Что такое директивное планирование: Директивное планирование применяется в – Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом

Содержание

2. Директивное и индикативное планирование

Директивное
планирование.

Директивное
планирование — представляет собой
процесс разработки планов,
имеющих
силу юридического закона, и комплекс
мер по обеспечению их выполнения.
Директивные
планы носят адресный характер, обязательны
для всех исполнителей, а
должностные
лица несут ответственность за невыполнение
плановых заданий.
Сущность директивного
планирования заключается в том, что до
хозяйствующих
субъектов из единого
планового центра доводятся планы работы,
утверждаются цены,
прикрепляются
поставщики и регламентируется сбыт.
Выполнение планов жестко
контролируется.
Объективной основой директивного
общегосударственного планирования
является
функционирование в народном хозяйстве
только одного собственника –
государства.
Важным условием применения директивного
планирования является
использование
методов принуждения и поощрения
выполнения планов.
В наиболее завершенном
виде директивное планирование применялось
в бывшем
СССР для прямого воздействия
центральной власти на все звенья
народного хозяйства,
для достижения
целей, заданных общих направлений
развития. План, подготавливаемый
Госпланом,
был в основном производственно-техническим
— макроэкономические
показатели
складывались из натуральных показателей,
которые в свою очередь вытекали
из
производственного, технологического
и др. планов и выступали их
следствием.
Соответственно из плана
производства строился план распределения
продукции,
служивший основой установления
хозяйственных связей. Каждый
поставщик
привязывался к своему
потребителю, зная, сколько должен
поставить ему своей
продукции и
наоборот, потребитель знал, кто ему
поставляет сырье, полуфабрикаты,
комплектующие
изделия.
Планы носили адресный характер
и отличались чрезмерной детализацией.
Вследствие
названных особенностей они были
труднореализуемыми в масштабах страны
и
постепенно себя исчерпали.
Можно
выделить три «порока» последствий
такого планирования в
государственном
масштабе:
Малая эффективность
государственного сектора в экономике
и поощрение так
называемых
планово-убыточных предприятий не
способствовало экономическому
росту.
Государственная опека порождала
иждивенчество и инертность
населения.
Чрезмерное государственное
вмешательство вело к подрыву самого
рынка, его
естественных (присущих
человеческой природе) законов.
Несмотря
на отмеченные недостатки, элементы
директивного планирования могут
и
должны использоваться в определенных
условиях не только на государственном,
уровне,
но и в сфере бизнеса. Однако в каждом
конкретном случае масштабы, объекты
и
сферы применения директивного
планирования должны иметь научное
обоснование.


Индикативное
планирование.

Индикативное
планирование — «механизм координации
интересов и деятельности
государственных
и негосударственных субъектов управления
экономикой, сочетающий ее
госрегулирование
с рыночным и нерыночным регулированием,
основанный на разработке
системы
показателей (индикаторов)
социально-экономического развития и
включающийопределение его общенациональных
приоритетов, целеполагание,
прогнозирование,
бюджетирование,
программирование, контрактацию и другие
процедуры согласования
решений на
макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые
и иные меры государственной
поддержки
хозяйствующих субъектов, участвующих
в реализации плана (под
негосударственными
носителями экономического управления
понимаются институты
местного
самоуправления, управленческие органы
корпораций, финансово-
промышленных
групп и других хозяйствующих единиц,
саморегулируемые организации
участников
рынков, и т.д.)»
В рыночной экономике
индикативное планирование — метод
реализации социально-
экономической
политики государства и инструмент
воздействия на процессы ее
функционирования.
Индикативное планирование является
основным методом
воздействия на
функционирование рыночной экономики.
Оно призвано обеспечить
решение многих
вопросов социально-экономического
развития, осуществление которых
только
рыночными методами невозможно или
затруднено. Это форма взаимодействия
всех
звеньев системы федеральных органов
управления как между собой, так и
с
региональными органами.
Индикативные
планы органично и взаимосвязанно
соединяют в едином документе
концепции
социально-экономического развития;
прогнозы функционирования
экономики;
государственные программы;
экономические регуляторы.
Индикативное
планирование является продолжением и
развитиемпрогнозирования.
Являясь
наиболее распространенной во всем мире
формой государственного
планирования
макроэкономического развития, индикативное
планирование представляет
собой
совокупность процессов формирования
системы параметров (индикаторов),
характеризующих
состояние и развитие экономики страны,
соответствующее
государственной
социально-экономической политике, а
также разработку системы мер
государственного
воздействия на социальные и экономические
процессы с целью
достижения установленного
уровня индикаторов.
Основная функция
индикативного плана – координация
действий равноправных
хозяйствующих
субъектов. Информирование, ориентация,
стимулирование
хозяйствующих субъектов
на выполнение заданий плана в тех или
иных формах
составляет основу и
директивного планирования.Главное
содержание индикативного планирования
заключается в обосновании
целей,
задач, направлений и методов реализации
государственной социально-
экономической
политики и является действенной формой
организации взаимодействия
всех
звеньев системы федеральных органов
управления как между собой, так и
с
региональными органами управления.
Индикативные планы позволяют
органично
соединить в едином документе
концепции социально-экономической
политики
государства, прогнозы
функционирования экономики, государственные
программы,
систему экономических
регуляторов, поставки для государственных
нужд, объемы
государственных капитальных
вложений и др.
Индикативный план
содержит ограниченное число обязательных
заданий, он носит
в значительной мере
направляющий, рекомендательный характер
и позволяет
обеспечить решение многих
вопросов социально-экономического
развития,
осуществление которых чисто
рыночными методами без мер
государственного
воздействия
затруднительно, а иногда и невозможно.
В
качестве индикаторов социально-экономического
развития используются
показатели,
характеризующие динамику, структуру и
эффективность экономики;
состояние
финансово-кредитной системы и денежного
обращения; состояние рынка
товаров и
ценных бумаг, валютного рынка; движение
цен; занятость, уровень жизни
населения
внешнеэкономические связи и
т.д.
Взаимоувязанная и сбалансированная
система показателей дополняется
мерами
государственного воздействия,
в числе которых используются бюджетные
средства,
нормы амортизации, процент
за кредит, налоги, таможенные пошлины,
лицензии и квоты,
государственные
заказы и др.
В систему индикативного
планирования вписывается и деятельность
предприятий,
т.к. индикативные планы
составляются с целью помочь различным
хозяйствующим
субъектам ориентироваться
при разработке собственных планов,
исходя из показателей
государственного
индикативного плана. Индикативное
планирование позволяет
хозяйствующим
субъектам, принимать самостоятельные
решения, действовать
наилучшим образом
в своих и общественных интересах. Отсюда
вытекает одна из
главных задач —
создание организационных и экономических
условий для формирования и
свободного
функционирования рынка товаров,
капиталов, рабочей силы в стране, а
также
выгодных внешних экономических
связей.
В их числе – централизованные
финансовые и валютные средства и
кредиты,
налоговые рычаги, система
амортизации, таможенные пошлины, лицензии
и квоты,
объемы поставок продукции
для государственных нужд, определение
условий
функционирования государственных
предприятий.
Таким образом,
непосредственная вовлеченность в
плановый процесс всех
хозяйствующих
субъектов на основе равноправного
взаимодействия государственных
органов
управления и всех хозяйствующих субъектов
отличает индикативное
планирование
от директивного. Индикативное планирование
выступает одновременно и
средством
государственного регулирования
экономики, и средством ее
саморегулирования,
корректируя как дефекты рыночного
механизма, так и изъяны
прямого
государственного вмешательства в
воспроизводственные процессы.
В своем
развитии индикативное планирование
прошло через формы
соответствующие
различным этапам государственного
регулирования экономики.
Исторически
первой формой индикативного планирования
является конъюнктурная,
предполагающая
усиление влияния бюджета на темпы и
пропорции экономического
роста.
Как
было рассмотрено, народнохозяйственный
прогноз и бюджет образуют единую
систему,
состоящую из прогнозных и бюджетных
показателей, причем исполнение
последних
обязательно. Процедурой разработки
бюджетно-прогнозных документов
обеспечивается
их взаимоувязанность и адекватность
реальным экономическим
процессам,
они и составляют макроплан, в котором
бюджетные показатели имеют
директивный,
а остальные – прогнозно-информационный
характер. Таким образом,
индикативное
и директивное планирование не антиподы
и только их научно обоснованное
сочетание
позволяет повысить эффективность
макроэкономического регулирования.






3. Программно
– целевое планирование

Программно
– целевое планирование — это один из
видов планирования, в

основе
которого лежит ориентация деятельности
на достижение поставленных

целей.
По сути, любой метод планирования
направлен на достижение каких-либо

конкретных
целей. Но в данном случае в основе самого
процесса планирования

лежит
определение и постановка целей и лишь
затем подбираются пути их

достижения.

Т.
е. программно-целевое планирование
построено по логической схеме

«цели
— пути – способы — средства». Сначала
определяются цели, которые

должны
быть достигнуты, потом намечаются пути
их реализации, а затем –

более
детализированные способы и средства.
В конечном итоге, поставив перед

собой
какие-то цели, организатор разрабатывает
программу действий по их

достижению.
Отсюда следует, что особенностью данного
метода планирования

является
не просто прогнозирование будущих
состояний системы, а составление

конкретной
программы достижения желаемых результатов.
Т. е. программно-

целевой
метод планирования «активен», он
позволяет не только наблюдать

ситуацию,
но и влиять на ее последствия, что выгодно
отличает его от

большинства
других методов.

Особенностью
программного планирования является
также способ влияния

на
планируемую систему. Во главу угла
ставится не система сама по себе, ее

составные
элементы и сложившаяся организационная
структура, а управление

элементами
программы, программными действиями.

Постановка
целей при программно-целевом методе
планирования

представляет
собой формирование «древа целей «.
Затем в соответствии с ним

определяется
система мероприятий по реализации
целей, называемая целевой


комплексной
программой. Для ее выполнения строится
специальная система

управления,
которая доводит задания программы до
конкретных исполнителей и

контролирует
их выполнение. Организационная структура
этой системы

определяется,
таким образом, «деревом целей «,
составом исполнителей и

содержанием
программы.

Рассмотрим
его основные стадии.

1.
Формирование общей структурной схемы
системы и её главных

характеристик
(стадия композиции).

2.
Разработка состава подразделений и
основных связей между ними (стадия

структуризации).

3.
Разработка количественных характеристик
аппарата управления,

установление
порядка его деятельности (стадия
регламентации).

При
этом первая стадия имеет принципиальное
значение, поскольку она

определяет
структуру системы управления (организации).
На ней определяются

система
целей и задач организации, её тип и
правовой статус, степень

самостоятельности,
границы деятельности, состав функций.
На второй и

третьей
стадиях устанавливаются более детальные
параметры системы.

Теория
планирования и построения систем
управления для решения новых

проблем
должна основываться на анализе практики
создания и функционирования

существующих
систем. Основная сложность состоит в
том, чтобы среди

множества
единичных фактов и наблюдений различных
специалистов выявить

какие-то
ключевые положения, закономерности,
общие для планирования и

построения
всех систем управления. Среди них можно
выделить следующие:

1.
Формирование системы управления — это
многоэтапный процесс.

2.
Необходимым условием для начала
планирования, а затем и

создания
рассматриваемой системы является
наличие определённой общественной

потребности,
т. е. проблемы, требующей решения. Однако
одной потребности

недостаточно,
нужны ещё определённые условия и
гарантии: экономические,

юридические,
социальные, технические и другие, чтобы
обеспечить системе

необходимую
устойчивость.

3.
Решение вновь возникающих проблем не
обязательно требует создания

новых
систем управления. Многие проблемы
могут успешно решаться в рамках

существующих
систем. Обычно для этого разрабатывается
специальный комплекс

мероприятий
(программа) и готовятся постановления
или приказы, обязывающие

соответствующие
системы выполнять предписанные им новые
функции. Контроль

за
реализацией такой программы осуществляется
организацией, назначаемой

головной
по данной проблеме.

Необходимость
в планировании и построении новых систем
управления

возникает
обычно, когда становится очевидным, что
существующие

организационные
структуры не справляются с решением
проблемы и требуется

создать
новые.

4.
Для выбора способа решения проблем
предварительно проводится их

исследование.
При решении рассматриваемых в данной
работе проблем

наибольшее
распространение получили программно-целевые
методы, наиболее

естественно
связывающие проблему со средствами её
решения.

Решение
сложной проблемы обычно начинают с
построения «дерева целей «,

которых
требуется достичь путём организации и
проведения определённого

комплекса
мероприятий. Задача заключается в том,
чтобы найти этот комплекс,

указать
конкретных исполнителей и сроки
выполнения мероприятий. Для этого

«дерево»
как бы «накладывается» на реальную
среду, в результате чего

находится
необходимая информация и составляется
конкретная программа работ.

1.3.Недостатки
программно-целевого планирования

Программно-целевой
метод планирования выглядит довольно

привлекательным,
т. к. позволяет в значительной степени
влиять на

исследуемую
ситуацию. Однако у него есть ряд
существенных недостатков,

которые
рассмотрены ниже.

1.
Методическая незавершенность.

К
настоящему времени не создано чётких,
устоявшихся определений по

широкому
кругу концептуальных положений разработки
и реализации комплексных

программ,
отсутствует единая точка зрения
исследователей на

основополагающие
понятия программно-целевого планирования
и управления,

соотношение
плана и целевой комплексной программы.
В результате приходится

адаптировать
программные методы к уже существующим
методам планирования и

управления.
Всё это существенно ограничивает рамки
применения программно-

целевого
подхода, который наиболее эффективен
для решения хорошо изученных

проблем,
т. к. для них сравнительно нетрудно
провести исследование по схеме

«цель
— система мероприятий – система
управления».

2.
Программно-целевое планирование
используется, в основном, для

совершенствования
действующих систем управления, а не для

решения
новых проблем.

Эта
ситуация также связана с недостаточностью
научной базы по данному

вопросу.
Руководители программ при создании
новых систем управления

предпочитают
действовать старыми проверенными
методами, чтобы уменьшить

риск.
Однако это не всегда является оптимальным
подходом, что не идет на

пользу
создаваемой программе.

3.
«Забывчивость» систем управления.

Имеется
в виду ситуация, когда на каком-то этапе
своего развития

системы
управления начинают утрачивать связь
с проблемами, для решения

которых
создавались. Специалисты связывают это
с тем, что такая связь

первоначально
не была учтена в полной мере при создании
системы,

определении
её границ, структуры, функций и т. д.
Кроме того, часто

наблюдается
несоответствие затрачиваемых ресурсов
социальной значимости

проблемы,
что не способствует ее успешному решению.

4.
Отсутствие адекватных методик расчёта
экономической

эффективности
программ.

В
результате невозможно объективно
обосновать необходимость создания

программы
и соответствующей системы управления
для решения какой-либо

конкретной
проблемы.

5.
Недостаточная оперативность.

Иногда
с момента появления проблемы до момента
реализации программы по

ее
решению проходят многие годы, в течение
которых обществу наносится

невосполнимый
ущерб от игнорирования проблемы.
Например, десятилетиями

замалчивалась
проблема охраны окружающей среды, пока
наконец не были

созданы
специальные программы. Рано или поздно
проблемы всё равно

«всплывают
на поверхность», однако очевидно, что
чем раньше та или иная

проблема
будет обнаружена и решена, тем больший
ущерб удастся

предотвратить.

Таким
образом, все недостатки программно-целевого
планирования связаны

с
недостаточностью научной базы по данному
вопросу. Следовательно, для

оптимизации
процесса программно-целевого планирования
необходимы дальнейшие

и
более глубокие научные разработки в
этой области.

Этапы становления директивного планирования. Планирование бюджета нормативным методом. Список использованных источников и литературы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Директивное планирование

2. Индикативное планирование

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Планирование является важнейшей функцией управления, которая так же как и управление видоизменяется в процессе развития экономики. Централизованной системе планирования экономикой соответствует адекватная система народнохозяйственного планирования. Переход к рыночной концепции управления потребовал пересмотра всех элементов планирования.

Следует иметь в виду, что система управления экономикой в нашей стране сложилась под воздействием ряда специфических факторов, в число которых входят следующие: монополия государственных предприятий, обусловленная преобладанием государственной собственности; жесткая система установления хозяйственных связей между предприятиями; ограничение производственно-хозяйственной самостоятельности субъектов хозяйствования; концентрация производства, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность; замкнутость единого народнохозяйственного комплекса. Сложившейся экономической системе в полной мере соответствовал механизм народнохозяйственного планирования, который характеризовался следующими принципами: централизация управления единым народно-хозяйственным комплексом в одном центре; доминирование планирования над остальными функциями управления; жесткий государственный контроль за производственно-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования; директивность плановых решений и т.п.

Основными задачами народнохозяйственного планирования были следующие: обеспечение прогрессивных пропорций в развитии общественного производства, устойчивого сбалансированного роста и рационального размещения народнохозяйственного комплекса; ориентация всех звеньев экономики на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов с наименьшими затратами; всемерное развитие прогрессивных форм организации общественного производства; ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса; улучшение использования производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов, увеличение прибыли и рентабельности субъектов хозяйствования.

Обеспечить сбалансированное развитие огромного и сложного хозяйственного организма, каким является экономика страны, на основе единого плана немыслимо без централизованного распределения ресурсов. Поэтому на практике народнохозяйственное планирование сводилось к распределению ограниченных ресурсов министерствами и ведомствами, территориально-производственными комплексами, стройками, предприятиями и объединениями. В орбиту влияния центрального планирования органа были втянуты все основные фондодержатели.

Однако такой подход не только не приводил к сбалансированности заданий планов промышленности, сельского хозяйствования, строительства и товарооборота с реальными возможностями народного хозяйства, но и порождал массу противоречий, что, в конечном счете, приводило к несовпадению интересов субъектов хозяйствования с целями и задачами планов. По этой причине методолог

ПЛАНИРОВАНИЕ, ДИРЕКТИВНОЕ — это… Что такое ПЛАНИРОВАНИЕ, ДИРЕКТИВНОЕ?



ПЛАНИРОВАНИЕ, ДИРЕКТИВНОЕ

народохозяйственное планирование в условиях командной экономики. До предприятия, организации из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника – государства. Важным условием существования Д.п. является использование методов принуждения и поощрения для выполнения планов. Д.п. доказало свою эффективность в кризисные периоды истории: войны, стихийные бедствия и т.д. В другое время нарастает неэффективность Д.п., сковывающего инициативу и действующего зачастую вопреки рыночным законам.

Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики.
А.Н. Азрилиян.
1997.

  • ПЛАНИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТНОЕ
  • ПЛАНИРОВАНИЕ, ИНДИКАТИВНОЕ

Смотреть что такое «ПЛАНИРОВАНИЕ, ДИРЕКТИВНОЕ» в других словарях:

  • Планирование Директивное — См. Планирование Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Планирование директивное — обязательство (план–закон), типичное для командно–административной модели экономики. Как и сама командно–административная модель, директивное планирование –лишь для чрезвычайных и кратковременных ситуаций. Жесткая централизация всех ресурсов,… …   Словарь по экономической теории

  • Планирование директивное —    планы, носящие обязательный характер. Их выполнение контролируется …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • Директивное планирование —    см. Планирование директивное …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • планирование — 1. ПЛАНИРОВАНИЕ см. 1. Планировать. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ см. 2. Планировать. * * * планирование разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как… …   Энциклопедический словарь

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — ПЛАНИРОВАНИЕ, разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование. На макроэкономическом… …   Современная энциклопедия

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное, внутрифирменное планирование. На макроэкономическом уровне важный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Планирование — ПЛАНИРОВАНИЕ, разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование. На макроэкономическом… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Планирование — (planning) См.: бизнес план (business plan). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998. Планирование …   Словарь бизнес-терминов

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — (англ. planning) – 1) координация экономической деятельности государством или уполномоченными институтами путем составления плана; – 2) определение объемов и структуры конечного продукта путем распределения факторов производства. Различают… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

3.Индикативное и директивное планирование

3.1.Сущность и содержание индикативного планирования

Экономический
механизм хозяйствования в условиях
рынка включает ряд инструментов
государственного
регулирования
.
К ним относят: правовое регулирование,
налоговую, финансовую, таможенную
политику. Они могут быть как прямого
так и косвенного воздействия. Одной
форм косвенного воздействия государства
на предприятия является индикативное
планирование
.

Индикативное
планирование

это
процесс
формирования индикаторов

социально-экономического развития, а
также
прогнозирования
экономических результатов
,
позволяющих достичь состояния экономики,
соответствующей выработанной системе
индикаторов.

Индикативное
планирование

– это государственное планирование
деятельностью предприятий на основе
стимулов в виде льгот, нормативов –
индикаторов, мотивирующих деятельность
в той или иной отрасли (Пуряев).

Директивное
планирование

– это государственное планирование
деятельностью предприятия на основе
«жесткого» плана производства и
распределения продукции, имевшего силу
закона и подлежащего неукоснительному
исполнению.

Ниже в таблице
приведены отличительные характеристики
индикативного и директивного планирования
экономики.

признак

индикативное
планирование

Директивное
планирование

Характер
планирования

Рекомендательный

Адресный жесткий,
приказывающий, навязывающий

Воздействие
планирования

Косвенное через
систему экономических нормативов и
льгот

Прямое через
систему указаний, приказов и назначений.

Показатели
планирования

Стоимостные (в
основном)

Натуральные,
стоимостные и все остальные

Содержание
планирования

Регулирование
деятельности

Навязывание
деятельности

Методы
планирования

Экономические

Административные

Концепции

Концепция
самостоятельного эффективного
использования ограниченных ресурсов.
Рыночное ценообразование

Концепция
отсутствия инициативы и самостоятельности.
Концепция бесплатности факторов
производства и лимитного распределения
ресурсов. Централизованное ценообразование

Роль индикативного
планирования заключается в следующем:

  1. Определять
    направления развития и приоритеты
    развития различных отраслей народного
    хозяйства.

  2. Давать импульс
    развития предпринимательства через
    участие в реализации различных программ
    и тем самым способствовать созданию
    конкурентной среды.

  3. Создавать
    предпосылки для развития НТП.

  4. Создавать
    инновационную и инвестиционную
    привлекательность приоритетных
    направлений развития.

  5. Способствовать
    финансовому оздоровлению экономики
    через систему экономических нормативов
    и льгот.

  6. Обеспечивать
    эколого-социальную безопасность
    функционирования экономики.

Индикативный план
государства должен включать:

  1. Концептуальную
    часть
    , т.е.
    общую принципиальную модель (концепцию)
    социально-экономического развития
    страны (региона). В этой части обосновываются
    цели и приоритеты государственной
    социально-экономической политики, а
    также задачи и способы достижения их.

  2. Прогнозную
    часть
    ,
    прогноз социально-экономического
    развития страны (региона). Прогноз
    является базисом для осуществления
    политики государственного регулирования
    экономики и социальной сферы. В
    прогнозах формируются индикаторы
    (indiсator
    от лат.
    указатель)
    социально-экономического развития,
    т.е. показатели характеризующие
    необходимое состояние экономики к
    которому предполагается стремиться
    (показатели
    структуры, динамики и эффективности
    экономики; состояния финансов; денежного
    обращения; товарных и фондовых рынков;
    состояния цен; уровня занятости и жизни
    населения, и прочей хозяйственной
    деятельности государства). Индикаторы
    должны быть между собой взаимосвязаны
    и сбалансированы так, что бы отражать
    количественную характеристику
    социально-экономической политики
    государства. В индикативный план
    включается целостная система прогнозов
    социально-экономического развития (от
    долгосрочных (10-15 лет), среднесрочных
    (3-5 лет) до краткосрочных (1 год)).

  3. Планово-регулирующую
    часть,
    т.е.
    государственные федеральные и
    региональные целевые программы и
    систему экономических регуляторов.

Государственные
федеральные и региональные целевые
комплексные программы разрабатываются
для реализации приоритетов, определенных
в концепции и прогнозах.

Государственное
регулирование осуществляется в двух
формах: в форме законодательства и форме
программ. Законодательство устанавливает
общие «правила игры» для всех участников
общественного производства. Программы
отражают льготные условия ля участников
конкретных направлений по приоритетным
проблемам. Механизмы государственного
регулирования экономики представлены
бюджетной политикой, налоговой политикой,
финансово-кредитной политикой, ценовой
политикой, денежно-эмиссионной политикой
и внешнеэкономической политикой.

Система экономических
регуляторов состоит из комплекса
натуральных и стоимостных нормативных
показателей, посредством которых
государство воздействует на экономику
для достижения поставленных целей.
Данная система может включать:

  • Перечень
    лицензируемых отдельных видов
    деятельности и квоты на экспорт отдельных
    видов продукции.

  • Объемы поставок
    продукции, работ и услуг для государственных
    нужд, размещаемые на конкурсной основе
    на предприятиях.

  • Бюджетные субсидии
    и дотации, необходимые для поддержания
    отдельных отраслей и регионов.

  • Объемы
    капиталовложений, финансируемых из
    бюджета, а также перечень важнейших
    строек, осуществляемых с помощью
    государства.

  • Сведения для
    предприятий, участвующих в программах
    по снижению налоговых ставок, процентов
    по кредитам, ставок таможенных сборов,
    изменению норм и порядка начисления
    амортизации и т.д.

4.4.1. Директивное планирование — Eclib.net


Учебники по экономике

4.4.1. Директивное планирование

  Директивное планирование — представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.
  Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника — государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.
  В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим — макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.
  Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.
  Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе:
  Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту. (Если верить оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономику приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. См. Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics. N.Y., 1987, p. 422).
  Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.
  Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.
  Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.



Директивное планирование,сферы бизнеса, где это необходимо

Директивно планировать необходимоБизнес с самого начала основан на планировании (бизнес-планах), но в процессе становления предприятия оно тоже может быть разным. Интересной его разновидностью является директивное планирование.

Планирование относится к виду управленческой деятельности, направленному на обоснование мероприятий, которые обеспечивают достижение поставленных целей.

Необходимость в планировании обусловлена потребностями развития бизнеса, условиями рынка. Любая экономическая деятельность требует планирования, предвидения последствий.

В современном предпринимательстве директивное планирование подразумевает носящие обязательный характер планы, выполнение которых строго контролируется.

Директивное планирование представляется также как процесс разработки планов, имеющих силу нормативных актов. Оно включает комплекс специальных мер по обеспечению выполнения разработанных планов.

Директивные планы носят адресный характер (направлены на конкретных субъектов бизнеса), обязательны для всех исполнителей, при этом должностные лица несут персональную ответственность за невыполнение заданий плана.

Сущность директивного планирования в бизнесе заключена в том, что у юридического лица существует единый плановый центр, доводящий планы работ во все подразделения (отделы), до каждого сотрудника в отдельности, утверждающий цены, прикрепляющий поставщиков, регламентирующий сбыт.

Здесь «плановыполнение» жестко контролируется. Важным условием использования директивного планирования является использование методов принуждения, а также поощрения за выполнение планов.

Любое директивное планирование всегда подразумевает нечто обязательное, жесткое, подлежащее неукоснительному исполнению.

Также, предполагается применение задач командно-административных рычагов для претворения в жизнь разработанных целей.

Условие обязательности здесь реализуется посредством издания соответствующих административно-распорядительных документов — указов, распоряжений, приказов, инструкций, локальных актов.

После чего осуществляется непосредственная реализация установленных заданий, текущий, промежуточный, конечный контроль степени выполнения этапов плана.

Применяются меры административного, дисциплинарного, материального воздействия на исполнителя в зависимости от качества конечного достигнутого результата.

Самый масштабный эксперимент по директивному планированию в истории человечества — государственное директивное планирование в СССР, потерпел крах и, в итоге, был раскритикован.

Несмотря на это, элементы такого планирования могут и должны использоваться при определенных условиях не только в сфере бизнеса, но и на государственном уровне экономики.

Кроме того, аналогичный эксперимент на современном этапе развития экономики в Китае, принес положительные результаты. А это значит, что плох не сам способ планирования, а конкретные методы его внедрения.

Поэтому в каждом конкретном случае объекты, сферы, объемы применения директивного планирования должны иметь обязательные мотивы и обоснование.

К сожалению, реалии российского общества таковы, что без жесткого контроля и принуждения даже в бизнесе порой никак не обойтись.

Поэтому в крупных бизнес-системах, таких как: концерны, конгломераты, транснациональные компании, финансово-промышленные группы, корпорации, директивное планирование вполне оправданно.

Актуально оно и в государственном секторе экономики, в партнерстве государства и предпринимательства/

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Директивное планирование — это… Что такое Директивное планирование?



Директивное планирование

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2011.

  • Директ Мейл
  • Дирижизм

Смотреть что такое «Директивное планирование» в других словарях:

  • ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — – установление государством плана производства (затрат и выпуска) в натуральной форме, цен на продукцию, определение поставщиков и потребителей …   Экономика от А до Я: Тематический справочник

  • Планирование директивное — обязательство (план–закон), типичное для командно–административной модели экономики. Как и сама командно–административная модель, директивное планирование –лишь для чрезвычайных и кратковременных ситуаций. Жесткая централизация всех ресурсов,… …   Словарь по экономической теории

  • планирование — 1. ПЛАНИРОВАНИЕ см. 1. Планировать. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ см. 2. Планировать. * * * планирование разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как… …   Энциклопедический словарь

  • Планирование Директивное — См. Планирование Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — ПЛАНИРОВАНИЕ, разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование. На макроэкономическом… …   Современная энциклопедия

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное, внутрифирменное планирование. На макроэкономическом уровне важный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Планирование — ПЛАНИРОВАНИЕ, разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование. На макроэкономическом… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Планирование — (planning) См.: бизнес план (business plan). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998. Планирование …   Словарь бизнес-терминов

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — (англ. planning) – 1) координация экономической деятельности государством или уполномоченными институтами путем составления плана; – 2) определение объемов и структуры конечного продукта путем распределения факторов производства. Различают… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • ПЛАНИРОВАНИЕ, ДИРЕКТИВНОЕ — народохозяйственное планирование в условиях командной экономики. До предприятия, организации из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко… …   Большой экономический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *