Site Loader

4.4. Виды финансовых планов, их характеристика


Основными
финансовыми планами на общегосударственном
и территориальном уровнях выступают
бюджет
(федеральный»
региональный, местный) и бюджеты
государственных внебюд­жетных фондов.

Бюджет
как
плановый документ представляет собой
роспись доходов и расходов органов
государственной власти или местного
самоуправления. Составляется в форме
баланса денежных средств,, предназначенных
для финансового обеспечения задач и
функций государства и местного
самоуправления. Конкретизация доходов
и расходов бюджета осуществляется в
соответствии с группировкой: доходов
и расходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации,
а также источников финансирования
де­фицитов этих бюджетов, установленной
Бюджетным кодексом РФ и Федеральным
законом от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной
классификации Российской Федерации».

Бюджет
составляется исполнительным органом
власти на один календарный год и
утверждается в форме закона соответ­ствующим
законодательным (представительным)
органом влас­ти. Порядок составления
и утверждения бюджета как планового,
документа регламентируется Бюджетным
кодексом РФ и приня­тыми в соответствии
с ним нормативными правовыми актами
субъектов РФ и муниципальных образований,
устанавливающи­ми особенности
бюджетного процесса в данных
административ­но-территориальных
образованиях.


Бюджет
как план носит целевой и директивный
характер, для него свойственны конкретность
и адресность показателей; бюд­жет, по
существу, стал в России основным
документом, комплекс­но определяющим
количественные и качественные параметры
го­сударственной (региональной,
муниципальной) социально-эко­номической
политики.

Бюджеты
государственных внебюджетных фондов
(Пенсион­ного
фонда РФ, Фонда социального страхования
РФ, федераль­ного и территориальных
фондов обязательного медицинского
страхования) формируются в виде баланса
доходов и расходов го­сударственных
внебюджетных фондов, обеспечивающих
реали­зацию конституционных прав
граждан на социальное обеспече­ние,
охрану здоровья и получение бесплатной
медицинской по­мощи. Состав доходов
и расходов бюджетов государственных
внебюджетных фондов определен Бюджетным
кодексом РФ.

Бюджеты
государственных внебюджетных фондов
составля­ются органами управления
этими фондами на один календарный год.
Утверждаются органами законодательной
власти в форме за­конов одновременно
с принятием закона о федеральном
(региональном) бюджете.

К
финансовым планам, составляемым
субъектами хозяйство­вания, относятся
баланс
доходов и расходов, сводный бюджет,
сме­та доходов и расходов.
Вид
финансового плана, разрабатываемого
коммерческими и некоммерческими
организациями, определя­ется их
организационно-правовой формой, а также
учредитель­ными (уставными) документами.
Кроме того, в учредительных (уставных)
документах определяется орган или
должностное ли­цо, уполномоченные
утверждать финансовый план организации.
Порядок и сроки составления финансового
плана, методика рас­чета его показателей
устанавливаются: для бюджетных учрежде­ний
— Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми
акта­ми органов исполнительной власти;
для коммерческих организа­ций и
некоммерческих организаций других
(кроме бюджетных учреждений)
организационно-правовых форм — приказами,
рас­поряжениями по организации.

При
составлении финансовых планов в
коммерческих орга­низациях учитывается
необходимость максимизации прибыли;
оптимизации структуры капитала
организации и обеспечения ее финансовой
устойчивости; достижения прозрачности
финансо­во-экономического состояния
для собственников (участников,
учредителей), инвесторов, кредиторов;
обеспечения инвестици­онной
привлекательности; использования
рыночных механиз­мов привлечения
финансовых средств.


Разработка
финансовых планов коммерческих
организаций осуществляется на основе
бизнес-плана, в котором отражаются те
виды деятельности, которыми предприятие
планирует зани­маться в ближайшей и
долгосрочной перспективе.

Финансовый
план коммерческой организации может
состав­ляться в форме баланса
доходов и расходов
или
сводного
бюджета.

Баланс
доходов и расходов
содержит
информацию о составе и объеме финансовых
ресурсов коммерческой организации и
на­правлениях их использования на
планируемый период; составля­ется на
календарный год с поквартальной разбивкой
показа­телей.

В
балансе доходов и расходов выделяют,
как правило, следую­щие разделы: доходы
и поступления, расходы и отчисления,
пла­тежи в бюджет и государственные
внебюджетные фонды. При этом финансовый
план должен быть сбалансирован: объем
дохо­дов и поступлений средств, в том
числе из бюджета, должен быть равен
сумме расходов, отчислений и платежей
в бюджет и государ­ственные внебюджетные
фонды. С целью проверки правильнос­ти
расчета показателей баланса доходов и
расходов к нему состав­ляется
проверочная таблица, по строкам которой
детализируют­ся виды и объемы финансовых
ресурсов коммерческой организации, а
по графам — направления их использования.
Это позволяет не только проверить
сбалансированность плана, но и проследить
взаимосвязь отдельных видов доходов и
расходов.

Для
организации системы анализа и планирования
денежных потоков на предприятии,
адекватной требованиям рыночных условий,
в настоящее время в коммерческих
организациях исполь­зуется система
управления финансами, основанная на
разработке и контроле исполнения
иерархической системы бюджетов. Система
бюджетов, включающая бюджеты структурных
подраз­делений, налоговый бюджет и
сводный
бюджет организации,
поз­воляет
установить жесткий текущий и оперативный
контроль за поступлением и расходованием
денежных средств, создать реаль­ные
условия для выработки эффективной
финансовой стратегии. Бюджеты составляются
на месяц, квартал, календарный год.


Сводный бюджет
коммерческой организации формируется
на основе принципа декомпозиции: каждый
бюджет более низкого уровня является
детализацией бюджета более высокого
уровня, т.е. бюджеты структурных
подразделений и налоговый бюджет
конкретизируют сводный бюджет.

Сводный бюджет
коммерческой организации состоит из
до­ходной и расходной частей (табл.
4.3). Оптимальным бюджетом является такой,
в котором доходная часть равна расходной.

Бюджеты
структурных подразделений формируются
на осно­ве следующих функциональных
бюджетов: бюджета фонда опла­ты труда;
бюджета материальных затрат; бюджета
потребления энергии; бюджета амортизации;
бюджета прочих расходов; бюджета
погашения кредитов. Такая система
бюджетов полностью охватывает все
денежные потоки коммерческой организации.
С бюджетом фонда оплаты труда связаны
платежи в государствен­ные внебюджетные
фонды и часть налоговых платежей.
Бюдже­ты материальных затрат и
потребления энергии отражают основ­ную
часть производственных затрат коммерческой
организации.; Бюджет амортизации в
значительной степени определяет
инвестиционную политику предприятия.
Бюджет прочих расходов позволяет
экономить на наименее важных финансовых
расходах. Бюджет погашения кредитов
дает возможность осуществлять операции
по погашению кредитов и займов в строгом
соответствии с планом-графиком платежей.

Налоговый
бюджет включает в себя все налоги и
обязательные платежи в федеральный
бюджет и бюджеты других уровней, а также
в государственные внебюджетные фонды.
Этот бюджет планируется только в целом
по организации.

Финансовое
планирование на основе составления
системы бюджетов нацелено на:

• повышение
управляемости и быстрой адаптации
организа­ции к изменениям на товарных
и финансовых рынках;

• обеспечение
оперативного получения информации и
кор­ректировки стратегии и тактики

Таблица 4.3

52. Основные виды финансовых планов и их характеристика.


Фин.
план как правило явл.

последним разделом бизнес-плана, т.к.
выступает как обобщающий итог всех
действий и одновременно как ср-во их
финансирования. Фин. план как заключит.раздел
бизнес плана включает ряд самост. форм
балансов, позволяющих в денежном
выражении обобщить и обосновать
результаты намечаемых мероприятий в
др. разделах бизнес планов.



В
процессе фин. планирования, необходимо
искать лучший, оптимальн. вариант фин-ния
пр-ва, увеличения объема доходов
предприятия, миним-ция затрат, ускорение
оборота капитала и т.д. Достигается это
посредством применения прогрессивных
форм аккумуляции, источников,
финансирования, распределения всех
ресурсов, их эффект.использования и др.

Комплексный
фин. план включает в себя ряд самост.
балансов, каждый из кот.обосновывает
будущие хоз. решения с точки зрения фин.
возможностей. Количество и формы этих
плановых документов зависят от специфики
предприятия, формы управления, объема
фин. ресурсов.

В
комплексный фин. план входит следующее:

1.
баланс доходов и расходов, в кот.отражаются
денежн. поступления от всех сфер
деятельности, затраты на их получение
и конечные фин. результаты.

2.
план движения денежн. ресурсов, в
кот.обосновываются все денежн. поступления
и платежи в плановом периоде времени.

3.
плановый баланс активов и пассивов,
определяющий предполагаемую структуру
имущества и источники финансирования.

4.
стратегию фин. развития предприятия,
прогнозирующую размеры затрат на
инвестиции, источники их финансирования
и предполагаемые результаты.

Это
характерно для крупных и средн.
предприятий
.
Малые предприятия составляют в основном
план доходов и расходов, а иногда и
движение денежных ресурсов. Все фин.
планы разрабатываются в форме баланса,
т.е. предполагают сбалансирование
доходов с расходами или с затратами.

Показатели
фин. планов выступают только в денежн.
форме
,
но основой для их разработки явл.
важнейшие производственные показатели.
Кроме того учитываются сложившиеся
тенденции движенияфин. потоков и др.
сведения, характеризующие внешн. и
внутр. условия хозяйствования.

Типы
фин. планов:

долгосрочные
(цель – определение допустимых с позиции
финн.устойчивости темпов расширения
деятельности предприятия) и краткосрочные
(цель – обеспечение постоянной
платежеспособности предприятия). Чаще
всего долгосрочное фин. планирование
осуществляется в рамках составления
бизнес-планов, а краткосрочные – в
рамках бюджетирования тек.деятельности.


В
процессе долгосрочного фин. планирования
определяются
фин.
цели и ориентиры предприятия;
устанавливается степень соответствия
этих целей тек.фин. состоянию предприятия;
формируется последовательность действий
по достижению поставленных целей.

Выделяют
след.этапы в процессе краткосрочного
планирования:
анализ
фин. положения предприятия; составление
прогнозных смет и бюджетов; определение
общей потребности предприятия фин.
ресурсов; прогнозирование структуры
источников финансирования; создание и
поддержание действенной системы контроля
за выполнением фин. планов; разработка
процедуры корректировки планов.

С
позиции практики рекомендуется готовить
неск. вариантов фин. планов: пессимистический,
наиболее вероятный, оптимальный.

49. Виды финансовых планов, их характеристика.


Основными финансовыми
планами на общегосударственном и
территориальном уровнях выступают
бюджет (федеральный, региональный,
местный) и бюджеты государственных
внебюджетных фондов.

Бюджет как плановый
документ представляет собой роспись
доходов и расходов органов государственной
власти или местного самоуправления.
Составляется в форме баланса денежных
средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства
и местного самоуправления. Конкретизация
доходов и расходов бюджета осуществляется
в соответствии с группировкой доходов
и расходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации,
а также источников финансирования
дефицитов этих бюджетов, установленной
Бюджетным кодексом РФ.

Бюджет составляется
исполнительным органом власти на один
календарный год и утверждается в форме
закона соответствующим законодательным
(представительным) органом власти.
Порядок составления и утверждения
бюджета как планового документа
регламентируется Бюджетным кодексом
РФ и принятыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами субъектов
РФ и муниципальных образований,
устанавливающими особенности бюджетного
процесса в данных административно-территориальных
образованиях.

Бюджет как план
носит целевой и директивный характер,
для него свойственны конкретность и
адресность показателей; бюджет, по
существу, стал в России основным
документом, комплексно определяющим
количественные и качественные параметры
государственной (региональной,
муниципальной) социально-экономической
политики.


Бюджеты государственных
внебюджетных фондов (Пенсионного фонда
РФ, Фонда социального страхования РФ,
федерального и территориальных фондов
обязательного медицинского страхования)
формируются в виде баланса доходов и
расходов государственных внебюджетных
фондов, обеспечивающих реализацию
конституционных прав граждан на
социальное обеспечение, охрану здоровья
и получение бесплатной медицинской
помощи. Состав доходов и расходов
бюджетов государственных внебюджетных
фондов определен Бюджетным кодексом
РФ.

Бюджеты государственных
внебюджетных фондов составляются
органами управления этими фондами на
один календарный год. Утверждаются
органами законодательной власти в форме
законов одновременно с принятием закона
о федеральном (региональном) бюджете.

К финансовым планам,
составляемым субъектами хозяйствования,
относятся баланс доходов и расходов,
сводный бюджет, смета доходов и расходов.
Вид финансового плана, разрабатываемого
коммерческими и некоммерческими
организациями, определяется их
организационно-правовой формой, а также
учредительными (уставными) документами.
Кроме того, в учредительных (уставных)
документах определяется орган или
должностное лицо, уполномоченные
утверждать финансовый план организации.
Порядок и сроки составления финансового
плана, методика расчета его показателей
устанавливаются: для бюджетных учреждений
— Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми
актами органов исполнительной власти;
для коммерческих организаций и
некоммерческих организаций других
(кроме бюджетных учреждений)
организационно-правовых форм — приказами,
распоряжениями по организации.

При составлении
финансовых планов в коммерческих
организациях учитывается необходимость
максимизации прибыли; оптимизации
структуры капитала организации и
обеспечения ее финансовой устойчивости;
достижения прозрачности
финансово-экономического состояния
для собственников (участников,
учредителей), инвесторов, кредиторов;
обеспечения инвестиционной
привлекательности; использования
рыночных механизмов привлечения
финансовых средств.

Разработка финансовых
планов коммерческих организаций
осуществляется на основе бизнес-плана,
в котором отражаются те виды деятельности,
которыми предприятие планирует заниматься
в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Финансовый план
коммерческой организации может
составляться в форме баланса доходов
и расходов или сводного бюджета.

Баланс доходов и
расходов содержит информацию о составе
и объеме финансовых ресурсов коммерческой
организации и направлениях их использования
на планируемый период; составляется на
календарный год с поквартальной разбивкой
показателей.

В балансе доходов
и расходов выделяют, как правило,
следующие разделы: доходы и поступления,
расходы и отчисления, платежи в бюджет
и государственные внебюджетные фонды.
При этом финансовый план должен быть
сбалансирован: объем доходов и поступлений
средств, в том числе из бюджета, должен
быть равен сумме расходов, отчислений
и платежей в бюджет и государственные
внебюджетные фонды. С целью проверки
правильности расчета показателей
баланса доходов и расходов к нему
составляется проверочная таблица, по
строкам которой детализируются виды и
объемы финансовых ресурсов коммерческой
организации, а по графам — направления
их использования. Это позволяет не
только проверить сбалансированность
плана, но и проследить взаимосвязь
отдельных видов доходов и расходов.

Для организации
системы анализа и планирования денежных
потоков на предприятии, адекватной
требованиям рыночных условий, в настоящее
время в коммерческих организациях
используется система управления
финансами, основанная на разработке и
контроле исполнения иерархической
системы бюджетов. Система бюджетов,
включающая бюджеты структурных
подразделений, налоговый бюджет и
сводный бюджет организации, позволяет
установить жесткий текущий и оперативный
контроль за поступлением и расходованием
денежных средств, создать реальные
условия для выработки эффективной
финансовой стратегии. Бюджеты составляются
на месяц, квартал, календарный год.

Сводный бюджет
коммерческой организации формируется
на основе принципа декомпозиции: каждый
бюджет более низкого уровня является
детализацией бюджета более высокого
уровня, т.е. бюджеты структурных
подразделений и налоговый бюджет
конкретизируют сводный бюджет.

Сводный бюджет
коммерческой организации состоит из
доходной и расходной частей (табл. 4.3).
Оптимальным бюджетом является такой,
в котором доходная часть равна расходной.

Таблица 4.3

Состав
статей сводного бюджета коммерческой
организации

Доходы

Расходы

  • Выручка
    от реализации продукции и от прочей
    реализации

  • Доходы
    от внереализационных операций

  • Остатки
    средств на банковских счетах на начало
    планового периода

  • Кредиты
    и займы

  • Налоги
    в бюджет

  • Заработная
    плата

  • Платежи
    в государственные внебюджетные фонды

  • Закупки
    сырья и материалов

  • Оплата
    электроэнергии

  • Выплаты
    по кредитам и займам (с учетом процентов)

  • Прочие
    расходы

Дефицит
бюджета (в случае превышения расходов
над доходами)

Бюджеты структурных
подразделений формируются на основе
следующих функциональных бюджетов:
бюджета фонда оплаты труда; бюджета
материальных затрат; бюджета потребления
энергии; бюджета амортизации; бюджета
прочих расходов; бюджета погашения
кредитов. Такая система бюджетов
полностью охватывает все денежные
потоки коммерческой организации. С
бюджетом фонда оплаты труда связаны
платежи в государственные внебюджетные
фонды и часть налоговых платежей. Бюджеты
материальных затрат и потребления
энергии отражают основную часть
производственных затрат коммерческой
организации. Бюджет амортизации в
значительной степени определяет
инвестиционную политику предприятия.
Бюджет прочих расходов позволяет
экономить на наименее важных финансовых
расходах. Бюджет погашения кредитов
дает возможность осуществлять операции
по погашению кредитов и займов в строгом
соответствии с планом-графиком платежей.

Налоговый бюджет
включает в себя все налоги и обязательные
платежи в федеральный бюджет и бюджеты
других уровней, а также в государственные
внебюджетные фонды. Этот бюджет
планируется только в целом по организации.

Финансовое
планирование на основе составления
системы бюджетов нацелено на:

  • повышение
    управляемости и быстрой адаптации
    организации к изменениям на товарных
    и финансовых рынках;

  • обеспечение
    оперативного получения информации и
    корректировки стратегии и тактики
    управления финансами коммерческой
    организации;

  • расширение
    возможности накоплений для модернизации
    производства, повышение инвестиционной
    привлекательности организации. Внедрение
    системы сквозного финансового
    планирования делает коммерческие
    организации информационно прозрачными
    для коммерческих банков и инвестиционных
    компаний, что способно расширить
    возможности организации при привлечении
    долгосрочных кредитов или размещении
    новых эмиссий на фондовом рынке на
    более выгодных условиях для эмитента.

Целью составления
финансовых планов некоммерческими
организациями является определение
объема финансовых ресурсов, необходимого
им для выполнения уставных целей и
задач, т.е. предоставления услуг
социально-культурного, научно-технического
и иного некоммерческого характера.

Бюджетные учреждения,
создаваемые органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
в соответствии с Бюджетным кодексом РФ
обязаны составлять смету доходов и
расходов. В смете доходов и расходов
бюджетного учреждения указываются:
ассигнования из бюджета, доходы от
предпринимательской и иной деятельности,
приносящей доход, расходы, платежи в
бюджет и государственные внебюджетные
фонды. Расходы указываются общей суммой,
с выделением расходов, финансируемых
из бюджета, и расходов, покрываемых за
счет внебюджетных источников.

Бюджетные учреждения
сначала составляют проекты смет на
основе показателей, доводимых до них
соответствующими органами государственной
власти и местного самоуправления, таких,
как задания по предоставлению
государственных или муниципальных
услуг, предельные объемы финансирования
и индексы-дефляторы по отдельным статьям
сметы. Кроме того используются:

  • тарифная сетка и
    справочник тарификационно-квалифика-ционных
    требований, утвержденный соответствующим
    министерством, ведомством (например,
    Министерством здравоохранения и
    социального развития РФ для медицинских
    учреждений), данные о сотрудниках
    (образование, ученая степень, ученое
    звание, стаж работы и др.) — при расчете
    фонда оплаты труда бюджетного учреждения
    на планируемый год;

  • ставки единого
    социального налога (взноса), нормативы
    выплаты компенсаций и пособий,
    установленные действующим законодательством
    (как федеральным, так и региональным,
    местным), — при расчете начислений на
    фонд оплаты труда и размера трансфертов
    населению;

  • материальные и
    финансовые нормы и нормативы, установленные
    соответствующим органом государственной
    власти и местного самоуправления по
    отдельным кодам экономической
    классификации расходов бюджета, — при
    расчете показателей по отдельным
    нормируемым статьям расходов сметы;

  • положения договоров
    с ресурсоснабжающими организациями —
    при расчете расходов на оплату
    коммунальных и прочих услуг;

  • фактический объем
    расходов в текущем году — при планировании
    хозяйственных расходов.

В проекте сметы
доходов и расходов приводится поквартальная
разбивка показателей на планируемый
год.

Утверждение сметы
доходов и расходов происходит после
принятия закона (решения) о бюджете на
очередной финансовый год, когда на
основании уведомлений о бюджетных
ассигнованиях, лимитов бюджетных
обязательств, доводимых до бюджетных
учреждений органами, исполняющими
бюджет, учреждения уточняют показатели
проектов смет. Право утверждения смет
доходов и расходов в соответствии с
Бюджетным кодексом РФ предоставлено
главным распорядителям и распорядителям
бюджетных средств. Утвержденная смета
доходов и расходов является основным
плановым документом для финансирования
бюджетных учреждений.

Некоммерческие
организации иных (кроме бюджетных
учреждений) организационно-правовых
форм могут составлять как смету доходов
и расходов, так и баланс доходов и
расходов. Выбор конкретного вида
финансового плана фиксируется, как
правило, в учредительных документах
некоммерческих организаций. Смету
доходов и расходов составляют фонды,
общественные и религиозные организации;
у остальных финансовый план формируется
в виде баланса доходов и расходов.
Порядок составления финансового плана
регламентируется нормативными
документами, разрабатываемыми и
утверждаемыми самой некоммерческой
организацией. Следует отметить, что
организационно-правовой и методический
аспекты финансового планирования в
некоммерческих организациях иных (кроме
бюджетных учреждений) организационно-правовых
форм в настоящее время максимально
приближены к порядку, характерному для
коммерческих организаций.

2.2 Виды и характеристика методов финансового планирования


В
практике финансового планирования
применяются следующие методы:

  • экономического
    анализа;

  • нормативный;

  • балансовых
    расчетов;

  • денежных
    потоков;

  • метод
    многовариантности;

  • экономико-математическое
    моделирование.

Метод
экономического анализа позволяет
определить основные закономерности,
тенденции в движении натуральных и
стоимостных показателей, внутренние
резервы предприятия. Финансовые
показатели рассчитываются на основе
анализа показателей за прошлый период,
индексов их развития и экспертных оценок
этого развития в плановом периоде.
Изучается связь финансовых показателей
с производственными, коммерческими и
другими показателями. Используется в
основном при расчете плановых показателей
объема выручки, доходов, прибыли, фондов
потребления и накопления предприятия.

Сущность
нормативного метода заключается в том,
что на основе заранее установленных
норм и технико-экономических нормативов
рассчитывается потребность хозяйствующего
субъекта в финансовых ресурсах и их
источниках. В финансовом планировании
применяется целая система норм и
нормативов, которая включает:

  • федеральные
    нормативы;

  • республиканские
    (краевые, областные, автономных
    образований) нормативы;

  • местные
    нормативы;

  • отраслевые
    нормативы;

  • нормативы
    хозяйствующего субъекта.

Федеральные
нормативы являются едиными для всей
территории Российской Федерации, для
всех отраслей и хозяйствующих субъектов.
К ним относятся ставки федеральных
налогов, нормы амортизации отдельных
видов основных фондов, ставки тарифных
взносов на государственное социальное
страхование и др. Республиканские
(краевые, областные, автономных
образований) нормативы, а также местные
нормативы действуют в отдельных регионах
Российской Федерации. Речь идёт о ставках
республиканских и местных налогов,
тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые
нормативы действуют в масштабах отдельных
отраслей или по группам организационно-правовых
форм хозяйствующих субъектов (малые
предприятие, акционерные общества и
т.п.). Нормативы хозяйствующего субъекта
– это нормативы, разрабатываемые
непосредственно хозяйствующим субъектом
и используемые им для регулирования
производственно-торговым процессом и
финансовой деятельностью, контроля за
использованием финансовых ресурсов,
других целей по эффективному вложению
капитала.

Использование
метода балансовых расчетов для определения
будущей потребности в финансовых
средствах основывается на прогнозе
поступления средств и затрат по основным
статьям баланса на определенную дату
в перспективе.

Сущность
балансового метода планирования
финансовых показателей заключается в
том, что путем построения балансов
достигается увязка имеющихся в наличии
финансовых ресурсов и фактической
потребности в них. Балансовый метод
применяется, прежде всего, при планировании
распределения прибыли и других финансовых
ресурсов, планировании потребности
поступлений средств в финансовые фонды
– фонд накопления, фонд социального
развития и др.

Метод
денежных потоков носит универсальный
характер при составлении финансовых
планов и служит инструментом для
прогнозирования размеров и сроков
поступления необходимых финансовых
ресурсов. Теория прогноза денежных
потоков основывается на ожидаемых
поступлениях средств на определенную
дату и бюджетирования всех издержек и
расходов. Этот метод даст более объемную
информацию, чем метод балансовой сметы.

Метод
многовариантности расчетов состоит в
разработке альтернативных вариантов
плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать
из них оптимальный, при этом критерии
выбора могут задаваться различные. В
качестве критериев выбора вариантов
показателей для последующего включения
их в финансовый план могут быть
использованы: минимум приведенных
затрат, максимум приведенной прибыли,
минимум текущих затрат, максимум прибыли
на рубль вложенного капитала, минимум
времени на оборот капитала, максимум
дохода на рубль вложенного капитала.

Сущность
экономико-математического моделирования
в планировании финансовых показателей
заключается в том, что оно позволяет
найти количественное выражение
взаимосвязей между финансовыми
показателями и факторами, их определяющими.
Эта связь выражается через
экономико-математическую модель.
Экономико-математическая модель
представляет собой точное математическое
описание экономического процесса, т.е.
описание факторов, характеризующих
структуру и закономерности изменения
данного экономического явления с помощью
математических символов и приёмов
(уравнений, неравенств, таблиц, графиков
и т. д.). В модель включаются только
основные (определяющие) факторы.

В
экономико-математическую модель должны
включаться только основные факторы.
Проверка качества моделей производится
практикой. Практика применения моделей
показывает, что сложные модели со
множеством параметров оказываются
зачастую не пригодными для практического
использования. Планирование основных
финансовых показателей на основе
экономико-экономического моделирования
является основой для функционирования
автоматизированной системы управления
финансами.

Разработанные
на основе этих финансовые планы служат
ориентиром организации для финансирования
текущих финансово-эксплуатационных
потребностей, инвестиционных программ
и проектов.

3.
Виды финансовых планов и их роль в
управлении предприятием

Существует
три вида финансового планирования:
перспективное (стратегическое)
планирование, текущее планирование
(бюджетирование), оперативное планирование.

Каждому
из этих видов финансового планирования
соответствует определенные формы
представления его результатов.

Все
три виды финансового планирования
находятся во взаимосвязи и осуществляются
в определенной последовательности.
Первоначальным этапом финансового
планирования является перспективный
план, который определяет задачи текущего
планирования. В свою очередь, текущее
планирование финансовой деятельности
создает основу для эффективного
оперативного планирования.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о