Диагностические методики для дошкольников в ДОУ по ФГОС: полный обзор

Какие диагностические методики применяются для оценки развития дошкольников по ФГОС. Как проводится психологическая и педагогическая диагностика детей в ДОУ. На что направлены основные методики диагностики дошкольников.

Содержание

Диагностика развития дошкольников в соответствии с ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляет особые требования к проведению диагностики развития детей дошкольного возраста. Основная цель диагностики — оценка индивидуального развития детей.

Диагностика проводится педагогическими работниками в рамках педагогического наблюдения. Результаты используются для оптимизации образовательной работы с группой детей и индивидуализации образования.

Основные направления диагностики дошкольников по ФГОС

В соответствии с ФГОС, диагностика развития дошкольников должна охватывать следующие образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

  • Физическое развитие

По каждому направлению применяются специальные диагностические методики, позволяющие оценить уровень развития ребенка.

Диагностические методики для дошкольников в ДОУ по ФГОС: полный обзор

Методики диагностики социально-коммуникативного развития дошкольников

Для оценки социально-коммуникативного развития детей применяются следующие методики:

Методика «Кактус» М.А. Панфиловой

Цель методики — исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. Ребенку предлагается нарисовать кактус. По характеру рисунка определяются особенности эмоционального состояния и личностные черты.

Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфиловой

Методика позволяет оценить взаимоотношения детей в группе, выявить социометрический статус каждого ребенка. Дети «приглашают» на свой день рождения других детей группы.

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Методика выявляет уровень тревожности ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям. Ребенку предлагаются картинки с ситуациями из жизни детей, нужно выбрать выражение лица персонажа.

Диагностика познавательного развития дошкольников

Для оценки познавательной сферы применяются следующие методики:

Методика «Цветные прогрессивные матрицы» Дж. Равена

Цель — оценка уровня интеллектуального развития. Ребенку предлагается серия заданий возрастающей сложности, где нужно найти недостающую деталь изображения.

Диагностические методики для дошкольников в ДОУ по ФГОС: полный обзор

Методика «Домик» Н.И. Гуткиной

Позволяет определить уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки. Ребенок должен срисовать картинку домика.

Методика «Четвертый лишний»

Оценивает уровень развития образно-логического мышления. Ребенку показывают карточки с изображениями 4 предметов, нужно определить, какой из них лишний и почему.

Диагностика речевого развития дошкольников

Для оценки уровня речевого развития применяются следующие методики:

Методика «Назови слова»

Оценивает словарный запас ребенка. Нужно назвать как можно больше слов, относящихся к определенной группе (животные, растения и т.д.).


Методика «Расскажи по картинке»

Позволяет оценить связность речи, умение составлять рассказ. Ребенку предлагается картинка, по которой нужно составить рассказ.

Методика «Звуковые прятки»

Оценивает фонематический слух. Ребенок должен определить наличие заданного звука в словах.

Диагностика художественно-эстетического развития

Для оценки художественно-эстетического развития используются следующие методики:

Диагностические методики для дошкольников в ДОУ по ФГОС: полный обзор

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Оценивает уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы. Ребенку нужно дорисовать незаконченные фигуры.

Методика «Лесенка» В.Г. Щур

Изучает самооценку ребенка. Ребенок должен поместить себя на одну из ступенек нарисованной лесенки в зависимости от оценки своих качеств.

Диагностика физического развития дошкольников

Для оценки физического развития применяются следующие методики:

Методика определения физической подготовленности детей

Включает тесты на оценку силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости (бег, прыжки, метание и др.).

Методика оценки физического развития

Включает измерение антропометрических показателей (рост, вес, окружность грудной клетки).

Особенности проведения диагностики дошкольников

При проведении диагностики развития дошкольников важно соблюдать следующие принципы:

  • Комплексный подход (оценка разных сфер развития)
  • Учет возрастных особенностей
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку
  • Позитивный характер диагностики
  • Проведение в привычной для ребенка обстановке
  • Использование игровых методов

Результаты диагностики должны использоваться только для оптимизации работы с детьми и индивидуализации образования.

Диагностические методики для дошкольников в ДОУ по ФГОС: полный обзор

Заключение

Диагностические методики, применяемые в ДОУ в соответствии с ФГОС, позволяют всесторонне оценить развитие ребенка дошкольного возраста. Комплексный подход дает возможность выявить сильные и слабые стороны в развитии каждого ребенка и скорректировать педагогический процесс. Главная цель диагностики — обеспечение индивидуального подхода и оптимальных условий для развития каждого дошкольника.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *