К нравственным принципам личности не относится: Нравственные принципы – 41. Эстетические категории. Нравственные принципы. Нормы поведения.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Нравственные принципы
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Нравственные принципы – это основные моральные законы, которые признают все этические учения. Они представляют собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Их еще называют добродетели. Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности приводят к осознанию и принятию таких качеств, как человечность, справедливость, разумность.
Способы и средства реализации каждого морального принципа очень разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей самого человека, моральных традиций, сложившихся в обществе и конкретной жизненной ситуации. Наиболее емкими и распространенными являются 5 принципов: человечность, почтительность, разумность, мужество и честь.
Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом. Человек является духовным и интеллектуальным существом, и в любых, даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.
Человечность складывается из повседневного альтруизма, из таких качеств, как взаимопомощь, выручка, услуга, уступка, одолжение. Человечность представляет собой волевой акт человека, основанный на глубоком понимании и принятии присущих ему качеств.
Почтительность – это уважительное и благоговейное отношение к окружающему миру, как к чуду, бесценному дару. Этот принцип предписывает с благодарностью относиться к людям, вещам и природным явлениям этого мира. Почтительность ассоциируется с такими качествами, как вежливость, учтивость, благожелательность.
Разумность – это основанное на нравственном опыте действие. Оно включает в себя такие понятия, как мудрость и логичность. Таким образом, разумность с одной стороны – это действия разума, данного человеку от рождения, а с другой – действия, сообразующиеся с опытом и системой нравственных ценностей.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Мужество и честь – категории, означающие возможности человека преодолевать сложные жизненные обстоятельства и состояния страха без потери чувства собственного достоинства и уважения окружающих людей. Они тесно взаимосвязаны и основаны на таких качествах, как долг, ответственность и стойкость.
Нравственные принципы должны постоянно реализовываться в поведении человека для закрепления нравственного опыта.
41. Эстетические категории. Нравственные принципы. Нормы поведения.
Эстетические
категории.
КАТЕГОРИИ
ЭСТЕТИКИ —
основополагающие, наиболее общие понятия
эстетики, которые отражают существенные
определения познаваемых предметов и
являются узловыми ступенями
познания.Эстетическая теория, как и
всякая научная теория, имеет определенную
систему категорий. Эта система может
быть не упорядочена, но набор категорий,
которыми пользуется та или иная теория,
выступает в определенной взаимосвязи,
что и придает ему системность. Как
правило, в центре системы категорий
эстетики стоит главная универсальная
категория, вокруг которой концентрируются
все остальные. Так, в эстетических
теориях Платона,Аристотеля,
Августина Блаженного, Фомы
Аквинского, Гегеля,
Чернышевского в центре стоит категория
прекрасного, у Канта — эстетическое
суждение, в эстетических теориях эпохи
Возрождения — эстетический идеал.
В
истории эстетики сущность категорий
эстетики интерпретировалась с
идеалистических и материалистических
позиций. Для Платона и средневековых
эстетиков прекрасное выступает носителем
идеальной, духовно-мистической сущности,
для Гегеля это идея в чувственной форме,
а для Аристотеля и Чернышевского —
прекрасное есть категория, отражающая
свойства объективного материального
мира. К середине XVIII в. центральной
становится категория эстетического
(см. Эстетическое).
Ее можно определить как род совершенства
в материальной действительности
(природа, человек) и социально-духовной
жизни. В категории эстетического отражены
наиболее общие свойства всех эстетических
предметов и явлений, которые, в свою
очередь, специфически отражаются в
других категориях эстетики В эстетическом,
как реальном феномене, в процессе
духовно-практической деятельности
человека реализованы как
объективно-материальные состояния
мира, так и свойства субъекта социальной
жизни.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Между
категориями существует определенная
субординация. Так,
например, прекрасное и возвышенное —
категории, отражающие эстетические
свойства природы и человека, в то время
как трагическое и комическое —
категории, отражающие объективные
процессы только социальной жизни. Таким
образом, наиболее общие категории
(прекрасное, возвышенное)
подчиняют себе менее общие
(трагическое, комическое).
Вместе с тем существует и взаимодействие,
координация между этими категориями:
возвышенно прекрасное, возвышенно
трагическое, трагикомическое. Прекрасное
воплощается в эстетическом идеале и
искусстве, а через него воздействует
на эстетический вкус и чувство. Т. е.
категории эстетики диалектически
взаимосвязаны, взаимопроникают друг в
друга.
Но
каждая категория имеет определенную
содержательную устойчивость. И хотя
всякое понятие огрубляет действительность,
не вмещая всего ее богатства, оно, однако,
отражает наиболее существенные признаки
эстетического явления. Следует отметить,
что категории эстетики раскрывают не
только гармонические, т е. позитивные,
эстетические свойства, но и негативные,
дисгармонические, отраженные в
категориях безобразного,низменного,
показывая тем самым противоречия
реальной действительности.
В
то же время в категориях эстетики (наряду
с отражением сущности эстетических
явлений) присутствует момент оценки,
т. е. выражается отношение человека к
эстетическому, определяется его ценность
в духовно-практической жизни общества
и отдельного человека.
Марксистско-ленинская
эстетическая теория опиралась и на
более широкие категории диалектического
и исторического материализма (материя
и сознание, материализм и идеализм,
содержание и форма, классовость и
партийность, интернациональное и
национальное), а также категории
конкретных наук: теории информации,
семантики, семиотики, психологии и ряда
других частных и естественно научных
теорий. Однако специфику предмета
эстетики можно обнаружить только через
систему собственно категории эстетики,
складывающуюся в эстетической теории.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Нравственные
принципы.
Нравственные
принципы –
это основные моральные законы, которые
признают все этические учения. Они
представляют собой систему ценностей,
которая закрепляет через нравственный
опыт моральные обязанности человека.
Их еще называют добродетели. Нравственные
принципы формируются в процессе
воспитания и в совокупности приводят
к осознанию и принятию таких качеств,
как человечность, справедливость,
разумность.
Способы
и средства реализации каждого морального
принципа очень разнообразны и зависят
от индивидуальных особенностей самого
человека, моральных традиций, сложившихся
в обществе и конкретной жизненной
ситуации. Наиболее емкими и
распространенными являются 5 принципов:
человечность, почтительность, разумность,
мужество и честь.
Человечность
– это система позитивных качеств,
которые представляют собой осознанное,
доброе и бескорыстное отношение к
окружающим людям, всем живым существам
и природе в целом. Человек является
духовным и интеллектуальным существом,
и в любых, даже самых тяжелых ситуациях,
он должен оставаться человеком, в
соответствии с высокой нравственной
ступенью своего развития.
Человечность
складывается из повседневного альтруизма,
из таких качеств, как взаимопомощь,
выручка, услуга, уступка, одолжение.
Человечность представляет собой волевой
акт человека, основанный на глубоком
понимании и принятии присущих ему
качеств.
Почтительность
– это уважительное и благоговейное
отношение к окружающему миру, как к
чуду, бесценному дару. Этот принцип
предписывает с благодарностью относиться
к людям, вещам и природным явлениям
этого мира. Почтительность ассоциируется
с такими качествами, как вежливость,
учтивость, благожелательность.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Разумность
– это основанное на нравственном опыте
действие. Оно включает в себя такие
понятия, как мудрость и логичность.
Таким образом, разумность с одной стороны
– это действия разума, данного человеку
от рождения, а с другой – действия,
сообразующиеся с опытом и системой
нравственных ценностей.
Мужество
и честь – категории, означающие
возможности человека преодолевать
сложные жизненные обстоятельства и
состояния страха без потери чувства
собственного достоинства и уважения
окружающих людей. Они тесно взаимосвязаны
и основаны на таких качествах, как долг,
ответственность и стойкость.
Нравственные
принципы должны постоянно реализовываться
в поведении человека для закрепления
нравственного опыта.
Нормы
поведения.
«Поведение
человека, которое (1) не выпадает из
общепринятой системы поведения в данном
коллективе и (2) не вызывает эмоциональной
реакции (отрицательной / положительной)
у других членов коллектива, является
нормой поведения в данном социуме. …
Норма
поведения имеет многоступенчатый
характер (иерархична) и в связи с этим
встает вопрос о самооценке индивидом
своей доминанты: он должен определить,
на основании какого аспекта или факта
своей личности (или шире — биографии) он
регулирует свое поведение в данной
ситуации. … Степень облигаторности
нормы и, соответственно, системы запретов
в его поведении будет зависеть от того,
что он считает в данной ситуации
определяющим. … Часто субъективный
выбор правил поведения определяет и
субъективный характер нормы.
Норма
создает возможность ее нарушения (т.к.
не будь поведение нормированным, нечего
было бы собственно, и нарушать). В понятие
нормы органически входит и сама
возможность отступления от нее.
Отступление от нормы, однако связано с
принципом «можно, но не следует».
…
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Норма
поведения поддерживается
системой ЗАПРЕТОВ налагаемых
как на весь коллектив, так и на отдельных
его членов традициями, соображениями
«здравого смысла» и специальными
договорами, соглашениями, кодексами,
правилами и т.д. Большинство из них
настроено по негативному принципу, т.
е. дает перечень запретов объясняет это
тем, что норма поведения в целом трудно
и не экономно описать позитивно, т.е. в
виде предписаний: для этого потребовался
бы чрезвычайно громоздкий список
правил.»
Что такое принцип – основные жизненные и моральные принципы, как найти их для себя?
Человеческие жизненные принципы можно сравнить с правилами игры. Вряд ли футболист, который принесет мяч в руках и положит перед воротами, получит удовлетворение от случившегося. Понимать, что такое принцип, важно каждому человеку для того, чтобы жить в удовольствие и гармонии с самим собой, соблюдая определенные установленные границы, перейти которые нельзя ни при каких обстоятельствах.
Жизненные принципы
Все люди по-разному представляют, как надо жить, как достичь успеха, как воспитывать детей и так далее. Жизненные принципы – это заповеди жизни, согласно которым принято строить свою судьбу. Когда человек остается верен своим принципам в любой ситуации, он спокоен и уверен в том, что его действия правильные. Отклонения от принципов жизни грозит возникновением беспокойства, стресса и ощущения вины. Жизненные принципы определяются человеком в процессе существования и общения с другими людьми. Они могут меняться с возрастом, и это совершенно нормальное явление.
Принцип бумеранга
Правило бумеранга известно многим с детства, все помнят пословицу: что посеешь – то и пожнешь. Переводя на современный язык, жизненное правило бумеранга гласит, что все хорошее, что делает человек по отношению к другим людям, вернется ему тем же, все плохое также возвращается бумерангом, причем тогда, когда этого совершенно не ожидаешь. Некоторые уверены, что вся наша жизнь – бумеранг событий, радостных и печальных, грустных и веселых, и только нам самим решать, что ждет нас впереди. Совершая хорошие дела, люди готовят задел на свое будущее, и вправе ожидать от судьбы то же самое.
Принцип талиона
С древних времен известен это принцип, он звучит так: «Око за око, зуб за зуб», и означает, что любое неправильное деяние должно быть наказано соизмеримо. Принцип талиона появился с пробуждением морали у людей, когда они стали опасаться причинения неоправданного вреда преступникам. Библия не поддерживает принципы людей, основанные на этом поведении, напротив, Иисус учил не отвечать на оскорбление тем же, а «подставить вторую щеку». Другие религии, например, ислам, не отвергает принцип талиона, некоторые действия, согласно сурам Корана, должны наказываться равнозначно.
Принцип нравственности
Правила, основанные на нормах морали, считаются нравственными принципами человека. Принципы воспитания детей базируются на моральных принципах. Мораль определяет понятие в обществе о добре и зле, о том, что является справедливым, а что – нет, какое поведение признается достойным, а какое безнравственным. Нравственность человека основывается на таких понятиях, как:
- любовь;
- честь;
- воля;
- свобода;
- ответственность;
- дружба;
- забота.
Принцип золотой середины
Это правило Аристотеля, основывается на том, что в любом деле необходимо соблюдать меру, стараясь избегать чрезмерных излишеств, то, что находится между двумя крайностями, и есть благо. Для примера можно рассмотреть мужество, так, это качество отличает настоящих мужчин, и является золотой серединой между двумя другими чертами характера – трусостью и безрассудством. Только понимая, где находится грань, переводящая норму в излишество, можно достигнуть состояния полной гармонии с самим собой и с окружающим миром.
Принцип наибольшего счастья
Каждый человек мечтает чувствовать себя счастливым. Состояние счастья – это непрерывное, ничем не омрачаемое получение удовлетворения от жизни, к этому стремится учение утилитаризм. Само счастье и удовлетворение в нем необходимо воспринимать в самом широком смысле. Настоящее счастье, свободное от эгоизма, является самой высшей целью, согласно теории наибольшего счастья, и основывается на нескольких шагах:
- Анализирование ситуации и обдумывание возможных действий.
- Определение, какое из действий способно принести пользу не только одному человеку, а как можно большему количеству людей одновременно.
Принцип справедливости
Многие люди считают, что принцип справедливости можно использовать только для выбора меры наказания преступникам в юриспруденции, но это правило можно применять в самой обычной жизни. Принцип справедливости можно считать одним из главных принципов человека, соблюдать его просто. Справедливость отличает две крайности – равенство и неравенство.
- У всех людей должны быть одинаковые права и свободы.
- Неравенства могут быть социальными и экономическими, и должны предоставлять преимущества для всех людей в равной степени.
Моральные принципы
Нравственные требования к обществу, которые необходимо придерживаться каждому, формируют принципы морали. Можно считать, что впервые они были озвучены в Библии в виде десяти основных заповедей. Современное общество придерживается других принципов морали, которые известны каждому человеку, это следующие тезисы:
- Человек является высшей ценностью (гуманизм).
- Необходимо бескорыстно помогать близким (альтруизм).
- Важно уметь сострадать и любить каждого (милосердие).
- Нужно стремиться, чтобы хорошо было всем вокруг (коллективизм).
- Надо понимать, что за каждое деяние последует соответствующее наказание (справедливость).
- Необходимо учиться терпимо относиться к чужому мировоззрению, религии, образу жизни (толерантность).
- Важно любить свою родину и быть готовым отдать ради нее все (патриотизм).
Как найти свои принципы?
Принципы можно представить в виде определенных границ, которые человек никогда не сможет перешагнуть, какие бы сложные обстоятельства не встретились на его пути, пока он движется к своей цели, соблюдение этих правил называют принципиальностью. Человек, который обладает таким качеством, как принципиальность, вызывает уважение, но ему нужно уметь находить компромиссы в реальной жизни. Чтобы понять, что такое принцип в своей жизни, найти свои собственные принципы, нужно задать два вопроса самому себе, которые касаются каждой ценности.
- Для примера можно рассмотреть важное для каждого человека чувство – любовь.
- Чтобы понять, что такое настоящий принцип, нужно спросить себя: «Чего я не смогу никогда сделать ради любви?», «На что я способен пойти ради своей любви?».
- Когда ответы на вопросы станут понятны, их нужно систематизировать в понятной, позитивной и приемлемой форме.
- Перебрав все в своей жизни, можно получить серьезный список персональных ценностей.
Предательство своих принципов
Если по пути к своей цели человек изменит своим принципам, победа над собой не принесет должного удовлетворения. Принципиальный человек всегда способен найти силы не отойти от своих очерченных границ. Многие считают, что изменить своим принципам равносильно предательству самого себя. Беспринципный человек ни у кого не вызывает уважения. С возрастом меняются не только люди, но и их окружения, жизненные обстоятельства, и случается так, что принципы в жизни человека сдвигаются. Это – нормальный путь человека к понятию и принятию самого себя в тех условиях, которые его окружают.
Предложения со словосочетанием НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ
Не имеет твёрдых нравственных принципов, требует все новых развлечений, удовольствий, не умерен в наслаждениях.
Нравственные принципы и правила поведения люди не вычитывают из книг, они их составляют сами, под влиянием столкновений с действительной жизнью.
Да, герой поступил неосторожно: он преподал девушке высокие нравственные принципы, которые он же стал склонять её нарушить.
И придерживайся благих нравственных принципов!
Она никак не соотносила эту свою слабость с теми нравственными принципами, которые закладывали в неё родители.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова пандемический (прилагательное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Обществознание исследует роль свободного выбора в становлении человека, занимается анализом ценностных систем и нравственных принципов.
Привычные нравственные принципы в значительной степени утрачивают свою обязательность.
Благогов?ніе къ Татьян? странно дожило до XX в?ка, живущаго нравственными принципами и семейнымъ укладомъ, весьма отдалёнными отъ ларинской морали.
Следовательно, и нравственные принципы не могли остаться без изменений.
Очень важно при определении потребностей ориентироваться на моральные нормы и нравственные принципы.
При одних и тех же обстоятельствах разные люди поступают по-разному в зависимости от своих взглядов, установок, привычек, нравственных принципов и т.
Здесь делается также попытка с помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования.
Её нравственные принципы основаны на традициях предков, законах гор.
Общая вера, общие нравственные принципы, общая культура.
Она о том, как и почему формируются воля, мышление, творческие способности и нравственные принципы ребёнка и что для этого может сделать педагогика.
Он брался только за те судебные дела, которые отвечали его высоким нравственным принципам.
Бусидо, таким образом, является сводом нравственных принципов, которым были обязаны следовать благородные воины.
Современная жизнь требует изменения многих традиций, правил поведения и нравственных принципов.
Например, отдельные методы политической деятельности не соответствуют христианским заповедям и нравственным принципам иных религий.
Определённый круг нравственных принципов, существуя в качестве нравственных норм, может и не закрепляться в праве.
Главный моральный принцип конкретизируется в общих нравственных принципах.
В авелевой цивилизации все равны перед законом, а неравенство перед законом противоречит моральным и нравственным принципам.
Многие философы обращались к теме соблюдения нравственных принципов государственной власти по отношению к своим подчинённым.
Изящная, добрая, как и все медицинские работники того времени, она излучала теплоту, отличалась высокими нравственными принципами, как отец.
В отличие от предыдущего типа, он предпочитает быть свободным от нравственных принципов и обязанностей.
Необходимо помнить, что прагматический выбор и следование нравственному принципу есть одно и то же.
Более того, социализация, в основном, обсуживает нравственный принцип, в ущерб биологическому.
Консультант должен различать свои собственные нравственные принципы и этику ответственности в решении профессиональных задач.
Виновато низкое духовное состояние человечества, так и не научившегося следовать извечным нравственным принципам, завещанным основателями всех мировых религий.
В условиях либеральной демократии общие нравственные принципы считаются необязательными.
Какими нравственными принципами он руководствуется?
Два вида взаимоотношений человека — с государством и с другими людьми — осуществляются согласно правовым и нравственным принципам, которые изучаются этикой.
Многих из указанных выше нравственных принципов и этических норм работник должен придерживаться и в отношениях с коллегами.
И всегда газеты писали о его высоких нравственных принципах.
Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т.
Не то чтобы такое поведение уже повсеместно считалось нормой, но в противоречие с моими нравственными принципами оно не вступало.
Но, главное, нравственные принципы, цена человеческой жизни, уважение к личному достоинству упали в восточнорусском обществе крайне низко.
Нет ничего естественнее, ничего проще тех нравственных принципов, которые я вам внушаю.
С помощью комплекса нравственных принципов он собирался направить человека на путь истинный, управлять им, воздействовать на него.
Вырос личностью, полной жизненных сил и руководствующейся нравственными принципами.
Построено новое государство — демократическое, вот только куда-то полностью ушли нравственные принципы, и начисто пропала честь.
Нравственные принципы по сути являются практически осуществимыми этическими положениями, которые разделяет индивид и которые он готов защищать.
Нравственные принципы помогают человеку принимать решения и уверенно действовать в сложных жизненных ситуациях.
Разум, готовый атаковать и тайну и чудо, отступает перед авторитетом исходных нравственных принципов человеческого общежития.
В дивизионных училищах проявилась тенденция к пренебрежению как учёбой, так и нравственными принципами.
Ригоризм | Чрезмерная строгость и прямолинейность в соблюдении принципов (обычно нравственных) 8 букв |
Ригоризм | Чрезмерная строгость, прямолинейность в соблюдении нравственных принципов, в поведении 8 букв |
Нравоучение | Внушение нравственных правил 11 букв |
Нравоучение | Поучение, внушение нравственных правил 11 букв |
Имморализм | Отрицание общеобязательности нравственных норм 10 букв |
Нравоучение | Поучение, внушение нравственных правил; наставление 11 букв |
Самоистязание | Причинение себе физических или нравственных страданий 13 букв |
Богатство | (перен.) Многообразие высоких нравственных качеств 9 букв |
Дегуманизация | Утрата духовных и нравственных ценностей общества 13 букв |
Монстр | Человек небывало дурных нравственных качеств 6 букв |
Моральные принципы
Принимая решение, формулируя точку зрения, человек руководствуется собственными моральными принципами, составленными на основе знаний, полученных на протяжении своего жизненного пути. Движущей силой данного принципа есть нравственная воля. Для каждой личности существует своя норма ее выполнения. Так, кто-то понимает, что нельзя убивать людей, а для кого-то лишать жизни нельзя не только человека, но и любого животного. Стоит отметить, что эта форма нравственных утверждений, принципов морали, может иметь одну и ту же форму и повторяться из поколения в поколение.
Высокие моральные принципы
Не будет лишним отметить, что главное – не знание основных моральных принципов человека, а их активное применение в жизни. Начиная свое формирование в детском возрасте, они должны перерасти в благоразумие, доброжелательность и пр. Фундаментом их формирования выступают воля, эмоциональная сфера, интеллект.
В случае, когда личность осознанно для себя выделяет те или иные принципы, она определяется с моральной ориентацией. И то, насколько будет она верна ей, зависит ее принципиальность.
Если говорить о высоких моральных принципах, то условно их можно разделить на три категории:
- «Можно». Внутренние убеждения индивидуума полностью соответствуют правилам, законам общественности. К тому же такие принципы не способны кому-либо навредить.
- «Нужно». Спасти тонущего человека, отобрать у вора сумку и отдать ее владельцу – все эти действия характеризуют моральные качества, присущие личности, побуждающие ее поступать определенным образом, даже несмотря на то, что это может противоречить ее внутренним установкам. В противном случае, она может понести наказание или такое бездействие способно нанести много вреда.
- «Нельзя». Данные принципы осуждаются обществом, кроме того, могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность.
Моральные принципы и, в свою очередь, качества человека формируются на протяжении всего жизненного пути во взаимодействии с другими людьми, социумом.
Человек высоких моральных принципов пытается определить для себя, что есть смысл жизни, в чем ее ценность, какой именно должна быть его моральная ориентация и что есть счастье.
При этом в каждом действии, поступке, любой такой принцип способен раскрыться с совсем другой, порой непознанной, стороны. Ведь мораль по-настоящему показывает себя не в теории, а на практике, в своей функциональности.
Моральные принципы общения
К их числу относятся:
- Осознанный отказ от личных интересов ради интересов других людей.
- Отказ от гедонизма, жизненных удовольствий, наслаждения в пользу достижения поставленного перед собой идеала.
- Решение общественных проблем любой сложности и преодоление экстремальных ситуаций.
- Проявление ответственности о заботе за другими личностями.
- Построение отношений с другими с точки зрения доброты и блага.
Отсутствие моральных принципов
Учеными Калифорнийского Университета недавно было доказано, что соблюдение моральных принципов говорит о том, что такие личности менее подвержены стрессовым атакам обыденной жизни, то есть это свидетельствует о их повышенной сопротивляемости различным заболеваниям, инфекциям
.
Тот, кто не удосуживается личностно развиваться, кто аморален, рано или поздно, но начинает страдать от собственной неполноценности. Внутри такого человека возникает чувство дисгармонии с собственным «Я». Это, вдобавок, провоцирует возникновение психического напряжение, что запускает механизм появления различных соматических болезней.
Читать книгу Этика: Шпаргалка Коллектива авторов : онлайн чтение
9. ЭТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СЧАСТЬЯ
Счастье – состояние длительного удовлетворения от пережитого наслаждения и полноты жизни. Оно сопровождает каждый момент человеческой жизни человека как проявления высшей ценности. Поэтому оно тесно связано с судьбой человека. Именно в смысле цели всех устремлений человека счастье понималось в эпоху античности.
Эвдемонизм – этическое направление, рассматривающее счастье как мотив и цель всех стремлений человека. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым того человека, чьи физические и духовные способности могли беспрепятственно развиваться. Представителями эвдемонизма в разное время были Сократ, Эпикур, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Л. Фейербах, Г. Спенсер и др. Основы учения о счастье были заложены и развиты античными школами эпохи эллинизма: стоиками, эпикурейцами и скептиками.
Счастье – бесстрастие и аскетический образ жизни, сопровождающийся отречением от земных чувств. В этом состоит суть понимания природы счастья стоиками. Основным принципом счастливой жизни, по их мнению, должна стать апатия. Апатия – независимость от чувств и страстей. Поэтому счастливый образ жизни – удел мудреца. Он всегда предан разуму, а его высказывания правильны и беспристрастны.
Счастье – свобода от страстей и бесстрашие перед смертью и смертельными муками. Таков был идеал счастливой жизни скептиков. Он основывался на принципе атараксии. Атараксия – нравственный принцип, согласно которому счастье заключается в душевном спокойствии и безмятежности. Путь к счастью лежит через следование другому принципу – принципу эпохе. Эпохе – воздержанность от суждений, за которой следовала бестревожность.
Счастье – стремление к наслаждениям и удовольствиям. Таково понимание счастья эпикурейцами, которые выделяли два вида счастья:
1) высочайшее счастье, принадлежащее богам, его невозможно приумножить;
2) счастье, достижимое для человека и допускающее умножение.
Эпикурейцы видели не в каждом наслаждении залог будущего счастья человека, но только в тех из них, которые соответствуют его разумной природе. Счастье невозможно для человека, который живет неразумно, так как разум – высшее благо для человека. Нравственный смысл счастья состоит в стремлении человека к радости, наслаждениям и удовольствиям, но только к тем, которые не наносят ущерба его духовному и физическому здоровью. Счастье ведомо человеческими желаниями, но не все они нравственно оправданы и часто достигаются в ущерб самому человеку и окружающим его людям. В ином случае стремление к счастью оборачивается несчастьем. Несчастье – черта характера человека, которая ведет к ошибкам, проступкам, невзгодам, болезням или потерям близких людей. Погоня за наслаждениями не гарантирует счастья и, наоборот, самоотречение является более близким путем к нему. В конечном итоге счастье является результатом добродетельной и согласующейся с нравственными ценностями жизни.
10. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК РЕГУЛЯТИВНЫЙ ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Справедливость – принцип, регулирующий взаимоотношения между людьми как членами общества по поводу распределения общественных ценностей, которыми являются свобода, благоприятные возможности, доходы, знаки престижа и уважения.
Аристотель, а вместе с ним вся этическая мысль различают два вида справедливости:
1) распределительная справедливость – распределение почестей, имущества и других материальных благ между членами общества по достоинству и пропорционально заслугам;
2) справедливость, связанная с обменом, – уравнивание сторон, которые участвуют в обмене, независимо от их достоинств.
В обоих случаях подразумевается согласие между членами общества относительно принципов их жизни. Эти принципы могут изменяться, но понимание справедливости зависит от того, какие правила установились в данном обществе. Их нарушение воспринимается как несправедливость.
Справедливость – принцип индивидуального поведения, который устанавливает предел произволу. Она требует соблюдения прав другого человека, непосягательства на личность и ее собственность. Главным требованием справедливости является уважение прав и достоинств людей. Она ориентирует человека на соблюдение им обязательств перед другими людьми. Обязательства могут быть представлены в виде юридических законов, конституционных прав, нравственных представлений.
Различие между справедливостью и несправедливостью устанавливается индивидуально для каждого индивида. Этот вопрос подробно обсуждается в диалоге Платона «Горгий». Справедливость рассматривается как равенство людей друг перед другом, выражающееся в совершении поступков, не нарушающих права и свободы других людей. Быть справедливым или нести наказание за несправедливость расценивается как счастье для человека, потому что тот, кто поступает несправедливо и остается безнаказанным, служит злу и даже не имеет представления о том, что является истинным благом. Неся наказание, человек избавляется от испорченности, омрачающей душу. В этом смысле лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее другим людям. Несправедливость – величайшее зло и для того, кто ее совершает, потому что не только делает его нравственно хуже, но и лишает возможности исправить собственные нравственные ошибки. По этой же причине несправедливость не может быть оправдана ни законом, ни обычаем.
11. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АНАЛОГИ МОРАЛИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Теория английского естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809–1882) об эволюционном происхождении видов путем естественного отбора привела к разработке нового подхода к проблеме зарождения морали и нравственности. Дарвин объясняет происхождение нравственного чувства из чувств общительности, которые существуют инстинктивно или врожденны уже у низших животных. Инстинкт общительности – чувство, которое доставляет удовольствие от пребывания в обществе подобных себе индивидов и испытываемого сочувствия или симпатии по отношению к ним. Сочувствие – чувство товарищества и взаимного испытания одинаковых впечатлений. В разной степени развитый интеллект побуждает животных и также человека стыдиться и испытывать неудовлетворенность по причине того, что общественный инстинкт уступил у них другим инстинктам. Причиной усиления общественного инстинкта и взаимной симпатии становится привычка. Из проведенных над жизнью животных наблюдений стало очевидным, что они способны сочувствовать не только в удовольствиях, но и в беде. Отсюда формируется представление о существовании у животных взаимопомощи как основы нравственности. Несмотря на потребность человека в развитии собственной индивидуальности и незначительность влияния на его жизнь общественных инстинктов, он представляет собой общительное существо. Способность сочувствовать своим сородичам сохранилась в подсознании человека и поддерживается разумом, опытом и желанием одобрения со стороны других людей.
Дарвин пришел к выводу об общественном инстинкте как об источнике развития всех нравственных начал. Его развитию немало способствовал естественный отбор вследствие его полезности для сохранения и развития вида. Естественный отбор входит в противоречия с инстинктом самосохранения и инстинктом привязанности родителей к своему потомству и одерживает верх. Однако это не препятствует взаимосвязи и взаимному развитию этих инстинктов. В человеческом обществе сила общественного инстинкта проявляется с наибольшей очевидностью вследствие способности людей испытывать чувство вины. Так, человек, который уступил естественному инстинкту самосохранения и не пожертвовал своей жизнью ради спасения другого человека, испытывает муки совести.
Нравственная совесть – чувство, свидетельствующее о наших прошлых проступках, воспоминание о которых заставляет испытывать чувство неудовольствия. Совесть является результатом борьбы, в которой не менее прочный и не менее постоянный личный инстинкт уступает более постоянному общественному инстинкту. Дарвин, знавший природу, обосновал довод о том, что общественный инстинкт сильнее личного инстинкта самосохранения. Это объясняется тем, что он поддерживается естественным отбором, и те виды, в которых он ослабевал, безжалостно истреблялись. Взаимная помощь внутри вида стала главной причиной его прогрессивного развития.
12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ПРИРОДЕ МОРАЛИ
В истории этики можно выделить три основных подхода к происхождению и природе морали.
1. Религиозная этика утверждает в качестве источника появления нравственных ценностей – норм, принципов, идеалов, основных этических категорий и способности человека следовать им – Божество. Бог оказывается необходимой инстанцией, которая придает морали ее всеобщий, абсолютный и неизменный характер и духовное значение. Божественное происхождение морали объясняется тем, что люди в силу своей телесной и чувственной природы не могут самостоятельно обуздать желания и страсти и обращаются к помощи Бога. Вера в Бога помогает следовать моральным принципам и выработать представления об истинной человечности. Вместе с тем человек является высшим творением Бога, и в нем присутствует Божественное начало, или склонность следовать моральным нормам.
2. Натуралистическая этика выводит нравственные требования и нормы из природы в целом и природы человека в отдельности. Однако найти критерии нравственности в природе невозможно без помощи разума, так как человеку свойственны и пороки, и добродетели. Разум позволяет определить меру и ценность того, что ведет человека к добру, а что к злу. В Новое время рассуждения о нравственной природе человека расходятся. Так, Т Гоббс видел в естественной природе человека только зло, которое следует обуздать общественным договором и законами. Ж. – Ж. Руссо и Г. Гроций, напротив, видели именно в естественной природе человека залог нравственности и общественного порядка. Прочное естественнонаучное обоснование этика получила после создания Ч. Дарвином теории эволюционного развития человека и природы в их органической взаимосвязи. В природе путем естественного отбора по принципу биологической целесообразности порождается многообразие природы, в том числе и человек с его нравственными способностями. В процессах приспособления к изменившимся условиям и естественного отбора выживают особи, обладающие биологически и нравственно полезными свойствами. Они передают свои навыки последующим поколениям. Нравственность обрела биологическую ценность и целесообразность.
3. Социально-историческая этика в вопросе о возникновении и формировании морали исходит из решающей роли труда и общественного производства. Трудовая деятельность привела к возникновению у человека речи и сознания, что способствовало очеловечиванию первобытного общества. Объединение людей в единое сообщество происходит на основах разделения труда и обмена его результатами. В процессе труда человек преобразует собственную природу и создает условия для творческой деятельности и развития. Социально-историческая этика рассматривает мораль как продукт общественного развития, основой которого являются общественные потребности и интересы.
13. МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ
Моральное сознание – совокупность моральных понятий и ценностей, характерных для определенной исторической эпохи. Оно характеризуется способностью все сделать объектом морального суждения и оценки, выражает общеисторическую потребность в признании личности в ее конкретном историческом проявлении и основывается на нравственном идеале личности. Нравственный идеал – воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе моральные добродетели и выступающего образцом для подражания. В моральном сознании личности нравственный идеал предстает как критическое отрицание несовершенной действительности и духовное ее преодоление. Он создает условия духовного развития личности на основе объединения моральных норм как высоких целей. Благодаря этому возможны правильная оценка моральных ценностей и обоснованность обращения к ним личности в своей деятельности. Нравственный идеал – результат общей моральной идеализации, которая выражает критическую неудовлетворенность действительностью и нежелание морали примириться с ее несовершенством. Моральная идеализация находит выражение в стремлении морального сознания к лучшему, идеальному типу взаимоотношений между людьми. Поэтому нравственный идеал задает ценностную ориентацию поступкам людей, выражающую исходную позицию человека, которой он придерживается на протяжении всей своей жизни. Ценностная ориентация личности обусловлена системой ценностей. Ценность – все, что признается наиболее значимым индивидом или обществом. Система нравственных ценностей включает следующие понятия: 1) добро – все положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с принципами гуманности; 2) нравственный долг – принятие человеком нравственных требований и ценностей в качестве личной задачи. Нравственный долг ориентирует человека на интересы группы, но они не всегда совпадают с его личными интересами и не всегда соответствуют моральным нормам; 3) совесть – способность человека нести моральные обязательства, контролировать и оценивать свое поведение. Руководствуясь собственной совестью, человек берет на себя ответственность за собственные представления о добре и зле, справедливости и долге; 4) достоинство – выражение представлений о ценности человека как о нравственной личности. Оно выражает требование уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его свободы в самоопределении и равенства в правах; 5) честь – признание и уважение человека в связи с его заслугами. Честь основывается на порядочности человека и соблюдении им прав других людей; 6) справедливость – выражение принципа долженствования в человеческих взаимоотношениях, который соответствует назначению человека. Человек, придерживающийся нравственных норм, способен достигнуть счастья; 7) счастье – осознание образа жизни человека, приносящего ему удовлетворение; 8) смысл жизни – признание значимости человеческой жизни и определение ее целей.
14. ПРИРОДА, ОСОБЕННОСТИ И КРИТЕРИИ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
Моральная оценка – одобрение или осуждение моральным сознанием явлений общественной и индивидуальной жизни. Моральная оценка позволяет установить соответствие общественных отношений и человеческой жизни требованиям морали. Вынося моральную оценку, человек подчас действует неосознанно, руководствуясь эмоциями, чувствами, интуицией, субъективным жизненным опытом или пристрастиями. Однако и в этих действиях он основывается на общих моральных ценностях, которые были им освоены ранее. Моральная оценка – осознанное ценностное отношение человека к действительности и установление ее нравственного смысла.
При анализе моральной оценки выделяют следующие ее элементы:
1) субъект моральной оценки – индивид или группа людей, которые обладают устойчивым общественным мнением, коллективным суждением по общественно значимым вопросам. Субъект высказывает суждения и активно воздействует на индивидуальную и общественную жизнь;
2) объект моральной оценки – все явления человеческой жизни, подвергаемые моральному осмыслению. Мораль задает гуманистический характер оцениваемым объектам. Поэтому объектом моральной оценки являются моральная деятельность и поступки человека, а также сферы экономики, политики, права и духовной культуры общества.
Моральная оценка оказывает косвенное воздействие на систему общественных отношений, формирует отношение людей к общественным событиям и изменяет их деятельность. Моральная оценка касается также моральных требований и ценностей в силу самосознания личности и принятия ею самостоятельных решений.
Характер и форма моральной оценки – реакция одобрения или осуждения индивида на происходящие явления общественной жизни. Она выражается в виде поощрительных или неодобрительных действий, симпатии и поддержки, неудовольствия или критики. Моральная оценка выражается в оценочных суждениях, таких, как честный, порядочный, мужественный, скромный, лицемерный, равнодушный, щедрый или гостеприимный. Основание моральной оценки – ценности и формы выражения моральных требований, которые устанавливаются по отношению к мотивам и установкам поведения, качеств характера, поступков человека, его жизненной позиции и общественной жизни в целом. К ним относятся нормы и принципы морали, моральные идеалы, понятия добра, справедливости, чести, достоинства и долга. Критерии моральной оценки – понятия, которые характеризуют моральную ценность индивидуальной и общественной жизни. Человек проявляет свои нравственные характеристики по отношению к другим людям, с которыми он вступает во взаимоотношения в обществе. Поэтому высшим и абсолютным критерием моральной оценки является общественно-историческая необходимость развития ценностей человеческой жизни, признания и обеспечения прав и свобод личности.
15. МОРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МОРАЛЬНЫЙ ПОСТУПОК И ОТНОШЕНИЯ
Моральная деятельность – показатель общественной значимости деятельности человека. Она проявляется в оказании гуманитарной помощи, в нравственном проповедничестве, моральном воспитании личности и любви к людям. На нее распространяются нравственные требования, и поэтому она подлежит нравственной оценке. Нравственная деятельность складывается из поступков, которые имеют собственную структуру. Моральный поступок – общественно значимое поведение человека, совершаемое сознательно и согласно личным мотивациям. Для моральной оценки поступка, т. е. установления его морального качества, важна ценностно-содержательная характеристика действия. Оценка охватывает поступок в его целостности и учитывает условия его совершения. Поэтому важно знать, как складывается моральная оценка поступка. Нравственная ценность поступка повышается по мере возрастания препятствия к его совершению и успешности в его преодолении. Поступок заслуживает высокой оценки в том случае, если для его совершения от человека потребовались максимальное приложение воли, умение и настойчивость. Поступок складывается из его мотивации, намерения и цели действия, средств для ее достижения и полученного результата. Намерения и цель выражают представления человека о предмете его поступка и формируют способ его совершения и результат. Основанием морального поступка является мотив. Нравственный мотив – личностное побуждение индивида к совершению поступка. Оно формируется под влиянием общества, но осознается личностью как часть собственного сознания, которое выражается в желании внести свой посильный вклад в обеспечение благополучного разрешения конфликта и в стремлении помочь втянутым в него сторонам. Нравственный мотив составляют идеальное желание и стремление человека к моральному поступку.
Содержание морального поступка – действия индивида, средства, условия, обстоятельства достижения нравственных целей и их результатов. Результат морального поступка – показатель нравственной ценности поступка для общества и его пользы для духовного развития личности.
Нравственные отношения – совокупность общественных отношений, мотивом которых являются моральные ценности и цели. В отличие от иных общественных отношений нравственные отношения выражаются в форме ценностей и образуют основу общественных отношений, которые входят во все общественные сферы – экономику, политику и культуру. Они несут в себе морально-ценное содержание и определяют поведение людей. В моральных отношениях человек занимает активную позицию, так как они возникают как результат его деятельности, и пассивную, так как он обязан освоить систему принятых в обществе нравственных норм и ценностей. Нравственные отношения формируют понимание человеком общественного блага – условия солидарности людей.
16. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ МОРАЛИ
Мораль – внутренний регулятор поведения человека, настраивающий его на соблюдение принципов человечности. Поэтому назначение морали состоит в духовном освоении действительности. Она необходима как надежное средство ориентации человека в сфере общественных отношений и ценностей, помогает регулировать поведение человека и всю систему общественных отношений в целях поддержания сотрудничества и сплоченности общества. Назначение морали находит конкретное выражение в ее функциях:
1) регулятивная функция – способность морали гармонизировать общественные отношения и формировать морально зрелую личность соответственно моральным ценностям и требованиям. Ценности и требования морали выступают в качестве способа осознания обществом своих потребностей и необходимости совершенствоваться. Общество представляет свои интересы с позиции долга, так как индивидуальные интересы ближе человеку, а общественные воспринимаются в качестве перспективы. Успех выполнения моралью своей регулятивной функции зависит от способности человека принимать общественные требования как свои личные мотивы поведения. Эта задача упрощается, если в обществе устанавливается относительное равновесие интересов и потребности человека признаны и гарантированы обществом. В этом важную роль играет высокий духовный уровень развития человека, помогающий ему правильно воспринять нравственный долг;
2) оценочно-императивная функция морали выражается в отражении действительности с точки зрения долга. Мораль устанавливает и оценивает соответствие поступков человека принципам моральных ценностей и определяет нравственные качества поступка;
3) воспитательно-гуманистическая функция морали – приобщение человека к системе моральных ценностей, духовных идеалов и развитие в нем моральных чувств, которые выражаются в способности сопереживать, сочувствовать и милосердствовать. Эти чувства определяют сущностную черту человека – человечность;
4) познавательная функция морали – способность морали отражать действительность с точки зрения нравственного долженствования и принципов человечности. Мораль как познавательная сфера ориентирует человека на будущее и предъявляет к нему требования долженствования, которые, как кажется, невозможно выполнить в действительной общественной ситуации;
5) идеологическая функция морали – способность морали усиливать политические позиции одной стороны и ослаблять позиции другой. Это осуществляется посредством представления о целесообразности действий, гуманности и справедливости одной из сторон и критики своекорыстных и расчетливых действий другой стороны.
Все функции морали взаимосвязаны и пересекаются. Регулирование обществом возможно при условии выработки требований и ценностей морали, оценочного отношения и воспитания в человеке потребности в духовном совершенствовании.