россиянину. Русские предприниматели стремятся открыть бизнес в Казахстане из-за более низкой конкуренции и, не смотря на некоторые ошибочные шаги правительства, более лояльной экономической средой.
Иностранцу для осуществления коммерческой деятельности лучше всего открывать ТОО, помните минимальный уставной капитал ТОО-1000 американских долларов. В этом случае предприниматель платит корпоративный налог в 20% и налог на чистую прибыл 15%, по истечению трех лет, налог на прибыль не взимается.
Для открытия бизнеса в Казахстане вам потребуется на первом этапе:
- определить уставной капитал и юридический адрес,
- определится с названием компании и ЧП,
- выяснить код ведения предпринимательской деятельности.
Второй этап включает в себя сбор документов, в основную папку для подачи в органы юстиции по месту фактического пребывания. В эту папку входят:
- заявление про регистрацию юрлица,
- устав ТОО, если совершаться бизнес будет по общему принципу, то устав не требуется, для нескольких основателей,
- нужно представить учредительный договор,
- договор, подтверждающий месторасположения фирмы,
- квитанция государственной пошлины.
Все документы подаются в трех экземплярах каждый на двух языках — русском и государственном.
Существуют и другие виды осуществления коммерческой деятельности в Казахстане:
- АО,
- Филиал,
- представительство.
Правда, это относится только к большому бизнесу, он намного проворней и обладает большими ресурсами, посему и была выложена схема регистрации ТОО, так как он больше всего отвечает за средний и малый бизнес, который в стране развит довольно слабо и является предметом создания бизнеса в стране иностранцами.
Развитие бизнеса: прогнозы и мнения
Государственные программы помощи малому и среднему бизнесу все чаще находят свое отражение в реализации, чем в идеях. Правительство, осознав ошибки, сегодня, пытается их исправить, что положительным образом влияет на динамику увеличения предприятий малой и средней руки. Большой бизнес не вправе жаловаться, ибо Казахстан всегда поддерживал только его и до сих пор вливает сюда огромные средства и списывает долги крупных предприятий.
Смотря на сегодняшнее положение дел в Казахстане, бизнес растет, это показывают и данные. 1.4 млн. предпринимателей средней и малой руки обеспечивают работой 2.5 млн. человек. Количество МСП за последние пять лет увеличилось на 88 % (из которых 51-53% активных предпринимателей). Несмотря на огромную долю в числе общих предприятий в стране-90%, субъектами МСП было всего отведено 17-18% от ВВП.
На данный момент, эксперты считают, что Казахстан в процессе рецессии. Экономика растет, за ней растет малый и средний бизнес. Лучше, когда наоборот, но, увы. Для полноценного подъема малого и среднего бизнеса нужна модернизация, государственная поддержка в виде «налоговых каникул» для особо плохо развитых отраслей малого и среднего бизнеса и уменьшение бюрократической нагрузки.
Краткий итог
Казахстан — огромная страна с хорошими возможностями. Для правильной реализации государственной политики, само государство должно не делать ошибки в своих решениях. Главной задачей для развития страны станет переход от ориентированности на экспорт и на большой бизнес к ориентированности на малый и средний бизнес.
Нефть, газ и другие полезные ископаемые исчезнут, так или иначе и в итоге не будет ничего. Даже сейчас добыча полезных ископаемых огромными объемами вредит экологии страны, тому подтверждение Аральское море, которое было высушено.
Вывод сделался не на основе личных впечатлений, а на основе фактов, которые подтверждены годами. Европейские страны имеют в структуре своей экономики, лишь 30-35% предприятий большого бизнеса, основу же составляет малые и средние предприятия. Яркий пример — Германия и Италия. Поэтому главной задачей Казахстана в ближайшее время, согласно мнению специалистов, должен стать уход от статуса сырьевого придатка и становление экономики за счет предприятий мелкого и среднего бизнеса.
Будьте в курсе всех важных событий United
Traders — подписывайтесь на наш
телеграм-канал