Как правильно вести дискуссию: Как вести дискуссию? 5 полезных советов – Как вести дискуссию?

Содержание

Как вести дискуссию? 5 полезных советов

Дата публикации . Опубликовано в Развитие

Как вести дискуссию? 5 полезных советов

Участники любого спора стремятся доказать ту точку зрения, которую они считают истинной. Считается, что во время цивилизованного спора нельзя оскорблять оппонента и обсуждать его личность. При обсуждении какого-либо вопроса нужно хорошо разбираться в проблеме. 

Во время дискуссии нужно помнить, что проблема может рассматриваться с совершенно разных позиций. Спор помогает понять объективную истину и собрать имеющую к ней отношение информацию. Дискуссия может проводиться открыто, чтобы в ней могли принять участие и другие люди, поддерживающие какую-либо точку зрения. 

  1. Участвуя в полемике, нужно помнить о том, что собеседник может хорошо разбираться в обсуждаемой проблеме. Старайтесь не обсуждать темы, в которых вам нечего противопоставить убедительным аргументам. Выбирайте хорошо знакомые вопросы, где ваша позиция будет подкреплена теорией и фактами. 


  2. Обычно о теме спора участники знают заранее, что позволяет найти необходимую информацию и запастись примерами из реальной жизни. Вы можете действовать более грамотно, если ознакомитесь с историей проблемы и ее изучением другими людьми. Готовясь к дискуссии, изучайте не только те доводы, которые доказывают вашу точку зрения, но и те, которые способны ее опровергнуть. Так вы поймете логику оппонента и сможете подготовиться к ответу на его аргументы. 

  3. Чтобы ваша позиция во время дискуссии была понятна окружающим, необходимо хорошо владеть речью. Нужно не бояться внимания большого количества людей и объясняться доступно для всех. Старайтесь чаще пользоваться русскоязычными терминами и описаниями, чтобы ваши доводы были ясны и понятны. Убедительная речь вполне может провалиться, если вы будете использовать слишком сложные слова и предложения.

  4. Вступая в диалог с окружающими, ведите себя честно и не пытайтесь идти на обман и подмену фактов. Когда вы не знакомы с определенными фактами, лучше просто признаться в этом. Вы вполне можете признать правоту оппонента по некоторым проблемам, не выставляя себя абсолютным победителем. Целью дискуссии является поиск правды, а не унижение собеседника. Помните, что людей, разбирающихся во всех вопросах, просто не существует. Когда вы в чем-то ошиблись, это нужно признавать, а не стараться выбраться путем обмана. Такое поведение во время спора покажет вас хорошим и адекватным оппонентом. 

  5. Не забывайте о том, что дискуссия предполагает возникновение различных вопросов, которые обязательно нужно задавать. Изучив аргументы оппонента, вы сможете найти в них определенные пробелы и слабости. Вместо того, чтобы рассказывать об этих недочетах, вы можете задать соответствующие вопросы собеседнику. Таким образом, он самостоятельно сделает ряд ошибок, на которые можно будет обратить внимание окружающих. Такой подход позволит вам выглядеть гораздо убедительнее на фоне путающегося в своих словах оппонента.


Светлана, www.vitamarg.com

Будем благодарны, если поделитесь статьей:



Читайте также:Самое популярное и лучшее:

Добавить комментарий

Как вести дискуссию | Архив


Принято считать, что женщине, для того чтобы обратить на себя внимание окружающих, необходимо в первую очередь обладать потрясающей внешностью. А на умных представительниц прекрасного пола мужчины не смотрят или даже боятся их.


ВСЕ ЗАВИСИТ от ваших конечных целей. Действительно, для непродолжительной интрижки мужчина выберет красавицу с фигурой фотомодели. А вот для долгих отношений или делового сотрудничества он будет искать в первую очередь умную.


Однако в глубине души большинство мужчин априорно считают себя умнее любой женщины. И, самое смешное, большинство женщин с этим согласны. Лишь некоторые представительницы прекрасного пола могут похвастаться умением на равных вести дискуссию с мужчинами.


Психолог Виталий МОСКАЛЕВ считает, что люди, не стесняющиеся отстаивать свое мнение и умеющие вести дискуссию, гораздо быстрее продвигаются по служебной лестнице. Они более удачливы как в личной жизни, так и на работе. Дискуссия — это целая наука. И для того, чтобы ее освоить, достаточно запомнить несколько простых правил:


Каждый человек имеет право на свое мнение


Если твоя точка зрения по каким-то вопросам отличается от общепринятой, то это совершенно не означает, что она ошибочна. Ведь, как известно, именно в споре рождается истина. Поэтому не бойся показаться смешной и не стесняйся открыто высказывать свое мнение. Не реагируй на подколки «это типично женская логика» — в конце концов такая логика — у 56% населения. То есть у большинства.



Умей слушать


Высказывая свою точку зрения, всегда внимательно выслушай ответ оппонента. Постарайся не перебивать его на полуслове. Дай человеку закончить свою мысль и только потом отвечай или задавай вопросы. Согласись, что когда постоянно перебивают, то очень тяжело сосредоточиться. Если хочешь, чтобы собеседники тебя уважали, необходимо вести себя соответствующим образом.


Не пытайся перекрикивать, если перебили тебя: мужской голос сильнее, а кричащая женщина выглядит беспомощно. Поэтому, поймав паузу в монологе оппонента, так и скажи: «Мужской голос сильнее. Я вас не перекричу, поэтому позвольте мне все-таки договорить».


Аргументируй


Доказывайте свое мнение конкретными аргументами. Нужно уметь не только высказать свою точку зрения, но и подкрепить ее фактами. Слов «мне так кажется» или «я так думаю» недостаточно. Ведь, для того чтобы убедить окружающих в своей правоте, необходимо объяснить, почему ты именно так считаешь.


Не переходи на личности


Уважай собеседников. Если не согласна с мнением оппонента, не оскорбляй его. Когда дискуссия переходит на личности, то она превращается в ругань. А если оппонент первым начал переходить на личности, не отвечай на его оскорбление. Постарайся вернуть разговор в первоначальное русло.


Умей проигрывать


Если оппоненту удалось тебя переубедить, не бойся признать его победу. Не продолжай только из противоречия и нежелания уступать упрямо отстаивать неверную позицию. Ведь дискуссия ведется именно для того, чтобы выяснить истину.


Умение отстаивать свое мнение открывает перед тобой целый ряд новых возможностей и заманчивых перспектив. Ведь именно во время дискуссии можно:




Пообщаться с интересными людьми.


Обратить на себя внимание как всех окружающих, так и конкретного человека.


Укрепить и повысить свой авторитет.


Завоевать продвижение по служебной лестнице.


Продемонстрировать свои знания.



Высказать свое мнение и убедить окружающих в своей правоте.

Смотрите также:

Как правильно вести дискуссию ≪ Scisne?

Как правильно вести дискуссию: Как вести дискуссию? 5 полезных советов – Как вести дискуссию?

Анимационная ​​серия состоит из шести роликов, которые охватывают основы логики, ошибочные аргументы и развивают навыки критического мышления. Производство «Bridge8 cowrote», по заказу TechNyou, новые технологии общественных информационных ресурсов, финансируется австралийским правительством департаментом промышленности, инноваций, науки, исследований и высшего образования (DIISRTE).

Часть 1. Весомый аргумент

Часть 2. Ложный вывод

Часть 3. Уловка чучело

Часть 4. Переход на личности

Часть 5. Ошибка игрока

Часть 6. История на заметку

Переведено и озвучено: Vertdider

Похожее


  • Ложный логический вывод — это аргумент, который в попытке кого-либо в чём-либо убедить опирается на неверные предпосылки. Все мы периодически допускаем подобные логические ошибки, так что в наших же интересах научиться распознавать их.


  • Александр Невеев


    Как правильно вести дискуссию: Как вести дискуссию? 5 полезных советов – Как вести дискуссию?
    Когнитивные искажения (cognitive biases) — это присущие нашим познавательным (когнитивным) процессам систематические ошибки, приводящие к тому, что человек делает неправильные выводы, оценивает ситуацию, других людей не правильно, принимает неверное решение. В статье рассматриваются следующие когнитивные искажения: Иллюзия частости, Искажение задним числом, Наивный реализм, Иллюзорная причинность, Слепое пятно искажений, Ошибка азартного игрока, Ошибка регрессии, Иллюзия контроля, Игнорирование априорной вероятности, Ошибка конъюнкции, Иллюзорная корреляция, Подтверждающее искажение, Эффект Даннинга-Крюгера.



  • Ричард Докинз

    «Враги разума» документальный фильм в двух частях («Рабы суеверий» и «Иррациональная служба здравоохранения») о суевериях и иррационализме. Ведущий и сценарист Ричард Докинз рассматривает обоснованность астрологии, биолокации, гомеопатии и других научно неподтверждённых практик, и делает предположения о причинах их популярности. Включает, среди прочего, интервью с Дипаком Чопрой и Дерреном Брауном.


  • Александр Панчин


    Как правильно вести дискуссию: Как вести дискуссию? 5 полезных советов – Как вести дискуссию?
    Биолог Александр Панчин расскажет о нейробиологии сонного паралича, фантомной боли, видения ауры, околосмертного опыта и других явлений, лежащих в основе необычных ощущений, которым часто приписывают паранормальную природу. Вы узнаете: Откуда в наших снах демоны? Кто может увидеть ауру? Почему солдат, которому ампутировали ногу, продолжает ощущать боль? Как возможно существование двойников-доппельгангеров? Что такое околосмертный опыт?


  • Александр Панчин

    Почему люди верят в паранормальные явления? Что общего между проблемной игровой зависимостью, боязнью переработанной воды и ГМО, неприятием свитера, который носил Гитлер, и верой в гомеопатию? Что такое законы магии и как они властвуют над нашим мышлением? Разоблачитель лженауки Александр Панчин представил фильм «Яйца!» в кинотеатре «Каро» и обсудил вопросы лженауки со всеми желающими.


  • Наши представления о случайном, закономерном и невозможном часто расходятся с данными статистики и теории вероятностей. В книге «Несовершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью» американский физик и популяризатор науки Леонард Млодинов рассказывает о том, почему случайные алгоритмы выглядят так странно, в чем подвох «рандомной» тасовки песен на IPod и от чего зависит удача биржевого аналитика. «Теории и практики» публикуют отрывок из книги.



  • Патрик Макнамара


    Как правильно вести дискуссию: Как вести дискуссию? 5 полезных советов – Как вести дискуссию?
    Многие религии начинались как сон или видение в голове их основателей. Савл из Тарса (апостол Павел) ехал в Дамаск и увидел видение, после чего стал апостолом Павлом и оставшиеся годы посвятил проповедованию христианства. Пророк Мухаммад, основатель ислама, как утверждает Коран, получил первое откровение в серии снов. Джозеф Смит, основатель мормонизма, видел ангела Морония ночью 21 сентября 1823 года. Список можно продолжать бесконечно. Большинство людей из различных культур на протяжении всей истории относились к сновидениям как к прямому доказательству существования мира духов. И это вызывает очевидный вопрос: что такого особенного в снах, что они предстают такими эффективными проводниками в сверхъестественное?



  • Как правильно вести дискуссию: Как вести дискуссию? 5 полезных советов – Как вести дискуссию?
    За четверть века, прошедшую с начала 90-х годов, в России резко выросла религиозность. Её можно понимать как процент граждан, причисляющих себя к той или иной религии, как роль этих самых религий во всех областях общественной жизни, или как-то ещё, но мнение практически всех — и экспертов, и журналистов, и простых граждан — будет однозначным. Мы стали более религиозными. Кажется, и спорить не о чем. Численность верующих согласно социологическим исследованиям неуклонно растёт. Иерархи православной церкви и служители других религий чуть ли не впрямую указывают обществу репертуар театров и кино, допустимое содержание книг, выставок, школьной и вузовской программы. Религия проникла всюду: в космос, в спорт, в политику. Короче, в России религия победила атеизм. Никто особо даже и не спорит.

  • Научно-популярный фильм 1971 года, снятый на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым. Фильм состоит из документальных съёмок проводимых психологических экспериментов, голос диктора за кадром комментирует ход эксперимента и реакцию людей. Эксперименты показывают то, как человек может додумывать всё, что не смог запомнить, и как люди способны поддаваться мнению окружающих, даже доходя до абсурда. Наибольшую известность приобрел эксперимент на внушаемость, или на конформность, поставленный с детьми дошкольного возраста. Эксперименты подготовлены и проведены кандидатом психологических наук Валерией Мухиной.


  • Александр Соколов, Игорь Дмитриев

    Что называть псевдонаукой? Каковы основные признаки псевдонаучных текстов и утверждений? Где проходит линия между наукой и псевдонаукой, с одной стороны, и псевдонаукой и мифами, суевериями и стереотипами, с другой? Как распространение интернета и повсеместного доступа к нему влияет на распространение науки и псевдонауки? Стоит ли бороться с псевдонаукой? Является ли это долгом ученых? Является ли это обязанностью государства? Какие методы борьбы с псевдонаукой эффективны? Вместе с аудиторией на эти вопросы постараются ответить номинанты премии Игорь Дмитриев (в лонг­листе премии с книгой «Упрямый Галилей») и Александр Соколов (в шорт­листе с книгой «Мифы об эволюции человека»). Мероприятие пройдёт в формате открытой дискуссии о псевдонауке.

Далее >>>

Умение вести дискуссии и темы для них

Как правильно вести дискуссию: Как вести дискуссию? 5 полезных советов – Как вести дискуссию?

Все мы любим поговорить на противоречивые темы, которые затрагивают вечные или насущные проблемы человечества. Это очень интересно, позволяет узнать разные точки зрения и держать мозг в тонусе. Но мы так отвыкли рассуждать, что периодические дискуссии, в которые вступаем, превращаются в споры или конфликты. Чтобы этого не произошло, нужно придерживаться определенных правил и постоянно помнить о том, что человек и его мнение — вещи совершенно разные.

Вы можете обсуждать дискуссионные темы тет-а-тет, но лучше всего, если соберется компания из нескольких человек (возможно, вы лектор и хотите вынести на обсуждение интересный вопрос). Затем следуйте простым правилам и помните: до тех пор, пока есть уважение, спора и конфликта не возникнет.

1

Представьте тему

Но прежде чем сделать это, нужно убедиться в том, что все присутствующие понимают тему и ее ключевые положения. Иногда может казаться, что все слишком очевидно, однако на деле выясняется, что некоторые люди не понимают элементарных вещей. Объясните их.

2

Представьте обе стороны проблемы

Несмотря на то, что после представления темы все уже придерживаются своего мнения, не будет лишним взвесить «за» и «против». Многие люди, возможно, не задумывались прежде об этой проблеме, поэтому могут автоматически принять одну из сторон и потом защищать ее из принципа.

3

Поощряйте дискуссию

Убедитесь в том, что все участвуют в дискуссии. Настаивайте на отсутствии критики и свободном выражении мнений, особенно если одна сторона находится в меньшинстве. Обсуждение должно быть конструктивным: даже если человек высказал абсурдную точку зрения, ее нужно оспаривать при помощи логики и критического мышления.

4

Выражайте свое собственное мнение

Если вы являетесь ведущим, наивно полагать, что удастся скрыть от других свою позицию. Выразите ее четко, но укажите, что это совершенно не влияет на ваше отношение к другой стороне. Помните, что цель дискуссии — задуматься о тех вещах, о которых, возможно, еще не думали и получить свежий взгляд на проблему.

5

Представьте метод кейсов

Метод кейсов — это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Аудитория должна исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Дайте описание реальной ситуации.

6

Обсудите ситуацию еще раз

Теперь, когда стороны выслушали друг друга и увидели примеры из реальной жизни, время заново начать дискуссию. Вернитесь к вопросам, которые ставили в самом начале и позвольте людям самим понять, изменились ли их точки зрения.

Если вы все сделаете правильно, то получите огромную пользу и удовольствие от обсуждаемой темы, даже если проблематика была достаточно тяжелой. Умение вести дискуссию — очень важный навык, который пригодится как в реальной жизни, так и карьере. Например, вам придется обсуждать проект, его сильные и слабые стороны. Может подняться тема о балансе между моралью и прибылью. Научившись вести конструктивную дискуссию, вы сможете отстаивать свою точку зрения без вовлечения ненужных эмоций и прислушиваться к собеседнику.

Наконец, представляем вам список тем, которые можно использовать для дискуссии.

Примеры дискуссионных тем

  • Использование животных в медицинских исследованиях помогает людям
  • Нельзя иметь счастливую семью и отличную карьеру одновременно
  • Брак устарел
  • Смертная кара возможна в некоторых случаях
  • Иностранцы не имеют права голосовать
  • Знаменитости несправедливо зарабатывают слишком много
  • Комендантский час для подростков может уберечь их от неприятностей
  • Мы слишком зависимы от компьютеров
  • Курение должно быть запрещено по всему миру
  • Те, кто могут — делают, те, кто не могут — учат
  • Счастье возможно вне брака
  • Компьютерное пиратство не является преступлением
  • Видеоигры делают людей жестокими
  • Клонирование имеет ряд преимуществ
  • Подростков необходимо ограничивать в использовании интернета
  • Реклама не должна быть нацелена на детей
  • Мода не имеет значения
  • Современное искусство отвратительно и не несет смысла

Если вы неконфликтный человек и не очень любите дискуссии, то можете в одиночку порассуждать над каждой темой.

Желаем вам удачи!

Методические рекомендации по проведению урока-дискуссии.

Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Сафоновский индустриально — технологический техникум»

Методические рекомендации

по проведению урока-дискуссии

«Нужно ли говорить правильно?»

Составила:

Лисицына И.С.

2018

Методические рекомендации по проведению урока-дискуссии

Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий.

Различают:

1. Дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух главных участников.

2. Групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы.

3. Массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.

Для продуктивного урока-дискуссии необходимо:

на этапе подготовки урока-дискуссии учитель должен четко сформировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути решения.

участникам предстоящей дискуссии надо познакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной учителем.

В начале урока обосновывается выбор темы или вопроса, уточняются условия дискуссии, выделяются узловые моменты обсуждаемой проблемы.

Главный момент дискуссии — непосредственный спор её участников. Для его возникновения неприемлем авторитарный стиль преподавания, ибо он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов. Ведущий дискуссии, чаще всего учитель, может использовать различные приемы активизации учащихся, подбадривая их репликами типа «хорошая мысль», «интересный подход, но», «давайте подумаем вместе», «какой неожиданный, оригинальный ответ «, либо делая акцент на разъяснении смысла противоположных точек зрения и т.д. Необходимо размышлять вместе с учениками, помогая при этом им формулировать свои мысли и развивать сотрудничество между собой и ими.

В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Однако по принципиальным вопросам следует вносить ясность. Особняком стоит вопрос о культуре дискуссии. Оскорбление, упреки, недоброжелательность в отношении к товарищам не должны присутствовать в опросе. Крик, грубость чаше всего возникают тогда, когда в основе дискуссии лежат факты или закономерность, а не только эмоции. При этом часто ее участники не владеют предметом спора и «говорят на разных языках».

Формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила

— вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

— в споре не допускать тона превосходства;

— грамотно и четко ставить вопросы;

— формулировать главные выводы.

Момент окончания дискуссии следует выбирать так, чтобы предупредить повторение сказанного, ибо это отрицательно влияет на поддержание интереса учащихся к рассматриваемым на уроке проблемам. Завершив дискуссию, необходимо подвести её итоги. Здесь нужно оценить правильность формулировки и употребления понятий, глубину аргументов, умение использовать приемы доказательств, опровержений, выдвижения гипотез, культуру дискуссии. На этом этапе учащиеся получают за дискуссию отметки, которые не надо снижать за то, что ученик отстаивал неверную точку зрения.

На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанный с ней новые вопросы, дающие пищу для новых раздумий учащимся.

Методика подготовки к дискуссии

Подготовка к дискуссии включает три этапа: 1) предварительная подготовка, 2) проведение дискуссии, 3) подведение итогов.

Задачи первого этапа:

Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирования) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который бы был интересен учащимся, затрагивал и волновал их.

Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.

Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.

Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т. д.). При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга.

Второй этап — это проведение дискуссии.

Умелая дискуссия — почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функций ведущего.

Несколько советов ведущему дискуссию:

Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.

В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказать свое мнение, но и стремился его отстаивать.

Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.

Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Помнить, что вопрос — визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии, о которых следует помнить:

парадокс — неожиданное, своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу. В нем неизменно присутствует вызов;

неожиданный вопрос;

реплика — краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.

Умело сопоставлять различные точки зрения, обобщать их с тем, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее, направлять дискуссию в русло намеченной цели.

Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.

7. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовывать слушателям.

8. Не спешить навязывать готовое решение.

9. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.

Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с помощью своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатий ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.

Любой спор, даже идущий по всем правилам логики, может погубить одно обстоятельство: если участники дискуссии забывают об этике спора. Поэтому в начале дискуссии следует напомнить учащимся правила спора. Вот некоторые из них:

1. Прежде чем сказать, спросите себя, есть ли необходимость вступать в спор. Тщательно продумывайте то, о чем будете говорить.

2. По возможности коротко и ясно изложите свою точку зрения; ваша речь должна быть весома и убедительна.

3. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».

4. Доказывая и опровергая, говорите ясно, отчетливо, точно.

5. Помните о культуре общения. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не повышайте голос, не прерывайте выступающего, не делайте замечаний, касающихся личных качеств участников обсуждения, избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца. Не вступайте в пререкания с ведущим по ходу проведения дискуссии.

На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.

Актуальность дискуссии по теме «Нужно ли говорить правильно?»

В качестве темы дискуссии предлагается один аспект сложного понятия «культура речи». Почему именно он достоин особого разговора? Правильность речи, т. е. ее соответствие литературному языку, является основным коммуникативным качеством, исходной точкой всех остальных свойств речи образованного человека: логичности, чистоты, выразительности и т. д. То, что речь наша должна быть правильной, ясно каждому образованному человеку, и все же центральным вопросом дискуссии станет следующий: «Нужно ли соблюдать нормы литературного языка?» Цель полемики — развенчать достаточно распространенное вульгарное представление о том, что нормы — это нечто бесполезное, лишнее, искусственное изобретение ученых, которое в реальной речевой практике не слишком нужно («Как хочу, так и говорю, все равно меня поймут»). Чтобы достичь этой цели, учитель должен решить ряд задач. Первое — создать такую атмосферу занятия, которая позволит каждому ученику высказать собственную точку зрения на центральный вопрос дискуссии, пусть даже самую «крамольную», открыто поделиться своими сомнениями. Второе — помочь студентам найти убедительные аргументы в пользу грамотной речи.

Урок проводится после изучения материала параграфа «Дискуссия» (страница 278 в учебнике А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи».

Подготовка к дискуссии

Предварительная работа по подготовке дискуссии достаточно сложна и многоаспектна: ее результаты будут прямо пропорциональны затрате усилий учителя и класса. Эта дискуссия — ролевая игра, которая предполагает деление группы на условных противников: одна группа обучающихся опровергает норму, другая защищает ее (роли распределяются заранее с учетом желания ребят). Игровая форма дискуссии представляется наиболее эффективной: она снимает скованность, позволяет провести подготовительную работу с каждой группой. Ролевая игра позволит учителю остаться арбитром в споре: не будучи обременен необходимостью аргументировать, сообщать информацию, он возьмет на себя решающую роль ведущего — дирижера дискуссии.

Необходимо подготовить каждую из сторон к защите своей позиции. Для этого рекомендуем студентам список книг для чтения (например: Язовицкий Е. В. Говорите правильно.—Л., 1969;

Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 1983;

Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Д е р я г и н В. Я- Беседы о русском слове.— М., 1976;

Горбачевич К- С. Нормы современного русского литературного языка.— М., 1981; и др.— учитываются возможности кабинета русского языка и библиотеки). Целесообразно предложить каждой стороне список вопросов, которые будут так или иначе затронуты в дискуссии, помочь найти конкретную информацию по каждому (возможно предварительное распределение обязанностей в рамках одной группы). Например, сторонники нормы готовятся к дискуссии по следующему плану: 1) история борьбы за правильность русской речи; 2) понятие нормы, ее необходимость для общества; 3) норма и художественная литература; 4) подбор высказываний о борьбе за правильность нашей речи; 5) источники нормы. Противники нормы обдумывают следующие вопросы: 1) объективные причины отклонения от норм; 2) авторитеты среди антинормализаторов; 3) норма и демократия; 4) изменение норм русского языка.

Должны быть подготовлены и материалы, которые обеспечат активное участие в дискуссии каждого ученика независимо от его роли.

Модератор дискуссии (тьютор) выполняет четыре главные роли:

Педагогическая роль. Используя вопросы, фокусировать дискуссию на главные концепции, принципы и умения.

Организационная роль. Одна из главных обязанностей тьютора – установить программу работы дискуссии: предмет обсуждения, срок, процедурные правила и нормы получения решений. Управление взаимодействием и направлением – важный элемент успешности дискуссии.

Социальная роль. Создание дружеского социального пространства для обучения подчеркивает мастерство модератора: публикация приглашений в начале, стимулирование участия с помощью специфических примеров, использование обратной связи, дружеского тона.

Техническая роль. Тьютор должен создать участникам комфортные условия работы с системой и программным обеспечением.

Педагогические рекомендации

Ставьте себе ясные цели.

Ваша программа действий должна быть максимально гибкой.

Поощряйте активное участие слушателей в процессе обучения.

Исключайте «авторитарный» стиль обучения.

Будьте объективным.

Не ожидайте многого. (В каждой дискуссии необходимо выделять 2-3 основные цели).

Не надейтесь на «недистанционные» материалы.

Организуйте общение между слушателями.

Выделяйте обобщающие идеи, которые связывают темы между собой.

Используйте простые задачи.

Отбирайте материалы, которые будут интересны слушателям.

Следите за тем, чтобы студенты отвечали более или менее одновременно.

Представляйте разные точки зрения на проблему.

Приглашайте внешних экспертов.

Отказывайтесь от «чтения» лекций.

Давайте задачи отдельным слушателям (прокомментировать тему, ответить на вопрос).

Социальные рекомендации

Будьте доброжелательным к «молчаливым людям». Некоторые люди учатся, слушая других, и совсем не принимают участие в дискуссиях. Не надо думать, что они ничего не делают.

Не создавайте ощущение страха перед конференцией.

Будьте осторожным с использованием юмора и сарказма.

Приглашайте каждого участника представиться и делайте это сами.

Используйте идеи-связи для облегчения общения.

Будьте вежливы и не жалейте похвалы.

Не игнорируйте невежливого поведения.

Будьте готовы к «взрыву» неформальной лексики.

Рекомендации по управлению

Освобождайте обучающихся от комплексов.

Распространяйте списки участников.

Отвечайте на все заявления к конференции.

Будьте терпеливым.

Старайтесь синхронно организовать работу слушателей.

Следите за пропорциональным распределением обучающего материала, как такового.

Следите за процедурой ведения конференции.

Используйте личную переписку для предоставления рекомендаций слушателям.

Высказывайтесь ясно.

Не перегружайте информацией отдельные дни конференции.

Переадресуйте сообщения, тема которых указана неточно.

Влияйте на объем сообщений от каждого участника.

Привлекайте слушателей к моделированию.

Выделяйте время для подготовки к проведению дистанционного курса.

Закрывайте дискуссии и конференции итогами и не провоцируйте затяжки обсуждений.

Приглашайте опытных преподавателей.

Технические рекомендации

Используйте разнообразные технические средства.

Откликайтесь на технические проблемы слушателей.

Разрабатывайте справочник курса с подробной информацией о нем.

Предоставляйте время для самообучения.

Учите слушателей учиться друг у друга.

Не давайте слишком много указаний.

Рекомендации к проведению дискуссии

Будьте понятным. Начинайте дискуссию с открытого комментария, чтобы слушателям был понятен порядок работы, давайте тему дискуссии, ваше начальное предположение. Студенты должны понять тему и то, как будет протекать дискуссия.

Требуйте регулярного участия. Организовывайте активный диалог и подчеркивайте необходимость регулярного участия.

Стимулируйте участие, если оно запаздывает. Требуйте, например, прямых комментариев и ответов по проблемам дискуссии.

Используйте замечания. Для усиления активности требуйте от слушателей давать правильный заголовок письма к дискуссии.

Фиксируйте отклонения от темы дискуссии. Делайте замечания при отклонении от темы, или создавайте другую дискуссию, если вопрос важный.

Будьте ответственным. Отвечайте быстро на требования слушателей.

Будьте вежливым. Приглашайте слушателей лично к активной работе. Обращайтесь к ним, как преподаватель обращается к слушателям в аудитории при традиционном обучении. Привлекайте слушателей обращаться друг к другу, как это делает модератор.

Чаще приглашайте. Используйте личные сообщения с приглашениями принять участие в дискуссии в начале и продолжать ее.

Соблюдайте порядок. Предлагайте кому-то из слушателей начать дискуссию, периодически возвращайте их в запланированное направление.

Будьте настойчивым. Будьте готовы подождать некоторое время комментарии и ответы, не спешите заполнять паузы в дискуссии.

Не перегружайте. Присылайте один большой комментарий в день. Если студенты имеют много предложений, уменьшайте их требования, чтобы медлительные студенты могли успеть.

Не читайте лекций. Используйте открытые примечания, примеры, произведения и прочее.

Напоминайте о времени. Напоминайте слушателям, что дискуссия длится одну четверть, половину запланированного срока.

Усиливайте хорошее поведение в дискуссии. Говорите, например, «благодарю» слушателям, которые ответили правильно.

Подводите итоги дискуссии. Если дискуссия становится очень емкой, стройте промежуточные заключения.

Продумывайте завершение дискуссии. После итогов дискуссии стройте общие заключения относительно ее проведения и выполнения поставленной цели.

Практические рекомендации к проведению дискуссии

Устанавливайте срок проведения дискуссии.

Приглашайте комментарий к каждому разделу на протяжении соответствующего срока, например, 2-3 дня.

Необходимо иметь список проблем. Подавайте каждую проблему в соответствующем сообщении с темой (subject).

Контролируйте время. Если срок для ответов исчерпывается, сообщайте об этом.

Держите все сообщения в отдельной папке на локальном компьютере.

Размещайте сообщения на сайте в виде папок, чтобы студенты, которые подключились к дискуссии позже, имели возможность ознакомиться с предшествующими материалами.

Используйте вспомогательные материалы. Их можно будет прислать слушателям с вопросом «А что это такое?».

Делайте дополнительные комментарии для лимитирования срока дискуссии.

Приводите решения/результаты в конце дискуссии.

Проводите статистику участия в дискуссии: как много слушателей принимало участие, кто покинул ее, кто и как активно работал.

Пирамида Грэма, или Как правильно спорить и вести дискуссию

Спорить и дискутировать нам приходится на разные темы. Очень важно уметь вести спор по существу, сохраняя правильный психологический настрой. Правила спора и оценки оппонента, поможет правильно выстроить дискуссию и получить от нее максимальную пользу.

Правильное ведение споров и дискуссий