Как общественное мнение влияет на человека: изучение, формирование, влияние, результаты, роль, виды, примеры, проблема, мораль – Что такое общественное мнение как социальный феномен?

Содержание

Что такое общественное мнение как социальный феномен?


Общественное мнение - методы манипулирования общественным мнением и массовым сознанием

Употреблять данный термин стали сравнительно недавно, а сам феномен наблюдался во все исторические эпохи. О нем говорили Платон, Аристотель и Демокрит, а Г. Гегель развернуто описал общественное мнение. В 20 веке сформировалась его социологическая концепция и на сегодняшний день ученые разных стран исследуют его сущность, роли и функции.

Что такое общественное мнение?

Точного определения этого понятия нет. В общих чертах им можно назвать совокупность суждений, которые вырабатывает и разделяет широкий круг людей. Феномен общественного мнения наблюдался еще у примитивных народов и помогал регулировать жизнь племен. Дискуссии по поводу трактовки этого понятия продолжаются, но с каждым годом оно становится все более «демократичным», выступая отражением происходящих в обществе процессов. Оно стало проявлением политического поведения и методом влияния на политику.

Общественное мнение в социологии


Речь идет об общественном сознании, которое явно или скрыто выражает свое отношение к событиям, происшествиям и фактам общественной жизни, отражая позицию всего коллектива по проблемам, интересующим всех. Общественное мнение как социальный феномен обладает целым рядом функций:

  1. Социального контроля. Мнение общества может поспособствовать или затормозить реализацию правительственных решений.
  2. Экспрессивной. Путем выражения определенной позиции общественное мнение может контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность.
  3. Консультативной. В результате проводимых опросов населения можно разрешить ту или иную проблему, вынудить представителей политической элиты принять более взвешенное решение.
  4. Директивной. Изъявление воли народа при проведении референдумов.

Общественное мнение в психологии

Мнение общества как лакмусовая бумажка отражает реальность и оценивает ее. Это некий срез духовной жизни людей, ведь высказывая свое мнение, они одобряют или осуждают что-либо или кого-либо. Формирование общественного мнения приводит к выработке единой оценки и соответствующего ей поведения в данной конкретной ситуации. Общество состоит из самых разных групп и структур. В семьях, производственных коллективах, спортивных организациях складывается внутреннее мнение, которое по сути является общественным.

Противостоять ему очень сложно, ведь любой человек становится беззащитным, окруженный враждебными суждениями. Как показывает практика, хватает 10% единомышленников, чтобы остальная масса людей примкнула к ним. Общественное мнение играет огромное значение в жизни людей: оно предоставляет информацию об окружающем мире, помогает адаптироваться к особенностям того или иного социума и влияет на информационные потоки.

Общественное мнение и массовое сознание

Этот социальный институт вырабатывает шаблоны поведения, направляя действия людей в привычное русло. Нередко человек, имеющий собственное мнение, поступается им ради мнения большинства. Взаимосвязь таких понятий, как массовое поведение и общественное мнение описала Э. Ноэль-Нойман, открыв так называемую «спираль молчания». Согласно этой концепции люди с позицией, противоречащей общественным установкам, «замолкают». Они не высказывают свою точку зрения, боясь остаться в меньшинстве.


Этот универсальный регулятор присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека – экономической, духовной, политической. Это скорее неформальный, чем социальный институт, поскольку он регулирует поведение субъектов в социуме через систему неформальных норм. Чтобы количественно определить общественное мнение, используются всевозможные опросы, анкеты и пр. В настоящий момент это неизменный атрибут любого демократического общества.

формирование общественного мнения

Как формируется общественное мнение?

Его образование происходит под действием самых разных факторов – слухов и сплетен, мнений, убеждений, суждений, заблуждений. При этом очень важно, чтобы предмет обсуждения имел значение для большого количества людей и предусматривал многозначность толкований и различных оценок. Желающим знать, как создается общественное мнение, стоит ответить, что не менее важно иметь необходимый уровень компетенции, чтобы обсуждать проблему. Стоит отметить влияние интернета на общественное мнение, государства, СМИ, личного опыта людей.

Методы манипулирования общественным мнением

Такие способы призваны подавить волю граждан и направить их мнения и побуждения в нужное русло. Манипулирование общественным мнением предусматривает:

  1. Внушение.
  2. Перенос в общую систему частного случая.
  3. Оперирование слухами, домыслами, непроверенной информацией.
  4. Использование метода, носящего название «нужны трупы». Это эмоциональное зомбирование с применением темы секса, насилия, убийства и т.п.
  5. Манипуляция общественным мнением предусматривает выбор меньшего из двух зол.
  6. Замалчивание одной информации и пропаганда другой.
  7. Фрагментация – разделение информации на отдельные части.
  8. Метод «Геббельса», при котором ложь выдают за правду, постоянно ее повторяя.
  9. Мистификация.
  10. Астротурфинг. Искусственное управление общественным мнением с помощью специально нанятых людей.

Роль пропаганды в формировании общественного мнения

Политика невозможна без пропаганды, ведь она формирует систему политических убеждений и направляет действия людей, вырабатывая в их сознании необходимые ориентиры. Процесс формирования общественного мнения преследует цель соединить теоретическое и обыденное политические сознания и интегрировать нужные представления о политике. В результате человек делает свой выбор инстинктивно, «на автомате». Такое воздействие квалифицируется как негативное, если оно искажает нравственные критерии и нормы, вызывает психологическую напряженность, дезориентирует группы людей.


Влияние СМИ на общественное мнение

Главный метод воздействия СМИ на людей – стереотипизация. Она предусматривает создание иллюзорных стереотипов – иллюзий, мифов, стандартов поведения, которые призваны вызвать у человека нужную реакцию в виде страха, симпатии, любви, ненависти и др. СМИ и общественное мнение тесно взаимосвязаны, ведь первые могут создать ложную картину мира, используя манипулятивные возможности и приучить людей безоговорочно принимать на веру все, о чем говорят на телевидении, радио и т.д. В основе мифов лежат стереотипы, а на них базируется любая идеология.

Влияние общественного мнения на человека

Мнение общества воспитывает «морально чистых» его членов. Общественное мнение и слухи формируют и прививают определенные нормы социальных отношений. Человек учится нести ответственность за свои слова и поступки перед социумом. Спрашивающим, как общественное мнение влияет на человека еще, стоит заметить, что оно воспитывает и перевоспитывает, формирует обычаи и установки, традиции, привычки. Но при этом оно влияет на людей и негативно, «прессуя» их, заставляя жить с оглядкой на то, «что скажут люди».

методы манипулирования общественным мнением

Боязнь общественного мнения

Каждый человек боится мнения общества, боится критики, что подрывает его инициативу, подавляет желание двигаться вперед, развиваться и расти. Страх общественного мнения очень трудно подавить, ведь человек не может жить вне общества. Вследствие отсутствия идей, мечтаний и стремлений жизнь становится серой и унылой, а для некоторых личностей последствия могут быть фатальными, особенно если с оглядкой на мнение людей жили родители и в таком же духе воспитали и ребенка. Боязнь критики делает человека безынициативным, слабохарактерным, застенчивым и неуравновешенным.

Зависимость от общественного мнения

Людей, полностью свободных от мнения окружающих, нет. Самодостаточные личности повержены ему в меньшей степени, а вот люди с обилием комплексов и низкой самооценкой страдают больше других. Интересующимся, кто больше всего зависит от общественного мнения, можно ответить, что это люди скромные, безвольные, зацикленные на себе. Скорее всего, в детстве родители совсем не хвалили их, а постоянно унижали и умаляли достоинства. Страх общественного мнения выше истины, целей, карьеры, любви.



Как перестать зависеть от общественного мнения?

Это непросто, но все реально, когда есть желание. Тем, кто интересуется, как избавиться от общественного мнения, нужно просто понять, что каждый человек уникален и не похож ни на кого другого. А еще большинство людей слишком переоценивает интерес к своей персоне. На самом деле люди не так часто обращают внимание на кого-то. Никто не хочет выглядеть в глазах других смешным, жестоким, глупым или непрофессиональным, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

Общество найдет, за что критиковать любого человека, но если обернуть критику на пользу, то можно стать более свободным. Критика помогает личностному росту, предоставляет возможность улучшить себя. Она учит слушать и слышать, прощать, избавляться от неправильных стереотипов. Каждый человек несовершенен и имеет право на ошибку, просто нужно дать себе возможность ошибиться, но не корить себя за это, а использовать полученный опыт для дальнейшего продвижения к своей цели.

 

Как общество влияет на человека примеры. Влияние общественного мнения на формирование личности


ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА НА ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНОСТИ НА ОБЩЕСТВО

Каждый человек связан с обществом множеством нитей. Материальные условия его жизни всецело зависят от достигнутого в ту или иную эпоху уровня развития производительных сил общества. Его духовные интересы, образ мышления, нравственные принципы - все это результат общественного воздействия, все несет на себе отпечаток и существующих общественных порядков, и традиций (национальных или общечеловеческих), сформированных длинным рядом поколений.

Поэтому, опасаясь изоляции, человек бессознательно стремится к гармонии с окружающей средой. Страх изолированности является отправной точкой для теории Швейгеприала и рассматривается как причина тенденции тишины. В экспериментах, опасаясь изоляции как зависимой переменной, не могло быть доказано, были ли различия в готовности читать из-за страха изоляции или сопутствующего эффекта, также называемого эффектом «побеждающего». В исследовании страха изоляции как независимой переменной, оба аспекта личности и участия опровергли гипотезу.


«Если человек по природе своей общественное существо,- писал К. Маркс,- то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе, отдельных индивидуумов, а по силе всего общества». Здесь глубоко выражена мысль об общественном происхождении человека, его слитности с обществом. Человек не может выразить себя иначе, как через общественную деятельность. Больше того, сама его сущность определяется прежде всего тем, насколько полно участвует он в жизни общества, насколько глубоко захватывает его движение истории. Ярко сказал об этом В. Белинский: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем».

Тенденция общей тишины также может быть чертой личности и, таким образом, влияет на ложное предположение, что человек молчит из страха изоляции. Концепция участия играет важную роль в обработке информации. Участие, или «участие, приверженность, заинтересованность, интенсивность интереса, интенсивность взаимодействия, уровень беспокойства», в отношении темы могут быть либо низкими, либо высокими. Соответственно, информация записывается и обрабатывается. В случае высокоприбыльного отношения следует ожидать более глубокой обработки информации, чем при небольшом обсуждении темы.

Имея в виду социальную сущность человека, его взаимоотношения с обществом, мы употребляем понятие личность.

Общество в целом и в частности непосредственно окружающая человека социальная среда оказывают решающее воздействие на формирование его личности. Но нельзя не видеть и обратной связи. Общество в конечном счете складывается из множества личностей. Каждая вещь Должна быть кем-то изготовлена, каждая идея должна созреть в чьей-то голове, каждое слово должно быть кем-то произнесено. Общественное богатство и культура создаются совокупным трудом отдельных людей. Интенсивно

Положительное влияние общества на человека примеры. Влияние общественного мнения на формирование личности


Становление человека как личности происходит на протяжении всей его жизни. На данный момент существует две теории о формировании личности. С одной стороны, любая личность формируется и развивается в соответствии со своими врожденными чертами и способностями, а общественная среда при этом играет весьма небольшую роль. С другой стороны, считается, что врожденные внутренние черты и способности личности вообще никак не влияют на ее становление, и личность полностью формируется в ходе накопления социального опыта.


Однако все сводится к тому, что полноценной личностью человек не рождается, а получает необходимые качества для становления таковым в течение своей жизни. Считается, что формирование личности – это, скорее, первый шаг к становлению личностных качеств человека. Оно обусловлено множеством внешних и внутренних факторов.

Внешними являются: принадлежность человека к обусловленной культуре, социально-экономическому классу и особой для каждого семейной сфере. Внутренние же факторы включают в себя генетические, физические и биологические особенности индивидуума. Особое влияние на установление личностных качеств человека имеет окружающая его среда обитания.

Возникает вопрос: что же такое общественное мнение?

Это точка зрения определенной группы людей по какому-либо вопросу в соответствии с их представлениями о поведении и мышлении внутри социума, разделяемое и выражаемое большинством. Ключевое предназначение общественного мнения заключается в том, что оно играет роль некоего регулятора личностных отношений между людьми в обществе.

Регулирование общественных отношений является основной функцией общественного мнения. Общественное мнение формирует и прививает членам общества определенные нормы социальных отношений. Причём оно регулирует отношения не только между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью. Еще одной функцией общественного мнения является воспитание в каждой личности чувства ответственности за свои дела и поступки перед социумом. Воспитательная функция развивает в человеке чувство нравственной ответственности.

Следовательно, общественное мнение является универсальным средством воспитания «морально чистых» членов общества. Общественное мнение оказывает влияние на личность, группу, коллектив, воздействует на становление их установок, о

Как общество влияет на жизнь человека. Влияние общественного мнения на формирование личности


Становление человека как личности происходит на протяжении всей его жизни. На данный момент существует две теории о формировании личности. С одной стороны, любая личность формируется и развивается в соответствии со своими врожденными чертами и способностями, а общественная среда при этом играет весьма небольшую роль. С другой стороны, считается, что врожденные внутренние черты и способности личности вообще никак не влияют на ее становление, и личность полностью формируется в ходе накопления социального опыта.

Однако все сводится к тому, что полноценной личностью человек не рождается, а получает необходимые качества для становления таковым в течение своей жизни. Считается, что формирование личности – это, скорее, первый шаг к становлению личностных качеств человека. Оно обусловлено множеством внешних и внутренних факторов.

Внешними являются: принадлежность человека к обусловленной культуре, социально-экономическому классу и особой для каждого семейной сфере. Внутренние же факторы включают в себя генетические, физические и биологические особенности индивидуума. Особое влияние на установление личностных качеств человека имеет окружающая его среда обитания.

Возникает вопрос: что же такое общественное мнение?

Это точка зрения определенной группы людей по какому-либо вопросу в соответствии с их представлениями о поведении и мышлении внутри социума, разделяемое и выражаемое большинством. Ключевое предназначение общественного мнения заключается в том, что оно играет роль некоего регулятора личностных отношений между людьми в обществе.

Регулирование общественных отношений является основной функцией общественного мнения. Общественное мнение формирует и прививает членам общества определенные нормы социальных отношений. Причём оно регулирует отношения не только между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью. Еще одной функцией общественного мнения является воспитание в каждой личности чувства ответственности за свои дела и поступки перед социумом. Воспитательная функция развивает в человеке чувство нравственной ответственности.

Следовательно, общественное мнение является универсальным средством воспитания «морально чистых» членов общества. Общественное мнение оказывает влияние на личность, группу, коллектив, воздействует на становление их установок, обычаев, традиций, интересов, привычек. Оно воспитывает и перевоспитывает.

Общественное мнение вбирает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы, всевозможные представления и выражает отношение людей к определенным, затрагивающим их интересы, проблемам и явлениям. Оно может выражаться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т.д. Общественное мнение появляется в процессе обсуждения общественных событий, условий жизни, труда, отдыха и т.д.

Однако общественное мнение может влиять на личность, как с позитивной стороны, так и с негативной.

Социум выступает неким «прессингом» для человека, воспитывая в нем конформность заставляя постоянно оглядываться на то, « » и вынуждая быть «тем, кого хотят видеть другие», и, мешая ему быть «тем, кем он действительно является».

Личностью человек может стать лишь в том случае, если им будет найден баланс между своей точкой зрения и общественным мнением. Постигнув себя как личность, заняв свою нишу на «социальной лестнице» и осмыслив жизненный путь, человек становится индивидуальностью, приобретает честь и свободу выбора, которые и выделяют его в «серой массе» как личность.

Светлана Иванова
специально для сайта

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА НА ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНОСТИ НА ОБЩЕСТВО

Каждый человек связан с обществом множеством нитей. Материальные условия его жизни всецело зависят от достигнутого в ту или иную эпоху уровня развития производительных сил общества. Его духовные интересы, образ мышления, нравственные принципы - все это результат общественного воздействия, все несет на себе отпечаток и существующих общественных порядков, и традиций (национальных или общечеловеческих), сформированных длинным рядом поколений.

«Если человек по природе своей общественное существо,- писал К. Маркс,- то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе, отдельных индивидуумов, а по силе всего общества». Здесь глубоко выражена мысль об общественном происхождении человека, его слитности с обществом. Человек не может выразить себя иначе, как через общественную деятельность. Больше того, сама его сущ

Влияние на общественное мнение


Говорят, что гораздо
легче изучить состояние общественного
мне­ния, чем повлиять на него. Однако
разумно составленные и умело реализованные
программы паблик рилейшнз способны
кристаллизо­вать установки, усилить
верования и определенным образом
изменить общественное мнение. При этом
нужно соблюдать следующее: 1) прежде чем
пробовать изменить общественное мнение,
его следует идентифицировать и понять;
2) необходимо четко определить целе­вые
группы общественности; 3) специалисты
сферы связей с общест­венностью в
центре внимания должны держать «законы»
формирова­ния общественного мнения,
какими бы аморфными эти законы не были.

Известный
американский специалист по паблик
рилейшнз, соци­альный психолог Хадж
Кентрил сформулировал следующие 15
«за­конов» общественного мнения:

1.   Общественное
мнение чрезвычайно чувствительно к
значи­тельным событиям.

2.   Необычно
притягательные по силе события способны
на какое-то время толкнуть общественное
мнение из одной крайности в другую.
Общественное мнение не стабилизируется
до тех пор, пока значение последствий
событий не станет понятным.

3. Общественное
мнение, как правило, быстрее формируется
под влиянием событий, чем слов, во всяком
случае пока устные за­явления как
таковые не приобретут значения «события».

4. Устные заявления
и словесные формулировки по поводу
по­литического курса приобретают
максимальный вес тогда, ко­гда мнение
еще не сформировано и люди ожидают
опреде­ленной их интерпретации со
стороны заслуживающего дове­рия
источника

5. Общественное
мнение в большинстве случаев не предвидит
критических ситуаций — оно лишь реагирует
на них.

6. С психологической
точки зрения общественное мнение
детер­минировано главным образом
корыстными интересами людей. События,
слова и любые другие стимулы влияют на
мнение на­столько, насколько очевидна
их связь с личным интересом.

7. Общественное
мнение не будет долгое время пребывать
в возбужденном состоянии, если люди не
почувствуют, что за­тронуты их
собственные интересы, или же мнение,
пробуж­денное словесно, не подтвердится
развитием событий.

8. Поскольку
затрагиваются корыстные интересы людей,
обще­ственное мнение не так легко
изменить.

9. Когда затрагиваются
корыстные интересы, в демократическом
обществе со стороны общественного
мнения можно ожидать опережения
практических действий официальных
органов.

10. Если мнение
разделяется незначительным большинством
лю­дей или же оно еще существенно не
структурировано, свер­шившийся факт
может склонить общественное мнение к
его одобрению.

11. В критических
ситуациях люди становятся придирчивыми,
оценивая компетентность своего
руководства: если они ему доверяют, то
готовы предоставить руководству
полномочия, превышающие обычные; если
же они ему отказывают в дове­рии, то
становятся менее толерантными.

12. Сопротивление,
оказываемое решительным мерам,
принимае­мым руководством, гораздо
слабее тогда, когда люди чувству­ют,
что и они в какой-то мере участвуют в
принятии решений.

13. У людей гораздо
больше мыслей и выше готовность
высказы­вать их по поводу выдвигаемых
целей, а не методов, необхо­димых для
достижения этих целей.

14. Общественное
мнение, так же как и личное мнение, всегда
эмоционально окрашено. Если общественное
мнение базиру­ется главным образом
на эмоциях, в таком случае оно готово к
особенно резким изменениям под влиянием
событий.

15. В целом, если
граждане демократического общества
имеют возможность получать образование
и пользуются широким доступом к
информации, то общественному мнению
присущи трезвость и здравый смысл. Чем
больше люди разбираются в собственных
преимуществах, создаваемых происходящими
событиями и предлагаемыми им проектами,
тем скорее склонны они согласиться с
более объективными соображе­ниями
реалистически мыслящих специалистов.
(Cantril
Hadley.
Gauging
Public
Opinion
—N.J.,
1972. — P.
226—230).

Обобщая вышеизложенные
законы формирования общественного
мнения, можно сделать несколько выводов:
во-первых, на общест­венное мнение
оказывают влияние прежде всего события;
во-вторых, типичной обратной реакцией
общественного мнения является требо­вание
действовать; в-третьих, чтобы увлечь
людей, всегда нужно принимать в расчет
их собственные интересы; в-четвертых,
требова­ния, предъявляемые к руководству,
не всегда объективны и самокри­тичны;
в-пятых, всегда трудно определить
надежность оценки со­стояния
общественного мнения.

Вместе с тем следует
остерегаться ловушек общественного
мне­ния.
Ведь
изучение общественного мнения — не
такое простое дело, как некоторым
представляется. Общественное мнение
постоянно ме­няется и, оценивая его,
коммуникатор должен быть чувствительным
к целому ряду едва уловимых, однако
нередко гибельных ловушек. Рассмотрим
несколько подобных ситуаций.

•    Вычеканено,
как на камне.
Это
высказывание подразумевает, что если
по какому-то вопросу сложилось стойкое
обществен­ное мнение, то оно, якобы,
изменится не скоро. Это серьезная ошибка.

•    Нутром
чувствую.
Данный
софизм подразумевает, что если, скажем,
руководство компании чувствует «своим
нутром», что ее работники склонны
поддерживать определенное на­правление
политики, то именно ему и нужно следовать.
Но тут нужно быть очень осторожным.
Кое-кто из руководителей настолько
оторван от реальности, что их рефлекторная
реак­ция на проблему чаще всего
приводит к еще более судорож­ной
реакции. Поэтому в оценках общественного
мнения по­лезно избегать суждений
типа «я нутром чувствую».

•     Общественность
в целом.
Может
быть общественность как таковая, но не
существует того, что называют
общественно­стью в целом. Даже самую
маленькую группу общественно­сти
можно разделить. Ведь не бывает двух
одинаковых лю­дей. Поэтому послания
с целью воздействия на общественное
мнение должны быть целенаправленными,
а не «бить» по площадям.

•    Слова
горы сдвигают.
Возможно,
иногда это и срабатывает, однако на
общественное мнение скорее повлияют
события, чем слова. Например, оппоненты
использования ядерной энергии не имели
серьезной политической базы, пока не
разразилась Чер­нобыльская трагедия.
Именно это событие сплотило общест­венность
против сторонников ядерной энергетики.

•    Братская
поддержка.
Действительно,
большинство людей решительно поднимется,
если с побратимом-гражданином обошлись
несправедливо. Но еще более решительными
они будут, если несправедливо обошлись
с ними самими. Иными словами, общественным
мнением зачастую движет корыст­ный
интерес. Можно посоветовать организации
или лицу, стремящемуся повлиять на
общественное мнение, спросить себя:
«какую пользу это принесет людям, на
мнение которых вы хотите повлиять?»
(См.:
Seitel
Eraser P.
The
Practice of Public Relation. — P. 58-61).

К сожалению, эти
способы влияния на общественное мнение
не всегда бывают честными. Можно привести
немало пропагандистских приемов,
которыми обычно пользуются для введения
общественного мнения в заблуждение.

1.   Навешивание
ярлыков.
Характеристика,
даваемая людям, от­дельным деятелям
может приобретать отрицательный или
по­ложительный оттенок. Кого-то можно
назвать «умным и чест­ным» или «лжецом
и мошенником». Но бывает и так, что
ха­рактеристику оставляют открытой,
предоставив людям воз­можность сделать
собственный вывод, отозвавшись о
ком-либо, к примеру, «он крепкий орешек!».

2.   Яркие
обобщения.
Имеется
в виду, что некоторые события можно
охарактеризовать расплывчатыми
эмоциональными понятиями, например,
«возбужденная толпа» или «сборище
встречающих».

3.    Смещение
акцента.
Происходит
это в тех случаях, когда, скажем, кинозвезда
или другая знаменитость принимает
уча­стие в кампании в поддержку товара
или политика, при этом аура известной
персоны распространяется на менее
известно­го человека или товар.

4.   Свидетельства.
В отличие
от приема смещения акцента этот трюк
направлен на определенное акцентирование
внимания. Это распространенный рекламный
ход, когда профессиональ­ных спортсменов,
певцов и других знаменитостей используют
для того, чтобы стимулировать потребителей
покупать товар, подчеркивая, что именно
им пользуются приглашенные зна­менитости.

5.   Простые
парни.
Любимый
прием политиков, которые с по­мощью
душещипательных речей, популистских
призывов пы­таются привить простому
народу мысль о том, что, несмотря на свои
высокие посты и широкие государственные
устремле­ния, они, как и прежде, остаются
«одними из нас».

6.   Быть
в одной лодке.
Этот
безотказный прием используют для того,
чтобы подтолкнуть еще не определившихся
людей во что бы то ни стало следовать
за большинством. Прием «быть в одной
лодке» настолько действенный, что
ТВ-компании в США избегают искушения
сообщать о предварительных ре­зультатах
голосования на востоке страны в день
выборов до тех пор, пока не закроются
избирательные участки на западе страны,
хотя некоторые исследователи доказывают,
что такие сообщения не оказывают влияния
на еще не проголосовавших избирателей.

7.   Подтасовка
карт.
Обсуждение
лишь одной стороны собы­тия, связанное
с освещением фактов, отражающих только
од­ну точку зрения, и замалчивание
других фактов или мнения. В итоге мы
имеем дело с искажением и неправильным
освеще­нием сути происходящего.

8.   Эмоциональные
стереотипы.
Здесь
используются разного рода имиджи,
рассчитанные на эмоциональное воздействие.
Среди них можно назвать: «хороший
хозяин», «хранительни­ца домашнего
очага», «иностранец» и др.

9.   Запрещенное
замалчивание.
Это
мастерская форма пропаган­ды типа
тонкого намека, предположения, инсинуации.
Она связана с сокрытием информации,
способной исправить не­верное
впечатление.

10. Подрывная
риторика.
Это
прием, используемый для дискре­дитации
мотивов действий человека, чтобы
опорочить саму идею, которая по сути
может оказаться хорошей и полезной.
Например, можно дискредитировать план
мэра города постро­ить мост на том
лишь основании, что на противоположном
бе­регу реки находится его собственный
дом. Между тем, если рассуждать объективно,
план строительства моста весьма ценен
для развития города, транспортных
сообщений и туризма

Формы таких
пропагандистских приемов целиком
очевидны, од­нако применение их на
практике умелыми специалистами бывает
достаточно скрытым. Каждый, кто имеет
дело с коммуникацией, мо­жет использовать
приемы пропаганды — устные, письменные,
рисо­ванные и др. В совокупности они
могут принимать форму синтетиче­ских
событий.

И все же, несмотря
на то, что в работе специалистов по
паблик ри­лейшнз (особенно когда речь
идет о привлечении средств массовой
ин­формации для реализации программ
воздействия на общественное мнение)
используются некоторые методы, способные
ввести людей в заблуждение, к самому
понятию пропаганда
не стоит
относиться как к чему-то абсолютно
отрицательному. Пропаганду можно
использовать для изменения установок
и поведения людей в конструктивном
направ­лении. Все дело лишь в том,
нарушаются ли моральные нормы, граж­данские
права человека в широком демократическом
их понимании.

Лекция 2. Виды
коммуникативного воздействия

Человечество в
своем развитии постоянно создает и
отра­батывает различные формы и приемы
комму­никативного воздейст­вия.
Исторически сло­жились и развивались
на определенных этапах сле­дующие
виды убеждающей
коммуникации:

1. Античная
риторика.
Аристотель
определял риторику как «способ­ность
находить возможные способы убеждения
относи­тельно каждого данного
предмета», выделяя
три вида речей: сове­щательные (которые
предназначены, чтобы склонить к ка­кому-то
мнению или отклонить его), судебные и
эпидик­тические (которые предна­значены,
чтобы что-то хвалить или порицать).
Исократ отмечал: «Высокого
совершенства достигнут искусства, и
красноречие в их числе, если будет
це­ниться не новизна, а мастер­ство
и блеск исполнителя, не своеобразие в
выборе темы, а умение отличиться в ее
разра­ботке». По
на­шему мнению, это доста­точно
четкое пред­ставление именно о
профессионализме. Поэтами рождаются,
ораторами становятся. Античное общество
придавало большое значение красно­речию.
И Сократ писал: "Красноречие у нас
стало настолько почетным, что овладеть
им стремится чуть ли не каждый, по­нимая,
что только дар речи возвышает человека
над живот­ными, что во всем остальном
неудачу терпят и ум­ные люди, а успеха
до­биваются часто глупцы, зато искусство
речей глуп­цам недоступно, являясь
уде­лом лишь одаренных, что оно —
важнейший признак образованности, что
не по мужеству и богатству, но по речам
познается истинное благородство и
настоящее воспитание, что владеющий
словом уважаем не только у себя в го­роде,
но и повсюду?». С чем связано такое
внимание к ораторскому искусству? Речь
заняла важное мес­то в рамках античной
демократии. При демократическом
ра­венстве людей сразу резко возрастает
зна­чимость коммуника­ции: речью
ты можешь защитить себя в суде, речью
ты как по­литик можешь увлечь своих
сторонников и т. д.

Но не только
общественные коммуникации были столь
значимы для государственного деятеля
эпохи античности, для гармоничного
общества столь же важны и внутренние,
домашние коммуникации.

Се­годня
специалисты по ПР вы­пускают фирменные
журналы для домашнего чтения, кото­рые,
к при­меру, получает каждый сотрудник
фирмы или корпорации. В этом же направлении
мыслил и Плутарх: «По­жар редко
начинается с храма или общественной
пост­ройки, но светильник, позабытый
в доме, или до­машний мусор, занявшийся
огоньком, не раз были причиной вели­кого
пламени и общественного бед­ст­вия;
так и смуту в го­роде не всегда разжигают
честолюбивые препирательства из-за
общественных дел, но зачастую от личных
столкнове­ний происходит раздор,
который перекидывается на обще­ствен­ную
жизнь и возмущает весь народ. И здесь
государ­ственному мужу следует
врачевать и предупреж­дать не­дуг,
стараясь, чтобы одной ссоры вообще не
было, другая, на­чавшись, сейчас же
окончилась, а третья хоть не разраста­лась
и не затрагивала общественной жизни,
но оставалась в том кругу, в котором
роди­лась. Он должен и сам сознавать
и другим внушать, что из частных распрей
бывают всена­родные, а из малых —
великие, если ими пренебречь и не
позаботиться в самом начале о врачевании
и угово­рах».

Поэтому любой
специалист по ПР подпишется под
выска­зыванием Плутарха: «Лучше всего
за­ранее предотвратить смуту, и это
есть величайшее и прекраснейшее дело
поли­тического искусства. Или таким
наблюдением: «Госу­дарственный муж
и не должен пренебрегать такими
несо­гласиями, рас­про­страняющимися
быстро, словно недуг в тепле, который
важно вовремя захватить, сдержать и
увра­че­вать; внимание наше, как
сказал Катон, делает из боль­шого зла
малое, а малое сводит на нет. Нет луч­шего
сред­ства убедить враждующих, как
самому выступить в частых разногласиях
спокойным, недос­тупным гневу
посредником, который терпеливо
рассматривает исходные обвинения, не
отходя от них и не внося ни честолюбия,
ни раздражения, ни других страстей,
сообщающих неизбежным спорам
не­при­миримость и горечь».

2. Религиозная
коммуникация.
Основа
информационной защиты Откровения
состоит в том, что религиозное сознание
наделяет Откро­вение свойством
святости (сакральности): священные
слова, заповеди, записанное людьми
Откровение Бога мыслится как дарованное
Богом священное  знание – полное,
совершенное и главное. Складыва­ются
коммуникативные механизмы, позволяющие
распро­странять учение вширь и вместе
с тем сохра­нять неизменными его
основные смыслы (передача учения
подрастающим поколениям, популярное
из­ложение, специальное комментирование).
Создаются меха­низмы контроля за тем,
как осуществляется религиозная
коммуникация (церковная цензура,
специаль­ное редактирование; правила,
регулирующие циркуляцию конфессиональных
текстов в социуме).

Френк Джефкинс
увидел элементы ПР даже в священных
книгах: "Можно
также сказать, что священные книги
миро­вых религий —
это форма
паб­лик рилейшнз, в которой древние
писцы старались передать понимание
своей веры. Этот тип коммуни­кации
является более старым, чем ранние
реликвии, найденные в форме греческих
или римских реклам, касающихся продажи
рабов или сообщающих о со­бытиях в
Колизее". Пер­выми
функционерами такого рода в Британии
Френк Джеф­кинс считает пресс-секретарей,
их должности были введены Британским
казначейством в 1809 году, а почтовой
служ­бой — в 1854 году. Британское
правительство впервые обра­тилось к
подобной деятельности в 1912 году, когда
Ллойд Джордж организовал группу лекторов
для разъяснения ново­го подхода
правительства к пенси­онному
обеспечению.

Если мы обратимся
к истории Древнего Египта, то уви­дим,
что общество того периода было колос­сально
консерва­тивным, ориентированным не
на будущее, как принято сего­дня, а на
прошлое. По пред­ставлениям того
времени, людьми вначале правили боги,
а потом их прямые наследни­ки —
фараоны. Следовательно, власть фараона
священна. Таким образом, политическая
символизация египтян, говоря сегодняшним
языком, трактовала фараона как продолжателя
дела богов (вспомним «верных продолжа­телей
дела Ленина» или подобного рода связки
Клинтон-Кеннеди, Мейджор-Тэтчер; так
что эта же модель символизации
исполь­зуется и сегодня). Из ориентации
на прошлое человека того времени вытекало
и то, что лучшей моделью для него было
сохранение того же порядка вещей, каким
он был во време­на бога Ра. И сегодня
мы сталкиваемся со сходными вариан­тами.
Например, лозунг Рейгана «Сде­лаем
Америку снова великой» или Жириновского
«Я подниму Россию с колен». То есть это
апеллиро­вание к прошлому как к лучшему
по ка­ким-то параметрам варианту. Это,
вероятно, покоится на из­вест­ной
почти каждому закономерности: прошлое,
как пра­вило, оценивается положительно,
поскольку из памяти в первую очередь
стираются именно негативные подробности.

3. Судебная речь.
И
меет четкую
прикладную цель, в связи с чем строится
по тщательно прора­ботанному плану.
И даже советское время дало нам набор
примеров для ис­тории этого типа
воздейст­вия.

4. Парламентская
речь.
Мы
впервые оценили важность этого вида
только в последнее время, хотя
пар­ламентские чтения и дебаты давно
стали обыденностью на Западе. По­сле
избрания С. Кириенко пре­мьером России,
выступая в программе "Герой дня"
(НТВ, 1998, 24 апреля), первый за­меститель
пред­седателя Думы В. Рыжков
говорил, что С. Кириенко еще следует
поучиться выступать в Думе, что это
особый вид речи, где надо уметь слышать
другого, "где можно сказать коряво и
заворожить зал", а можно гладко, ничего
не добиться.

5. Литературная
коммуникация.

Это один из наиболее ста­рых видов
воздействия, продол­жающих со­хранять
свое зна­чение. Как очень интересно
заметил Эрик Хэвлок: "Пове­ствовательная
форма привле­кает внимание, потому
что нарратив для большинства людей
является наиболее при­ятной формой,
которую может принять язык, письменный
или уст­ный. Его содержанием является
не идеология, а дей­ствия и те ситуации,
которые это действие создают ".

6. Массовая
коммуникация.
(включая
рекламу и пропаган­ду, поскольку они
находятся именно в этом канале).
По­степенно именно этот тип коммуникации
потеснил все остальные, что, вероятно,
объ­яснимо, с одной стороны, разрос­шимися
масштабами человеческого социума, с
дру­гой — новой психо­логией
человека, направленного вовне, а не
внутрь себя, как это было ранее.

а. Рекламная
коммуникация.

Мы окунулись в мир совре­менной
рекламы, с трудом представ­ляя
воз­ни­кающие при этом парадоксы.
В результате появляется масса пародий,
акцентирующих, что сегодня у нас не
осталось проблем, кроме перхоти и
гигиенических прокладок. Известный
француз­ский рек­ламист Жак Сегела
таким образом просле­живает настоящее
и будущее рекламы: «Несколько десяти­ле­тий
назад во Франции реклама была чисто
потребитель­ским актом: "Я стиральный
порошок. Я стираю очень чисто!» В 80-х
годах мы добавили такое понятие, как
облик, "имидж"- То есть реклами­ровался
уже не просто порошок, а конкретный
порошок, который стирал
чище, чем все остальные. «Вам же — на
пороге третьего тысячеле­тия —
необходимо будет придать некий моральный
аспект реклам­ному сообщению.
Потребитель должен «поднимать­ся над
самим собой, совершая акт покупки. Он
должен быть облагорожен рекламой.

б. Пропаганда.
Как отдельный институт пропаганда
возникла в 1633 году в рамках римской
ка­толической церкви, ко­гда папа
Урбан VIII
основал конгрегацию пропаганды. Латинское
слово «ргораgаге»,
которое легло
в основу этого термина, означает практи­ку
садовника, сажающего отростки в землю,
чтобы получить но­вое растение,
отличающееся от естественно выросшего.
Этот комитет кар­диналов был призван
зани­маться иностран­ными миссиями
церкви, поскольку без такой культивации
люди не могли приобщиться к христианству.
И только после первой мировой войны
пропаганда стала ассоциироваться с
ложью и методами нечестного информирования.

Пропаганда обладает
завышенным по абстрактности объ­ектом,
что отнюдь не уменьшает ее эф­фектив­ности.
По причине абстрактности объекта,
пропаганда гораздо лучше работает в
периоды кри­зисного развития ситуации,
напри­мер, во время войны. В подобные
периоды человек более нуждается в
инфор­мации, более восприимчив, кроме
того, существует определенное ограничение
на альтернативные ка­налы коммуникации.
ПР, как и реклама, работают прин­ципиально
в альтернативной среде, где проис­хо­дит
конку­ренция в коммуникативной сфере.
Пропаганда во время войны (как и
тоталитарная пропа­ганда в целом)
резко за­прещает альтернативные
источники коммуникации. Тем же путем
идет воздей­ствие в тоталитарных
сектах, где в качест­ве первого шага
«обрезаются» альтернативные источники,
на­пример, слова всех, включая родителей,
заранее объявля­ются дьявольскими.

в. Собственно
ПР.
В чем
отличие ПР от таких процессов
целенаправленно­го воздействия, как
пропаганда и реклама? Часто подчеркивают
различие между ПР и рекламой, де­лая
акцент на коммерче­ском характере
рекламы. Но услуги специалистов по ПР
тоже не бесплатны. Они просто реали­зуются
в иной форме. Ведь если, к примеру, на
американца за день обрушивается 1200
рекламных сообщений, то, как следствие,
он пыта­ется закрыться от них. Помогает
ему при этом фильтр недоверия, который
выделяет из общего пото­ка информации
рекламу как оплачиваемую коммуникацию,
а потому неис­креннюю. Именно исходя
из этого, ПР пыта­ется сместиться на
нерекламные страницы газет, поскольку
уровень доверия к такой ин­формации
у населения выше. Именно поэтому ПР
строит свои тексты в со­ответствии с
за­конами жанра этих нерекламных
страниц, а в ряде случаев даже сама
создает события, которые бы удовлетворяли
тре­бованиям этих страниц. В этом
случае понятие соответствия реальности
вообще выглядит странным, поскольку мы
сами же и создаем ту реальность, которую
затем начинаем отра­жать через средства
мас­совой коммуникации. Здесь исход­ным
сообщением становится сама реаль­ность,
а не слова. ПР
начинает говорить событиями, а не
словами.

Френк Джефкинс
пытается разграничить рекламу и ПР
следующим образом: «Реклама
может не ис­пользоваться ор­ганизацией,
но каждая организация занимается ПР.
Например, пожарная бригада не рекламирует
ни пожары, ни свои услуги, но она имеет
отношения с общественностью. ПР касается
всех и вся, тогда как реклама ограничена
специальными задачами продажи и купли.
... ПР имеет дело с об­щей коммуникацией
ор­ганизации, поэтому они [отношения
в области ПР] более
об­ширны и всесто­ронни, чем реклама.
Иногда ПР может исполь­зовать рекламу,
именно поэтому ПР не является ни фор­мой
рекламы, ни частью рекламы». Френк
Джефкинс видит так­же различия в
системе оплаты: в то время как рекламные
агентства получают комиссионные от СМИ
за купленное время или площадь, ПР
продает свое время и экспертизы.

Разницу между ПР,
рекламой и пропагандой мы можем отыскать
по следующему параметру. Реклама — это
пози­тивный рассказ о конкретном
объекте для конкретной ау­дитории с
целью продажи (нет смысла рекламировать
ремни безопасности в среде тех, у кого
нет автомобиля). Пропаган­да —обращение,
при­званное предельно контрастно
осветить неконкретный объект для
максимально широкой аудитории. "Когда-то
режиссер Александр Столпер, снимая
памятную картину военной поры "Жди
меня ", поде­лился сомнениями с
автором сценария Константином Симоновым
относитель­но того, поверят ли зри­тели
той святочной истории, что они рассказывают
с экрана. — Не в этом дело,— ответил
писатель.— На фронте и в тылу людям
нужны валериановые капли. Мы и даем их».
Фильм «В шесть
часов вечера после войны» был снят
за­долго до победы, в нем даже были
на­перед про­моделирова­ны победные
са­люты и т.п. Можно себе представить,
как такой фильм смотрелся зрителями
времен войны.

В отличие от
рекламы, ПР призвана выходить на широкую
публику, а не на узко очерченный круг
потенциальных потребителей. С другой
стороны, в отличие от пропаганды, ПР
может иметь более четко очерченные цели
и объекты, в направле­нии которых
следует информировать общественность.
И реклама, и ПР также действуют в системе
альтернативных комму­никаций, однако
пропаганда имеет тенденцию дейст­вовать
в безальтернативной коммуникативной
среде.

Френк Джефкинс
считает, что «пропаганда,
как и реклама, является предрасположенной
к сво­ему объ­екту: материалы ПР
высокого уровня, с другой стороны, должны
быть фактически­ми, непреду­бежден­ными
и свободными от самовосхваления». Но
практика одновременно говорит о том,
что ПР также стре­мится к позитивной
характеризации своего объекта. Но это
не говорит о неправдиво­сти ПР. А.
Чумиков подчеркивает эту позитивную
направленность ПР следующим образом:
«Хитрость «белого» РR
заключается ... в интерпретации правдивых
цифр и фактов, включая компоновку
(манипу­ли­рование) информации. Так,
об одном правдивом факте мож­но громко
крикнуть, а о другом лишь прошептать;
десятый по значимости факт выдвинуть
на первое место, а первый по значимости
- на де­сятое».

М. Валовая: «Для
нашего сознания пропаганда не всегда
зло, ведь была у нас пропаганда здоро­вого
образа жизни, знаний, книг. Тем более
при нынешней нос­тальгии к фильмам
советского вре­мени, вполне может
возникнуть и ностальгия к пропаганде».
Она же цитирует популярное западное
высказы­вание по по­воду разграничения
всех этих видов коммуникатив­ного
воз­действия: «Если мужчина от­правляется
на вечеринку и затем говорит ка­кой-нибудь
женщине, что ей нужен мужчина и поэтому
она должна пойти с ним домой, то это —
марке­тинг. Если он встает на стул и
объявляет собравшейся ком­пании о
своей опытности в любви, то это — реклама.
Если он гово­рит женщине, что он —
величайший любовник в ми­ре, и она
должна немедленно отправиться с ним
до­мой, то это — продажа. Если же она
подходит к нему и говорит, что слышала
о нем как о замечатель­ном любовнике
и готова от­правиться с ним домой, то
это — ПР».

9

Влияние общественного мнения на человека


В данной статье, хотелось бы «затронуть» такую глобальную тему, как влияние общественного мнения на человека. Ведь как бы то не было, но большинство людей подвержено этому влиянию, и не могут сделать «что-то» вопреки. Для многих, отклонение от нормы – это нечто невообразимое, что приведет чуть ли не к общественному порицанию. Касательно недопущения отрицательных поступков, все правильно. Но какой вред может нанести сформированный взгляд, зависимость от мнения общества?

Это может быть интересно: Как создать свой Интернет-магазин бесплатно, самому?

Отрицательные стороны

В той или иной мере, навязанное мнение может помешать развитию всесторонне. Стремясь к тому, чтобы соответствовать всем параметрам «идеального» члена общества, и стараясь «понравиться» всем, вы лишь тормозите свое движение вперед. Как это может выражаться?

Разберем пример:

У вас есть все желаемые внешние атрибуты (новенький iPhone, автомобиль престижной марки, соответствующая одежда). Вы будете восприняты как достаточно успешный человек, но касательно вас сложится, как минимум, два различных мнения. Одни посчитают вас человеком, обладающим определенными знаниями, стремлением к цели, волевым, что вызовет некое восхищение. Другие же, напротив, примут вас за «козла», обворовывающего правительство, и их в том числе, что вызовет шквал мысленных ругательств в вашу сторону.

Может быть интересно: Что такое дропшиппинг, с чего начать продажи?

Но между тем, достижение этих атрибутов также может быть «навязано» общественным мнением. Ведь нужно быть как все, и иметь именно эти вещи, дорогие, и чуть ли не эксклюзивные. Стремиться к этому. Только так вы произведете о себе впечатление. НО тут снова, как минимум, два ответвления:

  1. Вы действительно соответствуете данному статусу, и приобрели эти вещи исходя из своих финансовых возможностей.
  2. Вы не соответствуете статусу, и «понабрали» кредиты для того, чтобы иметь все эти вещи. А сами значительно зажали себя в расходах. Возможно, что на базовые потребности едва хватает.

Теперь заключение: было ли это вашим, действительно вашим желанием, приобрести все эти атрибуты? Если да, то в этом есть смысл. Если вы стремились быть «как все», то вы на себе ощутили влияние общественности.

В чем еще может выражаться?

Ряд типичных примеров:

  • Вложение денег куда-либо, не что иное, как развод. На самом деле, некоторыми людьми инвестирование воспринимается как обман. Причем абсолютно любые финансовые инструменты.
  • Деньги нужно только копить и экономить. Только так можно набрать сумму на желаемую покупку. В этом есть смысл, исходя из ситуации. Но не все хотят принимать точку зрения, согласно которой нужно увеличивать доходы, и работать над этим, чтобы получать больше возможностей. Притом, деньги лежат без работы, и в лучшем случае, под подушкой.

Это может быть интересно: Мотивация на успех в бизнесе и не только

  • Успешность – это продвижение по карьерной лестнице, и ничего больше.
  • Семья и дети – строго в отведенное время. Если человек еще не создал семью, а уже пора, то что-то с ним не так.
  • Да что уж говорить, даже заработок в Интернете – может восприниматься как «развод» на деньги.
  • После школы институт, после – работа по той специальности, по которой учился.

О вас будут говорить в любом случае. И отрицательно, и нейтрально, и положительно. Что бы вы не предприняли, и не сделали.

Заключение

Так к чему это все? Необходимо иметь свою точку зрения, и не быть подвластным чужому мнению. Решать так, как считаете нужным. Совершенно разные люди могут иметь на одну и ту же вещь различные взгляды. Всем угодить в любом случае не удастся, а жить исключительно для этого – по моему мнению, глупо.

Разумеется, это не значит, что вы можете делать что угодно, или нанести вред кому-либо прямо или косвенно, думая, что это навязано мнением. Нет, дело исключительно в вашем личностном развитии, в положительных сторонах, которые вы можете для себя извлечь. А какое ваше мнение на этот счет?

 

Рекомендую посмотреть:

Зависимость от общественного мнения


Зависимость от общественного мненияДоброго дня вам, дорогие читатели Прекрасного мира! Сегодня статья непростая — о зависимости общественного мнения, и между прочим, я заметила эта проблема есть абсолютно у всех моих знакомых, как и у меня. Давайте разберемся, что же это за напасть такая.

Любой человек является частью целого общества. И без его влияния развиваться человеку не под силу. Именно через взаимодействие с обществом человек приобретает необходимый для жизни набор социальных навыков. Но если общество или его мнение на отдельно взятого человека влияет чрезмерно, то это может привести к неблагоприятным последствиям.

Общественное мнение — это мнение тех, кого не спрашивают.

Есть немалое количество людей, для которых общественное мнение имеет слишком большую значимость. И если им предстоит выбрать между собственными желаниями и устремлениями и общественным мнением, они будут, скорее всего, ориентироваться именно на последнее.

Общественное мнение и семья

К примеру, конкретная семейная пара прожила в законном браке не один десяток лет. Но со временем люди поняли, что в их отношениях не все ладно и им бы хотелось развестись. Однако такой порыв будет сковывать зависимость от общественного мнения. Людям очень важно, что про них могут подумать или сказать окружающие или просто знакомые. Что могут подумать люди?

Как раз таким вопросом задается практически каждый, у кого сильна зависимость от мнения общества. Однако психологи склонны полагать, что подобная зависимость для самого человека не несет абсолютно ни грамма пользы. От нее нет никакой практической помощи. Наоборот, часто такая зависимость ставит людей в строго ограниченные рамки в своем поведении.

В результате можно прожить всю жизнь, целиком ориентируясь только на мнение кого-то другого, а свои истинные устремления отодвигать на задний план. Но давайте вместе подумаем, кто в большей степени способен влиять на мысли и даже поступки столь зависимых от мнения общества людей? Ведь общество в целом влиять на человека не может, поскольку представляет собой только абстрактную категорию. Поэтому на конкретного человека влияние оказывать будут также конкретные личности. И среди них отдельно нужно выделить родителей.

Детям в определенном возрасте свойственно эмоционально отдаляться на определенное расстояние от людей, в окружении которых прошло все детство. При этом если родители воспитали ребенка правильно, то совершенно нормально, если он в будущем отправится по жизни в самостоятельное «плавание».

Однако есть немалое количество уже повзрослевших детей, которые не только продолжают жить в доме родителей, но и руководствуются в своих действиях их установками. В этом отношении, возможно, ключевым определяющим фактором выступает обыкновенная лень. Но не меньшую роль играют и имеющиеся в человеке многочисленные комплексы.

На человека может влиять общественное мнение, тон которого задают и так называемые авторитетные личности. Их роль могут с успехом исполнять друзья или же какие-то малознакомые, но уважаемые люди. Часто таким авторитетным лицом для человека становится его непосредственный начальник, кто-то из сотрудников, или же лица, руководящие страной. Последние могут влиять на конкретных людей, используя для этого средства массовой информации.

Оценочная зависимость

Зависимость от общественного мнения может носить различный характер. Некоторые люди просто впадают в панику, если кто-то прокомментирует их одежду. Другие же ориентируются на общественное мнение даже при принятии жизненно важных решений. Чрезмерная зависимость способна в итоге трансформироваться в разные формы и виды. Так, некоторые люди буквально поклоняются своим авторитетам и полностью им доверяют определять ход своей жизни.

Частными случаями такой слепой зависимости являются, например, безоговорочное следование модным тенденциям, желание всегда избегать возможных конфликтов в общественных местах, стремление для всех быть хорошим. Нередко зависимый от окружающего мнения человек доверяет родителям или кому-то из близких людей решать за себя, в какое учебное заведение ему лучше поступить и какую из профессий выбрать для последующей работы.

Откуда берется зависимость от общественного мнения?

Зависимость от общественного мнения появляется у человека совсем не случайно. На это имеются вполне объяснимые и поддающиеся анализу причины. Однако чаще всего эти причины определяют зависимость в своей совокупности. Их же истоком служат различные детские страхи, подростковые комплексы, привычки выбирать для себя чей-то чужой план в качестве основы для жизни.

В результате человек становится не способным делать осознанный, разумный, а главное, самостоятельный выбор. Так постепенно для него становится привычным тревожное состояние. У человека отсутствует возможность проживать собственную жизнь. Он принимает в ней лишь пассивное участие. В душе поселяется постоянный дискомфорт и пессимистический настрой.

Давление общественного мнения на человека может быть настолько сильным, что некоторые боятся даже сделать лишнее движение или шаг. Ими движет лишь страх натолкнуться на осуждения со стороны других людей и их косые взгляды. Не редко зависимость от чужого мнения приобретают дети, чьи родители внушали им, что, например, неприлично делать определенные вещи в присутствии других или нельзя вести себя на людях каким-то конкретным образом.

Конечно, ребенка важно учить элементарным правилам вежливости, такта и прочим полезным вещам. Однако для всего остального у него должно быть сформировано собственное мнение. В противном случае ребенок будет жить в состоянии скованности многочисленными страхами, комплексами и прочими предубеждениями.

Как избавиться от влияния общественности?

От влияния общественного мнения человек может избавиться. Для этого, прежде всего, необходимо понять, что другие посторонние вам люди, по сути, безразлично относятся к вашей собственной жизни и тем поступкам, которые вы совершаете. Поэтому бояться осуждения с их стороны абсолютно бессмысленно.

Более того, многие люди тоже чрезвычайно сдержаны в своем поведении таким же образом, что и вы. И им тоже очень страшно натолкнуться на осуждение или неприятие своих действий обществом. И даже, если кто-то и станет осуждать то, как вы выглядите, ведете себя, или говорите что-то, то спустя несколько минут об этом выражении мнения окружающие просто забудут.

Безусловно, при этом мы не ведем речь о таких поступках или даже преступлениях, которые по общим правилам находятся за границей разумного. Однако всю совокупность иных своих действий, стремлений и слов вы в праве смело и без опасения осуществлять исходя из своих личных желаний. Давление со стороны общества часто является лишь надуманной вами вещью.

Однако работу с личными страхами, как и с комплексами, вы должны проводить самостоятельно. Ведь их никто лучше вас самих не знает. Если же сами вы с ними справиться не можете, тогда за помощью допустимо и даже желательно обратиться к психологу. Именно ему проще и легче всего помочь вам в ваших трудностях. Вам предельно важно лишь признаться себе в том, что какие-то проблемы у вас все же имеются.

Настройте себя на борьбу со столь негативной зависимостью. Те люди, которые зависят от мнения кого-то другого, на самом деле больше всего боятся неодобрения окружающих. Именно данный фактор пугает человека сильнее всего. В итоге человек подвергается постоянным нравоучениям. Но страшно даже не это. Страшно то, что человеку кажется, будто эти нравоучения справедливы и вполне обоснованны в отношении него.

Психологи рекомендуют проговаривать суть своих страхов вслух. Так справиться с ними будет намного проще. Избавление от любой зависимости должно проходить постепенно. Вам важно настроить себя на такое избавление, тогда общественное мнение уже не будет диктовать вам свою волю, и вы обретете свободу и гармонию души.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *