Духовные и материальные общественные отношения: Отношения материальные и духовные. Социальная философия – Охарактеризуйте что такое материальные, духовные, общественные отношения
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Отношения материальные и духовные. Социальная философия
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Отношения материальные и духовные
Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений[37]. Разобраться в этой многомерности очень важно как для понимания самих общественных отношений, так и для понимания социума в целом. Напомним, что открытию материалистического понимания истории, позволившему взглянуть на общество совершенно другими глазами, предшествовало создание Марксом и Энгельсом стройной типологии общественных отношений, сведение их в систему.
Все богатство общественных отношений может быть подразделено на два больших класса — класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Поскольку вопрос о субординации двух классов отношений вкратце уже рассматривался в главе первой, остановимся дополнительно на одном, на наш взгляд, весьма существенном моменте.
Дело в том, что объективной реальностью являются не только отношения материальные, но и духовные. Объективность отнюдь не тождественна вещественности (кстати, ни грана вещественности нет и в большинстве материальных отношений), объективность означает только одно: данный феномен существует вне меня, отражаясь моим сознанием. А разве не являются такой объективной реальностью духовные отношения, соответствующие уровню, содержанию и состоянию общественного сознания своей эпохи? Кстати, объективный идеализм Платона и Гегеля при всей ошибочности его основной посылки («первичность сознания») в своеобразной форме отразил тот несомненный факт, что общественное сознание, а тем более формирующиеся на его основе духовные отношения, в определенной степени представляет собой объективную реальность, детерминирующую и во многом объясняющую поведение индивидов и социальных групп. В определенной — ибо общественное сознание есть одновременно и объективная и субъективная реальность, единство объективных и субъективных моментов. Этот парадокс детальней будет рассмотрен в главе «Духовное в жизни общества». В чем же тогда принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных? Вкратце его можно сформулировать так: материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, непосредственно отражают ее. Духовные же отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое). Вот эта их опосредованность сознанием многих смущает и вводит в недоумение. Наш читатель тоже может спросить: разве десятком страниц выше не утверждалось, что архитектор (в отличие от пчелы) пропускает не построенное еще здание через свое сознание, создавая образ, модель будущего сооружения? Да, утверждалось, но это «пропуск» другого рода. Чтобы было ясно, о чем идет речь, прибегнем к схемам, из которых видно, как складываются материальные отношения (схема 1) и как складываются духовные отношения (схема 2).
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
I. В случае с материальным производством (схема 1), через сознание «пропускаются», то есть моделируются, только конечные продукты, на получение которых направлена наша целеполагающая деятельность. Материальные же отношения (прежде всего производственные) складываются не только вне нашего сознания, но и независимо от него. И только духовные отношения «пропускаются» через сознание, то есть через идеи и духовные ценности, которые выступают в качестве первопричины, в то время как духовные отношения имеют статус следствия и, как таковое, должны соответствовать полученным в процессе духовного производства и «потребляемым» обществом (как в целом, так и отдельными группами и личностями) идеям и духовным ценностям.
2. Отношения же, складывающиеся в самом процессе духовного производства, в основном тоже представляют собой отношения по поводу производства, то есть материальные отношения. Таковы отношения между представителем творческого труда и работодателем, внутри научного коллектива, между автором и издателем. И то, что было сказано о материальных отношениях вообще, распространяется, естественно, и на материальные отношения в сфере духовного производства.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
3. То, что для духовного производства является конечным продуктом (идеи и духовные ценности), присутствует и в материальной практической деятельности, но лишь как момент ее одухотворенности, как средство достижения конечного результата (духовные ценности, заложенные в целеполагание; идеальные модели).
Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании порождаются определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.
Деление общественных отношений на материальные и идеальные является предельно широким, каждое из этих подразделений включает в себя множество видов. И если классификация материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения, отношения по детопроизводству), то в основу классификации духовных, идеальных отношений кладется структура общественного сознания, его формы. И тогда говорят о моральных, политических, правовых, художественных, философских, религиозных отношениях в обществе.
В биологии известен «феномен утконоса» — животного, сочетающего в себе черты яйцекладущего и млекопитающего: он выводит детенышей из яиц, а затем вскармливает их своим молоком. Есть свои «утконосы» и в системе общественных отношений. Политические отношения, например, поскольку они отражают взгляды и идеи субъектов политического действия (классов, национальных движений, партий, государства), — духовны, идеальны, но своей другой стороной политические отношения складываются в ходе практической политической деятельности, и в этом своем аспекте они материальны. Семейные же отношения вообще невозможно отнести к одному из двух рассматриваемых подразделений, настолько в них переплетены экономические, моральные, правовые отношения и отношения по детопроизводству.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Поделитесь на страничке
Материальные отношения в современном человеческом обществе
27.09.2012 Ярослав Борщов
Люди испокон веков живут в обществе, потому что выжить по отдельности им невозможно.
За долгие годы человеческого совместного существования сложились различные общественные взаимоотношения (материальные отношения, политические, культурные, социальные, экономические и многие другие).
Попробуем разобраться, что представляют собой материальные отношения в современном человеческом обществе.
По большому счету, все общественные отношения подразделяются на духовные (идеальные) и материальные. Все отношения, связанные непосредственно с реальными материализованными предметами нашего мира (вещами) относятся к материальным взаимоотношениям.
Поэтому материальные отношения являются неотъемлемой частью всех иных общественных связей, так как они все равно используют в какой-либо мере предметы материального мира.
Материальные отношения составляют основу экономики, так как все существующие здесь связи базируются на обороте объектов материального мира: начиная от производства товара, которое позволяет объекты окружающего мира преобразовывать в нечто новое (готовую продукцию), и заканчивая покупкой данного товара потребителем.
Кроме того, сами товарно-денежные отношения также относятся к материальным.
Таким образом, материальные отношения – это совокупность различных общественных связей, которые позволяют преобразовывать одни объекты материального мира в другие и обеспечивают тем самым материальные нужды (потребности) каждого человека в отдельности и общества, государства в целом.
А потому большая доля материальных связей приходится на производственные отношения.
Каждый из нас ежедневно вступает в материальные отношения, совершая обычные покупки, работая, даря подарки, занимаясь приготовлением пищи, рукоделием и т.д.
Мы имеем огромное количество различных материальных потребностей: в еде, одежде, культурном, активном отдыхе (у каждого список его личных нужд различен), а потому мы постоянно используем материальные отношения, чтобы иметь возможность реализовать все свои желания.
И чем больше у нас будет возникать материальных потребностей, тем интенсивнее и многообразнее будут наши материальные отношения, потому что два этих понятия абсолютно неразделимы.
Точно так же обстоит дело и в масштабах всего государства: чем больше возникает у членов конкретного общества различных потребностей, тем разнообразнее будут материальные отношения, возникающие для удовлетворения их нужд.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
«Что для человека важнее духовные или материальные ценности?» – Яндекс.Знатоки
Так, друзья, давайте начинать с понятий. Человек — кончтрукция многоуровневая, и если подходить с точки зрения свода наук, то видим биомеханика (тело, нейрофизиология) + психика + дух/душа. Стало быть человек не будет целостным, если упор делать на одну из составляющих, а остальное игнорировать.
Отсюда у каждого человека вытекают соответсвующие классы задач — выживание, налаживание состояния, управление настоящим и создание будущего для себя и своего окружения. И хотите вы или нет, а жизнь будет ставить перед вами такие задачи. И одеться надо и за квартиру заплатить и что-то из себя представлять. Поэтому в крайности впадать не надо. Этим вопросом нужно задаваться, когда у вас уже есть на что кушать. А зарабатывает человек, грубо говоря продавая свои способности. Что толкает нас управляемо стать специалистов в какой-то сфере и совершенствовать свои навыки постоянно.
Так вот, если опираться на как минимум три источника — Догматику испанской школы фехтования Дестрезы ( а любая традиционная школа — это воспитание личности — воина и ученого в одном лице), школу русского академика Попова (который при Сталине вместе с Яковлевым занимался вопросами памяти и сознания) и пркладные знания наших предшественников (можно сказать как справлялись с теми или иными задачами наши предшественники), то можно сказать коротко следующее:
Человека всегда помнят по его поступкам. Человек родился не для того чтобы себя увековечить в недвижимости и имуществе, т.к. все что сделано для себя будет разрушено и разорено сразу же после смерти алчными родственниками, а его самого скоро позабудут . Человек увековечивает себя своими поступками, выполняя долг (делает то, что должен на своем месте) и при этом он скромен — так выглядит вечная жизнь в памяти многих поколений.
И исторических примеров тому масса — вспомните Сергей Королев, Иеронимо де Карранза, Петр I, Карл V, Федор Ушаков и многие другие — их всех помнят по поступкам. И они всем при жизни владели, но никакого имущества за собой не имели — не потому что бедные, эти люди были сильными личностями и могущественными, а потому что приоритеты уже выстроились. Они могли обеспечить себе хлеб на столе и могли быть полезны другим. Тот, кто из себя ничего не представляет, тот будет накапливать и дрожать чтоб не потерять.
23. В чем сущность материальных и идеологических отношений в обществе.
В
процессе своей совместной деятельности
люди вступают между собой в различные
отношения, чтобы решать насущные вопросы
их совместной жизни. Это производственные,
политические, семейно-бытовые, религиозные
и другие отношения. Многообразные формы
взаимодействия и взаимосвязи, возникающие
в процессе деятельности между социальными
группами (этнос, класс, сообщество,
организации и т.д.), а также внутри них,
называют общественными отношениями.
Именно
общественные отношения превращают
индивида в общественного человека, а
жизнедеятельность человека — в
общественную.
В
философии общественные отношения
рассматриваются с материалистических
или идеалистических (духовных) позиций.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Материалистическое,
т. е. научное, понимание общественных
отношений впервые выработано марксизмом.
Оно заключается в том, что все многообразные
общественные отношения — экономические,
политические, правовые, нравственные
и т.п. — делятся на первичные —
материальные, базисные и вторичные —
идеологические, надстроечные (см. Базис
и надстройка). Из всех Об. от. главными,
ведущими, определяющими являются
материальные — экономические, производственные
отношения. В последовательном осуществлении
этой идеи проявляется материалистический монизм
марксистско-ленинской теории общественного
развития. Характер материальных О. о.
определяется производительными силами
общества и не зависит от воли и сознания
людей. Идеологическое О. о. — политические,
правовые, нравственные и др. возникают
на базе материальных О. о. и складываются
как надстройка над ними, проходя
предварительно через сознание людей,
поэтому общество представляет собой
единую систему Об. от.
Деление
О. о. на материальные и идеологические
позволяет не только различать в Об. от.
определяющие и производные, но и
анализировать совокупность О. о., в
которых сочетаются и материальные, и
идеологические элементы (например,
отношения между классами, национальные,
межгосударственные и международные
отношения).
Материальные
отношения
возникают и складываются непосредственно
в ходе практической деятельности людей,
независимо от их сознания (например,
производственные отношения, купля-продажа).
Духовные
отношения
складываются под влиянием общественного
сознания, то есть через идеи и духовные
ценности, которые выступают в качестве
первопричины. Например, правовые
отношения не могут возникнуть, если не
существует сознательно разработанных,
принятых и охраняемых государством
норм права.
24. Общественное и индивидуальное сознание.
Общественное
сознание.
Сознание
является не только индивидуальным,
личностным, но и включает в себя
общественную функцию. Структура
общественного сознания сложна и
многопланова, и находится в диалектическом
взаимодействии с сознанием индивидуума.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
В
структуре общественного сознания
выделяются такие уровни, как теоретическое
и обыденное сознание. Первый образует
общественную психологию, второй —
идеологию.
Обыденное
сознание формируется стихийно в
повседневной жизни людей. Теоретическое
сознание отражает сущность, закономерности
окружающего природного и социального
мира.
Общественное
сознание выступает в различных формах:
общественно-политические взгляды и
теории, правовые взгляды, наука, философия,
мораль, искусство, религия.
Дифференциация
общественного сознания в современном
виде — результат длительного развития.
Первобытному обществу соответствовало
примитивное, недифференцированное
сознание. Умственный труд не был отделен
от физического и умственный труд был
непосредственно вплетен в трудовые
отношения, в повседневную жизнь. Первыми
в историческом развитии человека
возникли такие формы общественного
сознания, как мораль, искусство, религия.
Затем, по мере развития человеческого
общества, возникает весь спектр форм
общественного сознания, который
выделяется в особую сферу общественной
деятельности.
Рассмотрим
отдельные формы общественного сознания:
—
политическое
сознание
представляет собой систематизированное,
теоретическое выражение общественных
взглядов на политическую организацию
общества, на формы государства, на
отношения между различными социальными
группами, классами, партиями, на отношения
с другими государствами и нациями;
—
правовое
сознание
в теоретической форме выражает
правосознание общества, природу и
назначение правовых отношений, норм и
учреждений, вопросы законодательства,
суда, прокуратуры. Ставит своей целью
утверждение правового порядка,
соответствующего интересам определенного
общества;
—
мораль
— система взглядов и оценок, регулирующих
поведение индивидуумов, средство
воспитания и укрепления определенных
нравственных устоев и отношений;
—
искусство
— особая форма деятельности человека,
связанная с освоением действительности
через художественные образы;
—
религия
и философия
— наиболее удаленные от материальных
условий формы общественного сознания.
Религия древнее философии и является
необходимым этапом развития человечества.
Выражает окружающий мир через систему
мировоззрения, основанного на вере и
религиозных постулатах.
Общественное
и индивидуальное сознание находятся в
тесном единстве. Общественное сознание
носит межиндивидуальный характер и не
зависит от отдельной личности. Для
конкретных людей оно носит объективный
характер.
Каждый
индивид на протяжении всей своей жизни
через отношения с другими людьми, путем
обучения и воспитания испытывает влияние
общественного сознания, хотя и относится
к этому влиянию не пассивно, а избирательно,
активно.
Общественные
нормы сознания духовно влияют на
индивида, формируют его мировоззрение,
нравственные установки, эстетические
представления. Общественное сознание
можно определить как общественный
разум, который развивается и функционирует
по своим законам.
Взгляды
индивида, наиболее полно отвечающие
интересам эпохи и времени, после
завершения индивидуального существования
становятся достоянием общества. Например,
творчество выдающихся писателей,
мыслителей, ученых и др. Индивидуальное
сознание в этом случае, проявляющееся
в творчестве конкретного человека,
приобретает статус общественного
сознания, пополняет и развивает его,
придавая ему черты определенной эпохи.
Общественное
сознание возникло одновременно и в
единстве с возникновением общественного
бытия. Природе в целом безразлично
существование человеческого разума, а
общество не могло бы без него не только
возникнуть и развиваться, но и
просуществовать ни одного дня и часа.
В силу того, что общество есть
объективно-субъективная реальность,
общественное бытие и общественное
сознание как бы “нагружены” друг
другом: без энергии сознания общественное
бытие статично и даже мертво.
Но,
подчеркивая единство общественного
бытия и общественного сознания, нельзя
забывать и их различие, специфическую
разъединенность. Историческая взаимосвязь
общественного бытия и общественного
сознания в их относительной самостоятельности
реализуется таким образом, что, если на
ранних этапах развития общества
общественное сознание формировалось
под непосредственным воздействием
бытия, то в дальнейшем это воздействие
приобретало все более опосредованный
характер — через государство, политические,
правовые отношения и др., а обратное
воздействие общественного сознания на
бытие приобретает, напротив, все более
непосредственный характер. Сама
возможность такого непосредственного
воздействия общественного сознания на
общественное бытие заключается в
способности сознания правильно отражать
бытие.
Сознание
как отражение и как активно-творческая
деятельность представляет собой единство
двух нераздельных сторон одного и того
же процесса: в своем влиянии на бытие
оно может, как оценивать его, вскрывая
его потаенный смысл, прогнозировать,
так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому
общественное сознание эпохи может не
только отражать бытие, но активно
способствовать его перестройке. В этом
и заключается та исторически сложившаяся
функция общественного сознания, которая
делает его объективно необходимым и
реально существующим элементом любого
общественного устройства.
Индивидуальное
сознание.
Индивидуальное
сознание — это сознание отдельного
индивида, отражающее его индивидуальное
бытие и через посредство его в той или
иной степени общественное бытие.
Общественное сознание является
совокупностью индивидуальных сознании.
1.
Каждое индивидуальное сознание
формируется под влиянием индивидуального
бытия, образа жизни и общественного
сознания. При этом важнейшую роль играет
индивидуальный образ жизни человека,
посредством которого преломляется
содержание общественной жизни. Другим
фактором формирования индивидуального
сознания является процесс усвоения
индивидом общественного сознания.
Индивидуальное сознание определяется
индивидуальным бытием, возникает под
воздействием сознания всего человечества.
Два
основных уровня индивидуального
сознания:
1.
Начальный (первичный) — «пассивный»,
«зеркальный».
Формируется
под воздействием на человека внешней
среды, внешнего сознания. Главные формы:
понятия и знания, в целом. Главные факторы
формирования индивидуального сознания:
воспитателная деятельность окружающей
среды, образовательная деятельность
общества, познавательная деятельность
самого человека.
2.
Вторичный — «активный»,
«творческий».
Человек
преобразует и организовывает мир. С
этим уровнем связано понятие инителлекта.
Конечным продуктом этого уровня и
сознания в целом являются идеальные
объекты, возникающие в человеческих
головах. Основные формы: цели, идеалы,
вера. Главные факторы: воля, мышление —
ядро и системообразующий элемент.
Между
первым и вторым уровнями существует
промежуточный «полуактивный»
уровень.
Главные формы: феномен сознания — память,
которая носит избирательный характер,
она всегда востребована; мнения; сомнения.
Материальные и духовные общественные отношения
Войти
Регистрация
Схемы
Биология
География
История
Математика и алгебра
Медицина
Обществознание
Педагогика
Политология
Право
Психология
Русский язык
Социология
Физика
Философия
Химия
Экономика
Прочее
Книги
Биология
География
История
Математика и алгебра
Медицина
Обществознание
Педагогика
Политология
Право
Психология
Русский язык
Социология
Физика
Философия
Общественные отношения — Википедия
Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
Данное словосочетание имеет различные определения, некоторые представлены ниже:
- Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.
- Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
- Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
- Общественные отношения — это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.
Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно — социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и весьма жесткие регламентации. Общественные отношения придают взаимную определенность социальным позициям и статусам. Например, отношения в торговле между основными факторами — это взаимная определенность продавца и покупателя в процессе осуществления сделки (купли-продажи).
Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик — устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов — направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются «вчерашними» социальными взаимодействиями, «застывшей» социальной формой живой человеческой жизнедеятельности.
Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны, подобно отношениям между объектами в природе, и не субъект-субъектны, подобно межличностным отношениям — когда человек взаимодействует с другим целостным человеком, а субъект-объектны, когда взаимодействие происходит лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам он в них представлен частичным и нецелостным социально действующим субъектом (социальным агентом). Общественные отношения в «чистом виде» не существуют. Они воплощаются в социальных практиках и всегда опосредованы объектами — социальными формами (вещами, идеями, социальными явлениями, процессами).
Общественные отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций, но не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения.
Социальные отношения — это система многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т. п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.
Можно утверждать, что общественные отношения возникают:
- как отношения человека с обществом, общества с человеком;
- между индивидами как представителями общества;
- между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;
- между различными обществами;
- между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.
Несмотря на то что термин «социальные отношения» является широко употребляемым, ученые не пришли к общему выводу относительно их определения. Встречаются определения социальных отношений через конкретизацию того, между кем и по поводу чего они возникают:
- Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
Однако в любом случае под ними понимают устойчивые формы организации социальной жизни.
Для характеристики социальной жизни нередко используется термин «социетальный», который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.
Общественные отношения — это совокупность нормативно регулируемых нравами, обычаями и законами индивидуальных субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений, складывающихся под влиянием а) взаимной борьбы индивидов за объекты собственности, б) совместной жизнедеятельности на общей территории, в) генетической программы воспроизводства жизни, г) сотрудничества друг с другом на условиях общественного разделения труда в производстве, распределении, обмене и потреблении совокупного общественного продукта. См.: Бобров В. В., Черненко А. К. Правовая технология. — Новосибирск: ИЗд-во СО рАН, 2014. — с. 157.
Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:
Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.
2. Общественные отношения
Общественные
отношения — это отношения, который
возникают между людьми в процессе их
жизнедеятельности. По сути, это вся
совокупная деятельность людей, формы
взаимодействия между ними. В более
конкретном смысле можно сказать, что
общественные отношения — это многообразные
связи, возникающие между социальными
группами, классами, нациями, а также
внутри них в процессе их экономической,
социальной, политической, культурной
жизни и деятельности. Отдельные люди
вступают в общественные отношения
именно как члены или представители тех
или иных социальных общностей или
групп.
Структура
общественных отношений может быть
рассмотрена с разных точек зрения. В
соответствии с марксистской концепцией,
все общественные отношения делятся на
материальные и духовные. Материальные
отношения интерпретируются как базисные,
возникающие без непосредственного
участия сознания. Их характер определяется
производительными силами общества.
Духовные отношения понимаются как
производные от материальных отношений.
Они относятся к надстроечным, возникают
и функционируют, проходя через сознание
людей. К духовным отношениям относятся
политические, правовые, нравственные
и др. С точки зрения основных видов
практики, структура общественных
отношений будет представлена двумя
типами отношений. Во-первых, — это
отношения «люди — природа» (производственная
практика, преобразование человеком
природы). Во-вторых, — это отношения
«человек — человек» (социально-историческая
практика). Структура общественных
отношений может рассматриваться и с
точки зрения субъектов общественной
жизни. В этом случае могут быть выделены
отношения, возникающие между классами,
социально-этническими общностями,
конфессиями, социальными и возрастными
группами, индивидами и т. д.
3. Нормы, регулирующие общественные отношения
В
каждом обществе существуют нормы,
регулирующие общественные отношения,
— социальные нормы. Социальные нормы
— это образцы, стандарты деятельности,
правила поведения, выполнение которых
ожидается от члена общества или
социальной группы и поддерживается с
помощью санкций.
Выделяют
многие разновидности социальных норм.
Основные из них — это обычаи, традиции,
правовые и моральные нормы.
Обычаи
— это правила социального поведения,
передающиеся от поколения к поколению,
воспроизводящиеся в определенном
обществе или социальной группе, вошедшие
в привычку, быт и сознание их членов.
Традиции
— это элементы социального и культурного
наследия, сохраняющиеся в определенных
обществах, социальных группах в течение
длительного времени, процесс социального
наследования, его способы.
Правовые
нормы — это установленные государством,
законом общеобязательные правила
поведения. В них, как правило, указываются
условия их выполнения, субъекты
регулируемых отношений, их взаимные
права и обязанности, а также санкции в
случае их нарушения.
Моральные
нормы — это требования определенного
поведения, основанные на принятых в
обществе представлениях о добре и зле,
должном и непозволительном. Они опираются
исключительно на поддержку общества.
Различные
авторы предлагают выделять в качестве
самостоятельных и другие нормы,
регулирующие общественные отношения:
политические, религиозные, эстетические
и др. Социальные нормы могут складываться
стихийно или создаваться сознательно,
закрепляться и выражаться в устной или
письменной форме. Несмотря на большие
различия между собой, социальные нормы
имеют ряд общих черт: они являются
правилами поведения людей в обществе,
носят общий характер, т. е. обращены ко
всем и каждому.