Функции и цели социальной политики: 2. Цели, задачи, функции и основные направления социальной политики – Основные цели, задачи и функции социальной политики
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Основные цели, задачи и функции социальной политики
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Основные цели социальной политики отражают желательные результаты общественных перемен. Каждая социальная группа формирует цель своих действий для улучшения своего положения в обществе.
Разнообразие целей является первичным свойством, которое образует качественную особенность общества. В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы. Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. Реализуя социальную политику, встаёт вопрос о социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее срочными и требующими первоочередного решения. В качестве главных задач социальной политики выделяют:
1. Обеспечить человеку от рождения до старости нормальные условия жизни и развития;
2. Создать условия для функционирования семьи как первичной ячейки общества;
3. Обеспечить экономическую безопасность, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
4. Обеспечить эффективную защиту населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений:
1) оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица;
2) регулирование доходов населения;
3) демография, семья, материнство и детство, молодежь;
4) социальная защита;
5) пенсионное обеспечение;
6) социальное обслуживание;
7) социальное страхование;
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
8) образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации;
9) наука;
10) здравоохранение;
11) обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
12) культура;
13) физическая культура, спорт, туризм;
14) экологическая безопасность;
15) защита социальных прав всех категорий граждан.
Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики:
— повышение уровня жизни населения;
— формирование эффективной системы социальной защиты;
— регулирование трудовых отношений, занятости и миграционных процессов;
— совершенствование пенсионной системы;
— совершенствование системы здравоохранения и социального страхования.
Субъектами социальной политики являются органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики. Выделяют следующие принципы социальной политики:
— социальной справедливости;
— социальной ответственности;
— социального партнерства;
— социальных гарантий;
— преемственности.
К задачам социальной политики относятся:
1. стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления;
2. усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости;
3. обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения;
4. сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Для эффективности регулирования функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Основные функции (задачи, направления) социальной политики:
1. Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной
безопасности общества;
2. Обеспечение политической устойчивости власти;
3. Обеспечение такого справедливого распределения власти, собственности, которое признавалось бы большинством, не требующим борьбы за ее передел;
4. Налаживание системы распределения экономических ресурсов, более или менее устраивающей подавляющее большинство населения;
5. Обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
6. Обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости населения в целом и его социальных групп.
Социальные функции государства имеют масштабный характер и являются главными в результате длительного периода развития человечества. Государство было вынужденно взять на себя функцию поддержания и повышения уровня социальной справедливости в обществе и создания равных условий для развития всех социальных групп и граждан общества. Модели социального государства: социально-патерналистское; либеральное.
Социально-патерналистская модель дает полную ответственность государственных структур в отраслях социальной сферы, также исключает участия граждан в выборе направлений и осуществлении принципов социальной политики. Власть рассматривается как всемогущий субъект социальной политики, а общество является её объектом.
Либеральное направление социальной политики, реализуется в виде трех основных моделей социального государства:
1. Собственно либеральной — ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Основными объектами являются личность и различные негосударственные организации. Финансовая основа социальных программ — частные сбережения и частное страхование.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
— Плюсы: Экономическая и социальная самореализация граждан является независимостью большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.
— Минусы: существенные различия между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан.
2. Корпоративной — основное внимание уделяется занятости, а не социальному перераспределению. Труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Другие вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Финансовая основа данной модели — страховые взносы корпораций. Государство, негосударственные организации, личность несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но не играют основной роли.
3. Социал-демократической — главным принципом этой модели, которую часто называют скандинавской, является универсализм. Здесь социальное обеспечение — это право всех граждан, гарантированное в основном государственным сектором. Финансовое содержание этой модели держится на стабильно высоком уровне производительности труда, сильных объединениях работодателей и профсоюзов и договорных отношениях между ними, которые контролируются государством. Главный финансовый механизм перераспределения — государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды. Непосредственные размеры финансирования государством социальной политики — не главный фактор степени социальности государства.
Больший вес имеют такие факторы как:
— первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства,
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
— присутствие сильных демократических политических институтов,
— наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования,
— экономическая эффективность субъектов хозяйствования.
Идеальной модели социального государства нет, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, однако в настоящее время альтернативы социальной ориентации социальной политики государства и деятельности общества нет. Социальная политика — это многоаспектный процесс и структурно сложное явление. Давать оценку по одному — двум показателям проблематично. В связи с этим при оценке показателей эффективности реализации социальной политики, как правило используют:
— Показатели, которые характеризуют фактическое состояние экономики страны и фиксируются органами государственной статистики;
— Интегральные показатели развития социальной сферы страны, которые предполагают сложные расчеты на основе объективных и субъективных индикаторов.
Анализ показателей, характеризующих фактическое состояние экономики страны, проводится в соответствии с целевыми ориентирами. Он реализуется с помощью мониторинга статистической отчетности и результатов ситуативного исследования процессов социально — экономической системы. Для этого в процедуру анализа включают первичные и производные показатели, допускающие количественную оценку: ВВП в текущих и сопоставимых ценах; его структура по направлениям использования; соотношение спроса и предложения на потребительские и инвестиционные товары; капитальные вложения и их структура; объем продукции и уровень ее реализации; индексы цен; удельный вес убыточных предприятий; налоги; прожиточный минимум; объем денежных доходов; задолженность покупателей поставщикам по кредитам банков, в том числе просроченная; среднемесячная заработная плата в расчете на одного работающего; численность работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации; численность безработных; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности; численность трудовых ресурсов, занятых в экономике и др. Вторая группа показателей, позволяющая оценить эффективность реализации социальной политики, оформляется в рамках общественных отношений и включает следующее:
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
— Демографические показатели;
— Уровень социального здоровья населения как совокупность показателей физического и духовного самочувствия населения;
— Качество жизни как комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения;
— Уровень девиации и преступности;
— Индекс нравственного состояния общества;
— Индекс развития человеческого потенциала;
— Уровень социального расслоения и поляризации в обществе;
— Уровень социальной конфликтогенности в обществе;
— Уровень соблюдения прав и свобод личности и гражданина в обществе;
— Уровень стабильности институциональной системы;
— Уровень стабильности и целостности системы ценностей общества и его мировоззренческих основ.
Литература:
1. Социальная политика государства текст: учебное пособие / Тарент И. Г., Юдников С. А. –изд. 3-е, перераб. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС,–2014.– 172 с.
2. Студопедия [электронный ресурс] // Формирование государственной социальной политики и ее реализация. — 2015. URL: http://studopedia.org/8–166156.html
3. Цели, задачи и функции социальной политики
Основной (идеальной)
целью
социальной
политики является разрешение
противоречия между текущими и
перспективными интересами общества
и, как правило, несовпадающими потребностями
социальных групп.
При этом
закон возвышения потребностей, процесс
их непрерывного развития, увеличения
типов и видов с неизбежностью ставит
вопрос об адекватной социальной политике
в число утопических.
Государственная
социальная политика предусматривает
решения следующих задач1:
1. Обеспечение
равных возможностей
при реализации права на образование и
долю в общественном благосостоянии
путем справедливого распределения
доходов и имущества ( капитала ).
2. Уменьшение
нежелательных,
обусловленных рынком различий
между богатыми и бедными при возникновении
доходов и капитала.
3. Обеспечение
большей свободы,
справедливости, уважения достоинства
человека, обеспечение развития личности,
активного участия в общественной жизни
и права на долю ответственности перед
обществом.
4. Дальнейшее
совершенствование
общественно- политического инструментария
и положений, регулирующих существующее
устройство, в целях обеспечения основных
социальных прав и расширения сети
социального обеспечения.
Следует отметить,
что возможности решения тех или иных
задач социальной политики определяются
ресурсами, которые могут направить
государство на их решение. В свою очередь,
ресурсная база зависит от общего уровня
экономического развития страны. Поэтому
конкретные задачи социальной политики
тесно связаны с экономическим развитием
страны.
Основными путями
решения
поставленных задач являются
поддержание
баланса между денежными доходами
населения и товарными ресурсами,создание условий
для решения жилищной проблемы;удовлетворение
спроса населения на количество и
качество товаров и услуг;создание базы для
укрепления здоровья населения, роста
его духовности, образованности и
культуры.
Среди всех задач
выделяется главная, стратегическая,
отражающая общее направление современной
социальной политики: стабилизация
уровня жизни граждан
Российской Федерации с дальнейшим
повышением уровня развития экономики
страны.
Данная задача
объективно определяет необходимость
создания экономических, правовых и
социально-психологических условий,
стимулирующих членов общества на
трудовую
деятельность,
как основу личного благосостояния и
благополучия всего общества, формирование
среднего класса, как основной части
населения страны.
Не менее важной
является задача поддержания оптимальных
соотношений
между доходами активной части населения
и нетрудоспособных граждан
Актуальной стала
и задача усиления адресности
социальной поддержки
наименее защищенных групп населения,
что, несомненно, положительно повлияет
на решение проблемы бедности, ее
сокращения и обеспечения основных
социальных гарантий в области доходов
населения.
В любом обществе
социальная политика выполняет определенные
функции. К
числу основных относятся:
обеспечение
социальной устойчивости и социальной
безопасности общества;обеспечение
политической устойчивости власти;обеспечение такого
распределения власти в хозяйстве
(собственности), которое признавалось
бы большинством справедливым, не
требующим борьбы за ее передел;налаживание такой
системы распределения экономических
ресурсов и экономического эффекта,
которая более или менее устраивала
бы подавляющее большинство населения;обеспечение
обществом и государством необходимого
и достаточного уровня экологической
безопасности;обеспечение
обществом и государством необходимого
и достаточного уровня социальной
защищенности как населения в целом,
так и каждой из социальной групп;
— оптимальное разрешение противоречий
в социальной сфере;
Обобщение названных
функций социальной политики позволяет
обозначить их как регулятивная,
охранительная и прогностическая.
Основными принципами
проведения социальной политики являются2:
1) защита уровня
жизни путем введения разных форм
компенсации при повышении цен и проведение
индексации;
2) обеспечение
помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи
на случай безработицы;
4) обеспечение
политики социального страхования,
установление минимальной заработной
платы;
5) развитие
образования, охрана здоровья, окружающей
среды в основном за счет государства;
6) проведение
активной политики, направленной н
обеспечение квалификации.
Следуя статье 25
Декларации прав человека, современное
правовое государство должно гарантировать
право на такой уровень жизни, который
учитывает обеспечение людей едой,
одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием,
которое необходимо для поддержания
здоровья, и права на социальное обеспечение
на случай безработицы, болезни,
инвалидности, вдовства, старости или
других способов к существованию при
независимых от человека обстоятельствах.
Цели и задачи социальной политики
Базовые цели и задачи социальной политики
Развитие социальной политики государства существует при условии постоянного вмешательства государства и регулирования им различными социальными сферами жизни.
Определение 1
Под понятием социальная политика часто подразумеваются те действия государства, которые направлены на воздействие профессиональных союзов и других государственных организаций, которые формируют систему общественных отношений.
Важнейшими задачами социальной политики являются:
- социальная защита гражданина;
- обеспечение необходимой помощи нуждающимся;
- обеспечение качественного образования, охраны труда и здоровья;
- обеспечение экологически-чистых условий проживания;
- обеспечение квалификацией кадровых рабочих.
К целям социальной политики можно отнести:
- увеличение гражданского капитала;
- улучшение уровня жизни и условий труда;
- минимизирование социально-острых вопросов, ведущих к дискриминации какой-либо группы в социуме;
- улучшение благосостояния народа;
- обеспечение социальной защиты;
- повышение культурного уровня населения.
Однако, существование системы, отвечающей на запросы потребителя и обеспечения условий для отдельного гражданина в достижении определенных социальных целей, еще не могут являться индикатором успешной социальной политики.
Целенаправленная социальная политика как и любая целенаправленная деятельность, проводимая государством, проводится только в случае актуальности социальных запросов. Конкретное понимание социальной политики как целенаправленные действия государства выражают структуру социальных функций государства.
Замечание 1
Таким образом, функцией социальной политикой остается систематизирование и структуризация всех аспектов социальной жизни граждан. Благодаря эволюционированию государственной социальной системы в экономике происходит частичная модернизация отдельных социально-политических структур и элементов.
Если рассматривать функционирование всей экономико-политической системы, то социальная политика, с точки зрения многоплановой государственной системы занимает особое место и играет двойную роль. Первостепенная роль социальной политики в увеличении экономического роста страны, путем достижения удовлетворения социальных потребностей населения. Таким образом, нельзя отделять аспекты социальной жизни от экономических, так как они взаимосвязаны и зачастую определяют одно и тоже.
Второстепенная роль социальной политики в государстве заключается в ее признаке, так как являясь главным фактором экономического роста и экономической деятельности, социальный институт выступает между отдельным человеком и государством, предпринимателем и рабочим и т.д. Другими словами, помимо сугубо экономической выгоды, социальная политика отвечает на большинство поставленных человеком вопросов.
Система управления и реализации социальной политики
Социальные функции любого государства осуществляются посредством социального института на самых разных организационных уровнях. Помимо государственных структур, которые играют важную, но не ключевую роль в данном процессе, к субъектам соц. политики можно отнести и государственные учреждения, создающие правовое поле, на котором осуществление материального обеспечения и предоставление иных видов социальных услуг становится возможным, независимо ни от каких социальных факторов.
Для качественной реализации всего комплекса целей и задачей программ социальной политики — формируется сложная система регулирования структурой и отдельными элементами в представленной гос. системе различными органами. Государство является ключевым и необходимым условием существования предмета социальной политики, так как представляет не только функцию управления общественной сферой в стране, но и подразумевает совокупность всех ее субъектов и регулированию их отношений. Если рассматривать субъекты государства в сфере социальной политики, то их можно разделить на:
- государственные органы и гос. учреждения;
- региональные органы самоуправления;
- внебюджетные финансовые формирования;
- организации общественного, религиозного, благотворительного и любого негосударственного характера;
- частный бизнес и вся предпринимательская деятельность, составляющая коммерческую структуру страны;
- профессиональные кадры;
- добровольческая и волонтерская деятельность;
- инициативные проекты отдельных граждан (группы само и взаимопомощи).
Замечание 2
Каждый представленный субъект ориентируется и используется государством для достижения общественно-социальной справедливости, ликвидирования классового неравенства, способствования стабильности и мира в обществе, улучшению благосостояния и уровня жизни людей. Главным объектом государственной социальной политики является население во всех его социально-разных групповых проявлениях. Государственная задача в распределении социальных благ между населением заключается в акцентировании социального обеспечения и защиты граждан на людей с низким достатком, испытывающих по каким-либо причинам нужду, т.е. делая акцент на наиболее низко-обеспеченный социальный класс в стране в целом и на отдельного человека, находящегося в определенной сложной ситуации.
Со стратегической точки зрения объектом соц. государственной политики — социальные процессы, которые возникают в социуме в своем многоплановом и различном по формам проявлениям. Нормативно-правовые акты способствуют формированию и управлению взаимоотношений между различными объектами, элементами и субъектами социальной политики. Таким образом, при принятии конкретных решений данная система дополняется отдельными обще-социальными аспектами, к одним из которых относится важнейшая часть соц. политики — социальная работа. Для осуществления данной программы существуют государственные структуры законодательных и исполнительных ветвей власти.
Социальная политика включает в себя две основные направляющие ее стратегии: научно-познавательная основа и практическо-организационная. Научно-познавательная сфера носит более теоретический характер и существует для подытоживания каких-либо существующих показателей, формируя тем самым тенденцию развития, анализ результатов, рассматривание существующих проблем, решению этих проблем, ответы на актуальные сложившиеся в обществе вопросы и т.д.
Теоретическая основа социальной политики формирует анализ общественного мнения и общественных настроений, которые в той или иной степени устойчивы в определенных социальных группах. Аналитический материал данной сферы способствует выработке конкретных социальных программ, которые будут отвечать на вопросы потребления и способствовать формированию новой концепции государственного управления.
Практически-организационный компонент социальной политики заключается в непосредственном воплощении сложившийся и выработанном программы научно-познавательной сферой политики, а также реализации в социальную жизнь концептуальных положений, стратегических задач и других социально-важных проектов для улучшения общего состояния социально-экономической сферы в государстве.
Понятие, принципы и функции социальной политики
Определение понятия «социальная политика» и ее ключевые принципы
Определение 1
Под социальной политикой принято понимать согласованную деятельность, которая осуществляется: во-первых, институтами государства, а во-вторых, экономическими субъектами. Деятельность социальной политики осуществляется с целью управления социальным развитием, а также для того, чтобы обеспечить благоприятные условия жизни населения и труда членов общества.
Социальная политика способна пронизывать все уровни как социальной, так и экономической деятельности индивида. она также действует на двух основных уровнях:
- На микроуровне – социальная политика выступает в качестве одного из направлений по созданию благоприятных условий для обеспечения наемных рабочих доходами, которые важны для удовлетворения их первоначальных потребностей. Также социальная политика осуществляется с целью воспроизводства, последующего поддержания работоспособности человека, осуществляющего трудовую деятельности. Она играет важную роль в воспитании детей, их образовании, а также в создании максимально благоприятных условий в семье;
- На макроуровне – здесь чаще всего социальная политика направлена на региональную и общую государственную деятельность. По сути, она является неотъемлемой частью более широкого направления – социально-экономической политики государства.
Объектами социальной политики могут быть отдельные граждане, группы лиц, которые объединены конкретными целями и связями, деловыми отношениями, экономическим или политическим взаимодействием. Также объектом может быть население отдельной страны. Субъект социальной политики – это тот, кто определяет основные цели и конкретизирует задачи деятельности, расставляет ее приоритеты, а также обосновывает нормативно-правовую основу социальной политики и осуществляет действия по ее непосредственной реализации.
Целью социальной политики становится формирование социально устойчивого и развитого общества, которое способно обеспечить высокий и достойный уровень жизни, а также ее качество при высокой степени общественного согласия. Также целью социальной политики является сглаживание возникающих противоречий и социальных конфликтов, нейтрализация возможных негативных последствий или в целом их прогнозирование с целью недопущения.
Среди принципов социальной политики следует выделить следующие:
- Во-первых, это принцип социальной справедливости. В целом, социальная справедливость – это общепризнанная ценность, которая должна возглавлять общественное сознание в условиях демократии. Она закреплена в соответствующих документах мирового сообщества, в одном ряду с принципами мира и свободы. Принцип справедливости в современных условиях должен соединять в себе два начала: первое – уравнительное, а второе – распределительное.
- Во-вторых, принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от индивида, всех членов семьи, института семьи в целом, от малой группы того, чтобы они прикладывали максимум усилий для оказания самопомощи и осуществления самообеспечения. При этом община, регион и в общем государство должны восполнять и индивидам, и семьям определенные виды помощи в предусмотренном объеме. Но это происходит в том случае, если человек и его семья не могут позволить себе этого самостоятельно. Сюда входит материальная или социальная помощь, юридическое и медицинское обеспечение.
Функции социальной политики
Перечисление функций социальной политики следует начать с первой – обеспечение эффективной социальной устойчивости общества, а также его безопасности. Социальная структура для каждого общества специфична, она может меняться в зависимости от исторического периода или событий, которые происходят в это же время. Но она обязана обладать свойствами устойчивости и саморегенерации. При ином развитии событий общество попросту разрушится, придет в упадок или вовсе перестанет существовать. Социальная политика должна разрабатывать такие идеи и определенный курс, который спрогнозирует возможные негативные последствий и позволит найти пути по их обхождению.
Второй функцией социальной политики является обеспечение политически устойчивой власти. Такая устойчивость может достигаться разными путями, все зависит от типа общества и исторических предпосылок к этим процессам. Необходимо распределить участие социальных групп в рамках политических отношений, а также их влияние на решения в отношении социальной, политической, экономической и духовной сфер жизнедеятельности общества. в ином случае произойдет резкая смена классового типа власти, и неизбежными станут различные революционные образования.
Третья функция социальной политики – обеспечение такого распределения власти в хозяйственном секторе, которое будет признано абсолютным большинством. Это поможет обществу не бороться за передел действующего режима, а также структурирует иерархию от властвующих классов к подчиненным. При этом каждый будет обладать своими правами и свободами, даже если будет находиться в самом низу. Эти же люди смогут принимать участие в выборах и выражать свое мнение.
Четвертая функция – налаживание такой системы распределения и распространения экономических ресурсов, которая будет устраивать подавляющее большинство населения. Как и с хозяйственным сектором, в экономическом создадутся благоприятные условия, которые будут соответствовать требованиям всех членов общества. Это также поможет избежать революционных или иных восстаний, недовольств отдельных категорий населения.
Замечание 1
Безусловно, все эти функции – стремление к идеальному обществу. Социальная политика в каждой стране налажена и функционирует в соответствии с уровнем жизни государства. Наиболее благоприятными являются те общества, где имеется высокий уровень жизни, присутствуют основы демократии, каждый человек может выразить свое мнение, а разница между социальными слоями максимально сглажена.
3.10 Социальная политика Российского государства. |
3.10 Социальная политика Российского государства.
План.
- Сущность понятия «социальная политика» государства.
- Цель социальной политики.
- Основные функции социальной политики.
- Принципы социальной политики.
- Пять основных направлений социальной политики.
- Приоритетные направления социальной политики в современной РФ.
- Из Конституции РФ.
Социальная политика.
Социальная политика – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
Социальная политика – внутренняя политика государства, призванная обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы, взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем. Цель социальной политики — повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.
Основные функции социальной политики:
- стабилизационная – стабилизация социальных отношений в обществе;
- регулирующая – поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
- гарантирующая – создание основы для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности;
- защитная функция – помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.
Принципы социальной политики:
- принцип социального равенства членов данного общества, означающий равенство перед законом;
- принцип социальной солидарности – понимание общности основных жизненных интересов и целей населения данной страны; принцип социальной справедливости — определённая социально–экономическая симметричность в жизни общества и его социальных групп ( соответствие прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п.
Пять основных направлений социальной политики.
- Обеспечение занятости.
- Регулирования доходов населения.
- Обеспечение социальных гарантий.
- Обеспечение социальной защиты.
- Защита здоровья и экологическая безопасность населения.
Приоритетные направления социальной политики в современной РФ.
- Индексация доходов населения: комплекс мер по повышению реального потребительского содержания основных доходов населения;
- Обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам, главное – прожиточный минимум.
- Регулирование минимальных стандартов и нормативов: минимальные нормативные расходы консолидированного бюджета на образование, здравоохранение, жилье, социальное обслуживание и т.д.
- Предоставление льгот, скидок и субсидий.
- Обязательное социальное страхование. Обязательное социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.).
- Социальное обеспечение – направлено на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, инвалидов, детей, лиц, потерявших кормильца. В эту систему входит и социальное обслуживание: дома престарелых, центры пребывания, протезирование.
Из Конституции РФ.
Статья 7.
1.Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2.В Российской Федерации охраняются труд, здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда , обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
2. Функции социальной политики государства
Социальная
политика обладает рядом функций, которые,
в конечном счете, определяют гуманистический
характер государства, стремящегося
через политически создаваемые общественные
фонды поддержать состояние индивидов
в том социальном статусе, который не
был бы обременительным для него. К этим
функциям можно отнести следующие
функции:
компенсаторную,
которая направлена на ликвидацию внешних
сдерживающих условий, не дающих
возможность индивиду быть деятельным
участником существующих в обществе
отношений;
элективную,
которая направлена на определение
обстоятельств и свойств самого индивида,
позволяющих отнести его в разряд
нуждающихся;
кумулятивная,
накапливающая социальный потенциал
государства, выражающийся в зависимости
индивидов от социально-политической
деятельности государства.
Все
эти функции тем в большей степени
представлены в социальной политике
государства, чем в большей степени
социальная политика находится в тесной
зависимости от политики государства
вообще.Содержание социальной политики,
ее цели и задачи раскрываются в системе
самостоятельных, но тесно связанных
видов политической деятельности.
Важнейшими из них являются:
выражение,
защита, согласование интересов социальных
групп и слоев общества, отдельных его
членов;
оптимальное
разрешение общественных противоречий
в социальной сфере, осуществление
«диалога» между гражданами и государством;
интеграция
различных слоев населения, гармонизация
их интересов, поддержание целостной
общественной системы, стабильности и
порядка;
прогностическая;
социальная
защита населения;
управление
социальными процессами и др.
С
помощью функций обеспечивается главная
задача социальной политики – гармонизация
общественных отношений, осуществляется
управление социальным развитием
общества.
Социальная
политика призвана гарантировать
населению минимальный доход; социально
защищать население от болезней,
инвалидности, безработицы, старости.
При этом обеспечение государством
минимальных условий жизни касается
только тех, кто не может это сделать
самостоятельно.
Социальная
политика государства реализуется через
механизм государственных программ
социального обеспечения и системы
социальных услуг.
Основными
направлениями проведения социальной
политики являются:
1)
защита уровня жизни путем введения
разных форм компенсации при повышении
цен и проведение индексации;
2)
обеспечение помощи самым бедным семьям;
3)
выдача помощи на случай безработицы;
4)
обеспечение политики социального
страхования, установление минимальной
заработной платы для работающих;
5)
развитие образования, охрана здоровья,
окружающей среды в основном за счет
государства;
6)
проведение активной политики, направленной
на обеспечение квалификации.
3. Модели социальной политики
В силу
того, что социальную защиту могут
осуществлять и другие объединения людей
кроме государства, социальная политика
может быть реализованной либо через
государственную, либо через негосударственную
систему социальной защиты. Во втором
случае обычно эта функция находится в
руках профессиональных союзов. В связи
с таким положением вещей выделяются
две модели социальной политики, которые
получают свою легитимацию в конституциях
государств: либерально-консервативная
модель; социал-демократическая модель.
В научной литературе имеются другие
представления о количестве моделей
социальной политики, но эти количественные
различия не имеют принципиального
значения. Государство на основе социальной
защиты, переданной в его компетенцию,
создает систему социального обеспечения,
состоящую из совокупности административных
норм и учреждений, реализующих эти нормы
в административном порядке.
Содержательной
стороной системы социального обеспечения,
которая поддерживается государством,
является принцип обязательного
государственного страхования.
Обязательность страхования не всегда
предполагает обязательность взносов
со стороны застрахованного. Страховой
фонд по некоторым видам государственного
страхования может пополняться за счет
государства или за счет работодателя.
Социальная
политика государства не существует в
отрыве от политики государства вообще,
а так же от конкретных политик: от
экономической, от налоговой; от бюджетной;
от внешней и т.д. Сама социальная политика
распадается на различные политики. От
того, насколько развита социально-политическая
деятельность государства, зависит
внутреннее содержание его социальной
политики. Социальная политика может
вбирать в себя одни политики в одних
странах и не вбирать их в себя в других
странах. Для Германии и Дании характерен
широкий охват социальной сферы
государством, для США и Японии характерен
меньший охват.
Показателем
развитости системы социального
обеспечения, а также типическим признаком
моделей социальной политики являются
социальные расходы. Под социальными
расходами понимают объем финансирования
социально-политической деятельности
государства. Обычно в статистике
фигурирует такой показатель в виде доли
от валового внутреннего продукта страны.
Сегодня имеются страны, где доля
социальных расходов превышает 40% от
ВВП, и есть страны, где социально-политическая
деятельность государства не существует
вообще.
Существенным
в определении социальной политики того
или иного государства являются источники
финансирования социальных расходов.
Источниками финансирования обычно
бывают бюджетные и внебюджетные.
Бюджетные источники пополняются за
счет налогов, деятельности государства
в экономической сфере, а так же за счет
иных средств, поступающих в бюджет
государства. Внебюджетные пополняются
за счет взносов работодателей и наемных
работников. В последнем случае пополнение
может происходить как равными, так и
неравными долями со стороны работодателей
и наемных работников, а некоторые
внебюджетные фонды пополняются только
за счет работодателей.
С
точки зрения функционирования
экономической системы, социальная
политика играет двойную роль: Во-первых,
по мере экономического роста, накопления
национального богатства создание
благоприятных социальных условий для
граждан становится главной целью
экономической деятельности, и в этом
смысле в социальной политике концентрируются
цели экономического роста; все другие
аспекты экономического развития начинают
рассматриваться в качестве средства
реализации социальной политики.
Во-вторых, социальная политика является
и фактором экономического роста. Если
экономический рост не сопровождается
ростом благосостояния, то люди утрачивают
стимулы к эффективной экономической
деятельности. Одновременно, чем выше
достигнутая ступень экономического
развития, тем выше требования к людям,
обеспечивающим экономический рост, их
знаниям, культуре, физическому и
нравственному развитию. В свою очередь
это требует дальнейшего раз вития
социальной сферы.
50. Социальная политика: понятие, цели, направления.
Социальная политика—это
деятельность государства, других
экономических субъектов, направленных
на обеспечение условий для удовлетворения
потребностей и повышения благосостояния
населения, создания системы социальных
гарантий.
Цели:
-обеспечение определенного
уровня потребления
-нейтрализация негативных
последствий рыночной экономики
-обеспечение благоприятных
условий жизни и труда всего населения.
Наиболее масштабной
задачей социально ориентированной
экономики государства в формирующемся
рыночном хозяйстве Беларуси является
деятельность по социальной защите всех
слоев общества и по выработке стратегии
эффективной социальной политики. Формой
ее реализации выступает фактический
образ действий государства, воплощенный
в социальную политику, которая охватывает
все сферы экономических отношений в
стране. Основными
принципами проведения социальной
политики являются:
1) защита уровня жизни
путем введения разных форм компенсации
при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи
самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай
безработицы;
4) обеспечение политики
социального страхования, установление
минимальной заработной платы для
работающих;
5) развитие образования,
охрана здоровья, окружающей среды в
основном за счет государства;
6) проведение активной
политики, направленной на обеспечение
квалификации.
Функции:
-определение доли каждого
работника в созданном продукте;
-стимулирование трудовой
мотивации рациональной занятости и
развития производства;
-влияние на формирование
доходов и структуры потребностей;
-обеспечение социальной
защищенности всех членов общества;
-согласование личных,
коллективных и государственных интересов;
-создание условий
воспроизводства рабочей силы.
Направления:
-общие вопросы политики
доходов населения;
-политика в сфере труда
и трудовых отношений;
-социальная защита
нетрудоспособных и малоимущих слоев
населения;
-развитие отраслей
социально-культурного комплекса;
-социальная защита
отдельных категорий и групп населения.
51. Уровень и качество жизни.
Под
уровнем
жизни
понимают фактически сложившиеся
условия жизни и степень удовлетворения
потребностей населения, обеспеченных
массой товаров и услуг.
В
его характеристике присутствуют
объективные и субъективные начала. Так,
потребность человека в пищевых веществах,
витаминах, минеральных солях является
абсолютно объективной, тогда как набор
продуктов, составляющих этот комплекс
веществ, субъективен.
Не
следует забывать о том, что рост
общественного производства и уровня
развития производительных сил изменяет
предпочтения и запросы людей, а
следовательно, должны изменяться и
параметры измерения уровня жизни. Еще
вчера, казалось, элитарные блага, сегодня
становятся предметом обыденного
потребления. В этой связи полезно
вспомнить, что когда-то стекло было
ценнее золота, а посуду из алюминия мог
позволить себе купить только самый
состоятельный человек. Это говорит о
том, что при исследовании уровня жизни
должно использоваться множество
показателей, каждый из которых должен
отражать одну из сторон жизнедеятельности
человека.
Система
показателей уровня жизни населения
строится на основе классификации ООН,
что позволяет использовать ее при
международных сопоставлениях.
Сюда
включаются следующие группы показателей:
· | демографические; |
· | санитарно-гигиенические |
· | потребление |
· | жилищные |
· | образование |
· | условия труда |
· | доходы и |
· | индексы |
· | наличие |
· | организация |
· | социальное |
· | права человека. |
При
изучении уровня жизни используются
также данные, полученные на основе
опросов населения и экспертные оценки
специалистов. В нашей стране применяются
такие показатели, как реальные доходы
населения, обеспеченность работой,
продолжительность рабочего дня,
возможность получения образования,
жилищно-бытовые условия, развитие
социального обеспечения и социального
страхования, уровень культурно-бытового
ми медицинского обслуживания.
К
середине 50-х годов ХХ в. стало очевидным,
что понятие уровня жизни не в полной
мере отражает изменившиеся условия
жизнедеятельности человека: загрязнение
окружающей среды, кризисы, урбанизацию
и т.д. В связи с этим на первый план
выходит понятие качества
жизни,
которое трактуется как уровень развития
и степень удовлетворения всего комплекса
потребностей, обеспечивающих благополучие
людей.
Качество
жизни отражает больший спектр потребностей
людей по сравнению с уровнем
жизни.
Оно
объективно, поскольку критерием
оценки выступают научно обоснованные
нормативы потребления населения. На их
основе рассчитывается рациональный
потребительский бюджет,
который является важнейшими инструментом
социально-экономического анализа уровня
и качества жизни. Если при изучении
уровня жизни применяют в большей степени
количественные показатели, то в
исследовании качества жизни акцент
делается на качественную определенность
и качественные различия явлений. Так,
говоря о питании как одной из важнейших
составляющих в удовлетворении
потребностей, нельзя ограничивать
анализ количеством килограммов
потребляемых продуктов или калорийностью
рациона, следует обратить внимание на
его регулярность и разнообразие.
Важнейшим
показателем, характеризующим уровень
и качество жизни, является потребление
благ и услуг.
Его можно рассматривать как процесс
удовлетворения человеческих потребностей,
в результате которого потребность
удовлетворяется и воспроизводится
(не воспроизводится) вновь, и как сферу
жизнедеятельности человека, формирующую
и воспроизводящую личность во всем ее
многообразии. Для того, чтобы понять,
насколько уровень потребления
соответствует потребностям людей, его
сравнивают с нормативами потребления,
выработанными с учетом рекомендации
ученых.