Джефф хау краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса – Краудсорсинг — Википедия

Содержание

Краудсорсинг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У слова «сорсинг» есть и другие значения; см. сорсинг.

Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcing, от crowd — толпа и sourcing — использование ресурсов) — привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий.

Теоретические обоснования

Термин впервые введён писателем Джеффом Хау (англ. Jeff Howe) и редактором журнала Wired Марком Робинсоном (англ. Mark Robinson) в июне 2006 года. В то время как в аутсорсинге работа отсылается за пределы компетенции компании профессиональным исполнителям за определённые деньги, в краудсорсинге оплата работы не практикуется или же она невелика. Всю необходимую работу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые специалисты-любители, тратящие своё свободное время на создание контента, решение проблем или даже на проведение исследований и разработку. Для объяснения концепции привлечения трудовых ресурсов, координируемых через Интернет, приводится сравнение с добровольными вычислениями, в которых через Интернет привлекаются на добровольной основе вычислительные ресурсы широкого круга пользователей


[1] (при этом иногда и сами проекты добровольных вычислений относят к одной из форм краудсорсинга[2]).

Один из отличительных признаков краудсорсинга — разбивка работы на мелкие части (модули)[3].

Краудсорсинг — часть того, что Эрик фон Хиппель называет «инновацией с расчётом на пользователя», при которой компании-производители полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении изделий и усовершенствований, которые бы удовлетворили эти потребности. Но, в отличие от узкоспециализированных сообществ, разрабатывающих открытое программное обеспечение или, например, модернизированные принадлежности для активных видов отдыха, такая работа управляется и принадлежит только одной организации. Перефразируя фон Хиппеля, можно сказать, что это направление создано в расчёте на предполагаемое желание потребителей бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощёнными.

Журнал MIT Sloan Management Review[en] в сентябре 2011 года опубликовал статью о краудсорсинге профессора маркетинга в Университете Кобе (англ.) в Токио Сусуму Огавы и профессора Мюнхенской бизнес-школы Франка Пиллера, в которой исследовано, как компании «уменьшают риск управления товарным производством», используя повсеместные дешевые информационные технологии для привлечения людей со стороны к процессу разработки дизайна. В работе описано несколько лет исследований в двух компаниях, на примере которых показано, как можно максимально эффективно привлекать покупателей к управлению[4].

Преимущества

  • Доступ к талантливым кадрам по всему миру

    [5]
    .
  • Меритократия: значение имеет только конкретный продукт. Национальная принадлежность и профессиональная квалификация не важны. Как показало исследование, проведенное Массачусетским технологическим институтом, более успешными из зарегистрированных участников InnoCentive были те, кто имел меньше практического опыта в соответствующей отрасли[6].
  • Поручение работы одного человека большой группе людей.
  • Получение необходимых материалов, идей и другой информации как результат работы привлечённой аудитории[7].

Примеры

Среди множества разновидностей[8][9] краудсорсинга выделяются проекты для голосования и сбора идей, по обработке научных материалов, конкурсные платформы, микрозадачи, краудсорсинговые агрегаторы, справочные ресурсы, проекты по совместному использованию данных, различные формы совместной работы с контентом и поддержки коллективных инноваций.

Приводимые Хау примеры краудсорсинговых проектов:

  • Википедия — электронная энциклопедия, создаваемая преимущественно силами волонтёров.
  • InnoCentive (англ.)русск. — компания, приглашающая учёных за конкурсное вознаграждение от $10 тыс. до $100 тыс. решать задачи, которые ставят такие компании, как Procter & Gamble, DuPont и BASF[10];
  • Threadless (англ.)русск. — компания по производству футболок из Чикаго, процесс разработки дизайна состоит исключительно из проведения онлайн-конкурса, победители еженедельного конкурса получают $2 тыс. и их работа запускается в производство;
  • Muji — японская компания-производитель бытовых товаров и мебели через свой корпоративный сайт собирает идеи для своих изделий и принимает решение о запуске в производство по результатам конкурса;
  • Peer-to-Patent (англ.)русск. — американский проект, основанный на принципе совместной работы: государственное патентное бюро на постоянной основе работает с открытым интернет-сообществом, в рассмотрении заявок на патенты участвует сеть волонтёров (учёные, технические специалисты, люди, чья квалификация позволяет принимать участие в процессе патентования)

    [11]
    .
  • eBird (англ.)русск. — проект, который использует ресурсы любителей для наблюдения за птицами[12];
  • NASA Clickworkers (англ.)русск. — проект NASA, созданный с целью проанализировать массив снимков марсианской поверхности силами астрономов-любителей[13].

Добровольные вычисления — различные системы распределённых вычислений, в которых компьютеры волонтёров используются, в основном, для расчёта различных научно-исследовательских моделей и анализа данных — также в некоторых работах считаются реализацией модели краудсорсинга[2][8][14].

Примечания

  1. ↑ Джефф Хау, 2012, с. 9.
  2. 1 2 Егерев, Захарова, 2013.
  3. ↑ Джефф Хау, 2012, с. 53.
  4. ↑ Реферат статьи The Age of the Consumer-Innovator, MIT Sloan Management Review, 21.09.2011

     (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 октября 2012. Архивировано 7 мая 2013 года.

  5. ↑ Рот, С. (2009) ‘Каковы перспективы краудсорсинга? Транснациональные стратегии открытых инноваций для предотвращения «утечки умов» из стран СНГ Перевод с английского’, Пипия, Л. К. (сост.) Общественные и гуманитарные науки: тенденции развития и перспективы сотрудничества, М., Ин-т проблем развития науки РАН, 327—345. http://ssrn.com/abstract=1876187 или http://www.issras.ru/publication/books.php?id_b=123
  6. ↑ Джефф Хау, 2012, с. 49.
  7. ↑ Crowdsourcing — Definition and More from the Free Merriam-Webster Dictionary
  8. 1 2 Беленький А., 2011.
  9. Коротких Е.Ю. Краудсорсинг как эффективный метод повышения конкурентоспособности организации.
  10. ↑ Джефф Хау, 2012, с. 45.


  11. ↑ Бет Новек, 2012, с. 12.
  12. ↑ Джефф Хау, 2012, с. 37.
  13. ↑ Джефф Хау, 2012, с. 65.
  14. ↑ Pelz-Sharp, Alan. (24 Jul, 2013). «Crowd Computing Systems brings machine learning to enterprise crowdsourcing». 451 Research

Литература

Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса — Джефф Хау » LoveRead — Бесплатная Онлайн Библиотека

На заре развития народной сети1

Джейк Никелл и Джейкоб Дехарт не собирались демократизировать мир графического дизайна; они просто хотели делать крутые футболки. В 2000 г., бросив колледж, они жили в Чикаго и не могли устроиться на работу. Оба Джейка были заядлыми приверженцами набирающей популярность субкультуры – превращения скромной футболки в поле для разгула фантазии. Поэтому, когда они встретились во время интернет-конкурса на лучший рисунок на футболке, у них уже было много общего. Для начала оба подумывали о том, что было бы неплохо организовать собственный конкурс на лучший рисунок. Только вместо жюри дать возможность самим участникам выбрать победителя. В ноябре того же года на свет появилась компания – продукт молодого идеализма и обильных доз выпитого пива.

Несколько месяцев спустя молодые люди запустили сайт Threadless.com, хотя их бизнес-план не продвинулся дальше записи на бумажной подставке под бокал для коктейля: «Люди предоставляют рисунки для крутой футболки. Пользователи выбирают лучший из них. Победитель получает бесплатные футболки со своим рисунком, все остальные футболки покупают». Вначале «Два Джейка», как их тогда называли, управляли компанией из комнаты Никелла. Но Threadless росла. И росла. И росла все больше. Людям нравилось выбирать лучший рисунок, тем более что они совсем не походили на то, что предлагали им торговые марки Urban Outfitters или Old Navy. Рисунки-победители начали мелькать в популярных телешоу, на исполнителях хип-хопа. В итоге компания практически ежегодно удваивает доход. Сегодня в адрес Threadless каждую неделю поступает примерно тысяча рисунков, а голосующее сообщество Threadless достигло 600 000 человек. Компания выбирает 9 рисунков из сотни лучших по итогам голосования и отправляет их в производство. Футболки хорошо продаются – и это неудивительно, поскольку у сотрудников Threadless развито тонкое понимание потребительского спроса, которое позволяет безошибочно отбирать лучшие эскизы.

Получается, что «демократизация дизайна» приносит неплохую чистую прибыль. В 2006 г. (последний год, за который у меня имеются данные о продажах Threadless) компания получила $17 млн дохода и, судя по всему, ее доходы продолжают быстро расти. В настоящее время Threadless продает в среднем по 90 000 футболок в месяц и, по словам ее креативного директора Джеффри Калмикоффа, имеет «невероятно высокие прибыли». Производство одной футболки обходится Threadless в $5, продажная цена колеблется от $12 до $25. При этом не нужно тратиться на рекламу и маркетинг, поскольку с этими функциями изумительно справляется общество: в попытке убедить друзей проголосовать за свои рисунки художники сами выступают в роли рекламных агентов. К тому же компания предусматривает поощрение в виде покупательского кредита за каждое предоставленное фото в футболке Threadless (по $1,5) или за каждого приведенного друга, который купит футболку (по $3).

Что касается стоимости самих рисунков, то Дехарт и Никелл повысили поощрительную премию победителям до $2000 наличными с выдачей подарочного сертификата на $500, но все равно на это уходит лишь $1 млн в год – незначительная доля валового дохода компании, причем Threadless получает и право интеллектуальной собственности.

Но как бы ни было велико число добровольцев, с удовольствием принимающих участие в конкурсах, главное здесь не деньги. Главный стимул – вызвать к себе уважение или, выражаясь современным языком, речь идет о зарождающейся экономике репутации, когда люди делают ту или иную работу в надежде получить признание от сообщества коллег – будь то художники, ученые или компьютерные хакеры. Идеи к рисункам наиболее раскупаемых футболок Threadless регулярно возникают в кафе, ночных клубах от Лондона до Лос-Анджелеса.

Сами Джейки теперь тоже пользуются определенной известностью. Никелл и Дехарт не только стали героями в среде самодеятельных художников. Они уже прочитали курс лекций будущим магистрам делового администрирования в Школе менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте. Зря, оказывается, будущие руководители тратили уйму времени на анализ основных деловых принципов, ведь все они были нарушены Джейками и их компанией Threadless. Хорошо еще, что они не видели, как Никелл и Дехарт начинали свой бизнес. Джейки достаточно умны, чтобы разглядеть хорошую идею, случайно натолкнувшись на нее. Они создали материнскую компанию Skinny Сorp., в состав которой сегодня входит не только Threadless, но и подразделение, которое придерживается аналогичного подхода к разработке различных товаров, будь то свитера, сумки или постельное белье. «В будущем мы планируем запустить производство предметов домашнего обихода», – говорит Никелл.

Стихийная экономика

В конце 2005 г. Pew Internet & American Life Project в рамках проекта «Интернет и американская жизнь» провел исследование, которое называлось «Юные создатели и потребители контента»2. Оно включало в себя опрос более 1100 американцев в возрасте от 12 до 17 лет и не привлекло к себе должного внимания, хотя его результаты были поистине ошеломляющими. Они показали, что среди юных пользователей Интернета больше создателей контента, чем простых потребителей. Тогда было принято считать, что телевидение создало поколение потребителей, отличающееся поистине беспрецедентной пассивностью. Но цифры говорили об обратном. В своей книге «Третья волна» Тоффлер предсказывал, что со временем люди станут осуществлять гораздо больший контроль над производством потребляемых ими товаров. Тогда, в 1980 г., это было похоже разве что на плохой научно-фантастический роман. Но с позиции 2005 г. можно смело сказать, что это было потрясающим пророчеством.

Выводы центра Pew подтвердили мои собственные недавние наблюдения. За несколько месяцев до публикации исследования мне довелось проехаться по стране в рамках концертной программы фестиваля Warped Tour, который являл собой пестрое сборище панк-групп и их навязчивых поклонников. В то время я готовил материал о сайте социальной сети MySpace, известном – кому он вообще был тогда известен – как место тусовки представителей «народного маркетинга», в том числе эмо-групп, вульгарных комедиантов и представителей «поколения Next». Часами общаясь с исполнителями и их фанатами, я обратил внимание, что мало кто из них называл себя «музыкантами», «артистами» или чем-то еще в этом роде. Певцы издавали книги стихов, барабанщики были подающими надежды видеорежиссерами, а технический персонал заодно выполнял функции режиссеров звукозаписи. Все, независимо от качества, даже картины одного музыканта, вывешивалось в Интернете. Эти люди подпадали под определение «цифровых аборигенов», придуманное разработчиком компьютерных игр Марком Пренски. Стремительно падающие цены на инструменты для производства средств развлечения – от программного обеспечения до цифровых видеокамер – в сочетании с бесплатными сетями распространения в Интернете создали новую, ни на что не похожую субкультуру: страну внутри страны, которая была вполне способна развлекать себя сама.

редактор Wired Джефф Хау о краудсорсинге — T&P

Почему в сети люди готовы работать бесплатно? Как философия дарения работает в интернете? Могут ли люди решать локальные проблемы самостоятельно, используя возможности сети? В рамках проекта Knowledge Stream состоялось выступление Джеффа Хау — пишущего редактора The Wired, который придумал слово «краудсорсинг» в 2006 году и описал механизмы этого явления в статье The Rise of Crowdsourcing и в книге «Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса». T&P публикуют сокращенную версию лекции.

Джефф хау краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса – Краудсорсинг — Википедия

Джефф Хау

Слово «краудсорсинг» возникло случайно. Это была шутка, я хотел посмеяться над Кремниевой долиной и над тем, как компании изобретают сумасшедшие слова, вместо того чтобы использовать аббревиатуры. Но именно благодаря этому слову я пролетел вокруг земного шара несколько раз — на прошлой неделе я говорил об этом в Голландии, а через две буду в Милане. Если я даже и сыграл какую-то роль в его появлении, определил какие-то концепции, то это можно объяснить тем, что мне просто повезло: я, как говорится, оказался в правильном месте в правильное время, чтобы придумать правильное слово. Ведь были и другие люди, которые наблюдали тот же феномен в 2005–2006-х годах.

Мы живем в то время, когда вынуждены догонять свои технологии — нам потребовалось 15–20 лет, чтобы осознать возможности интернета. Когда появился веб, общество еще жило в индустриальном веке. На тот момент времени все в США говорили о контенте, генерируемом пользователями (UGC). Я ненавидел этот термин, который не имеет никакого отношения к краудсорсингу. Потому что видео с кошечками и собачками на YouTube — это контент, но не полезный, а краудсорсинг имеет отношение к чему-то более глубокому и фундаментальному.

Джефф хау краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса – Краудсорсинг — Википедия

Больше инструментов — меньше времени на освоение новых навыков

Массовый потребитель получил в свои руки те инструменты и технологии, которые были у крупных корпораций. Демократия в интернете — это путь мысли. Сейчас краудсорсинг переживает начальный этап роста, но в конце концов он трансформирует многие индустрии — политику, управление, приведет к более высокому уровню демократизации общества. Краудсорсинг — это первая врожденная система, возникшая в постиндустриальном, информационном обществе. Она переводит производство товаров, сервисов, услуг на новую ступень, в новую эру, где более миллиарда человек общаются и взаимодействуют через интернет.


На протяжении всей истории определение толпы всегда подразумевало физическую близость. Нам нужно было находиться рядом, чтобы называться толпой. А с появлением интернета возникло понятие виртуальной толпы. Люди могут собираться в сообщество на основании общности интересов — это абсолютно новый поворот в развитии человеческой истории.

В 2005 году я работал в журнале Wired и писал статью про MySpace. Тогда социальная сеть MySpace была известна как некий сервис для панк-роковых команд. Фактически эта платформа перевернула музыкальную индустрию: группе не нужен был менеджер, лейбл, не нужна была звукозаписывающая студия — артисты могли без посредников найти место, где переночевать или же где выступить. Многие менеджеры теряли работу, а подростки сами проводили собственные концерты. Целое лето я тусовался с этими панками.

Я отметил, что эти музыканты владели технологиями так же, как я — карандашом. Если бы я хотел научиться создавать крутые видео, я бы решил, что нужно получить степень в кинематографии, чтобы снимать фильмы. Но у этих ребят все было по-другому — одна команда производила видео для другой команды, певец публиковал свои собственные стихи, а барабанщик занимался веб-дизайном. Тогда я осознал, что все эти навыки, которые мы считаем узкопрофессиональными, таковыми уже не являются. Это произошло со многими другими видами искусства: от создания видеороликов до веб-дизайна. Технологии обеспечили нас и программными, и аппаратными средствами, а также навыками как таковыми. Это явилось основанием краудсорсинга.

Джефф хау краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса – Краудсорсинг — Википедия


Коллективный разум и сотрудничество

Но я все же хотел проверить, существовал ли краудсорсинг на самом деле. Для этого я изучил разные проекты, выяснил, что происходило на тот момент в стоковой фотографии. Есть несколько пар очень важных понятий для краудсорсинга: первое — открытое размещение, второе — неопределенный состав группы. Это означает, что человек, который обладает для выполнения той или иной задачи наилучшей квалификацией, не всегда является наилучшим кандидатом. Теперь проекты, на выполнение которых ранее требовались многочисленные штатные сотрудники, размещаются заказчиком на открытых интернет-площадках — выполнять их будет неопределенная группа людей при помощи интернета.

Краудсорсинг можно представить как «Википедию», в которой есть все. Лучшей иллюстрацией этой трансформации является фотография. За последние несколько лет в фотоиндустрии произошел переворот благодаря четырем факторам: появление цифрового фотоаппарата, дешевой и доступной цифровой зеркалки, развитие фоторедакторов с простым интенсивным интерфейсом и, конечно же, интернет. Уровень качества любительских фотографий приблизился к качеству профессиональных снимков. Это создало условия для того, чтобы стоимость фотографии составляла не $300, а всего доллар. Поэтому существенно возрос спрос на подобную продукцию, теперь практически любой желающий может использовать визуальный контент.

Краудсорсинг не уничтожает бизнес, он его трансформирует, заставляет компании рассматривать пользователей как своих потенциальных партнеров. Это интересный и захватывающий процесс — отныне мы не только покупаем товары, но также осмысленно участвуем в процессе их создания. Самым важным является развитие интернет-сообществ, они являются основным строительным материалом краудсорсинга. Социальные сети стали тем, чем в свое время были корпорации на заре индустриальной революции. Они демонстрируют способность людей к единомыслию и самоорганизации для создания эффективных, высокопродуктивных команд. То, для чего ранее требовались армия менеджеров и корпоративная иерархия, сегодня может выполняться в контексте онлайн-сообщества.

Часто краудсорсинг рассматривается как некий путь сэкономить деньги компании. Однако толпа не всегда может самоорганизовываться: в большинстве случаев необходимы очень хорошие менеджеры со стороны компании, как той же «Википедии» или SeeClickFix — проекте, где муниципальные власти рассматривают жалобы и рекомендации — там работает большое количество специалистов, которые управляют коммуникациями. Основное правило: не нужно просить людей участвовать в чем-то, делать что-то для вашего проекта, нужно дать им идею и направление. Этот алгоритм близок к идее подарков: делитесь и воздастся вам.

Джефф хау краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса – Краудсорсинг — Википедия

Новые возможности для дилетанта

Краудсорсинг — это ренессанс дилетантов. Это самораспространяющееся сообщество, оно не требует никаких маркетинговых и рекламных затрат. Мы видим все больше и больше людей, окончивших колледжи, и мы видим растущее количество свободного времени у профессионалов. А это значит более высокие уровни достатка, больше людей среднего класса, чем сто лет назад. Это люди, которые не просто могут что-то сделать (снимать фотографии или научиться орнитологии и изучать птичек или наномикробиологии и исследовать протеин) — это происходит из-за внутреннего желания расти.

В Америке наблюдение за птицами является очень популярным движением. Еще до появления интернета профессиональные орнитологи, у которых были докторские диссертации по исследованию птиц, осознали, что могут получить ценные данные от любителей. Как только возник интернет, они начали создавать некие партнерства по исследованиям между любителями и профессионалами в сети. Проект eBird — это краудсорсинг в чистом виде, в течение первого года было собрано 150 тысяч единиц данных от любителей. Вдохновившись результатом, из eBird сделали социальную сеть, полную интересных функций — одни начинающие орнитологи могли общаться с другими, отправлять сообщения, использовать eBird для того, чтобы вести все свои записи. Эти люди очень много путешествуют, и для них были созданы потрясающие программные средства. В мае следующего года было собрано полтора миллиона единиц информации.

Протеаза (структурная форма белка) ретровируса обезьян, который играет очень важную роль в развитии СПИДа в человеческом теле, была раскодирована в октябре прошлого года. Открытие этой конкретной структуры была камнем преткновения на пути изобретения лекарства от СПИДа на протяжении последних 15 лет, лучшие наномикробиологи в мире пытались разобраться в этой структуре. В опубликованной в известном журнале World Natural статье кроме престижных исследователей, была упомянута группа Void Crushers Group — одно из сообществ проекта Foldit, участники которого при помощи специально разработанный игры помогают науке. Они работали вместе и смогли решить эту задачу за 15 дней. Ученые не могли этого достичь в течение 15 лет.

Как это произошло? Есть определенные навыки, которые присущи наномикробиологам, но для определения различных химических структур могут потребоваться другие способности: например, умение распознавать образы. Его не получают в университетах, но, например, люди, которые играют в видеоигры, очень хорошо решают структурные проблемы. Когда этот феномен был обнаружен, создали видеоигру, целью которой было найти код протеаза. Получается, что для того, чтобы достичь научного открытия, требуются навыки, которых мы даже не понимаем сами. И это подвело исследователей к сути краудсорсинга и его ценности. Мы можем не понимать путей решения какой-то проблемы, но если разместить эту задачу в сети и дать к ней доступ людям, сотням тысяч людей, они сами смогут открыть наилучший способ решения этой задачи.

Джефф хау краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса – Краудсорсинг — Википедия

Новые возможности для альтруиста

Многие формы краудсорсинга основаны на том, что люди не только готовы работать бесплатно, но им нравится это делать. Группы добровольцев демократизировали производство: например, браузер Mozilla Firefox и операционная система Linux написаны хорошими программистами, которые работали бесплатно. Многие программы на протяжении последних 20 лет разрабатывались именно такими образом. Есть примеры сообществ, которые дали пользователям возможность высказывать свое мнение и получили не только понимание того, что будет продаваться, но и покупателей. Сообщество Threadless было создано людьми, увлекавшимися дизайном. Это стало потрясающим бизнесом, доходы с момента создания растут в геометрической прогрессии. Фактически сообществу не нужны дизайнеры, хотя основная часть их бизнеса — это дизайн. Толпа предоставляет им основную услугу, которую они затем продают своим клиентам.

Кто такой краудсорсер? Это человек в онлайне — то есть полземли уже можно исключить из этого списка. Это некто, кто умеет читать, писать — отбрасываем еще 15–20%. Это человек с какими-то навыками в определенной профессиональной области. То есть очень часто этот человек как минимум обладает среднетехническим или — иногда — высшим образованием. Также у этого человека есть немного свободного времени. Те, о ком мы говорим, это самая богатая треть на нашей планете.

Краудсорсинг является силой, которая работает в обеденный перерыв. Люди не тратили 8, 10 или 12 часов, решая задачу со структурой протеаза — это была десятиминутная игра во время перерывов на кофе. Это люди, у которых уже есть работа, студенты, офисные работники, пенсионеры. Люди, у которых было немного свободного времени. Одни из нас.

Джефф Хау — Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса читать онлайн бесплатно

Джефф Хау

Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса

Прочитав эту книгу, вы:

узнаете, почему толпа любителей может решить проблему, с которой не справляются опытные профессионалы;

ознакомитесь с примерами применения краудсорсинга в различных областях – от создания новой формулы зубной пасты до разработки ПО;

научитесь создавать среду, благоприятную для краудсорсинга.

Корректор Е. Аксёнова

Компьютерная верстка М. Поташкин

Арт-директор С. Тимонов

Дизайн обложки DesignDepot

© Jeff Howe, 2008, 2009

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2012

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Посвящается Алисии

и нашей маленькой «толпе»

На заре развития народной сети1

Джейк Никелл и Джейкоб Дехарт не собирались демократизировать мир графического дизайна; они просто хотели делать крутые футболки. В 2000 г., бросив колледж, они жили в Чикаго и не могли устроиться на работу. Оба Джейка были заядлыми приверженцами набирающей популярность субкультуры – превращения скромной футболки в поле для разгула фантазии. Поэтому, когда они встретились во время интернет-конкурса на лучший рисунок на футболке, у них уже было много общего. Для начала оба подумывали о том, что было бы неплохо организовать собственный конкурс на лучший рисунок. Только вместо жюри дать возможность самим участникам выбрать победителя. В ноябре того же года на свет появилась компания – продукт молодого идеализма и обильных доз выпитого пива.

Несколько месяцев спустя молодые люди запустили сайт Threadless.com, хотя их бизнес-план не продвинулся дальше записи на бумажной подставке под бокал для коктейля: «Люди предоставляют рисунки для крутой футболки. Пользователи выбирают лучший из них. Победитель получает бесплатные футболки со своим рисунком, все остальные футболки покупают». Вначале «Два Джейка», как их тогда называли, управляли компанией из комнаты Никелла. Но Threadless росла. И росла. И росла все больше. Людям нравилось выбирать лучший рисунок, тем более что они совсем не походили на то, что предлагали им торговые марки Urban Outfitters или Old Navy. Рисунки-победители начали мелькать в популярных телешоу, на исполнителях хип-хопа. В итоге компания практически ежегодно удваивает доход. Сегодня в адрес Threadless каждую неделю поступает примерно тысяча рисунков, а голосующее сообщество Threadless достигло 600 000 человек. Компания выбирает 9 рисунков из сотни лучших по итогам голосования и отправляет их в производство. Футболки хорошо продаются – и это неудивительно, поскольку у сотрудников Threadless развито тонкое понимание потребительского спроса, которое позволяет безошибочно отбирать лучшие эскизы.

Получается, что «демократизация дизайна» приносит неплохую чистую прибыль. В 2006 г. (последний год, за который у меня имеются данные о продажах Threadless) компания получила $17 млн дохода и, судя по всему, ее доходы продолжают быстро расти. В настоящее время Threadless продает в среднем по 90 000 футболок в месяц и, по словам ее креативного директора Джеффри Калмикоффа, имеет «невероятно высокие прибыли». Производство одной футболки обходится Threadless в $5, продажная цена колеблется от $12 до $25. При этом не нужно тратиться на рекламу и маркетинг, поскольку с этими функциями изумительно справляется общество: в попытке убедить друзей проголосовать за свои рисунки художники сами выступают в роли рекламных агентов. К тому же компания предусматривает поощрение в виде покупательского кредита за каждое предоставленное фото в футболке Threadless (по $1,5) или за каждого приведенного друга, который купит футболку (по $3).

Что касается стоимости самих рисунков, то Дехарт и Никелл повысили поощрительную премию победителям до $2000 наличными с выдачей подарочного сертификата на $500, но все равно на это уходит лишь $1 млн в год – незначительная доля валового дохода компании, причем Threadless получает и право интеллектуальной собственности.

Но как бы ни было велико число добровольцев, с удовольствием принимающих участие в конкурсах, главное здесь не деньги. Главный стимул – вызвать к себе уважение или, выражаясь современным языком, речь идет о зарождающейся экономике репутации, когда люди делают ту или иную работу в надежде получить признание от сообщества коллег – будь то художники, ученые или компьютерные хакеры. Идеи к рисункам наиболее раскупаемых футболок Threadless регулярно возникают в кафе, ночных клубах от Лондона до Лос-Анджелеса.

Сами Джейки теперь тоже пользуются определенной известностью. Никелл и Дехарт не только стали героями в среде самодеятельных художников. Они уже прочитали курс лекций будущим магистрам делового администрирования в Школе менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте. Зря, оказывается, будущие руководители тратили уйму времени на анализ основных деловых принципов, ведь все они были нарушены Джейками и их компанией Threadless. Хорошо еще, что они не видели, как Никелл и Дехарт начинали свой бизнес. Джейки достаточно умны, чтобы разглядеть хорошую идею, случайно натолкнувшись на нее. Они создали материнскую компанию Skinny Сorp., в состав которой сегодня входит не только Threadless, но и подразделение, которое придерживается аналогичного подхода к разработке различных товаров, будь то свитера, сумки или постельное белье. «В будущем мы планируем запустить производство предметов домашнего обихода», – говорит Никелл.

Стихийная экономика

В конце 2005 г. Pew Internet & American Life Project в рамках проекта «Интернет и американская жизнь» провел исследование, которое называлось «Юные создатели и потребители контента»2. Оно включало в себя опрос более 1100 американцев в возрасте от 12 до 17 лет и не привлекло к себе должного внимания, хотя его результаты были поистине ошеломляющими. Они показали, что среди юных пользователей Интернета больше создателей контента, чем простых потребителей. Тогда было принято считать, что телевидение создало поколение потребителей, отличающееся поистине беспрецедентной пассивностью. Но цифры говорили об обратном. В своей книге «Третья волна» Тоффлер предсказывал, что со временем люди станут осуществлять гораздо больший контроль над производством потребляемых ими товаров. Тогда, в 1980 г., это было похоже разве что на плохой научно-фантастический роман. Но с позиции 2005 г. можно смело сказать, что это было потрясающим пророчеством.

Читать онлайн «Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса» автора Хау Джефф — RuLit

Джефф Хау

Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса

Прочитав эту книгу, вы:

узнаете, почему толпа любителей может решить проблему, с которой не справляются опытные профессионалы;

ознакомитесь с примерами применения краудсорсинга в различных областях – от создания новой формулы зубной пасты до разработки ПО;

научитесь создавать среду, благоприятную для краудсорсинга.

Корректор Е. Аксёнова

Компьютерная верстка М. Поташкин

Арт-директор С. Тимонов

Дизайн обложки DesignDepot

© Jeff Howe, 2008, 2009

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2012

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Посвящается Алисии

и нашей маленькой «толпе»

На заре развития народной сети1

Джейк Никелл и Джейкоб Дехарт не собирались демократизировать мир графического дизайна; они просто хотели делать крутые футболки. В 2000 г., бросив колледж, они жили в Чикаго и не могли устроиться на работу. Оба Джейка были заядлыми приверженцами набирающей популярность субкультуры – превращения скромной футболки в поле для разгула фантазии. Поэтому, когда они встретились во время интернет-конкурса на лучший рисунок на футболке, у них уже было много общего. Для начала оба подумывали о том, что было бы неплохо организовать собственный конкурс на лучший рисунок. Только вместо жюри дать возможность самим участникам выбрать победителя. В ноябре того же года на свет появилась компания – продукт молодого идеализма и обильных доз выпитого пива.

Несколько месяцев спустя молодые люди запустили сайт Threadless.com, хотя их бизнес-план не продвинулся дальше записи на бумажной подставке под бокал для коктейля: «Люди предоставляют рисунки для крутой футболки. Пользователи выбирают лучший из них. Победитель получает бесплатные футболки со своим рисунком, все остальные футболки покупают». Вначале «Два Джейка», как их тогда называли, управляли компанией из комнаты Никелла. Но Threadless росла. И росла. И росла все больше. Людям нравилось выбирать лучший рисунок, тем более что они совсем не походили на то, что предлагали им торговые марки Urban Outfitters или Old Navy. Рисунки-победители начали мелькать в популярных телешоу, на исполнителях хип-хопа. В итоге компания практически ежегодно удваивает доход. Сегодня в адрес Threadless каждую неделю поступает примерно тысяча рисунков, а голосующее сообщество Threadless достигло 600 000 человек. Компания выбирает 9 рисунков из сотни лучших по итогам голосования и отправляет их в производство. Футболки хорошо продаются – и это неудивительно, поскольку у сотрудников Threadless развито тонкое понимание потребительского спроса, которое позволяет безошибочно отбирать лучшие эскизы.

Получается, что «демократизация дизайна» приносит неплохую чистую прибыль. В 2006 г. (последний год, за который у меня имеются данные о продажах Threadless) компания получила $17 млн дохода и, судя по всему, ее доходы продолжают быстро расти. В настоящее время Threadless продает в среднем по 90 000 футболок в месяц и, по словам ее креативного директора Джеффри Калмикоффа, имеет «невероятно высокие прибыли». Производство одной футболки обходится Threadless в $5, продажная цена колеблется от $12 до $25. При этом не нужно тратиться на рекламу и маркетинг, поскольку с этими функциями изумительно справляется общество: в попытке убедить друзей проголосовать за свои рисунки художники сами выступают в роли рекламных агентов. К тому же компания предусматривает поощрение в виде покупательского кредита за каждое предоставленное фото в футболке Threadless (по $1,5) или за каждого приведенного друга, который купит футболку (по $3).

Что касается стоимости самих рисунков, то Дехарт и Никелл повысили поощрительную премию победителям до $2000 наличными с выдачей подарочного сертификата на $500, но все равно на это уходит лишь $1 млн в год – незначительная доля валового дохода компании, причем Threadless получает и право интеллектуальной собственности.

Но как бы ни было велико число добровольцев, с удовольствием принимающих участие в конкурсах, главное здесь не деньги. Главный стимул – вызвать к себе уважение или, выражаясь современным языком, речь идет о зарождающейся экономике репутации, когда люди делают ту или иную работу в надежде получить признание от сообщества коллег – будь то художники, ученые или компьютерные хакеры. Идеи к рисункам наиболее раскупаемых футболок Threadless регулярно возникают в кафе, ночных клубах от Лондона до Лос-Анджелеса.

Коллективный разум как инструмент развития бизнеса» онлайн полностью — Джефф Хау — MyBook.


Джефф Хау
Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса

Прочитав эту книгу, вы:

узнаете, почему толпа любителей может решить проблему, с которой не справляются опытные профессионалы;

ознакомитесь с примерами применения краудсорсинга в различных областях – от создания новой формулы зубной пасты до разработки ПО;

научитесь создавать среду, благоприятную для краудсорсинга.

 

Корректор Е. Аксёнова

Компьютерная верстка М. Поташкин

Арт-директор С. Тимонов

Дизайн обложки DesignDepot

© Jeff Howe, 2008, 2009

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2012

 

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Посвящается Алисии

и нашей маленькой «толпе»

 

Введение

На заре развития народной сети1

Джейк Никелл и Джейкоб Дехарт не собирались демократизировать мир графического дизайна; они просто хотели делать крутые футболки. В 2000 г., бросив колледж, они жили в Чикаго и не могли устроиться на работу. Оба Джейка были заядлыми приверженцами набирающей популярность субкультуры – превращения скромной футболки в поле для разгула фантазии. Поэтому, когда они встретились во время интернет-конкурса на лучший рисунок на футболке, у них уже было много общего. Для начала оба подумывали о том, что было бы неплохо организовать собственный конкурс на лучший рисунок. Только вместо жюри дать возможность самим участникам выбрать победителя. В ноябре того же года на свет появилась компания – продукт молодого идеализма и обильных доз выпитого пива.

Несколько месяцев спустя молодые люди запустили сайт Threadless.com, хотя их бизнес-план не продвинулся дальше записи на бумажной подставке под бокал для коктейля: «Люди предоставляют рисунки для крутой футболки. Пользователи выбирают лучший из них. Победитель получает бесплатные футболки со своим рисунком, все остальные футболки покупают». Вначале «Два Джейка», как их тогда называли, управляли компанией из комнаты Никелла. Но Threadless росла. И росла. И росла все больше. Людям нравилось выбирать лучший рисунок, тем более что они совсем не походили на то, что предлагали им торговые марки Urban Outfitters или Old Navy. Рисунки-победители начали мелькать в популярных телешоу, на исполнителях хип-хопа. В итоге компания практически ежегодно удваивает доход. Сегодня в адрес Threadless каждую неделю поступает примерно тысяча рисунков, а голосующее сообщество Threadless достигло 600 000 человек. Компания выбирает 9 рисунков из сотни лучших по итогам голосования и отправляет их в производство. Футболки хорошо продаются – и это неудивительно, поскольку у сотрудников Threadless развито тонкое понимание потребительского спроса, которое позволяет безошибочно отбирать лучшие эскизы.

Получается, что «демократизация дизайна» приносит неплохую чистую прибыль. В 2006 г. (последний год, за который у меня имеются данные о продажах Threadless) компания получила $17 млн дохода и, судя по всему, ее доходы продолжают быстро расти. В настоящее время Threadless продает в среднем по 90 000 футболок в месяц и, по словам ее креативного директора Джеффри Калмикоффа, имеет «невероятно высокие прибыли». Производство одной футболки обходится Threadless в $5, продажная цена колеблется от $12 до $25. При этом не нужно тратиться на рекламу и маркетинг, поскольку с этими функциями изумительно справляется общество: в попытке убедить друзей проголосовать за свои рисунки художники сами выступают в роли рекламных агентов. К тому же компания предусматривает поощрение в виде покупательского кредита за каждое предоставленное фото в футболке Threadless (по $1,5) или за каждого приведенного друга, который купит футболку (по $3).

Что касается стоимости самих рисунков, то Дехарт и Никелл повысили поощрительную премию победителям до $2000 наличными с выдачей подарочного сертификата на $500, но все равно на это уходит лишь $1 млн в год – незначительная доля валового дохода компании, причем Threadless получает и право интеллектуальной собственности.

Но как бы ни было велико число добровольцев, с удовольствием принимающих участие в конкурсах, главное здесь не деньги. Главный стимул – вызвать к себе уважение или, выражаясь современным языком, речь идет о зарождающейся экономике репутации, когда люди делают ту или иную работу в надежде получить признание от сообщества коллег – будь то художники, ученые или компьютерные хакеры. Идеи к рисункам наиболее раскупаемых футболок Threadless регулярно возникают в кафе, ночных клубах от Лондона до Лос-Анджелеса.

Сами Джейки теперь тоже пользуются определенной известностью. Никелл и Дехарт не только стали героями в среде самодеятельных художников. Они уже прочитали курс лекций будущим магистрам делового администрирования в Школе менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте. Зря, оказывается, будущие руководители тратили уйму времени на анализ основных деловых принципов, ведь все они были нарушены Джейками и их компанией Threadless. Хорошо еще, что они не видели, как Никелл и Дехарт начинали свой бизнес. Джейки достаточно умны, чтобы разглядеть хорошую идею, случайно натолкнувшись на нее. Они создали материнскую компанию Skinny Сorp., в состав которой сегодня входит не только Threadless, но и подразделение, которое придерживается аналогичного подхода к разработке различных товаров, будь то свитера, сумки или постельное белье. «В будущем мы планируем запустить производство предметов домашнего обихода», – говорит Никелл.

Стихийная экономика

В конце 2005 г. Pew Internet & American Life Project в рамках проекта «Интернет и американская жизнь» провел исследование, которое называлось «Юные создатели и потребители контента»2. Оно включало в себя опрос более 1100 американцев в возрасте от 12 до 17 лет и не привлекло к себе должного внимания, хотя его результаты были поистине ошеломляющими. Они показали, что среди юных пользователей Интернета больше создателей контента, чем простых потребителей. Тогда было принято считать, что телевидение создало поколение потребителей, отличающееся поистине беспрецедентной пассивностью. Но цифры говорили об обратном. В своей книге «Третья волна» Тоффлер предсказывал, что со временем люди станут осуществлять гораздо больший контроль над производством потребляемых ими товаров. Тогда, в 1980 г., это было похоже разве что на плохой научно-фантастический роман. Но с позиции 2005 г. можно смело сказать, что это было потрясающим пророчеством.

Выводы центра Pew подтвердили мои собственные недавние наблюдения. За несколько месяцев до публикации исследования мне довелось проехаться по стране в рамках концертной программы фестиваля Warped Tour, который являл собой пестрое сборище панк-групп и их навязчивых поклонников. В то время я готовил материал о сайте социальной сети MySpace, известном – кому он вообще был тогда известен – как место тусовки представителей «народного маркетинга», в том числе эмо-групп, вульгарных комедиантов и представителей «поколения Next». Часами общаясь с исполнителями и их фанатами, я обратил внимание, что мало кто из них называл себя «музыкантами», «артистами» или чем-то еще в этом роде. Певцы издавали книги стихов, барабанщики были подающими надежды видеорежиссерами, а технический персонал заодно выполнял функции режиссеров звукозаписи. Все, независимо от качества, даже картины одного музыканта, вывешивалось в Интернете. Эти люди подпадали под определение «цифровых аборигенов», придуманное разработчиком компьютерных игр Марком Пренски. Стремительно падающие цены на инструменты для производства средств развлечения – от программного обеспечения до цифровых видеокамер – в сочетании с бесплатными сетями распространения в Интернете создали новую, ни на что не похожую субкультуру: страну внутри страны, которая была вполне способна развлекать себя сама.

Потом я узнал о рекламной кампании обувного бренда Converse под названием Converse Gallery. Рекламное агентство обратилось ко всем, кто умел обращаться с видеокамерой, с предложением сделать 24-секундный ролик. Эти короткометражные фильмы должны были каким-то образом внушить увлечение маркой спортивной обуви Chuck Taylors, но не более того. Доморощенным операторам даже не требовалось показывать саму обувь. Лучшие ролики были весьма хороши – поразительные, полные изобретательности и вместе с тем несколько любительские. Все это придавало им ощущение достоверности; впрочем, они и были достоверными. За три недели компания получила 750 предложений, затем число возросло до нескольких тысяч, пока в начале 2007 г. Converse не прекратила рекламную кампанию. И сама компания, и индустрия рекламы посчитали этот прецедент бешеным успехом, ярким примером того, что сейчас называют пользовательским контентом.

Это была новейшая медийная технология: контент, создаваемый любителями. Небольшое изучение вопроса показало, что любители вносят беспрецедентный вклад и в развитие наук. Стало ясно, что считать работу ребенка, создающего собственную рекламу бренда Converse, качественно отличающейся от работы химика-любителя, пытающегося на досуге изобрести новое органическое удобрение, неправильно. В обоих случаях прослеживается одна и та же динамика: низкая стоимость производства, избыток невостребованного таланта и творческого потенциала, а также развитие виртуальных сообществ энтузиастов-единомышленников. Дело явно шло к революции, способной оказать огромное влияние и на химию, и на рекламу, и на великое множество других областей. В июне 2006 г. я опубликовал в журнале Wired рассказ, где дал название этой революции: «краудсорсинг»3. Пожалуй, я недооценил скорость, с которой краудсорсинг будет формировать нашу культуру и экономику, а также весь масштаб последствий этого явления. Как оказалось, не только «цифровые аборигены», но также и «цифровые иммигранты» (которых можно было бы определить как людей, по-прежнему узнающих новости из газет) тоже вскоре начнут писать рецензии на книги, продавать собственные фотографии, создавать новые способы применения карт Google и, да-да, даже предлагать рисунки на футболки.

Продолжая наблюдать за развивающейся тенденцией, я многое узнал о том, что приводит ее в движение. Если рассуждать с позиции движущих сил, то компания Threadless занимается не продажей футболок. Она продает сообщество. «Прочитав, что есть сайт, куда можно присылать эскизы и получать на них отзывы, я сразу же подумал, что это круто, – говорит Росс Зейц, 27-летний художник Threadless, которого компания приняла в штат, чтобы он помогал руководить сообществом. Это произошло после того, как его рисунки побили все рекорды, восемь раз завоевав первое место. – Теперь я беседую с другими художниками и вижу, что у них те же мотивы, что были у меня. Это затягивает, особенно если вы учитесь в школе дизайна или выступаете с концертом на корпоративных мероприятиях, где все должно укладываться в строгие рамки». В конкурсах Threadless, напротив, единственное ограничение заключается в том, что рисунок должен поместиться на футболке.

Threadless, как отмечают основатели компании, стала успешной коммерческой фирмой благодаря случаю. Никто из создателей Threadless и не намеревался «максимально увеличивать прибыли» или «оптимально использовать преимущества, созданные Интернетом». Они просто хотели сделать крутой веб-сайт, где бы люди, разделяющие их пристрастия, чувствовали себя в своей стихии. Успешно достигнув этой скромной цели, они в конечном итоге придумали совершенно новый способ ведения бизнеса.

Примерно в то время, когда оба Джейка делали первые неуверенные шаги в бизнесе, Брюс Ливингстон столь же неуверенно начинал свое дело. Веб-дизайнер, предприниматель и бывший панк-рок-музыкант, Ливингстон в 2000 г. создал сайт, на котором он и его знакомые дизайнеры могли обмениваться своими фотографиями. Так им удавалось избежать платы за пользование услугами фотобанков (а она в то время, как правило, составляла несколько сотен долларов за штуку) и одновременно совершенствовать свое умение. Постепенно вокруг нового сайта сплотилось сообщество, состоявшее в основном из фотографов-любителей, которое Ливингстон назвал iStockphoto. Вскоре он начал брать за каждое изображение символическую плату – 25 центов. Часть денег шла ему, часть – фотографу. Поскольку выручка не была для них средством существования, к ней относились как к легкому заработку. Бизнес шел хорошо, а потом пошел еще лучше. Компания iStockphoto сбивала цены крупных фотобанков, продавая фото на 99 % дешевле, и одновременно пестовала собственное динамичное сообщество. В итоге Ливингстон радикально изменил замкнутый мир фотобизнеса. Сток-изображение, которое представляет собой не что иное, как готовую фотографию с лицензией на многократное использование, – это маленькая невинная ложь полиграфического производства. Помните изображение матери, с блаженной улыбкой кормящей младенца, в женском журнале? Это сток-фото. А холеных руководителей, представителей разных рас на обложке проспекта финансовой и брокерской компании Merrill Lynch? Если покопаетесь в памяти, в них вы, возможно, узнаете и страховых агентов, скажем, из брошюры Allstate.

Признавая, что iStock выросла исключительно за счет своего бизнеса, компания Getty Images в 2006 г. купила компанию Ливингстона за $50 млн. Это был мудрый шаг: iStockphoto продала 18 млн фотографий, иллюстраций и видеоматериалов, заработав для Getty $72 млн. По оценкам инвестиционного банка Goldman Sachs, к 2012 г. доходы iStock увеличатся до $262 млн. Между тем компания Getty ожидает, что в этот же период спрос на продукцию ее традиционного фотобанка, предлагающего фотографии высшего класса, ожидает резкий спад.

Threadless и iStockphoto – это совсем не уникальные явления. Они знаменуют собой первую волну революции в деловом и культурном мире, которая изменит наше представление об Интернете, торговле и, что самое важное, о нас самих. В последние годы во всем мире наблюдается просто беспрецедентное социальное поведение: люди объединяются (причем за малую плату или вообще бесплатно) для выполнения задач, которые прежде считались уделом лишь компетентных сотрудников. Это явление начинает пронизывать самые разные отрасли, от фотосъемки до журналистики и науки.

Начало краудсорсингу было положено движением за открытые исходные коды в программном обеспечении (ОПО). Разработка операционной системы Linux доказала, что сообщество коллег-единомышленников способно создать лучший продукт, чем гигантская корпорация типа Microsoft. Открытые исходники раскрыли фундаментальную истину о человечестве, которая оставалась в основном незамеченной до тех пор, пока Интернет не высветил ее со всей очевидностью: зачастую правильно организованный общественный труд оказывается более результативным, чем труд корпоративный. Для любой работы лучше всего подходит тот человек, который больше всего хочет ее выполнить, а оценить работу лучше всего могут друзья и коллеги, которые, помимо всего прочего, еще и с энтузиазмом подключатся к делу и усовершенствуют конечный продукт – исключительно из удовольствия оказать помощь друг другу и создать нечто красивое на всеобщее благо.

И это уже не из области теории. Достижения добровольцев не только не уступают лучшим достижениям некоторых крупнейших корпораций в мире, но зачастую превосходят их. Именно этим объясняется тот факт, что компания IBM вложила $1 млрд в разработку ПО с открытыми кодами4. Аналитики компании IBM знают, что открытые коды дают положительные результаты. Само-организованные группы добровольцев создали значительную долю инфраструктуры информационной экономики – от операционной системы Linux до веб-сервера Apache и веб-браузера Firefox. Теперь эта модель производства стремительно распространяется в новые области.

Это распространение – дело рук не только студентов школ дизайна, фотографов-фанатов или увлекающихся программистов. Краудсорсинг оказал огромное влияние даже на то, как стали вести свой бизнес компании, входящие в сотню лучших по рейтингу журнала Fortune, например та же Procter & Gamble. До недавнего времени корпоративная культура P&G отличалась откровенной замкнутостью: если что-то не рождалось внутри компании, то этого попросту для нее не существовало. Все шло прекрасно в течение 163 лет, сколько существует P&G, но к середине 2000 г. рост компании замедлился, а ее способность к инновациям и созданию новых продуктов ослабла. Как следствие, за первое полугодие акции P&G упали в цене на 50 %, а суммарная рыночная стоимость компании снизилась на $75 млрд.

Тогда совет директоров принял решение назначить А. Лафли генеральным директором и поручить ему «выровнять» корабль, который дал сильный крен. Бывший глава одного из международных подразделений P&G, Лафли поставил перед сотрудниками амбициозную задачу: сделать компанию открытой; снести внутренние барьеры между отделами продаж и НИОКР, техническим отделом и отделом маркетинга, разрушить стену, отделяющую P&G от своих поставщиков, розничных торговцев и покупателей. Когда Лафли вступил в должность, только 15 % новых товаров и инновационных решений разрабатывались за пределами компании. Лафли выдвинул инициативу под названием «Соединяй и развивай», нацеленную на удвоение этого показателя к 2007 г.


Что такое краудсорсинг и почему ему нужно учиться? — Академия Яндекса

Одна из самых трудоёмких задач в машинном обучении — это подготовка данных. Датасеты включают в себя тысячи единиц информации. Как правило, для того, чтобы эти данные можно было использовать, их должны предварительно разметить люди. При помощи краудсорсинга эта задача распределяется на множество исполнителей. Один из создателей курса по краудсорсингу в ШАДе Лёша Друца рассказал, как подготавливаются данные для машинного обучения и что поможет получить качественный датасет.

Что такое краудсорсинг

Краудсорсинг — это способ организации процессов, при котором большая задача разбивается на большое количество маленьких, которые передаются исполнителям. В случае с машинным обучением краудсорсинг применяется для разметки данных. Например, для того, чтобы система машинного обучения могла распознавать на фотографиях светофоры, сначала через неё нужно прогнать тысячи примеров, где эту задачу уже решили люди.

Можно провести такую аналогию: когда родителям нужно объяснить ребёнку, что такое щенок, они не говорят, что это небольшое пушистое животное с хвостом, а показывают ему щенков и называют их.

Разметка данных — одна из самых трудозатратных задач в машинном обучении. Краудсорсинг позволяет распределить эту задачу на тысячи исполнителей, каждый из которых подготавливает небольшую часть датасета.

На платформах для краудсорсинга, например, на Яндекс.Толоке исполнители выбирают и выполняют разные типы заданий.

Чаще всего это задания на классификацию, в которых нужно ответить на один или несколько вопросов. Самый простой пример — написать, верно ли, что на видео есть человек. Бывают и более сложные задания: в недавнем проекте МФТИ исполнителей попросили пообщаться с чат-ботом и проверить, похоже ли общение бота с собеседником на диалог двух людей.

Есть задания про попарное сравнение. В них «толокерам» нужно выбрать, какой из двух вариантов лучше. Например, сравнить выдачи Поиска в ответ на один и тот же запрос или отметить понравившийся логотип сервиса.

Иногда пользователям нужно дойти до какого-то места и сделать фотографию, например, вывески на поликлинике или полок в супермаркете. Такие снимки используются для дальнейшей разметки, и следующих исполнителей могут попросить переписать текст с фотографии или отметить на ней определённые предметы. За выполнение заданий «толокеры» получают денежное вознаграждение.

Процесс краудсорсинга

  • декомпозиция задачи
  • составление инструкции
  • создание интерфейса
  • таргетирование задания
  • настройка контроля качества
  • публикация задания
  • получение результатов

Краудсорсинг начинается с декомпозиции — деления задачи по подготовке датасета на небольшие части. Затем аналитики формулируют задание для разметчиков. «Написать хорошую инструкцию — это искусство», — рассказывает Лёша Друца. В Толоке легко запустить задание на разметку, но для того, чтобы обеспечить высокое качество, нужно грамотно сформулировать, что именно нужно сделать, и учесть частные случаи.

Например, чтобы научить ездить беспилотник, нужно натренировать алгоритм выявлять, где находятся автомобили, пешеходы, тротуары, светофоры и так далее. Для этого понадобится собрать датасет со множеством фотографий, на которых выделены эти объекты. В этом случае инструкция может быть сформулирована одним предложением: «На картинке выделите, пожалуйста, все светофоры прямоугольной рамкой».

Если нужно обеспечить высокое качество, лучше добавить в инструкцию примеры правильного и неправильного выделения. А если просить выделить не светофор, а объект, который не все знают (например, дорожный знак, обозначающий опасность), то стоит добавить ссылку на его определение.

Главный подводный камень в разметке — это частные случаи. Например, неочевидно, как выделять светофоры, когда на фотографии их сразу несколько, — одним прямоугольником или по отдельности.

Исключения важно предусмотреть и в интерфейсе. Продолжая предыдущий пример: на фотографии может и не быть светофоров, поэтому нужно добавить для этого случая специальную кнопку. Проработка интерфейса тоже влияет на итоговое качество разметки.

После создания задачи нужно таргетировать её на пользователей. В Толоке очень много инструментов фильтрации, например, по социально-демографическим параметрам: возрасту, полу, образованию, языку и так далее. Ещё можно указать, что исполнитель должен использовать браузер или мобильную версию Толоки. Таргетировать можно и по опыту выполнения заданий на платформе: давать задания определённого типа только тем, кто уже хорошо справлялся с аналогичными задачами.

Важно продолжить контролировать качество после публикации задания. Например, можно незаметно давать пользователям проверочные задания, для которых уже известна правильная разметка. Если разметчик будет в них часто ошибаться, это значит, что он вряд ли способен выполнять задания качественно.

Когда датасет уже собран, его ещё раз перепроверяют. Например, если одно и то же задание давалось нескольким исполнителям, нужно сформировать консенсус. Так, два пользователя могут сказать, что на видео котёнок, а третий — что щенок. Кажется интуитивным принимать решение по принципу большинства, но на самом деле важно учесть качество работы каждого из исполнителей. В последнем примере, если у третьего пользователя высокий рейтинг, то стоит дать задание ещё кому-то, прежде чем делать вывод.

Зачем учиться краудсорсингу

Толока используется в большинстве продуктов и сервисов Яндекса, где есть машинное обучение. Аналитикам, которые в них работают, так или иначе нужно изучать краудсорсинг и пользоваться им. «В описании вакансий все чаще упоминаются навыки работы с Толокой», — рассказывает Лёша Друца.

Толока — это инструмент, но сам процесс его использования требует специальных навыков, например, умения найти баланс между качеством размеченного датасета и затратами на его сбор. Нужно уметь придумывать, как контролировать качество: перепроверкой, перекрытием (когда несколько пользователей выполняют одно задание) или другими способами.

В этом плане краудсорсинг схож с машинным обучением. Есть стандартные библиотеки, благодаря которым при помощи двух-трех строчек кода можно сделать предсказание по данным. Но для того, чтобы получить качественный результат, который можно будет применить в продукте, этого недостаточно. Нужно поработать с данными, понять, какие в них есть закономерности, и подобрать правильный метод машинного обучения. Универсального решения, которое подойдёт в каждом случае, нет.

«Краудсорсингу тоже нужно учиться», — говорит Лёша Друца, один из организаторов занятий по нему в Школе анализа данных. Это первый курс по разметке данных, у него пока нет аналогов в других образовательных программах. В ШАДе студенты разбирают разные этапы краудсорсинга: написание инструкций, создание интерфейсов, контроль качества, выставление цен и так далее.

В Школе задачи разбираются на конкретных примерах из опыта Яндекса. Лекции проводят аналитики из разных сервисов. Они рассказывают, как размечают данные, с какими трудностями сталкиваются и как краудсорсинг помог их продукту.

А на семинарах студенты проводят эксперименты с участием реальных исполнителей и в реальном времени. Учащимся выдаются деньги, которые они могут потратить в Толоке на то, чтобы подготовить свой датасет. А по окончании занятий преподаватели и студенты смотрят, качественный получился результат или нет и можно ли было потратить на краудсорсинг меньше.

Лёша Друца объясняет, что курсом по разметке данных в Яндексе хотели убить двух зайцев. Во-первых, если выпускники попадут в Яндекс, то они уже будут уметь пользоваться Толокой, с которой им придётся столкнуться. Во-вторых, те, кто пойдут в другие компании, смогут принести в них новую методологию, которая сделает бизнес эффективнее.

Использование краудсорсинговых платформ позволяет привлекать много исполнителей только тогда, когда они нужны. К тому же при использовании таких сервисов нет верхней границы для количества разметчиков, и датасет из десятков тысяч фотографий можно разметить за сутки.

Лёша Друца сравнивает краудсорсинг с интернет-маркетингом. Профессия интернет-маркетолога не связана с конкретными инструментами: он должен разбираться в методологии независимо от того, будет маркетолог запускать рекламную кампанию в Директе или в других рекламных сетях. Кажется, что размещение рекламы — это очень просто, однако для того, чтобы рекламная кампания дала высокую конверсию, важно её правильно настроить. То же самое относится и к специалистам по краудсорсингу, их работа только на первый взгляд кажется простой.

«Внешние заказчики Толоки часто просят подготовить им данные под «ключ»», — объясняет Друца. Однако так как универсальных решений для краудсорсинга нет, то под эту задачу нужны отдельные специалисты. В таких IT-компаниях, как Яндекс, OZON, Тинькофф, уже есть специалисты, занимающиеся разметкой данных через краудсорсинг. Есть и стартапы, которые помогают корпорациям с краудсорсингом: Dbrain, BestPlace, Heartex. При этом на рынке почти нет кадров для краудсорсинга: для этого не хватает образовательных программ, где учили бы разметке данных. А новый курс в ШАДе призван помочь с решением этой проблемы.

Обучись краудсорсингу и стань сертифицированным партнером Яндекс.Толоки

alt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *