Эмоциональная сфера личности кратко: Глава 14. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. Психология – Эмоциональная сфера личности Понятие об эмоциях

Глава 14. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. Психология

Глава 14. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

§ 14.1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что значит возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.

Долгие годы ученые противопоставляли эмоции и процессы, связанные с познанием окружающей действительности, считая эмоции явлением, доставшимся нам в наследство от далеких животных предков. На сегодняшний день общепринято, что в структуру эмоций входит не только субъективный компонент, т. е. отражение состояния человека, но и познавательный компонент – отражение объектов и явлений, имеющие определенное значение для потребностей, целей и мотивов человека, переживающего эмоции. Отсюда следует двойная обусловленность эмоций – с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.


Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Из своего опыта мы знаем, насколько богат репертуар человеческих эмоций. Он включает целую палитру различных эмоциональных явлений. Можно сказать, что человек – наиболее эмоциональное из живых существ, он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний.

Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Используя критерий мобилизации ресурсов организма, выделяют стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос» – сила). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом. По потребностям отличают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т. д.), от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями.

По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Отличительными чертами аффекта являются ситуативность, обобщенность, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит мобилизация всего организма, движения носят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю.


Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности – к чувствам.

Эмоции в узком смысле носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Собственно эмоции могут слабо проявляться во внешнем поведении, если человек умело скрывает свои эмоции, то вообще трудно догадаться, что он испытывает.

Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер. Это всегда чувство к чему-то, к кому-то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка.

Настроения – это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояние в течение значительного времени. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени.

Помимо изменений, происходящих в нервной, эндокринной и других системах организма, эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека. В настоящее время основное экспериментальное исследование эмоций состоит в изучении выразительного компонента эмоций: мимики, пантомимики, интонации и т. д.

Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – выразительные движения лица; пантомимике – выразительные движения всего тела и «вокальной мимике» – выражение эмоций в интонации и тембре голоса).

Ряд эмоциональных состояний четко дифференцирован как с точки зрения внешних объективных признаков, так и по качеству субъективных переживаний. Общие характеристики эмоций легли в основу создания ряда шкал эмоциональных состояний.

Однако тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявлений. Можно сказать, что эмоции – наиболее психологические из всех выделяемых процессов.


Нет единого мнения среди ученых, занимающихся проблемой эмоций, относительно вопроса об их роли в осуществлении процессов жизнедеятельности. Еще во времена античной философии высказывались мнения как о нарушающем, дезорганизующем влиянии эмоций на поведение, так и о том, что они представляют собой важнейшее стимулирующее и мобилизующее воздействие.

На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей. Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции, в свою очередь, обусловлены с индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека.

Без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми, поэтому одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций. Выражая свои эмоции, человек проявляет свое отношение к действительности и прежде всего к другим людям. Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком» человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Психологические исследования показали, что большую часть информации в процессе общения человек получает с помощью невербальных средств коммуникации. С помощью вербального (словесного) компонента человек передает небольшой процент информации, основная же нагрузка при передаче смысла лежит на так называемых «внеязыковых» средствах общения.

Долгое время выразительные движения рассматривались лишь как внешнее сопровождение переживания, где само движение выступало как нечто сопроводительное эмоциональным переживаниям.



Один из самых ранних подходов к пониманию роли выразительных движений был предложен У. Джемсом и К. Ланге, сформулировавшими так называемую периферическую теорию эмоций. Они полагали, что эмоции обусловлены лишь периферическими изменениями и, по сути, сводятся к ним. По их мнению, выражение эмоций – это чисто рефлекторная реакция, вызывающая изменения в организме, и лишь последующее их осознание и составляет саму эмоцию. Они свели эмоции исключительно к периферическим реакциям и в связи с этим превратили сознательные процессы центрального характера во вторичный, следующий за эмоцией, но не включенный в нее и ее не определяющий акт.

Однако выразительные движения – это компонент эмоций, внешняя форма их существования или проявления. Выразительное движение и эмоциональное переживание образуют единство, взаимопроникая друг в друга. Поэтому выразительные движения и действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии.

Важный шаг в понимании природы выражения эмоций сделал Ч. Дарвин, применив биологический и социальный подходы к их изучению. Исследования Ч. Дарвина, систематизированные в работе «Выражение эмоций у человека и животных», привели его к убеждению, что многие проявления эмоций в жестах и мимике – результат эволюционного процесса. Он обнаружил, что движения мышц, при помощи которых человек выражает свои эмоции, очень сходны и произошли от аналогичных двигательных актов наших предков – обезьян.

Современные исследователи согласны с Ч. Дарвиным в том, что мимика возникла в эволюционном процессе и выполняет важную адаптивную функцию.

Почти с первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Наличие одинаковых эмоциональных выражений у слепых и зрячих детей подтвердило факт генетической составляющей в эмоциональных проявлениях.

Исследования поведения людей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных культур.


§ 14.2. РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА

Полноценное общение между людьми невозможно без понимания, взаимовлияния, взаимооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей в первую очередь необходимо правильное понимание реакций другого человека, владение средствами, позволяющими различать свойства и состояния партнеров.

Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоции обнаруживаются другими в основном с помощью внешних выражений. Выражение лица занимает центральное положение в экспрессивном поведении. Лицо как канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения, передавая эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно служит регулятором самой процедуры общения партнеров

Если, говоря словами Дарвина, «выражение – это язык эмоций», то движение лицевых мышц можно считать азбукой этого языка. В. М. Бехтерев также отмечал, что в отличие от пантомимических движений и жестов мимика всегда эмоциональна и в первую очередь является отражением чувств говорящего. Многие ученые наблюдали, что сложная игра мимических мышц выражает психическое состояние субъекта красноречивее слов.

Интерес к изучению лица как к источнику информации о человеке возник еще во времена Древней Греции. Это привело к созданию целой науки о лице, названной физиогномикой. На всем протяжении истории физиогномики от Аристотеля до наших дней люди верили в существование прямой зависимости между чертами лица и характером человека. С помощью различных рекомендаций каждый стремился проникнуть в мысли собеседника, основываясь на особенностях строения и выражения лица.

Однако на сегодняшний день зависимость характера человека и его внешности (строение тела, лица) не получила убедительного научного подтверждения. Общепризнанно, что главную роль в экспрессивных выражениях лица играет центральная нервная система человека. Экспериментально подтвердилась связь сокращений мышц лица с появлением определенной мимики. Опыты показали, что искусственно вызванные изменения лица после раздражения мимических мышц с помощью электродов аналогичны естественным реакциям, возникающим при тех или иных эмоциях. Таким образом, мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как ответ на сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы. Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку осознавать и направлять свои мимические реакции, в результате чего мимика человека стала важнейшим инструментом общения.


Важность мимической активности по сравнению с пантомимической в эмоциональной коммуникации увеличивается с фило– и онтогенетическим развитием. В филогенезе эти изменения параллельны эволюции мускулатуры лица. Так, у беспозвоночных и низших позвоночных вообще нет поверхностных мышц лица и репертуар эмоций у них минимален. Дальнейшее развитие лицевой мускулатуры наблюдается у позвоночных, достигая высокого уровня развития у высших приматов.

Многочисленные исследования позволили сделать вывод о том, что нервно-мышечные механизмы лица, необходимые для выполнения основных мимических выражений, образуют последовательность развития от высших приматов к человеку. Действительно, чем выше положение животного в эволюционном ряду, тем больше эмоций оно может проявить. Самой природой лицу отведена особая роль в биокоммуникабельности.

Известно, что мимика и жесты как элементы экспрессивного поведения являются одной из первых систем, усваиваемых в детстве. Появление у ребенка без специального обучения понятных жестов и выражений лица указывает на то, что способы выражения эмоций заложены в человеке генетически.

Ученые установили, что все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели эмбриогенеза, а изменения «выражения лица» имеют место, начиная с 20-й недели эмбрионального развития. Таким образом, оба механизма, с помощью которых лица опознаются как важные категории стимулов и сами выражают те или иные эмоции, уже достаточно сформированы ко времени рождения человека, хотя, конечно, во многом отличаются по возможностям функционирования от лица взрослого человека. Другими словами, выражение эмоций на лице представляет собой важную систему коммуникации, способную функционировать с рождения.

Выразительные проявления частично являются врожденными, частично развиваются социально, путем подражания. Одно из доказательств врожденности некоторых проявлений эмоций состоит в том, что у маленьких детей – слепых и зрячих – мимика одинакова. Например, поднятие бровей при удивлении представляет собой инстинктивный акт и встречается и у слепорожденных. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, в то время как у слепорожденных она не только не совершенствуется, а сглаживается, что свидетельствует о ее социальной регуляции. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но зависят от обучения и воспитания.

Развитие и совершенствование мимики идет вместе с развитием психики начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторявшиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица.

Приобретая с раннего детства определенный опыт общения с людьми, каждый человек может с той или иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и прежде всего по выражению лица.

Известно, что человек может контролировать свои выразительные движения, поэтому проявления эмоций используются людьми в процессе общения, выступая в качестве невербальных коммуникативных средств. Существуют большие различия между людьми в возможности владения эмоциональными проявлениями (от полного невладения (при психических нарушениях) до совершенства у талантливых актеров).

В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в области распознавания эмоций показали, что на возможность человека понимать других влияют целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре.

Целый ряд профессий предъявляют к человеку требования умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успеха во многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Особенно важно это качество для людей, в профессиях которых общение занимает важнейшее место (например, врачей, особенно психотерапевтов, руководителей, учителей, тренеров, следователей, дипломатов, социальных работников, менеджеров и т. д.). Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству (актерам, художникам, писателям). Понимание и умение воспроизводить – важнейший этап обучения актеров искусству интонаций, мимики, жестов, о необходимости которого говорил К. С. Станиславский.

Современная практика психологической подготовки людей к различным видам деятельности, их социальное обучение, например с помощью всевозможных тренинговых программ, позволяет развить навыки компетентности в общении, важнейшей составляющей которой является восприятие и понимание людьми друг друга.

§ 14.3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Взаимосвязь эмоций с процессами познания давно интересовала психологов, этому вопросу посвящено множество экспериментов, но эта тема до сих пор остается предметом больших дискуссий. Точки зрения варьируются от полного сведения эмоций к процессам познания (С. Л. Рубинштейн) до признания вторичности эмоций по отношению к познанию и жесткой зависимости от познавательной сферы. Кроме того, все еще сохраняются традиции обособления эмоций от сферы познания с представлением эмоций как самостоятельной сущности и противопоставлением эмоциональных и познавательных процессов.

В нашей отечественной школе наиболее известна информационная теория эмоций, разработанная московским психологом П. В. Симоновым. Он предложил рассматривать любую эмоцию в соответствии с формулой

Эмоциональная сфера личности кратко: Глава 14. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. Психология – Эмоциональная сфера личности Понятие об эмоциях

где эмоция является функцией от актуальной потребности и разности между информацией, необходимой для удовлетворения этой потребности, и информацией, доступной в данный момент времени. Таким образом, по Симонову любая эмоция прежде всего определяется информационными (познавательными) процессами. Если на уровне познания нам не хватает информации о возможности удовлетворения потребности, мы испытываем отрицательные эмоции, и, наоборот, наличие необходимой информации даже на уровне антиципации дает положительную эмоцию.

Долгое время интеллект сводился к совокупности когнитивных процессов, и у многих до сих пор этот термин ассоциируется только с характеристиками сферы познания. Однако интеллект – сложное психологическое понятие, которое прежде всего подчеркивает интегрирующую функцию психического. Одним из критериев развития интеллекта служит успешность адаптации человека к окружающей действительности. Очевидно, что далеко не всегда наличие знаний и эрудиция определяют успешность в жизни. Гораздо важнее как человек чувствует себя в окружающем мире, насколько он социально компетентен в общении с людьми, способен справляться с негативными эмоциями и поддерживать положительный тонус в настроении. Именно такие наблюдения, подтверждаемые практическими исследованиями, привели американских ученых к введению самостоятельного психологического понятия «эмоциональный интеллект» (далее ЭИ) и попыткам разработки его измерения и оценки.

Новая концепция была предложена П. Саловеем (Йельский университет, США) и Д. Мэйер (университет Нью-Хэмпшир, США) в 90-х годах. Наиболее распространенное определение эмоционального интеллекта включает в себя:

возможность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их;

возможность иметь доступ и (или) вызывать (генерировать) эмоции, когда они сопровождают мыслительные процессы;

возможность понимать эмоции и применять эмоциональные знания;

возможность регулировать эмоции с целью продвижения эмоционального и интеллектуального роста.

Схематично все эти четыре составляющие представлены в таблице 5.

Каждая составляющая ЭИ раскрыта с помощью четырех подструктур, причем они расположены по мере их развития от легких к более сложным (слева – наиболее ранние, справа – те, что развиваются позже; внизу – базовые, а наверху – высшие). Таким образом, авторы предполагают, что люди с высоким эмоциональным интеллектом быстрее осваивают и овладевают большинством из них.

Восприятие, оценка и выражение эмоций составляют важнейшую часть эмоционального интеллекта и уже подробно описаны в данном учебнике. На этом уровне развитие ЭИ определяется тем, как человек умеет идентифицировать эмоциональные проявления у себя и других, а также через восприятие произведений искусства (1–2), обладает даром адекватного выражения эмоций (3), чувствителен к манипулированию, т. е. способен отличать истинные эмоции от наигранных (4).

Эмоциональное сопровождение процессов познания описывает, как эмоции влияют на мышление и оценки людьми происходящих событий. Помимо направления значимой для человека информации на начальном уровне (1) развивается возможность предвосхищать те или иные эмоции, появляется опыт эмоциональных переживаний. Человек может себя представить на месте другого, сопереживать и воспроизводить у себя похожие эмоции, тем самым регулируя свое поведение в той или иной ситуации. По словам авторов, это так называемый «эмоциональный театр сознания», и чем лучше он развит у человека, тем легче ему выбирать альтернативные жизненные подходы (2). Далее следует развитие влияния эмоций на общую оценку жизненной ситуации. Общий эмоциональный настрой во многом

Таблица 5

Эмоциональная сфера личности кратко: Глава 14. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. Психология – Эмоциональная сфера личности Понятие об эмоциях

(по P. Salovey and D. Sluyter, Basic Books, NY, 1997.)

определяет уровень задач, который человек ставит перед собой, и, соответственно, в состоянии достичь (3). Эмоции определяют мыслительные процессы, например, экспериментально было установлено преобладание дедуктивного или индуктивного мышления в зависимости от эмоциональных состояний (4). Об этом же писал С. Л. Рубинштейн: «…мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью… Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения».

Понимание и анализ эмоций; применение эмоциональных знаний. Сначала ребенок учится определять эмоции, у него формируются понятия, описывающие определенные эмоциональные переживания (1). На протяжении всей жизни у человека накапливаются эмоциональные знания, возрастает понимание тех или иных эмоций (2). Эмоционально зрелый человек уже может понимать существование сложных и противоречивых переживаний, обусловленных разными обстоятельствами. Для него уже неудивительно, что одно и то же чувство (например, любовь) может сопровождаться целой гаммой самых разных эмоций (ревностью, гневом, ненавистью, нежностью и т. д.) (3). На следующем уровне развития данной составляющей ЭИ человек уже знает и может предсказывать последствия определенных эмоций (например, что гнев может перейти в ярость или в чувство вины), что оказывается особенно важным в межличностном взаимодействии (4).

Рефлексивная регуляция эмоций. Высшая ступень развития ЭИ заключается в сознательной регуляции эмоций. Еще И. М. Сеченов писал, что «дело не в страхе, а в умении управлять страхом». Человек должен быть открыт и терпим к любым эмоциям независимо от того, доставляют они ему удовольствие или нет (1). С раннего возраста родители учат детей управлять эмоциями, уметь сдерживать свои эмоциональные проявления (например, раздражение, слезы, смех и т. д.) Дети осваивают в той или иной степени контроль над эмоциями и учатся регулировать их в социально допустимых нормах. Эмоционально зрелый человек может направить энергию, мобилизованную даже с помощью негативных эмоций в выгодное для него развитие (например, разозлиться перед стартом на спортивных соревнованиях и использовать эту энергию для улучшения своих результатов) (2). Дальнейшее развитие позволяет рефлексивно отслеживать эмоции не только у себя, но и у других людей (3). Заключительная часть данной составляющей ЭИ связана с высоким уровнем владения эмоциями, умением переживать сильные травматические воздействия, выходить из негативных эмоциональных состояний без преувеличения или преуменьшения важности их воздействия (4).

Таким образом, мы рассмотрели все четыре составляющие, с помощью которых на сегодняшний день раскрывается понятие эмоционального интеллекта, и хотя еще остается немало вопросов в его описании и измерении, предложенная концепция и ее растущая популярность среди ученых разных стран несомненно приближают нас к пониманию сложнейших вопросов взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер психического.

§ 14.4. ВЫСШИЕ ЧУВСТВА

В настоящее время нет исчерпывающей общепринятой классификации чувств в силу их огромного многообразия и исторической изменчивости.

Наиболее распространенная из существующих классификаций выделяет отдельные подвиды чувств в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, в которых они проявляются.

Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические. Высшие чувства обладают рядом характерных особенностей:

большая степень обобщенности, которой они могут достигать в своих развитых формах;

высшие чувства всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.

Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.

Нравственными, или моральными, называются чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом.

Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т. д.

Возникает вопрос: можно ли считать нравственным чувство лишь потому, что оно направлено на те или иные социальные институты, человеческие коллективы, отдельных людей? Нет, так как возникновение морального чувства предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, что они выступают в его сознании как нечто такое, чему он обязан, не может не подчиняться.

К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие.

Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к Родине.

Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.

Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве.

Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики.

Эстетические чувства характеризуются большим многообразием, сложностью психологической картины, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека.

Предметом эстетических чувств могут оказаться различные явления действительности: общественная жизнь человека, природа, искусство в широком смысле слова.

Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художественной литературы, музыкального, драматического, изобразительного и других видов искусства. Это вызвано тем, что в этих переживаниях специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные, и практические чувства. Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведений искусства на психическое и физиологическое состояние человека, отметил еще Аристотель, назвав это явление «очищением» («катарсисом»).

Кроме переживаний прекрасного (или безобразного) в эстетических чувствах осуществляется и своего рода перенастройка психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим предметом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое влияние на психику, активизируют функции организма. Это их воздействие проявляется в своеобразном волнении при восприятии произведений искусства.

Эстетическое чувство невозможно охарактеризовать какой-либо одной эмоцией, участвующей в его проявлении. Сложность и своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций. Н. В. Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.

Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от нравственных, они непосредственно связаны с последними, часто влияют на их воспитание и формирование и играют в общественной жизни и деятельности людей роль, подобную той, что исполняют нравственные чувства.

Интеллектуальными, или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.

«Познание человека, – пишет Г. X. Шингаров, – это не мертвое, зеркально-механическое отражение действительности, а страстное искание истины…»

Открытие новых факторов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т. п. Все эти чувства в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи, от степени ее трудности могут выступать в более или менее сложном виде.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Эмоциональная сфера личности Понятие об эмоциях

Эмоции (от
лат. волновать, возбуждать) – это особые
психические явления, которые содержат
в себе субъективную оценку значимости
для человека всевозможных событий,
предметов, явлений и людей в форме
переживаний. Они проявляются главным
образом в биологически обусловленных
переживаниях, связанных с потребностями
организма и активизирующих или тормозящих
деятельность.

Являясь субъективным
психическим отражением жизненного
смысла предметов, явлений и событий,
эмоции проявляются в форме непосредственного
ситуационного переживания, выражающегося
оценочным отношением к развивающимся
событиям. Субъективный характер этих
отношений ведет к тому, что одинаковые
раздражители могут вызывать совершенно
непохожие реакции у разных индивидов.
Так, если профессиональная деятельность
чрезвычайно затруднена или работник
не справляется с заданиями, допускает
серьезные ошибки, то появляются
неудовлетворенность, разочарование
или подавленность и даже гнев. В этом
случае эмоции, как правило, проявляются
в астенической форме, ведущей к физической
и нейропсихической слабости, повышенной
утомляемости, неустойчивости настроения,
пассивному поведению работников и
скованности их действий. В том случае,
когда производственное задание
выполняется сравнительно успешно, а
возникающие трудности легко преодолеваются,
тогда эмоции протекают в стенической
форме, при которой появляются положительные
переживания, поднимающие работоспособность
и выступающие психорегуляторами активной
деятельности специалистов.

В структуре
эмоционального явления можно выделить
три компонента: предмет, эмоциональное
переживание и потребность (мотив).

Предметом эмоций
представляет любое значимое для человека
событие, явление, в связи с которым и по
поводу которого возникает эмоциональное
переживание. Такие значимые события и
ситуации называются эмоциогенными.
Однако человек далеко не всегда осознает
предметное содержание своих эмоций.
Центральным компонентом эмоционального
явления представлен эмоциональным
переживанием. Эмоциональное
переживание

– субъективная реакция, которая возникает
при столкновении человека с эмоциогенной
ситуацией. Эмоциональное переживание
возникает непроизвольно и всегда
осознается человеком. Оно в той или иной
степени изменяет сознание и весь
внутренний мир душевный мир человека,
а также его физиологические процессы.
Потребность
(мотив)

составляет третий структурный компонент
эмоционального явления. Она выступает
как внутреннее психологическое основание
для эмоциональной оценки значимости
чего-либо для человека. Значимость той
или иной ситуации определяется тем, в
какой мере связана она с актуальной в
данный момент потребностью, препятсявует
или способствует их удовлетворению.
Значимость всегда задана потребностями.
Поэтому при их отсутствии эмоции не
возможны. Эмоциональные переживания
можно рассматривать как субъективные
реакции на значимые для удовлетворения
потребностей и мотивов человека жизненные
ситуации.

Функции эмоций

Основными функциями
эмоций являются: оценочная, сигнальная,
побудительная и коммуникативная, функция
воздействия на физиологические и
познавательные процессы и др.

Первая и наиболее
важная функция эмоций состоит в первичной
оценке субъективной значимости для
человека окружающих предметов, явлений,
людей, различных событий, собственных
мыслей и т. д. Причем эмоциональные
оценки представляются нам значительно
более достоверными и личностно значимыми,
чем интеллектуальные.

Эмоции сигнализируют
человеку о сотоянии его потребностей.
При актуализации нужды в чем-либо
возникают соответствующие эмоциональные
переживания (голода, жажды и т.д.), которые
называются потребностными..
В зависимости от состояния потребности
могут усиливаться, ослабляться, исчезать
совсем, меняться на противоположные по
знаку. Они составляют эмоциональную
основу и субъективную форму существования
потребностей.

Эмоции обладают
также побудительными функциями, то есть
выступают как довольно мощные источники
активности. Побудительные возможности
эмоций напрямую зависят от их силы и
знака. Чем сильнее эмоция, тем больше
побудительными возможностями она
обладает (сильная и слабая боль, страх,
стыд). Отрицательные эмоции обладают
противоположными побудительными
свойствами.

Эмоции оказывают
сильное воздействие на физииологическиие
функции человека, поскольку образуют
совместно с ними единую психофизиологическую
систему. Поэтому эмоции всегда
сопровождаются большими или меньшими
изменениями функций организма. На
эмоциональной основе возникает
большинство болезней и преждевременное
старение (или омоложение).

Аналогичное
воздействие эмоции оказывают на сознание
и все познавательные процессы человека.
Под влиянием эмоций их возможности и
функциональные характеристики могут
изменяться (улучшаться или ухудшаться).

Эмоции являются
внутренними психическими процессами.
Однако они довольно хорошо выражаются
во вне (мимика, действия, движения, жесты,
позы, интонации).

Тема 10. Эмоциональная сфера личности Структура лекции:

1. Понятие об эмоциях
и чувствах
. Физиологические основы
эмоций. Функции эмоций и чувств:
сигнальная, регулирующая, защитная,
мобилизующая, компенсаторная и др.
Основные теории эмоций.

2. Виды эмоциональных
состояний
: настроение, аффект, стресс,
фрустрация и др. Их характеристика.
Основные «фундаментальные эмоции» (К.
Изард): интерес, радость, удивление,
страдание, гнев, страх, стыд, отвращение,
презрение. Их характеристика. Высшие
чувства (моральные, интеллектуальные,
эстетические), их особенности.

3. Эмоциональные
особенности личности
. Содержательные
и динамические характеристики
эмоционального переживания. Собственно
эмоциональные, сентиментальные и
страстные натуры. Эмоциональная зрелость
личности.

1. Понятие об эмоциях и чувствах

Говоря
о переживании человека, употребляют
два термина – «чувства» и «эмоции». В
широком смысле слова – это синонимы. В
узком – под эмоциями понимают переживания
отношений, возникшие в данный момент.
Эмоции обычно носят ситуативный характер
и выражают оценку личностью определенной
ситуации, связанной с удовлетворением
потребностей человека в данный момент.
У человека они проявляются в разнообразных
эмоциональных состояниях. Понятие
«эмоция» несколько уже понятия «чувство».
Эмоции могут повышать жизнедеятельность
человека или понижать ее. Немецкий
философ И. Кант делил эмоции на стенические
и астенические. Стенические эмоции
стимулируют деятельность, увеличивают
энергию и напряжение сил человека. И
наоборот, когда переживания вызывают
своеобразную скованность, пассивность
– это астенические эмоции. Эмоции
делятся также на положительные и
отрицательные, т.е. приятные и неприятные.

Физиологические
основы чувств и эмоций. Исследования
показывают, что возникновение и проявление
эмоций и чувств связано со сложной
комплексной работой коры, подкорки и
вегетативной нервной системы. Ведущую
роль в эмоциях и особенно в чувствах
выполняет кора больших полушарий
головного мозга. И.П.Павлов показал, что
она регулирует протекание и выражение
эмоций и чувств, держит под контролем
все явления, происходящие в теле. Кора
оказывает тормозящее влияние на
подкорковые центры, управляет ими. В
свою очередь подкорка оказывает
положительное влияние на кору больших
полушарий, выступая в качестве источника
их силы. В ней находятся центры, управляющие
вегетативной нервной системой и
регулирующие работу внутренних органов.
Этим определяется тесная связь эмоций
и чувств с многообразными изменениями
в функциях организма: с деятельностью
сердца, кровеносных сосудов, органов
дыхания, с изменениями в деятельности
скелетных мышц (мимика, пантомимика),
желез внешней (слюнные, слезные, потовые)
и внутренней секреции.

Электрофизиологические
исследования показали огромное значение
для эмоциональных состояний особых
образований нервной системы. Эмоциональный
настрой и эмоциональная ориентировка
в окружающей среде в значительной мере
определяются функциями таламуса,
гипоталамуса и лимбической системы.
Специальные эксперименты обнаружили
там существование центров положительных
и отрицательных эмоций, получивших
название центров «наслаждение» и
«страдание».

На
протекание эмоций и чувств человека
влияет вторая сигнальная система.
Переживания могут возникнуть не только
при непосредственном воздействии
предметов, но могут быть вызваны словами.
Лишь при деятельности второй сигнальной
системы возможно формирование таких
сложных чувств человека, как моральные,
эстетические, интеллектуальные.

Человеческие
эмоции и чувства возникли на основе
совместной трудовой деятельности и
выполняют важнейшие сигнальную,
регулирующую, защитную, мобилизующую,
компенсаторную функции и др. Сигнальная
функция чувств выражается в том, что
переживания возникают и изменяются, в
связи с происходящими изменениями в
окружающей среде или в организме
человека. Регулирующая функция чувств
выражается в том, что стойкие переживания
направляют наше поведение, поддерживают
его, заставляют преодолевать встречающиеся
на пути преграды. Защитная функция
эмоций связана с возникновением страха.
Он предупреждает о реальной или мнимой
опасности, способствуя тем самым лучшему
продумыванию возникшей ситуации, более
тщательному определению вероятности
достижения успеха или неудачи. Мобилизующая
функция эмоций проявляется, например,
в том, что страх может способствовать
мобилизации резервов человека за счёт
выброса в кровь дополнительного
количества адреналина, например, при
активно-оборонительной его форме
(спасении бегством). Способствует
мобилизации сил организма и воодушевление,
радость. Компенсаторная функция эмоций
состоит в возмещении информации,
недостающей для принятия решения. Хотя
с помощью эмоции человек выносит
обобщённую и не всегда обоснованную
оценку объекта и ситуации, она всё же
помогает ему выйти из тупика, когда он
не знает, что ему делать в данной ситуации.

В
научной литературе не существует чисто
психологических теорий эмоций поскольку
эмоцию как психологическое явление
трудно отделить от процессов происходящих
в организме, и нередко психологические
и физиологические характеристики
эмоциональных состояний не просто
сопровождают друг друга, но служат друг
для друга объяснением.

Рассмотрим
некоторые теории эмоций.

1. Эволюционная
теория Ч.Дарвина. Эмоции, согласно этой
теории, появились в процессе эволюции
живых существ как жизненно важные
приспособительные механизмы, способствующие
адаптации организма к условиям и
ситуациям его жизни.

2. Психоорганические
теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда. По
теории Джемса Ланге определённые
физические состояния характерны для
разных эмоций – страха, восторга, гнева,
волнения. Соответствующие телесные
изменения были названы органическими
проявлениями эмоций. Именно органические
изменения являются первопричинами
эмоций. Сначала под действием внешних
стимулов происходят характерные для
эмоций изменения в организме и только
затем – как их следствие- возникает
сама эмоция. Альтернативную точку зрения
на соотношение органических и эмоциональных
процессов предложил У.Кеннон. он отметил
тот факт, что телесные изменения,
наблюдаемые при возникновении разных
эмоциональных состояний, весьма похожи
друг на друга и по разнообразию
недостаточны для того, чтобы объяснить
качественные различия в высших
эмоциональных переживаниях человека.
Кроме того, искусственно вызываемое
прекращение поступления органических
сигналов в головной мозг не предотвращает
появление эмоций.

Положения
Кеннона были развиты П.Бардом, который
показал, что на самом деле и телесные
изменения, и эмоциональные переживания,
связанные с ними, возникают почти
одновременно.

3.
Активационная теория Линдсея-Хебба.
Согласно этой теории эмоциональное
состояние определяется влиянием
ретикулярной формации нижней части
ствола головного мозга. Эмоции возникают
вследствие нарушения и восстановления
равновесия в соответствующих структурах
центральной нервной системы. Эмоции,
как оказалось, регулируют деятельность,
обнаруживая вполне определённое на неё
влияние в зависимости от характера и
интенсивности эмоционального переживания.

4.
Когнитивные теории Л.Фестингера,
С.Шехтера. Согласно теории когнитивного
диссонанса Л.Фестингера, положительное,
эмоциональное переживание возникает
у человека тогда, когда его ожидания
подтверждаются, а когнитивные представления
воплощаются в жизнь. Отрицательные
эмоции возникают тогда, когда между
ожидаемыми и действительными результатами
деятельности имеется несоответствие
или диссонанс.

С.Шехтер
в когнитивно-физиологической теории
утверждает, что на возникшее эмоциональное
состояние помимо воспринимаемых стимулов
и порождаемых ими телесных изменений
оказывают воздействие прошлый опыт
человека и оценка им наличной ситуации
с точки зрения актуальных для него
интересов и потребностей.

5.
Информационная теория П.В.Симонова.
П.В.Симонов сделал попытку представить
свою совокупность факторов, влияющих
на возникновение и характер эмоций.
Согласно его утверждению, сила и качество
возникшей у человека эмоции в конечном
счёте определяются силой потребности
и оценкой способности её удовлетворения
в сложившейся ситуации.

К.Е.
Изард выделил следующие фундаментальные
эмоции, определяющие все остальные:

1)
интерес — положительное эмоциональное
состояние, способствующее развитию
навыков и умений, приобретению знаний,
мотивирующие обучение;

2)
радость — положительное эмоциональное
состояние, связанное с возможностью
достаточно полно удовлетворить актуальную
потребность;

3)
удивление — не имеющая четко выраженного
положительного или отрицательного
знака эмоциональная реакция на внезапно
возникающие обстоятельства. Удивление
тормозит все предыдущие эмоции, направляя
внимание на объект, его вызвавший, и
может переходить в интерес;

4)
страдание – отрицательное эмоциональное
состояние, связанное с полученной
достоверной (или кажущейся таковой)
информацией о невозможности удовлетворения
важнейших жизненных потребностей,
которое до этого момента представлялось
более или менее вероятным;

5)
гнев – отрицательное эмоциональное
состояние, протекающее в форме аффекта,
вызванное внезапным возникновение
серьезного препятствия на пути
удовлетворения исключительно важной
для субъекта потребности;

6)
отвращение — отрицательное эмоциональное
состояние, вызванное объектами
(предметами, людьми, обстоятельствами),
соприкосновение с которыми вступает в
противоречие с идеологическими,
нравственными или эстетическими
принципами и установками;

7)
презрение — отрицательное эмоциональное
состояние, возникающее в межличностных
взаимоотношениях и порождаемое
рассогласованием жизненных позиций,
взглядов и поведения субъекта с жизненными
позициями, взглядами и поведением
субъекта чувства. Последние представляются
субъекту как низменные, не соответствующие
нравственным нормам;

8)
страх — отрицательное эмоциональное
состояние, проявляющееся при получении
субъектом информации о возможной угрозе
его жизненному благополучию, о реальной
или воображаемой опасности. В отличие
от страдания — это лишь вероятный прогноз
возможного неблагополучия;

9)
Стыд – отрицательное эмоциональное
состояние, которое выражается в осознании
несоответствия собственных помыслов,
поступков, внешности ожиданиям окружающих
или своим представлениям о подобающем
поведении и внешнем облике.

Между
отрицательными и положительными эмоциями
существует определенное равновесие.
Если мы испытали отрицательные эмоции,
появляется желание испытать положительные.

Эмоции
могут быть не только положительными
или отрицательными. П.В Симонов выделяет
смешанные эмоции, когда в одном и том
же переживании сочетаются и положительные,
и отрицательные оттенки (например,
получение удовольствия от страха к
«комнате ужасов»).

20. Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций

 

Эмоции
— особый класс субъективных психологических
состояний, отражающих в форме
непосредственных переживаний, ощущений
приятного или неприятного, отношения
человека к миру и людям, процесс и
результаты его практической деятельности.
К классу эмоций относятся настроения,
чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это
так называемые «чистые» эмоции. Они
включены во все психические процессы
и состояния человека. Любые проявления
его активности сопровождаются
эмоциональными переживаниями.

У
человека главная функция эмоций состоит
в том, что благодаря эмоциям мы лучше
понимаем друг друга, можем, не пользуясь
речью, судить о состояниях друг друга
и лучше преднастраиваться на совместную
деятельность и общение. Замечательным,
например, является тот факт, что люди,
принадлежащие к разным культурам,
способны безошибочно воспринимать и
оценивать выражения человеческого
лица, определять по нему такие эмоциональные
состояния, как радость, гнев, печаль,
страх, отвращение, удивление. Это, в
частности, относится и к тем народам,
которые вообще никогда не находились
в контактах друг с другом.

Данный
факт не только убедительно доказывает
врожденный характер основных эмоций и
их экспрессии на лице, но и наличие
генотипические обусловленной способности
к их пониманию у живых существ. Это, как
мы уже видели, относится к общению живых
существ не только одного вида друг с
другом, но и разных видов между собой.
Хорошо известно, что высшие животные и
человек способны по выражению лица
воспринимать и оценивать эмоциональные
состояния друг друга.

Эмоции
связаны с формированием личности и с
развитием ее интересов. Они возникают
вследствие взаимодействия человека со
всем тем, что его окружает в реальной
жизни, и занимают существенно важную
сферу в структуре личности.      

Хотя
в общей структуре жизнедеятельности
доминирующее положение и руководящая
роль принадлежат сознанию, человек
воспринимается подлинно как личность
лишь тогда, когда его внутренний мир
полон чувств, переживаний и желаний.
Без них человек был бы подобен думающей
машине, которая, обладая памятью и
логическим разумом, не способна ни
чувствовать, ни желать, ни осуществлять
какую-либо творческую деятельность.

Не
следует думать, что эмоции, влечения и
потребности являются неким составным
элементом биологической сущности
человека. Напротив, необходимо подчеркнуть
, что они составляют существенно важную
сферу в структуре личности. Если бы
эмоции, влечения и потребности всецело
относились к области биологической
жизни человека, на них не распространялись
бы требования нравственного закона.
Так, например, быть сытым или голодным
не является нравственным или
безнравственным, потому что эти
физиологические состояния относятся
не к личности, а к природе. Но проявление
или отсутствие чувства сострадания к
голодному человеку подлежит этической
оценке, поскольку это чувство относится
к характеру проявления личности.

Таким
образом, приступая к изучению эмоций,
влечений и потребностей, мы должны иметь
в виду, вообще, все то, что, входя в
эмоционально-потребностную сферу
личности, подлежит ее этической оценке,
подчиняется требованиям нравственного
закона и контролю со стороны сознания.

Универсальное
значение эмоций в жизни человека является
очевидным. Какие бы условия ни определяли
жизнь человека и его деятельность,
действительными они становятся лишь
тогда, когда проникают в сферу его
эмоциональных переживаний. Благодаря
эмоциональным переживаниям, восприятие
жизни приобретает ценность и полноту.
События и впечатления окружающей жизни
находят отражение в различных и
многообразных эмоциональных состояниях
человека. Самая первая трудность, с
которой мы встречаемся, когда говорим
о видах эмоциональных состояний, — это
вопрос о терминах, которыми обозначаются
различные формы внутренних переживаний
человека. Многообразие поступающих в
сознание человека впечатлений превосходит
возможность их полного словесного
выражения. С помощью слов мы можем лишь
отчасти объяснить внутреннее состояние
или впечатления, полученные из внешнего
мира. Вполне адекватных средств для
логической передачи эмоций при помощи
абстрактных понятий не существует.
Поэтому и термины, выражающие различные
виды эмоций, относительны и условны.
Однако в целом следует придерживаться
следующих понятий и определений основных
видов эмоциональных состояний.

Чувство
— длительное устойчивое переживание
человеком своего отношения к самому
себе и людям, их характеру, поведению,
поступкам и, вообще, ко всем явлениям
жизни.

Аффект
— сильное, бурно протекающее эмоциональное
переживание, например, гнев или ужас.

Страсть
— сильное, глубокое чувство, надолго
захватывающее человека.

Настроение
— длительное эмоциональное состояние,
которое может быть радостным, приподнятым
или, наоборот, угнетенным, упавшим и
которое придает определенный эмоциональный
тон и окраску всем другим переживаниям,
мыслям и действиям.

Все
эти понятия и определения в некоторой
степени могут быть взаимозаменяемыми.Что
касается собственно эмоции, то ее обычно
определяют как кратковременное
переживание, являющееся немедленным
ответом чувства, возникающего в результате
впечатления, произведенного изменившимися
условиями обстановки. В последнее время
отмечается тенденция определять эмоцию
как результат недостатка или отсутствия
определенной информации о внешней
среде, как незнание, что предпринять и
как поступить. В этой новой интерпретации
эмоции последняя трактуется более
широко и универсально, а именно как
переход, погружение человека во внутреннее
переживание.

Обычно
признается, что эмоции возникают в тех
случаях, когда в жизни человека происходит
нечто значимое. Одни авторы считают,
что любое воспринимаемое событие
является значимым. Оно воспринимается
человеком как часть его жизни. В каждом
событии можно найти хотя бы незначительный
оттенок интересного, неожиданного,
радостного или неприятного. Другие
авторы полагают, что эмоции возникают
в особых и исключительных ситуациях,
когда имеют место неожиданное счастье
и успех в жизни или, наоборот, угроза
жизненным целям и интересам, конфликтные
ситуации, непредвиденное развитие
событий, расстройство планов и замыслов,
крушение надежд. Но здесь речь идет
скорее о переживании экстремальных
жизненных ситуаций, чем об обычных
эмоциях или чувствах.

Вообще,
эмоции возникают в любых обстоятельствах,
но проявляются наиболее полно и глубоко
в те моменты, которые для личности
являются особенно важными. Личность
всегда эмоционально реагирует на то,
что составляет предмет ее интересов, в
чем она проявляет повышенную настойчивость
и к чему она активно стремится. Влечения
и потребности личности составляют
обычно тот круг, в пределах которого
возникает и строится эмоциональная
жизнь.

Возникающие
эмоции обладают различной степенью
глубины, устойчивости и продолжительности.
Эмоциональная окрашенность восприятия
действительности может выражаться в
нескольких формах эмоциональных
проявлений. Ответ человека на какое-либо
событие в окружающей обстановке может
последовать в виде аффекта как
кратковременной и весьма интенсивной
эмоциональной реакции, однако быстро
проходящей и не оставляющей после себя
глубоких следов. Но этот ответ может
выражаться и в форме более глубокого и
продолжительного переживания, и, наконец,
в форме устойчивого эмоционального
отношения к какому-либо человеку или
явлению. Кроме того, все эти переживания
могут иметь положительный или отрицательный
эмоциональный фон.

По
единодушному мнению многих исследователей,
эмоции признаются выполняющими функцию
оценки происходящего. Способность
эмоции производить оценку хорошо
объясняет тот факт, что эмоции возникают
в особых и значимых ситуациях. Благодаря
возникающим эмоциям, человек узнает о
жизненной значимости происходящего.

Эмоции
выполняют и другие, более специфические
функции. Одной из них является функция
регуляции деятельности человека. Любая
целенаправленная деятельность человека
представляет собой процесс удовлетворения
его потребностей. Благодаря действию
эмоции, та или иная потребность всегда
эмоционально окрашена и воспринимается
как ценность, на достижение которой
направляется конкретная деятельность.

Побуждение
человека к совершению какого-либо
конкретного поступка происходит также
под воздействием эмоции. В зависимости
от ситуации эмоции могут внушить человеку
определенное поведение, в котором эмоции
находят свое проявление или определенную
степень выражения. Например, чувство
жалости, возникшее в душе милосердного
самарянина, побудило его проявить
деятельное участие в судьбе попавшего
в беду человека.

Наконец,
важная функция эмоций в нравственной
жизни состоит в том, что с помощью эмоций
человек способен воспринимать и различать
явления добра и зла, улавливать внутреннее
состояние другого человека, давать
интуитивную оценку происходящим
событиям, отдельным лицам и их поступкам
и действиям.

Хотя,
в первую очередь, не что иное, как воля
ведет человека к действию, решению воли
предшествует эмоциональная склонность.
Отсюда роль эмоций является важной и,
более того, необходимой. Без них человек
был бы инертным и медлительным в
осуществлении той деятельности, которая
должна вести к нравственному росту и
совершенству. Благодаря эмоциям, человек
может находить источник энергии и сил
для решения жизненно важных задач.
Однако, с другой стороны, когда эмоции
выходят из-под контроля разума, они
могут повести человека к самым серьезным
беспорядкам и необдуманным действиям.
Наличие губительных последствий по
причине неконтролируемых чувств и
страстей способствовало тому, что на
эмоции стали смотреть с подозрительностью
и недоверием. Тем не менее необходимость
эмоций для человеческой жизни настолько
очевидна, что кажется нелепо осуждать
их, ориентируясь только на отрицательную
сторону их проявлений. Нравственный
характер эмоций зависит от того, в какой
степени они согласны с нормами
нравственного закона и в какой степени
подчиняются воле и разуму.

Человек,
у которого возникла нежелательная
эмоция, не ответственен за нее до тех
пор, пока разум и воля не соглашаются с
ней. Ответственность предполагается в
том случае, когда разум одобряет эмоцию,
а воля осуществляет ее свободное
проявление. Ответственность следует и
тогда, когда воля, фактически не соглашаясь
с эмоцией, тем не менее пренебрегает
тем, чтобы подчинить ее своей власти,
несмотря на то, что она способна и должна
это сделать. Однако реально возможна
такая ситуация, когда возникшее чувство
обладает неудержимой силой и совершенно
лишает человека способности обращаться
к воле и разуму. Исходя из всего этого,
можно выделить три вида эмоций, способных
сыграть отрицательную роль в нравственной
жизни человека.

Неупорядоченные
чувства, которые намеренно желанны
омраченным сознанием и намеренно вызваны
злой волей. Возникновение этих чувств
предполагает полную нравственную
ответственность человека. Неупорядоченные
чувства, которые не являются намеренно
желанными, но возникновение которых,
вследствие отсутствия контроля со
стороны воли и разума, предполагает
вину за допущенную небрежность. Стихийные
чувства, которые полностью превышают
возможность нравственного контроля,
потому что они возникают слишком внезапно
и с большой силой и ведут к поступкам,
далеко превышающим степень предвидения.
Однако и в этом случае человек несет
нравственную ответственность за
последствия неконтролируемых стихийных
эмоций, поскольку никогда раньше не
готовил себя к тому, чтобы быть способным
противостоять их внезапному и бурному
натиску.

Эмоциональная сфера личности | Диплом по психологии

Эмоциональная сфера личности

Характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у человека, являются его эмоциональными свойствами и определяют его эмоциональность, эмоциональную сферу его личности.

Эмоциональность – это совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Свойства эмоциональной сферы

Все свойства эмоциональной сферы разделяются на содержательные и динамические.

Содержательные свойства эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: ее мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т.п.

К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Динамические свойства эмоциональной сферы связаны с темпераментом.

Структура эмоциональной сферы

  1. Эмоциональная возбудимостьготовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. При повышенной эмоциональной возбудимости эмоциональные реакции в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия.
  2. Сила эмоций – энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. Некоторые люди могут испытывать чувства такой силы и интенсивности, на которые другие оказываются неспособными.
  3. Эмоциональная устойчивостьсопротивляемость действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений, терпеливость, ведущие к стабильности состояния.
  4. Эмоциональная лабильностьподвижность эмоций, благодаря которой человек быстро реагирует на смену стуаций и обстоятельств, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие.
  5. Общая эмоциональная направленность личности проявляется в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми, обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.

См.также: Волевая сфера личности

Глава 1 эмоциональная сфера личности

1.10. Ощущение, эмоция, сознание

На
настоящем этапе развития науки ощущение
рассматривается как наиболее элементарный
компонент сознания. На нейрофизиологическом
уров­не ощущение – это электрохимическая
реакция организма, возникающая в ответ
на стимуляцию, как внешнюю, так и
внутреннюю. На уровне сознания ощущение
представляет собой переживание этой
электрохимической реакции. Задаваясь
воп­росом «как переживается ощущение?»,
мы невольно возвращаемся к проблеме
раз­граничения материи и разума.

Западные
мыслители, как правило, исключают
возможность переживания ощу­щения
«в чистом виде» (James,
1890; Nathan,
1969), считая, что ощущение, достигая
сознания, преобразуется в перцептивный
образ. Таким образом, восприятие
опре­деляется ими как ощущение,
обретшее смысл, причем предполагается,
что этот смысл обретается мгновенно.
Мы слышим музыку, а не звук, мы видим
предметы, а не отраженный ими свет.
Однако допускается возможность
существования  ощущения и образа и
высказывает предположение, что
неосмысленное ощущение – это тема,
которая должна стать предметом будущих
научных исследований.

Глава 1 эмоциональная сфера личности Вопросы для самопроверки

1.      
Классификация и свойства эмоций.

2.      
Назовите основные проблемы психологии
эмоций.

3.      
Какие вы имеете представления о природе
эмоций?

4.      
Назовите основные элементы эмоциональной
сферы.

5.      
Что такое базовая эмоция (К. Изард)?

6.      
Что собой представляет структура
эмоциональной сферы?

7.      
Назовите основные направления в изучении
эмоций.

8.      
Десять комплексов чувств по Б.И. Додонову.

9.      
Физиологические механизмы эмоциональных
реакций.

Глава 2 теории эмоций

2.1. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина

В
1972 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу
«Выражение эмоций у человека и животных»,
которая явилась поворотным пунктом в
понимании связи биологических и
психологических явлений, в частности
организма и эмоций. Дарвин показал, что
во внешнем проявлении (выражении) разных
эмоциональных состояний, в
экспрессивно-телесных движениях много
общего у антропоидов и слепорожденных
детей. Эти наблюдения легли в основу
теории эмоций, которая получила название
эволюционной.

Эмоции
согласно этой теории появились в процессе
эволюции живых существ как жизненно
важные приспособительные механизмы,
способствующие адаптации организма к
условиям и ситуациям его жизни. Телесные
изменения, сопровождающие различные
эмоциональные состояния, по Дарвину,
есть не что иное, как рудименты (остатки)
реальных приспособительных реакций
организма. Большая группа психологов
(сподвижников Ч. Дарвина) склонна
рассматривать эмоцию не как психическое
состояние, а как ответ организма на
ситуацию.

Ч. Дарвин
считал, что большая часть эмоциональных
реакций объясняется либо тем, что они
полезны (выражение гнева пугает врага),
либо просто тем, что они являются
рудиментами движений, целесообразных
на предыдущей стадии эволюции. Так, если
руки становятся влажными при страхе,
то это значит, что некогда у наших
обезьяноподобных предков эта реакция
при опасности облегчала схватывание
за ветви деревьев. Ч. Дарвин показал,
что внешние эмоциональные выражения у
живых существ эволюционируют так же,
как и строение их тела. В дальнейшем эту
теорию воспроизвел Э. Клапаред,
писавший: «Эмоции возникают лишь тогда,
когда по той или иной причине затрудняется
адаптация. Если человек может убежать,
он не испытывает эмоции страха» (Клапаред
Э. Чувства и эмоции. 1928).

Развитие эмоциональной сферы личности современного человека

Развиваем эмоциональную сферу личностиКаждый человек проходит индивидуальный путь социального «эволюционирования». Психологическое становление индивидуума включает также развитие эмоциональной сферы личности, без которой невозможен современный образ человека.

Формирование эмоционально-волевого компонента является важным условием становления личности, опыт которой непрерывно обогащается.

Развитию эмоциональной сферы способствует семья, работа, обучение, круг общения, окружение. Эмоционально-волевая сфера считается центральным звеном психического развития личности.

Долгое время развитие эмоциональной сферы личности рассматривалось как один из проблемных вопросов психологии. До сих пор некоторые психологи полагают, что не существует целостной концепции в отношении данной темы. А есть лишь противоречивые мнения представителей разных психологических школ.

Ряд психологов, таких как X. Остер, П. Экман, К. Изард считают, что эмоциональная система дается человеку с момента рождения. А потому является самой зрелой в сравнении с другими психическими системами личности.

Другие же ученые утверждают, что человек рождается с абсолютно чистым, не содержащим никакой информации психоэмоциональным полем. Поэтому только в процессе взросления, общения, личного опыта это поле заполняется определенной информацией.

В любом случае необходимо развитие эмоциональной сферы личности, чтобы она достигла своей зрелой фазы. Под эмоциональным развитием понимается:

  • осознание своих чувств, переживаний другого человека;
  • постепенное разграничение эмоций, чувств;
  • расширение круга объектов, субъектов, вызывающих эмоциональный отклик;
  • формирование способности регулировать, контролировать чувства.

Основная практическая значимость эмоций в том, что они могут выступать катализаторами активных действий. Так, пока жизнь протекает мирно, размеренно человек ничего не пытается менять, потому что его и так все устраивает. Но если происходит что-то, что раздражает, печалит, злит нас, то мы начинаем думать об изменениях. А все потому, что человек испытывает эмоциональный дискомфорт.

Самосознание, саморегулирование, самостоятельной развитие эмоциональной сферы личности, чувств направлены на овладение ими и включены в процесс самосовершенствования человека.

Умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями, реакциями является показателем эмоционального развития.

Совершенствование высших эмоций, чувств происходит по мере социализации, развития человека, становления личности. Такое развитие имеет несколько направлений:

  • включение в сферу эмоциональных переживаний новых событий, предметов, людей;
  • повышение уровня сознательного управления эмоциями;
  • постепенное включение в нравственную регуляцию высоких ценностей, норм.

Психологи едины лишь в одном: развитие эмоциональной сферы личности имеет определяющее значение для становления личности в целом. Его закономерности могут указать механизм дальнейшего развития человека, потому что чувства выявляют важные аспекты внутреннего мира личности.

Эмоции можно использовать как отличный стимул в любой практически значимой деятельности, включая бизнес. Положительные эмоции заряжают позитивной энергией, а отрицательные – подстегивают для большого рывка, кардинальных изменений.

Правильно сформированный эмоциональный фон (атмосфера) компании может повысить результативность, продуктивность работы не только отдельно взятых сотрудников, но и всего предприятия. Но, как и любым «допингом», эмоциональным воздействием не стоит злоупотреблять.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *