Site Loader

8 методов воспитания, из-за которых ребенок вырастает закомплексованным неудачником


Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Самооценка, сформированная в детстве, влияет на дальнейшую жизнь. Даже очень талантливый человек может не достичь успеха, если он не уверен в себе, в то время как личность с посредственными способностями, убежденная в своей ценности, в силах добиться многого. И хотя родители не могут «дать» ребенку чувство собственного достоинства, они могут помочь ему самостоятельно обрести «крылья».

AdMe.ru решил разобраться, какие действия родителей губят на корню детское самоуважение. Понаблюдайте со стороны за собой и второй половинкой, а лучше запишите на диктофон: может, и вы, сами того не замечая, делаете что-то из перечисленного ниже.


1. Навешиваете ярлыки

8 методов воспитания, из-за которых ребенок вырастает закомплексованным неудачником

Здоровая самооценка у ребенка — это больше, чем успех в компании сверстников или у противоположного пола. Это основа счастья ребенка. Психолог Натаниэль Бранден в своей книге «Шесть столпов самооценки» пишет, что самооценка — как хорошая, так и плохая — генерирует самосбывающиеся пророчества.

Человек с низкой самооценкой чаще вступает в любовные связи с неподходящими ему партнерами и даже счастливые отношения разрушает своей неуверенностью и сомнениями. Положительная самооценка, наоборот, помогает ему относиться с уважением и к себе, и к избраннику и делает его более стойким перед трудностями.

Если же вы (случайно или нет) навешиваете на ребенка ярлыки «Ты все ломаешь», «Бабушку в гроб вгонишь своим поведением», ребенок будет расти с чувством вины и несостоятельности. Даже такими невинными фразами, как

«Катя слишком медлительная», вы можете повлиять на самовосприятие ребенка, лишая его возможности стать лучше.

2. Сравниваете: «Вот я в твоем возрасте...»

8 методов воспитания, из-за которых ребенок вырастает закомплексованным неудачником

Некоторые вещи, которые мы делали в детстве, могут быть неинтересными для современных детей. Поэтому сравнение может вызвать только обиду или раздражение.

Если вы хотите привести поучительный пример, то расскажите историю. Поверьте, ребенок с удовольствием послушает, как вы в 8 лет прошли за день 10 км во время похода или сумели отогнать от себя огромную собаку. Сравнивать ребенка можно только с самим собой. Тогда у него появится стимул развиваться и становиться лучше.

3. Запрещаете выражать негативные эмоции


8 методов воспитания, из-за которых ребенок вырастает закомплексованным неудачником

Эмоции нужно выражать, даже если они негативные. Если ребенок будет стыдиться своих чувств, это вызовет самоотчуждение и неуверенность в себе. Вместо того чтобы ругать ребенка за его чувства, предложите поделиться ими, найти им объяснение. Сделайте вместе пару глубоких вдохов. Так вы научите сына или дочку справляться с чувствами, а не стыдиться их.

4. Льстите своему ребенку и превозносите его способности

8 методов воспитания, из-за которых ребенок вырастает закомплексованным неудачником

Внушая сыну или дочери, что они более талантливы, чем есть на самом деле

, вы не сделаете их увереннее в себе. Самооценка должна формироваться в прямой связи с реальностью. Лучше рассказать о его талантах четко, но мягко. Например: «Ты еще недостаточно хорошо играешь на пианино, чтобы поступить в консерваторию, тебе нужно подготовиться, и тогда все получится». Ведь в итоге ребенку все равно придется столкнуться с жестокой реальностью.

Любые комплименты должны быт

Воспитание себя в воспитании ребенка


Экология жизни. Дети: Родилась вместо сына дочь, — какой облом! Второй облом и более глобальный — это полная ломка прежнего беззаботного образа жизни и беззаботных мечтаний о воспитании всесторонне развитой личности. И много позже, — это осознание того, что невозможно воспитать ребенка, оставаясь на прежнем уровне эмоционального развития. Об этом статья.

До свадьбы я думал, что женюсь, родится у меня сын, и я воспитаю из него человека сильного, спортивного и уверенного в себе, каковым себя не считаю.

Родилась вместо сына дочь, — какой облом! Второй облом и более глобальный — это полная ломка прежнего беззаботного образа жизни и беззаботных мечтаний о воспитании всесторонне развитой личности. И много позже, — это осознание того, что невозможно воспитать ребенка, оставаясь на прежнем уровне эмоционального развития. Об этом статья.


Воспитание себя в воспитании ребенка

Как воспитать ребенка, если я не осознаю свои привычки!

Став отцом, я столкнулся с массой вопросов. Один из них: «Как может воспитать в ребенке уверенность человек, неуверенный в себе, и как можно дать то, чего не имеешь сам?» Разве что примером от обратного. Например, пьющий папа. Чтобы ребенок видел, каким быть не надо. Но такой сценарий, думаю, не устроил бы никого. Уж точно не в моей семье.

Однако на этот подход можно посмотреть с другой стороны. «Я осознанно не делаю того, что я не желаю, чтобы делал мой ребенок». Здесь открываются широкие возможности. Можно отказаться от очевидно вредных привычек, таких как курение, алкоголь, валяние на диване. 

Но есть и другие не замечаемые мной привычки, которые разрушающе действуют на воспитание детей:резкость и вспыльчивость с близкими, погруженность в себя, равнодушие (я называю это «я-устал-после-работы»), невнимание, постоянный контроль близких или чрезмерная забота, откладывание дел, опоздание, невыполнение обещаний. Это далеко не полный список

Вы можете составить такой список сами, всякий раз отслеживая свои реакции. Как правило, отследить их удается уже после того, как они сработали. А вот вычислить  механизмы, их запускающие, гораздо труднее, так как они переданы нам по наследству нашими родителями/воспитателями, а они в свою очередь получили их от своих. Я не сам это придумал, но каждодневное общение с двумя детьми 4 и 7 лет убеждают меня в этом.

Моя привычка контроля

Вот, например, неконтролируемая мной привычка контролировать детей!

Я веду с детьми нечестную игру. Сам того не замечая, я все равно ставлю себя выше их. Снисходительный тон, контроль там, где можно обойтись и без него. Как бы я ни играл в «равных друзей», я неизбежно скатываюсь на уровень «хозяина». И когда есть возможность, сам того не замечая, подчеркиваю свое превосходство.

Например, по воскресеньям, пока дети спят, я люблю приготовить блины и накрыть на стол, чтобы потом вместе всей семьей позавтракать. Детям это очень нравится. И вот блины съедены, и все шутят и смеются за столом, и все равны, и все замечательно, а я зачем-то беру и обрушиваю всю атмосферу примерно такой фразой: «Марьям, не забудь помыть руки! А то все заляпаешь жирными руками!». «Я знаю!!!» — заводится дочка, испепеляет меня взглядом, и уходит обиженная и расстроенная из-за стола.



Воспитание себя в воспитании ребенка

Зачем, спрашивается, столько инвестировать в создание праздничного настроения: печь блины, накрывать на стол, чтобы потом его испортить?

Если вдуматься, то этой фразы про мытье рук я мог и не произносить. Дочке уже семь лет, она бы и так пошла и вымыла руки. Я это знаю!

Я — автомат!

Что подталкивает меня к такому поведению? Заметьте,подсознательно, автоматически, в доли секунды срабатывают заложенные во мне блоки:

1. Желание оставаться хозяином стола, или, вернее сказать, ситуации.

2. Страх развития равных отношений после завтрака. «Сейчас они точно пристанут ко мне с играми, или потащат на улицу, а у меня другие планы. Надо восстановить статус-кво».

3. Инертность  и реактивность. Дети растут и развиваются, но получается, что я этого не признаю и продолжаю общаться с ними на том уровне развития, из которого они все время вырастают. Для того чтобы выстраивать новые отношения требуется развиваться самому, а это энергоемко и удар по самомнению. Я-то ведь вырос и достиг совершенства, расти и развиваться мне не надо. Удобнее использовать сложившуюся схему. Парадокс: я своим отношением удерживаю детей в развитии, а не стимулирую их рост!

Таких «контрольных выстрелов в голову» я делаю в день множество. «Не забудь закрыть дверь», «не забудь почистить зубы» и прочая ерунда.

Я автомат! Я думаю, что все взрослые — автоматы, и мы упорно делаем автоматами своих детей.

Воспитание себя в воспитании ребенка

Ведь на наши постоянные автоматические фразы контроля дети вырабатывают автоматические реакции. У кого как, у моих детей это бунт.


Бунт! «Я знаю!», «Я не буду!», «Я не хочу!».

Бунт или подчинение?

«Почему они меня не слушаются?» — потом спрашиваю я себя.  Да, сейчас в 4 и в 7 лет это протест. Лишение самостоятельности всегда и у всех вызывает протест. Но что потом? Может быть, этим постоянным контролем можно в определенном возрасте сломить ребенка, и ему станет всё равно? Может быть, ему будет удобнее слушаться, лишь бы избежать лишнего контроля и дурацких фраз родителя? Я не исключаю такой сценарий. 

Вырастет в каких-то аспектах хороший, послушный исполнитель, нуждающийся в одобрении всего, что он делает, и перейдет из заботливых рук родителя в цепкие лапы руководителя, жены/мужа… А если родители не передадут, он сам найдет себе таких. Это я по себе сужу. Я по жизни для всех хороший и исполнительный.  Ужас…

Да, ужас. По мне так лучше детский бунт! Бунт, отрезвляющий и заставляющий меня задуматься, что я делаю что-то не так. Дети просто так протестовать не будут!

Отец всегда прав?

Я радуюсь тому, что учусь осознанно не реагировать на детский протест гневом и репрессиями, как это у нас положено  в обществе и заложено в генах. «Отец всегда прав!» — для меня и для моих детей это уже не аксиома.Хотя признаюсь, это непросто!

Воспитание себя в воспитании ребенка

Бунт и сопротивление детей автоматически провоцируют во мне мгновенную реакцию гнева. Теперь, правда, не всегда. Сейчас у меня детей трое, и за 7 лет отцовства я научился отчасти справляться с этой реакцией. Вспоминаю своего дедушку, у которого было 10 детей. Он был невозмутим как индейский вождь. По крайней мере, теперь я взрываюсь не сразу, как бывало раньше. Иногда удается осознанно подойти к сложившейся ситуации и решить все мирным путем. Иногда же приходится просто гасить его, но он потом в любом случае вылезает, причем каждый раз в новых изощренных формах.

Гнев дырочку найдет!

Расскажу в качестве примера историю, которая произошла на днях.

Мы поссорились со старшей дочкой. Спор перерос в ссору и вылился в драку. Пока мы спускались в лифте, дочка успела раза четыре ударить меня рукой по тому месту, которое ей было ближе в тесном лифте. Я думал, она взорвется!


Вероятно, вы возмутитесь, как сторонний зритель, что дочь поднимает руку на отца. Но отцом ли я был в тот момент? Ведь вспышка ее гнева была спровоцирована моим неосознанным поведением.

Выиграв спор, сам того не замечая, я быстро скатился до многократного подчеркивания своего превосходства, тем самым унижая ее. Более того, видя, что это ее цепляет и выводит из себя, я уже не мог остановиться и продолжал дразнить и повторяться. Ну точно ее ровесник  из детсада,  а не папа, которому 40 лет. Вот и получил я как ровесник за такое дурацкое поведение. Я даже не заметил, как впал в это состояние. Конечно, это результат моего гнева, скрываемого во время ссоры и давшего выход уже после нее.

Конфликт — это ресурс

Конфликтный сценарий, как правило, всегда одинаковый, и накручивается по одному сюжету, в котором ведущую роль играют эмоции. Мой опыт показывает, что в эмоциональном развитии я не очень далеко ушел от своих детей. Нам есть куда двигаться и развиваться вместе.

Я верю, что в любой конфликтной ситуации можно как минимум остановиться, вдохнуть воздух, сделать паузу. Остановиться и не усугублять, не дожидаться волшебного пендаля от ребенка в виде драки, истерики, слез, апатии, ухода в себя…

При осознанном подходе неизбежные конфликтные ситуации с детьми можно рассматривать как уроки эмоционального развития и для детей, и для родителей. Это огромный потенциал в воспитании обеих сторон.

Это Вам будет интересно:

Нужно ли настаивать на том, чтобы ребенок извинился

Бумеранг: пройдет несколько лет, и эти слова вернутся к тебе...

Теперь вот остается осознанно, вместе с детьми, развиваться, признавать их взросление и не включать контроль там, где он не нужен. И на мой вопрос в начале статьи о том, может ли неуверенный папа воспитать уверенного ребенка, я отвечу, что может. Очень даже может, если осознанно отключит чрезмерный контроль и заботу, в которых вырос сам, и перестанет переносить этот сценарий на своего ребенка.

Я благодарен судьбе, что у меня есть такие замечательные маленькие воспитатели, как мои дети, которые сделали для меня открытие, что расти и развиваться в отношениях можно и дОлжно в любом возрасте.опубликовано econet.ru

Автор: Рустам Уразбахтин

Воспитать в себе воспитателя - Психологос


Эта мама занимается на Дистанции. А вы?

Эта мама занимается на Дистанции. А вы?

Воспитывать детей нормальным родителям не хочется и не интересно: детей хочется просто любить. Хочется ими любоваться, хочется с ними играть, хочется поддерживать их в их начинаниях. Однако рано или поздно воспитывать детей - приходится, по крайней мере нужно удерживать детей от того, что элементарно опасно для них или окружающих.

Ребенок должен понять, что на дорогу с транспортом ни при какой игре выбегать нельзя, за столом нужно кашу есть ложкой, а не руками, а решать спорные вопросы в игре нужно вначале просьбами, а не сразу дракой. В конце концов, маленького ребенка нужно приучить писать в горшок, а не как попало.

А это уже - воспитание.

Науку воспитания детей освоить можно, но на практике для большинства обычных родителей эта роскошь недоступна. Наука воспитания требует подготовки, и осваивать ее нужно очень поэтапно, от простого к сложному.

Первый этап - воспитание себя. Второй этап - управление ребенком. И только третий этап - воспитание детей.

Рассказывать воспитательные технологии обычным родителям - дело бессмысленное: ребенок сложнее телевизора, а уже ремонт сложной бытовой техники мы доверяем все-таки профессионалам. Дай бог нам научиться хотя бы грамотно пользоваться пультом, дай бог нам хотя бы грамотно управлять растущим ребенком: не у всех хватает нервов быть разумными, когда любимый ребенок так жалобно нам плачет; очень непросто оставаться любящими, когда этот монстр устраивает нам дикие истерики. Будем реалистами: вспомним, что большинство родителей своих детей как либо осознанно не воспитывают и воспитывать, по сути, не могут, поскольку живут в основном неосознанно и действуют импульсивно.

Итак, уважаемые родители, определяйтесь: вы хотите освоить воспитание ребенка или управление им? Для того, чтобы ребенка благополучно вырастить, достаточно управления. Воспитание - дело исключительно достойное, но мало кому по зубам, тут требуется или врожденный талант, или годы учебы и тренировок. Если в цифрах - ну, предположим 720 учебных часов, и вас можно пускать к детям в качестве приличного педагога. Вы можете похвастаться, что готовы на обучение себя как воспитателя ребенка выделять такое время? Что будете всерьез учиться? На это подписываются единицы. Реалистичнее, все-таки - управление ребенком. Это дешевле и практичнее. У вас будет расти вполне управляемый ребенок, вас не беспокоящий, а скорее радующий, а воспитает его окружение: телевизор, одноклассники и интернет.

Не стройте иллюзий - так живет 98 семей из 100. Чтобы стать исключением и стать воспитателем своих детей, нужно действительно стать исключением и научиться себя воспитывать. Научиться работать над собой. Вы к этому готовы? Нам кажется, в этом смысл есть в любом случае: если вы не воспитаете как следует своих детей, возможно, вы воспитаете хотя бы своих внуков. А если не выйдет с внуками, вы хотя бы воспитаете себя. Это уже - великое достижение!

Л.Н. Толстой нам в помощь: "Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, а воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?"

Итак, займитесь самовоспитанием и по возможности не трогайте детей, не мешайте им жить. По мере успехов и жизненных нужд постепенно переходите ко все более активному управлению детьми. А когда дети у вас станут послушными, вы уже можете их воспитывать. И даже как-то отвечать за результаты собственного воспитания.


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Вводное занятие Университета

Журнал «Человек без границ» - Стоит ли воспитывать себя?


Тема воспитания всегда сложная, потому что предполагает обсуждение если даже и не насилия над личностью, то, как минимум, усилий, которые эта личность должна прикладывать. А совершать усилия никто не любит. Тема самовоспитания еще более сложная, потому что в ней речь идет уже не о некой абстрактной личности, а о моей собственной.

 

Нужно ли воспитывать себя?

Не такой простой вопрос, как может показаться. Сегодня часто можно услышать, что не надо себя менять, нужно «принимать себя таким, какой ты есть». И с этим сложно поспорить: дело вкуса. Кому-то самовоспитание актуально, а кому-то — нет. Наверное, будет уместно вспомнить известную мини-притчу:

К мудрецу приходит юноша, рассказывает, что у него есть девушка, и спрашивает совета: жениться ему или нет.

— Не женись! — Однозначно отвечает мудрец.

— Почему? — Удивляется юноша.

— Жениться надо по любви. А если бы ты любил, то не спрашивал бы.

Так и с самовоспитанием: если не чувствуешь острой потребности в нем, то, наверное, лучше и не надо. А если чувствуешь, то вопрос «зачем» снимается сам собой.

Обычно считается, что воспитание нужно человеку потому, что от природы он не является совершенным. Все остальные царства природы не имеют такого диапазона возможных изменений, каким наделен человек. И никто, кроме самого человека, этими возможностями воспользоваться не может.

Кто и когда должен воспитывать?

В детстве за наше воспитание отвечают родители. В юности к ним добавляются (иногда) наши учителя, наставники, старшие товарищи. В любом случае, до момента, когда мы становимся взрослыми, наше воспитание — не наша забота.

В традиционном обществе момент взросления обозначался четко и однозначно: каждый проходил возрастную инициацию. Один из ее смыслов как раз и заключался в том, что ответственность за дальнейшее воспитание и формирование человека переходила от других людей к самому человеку.

Сегодня возрастных инициаций у нас нет и, возможно, поэтому мы далеко не сразу догадываемся, что наше самовоспитание — не только наша ответственность, но и обязанность.

Почему обязанность?

Формально, нас никто не обязывает себя воспитывать. Но дело в том, что с течением времени у человека постепенно меняется понимание того, что значит это «я сам». И если в начале пути я полностью отождествляю себя (свою суть, смысл, центр) с собственным характером, с собственной психикой и ее проявлениями, то со временем это меняется. Собственный характер со всеми его сильными и слабыми сторонами все больше воспринимается как инструмент, как средство для достижения более важных жизненных целей.

Здесь уместен пример с мастером, творцом в любой сфере. Есть творец, есть инструмент и есть творение. Сам человек, его бессмертная душа со всеми внутренними потенциалами — это творец, индивидуальность человека. Характер человека, его психика, его достоинства и недостатки, навыки и умения — это инструмент, личность человека. То, что человек оставляет после себя в жизни, — это творение.

 

По мере того как растут требования мастера к качеству выполняемой им работы, растут и его требования к инструменту. Инструмент приходится совершенствовать. По мере того как растут требования человека к самому себе и тому, что он оставляет после себя в жизни, растут и его требования к своей личности: его самому важному инструменту.

Инструмент должен совершенствоваться, если хочешь, чтобы работа была сделана хорошо. Наверное, именно поэтому личность необходимо воспитывать.

Как воспитывать самого себя?

Прежде всего, давайте попробуем понять, как вообще можно заметить, воспитываем мы себя или нет. Чем измерить и кто это будет делать? Конечно, многое заметно со стороны, но лучше всего, если оценку будете производить вы сами. Что же измерять? Достоинства и недостатки. Все не так сложно. Если со временем вам удается избавиться от одного или нескольких недостатков и приобрести одну или несколько добродетелей, значит, процесс самовоспитания точно идет.

Как же это сделать?

Наверное, было бы излишне самонадеянно пытаться дать исчерпывающий ответ на такой серьезный вопрос в рамках небольшой статьи. Но кое-какими мыслями и советами поделиться можно. Будучи периодически используемыми на практике, они могут принести первые результаты и подсказать дальнейшие шаги.

Не поливать недостатки

Разумеется, существует немало практик по самовоспитанию и преодолению своих слабых сторон. Большинство из них сходится нам том, что собственные слабые точки, недостатки важно определить, но не нужно исследовать.

Конечно, «врага надо знать в лицо», нужно назвать свои слабые точки своими именами. Но вот чего точно не стоит делать, так это исследовать их, копаться в них, размышлять о них. Причина проста: любое внимание усиливает их, дает им пищу для развития. Нам же нужно совсем другое: лишить их питания. Как цветы со временем засыхают без полива, так и наши недостатки со временем (не всегда малым, но все же) сохнут и отпадают, если не давать им проявляться, если не подпитывать их.

Нужно запастись терпением и постараться перестать проявлять ту слабость, тот недостаток, которому вы объявили войну. Разумеется, начинать лучше с малого.

Наши недостатки в перспективе

Исследовать добродетели

Что касается добродетелей, то их развитие, культивирование — не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Возможно, это связано с тем, что мы просто редко о них думаем и поэтому достаточно мало о них знаем. Возможно, дело в чем-то еще.

Но как бы то ни было, о добродетелях очень полезно размышлять. Взяв какую-то одну их них (например, благодарность), попытаться понять, что это такое. Как рождается? От чего происходит? От чего зависит, как развивается? Таким образом можно сделать немало интересных и полезных открытий и, самое главное, узнать саму выбранную добродетель поближе, убедиться в ее важности и, самое главное, захотеть самому ее развивать. А тогда и до культивирования дело может дойти.

Семь добродетелей. Галерея Уффици

***

Это лишь некоторые мысли вслух по следам обсуждения темы в кругу заинтересованных ею лиц. Не принимайте, пожалуйста, вышеизложенное как исчерпывающее изложение темы. Но, возможно, эти мысли кому-то пригодятся или станут толчком для собственных размышлений. Это будет очень здорово.

Как воспитать в себе истинную мужественность


Мы живем в непростое время. Поток общественной мысли совершает регулярные нападки на идеологию традиционной мужественности. Мужские добродетели осуждаются, мир теряет хребет, становится слабым перед внешними и внутренними угрозами, а нам говорят, что все так и должно быть, что это «прогресс».

Но прогресс действительно подтачивает мужественность. Возможно, непреднамеренно, но все же. Современные технологии делают традиционные мужские качества в некотором смысле бессмысленными, ведь есть технология, есть социальные институты. Тебе не нужно быть сильным, чтобы защитить свой дом. Государство сформировало армию и полицию для этого, не так ли? Тебе не нужно работать в поле или охотиться, чтобы прокормить семью — промышленность сегодня настолько развита, что прокормить себя может любой, даже бездомный.

В итоге большинство мужчин отметает традиционную мужественность, думая, что она не нужна. Они выбирают легкую и комфортную жизнь, но этот выбор уничтожает суть мужественности. Быть мужчиной не может быть легко. От тебя требуется много силы, стойкости, упорства, жертвенности, которые необходимо вложить в борьбу.

Многие отступают, когда видят перед собой такие сложности. И ты, возможно, уже отступал много раз, ведь по пути слабости идти гораздо проще, но дорога эта идет вниз, а не вверх — ты спускаешься в болото.

Те из нас, кому не хватает смелости, пытаются прикрыться странными терминами, чтобы оправдать свою слабости. Они говорят о «моральном мужестве» или «интеллектуальном мужестве», или о других типах мужества, которые не требуют риска. Если такие люди получают по лицу, падают в грязь, теряют деньги, то они сразу найдут виновных, но среди виновных они не найдут главного виновника — самих себя.

Вот чем руководствуются мужчины, которые ими по ряду условий не являются:

«Мне нечего доказывать. Я — это я».
«Я никогда не принесу извинений за то, кем я являюсь. Это вы должны извиняться за то, что попросили меня стать другим».
«Я единственный человек, который может определить свою ценность».

Разумеется, все эти фразы звучат нормально и правильно, если смотреть на них со стороны, но это иллюзия. Подобные установки говорят тебе о том, что ты не должен развиваться, что ты должен, вместо этого, деградировать — они удерживают тебя на одном месте. Давай отбросим красивое оформление этих психологических установок и посмотрим правде в глаза. Что получится? Например, это:

«Тебе не нужно работать, тебе ничего не нужно доказывать. Кроме того, у тебя нет времени, а значит просто сядь и успокойся».
«Ты жирный? У большинства людей имеются с этим проблемы, но это не важно, ведь надо принимать себя таким, какой ты есть».
«Босс не понимает, сколько сил я вкладываю в работу. Я никогда не получу повышение. Таковы правила жизни».
«У меня нет девушки только потому, что они не знают, насколько я хорош собой — любая женщина была бы в в восторге».

Пойми, все эти психологические установки не являются даже на сотую часть мужественными. Да даже женственными они не являются. Их можно назвать бесполыми — слабостями, которые вводят в заблуждение любого, кто свернул с пути силы.

Если ты хочешь представлять хоть какую-нибудь ценность для себя и мужского мира, то мало просто «быть собой». Нужно еще и развивать себя: физически, интеллектуально, морально. Ты должен расширить сознание, укрепить свой профессиональный статус, стать сильным, прокачать мастерство.

Хочешь, чтобы тебя уважали? Начни с этого:

  • умей переносить тяжелые вещи;
  • умей ремонтировать технику;
  • умей строить;
  • умей работать долго и упорно, не жалуясь;
  • перестань ныть по поводу мелких проблем;
  • умей создавать искусство;
  • развивай свое тело;
  • будь готов бросить все, чтобы помочь другу;
  • если нужно встать на защиту своих ценностей, то вставай без колебаний;
  • знай, чего ты хочешь от жизни;
  • доводи каждое начинание до конца;
  • не обесценивай свои слова ложью.

 

Не каждый человек может преуспеть с этим списком. И даже не каждый сильный человек сможет держаться этих правил всю жизнь: каждый в тот или иной период жизни проявляет слабость. Но это не значит, что тебе не следует пробовать себя на этом пути. Только с помощью него ты и станешь мужчиной.

По материалам Чеда Хоуса

Читать книгу Как воспитать волю и характер


Как воспитать волю и характер Книга для учащихся

К читателю

Для вас, молодых людей, очень полезно уже с ранних лет занять ответственное положение. Это совершенно необходимо для развития ума и особенно характера.

К. Маркс, Ф. Энгельс

Великие личности не созданы природой, а самостоятельно сделали себя тем чем они были, они стали тем, чем хотели быть и остались верными этому своему стремлению до конца жизни.

Гегель

Юный читатель, ты стоишь на пороге самостоятельной жизни Тебе предстоит продолжить великое дело твоих дедов и отцов — строительство нового коммунистического общества Это потребует напряжения всех твоих сил и возможностей Готов ли ты к преодолению тех трудностей, которые ожидают тебя на нелегком, но благородном жизненном пути? Хватит ли тебе сил, энергии, стойкости, чтобы не свернуть с намеченного пути, достигнуть благородных целей, поставленных самой жизнью и лично тобою, остаться (самим собою и любых, даже самих трудных испытаниях?

А может быть первые же неудачи на твоем пути парализуют  твою волю,  и ты  потеряешь веру и свои силы, в «пои способности, в возможность достижения важных жизненных целей и задач, утратишь свое собственное «я» и превратишься в обыкновенного обывателя и приспособленца?

Авторы выражают надежду, что эта книга поможет воспитать силу воли, сформировать качества, необходимые для того, чтобы быть самостоятельным, уметь преодолевать трудности, завоевать авторитет окружающих, приобрести настоящих друзей, ставить перед собой определенные цели и успешно бороться за их достижение.

Знаем ли мы возможности человека

Естественное желание найти свое истинное призвание в жизни затрудняется нередко слабой осведомленностью юношей и девушек не только о будущей профессии, но и о возможностях человека вообще и своих личных резервах в частности. Это сказывается на осуществлении стремлений и попыток улучшать свои личные качества, развивать способности, воспитывать волю и характер Мешают также работать над собой, совершенствовать свои личные качества излишняя самоуверенность, когда человек не считает нужным заниматься самосовершенствованием, ошибочно полагая, что он и так достойнее других; удовлетворенность материальным благополучием в ущерб духовным ценностям.

Многие юноши и девушки зачастую просто не знают, как работать над собой, как достичь высокого уровня в развитии воли, характера, внимания, памяти, мышления, воображения. В связи с этим, мы полагаем, будет полезным и необходимым для читателя ознакомиться с информацией о потенциальных резервах человека.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством в среднем равноценных возможностей, хранящихся в его организме в виде задатков. Спектр этих возможностей столь широк, а число разнообразных специальностей столь велико (несколько тысяч), что практически каждый человек может найти свое призвание.

Можно с уверенностью утверждать, что бесталанных людей нет, а есть люди, занимающиеся не своим делом.

Каждый человек обладает поистине огромными возможностями, заложенными в нем природой. Взять хотя бы память, без которой трудно представить себе вообще какую-либо деятельность. Если бы не было памяти, то человек не мог бы планировать, приобретать навыки, использовать прошлый опыт. По выражению И Сеченова, человек, не имеющий памяти, в миллионный рас воспринимал бы все как в первый раз и находился бы в состоянии новорожденного. Развитие было бы невозможно

Один из американских журналов опубликовал рассказ о человеке, который лишен чудесного дара запоминания. Когда Генри М. был маленьким, он заболел эпилепсией. Ему сделали операцию в области мозга. Врачи оперативным путем разрушили пораженный очаг мозга, который, по их мнению, провоцировал эпилептические припадки и, как выяснилось позже, имел отношение к долговременной памяти.

В результате Генри М. потерял способность запоминать Все события мгновенно стираются в его памяти, проходят через нее, как вода сквозь сито. Каждый миг жизни совершенно новый для него. Он не может назвать день недели, год, не говоря о том, что совсем не помнит, сколько ему лет. Исследователь Бренда Милнер проводит с Генри М. очень много времени, однако каждый раз Генри М. кажется, что он видит ее впервые. Как-то он заметил: «Честное слово, не помню, что сделал или сказал я тогда. Понимаете, в данный момент я все вижу ясно и отчетливо, но вот что было минуту назад, хоть убейте меня, не помню! Это меня сильно беспокоит. Чувствую себя человеком, который только-только проснулся и ничего-ничего не помнит. Каждый день, будь он радостный или печальный, бесследно исчезает».

У Генри остались только далекие воспоминания и некоторые привычки, выработанные в детстве, но приобрести какие-либо новые навыки он не может.

К счастью, каждый человек обладает бесценным даром природы — памятью. Возможности памяти человека трудно переоценить.

Мозг обычного человека может усвоить громадное количество информации. Представьте себе, что мозг состоит из 9—12 млрд, а по последним подсчетам даже из 17 млрд. нервных клеток. Клетка может иметь несколько тысяч контактных отростков, в которых фиксируется информации. В одной клетке много миллионов молекул и в каждой сотни миллионов частиц информации. Это означает, что память человека способна вместить в себя примерно столько битов информации, сколько ее имеется в хранилищах библиотеки им   В.   И.  Ленина — самой крупной в Советском Союзе

История знает немало людей, обладающих великолепной памятью либо полученной как дар природы, либо выработанной путем напряженной тренировки. Например, художник Ге Н. Н., посмотрев один раз комнату одного из петербургских дворцов, точно воспроизвел ее потом на картине.

Композитор Балакирев М. А. точно воспроизвел мелодию Чайковского, услышанную два года назад.

Композитор Танеев (учитель Рахманинова) однажды спрятал Рахманинова в спальне, когда приехал Глазунов сыграть только что написанную им новую симфонию. После исполнения в комнату вошел Рахманинов и без единой ошибки исполнил эту же симфонию, чем вызвал небольшое замешательство Глазунова, который стал оправдываться и уверять Танеева в том, что эту симфонию он действительно написал сам.

Феноменальной музыкальной памятью отличался и Моцарт. Однажды отец взял маленького Вольфганга в Ватикан, где должно было исполняться духовное сочинение Аллегри. Римский папа ревниво оберегал это музыкальное произведение — строгая кара ждала того, кто перепишет ноты или даже покажет их постороннему.

Напряженно слушал Вольфганг это замечательное произведение, а ночью, когда отец спокойно спал, мальчик ч го-то прилежно записывал в свою нотную тетрадь. Утром Вольфганг протянул отцу свою запись и, хитро усмехаясь, сказал:

«Отец, этот подарок мы пошлем нашей Наннель... Она будет первым человеком после папы, имеющим ноты Аллегри».

Взглянув на ноты, отец побледнел. Перед ним была точная, нота в ноту, запись услышанного вчера сложного многоголосого  произведения  композитора  Аллегри.

Утверждают, что великий полководец Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска.

Выдающийся советский ученый А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Академик С. А. Чаплыгин помнил номера всех телефонов, которыми, он пользовался. 

Некто Э. Гаон дословно помнил 2500 прочитанных им книг. Причем он мог, не задумываясь, воспроизвести любой отрывок из любой книги.

Кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хельд помнил все результаты и даже подробности игр этого клуба. Однажды во время очередной телепередачи телекомментатор поинтересовался результатом матча четырехлетней давности «Гурник» — «Остра». Леопольд Хельд, не задумываясь, дал исчерпывающую информацию: «Мы выиграли 4:0, встреча состоялась 18 августа, было 27 тысяч болельщиков, общая сумма дохода 235 тысяч злотых. Три гола забил Поль и один Цзолтисик...»

Некоторое время назад на страницах газет многих стран появились сообщения о феноменальной памяти некоего Иктадора Хуссейна Куадра, который, не задумываясь, называет дату любого исторического события и связанных с этим событием лиц. Он составил для себя особый календарь в исламском летосчислении со всеми важными событиями. Календарь рассчитан по дням и месяцам с первого года нашей эры до 3000 года!

Профессор Лурия А. Р. около 20 лет изучал память человека, который вообще не умел забывать. Фамилия его Шерешевский. Он работал репортером одной из московских газет в 30-х годах. Феноменальная память этого человека считается выдающейся.

Так, таблицу в 20 цифр он запоминал за 35—40 секунд, а таблицу в 50 цифр — за 2,5—3 минуты. Причем через несколько месяцев мог безошибочно вновь воспроизвести по памяти эти таблицы. «Оказалось, — пишет Лурия,— что память Шерешевского не имеет ясных границ не только в своем объеме, но и в прочности удержания следов. Опыты показали, что он с успехом и без заметного труда может воспроизводить любой длинный ряд слов, данных ему неделю, месяц, год, много лет назад. Некоторые из таких опытов, неизменно кончавшихся успехом, были проведены спустя 15—16 лет (!) после первичного запоминания ряда, и без всякого предупреждения. Если принять во внимание, что Шерешевский, который к этому времени стал известным мнемонистом и должен был запоминать многие сотни и тысячи рядов, — этот факт становится еще более удивительным».

Каким же образом Шерешевский запоминал и воспроизводил такой большой объем информации? Сам Шерешенекмй рассказывал, что, взглянув один раз на таблицу с цифрами, он, закрыв глаза, продолжал отчетливо «видеть» ее в своем воображении. А при воспроизведении он просто считывал таблицу с имеющегося в его памяти образа. Шерешевский обладал так называемой эйдетической памятью. Она работает безошибочно и, как фотоаппарат, точно запечатлевает окружающую действительность. Кроме того, Шерешевский обладал «синестезической» чувствительностью, при которой воздействие на один орган человека вызывает комплексные ощущения, характерные для других органов. Например, звук вызывал у него помимо слуховых ощущений еще и ощущения света, цвета и даже вкуса.

Однажды во время опытов Шерешевскому предложили тон 50 гц с силой звука 100 дб. Он увидел коричневую полосу на темном фоне с красными языками; этот звук, по его словам, «имел» кисло-сладкий вкус, причем вкусовое ощущение распространялось на весь язык.

«Синестезические» переживания Шерешевский испытывал и при восприятии чьего-либо голоса. «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», — сказал он как-то беседовавшему с ним ученому-психологу Л. С  Выготскому.

Когда Шерешевский слышал или прочитывал какое-либо слово, оно сразу превращалось у него в наглядный образ соответствующего предмета. Этот образ был достаточно стойким. Если Шерешевский отвлекался — образ исчезал. Когда же Шерешевский возвращался к исходной ситуации, этот образ появлялся снова.

Буквы и цифры также воспринимались им синестезически:

«А» — это что-то белое, длинное, «И» — уходит вперед, его нельзя нарисовать, «Ю» — острое, оно острее, чем «Е». Когда я слышу слово «зеленый», появляется зеленый горшок с цветами; «красный» — появляется человек в красной рубашке; «синий» — из окна кто-то помахивает синим флажком. «1» — это гордый, стройный человек, «2» — веселая женщина, «3» — угрюмый человек; не знаю почему... «6» — человек, у которого распухла нога, «7» — человек с усами, «8» — очень полная женщина, а вот «87» — я вижу полную женщину и человека, который крутит усы».

Однажды профессор Лурия после очередных экспериментов шел вместе с Шерешевским из института. «Вы не забудете, как потом пройти в институт?» — спросил Лурия. «Нет, что вы, — ответил Шерешевский, — разве можно забыть? Ведь вот этот забор — он такой соленый на вкус и такой шершавый и у него такой острый и пронзительный звук...»

Конечно, Шерешевский был одним из немногих, кого сама природа наградила столь феноменальной памятью. Не стоит, однако, отчаиваться и опускать руки тем, кто не обладает такой великолепной памятью. При наличии достаточно развитых волевых качеств, таких, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и т. д., любой человек путем упорной систематической ежедневной работы над собой может многократно увеличить возможности своей памяти, мышления и т. д. Можно привести многочисленные примеры подобных фактов.

Удивительный пример необычайно больших компенсаторных возможностей человека при наличии волевых качеств характера дает нам жизнь замечательного скульптора Лины По, умершей в 1948 г. Потеряв полностью зрение, она на ощупь создавала замечательные скульптуры. Ею сделано более ста скульптур.

Немецкий археолог Генрих Шлиман, чтобы развить свою память, в течение многих лет ежедневно заучивал наизусть по нескольку страниц текста из различных книг и путем такой упорной тренировки добился того, что за 6—8 недель мог освоить новый иностранный язык. К расцвету своих творческих сил Шлиман стал одним из крупнейших полиглотов мира.

Известно, что многие крупные шахматисты мира благодаря упорному труду могли играть в шахматы «вслепую». Знаменитый русский шахматист А. Алехин мог играть «вслепую» одновременно на 40 досках.

А  один   из   венгерских   шахматистов,   Янош   Флеш,  в 1960 г. установил рекорд, проведя сеанс одновременной игры вслепую на 52 досках. Против него играли 4 кандидата в мастера, 12 перворазрядников, остальные — шахматисты 2-го и 3-го разрядов. Игра продолжалась около 13 час, причем 31 партию он выиграл, 18 — свел вничью и только 3 — проиграл. При этом он потерял в весе около 6 кг.

Естественно, что, только обладая сильной волей и мужественным характером, шахматист смог подготовиться к этому поединку и успешно завершить его. А готовился шахматист к рекорду непрерывно в течение почти 2 лет.

Примером умения мобилизовать свои резервы может служить жизнь профессора А. А. Любищева, человека разносторонних способностей. Им написано более 500 печатных листов (12 000 страниц!) книг, статей, брошюр по зоологии, генетике, философии, теории эволюции.

Писатель Д. Гранин приоткрывает нам секрет успеха работы этого ученого над собой: пятьдесят лет подряд А. А. Любищев аккуратно записывал и планировал расход времени. Это была система бережного отношения ко времени, исключительная организованность и максимальная мобилизация своих сил и возможностей. Любищев вел каждодневный учет, сам подводил итоги, беспощадно подробные, ничего не утаивал и не смягчал. Он старался использовать каждую минуту—поездки в городском транспорте, ожидания, очереди и т. д. Возможности использования такого времени у Любищева были продуманы до мелочей. При поездках— чтение малоформатных книг и изучение языков. Английский язык он усвоил именно таким образом.

Деятельное время суток А. А. Любищев принял за десять часов и учитывал его с точностью до десяти минут. Прослеживался весь день, вплоть до чтения газет. В конце каждого месяца и каждого года подводился итог, следовал анализ. Одновременно не менее скрупулезно осуществлялось планирование работ: на день, на месяц, на год и на пятилетку. По Любищеву, у человека не должно быть времени плохого, пустого, лишнего и нет времени «чистого» отдыха. Отдых — это смена занятий, как правильный севооборот на поле. Любищев научился обращаться с пульсирующим, ускользающим «теперь», не боялся измерять тающий остаток жизни в днях и часах. Осторожно он растягивал время, сжимая его, стараясь не уронить, не потерять ни крошки. Он обращался с ним почтительно, как с хлебом насущным, ему и в голову не могло прийти «убивать время». Любое время было для него благом. Урок Любищева состоит в том, что, только мобилизовав свои волевые качества, можно жить каждую минуту и каждый час дня с постоянной напряженной отдачей.

Неисчерпаемы возможности человека не только в области памяти, но и в мышлении, воображении, чувствительности различных анализаторских систем и т. д.

В последнее время ученые все больше поражаются и восхищаются беспредельными возможностями нашего мозга. Об этом говорят следующие факты.

В наших газетах писали о «югославском феномене». Его зовут Борислав Гаджански. В своем родном городе Зренякине он славится как математический феномен.

— Можешь ли ты, Борислав, извлечь корень 22-й степени из числа 348 517 368 454 361 458 882?

Максимум через минуту последовал ответ: «Восемь».

— А теперь извлеки, пожалуйста,  корень  31-й степени из числа 538 436 517 832 435 456 582.

Мальчик на минуту задумался и ответил: «Четыре». Мальчик учился в пятом классе. Ему было всего 11 лет, но он уже знал высшую математику почти в полном объеме программы вуза и в уме производил сложные математические расчеты.

О другом знаменитом «счетчике» Луи Дагбере рассказало парижское телевидение. Было устроено соревнование (оно транслировалось по телевидению) между Дагбером и электронно-вычислительной машиной. В задачу Дагбера и машины входило решение нескольких сложных математических задач с большим объемом вычислений. Дагбер поставил следующие условия соревнования: он будет считать себя победителем только в том случае, если сможет решить десять задач быстрее, чем машина семь. Телезрители с большим интересом следили за соревнованием и с нетерпением ждали результатов. Ждать пришлось недолго. Дагбер решил правильно все десять задач за 3 минуты 43 секунды, а электронная машина свои семь лишь за 5 минут 18 секунд! Дагбер победил машину, которая производит в секунду несколько тысяч арифметических действий. Мозг же обыкновенного человека производит 4—5 операций в секунду.

Понятно, что Борислав Дагбер и другие являются феноменами в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Нередко мы с некоторой иронией говорим о тех, кто может одновременно делать несколько дел, например, читать, писать и слушать, как Юлий Цезарь. Однако человек действительно способен на это. Объясняется это, как правило, хорошим автоматизмом, высоким навыком действия. К примеру, человек, хорошо владеющий машинописью, может печатать на машинке и одновременно думать о чем-то другом или же одновременно с печатанием на машинке разговаривать.

Однако здесь, видимо, проявляется не только автоматизм, но и другие возможности человека.

Обычно считали, что два полушария головного мозга функционируют одновременно и синхронно. Физиолог профессор В. В. Ефимов предположил, что можно активизировать работу каждого полушария и заставить их работать независимо.

В. В. Ефимов сделал доклад в Доме ученых Москвы. Он изложил результаты своих экспериментов, в том числе над самим собой. Используя современную аппаратуру, он доказал, что оба полушария могут работать независимо, однако для этого нужна систематическая тренировка. По его мнению, одним из видов такой тренировки могут послужить одновременные действия левой и правой руки, когда они выполняют разные дела: одной рукой человек рисует, другой пишет и т. д.

Возможности и способности человека могли бы проявляться в еще большей степени, но, увы, они, как цепями, сковываются своего рода тормозными охранительными механизмами. Нейтрализовать действие этих механизмов можно, например, с помощью гипноза.

Профессор К. К. Платонов в книге «Слово как физиологический и лечебный фактор» описывает интересный эксперимент. Погруженные в гипнотическое состояние люди поднимали груз в 10 кг на высоту 0,5 м. После того как у испытуемых наступало утомление, которое фиксировалось на специальном приборе, им давалось внушение, что груз облегчен в 2 раза. Работоспособность тотчас же восстанавливалась. Когда после нескольких поднятий снова наступало утомление, вновь делалось внушение, что груз облегчен еще в 2 раза. И так много раз подряд. Работоспособность многократно восстанавливалась. В конце концов это внушение эффекта уже не давало. Но как только было сделано новое внушение о том, что нагрузка уменьшена в 4 раза, работоспособность снова возросла. Затем, когда опять наступило утомление, было сделано такое же внушение, и так многократно, наконец, наступил такой момент, когда внушение об облегчении груза в 4 раза осталось без аффекта. Тогда было внушено, что груз уменьшен в 10 раз. Опять работоспособность восстановилась, и вскоре опять наступил момент, когда такое внушение уже не давало эффекта.

И наконец, было внушено, что груз уменьшен в 20 раз. И снова работоспособность восстановилась.

В конечном результате средняя норма работоспособности человека была превышена во много раз, т. е. возможности человека в выполнении физической работы были значительно расширены за счет снятия тормозных процессов с помощью гипноза.

Не менее удивительные возможности показывают наши органы чувств.

Американские ученые обнаружили в области носовой полости человека скопление микрочастиц, поступающих из крови человека, с помощью которых люди могут улавливать магнитные силовые линии земли, как это делают, например, птицы при миграции на большие расстояния. Другое дел

10 мыслей, как воспитать характер


Саморазвитие

10 мыслей, как воспитать характер

10 карточек
21 мая 2018
19 920 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Нет точного рецепта, как обрести сильный характер. Но есть примеры — истории людей, на которые хочется равняться. Колумнист New York Times Дэвид Брукс в книге «Путь к характеру» поставил задачу исследовать жизни людей, которые проявили себя, как достойные и смелые личности. Ниже — 10 мыслей из книги, они подтолкнут вас к размышлениям о собственном пути.

1

Скромность

Джордж Буш-старший, выросший в эпоху, когда скромность была в почете, во время президентской гонки отказывался говорить о себе. Если спичрайтер вставлял в речь слово «я», Буш машинально его вычеркивал. Штаб уговаривал его: вы же участвуете в президентской гонке, вы должны говорить о себе. В конце концов его удавалось убедить, и он произносил заготовленную речь. Однако на следующий день ему звонила мать и говорила: «Джордж, ты опять якаешь». И Буш возвращался к прежнему стилю. Никаких «я» в речах. Никакой саморекламы.

2

Мудрость

Мы считаем мудрыми тех, кто преодолел предубеждения и склонность к самоуверенности, присущие нашей природе. В общем смысле слова интеллектуальное смирение — это способность смотреть на себя объективно, со стороны. Это взросление, когда человек перестает воспринимать себя крупным планом и заполнять собой все пространство, что свойственно подросткам, а обращается к общему плану, чтобы иметь возможность видеть сразу свои сильные и слабые стороны, свои связи, зависимости и роль, которую он играет в общем порядке вещей.

3

Слабости

Если мы склонны поддаваться соблазнам и не боремся со слабостями в себе, то постепенно разрушаем нечто основополагающее в своей личности. Мы не будем так совершенны, как хотели бы. Нас ждет крах в чем-то значимом.

4

Зачем развивать характер

Характер не заложен неизменным от рождения. Его нужно вырабатывать, творчески развивать, прикладывать к этому усилия. Если не вести этой битвы, невозможно стать настолько хорошим, насколько хочешь. Не имея прочной нравственной основы, не достигнуть надежного внешнего успеха. Человека, лишенного внутренней целостности, рано или поздно настигает личный Уотергейт: крах, предательство.

5

Любовь и радость

Характер закаляют не только трудности и жесткие меры — его также помогают вырабатывать любовь и радость. Когда близко дружите с хорошим человеком, вы перенимаете его лучшие черты. Если сильно любите человека, то испытываете желание заботиться о нем и хотите заслужить его расположение. Наслаждаясь произведениями искусства, вы расширяете свой эмоциональный репертуар. Если преданы делу, то подчиняете свои желания высшей цели и направляете все силы на ее достижение.

6

Повседневность

У каждого в жизни есть решающие моменты, поворотные события, когда на карту поставлено все. Но тот же процесс может происходить и постепенно, едва заметно. Возможность распознать мелкие недостатки, предложить поддержку ближнему, попытаться исправить ошибки есть каждый день. Характер вырабатывается и в кризисе, и в повседневности.

7

Правильные вопросы

Сегодня молодежь призывают следовать своим желаниям, доверять своим чувствам, размышлять и искать свою цель в жизни. За этими расхожими фразами стоит убеждение, что ответы на главные вопросы нужно искать внутри себя. Пока вы молоды и только входите во взрослую жизнь, надо уделить время поиску себя. Сядьте и подумайте, что для вас важно, какие у вас приоритеты, что вызывает у вас самые сильные эмоции. Задайте себе вопросы по списку: «В чем смысл моей жизни? Чего я хочу добиться? Что я по-настоящему ценю, а не делаю только для того, чтобы порадовать других или произвести на них впечатление?»

8

Как найти призвание

Чтобы найти свое призвание, нужно уметь видеть и слышать. Тогда получится понять, какую задачу ставят перед вами обстоятельства. Как говорит Мишна, одна из священных книг иудаизма, «не по твоим силам завершить работу, но не волен ты уклоняться от ее выполнения».

9

Внешнее и внутреннее

В наши дни работа на благо общества иногда служит способом замаскировать неопределенность внутренней жизни. Недавно я спросил у директора престижной средней школы, как ее заведение воспитывает характер, в ответ она рассказала, сколько часов ее ученики уделяют благотворительности. Я спросил ее о внутреннем, а она в ответ заговорила о внешнем. Видимо, она считала, что давать уроки бедным детям достаточно для того, чтобы называться хорошим человеком.

10

Грех

«Грех», так же как «призвание» и «душа», — одно из тех слов, без которых нельзя обойтись. Это одно из тех слов, которые нужно вернуть в наш лексикон и осовременить. Грех — это необходимый элемент нашей душевной обстановки, поскольку он напоминает нам о том, что жизнь — нравственный процесс. Как бы мы ни старались все свести к детерминистическим химическим процессам в мозге, как бы ни силились объяснить поведение неким стадным инстинктом и сколько бы ни предпринимали попыток заменить понятие греха «ненравственными» словами наподобие «ошибки», «оплошности» или «слабости», важнейшими элементами жизни остаются вопросы личной ответственности и нравственного выбора: между смелостью и трусостью, между честностью и обманом, между сочувствием и жестокосердием, верностью и предательством. Когда современная культура пытается заменить грех такими понятиями, как ошибка либо нечувствительность, или вовсе избавиться от слов «добродетель», «характер», «зло» и «порок», жизнь от этого не становится менее нравственной; это лишь означает, что мы скрываем необходимую нравственную основу жизни за завесой поверхностных слов, что в наших мыслях и разговорах об этом выборе все меньше ясности и потому мы все более слепы в нравственных вопросах повседневной жизни.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о