Что такое дискуссия и как ее проводят: Как вести дискуссию? – Материал по теме: Проект» Что такое дискуссия?»

Материал по теме: Проект» Что такое дискуссия?»

Тема: «Что такое дискуссия?»

                                           Выполнили: уч-ся 4-Г  класса

                                                    Руководитель: Плеханова Т. В.

2012 г.

                                                                                 

I.Введение.

Что такое дискуссия?

Как правильно её проводить?

II. Цели и задачи:

1. Сформировать желаемый образ классного коллектива и жизнедеятельности в нем.

2. Учиться  правилам ведения дискуссии, умению кратко говорить и выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

3. Разработать правила проведения дискуссии.

III. Основная часть.

3.1. Что такое дискуссия?

Латинское слово «дискуссия» означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы.

Дискуссия – то спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и «больные» проблемы класса, намечаются пути их решения, Эти проблемы могут быть самыми различными, Например, такими:

Каким должен  быть современный человек?
Легко ли быть умным?
40 минут урока: много это или мало?
Кто в нашем классе хозяин?
Самоуправление или самоуправство?
Как наш класс сделать дружным?

Дискуссия поможет…

– акцентрировать внимание на актуальных проблемах жизнедеятельности класса;
– выработать общее мнение по этим проблемам;
– побудить к практическим действиям по развитию общественной жизни класса;
– выявить тех учащихся, которые болеют за дела класса, готовы предложить реальный вариант решения наиболее сложных проблем и, может быть, организовать дело, инетересное и полезное для класса и его друзей.

        

3.2. Как проводить дискуссию?

План проведения дискуссии, как правило, таков.

1. Зачин. Ведущим в начале дискуссии важно побудить к разговору, «завести» участников дискуссии, «накалить страсти». Этому могут способствовать вступительное слово ведущего, постановка серии острых вопросов, выступление «агитбригады» и т.д.
2. Собственно дискуссия – публичное обсуждение проблемы: «Каким мы хотим видеть наш класс? Каким быть нашему классу?» Дискуссия во многом дело стихийное и непредсказуемое. Трудно сразу определить, как она развернется и какие мнения будут преобладать. Очень многое зависит от состава участников дискуссии, от их психологического настроя, от социальной ситуации, от места и времени проведения дискуссии. Но многое также зависит от организаторов и ведущих, от их эрудиции, нравственных качеств, способности контактировать со школьниками подросткового и юношеского возраста, умений слушать, спорить, держать себя в руках и управлять дискуссией.

3.3 .Правила дискуссии. 

1. Правило уважения человека  основное правило дискуссии, Отношение к лющям (как к присутствующим, так и к отсутсвующим) на дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное, Мы стараемся ничем человека не обидеть, а тем более не оскорбить. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий. Для нас равно значит, думает ли человек как все или иначе.

2. Правило внимательного слушания. Мы помним, что слушать и слышать не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. На дискуссии закон един: все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающих не перебивают.

3. Правило свободного микрофона. Высказываться может каждый, но после того,  как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет исключительное право передавать микрофон кому-либо. Если ведущий не передает микрофон никому, то первым его берет тот, кто раньше других приготовился (поднял руку) и ближе других находится к закончившему выступление.

4. Правило двух минут для выступления. Свободный микрофон можно «держать в одних руках» не дольше двух минут. За это время можно успеть сказать главное.

5. Правило логичности и аргументированности. Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено и убедительно аргументировано. Лучшие аргументы – факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли четко и понятно.
6. Правило честного поведения. На дискуссии уважается честность, а не упрямство. Участники дискуссии стараются держаться естественно. Выступающие говорят внятно, понятно, не искажая фактов, слов и мыслей других людей. Если участник дискуссии в чем-либо не уверен или в чем-то не прав, он честно в этом признается, а если прав, то не зазнается.
7.Правило поднятой руки. Если же ты хочешь сказать важное, подними руку и тебя будут слушать. Если кто-то поднял руку – все выслушивают его внимательно, не перебивая. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий.

Заключение.

Несколько советов участникам дискуссии

Выступая:
– не говори «длинно»: излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного;
– в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы. В этом тебе могут помочь тезисы – краткое изложение основных идей выступления;
– не стесняйся высказывать необычные идеи:
оригинальность мышления – признак развитого интеллекта. А то, что сейчас представляется невозможным, в дальнейшем может оказаться весьма интересным и полезным;
наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова, но при этом держись с достоинством. Во время выступления:
– старайся понять выступающего, даже если не согласен с ним;
прежде чем вступить в спор, продумай основные моменты того, что хочешь сказать;
– серьезно аргументируй свое мнение;
– не размахивай руками и не повышай тона. Лучшее доказательство твоей правоты – точные факты и железная логика;
внимательно выслушай возражения, постарайся выявить, правильные и ошибочные утверждения оппонента;
– не будь упрямым и не бойся признать свою неправоту.


Как организовать и успешно провести дискуссию

Автор: Борис Мастеров, кандидат психологических наук, руководитель программы Института профессионального роста, эксперт Института Открытого общества.

Источник: Elitarium.ru

 

Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. Она может возникать спонтанно, развиваться стихийно или быть организованной. Инициатором обсуждения может стать руководитель, который осуществляет, координирует и направляет процесс. Как организовать и провести дискуссию? Методы организации обсуждения разнообразны. В зависимости от целей, задач и ресурсов руководитель выбирает способ проведения обсуждения. Если вы решили организовать дискуссию, обратите внимание на эти рекомендации.

Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. Она может возникать спонтанно, развиваться стихийно или быть организованной. Инициатором обсуждения может стать руководитель, который осуществляет, координирует и направляет процесс.


Дискуссия предполагает:

  • активный обмен мнениями между участниками;
  • рассмотрение проблемы с разных позиций;
  • многосторонняя коммуникация;
  • поиск нового решения, мнения, способа действий и т.д.

Как организовать и провести групповую дискуссию?

Если вы решили организовать дискуссию, обратите свое внимание на следующие рекомендации.

На подготовительном этапе:

1. Позаботьтесь о пространстве, в котором будет проходить дискуссия. Это должно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникам расположиться так, чтобы видеть друг друга. Наиболее подходящими для организации дискуссии формами расстановки мебели являются «буква П», «прямоугольник», «круг», «дискуссионный клуб». В первых двух формах несколько затруднен контакт между участниками, сидящими на одной линии. Последняя форма может использоваться, если руководитель планирует организовать работу в подгруппах. Если количество участников будет больше 15, рекомендуется использовать именно этот вариант работы.

  • «Прием аквариума» предполагает образование участниками внутреннего и внешнего кругов. Если кто-то не хочет участвовать в обсуждении, не готов, плохо себя чувствует и т.д., ему предлагается занять место во внешнем круге и просто понаблюдать за процессом. Активная работа ведется во внутреннем круге — в аквариуме. Отсюда и название данного приема размещение участников.
  • Хорошо, если в помещении есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить плакаты, графики, а также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые предложения. Для этого можно использовать большие листы бумаги и маркеры. Поручите одному из сотрудников роль регистратора.
  • Обдумайте необходимость ведения аудио- или видеозаписи дискуссии. Если вы решили воспользоваться видеокамерой или диктофоном, поставьте участников дискуссии в известность, получите их согласие. В случае категорических возражений, уточните, с чем они связаны, попытайтесь развеять опасения аудитории. Если это не удалось, не стоит настаивать на ведении видеозаписи без особой на то необходимости. Учтите также, что на первых этапах участникам необходимо будет «привыкнуть» к камере.

  • Если сотрудникам в процессе обсуждения предстоит делать записи, предложите им расположиться за столами. Но помните, что мебель может создавать ощущение барьеров между участниками дискуссии. Отсутствие же столов может вызвать обратный эффект и стать источником чувства незащищенности, открытости, дискомфорта.
  • Желательно, чтобы мебель была удобной, а общий интерьер достаточно гармоничным. Участники обсуждения должны чувствовать себя в нем комфортно и физически и психологически.
  • Планируя размещение участников, постарайтесь учесть степень их активности, структуру неформальных отношений в группе и т.д.

2. Определите временные рамки дискуссии. Время проведения должно быть максимально удобным для всех. Дискуссия не должна отвлекать сотрудников от неотложных дел и лишать их возможности отдыха. Если обсуждение ожидается длительным, запланируйте перерывы, во время которых участникам можно предложить прохладительные напитки, кофе, чай, печенье, бутерброды и т.д. Тщательно продумайте хронометраж дискуссии.

3. Определите тему дискуссии, сформулируйте цели, подготовьте вопросы или утверждения для совместного обсуждения. Тема должна быть интересной и актуальной для участников дискуссии. Если вы хотите собрать информацию, узнать мнения сотрудников, их аргументы, определите ее достаточно широко. Узкая формулировка темы требуется в том случае, если итогом дискуссии должно стать принятие решения по конкретному вопросу.

Целью дискуссии может быть:

  • выяснение мнений по поводу того или иного вопроса;
  • анализ проблемной ситуации;
  • поиск нового варианта решения;
  • оценка предложения.

4. Определите стратегию ведения дискуссии. Самой сложной в реализации является стратегия свободного ведения дискуссии, когда ведущий не имеет четкого плана работы и проявляет пассивность в управлении процессом обсуждения. Его главная задача — определить тему дискуссии и стимулировать коммуникацию.


Стратегия программированного ведения дискуссии требует тщательной проработки плана работы, подготовки перечня вопросов, жесткости и директивности ведущего в управлении процессом обсуждения.

Компромиссный вариант требует гибкости в управлении группой, совмещения директивного и пассивного стилей ведения обсуждения. Здесь важное значение приобретает умение ведущего понимать динамику групповой работы, чутко реагировать на изменения и быть готовым на время отдать право ведения дискуссии другим участникам.

На этапе проведения дискуссии:

1. Сообщите членам группы тему и цель дискуссии. Раскройте актуальность заявленных вопросов, постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь, что тема и цель понимается всеми одинаково.

2. При необходимости распределите роли между участниками: регистратор, координатор, наблюдатель, эксперт, критик и др.

3. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группы относительно их соблюдения.

Нормами работы в группе могут стать следующие правила:

  • не перебивать и выслушивать выступающих до конца;
  • контролировать эмоции;
  • четко аргументировать свою позицию;
  • не переходить в обсуждении на личности;
  • активно участвовать в обсуждении каждого члена группы;
  • конфиденциальность;
  • доверие и открытость; и прочие.

4. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрация видеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов и т.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.

5. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными, играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей сотрудников высказываться.



6. Следите за строгим соблюдением принятых группой норм, регламента, иначе обсуждение может затянуться, перейти в пустую болтовню по поводу и без оного:

  • Особое внимание уделите застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех, например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого.
  • Избегайте категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства.
  • Тактично прерывайте участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на обсуждение проблемы.
  • Если выступление затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление.
  • Задавайте уточняющие, провоцирующие, наводящие и прочие вопросы.
  • Если в процессе обсуждения возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.
  • Следите за тем, чтобы несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не перешло на личности.

7. Подведите промежуточные итоги обсуждения.

8. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.

На заключительном этапе:

1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям, экспертам.

2. Поблагодарите сотрудников за участие в дискуссии.

Методы организации дискуссии разнообразны. В зависимости от целей и задач, а также пространственно-временных и денежных ресурсов руководитель выбирает способ проведения обсуждения.

Учебно-методический материал: Как организовать дискуссию

Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. Она может возникать спонтанно, развиваться стихийно или быть организованной. Инициатором обсуждения может стать руководитель, который осуществляет, координирует и направляет процесс.

Дискуссия предполагает:

активный обмен мнениями между участниками;

рассмотрение проблемы с разных позиций;

многосторонняя коммуникация;

поиск нового решения, мнения, способа действий и т.д.

Как организовать и провести групповую дискуссию?

Если вы решили организовать дискуссию, обратите свое внимание на следующие рекомендации.

На подготовительном этапе:

1. Позаботьтесь о пространстве, в котором будет проходить дискуссия. Это должно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникам расположиться так, чтобы видеть друг друга. Наиболее подходящими для организации дискуссии формами расстановки мебели являются «буква П», «прямоугольник», «круг», «дискуссионный клуб». В первых двух формах несколько затруднен контакт между участниками, сидящими на одной линии. Последняя форма может использоваться, если руководитель планирует организовать работу в подгруппах. Если количество участников будет больше 15, рекомендуется использовать именно этот вариант работы.

«Прием аквариума» предполагает образование участниками внутреннего и внешнего кругов. Если кто-то не хочет участвовать в обсуждении, не готов, плохо себя чувствует и т.д., ему предлагается занять место во внешнем круге и просто понаблюдать за процессом. Активная работа ведется во внутреннем круге — в аквариуме. Отсюда и название данного приема размещение участников.

Хорошо, если в помещении есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить плакаты, графики, а также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые предложения. Для этого можно использовать большие листы бумаги и маркеры. Поручите одному из сотрудников роль регистратора.

Обдумайте необходимость ведения аудио- или видеозаписи дискуссии. Если вы решили воспользоваться видеокамерой или диктофоном, поставьте участников дискуссии в известность, получите их согласие. В случае категорических возражений, уточните, с чем они связаны, попытайтесь развеять опасения аудитории. Если это не удалось, не стоит настаивать на ведении видеозаписи без особой на то необходимости. Учтите также, что на первых этапах участникам необходимо будет «привыкнуть» к камере.

Если сотрудникам в процессе обсуждения предстоит делать записи, предложите им расположиться за столами. Но помните, что мебель может создавать ощущение барьеров между участниками дискуссии. Отсутствие же столов может вызвать обратный эффект и стать источником чувства незащищенности, открытости, дискомфорта.

Желательно, чтобы мебель была удобной, а общий интерьер достаточно гармоничным. Участники обсуждения должны чувствовать себя в нем комфортно и физически и психологически.

Планируя размещение участников, постарайтесь учесть степень их активности, структуру неформальных отношений в группе и т.д.

2. Определите временные рамки дискуссии. Время проведения должно быть максимально удобным для всех. Дискуссия не должна отвлекать сотрудников от неотложных дел и лишать их возможности отдыха. Если обсуждение ожидается длительным, запланируйте перерывы, во время которых участникам можно предложить прохладительные напитки, кофе, чай, печенье, бутерброды и т.д. Тщательно продумайте хронометраж дискуссии.

3. Определите тему дискуссии, сформулируйте цели, подготовьте вопросы или утверждения для совместного обсуждения. Тема должна быть интересной и актуальной для участников дискуссии. Если вы хотите собрать информацию, узнать мнения сотрудников, их аргументы, определите ее достаточно широко. Узкая формулировка темы требуется в том случае, если итогом дискуссии должно стать принятие решения по конкретному вопросу.

Целью дискуссии может быть:

выяснение мнений по поводу того или иного вопроса;

анализ проблемной ситуации;

поиск нового варианта решения;

оценка предложения.

4. Определите стратегию ведения дискуссии. Самой сложной в реализации является стратегия свободного ведения дискуссии, когда ведущий не имеет четкого плана работы и проявляет пассивность в управлении процессом обсуждения. Его главная задача — определить тему дискуссии и стимулировать коммуникацию.

Стратегия программированного ведения дискуссии требует тщательной проработки плана работы, подготовки перечня вопросов, жесткости и директивности ведущего в управлении процессом обсуждения.

Компромиссный вариант требует гибкости в управлении группой, совмещения директивного и пассивного стилей ведения обсуждения. Здесь важное значение приобретает умение ведущего понимать динамику групповой работы, чутко реагировать на изменения и быть готовым на время отдать право ведения дискуссии другим участникам.

На этапе проведения дискуссии:

1. Сообщите членам группы тему и цель дискуссии. Раскройте актуальность заявленных вопросов, постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь, что тема и цель понимается всеми одинаково.

2. При необходимости распределите роли между участниками: регистратор, координатор, наблюдатель, эксперт, критик и др.

3. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группы относительно их соблюдения.

Нормами работы в группе могут стать следующие правила:

не перебивать и выслушивать выступающих до конца;

контролировать эмоции;

четко аргументировать свою позицию;

не переходить в обсуждении на личности;

активно участвовать в обсуждении каждого члена группы;

конфиденциальность;

доверие и открытость; и прочие.

4. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрация видеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов и т.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.

5. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными, играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей сотрудников высказываться.

6. Следите за строгим соблюдением принятых группой норм, регламента, иначе обсуждение может затянуться, перейти в пустую болтовню по поводу и без оного:

Особое внимание уделите застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех, например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого.

Избегайте категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства.

Тактично прерывайте участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на обсуждение проблемы.

Если выступление затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление.

Задавайте уточняющие, провоцирующие, наводящие и прочие вопросы.

Если в процессе обсуждения возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.

Следите за тем, чтобы несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не перешло на личности.

7. Подведите промежуточные итоги обсуждения.

8. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.

На заключительном этапе:

1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям, экспертам.

2. Поблагодарите сотрудников за участие в дискуссии.

Методы организации дискуссии разнообразны. В зависимости от целей и задач, а также пространственно-временных и денежных ресурсов руководитель выбирает способ проведения обсуждения

Дискуссия — это… Что такое Дискуссия?

Дискуссия (от лат. discussio


— рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Групповая дискуссия

В психологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод групповой психотерапии. Члены терапевтической группы общаются между собой (ведут спор) и в ходе этого особым образом организованного общения разрешают свои психологические проблемы.

В социологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод сбора данных, которых сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.

Аргументированность дискуссии

В логической теории и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, предложенной ещё Аристотелем, различают четыре разновидности дискуссии:[1]

  • Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода.
  • Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.

  • Эристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора).
  • Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки — софизмы (в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т. д.

Примечания

  1. А. Ивин. «Логика».

См. также

Question book-4.svg

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Методическая разработка по теме: «КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ ДИСКУССИЮ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ ДИСКУССИЮ»

                                                            Составитель учитель биологии

                              Семенова И.Н.

Санкт-Петербург

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

Несколько полезных советов для проведения дискуссии

Что нужно сделать в начале дискуссии

  1. Определите предмет дискуссии и цели, которые хотите достигнуть
  2. С самого начала определите основные правила проведения дискуссии
  3. Создайте непринужденную обстановку

Как вести дискуссию

Хороший ведущий должен

Хороший ведущий не должен

Советы хорошим ведущим

Умение активно слушать

Вопросы, стимулирующие дискуссию

Обобщение

Работа с трудными подростками

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

Мысль о проведении дискуссии в группе многих пугает. Они задаются вопросами: «А что я буду говорить?», «А будут ли меня слушать?» А в группе подростков дискуссия пугает еще больше, так как все знают, что подростки очень эмоциональны, что они будут обязательно шуметь, перебивать друг друга, мешать друг другу высказывать свое мнение, да и слушать они еще не умеют. Поэтому залогом успешной дискуссии будет умение направить разговор в заранее намеченное русло и одновременно создать дружескую обстановку, которая располагала бы к откровенности. Только с опытом приходит умение проводить подобные обсуждения.

Хотелось бы дать несколько полезных советов для проведения  дискуссии:

— заранее подготовьтесь к дискуссии;

— придите пораньше и подготовьте аудиторию таким образом, чтобы вам было легче проводить дискуссию;

— если вам потребуется оборудование, например, видеомагнитофон, телевизор или компьютор, проверьте, чтобы они были на месте и исправно работали;

— сразу же необходимо определить основные правила, которым вы будете следовать при проведении обсуждения

— создайте непринужденную обстановку;

— определите тему и цели дискуссии;

— будьте хорошим ведущим;

— при необходимости используйте вспомогательные средства (доску, перекидные листы), которые помогут вам следить за ходом дискуссии.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ В НАЧАЛЕ  ДИСКУССИИ

  1. Определите предмет дискуссии и цели, которые вы хотите достигнуть:

Если отправной точкой для вашего обсуждения является видеофильм, посмотрите его заранее. Составьте список основных тем и вопросов, которые вы хотели бы затронуть во время обсуждения. Продумайте, какие именно ситуации в видеофильме можно связать с тем или иным вопросом в вашем списке. По каждой теме составьте список вопросов, которые помогли бы участникам начать обсуждение

  1. С самого начала определите основные правила проведения дискуссии.

Вы можете либо сами предложить эти правила группе, либо попросить группу помочь их определить. Например, можно договориться, что все будут принимать участие в обсуждении, никто не должен перебивать друг друга, смеятьсянад высказанным кем-то мнением или задуманным вопросом, а также обсуждать их после окончания дискуссии. Вы как ведущий можете оставить за собой право обеспечить выполнение этих правил. Правила можно написать на доске, чтобы они были постоянно перед глазами участников. Если какие-либо правила в ходе дискуссии нарушены, вы можете обратить внимание участников на этот список и попросить их придерживаться его.

  1. Создайте непринужденную обстановку.

Если вы обсуждаете какие-то деликатные вопросы, то обязательно заверьте участников, что все вынесенное на обсуждение будет носить конфиденциальный характер. Объясните, что разговор на эту тему может оказаться трудным. Учтите, что поначалу участники могут чувствовать себя неловко.

Чтобы создать более непринужденную обстановку во время обсуждения, вы можете предложить участникам чашку чая или прохладительные напитки. Это сделает ваше обсуждение менее официальным и придаст ему дружеский характер.

Чтобы разговорить группу, вы можете начать с общей беседы на какую-либо отвлеченную тему, не связанную с предстоящей дискуссией. Например, можно спросить ребят о том, какие предметы им нравятся, что они собираются делать во время каникул. Это позволит почувствовать вам настроение группы и даст участникам возможность начать разговор.

КАК ВЕСТИ ДИСКУССИЮ

Будьте хорошим ведущим. Не нужно навязывать группе свое мнение.

Хороший ведущий должен:

— направлять дискуссию;

— обладать умением активно слушать;

— задавать вопросы, стимулирующие дискуссию;

— обобщать сказанное;

— повторять высказанные суждения;

— работать с трудными участниками.

Хороший ведущий не должен:

— запугивать участников;

— навязывать свое мнение группе или отдельному участнику;

— читать наставления;

— высказывать предпочтение какому-либо мнению или участнику.

Вот несколько советов, которые помогут вам стать хорошим ведущим:

Умение активно слушать. Выслушивайте каждого участника с вниманием и уважением. Не перебивайте. Смотрите говорящему в глаза. Используйте язык жестов (кивайте и др.). Обобщайте и уточняйте то, что сказал участник: «Мне кажется, вы сказали… ,  правильно ли я вас понял?» Пригласите других принять участие в дискуссии: «Мы услышали одну точку зрения, согласно которой… А что думают об этом другие?»

Вопросы, стимулирующие дискуссию. Такие вопросы играют крайне важную роль в поддержании дискуссии. На них нельзя ответить односложно «да» или «нет». Вопросы подобного рода приглашают участников высказать свое мнение. Они, как правило, начинаются с «Как», «Почему» или же «Что». Если вы задаете вопросы, стимулирующие дискуссию, то участники скорее всего ответят пространно и подробно, а не ограничатся короткой репликой. Например, на вопрос «Вам понравился видеофильм?», как правило, вам ответят «да» или «нет». А если вы спросите «Что вам понравилось в этом видеофильме и почему?», то вам дадут подробный ответ, на котором вы сможете построить интересную дискуссию.

Обобщение. Обобщая высказывания участников, вы можете дать им почувствовать, что их мнение имеет ценность. Обобщение также может служить отличным мостиком для перехода к следующей теме.

Повторение высказанного суждения означает, что вы перефразируете мысль, высказанную участником, и таким образом уточняете, правильно ли вы его поняли. Повторяя высказанные суждения, вы можете вовлечь участников в дискуссию и уточнить их ответы.

Работа с трудными участниками. В каждой группе обязательно оказываются трудные участники. Они либо пытаются завладеть дискуссией.  Либо отмалчиваются. Вам, возможно, придется вовлекать в дискуссию робкого участника и держать под контролем говоруна. Чтобы вовлечь робкого, задайте вопрос конкретно ему. Обратитесь к участнику по имени. Смотрите ему в глаза. Окажите ему поддержку, повторив его суждение или обобщив замечания. Поблагодарите за участие. Не расстраивайтесь, если только от части вам удалось добиться цели. Стройте дискуссию, опираясь на большинство. Вклад участников в дискуссию неизбежно будет разным. Некоторые говорят много, забивают других и мешают направлять дискуссию в нужное русло.

Вот несколько советов, которые помогут вам ограничить их выступления:

— не обращайтесь непосредственно к ним с вопросами;

— старайтесь не смотреть им в глаза;

— обращайтесь к другим участникам;

— напомните участнику об основных правилах, согласованных вначале встречи, и попросите его придерживаться их.

— если ничего не помогает, скажите участнику, что он вам мешает и попросите его дать возможность высказаться другим.

Что такое дискуссия

Содержание статьи:

Дискуссия – что это такое простыми словами

Дискуссия – процесс выяснения истины посредством аргументированного спора.

Дискуссия подразумевает обсуждение определенной темы с разных сторон и приведение доводов, которые логически обосновывают позиции участников спора.

Данное понятие используется не только в быту, но и на сложных научных собраниях, где ученые мирового уровня могут дискутировать на темы, важные для мирового сообщества.

Групповая дискуссия

В рамках групповой психотерапии используется такой вид обсуждения проблем, как групповая дискуссия. В ходе нее происходит общение «пациентов» между собой, что помогает решать их внутренние проблемы за счет появления взгляда со стороны.

Кроме того, данный термин используется в социологии – для сбора информации об отношении людей о проблемах разного рода.

Такой подход позволяет более точно выявить характеристики проблем, важных для группы людей, нежели обычный опрос.

инфографика Дискуссия

Аргументированность дискуссии

С точки зрения логики дискуссия рассматривается как нечто, требующее точного логичного обоснования и корректной аргументации. По аргументации дискуссии можно разделить на 4 группы:

  • Аподиктическая. Производится для выявления истины, все аргументы логически согласованы.
  • Эристическая. Происходит, когда хотя бы у одного из оппонентов есть цель убедить другого в своей правоте.
  • Софистическая. Сам смысл слова «софистика» подразумевает, что данный вид дискуссии строится на заведомо ложных аргументах и манипуляции. В данном виде дискуссии основная цель – победить в споре.
  • Диалектическая дискуссия. Претендует только на достижение правдоподобия высказываемых тезисов.

Этапы ведения дискуссии

  • Первичный контакт между оппонентами.
  • Выявление темы разговора.
  • Обсуждение мнений и деталей отношения к поставленной проблеме со стороны каждого из участников.
  • Поиск вариантов решения проблемы.
  • Анализ прошедшего разговора и выделение выводов, главных мыслей.
  • Нахождение устраивающего оппонентов решения проблемы.

Далеко не всегда дискуссия происходит по этим этапам, однако в таком случае ее продуктивность значительно снижается и к консенсусу спорящие не приходят.

инфографика Что т акое дискуссия

Правила ведения дискуссии

Не существует обязательных правил того, как нужно спорить с другими людьми. Однако есть ряд закономерностей, которые позволят не только выразить эмоции и высказать свою позицию, но и продуктивно завершить разговор, который, кстати, может длиться и много часов.

Основополагающий фактор, влияющий на продуктивность – это взаимоуважение. Только при соблюдении этого условии разговор пройдет цивилизованно и будет полезен.

Внимание – ключ к пониманию проблемы другого человека. Наиболее частая ошибка при ведении дискуссии – игнорирование большой части сказанного собеседником.

Краткость – сестра таланта. Не стоит растягивать каждую мысль на 20 минут.

Последовательность и логика. Все приводимые доводы должны быть структурированы и по своей сути составлять цельную позицию с минимумом противоречий.

Все аргументы и высказывания должны быть честны. Часто бывает так, что мы врем даже сами себе и не понимаем, что приводя аргументы, которые грешат против истины, мы только запутываем собеседника, что проблему не решает.

Нельзя перебивать человека. Если не следовать этому правилу, дискуссия будет длиться бесконечно и, скорее всего, совсем не продуктивно.

Тематика дискуссий

Темы дискуссий могут быть различны. Как в бытовом, так и профессиональном плане существует бесконечное множество вопросов, которые необходимо обсуждать в разные периоды жизни.

Очевидно одно: нужно не просто обсуждать проблему, но и осознанно искать пути ее решения.

инфографика Что такое открытая дискуссия

Дискуссия в учебе

Сегодня в педагогике используется такая форма подачи информации, как учебная дискуссия. Этот метод подразумевает обсуждение вопросов, связанных с новой областью знаний.

Учитель предлагает ученикам обсудить ту или иную проблему, найти способ достижения определенной цели.

Это очень важная составляющая учебного процесса, потому что в ходе нее ученики имеют возможность получить опыт коммуникации в ходе спора, а кроме того, они учатся видеть любую проблему с разных сторон и решать ее разными, в том числе нестандартными, способами.

Данная форма коммуникации развивает мышление ребенка. Кроме того, обсуждение различных вопросов способствует лучшему усвоению материала и поэтому используется как в начальном и среднем, так и в высшем образовании.

Дискуссия – отличный способ найти решение проблемы, затрагивающей множество людей. Она задействует зоны мозга, отвечающие за логику, что позволяет развивать мышление и способствует улучшению способности к коммуникации.

А кроме того, аргументированная дискуссия способствует улучшению понимания жизненной ситуации собеседника.

Спор, дискуссия, полемика: разделяем понятия

Если люди не соглашаются друг с другом и вступают в дебаты, то такое понятие именуют спором. При этом принято выделять различные обстоятельства, при которых люди дискутируют. Важно является ли обсуждение публичным и к чему стремятся стороны. Прийти к единому мнению или выйти в общении победителем. Стиль ведения беседы и конечный результат определяют понятия. В разговоре любое разногласие объединяют под словом спор. В литературе каждое из понятий: спор, дискуссия и полемика имеют свое значение. Разделим понятия и разберемся в отличиях.

Что такое спор?

У понятия спор множество синонимов – это разногласие, противоречие, ссора. С этим явлением сталкивался каждый из нас. Спорят по мелочам, важным вопросам. Столкновение происходит в результате отличных мнений. Во время беседы присутствуют двое или более человек. Подобное обсуждение называют диспутом, полемикой или дискуссией. Но, это не верно.

Что же такое спор? Это противопоставление сторон, возникающее спонтанно, без предварительной договоренности об обсуждении конкретного вопроса. К спору не подготавливаются заранее, не собирают материалы и доказательную базу. Достаточно не согласится с мнением одного из дискутирующих, чтобы завязалось обсуждение. В споре человек опирается на опыт, полученные знания. Редко предоставляет конкретные данные: цифры, исследования, примеры.

Спор проявляется в двух формах. Первый вариант – это устные ссоры. Такие разногласия ограничены по времени. Заканчиваются при нежелании второй стороны дискутировать или при окончании встречи. Вторая форма – письменная. Такие споры длятся бесконечно. Выражаются в составлении писем, заявлений, петиций, протестов, которые отравляются на адрес оппонента. Вторая сторона не может прервать поток письменных сообщений.

Люди, вступающие в спор, действуют по разным причинам. Кому-то важно доказать истину убеждений, кто-то просто заполняет свободное время. Лидеры стремятся одержать победу. Почему человек вступает в спор и поведенческую линию людей изучают такие науки: конфликтология и психология. При этом нельзя относить спор к негативному явлению. Достаточно вспомнить мудрость, что «в споре рождается истина».

Дискуссия, что это?

Вспомните встречу на работе, где собираются начальники отделов и пытаются прийти к решению вопросу. При этом каждый из них приходит с отличным мнением. По итогам этого собрания находится приемлемый вариант, который решает проблему. Но, это не означает, что участники встречи поменяли мнение. Если вам знакома эта ситуация, значит вы принимали участие в дискуссии.

Что же означает дискуссия на научном языке? Это публичное собрание людей, где обсуждается конкретная тема. Участники обсуждения имеют отличные мнения, высказываются, противопоставляют друг другу. Но, при этом стремятся прийти к единому мнению, найти выход из ситуации. Дискуссия не предполагает победителей или проигравших. Чтобы склонить оппонента на свою сторону участники беседы используют факты, подготавливают отчеты, предоставляют расчеты и другие убедительные доказательства.

Дискуссия считается одним из эффективных методов убеждения. За короткий промежуток времени выслушивается несколько идей. Чтобы убедить собеседников, достаточно правильно подготовиться, собрать факты и доказательства.

Что означает понятие полемика?

По значению полемика недалеко ушла от спора. Во время обсуждения проблемы люди оказываются по разные стороны баррикады. Против одного мнения выставляется абсолютно противоположное. Начинается беседа, именуемая полемикой. Что означает это понятие?

Это обсуждение спорного вопроса, которое в отличие от дискуссии не ведет к примирению сторон. Задача каждого из дискутирующих – это одержание победы. Здесь нет общего мнения, только одно правильное, в котором победитель убедил других участников беседы. Остроумный, решительный и хваткий полемист выигрывает в таком сражении. Слабовольный и застенчивый человек не в состоянии противится такому напору.

Под полемикой понимают отдельную науку, которая учит влиять на людей, убеждать, склонять на нужную сторону. При этом слов не достаточно. Человек, желающий выиграть спор, представляет неоспоримые факты и мощные доказательства. Полемистов обучают тактикам, стратегиям, психологическому влиянию на собеседника.

Какие бывают виды спора?

Если оттолкнуться от научных понятий, то становится понятно, что спор – это не просто противопоставление двух мнений. Это тонкая, умелая борьба, которой обучаются. Полемисты умеют отличать истинную дискуссию, находят лазейки, выходят победителем в любой ситуации.

Какие бывают виды спора?

Дискуссия с целью найти истину. Возникает в результате обсуждения темы людьми, хорошо разбирающимися в ситуации. Для правильного решения вопроса искусственно сталкиваются отличные мнения. К такому спору стороны тщательно подготавливаются, приносят доказательства, обосновывают точку зрения. Обязательное условие участия в такой дискуссии – это профессиональное знание темы и желание прийти к истине. Цель спора – это поиск единственного правильного решения. Одна из сторон убеждает другую путем предоставления неоспоримых фактов и доказательств. Конфликтующий соглашается не под давлением или ораторскими умениями собеседника, а под научными подтверждениями.

Полемика с целью убедить противника. Здесь сторона действует по разным причинам. Первый вариант – это четкое убеждение в правоте. Второй – это необходимость склонить собеседника на нужную сторону. При этом полемист не разделяет эту точку зрения, а действует по приказу начальства либо в силу других обстоятельств.
Спор с целью выйти победителем. Мотивы организатора дискуссии разнообразные. Неуверенные личности подавляют другого человека желая самоутвердиться. Либо спорят по заданию начальства, долгу службы. Еще один вариант добиться победы путем спора – это работа на публику. Стоит задача организовать громкую и фееричную победу. При этом методы достижения желаемого не учитываются. Победа в споре достигается любыми путями.
Дискуссия ради спора. Такой человек вступает в любые обсуждения, поддаваясь спортивному интересу. Задача дискутирующего поучаствовать в полемике. При этом человек может не разбираться в теме, быть далеким от проблематики обсуждения. Не важно, кто выступает с обратной стороны, и какими качествами обладает. Для такого человека спор – это вид спорта, где важно не только участие, но и победа, возможность блеснуть знаниями и красноречием. Посмотрите на свое окружение, такая личность есть в каждой компании. При первом столкновении человек производит впечатление эрудированного и знающего человека. После нескольких дискуссий понимаешь, что за громкими фразами скрывается незнание темы и пустота. Старайтесь не вступать в подобные дискуссии, решение вопроса в таком обсуждении вы не найдете. К описанной схеме прибегают в подростковом возрасте. В этот период ребенок стремится вырваться из-под опеки взрослых и отстоять мнение.

Приведенные виды условные и редко встречаются в чистом виде. При этом изначально начавшийся спор может повернуться в любую сторону. Во время дискуссии поднимаются бытовые, личные, семейные вопросы, социальные темы. В последнем случае отстаиваются интересы групп лиц. К таким дискуссиям готовятся заранее, привлекают к обсуждению знающих людей и умеющих вести переговоры. Спор забирает время и отнимает силы. Вступайте только в те дискуссии, которые имеют социальное значение. Не растрачивайте энергию по пустякам.

В классическом варианте разногласие возникает между двумя сторонами. Данная дискуссия выливается в диалог. Если при обсуждении присутствует более двух человек, имеющих разную точку зрения, то спор называется полилог. При этом не важно, ведется дискуссия за закрытыми дверьми или участники полемики выступают публично. К сбору общественности прибегают, когда стоит цель повлиять на мнение спорящих людей.

Психология выделяет еще один вид дискуссии. Это спор с самим собой. Такой человек вступает в конфликт с собой, ведет внутренний монолог. Данное состояние не считается отклонением. Каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда приходится принимать важные решения. На результат влияет множество факторов: личные убеждения, влияние со стороны. В итоге человек убеждает сам себя, спорит, находит доводы, ведет монолог.

Значение понятий в современном мире

Полемика и дискуссия имеют важное значение в деловом мире. Трудовая деятельность предполагает контакт с другими людьми, умение выделять важные вопросы, проводить опросы, собирать доказательства и приводить других к правильному решению. Полемистом называют человека, обладающего такими качествами:

эрудированностью;
высокими знаниями в выбранной теме для спора;
нестандартным мышлением;
навыками общения и убеждения.

Такой человек умеет организовывать встречи, собирать нужных людей и готовить доказательную базу. Чтобы организовать полемику по конкретному вопросу, выполняются следующие действия:

Выбирается тематика для обсуждения. Учитывается отправная (правильная) точка зрения. Прорабатываются возражения по этой теме. Участники полемики должны понимать, какая проблематика обсуждается.
Подготовка к вопросам и ответам. Чтобы беседа проходила живо и привела к результату, проговариваются проблемные вопросы. Для этого организатор вытягивает присутствующих к обсуждению, подбрасывая «горячие» темы. По выполнению двух пунктов у полемиста на руках должен быть четкий сценарий беседы.
Полное владение темой. При необходимости организатор обращается к специалистам в выбранной тематике. При изучении вопроса узнает о противоположных теориях, точках зрения. Обрастает знаниями, повышает эрудированность и приходит к четкому мнению.
Владение ситуацией. Организатор обладает умением слушать и слышать, направляет беседу в нужное русло. Полемист проводит обсуждение в объективном русле, держит главную линию, отметает второстепенные вопросы.

При проведении дискуссии цель организатора заключается в погашении конфликтов. В результате участники не должны испытывать эмоциональное напряжение. Итог – это желание дискутирующих встретится для дальнейшего сотрудничества и обсуждения вопросов.

Спор, дискуссия, полемика: разделяем понятия

В чем же основные отличия между тремя значениями? Прежде чем подводить итог, отметим, что существуют сходные понятия:

Диспут. По теории понятие схоже с дискуссией. Основное отличие – это обсуждение научного или общественного вопроса. Ранее понятие означало только отстаивание научной работы. Обсуждение проходило публично.
Дебаты. Слово знакомо по политическим передачам, заимствовано из французского языка. Участники разных партий обмениваются докладами, после чего вступают в дебаты.
Прения. Это последствия выступления человека с публичным сообщением, заявлением. При несогласии с мнением оратора возникают вопросы, обсуждения. Распространенное явление при проведении конференций или собраний.

Описанные понятия уже выходят из трех основных: спор, дискуссия и полемика. По сути – это схожие значения, поскольку причина возникновения их единая. При наличии разных мнений появляются спорные ситуации. Чтобы прийти к общему знаменателю используют дискуссию. Грамотное отстаивание своей правоты – это полемика. Спонтанно возникшее обсуждение называют спором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *