Как написать сторителлинг: Как написать сторителлинг для бизнеса? Пошаговый план и чек-лист – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

Как написать сторителлинг для бизнеса? Пошаговый план и чек-лист

 
 

 Сегодня нас ждет полное погружение в бизнес-сторителлинг и правила его написания. Эта статья будет глотком свежего воздуха для тех, кто уже безуспешно пытался самостоятельно освоить приемы написания продающих историй. Я тоже в свое время попробовал изучить вопрос с наскока.

Не получилось. Слишком уже рыхлой и сложной оказалась информация. Несмотря на массу книг о сторителлинге, они почти не работают. По крайней мере, в моем случае. Скорее, наоборот, запутывают и усложняют то, что можно сказать значительно проще.

Литераторы обожают наводить туман и лить воду. Увы. Нам важно научиться создавать  классные истории для компаний. Вот и все. А это не так сложно.

Как и у любого формата копирайтинга, у сторителлинга есть конкретные правила, которые всегда можно уместить в формат статьи. Именно этим мы сегодня и займемся.

Без миллиона сложных терминов и размытой теории. Только конкретика, которая позволит вам создать свой первый сторителлинг сразу же после прочтения материала. Обещаю.


Что такое сторителлинг? простое определение

Сторителлинг для бизнеса – это умение создавать информационный контент в стиле «история» по вполне конкретному алгоритму, который несет в себе абсолютно четкий посыл к прочтению.

Если ваш текст не читают, значит, вы создали не историю. Вот так просто. Остальное от лукавого.

Проблема в том, что в Рунете принято называть сторителлингом все, что хоть немного отличается от стандартных текстов.

Рассказ в ярких красках о товаре? Считаем историей. Описание эмоций или каких-то действий? Не жалко, пусть тоже будет. В итоге выходит огромная куча всего подряд, где от настоящего сторителлинга в лучшем случае треть.

Как понять, что перед нами именно продающая история, а не пустая болтовня? В любой настоящей истории есть несколько этапов развития сюжета:

  • Завязка.
  • Описание проблемы.
  • Решение проблемы.
  • Финал.

Это необходимый минимум для бизнес-истории. То есть, если вы пишете текст, где есть эти компоненты, то вы уже создаете продающий сторителлинг. 

Если же вы пишете 300 предложений по типу « Духи N вкусно пахнут. Они изысканы, словно царский подарок. Даже шейхи, собираясь в гости, не гнушаются презентовать такое чудо своим друзьям. В 1989 году за коллекцию таких духов на аукционе заплатили $ 1 млн. », то это не история. Увы. 

Это просто описание товара в художественном стиле.  Оно не имеет никакой психологической силы и не втягивает нас в материал за счет интереса к формату «была проблема – победили проблему».

Виды и форматы сторителлинга для бизнеса

История должна что-то продавать, и это не обязательно какой-то товар или услуга. В данном случае под словом «продавать» имеется в виду создание фона, при котором читатель вам поверит и заинтересуется вашей историей.


Цель сторителлинга в бизнесе может быть любой, от сближения с покупателем и извинений за ошибки до продаж продуктов или установления факта первенств в нише.

Вот основные варианты использования историй для компаний:

  • Истории брендов, Тексты «О компании», миссии и так далее. 
  • Бизнес-сторителлинг как контент-стратегия, продающий, рекламный инструмент. 
  • «Обрезанный» сторителлинг для усиления материалов. 

А вот основные форматы сторителлинга для бизнеса:

  • Вирусные истории
  • Инструкции и советы
  • Опровержения и объяснения
  • PR-истории
  • Прямые продажи
  • Укрепление бренда и узнаваемость продукта
  • Отстройка за счет историй
  • Промо-истории

Сумеете рассказать о товаре, бренде, услуге, личности в формате «решение проблемы и победа», значит, вы создали продающую бизнес-историю. Скатитесь в рассказ «ни о чем», значит, просто написали никому не нужный текст. 

Истории для бизнеса: пошаговый план из 7 этапов

Итак, у нас конкретная задача: создать задел для сторителлинга по вполне определенному шаблону, который бы вписывался в рамки обязательных этапов. Про обязательные этапы (этакий скелет) мы говорили в прошлом разделе. Напомню его еще раз:

  • Завязка.
  • Описание проблемы.
  • Решение проблемы.
  • Финал.

Теперь же нам нужно наполнить структуру продающей истории живым содержанием. Для этого существуют расширенные этапы, которые нужно использовать при написании.

Этап 1. Предыстория. Можно начать с нее. Проблема, ситуация, общее описание того, что предшествует рассказу. На этом этапе мы знакомим читателя с собой или тем, о чем будет рассказывать. 

Этап 1.2. Герой. А можно начать сразу с героя. Рассказываем о герое, его чаяниях и целях. Важно помнить, что рассказывать о герое без предыстории можно, но вот развивать предысторию, не вспомнив о герое, – нельзя. Герой для нас обязателен. Это основа.



 
 

 
 

Совет: не слишком затягивайте с вступлением. Понятно, что вы любите свой товар, услугу или что вы там описываете, куда больше читателя. Понятно, что вам хочется много о них говорить. Но важно помнить: начало любой продающей истории – это еще и самый опасный момент вовлечения.

Начнете впадать в словоблудие, потеряете читателя. Словоблудие в середине текста не так страшно: там человек уже не жалеет потерянного времени, он уже заинтересован. Поэтому уйдет не так скоро. В начале же бизнес-истории, если его что-то не устроит, он уйдет со скоростью Ferrari.

Так что не более 2-3 абзацев по 3-5 строк. Этого хватит.

Этап 2. Спойлер. Необязательный этап.

Намекните, чего хочет достичь герой и чего добьется. Нужно, чтобы читатель понял, что примерно всех нас ждет в финале.

Этот этап в сторителлинге для бизнеса порой пропускают, если хотят сохранить интригу. Но если решите использовать, то повысите заинтересованность читателя в разы. Особенно классно работает в случаях, когда «сначала все было кисло». Человеку будет просто интересно «как же выберутся эти ребята, а ну-ка …».

Совет для 2 этапа. Как можно дать спойлер? Вот несколько вариантов спойлеров в сторителлинге для бизнеса:

  • Когда мы только начинали, и даже простой счет за электричество был проблемой, вряд ли кто-то мог подумать, что через 5 лет каждый сотрудник получит в подарок Land Cruiser. Просто так, за верность.
  • Первые 300 пар обуви мы продавали почти 7 месяцев … . Если бы кто-то сказал, что через 2 года те же 300 пар будут продаваться примерно за 5-6 часов, мы бы кинули в шутника большущим камнем.


  • Это сегодня к нам обращаются десятки холдингов и крупных компаний, а в начале работы даже звонок от мелкого ИП был событием.

Этап 3. Проблемы. Враги. Потери и прочие препятствия. На этом этапе нашему герою (компании, товару, услуге и так далее) хорошенько дают по заду. Не нужно бояться, что читатель испугается и бросит.

Главное, как и в случае с начальными этапами, – не слишком затягивайте, но при этом и не слишком смягчайте. Бить должны в полную силу.

Совет. Проблема должна быть не для галочки, а серьезная. Но при этом – реальная. То есть проблема «качество хромало» вполне нормальна. А вот проблема «качество было идеальным, но не абсолютно» уже мимо. Это не проблема, а мишура.

Этап 4. Все совсем плохо. Необязательный этап. Можно вообще украсть надежду у читателя на хороший финал и максимально закрутить интригу, если использовать приемы «явный проигрыш»: мы обанкротились, товар массово возвращали, директор пытался прыгнуть с моста.

Помните, что если вы пользуетесь приемом сторителлинга “все совсем плохо”, то для возвращения «в строй» тогда нужны мощные аргументы.  Здесь очень-очень важно не завраться.

Совет. Не перегрузите читателя проблемами окончательно. Все же вы пишете историю победы, а не скорбную повесть. Да, проблемы должны быть. Да, ухудшать можно, но все же постарайтесь сохранять лучи оптимизма на всем протяжении вашей бизнес-истории.

Этап 5. Начало Борьбы. Ниже уже некуда, но наш герой принял решение победить: он поднимается (весь в синяках и грязи), чтобы наконец-то избить обидчика как следует.

Совет. Начните с малого. С раскачки. Пусть читатель почувствует вкус малых побед, и только потом дадите победы посерьезней.

Этап 6. Победа. Главный герой избивает врага (проблемы). Смачно. Так, что за него становится радостно всем читателям.


Совет. А вот тут не жалейте красок и дайте все так, чтобы я, как читатель, сказал «молодчины».

Этап 7. Бонусы. Необязательный этап. Дополнительные выгоды победы. Герой получает королевство, открывает новые рынки в Азии, становится ТОП-100 в Forbes, делает самые дешевые подгузники, находит новые идеи и так далее.

Совет. Не переборщите с бонусами. Это как с преимуществами в продающем тексте: лучше дать 2-3-4 хороших и сильных преимущества, чем закидать десятком «для счета». Эмоции не вызвать числом, здесь важнее качество.

Важные уточнения. Обязательны в сторителлинге для бизнеса:

  • Не пытайтесь рассказать всему миру, какие вы прекрасные. Не нужно превращаться в глянец. Продающие истории создаются не для этого;
  • Пользуйтесь убедительно-позитивным или разговорным стилем (читаем книгу «Тексты, которым верят»). Вы пишете не отчет в совет директоров, а материал, который будут читать

    с удовольствием!

  • Не бойтесь выглядеть «обычными парнями», на самом деле это – круче всего.

5 лучших сюжетов сторителлинга 

В специальных книгах и статьях я встречал настолько запутанные сюжеты историй, что от них, скорее, впадаешь в ступор, чем реально получаешь пользу.

Нам не нужно писать книгу. Нам не нужно делать сценарий психологического триллера. Мы всего лишь создаем простой и понятный каждому сторителлинг для нужд бизнеса, а потому подойдут старые-добрые методы, которые подвластны всем.

Ниже указаны 5 универсальных сюжетов, которых вполне хватит, чтобы рассказать любую продающую историю. Выбирайте что-то на ваш вкус и действуйте: 

  • Гадкий утенок. Мы были маленькими и некрасивыми, но потом выросли и стали чудесными»

  • Сложная победа. У компании было много проблем и конкурентов, мы с ними боролись, и наконец-то победили
  • Первооткрыватели. Мы видели, что не существует того, что мы могли бы сделать. И вот мы это сделали
  • Решение проблемы. Была такая проблема, которую мы хотели обязательно решить. И решили
  • Комедия. Ребята, мы такие забавные и неловкие, мы так много ошибались, но все же мы справились!

Чек-лист и вопросы

Итак, история написана. Этапы использованы. Хорошие парни победили плохих. Нам осталось лишь задействовать специальный чек-лист для сторителлинга, чтобы убедиться, что все сделано как надо.

Для тех, кто не знает. Чек-листы нужны для того, чтобы сверять текст с обязательными пунктами чек-листа. Если что-то не совпадает, дорабатываем. Если все совпадает, значит написанный нами сторителлинг подходит для бизнес-задач и будет работать. 

А вот и сам чек-лист:

  • Начинайте с проблемы или описания героя;
  • Героем может быть компания, продукт, услуга и вообще что угодно;
  • Расскажите о главной цели. Что вы хотели добиться, к чему стремились? Читатель должен понимать, что будет в конце хотя бы примерно;
  • Решения и действия должны быть логично обоснованы и естественны;
  • Слишком много проблем, если они естественны? Пойдет;
  • Не выдумывайте проблем на пустом месте по типу «весь мир волновала судьба упаковки для копченых угрей»;
  • Диалоги допустимы, но без фанатизма;
  • Режьте второстепенные детали, если они уводят в сторону;
  • Финал вы должны знать заранее, никаких «поздних решений»;
  • Не бойтесь признавать ошибок и говорить о проигрышах;
  • Не делайте выводов за читателя. Не нужно после «в итоге наш продукт заказали 3 000 000 компаний» писать еще целый абзац о том, какие вы хорошие. Сахар вреден, если чрезмерно;

И немного вопросов:

  • В вашем сторителлинге  есть проблема, преодоление, конфликт и финал?
  • Не слишком ли много эмоций и уходов в сторону?
  • Не слишком ли много цифр и фактов?
  • У вас точно определен герой, вы его описали хоть минимально?
  • Вы точно уверены, что достаточно описали героя, чтобы читатель за него переживал?
  • Ваш герой не слишком идеален?
  • Вы не пытаетесь объяснять, почему именно герой так поступил?
  • Эта история интересна не только вам и компании?
  • Не слишком ли много параллельных сюжетов?
  • Вы точно не пытаетесь что-то продавать прямо в истории или как-то стараться влиять на читателя?

Все проверили? Все нормально? В таком случае ваша история точно стрельнет.

И помните, что сторителлинг для бизнеса – не так сложен, как его пытаются представить. Просто сохраните эту статью для будущей работы, и когда нужно будет написать историю, действуйте по пунктам. 

Добра вам!

 

 

P.S. А напоследок – запись вебинара, на основе которого и была создана эта статья. Посмотреть стоит обязательно, поскольку кое-что из того, что говорится в видео, в статью не попало по причинам экономии места. Плюс  – дополнительно там есть вопросы и ответы. 

 

PGlmcmFtZSB3aWR0aD0iMTAwJSIgaGVpZ2h0PSIxMDAlIiBzcmM9Ii8vd3d3LnlvdXR1YmUuY29tL2VtYmVkL1dUYk9uVVp0ZFRJP2F1dG9wbGF5PTAiIGZyYW1lYm9yZGVyPSIwIiBhbGxvd2Z1bGxzY3JlZW4+PC9pZnJhbWU+

 

 

Никто не идеален. У нас тоже случаются опечатки. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо за помощь!

 
 

Петр Панда

Руководитель проекта “Панда-копирайтинг” и Университета копирайтинга. Создатель убедительно-позитивного стиля. Автор нескольких книг о копирайтинге

Часть 2. Сторителлинг. Как написать хорошую историю

Сказки были первыми историями, которые мы слышали. Из них мы узнавали, что нужно быть храбрыми и сильными, как прекрасные принцы; что хитрыми и коварными быть плохо; и что добро всегда побеждает зло. Истории, рассказанные в форме сказки, были простым способом объяснить, что важно в жизни.

Сейчас мы взрослые люди, но кто сказал, что наш мозг перестал верить в сказки?

Когда что-то непонятно и нужно разобраться самостоятельно, к кому вы обратитесь — к человеку, который проще объясняет или к именитому специалисту, который разбрасывается сложными терминами, как будто пытается вызвать демона?

Думаю, выбор очевиден — вы пойдете туда, где понятнее донесут информацию.

Так вот сторителлинг поможет наглядно продемонстрировать ценности.

Зачем нужна история?

Почему нужно рассказывать истории? Потому что они оказывают эмоциональное влияние на слушателя.

На самом деле, решение о покупке всегда принимается эмоционально, а потом уже мозг подгоняет факты, чтобы это казалось рационально обоснованным. Используя историю, вы напрямую обращаетесь к эмоциям покупателя, минуя лишнее рациональное звено.

Отличную историю человек запоминает надолго. Если хотите, чтобы ваш бренд узнавали — расскажите историю: она останется в голове у людей даже тогда, когда выветрятся все 133 убедительные причины, почему ваш товар лучше.

А если удастся зацепить своей историей за живое, то люди будут пересказывать ее, делиться с другими.

Часть 2. Сторителлинг. Как написать хорошую историю

Ваша история станет вирусной и распространится сама. О вас узнают даже те, на чье внимание вы и не рассчитывали.

Основные составляющие истории

Если я попрошу вас вспомнить какую-нибудь историю, вероятнее всего, вы начнете мне пересказывать недавно просмотренный фильм. Фильмы — один из самых распространенных случаев сторителлинга.

Чтобы научиться использовать силу историй для бизнеса, давайте обратимся к одному из самых опытных рассказчиков — Джону Труби. Это известный голливудский сценарист, режиссер и преподаватель кинодраматургии, который участвовал в создании более 1000 киносценариев.

В своей книге “Анатомия истории” он рассказывает об основных элементах хорошего рассказа.

Вот из чего он должен состоять:

  • Герой. Создавая героя для своей истории, сделайте его таким, чтобы слушатели сопереживали ему. Не сочувствовали, не жалели, а именно сопереживали. Это значит, что люди должны понимать мотивы поступков героя, представить себя на его месте. Между слушателем и героем должна возникнуть эмоциональная связь. Именно герой толкает историю вперед.

Часть 2. Сторителлинг. Как написать хорошую историю

  • Слабость/Нужда. У героя повествования должна быть какая-то слабость. Ему  должно чего-то недоставать, и из-за этой слабости возникает нужда — то, что герой должен в себе исправить, чтобы жить лучше.

  • Цель —  то, что герой хочет получить. В большинстве случаев он добивается цели, и этим удовлетворяет свою нужду.

  • Оппонент — противник героя. Это не обязательно враг. Оппонентом может быть просто другой человек, который стремится к тому же, что и герой. Противника нужно понимать как элемент структуры, как функцию в сюжете.

Часть 2. Сторителлинг. Как написать хорошую историю

  • План. У героя должен быть план действий — как устранить противника и достичь цели.

  • Схватка. В середине истории герой и противник сражаются, пытаясь одержать победу. Конфликт разгорается и приводит к финальному столкновению. Эта схватка и должна решить исход истории.

  • Прозрение. Тяжелая схватка помогает герою понять что-то важное о себе. Прозрение подразумевает, что герой сбрасывает маску, осознает свои истинные потребности.

  • Новое равновесие. На этом этапе никаких стремлений у героя больше нет. Нужда удовлетворена, однако есть важная перемена —  новое равновесие лучше, чем старое.

Использование на практике

Эти приемы постоянно используют в своей рекламе гиганты мирового рынка. Например, компания Sainsbury’s, вторая по величине торговая сеть Великобритании, выпустила рождественский ролик, который моментально разлетелся по всему интернету.  

Давайте посмотрим и проанализируем все приемы, которые использованы в нем.

  • Герой —  милый, домашний, обыкновенный, такой, как все. С ним очень легко себя ассоциировать и сопереживать ему.

  • Слабость/Нужда — он немного неуклюжий, неловкий. Ему нужны друзья, которые его поддержат. А кому они не нужны?

  • Цель — весело отпраздновать Рождество.

  • Оппонент — неудачное стечение обстоятельств.

  • План — сюжет развивается стремительно, время ролика ограничено, поэтому никакого плана нам не показывают. Ситуация решается по воле судьбы. Неудачные обстоятельства сменяются удачей.

  • Схватка — когда, казалось бы, все потеряно, на помощь приходят друзья.

  • Открытие — Рождество — семейный праздник. Когда мы вместе — мы сильнее.

  • Новое равновесие — Герой счастлив, потому что рядом люди, которые заботятся друг о друге. В сравнении со старым равновесием — до пожара семья отмечала бы праздник в узком кругу, а после пожара нам показывают более широкое понятие семьи — это не только наши родные, но и неравнодушные люди, которые нас окружают.

Теперь вы можете создать свою историю по аналогии. Методика проста: сначала придумайте конец истории — что должен почувствовать и понять Герой?

А потом развивайте сюжет в обратном порядке: создайте соперника, сформулируйте стремления и нужды Героя.

Часть 2. Сторителлинг. Как написать хорошую историю

Так вы не пропустите ничего важного, и все действия будут логичными и обоснованными.

Чью историю можно рассказать?

Теперь о том, как использовать все это для своего продвижения.

О чем можно рассказать?

Напишите о своих клиентах. Пусть один из них станет героем истории. Не обязательно рассказывать, как клиент решил свою проблему с помощью вашего продукта. Можно написать, как ваш клиент научил вас чему-то новому: обратился с жалобой, которая помогла улучшить ваш сервис, подсказал идею или новое решение старой проблемы.

Расскажите о продуктах. Представьте ваш продукт в качестве героя истории, и расскажите ее от лица продукта. В рекламе масса примеров: крошки Sorti, разбивающие жир в пух и прах; Мистер Пропер, с которым веселей и в два раза быстрей. Часть 2. Сторителлинг. Как написать хорошую историю

Уверена, ваш продукт тоже будет выглядеть впечатляюще в роли героя.

Опишите своих сотрудников. Покажите, как они стараются ради своих клиентов.

Поведайте историю о компании, ее создании и основателе. Когда покупатели знают, с чего все начиналось, зачем вы делаете свою работу, с какими трудностями вы столкнулись по пути оттуда сюда, и как вы их преодолели, люди становятся лояльнее к вам, начинают вместе с вами радоваться успехам, становятся неравнодушными.

И вот маленький секрет. Хорошая история рассказывает обо всем этом сразу — и о том, кто покупатели, и о том, как вы к ним относитесь, и о том, какой продукт предлагаете.

Для вдохновения

Зная все это, понимаешь, какую хитрую штуку провернули ребята из Sainsbury’s: запустив ролик про кота, в котором вроде бы ничего не рекламируется, они создали ассоциацию, что работники магазинов — тоже члены семей своих покупателей, ведь они неравнодушны и заботятся о них.

Если хотите больше узнать о том, как рассказывать истории, прочитайте:

Аннет Симмонс Сторителлинг. Как использовать силу историй

Джон Труби Анатомия истории

А еще вот ролики от Apple и Nike для вдохновения. Попробуйте проанализировать, какие приемы сторителлинга в них использованы.

Хороших историй вам и вашим клиентам!

Автор: Алина Медведева

как написать вдохновляющую историю • Редактор • Журнал для авторов, сценаристов, копирайтеров и журналистов

Сторителлинг, написание или рассказ захватывающих и вдохновляющих историй переживает очередное перерождение. Сторителлинг используется как составляющая контент-маркетинга, сторителлинг используется в PR при формировании положительного образа человека, компании или продукта.

Что делает сторителлинг таким привлекательным сегодня?

Люди устали от продающих текстов и обрывков информации, которую социальные сети вываливают на них. У многих сейчас нет времени на чтение художественных книг, но при этом остается потребность в переживании (или даже «проживании») жизни главного героя со всеми его трудностями, конфликтами, проблемами, поражениями и, конечно, победами.

И сторителлинг предоставляет нам такую возможность.

Теперь давайте разберем, как создать историю, которая будет по-настоящему захватывающей и вдохновляющей.

Пропустите вводную часть

Большинство авторов начинают рассказывать историю слишком далеко от того места, где собственно начинается история. Предложение за предложением, абзац за абзацем они аккуратно подводят читателя к самому главному.

Только вот оказывается, что вести уже некого — заскучавший читатель ушел в другое место, туда, где не тянут резину.

Начните сразу с середины, ближе к концу, так, чтобы читатель сразу погрузился с головой в происходящее. Чтобы история захлестнула его и не дала возможности прекратить чтение.

Покажите конфликт

Что я имею в виду под словом «конфликт»? В сторителлинге — конфликт, это сознательное действие героя, которое идет в разрез с другими интересами, такими как интересы другого человека, группы людей, компании, государства и пр.

Конфликт — это то, что заставляет нас все время спрашивать «А что же будет дальше?» и именно желание найти ответ на этот вопрос и оставляет читателя на странице.

Конфликт также позволяет показать, а почему, собственно, герой действует именно так, как он решил. Что им движет на самом деле? Какие его истинные цели?

Добавьте личного

Это не значит, что вам надо раскрывать информацию о себе. Добавьте свое отношение, мнение, свою точку зрения, интерпретируйте факты не так, как это принято делать в обществе, а так, как это сделали бы вы, оказавшись на месте героя.

Читатель прекратит чтение, если история, которую вы рассказываете, ему известна. Как вы помните, он читает для вдохновения, мотивации, для получения положительных эмоций и не потерпит, чтобы ему подавали подогретый вчерашний пирог вместо свежего круассана на завтрак.

Опишите героя

Герой, даже если его роль выполняет неодушевленный предмет, живой. Он совершает поступки, у него намерения, цели, мечты, страхи.

Для того, чтобы читатель смог симпатизировать герою и хотеть прожить его жизнь, нужно, чтобы он хорошо представлял, как герой выглядит, как он говорит, какие у него жесты, какой у него характер.

Дайте читателю подробности, чтобы он смог нарисовать в своей голове образ героя. Не надо волноваться, что у каждого человека будет свой образ — это нормально.

Обнажите детали

Ничто лучше не передает обстановку, чем характерные детали. У каждой вещи есть имя, предметы и людей можно сосчитать, температуру можно измерить и так далее. Чем больше конкретики, тем ярче в голове читателя будут создаваться истории.

Все будет хорошо

В сторителлинге история может закончиться как поражением, так и победой героя. Если перед вами не стоит цели потерять читателей, то заканчивайте историю на положительной ноте. Не надо морализировать концовку, пусть читатель сам сделает выводы.

Эти выводы должны вдохновить его на действие и если история будет иметь положительный конец, то это будут «действия к», а не «действия от» в случае плохого конца.

Зажгите спичку

Теперь давайте добавим немного волшебства, того, что часто вызывает слезы на глазах читателей, что позволяет им раз за разом думать, что есть еще на земле хорошие люди и животные (животные всегда хорошие) и что жить здесь и сейчас — прекрасно.

Что это может быть? Что угодно, озарение, совпадение, знак, сигнал, звук, записка, взгляд, — что-то, что подожжет бикфордов шнур конфликта и приведет к его развязке. И эта развязка изменит героя, после нее он станет другим человеком, человеком, которую захочется не только симпатизировать, но и подражать.

10 советов по сторителлингу: как написать историю, захватывающую дух

10 советов по сторителлингу

Можно долго изучать способы влияния на людей, а можно один раз изучить искусство рассказывания историй – сторителлинг. Этому умению уже тысячи лет, но только в последние годы оно стало отдельной нишей. Этот навык пригодится всем, кто так или иначе воздействует на людей устным или письменным словом. И если вы один из них, то эти 10 советов по сторителлингу точно для вас. Наши рекомендации помогут сделать вашу историю яркой, живой и запоминающейся. А теперь читайте и беритесь рассказывать свои истории с новыми знаниями.

1

Вводите в действие с первых слов

Пожалейте читателя. Каждый день ему приходится видеть десятки заголовков и читать массу текстов. А ведь еще нужно и лайк поставить, и коммент написать, и кофе глотнуть в перерыве. Не стоит утруждать его еще и длинным введением. Начинайте экшн с самых первых слов. Потом можно и местность обрисовать, и контекст, и героя. Но влюбить своего читателя вы должны с первого взгляда, ведь конкурентов у вас слишком много.

2

Добавьте деталей

Простота и быстрое развитие действия очень важны для захвата внимания читателя. А вот для его удержания вам нужно создать живую и яркую историю, и к тому же достоверную. Для этого в историю нужно добавить деталей. Например, какую-то яркую особенность внешности героя, которая делает его запоминающимся. Или несколько штрихов об особенностях места действия. Воссоздайте в воображении читателя запахи, звуки, формы – он должен прочувствовать ваш рассказ. Но не переусердствуйте. Детали – это специи к истории и их нужно использовать в меру.

3

Рассказывайте историю через личность

История должна вызывать эмоции. Лучше всего эмоции вызывают люди. Значит, в вашем повествовании должны быть люди, даже если вы рассказываете о вещах. Ничто не помешает их очеловечить, наделить личностью и характером. Покажите, как эта личность прошла свой путь, как она изменилась или изменила кого-то другого. И как в результате получила заслуженное – награду или наказание.

4

Наделите героя недостатками

Времена, когда идеализированные герои завоевывали сердца и умы, остались в прошлом. Сейчас нас больше интересуют такие же люди, как и мы, со своими достоинствами и недостатками. Если в своей истории вы рассказываете о каком-то продукте, не бойтесь вынести на поверхность его недостатки. Это только увеличит доверие читателей и сделает вашу историю правдивой.

5

Создайте конфликт

Конфликт – двигатель истории. Он сталкивает два или больше элемента, и в результате получается что-то новое. Он выводит героя из равновесия и за этим становится интересно наблюдать. Хочется узнать, чем все закончится, чья сторона победит. «Кот лежит на коврике» – это не история. А вот «Кот лежит на коврике собаки»– уже то, что надо. Конфликт не обязательно возникает с другим героем, он может быть внутренней борьбой или связан с окружающим миром. Борьба человека с природой – классический тому пример.

6

Визуализируйте свою историю

Зрение – самый важный канал восприятия информации. А в контексте сторителлинга – это мощнейшее оружие в войне за человеческое внимание. Правильно подобранный визуал настраивает на определенное настроение, заинтересовывает, задает ожидания от текста, делает его объемным и ярким. Вспомните, как в детстве вы любили книжки с картинками. Они казались куда интересней скучных «взрослых» книг, не так ли? Со временем вы научились воспринимать сплошные полотна текста. Но ваш мозг все так же любит картинки. И ваш читатель тоже.

7

Используйте естественный язык

Если ваш герой общается сленгом – не вычищайте его речь. Она должна звучать естественно, так, как люди говорят в обычной жизни. Однако не стоит уклоняться и в другую сторону – не используйте специальные термины. То, что может быть непонятым, будет непонятым. Пишите просто, без канцеляризмов и сложных конструкций. Перечитайте текст вслух, и если какие-то места кажутся чересчур искусственными, перепишите их.

8

Показывайте, а не рассказывайте

Профессиональные писатели знают, что писать (или рассказывать) нужно не фактами, а образами. Если вы описываете процесс жарки бекона, то не говорите о сковороде, которая стоит на плите и в ней жарится бекон. Опишите шкворчание расплавленного жира и вызывающий слюнки запах. Заставьте работать воображение читателя – и вы надежно привяжите его к своей истории.

9

Делайте намеки

Это простой способ захватить внимание читателя и заставить его прочитать историю до конца. Возбуждайте любопытство, слегка приоткрывая будущее. Работают даже грубые намеки вроде: «Он и не подозревал, к чему приведет это решение», «Но все оказалось куда интереснее». Иногда можно использовать туманный спойлер, сказав о будущем хэппи-энде (или наоборот). Читателю все равно будет интересно, что именно произошло. Только уж позаботьтесь о том, чтобы в конце действительно не разочаровать его. Вставляйте намеки ближе к середине истории, когда он в нее погрузился и не будет бросать на полпути.

10

Не рассказывайте мораль истории

Хорошая история всегда имеет определенный смысл, цель, идею. Она должна что-то говорить читателю и побуждать его к действиям. В хорошей истории авторы иногда сами раскрывают идею прямым текстом. Они говорят что-то вроде: «Мораль этой истории такая-то и такая-то, а потому вы должны делать то-то и то-то». В идеальной истории читатель сам приходит к нужному заключению. А уж если он самостоятельно сделал такой вывод, то и скорее с ним согласится и предпримет соответствующие шаги. Не превращайтесь в ментора. Расскажите историю, а читатель пусть сам сделает свой выбор.

Выводы

Хорошая история вовлекает читателя с первых слов, погружая его в достоверную реальность. Она рассказывает о личности, которая меняется в процессе борьбы. Читатель сопереживает ей, потому что видит самого себя. История говорит образами, а не фактами, при этом она должна иметь визуальные элементы и естественный вид. А еще идеальное повествование разжигает любопытство, но не рассказывает о своей идее прямо. Читатель должен сам сделать выводы и предпринять действия. Например, изучить искусство сторителлинга поглубже, что можно сделать на нашем курсе.

Желаем удачи, т пусть ваши истории всегда будут запоминающимися!

рекомендации по написанию ярких историй

Так устроена психика человека — мы слушаем выдуманные и реальные рассказы с большим интересом. Раньше люди собирались вокруг опытных путешественников, которые травили байки о своих приключениях. Теперь большинство слушателей и читателей ищут такой контент в интернете. Например, популярный паблик «ВКонтакте» «Подслушано», где собраны самые разные истории, насчитывает более 3,5 млн подписчиков. Это ещё раз доказывает тот факт, что люди любят контент подобного рода.

Но ещё с помощью рассказов можно продавать. Как? Мы расскажем о том, какие истории положительно повлияют на продажи, и как их правильно писать. Но для начала давайте познакомимся с самим понятием сторителлинга.

Истории акцентируют внимание читателя на нужных идеях

Истории акцентируют внимание читателя на нужных идеях

Что такое сторителлинг

«Сторителлинг» переводится с английского языка как «рассказывание историй». Как он помогает продавать?

Цель рассказа — захватить внимание читателя и провести его через весь текст к призыву к действию.

Чтобы читатель вник в суть истории, необходимо активизировать его правое полушарие. В отличие от левого, отвечающего за логику и анализ, правое обрабатывает невербальную информацию: образы, символы, ассоциации. Также правое полушарие больше связано с эмоциями, а именно они побуждают человека что-то купить. Поэтому, рассказывая историю, наполненную нужными образами и ассоциациями, которые понятны читателю, вы стимулируете появление у него нужных эмоций. В результате читатель становится вашим клиентом.

После того, как человек выслушал ваш рассказ, он невольно начинает вам больше доверять. Следовательно, вы сможете убедить его принять вашу точку зрения или побудить выполнить определённые действия — подписаться, заказать, купить.

Среднестатистический человек лучше запоминает интересную историю, чем объяснение или свод правил. Этим свойством нашей психики успешно пользуются маркетологи, копирайтеры, авторы книг. Необходимо захватить внимание читателя с первых слов и удерживать его на протяжении всей истории. Так формируется симпатия или антипатия к героям и доносится основной мотиватор — купить, приобрести, повысить свой статус, выделиться среди толпы.

Истории — это не надоевшая активная реклама. Рассказ формирует у читателя ощущение сопричастности событиям, сочувствия к героям, ненавязчиво вызывает необходимую реакцию и поведение. Выработан стереотип: истории — это хорошо, в них не может быть подвоха, им можно доверять. А следовательно, читатель доверяет и вам, рассказчикам.

К сторителлингу относится не только история в соцсетях или на сайте компании. Киножурнал «Ералаш» и рекламные ролики — это тоже пример сторителлинга. Где ж ещё можно встретить столько интересных историй!

Где и для чего используется сторителлинг в коммерции?

  • Истории помогут увеличить продажи и повысить доверие к вашей компании.
  • Это способ демонстрации экспертности компании, эффективности её работы. Прочитав, как кто-то успешно воспользовался вашими советами и изменил жизнь к лучшему, люди воодушевятся и захотят сделать так же.
  • В работе с клиентами. Например, в индустрии туризма интересные рассказы о приключениях, необычных развлечениях, местном колорите мотивируют туристов путешествовать по незнакомым местам.
  • С помощью сторителлинга передаются традиции компании, осуществляется мотивация сотрудников, формируется лояльность к бренду, подчёркиваются ценности или правила. Например, среди тех, кто работает в компании IKEA, распространяются истории об Ингваре Кампраде, основателе этого успешного бизнеса. Он ездит на общественном транспорте, останавливается в трёхзвёздочных отелях и летает в эконом-классе. Кампраду хочется узнать, что волнует простых людей, чем они живут. «Я думаю о деньгах, которые собираюсь потратить на себя, и спрашиваю, могут ли клиенты IKEA позволить себе такие расходы», — так говорит Ингвар.
  • Сторителлинг может стимулировать деловую активность в какой-либо области экономики или рынка. Это достигается путём распространения историй успеха личностей или компаний. Примером такой истории успеха может служить биография Стива Джобса, сооснователя корпорации Apple Inc.

Метод сторителлинга: применение

Чтобы истории получались захватывающими и действенными, необходимо правильно их составлять. Что следует писать и как это делать?

Что писать

В истории должны быть: идея, яркий главный герой, чёткая структура (сюжет), картинки, увлекательный стиль написания. Легче всего воспринимаются истории с конфликтами, трудностями, неразрешимыми проблемами.

Продумайте связь вашей истории с той мыслью, которую хотите донести до читателя. Вы можете подчеркнуть пользу вашего продукта, его необычное свойство. Если речь идёт о продвижении бренда — расскажите его историю с необычной точки зрения. Например, драже Tic Tac превращается в самых разных героев — пчёлок, человечков, пиратов.

Добавляйте яркие запоминающиеся детали: описание внешности участников событий, погоду, повторяющиеся забавные фразы героев.

Подумайте, чего именно вы хотите достичь с помощью истории.

  • Хотите внести вклад в формирование лояльности потребителей к бренду? Напишите рассказ о том, как создавалась ваша компания, как происходит процесс создания товаров или выполнения услуг.
  • Нужно обратить внимание клиентов на определенные группы товаров? Придумайте историю, как ваша продукция успешно решили проблемы покупателей.
  • Необходимо привлечь внимание к вашей компании? Напишите забавную историю о том, как клиенты неправильно использовали товар, что из этого получилось.

Так читатели запомнят текст лучше

Так читатели запомнят текст лучше

Как писать

  • 1. Определите свою целевую аудиторию. Что ей интересно читать? В каком стиле это должно быть написано? Каким героям ваши читатели будут сочувствовать?
  • 2. Интригуйте с первых строк. Например: «Она выбросила пистолет в реку и засмеялась».
  • 3. Не раскрывайте сразу все карты — постепенно подогревайте интерес читателя, сообщая ему новые подробности.
  • 4. Не делайте рассказ длинным, не сообщайте лишних утомляющих подробностей. Иначе читатель устанет и не дойдет до самого главного момента.
  • 5. Придумывайте яркие заголовки. Они привлекают внимание. Можно использовать цитаты из рассказа, цифры, провокационные заявления и вопросы.

Следуя этим правилам, не переусердствуйте. Слишком креативные истории, понятные только вам, никто не оценит. А если вовремя не раскрыть интригу, то читатель потеряет интерес и не дойдёт до сути вашего предложения.

В истории должны быть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Начиная рассказ, обозначьте проблему клиента, чтобы он проникся вашей историей. Пусть герой не будет идеальным, лучше заставьте читателя отождествлять себя с главным героем — люди любят слушать о самих себе.

Развивая сюжет, интригуйте. Пусть ваши читатели предугадывают ход развития событий или немного ошибаются. Постоянно держите их в напряжении. Используйте короткие, ёмкие фразы.

Дойдя до кульминации, ненавязчиво призовите читателя к действию, если это позволяет история. Кульминация рассказа должна быть яркой, зрелищной.

После этого в развязке наградите читателя напоследок интересным фактом, неожиданной концовкой истории.

Мотивируйте его сделать что-то прямо сейчас: положить товар в корзину, оформить заказ, зарегистрироваться на сайте. Для облегчения задачи, разместите необходимые кнопки на видном месте.

Но не всегда обязательно следовать этой структуре: история, идущая изнутри, даже созданная не по канонам, привлечёт внимание читателя, заставит задуматься. Давайте вспомним рассказы из 4–6 слов, например, «Пассажиры, сейчас с вами говорит не капитан» или «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Одна фраза — а сколько эмоций за ней скрыто. Да и воображение начинает работать в полную силу.

Ещё несколько советов

  • Не навязывайте своё мнение. Пусть будут просто факты, события и поступки героев. Читатель сам сделает выводы и самостоятельно примет решение купить то, что вы предлагаете.
  • Влияйте на эмоциональную составляющую. Используйте сильные глаголы, яркие прилагательные.
  • Используйте метафоры, необычные сравнения.
  • Пишите кратко. Делайте подзаголовки. Иллюстрируйте картинками. Ваш рассказ должен легко восприниматься читателем даже при беглом просмотре страницы сайта или буклета.

Станьте не ментором, а другом, советчиком, тем самым опытным путешественником, который дружелюбно травит байки, сидя у костра. Искренность, правдивость, жизненность рассказов всегда подкупает слушателей. Тогда люди станут доверять вашим историям, извлекать из них пользу и, вероятнее всего, станут вашими клиентами.

Что делать с историей?

Итак, вы написали хорошую историю, построенную по всем правилам. Что делать дальше? Опубликуйте её в блоге на своем сайте, расскажите её в соцсетях, ссылайтесь на неё в текстах. Это поможет привлечь внимание аудитории и повысить её доверие к вашей компании, что положительно повлияет на продажи и на репутацию бизнеса в целом.

Как написать захватывающую историю: метод сторителлинга в обучении

Содержание статьи

Чему учат мумий-тролли и плащ-невидимка?

Художница и писательница, Туве Янсон, создала чудесный мир милых созданий мумий-троллей, любивших приключения и свою семью. «Каждый нуждается в том, чтобы время от времени рассказывали хорошую историю», – говорят ее персонажи.

Почему нам так нужен вымысел и может ли он чему-то научить? Истории увлекают своим сюжетом, оставляя в памяти незабываемое впечатление. Рисуя в воображении образы, мы «живем» вместе с героями. Именно поэтому истории – один из лучших способов передачи знаний и жизненного опыта.

«Сторителлинг» (от англ. «storytelling») – рассказывание историй. Метод, который широко применяется в обучении.

Представьте, вы сидите на уроке физики в школе. Учитель говорит о законах оптики, преломлении света. Вам скучно и не очень понятно. Но вдруг он начинает рассказывать о невидимости из «Гарри Поттера». Интересно? Еще бы, кто не мечтал о возможности становиться невидимкой? И вот на уроке вам объясняют, насколько это реально и какие научные разработки ведутся уже сегодня.

К сожалению, этот пример не из моей школьной жизни, а из книги Митио Каку «Физика невозможного». Уверена, с таким подходом, сегодня я бы помнила из курса физики нечто большее, чем формулировку зазубренного первого закона Ньютона.

А что если и во время уроков предлагать такие сравнения, приводить примеры и рассказывать истории? Вы только заговорили про плащ-невидимку, а аудитория уже представляет себя на месте героя и внимательно слушает сложные законы физики.

«Это было во второй день моей работы, когда…»

Необыкновенная история: корпоративное обучение при помощи сторителлинга тоже превращается в интересный и эффективный процесс. Весь секрет в том, чтобы «научить, не уча», рассказывая поучительные истории и передать корпоративный опыт и знания новичкам.

Вообразите, вы — новый работник крупной фирмы. Офис с длинными коридорами, множество фигур проносятся мимо с бумагами. Стараетесь казаться «своим», но понимаете, что даже не помните имен будущих сослуживцев. А вам еще предстоит в одиночку осилить скучный 50-страничный доклад о фирме и подготовить документы.

Гораздо лучше, если вас понимающе хлопают по плечу. Оборачиваясь, вы видите почтенного бухгалтера в очках с линзами толщиной с бух отчет. «Это было во второй день моей работы, когда…», и он рассказывает и о фирме, и, как сумел разобраться в весьма непростом вопросе, сохранив очень ценного клиента во время своего испытательного срока. История вдохновляет, вызывает интерес к фирме, формирует знания о работе, помогает лучше понять элементы корпоративной культуры.

В корпоративном обучении сторителлинг упрощает отношения в коллективе, заметно сокращает количество конфликтов, повышая самооценку сотрудников.

Сторителлинг, как метод обучения

Красиво, действенно, увлекательно, но надо понимать, не каждая рассказанная или прочитанная история – сторителлинг!

  • Смысл и содержание. История должна соотноситься с реальностью, с жизненным опытом. Неизменные атрибуты: развивающийся сюжет, герои и «приправа, которая создает вкус» – метафоры.
  • Цели и выводы. Хорошая история воздействует и на эмоции, и на разум. Она должна содержать понятную идею, ради которой она и рассказывается.
  • Качественное оформление. Никто не будет читать простыню текста. Информацию, историю преподносят изысканно. Лучше, например, представить идею интерактивно: в презентации.
  • Слушатели и аудитория. История должна быть услышана или увидена. При публикации разместите материал на сайте, добавьте ссылку в соцсетях, тогда сторителлинг сработает на широкую аудиторию.

«Сторителлинг», как метод корпоративного обучения, заключается в том, чтобы делиться с коллегами рассказами о руководстве, сотрудниках, об успехах и неудачах. История успеха мотивирует, достижения героев побуждают к действию.

Дистанционный сторителлинг

Есть также ряд причин, почему рассказ так эффективен в электронном обучении. Он не только помогает мотивировать учащихся, но также позволяет им чувствовать себя эмоционально связанными с предметом.

Красиво поданная история в курсе дистанционного обучения эффективно повышает навыки и расширяет базу знаний обучающихся. Рассказ может «перенести» в другое пространство и оставляет в памяти запоминающийся след.  И ученики школы или ВУЗа, и работники самых разных организаций от нефтегазовой сферы, до кулинарии, и соискатели вакансий, повышающие уровень квалификации дистанционно, могут усвоить новые знания проще, интереснее.

Непобедимые преимущества: визуальное оформление, возможность поделится с обширной целевой аудиторией и «место для шага вперед» – внесения новых историй в обучающий курс.

При таком подходе срабатывает комплексное воздействие на восприятие: красочный рассказ дополняют визуальные образы, музыка, интерактивности: шкала времени, 3D- книги, тесты, вопросы и творческие задания. Как следствие – позитивный опыт и успешное усвоение материала.

Как рассказать историю дистанционно?

Не всегда возможно на ходу определить действенность историй, ведь дистанционный рассказчик не наблюдает за реакцией аудитории, поэтому содержание должно быть глубоким, а материал не скучным. Истории в e-learning – просты, что позволяет избежать смысловой перегрузки, и не слишком коротки, что сохраняет реальную пользу и значение сказанного.

iSpring использует сторителлинг в своей практике. В компании, программы которой популярны в 155 странах мира, уверены, красочные истории-курсы помогают оптимизировать процесс обучения.

Электронный курс Электронный курс

 Программы iSpring позволяют создать и внедрить систему обучающих материалов с «живыми» героями, аудио и видео, а также поделиться с аудиторией, не ограничиваясь рамками одной учебной группы, города и даже страны. Согласитесь, делиться интересной и мудрой историей со слушателями в виде красочной презентации за пару кликов – и удобно, и приятно!

Курс Холодные звонки Курс Холодные звонки

Полезное преимущество сторителлинга – с первого дня увлечь нового сотрудника и помочь усвоить корпоративные ценности, историю фирмы, принятые правила, вовлечь в процесс работы легко и непринужденно. В любой сфере обучить сотрудников с разным опытом работы становится просто. Используйте это, расскажите историю!

«Давным–давно, в городе со странным названием на букву «Й» появилась на свет новая компания iSpring. Тогда еще никто не знал,что…» – так началась история iSpring, а как начинается ваша?

Если вам понравилась статья, дайте нам знать  —  нажмите кнопку Поделиться.

А если у вас есть идеи для полезных статей на тему электронного обучения  —  напишите нам в комментариях, и мы будем рады поработать над новым материалом.

Cторителлинг в Инстаграм + примеры историй

Где-то год назад Инстаграм захлестнул и всё ещё не отпускает тренд сторителлинга. Инструмент гениальный, но в руках аматоров доводящий до сведения пальцев, которые судорожно ищут кнопку «Отписаться».

Давайте разберемся, что это за зверь такой – сторителлинг в целом и для Инстаграма в частности, и как использовать его так, чтобы не навредить себе и бизнесу. А поможет нам в этом Инесса Резанова, автор блога Scripted.me, профессиональный сценарист («1+1», канал «Украина», проекты «Х-Фактор» и «Україна має талант» на СТБ и др.). Передаем ей слово.

По сути своей сторителлинг – это искусство рассказывать истории. И поверьте, хорошая история способна творить чудеса. Тем, кто говорит, что в век технологий всё сводится к логике, и главное правильно выстроить аргументацию, можно уверенно отвечать, более 90% решений мы принимаем на бессознательном уровне. А бессознательное наше откликается не на факты и цифры, а на знакомые детали, ощущения и воспоминания. И мы начинаем эмоционально реагировать.

Сторителлинг в примерах: как надо?

Популярный сервис аренды квартир и комнат Airbnb отказался позиционировать себя так, как это делает его конкурент Booking. Вместо фокуса на конкретных квартирах, ценах и акциях команда уже давно строит свой маркетинг на историях о людях. Вот так может выглядеть их обычный пост.

Cторителлинг в Инстаграм

«В паре кварталов от центра города Пуэбло приезжие наслаждаются вкусным завтраком, накрытым хостами Луисом и Малу во дворе дома, построенного в годы революции. Неспешное утро с кофе и ужины, приготовленные по рецептам поваренной книги, составленной в 19-м веке одной из прабабушек Малу – в гостях у владельцев этого дома живут история, традиционная еда и местный колорит».

Силу истории понимает и идейный вдохновитель тревел-девичников Girls In Travel Юлия Савицкая. Её клиентки покупают туры, потому что тоже хотят оказаться героиня подобных рассказов.

Cторителлинг в Инстаграм

Сторителлинг: как не надо?

Однако многие трактуют термин «история» неверно. Изливая в постах душу и делясь личными подробностями, искренне недоумевают, не получая «плюсов» в карму и доходов от продаж: «Что? Я ведь рассказала историю! Личную!». Спасибо за эмоциональный эксгибиционизм, но желательно – без него.

История пишется не для того, чтобы пощекотать самолюбие автора, какую бы супер большую попу он ни накачал (купите авторский фитнес-курс), как бы мужественно ни пережил расставание со второй половинкой (коучинг по вере в себя надо – не надо?), и т.д. Я вам больше скажу: желательно, чтобы за историей автора такового и не было. История пишется для читателя. Он должен увидеть в ней себя. Всё, что требуется от автора – поместить читателя в текст, где все точки идентификации щёлкнут, и возникнет правильная эмоция.

Сторителлинг: как сделать так, чтобы было надо?

«Смешно требовать от истории достоверности. Кусок жизни – это то, что вы можете получить задаром перед входом в кинотеатр. А драма – это жизнь, из которой вырезано всё скучное», — сказал Хичкок. Пользуемся советом режиссёра и чётко выстраиваем границы между обычной жизнью и инстаграмной. Это полезно по двум причинам. Во-первых, люди и события, о которых вы пишете, перестанут восприниматься вами как люди реальные, а станут считываться бессознательным как персонажи. Так и должно быть.
Во-вторых, зная границы между жизнью инстаграмной истории и вашей личной, вы сгоряча не выдадите в сеть слишком много личного.

Всё это можно даже прописать, кроме шуток. Какие они – место действия, время и персонажи вашей инстаграмной реальности? Какими качествами наделены? Почему о них важно рассказывать? Какую ценность они несут для читателя?

Ну а теперь, когда границы отстроены, вот вам инструменты для создания хорошего сторителлинг-поста для Инстаграм

Событие — без него никуда

В посте что-до должно происходить. Желательно здесь и сейчас, но рассказ может быть и о чём-то, что уже свершилось. Главное, должны быть заявлены обстоятельства, о которых молчать невозможно. И еще, не усложняйте. Одно простое действие. Такой принцип лежит в основе даже трёхчасовых фильмов, что уж там о коротких постах в соц.сетях.

Само по себе событие ничего не стоит, если в нём нет действующего лица. Их может быть и несколько, но один обязательно будет главным, и вы дадите ему больше характеристик. Герой обязательно должен что-то делать. Мы не верим словам. Но мы многое узнаём из поступков. Действие – основа драмы.

Эмоция — вторая обязательная составляющая хорошей истории

Погруженный в событие герой действует, и мы не можем оставаться нейтральными по отношению к этому действию, именно потому что оно эмоционально окрашено. Маркерами эмоции могут быть прилагательные, поступки героев, или пунктуация – троеточия, восклицательные знаки. Вот с этими последними нельзя переборщить. Одного знака восклицания вполне достаточно.

Деталь делает рассказ правдоподобным

На парах по теории литературы наша преподавательница мучила нас примером из романа Пруста «По направлению к Свану», где главный герой, вспоминая детство, думает о пирожном «Мадлен», и о том, что никогда уже не будет так вкусно, как тогда, потому что тогда это было ново. У меня сейчас без эпичной размашистости Пруста, но именно эта деталь с пирожным помогла автору составить в голове читателя яркую картинку о детстве героя. И частично о его характере.

Это базовые, обязательные составляющие. Я шокирую, если скажу, что когда писала телесценарии, от меня троицы «событие-эмоция-действие» требовали в каждом предложении, не то что в целой истории?

А теперь практика

Давайте рассмотрим историю местных из Пуэбло, о которых рассказал в своём посте сервис Airbnb. «В паре кварталов от центра города Пуэбло приезжие наслаждаются вкусным завтраком, накрытым хостами Луисом и Малу во дворе дома, построенного в годы революции.» Это СОБЫТИЕ.

Главное ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО поста – не гост и не дом, который сдаётся в аренду, а Малу. Это её руками приготовлен завтрак. Это у неё дома хранится старинный сборник рецептов (ДЕТАЛЬ). Косвенно это она ответственная за неспешное утро, местный колорит, наслаждающихся атмосферой гостей – всё это подробности, пробуждающие эмоцию. Причем заметьте, в посте нет ни слова вранья. Вас не обманывают, продавая то, чего нет. Автор просто выбрасывает из жизни этой самой обычной пары владельцев дома в каком-то городе Пуэбло всё самое скучное. И оставляет концентрат.

Сторителлинг в Instagram Stories

Те же Airbnb, кстати, прекрасно используют сторителлинг и в сториз. Ну вы знаете этот функционал – туда обычно наваливают чего ни попадя. Но маркетологи сервиса, пользуясь знанием драматургии и шаблонами, по которым может развиваться история, выстраивают из коротких картинок полноценные рассказы. Вот вам скриншоты одного из таких постов пошагово.

Стори 1: Сегодня #TravelTuesday. Где мы?

Cторителлинг в Инстаграм

Стори 2: Подсказка: город славится своей любовью к кофеину, местные рекомендуют начинать день с flat white из Market Lane Coffee.

Cторителлинг в Инстаграм

Стори 3: Подсказка: После утреннего кофе направляйтесь в сторону Хозье лейн, чтобы посмотреть на яркий городской стрит-арт.

Cторителлинг в Инстаграм

Стори 4: Ну что, угадаете? Мельбурн в Австралии, или Манчестер в Англии.

Cторителлинг в Инстаграм

Стори 5: Мы в Мельбурне, Австралия.

Cторителлинг в Инстаграм

Стори 6: Празднуем запуск #AirbnbExperiences в Мельбурне!

Cторителлинг в Инстаграм

Стори 7: Теперь с помощью нашего сервиса вы можете заказывать у местной, Лили, погружение с аквалангом в водах Morning Peninsula Pier.

Cторителлинг в Инстаграм

Стори 8: В компании ещё одного местного, Райана, познакомиться с семьёй кенгуру.

Cторителлинг в Инстаграм

Стори 9: Смахните вверх, чтобы узнать обо всех предложениях по #AirbnbExperiences в Мельбурне. Ну и о местах, где можно остановиться.

Cторителлинг в Инстаграм

История даёт нам то, чего не может дать ни одна реклама – полноценное погружение в мир, отличающийся от рутины. В мир, где живут эмоции, которых нам всем очень не хватает. Я профессионально работаю со сторителлингом уже больше десяти лет. Очень часто за эти годы я и видела, как за хорошей, правильно рассказанной историей, шли тысячи. Ваша инстаграмная необязательно должна быть эпичной. Но вы четко должны знать, публикуя её, какой эмоции хотите добиться, ради чего рассказываете.

Я бы наврала, если бы сказала, что вот знаний из этого поста достаточно. Как раз напротив – я большой противник упрощений, которые сегодня сплошь и рядом: «Всего за полтора месяца наших интенсивов вы станете профессиональным писателем!», «Запишитесь сегодня на тренировки – через месяц попа будет как орех!», «Моя программа научит вас уже через месяц зарабатывать много!» Базовые навыки и мастерство – эти два понятия теперь часто путаются.

Желающие стать хорошими сторителлерами могут почерпнуть полезной информации и из классических шаблонов, которыми пользуются рассказчики. Я о трёх таких пишу в посте «Сторителлинг для бизнеса». Ну и просто книги, конечно. Митта, «Кино между адом и раем» — начать можно с неё.

Текст: Инесса Резанова, автор блога Scripted.me
Фото: Инстаграм-профили @airbnb и @keepeyesopen

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *