2 система: Система 1 и система 2 – Дэниэль Канеман – Две системы — Вики LessWrong.ru

Содержание

Система 1 и система 2 – Дэниэль Канеман

Думать – не машины разгружать!

Давайте сравним длину верхнего и нижнего горизонтального отрезков.
Не правда ли, первое, что приходит в голову: верхний отрезок явно короче, нижний длиннее.
Возможно мы, будучи совершенно уверены в своей правоте, удовлетворились бы решением и вскоре забыли бы о задаче.
Но есть проблема: на деле отрезки равной длины. И чтобы убедиться в этом, нам достаточно измерить оба обыкновенной линейкой.

  • image

Ошибка, которую мы допустили вследствие поспешной визуальной оценки говорит о многом.
Она далеко не случайна и наглядно демонстрирует нам, как несовершенство нашего восприятия, дополненное специфическими
особенностями обработки уже искаженной нами информации, формируют неправильный ответ.

О том, почему мы ошибаемся в очевидной ситуации, какой может быть цена такой ошибки и как можно ее исправить рассказал
нобелевский лауреат, доктор психологии Дэниэль Канеман в книге «Мышление быстрое и медленное».
Книга Даниэля Канемана – настольное пособие для всех, кто настроен овладеть редчайшим искусством ясно мыслить и ясно излагать,
отсеивать истинные суждения от ложных стереотипов, находить в споре аргументы, которые будут иметь решающее значение,
оценивать риски того или иного решения объективно, а не интуитивно.


Канеман разрушил миф, на котором строится множество экономических теорий, ставящих во главу угла «человека рационального»,
способного, располагая достаточным объемом информации, уверенно принимать взвешенные, логически обоснованные решения
(модель «homo economicus»).
Он показал, что человек в своей природе скорее иррационален и оценивает события, ситуации и вероятные риски, руководствуясь
не столько логикой, сколько интуицией, субъективным опытом и социальными стереотипами.
Подобно тому, как публика на конференции с удовольствием и воодушевлением воспринимает внешне привлекательного лектора,
излучающего уверенность в себе и открыто зевает, если увлеченный оратор забыл «привести себя в соответствие» с ее ожиданием
(«эффект ореола»).

Думать – не машины разгружать – уверенно скажут многие! А в действительности все обстоит с точностью до наоборот.
Логический анализ при оценке той или иной ситуации отнимает у нас значительно больше энергии, чем физическая нагрузка.
Только в отличие от нас, наш мозг прекрасно знает об этом, и использует логику в решении текущих проблем лишь в крайнем случае,
предпочитая задействовать интуицию. И часто такой «легкий» путь приводит к серьезным ошибкам.
Почему, и как это работает, как формируются наши знания, навыки и ошибки, как развиваются и взаимодействуют между собой системы
мышления, отвечающие за интуитивный и логический анализ, мы расскажем ниже.

Система 1 и Система 2. Интуиция и логика

Существуют две Системы обработки информации, которые Канеман называет Системой 1 и Системой 2.
Система 1 работает интуитивно, «в автоматическом режиме» и обрабатывает информацию почти мгновенно.
Она не требует, или почти не требует усилий и не создает ощущения намеренного контроля. Система 2, напротив, требует
определенных сознательных умственных «затрат» и привлечения нашего внимания.
Действия Системы 2 связаны с логическим выбором и концентрацией.
Хотя Система 2 в процессе обработки информации и признает себя «субъектом, принимающим окончательное решение», большинство
наших решений – продукт Системы 1.


Способность вести оценку текущих задач с помощью Системы 1 развилась в ходе эволюции и стала основным фактором выживания
человека как вида. Как дела? Нет ли угрозы? Не просматривается ли удобная возможность?
Все ли в порядке? – На эти вопросы Система 1 отвечает автоматически и непрерывно.
А помогают ей в этом нейронные механизмы, сознательно отключить которые невозможно.
Результаты процесса обработки информации этими механизмами мы воспринимаем в готовом виде на понятном нам языке: если среда
оценивается Системой 1 как знакомая и безопасная = нам комфортно и легко.

Канеман предлагает рассматривать Систему 1 и 2 как двух независимых субъектов, обладающих собственными уникальными функциями,
способностями и ограничениями.

Модель Канемана и принцип наименьшего сопротивления

Все в природе движется и развивается по пути наименьшего сопротивления, предполагающего минимальные из всех возможных
энергозатраты.
Для того, чтобы убедиться в этом – достаточно внимательно присмотреться к потоку воды, впервые прокладывающему себе путь к
точке, расположенной ниже.
И процесс человеческого мышления – не исключение. Если работает Система 1 – интуиция, располагающая набором готовых ответов
и решений, то наш мозг чаще всего принимает совершенно естественное и природное решение: подключать возможности Системы 2 и
анализировать – чересчур «затратно».

  • image

Принимая решения, мы используем эвристический подход, который не является точным и оптимальным, но оказывается достаточен для
решения конкретной задачи.
Эвристические алгоритмы
позволяют нам максимально ускорить и упростить процесс принятия решения в тех случаях, когда точное решение найти слишком
трудоемко или проблематично в связи с отсутствием необходимых знаний.
Чаще всего, формируя ответ, мы руководствуемся собственной интуицией и мнением общества.
И это в большинстве случаев помогает найти подходящий для нас выход из положения «здесь и сейчас».
Но это срабатывает далеко не всегда …

Пример:

По условиям задачи бейсбольная бита стоит на 1$ дороже, чем бейсбольный мяч. В сумме мяч и бита стоит 1.10$.
Сколько стоит мяч?

Ответ, который практически сразу, автоматически приходит в голову абсолютному большинству людей – 10 центов.
Но, 10 ? – это неправильный ответ. Давайте убедимся:

Если мяч стоит 10?, а бита стоит на 1 $ дороже, то стоимость биты будет 1 + 0.1 = 1.10$.
Тогда в сумме мяч и бита будут стоить 1.10 +0.10 = 1.20$,что противоречит условиям задачи.

Правильный ответ – 0.05$. Тогда условия выполняются, поскольку бита будет стоить 1.00 + 0.05 = 1.05$ и мяч 0.05$.
Что в сумме даст 1.05 + 0.05 = 1.10$.

Проблема в том, что ответ, лежащий «на поверхности» – 0.10$.
Именно такой ответ дали более половины студентов Принстонского, Гарвардского и Массачусетского университетов даже после
некоторых размышлений!
Все, кто ответил неправильно, включая студентов, просто не проверили правильность своих рассуждений при помощи
простейших логических инструментов.
Они пренебрегли возможностями Системы 2, полностью доверившись интуиции и ассоциативному мышлению.

Система 1 способна реагировать на впечатления в связи с событиями о которых Система 2 и не подозревает.
Эта способность нашего мышления обеспечивает возникновение чувства симпатии при повторе ситуации, что психолог Роберт Зайонц
считал важнейшей биологической особенностью.
Это, по его мнению, позволяет живым организмам выживать, с осторожностью и опаской реагируя на новые раздражители.
Поэтому для животного, относящегося к незнакомой ситуации без подозрений перспектива выживания как вида снижается на порядок.



Эффективность работы Системы 1 зависит от нашего настроения: связь с интуицией прерывается, если мы расстроены или чувствуем
себя неловко.
Напротив, если мы в хорошем настроении, контроль Системы 2 ослабевает интуиция и наши способности к творчеству проявляют себя
полнее. Мы наслаждаемся состоянием «когнитивной легкости».
Вместе с тем, пропорционально ослаблению контроля со стороны Системы 2 растет вероятность совершения логических ошибок.
Задействование возможностей Системы 2 ограничит нас в креативности, но позволит избежать множества ошибок.

Как принимаются решения

Полученный опыт формирует у нас личный ассоциативный ряд – «библиотеку» слов и впечатлений, вызывающих у нас вполне конкретные
неприятные или, напротив, приятные ассоциации.
Если написать такое слово на доске и затем попросить прочитать, то наше тело и лицо отреагируют конкретным набором реакций.
Так, например, если слово несет положительную эмоциональную нагрузку – тело инстинктивно чуть подастся вперед, если
отрицательную – чуть отклонится назад.
Аналогично с мимикой – неприятное вызовет на лице напряжение и наденет соответствующую тревожно-недовольную маску.
Приятное, напротив, вызовет чуть заметную улыбку и расслабит лицевые мышцы.
Такую же реакцию можно ожидать в том случае, если приятное или неприятное слово будет нами услышано или если мы сможем увидеть
своими глазами то, чему оно соответствует.
Таким образом у каждого из нас на сознательном этапе жизни в памяти уже сформированы ярлыки, которые мы извлекаем, оценивая
ту или иную ситуацию.


Любой объект можно воспринять по-разному – дать одну из нескольких возможных интерпретаций.
Но то, какую именно интерпретацию при формировании оценочного суждения предпочтет Система 1 в каждый момент времени определяет
контекст: кто вероятнее будет играть в бридж, а кто в покер – банкир с Уолт-стрит или английский профессор?
Первым ответом, приходящим в голову абсолютному большинству реципиентов будет такой: банкир, вероятнее всего, выберет покер,
а профессор – бридж. Именно такой ответ, приходящий на уровне ассоциаций, сформировала наша культура.

При «навешивании ярлыков» варианты ответа, выпадающие из контекста, либо подавляются, либо попросту не приходят на ум.
В повседневной жизни Система 1 просто игнорирует этот факт, отметает двусмысленность и всякие сомнения в правильности выбора,
которые предлагает рассмотреть Система 2.
Система 1 «не сомневается» и сообщает сознанию, что выбор сделан, а мы даже не догадываемся, что выбор у нас был.
Это объясняет, почему большая часть ошибок совершается нами по вполне определенным шаблонам.

Чтобы стать гроссмейстером талантливому шахматисту потребуется 10 000 часов практики.
Гроссмейстер – это колоссальный живой банк информации, хранящий в памяти от 50 до 100 тысяч различных полезных комбинаций.
Но для того, чтобы обрести автоматический навык моментального принятия решений в том или ином деле, одних знаний и набора
ассоциаций оказывается мало. Требуется обратная связь.
И второе обязательное условие обретения навыка, необходимого для моментального принятия решений – наличие достаточного
отрицательного и положительного опыта.

Просто о сложном. Замещение

Нередко создается обманчивое впечатление, что человек может что-то сделать или предсказать абсолютно верно, хотя в
действительности гарантировать 100% правильных ответов невозможно.
Проблема в том, что предсказывая что-то при помощи инструментов интуиции, эксперты обращаются к данным и прошлому опыту.
Мы верим, что способны прогнозировать будущее, обращаясь к опыту прошлого, но в действительности мы зачастую знаем о прошлом
значительно меньше, чем нам кажется.


Инвестор, оценивающий эффективность вкладов в акции компании Форд, не найдя подходящих аргументов в пользу такого решения,
задался простым вопросом: «А насколько мне нравятся автомобили Форд?».
Положительный ответ на более простой вопрос, в конечном счете, определил его решение в пользу расширения инвестиций.
Используя свою интуицию и опыт, инвестор подменил более сложную задачу, требующую статистической оценки, на более простую.
Очевидно, что при таком подходе он переоценил собственное понимание вопроса и, руководствуясь ограниченным опытом прошлого,
недооценил вероятную роль случая в развитии будущих событий.

Наш пример показывает, что Система 1 оказывается невосприимчива ни к качеству, ни к количеству информации, используемой ею
для формирования прогнозов.
Более того, чем меньше знаний и опыта, тем проще Системе 1 выстроить согласованную схему из меньшего числа компонентов.
Проще говоря: чем меньше знаешь, тем быстрее отвечаешь.

Согласно исследованиям Канемана, предсказания, полученные путем математического расчета при помощи простейших логических
инструментов Системы 2 в большинстве случаев оказываются не хуже, а лучше результатов, полученных при использовании Системы 1.

Вероятная ошибка Системы 1 заключена в самом механизме обработки поступающей информации:

  1. Интуитивные инструменты системы 1 включаются на полную мощность всякий раз, когда требуется решить определенную задачу.
  2. Если человек располагает достаточным багажом знаний и опыта, Система 1 распознает ситуацию и выдает моментальное решение.
    В большинстве случаев оно оказывается верным.
  3. Если достаточной квалификации для решения вопроса нет, интуиция по-прежнему подыскивает наиболее близкие варианты
    моментального ответа, но это уже будет ответом на другой вопрос.

Итак, существует очень короткий путь для формирования мозгом моментального ответа – дать более простую интерпретацию, чем та,
которую предполагает ответ на поставленный вопрос.
Мозг настроен совершить меньшую работу и затратить на это меньшую энергию, «соглашаясь» на то, что вероятность ошибки при этом
может увеличится.
Поэтому предпочтительней для решения большинства повседневных вопросов с этой точки зрения оказывается Система 1.
Этот прием разума называется замещением.

  • image

Как заметил психолог Дэниэль Гилберт в своем очерке «Как верят мыслительные системы», понимание утверждений начинается с
попытки в них поверить: сначала мы узнаем, что будет означать мысль, если она окажется верной.
И только после этого принимается решение: разувериться в ней или принять во внимание.
Система 2 склонна не доверять, Система 1, предлагающая автоматический ответ, напротив, склонна поверить. Поэтому,
«… Когда ресурсы Системы 2 загружены решением какой-то другой задачи, мы склонны поверить во что угодно».

Замещая смысл, мы отвечаем на простой вопрос, тогда как задан сложный.
Несмотря на подмену смысловых понятий, такая хитрость разума часто отлично срабатывает, но часто и уводит в сторону.
Поскольку механизм срабатывает автоматически, в большинстве случаев этот процесс наше сознание отследить неспособно.

Иллюзии и Конфликты

На объективность и качество решений, принимаемых Системой 1 влияет и то, какую информации для обработки мы ей «скармливаем».
Чем значительней искажения при восприятии нами того или иного объекта или фрагмента действительности, тем ниже качество
принимаемого нами решения.

  • image

Пример: давайте сравним рост фигур на рисунке выше.
Очевидно, что они неодинаковы по росту – дальняя фигура кажется выше, чем две предыдущие.
Аналогично, средняя кажется выше, чем ближайшая к нам и ниже, чем наиболее удаленная.
Но на самом деле, это один и тот же человек. В чем же здесь причина зрительного обмана?
Причина в том, что мы интерпретируем ситуацию в контексте 3-х измерений, тогда как для получения точного ответа на поставленный
вопрос фигуры нужно было бы расположить на плоскости. Тогда вероятность ошибки была бы сведена к несущественному минимуму.

Пример иллюстрирует, как моментальный ответ, который формирует Система 1 может ввести в заблуждение.
Помимо визуальных, Система 1 может продуцировать когнитивные иллюзии.

Чаще всего мы удовлетворяемся теми ответами, которые формирует для нас Система 1.
Но иногда мы испытываем странное и неприятное чувство, что мозг словно раздваивается.
Такое случается, когда логика и интуиция вступают в явное противоречие.

Пример: классический визуальный эксперимент, демонстрирующий конфликт между Системами:

  • image

При выполнении задачи, несмотря на попытки сконцентрироваться, мы постоянно «спотыкаемся» о противоречие между тем, что
намеревались выполнить и автоматической реакцией, которая явно тормозит процесс оценки.
Преодолеть затруднения и справится с задачей в итоге нам позволяет Система 2, «включившая» функцию самоконтроля и
преодолевшая «сбитую с толку» Систему 1.

Погрешности, связанные с ошибкой восприятия и интерпретации возникают повсеместно. Они неизбежны.
Становясь частью нашей статистической модели мира такие типичные ошибки становятся нашими «систематическими иллюзиями».
Поскольку Систему 1 сознательно отключить невозможно, то предотвратить визуальные и когнитивные ошибки мышления и избежать
конфликтов между двумя Системами проблематично. Но снизить их вероятность можно, привлекая ресурсы Системы 2.
Но постоянный самоконтроль крайне изнуряет.

Единственное компромиссное решение – учиться распознавать ситуации, создающие ошибки и задействовать ресурсы обоих систем в тех
случаях, когда ставки и риски очень высоки.

Невидимая Горилла

Поскольку объем нашего внимания (оперативной памяти), которым мы располагаем в каждый момент времени ограничен, он может быть
распределен лишь на конечное число решаемых задач.
Наши попытки «объять необъятное», уподобиться Цезарю и качественно решить одновременно несколько ресурсоемких задач обречены на
провал.
Сосредотачиваясь на чем-то одном люди фактически слепнут, хотя на другие события, происходящие с ними в тот же момент в иной
ситуации они обязательно обратили бы внимание.

Феномен «захвата внимания», описанный Канеманом блестяще продемонстрировал знаменитый эксперимент «Невидимая горилла»
(Invisible gorilla), проделанный в 1998 году Даниэлем Саймонсом и Кристофером Шабри и подробно описанный ими в
одноименной книге.

  • image

Для подтверждения своей идеи авторы предложили двум командам в белой и черной одежде провести импровизированный баскетбольный
матч. Зрителям предложили просчитать, сколько точных передач друг другу сделают игроки в белой футболке.
На игроков в черных футболках, также перебрасывающих друг другу мяч по условиям эксперимента внимания обращать было не нужно.
В середине ролика на импровизированную площадку вышла женщина в костюме гориллы.
Она неспешно пересекла все обозреваемое пространство справа-налево, задержалась на несколько секунд среди играющих,
развернувшись к зрителям и постучав себя по груди. В общей сложности она находилась в кадре 9 секунд.

  • image

Этот короткий ролик просмотрело тысячи зрителей и примерно половина из тех, кто
принял участие в эксперименте не обратили на гориллу никакого внимания. Они просто не заметили ее появления.
Их внимание было полностью захвачено подсчетом и дополнительно ограничено условием: не отвлекаться на игроков в одежде черного
цвета.
Как вы догадались, те зрители, которые не принимали непосредственного участия в эксперименте заметили гориллу в первые секунды
ее появления.

Эксперимент наглядно продемонстрировал ограниченность в способности Системы 1 видеть и ориентироваться: Система 1 справляется
со своими автоматическими функциями только при строгом ограничении числа внешних раздражителей.

Интересно, что те участники эксперимента, которые не обратили внимание на гориллу, были шокированы своей «невнимательностью».
Они оказались не просто слепы к очевидному, они даже не осознавали своей слепоты.

Итоги

На определенные обстоятельства и ситуации люди реагируют вполне определенным образом, зачастую совершая в момент оценки вполне
предсказуемые, типичные ошибки.
Такие ошибки Канеман назвал искажениями и доказал, что их причина – вовсе не определенный набор испытываемых эмоций, как
считали ранее, а особенности самого процесса мышления.
Мы принимаем оценочное решение руководствуясь в основном интуицией, а не сознанием и логикой, предполагающей, что одна мысль
становится естественным продолжением другой.
Главная работа разума, формирующая нашу оценку и ответную реакцию на событие, человека, ситуацию ведется незаметно для нас.

Таким образом обработка внешней и внутренней информации ведется человеческим мозгом в одном из двух режимов, которые
Д. Канеман для простоты назвал Системой 1 и Системой 2.
Эти Системы = Режимы способны работать независимо друг от друга и давать одному и тому же событию разную оценку.

Мы принимаем оценочное решение руководствуясь в основном интуицией, а не сознанием и логикой, предполагающей, что одна мысль
становится естественным продолжением другой.
Главная работа разума, формирующая нашу оценку и ответную реакцию на событие, человека, ситуацию ведется незаметно для нас.

Основная функция Системы 1 – информационная поддержка и обновление нашей личной модели окружающего мира, которая выстраивает
события и ситуации в соответствии с нашими представлениями о них.
Благодаря Системе 1 мы располагаем возможностью выявлять причинные связи, «вписываться» в окружающую действительность и
отсеивать аномалии вроде татуированных аристократов и беременных мужчин.

Пока мы пребываем в состоянии бодрствования, задействованы обе системы обработки информации.
Но основной процент оценочных суждений выносится Системой 1. При этом Система 1 стремится подавить неоднозначность и сомнения.
В случае, если Система 1 испытывает затруднения с обработкой информации, Система 2 перехватывает управление и в этом случае
чаще всего выносит окончательный вердикт.

Распределение функций и полномочий между системами 1 и 2 оказывается очень эффективным, поскольку обеспечивает максимум
производительности при минимуме энергозатрат. Большую часть времени такое распределение справляется с текущими задачами.
Система 1 формирует краткосрочные прогнозы и «работающие» модели ситуаций, оперативно и, в большинстве случаев, адекватно
реагируя на происходящее.
Но в некоторых случаях ее преимущество становится ее ограничением: при отсутствии достаточного количества информации для
анализа она дает легкие ответы на сложные вопросы.
При этом «отключить» Систему 1 невозможно: увидев на экране знакомое слово вы сможете прочитать его только в том случае,
если ваше внимание не захвачено чем-то другим.

Если отключить доминирующую Систему 1 невозможно, то как можно на практике сократить вероятность типичных (эвристических)
ошибок, связанных с ее несовершенством и ограниченностью?

Рассмотрим на примере.

Для того, чтобы минимизировать вероятность ошибок, возникающих вследствие ограничений Системы 1, руководителям компаний
предлагается воспользоваться простой и эффективной методикой. В ее основе лежит принцип независимости суждений.
Если перед руководством стоит задача принятия ответственного коллегиального решения, то все участники совещания высказывают
свое мнение до совещания. Это позволит использовать интеллектуальный и творческий потенциал группы по-максимуму.
Усредненный результат позволит получить наиболее точную оценку.
Напротив, в случае открытого обсуждения, мнения ораторов, говорящих первыми и выглядящих более убедительно подавляют
«здоровую» инициативу окружающих.

В следующих статьях о Ценных Идеях Дэниэля Канемана вы найдете другие ключики к тому, как преодолеть ограничения, связанные
с особенностью нашего мышления, оценки и восприятия. Как научиться сомневаться в те моменты, когда это действительно необходимо.
Как эффективнее использовать сильные стороны Систем 1 и Систем 2 для достижения лучших результатов.

Источники:

Дэниэль Канеман
«Думай медленно… Решай быстро»

Думай медленно решай быстро Интуиция и
рациональность с Даниэлем Канеманом

wikipedia.org

Дэн Ариэли

Поделитесь

https://goal-life.com/page/kniga/idea/sistema1-2, 1656431914 whatsappwhatsapp

0

telegramtelegram

0

Ещё почитать:


Две системы — Вики LessWrong.ru

На эту тему существует страница в англоязычной Википедии: Dual process theory

Первая и вторая системы (Система 1 и Система 2) — способ описать два режима человеческого мышления. Мы говорим, что работает первая система, когда человек что-то осознаёт автоматически, практически без каких-либо усилий: например, понимает смысл написанного на хорошо знакомом языке, узнаёт известного ему человека в лицо, когда в памяти всплывает что-то очень хорошо заученное, и так далее. Мы говорим, что работает вторая система, когда человек может осознать собственный мыслительный процесс, может понять, что он предпринимает умственные усилия.

Система 1 и Система 2 — это абстракции, в человеческом мозге не выделены какие-то участки, про которые можно сказать, мол, вот это отвечает за работу Системы 1, а это — за Систему 2, однако, этими абстракциями удобно пользоваться для рассуждений о мышлении.

Более подробнее об этом можно прочитать в книге Д. Канемана «Думай медленно… решай быстро».

  • Система 1 срабатывает автоматически и очень быстро, почти не требуя усилий и не давая ощущения намеренного контроля. Например может (примеры ранжированы по возрастанию сложности):
    • Определить, какой из двух объектов ближе
    • Сориентироваться в сторону источника резкого звука
    • Закончить фразу «Хлеб с …»
    • Изобразить гримасу отвращения при виде мерзкой картинки
    • Определить враждебность в голосе
    • Решить пример 2 + 2 =?
    • Прочитать слова на больших рекламных щитах
    • Вести машину по пустой дороге
    • Сделать сильный шахматный ход (если вы — гроссмейстер)
    • Понять простое предложение
    • Определить, что описание «тихий, аккуратный чело век, уделяющий много внимания деталям» похоже на стереотип, связанный с некоей профессией
  • Система 2 выделяет внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, в том числе для сложных вычислений. Действия Системы 2 часто связаны с субъективным ощущением деятельности, выбора и концентрации. Например может:
    • Готовиться к сигналу старта в забеге.
    • Наблюдать за клоунами в цирке
    • Услышать в переполненной шумной комнате голос нужного человека
    • Заметить седую женщину
    • Идентифицировать удививший звук, порывшись в памяти
    • Намеренно ускорить шаг
    • Следить за уместностью поведения в определенной социальной ситуации
    • Считать количество букв «а» в тексте
    • Продиктовать собеседнику свой номер телефона
    • Припарковаться там, где мало места (если только вы не профессиональный парковщик)
    • Сравнить две стиральные машины по цене и функциям.
    • Заполнить налоговую декларацию
    • Проверить состоятельность сложных логических аргументов

Пока мы бодрствуем, работают обе системы: первая — автоматически, а вторая — находится в комфортном режиме минимальных усилий. Когда все проходит гладко — а так случается почти всегда, — Система 2 принимает предложения Системы 1 совсем или почти без изменений. Большую часть времени Система 1 отлично выполняет свои функции, однако ей свойственны свои искажения и систематические ошибки, особенно плохо она разбирается в логике и статистике.

Когда Система 1 сталкивается с трудностями, она обращается к Системе 2 для решения текущей проблемы с помощью более подробной и целенаправленной обработки. Систему 2 мобилизуют при возникновении вопроса, на который у Системы 1 нет ответа, как, вероятно, случилось с вами и виде примера на умножение 17×24{\displaystyle 17\times 24}. Осознанный прилив внимания также ощущается, если вас застали врасплох. Система 2 приходит в действие, когда обнаруживается событие, нарушающее модель окружающего мира в представлении Системы 1.

Думая о себе, мы подразумеваем Систему 2 — сознательное, разумное «я», которое совершает выбор и принимает решения, о чем думать и что делать. Хотя Система 2 и считает себя главным действующим лицом, в действительности герой этой книги — автоматически реагирующая Система 1. Я полагаю, что она без усилий порождает впечатления и чувства, которые являются главным источником убеждений и сознательных выборов Системы 2. Автоматические действия Системы 1 генерируют удивительно сложные схемы мыслей, но лишь более медленная Система 2 может выстроить их в упорядоченную последовательность шагов.

Каталог строительных материалов | СИСТЕМА 2

Компания СИСТЕМА 2 поставляет 250 000+ наименований строительных материалов.
Здесь представлен не полный перечень нашей продукции. Если вы не нашли в каталоге интересующие вас изделия, отправьте запрос по электронной почте .

ЖБИ


ЖБИ — железобетонные изделия (большой выбор типовых изделий и под заказ).

Бетон, раствор


Бетон (все разновидности, с добавками и примесью).

Металлопрокат

Металлопрокат (широкий спектр, в различном исполнении).

Опалубка

Опалубка (весь ряд для комплектации, с расходными материалами).

Пиломатериалы


Пиломатериалы (доска, брус, фанера, плиты).

Кирпич


Кирпич (большой выбор и разновидность).

Стеновые материалы


Стеновые материалы (блоки, пазогребневые плиты, камень, плитка).

Цемент, сухие смеси


Сыпучие смеси.

Нерудные материалы


Нерудные материалы (песок, щебень, керамзит, глина, грунт, отсев, гравий).

Изоляция


(тепло-, шумо-, паро-, ветро- и техническая изоляция)

Сопутствующая инженерия

(электрика, сантехника и вентиляция)

Гидроабразивная резка

Гидроабразивная резка — резка любых листовых материалов водой с абразивом под сверхвысоким давлением — 4000 атмосфер.

Размер стола 2000х3000 мм. Толщина обрабатываемого материала — до 200 мм

Что такое Система 1 и Система 2?

Сегодня поговорим о двух базовых для поведенческих наук (бихейвиоризма) теоретических концептах – о Системе 1 (System 1) и Системе 2 (System 2) . Прочитать о них можно, например, в книге Даниэля Канемана и Амоса Тверски «Думай медленно… решай быстро».

По Д. Канеману:

Система 1 срабатывает автоматически и очень быстро, не требуя или почти не требуя усилий и не давая ощущение намеренного контроля

Система 2 выделяет внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, в том числе и для сложных вычислений. Действия Системы 2 часто связаны с субъективным ощущением деятельности, выбора и концентрации.

Д. Канеман пишет: «Думая о себе, мы подразумеваем Систему 2 – сознательное, разумное «я», у которого есть убеждения, которое совершает выбор и принимает решения, о чем думать и что делать. Система 2 считает себя главным действующим лицом. Но чаще главным героем является автоматически реагирующая Система 1. Она без усилий порождает впечатления и чувства, которые являются главным источником для убеждений и сознательных выборов Системы 2. Автоматические действия Системы 1 генерируют удивительно сложные схемы мыслей, но лишь более медленная Система 2 может выстроить их в упорядоченную систему шагов«.

Другими словами, Система 1 – это своеобразный «когнитивный рефлекс», автоматически и почти мгновенно срабатывающий в ответ на возникающий раздражитель. Мы как бы сразу получаем готовое решение или действие. Сколько будет, если 3 умножить на 3? Ответ подсказала Система 1. Чем она воспользовалась? Базой готовых решений, заложенных в нашу память. Система 1 распознала знакомый набор сигналов во внешней среде, автоматически сопоставила его с уже имеющимися в «базе данных» мозга ответами, нашла соответствие и выдала решение. Все это произошло почти мгновенно. Точно так же у нас стартуют эмоции.

Система 2 включается, если Системе 1 не удалось справиться с задачей или (внимание!) вы сознательно поставили под сомнение решение, автоматически сгенерированное Системой 1. Например, подумали, что в какой-то ситуации не стоит полностью доверять своей «чуйке» или первому впечатлению.

«Психология точной интуиции не содержит никакой магии. Пожалуй, лучше всех ее кратко описал Герберт Саймон, который исследуя процесс мышления гроссмейстеров, показал, что после тысяч часов занятий шахматисты иначе видят фигуры на доске. Саймон, раздраженный приписыванием сверхъестественных свойств интуиции экспертов, однажды заметил: «Ситуация дала подсказку, подсказка дала эксперту доступ к информации, хранящейся в памяти, а информация дала ответ. Интуиция – это не что иное, как узнавание» (Даниэль Канеман и Амос Тверски «Думай медленно… решай быстро»).

Система 2 – это более медленный когнитивный процесс, подключающий сознательную обработку полученной информации и запускающий цепочку умозаключений. Что получится, если 45 умножить на 12? Чтобы дать ответ, вам, вероятно, понадобится Система 2. Она же включается, когда вы сознательно формулируете фразы на малознакомом языке, пытаетесь узнать человека по «следам» в памяти, стараетесь не поддаться спонтанно возникшей эмоции или решаете любую сложную аналитическую задачу.

Условно говоря, Система 2 – это ваш логический рационализм.

Как это использовать?

Система 1 отвечает за «бессознательные компетенции», Система 2 – за «сознательные компетенции». Любая качественная учебная практика не только прокачивает Систему 2, но и дает возможность:

  • Вытащить в сознание автоматические шаблоны и триггеры Системы 1
  • Оценить актуальность и эффективность этих шаблонов
  • Внести коррективы в сами шаблоны или запускающие их триггеры. Загрузить их обратно в Систему 1.

Собственно, сознательная или спонтанная «прокаченность»  Системы 1 и отличает мастера от просто хорошего специалиста. Только в случае сознательной прокаченности возникает хотя бы какая-то возможность для понимания реальных алгоритмов работы Системы 1.

Вопрос о трудоемкости такой «прокачки» оставлю пока за скобками 🙂 . Так же как и вопрос о точности внесения изменений в Системы 1 и 2. Мы должны признать, что на сегодняшний момент наука не имеет ни малейшего представления о том, как реально (!) работают эти системы. Для нас это «черные ящики» о внутреннем устройстве которых можно только гадать и строить метафоры на эту тему. Да и сами концепты Систем 1  и 2 — это тоже только метафоры. Но метафоры, позволяющие вести осмысленные дискуссии и разрабатывать инструменты «прокачки».

Кстати…

Обратите внимание на оформление обложки книги в русскоязычном и англоязычном изданиях… 🙂 Мне кажется, что иллюстрации хорошо отражают различия в менталитете, да?

Полезные ресурсы по теме

Дополнительно почитать

Тренинги по методикам Пола Экмана

Для читателей моего блога предоставляется дополнительная скидка 5% .

Промо-код: sukhov

Как повлиять на решение о покупке? Теория двух систем мышления

Все люди по-разному подходят к покупкам. Кто-то может объездить весь город в поисках скидок на гречку, другой же в любом магазине набирает целую кучу ненужных вещей. В первом случае принимаются рациональные решения, во втором – эмоциональные.

Объясняет это явление теория двух систем мышления. Согласно ей в принятии решений участвует две разные системы: Система 1 и Система 2. Одна из них автоматическая и подсознательная, другая – контролируемая и сознательная.

Впервые теорию двух систем еще в 1800-х годах сформулировал американский философ и психолог Уильям Джеймс. С тех пор она претерпела немало изменений. Широкую популярность теория получила после выхода в 2003 году бестселлера “Думай медленно… решай быстро” Даниела Канемана.

Что такое Система 1?

Это автоматическое и подсознательное мышление. Его особенности:

  • Не требует особых усилий.
  • Работает быстро.
  • Оно первично.
  • Имеет большую вместимость.
  • Нелогично.

Система 1 работает всегда.

Что такое система 2?

Это контролируемое и сознательное мышление. Его особенности:

  • Требует усилий.
  • Работает медленно.
  • С точки зрения эволюции появилось недавно.
  • Имеет небольшую вместимость.
  • Логично.

Система 2 требует полной концентрации и быстро истощается.

Почему мы не так рациональны, как считаем

Люди хотят верить, что они рациональные существа, которые всегда принимают логичные решения.

На самом же деле Система 2 почти всегда отключена. Поэтому чаще всего мы принимаем инстинктивные и эмоциональные решения. Думаете, что к вам это не относится? Вы не одиноки.

Почему же мы считаем себя более рациональными, чем это есть на самом деле? Дело в том, что Система 2 часто рационализирует решения Системы 1.

Предположим, вы купили новую футболку после просмотра забавной рекламы в соцсети. Это решение нельзя назвать рациональным и логичным. Но Система 2 быстро активизируется и обоснует его: “я купил ее со скидкой”, “мне нужна была новая футболка для занятий спортом”, “у футболки отличное качество”. Произойдет это уже после совершения покупки.

В результате мы думаем, что приняли рациональное решение, не осознавая, какую важную роль в нем сыграла Система 1.

Когда обращаться к Системе 1 и Системе 2

Система 1 и Система 2 работают вместе. Изолировать их друг от друга невозможно.

Как же использовать теорию двух систем в маркетинге?

Для начала задайте себе вопрос: Мой продукт действительно самое рациональное решение? К сожалению, чаще всего ответ – нет. В ecommerce особенно сложно сделать лучшее предложение.

Но даже если вы являетесь исключением, и каждый ваш продукт – лучший выбор на рынке, не стоит расслабляться. Помните, Система 2 быстро истощается.

Если вы будете фокусироваться только на логике и Системе 2, это не принесет вам головокружительных продаж.

Выходит, что в маркетинге лучше ориентироваться на Систему 1.

Убедитесь, что ваш сайт в первую очередь обращается к автоматическому и подсознательному мышлению. Если некоторые продукты являются лучшим предложением на рынке, добавьте на их страницу триггеры, пробуждающие Систему 2.

Как обращаться к Системе 1

Если вы хотите обратиться к Системе 1, подсознательному мышлению, вам нужно истощить Систему 2 или избежать ее пробуждения. Вот несколько вариантов:

1. Исчерпайте лимит Системы 2

Мы уже знаем, что Система 2 быстро истощается. Поэтому если вы хотите, чтобы потребители принимали решения на основе Системы 1, предлагайте им простой выбор в процессе оформления покупки. Логичные решения истощают Систему 2.

Например, Death Wish Coffee просит покупателей ответить на несколько вопросов: вы хотите молотый кофе или в зернах? Вы хотите совершить покупку один раз за $15.99 или подписаться и экономить 20%? Если вы оформите подписку, как часто вы хотите получать заказы: каждые 7, 14, 30 или 60 дней?

deathwishcoffee_решения

deathwishcoffee_решения

Принятие подобных решений истощает Систему 2. При этом вопросы не вредят опыту совершения покупки. Скорее, наоборот. Главное – не перестараться. Система 1 требует простоты, поэтому при использовании этой тактики важно соблюсти баланс.

2. Щедро используйте визуальный контент

Вы, наверняка, уже слышали о том, что визуальная информация обрабатывается в 60 000 раз быстрее, чем текстовая, а 65% людей лучше воспринимают визуальный контент.

Система 1 более визуально ориентированная, чем Система 2. Это связано с тем, что она развилась раньше, ведь еще не так давно от скорости обработки визуальной информации зависела наша жизнь.

Чтобы активировать Систему 1, ваш визуальный контент должен отвечать следующим критериям:

  • Он простой и понятный. Помните, Система 1 автоматическая и подсознательная. Если ваш контент непонятный, неактуальный и не прямолинейный, он потеряет всякое значение.
  • Он рассказывает о предлагаемой ценности. Вы же знаете, что важно предлагать ценность, а не характеристики? Используйте визуальный контент, чтобы помочь клиентам визуализировать их чувства после совершения покупки.

Например, Harris Farm Markets используют фото природы, чтобы подчеркнуть тот факт, что с их брендом люди испытают настоящее наслаждение от натуральной еды. Природа – ключевой элемент бренда Harris Farm Markets, и визуальный контент сообщает об этом намного быстрее и эффективнее текста.

harrisfarmmarkets_ассоциации_с_природой

harrisfarmmarkets_ассоциации_с_природой

Учитывайте, что обращаться к Системе 1 лучше в процессе принятия решения о покупке: к примеру, перед добавлением товара в корзину. Здесь важно убедить посетителя и при этом визуально не перегрузить его опыт.

Обратите внимание на эти 10 видов запоминающегося визуального контента.

3. Чем проще, тем лучше

Kayak – один из самых сложных сайтов. Введите здесь самый простой запрос (например, поиск номера в отеле на определенные даты) и вы окажетесь на странице с огромным количеством элементов: реклама, фильтры, сравнение цен, рейтинги, баннеры, кнопки, призывы к действию, опции для сортировки. Сконцентрировать свое внимание на чем-то одном просто невозможно.

kayak_сложный_сайт

kayak_сложный_сайт

Сайт Kayak отчаянно взывает к Системе 2. От посетителей требуется полная концентрация внимания, только тогда можно будет разобраться во всех этих элементах. Подобный подход не работает. Не повторяйте эту распространенную ошибку. Помните, чем проще, тем лучше.

4. Сыграйте на узнаваемости

Простота – ключ к Системе 1. Чтобы создать понятный и интуитивный визуальный опыт, делайте ставку на узнаваемые образы. Человеческий мозг устроен таким образом, что он активнее реагирует на знакомые вещи. Это когнитивное искажение называется “эффект знакомства с объектом”.

Вот еще 13 когнитивных искажений, которые обеспечат рост продаж в ecommerce.

Например, вы скорее подружитесь с человеком, которого видите каждый день, чем с незнакомцем. Если вы перестанете часто видеться, то связь между вами начнет ослабевать. И этот принцип относится не только к отношениям.

У современных пользователей уже сформированы предпочтения в дизайне: нам больше нравятся те или иные элементы потому, что мы видим их чаще остальных.

Вот почему важно, чтобы в интернет-магазинах корзина находилась в верхнем правом углу. Потребители привыкли видеть фото товаров слева, а описание справа, выделенные цены и яркие кнопки с призывом к действию.

Простой и знакомый всем ecommerce дизайн эффективен. Например, сайт Studio Neat предсказуемый и интуитивно понятный. Такие простые интерфейсы обращены только к Системе 1, они не пробуждают Систему 2. А это как раз то, что нам нужно.

studioneat_простой_дизайн

studioneat_простой_дизайн

Как обращаться к Системе 2

Если вы хотите обратиться к Системе 2, ее сначала нужно активировать, а затем удержать фокус. Вот как это можно сделать:

1. Удивите посетителей

Любой сюрприз выводит Систему 1 из равновесия, тогда и подключается Система 2.

Например, при попытке покинуть сайт Poo-Pourri появляется неожиданное всплывающее сообщение:

poopourri_сюрприз

poopourri_сюрприз

Даже простая форма подписки заставит Систему 1 активизировать Систему 2. Это неожиданно и требует от вас решения.

Сюрприз – полная противоположность узнаваемости. Любой неожиданный элемент: всплывающее сообщение, опрос, привлекательное изображение, замедлит Систему 1 и пробудит Систему 2. Но не перестарайтесь.

Не все всплывающие сообщения одинаково эффективны. Вот несколько отличных и неудачных примеров для вашего вдохновения.

2. Только факты

Система 2 – это логическое мышление, поэтому стоит придерживаться фактов. В конце концов, нет смысла обращаться к Системе 2, если вы не сможете доказать, что ваш продукт – самый рациональный выбор.

Если вам приходилось выбирать в интернете ноутбук или смартфон, вы знакомы с подходом “только факты”. Вот как Tortuga использует эту технику убеждения:

tortuga_сравнение_вариантов

tortuga_сравнение_вариантов

Наглядное пошаговое сравнение трех продуктов. Все, что нужно Системе 2 для принятия решения.

Помните, рациональное мышление стремиться проанализировать все варианты. Поэтому если вы предложите сравнение ваших продуктов друг с другом и с конкурентами, то перманите Систему 2 клиентов на свою сторону.

Экспериментируйте. Ваша задача предоставить достаточно фактов для убеждения, но при этом не перегрузить рациональное мышление.

Как влиять на решения

Все люди по-разному принимают решения о покупке. Но при этом никто не может всегда мыслить рационально или действовать только на поводу у эмоций.

Обе системы человеческого мышления работают вместе, они тесно связаны друг с другом. Решение во многом будет зависеть от контекста и нагрузки на Систему 2 в течение дня.

Понимание принципов работы мышления человека – первый шаг к использованию теории двух систем для увеличения продаж в ecommerce. Ведь если вы хотите влиять на решения потребителей, важно понимать, как эти решения принимаются.

Эту теорию можно с успехом использовать и в сфере B2B. Возьмите на вооружение эти 14 тактик.

ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ И ИХ СВОЙСТВА

19

-Разве имя должно что-то значить? — проговорила Алиса с сомнением.

-Конечно, должно, — ответил Шалтай — Болтай. – Возьмем, к примеру, мое имя — оно выражает мою суть! Замечательную и чудесную суть!

Льюис Кэрролл (Алиса в Зазеркалье)

2.1.Определение системы

Система — совокупность (множество) элементов, между которыми имеются связи (отношения, взаимодействие). Таким образом, под системой понимается не любая совокупность, а упорядоченная. Если собрать вместе (объединить) одноили разнородные элементы (понятия, предметы, людей), то это не будет системой, а лишь более или менее случайным смешением. Считать ту или иную совокупность элементов системой или нет, зависит также во многом от целей исследования и точности анализа, определяемой возможностью наблюдать (описывать) систему. Например, для проектировщика или испытателя автомобиль – система, а для пассажира – средство передвижения (вид транспорта). Имеется много определений понятия «система». Основная трудность состоит в том, что для полного определения этого понятия необходимо указать формальные признаки, позволяющие отличить систему от «несистемы». В качестве таких признаков наиболее часто используют: число взаимосвязанных элементов, способ описания поведения системы, отсутствие формальной математической модели функционирования и т. п. Эти признаки порождают множественность классификации систем. Так по числу элементов различают малые системы (10 — 103), сложные (104 – 107), ультрасложные (107 — 1020) и суперсистемы (1020- 10200). По способу описания — детерминированные (поведение которых описывается однозначной функцией), статистические (поведение которых описывается в терминах распределения вероятностей) и нечеткие (поведение которых описывается нечеткими словесными высказываниями типа «достаточно высокий», «большой», «значительный» и т.п.).

Говоря о системе, будем выделять три основных признака:

1)система — это совокупность элементов, которые сами могут рассматриваться как системы; а исходная система — часть более общей системы, т.е. система рассматривается как часть иерархии систем. Например, автомобиль может рассматриваться как часть автомобильного предприятия или часть транспортных средств города и т.д.

2)для системы характерно наличие интегративных свойств, которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности. Например, перевозить может автомобиль, измерять прибор, но не их отдельные части.

3)для системы характерно наличие существенных связей между элементами (скопление разрозненных частей не является системой).

Все три признака тесно связаны друг с другом, и наличие одного из них влечет за

собой наличие двух остальных.

20

2.2. Классификация систем

Системы можно классифицировать по разным признакам. В соответствии с типом используемых в них величин системы делятся на физические и абстрактные (концептуальные). К физическим относятся системы, у которых величины измеримы. Элементами абстрактных систем могут быть понятия, уравнения, переменные, числа и т п. Примером понятийной (концептуальной) системы является язык как средство общения. К абстрактным системам относятся также язык программирования, система чисел, система уравнений и т.п. Элементами системы могут быть объекты: так, в автомобиле или пишущей машинке объектами служат отдельные части. Такие системы называются техническими: станок, компьютер, магнитофон и т.п. Элементами системы могут быть субъекты, например; игроки в хоккейной команде, сотрудники в лаборатории. Такие системы называются социальными: учебная группа, партия, профсоюз, институт и т.п. Наконец, система может состоять из понятий, объектов и субъектов, как в системе «человек-машина», включающей все три вида элементов. Эти системы представляют наибольший интерес с точки зрения практической деятельности и называются организационно-техническими, человеко-машинными или большими техническими системами. Например, фирма, транспортная система, энергетическая система и т.п. Их особенностью является наличие в их составе сложной управляющей подсистемы. Таким образом, система может состоять из других систем, которые называются ее подсистемами. В большинстве случаев приходится иметь дело с большими, высокоорганизованными системами, которые включают в себя другие системы. Такие системы будем называть общими системами или системами в целом. Оперировать такими системами нелегко, так как мы не знаем, до какого предела осуществлять декомпозицию системы, т.е. разбивать ее на подсистемы, или до какого предела продолжать «построение» большой системы. В зависимости от типа элементов системы можно разделить на естественные и искусственные (созданные людьми), живые и неживые. Примерами естественных живых систем являются дерево, животное, человек. К естественным неживым системам относятся, например, планетарные (звездные) системы (Солнечная система, Галактика), горная система, система минералов, водная система и т.п. Примерами искусственных живых систем являются системы, полученные селекцией (искусственные сорта растений), методом генной инженерии (новые виды живых организмов), а также социальные системы. К искусственным неживым относятся технические системы. Системы, свойства которых не меняются со временем, называются статическими, в противном случае – динамическими. Динамическими являются системы с изменяющейся организацией, развивающиеся системы. К статическим относится большинство технических систем, так как их назначение (функция) не меняется со временем. К динамическим относятся социальные и организационно-технические системы. С точки зрения наблюдаемых величин, используемых для описания системы, и их распределения во времени различают дискретные, непрерывные и импульсные системы.

К первому типу относятся системы, величины в которых имеют конечное число различных дискретных значений и могут быть определены лишь в дискретные моменты времени. В этом случае отношения между величинами можно задать с помощью выражений (уравнений) алгебры логики, вообще говоря, многозначной. Дискретными являются, например, технические системы. Ко второму типу относятся системы, в которых величины и время рассматриваются как непрерывные переменные. При этом отношения между величинами выражаются дифференциальными уравнениями. Примерами непрерывных систем являются процессы, происходящие в

21

живой и неживой природе: круговорот воды, фотосинтез у растений, ассимиляция и диссимиляция у животных и человека, сама жизнь и т.п. В системах третьего типа величины рассматриваются как непрерывные переменные, но их значения известны лишь в дискретные моменты времени. Импульсные системы получаются при моделировании непрерывных систем. В этом случае из-за ограниченной точности измерений имеем дело, по сути, с первым случаем. Допущение о непрерывности вводится, чтобы проще выразить отношения между переменными (эти проблемы рассматриваются в теории интерполяции). При замене непрерывных переменных дискретными значениями важную роль играет теорема Уиттекера (1915 г.) {в отечественной литературе известна как теорема Котельникова}: любая непрерывная функция времени, имеющая частотный спектр с верхним пределом fмах допускает точную замену конечным числом ее значений, записанных в интервалах времени t =

1 / (2 fмах).

Системы с конечным числом величин, элементов и связей между ними называются ограниченными. Если одно из этих множеств бесконечно, то — неограниченными Физические системы ограничены, абстрактные могут быть неограниченными.

С точки зрения взаимодействия между системой и окружающей средой различают закрытые и открытые системы (см. ниже).

Таким образом, общая классификация систем должна учитывать многие аспекты. Наиболее известные классификационные схемы принадлежат С.Биру и К.Боулдингу. Первая классификация (по С.Биру), дополненная автором данной книги (последняя строка таблицы), приведена в табл.2. Эта классификация учитывает два основных аспекта системы: сложность и способ описания. Вторая классификация (по К.Боулдингу) построена с учетом сложности организации систем.

 

 

 

 

 

Таблица 2.

 

Классификация систем по С.Биру

 

 

 

 

 

 

 

Система

Простая

 

Сложная

 

Очень сложная

 

 

 

 

 

 

 

Оконная

задвижка

 

 

 

Детермин

проект

 

Цифровая

ЭВМ

 

ированная

механических

Автоматизация

 

мастерских

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбрасывание

Хранение

запасов

Экономика

 

монеты

 

Условные рефлексы

Мозг

Вероятнос

Движение

медузы

Прибыль

 

Деятельность

тная

Статистический

промышленного

фирмы

 

контроль

качества

предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальные

 

 

 

 

системы

и

 

 

Человек

социальные

 

Нечеткая

Поведение

организации

 

 

 

человека, мышление

Трансценденталь-

 

 

Качество жизни

ные системы

или

 

 

 

системы вне нашего

 

 

 

познания

 

 

 

 

 

 

Классификация систем по К.Боулдингу

1.Неживые системы.

1.1Статические системы, называемые остовами

1.2.Простые динамические структуры с заданным движением, присущие окружающему нас физическому миру. Эти системы называют часовыми механизмами.

1.3.Кибернетические системы с управляемыми циклами обратной связи, называемые термостатами.

2.Живые системы.

2.1.Открытые системы с самосохраняемой структурой. Уровень клеток — первая ступень, на которой возможно разделение на живое и неживое.

2.2.Живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию (растения).

2.3.Живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию, но не обладающие сознанием (животные).

2.4.Люди, характеризующиеся самосознанием, мышлением и нетривиальным поведением.

2.5.Социальные системы и социальные организации.

2.6. Трансцендентальные системы, или системы, лежащие в настоящий момент вне нашего познания.

Две системы. Думай медленно… решай быстро

Уже несколько десятилетий подряд психологи настойчиво интересуются двумя режимами мышления: тем, который запускает портрет разъяренной женщины, и тем, что запускает задача на умножение. Для этих режимов существует множество названий[12]. Я пользуюсь терминами, которые изначально предложили психологи Кейт Станович и Ричард Уэст, и буду говорить о двух системах мышления: Системе 1 и Системе 2.

• Система 1 срабатывает автоматически и очень быстро, не требуя или почти не требуя усилий и не давая ощущения намеренного контроля.

• Система 2 выделяет внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, в том числе для сложных вычислений. Действия Системы 2 часто связаны с субъективным ощущением деятельности[13], выбора и концентрации.

Понятия Системы 1 и Системы 2 широко используются в психологии, но я в этой книге захожу дальше остальных: ее можно читать как психологическую драму с двумя действующими лицами.

Думая о себе, мы подразумеваем Систему 2 — сознательное, разумное «я», у которого есть убеждения, которое совершает выбор и принимает решения, о чем думать и что делать. Хотя Система 2 и считает себя главным действующим лицом, в действительности герой этой книги — автоматически реагирующая Система 1. Я полагаю, что она без усилий порождает впечатления и чувства, которые являются главным источником убеждений и сознательных выборов Системы 2. Автоматические действия Системы 1 генерируют удивительно сложные схемы мыслей, но лишь более медленная Система 2 может выстроить их в упорядоченную последовательность шагов. Далее будут описаны обстоятельства, в которых Система 2 перехватывает контроль, ограничивая свободные импульсы и ассоциации Системы 1. Вам предлагается рассматривать эти две системы как два субъекта, каждый из которых обладает своими уникальными способностями, ограничениями и функциями.

Вот что может сделать Система 1 (примеры ранжированы по возрастанию сложности):

• Определить, какой из двух объектов ближе.

• Сориентироваться в сторону источника резкого звука.

• Закончить фразу «Хлеб с…».

• Изобразить гримасу отвращения при виде мерзкой картинки.

• Определить враждебность в голосе.

• Решить пример 2 + 2 =?

• Прочитать слова на больших рекламных билбордах.

• Вести машину по пустой дороге.

• Сделать сильный шахматный ход (если вы — гроссмейстер).

• Понять простое предложение.

• Определить, что описание «тихий, аккуратный человек, уделяющий много внимания деталям» похоже на стереотип, связанный с некоей профессией.

Все эти действия относятся к тому же разряду, что и реакция на рассерженную женщину: они происходят автоматически и не требуют (или почти не требуют) усилий. Возможности Системы 1 включают в себя наши внутренние навыки, которые мы разделяем с другими животными. Мы рождаемся готовыми воспринимать окружающий мир, узнавать предметы, направлять внимание, избегать потерь и бояться пауков. Другие действия разума становятся быстрыми и автоматическими после долгой тренировки. Система 1 запомнила связь между идеями (столица Франции?) и научилась опознавать и понимать тонкости ситуаций, возникающих при общении. Некоторые навыки, вроде умения находить хорошие ходы в шахматах, приобретают только специалисты-эксперты. Другие умения достаются многим. Чтобы определить сходство описания личности со стереотипом профессии, требуются широкие языковые и культурологические познаний, имеющиеся у многих. Знания хранятся в памяти, и мы получаем к ним доступ без сознательного намерения и без усилий.

Некоторые действия в этом списке абсолютно не произвольны. Вы не можете удержаться от понимания простых предложений на родном языке или от того, чтобы обратить внимание на громкий неожиданный звук; вы не запретите себе знать, что 2 + 2 = 4, или вспомнить Париж, если кто-то упоминает столицу Франции. Ряд действий — например, жевание — можно контролировать, но обычно они выполняются на автопилоте. Контроль за вниманием осуществляют обе системы. Ориентирование на громкий звук обычно происходит непроизвольно, при помощи Системы 1, а затем немедленно и целенаправленно мобилизуется внимание Системы 2. Возможно, вы сдержитесь и не обернетесь, услышав громкое обидное замечание на шумной вечеринке, но, даже если ваша голова не шелохнется, поначалу вы все равно обратите на него внимание, хотя бы ненадолго. Впрочем, от нежеланного объекта внимание можно отвлечь, и лучший способ — сосредоточиться на другой цели.

У разнообразных функций Системы 2 есть одна общая черта: все они требуют внимания и прерываются, когда внимание переключают. Например, с помощью Системы 2 можно исполнить следующее:

• Готовиться к сигналу старта в забеге.

• Наблюдать за клоунами в цирке.

• Услышать в переполненной шумной комнате голос нужного человека.

• Заметить седую женщину.

• Идентифицировать удививший звук, порывшись в памяти.

• Намеренно ускорить шаг.

• Следить за уместностью поведения в определенной социальной ситуации.

• Считать количество букв «а» в тексте.

• Продиктовать собеседнику свой номер телефона.

• Припарковаться там, где мало места (если только вы не профессиональный парковщик).

• Сравнить две стиральные машины по цене и функциям.

• Заполнить налоговую декларацию.

• Проверить состоятельность сложных логических аргументов.

Во всех этих ситуациях необходимо быть внимательными, а если вы не готовы или отвлекаетесь, то справитесь хуже или не справитесь совсем. Система 2 может изменить работу Системы 1, перепрограммировав обычные автоматические функции внимания и памяти. Например, ожидая родственника на переполненном людьми железнодорожном вокзале, можно настроиться на то, чтобы искать седую женщину или бородатого мужчину, и, таким образом, увеличить шансы увидеть ее или его издали. Можно напрячь память, чтобы вспомнить названия столиц, начинающиеся с буквы «Н», или романы французских писателей-экзистенциалистов. Когда вы берете напрокат автомобиль в лондонском аэропорту Хитроу, вам наверняка напомнят, что «у нас ездят по левой стороне». Во всех этих случаях вас просят сделать что-то непривычное, и вы обнаружите, что для этого требуются постоянные усилия.

Мы часто пользуемся формулировкой «будь внимательнее» — и она вполне справедлива. У нас имеется ограниченный объем внимания, который можно распределить на различные действия, и если выйти за пределы имеющегося, то ничего не получится. Особенность таких занятий в том, что они мешают друг другу, и именно поэтому трудно или даже невозможно выполнять сразу несколько. Невозможно вычислить произведение 17 24, поворачивая налево в плотном потоке машин; не стоит даже пробовать. Можно делать несколько дел сразу, но только если они легкие и не слишком требуют внимания. Вероятно, можно разговаривать с сидящим рядом, если вы ведете машину по пустому шоссе, а многие родители обнаруживают — пусть даже и с некоторой долей неловкости, — что могут читать ребенку сказку, думая о чем-то другом.

Все более или менее осознают ограниченные возможности внимания, а наше поведение в обществе учитывает эти ограничения. К приме ру, если водитель машины обгоняет грузовик на узкой дороге, взрослые пассажиры вполне разумно умолкают. Им известно, что отвлекать водителя не стоит; вдобавок они подозревают, что он временно «оглох» и не услышит их слова.

Сосредоточившись на чем-либо, люди, по сути, «слепнут», не замечая того, что обычно привлекает внимание. Нагляднее всего это продемонстрировали Кристофер Шабри и Дэниел Саймонс в книге «Невидимая горилла». Они сняли короткометражный фильм о баскетбольном матче, где команды выступают в белых и черных футболках. Зрителей просят посчитать количество передач, которое сделают игроки в белых футболках, не обращая внимания на игроков в черном. Это трудная задача, требующая полного внимания. Примерно в середине ролика в кадре появляется женщина в костюме гориллы, которая пересекает площадку, стучит себя по груди и уходит. Она находится в кадре в течение 9 секунд. Ролик видели тысячи людей, но примерно половина из них не заметила ничего необычного. Слепо та наступает из-за задания на подсчет, особенно из-за указаний не обращать внимания на одну из команд. Зрители, не получившие этого задания, гориллу не пропустят. Видеть и ориентироваться — автоматические функции Системы 1, но они выполняются, только если на соответствующие внешние раздражители отведен некоторый объем внимания. По мнению авторов, самое примечательное в их исследовании то, что людей очень удивляют его результаты. Зрители, не заметившие гориллу, поначалу уверены, что ее не было, — они не в состоянии представить, что пропустили такое событие. Эксперимент с гориллой иллюстрирует два важных факта: мы можем быть слепы к очевидному и, более того, не замечаем собственной слепоты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *