Этапы становления и перспективы развития директивного планирования: Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3)

Содержание

Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕРЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В г. ЗАВОДОУКОВСКЕ

Контрольная работа

По дисциплине: «Бюджетное планирование и прогнозирование»

На тему: «Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом ».

Выполнил:

Студент IV курса ОЗО

Специальность «ФиК»

1261 группа

Научный руководитель

Каменец М.Ю.

г.Заводоуковск, 2010г.

Содержание

Директивное планирование…………………………………………..3

Индикативное планирование………………………………………….3

Планирование бюджета нормативным методом……………………5

Список используемой литературы…………………………………..9

Директивное планирование.

Директивное планирование — представляет собой процесс разработки планов,

имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения.

Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а

должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих

субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены,

прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко

контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования

является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника –

государства. Важным условием применения директивного планирования является

использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.

В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем

СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства,

для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый

Госпланом, был в основном производственно-техническим — макроэкономические

показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали

из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием.

Соответственно из плана производства строился план распределения продукции,

служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик

привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей

продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты,

комплектующие изделия.

Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией.

Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны

и постепенно себя исчерпали.

Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в

государственном масштабе:

Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так

называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту.

Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.

Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его

естественных (присущих человеческой природе) законов.

Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут

и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном,

уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и

сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

Индикативное планирование.

Индикативное планирование — «механизм координации интересов и деятельности

государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее

госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке

системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий

определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование,

бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования

решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной

поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под

негосударственными носителями экономического управления понимаются институты

местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-

промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации

участников рынков, и т.д.)»

В рыночной экономике индикативное планирование — метод реализации социально-

экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее

функционирования. Индикативное планирование является основным методом

воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить

решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых

только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия

всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с

региональными органами.

Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе

концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики;

государственные программы; экономические регуляторы.

Индикативное планирование является продолжением и развитием

прогнозирования.

Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного

планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет

собой совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов),

характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее

государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер

государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью

достижения установленного уровня индикаторов.

Основная функция индикативного плана – координация действий равноправных

хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование

хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах

составляет основу и директивного планирования.

Главное содержание индикативного планирования заключается в обосновании

целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-

экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия

всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с

региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично

соединить в едином документе концепции социально-экономической политики

государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы,

систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы

государственных капитальных вложений и др.

Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит

в значительной мере направляющий, рекомендательный характер и позволяет

обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития,

осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного

воздействия затруднительно, а иногда и невозможно.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются

показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики;

состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка

товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни

населения внешнеэкономические связи и т.д.

Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами

государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства,

нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты,

государственные заказы и др.

В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий,

т.к. индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим

субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей

государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет

хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать

наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из

главных задач — создание организационных и экономических условий для формирования и

свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также

выгодных внешних экономических связей.

В их числе – централизованные финансовые и валютные средства и кредиты,

налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты,

Лекция 1 — Студопедия

Основные понятия:

планирование; директивное планирование; индика-тивное планирование; стратегическое планирование; период планирования; программирование; программа; нацио-нальные и региональные программы; чрезвычайные программы; целевые комплексные программы; прогнози-рование; экономические прогнозы; прогноз социального развития и повышения уровня жизни населения; прогноз природных ресурсов; научно-технические прогноз; демо-графические прогноз; структурный прогноз; национальная стратегия устойчивого развития республики Беларусь; прогноз социальноэкономического развития на десяти-летний период; программа социально-экономического разви-тия Республики Беларусь; годовой прогноз социально-экономического развития.

Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования

Одним из основных достижений человеческой цивилизации является планомерное развитие общества. Именно планирование позволяет четко организовать, всесторонне обосновать и согласовать деятельность всех звеньев хозяйственной системы общества для достижения поставленной цели.


Планирование можно рассматривать как специфическую форму общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. В бывших социалистических странах планирование – централизованное директивное – было основной формой управления народным хозяйством. Социалистический строй стал историей, не выдержала испытания временем наука о социалистическом планировании. Однако значение планирования в социально-экономическом развитии стран, направленном на достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает.



Планирование как форма государственного регулирования используется во всех странах, уживаясь с рыночными принципами ведения хозяйства. При формировании рыночных отношений в Республике Беларусь необходимо видение перспектив ее экономического и социального развития. Применение экономических механизмов рынка в сочетании с научно-обоснованным планированием и прогнозированием требует нового подхода к государственному регулированию экономики, принципиально изменяет содержание общегосударственного планирования и прогнозирования.





Планирование — это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей, средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующем плановом документе (плане).


При этом следует иметь в виду, что суть планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств их реального достижения.

По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим.

Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения. Планы, имеющие силу юридического закона, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица по закону за невыполнение заданий плана несут ответственность.

Ярким примером использования директивного планирования, как основной формы государственного регулирования экономики, является бывший СССР и входящие в него республики, а также социалистические страны Восточной Европы. В них директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центра на все звенья и сферы народного хозяйства для достижения определенных целей и обеспечения заданного общего направления развития. Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Но при всей внешней форме директивного воздействия на экономику, они нередко не выполнялись и полностью себя дискредитировали.

Однако неудавшийся опыт использования директивного планирования в этих странах не должен исключать возможности его применения при решении отдельных важнейших проблем, имеющих общенациональное значение. Директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важный конституирующий его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом. Тот же опыт директивного планирования социалистической экономики свидетельствует о возможностях его использования для решения таких задач, как индустриализация страны, структурное преобразование производства, создание военно-производственного потенциала и т.д. Но безусловным является то, что применять директивное планирование целесообразно лишь в чрезвычайных или отягощенных ситуациях — войны, депрессии, кризиса, стихийных бедствий. При этом масштабы и сроки его применения должны быть строго ограничены.


Наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования социально-экономического развития страны является индикативное планирование.

Индикативное планирование является средством реализации социально-экономической политики государства, основным методом его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднено.

Индикативное планирование — это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

В качестве индикаторов социально-экономического развития предполагается использовать показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих показателей (индикаторов) призвана давать количественную характеристику социально-экономической политики государства, на реализацию которой будут направлены все меры государственного регулирования.

Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является весьма действенной формой организации взаимодействия всех государственных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления в интересах совершенствования экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития.



Роль индикативного плана состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству и только тогда, если рынок этого не может.

Государство не имеет директивных взаимоотношений с производителями, но крупный капитал не менее заинтересован в сотрудничестве с государством, так как нуждается в помощи при продвижении продукции на мировой рынок, привлечении иностранных инвестиций и т.д.

Конструктивная роль индикативных планов и проявляется именно в том, что, не сковывая инициативы частного бизнеса, они помогают намечать общий курс управления предприятиями, информируя их о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, областях, состоянии рынка рабочей силы и т.д. Без них нельзя обосновать инвестиции, они в какой-то мере влияют на правительственные расходы, поскольку утверждение годовых бюджетов происходит с учетом плановых наметок.

Индикативные планы позволяют органично и взаимоувязано соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений, а также вопросы управления государственными предприятиями. Индикативный план опирается на приоритеты, под которые создаются соответствующие механизмы стимулирования.

На данном этапе становления рыночных отношений индикативное планирование является объективным и закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности, поскольку разрабатываемые в настоящее время прогнозы содержат наряду с собственным прогнозом систему экономических регуляторов, государственные программы, поставки для государственных нужд, объемы централизованных капитальных вложений, т.е. выходят за пределы прогнозирования как чистого предвидения развития событий.


Эффективность индикативного планирования доказана мировым опытом, особенно таких стран, как Япония, Франция. С опорой на государственный сектор оно способно придать ускорение развитию национальной экономики.

Стратегическое планирование — это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения.

Формирование стратегии — это формирование и выделение целей, определение и выделение необходимых средств для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе.

Важнейшей проблемой в рамках государственного стратегического планирования является правильное определение целей и правильное соотношение между целями и средствами. Как правило, стратегические цели связаны с удовлетворением потребностей людей. Но на их формирование существенное влияние оказывают как внутренние, так и внешние факторы. В условиях ограниченных ресурсов (а эта ситуация наблюдается в любом государстве) проблема выбора главных целей сопровождается проблемой ранжирования приоритетов.

Поэтому отличительными особенностями стратегического планирования должны стать:

· выделение стратегических, имеющих определяющее значение для развития национальной экономики, целей;

· ресурсное обеспечение намеченных целей, как по объему, так и структуре ресурсов;

· учет влияния на развитие национальной экономики внешних и внутренних факторов.

Целью стратегического планирования является обеспечение на основе выбранных приоритетов достаточного потенциала для будущего успешного развития национальной экономики.

Свою реализацию стратегическое планирование находит в долгосрочных плановых документах, отражающих общегосударственное развитие в перспективе на 10, 15 лет.


По периоду планирования выделяют долгосрочные планы (10 и более лет), среднесрочные (как правило, пять лет) и текущие (годовые) планы. В практике планирования используются все три вида планов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения целей, разноудаленных по времени.

В условиях Республики Беларусь при переходе к рыночным отношениям система планирования претерпевает существенные изменения. Новизна его определяется принципиально иной ролью и местом в системе государственного регулирования экономики, целями, содержанием и способами контроля за выполнением плана. Для 1991 — 1995 гг. характерным было сочетание директивного и индикативного планирования. Плановые документы разрабатывались в виде планов-прогнозов, годовых программ. Однако они не оказывали существенного влияния на народное хозяйство республики. Использование их взамен единого государственного плана себя не оправдало.

Сегодня нормативной основой государственного планирования в Республике Беларусь является Закон
«О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятый в 1998 г.

Основные этапы развития системы планирования в России



2

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Дисциплина Планирование и прогнозирование АПК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Основные этапы развития системы планирования в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка Эк-34

Кондрашова И.В.

                                                                                Проверила: Сорокина А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2010 г.

План:

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Особенности плановой системы………………………………………………3

2. Сущность кризиса плановой системы………………………………………..5

3. Этапы развития системы планирования……………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………….9

Список используемой литературы……………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Централизованно планируемая экономика, её другое название административно-командная экономика, — такая экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества решаются, главным образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой. Централизованно планируемая экономика длительное время существовала в бывших социалистических странах Восточной Европы, СССР, Китае, Вьетнаме. В настоящее время эта система сохраняется на Кубе, в Корейской народно-демократической республике (КНДР). В конце 80-х — начале 90-х годов ХХ столетия в большинстве из этих стран начались радикальные экономические реформы, направленные на преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. Но в переходной экономике некоторых из этих стран административно-командный хозяйственный механизм занимает значительное место.

1. Особенности плановой системы.

Особенностью социально-экономической структуры централизованно планируемой экономики является господство государственной собственности на средства производства, государственного сектора в производстве и распределении продукта. Распространённая в этой экономике кооперативная собственность по существу была разновидностью государственной собственности. Частная собственность и частные предприятия существовали лишь в некоторых странах и не оказывали существенного влияния на развитие экономики.

Монополизм государства определял и специфику организационно-хозяйственного механизма этой экономической системы: директивное централизованное размещение ресурсов и распределение продуктов и доходов с одной стороны, и неразвитый рыночный механизм, с другой стороны. Государственные органы через систему обязательных плановых заданий предприятиям определяли объёмы и структуру производства, рост производительности труда. Это предполагало и централизованное обеспечение предприятий ресурсами, в том числе и фондом заработной платы. Цены также устанавливались государством, что вело к произволу в ценообразовании и формированию искажённых цен, не отражающих стоимость продукции и её полезность. Планирование производства осуществлялось от достигнутого уровня и фактически стимулировало затратный характер производства, когда главным был не рост эффективности производства, а увеличение его объёмов.

Централизованно планируемая экономика представляет собой преимущественно экстенсивный тип экономического развития, когда экономический рост достигается, главным образом, за счёт вовлечения дополнительных ресурсов в производство, а не за счёт более эффективного использования имеющихся ресурсов (в последнем случае имеет место интенсивный тип экономического развития). Это связано не только с жёстким затратным механизмом директивного планирования и ценообразования, но и с системой мотивации производителей. В этой экономической системе преобладает тенденция к уравнительному распределению доходов, которое не стимулирует рост производительности труда работников.

Господство государственной собственности и централизованное планирование вело к общему отчуждению производителей от принятия решений, от распоряжения продуктами своего труда, порождало их пассивность и иждивенчество. Поэтому в административно-командной экономике действовали и неэкономические методы принуждения к труду. Использование этих методов возможно лишь при отсутствии политической демократии. Не случайным поэтому для политической системы стран с централизованно планируемой экономикой характерна однопартийная система.

Исторически административно-командная экономика сформировалась в СССР, где не сложилась система политической демократии, имело место резкое социальное расслоение, были сильны противоречия в социально-политической и экономической сферах. Порождаемые этими противоречиями социальные катаклизмы приводили к установлению авторитарных режимов и централизованных механизмов решения этих противоречий. Централизованно планируемая экономика была одним из исторических путей создания индустриального общества и решения проблемы нищеты и социального неравенства. Исторические издержки этого пути были огромны. В конце ХХ века эта экономическая система в силу своего экстенсивного и принудительного характера оказалась неспособной приспособиться к новым условиям современной научно-технической революции, что привело к кризису этой системы. Этот кризис и распространение политической демократии в стране положили начало её трансформации в рыночную экономику. В настоящее время в России существует специфическая экономическая система, получившая название переходной экономики.

2. Сущность кризиса плановой системы.

Кризис плановой экономики — кризис ее как системы. Сущность его -неспособность плановой экономики обеспечивать эффективное функционирование общественного производства, общества в целом. Формами проявления данного кризиса стали: невосприимчивость плановой экономики к достижениям научно-технического прогресса, их отторжение условиями административно-командных связей, что вело к технической и технологической отсталости страны; снижающаяся эффективность производственных факторов, проявляющаяся в значительно большем расходовании на единицу продукции материальных и трудовых ресурсов, чем в рыночной экономике; соответственно способность ее к обеспечению преимущественно экстенсивного роста, провал попыток перевести экономику на путь интенсивного роста; низкий уровень народного потребления и растущее отставание в этой области от стран рыночной системы; подавление тоталитарным режимом в человеке творческих начал, инициативы, внутренней мотивации в труде, что особенно важно в современных условиях; растущая неконкурентоспособность стран плановой системы на мировом рынке и т.д.

Вышесказанное означает, что кризис плановой экономики возник не «вдруг». Он развертывался постепенно. Уже в 50-е годы в России предпринимаются серьезные попытки усиления стимулирования работников сельского хозяйства; в целях развертывания местной инициативы создаются Советы народного хозяйства в рамках отдельных областей или их групп. Реформы середины 60-х годов возвращают планирование и управление к отраслевому принципу, ставя целью расширить самостоятельность первичных производственных звеньев — предприятий. Попытки усовершенствовать плановую систему хозяйствования предпринимаются в 70 и 80-е годы. Это были попытки преодоления ее нарастающего кризиса. Реформы не принесли успеха: все предпринимаемые прогрессивные нововведения отторгались административно-командной системой, так как были несовместимы с основными принципами плановой экономики. Историческая практика показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связан с ее реформированием. Этот выход — отказ от плановой системы, ее замена системой другой.

Какая же система должна придти на смену плановой? Очевидно, такая, которая бы преодолела основные недостатки плановой экономики. Так, плановая экономика — это ресурсоограниченная система, ориентированная на производство ради производства, «погоню за валом» в ущерб удовлетворению конечных потребностей населения, росту его благосостояния. Следовательно, необходимо преобразовать экономику, подчинив ее развитие именно удовлетворению потребностей. Но это возможно лишь в случае, если реальным ограничением развития производства становятся сами потребности, т.е. при переходе к спросоограниченной (рыночной) системе.

Плановая экономика как директивно направляемая ограничивала возможности отдельных предприятий в развитии их инициативы, более полном и эффективном использовании ресурсов, поощрении работников и т.п. Следовательно, необходимо освободить производителей от тотальных команд, провести в этом смысле «разгосударствление» экономики, превратить каждое звено в самостоятельного субъекта хозяйствования, ведущего свою деятельность для удовлетворения спроса на основе риска, ответственного за ее результаты, управляемости ими было к тому же относительно невелико. Это дополнительно снижало эффективность плановой системы, так как не стимулировало снижение издержек производства, повышение качества продукции, производство новых продуктов, внедрение новейшей техники и т.п. Следовательно, необходимо так преобразовать экономику, чтобы сложилась реальная конкурентная среда, т.е. разукрупнить производство, существенно увеличить количество хозяйствующих субъектов, устранить ограничения монопольного порядка и т.д.

Как видно, при известных различиях указанных направлений все они так или иначе связаны с необходимостью перехода к рыночной экономике. Это объясняется и тем, что для стран плановой экономики характерен, в целом, индустриальный тип хозяйства, но этому типу, как показала практика, свойственны два вида связей: или прямые директивные, или косвенные рыночные. Коль скоро система прямых директивных связей оказалась менее эффективной, она должна быть заменена системой связей косвенных, рыночных.

3. Этапы развития системы планирования

В Советском Союзе плановая экономика утвердилась после свертывания НЭПа в годы первой пятилетки (1928–1932 годы), и через 20 лет, в 50−е годы, вступила в фазу очень быстрого развития, но затем (60–80−е годы) произошло старение основных фондов, падение фондоотдачи и темпов экономического роста.

Оказывается, однако, что из-за неспособности обеспечить своевременную замену устаревающего оборудования плановая система может более или менее успешно функционировать только два-три десятилетия после «большого толчка», а потом наступает неизбежное замедление темпов роста.

Неспособность плановой экономики направить нужные инвестиции в возмещение выбытия, видимо, является ключевым фактором среди многих причин застоя — замедления темпов роста в 70–80−е годы. Во всяком случае, этот «встроенный дефект» плановой системы достаточен для объяснения того замедления темпов роста, которое произошло в действительности. Все другие дефекты плановой системы либо не являются встроенными (то есть, видимо, не связаны с самой ее природой), либо не успели проявить себя в полной мере в период застоя и, следовательно, не стали главным тормозом роста.

Почему в 50-е годы темпы роста производительности в советской экономике были высоки, а потом стали падать. Ответ состоит в том, что плановая система из-за имманентно ей присущего и неотъемлемого дефекта — неспособности своевременно обновлять устаревающее оборудование — обречена была пережить жизненный цикл, связанный со сроками службы основного капитала. Если этот срок равен, скажем, 20 годам, то в первые два десятилетия после «большого толчка» — резкого расширения капвложений в основной капитал, будь то в новые мощности или в реконструкцию действующих, — происходит быстрый взлет производительности даже при росте фондоемкости (падении фондоотдачи).

По прошествии же двух десятилетий начинается выбытие основного капитала, но плановая система не обеспечивает в полной мере своевременного возмещения выбытия, так что рост постепенно замедляется и в конце концов, по мере того как растущий объем выбытия начинает догонять объем капиталовложений, может полностью сойти на нет.

Тот факт, что падение темпов роста в СССР фактически началось в 60-е годы, а не в 50-е, то есть через 30, а не через 20 лет после «большого толчка», легко объяснить влиянием Великой Отечественной войны, приведшей к разрушению значительной части основных фондов. Целое десятилетие (1940–1950 годы) основные фонды фактически не увеличивались (сначала сокращались из-за военных разрушений, затем восстанавливались до предвоенного уровня), так что эти десять лет как раз и надо добавить к естественному 20−летнему циклу.

Получается, что низкая эластичность замещения труда капиталом является сущностной характеристикой плановой системы, которая нацелена на расширение основных фондов (ввод в действие новых мощностей) в ущерб возмещению их выбытия (реконструкция старых мощностей). Такая инвестиционная стратегия дает наилучшие результаты в период, примерно равный срокам службы основных фондов, пока не начинается крупномасштабное выбытие оборудования, однако далее производительность новых вложений неизбежно снижается, и темпы роста падают.

 

 

    Система органов исполнительной власти и управления в субъектах РФ — Студопедия

    Руководство исполнительной власть осуществляет руководитель администрации субъекта РФ. Все субъекты получили право самостоятельно формировать структуру управления. Администрация субъекта определяет набор комитетов, управлений и прочих структур, кот. будут обеспечивать устойчивое развитие региона. Гос. управление на этом заканчивается, и начинаются полномочия местных органов самоуправления. В каждом субъекте РФ существует 2 системы управления. Глава администрации управляет хозяйственными вопросами локального характера, а более серьезные проблемы обороны, внеш. и внут. безопасности и решают представители федерального округа.

    Сущность прогнозирования. Система государственного прогнозирования Российской Федерации.

    Прогнозирования — метод, способный регулировать развитие общества на ближайшие несколько лет или даже десятилетий. Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможностях состояния объекта в будущем.

    Прогнозы по срокам делятся на:

    1)оперативные (сроком до одного месяца),

    2)краткосрочные (от одного месяца до одного года),

    3)среднесрочные (от года до пяти лет),

    4)долгосрочные (от пяти до пятнадцати – двадцати лет)

    5)дальнесрочные (свыше двадцати лет).

    По способам представления результатов прогнозы подразделяются на точечные и интервальные. В зависимости от масштабов они могут быть народно-хозяйственными, межрегиональными, межотраслевыми. В зависимости от характера объекта прогнозы бывают экономические, научно-технические, социально-демографические, экологические и др.



    Государственное прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства. При составлении прогнозов должны быть обознаены:1)стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства2)направления и средства реализации указанных целей.. Исходным материалом для составления прогнозов, согласно федеральному закону, является комплексный анализ демографический ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, состояния природных ресурсов, социальной структуры, внешнеэкономического положения РФ.

    Планирование, его основные виды, принципы и методы.

    Планирование- процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации и включающий научную обоснованность целей, определение средств и путей их достижения.



    По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим.

    Директивное (централизованное) планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения.( обязательны для всех исполнителей)

    Индикативное (рекомендательное) планирование является средством реализации социально-экономической политики государства, основным методом его воздействия на ход функционирования рыночной экономики.

    Стратегическое планирование состоит в определении основных направлений социально- экономического развития государства с ориентацией на долгосрочную перспективу.

    Принципы планирования:

    1.Научность

    2.Социальная направленность

    3.Повышение эффективности производства

    4.Согласование кратко-, средне-, и долгосрочных целей.

    При планировании финансовых показателей применяются следующие основные методы:

    нормативный

    расчетно-финансовый

    экономико-математическое моделирование

    балансовый

    метод оптимизации плановых решений.

    12. Исторические аспекты развития директивного (централизованного) планирования.

    Планирование как один из главных методов государственного регулирования социалистической экономики появилось в Советском Союзе в 1920-е годы. Именно в тот период правительство стало составлять планы экономического развития государства, в которых в виде заданий (директив) были сформированы конкретные показатели в соответствии с основными целями развития или преобразования страны. Директивное планирование должно было обеспечивать развитие государства в соответствии с четкими количественными заданиями, соблюдением заданных пропорций и учетом возможностей хозяйства страны.

    Общегосударственное планирование во многом обеспечило и динамичное развитие государства в 40—50-е годы, когда страна имела стабильные показатели роста ВВП, промышленного производства, внедрения достижений научно-технического прогресса.

    С середины 50-х годов правительственные органы управления среди приоритетов государства стали называть социальные цели. С каждой пятилеткой правительство шло на отказ от методов прямого распределения государственного заказа и пыталось внедрять товарно-денежные отношения между хозяйствующими субъектами. С учетом требований научно-технического прогресса (НТП) с 70-х годов в стране стали разрабатываться комплексная программа долгосрочного социально-экономического развития и комплексная программа НТП.

    С начала 70-х годов в экономике Советского Союза все возрастающую роль стали играть определенные отрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) — нефте- и газодобывающая. Благодаря большим валютным ресурсам, которые государство имело вследствие огромной нефте- и газодобычи и поставок их за рубеж, многие вопросы социального характера для всего Советского Союза решались за счет импорта потребительских товаров и продовольствия на доходы от ТЭКа.

    С середины 80-х годов ТЭК стал требовать все больше и больше средств на поддержание достигнутых уровней добычи. С 1992 г. с распадом Советского Союза центральные органы управления страны полностью отказались от планирования. В тот период начались процессы разгосударствления и приватизации государственной собственности.

    3.Индикативное и директивное планирование

    3.1.Сущность и содержание индикативного планирования

    Экономический механизм хозяйствования
    в условиях рынка включает ряд инструментов
    государственного регулирования. К
    ним относят: правовое регулирование,
    налоговую, финансовую, таможенную
    политику. Они могут быть как прямого
    так и косвенного воздействия. Одной
    форм косвенного воздействия государства
    на предприятия являетсяиндикативное
    планирование
    .

    Индикативное
    планирование

    это процесс
    формирования индикаторов

    социально-экономического развития, а
    также
    прогнозирования
    экономических результатов
    ,
    позволяющих достичь состояния экономики,
    соответствующей выработанной системе
    индикаторов.

    Индикативное
    планирование

    это государственное планирование
    деятельностью предприятий на основе
    стимулов в виде льгот, нормативов –
    индикаторов, мотивирующих деятельность
    в той или иной отрасли (Пуряев).

    Директивное планирование
    – это государственное планирование
    деятельностью предприятия на основе
    «жесткого» плана производства и
    распределения продукции, имевшего силу
    закона и подлежащего неукоснительному
    исполнению.

    Ниже в таблице приведены отличительные
    характеристики индикативного и
    директивного планирования экономики.

    признак

    индикативное
    планирование

    Директивное
    планирование

    Характер планирования

    Рекомендательный

    Адресный жесткий, приказывающий,
    навязывающий

    Воздействие планирования

    Косвенное через систему экономических
    нормативов и льгот

    Прямое через систему указаний, приказов
    и назначений.

    Показатели планирования

    Стоимостные (в основном)

    Натуральные, стоимостные и все остальные

    Содержание планирования

    Регулирование деятельности

    Навязывание деятельности

    Методы планирования

    Экономические

    Административные

    Концепции

    Концепция
    самостоятельного эффективного
    использования ограниченных ресурсов.
    Рыночное ценообразование

    Концепция
    отсутствия инициативы и самостоятельности.
    Концепция бесплатности факторов
    производства и лимитного распределения
    ресурсов. Централизованное ценообразование

    Роль индикативного планирования
    заключается в следующем:

    1. Определять направления развития и
      приоритеты развития различных отраслей
      народного хозяйства.

    2. Давать импульс развития предпринимательства
      через участие в реализации различных
      программ и тем самым способствовать
      созданию конкурентной среды.

    3. Создавать предпосылки для развития
      НТП.

    4. Создавать инновационную и инвестиционную
      привлекательность приоритетных
      направлений развития.

    5. Способствовать финансовому оздоровлению
      экономики через систему экономических
      нормативов и льгот.

    6. Обеспечивать эколого-социальную
      безопасность функционирования экономики.

    Индикативный план государства должен
    включать:

    1. Концептуальную часть, т.е. общую
      принципиальную модель (концепцию)
      социально-экономического развития
      страны (региона). В этой части обосновываются
      цели и приоритеты государственной
      социально-экономической политики, а
      также задачи и способы достижения их.

    2. Прогнозную часть, прогноз
      социально-экономического развития
      страны (региона). Прогноз является
      базисом для осуществления политики
      государственного регулирования
      экономики и социальной сферы. В прогнозах
      формируютсяиндикаторы(indiсator
      от лат.
      указатель)
      социально-экономического развития,
      т.е. показатели характеризующие
      необходимое состояние экономики к
      которому предполагается стремиться
      (показатели структуры, динамики и
      эффективности экономики; состояния
      финансов; денежного обращения; товарных
      и фондовых рынков; состояния цен; уровня
      занятости и жизни населения, и прочей
      хозяйственной деятельности государства).
      Индикаторы должны быть между собой
      взаимосвязаны и сбалансированы так,
      что бы отражать количественную
      характеристику социально-экономической
      политики государства. В индикативный
      план включается целостная система
      прогнозов социально-экономического
      развития (от долгосрочных (10-15 лет),
      среднесрочных (3-5 лет) до краткосрочных
      (1 год)).

    3. Планово-регулирующую часть, т.е.
      государственные федеральные и
      региональные целевые программы и
      систему экономических регуляторов.

    Государственные федеральные и региональные
    целевые комплексные программы
    разрабатываются для реализации
    приоритетов, определенных в концепции
    и прогнозах.

    Государственное регулирование
    осуществляется в двух формах: в форме
    законодательства и форме программ.
    Законодательство устанавливает общие
    «правила игры» для всех участников
    общественного производства. Программы
    отражают льготные условия ля участников
    конкретных направлений по приоритетным
    проблемам. Механизмы государственного
    регулирования экономики представлены
    бюджетной политикой, налоговой политикой,
    финансово-кредитной политикой, ценовой
    политикой, денежно-эмиссионной политикой
    и внешнеэкономической политикой.

    Система экономических регуляторов
    состоит из комплекса натуральных и
    стоимостных нормативных показателей,
    посредством которых государство
    воздействует на экономику для достижения
    поставленных целей. Данная система
    может включать:

    • Перечень лицензируемых отдельных видов
      деятельности и квоты на экспорт отдельных
      видов продукции.

    • Объемы поставок продукции, работ и
      услуг для государственных нужд,
      размещаемые на конкурсной основе на
      предприятиях.

    • Бюджетные субсидии и дотации, необходимые
      для поддержания отдельных отраслей и
      регионов.

    • Объемы капиталовложений, финансируемых
      из бюджета, а также перечень важнейших
      строек, осуществляемых с помощью
      государства.

    • Сведения для предприятий, участвующих
      в программах по снижению налоговых
      ставок, процентов по кредитам, ставок
      таможенных сборов, изменению норм и
      порядка начисления амортизации и т.д.

    Стратегическое планирование развития села на основе методологий форсайта


    Расул Гусманов , 1 Алмира Аскарова, 1 Миляуша Лукьянова, 1 Виталий Ковшов, 1 ba 1

    55 2 2 Экономика и управление, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный аграрный университет», Уфа 450076, Россия

    2 Кафедра информатики и экономики Бирского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» , Бирск 452450, Россия

    Подробнее

    Академический редактор: Франсиско Аюга

    Получено 16 сентября 2019 г.

    Исправлено 27 декабря 2019 г.

    Принято

    ,

    Директива о принципах государственной политики (DPSP) — концепция и особенности

    Директива представляет собой всеобъемлющую социальную, экономическую и политическую программу для современного государства всеобщего благосостояния.

    В этих принципах подчеркивается, что государство должно стремиться содействовать благополучию людей, предоставляя им основные удобства, такие как жилье, еда и одежда.

    В отличие от основных прав Директивы о принципах государственной политики (DPSP) не имеют обязательной силы, что означает, что они не подлежат исполнению в судах за их нарушение.

    Однако в самой Конституции провозглашается, что «эти принципы являются основополагающими в управлении страной, и государство должно надлежащим образом применять эти принципы при принятии законов». Следовательно, они возлагают на государственные органы моральное обязательство по их реализации.

    Особенности директивных принципов государственной политики (ДПГП)

    1. Обозначает идеалы, которые государство должно учитывать при разработке политики и принятии законов.

    2. Он напоминает «Инструктивный документ», перечисленный в Законе о правительстве Индии от 1935 года. По словам д-ра Б. Р. Амбедкара, «Директивные принципы подобны инструменту с инструкциями, которые были даны Генерал-губернатору. и губернаторам колоний Индии британским правительством в соответствии с Законом о правительстве Индии 1935 года.

    То, что называется Директивными принципами, — это просто другое название инструмента инструкций. Единственная разница в том, что это инструкции для законодательной и исполнительной власти ».

    3. Он представляет собой всеобъемлющую экономическую, социальную и политическую программу современного демократического государства, которая направлена ​​на реализацию высоких идеалов справедливости, свободы, равенства и братства, изложенных в Преамбуле Конституции. Они воплощают концепцию «государства всеобщего благосостояния», которая отсутствовала в колониальную эпоху.

    Особенности Конституции Индии

    Классификация Директива о принципах государственной политики (ДПГП)

    Конституция Индии формально не классифицирует директивные принципы государственной политики, но для лучшего понимания на основе содержания и направления их можно разделить на три категории: социалистические принципы, принципы Ганди и либерально-интеллектуальные принципы.

    Социалистические принципы

    Эти принципы рассматривают идеологию социализма и закладывают основу демократического социалистического государства. Концепция предусматривает обеспечение социальной и экономической справедливости, чтобы государство достигло оптимальных норм социального государства. Они направляют государство через — Статья 38, Статья 39, Статья 39 A, Статья 41, Статья 42, Статья 43, Статья 43, A и Статья 47.

    Принципы Ганди

    Эти принципы отражают программу восстановления, провозглашенную Ганди во время национального движения.Чтобы осуществить мечты Ганди, некоторые из его идей были включены в DPSP, и они направляют государство через: Статья 40, Статья 43, Статья 43 B, Статья 46, Статья 47, и Статья 48.

    Либерально-интеллектуальные принципы

    Эти принципы тяготеют к идеологии либерализма и направляют государство посредством статьи 44, статьи 45, статьи 48, статьи 48 А, статьи 49, статьи 50, и статьи 51.

    Важность единого гражданского кодекса

    Новые положения принципов Директивы после поправок

    Четыре новых Директивных принципа были добавлены в Закон 42 и Поправка от 1976 г. к первоначальному списку. Требуют гос:

    1. Добавлен пункт в Статья 39: Обеспечить возможности для здорового развития детей

    2. Добавлен пункт в статью 39 в качестве статьи 39A : Содействовать равному правосудию и предоставлять бесплатную юридическую помощь бедным

    3. Добавлен пункт в статью 43 в качестве статьи 43 A: Для принятия мер по обеспечению участия рабочих в управлении отраслями

    4. Добавлен пункт в статью 48 в качестве статьи 48A: Для защиты и улучшения окружающей среды, а также для защиты лесов и дикой природы

    Важные факты о полиции FIR

    Закон о внесении поправок в Закон 44 ​​ от 1978 г. добавил еще один Директивный Принцип, который требует от государства минимизировать неравенство в доходах, статусе, материальных средствах и возможностях в статье 38.

    Закон о внесении поправок в Закон 86 от 2002 года изменил содержание статьи 45 и сделал начальное образование основным правом в соответствии со статьей 21 A. Измененная директива требует от государства обеспечивать уход и образование в раннем детстве для всех детей, пока они не полный возраст шести лет.

    Закон 97-я поправка к Закону 2011 года добавил новый принцип директивы, касающийся кооперативных обществ. Он предусматривает, что государство должно способствовать добровольному формированию, автономному функционированию, демократическому контролю и профессиональному управлению кооперативными обществами (статья 43B).

    Вкратце, Директивные принципы государственной политики относятся к тем принципам, которые государство должно иметь в виду при разработке политики. Они не подлежат судебному преследованию, что означает, что нельзя обращаться в суд по поводу его неисполнения, но на них может ссылаться Верховный суд при принятии решения о том, является ли конкретная политика неконституционной.

    Политика: Полный учебный материал

    .

    6 этапов процесса разработки программного обеспечения

    Совершенно очевидно, что технологии развиваются быстрыми темпами, и люди становятся все более зависимыми от них для всех целей. И с каждым днем ​​разработка программного обеспечения становится все более и более важной, поскольку спрос на программное обеспечение стремительно растет со всех точек зрения. Фактически, почти каждая машина, которую мы используем, может быть побочным продуктом некоторого программного обеспечения, расширяющего ее возможности. И, судя по последним тенденциям на рынке, разработка программного обеспечения в Индии — довольно оживленная сцена, учитывая, что Индия предоставляет огромный объем аналитических данных по программному обеспечению, необходимых для успеха этого процесса.

    Software Development Process

    Процесс предоставления услуг по разработке программного обеспечения в Индии поэтапно проходит ряд этапов, которым следует почти каждая компания-разработчик. Эти шесть этапов, известных как «жизненный цикл разработки программного обеспечения», включают в себя планирование, анализ, проектирование, разработку и внедрение, тестирование, развертывание и обслуживание. Давайте изучим каждый из этих шагов, чтобы узнать, как создается идеальное программное обеспечение.

    1. Планирование : Без идеального плана, расчета сильных и слабых сторон проекта разработка программного обеспечения бессмысленна.Планирование безупречно запускает проект и положительно влияет на его прогресс.

    2. Анализ : На этом этапе анализируется производительность программного обеспечения на различных этапах и делается заметка о дополнительных требованиях. Анализ очень важен, чтобы перейти к следующему шагу.

    3. Дизайн : После завершения анализа переходят к этапу проектирования, который в основном строит архитектуру проекта. Этот шаг помогает устранить возможные недостатки, устанавливая стандарт и пытаясь его придерживаться.

    4. Разработка и внедрение : Фактическая задача разработки программного обеспечения начинается здесь с записи данных, происходящей в фоновом режиме. После разработки программного обеспечения наступает этап внедрения, на котором продукт проходит пилотное исследование, чтобы убедиться, что оно функционирует должным образом.

    5. Тестирование : Этап тестирования оценивает программное обеспечение на наличие ошибок и документирует ошибки, если таковые имеются.

    6. Техническое обслуживание : После того, как программное обеспечение проходит все этапы без каких-либо проблем, оно должно пройти процесс технического обслуживания, в ходе которого оно будет время от времени обслуживаться и обновляться для адаптации к изменениям.Почти каждая индийская компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения, следует всем шести шагам, что приводит к репутации, которой страна пользуется сегодня на рынке программного обеспечения.

    Стоимость услуг по разработке программного обеспечения в Индии сравнительно ниже, чем в других странах, что делает эту страну очень востребованной сегодня. Разработка программного обеспечения на заказ в Индии. пользуется большим успехом среди клиентов, которые могут удовлетворить потребности своего бизнеса по очень выгодным ценам.

    Ищем опытную команду разработчиков программного обеспечения !! Свяжитесь с нами

    .

    Концептуальные аспекты формирования и функционирования логистических организаций

    Концептуальные аспекты формирования и функционирования логистических организаций

    В настоящее время разработаны различные теории и концепции формирования и функционирования различных экономических систем и организаций, в том числе логистических. Эти теории представлены в таблице. 5.4 концепции представлены на рис. 5.10, а жизненный цикл логистической организации показан на рис.5.11.

    Таблица 5.4. Современные теории формирования логистических организаций

    Теория

    Содержимое

    Теория институтов и институциональных преобразований

    Роль организационных факторов, вызывающих институциональные изменения, возрастает

    Гибкие институциональные структуры облегчают адаптацию к изменениям

    Теория реинжиниринга

    Реорганизация организации и управления логистикой на современной информационно-технологической основе Комплексное совершенствование корпораций на основе сочетания управленческого возрождения и современных концепций Перестройка с четко определенными целями и средствами

    Теория альянсов

    Интеграция процессов управления с созданием различных форм горизонтального объединения организаций Расширение сотрудничества между конкурентами, поставщиками и потребителями

    Теория организационного потенциала

    Логистическая система — система, взаимодействующая с источниками ресурсов и с окружающей средой.Тесная взаимосвязь между характером внешних отношений и поведением логистической системы, с одной стороны, и ее внутренней организацией — с другой. Конверсии по цепочке: изменение внешних условий — изменение стратегии фирмы — изменение ее организационных характеристик — трансформация структуры Основой организационного потенциала является организационная культура (набор управленческого персонала, система ценностей, системы и процедуры)

    Фиг.5.10. Современные концепции формирования логистических организаций

    Рис. 5.11. Жизненный цикл организации

    Следует отметить, что при проектировании организационных структур логистики необходимо учитывать три требования .

    1. Эффективность логистической организационной структуры с точки зрения бизнеса.

    2. Регулярное обновление организационных структур.

    3. Профилактика логистических структур управления.

    Эти требования, по мнению экспертов в области управления, определяют три «столпа», на которых должна строиться логистическая организация.

    1. Отказ от старых привычек: Регулярная реорганизация, создание экспериментальных структурных единиц в управлении логистикой, концентрация логистических систем в одном измерении.

    2. Устойчивость: доминирующих ценностей (цели более высокого порядка), минимальное или упрощающее влияние на исполнителя.

    3. Предпринимательство: Оценочные листы, ориентированные на предприятие и эффективность логистической системы.

    Рис. 5.12. Влияние внутренних и внешних факторов на изменение структуры логистических систем

    Поиск форм и методов реализации принципов формирования организационных структур, научно обоснованных или интуитивно обоснованных, привел к созданию определенных типов организационных структур, отвечающих условиям внешней и внутренней среды логистических систем.По уровню (степени) дифференциации и интеграции управленческих функций в управлении логистикой эти структуры делятся на два класса: пирамидальные (бюрократические, основанные на нейтралистском типе интеграции) и адаптивные (многомерные, основанные на сочетании нейтралистических и бесплатные виды интеграции). Рассмотрим эти два класса более подробно. Концепция пирамидальных (бюрократических) структур была сформулирована в 1900-х годах. Немецкий социолог М. Вебер так и не содержал описания конкретных организаций.Он рассматривал бюрократию как своего рода нормативную модель, идеал, к которому организации должны стремиться. По его мнению, бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепочкой коллективов (подразделений), наличием множества правил и норм поведения персонала и подбора персонала для их выполнения. деловые и профессиональные качества. Вебер считал такую ​​структуру «рациональной», поскольку предполагал, что решения, принимаемые бюрократией, являются объективными.Эти структуры включают линейный, линейно-функциональный и линейно-штатный (таблица 5.5) и используют их в системе логистики.

    Некоторые бюрократические организации с 60-х гг. XIX век. столкнувшись с такой ситуацией, когда очень быстро менялись внешние условия их деятельности, технология производственного процесса быстро развивалась. В такой ситуации недостатки бюрократической управленческой организации стали превышать их достоинства. Поэтому гармония бюрократической системы стала тормозить взаимодействие структурных единиц и процедур по выработке эффективных решений, так что организация не могла эффективно реагировать на происходящие изменения.

    Для того, чтобы организации могли реагировать на изменения в окружающей среде и своевременно внедрять новые технологии, Adaptive были разработаны более гибкие организационные структуры, которые лучше адаптируются к быстрым изменениям внешних условий и появлению новых технологий , На практике эти системы имеют другое название — органические системы. Эти системы построены на целях и отношениях, которые радикально отличаются от тех, которые лежат в основе бюрократии.Два основных типа адаптивных (органических структур) — это проектные и матричные организации, которые широко используются в системе логистики. Проектная организация — это временная структура, созданная для решения конкретных логистических задач. Когда проект завершен, команда распадается. Преимущество такой структуры в том, что она концентрирует все усилия на решении одной конкретной логистической задачи.

    Таблица 5.5. Характеристика используемых в логистике организационных структур (линейные, линейные, линейно-штатные)

    Организационная структура

    Преимущества и недостатки

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *