Что такое социальная политика: Социальная политика — Википедия – Социальная политика — это… Что такое Социальная политика?

Содержание

Социальная политика — Википедия

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов[1][2].
Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика»; так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным[2].

Чаще под


социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом[3].

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)[1].

Субъекты проведения социальной политики[править | править код]

Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

Государственная социальная политика[править | править код]

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти.
Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета.
Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.


Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Социальная политика активно изучается учеными индустриально развитых стран с помощью конкретных социологических исследований. В частности, широкие исследования в этой области осуществляются в современной Германии.

Формы реализации социальной политики[править | править код]

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Например, система социальной защиты безработных является неотъемлемым элементом государственной политики. Она включает в себя две системы: страхование по безработице[4], основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости. Наиболее распространенной в развитых странах государственной программой поддержки дохода для безработных является страхование по безработице.

Стратегия и приоритеты социальной политики[править | править код]

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.


При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве приоритетов социальной политики можно выделить:

  • обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
  • создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
  • обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
  • обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

К задачам социальной политики относятся:

  • стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,
  • усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
  • обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,
  • сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.



Методы современной социальной политики[править | править код]

Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы:

  1. Экономические: Включает в себя цены, тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, социальные выплаты всех видов и т. д..
  2. Административно-распорядительные: Меры разрешительного и запретительного характера. Таких как выдача лицензий на какую-либо деятельность в области социального обслуживания, в среде субъектов рыночного хозяйства, запрет на продажу алкогольных напитков вблизи учебных заведений.
  3.  Правовые или законодательные: Регулируют различные стороны деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики, на основе действующих законодательных и правовых актах.
  4.  Идеологические: Методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества (идеология), использующие такие категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».
Правовое обеспечение социальной политики России

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

  • Журнал исследований социальной политики — Издательство НИУ «Высшая школа экономики»
  • Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / Переводчик Николай Марчук. — Питер, 2008. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-469-00450-9.

  • Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary of Sociology / Переводчик Николай Марчук. — Вече, АСТ, 2001. — Т. 1. А — О. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-17-012561-5, 5-7838-0426-6.
  • Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary of Sociology / Переводчик Николай Марчук. — Вече, АСТ, 2001. — Т. 2. П — Я. — 528 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-17-012562-3, 5-7838-0427-4.
  • Социальная политика государства и бизнеса: учебник для бакалавриата и магистратуры / О.А. Канаева, Н.А. Пруель, Т.Л. Судова, Е.Г. Мельников, К.И. Голубев, Н.В. Спиридонова, Н.А. Филимонова, К.Ю. Белоусов. — М.: Юрайт, 2016. — 348 с. — ISBN 978-5-534-03190-4

Социальная политика — это… Что такое Социальная политика?



Социальная политика
Социальная политика

Социальная политика — система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:
— социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также
— культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

По-английски: Social policy

Финансовый словарь Финам.

.

  • Социальная политика организации
  • Социальная помощь

Смотреть что такое «Социальная политика» в других словарях:

  • Социальная политика — Социальная политика  политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… …   Википедия


  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — см. ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — (social policy) сфера изучения, включающая экономическую, политическую, социоправовую и социологическую экспертизу способов, какими центральная и местная правительственная политика затрагивают жизнь индивидуумов и общин. Социальную политику, как… …   Большой толковый социологический словарь

  • Социальная политика —         политика в отноше нии обедневших граждан различных античных государств. Им оказывали материальную поддержку в форме выдачи зерна и денег либо наделения земельными участками. Например, в Афинах времен Перикла за участие в политич.… …   Словарь античности

  • Социальная политика — – политика правительства в сфере социального обеспечения, а также изучение ее развития, применения и влияния. Сфера правительственной политики, традиционно считающаяся социальной, включает образование, здравоохранение, жилье, социальное… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Социальная политика — см. С. вопрос …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Социальная политика —    Одно из главных направлений внутренней политики государства, призванного обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых оно черпает себе поддержку, создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности и… …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • Социальная политика — (social policy), термин, к рый часто используется в отношении политики, направленной на обеспечение гос вом индивидуального благосостояния граждан (государство всеобщего благоденствия). При помощи С.п. пр во стремится улучшить социальное устр во… …   Народы и культуры

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — – деятельность государственных и общественных организаций, направленная на создание экономических, политических и других условий для социально допустимой и приемлемой “нормальной” жизнедеятельности различных общественных групп, включая молодое… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Социальная политика — составная часть общей политики определенной партии или государственной власти, охватывающая решение более или менее широкого круга социальных проблем в соответствии с классовой сущностью и целями деятельности данной партии, государственной власти …   Научный коммунизм: Словарь

Социальная политика как фактор успешности страны

Доклад эксперта Центра научной политической мысли и идеологии Наталии Шишкиной на научно-экспертной сессии «Успешность развития социальных систем и государственная политика и управление».

Социальная политика – одна из важнейших общегосударственных политик, присущая любому государству всегда. Мировоззренческие основы социальной политики были заложены в представлениях античных мыслителей об идеальном государстве. Именно
социальная политика затрагивает жизненно важные проблемы для общества и
человека – проблемы в здравоохранении, образовании, сфере труда, обеспечения
жильём. Социальная политика напрямую влияет на состояние и возможности развития
одного из элементов государства как такового – на народонаселение, поэтому без
эффективной и успешной социальной политики не может быть и успешного
государства.


Термин
«социальная политика» стал широко употребляться в англоязычных странах после
Второй Мировой войны, вместе с введением в оборот концепции «wellfare state» — «государство всеобщего
благоденствия» или «социальное государство». После развала СССР, вслед за
западными странами, Россия в 1993 году ст. 7 Конституции провозгласила себя
«социальным государством, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».


Страна
не может развиваться успешно без вклада в человеческий капитал, в человеческие
ресурсы.

Именно от них зависит, сможет ли государство выйти на новый уровень
развития, насколько быстро и эффективно будет развиваться национальная
экономика, будет ли государство самостоятельным на международной арене.


Социальная
политика и есть тот вклад государства в человеческие ресурсы.


Что
такое социальная политика?


Существует множество определений
социальной политики.  Часто можно
встретить отождествление социальной политики исключительно с социальной защитой
населения.  Но социальная защита
населения направлена на наиболее уязвимые группы людей, в то время как
социальная политика охватывает намного больший круг проблем.


Социальная политика – это система
ценностей и целей, государственно-управленческих мер, решений, программ и
действий, направленных и осуществляемых для достижения поставленных целей
социального развития.


Без ясного представления о
социальной политике как системы, без ценностного подхода к планированию и
постановке целей невозможно осуществить социальную политику. А без нее
невозможен рост и развитие технологий, что создает препятствие для построения
инновационной экономики. Это, в свою очередь, делает страну слабой по сравнению
с теми, кто развивается более успешно, и ставит её в зависимость, то есть
страна перестает быть суверенной. Растущее неравенство по доходам,
недостаточная поддержка семьи как социального института, ухудшение условий
жизни способны привести к социальному взрыву либо вымиранию коренного населения
и обезлюживанию территории. Неэффективная социальная политика способна привести
к исчезновению государства, делает страну нежизнеспособной.


Социальная политика в России


В зарубежных странах в социальные расходы включаются
расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту (social security), вопросы труда и трудоустройства,
социальные трансферты, помощь отдельным социальным группам, защиту материнства
и детства.


В России ежегодно наибольшее
количество средств бюджета тратится именно на статью «социальная политика».


В
2013 году по данным Минфина расходы на социальную политику составили 5,7% к
ВВП, доля расходов на социальную политику от общего составила [1]
34,6%.


Но
в России социальная политика не является аналогом расходной статьи бюджетов
зарубежных стран, и сводится к пенсионному обеспечению, социальному
обслуживанию и обеспечению населения, охране семьи и детства, прикладным
научным исследованиям в области социальной политики.


Рис. 1. Расходы федерального бюджета по направлениям социальной
политики, % к ВВП


По
сути, статья расходов «социальная политика» представляет собой только часть
социальной политики: социальную защиту и пенсионное обеспечение. В развитых
странах социальная политика не ограничивается исключительно социальной защитой:
в рамках социальной политики финансируется и поддерживается образование,
медицина, культура, спорт, жилищная политика, молодежная политика, политика в
сфере трудоустройства, борьба с бедностью и социальным неравенством. В России
образование, здравоохранение, культура, спорт, ЖКХ – это отдельные статьи
расходов и разные министерства, отвечающие за исполнение программ по развитию
этих направлений.



Рис.2. Некоторые статьи расходов федерального бюджета РФ, в % к ВВП


Социальная политика должна
обеспечивать развитие общества. По доступности здравоохранения и образования,
жилья, снижению уровня бедности и сокращению разрыва по доходам,
демографическим показателям можно судить об эффективности социальной политики.


Показателем доступности
здравоохранения может выступать количество человек на больничную койку,
количество больниц. Качество проводимых реформ здравоохранения также можно
оценить и по показателю заболеваемости на 1000 человек.


Количество больниц после реформы
здравоохранения в среднем по России сократилось с 2005 года на 37,8%. Реформа
была направлена на оптимизацию здравоохранения, при этом население уверяли, что
увеличения количества человек на койку в больнице не будет – просто больницы
объединяют для лучшего управления ими. Напрашивается вывод, что реформа
здравоохранения направлена на удобства управленцев в этой системе, а не на
интересы населения. Сокращение количества больниц, несмотря на эти заверения,
стало причиной увеличения численности населения на одну больничную койку, что
снижает качество обслуживания.


Рис. 3. Динамика численности населения на одну
больничную койку в среднем по России


Соответственно, уменьшается
возможность людей воспользоваться услугами здравоохранения. При этом
заболеваемость на 1000 человек населения выросла с 768 человек из тысячи,
которым впервые в жизни был поставлен диагноз в 2008 году до 799  на 
1000 человек в 2013 году.


Рис.4.
Динамика заболеваемости на 1000 человек населения по России

Здесь следует сказать об уменьшении
численности врачей общей практики, что также связано с реформой
здравоохранения: во-первых, количество больниц существенно сократилось за счет
участковых больниц, а во-вторых, к врачам общей практики применяются такие требования,
когда врач не может оказать качественную помощь, так как не имеет возможности
качественно провести необходимую диагностику.


Реформа здравоохранения направлена
на решение проблемы очередей в поликлиниках, но это решение и вызвало отток
врачей общей практики.

Вместо строительства новых больниц, улучшения условий
труда врача и увеличения заработной платы, привлечения молодых специалистов и
улучшения качества образования в медицинских ВУЗах, ввели временные нормы
осмотра пациентов.

Например, врач-педиатр должен осматривать пациента за 9
минут, врач-терапевт за 12 минут. Это прямо влияет на качество медицинской
помощи и диагностики, за которые отвечает конкретный врач, что ставит под удар
в первую очередь самого врача общей практики. В результате растет
заболеваемость населения, что не может положительно сказаться на условиях жизни
россиян.


Доступность и косвенно качество
образования можно оценить по количеству детей на школу, количеству учеников на
учителя, проценту окончивших ВУЗы от количества поступивших.


Рис.5.
Динамика количества детей на одну школу


Количество детей на одну школу
продолжает расти. Это связано с тем, что в России количество школ сократилось
на 34,5% по сравнению с 2005 годом, однако количество учащихся в
общеобразовательных учреждений медленно выросло.  Вместе с тем, вплоть до 2011 года уменьшается
количество учителей на школу, и повышается нагрузка на учителя, что, во-первых,
сказывается на качестве получаемого образования, во-вторых, негативно
отражается на желании работать в школах молодых специалистов.


Рис.6.
Изменение численности учителей в школах и нагрузки на учителя


После
2010 года количество учителей на школу выросло, однако это связано не с
количеством выпускников педагогических ВУЗов, а с проведенным сокращением школ.
В 2011 году количество школ по сравнению с 2010 годом уменьшилось сразу на
4,7%.


В дошкольных учреждениях на 100 мест
приходилось 105 человек детей в 2012 году. При этом в городах и поселках
городского типа на 100 мест претендовало 109 человек детей, а в сельской
местности 92 ребенка. Количество дошкольных учреждений сокращается, а
количество детей растет. С 2000-го года количество дошкольных учреждений
сократилось на 7000 единиц. На начало 2013 года 2,4 миллиона детей нуждались в
устройстве в дошкольные учреждения. В перспективе, при повышении рождаемости,
количество детских садов должно увеличиваться, и дефицит дошкольных учреждений
будет ощутим ещё острее. В качестве решения проблемы всё чаще с экранов
телевизора стали говорить о частных детских садах.


Растет
количество поступивших, но не окончивших ВУЗы. Это связано с тремя причинами:


1. 
Поступившие
не видят смысла в продолжении обучения, не нацелены на получение образования,
так как нет ценностного отношения к знанию. Существует только прагматическое
отношение к получению образования. Нежелание продолжать обучение связано ещё и
с тем, что возрастает количество малоимущих с высшим образованием, одновременно
падает количество малоимущих со средним полным образованием. Создаются условия,
при которых наука и высшее образование не являются приоритетом, теряют свою
привлекательность: зачем учиться пять лет, если нет достаточно
высокооплачиваемой работы?


2.  Студенты, имея достаточный уровень
знаний для поступления, не умеют учиться. У них сформировано потребительское
отношение к процессу получения образования. Это объясняется тем, что у
большинства бывших школьников отсутствует умение самостоятельного освоения и
получения знания, что является основным отличием высшей школы от средней. По
существу, будущие студенты привыкли к тотальному контролю, который вынуждена
осуществлять средняя школа, так как нет воспитательной работы в школе, не
формируется чувство социальной ответственности за свою работу, а главной целью
учителя являются результаты школьника. Образуется своеобразный перекос и
перенос ответственности за результаты обучения с учащегося полностью на
учителя. Аксиома: процесс обучения — двусторонний процесс, и попытка пренебречь
этим приводит к проблемам уже в высшей школе, в дальнейшем и в социальной жизни
человека.


3.  Растет плата за обучение, что
создает финансовые трудности. Это связано с экономической ситуацией в стране.
Государство переложило полностью на плечи населения оплату и получение высшего
образования. Не каждая семья обладает таким уровнем доходов, который позволяет
закончить образование.


Рис.7.
Изменение количества поступивших, но не окончивших ВУЗы, в % от поступивших



Рис.8.
Изменение количества малоимущих по уровню образования, в % от общего количества
малоимущих


О благосостоянии и развитии общества
говорит благосостояние семьи, домохозяйства с ребенком.

Однако в последние годы
количество малоимущих домохозяйств с детьми только возрастало, при этом
количество малоимущих бездетных семей – падало.

Это говорит о том, что
создаются условия, при которых люди не готовы иметь детей, а в некоторых
случаях не могут себе позволить иметь детей, то есть социальная политика не
оказывает должной поддержки семьям с детьми. В результате дети становятся
роскошью.



Рис.
9. Динамика количества малоимущих домохозяйств в зависимости от наличия в них
детей, % от общего количества малоимущих.


Очевидно,
что несмотря на программу материнского капитала, помощь  семьям с детьми недостаточна.


Увеличивается и разрыв населения по
доходам. Децильный коэффициент фондов рос вплоть до 2007 года, после чего
незначительно уменьшился и остался практически неизменным. В целом, разрыв по
доходам с 1995 года только вырос, что сказалось на благополучии россиян и
возможности обеспечивать детей.


Рис.
10. Разрыв по доходам. По данным Росстата.


О
доступности жилья можно судить по средней цене за квадратный метр жилого
помещения. В среднем по России этот показатель по сравнению с 2000 годом на
первичном рынке жилься вырос в 5,5 раз, на вторичном рынке жилья цена за
квадратный метр выросла в 8,5 раз. За семь лет с 2005 по 2012 год цена за
квадратный метр жилья на первичном рынке выросла в 2,5 раза, на вторичном –
почти в два раза.


При
этом каждая пятая семья в 2012 году с детьми до 18 лет собиралась улучшить свои
жилищные условия.


Жилищные условия россиян улучшаются
медленно. Постепенно уменьшается количество жилых помещений с износом более 31
до 65%, однако в 2012 году таких жилых домов всё ещё было больше половины. Медленно
растет и количество жилья с износом выше 66%. Эти показатели свидетельствуют о
том, что государство предпринимает какие-то попытки изменить ситуацию в лучшую
сторону, но они явно не достаточны и ситуация требует быстрого и активного
реагирования, больших вложений и внимания. Увеличивающийся разрыв между людьми
с низким уровнем достатка и людьми с высоким уровнем достатка, трудности в
получении образования, услуг здравоохранения, жилья стали одной из причин
ухудшения психологического состояния людей, регулярных стрессов, которые
«вошли в норму». Людям в СМИ предлагают различные средства лечения
стрессов, но не организовывают жизнь без стрессов. В России одни из самых
высоких показателей смертности — 13,3 человека на 1000 человек населения,
смертности от самоубийств [2],
употребления наркотиков что является показателем неблагоприятных условий для
жизни. Ещё одним свидетельством является эмиграция.


С 2009 года количество эмигрантов
растет, но особенно резкий скачок наблюдался в 2012 году: количество эмигрантов
увеличилось в три раза по сравнению с 2011 годом. В 2013 году количество
выбывших из страны превысило аналогичный показатель 2000 года. Это говорит о
неблагоприятных условиях жизни для россиян.


Рис.
11. Динамика количества эмигрантов


Выводы


Сейчас социальная политика России не
успешна.  Об этом свидетельствуют
статистические данные.


В
России расходная статья бюджета «социальная политика» не включает в себя такие
важные направления социальной политики, как образование, здравоохранение,
борьбу с бедностью, жилищную политику, молодежную политику.


В США расходы на  социальную 
политику включают в себя образование и труд, здравоохранение,
материальное обеспечение граждан, социальную защиту. 


В Европе также как и в США
социальная политика включает в себя образование, здравоохранение, вопросы труда
и трудоустройства, пенсии, социальное страхование.


В России социальная политика
ограничивается лишь социальной защитой. Реформы, проводимые в последнее время,
ведут не к развитию общества, не к улучшению условий жизни и труда, а приводят
лишь к ухудшению результатов и возрастающему напряжению в обществе, о чем
свидетельствуют и выступления врачей и учителей, и недовольство
жилищно-коммунальной политикой, трудности с приобретением жилья, материальные
трудности у семей с детьми. Это связано с тем, что в России игнорируют и не
учитывают российскую специфику (менталитет населения, тяжелый исторический
опыт, различия регионов по условиям жизни, климатические и природные условия,
обширные территории). Одновременно государство по существу пытается снять с
себя расходы на социальную политику и ответственность, предусмотренную
Конституцией, сделать из важных составляющих социальной политики доходный
бизнес, что противоречит сути социальной политики. 


Размывание социальной политики в
России является причиной неэффективности социальной политики. В том случае,
когда это сочетается с отсутствием ценностного подхода в программах социального
развития (в основе которого лежат интересы народа) и, как следствие,
декларативностью поставленных целей — это может повлечь за собой дальнейшую
деградацию социальной сферы, а в конечном итоге – возможный социальный взрыв.


Та социальная политика, которая
сейчас проводится в России, должна быть изменена, так как ведет страну в
обратном от успешности направлении. И более того – в том виде, в котором она
реализуется сейчас, она может привести к неспособности России существовать, так
как негативные влияния оказываются непосредственно на самый главный
составляющий элемент государства как такового – народ, население страны.




Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов»

70. Социальная политика государства

Социальная
политика
является
одним из важнейших направлений
государственного регулирования
экономики. Она — органическая часть
внутренней политики государства,
направленная на обеспечение благополучия
и всестороннего развития его граждан
и общества в целом. Значимость социальной
политики определяется ее влиянием на
процессы воспроизводства рабочей силы,
повышения производительности труда,
образовательного и квалификационного
уровня трудовых ресурсов, на уровень
научно-технического развития
производительных сил, на культурную и
духовную жизньо бщества. Социальная
политика, направленная на улучшение
условий труда и быта, развитие физкультуры
и спорта, дает снижение заболеваемости
и тем самым оказывает ощутимое воздействие
на сокращение экономических потерь в
производстве. В результате развития
таких систем социальной сферы, как
общественное питание, дошкольное
образование, освобождается часть
населения из сферы домашнего хозяйства,
повышается занятость в общественном
производстве. Наука и научное обеспечение,
определяющие перспективы экономического
развития страны в эпоху НТП, также
являются частью социальной сферы и их
развитие и эффективность регулируются
в рамках социальной политики. Социальная
сфера не только регулирует процессы
занятости населения, но и является
непосредственно местом приложения
труда и обеспечивает работой миллионы
людей в стране. Такие отрасли социального
комплекса, как здравоохранение,
образование, торговля, жилищно-коммунальное
хозяйство и другие, обеспечивают рабочими
местами до 20% экономически активного
населения, а в экономически развитых
странах в сфере услуг занято до 70% всех
работающих. Значимость социальной сферы
велика не только благодаря ее огромному
влиянию на экономику.

Главное
ее назначение — полное удовлетворение
материальных, культурных и духовных
потребностей, формирование всесторонне
и гармонично развитых членов общества.
Это и есть стратегическая и высшая цель
развития любого цивилизованного
государства.

Основными
задачами социальной политика государства
являются:

  • Гармонизация
    общественных отношений, согласование
    интересов и потребностей отдельных
    групп населения с долговременными
    интересами общества, стабилизация
    общественно-политической системы.

  • Создание
    условий для повышения материального
    благосостояния граждан, формирование
    экономических стимулов для участия в
    общественном производстве, обеспечение
    равенства социальных возможностей для
    достижения нормального уровня жизни.

  •  Обеспечение
    социальной защиты всех граждан и их
    основных гарантированных государством
    социально-экономических прав, в том
    числе поддержка малообеспеченных и
    слабо защищенных групп населения.

  • Обеспечение
    рациональной занятости в обществе.

  • Снижение
    уровня криминализации в обществе.

  • Развитие
    отраслей социального комплекса, таких,
    как образование, здравоохранение,
    наука, культура, жилищно-коммунальное
    хозяйство и т.д.

  • Обеспечение
    экологической безопасности страны.

Социальная
политика является важнейшей сферой
деятельности любого государства и в
этой области накоплен значительный
опыт.

Современные
модели
социальной политики
отличаются
по степени вмешательства государства
в социально-экономическую сферу общества,
по степени социальной защищенности
граждан, по уровню обеспеченности
свободы социального выбора у различных
слоев населения, по влиянию социальных
процессов на экономическое развитие
страны.

Шведская
модель социальной политики
характеризуется
очень большой ответственностью и высоким
уровнем регулирования государством
социальной сферы. Иногда ее называют
«шведский социализм». Она обеспечивает
высокую степень социальной защищенности
граждан, но из-за присущей для всех
чрезмерно централизованных систем
унификации в социальной сфере,
ограниченности свободы выбора для
потребителей не пользуется широким
распространением и популярностью, так
как это расценивается как очень
существенные недостатки в системе
западной демократии. Для шведской модели
также характерно высокое налоговое
давление на предпринимательство и
население, что также не особенно
привлекательно для других стран.

Модель
«государства благосостояния»
является
типичной рыночной моделью с высоким
уровнем регулирования социальной сферы.
Государство, имея приоритетом рыночное
хозяйство, берет на себя функцию
обеспечения социальной стабильности
граждан, обеспечивает широкий спектр
социальных услуг, которые рынок обеспечить
не может. В «государстве благосостояния»
высок уровень расходов на социальные
нужды, высоки социальные минимальные
стандарты, часто они приближены к средним
показателям по стране.

Модель
социально-ориентированного рыночного
хозяйства
,
основоположником которой является
Людвиг Эрхард, базируется на принципах
свободной конкуренции, свободного
выбора предметов потребления, свободы
раскрытия и процветания личности. При
безусловном приоритете экономической
свободы рынка эта модель характеризуется
также высокой степенью защищенности
граждан, которая обеспечивается
посредством государственного вмешательства
через перераспределение благ, налоговую
политику, правовое обеспечение и т.д. В
этой модели действует целая система
социальных амортизаторов, обеспечивающая
уровень жизни не ниже черты бедности.
При этом государство задачи, которые
могут решить сами граждане, на себя не
берет.

Рыночная
социальная модель
отличается
наибольшей социальной жесткостью. В
качестве основного принципа здесь
действует приоритет рыночных методов
регулирования социальной сферы перед
методами прямого государственного
вмешательства. Она характеризуется
разгосударствлением социальной сферы,
сведением до минимума государственных
субсидий и дотаций и расширением рыночных
инструментариев в функционировании.

К
основным принципам российской социальной
политики также относятся поддержка за
счет государственных средств только
слабо защищенных групп населения, их
адресная поддержка; повышение
обоснованности предоставляемых льгот,
преимуществ и привилегий, перенос центра
тяжести по содержанию социальной сферы
на местный уровень власти; гласный
характер социальной политики,
предоставление общественности результатов
проводимых социальных преобразований;
государственный и общественный контроль
в социальной сфере и др.

Для
реализации социальной политики
применяются разнообразные методы
государственного регулирования
,
к которым относятся:

  •  Правовое
    регулирование

    принимаемые на всех уровнях государственной
    власти правовые акты и нормативные
    документы, действие которых распространяется
    на предприятия всех форм собственности.

  •  Финансово-кредитное
    регулирование

    использование рычагов по управлению
    финансовыми потоками. Основной формой
    реализации данного метода является
    выделение в государственном бюджете
    статей, за счет которых финансируются
    бюджетные отрасли — отрасли социальной
    сферы. Другой формой финансового
    регулирования является создание
    внебюджетных социальных фондов:
    пенсионного, социального страхования,
    обязательного медицинского страхования,
    занятости населения, за счет которых
    финансируются соответствующие отрасли
    социальной сферы.

  •  Приватизация
    передача предприятий социальной сферы
    в частную собственность, как правило,
    ограничена. Расходы по содержанию таких
    предприятий, оплате труда работников
    несетгосударство.

  •  Целевые
    программы

    программы, имеющие социальную
    направленность по наиболее острым
    социальным проблемам. Эти программы
    также финансируются из государственного
    бюджета. В настоящее время реализуются
    следующие программы: «Дети России»,
    «Жилище», «Сахарный диабет»,
    «Федеральная миграционная программа»,
    «Развитие образования» и многие
    др.

  • Социальные
    стандарты

    разработка форм и объемов социальных
    услуг, бесплатное предоставление
    которых всем гражданам РФ гарантируется
    Конституцией РФ.

Основные
направления социальной политики
государства

Основными
направлениями социальной политики
государства являются:

1.
Повышение
уровня жизни населения
.
Под
уровнем жизни понимаются обеспеченность
населения необходимыми материальными
благами и услугами, достигнутый уровень
их потребления и степень удовлетворения
разумных (рациональных) потребностей.
Денежная оценка благ и услуг, потребляемых
в среднем домохозяйстве, представляет
собой стоимость жизни. Можно выделить
четыре уровня жизни: (1) достаток -уровень,
обеспечивающий всестороннее развитие;
(2) нормальный — обеспечивающий
восстановление физических и интеллектуальных
сил; (3) бедность – на уровне сохранения
работоспособности: (4) нищета — поддержание
жизнеспособности по биологическим
критериям. Уже бедность считается
недопустимо низким уровнем жизни.
Важнейшими составляющими уровня жизни
являются доходы населения и соцобеспечение.
ООН разработана система показателей
уровня жизни, которая включает (следующие
показатели): рождаемость, смертность,
санитарно-гигиенические условия жизни,
потребление продовольственных товаров,
жилищные условия, занятость, образование,
культура, отдых, транспортные средства,
свобода человека (правовая защита).

Правительством
РФ в рамках проведения эффективной
социальной политики предусматривается
в 2000-2003 гг. повышение реальных денежных
доходов населения на основе ликвидации
задолженности по заработной плате и
социальным пособиям, повышения финансовой
устойчивости государственных внебюджетных
фондов, усиления социальной и экономической
роли оплаты труда, совершенствования
пенсионного обеспечения, оказания
социальной помощи на основе учета
прожиточного минимума при государственных
гарантиях получения минимальных денежных
доходов.

В
целях роста заработной платы предполагается
обеспечить рост производства и реализации
продукции, повышение эффективности
труда, оптимизацию численности работников
на предприятиях. Повышение минимального
размера оплаты труда (МРОТ) и минимального
размера пенсии предусматривается
осуществить на основе ежегодного
установления в федеральном бюджете
соотношения между этими показателями
и величиной прожиточного минимума.

2.Важным
направлением социальной политики
государства являетс яформирование
эффективной системы социальной защиты.
Беднейшие
слои населения, к которым относятся,
как правило, те, кто уже или еще не в
состоянии самостоятельно обеспечить
минимальный уровень жизнедеятельности-
больные, инвалиды, старики, многодетные
семьи, нуждаются в первую очередь в
социальной защите со стороны государства.
В стране создаются фонды дешевого
муниципального жилья, функционируют
бесплатные государственные школы,
студенты из малообеспеченных семей
получают специальные стипендии, скидки
по оплате обучения, целевые кредиты на
период учебы, лицам с низким уровнем
доходов или с определенными заболеваниями
предоставляются бесплатное или льготное
медицинское обслуживание, помощь в
приобретении необходимых медикаментов.
Разработана программа социальной
интеграции инвалидов, адаптации
военнослужащих, обеспечения их занятостью
и жильем и др. Проводится работа по
созданию сети центров комплексного
социального обслуживания, отделений
социальной помощи на дому. Каждый
гражданин независимо от уровня его
доходов также обеспечивается со стороны
государства определенным минимумом
жизненно необходимых благ.

Встране
действует единая система пособий для
поддержки материнства, отцовства и
детства. Пособия подразделяются на пять
видов: по беременности и родам; женщинам,
вставшим на учет в медицинских учреждениях
в ранние сроки беременности; при рождении
ребенка; на период отпуска по уходу за
ребенком до достижения им возраста 1,5
лет; пособие на ребенка. Порядок назначения
и выплаты названных пособий устанавливается
Правительством РФ.

Согласно
«Стратегии развития Российской
Федерации до 2010 года», подготовленной
Центром стратегических разработок,
предполагается переход к «субсидиарному»
государству, которое обеспечивает
перераспределение социальных расходов
в пользу самых уязвимых групп населения
при одновременном сокращении социальных
трансфертов обеспеченным семьям.
Граждане, имеющие собственные источники
финансирования социальных потребностей,
должны будут полностью оплачивать все
жилищные и коммунальные платежи и
получение профессионального образования,
а также оплачивать значительную часть
по медобслуживанию, школьному образованию,
пенсионному страхованию. Большая часть
этих услуг будет предоставляться на
конкурсной основе предприятиями
негосударственных форм собственности.

Главными
в современном реформировании системы
социальной защиты признаны следующие
направления: приведение расходов в
соответствие с возможностями государства,
замена бюджетных субсидий на адресную
помощь, согласование социальной поддержки
с материальным положением семей, перевод
небедных на социальную страховую основу
по принципу обязательности и солидарности.
Полномочия по определению размеров и
форм социальной помощи считается
необходимым перенести на региональный
и местныйуровень. Механизмы адресности
могут варьироваться по регионам в
зависимости от конкретных условий и
возможностей. Потребности регионов в
адресной помощи будут учитываться в
формуле межбюджетного выравнивания
при определении величины федеральных
трансфертов на основе показателей доли
бедных домохозяйств и глубины бедности.

Федеральный
закон «О прожиточном минимуме»
предполагает выплаты по заявительному
принципу только тем, кто обеспечен ниже
регионального прожиточного минимума,
только из местных бюджетов (денежные
выплаты, талоны на питание). Ведомственные
льготы по оплате коммунальных, транспортных
услуг население должно оплачивать
полностью, а потом получать компенсации
по ведомствам, предоставившим льготы.

Финансирование
социальной защиты населения осуществляется
федеральным бюджетом и специализированными
внебюджетными фондами (фондом социального
страхования, пенсионным и др.), а
практическая помощь организуется
местными органами власти, общественными
и благотворительными организациями,
церковью.

В
целях высвобождения необходимых для
адресной помощи средств предполагается
сокращение бюджетных субсидий
производителям товаров и услуг, льгот
и выплат, предоставляемых по категориальному
принципу. Будет ограничено общее число
видов и льгот, предоставляемых одной
семье. Категориальные льготы на
федеральном уровне сохранятся только
ветеранам ВОВ, инвалидам войны,
ликвидаторам аварии на Чернобыльской
АЭС, героям Советского Союза и России.
Они будут выплачиваться из федерального
бюджета. Льготы для государственных
служащих, правоохранительных органов
и военных предполагается также перевести
в форму денежных выплат и включить в
заработную плату.

3.
Социальная политика государства
обязательно включает такое направление,
как трудовые
отношения и занятость населения.
Государство
должно гарантировать равноправие
субъектов на рынке труда, свободный
выбор профессии, сферы и места приложения
труда. Для этого существует общедоступная
система получения среднего, специального
и высшего образования, законодательно
регламентируются социально допустимые
условия труда, уровень минимальной
оплаты труда, продолжительность рабочей
недели, отпуска, определяются права
работников при найме или увольнении.
Регулирование занятости населения —
часть социальной политики, направленная
на улучшение уровня и структуры занятости,
создание благоприятных условий труда,
совершенствование характеристик рабочей
силы. Сюда входят: разработка и реализация
программ по формированию новых рабочих
мест как в государственном, так и в
негосударственном секторах экономики;
программы занятости инвалидов, обязывающие
предприятия предоставлять инвалидам
определенный процент от общего количества
рабочих мест. Разрабатываются программы
борьбы с безработицей и помощи безработным.
Реализацией таких программ обычно
занимаются биржи труда, в функции которых
входит изучение рынка труда, определение,
какие специалисты пользуются спросом
в настоящее время и какие изменения в
конъюнктуре рынка труда возможны в
будущем. В соответствии с этим должны
планироваться и производиться подготовка,
переподготовка, переквалификация и
перемещение рабочей силы. Кроме того,
биржи труда выплачивают пособия
безработным.

«Стратегией
развития Российской Федерации до 2010
года» в качестве приоритетных задач
объявляются увеличение занятости на
основе развития системы социального
партнерства, повышение гибкости рынка
труда и мобильности рабочей силы,
повышение эффективности программ
обеспечения занятости населения.
Предполагается полнее учитывать
региональную специфику рынка труда и
сконцентрировать ресурсы Фонда занятости
населения в регионах с повышенным
уровнем безработицы. Расширятся
полномочия субъектов Федерации и органов
местного самоуправления в определении
условий и порядка выплаты пособий по
безработице и мер в области активной
занятости населения. Ожидается повышение
занятости в связи со снижением налоговой
нагрузки на фонд оплаты труда. Раньше
эти налоги ограничивали деловую
активность и снижали стимулы по созданию
новых рабочих мест. В целях повышения
мобильности рабочей силы будет
совершенствоваться трудовое
законодательство. Развитие трудовых
отношений предполагается на базе
устойчивого баланса интересов работников,
работодателей и государства. Должны
активизировать свою работу профсоюзы,
особенно на уровне предприятий и
организаций.

4.
Регулирование
миграционных процессов
.
В
последние годы миграции являются важным
фактором социального развития. Федеральная
миграционная служба функционирует с
1992 г. Особенно остро стоит проблема
вынужденных переселенцев и беженцев.
Количество переселенцев и беженцев,
имеющих официальный статус, достигло
1,2 млн чел. Основным очагом мигрантов
является Северный Кавказ (всего же в
России насчитывается 68 зон межнациональных
конфликтов). Большую проблему также
составляет миграция рабочей силы.
Официально она невелика — 300 тыс. чел.,
но нелегальная — около 1,5 млн чел., только
в Москве — 200 тыс. чел. Идет выезд населения
из районов Севера. Основной механизм
реализации данного направления социальной
политики — целевые миграционные программы,
например долговременная программа
«Миграция». Основными целями
программы являются: обеспечение свободы
передвижения, регулирование потоков
мигрантов, создание благоприятных
условий для репатриантов и мигрантов
из стран СНГ и Балтии, оказание помощи
беженцам и вынужденным переселенцам,
соблюдение государственных интересов,
преодоление последствий стихийной
миграции, создание условий приема
мигрантов, условий для реализации прав
мигрантов, обеспечение гуманного
отношения к мигрантам. Осуществляются
также и региональные программы. Уже
начата выплата компенсаций за утраченное
жилье, часть мигрантов проходят курсы
оздоровления и реабилитации. Действуют
законы «О беженцах», «О вынужденных
переселенцах». Разработан проект
закона «Об иммиграции в Россию».

5.
Совершенствование
пенсионной системы
.
В настоящее время делаются попытки ее
реформирования для предотвращения
кризиса, повышения надежности. Основное
в содержании реформы — переход от всеобщей
распределительной системы к смешанной,
со значительной долей накопительных
элементов. Всего предполагаются три
вида пенсионного обеспечения: (1)
государственное пенсионное страхование
(по трудовому стажу) — финансирование
осуществляется за счет взносов в бюджет
Государственного пенсионного фонда;
(2) пенсионное обеспечение для не имеющих
необходимого трудового стажа и для
военнослужащих — финансирование будет
осуществляться за счет федерального
бюджета; (3) дополнительное пенсионное
страхование, как добровольное, так и
обязательное для тех, кто идет на
досрочную пенсию. Разработана «Программа
пенсионной реформы». Она включает
статистическое обследование контингента,
уточнение применения индивидуальных
коэффициентов, эксперименты по
накопительному пенсионному страхованию,
по внедрению профессиональных пенсионных
систем. Разработаны проекты федеральных
законов «Об основах пенсионной системы
в РФ», «О государственных пенсиях»,
«О профессиональных пенсионных
системах».

В
«Стратегии развития Российской
Федерации до 2010 года» предполагается
решить в данной области две основные
проблемы: (1) обеспечить текущую финансовую
устойчивость пенсионной системы и
повышение реального размера пенсий;
(2) в долгосрочном плане предотвратить
кризис пенсионной системы в связи с
процессом старения населения. Средняя
пенсия согласно стратегии должна
превышать прожиточный минимум пенсионера,
минимальная пенсия должна составлять
.не менее 80% прожиточного минимума. В
целях повышения финансовой устойчивости
пенсионного фонда будет осуществлен
переход к смешанной (по инфляции и
заработной плате) индексации пенсий.
Для решения второй проблемы предполагается
внедрение механизмов накопительного
финансирования пенсий для работающего
населения и реформирование действующей
распределительной пенсионной системы.
В дальнейшем накопительные пенсии
станут основным фактором дифференциации
пенсий. Все граждане независимо от
возраста будут иметь единую ставку
взносов на именные накопительные счета
в Пенсионном фонде РФ. Ставка будет
поэтапно повышаться с 2 до 9,5%, а ставка
взносов в распределительную систему
при этом будет снижаться на величину
накопительного взноса при неизменной
общей ставке страховых взносов в
Пенсионный фонд России. Накопительный
взнос образуют пенсионные резервы,
которые будут инвестироваться через
систему уполномоченных инвестиционных
компаний на основе открытых конкурсов.
Но даже эти меры не позволят в перспективе
избежать снижения размера пенсий по
отношению к заработной плате, поэтому
стратегией предусматривается поэтапное
повышение пенсионного возраста и
реформирование системы досрочного
ухода на пенсию.

6.В
области здравоохранения
и социального страхования
государством
обеспечиваются всеобщая доступность
базовой программы государственных
гарантий бесплатной медицинской помощи,
хорошее качество лечебных услуг на
основе выбора пациентами врачей и
лечебных учреждений. «Стратегией
развития Российской Федерации до 2010
года» предполагается полное
финансирование программы государственных
гарантий с 2002 г., увеличение расходов
на здравоохранение на 25% , рационализация
структуры медицинских услуг без снижения
общего объема лечебной помощи. Основным
держателем средств будут фонды
обязательного медицинского страхования
(ФОМС) субъектов Федерации. Сформулированы
четкие требования к регионам и органам
местного самоуправления в отношении
платежей за неработающее население и
целевые трансферты из федерального
бюджета в ФОМС. Повышение эффективности
системы государственного социального
страхования объединение ФОМСА и Фонда
социального страхования в будущем
позволит усилить контроль за выплатой
пособий по нетрудоспособности на
основании сведений о характере
заболевания, оказанной медицинской
помощи.

«Стратегией
развития Российской Федерации до 2010
года» предполагается введение единого
социального налога, т.е. объединение
всех страховых взносов. Это означает
начало перехода от системы социального
страхования к системе социального
обеспечения. Средства единого социального
налога не будут поступать в бюджет, а
будут зачисляться на счета внебюджетных
фондов в федеральном казначействе.
Будет действовать зачетная система,
которая предусматривает вычет
работодателем сумм на оплату больничных
листов. Есть предложения и по консолидации
в бюджет средств на оплату по безработице.
Через бюджет они будут перераспределяться
более эффективно и справедливо. Целью
введения социального налога является
улучшение администрирования, повышение
собираемости, снижение количества
проверяющих деятельность предприятий
(сейчас имеют это право все государственные
внебюджетные фонды). Сборами социального
налога будет заниматься налоговая
служба, но только сборами. Наряду с
положительными эффектами от введения
единого социального налога есть опасения
разрушения таким образом системы
социального страхования, которая
действует в России с 1903 г., нарушения
связей между взносами и выплатами в
отличие от страховых.

Одним
их самых действенных средств проведения
социальной политики государства являются
федеральные
целевые социальные программы (ФЦП)
.
Они разрабатываются соответствующими
министерствами и ведомствами и
представляются Правительством РФ в
Государственную Думу для утверждения.
Формирование перечня программ
осуществляется в соответствии с прогнозом
социально-экономического развития
Российской Федерации. Они финансируются
из бюджета или из средств государственных
внебюджетных фондов по строго целевому
направлению. Программы обязательно
содержат технико-экономическое
обоснование, прогноз ожидаемых результатов
реализации программы, сведения о
распределении объемов и источников
финансирования.

  • ■ Федеральная
    целевая программа содействия занятости
    населения
    .
    Она включает такие мероприятия, как:
    совершенствование законодательства
    в данной сфере, создание и сохранение
    рабочих мест, организацию мониторинга
    профессионального состава рабочей
    силы и разработку прогнозов потребности
    в рабочей силе по профессиям и
    специальностям, разработку и реализацию
    территориальных программ развития
    человеческих ресурсов, поддержку
    предпринимательства, социального
    партнерства на рынке труда, государственную
    поддержку на региональных рынках труда,
    содействие занятости беженцев и
    вынужденных переселенцев, регулирование
    трудовой миграции, улучшение
    функционирования рынка труда, стабилизацию
    финансового состояния Фонда занятости
    и т.д.

  • ■ Федеральная
    программа развития образования
    рассчитана
    на срок реализации 2000-2005 гг. В ней дана
    характеристика всех уровней образования,
    выявлены основные проблемы, цели и
    задачи развития системы образования.
    В программе также обоснованы основные
    направления развития системы,
    государственные и социальные гарантии
    обучающимся и работникам, научное
    сопровождение программы, предусмотрено
    обеспечение кадрами, материально-техническое
    и финансовое обеспечение. В системе
    мероприятий по реализации программы
    определены сроки и ответственные
    исполнители. Программа принята на
    уровне федерального закона от 10 апреля
    2000 г. В настоящее время в области
    образования также осуществляется
    Федеральная целевая программа «Русский
    язык».

  • Федеральная
    целевая программа «Государственные
    жилищные сертификаты»
    нацелена
    на ускорение сроков обеспечения жильем
    граждан, увольняемых и уволенных с
    военной службы, и членов их семей,
    мобилизацию бюджетных и внебюджетных
    ресурсов для предоставления этим
    гражданам средств на приобретение
    жилья, привлечения внебюджетных средств
    для завершения начатого строительства.
    Программа была принята 20 января 1998 года
    и рассчитана на 5 лет.

  • ■ Реализуется
    федеральная
    программа развития социального
    обслуживания семьи и детей
    ,
    включающая создание в регионах сети
    учреждений социального обслуживания
    семьи и детей, оказание государственной
    поддержки в оснащении их медицинским
    оборудованием, автотранспортом,
    средствами связи, компьютерной техникой;
    организацию подготовки специалистов
    в области социальной работы с детьми
    и семьями. Реализация программы
    осуществляется на основе государственных
    контрактов, заключаемых Министерством
    труда и социального развития РФ со
    всеми исполнителями программных
    мероприятий.

  • ■ Разработана
    и реализуется федеральная
    целевая программа «Сохранение и
    развитие культуры и искусства Российской
    Федерации»
    .
    Здесь предусматривается реформирование
    организационных и экономических
    механизмов для создания благоприятных
    условий для привлечения внебюджетных
    источников финансирования, создание
    эффективного финансово-хозяйственного
    механизма и внедрение программно-целевых,
    контрактных и инвестиционных методов
    финансирования. Предусматривается
    дальнейшее совершенствование
    законодательства и внесение изменений
    в Федеральный закон «Основы
    законодательства о культуре».
    Предполагается также организация
    всероссийской системы мониторинга в
    области культуры. Управление культурой
    осуществляется на основе взаимодействия
    органов государственной власти РФ,
    субъектов РФ, органов местного
    самоуправления, развития как
    государственных, так и негосударственных
    организаций культуры, фондов, творческих
    союзов. Основными задачами программы
    являются: развитие и сохранение
    культурного наследия, подготовка
    творческих кадров, развитие международного
    и межрегионального культурного
    сотрудничества. На региональном и
    местном уровнях реализуются программы
    развития культуры с учетом местных,
    национальных и других особенностей,
    поддерживаются культуры малочисленных
    народов.

Социальная политика — это… Что такое Социальная политика?



Социальная политика

   Одно из главных направлений внутренней политики государства, призванного обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых оно черпает себе поддержку, создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности и стабильности общественной системы. Важнейшей задачей С. п. является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через предоставление государственных гарантий для предотвращения амортизации последствий стихии голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т. д.

   Перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного, достигнутого данной страной уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность.

   Регулирование образа жизни (налогами, средствами, поощрением благотворительности, пердпринимательской инициативы) — в сочетании с репрессивными средствами, — например, борьба с наркобизнесом и т. д.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2011.

  • Социальная мифология
  • Социальная психология

Смотреть что такое «Социальная политика» в других словарях:

  • Социальная политика — Социальная политика  политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… …   Википедия

  • Социальная политика — система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают: социальную политику в… …   Финансовый словарь

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — см. ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — (social policy) сфера изучения, включающая экономическую, политическую, социоправовую и социологическую экспертизу способов, какими центральная и местная правительственная политика затрагивают жизнь индивидуумов и общин. Социальную политику, как… …   Большой толковый социологический словарь

  • Социальная политика —         политика в отноше нии обедневших граждан различных античных государств. Им оказывали материальную поддержку в форме выдачи зерна и денег либо наделения земельными участками. Например, в Афинах времен Перикла за участие в политич.… …   Словарь античности

  • Социальная политика — – политика правительства в сфере социального обеспечения, а также изучение ее развития, применения и влияния. Сфера правительственной политики, традиционно считающаяся социальной, включает образование, здравоохранение, жилье, социальное… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Социальная политика — см. С. вопрос …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Социальная политика — (social policy), термин, к рый часто используется в отношении политики, направленной на обеспечение гос вом индивидуального благосостояния граждан (государство всеобщего благоденствия). При помощи С.п. пр во стремится улучшить социальное устр во… …   Народы и культуры

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — – деятельность государственных и общественных организаций, направленная на создание экономических, политических и других условий для социально допустимой и приемлемой “нормальной” жизнедеятельности различных общественных групп, включая молодое… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Социальная политика — составная часть общей политики определенной партии или государственной власти, охватывающая решение более или менее широкого круга социальных проблем в соответствии с классовой сущностью и целями деятельности данной партии, государственной власти …   Научный коммунизм: Словарь

Социальная политика — это… Что такое Социальная политика?



Социальная политика
– политика правительства в сфере социального обеспечения, а также изучение ее развития, применения и влияния. Сфера правительственной политики, традиционно считающаяся социальной, включает образование, здравоохранение, жилье, социальное страхование,  в том числе пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги. Это широкий спектр политических вопросов, однако все они связаны с представлениями о процветающем государстве.


В странах Западной Европы существует три основных направления критики: движение New Right, связанное с теорией общественного выбора, социалистические теории, в частности марксистская, и феминизм.

На практике наиболее значимым оказалось движение New Right в силу своего влияния на консервативные правительства начиная с 1979 г. в Великобритании и за рубежом. Главным недостатком этой группы служило то, что наибольшие выгоды в процветающем государстве получали не нуждающиеся, или клиенты служб социального обеспечения, а сами работники, включая клиницистов, социальных работников и управленческий аппарат. Сторонники движения New Right полагают, что рост бюджета и услуг в сфере социальной политики объясняется не столько стремлением удовлетворить потребности клиентов, сколько желанием бюрократов повысить свой статус.

Социалисты смотрят на вещи под иным углом зрения: по их мнению, процветающее государство заботится о рабочей силе, чтобы способствовать накоплению капитала и улучшить положение рабочего класса, чтобы ослабить его потенциал как революционной социальной силы. Хотя социальное обеспечение  позволяет решать проблемы, порожденные неравенством и неравномерным развитием рынка, в условиях капитализма связанные с этим потребности настолько велики, что экономика просто не в силах их удовлетворить, в том числе из-за больших финансовых затрат.

Сторонники феминизма стремятся показать, что принципы процветающего государства строятся на патриархальных взглядах на роль женщин и на местоположение традиционной семьи в центре общества, что усиливает социальное неравенство. Особенно это сказывается на женщинах в отношении структуры пособий, пенсий и других аспектов социального обеспечения, которые усиливают тендерное разделение труда.  Часто приводят и другие примеры, например касающиеся последствий перехода на общественную помощь с переносом акцента на семью и других добровольных помощников. Подобное изменение политики предполагает, что женщины примут на себя большую часть обязанностей по уходу за нуждающимися.

Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер.
М. А. Гулина.
2008.

  • Социальная мобильность
  • Социальная помощь

Смотреть что такое «Социальная политика» в других словарях:

  • Социальная политика — Социальная политика  политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… …   Википедия

  • Социальная политика — система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают: социальную политику в… …   Финансовый словарь

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — см. ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — (social policy) сфера изучения, включающая экономическую, политическую, социоправовую и социологическую экспертизу способов, какими центральная и местная правительственная политика затрагивают жизнь индивидуумов и общин. Социальную политику, как… …   Большой толковый социологический словарь

  • Социальная политика —         политика в отноше нии обедневших граждан различных античных государств. Им оказывали материальную поддержку в форме выдачи зерна и денег либо наделения земельными участками. Например, в Афинах времен Перикла за участие в политич.… …   Словарь античности

  • Социальная политика — см. С. вопрос …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Социальная политика —    Одно из главных направлений внутренней политики государства, призванного обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых оно черпает себе поддержку, создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности и… …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • Социальная политика — (social policy), термин, к рый часто используется в отношении политики, направленной на обеспечение гос вом индивидуального благосостояния граждан (государство всеобщего благоденствия). При помощи С.п. пр во стремится улучшить социальное устр во… …   Народы и культуры

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — – деятельность государственных и общественных организаций, направленная на создание экономических, политических и других условий для социально допустимой и приемлемой “нормальной” жизнедеятельности различных общественных групп, включая молодое… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Социальная политика — составная часть общей политики определенной партии или государственной власти, охватывающая решение более или менее широкого круга социальных проблем в соответствии с классовой сущностью и целями деятельности данной партии, государственной власти …   Научный коммунизм: Словарь

Социальная политика — это… Что такое Социальная политика?

составная часть общей политики определенной партии или
государственной власти, охватывающая решение более или менее широкого
круга социальных проблем в соответствии с классовой сущностью и целями
деятельности данной партии, государственной власти.

При капитализме С. п. называют прежде всего совокупность мер,
которые проводятся буржуазным государством в дополнение к прямому
насилию по отношению к народным массам и изображаются в виде «заботы» об
их жизненных потребностях. Сюда относятся меры по законодательному
регулированию условий труда рабочих и разрешению «трудовых конфликтов»,
социальное обеспечение (т. е. обеспечение «за счет средств общества»,
аккумулируемых государством) безработных, престарелых и других
нетрудоспособных, многодетных бедняков, в отдельных случаях— обеспечение
в какой-либо форме бедных слоев жильем, медицинской помощью и т. п.
К С. п. государства относится также деятельность, которую буржуазные
политики и идеологи изображают как направленную на удовлетворение общих
потребностей всех членов общества, — организация народного образования,
борьба с явлениями «социальной патологии» (преступность, наркомания,
проституция и др.), а в самое последнее время — охрана природной среды
обитания человека. Вопреки демагогии, которой сопровождается такого рода
деятельность, она в действительности отнюдь не является каким-то
выражением «надклассового характера» буржуазного государства, его
назначения якобы «служить интересам всех граждан», а тем более интересам
трудящихся. Эта С. п. возникла главным образом как приспособительная
реакция правящего эксплуататорского класса в целях сохранения своих
привилегий на нараставшую борьбу трудящихся, как «предохранительный
выпускной клапан» для снижения напора классовой борьбы. Самое большее,
что может быть достигнуто в результате проведения такой политики, —
только некоторое смягчение неустранимых при капитализме бедствий
трудящихся, улучшение лишь отдельных сторон жизни народа. Естественно,
что буржуазная С. п.


не может устранить классовую борьбу пролетариата и
других трудящихся против строя капиталистической эксплуатации, и
эта борьба неуклонно нарастает.

Коренную противоположность буржуазной представляет собой С. п.,
проводимая коммунистическими партиями, действующими в условиях
капитализма. Это составная часть их общей политики, революционной по
своей сущности и конечным целям. Ставя целью радикальное изменение
социальных условий, компартии вместе с тем, пока сохраняется капитализм,
борются за то, чтобы отвоевывать у господствующего класса и его
государственной власти как можно больше уступок для удовлетворения
насущных социальных нужд трудящихся. Это отнюдь не противоречит, вопреки
утверждениям разного рода левацких элементов, идеалам революционного
обновления общества, если, конечно, сохраняется отчетливое понимание
неизбежной ограниченности любых социальных улучшений в рамках
капитализма.

С переходом власти в руки рабочего класса создаются
объективные возможности для последовательного решения широкого круга
социальных проблем, связанных с реализацией интересов трудящихся:
ликвидации эксплуатации человека человеком, резкого улучшения условий
жизни народных масс, создания предпосылок для всестороннего развития
личности, включения в различные виды социального творчества, для
формирования нового, подлинно гуманного образа жизни людей, утверждения
равенства социального. Достижение этих целей и определяет собой
содержание социальной политики марксистско-ленинской партии, которая
направляет процесс социалистического строительства, а следовательно, и
С. п. руководимого ею социалистического государства. Конкретное
содержание задач С. п., последовательность и глубина их решения
изменяются по мере продвижения от начальных этапов социалистического
строительства к более высоким ступеням зрелости.

Рассматривая в обобщенной форме эти задачи, их можно свести в три
основных комплекса. Первый — это создание для народных масс все более
благоприятных условий жизни во всех ее сферах: повышение материального
благосостояния, развитие социалистической культуры и демократии.
Одновременно решается вторая группа задач — формирование самих
потребностей людей в соответствии с рациональными критериями.
Сюда же относятся и задачи формирования в целом таких жизненных
ориентации людей, которые побуждают их ставить свои силы и способности
на службу общественному благу, развития активности социальной,
формирования и упрочения нового, социалистического образа жизни масс.
Решение этих двух групп задач представляет собой две стороны
регулирования одного и того же комплекса социальных отношений —
отношений между социалистическим обществом в целом и его членами, или,
иными словами, между обществом и личностью. Эти отношения при социализме
строятся на основе принципов: «Общество — человеку, человек — обществу»,
«Забота всех о благе каждого, забота каждого о благе всех». С. п.
учитывает специфику различных социальных и социально-демографических
групп (молодежи, женщин, престарелых и др.).

Самостоятельную группу задач С. п. при социализме составляет
регулирование другого комплекса социальных отношений — между трудящимися
классами и слоями, т. е. совершенствование социальной структуры
социалистического общества. С. п. способствует прогрессивному
развитию таких процессов, как укрепление союза и дружбы между рабочим
классом, крестьянством, интеллигенцией, постепенное преодоление
различий между ними и тем самым последовательное укрепление социального
единства и становление бесклассовой структуры общества. Перечисленные
направления С. п. компартий и государственной власти в социалистическом
обществе органически связаны между собой. Они представляют собой разные
аспекты выполнения единой многогранной задачи, осуществляемой в ходе
социалистического и коммунистического строительства: перестройки системы
социальных отношений на коллективистских началах. Это находит свое
выражение как в упрочении единства сближающихся между собой трудящихся
классов и слоев, так и в усилении заботы общества о каждом из своих
членов и их встречной заботы об общем благе.

Осуществление всех задач С. п. непосредственно касается человека, его
положения в обществе, условий и содержания его жизнедеятельности,
формирования и реализации его жизненных потребностей и способностей,
всестороннего развития личности. При решении соответствующих проблем
требуется, как правило, комплексное использование самых различных
средств и мер финансового, технико-экономического, организационного,
воспитательного и иного характера: материальных ресурсов, преобразований
в технической базе и организации производства, в деятельности
политических институтов и культурно-воспитательных учреждений и т. д.
Поскольку эти средства и меры служат достижению целей социального
характера, они выступают в качестве рычагов С. п. Использование таких
разнообразных рычагов предусматривается социальными программами, которые
принимаются КПСС и коммунистическими партиями братских социалистических
стран.

Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат.
Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева.
1983.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *