Цель мозгового штурма: Метод «Мозговой штурм» (цели, задачи, возможности, ограничения) — Студопедия.Нет – правила и методы, история возникновения, проблемы и особенности

Метод «Мозговой штурм» (цели, задачи, возможности, ограничения) — Студопедия.Нет

(20,21,22 как 1 вопрос)

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — это такой процесс решения возникшей проблемы, когда участники обсуждения предлагают как можно больше самых разных вариантов решения, из которых потом выбираются наиболее удачные.

Цель: сбор как можно большего количества идей в процессе коллективного генерирования, освобождение от инерции мышления, преодоление привычного хода мысли в решении творческой задачи.

задача мозгового штурма -снять «пласт стереотипов», дать людям возможность высказать их и забыть. Второе ноу-хау мозгового штурма Осборна — разделение процессов генерации и анализа. Метод мозгового штурма представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе генерируются идеи, а на втором — анализируются, развиваются. Таким образом, «автор» и «критик» искусственно разводятся — эти функции реализуют разные группы участников и в разное время.


Достоинства метода мозгового штурма:

— Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения.


— Это коллективный метод решения задач — увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей и возможности развивать идеи друг друга.

— Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания.

— Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

— Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

— Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение.

— Можно поднять статус робкого человека, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

Недостатки метода мозгового штурма:

— Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач.

— Метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

— Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.

— Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм — от него зависит половина успеха.

— Бывают затруднения при определении авторства хороших идей.


21. Алгоритм «мозговой атаки»


(20,21,22 как 1 вопрос)

Набирается группа 4-10 человек

Группа «штурмующих» по возможности состоит из самых разных людей, которые не являются узкими специалистами в исследуемом вопросе. Это должны быть люди разного пола, возраста, профессии, темперамента. Именно разнородный состав и различный опыт участников позволяют надеяться, что они предложат решения, сильно отличающиеся от привычных.



Участникам сообщается проблема, которую предстоит решить.

3. Собственно штурм. Задача: получить как можно больше идей. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена. Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс.

Ведущий (модератор) руководит процедурой, подбадривает, эмоционально заводит участников.

Важно четко перед началом этого этапа определится с регламентом. Обычно на штурм идей отводится 20-40 минут. Участники должны знать, что время ограниченно, и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует их, заставит выложиться в отведенное время. Четкий «тайминг» — такое же обязательное условие для участников, как длина дистанции для бегунов.

5. Этап анализа. N-ное количество идей получено (например, 70-150 идей, в зависимости от количества участников штурма). Теперь предстоит выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи, и развить их. Критика, наконец, разрешена, но в каждой идее необходимо попытаться найти конструктивное.

(или)

1. Предварительная подготовка.Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.


2. Много участников.Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.

3. Уточнение поставленной задачи.Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.

4. Записи.На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.

5. Никакой критики.Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.

6. Максимальная генерация идей.Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.



7. Привлечение других людей.Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.

8. Модификация идей.Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.

9. Визуальное отображение.Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.

10. Отрицательный результат.Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

 

Урок по технологии на тему «Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач» (10 класс)

Класс 10

Дата

Урок

Тема: Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач.

Цель:

обучающая: ознакомить учащихся с целями и правилами проведения мозгового штурма;

развивающая: развивать творческие способности, умение работать в команде;

воспитывающая: в прививать навыки культуры труда.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Тип урока: усвоения новых знаний

Ход урока:


I.Организация класса

1. Приветствие

2. Проверка присутствующих

II.Актуализация опорных знаний

  1. Какие методы решения изобретательских задач вы знаете?

III.Мотивация учебной деятельности

Работа в группах

Придумать пробку, которая могла бы без зазора пройти через любое из трех изображенных отверстий.

Задание 1 группе Решение

hello_html_m362e573.jpghello_html_m362e573.jpg

Задание 2 группе Решение

hello_html_4545e33f.jpg

hello_html_4545e33f.jpg

Беседа.

Расскажите, как вы решали предложенную задачу?

Как вы взаимодействовали?

Опишите процесс работы в группе.

IV.Изучение нового материала

Сообщение темы и цели урока

Мозговой штурм — групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Метод является практически универсальным, т. к. позволяет рассматривать почти любую проблему в сфере человеческой деятельности. Это могут быть задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного, розыска, военных операций и т. Главное условие: задачи должны быть просто и ясно сформулированы.


Метод мозгового штурма создал в 30-е гг. XX в. Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&Q. В настоящее время существует более 50 модификаций этого метода.

Для проведения мозговой атаки определяется ведущий мозгового штурма и создаются две группы:

  • генераторы идей— участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

  • критики-аналитики — члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

В эти группы следует отбирать людей, обладающих определенными качествами.

Ведущий: требования к участнику.

Задача ведущего: обеспечивать качество мозгового штурма, регулируя его ход.

Полномочия ведущего:

  1. Отвечать за процедуру и регламент работы (соблюдение правил ).

  2. Прерывать неконструктивное поведение участников — «перетягивание каната», «павлиний хвост» и др.

  3. Обеспечивать психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности (должен уметь мгновенно положительно оценить любую идею).

  4. Управлять процессом поиска идей (необходимо постоянно уточнять формулировки задачи, расширять поле поиска, выделять новые направления и аспекты решений, задавать новые направления поиска решений для участников).

Успех мозгового штурма зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Генератор идей, требования к участнику.

Задача генератора идей: непрерывно выдвигать идеи по поставленной проблеме или задаче.

Требования к генераторам:

  1. Выдвижение большого количества идей по широкому спектру тем, основанных на новых принципах, перенос идей из различных областей, использование ярких неожиданных аналогий.

  2. Использование идей, выдвинутых ранее другим генератором.

  3. Генератору идей должна быть присуща вера в то, что лучшие идеи еще впереди, оптимизм.

  4. Недопустимо включать в группу генераторов прирожденных скептиков и критиканов.

  5. Генераторы идей должны иметь широкий кругозор, обладать способностью отходить от навязчивых идей.

Типичный генератор активно выдвигает идеи по любой предложенной теме, задаче, в присутствии третьих лиц и при наличии критики («фонтан идей»). Теневой генератор активно выдвигает идеи индивидуально. Инертный генератор имеет положительную установку на творчество, но у него нет опыта, низкий уровень притязаний. Желательно иметь в группе генераторов девушек и юношей.

Аналитик: требования к участнику.

Задача критика-аналитика: выявление рационального зерна в каждой предложенной к анализу идее.

Требования к аналитику:

  1. Понимание специфики проблемы (задачи).

  2. Способность к обобщению.

  3. Ему должны быть присущи оптимизм и вера в то, что лучшая идея — это та, которая анализируется в данный момент.

  4. Хорошие аналитики могут выявить новые принципы решения задачи после классификации принципов, выдвинутых генераторами. Очень часто самое ценное в мозговом штурме — новое направление поиска, а не конкретное решение.

Как организовать мозговой штурм? Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает в себя три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения.

1. Предварительный этаппостановка проблемы. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Участникам рассказывается о задачах генераторов идей и аналитиков. Затем каждый пишет, в какой группе он хотел бы участвовать со своими товарищами. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего.

2. Основной этапгенерация идей. Очень важно соблюдать правила этого этапа:

  • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений, приветствуются как логичные, так и абсурдные идеи.

  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

  • Все идеи фиксируются (записываются на доске, на диктофон, магнитофон).

3. Заключительный этап — группировка, отбор и оценка идей. Выделяются наиболее ценные идеи, и дается окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерий отбора и оценки идей.

Как вы считаете, для решения каких задач этот метод является эффективным? Какие недостатки мозгового штурма вы видите?

После обсуждения учитель подводит итог.

Зоной оптимального использования мозгового штурма являются:

  1. Задачи, когда мы еще не обладаем большими знаниями об объекте исследования и нужно выявить направления решения проблемы. На этом этапе мы пока не можем применить логику. Допустим, проблема возникла недавно.

  2. Задачи на проектирование новой продукции, идей рекламы и т. п.

  3. «Обратные» задачи («обратный» мозговой штурм): как ухудшить товар, процесс, услугу. Решаются эти задачи для того, чтобы после обратного мозгового штурма найти «лишние звенья» и исключить из процессов ненужные или вредные процедуры.

Основной недостаток метода — малая производительность при больших затратах времени.

V.Практическая работа

Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

VI.Повторение изученного материала

  1. Метод мозговой атаки – это метод:

а) решения творческих изобретательских задач;

б) решения межличностных конфликтов;

в) решения задач из области информационных технологий.

2. Цель метода мозговой атаки – стимулировать группу людей:

а) к трудовой деятельности;

б) конфликтам, критике;

в) быстрому генерированию большого числа идей.

3. Сколько групп людей последовательно решают задачи при использовании метода мозгового штурма?

а) 2; б) 3; в) 4.

4. Как называется группа, которая работает на основном этапе мозгового штурма?

а) генераторы идей;

б) эксперты;

в) аналитики.

VII.Рефлексия

1. Какую тему изучали на уроке?

2. Что нового узнали?

3. Чему новому научились?

4. Где пригодятся полученные знания?

VIII.Домашнее задание

Мозговой штурм как инструмент управления качеством на предприятии

Библиографическое описание:


Селиверстов А. С., Уткин Д. Ю., Постнов В. В., Семидотченко А. Р., Николаева К. А. Мозговой штурм как инструмент управления качеством на предприятии // Молодой ученый. — 2019. — №42. — С. 225-227. — URL https://moluch.ru/archive/280/63222/ (дата обращения: 08.02.2020).



В этой статье будет рассмотрен мозговой штурм, как один из возможных инструментов управления качеством. Его влияние на решение поставленных задач, выявленных проблем и создания интересных мыслей для компании. Также будут рассмотрены правила, которые необходимо соблюдать при проведении мозгового штурма, выявлены все этапы и виды данного инструмента, его преимущества и недостатки.

Ключевые слова: мозговой штурм, участник, SCAMPER, генератор идей, распределение задач, решение проблем, команда

Мозговой штурм является актуальным в наши дни, так как он способствует эффективной командной творческой деятельности, приводящей к решению поставленных задач [1]. Такая методика применяется во многих отраслях деятельности и на многих производствах. В процессе командной работы создаются новые идеи, выдвигаются не стандартные решения возникших проблем. Впервые о мозговом штурме написал исследователь Алекс Осборн в 1953 году. Его книга породила новое направление неординарного мышления, которое стали использовать.

Мозговой штурм хорошо работает в команде. Количество участников тоже играет свою роль. Так если команда состоит из маленькой группы, то, скорее всего некоторые идеи просто не будут озвучены и разобраны в ходе процесса. При слишком большом количестве участников есть вероятность потерять контроль процесса, и начнется хаос. Данный метод хорошо используется на различных предприятиях для решения каких-либо ситуаций, например возникновение бракованной продукции. Команда компетентных работников, которые имеют необходимые знания и во время проведения мозгового штурма генерируют нетривиальные и важные решения проблемы.

Правила мозгового штурма.

Чтобы процесс протекал в положительной динамике необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Можно выдвигать абсолютно разные идеи, даже если они со стороны выглядят совершенно нелепыми;
  2. Стараться избегать критических замечаний по идеям;
  3. Необходимо предлагать как можно большее количество идей, даже если они не будут хорошими;
  4. Выдвинутые предложения нужно видоизменять и комбинировать с другими идеями, чтобы прийти к лучшему решению проблемы [2].

За исполнением правил следит руководитель мозгового штурма. Также в его обязанности входит предупреждение критики при обсуждении разных предложений. Вообще руководитель стремится создать хорошую психологическую обстановку в коллективе. Не делать перерывы в работе, это может значительно сказаться на эффективности выдвигаемых идей.

Этапы мозгового штурма.

Весь процесс в основном состоит из трех важных этапов, которые необходимо соблюдать, чтобы сам процесс прошел успешно.


1) Проблема, сбор участников и распределение задач между ними

Для успешного проведения мозгового штурма необходимо на первом этапе подготовиться со всей ответственностью. Сначала выдвигается некая проблема, возникшая в организации и требующая оптимального варианта решения. Желательно суть проблемы составить заранее и нужно, чтобы ее поняли все будущие участники. После усвоения поставленной задачи можно приступать к подбору людей для ее решения.

Дальше идет подбор участников. Желательно искать таких людей, которые смогут без проблем сотрудничать между собой. Чем лучше будет психологическая обстановка в коллективе, тем качественнее пройдет мозговой штурм. Принимать участие должны участники со всех сторон, люди, которые будут влиять на решение поставленной задачи. Также люди, на которых повлияет принятое решение. Оптимальное количество участников должно быть в пределах от 5 до 9 человек.

После сбора всех участников между ними идет распределение ролей. Распределение задач должны выполнять люди, которые хорошо знают их и имеют предрасположенность к ним. Основные роли мозгового штурма: ведущий команду, вдохновитель, генератор идей, аналитик, изыскатель, гармонизатор. Если нет возможности распределить все роли, то можно использовать, хотя бы основные, это ведущий, вдохновитель, генератор идей и контролер.

2) Создание идей

Эффективность работы команды во многом зависит от опытности главного ведущего. Ведь мозговой штурм подразумевает интересную командную работу. В начале процесса включаются люди ответственные за генерирование предложений. После уже другие члены команды. Куратор следит участниками, чтобы все они влились в процесс. После того как все участники включатся в работу генерировать новые идеи можно в произвольной последовательности. Очень важно, чтобы команда предложила как можно больше идей. Так для сообщества из 5 или 8 человек, 100 идей вполне нормальный результат. В процессе выдвигания идей они должны фиксироваться ответственным человеком за ведение записей. Записывание идей ведется на доске или флипчарте и все участники должны видеть эти идеи. Присутствие критики недопустимо и куратор должен следить за этим.

При длительной деятельности мозга могут перестать появляться новые предложения или будут озвучиваться те идеи, которые уже были. В этом случае стоит сделать следующее:

− остановиться на более перспективных идеях, обсудить их;

− сделать небольшой перерыв в мозговом штурме, отложить на несколько часов или дней;

− все участники заблаговременно перед штурмом составляют список и в процессе вычеркивает уже озвученные идеи [5].

Также в помощь можно использовать некоторые методы: Post-up, ТРИЗ, метод шести шляп, SCAMPER. При внедрении этих шпаргалок можно придумать нестандартные решения проблемы.

  1. Отбор, группировка и оценка предложений


Последний этап мозгового штурма очень важен для принятия нужного решения. Именно на данном этапе выделяют самые подходящие идеи, которые приводят штурм к общему итогу. Успешный итог 3 этапа зависит от общих усилий команды, направленный на поиск решения проблемы.

На данном этапе ответственные люди проводят оценку всех записанных идей на эффективное исполнение, расчет рисков, предлагают возможные идеи для воплощения их в реальность. Если при обсуждении какой-то хорошей идеи часть команды не согласна, то проводят голосование. Окончанием мозгового штурма можно считать полное согласие всех участников с отобранным решением из всех существующих. При правильной организованной работе можно будет найти решение проблемы, с которой будут согласны все члены команды и организовать ее эффективное претворение в жизнь.

Виды мозгового штурма.

Существует множество разных видов, которые подходят для принятия решений по разным задачам. Визуальный мозговой штурм, при быстром потоке предложений необходимо успеть их записать на доску. Принцип визуального штурма сводится к быстрой реакции, отсутствий критики и гибкому мышлению. Брейнрайтинг: основная суть сводится к письменному написанию предложений на листе бумаги [4]. Далее все участники меняются своими листами. Вновь рождаются идеи у соседа, который ее записывает и передает дальше. Такой обмен информацией длится около 15 минут. Обратный мозговой штурм: такой метод штурма больше подойдет для создания какого-то нового товара или его улучшение. Основная суть состоит со списка всех отрицательных свойств товара или услуги. Далее в процесс включается ничем не ограниченная критика. Таким образом, в итоге создается полный список дефектов, недостатков проблем. Благодаря этому списку можно составить портрет конкурентоспособности.

Преимущества мозгового штурма.

Мозговой штурм имеет преимущества по сравнению с обычной коллективной работы. Самый основной плюс этого штурма в том, что к решению задачи можно подойти с творчеством. Обсуждение и придумывание идей проходит в комфортной психологической обстановке. Весь коллектив полностью увлечен процессом поиска предложений и их обсуждений. В этом методе поощряется воображение, раскованность, выход за рамки обычного мышления, чувствование ситуации. Недопустимо использовать четкий план действий при поиске идей, отсутствие эмоциональности. В процессе выдвинутые участниками идеи дорабатываются, обсуждаются и вносятся дополнительные поправки.

Недостатки мозгового штурма.

Кроме плюсов в штурме есть и некоторые минусы, которые следует учесть. К ним относятся:

  1. недостаточный опыт куратора;
  2. проблемы с генерированием новых идей;
  3. трудность выбора из большого количества предложенных идей самой эффективной [3].

Мозговой штурм как метод обучения и как метод изысканий результативен при его компетентном проведении. Данный метод играет важную роль в любой организации. Развитие творческого потенциала сотрудников увеличивает ценность ресурсов компании, улучшает разговорные навыки у руководителей и сотрудников. Руководитель должен всегда использовать этот метод для более рационального принятия решений. Также данный метод способствует решению сложных проблем и задач, выход из сложных ситуаций.

Литература:

  1. Васин С. Г. Управление качеством. всеобщий подход: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Васин. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 404 c.
  2. Антохина Ю. А. Современные инструменты менеджмента и качества / Ю. А. Антохина. — СПб.: ГУАП, 2017. — 238 c.
  3. Вдовин С. М. Система менеджмента качества организации: учебное пособие / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 299 c.
  4. Better Brainstorming // Harvard Business Review. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.mindtools.com/brainstm.html.
  5. 4 Steps to Successful Brainstorming // Forbes. [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://www.forbes.com/sites/susanadams/2013/03/05/4-steps-to-successful-brainstorming/#6e6fa3c05992.

Основные термины (генерируются автоматически): мозговой штурм, идея, SCAMPER, участник, распределение задач, генератор идей, решение проблемы, член команды, поставленная задача, команда.

Метод решения задач «Мозговой штурм»

Применение технологии «мозговой штурм» на уроках информатики

Т. В. Лалетина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоселовская средняя общеобразовательная школа № 5»

Внедрение ФГОС ООО требует от учителя искать новые технологии, которые направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания — моделирование к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие — общий прием решения задачи[4].

Одним из вариантов технологии, которая позволяет решать задачи или проблему, является технология «мозговой штурм». По традиции эту технологию часто называют методом, хотя на самом деле «мозговой штурм» является формой работы. Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века.

Метод мозгового штурма[5] — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Технология проведения учебного мозгового штурма (УМШ) [2]

Обычно УМШ проводится в группах численностью 3-5 учащихся.

1. Перед штурмом группу инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма (при выдвижении идей) — НИКАКОЙ КРИТИКИ! Более того, необходимо всячески приветствовать новые идеи, какими бы абсурдными они не казались.

2. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду и поработала над ее развитием.

3. Группа выбирает секретаря, который будет фиксировать возникающие идеи.

4. Всем группам выдается одна задача или разные задачи и проводится первичное обсуждение и уточнение условий задач.

5. Учитель определяет время, которое он выделяет на первый этап штурма. Это время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске, а также включить таймер.

I этап УМШ. Создание банка идей

Главная цель этапа — наработать как можно больше возможных идей решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «фантастическими».

После этапа небольшой перерыв, в который можно обсудить с рефлексивной позиции, как проходил штурм: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.

II этап УМШ. Анализ и развитие идей

На этом этапе все высказанные идеи каждая группа рассматривает критически. При этом необходимо придерживаться основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно. Нужно постараться усовершенствовать эту идею, найти ей применение. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.

В конце ставится вопрос: «Решена ли предложенная проблема?» Здесь очень важно помнить то, что все учащиеся должны понимать, почему выбран именно такой вариант разрешения вопроса.

«Мозговой штурм» как метод обучения наиболее приемлем для групп, в состав которых входит не более 12 человек. Оптимальное время на проведение — максимум 30 минут.

Достоинства и недостатки МШ.

Достоинства:

  • метод весьма прост, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительного обучения;

  • все учащиеся участвуют на равных позициях;

  • увеличивается сила решений и объединения усилий многих;

  • есть возможность развивать идеи друг друга;

  • возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;

  • можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания.

  • можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

  • можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

  • можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение.

Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.

Недостатки:

  • не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач;

  • при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;

  • возможно «зацикливание» на однотипных идеях.

Для того чтобы избежать подобного развития ситуации, учителю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении класса учитывать личностные характеристики учащихся и объединять детей разного уровня подготовленности.

Мозговой штурм на уроках информатики может применяться на различных этапах. Интеллектуальная разминка, когда за короткий промежуток времени требуется найти решение поставленной задачи. При изучении новой темы: когда ставиться задача, требующая совместных усилий для её решения. Использовать для обобщения полученных знаний по теме.

Я провела серию уроков с использованием технологии МШ в 6-х классах по теме «Алгоритмы и исполнители». Целью первого урока было, научить детей решать открытые задачи методом мозгового штурма. При освоении технологии использовала открытые задачи «Робинзон Крузо» и «Необычные часы». Домашнее задание было предложить идеи необычных часов. На втором уроке отрабатывали с детьми решение задач методом МШ. Дети работали в группах, объединяли все идеи необычных часов, выдвигали новые (I этап), а затем провели анализ идей и выбрали 1-2 для преставления (II этап). Завершающим этапом (развитием идеи) стала игра «Создаем умные вещи». Цель: познакомить учащихся со структурой работы и процессом создания технологической новинки – какой-либо «умной вещи», в данном случае «Необычные часы». Работая в команде, каждый участник выполняет разные роли при проектировании: программист, дизайнер, инженер или руководитель проекта. Участники выполняли ряд заданий при работе над общим шаблоном – проектом умной вещи. По окончанию отведенного времени презентовали результаты своей работы. Итоги подводили путем голосования всех участников.

Планируемые результаты при использовании метода мозговой штурм [1]:

Предметные:

  • Понимать понятия: алгоритм, исполнитель, среда исполнителя, система команд исполнителя, круг решаемых задач.

  • Освоить правила проведения мозгового штурма; владение навыками работы с компьютером.

Метапредметные:

Познавательные:

  • Умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  • Анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков.

  • Умение моделировать, выделяя существенные характеристики объекта.

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: соблюдать правила «УМШ», формулировать и записывать идеи.

  • Научиться высказывать свои идеи и выслушивать товарищей, уважать и свое и чужое мнение.

  • Осуществлять совместную деятельность, направленную на сотрудничество.

Регулятивные:

  • Определять цель, проблему в предложенной задаче.

  • Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; выбирать средства достижения цели в группе.

  • Оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Личностные:

  • Овладеть умением хорошо говорить и легко выражать свои мысли;

  • Умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

  • Получать удовольствие от уроков информатики.

Использование метода мозгового штурма демонстрирует учащимся, что у задачи может быть несколько различных решений, все зависит от конкретных заданных условий. Повышает интерес к теме и определению целей её изучения. При этом урок становиться более занимательным и эффективным. Умение высказывать свои мысли, слушать и анализировать идеи других способствует развитию критического мышления и творческих способностей.

Список литературы:

  1. Босова Л. Л. Информатика. Программа для основной школы: 5 – 6 классы/ Босова Л. Л, Босова А. Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Кавтрев А. Решение открытых задач методом мозгового штурма. http://www.schoolnano.ru/node/8911

  3. Левицкова Л. А. Изучение информатики в условиях ФГОС. http://krivaksin.ru/izuchenie-informatiki-v-usloviyah-fgos/Изучение информатики в условиях ФГОС

  1. Метод_мозгового_штурма Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_мозгового_штурма.

  2. Центр креативных технологий/ Методы/ Методы поиска идей и создания инноваций. https://www.inventech.ru/pdf/methods/methods-05.pdf

Методика проведения мозгового штурма — Студопедия.Нет

Государственное образовательное учреждениеВысшего профессионального образования«Орловский государственный университет»Факультет педагогики и психологииКафедра технологии психолого-педагогического и специального образования Реферат на тему: «Использование метода мозгового штурма в работе методиста с воспитателями» Выполнила:студентка 4 курса, 0 группы Чернецова Е. Н.Проверила:К.п.н, доцентСухоленцева Е. Н. Орел-2010
Содержание
 
Введение………………………………………………………………………..3
1. Мозговой штурм как метод обучения…………………………………..4
2. Методика проведения мозгового штурма………………………………9
3. Использование метода мозгового штурма в работе методиста……..16
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой итературы………………………………………..19
Приложение……………………………………………………………………20
 

Введение

Актуальность проблемы. В настоящее время в связи с развитием научного прогресса широко стали использовать методы активного обучения, одним из которых является метод мозгового штурма.Метод «мозгового штурма» (другие названия: метод мозговой атаки, метод КГИ — коллективной генерации идей) в современном мире имеет большую известность и практическое распространение.

В современном мире раз­личные модификации метода широко используются в науч­ных коллективах, и руководством детского сада, для повышения квалификации воспитателей. Метод спо­собствует развитию динамичности мыслительных процессов, абстрагирования от существующих ограничений и привыч­ных взглядов на явления и процессы, формирует умение сосредоточиваться на какой-либо узкой и актуальной цели.


Использование метода мозгового штурма показало бесспорную эффективность в творческом решении многих сложных воспитательных и образовательных проблем. Он применяется при разработке управленческих решений различного класса.

Именно по этому я взяла тему исследования «Использование метода мозгового штурма в работе методиста с воспитателями».

Цель:определить возможности использования мозгового штурма в повышении квалификации воспитателей.

Задачи:

1. Теоретически обосновать мозговой штурм как метод обучения.

2. Изучить методику проведения мозгового штурма.

3. Определить возможности использования метода мозгового штурма в работе методиста с воспитателями.

4. Разработать занятие по повышению квалификации воспитателей в форме мозгового штурма.

Мозговой штурм как метод обучения

Метод «мозгового штурма» еще называют «мозговой атакой», имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления [4,С.35].

Во время второй Мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду — может быть, она свернет в сторону.



Бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.

В 1953 году вышла книга А. Осборна “Управляемое воображение”, в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления.

Общепринятое определение метода звучит так: мозговой штурм — это метод группового коллективного продуцирования новых идей. Он используется в самых разных областях — от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных социальных или личных ситуациях [2,С.54].

Сущность метода «мозговой атаки» состоит в коллектив­ной творческой работе по обсуждению и разрешению какой-то сложной проблемы. Участники все вместе думают над про­блемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины. Этот ме­тод позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление участников, чему способствует эмо­циональный подъем участников — обязательный спутник творческой деятельности [6,С. 64].

При этом проблема не должна иметь слож­ную структуру, т.е. не должна разлагаться на многочислен­ные мелкие проблемы и отдельные вопросы. При проведении «мозговой атаки» необходимо получить как можно больше идей и ни в коем случае не оценивать идеи и их авторов.

Целесообразность использования метода «мозгового штурма» определяется оценкой сложности и оригинальности исследовательской проблемы и наличием специалистов, способных эффективно участвовать в процессах «мозгового штурма». Большое значение в успехе «мозгового штурма» имеет постановка и формулировка цели исследования, а также его предмета — проблемы. Результаты обсуждения считаются плодом коллективного труда всей группы. Это вполне закономерно. Ведь любая идея, высказанная в данный момент любым из участников сессии, могла бы ранее «мысленно принадлежать» его коллеге, ожидающему слова. На рассмотрение сессии не рекомендуется выносить проблемы, затрагивающие приоритет, в том числе научный. Что же касается оптимальной численности группы участников мозгового штурма, то наиболее продуктивными могут быть признаны группы численностью не более 10 человек[2,С.57].  

Области применения данного метода. Во-первых, методика мозгового штурма применяется для выявления новых направлений решения проблемы при поиске решений в сфере, которая для участников процесса является недостаточно исследованной. Во-вторых, технология мозгового штурма используется для решения некоторого класса интеллектуальных задач, для которых трудно отыскать оптимальное решение, работая над ними индивидуально. И, наконец, немаловажный довод в пользу предпочтения именно этого метода состоит в том, что создание специальной группы людей, между которыми особым образом организуется взаимодействие, рассчитанное на получение группового эффекта — синергии, является эффективным способом повышения качества и скорости принятия нужного решения по сравнению с индивидуальным его поиском.

Достоинства метода мозгового штурма:

— Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения.

— Это коллективный метод решения задач — увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей и возможности развивать идеи друг друга.

— Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания.

— Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

— Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

— Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение.

— Можно поднять статус робкого человека, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

Недостатки метода мозгового штурма:

— Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач.

— Метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

— Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.

— Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм — от него зависит половина успеха.

— Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма [3,С. 79].

При проведении занятий методом «мозговой атаки» ве­дущему и участникам необходимо соблюдать некоторые пра­вила и условия коллективной работы:

-нацеленность творческого поиска на один объект, не­допустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;

-краткость и ясность высказываемых мыслей участни­ками «мозговой атаки»;

-недопустимость критических замечаний по поводу вы­сказываний других участников «мозговой атаки», работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям;

-недопустимость повтора сказанного другими участни­ками «мозговой атаки»;

-нежелательность отвода предложений участников вы­сказаться под предлогом, что все уже сказано;

-стимулирование любой самостоятельной мысли или суждения обучаемых, приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи;

-гласность в показе идей, получивших признание;

-возможность и желательность дальнейшего развития положений и мыслей, высказанных участниками ранее;

— до и во время проведения мозгового штурма необходимо создать обстановку максимального психологического комфорта;

— в процессе генерации идей необходимо поддерживать непринужденную и доброжелательную атмосферу общения [6,С.47].

Наряду с правилами существуют и особенности процесса, которые надо знать и учитывать. Приведем некоторые из них. Работа может быть эффективной только в отдельном, изолированном помещении. Желательно обеспечить равенство участников, для чего они должны быть рассажены в режиме «круглого стола». Форма стола может быть любой, важно только обеспечить психологическое равенство. Идеи должны оперативно фиксироваться любым доступным способом. Записанные идеи необходимо оперативно расшифровывать. Ведущий должен контролировать время работы. Оптимальное время процесса генерации при постановке одной проблемы – 40 минут, при необходимости решения нескольких задач время колеблется от 15 до 30 минут на каждую.

Продолжительность штурма необходимо оговорить заранее и придерживаться регламента. Идеальная длительность для дискуссии от 20 до 40 минут. Участники должны знать, что время ограничено и им необходимо выдать, как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует их, заставит выложиться в отведенное время [1,С. 46].

Метод «мозгового штурма» как метод исследования проблем и поиска их решения имеет множество разновидностей. Одной из них является метод коллективного обсуждения фиксированных идей. Суть его заключается в том, что все участники творческого процесса фиксируют на специальных карточках свои идеи относительно решения какой-либо проблемы. Далее карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке всем участникам. Каждый из них должен дать гласную оценку попавшей к нему идее. Вокруг этого может возникнуть полемика, которая позволяет отточить идею или ее отбросить как нереальную. В процессе полемики могут возникать и новые идеи [3,С.63].

Следует упомянуть о любопытной разновидности мозгового штурма — обратном мозговом штурме. В этом методе обратной является не цель и не методика, а тема обсуждения. Экспертам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще более усугубить проблему, как довести конфликт до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их решить.

Итак, использование метода мозгового, штурма показало бесспорную эффективность в творческом решении многих сложных воспитательных и образовательных проблем. Именно мозговой штурм — наиболее употребительный из всех эвристических методик способ решения проблем. Это не удивительно — для проведения штурма достаточно кабинета с круглым (или овальным) столом, группы сотрудников и пары часов рабочего времени [4,С. 84].

 

 

Методика проведения мозгового штурма

Особенность мозгового штурма Осборна – это разделение процессов генерации и анализа. Способность к творчеству у различных людей присутствует в различной степени — многим гораздо проще и природосообразней заниматься аналитикой, разбором, развитием, экспертизой идей.

Метод мозгового штурма представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе генерируются идеи, а на втором они анализируются, развиваются. Таким образом, “автор” и “критик” искусственно разводятся — эти функции реализуют разные группы участников и в разное время [6,С. 48].

Первый этап (генерации идей) предполагает следующие принципы:

— Принцип формирования группы по способностям к научному воображению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, интеллектуальной раскованности, разнообразию знаний и научных интересов, позитивному скептицизму.

— Отбор группы для генерации идей можно делать по результатам специального тестирования, которое позволит выявить и учесть критерии этого принципа. Кроме того, можно и весьма полезно учитывать другие социально-психологические характеристики человека, такие как увлеченность, коммуникабельность, независимость.

— Все это нужно для того, чтобы создать в работе этой группы атмосферу непринужденности, творчества, взаимоприемлемости.

— Принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей. Надо исключить эту естественную потребность человеческого общения. Можно предлагать лишь дополнительные идеи, отличные от высказанной. Нельзя «присоединяться к мнению» или «расшифровывать» свои или чужие идеи.

— Принцип мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по области знаний, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению. Можно высказывать абсолютно нереальные и фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.

— Такая мотивация определяется подбором группы и организацией ее работы. В группу могут входить специалисты в различных областях знаний, разного опыта и научно-практического статуса. Разнообразие участников работы способствует генерации идей.

— Принцип регламента времени на выдвижение идей. Желательно, чтобы идеи выдвигались на основе озарения, поэтому для выдвижения идей устанавливается ограничение времени на раздумья, чтобы исключить возможность «зацикливания» в противоречиях, опасениях, неуверенность, психологические комплексы [5,С.71].  

На втором этапе «мозгового штурма» (этапе анализа) также действует ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.

— Принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены. Это помогает освободить их от возможных эмоциональных моментов, внешних отвлекающих факторов. Именно аналитическое обобщение идей иногда дает очень удачные результаты.

— Принцип аналитического потенциала. Группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования. Это должны быть люди, обладающие чувством повышенной ответственности, терпимостью к чужим идеям, четким логическим мышлением.

— Принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей. Для обеспечения объективности оценки и анализа идей должны быть сформулированы предельно четкие критерии, которыми должны руководствоваться все члены аналитической группы. Основными из них должны быть: соответствие цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами, в том числе, — а иногда и главным образом — ресурсом времени.

— Принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретизации. Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть проанализированы, приняты либо исключены из анализа только после соответствующей доработки.

— Принцип позитивизма в анализе идей. Можно проводить анализ на основе различных подходов: негативизма и позитивизма. Первый проводится по установке на критические оценки, скептицизм, жесткость практических критериев. Второй — по поиску рационального, позитивного, конструктивного в любых их проявлениях.

— Принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, реальность, программу действий, осуществлять увязку идей [5,С.72].  

А. Осборн рекомендует готовить процедуру и анализировать ее результаты следующим образом:

1.Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.

2.Отберите подпроблемы для “атаки”. Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.

3.Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Мы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдадим себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего.

4.Отберите самые предпочтительные источники информации. Ответив на вопрос о видах необходимой информации, перейдем к принятию решения о том, какие из источников следует изучить в первую очередь.

5.Придумайте всевозможные идеи — “ключи” к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.

 6.Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.

7.Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.

8.Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будем строги и последовательны. Отберем те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

 9.Представьте себе все возможные области применения. Даже если наше окончательное решение подтверждено экспериментально, мы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.

10.Дайте окончательный ответ [6,С.50].

Методика проведения «мозговой атаки»включает в себя следующие этапы.

1. Формулирование проблемы, которую необходимо ре­шить; обоснование задачи для поиска решения; определение условий коллективной работы; доведение до участников правил поиска решения проблемы и поведения в процессе «моз­говой атаки»; формирование экспертной группы, в обязан­ности которой входит разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей;

2. Тренировочная интеллектуальная разминка, которая помогает привести обучаемых в рабочее психологическое состояние за счет активизации их знаний. Она носит крат­ковременный характер и включает в себя, как правило, выполнение упражнений на быстрый поиск ответов на по­ставленные вопросы или проведение «интеллектуальной раз­минки». При ре­шении методом «мозговой атаки» производственных про­блем в рамках повышения квалификации действующих специалистов разминка осуществляется в форме экспресс-опроса по вопросам «мозговой атаки».

3. Непосредственный «штурм» поставленной проблемы. Предварительно еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются некоторые правила коллективной работы. Ге­нерирование идей начинается по указанию ведущего одно­временно всеми участниками. При создании рабочих групп к каждой из них прикрепляется эксперт из числа обучаемых, задача которого фиксировать на бумаге все выдвигаемые идеи.

4. Сообщение ведущего о результатах «мозговой атаки». Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Выступление экспер­тов. Принятие коллективного решения о лучших идеях ре­шения проблемы. Заключительное слово ведущего [3,С. 82].  

Варианты проведения занятий методом «мозговой атаки» зависят от творческого подхода ведущего и уровня подго­товки участников занятия.  

Сама процедура мозгового штурма может иметь много вариантов. Рассмотрим двухэтапную технологию мозгового штурма, предложенную Еленой Петровой.

1-й этап: выдвижение идей (генерация) Время, необходимое для реализации данного этапа — около 40 минут, хотя в реальности некоторые штурмы достигают длительности в несколько часов. Регламент — до двух минут на выступление. Как правило, считается хорошим результатом штурма генерация 50 идей.

На этом этапе можно выделить несколько значимых шагов:- «включение» — создание рабочей обстановки; — «наполнение» — основная фаза, в течение которой происходит выдвижение большей части идей; — «прорыв» — когда производится генерация идей по ключевому пункту проблемы или по одному из перспективных направлений; — «индукция» — поиск новых и доработка выявленных ранее направлений решаемой проблемы с использованием уже полученной информации.

Порядок осуществления процесса ведение дискуссии таков: ведущий формулирует перед группой тему обсуждения, она должна быть сформулирована четко и ясно, а также должен быть обозначен конкретный результат, который планируется получить во время штурма [4,С.68].

Процедура ведения процесса: участники высказывают как можно больше вариантов решения проблемы, принимаются любые идеи. Тут важно остановить попытки перейти к обсуждению этих идей и сосредоточиться только на их сборе. Сам ведущий не предлагает вариантов решения. Он следит за тем, чтобы каждый участник чувствовал себя максимально комфортно, поддерживает атмосферу доброжелательности, подбадривает участников и поощряет выдвижение самых, казалось бы, невозможных идей. Кроме того, он стремится организовать по возможности равное количество высказываний каждого присутствующего.

В определенный момент, если все предыдущие правила и нюансы процедуры были соблюдены, наступает прорыв, и идеи начинают рождаться свободно и в большом количестве — происходит так называемая непроизвольная генерация гипотез. На следующем этапе из всего многообразия высказанных идей к серьезному рассмотрению будут приняты не более 15%, но пока идет их сбор, принимаются все высказывания, причем все сказанное записывается на доске.

2-й этап: оценка идей и работа с ними. На этом этапе происходит анализ предложений. Идет работа со стенограммой, оцениваются и выбираются лучшие идеи. Обычно создается группа экспертов, которая осуществляет оценку идей и предложений. Возможен вариант, когда та же самая группа, которая продуцировала идеи, после перерыва возвращается к работе над своими же предложениями, но уже в роли экспертов. Перерыв необходим для того, чтобы участники группового обсуждения почувствовали завершение одного процесса — генерации идей — и переход к другому процессу — экспертизе предложений. Может оказаться более эффективным, если оценивать предложение будут только специалисты, причем те, которые не принимали участия в генерации идей [6,С.53].

Целью ведущего на этом этапе является максимальное содействие развитию отобранных направлений, приданию им облика, позволяющего судить о возможности практической реализации выбранных решений. Анализировать идеи можно бесконечно долго, и поэтому одна из основных задач ведущего — удержать группу от излишней увлеченности процессом обсуждения. На этом этапе необходима уже конкретизация предложенных ранее идей.

Конечно, новые идеи тоже будут появляться, поэтому тут важно рационально подойти к их принятию и обсуждению. Следует иметь в виду возможность организации повторного этапа генерации по перспективному, но непроработанному направлению, а также по частным вопросам применения отобранных решений, вариантам их реализации. При проведении реальных штурмов в организации ведущий, как правило, самостоятельно выполняет работу по обобщению идей, рассматривая аналитиков как экспертов, в чьи функции входит обоснование применения сформулированной обобщенно идеи в конкретных условиях[4,С.73].

Следует учитывать требования, предъявляемые к участникам группового процесса. Целесообразно привлекать людей, отличающихся хорошими творческими способностями, высокой креативностью, большой скоростью мыслительных процессов, легкостью включения в новые ситуации, гибкостью, способностью быстро переключать внимание с одного аспекта на другой. Умение отойти от привычных установок и психологических ограничений позволяет расширить область возможностей каждого из участников штурма. Люди, обладающие повышенной чувствительностью к информации, к очень тонким ассоциациям, способны продуцировать неожиданные, оригинальные, а иногда — шокирующие творческие находки. При взаимодействии с такими людьми в силу их повышенной чувствительности особо внимательно нужно следить за созданием для них в ходе мозгового штурма комфортной обстановки [2,С. 63].

Задачи экспертов. Без последующей экспертизы идей сама процедура мозгового штурма не может считаться продуктивной. Сухой остаток первого этапа — список идей, зафиксированных модератором в краткой форме, часто с сокращениями, торопливо, иногда с элементами субъективной редактуры. Использование техники для фиксации представляется часто проблематичным — оператор с видеокамерой, как включенный наблюдатель, безусловно, разрушает атмосферу, влияет на результат. Аудиозапись грешит наложением голосов друг надруга, что приводит иногда к полной невозможности расслышать некоторые высказывания [6,С. 54].

Итак, варианты осуществления мозгового штурма разнообразны: все зависит от задачи, которую призван решать процесс. В одном случае собирается группа специалистов определенной узкой области, а в другом — возникнет необходимость объединить специалистов разных областей. С точки зрения анализа метода наиболее интересный состав участников группового процесса — это когда наряду со специалистами определенной области в группу приглашаются люди из совершено других сфер деятельности. Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно необычное, новое, что могло бы остаться «за кадром» из-за своей непривычности.

 

Технология организации и проведения «мозгового штурма»





⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 10Следующая ⇒

 

«Мозговой штурм»ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Мозговой штурм(мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

• творческое усвоение учащимися учебного материала;

• связь теоретических знаний с практикой;

• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учениками как учебная задача.

Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:

• определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;

• планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;

• подбор вопросов для разминки;

• разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.

Существуют определенные правила, соблюдение которых позволит более продуктивно провести мозговой штурм. Перечислим основные из них:



1. Во время занятия нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов — есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль.

2. Категорически запрещаются взаимные критические замечания и оценки, они мешают возникновению новых идей.

3. Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками.

4. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена одобрением.

5. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.

6. Не думайте, что эта проблема может быть решена только известными способами.

7. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи,

8. Перед началом попытайтесь ответить для себя на следующие вопросы:

Заслуживает ли проблема моего внимания?

Что дает ее решение?

Кому и для чего это нужно?

Что произойдет, если ничего не менять?

Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?

Методика организации и проведения мозгового штурма.

Организационный этап проводится с одним классом. До начала урока, когда учащиеся входят в кабинет и рассаживаются по местам, можно включить бодрую, динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки у учащихся.

В начале занятия учитель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.

После этого формируется несколько рабочих групп по 3—5 человек. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений.

Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учеников, но группы должны быть примерно равными по числу участников.

Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать, и чтобы ученики могли видеть друг друга.




На этот этап в среднем затрачивается около 10 минут. Разминка проводится фронтально со всей группой. Цель этапа — помочь учащимся освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, учитель сам должен выдвинуть 1—2 варианта ответа. Как только ученики начинают струдом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того, чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, учитель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы.

Учитель в ходе разминки не дает оценки ответам учеников, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории.

Время разминки — 15—20 минут.

В самом начале собственно «штурма» поставленной проблемы учитель напоминает проблему, уточняет поставленную задачу, дает критерии оценки идей, повторяет правила мозгового штурма.

Подается сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке записывает все выдвигаемые идеи. Не бойтесь легкого шума и оживления в аудитории — непринужденность обстановки способствует активизации мысли.

Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы (например, начинает обсуждать или критически оценивать идею), учитель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние.

Время выдвижения идей — 10—15 минут. Это этап интенсивной нагрузки учеников, обычно к его концу чувствуется явное утомление участников «штурма».

На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возможность, экспертам на время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Учитель определяет время работы для экспертов в 15—20 минут.

Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно включить музыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо предложить им несложные задания в игровой форме, например, кроссворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др.

На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах МШ. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.

Учитель подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в классе творческую атмосферу, поддерживает учащихся. Даже если успехи класса не блестящи, все равно нужно опираться на положительное в его работе, чтобы стимулировать у учащихся желание добиться больших результатов в будущем.

По времени заключительный этап самый продолжительный (25— 30 минут). Этот этап очень важен в учебном плане, так как при обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен информацией, ее осмысление и активное усвоение.

Как правило, МШ проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи учителю не следует скоропалительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи, ликвидировать их, и в будущем его ждет успех.

 











Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *