Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Финансовое планирование и прогнозирование.

  1. Финансовое
    планирование, его содержание, принципы
    и задачи.

  2. Система финансовых
    планов и прогнозов, их взаимосвязь.

  3. Методы финансового
    планирования.

  4. Исторические
    аспекты финансового планирования
    (самостоятельно).

  5. Пути совершенствования
    финансового планирования в современных
    условиях (самостоятельно).

  1. Планирование и
    прогнозирование — это важнейшие элементы
    управления экономическими и социальными
    процессами. Они используются в основном
    для предопределения рациональных
    пропорций в развитии экономики, изменений
    в конкретном периоде темпов роста
    отдельных отраслей, звеньев хозяйства,
    культуры.

Обоснование
финансовых показателей, намечаемых
финансовых операций, как и результативность
многих хозяйственных решений, достигается
в процессе финансового планирования
и прогнозирования. Эти два весьма близких
понятия в экономической литературе и
на практике часто отождествляются.
Фактически финансовое прогнозирование
должно предшествовать планированию и
осуществлять оценку множества вариантов
(соответственно определять возможности
управления движением финансовых ресурсов
на макро- и микроуровнях)осуществлятьсявание
должно предшествовать планированию и
осуществлятьсяцессе финансового
планирования и прогно


Посредством
финансового планирования конкретизируются
намеченные прогнозы, определяются
конкретные пути, показатели, взаимоувязанные
задачи, последовательность их реализации,
а также намеченные прогнозы, определяются
конкретные курсы, показатели,
взаимоувязанные задачи, последовательность
их реализации, а также методы, содействующие
достижению выбранной цели.

Финансовое
планирование — это процесс обоснования
на определенный период движения
соответствующих ресурсов и соответствующих
финансовых отношений.

Его необходимость
вызвана тем, что следует предусмотреть
определенные денежные средства, без
наличия которых невозможно непрерывное
функционирование предприятий, поскольку
их следует постоянно расходовать для
приобретения сырья, материалов, уплаты
налогов, отчислений в специальные фонды,
выполнения финансовых обязательств
перед поставщиками, заказчиками, членами
коллектива.

Главным значением
финансового планирования и прогнозирования
становится предвидение поступлений
доходов, определение расходов,
результативность каждой хозяйственной
и финансовой ситуации, обоснование
наиболее выгодного направления финансовых
ресурсов, установление на некоторое
время равновесия в поступлении (наличии)
денежных средств и расходов для
обеспечения платежеспособности,
устойчивого финансового положения.

Объектом финансового
планирования выступает финансовая
деятельность государства или хозяйствующего
субъекта, заключающаяся в мобилизации
денежных поступлений и использовании
их на текущие нужды, расширение, обновление
производства, социальные нужды.


Главная цель
составления финансовых планов заключается
в согласовании намечаемых расходов по
производственному м социальному развитию
с финансовыми возможностями.

В процессе
составления финансовых планов:

  1. Определяется
    предполагаемое поступление денежных
    средств, исходя из намеченного объема
    производства и реализации продукции,
    оказания услуг с учетом заключенных
    договоров и реальной конъюнктуры рынка.

  2. Обосновывается
    необходимость затрат.

  3. Рассчитывается
    эффективность каждой крупной
    хозяйственной или финансовой операции
    (до или после ее проведения) с точки
    зрения конечных финансовых результатов.


  4. Обосновывается
    финансовая стратегия, прогнозируются
    оптимальные пропорции в распределении
    финансовых ресурсов.

  5. Изучается
    возможность и целесообразность
    привлечения финансовых ресурсов за
    счет выпуска ценных бумаг, получения
    кредитов, займов, благотворительных
    взносов.

  6. Выявляются
    внутренние резервы производства и
    повышения его рентабельности на базе
    имеющихся материальных и трудовых
    ресурсов, производственных мощностей,
    а также перспективы внедрения достижений
    НТП и совершенствования производства.

На всех этапах
исторического развития и уровнях
управления финансовое планирование
обладало общими признаками, которые
позволяют выделить его из единой системы
планирования.

К ним можно отнести
особые объекты, сферы планирования,
цель и характер планирования, форму
основных показателей:

  • объектом финансового
    планирования всегда выступает финансовая
    деятельность субъектов хозяйствования
    на любом уровне управления, на которое
    оказывает существенное влияние движение
    финансовых ресурсов, опосредующих их
    финансовых отношений и возникающих
    стоимостных пропорций;


  • сфера его действия
    охватывает в основном перераспределительные
    процессы, осуществляемые посредством
    финансов при образовании, распределении
    и использовании финансовых средств;

  • финансовое
    планирование обращено к стоимостной
    стороне воспроизводства, его основной
    целью является обоснование финансовых
    возможностей обеспечения намеченных
    проектов и их эффективности;

  • финансовые
    показатели задания, планы всегда
    рассчитываются в стоимостной форме,
    носят синтетический характер, базируются
    на производственных показателях, но
    не являются их пассивным выражением.
    В процессе обоснования финансовых
    заданий производится не просто перерасчет
    натуральных данных в стоимостные, а
    определяется эффективность намечаемых
    затрат, выбор рациональных форм
    мобилизации доходов, их распределения
    исходя из целесообразности и конечных
    результатов.

Организация
финансового планирования, отвечающая
объективным потребностям, предполагает
более осознанное применение его основных
принципов.

Методология
финансового планирования базируется
на следующих принципах:

  • объективной
    необходимости использования финансового
    планирования как первоначальной стадии
    управления финансами на всех уровнях
    хозяйствования. Это означает, что данный
    процесс необходим, становится обязательным
    как важнейший инструмент и способ
    определения финансовых возможностей,
    прогнозирования рациональных стоимостных
    пропорций, отношений, соответственно
    и движения денежных ресурсов для
    выполнения намеченных программ, заданий;

  • принципе
    эффективности, отражающем качественную
    сторону данного процесса и ориентирующем
    его на получение положительных финансовых
    результатов по отдельным операциям от
    деятельности каждого хозяйствующего
    субъекта, на достижение должного
    экономического или социального эффекта;



  • принципе
    комплексности и единства цели,
    предполагающем согласование
    производственных и финансовых заданий,
    движение материальных и финансовых
    ресурсов, планов на разных уровнях
    управления. При этом требуется сочетание
    общегосударственных, коллективных и
    личных экономических интересов
    участников воспроизводства. Только
    при соблюдении этого принципа в сочетании
    с другими возможно определение
    эффективной, разумной финансовой
    политики государства и каждого
    самостоятельного субъекта;

  • принципе причинности,
    который как бы подытоживает основные
    черты планирования, обеспечивает
    реальность, эффективность намеченных
    заданий. Понятие научности широкое и
    включает в себя обоснованность
    планируемых заданий с учетом общественных
    и личных потребностей, закономерностей
    развития общества, тенденций в движении
    денежных средств, объективной оценки
    сложившейся экономической и социальной
    ситуации, а также наличия ресурсов,
    координация финансовых заданий во
    времени и пространстве.

Научная обоснованность
финансовых планов означает не только
их реальность, но и предполагает выбор
лучших решений с учетом долгосрочной
выгоды. Это в свою очередь зависит от
прогрессивности методов обоснования
источников и способов финансирования
намеченных мероприятий, рационального
распределения ресурсов, оптимизации
стоимостных пропорций и финансовых
взаимоотношений, стимулирующих
прогрессивные процессы. Поэтому
целесообразно использовать многовариантные
расчеты по всем заданиям, обеспечивающие
выбор наилучшего решения с точки зрения
влияния финансовых стимулов, оптимизации
уровня затрат, максимизации доходов,
прибыли.


Принципы, как
основные стадии управления остаются
едиными для всех эпох, этапов развития.
Меняются не принципы планирования, а
лишь механизм их реализации, методы в
зависимости от уровня развития
производственных сил, науки и других
факторов.

2.Финансовое планирование и прогнозирование.

В процессе управления
финансами осуществляется: анализ,
прогнозирование, планирование финансовых
ресурсов и финансовой деятельности,
оперативное регулирование, контроль,
учет финансовых ресурсов.

Финансовый
анализ

призван формировать информацию,
необходимую для принятия управленческих
решений в области финансов, исходя из
сложившейся ситуации и проявившихся
тенденций, выявленных проблем. Он
опирается на бухгалтерскую, статистическую,
оперативную документацию, отчетность.

Финансовое
планирование представляет

собой часть управленческой деятельности,
направленную на решение проблем и задач
в будущем.

Степень
разработанности планов зависит от
используемой исходной базы, многовариантности
получаемых результатов и т.п. Финансовое
планирование является составной частью
экономического планирования и решает
конкретные задачи, связанные с организацией
финансов.

Исходными моментами
финансового планирования являются:
наличие и сочетание ресурсов, полный
учет требований экономических законов,
учет внешних и внутренних факторов,
уровень развития товарно-денежных
отношений, наличие и законодательное
закрепление цели и поставленных задач.

Финансовое
планирование

это целенаправленная деятельность
людей в процессе отражения и применения
требований экономических законов в
практике формирования, распределения
и использования централизованных и
децентрализованных денежных фондов и
средств, выражающихся в движении
совокупного общественного продукта, в
соответствии с поставленными целями.


Финансовое
планирование

представляет собой совокупность
мероприятий, проводимых органами
государственной власти и местного
самоуправления, хозяйствующими субъектами
(коммерческими и некоммерческими
организациями) по планомерному
формированию и использованию денежных
доходов, накоплений и поступлений в
соответствии с целями и задачами,
поставленными в прогнозах
социально-экономического развития,
бизнес-планах, документах, определяющих
финансовую политику (государства и хоз.
субъектов)

В процессе
финансового планирования оценивается
состояние финансов, финансовых ресурсов,
резервов и определяются потенциальные
возможности для увеличения финансовых
ресурсов страны, в целом, и общегосударственного
органа управления, в частности. Именно
в процессе финансового планирования
определяются все основные методы и
формы воздействия финансового механизма
на экономику.

Основным видом
финансового планирования, безусловно,
является централизованное (государственное)
планирование; финансовое планирование
в хозяйствующих субъектах (в том числе
предпринимательских структурах) должно
быть подчинено централизованному или
увязано с ним.

С другой стороны
централизованное финансовое планирование
зависит от децентрализованного, так
как последнее является исходной базой
развития.

Основными
объектами финансового планирования
являются:

  • Планирование
    формирования централизованных и
    децентрализованных денежных фондов и
    средств;

  • Планирование
    распределения централизованных и
    децентрализованных денежных фондов и
    средств;

  • Планирование
    использования централизованных и
    децентрализованных денежных фондов и
    средств

  • Контроль за
    формированием, распределением и
    использованием централизованных и
    децентрализованных денежных фондов и
    средств.

Контроль является
самостоятельной составной частью
финансового управления, однако, в
финансовом планировании он является
объектом из-за важности его уже в процессе
планирования в зависимости от возможности
рационального сочетания применяемых
мер.

Финансовое
планирование складывается из следующих
взаимосвязанных этапов (см. рисунок
1):

Этапы финансового
планирования

Составление
проекта финансового плана

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, примерФинансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Утверждение
проекта финансового плана

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Исполнение
финансового плана

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Корректировка
финансового плана

Контроль
за выполнением финансового плана

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Финансовый контроль

Рисунок 1.Основные
этапы финансового планирования.

Задачи
финансового планирования
:

  • расчет объема
    финансовых ресурсов по источникам
    поступлений;

  • определение объема
    и направлений использования этих
    ресурсов;

  • сбалансированность
    материальных и финансовых ресурсов;

  • создание условий
    для эффективного управления финансами.

Основной задачей
финансового планирования является
обеспечение сбалансированности
финансовых ресурсов, доходов и резервов,
находящихся в руках общегосударственного
органа управления и хозяйствующих
субъектов с необходимыми расходами.
При этом необходимо учитывать и соблюдение
пропорциональности
как между доходами и расходами, так и
внутри структуры ресурсов, доходов,
резервов и внутри структуры расходов.

Финансовые планы
(бюджеты)

являются конкретным проявлением этапов
финансового планирования. Доходы и
расходы, отраженные в них, составляют
баланс
финансовых ресурсов страны
.

В систему финансовых
планов, которые образуют единую систему,
входят (см. рисунок 2):

БАЛАНС ФИНАНСОВЫХ
РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, примерФинансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Консолидированный
бюджет РФ

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, примерФинансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Федеральный бюджет
РФ

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Консолидированные
бюджеты субъектов Федерации

Государственный
кредит

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Региональные
финансовые планы

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, примерФинансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Бюджеты
государственных внебюджетных фондов

Финансовый план
Банка России

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, примерФинансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Бюджеты местных
администра-

тивно-территориальных
образований

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Финансовые планы
хозяйствующих субъектов

Финансовые
планы министерств и ведомств

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, примерФинансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Финансовые планы
государственных предприятий

Другие финансовые
планы

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, примерФинансовое прогнозирование и финансовое планирование: Финансовое планирование и прогнозирование – Финансовое планирование на предприятии: главные задачи, пример

Рисунок 2. Общая
схема финансовых планов, входящих в
баланс финансовых ресурсов России.

Относительная
обособленность отдельных звеньев
предопределяется необходимостью учета:

  • методами и формами,
    применяемыми для формирования и
    использования денежных фондов и средств;

  • возможностями
    перераспределения финансовых ресурсов;

  • информационной
    базой прогнозов.

Самым верхним
звеном финансовых планов является
Баланс
финансовых ресурсов Российской Федерации,

который включает в себя все имеющиеся
ресурсы, доходы и средств, находящиеся
в стране. К таким ресурсам, резервам и
средствам относятся и средства,
находящиеся в распоряжении
общегосударственного органа управления
и средства, находящиеся в руках
хозяйствующих субъектов. Этот план
разрабатывается Министерством
экономического развития РФ и Министерством
финансов РФ для возможности организации
управления через распределительные
процессы, организуемые общегосударственным
органом управления. В балансе отражаются
ресурсы, резервы и доходы государства,
денежные фонды и средства хозяйствующих
субъектов и граждан, которые могут быть
распределены и перераспределены в
масштабе всей страны.

Центральное место
в финансовом планировании отведено
бюджетным
планам.

Консолидированный
бюджет РФ

составляется Министерством финансов
РФ в форме баланса, где отражаются
ресурсы, резервы и доходы, находящиеся
в руках общегосударственного органа
управления и направления их использования.

Другие финансовые
планы составными частями входят в Баланс
финансовых ресурсов РФ

и отражают определенные его особенности
характерные черты. Так, например,
государственный кредит выделяется в
самостоятельное звено в связи с тем,
что ему свойственны специфические формы
финансово-кредитных отношений по
привлечению и возврату в централизованные
фонды денежных средств из разный
источников.

Показатели
финансовых планов являются исходными
данными для анализа финансового состояния
страны и общегосударственного органа
управления, информационной базой для
расчета конкретных показателей и
разработки программ. Система финансовых
планов позволяет выявить взаимосвязи,
тенденции, изменения факторов и
результатов.

Планирование
финансовых показателей осуществляется
с помощью нескольких методов, основными
из которых являются:

  • балансовый;

  • расчетно-аналитический;

  • нормативный;

  • оптимизации
    плановых заданий;

  • сетевой;

  • экономико-математический;

  • программно-целевой.

Конкретными
способами и приемами плановых расчетов
финансовых показателей являются:
прогнозирование
и программирование
.

Финансовое
прогнозирование

– расчет и обоснование финансовых
показателей, которые используются в
процессе принятия управленческих
решений. Прогноз представляет собой
расчет определенного показателя при
заранее заданных условиях, параметрах
движения. Финансовые прогнозы являются
составной частью финансовых планов и
выработки финансовой политики, целью
финансового прогнозирования является
определение возможного объема источников
и объема финансовых ресурсов, резервов,
средств, источников их формирования, а
также направления их использования.
Прогнозы позволяют наметить различные
варианты показателей финансовых планов
(бюджетов), обосновать методы и формы
реализации финансовой политики. Суть
прогнозов проявляется наиболее полно
в экспертных оценках.

Финансовое
прогнозирование
позволяет
выявить ожидаемую в перспективе картину
состояния финансовых ресурсов и
потребностей финансовых процессов в
них, возможные варианты осуществления
финансовой деятельности и представляет
собой предпосылку финансового
планирования.

ПРИМЕР:
Прогноз
социально-экономического развития
Российской Федерации на 2011 год и плановый
период 2012 и 2013 годов. Он
разработан исходя из ориентиров и
приоритетов государственной экономической
политики, задач, поставленных Президентом
Российской Федерации в Послании
Федеральному Собранию Российской
Федерации 12 ноября 2009 года, с учетом
итогов социально-экономического развития
Российской Федерации в январе-апреле
2010 года и тенденций развития мировой
экономики и мировых рынков.

Финансовое
программирование

представляет собой совокупность методов
финансового планирования, использующих
программно-целевой подход. В основе
этих методов сформулированы цели, задачи
и средства их достижения. Они предполагают:

  • построение моделей
    динамики значений финансовых показателей
    в зависимости от используемых факторов;

  • возможность
    использования современных методов
    финансового анализа;

  • установление
    наиболее эффективных источников
    ресурсов , резервов и доходов
    общегосударственного органа управления
    и хозяйствующих субъектов;

  • установление
    приоритетов в направлениях использования
    средств общегосударственного органа
    управления и хозяйствующих субъектов

  • выбор вариантов
    для приятия управленческих решений по
    корректировке финансовых показателей
    и финансовой политике в целом;

  • согласование
    целей и мероприятий в краткосрочном и
    долгосрочном периодах в процессе
    реализации финансовой политики.

При использовании
в планировании методов финансового
программирования учитываются не только
цели и размеры имеющихся ресурсов,
резервов и средств, но и ожидаемый
частный и суммарный эффекты и потери
от недостижения цели.

6. Сущность и методы управления финансами. Финансовое планирование, прогнозирование, бюджетирование.

Система
управления финансами

– это комплекс мер, инструментов,
финансовых институтов, обеспечивающих
стабильное и эффективное функционирование
финансовой системы в целом и ее отдельных
звеньев, способствующих развитию
социально-экономических процессов в
обществе.

Генеральная
цель управления финансами

– достижение финансовой устойчивости
экономики и финансовой независимости
государства. В свою очередь, конкретные
цели – сбалансированность бюджета,
оптимизация государственного долга,
устойчивость национальной валюты,
гармонизация экономических интересов
государства и его граждан.

Система
управления финансами, являясь сложным
образованием, состоит из таких относительно
самостоятельных, но тесно взаимодействующих
блоков, как финансовое планирование,
прогнозирование, программирование,
финансовое регулирование, финансовый
контроль, комплекс правового обеспечения
финансовой деятельности, система методов
мобилизации финансовых ресурсов.

В
управлении государственными финансами
принимают участие высшие органы власти
страны, и организовано оно следующим
образом.

Президент
РФ

регламентирует деятельность финансовой
системы, устанавливая основные параметры
бюджета в ежегодном бюджетном послании,
подписывает Федеральный закон о
федеральном бюджете на предстоящий год
и т.д.

Федеральное
Собрание

вводит налоги, сборы, неналоговые
платежи, утверждает федеральный бюджет,
принимает законы, регламентирующие
финансовую деятельность государства.

Правительство
РФ

является единым центром управления
финансами. Органом, на практике
осуществляющим реализацию финансовой
политики, является Минфин РФ. Министерство
обеспечивает единство финансовой,
денежно-кредитной и валютной политики,
координирует финансовую деятельность
федеральных органов исполнительной
власти.

В
границах обозначенной компетенции
Минфин РФ:


осуществляет методическое руководство
в сфере финансового планирования и
финансирования отраслей хозяйства;


организует разработку федерального
бюджетного плана;


принимает участие (совместно с Минэкономики
РФ) в разработке баланса финансовых
ресурсов страны;


обеспечивает исполнение федерального
бюджета, проведение мероприятий,
направленных на расходование бюджетных
средств по целевому назначению.

Федеральная
налоговая служба

осуществляет контроль за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в бюджетные фонды налогов,
сборов и других платежей.

Федеральное
агентство по управлению федеральным

имуществом управляет государственным
имуществом с целью получения доходов
неналогового характера (арендная плата,
доходы от продажи государственного
имущества).

Федеральная
служба по финансовым рынкам

контролирует деятельность участников
фондового рынка, способствуя тем самым
увеличению поступлений в бюджетный
фонд.

Центральный
банк РФ

– важный орган реализации денежно-кредитной
и финансовой политики. ЦБ РФ наряду с
Федеральным казначейством осуществляет
кассовое исполнение бюджета, контролирует
деятельность кредитных организаций.

Счетная
палата РФ

осуществляет парламентский контроль
за федеральными денежными средствами.
Она независима от Правительства РФ и
подотчетна лишь Федеральному Собранию.

Эти
органы осуществляют управление финансами
на основании следующих законов:


Бюджетный кодекс РФ


Налоговый кодекс РФ


Закон о Центробанке РФ


Закон о рынке ценных бумаг


Закон о валютном регулировании и валютном
контроле


Закон об организации страхового дела

В
процессах управления финансами объектами
управления являются виды финансовых
отношений, связанные с формированием
денежных доходов, накоплением и их
использованием. Субъектами управления
выступают организационные структуры,
осуществляющие управление: в государственных
финансах — государственные и муниципальные
органы; в финансах хозяйствующих
субъектов — специальные службы,
финансовый аппарат; в финансах домохозяйств
— сами домохозяйства.

Процесс
управления финансами можно рассматривать
как следующий ряд последовательных
процедур:


выработка форм финансовых отношений и
их совершенствование;


финансовая деятельность, включающая
финансовое прогнозирование, составление
и исполнение финансовых планов;


изучение, анализ и проверка соблюдения
действующих форм финансовых отношений
с целью подготовки приложений для их
дальнейшего совершенствования.

Финансовое
планирование

— это процесс определения будущих
действий по формированию и использованию
финансовых ресурсов предприятия. Цель
финансового планирования — обеспечение
воспроизводственного процесса
соответствующими как по объему, так и
по структуре финансовыми ресурсами.

К
основным задачам финансового планирования
можно отнести:


определение объема финансовых ресурсов
по каждому источнику поступлений и
общего объема финансовых ресурсов
субъектов власти и субъектов хозяйствования


определение объема и направлений
использования финансовых ресурсов,
установление приоритетов в расходовании
средств


обеспечение сбалансированности
материальных и финансовых ресурсов,
экономного и эффективного использования
финансовых ресурсов;


создание условий для укрепления
устойчивости организаций, а также
бюджетов, формируемых органами
государственной власти и местного
самоуправления, бюджетов государственных
внебюджетных фондов;


определение экономически обоснованного
размера финансовых резервов, что
позволяет предупреждать возникновение
диспропорций при переходе от перспективного
к текущему планированию, от прогнозов
— к планам, а также маневрировать
ресурсами.

Финансовое
планирование направлено на достижение
устойчивого экономического роста,
поддержание сбалансированности, создание
условий для эффективного управления
финансами как на микро-, так и на
макроэкономическом уровнях.

Методы
планирования

– это конкретные способы и приемы
плановых расчетов. Планирование
финансовых показателей осуществляется
с помощью нескольких методов:

1)
экономического анализа — позволяет
определить основные закономерности,
тенденции в движении натуральных и
стоимостных показателей, внутренние
резервы предприятия. Этот метод
применяется при изучении динамики
различных показателей за определенный
период времени (несколько месяцев, лет).

2)
нормативный — на основе заранее
установленных норм и нормативов
определяется потребность предприятия
в финансовых ресурсах и источниках их
образования.

Это
ставки налогов и сборов, тарифы отчислений
в государственные социальные фонды,
нормы амортизационных отчислений,
учетная ставка банковского процента и
т.д.

Нормы
и нормативы бывают разные: федеральные,
региональные, местные, отраслевые,
нормативы самого предприятия.

Федеральные
нормативы являются обязательными для
всей территории России. К ним относятся:


ставки федеральных налогов;


нормы амортизации по отдельным группам
основных средств;


минимальная месячная оплата труда;


тарифные ставки на государственное
пенсионное обеспечение и социальное
страхование;


нормативы отчислений от чистой прибыли
в резервные фонды акционерных обществ
и т.д.

Региональные
и местные нормативы действуют в отдельных
субъектах Российской Федерации и
утверждаются и представительными, и
исполнительными органами власти. К ним
относятся, как правило, ставки региональных
налогов и сборов.

Отраслевые
нормативы применяются в рамках отдельных
отраслей или по группам организационно-правовых
форм предприятий (малые предприятия,
акционерные общества, предприятия с
иностранными инвестициями).

Нормативы
предприятия разрабатывают сами
хозяйствующие субъекты и используют
их для контроля за эффективностью
использования ресурсов и урегулирования
внутрихозяйственных процессов. К этим
нормативам относятся:


нормативы плановой потребности в
оборотных активах;


нормы запасов материалов, заделов
незавершенного производства, запасов
готовой продукции на складе;


нормативы распределения чистой прибыли
на потребление, накопление и в резервные
фонды и ряд других.

Нормативный
метод финансового планирования является
одним из наиболее используемых. Поэтому
актуальной проблемой каждого предприятия
является разработка экономически
обоснованных норм и нормативов для
формирования и использования денежных
ресурсов и организация контроля за их
соблюдением всеми подразделениями
предприятия.

3)
балансовых расчетов – основывается на
прогнозе поступления средств и затрат
по основным статьям баланса на определенную
дату в перспективе. Балансовый метод
применяется при прогнозе поступлений
и выплат из денежных фондов, квартального
плана доходов и расходов

4)
денежных потоков — основывается на
ожидаемых поступлениях средств на
определенную дату и подстраивании к
этому всех расходов и издержек. Метод
денежных потоков дает более полную
информацию, чем метод балансовых
расчетов.


метод многовариантности — состоит в
разработке нескольких взаимозаменяющих
вариантов плановых расчетов, с тем,
чтобы выбрать из них оптимальный. При
этом критерии выбора могут быть разными


экономико-математическое моделирование
— позволяет определить количественное
выражение взаимосвязей между финансовыми
показателями и факторами, влияющими на
их величину. Эта взаимосвязь выражается
через экономико-математическую модель,
которая представляет собой точное
математическое описание экономических
процессов с помощью графиков, таблиц,
уравнений и неравенств.

5)
коэффициентный – при помощи коэффициентов,
базирующихся на достижениях прошлого
периода, несколько уточненных,
рассчитываются предполагаемые доходы
и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные
фонды.

Процесс
финансового планирования включает
несколько этапов:


анализ финансовой ситуации;


разработка общей финансовой стратегии
фирмы;


составление текущих финансовых планов;


корректировка, увязка и конкретизация
финансового плана;


осуществление оперативного финансового
планирования;


выполнение финансового плана;


анализ и контроль выполнения плана.

Финансовое
прогнозирование –
исследование
конкретных перспектив развития финансов
субъектов хозяйствования и субъектов
власти в будущем, научно обоснованное
предположение об объемах и направлениях
использования финансовых ресурсов на
перспективу. Финансовое прогнозирование
выявляет ожидаемую в перспективе картину
состояния финансовых ресурсов и
потребности в них, возможные варианты
осуществления финансовой деятельности
и представляет собой предпосылку для
финансового планирования.

Основная
цель финансового прогнозирования —
оценка предполагаемого объема финансовых
ресурсов и определение предпочтительных
вариантов финансового обеспечения
деятельности субъектов хозяйствования,
органов государственной власти и
местного самоуправления.

Задачами
финансового прогнозирования являются:


увязка материально-вещественных и
финансово-стоимостных пропорций на
макро- и микроуровнях на перспективу;


определение источников формирования
и объема финансовых ресурсов субъектов
хозяйствования и субъектов власти на
прогнозируемый период;


обоснование направлений использования
финансовых ресурсов субъектами
хозяйствования и субъектами власти на
прогнозируемый период на основе анализа
тенденций и динамики финансовых
показателей с учетом воздействующих
на них внутренних и внешних факторов;


определение и оценка финансовых
последствий принимаемых органами
государственной власти и местного
самоуправления, субъектами хозяйствования
решений.

Финансовое
прогнозирование

ведется путем разработки различных
вариантов развития организации, отдельной
административно-территориальной
единицы, страны в целом, их анализа и
обоснования, оценки возможной степени
достижения определенных целей в
зависимости от характера действий
субъектов планирования. Достигается
это двумя различными методическими
подходами:

1)
в рамках первого подхода прогнозирование
ведется от настоящего в будущее на
основе установленных причинно-следственных
связей

2)
при втором подходе прогнозирование
заключается в определении будущей цели
и ориентиров движения от будущего к
настоящему, когда развертывается и
исследуется цепь возможных событий и
меры, которые необходимо принять для
достижения заданного результата в
будущем исходя из существующего уровня
развития организации,
административно-территориальной единицы
и страны в целом.

В
процессе финансового прогнозирования
для расчета финансовых показателей
используются методы:


математическое моделирование — позволяет
учесть множество взаимосвязанных
факторов, влияющих на показатели
финансового прогноза, выбрать из
нескольких вариантов проекта прогноза
наиболее соответствующий принятой
концепции производственного,
социально-экономического развития и
целям финансовой политики.


эконометрическое прогнозирование —
основано на принципах экономической
теории и статистики. Расчет показателей
прогноза осуществляется на основе
статистических оценочных коэффициентов
при одной или нескольких экономических
переменных, выступающих в качестве
прогнозных факторов; позволяет рассмотреть
одновременное изменение нескольких
переменных, влияющих на показатели
финансового прогноза. Эконометрические
модели описывают с определенной степенью
вероятности динамику показателей в
зависимости от изменения факторов,
влияющих на финансовые процессы.


экспертные оценки — обобщение и
математическую обработку оценок
специалистов-экспертов по определенному
вопросу. Эффективность этого метода
зависит от профессионализма и
компетентности экспертов.


построение трендов и составление
сценариев — предполагает зависимость
некоторых групп доходов и расходов лишь
от фактора времени, исходит из постоянных
темпов изменений (тренд постоянных
темпов роста) или постоянных абсолютных
изменений (линейный временной тренд)


стохастические методы — предполагают
вероятностный характер как прогноза,
так и связи между используемыми данными
и прогнозными финансовыми показателями.

Прогнозы
дают возможность рассмотреть различные
варианты развития финансов, например
при благоприятных, усредненных и
наихудших сценариях развития экономики,
субъекта хозяйствования, конъюнктуры
рынка и т.п. Финансовые прогнозы могут
быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными
(на 5—7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет).

Материально
– финансовая сбалансированность

экономики состоит в том, что каждый фонд
финансовых ресурсов любого уровня
выступает равноценным денежным
эквивалентом соответствующего
материального фонда. Одну из ключевых
ролей играет соблюдение рациональных
пропорций между создаваемой массой
материально-вещественного продукта и
денежной массой в экономике в условиях
сложившегося уровня внутренних цен.
Как в плановой экономике, так и в рыночных
системах хозяйствования функции по
регулированию денежной массы и поддержанию
указанных рациональных пропорций, или
материально-финансовой сбалансированности
экономики, включаются в число важнейших
функций государственных органов
управления.

Основой
принятия государственных регулирующих
решений, нацеленных на повышение общего
уровня материально-финансовой
сбалансированности и рационализации
структуры циркулирующих в экономике
финансовых потоков, должны служить
результаты комплексного анализа явлений,
наблюдаемых в воспроизводственном
процессе и финансовой сфере экономики.

Территориальное
финансовое планирование.
Основная
задача – определения объема финансовых
ресурсов, созданных, поступивших и
использованных в регионе.

Одной
из важных целей территориального
комплексного планирования является
разработка программ, предусматривающих
объединение усилий территориальных
органов власти и предприятий, расположенных
на их территориях, по развитию социальной
инфраструктуры.

Сводный
финансовый баланс

предполагает сведения воедино различных
видов финансовых планов: финансовых
планов хозяйственных предприятий и
организаций, территориального бюджета,
баланса денежных доходов и расходов
населения и др., отражающих отдельные
стороны и этапы распределения и
перераспределения национального дохода,
созданного и используемого на данной
территории.

Это
позволит иметь полную картину образования
и использования всех финансовых ресурсов
административно-территориальной
единицы, будет способствовать активному
содействию со стороны финансов выполнению
задач, поставленных в плане комплексного
развития.

Основная
задача территориального сводного
финансового баланса — определение
объемов финансовых ресурсов, созданных,
поступивших и использованных в регионе
(как централизованных, аккумулированных
и перераспределяемых территориальными
бюджетами, так и децентрализованных,
т. е. ресурсов предприятий и организаций).

Сводный
финансовый баланс региона

не является оперативным финансовым
планом и не подменяет собой оперативных
планов финансово-кредитной системы
(бюджета, финпланов предприятий и др.).
С его помощью осуществляется увязка
всех звеньев финансово-кредитной
системы, предопределяются общие рамки
и структура всех ее оперативных планов.

Бюджетирование.
Генеральный
бюджет представляет собой систему
взаимосвязанных операционных и финансовых
бюджетов. Процесс построения бюджетов
в долго- и краткосрочной перспективе
называется бюджетированием. Бюджетирование
основывается на целях стратегического
характера, кроме этого используются
целевые установки по ресурсному
обеспечению производственной деятельности
(объем продаж, целевые остатки сырья,
тарифы, накладные расходы и др.).

В
операционных бюджетах с помощью Системы
натуральных и стоимостных показателей
отражаются программы сбыта, снабжения,
собственно производства, логистики
(т.е. организации складского хозяйства
и транспортных потоков), научно-исследовательских
и конструкторских разработок (НИОКР),
управления персоналом. Выделяют следующие
виды операционных бюджетов: бюджет
продаж, бюджет производства, бюджет
прямых затрат сырья и материалов, бюджет
прямых затрат труда, бюджет переменных
накладных расходов, бюджет запасов
сырья и готовой продукции, бюджет
управленческих и коммерческих расходов,
бюджет себестоимости реализованной
продукции.

К
финансовым бюджетам относятся бюджет
доходов и расходов (прогнозный отчет о
прибылях и убытках), бюджет формирования
и распределения финансовых ресурсов
(прогнозный баланс) и бюджет денежных
средств (прогнозный отчет о движении
денежных средств).

Известны
два типа финансовых планов: долгосрочный
и краткосрочный. Основное целевое
назначение первого — определение
допустимых с позиции финансовой
устойчивости темпов расширения фирмы;
цель второго — обеспечение постоянной
платежеспособности фирмы. Чаще всего
долгосрочное планирование осуществляется
в рамках составления так называемого
бизнес-плана, а краткосрочное — в рамках
бюджетирования текущей деятельности.

Как
известно, любой бюджет состоит из двух
частей — доходы и расходы. Поскольку в
расходной части бюджета немаловажную
роль играют налоговые платежи, одной
из важнейших составных частей процесса
подготовки финансового плана является
налоговое планирование. Финансовый
менеджер, безусловно, должен иметь общие
представления об основах налогового
права, системе налогов, последовательности
их взимания, взаимосвязи отдельных
видов налогов, налоговых базах, методах
оптимизации налоговой политики.

4.2. Финансовое прогнозирование, его содержание и значение

Финансовое
прогнозирование представляет собой
исследование конкретных перспектив
развития финансов субъектов хозяйство­вания
и субъектов власти в будущем, научно
обоснованное предполо­жение об объемах
и направлениях использования финансовых
ресур­сов на перспективу.
Финансовое
прогнозирование выявляет ожи­даемую
в перспективе картину состояния
финансовых ресурсов и потребности в
них, возможные варианты осуществления
финан­совой деятельности и представляет
собой предпосылку для финансового
планирования. К основной цели
финансового прог­нозирования,
осуществляемого
для научного обоснования показа­телей
финансовых планов и способствующего
выработке кон­цепции развития финансов
на прогнозируемый период, можно отнести
оценку предполагаемого объема финансовых
ресурсов и определение предпочтительных
вариантов финансового обеспе­чения
деятельности субъектов хозяйствования,
органов государ­ственной власти и
местного самоуправления.

Задачами
финансового прогнозирования
являются:

1) увязка
материально-вещественных и
финансово-стоимост­ных пропорций на
макро- и микроуровнях на перспективу;

2) определение
источников формирования и объема
финан­совых ресурсов субъектов
хозяйствования и субъектов власти на
прогнозируемый период;

3) обоснование
направлений использования финансовых
ре­сурсов субъектами хозяйствования
и субъектами власти на прог­нозируемый
период на основе анализа тенденций и
динамики финансовых показателей с
учетом воздействующих на них внут­ренних
и внешних факторов;

4) определение и
оценка финансовых последствий принима­емых
органами государственной власти и
местного самоуправле­ния, субъектами
хозяйствования решений.

Финансовое
прогнозирование ведется путем разработки
раз­личных вариантов развития
организации, отдельной
админист­ративно-территориальной
единицы, страны в целом, их анализа и
обоснования, оценки возможной степени
достижения опреде­ленных целей в
зависимости от характера действий
субъектов планирования. Достигается
это двумя различными методически­ми
подходами: 1) в рамках первого подхода
прогнозирование ве­дется от настоящего
в будущее на основе установленных
причин­но-следственных связей; 2) при
втором подходе прогнозирование
заключается в определении будущей цели
и ориентиров движе­ния от будущего к
настоящему, когда развертывается и
исследует­ся цепь возможных событий
и меры, которые необходимо при­нять
для достижения заданного результата в
будущем исходя из существующего уровня
развития организации,
административ­но-территориальной
единицы и страны в целом.

В
процессе финансового прогнозирования
для расчета фи­нансовых показателей
используются такие специфические
мето­ды,
как
математическое моделирование,
эконометрическое прог­нозирование,
экспертные оценки, построение трендов
и состав­ление сценариев, стохастические
методы.

Математическое
моделирование
позволяет
учесть множество взаимосвязанных
факторов, влияющих на показатели
финансо­вого прогноза, выбрать из
нескольких вариантов проекта прогно­за
наиболее соответствующий принятой
концепции производ­ственного,
социально-экономического развития и
целям финан­совой политики.

Эконометрическое
прогнозирование
основано
на принципах экономической теории и
статистики: расчет показателей прогно­за
осуществляется на основе статистических
оценочных коэффи­циентов при одной
или нескольких экономических переменных,
выступающих в качестве прогнозных
факторов; позволяет рас­смотреть
одновременное изменение нескольких
переменных, влияющих на показатели
финансового прогноза. Эконометрические
модели описывают с определенной степенью
вероятности динамику показателей в
зависимости от изменения факторов,
влияющих на финансовые процессы. При
построении эконометрических моделей
используется математический аппарат
регрессионного анализа, который дает
количественные оценки усред­ненных
взаимосвязей и пропорций, сложившихся
в экономике в течение базисного периода.
Для получения наиболее надежных
результатов экономико-математические
методы дополняются экспертными оценками.

Метод
экспертных оценок
предполагает
обобщение и матема­тическую обработку
оценок специалистов-экспертов по
опреде­ленному вопросу. Эффективность
этого метода зависит от про­фессионализма
и компетентности экспертов. Такое
прогнозиро­вание может быть достаточно
точным, однако’ экспертные оценки носят
субъективный характер, зависят от
«ощущений» эксперта и не всегда поддаются
рациональному объяснению.

Трендовый
метод,
предполагающий
зависимость некоторых групп доходов и
расходов лишь от фактора времени, исходит
из постоянных темпов изменений (тренд
постоянных темпов роста) или постоянных
абсолютных изменений (линейный временной
тренд). Недостатком данного метода
является игнорирование экономических,
демографических и других факторов.

Разработка
сценариев
не
всегда исходит из научности и
объек­тивности, в них всегда ощущается
влияние политических пред­почтений,
предпочтений отдельных должностных
лиц, инвесто­ров, собственников, но
это позволяет оценить последствия
реа­лизации тех или иных политических
обещаний.

Стохастические
методы
предполагают
вероятностный харак­тер, как прогноза,
так и связи между используемыми данными
и прогнозными финансовыми показателями.
Вероятность расчета точного финансового
прогноза определяется объемом
эмпири­ческих данных, используемых
при прогнозировании.

Таким образом,
методы финансового прогнозирования
раз­личаются по затратам и объемам
предоставляемой итоговой ин­формации:
чем сложнее метод прогнозирования, тем
больше свя­занные с ним затраты и
объемы получаемой с его помощью
ин­формации.

Результатом
финансового прогнозирования является
состав­ление финансового
прогноза,
который
представляет собой систему научно
обоснованных предположений о возможных
направлениях бу­дущего развития и
состоянии финансовой системы, отдельных
ее сфер и субъектов финансовых отношений.
Прогнозы
дают возмож­ность рассмотреть различные
варианты развития финансов, нап­ример
при благоприятных, усредненных и
наихудших сценариях развития экономики,
субъекта хозяйствования, конъюнктуры
рынка и т.п. Финансовые прогнозы могут
быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными
(на 5—7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет).

На
общегосударственном и территориальном
уровнях финан­совые прогнозы
составляются в форме перспективного
финансо­вого плана
и
баланса
финансовых ресурсов
(страны,
региона, муни­ципального образования)
(ст. 172, 174, 175 БК РФ).

Перспективный
финансовый план —
документ,
формируемый на основе среднесрочного
прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации, субъекта
Российской Федера­ции, муниципального
образования и содержащий данные о
прог­нозных возможностях бюджета по
мобилизации доходов, прив­лечению
государственных или муниципальных
заимствований и финансированию основных
расходов бюджета.

К целям
разработки перспективного финансового
плана можно отнести: выявление
необходимости и возможности осу­ществления
в перспективе мер в области финансовой
политики; комплексное прогнозирование
финансовых последствий разра­батываемых
реформ, программ, законов; определение
среднес­рочных тенденций развития
экономики и социальной сферы; отслеживание
долгосрочных негативных тенденций и
своевре­менные разработка и принятие
соответствующих корректирую­щих мер.
В настоящее время ставится задача, чтобы
перспектив­ный финансовый план стал
основой для формирования ежегод­ных
бюджетных проектировок, отражающей
финансовые последствия принимаемых
решений1.

Перспективный
финансовый план составляется по
укрупнен­ным показателям бюджетной
классификации и законодательно не
утверждается. Это связано с тем, что
показатели перспектив­ного финансового
плана носят расчетный характер и
использу­ются только для обоснования
и взаимоувязки заданий различных планов
и прогнозов.

Порядок формирования
перспективного финансового плана
основан на использовании методики
скользящего планирования. Он разрабатывается
на три года; первый год — это год, на
который составляется бюджет; следующие
два года — период, на кото­рый
прогнозируются результаты реализации
предложенной госу­дарственной
(региональной, муниципальной)
финансово-эконо­мической политики.
Перспективный финансовый план, исход­ной
базой для формирования которого является
бюджет на текущий год, ежегодно
корректируется с учетом показателей
уточненного среднесрочного прогноза
социально-экономичес­кого развития
России, субъекта РФ, муниципального
образова­ния, при этом плановый период
сдвигается на один год вперед, т.е.
осуществляется актуализация показателей
плана.

Перспективный
финансовый план на федеральном уровне
составляется с 1998 г.

Использование в
практике финансового прогнозирования
на макроэкономическом уровне перспективных
финансовых пла­нов позволяет обеспечить
стабильность бюджетного процесса,
преемственность целей и задач
финансово-экономической поли­тики
государства и прозрачность межбюджетных
отношений на долгосрочный период
времени.

Баланс
финансовых ресурсов
представляет
собой прогноз фор­мирования и
использования финансовых ресурсов
органов госу­дарственной власти и
местного самоуправления, субъектов
хо­зяйствования в рамках конкретной
административно-территори­альной
единицы страны, региона, муниципального
образования. Назначением этого баланса
являются обеспечение финансовыми
ресурсами мероприятий, предусмотренных
прогнозом социаль­но-экономического
развития, формирование финансовых
ре­зервов.

Баланс финансовых
ресурсов составляется в соответствии
с Бюджетным кодексом РФ и используется
при составлении про­екта бюджета.
Показатели баланса финансовых ресурсов
форми­руются на основе прогноза
социально-экономического развития и
отчетного баланса финансовых ресурсов
за предыдущий год. Этот финансовый
прогноз составляется на один календарный
год.

Баланс финансовых
ресурсов представляет собой свод всех
доходов и расходов консолидированного
бюджета, бюджетов го­сударственных
внебюджетных фондов, прибыли и
амортизаци­онных отчислений субъектов
хозяйствования на территории конкретной
административно-территориальной единицы
(стра­ны, субъекта РФ, муниципального
образования). Он охватывает находящиеся
в распоряжении органов власти, организаций
ос­новные источники средств, направляемых
на развитие производ­ства (капитальные
вложения) и осуществление социальных
прог­рамм, и не включает денежные
средства населения.

С точки зрения
межбюджетных отношений эти балансы
поз­воляют на этапе макроэкономического
прогноза определить целесообразность
тех или иных предложений и решений,
прини­маемых органами государственной
власти в отношении финан­совой
обеспеченности субъектов РФ, муниципальных
образо­ваний.

Баланс
построен по методу двойной записи —
доходы и расхо­ды, содержит два раздела,
отражающих потоки финансовых ресурсов:
I
раздел — Доходы, II
раздел — Расходы. Таким образом, в
балансе финансовых ресурсов осуществляется
сопоставление до­ходов с расходами:
превышение расходов над доходами
(доходов над расходами) определяет
дефицит (профицит) финансового ба­ланса
и требует указания источников его
покрытия (направлений использования).
Баланс фиксирует только годовые обороты
ре­сурсов и не предназначен для
отображения величин их остатков на
начало и конец года, составляется в
текущих ценах.

При
расчете показателей раздела I
баланса финансовых ре­сурсов учитываются
показатели отчетного баланса, прогноза
со­циально-экономического развития,
изменения налогового и бюджетного
законодательства, проведение мероприятий
по рест­руктуризации задолженности
прошлых лет по платежам в бюдже­ты
всех уровней и внебюджетные фонды,
другие обстоятельства, которые могут
повлиять на объем доходов субъектов
хозяйство­вания и субъектов власти
в прогнозируемом периоде. Кроме того,
принимаются во внимание положения,
связанные с проводимой государственной
политикой в области межбюджетных
отноше­ний, в частности при разграничении
и распределении доходов по уровням
бюджетной системы, предоставлении
финансовой по­мощи бюджетам других
уровней.

Доходы баланса
финансовых ресурсов, исчисленные на
душу населения, определяют финансовую
обеспеченность субъекта РФ, муниципального
образования, которая может служить
инди­катором для оценки реальной
потребности в дополнительных финансовых
ресурсах, направляемых соответственно
из феде­рального или регионального
бюджета.

В
разделе II
баланса финансовых ресурсов отражаются
расхо­ды, прогноз которых осуществляется
исходя из проектных расче­тов доходных
статей баланса с учетом необходимости
снижения дефицита финансовых ресурсов.
В расходной части баланса отра­жаются
расходы, осуществляемые на территориях
администра­тивно-территориальных
единиц из всех финансовых источников.
Структура бюджетных показателей расходов
определяется в соот­ветствии с
функциональной классификацией расходов
бюджетов Российской Федерации,
утвержденной Федеральным законом «О
бюджетной классификации Российской
Федерации». При опре­делении объема
и направлений расходов принимается во
внима­ние порядок, закрепляющий
определенные обязательства (пол­номочия)
за конкретным уровнем государственной
власти или местного самоуправления в
соответствии с действующим
законо­дательством.

В базовых показателях
для расчета расходов принимается
ожидаемая оценка на соответствующий
период, учитываются прогнозные показатели
возможной инфляции и индексация
за­работной платы и материальных
затрат.

Баланс финансовых
ресурсов на федеральном уровне
состав­ляется в форме сводного
финансового баланса. Его основные
по­казатели рассчитываются с учетом
необходимости реализации основных
положений ежегодного Бюджетного послания
Прези­дента РФ. Состав статей сводного
финансового баланса РФ при­веден в
табл. 4.2.

Таблица 4.2

Схема сводного
финансового баланса Российской Федерации

Доходы

Расходы

1. Прибыль

2. Амортизация

3. Налоговые
доходы

4. Единый социальный
налог

5. Неналоговые
доходы

6. Средства целевых
бюджетных фондов

7. Безвозмездные
перечисления

8. Средства
государственных вне­бюджетных
фондов

Итого доходов

Превышение
доходов над расхо­дами

1. Средства,
остающиеся в распоря­жении организаций

2. Затраты на
государственные ин­вестиции

3. Фундаментальные
исследования и содействие НТП

4. Расходы на
социально-культур­ные мероприятия

5. Расходы на
национальную обо­рону

6. Расходы на
проведение военной реформы

7. Расходы на
правоохранительную деятельность и
обеспечение безо­пасности государства

8. Расходы на
судебную власть

9. Расходы на
содержание органов государственной
власти и местное самоуправление

10. Расходы по
международной дея­тельности

11. Обслуживание
государственного и муниципального
долга

12. Финансовая
помощь бюджетам других уровней

13. Целевые
бюджетные фонды

14. Прочие расходы

Всего расходов

Составление баланса
финансовых ресурсов можно считать
подготовительным этапом к адресному
финансовому планирова­нию, т.е.
составлению проекта бюджета.
Сбалансированность ба­ланса служит
гарантией того, что в процессе бюджетного
плани­рования будет обеспечена
сбалансированность бюджета.

Субъекты
хозяйствования самостоятельно решают
вопрос о целесообразности составления
финансовых прогнозов. В част­ности,
некоммерческие организации их, как
правило, не состав­ляют (Бюджетные
учреждения не составляют финансовые
прогнозы, так как согласно ст. 161 Бюджетного
кодекса РФ они обязаны составлять только
смету доходов и расходов),
а коммерческие организации разрабатывают,
по форме, аналогичной форме их финансового
плана. Такой подход позво­ляет
обеспечить преемственность финансового
планирования и финансового прогнозирования.
Кроме того, коммерческие орга­низации
могут составлять прогноз прибыли и
убытков, прогноз движения денежных
средств, прогноз активов и пассивов.

Можно сделать
вывод, что финансовое прогнозирование,
с одной стороны, предшествует финансовому
планированию, а с другой — является его
составной частью, так как разработка
фи­нансовых планов производится на
основе показателей финансо­вых
прогнозов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *