Анкета психологический климат в коллективе: Анкета оценки социально-психологического климата в коллективе – Материал: Анкета. Психологический климат в коллективе

Материал: Анкета. Психологический климат в коллективе

От психологического климата в трудовом коллективе зависит как благополучие членов коллектива, так и их работоспособность. Данная анкета позволяет выявить, на сколько сотрудники довольны работой в трудовом коллективе. Анкетирование анонимное. Инструкция и анкета:   Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в трудовом коллективе нашей организации. Для ответа на вопросы необходимо:

 внимательно прочитать варианты ответов

  1. выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению и поставить знак «+» напротив него
  2. если ответ не предлагает вариантов, напишите свой ответ как можно полнее или, если Вы затрудняетесь, поставьте прочерк
  1. С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

А) большинство из членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные мне люди

Б) в нашем коллективе есть всякие люди

В) меня многое не устраивает

 Вам нравится работать в нашем коллективе?

       А) да, меня все устраивает

Б) не знаю, не задумывался над этим

В) меня многое не устраивает

 Охарактеризуйте атмосферу, присущую коллективу.

А) дружеская

Б) атмосфера взаимного уважения

В) деловая атмосфера

Г) «каждый сам за себя»

Д) нездоровая, нетоварищеская атмосфера

 Как часто, Вы считаете, надо устраивать совместные праздники и вечера досуга?

А) как можно чаще

Б) 1-2 раза в год

В) я не люблю подобных мероприятий

 

 Вы бы сменили место работы, если бы представилась возможность? По какой причине?__________________________________________

 

  1. Если бы Вы вынужден были поменять работу, стремились бы Вы к общению с членами нашего коллектива?

А) да, конечно

Б) затрудняюсь ответить

В) нет

 Как Вы считаете, что могло бы повлиять на большее сплочение нашего коллектива?

А) проведение совместного отдыха

Б) совместное решение производственных проблем

В) совместное решение личных проблем

Г) увеличение зарплаты

 Какие качества членов нашего коллектива привлекают Вас больше всего?

А) профессиональные

Б) личные

В) никакие

 10.С кем из членов коллектива Вы общаетесь больше всего?

 А) я с удовольствием общаюсь со всеми

 Б) со всеми понемногу

 В) с теми, с кем непосредственно работаю

 Г) только с начальством по производственным вопросам

 Д) стараюсь свести общение со всеми к минимуму

 11.Как Вы считаете, легко ли новые люди вливаются в наш коллектив?

А) достаточно легко

Б) они долго держаться особняком

В) не знаю, не задумывалась над этим

 13.Оцените сплоченность коллектива нашего детского сада по 5-ти бальной шкале. Min 1________2________3________4________5 max

 14.Как часто у Вас бывают конфликты с кем-то из членов нашего коллектива?

А) никогда

Б) редко, от случая к случаю

В) с определенными людьми

Г) стараюсь избегать людей, с которыми может возникнуть конфликт

Д) постоянно

  1. Укажите продолжительность Вашей работы в коллективе.

А) менее года

Б) 1-3 года

В) 4-10 лет

Г) более 10 лет

 спасибо за участие в анкетировании

Анкета для педагогов «Психологический климат в коллективе»

Психологический климат в коллективе»

№ п/п

В какой степени вы удовлетворены

Оценка

1.

Вашей работой в школе?

 

2.

Вашими взаимоотношениями с коллегами (дружбой с товарищами)?

 

3.

Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд?

 

4.

Готовностью коллег оказать помощь в работе?

 

5.

Настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом)?

 

6.

Культурной и интеллектуальной атмосферой в коллективе?

 

7.

Тем, в какой мере администрация прислушивается к Вашим замечаниям и предложениям, касающимся работы школы?

 

8.

Культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом?

 

9.

Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа?

 

10.


Отношением коллектива к работе?

 

11.

Организованностью и порядком в работе школы?

 

12.

Творческой атмосферой в коллективе?

 

13.

Вашими взаимоотношениями с руководителями?

 

14.

Согласованностью и единством действий педагогов?

 

15.

Отношением учащихся к учебе?

 

16.

Дисциплинированностью учащихся?

 

17.

Тем, насколько рационально используются Ваши силы и время на работе?

 

18.

Учебно-материальной базой школы?

 

19.

Отсутствием «показухи» и формализма в работе?

 

20.

Заработной платой?

 

5 — если Вы полностью удовлетворены

4 — скорее удовлетворены, чем нет

3 — трудно сказать (и, да и нет)

2 — скорее неудовлетворенны

1 — совершенно неудовлетворенны

Тест по теме: Анкетирование Оценка психологического климата в классном коллективе.

Оценка психологического климата в классном коллективе.

3

2

1

0

-1

-2

-3

1. Преобладает добрый жизнерадостный тон настроения

1. Преобладает подавленное настроение.

2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

2. Конфликтность в отношениях и антипатии

3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание

3. Группировки конфликтуют между собой

4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

4. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

5. Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависеть и злорадство

6. С уважением относятся к мнению друг друга

6. Каждый считает своё мнение главным, нетерпим к мнению товарищей

7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

7. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива

8. В трудные для коллектива минуты происходит единение коллектива «один за всех и все за одного»

8. В трудные минуты коллектив, «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения

9. Чувство гордости за коллектив, если его замечают руководители

9. К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

10. Коллектив активен, полон энергии

10. Коллектив инертен и пассивен

11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе

11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

13. Коллектив заметно разделяется на привилегированных, пренебрежительное отношение к слабым

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст справа, затем — слева и после этого знаком + отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению.

Оценки.

3 — свойство проявляется в коллективе всегда

2 — свойство проявляется в большинстве случаев

1 — свойство проявляется нередко

0 — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Обработка.

1 этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала +, потом — оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

2 этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с ключом методики:

+ 22 и более — это высокая степень благоприятности социально — психологического климата.

От 8 до 22 — средняя степень благоприятности социально — психологического климата.

От 0 до 8 — низкая степень благоприятности.

От 0 до -8 — начальная неблагоприятность социально — психологического климата.

От -8 до -10 — средняя неблагоприятность.

От -10 и ниже — сильная неблагоприятность.

Экспресс диагностика определения социально-психологического климата в классном коллективе

КАРТА СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНОК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.

Цель: выявление психологического климата классного коллектива.

Возраст: уч-ся 5-11 классов.

Инструкция: Оцените следующие утверждения о вашем классе по 4-хбалльной шкале:

всегда — 4

часто — 3

иногда — 2

никогда — 1

  1. В нашем классе бодрое, радостное настроение.

  2. В отношениях между ребятами существует одобрение и поддержка.

  3. В классе ребята дружные.

  4. Ребятам нравится вместе проводить свободное время.

  5. Ссоры и конфликты в классе ребята справедливо разрешают сами.

  6. В классе осуждают нарушителей дисциплины.


  7. Ребята критикуют друг друга по-доброму, необидно, искренне желая помочь.

  8. Достижения и неудачи класса горячо переживаются большинством.

  9. В актив избираются ребята, пользующиеся авторитетом.

  10. Ребята в классе сочувствуют друг другу, неудачи одного огорчают многих.

  11. В классе осуждают ребят, недобросовестно относящихся к учебе.

  12. У ребят проявляется чувство гордости за свой класс, если его хвалят.

  13. Активисты способны организовать коллектив и повести его за собой.

  14. Общественные поручения выполняются ребятами охотно.

  15. Ребята знают и чувствуют, что товарищи придут на помощь, если попал в беду.

  16. Коллектив дружно осуждает тех, кто не любит трудиться.

  17. Ребята в классе чувствуют себя уютно, уверенно, спокойно.

  18. В классе часто звучит добрая шутка, юмор.

  19. На все события класс реагирует бурно, коллектив обсуждает их.

  20. Ребята ценят свой класс, дорожат его честью.

Обработка данных.

Подсчитывается общее количество баллов по всему тесту, затем эта сумма делится на количество вопросов (20 вопросов) и вычисляется средний балл.

Для оценки степени благоприятности психологического климата класса используется следующая шкала градаций:

4, 0 — оптимальный психологический климат;

3, 9- 3, 6 — положительный психологический климат;

3, 5 – 2, 6 — ситуативно-положительный климат или неустойчивый с преобладанием положительных характеристик;

2, 5 -1, 6 — ситуативно — отрицательный климат или неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик;


1,5 -1, 0 — негативный психологический климат коллектива

После диагностики следует сделать соответствующие выводы и наметить работу с классным коллективом.

Назначение и инструкция: Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

1. Как бы ты оценил свою принадлежность к классу?

  1. Чувствую себя членом, частью класса (5)

  2. Участвую в большинстве дел класса (4)

  3. Участвую в одних делах класса и не участвую в других (3)

  4. Не чувствую, что являюсь членом класса (2)

  5. Живу и существую отдельно от класса (-1)

  6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

2. Перешел бы ты в другой класс, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

  1. Да, очень хотел бы перейти (-1)

  2. Скорее перешел бы, чем остался (2)

  3. Не вижу никакой разницы (3)

  4. Скорее всего остался бы в своем классе (4)

  5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5)

  6. Не знаю, трудно сказать (1)

3. Каковы взаимоотношения между ребятами вашего класса?

  1. Лучше, чем в большинстве других классов (3)

  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)

  3. Хуже, чем в большинстве классов (-1)

  4. Не знаю, трудно сказать (1)



4. Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?

  1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)

  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)

  3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)

  4. Не знаю (1)

5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем классе?

  1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)

  2. Примерно такое же, как и в большинстве классов школы (2)

  3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)

  4. Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности рассчитывается как среднее значение баллов всех отвечавших членов коллектива:

  • 15, 1 баллов и выше — высокая;

  • 11, 6 — 15 — выше средней;

  • 7 — 11,5 — средняя;

  • 4 — 6,9 — ниже средней;

  • 4 и ниже — низкая.

Оцените следующие утверждения о вашем классе по 4-х балльной шкале:

всегда — 4; часто — 3; иногда — 2; никогда — 1.

В нашем классе бодрое, радостное настроение.

  1. В отношениях между ребятами существует одобрение и поддержка.

  1. В классе ребята дружные.

  1. Ребятам нравится вместе проводить свободное время.

  1. Ссоры и конфликты в классе ребята справедливо разрешают сами.

  1. В классе осуждают нарушителей дисциплины.

  1. Ребята критикуют друг друга по-доброму, необидно, искренне желая помочь.

  1. Достижения и неудачи класса горячо переживаются большинством.


  1. В актив избираются ребята, пользующиеся авторитетом.

  1. Ребята в классе сочувствуют друг другу, неудачи одного огорчают многих.

  1. В классе осуждают ребят, недобросовестно относящихся к учебе.

  1. У ребят проявляется чувство гордости за свой класс, если его хвалят.

  1. Активисты способны организовать коллектив и повести его за собой.

  1. Общественные поручения выполняются ребятами охотно.

  1. Ребята знают и чувствуют, что товарищи придут на помощь, если попал в беду.

  1. Коллектив дружно осуждает тех, кто не любит трудиться.

  1. Ребята в классе чувствуют себя уютно, уверенно, спокойно.

  1. В классе часто звучит добрая шутка, юмор.

  1. На все события класс реагирует бурно, коллектив обсуждает их.

  1. Ребята ценят свой класс, дорожат его честью.

Итого

Оцените следующие утверждения о вашем классе по 4-х балльной шкале:

всегда — 4; часто — 3; иногда — 2; никогда — 1.

В нашем классе бодрое, радостное настроение.

  1. В отношениях между ребятами существует одобрение и поддержка.

  1. В классе ребята дружные.

  1. Ребятам нравится вместе проводить свободное время.

  1. Ссоры и конфликты в классе ребята справедливо разрешают сами.


  1. В классе осуждают нарушителей дисциплины.

  1. Ребята критикуют друг друга по-доброму, необидно, искренне желая помочь.

  1. Достижения и неудачи класса горячо переживаются большинством.

  1. В актив избираются ребята, пользующиеся авторитетом.

  1. Ребята в классе сочувствуют друг другу, неудачи одного огорчают многих.

  1. В классе осуждают ребят, недобросовестно относящихся к учебе.

  1. У ребят проявляется чувство гордости за свой класс, если его хвалят.

  1. Активисты способны организовать коллектив и повести его за собой.

  1. Общественные поручения выполняются ребятами охотно.

  1. Ребята знают и чувствуют, что товарищи придут на помощь, если попал в беду.

  1. Коллектив дружно осуждает тех, кто не любит трудиться.

  1. Ребята в классе чувствуют себя уютно, уверенно, спокойно.

  1. В классе часто звучит добрая шутка, юмор.

  1. На все события класс реагирует бурно, коллектив обсуждает их.

  1. Ребята ценят свой класс, дорожат его честью.

Итого

1. Как бы ты оценил свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом, частью класса

б) Участвую в большинстве дел класса

в) Участвую в одних делах класса и не участвую в других

г) Не чувствую, что являюсь членом класса

д) Живу и существую отдельно от класса

е) Не знаю, затрудняюсь ответить

2. Перешел бы ты в другой класс, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

а) Да, очень хотел бы перейти

б) Скорее перешел бы, чем остался

в) Не вижу никакой разницы

г) Скорее всего остался бы в своем классе

д) Очень хотел бы остаться в своем классе

е) Не знаю, трудно сказать

3. Каковы взаимоотношения между ребятами вашего класса?

а) Лучше, чем в большинстве других классов

б) Примерно такие же, как и в большинстве классов школы

в) Хуже, чем в большинстве классов

г) Не знаю, трудно сказать

4. Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?

а) Лучше, чем в большинстве классов школы

б) Примерно такие же, как и в большинстве классов школы

в) Хуже, чем в большинстве классов школы

г) Не знаю

5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем классе?

а) Лучше, чем в большинстве классов школы

б) Примерно такое же, как и в большинстве классов школы

в) Хуже, чем в большинстве классов школы

г) Не знаю

1. Как бы ты оценил свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом, частью класса

б) Участвую в большинстве дел класса

в) Участвую в одних делах класса и не участвую в других

г) Не чувствую, что являюсь членом класса

д) Живу и существую отдельно от класса

е) Не знаю, затрудняюсь ответить

2. Перешел бы ты в другой класс, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

а) Да, очень хотел бы перейти

б) Скорее перешел бы, чем остался

в) Не вижу никакой разницы

г) Скорее всего остался бы в своем классе

д) Очень хотел бы остаться в своем классе

е) Не знаю, трудно сказать

3. Каковы взаимоотношения между ребятами вашего класса?

а) Лучше, чем в большинстве других классов

б) Примерно такие же, как и в большинстве классов школы

в) Хуже, чем в большинстве классов

г) Не знаю, трудно сказать

4. Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?

а) Лучше, чем в большинстве классов школы

б) Примерно такие же, как и в большинстве классов школы

в) Хуже, чем в большинстве классов школы

г) Не знаю

5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем классе?

а) Лучше, чем в большинстве классов школы

б) Примерно такое же, как и в большинстве классов школы

в) Хуже, чем в большинстве классов школы

г) Не знаю

Анкета «Психологический климат класса»

Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г.

В целях изучения психологического климата в вашем классе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружком ответ, выражающее ваше мнение.

За ответ на каждый вопрос  анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам:

6-12 баллов – школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.

13-18 баллов – школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.

19-30 баллов – школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой.

1. С каким настроением вы обычно идете в школу?

1. Всегда с хорошим настроением;

2. С хорошим чаще, чем с плохим;

3. С равнодушием;

4. С плохим чаще, чем с хорошим;

5. Всегда с плохим настроением.

2. Нравятся ли вам люди, которые учатся вместе с вами?

1. Да, нравятся;

2. Многие нравятся, некоторые – нет;

3. Безразличны;

4. Некоторые нравятся, но многие – нет;

5. Никто не нравится.

3. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс?

1.  Никогда не бывает;

2. Редко бывает;

3. Мне все равно, где учиться;

4. Часто бывает;

5. Думаю об этом постоянно.

4. Устраивает ли вас учеба в школе?

1.Учебой вполне доволен;

2.Скорее доволен, чем недоволен;

3. Учеба для меня безразлична;

4. Скорее недоволен, чем доволен.

5. Совершенно недоволен учебой.

5. Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель?

1. Очень хорошо;

2. Хорошо;

3. Безразлично;

4. Скорее недоволен;

5. Очень плохо.

6. В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели?

1.Убеждаю, советую, вежливо просят;

2. Чаще в вежливой форме, иногда грубо;

3. Мне это безразлично;

4. Чаще в грубой форме, иногда вежливо;

5. В грубой форме, унижающей достоинство.

Материал на тему: Психологический климат коллектива педагогов

Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и определяет их работоспособность, психологическое и физическое самочувствие формируют эмоциональный настрой и работоспособность детей.

К числу условий, зависящих от самого педагога, относятся психологическая установка и эмоциональный настрой.

Психологическая установка создаётся тем, что педагог мысленно представляет себе группу и объект работы.

Эмоциональный настрой — это активизация чувств, обусловленных содержанием учебного процесса.

Массовое обследование показало, что эмоциональный настрой нужен всем воспитателям и педагогам. Для эмоционального настроя необходимо «окунуться» в материал НОД, войти в мир тех научных категорий или художественных образов, с которыми предстоит работать, представить их в сознании как бы наглядно. Если педагог не успеет перед занятием вызвать у себя эмоциональный настрой, соответствующий теме, то привычные хорошие и правильные слова не захватят учащихся, не вызовут ответных чувств, урок станет формальной передачей информации.

Однако на создание рабочего самочувствие влияют и условия, не зависящие от педагога. Здесь уместна аналогия между трудом педагога и актёра. Бережное отношение к самочувствию актёра перед спектаклем стало общепринятым законом: тот момент, когда актёр «священнодействует» с гримом, костюмом, готовясь к выходу на сцену, «вход постороннему за кулисы запрещён». К педагогу же, может обратиться кто угодно и с каким угодно поручением, вопросом, распоряжением.

Роль педагога нисколько не легче, чем роль актёра. Более того, педагог — и сценарист, и режиссёр, и декоратор, и главное действующее лицо своей группы. Бережное отношение к самочувствию педагога возможно в условиях творческой атмосферы в детском саду, благоприятных взаимоотношений в педагогическом коллективе.

В конечном итоге настроение педагогов определяется всегда особенностями руководства. Возможности руководителей в управлении эмоциональной атмосферой педагогического коллектива очень велики.

Одной из главных социально-психологических функций директора является сплочение педагогического коллектива. Сплочённость коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, сокращению текущих кадров. Сплочённый коллектив — коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами.

Итак, эмоциональное благополучие педагога в коллективе во многом определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.

Психологический климат коллектива также зависит от отсутствия или наличия в нём творческой атмосферы.

Творческий рост педагога может отвечать требованиям сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающий из стремления личности к самосовершенствованию. Но руководителям становится всё труднее следить за последними новинками педагогической науки и практики. Поэтому, видимо, главная функция руководителей должна заключаться не только в научно-методическом просвещении педагогов (хотя эта функция не теряет своей актуальности), а в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника неустанно повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство.

Для решения поставленных задач по исследованию психологического климата в коллективе мною использовалась следующая совокупность методов исследования:

1. Теоретические:

а) анализ и синтез социологической, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

б) теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования.

2. Экспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик.

Экспериментальной базой исследования явился МКДОУ Яменский детский сад. В исследовании приняли участие

Научная новизна исследования состоит в том, что проведен теоретический и эмпирический анализ сущности и специфики психологического климата в педагогическом коллективе МКОУ; выделены ведущие факторы, влияющие на его состояние; выявлены личностные свойства и качества, обеспечивающие оптимальное протекание процесса установления взаимоотношений.

Психологический климат в педагогическом коллективе в рамках данного исследования трактуется как комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности его членов различными факторами жизнедеятельности.

Специфика психологического климата в педагогическом коллективе обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными тенденциями в образовании.

Динамика состояния психологического климата в исследуемом коллективе в ходе экспериментальной работы отслеживалась мной с помощью специально разработанной анкеты.

Для диагностики психологического климата в коллективе МКОУ и решения исследовательских задач я использовала методы наблюдения, опроса и методику «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе». Она позволяет определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива.

Это опросник состоит из 13 вопросов, в которых предлагалось всем сотрудникам педколлектива по шкале от — 3 до +3 оценить климат в своем коллективе

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

        Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

  /3 2 1 0 –1 -2-3/

1.

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

Преобладает подавленное настроение

2.

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

Конфликтность в отношениях и антипатии

3

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание

Группировки конфликтуют между собой

4.

Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

5.

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

6.

С уважением относятся к мнению друг друга

Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

7.

Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива

8.

В трудные минуты для коллектива происходим эмоциональное единение «один за всех и все за одного»

В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения

9.

Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

10.

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив инертен и пассивен

11.

Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12.

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

13.

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым

Обработка полученных данных. 

Осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала ( + ), потом (—) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:

+22 и более — это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; 
от 8 до 22 — средняя степень благоприятности социально-психологического климата; 
от 0 до 8 — низкая степень (незначительная) благоприятности; 
от 0 до (— 8) — начальная неблагоприятность социально-психологического климата; 
от ( —8) до ( —10) — средняя неблагоприятность; 
от (— 10) и ниже в отрицательную сторону — сильная неблагоприятность.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;
б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).

Материал на тему: Психологический климат в коллективе.

Психологический климат в коллективе.

                

        Каждый человек желает, чтобы в его семье, коллективе была благоприятная психологическая атмосфера. Для того чтобы её сформировать и поддерживать на должном уровне, необходимо помнить о тех факторах, которые влияют на психологическую атмосферу.

        Таких факторов много. Я затрону несколько из них.

        

        Первым фактором является чувство психологической безопасности. Психологическая атмосфера зависит от того, насколько каждый член коллектива чувствует себя в безопасности в коллективе. Потребность в безопасности является одной из базовых потребностей человека. Человек, который находится в психологически неустойчивых условиях, испытывает тревогу и страх. Чувство страха порождает защитные реакции, которые проявляются в различных формах поведения. Человек старается стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание, или проявляет  агрессию, или начинает использовать различные маски, с помощью которых и приспосабливается к ситуации.

        Второй фактор — это наличие достаточного самоуважения у каждого члена коллектива. Говоря о самоуважении, имеется в виду принятие себя, осознание собственного достоинства, положительное отношение к себе. Если этому уделяется должное внимание, то психологическая атмосфера будет находиться на достаточном уровне.

        Но высокое самоуважение нельзя путать с высокомерием и отсутствием самокритичности. Человек, уважающий себя, не считает себя лучше других, но уверен в себе и в своих возможностях.

        Человек с низкой самооценкой прячет от окружающих своё истинное лицо, используя маски. Он особенно реагирует на критику, порицание, остро переживает неудачу.

        Третий фактор, влияющий на психологическую атмосферу в коллективе, — это неконструктивная критика.

        Представление человека о себе во многом зависит от того, каким образом его оценивают окружающие. Наиболее благоприятными являются отношения, при которых люди принимают друг друга такими, какие они есть. Это не означает отсутствие критики, но она должна быть конструктивной, когда критика направлена не на конкретную личность, а на трудную ситуацию. Смысл конструктивной критики можно выразить следующей фразой: «У нас есть проблема — давай найдём её решение».

        Четвёртым фактором, который влияет на психологическую атмосферу в коллективе, является способность человека правильно выражать свои чувства.

        Свои чувства мы выражаем по-разному, но чаще всего -негативным образом. Причём таких способов несколько:

  1. в виде риторических вопросов: «Как вы смеете так вести себя?». С помощью таких вопросов человек пытается привлечь внимание собеседника к своим чувствам, не называя их;
  2. в виде приказов и запретов: «Не смейте вести себя так в моём присутствии!»,  «Немедленно извинитесь передо мной!». Так человек пытается контролировать поведение другого человека, для того чтобы уменьшить неприятные для себя эмоциональные переживания;
  3. в виде претензий: «Вы никогда не думаете о том, как мне тяжело». Такие высказывания выражают чувство недовольства и жалости к себе. Но они вызывают только ответные претензии;
  4. в виде иронии или сарказма. Такие высказывания используются с целью вызвать у человека чувство смущения или стыда. Обычно это делается для того, чтобы замаскировать неприятные эмоции, которые переживает сам говорящий.

        Все эти способы затрудняют общение. Не дают другим понять, какие же чувства человек на самом деле испытывает. Это приводит к неопределённости и психологическому дискомфорту. Чтобы это исключить, необходимо использовать позитивные способы передачи эмоционального состояния. Все они сводятся к одному, нужно чаще говорить о том , что мы чувствуем на самом деле, не опосредованно, а прямо: «Я сержусь»; «Я чувствую себя спокойно». Мы редко используем  эти простые выражения, но они приносят больше пользы. Конечно, этому надо учиться, так как мы не привыкли к такому виду поведения.

        Первым шагом в улучшении психологической атмосферы будет её оценка на данный момент. Для этого рекомендуем, например, использовать анкетирование, которое поможет оценить, насколько благополучна и позитивна психологическая атмосфера в коллективе, и, уже оттолкнувшись от полученных результатов,  спланировать свои дальнейшие действия.

Анкета  1  

Психологический климат в коллективе

        Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в коллективе.

        Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо отметить каждый пункт соответствующей оценкой:

                5 — полностью согласен;

                4 — скорее согласен, чем нет;

                3 — трудно сказать;

                2 — скорее не согласен;

                1 — совершенно не согласен.

        Я удовлетворен(а):

  • работой в лицее
  • взаимоотношениями  с коллегами
  • заботой администрации к моим нуждам
  • готовностью коллег оказать помощь в работе
  • настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом)
  • культурной и интеллектуальной атмосферой в коллективе
  • тем, в какой мере администрация прислушивается к моим замечаниям, касающимся работы
  • культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом
  • тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается моя работа
  • отношение коллектива к работе
  • организованностью и порядком в работе лицея
  • творческой атмосферой в коллективе
  • моими взаимоотношениями с руководителями
  • согласованностью и единством действий педагогов
  • отношением учащихся к учёбе
  • дисциплинированностью учащихся
  • тем, насколько рационально используются мои силы и время на работе
  • учебно-материальной базой лицея
  • отсутствием «показухи» и формализма в работе
  • заработной платой.

Анкета  2

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на поставленные вопросы. Подчеркните ответ, соответствующий Вашим ощущениям, или напишите свой вариант ответа. (Анкета не подписывается.)

  1. Я обычно прихожу на работу:

А) с хорошим настроением

Б) без подъёма и приподнятости

В_ с плохим настроением

Г) затрудняюсь ответить

  1. На работе я:

А) ожидаю общения с коллегами

Б) безразличен к окружающим

В) не хочу общаться ни с кем

  1. В процессе делового общения я проявляю:

А) доброжелательность и доверительность

Б) снисходительность

В) нервозность и раздражительность

Г) не могу ответить

  1. Успех каждого из коллег вызывает во мне:

А) радость

Б) болезненную реакцию

В) не знаю

  1. Я встречаю нового члена коллектива:

А) доброжелательно и радушно

Б) безразлично

В) избирательно

  1. В случае неприятности на работе я:

А) ищу причины в себе

Б) ищу причины в других

В) пытаюсь разрешить проблему сразу

Г) не обращаю внимания и полагаюсь на время

  1. Когда я общаюсь с заместителем директора, то чувствую себя:

А) раскованно и естественно

Б)

  1.  стесненно и напряженно
    Приглашение к директору вызывает у меня:
    А) профессиональный интерес
    Б) чувство тревоги и беспокойства
    Появление среди нас директора вызывает у меня
    А) приятное чувство
    Б) беспокойство
    В) отрицательные эмоции

    Обычно критические замечания коллегам я высказываю:
    А) открыто
    Б) обсуждаю в тесном кругу
    В) не считаю, что это моё дело
    В коллективе я:
    А) делюсь своими радостями и огорчениями
    Б) предпочитаю «своё» носить «в себе»
    Сколько лет Вы работаете в лицее?
    А) 1-й год
    Б) 5 — 10 лет
    В) более 10 лет
    Укажите причины, которые отрицательно влияют на Ваше самочувствие.

Кодекс чести учителя 

Отношение к лицею — преданность, благодарность.

Отношение к работе — усердие, ответственность, исполнительность, бережливость, чувство гордости за свою работу.

Отношение к старшим, коллегам-педагогам — уважение, учтивость.

Отношение к  учащимся — сотрудничество, внимание.

  • Учитесь видеть и уважать в другом человеке личность.
  • Учитесь видеть в себе недостатки и прощать их другим.
  • Будь честен в помыслах, не навреди словом.
  • Щедро делись своим педагогическим мастерством, ибо «не оскудеет рука дающего».
  • Учись радоваться успехам своих коллег.
  • Не позволяй себе плохого настроения, это неприлично.
  • Будь терпим к чужим недостаткам.
  • Помни, что твой внешний вид полностью соответствует твоему внутреннему содержанию.
  • Полнее используй свои силы и возможности в работе.
  • Повышай свой интеллект.
  • Повышай свой уровень психологических познаний.
  • Добросовестно выполняй функциональные обязанности учителя.
  • Стремись к профессиональному мастерству.

Список источников

ШамаринаЕ.М. Основы специальной педагогиги и психологии:

Учеб. Пособие-М.: Книголюб,2007.

Методика воспитательной работы/под ред В.Сластенина-М., 2002

Психологические тесты/под ред. А.Каррлина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *