Крупное среднее и малое предпринимательство: Условия, по которым предпринимательство относится к малому, среднему или крупному
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Особенности развития и взаимодействия малого, среднего и крупного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
УДК 334.012.32
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО, СРЕДНЕГО И КРУПНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Е.В. Романенко
Аннотация. Рассматриваются особенности развития и взаимодействия малого, среднего и крупного предпринимательства в условиях формирования нового качества экономического роста постиндустриальной экономики.
Ключевые слова: малое, среднее и крупное предпринимательство; индустриализация; конкуренция; монополия; инновация.
Введение
Кардинальные технологические, экономические и социальные изменения, происходившие в мировом сообществе в последней трети ХХ века, привели к существенному повышению роли инновационных процессов и человеческого капитала, усложнению хозяйственных связей, возрастанию неопределенности и предпринимательских рисков.
Теоретические исследования
Малое и среднее предпринимательство являлись основной формой организации производства аграрной экономики. Переход к индустриальной экономике, возникшей на основе промышленной революции, способствовал существенному повышению роли крупных предприятий. Вместе с тем процесс индустриализации в мировой экономике складывался неравномерно, в результате появились страны первой, второй и третьей индустриальной волны, в которых наблюдались значительные национальные особенности в осуществлении структурных изменений и организации предпринимательской деятельности.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true); Однако уже в начале XIX века применение промышленных технологий в странах первого эшелона показало преимущества крупного предприятия, связанное с экономией издержек производ-
ства и ростом доходов. На рубеже XIX — начало XX веков это проявляется во всех ведущих странах мира, в которых формируется современный тип экономического роста на основе распространения процессов индустриализации. На протяжении почти всего Хх века ведущей силой глобального процесса индустриализации было активное формирование крупных компаний, конкурентные преимущества которых основывались на эффекте экономии от масштабов производства. При этом большие размеры производственных мощностей позволяли успешно решать проблемы сокращения издержек производства в условиях изменения производства преимущественно на основе не радикальных, а улучшающих технологий.
Вместе с тем малые предприятия и в данных условиях играли ведущую роль в отдельных рыночных секторах экономики и заполнении рыночных ниш — прежде всего в сфере услуг и выпуске специфических товаров. Неоклассическая теория, занимающая в настоящее время доминирующие позиции в экономической науке, объясняет формирование оптимальных размеров предприятий эффектом масштаба. Развитие крупных предприятий в рамках индустриальной системы вызвало появление двух видов эффектов экономии на масштабе. Во-первых, эффекта сокращения издержек и роста доходов при увеличении объема производства продукции, во-вторых, исчерпание данного вида эффекта может сопровождаться эффектом экономии, получаемой от значительных размеров предприятия.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
1 Работа подготовлена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)» (проект № 2.1.3 / 6571)
В последнем случае выигрыш порождает маркетинговая деятельность, расширение сети сбыта, имидж (бренд) компании, технологическая сопряженность производства отдельных видов продукции (например, автобусов и легковых автомобилей, гражданской и военной электроники и т. д.).
В середине 80-х годов XX века в работе М.Дж. Пайора и Ч.Ф. Сэйбла «Второй индустриальный раздел» [1] было обращено на то обстоятельство, что системные перемены в условиях предпринимательской деятельности вызвали в развитых странах если не полное изменение направленности, то, по крайней мере, ослабление тенденции влияния эффекта роста масштабов предприятий. По мнению авторов, ряд технических инноваций (относительная насыщенность рынка товаров массового производства, компьютеризация производственных процессов и внедрение высоких технологий «гибких производственных систем») и сегментация рынка (создание рыночных ниш, действующих по законам, отличным от законов товарных рынков) снизили или устранили преимущества крупномасштабных предприятий.
В сфере банковских и финансовых услуг, в энергетическом и добывающем секторах экономики, а также ряде промышленных отраслей (например, в сфере производства подвижного состава пассажирского транспорта), тенденция к укрупнению сохранилась, в остальных же сферах экономики события развивались иначе.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true); По мнению М.Дж. Пайора и Ч.Ф. Сэйбла, даже в промышленном производстве — вне сферы производства товаров широкого потребления — будущее за малыми предприятиями. По их представлению, сектор малого и среднего бизнеса выработал конкурентное преимущество, заключающееся в гибкости и скорости адаптации там, где дальнейшая экономия на масштабе или размере мала или отсутствует. Ограниченность неоклассической теории обусловливает потребность выработки более универсального подхода к интерпретации процессов структурирования экономики на основе формирования разных размеров предпринимательских структур с учетом особенностей современной деловой среды, системного многообразия и сложности взаимодействия институциональных, технологических и пространственных факторов. В настоящее время на основе неоклассической парадигмы сложилось представление, что слабая инновационная активность российских предприятий является результатом неразвитости рыночных отношений в стране. поэтому многие закономерности развитой рыночной экономики или не прояв-
ляются вообще или проявляются в специфических, возможно искаженных формах. Но с развитием рыночных отношений эти искажения претерпевают необходимые изменения в более или менее быстрые сроки. Однако анализ современного этапа развития экономик ведущих стран указывает на то, что данное представление является упрощенным. Реальная экономика представляет собой весьма неоднородную и неравновесную систему.
В современных условиях характер и динамика инновационных изменений в экономике во многом зависит как от размеров фирм, так и от структуры рынков. Неоклассический подход, восходящий к идеям А. Смита и А. Маршалла, утверждает, что свободная конкуренция способствует успешному экономическому развитию стран и осуществлению инновационных перемен. А. Смит пишет, что «… монополия, помимо того, что является великим врагом хорошего хозяйства: последнее может получить всеобщее распространение только в результате того свободного и всеобщего соперничества, которое вынуждает каждого прибегать к хорошему ведению хозяйства в интересах самозащиты» [2].
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true); В противоположность данному подходу Й. Шумпетер акцентировал внимание на то, что инновации обусловливают формирование процессов неравновесного развития экономики и появление квазиренты у предпринимателя, которая отличается от рикардианской ренты. Он выделил две стороны конкуренции — организующую (или созидательную) и дезорганизующую (или разрушительную) — явление, которое он назвал «созидательным разрушением». Рассматриваемая в качестве динамического процесса конкуренция ведет к открытию нового: товара, технологии, источника сырья, типа организации. Конкуренция оказывает свое влияние в качестве потенциальной угрозы, можно сказать, что она «дисциплинирует еще до своего наступления. Бизнесмен ощущает себя в конкурентной ситуации даже тогда, когда он является полным монополистом в своей отрасли» [3, с. 129]. Монополия обладает положительными чертами, которые могут перевешивать возможные структурные ее последствия в виде ограничения выпуска и роста цен. К ним Й. Шумпетер относит следующие: монопольная прибыль может служить «эффективным способом накопления средств для финансирования дополнительных инвестиций» [3, с.
устойчивое финансовое положение и в связи с этим обладать большими возможностями для финансирования технического прогресса, что идет на пользу не только отдельной отрасли, но и экономике страны в целом.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Вместе с тем развитая конкуренция порождает такие дополнительные расходы, которые связаны с менее эффективной внутрифирменной организацией бизнеса, менее производительной технологией, невозможностью эффективно оценить и использовать новые перспективы, что делает, по мнению Й. Шумпетера, подобный рынок не только неоптимальным, но и даже нежелательным [3, с. 152-153]. Таким образом, Й. Шумпетер считает, что монополия лучше подходит для стимулирования исследований и инноваций, чем конкуренция. Монополист, с одной стороны, обладает средствами для проведения крупномасштабных НИОКР, а с другой — получает инновационную ренту, и это порождает стимулы активно проводить научноисследовательские работы. -образная форма зависимости между размерами фирмы и отдачей от инновационных вложений подтверждена и исследованиями З. Акса и Д. Од-реча на примере промышленных фирм Великобритании [6].
Эмпирические исследования подтверждают и в условиях олигополии наличие U-образной кривой взаимосвязи между расходами на НИОКР и уровнем рыночной концентрации. Расходы на инновации увеличиваются с ростом концентрации в виде индекса концентрации 4-х фирм CR4 = 64, а затем снижаются по мере роста концентрации за пределы этого уровня [7, с. 100-101, 103].
В настоящее время сложились существенные особенности в развитии сектора малого и среднего бизнеса в англоамериканской экономике и экономике более поздно индустриализировавшихся стран -Франции, Германии, Италии, Японии и др. Последние достаточно успешно адаптировались к современным изменениям, связанным с формированием высокотехнологических рынков, на основе развития более крупного сектора малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем в экономике США и Великобритании, несмотря на применяемые меры по стимулированию малого предпринимательства, их доля остается несколько меньшей из-за высокой вероятности приобретения (как дружественного, так и враждебного) успешно действующего предприятия растущими корпорациями.
Стремление крупных американских и британских корпораций к экспансии некоторые исследователи объясняют особой ролью рынков обыкновенных акций в этих странах. Рост корпорации путем приобретения мелких предприятий привлекателен как из-за традиции разделения между владением предприятием и управлением предприятием на том же предприятии (А.А. Бирл и Г. Минс; В. Лазоник) [8,9], так и из-за послевоенной тенденции к размеру фирмы и цене ее акций [10, с. 128]. Кроме того, поскольку экономический рост в рано индустриализировавшихся странах носил самоподдерживающий характер, то здесь не придавали особого значения росту общественного сектора и развитию инфраструкту-
ры, которые отличали страны «второй волны» индустриализации. Меры по стимулированию роста сектора малого и среднего бизнеса включают различные программы по защите малого бизнеса от негативного экономического влияния крупных предприятий.
В новых социально-экономических и научно-технологических условиях исчерпывают свои возможности традиционные подходы к управлению крупными корпорациями. Эволюция организационной структуры корпораций, происходящая по второй половине ХХ века (линейная, функциональная, смешанная, дивизионная, проектная и матричная и т.д.), приводит к их виртуализации — часть внутрикорпоративных функций выводится за пределы корпорации, в ней остается лишь небольшое ядро, позволяющее обеспечивать принятие и контроль ответственных решений. Внешняя среда становится пространством существования виртуальных бизнес-систем, проникающих друг в друга.
Трансформация сектора малого и среднего предпринимательства в современных условиях происходит в сложной взаимосвязи и взаимодействии с изменениями крупного бизнеса. При этом часть малых и средних предприятий, прежде всего в сфере услуг и розничной торговли, сохраняют свою самостоятельность, другая часть в результате формирования обширных сетей специализированных услуг фактически поглощается крупными компаниями, которые часто привлекают для оказания таких услуг специалистов высокой квалификации. Такие малые предприятия уже не существуют как самостоятельные, но не следует говорить и об их гибели.
Вместе с тем сетевизация экономики приводит к появлению различных видов синергетического эффекта при взаимодействии малого, среднего и крупного бизнеса, основанных на формировании горизонтальных и вертикальных связей долговременного характера и реализованных в виде различных конкурентно-кооперационных структур — кластеров, целевых альянсов, предпринимательских сетей и т.д. Кроме того, социокультурные, институционально-технологические и инновационно-инфраструктурные перемены способствуют развитию ключевого конкурентного преимущества малого предпринимательства, заключенного в лучшем использовании ресурсов времени в связи с его высокой гибкостью и скоростью адаптации к меняющейся деловой среде, что, в свою очередь, обусловливает и появление новых качеств национальных экономик [11]. Формирование норм делового поведения и принятие решений на основе принципа «долевого участия» («stake- holder» rights), способствовали развитию
отношений сотрудничества и делали малые предприятия более устойчивыми к попыткам ограничения их самостоятельности со стороны крупного бизнеса.
Изменения в системе государственного регулирования малого предпринимательства обусловливается трансформацией механизмов их развития в связи с тем, что растущее многообразие потенциальных источников научных и технологических знаний, усиление комплексного характера современных технологий при одновременном расширении их спектра, требуемого для осуществления инноваций, сочетается с обострением конкуренции и повышением инновационных рисков, пространственной сетевизацией. Малые, средние и крупные предприятия всё активнее вступают в различные кооперационные связи (в форме: технологических альянсов, сетей, венчуров; слияний и приобретений; контрактов с университетами и исследовательскими центрами; привлечения специализированных исследовательских, консалтинговых, тренинговых и т. п. услуг; покупки технологий — овеществлённых и неовеществлённых и др.).
Интенсивный рост локальных кластеров и глобальных альянсов по созданию, распространению и применению инноваций, прямых иностранных инвестиций, сектора наукоемких деловых услуг усиливает роль малого и среднего предпринимательства, а недостаточные его масштабы становятся важнейшим ограничителем успешного развития национальной экономики. Набирающая силу современная технологическая волна, усиливая конкуренцию, меняет ее характер и формы реализации, все большую значимость приобретает конкуренция не отдельных фирм, а их сетей. При этом традиционная закрытая и линейная модель инновационного процесса, предполагающая участие малого предпринимательства в рамках иерархически построенных, жестких производственных систем, формирующих цепи создания добавленной стоимости, заменяется нелинейной и открытой сетевой моделью взаимодействия различного масштаба предпринимательских структур. Цепи создания добавленной стоимости формируются в рамках гибких фрагментационных систем в результате дезинтеграции и модулизации технологий, что создает качественно новые возможности для развития малого и среднего бизнеса. Фрагментация цепей создания добавленной стоимости снижает значимость стратегии преодоления отставания в экономическом развитии на основе имитации уже известных инноваций, которые были доста-
точно успешно использованы многими странами, в том числе и новыми индустриальными странами.
Переход к модульным сетям ведет к возрастанию роли среднего и малого бизнеса как генератора новых технологических идей, усилению взаимодействия промышленности и научно-исследовательского сектора, уменьшению цепочек создания добавленной стоимости, как в рамках корпораций, так и стран за счет глобализации процессов создания стоимостной цепи [12, с. 16].
Новая парадигма организации взаимодействий предпринимательских структур в цепях создания добавленной стоимости на основе открытой архитектуры предусматривает существенное снижение барьеров для участия в них малого и среднего бизнеса. Характер данных взаимодействий определяется критическим звеном. Так, в цепях, ведомых спросом, как правило, флагманами выступают крупные компании, обладатели бренда; в цепях, ведомых предложением, фирмы-флагманы контролируют предложение продукта, его технологию. Кроме того, возникают сети, ведомые спросом и предложением, предполагающие также широкое участие малого предпринимательства.
Выводы
Анализ инновационной деятельности в странах с развитой экономикой указывает на многовариантность и разнообразие условий ее осуществления. Конкуренцию, как и монополию в отношении инновационного рынка нельзя понимать однозначно как благоприятную или неблагоприятную структуру. В тех случаях, когда инновация реализуется в виде небольших усовершенствований технологических процессов и продуктов, конкурентная структура рынка будет в большей степени способствовать развитию инновационной деятельности по сравнению с монопольной, поскольку для конкурента важна экономическая прибыль от инновации. Монополист ориентируется на получение монопольной прибыли, а ее величина при данном характере инновации не может быть существенной. В отраслях «старых» производственных структур поощрение конкуренции на основе антимонопольной политики может активизировать инновационную деятельность. Сохранение в этих отраслях крупных фирм, господствующих на рынке, будет тормозить научно-технический прогресс. При осуществлении радикальных инноваций, прежде всего в высокотехнологичных отраслях, монопольная структура может стать эффективной, но
важную роль при этом приобретает патентная политика. Период действия патента становится критическим фактором выделения расходов на НИОКР [7]. Разрушение монопольных структур подобных рынков способно ухудшить ситуацию. Конкурентная фирма не обладает достаточными средствами для активной инновационной деятельности. Поэтому если антимонопольная политика применяется к крупным фирмам, то она должна дополняться государственными мерами прямого или косвенного характера.
Стратегию формирования системы государственного регулирования малого предпринимательства важно ориентировать на поддержку разного типа эффективных цепей создания добавленной стоимости (жестких традиционных цепей создания добавленной стоимости; цепей создания добавленной стоимости на основе открытой архитектуры; гибридных цепей создания добавленной стоимости). Традиционные и нетрадиционные сети могут объединяться в комплементарные. В этих сетях их участники имеют дополнительную относительно друг друга компетенцию, которую они вынуждены объединять, чтобы разделить доход от конечного продукта. Поставщики являются равными среди равных, они часто вступают между собой в кооперативные связи. Такие сети типичны для высокотехнологических и среднетехнологических производств, конечный продукт которых обладает значительной сложностью и требует непростых взаимодействий участников цепи. Динамичное развитие российской экономики невозможно без эффективной государственной инновационной политики, отсутствие которой негативно сказывается на ее конкурентоспособности.
Библиографический список
1. Piore M.J. The second industrial divide [Text] / M.J. Piore, C.F. Sabel // Prospect for prosperity. — New York: Basic Books, 1984.
2. Смит А. Исследования о природе и причинах богатств народов [Текст] / А. Смит // Антология экономической классики: в 2 т. — М.: МП «ЭКО-НОВ», 1993.- Т. 1. — С. 79-396.
3. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия [Текст] / Й. Шумпетер. — М.: Экономика, 1995.
4. Scherer F. Innovation and Growth: Schumpeterian Perspectives [Text] / F. Scherer. — Cambridge, 1984.
5. Bound J. Who does R&D and who patents? [Text] / J. Bound, C. Cummins, Z. Griliches, B. Hall, A. Jaffe // R&D. Patents, and Productivity. — Chicago, 1984.
6. Acs Z. Innovation in Large and Small Firms:
Empirical Analysis [Text] / Z. Acs, D. Audretsch // American Economic Review, 1988. September.
7. Розанова Н.М. Структура рынка и стимулы к инновациям [Текст] / Н.М. Розанова // Проблемы прогнозирования — 2002. — № 3 — С. 93-108.
8. Berle A.A. The Modern Corporation and Private Property [Text] / A.A. Berle, G. Means. — N.Y., 1932.
9. Lazonick W. Business Organization and the Myth of the Market Economy [Text] / W. Lazonick. -Cambridge University Press, 1991.
10. Макинтайр Р. Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика [Текст] / Р. Макинтайр // Экономическая наука современной России — 2002. — № 1. — С. 121-141.
11. Бирюков В.В. Время как фактор развития
экономики в рыночных условиях: монография
[Текст] / В.В. Бирюков. — СПб.: Изд-во СПбГУЭф, 2000. — 256 с.
12. Голиченко О.Г. Современная технологическая революция и новые возможности инновационного развития «догоняющих стран» [Текст] / О.Г. Голиченко // Инновации. — 2010. — № 3(137). — С. 12-22.
THE FEATURES OF THE DEVELOPMENT AND INTERACTION OF THE SMALL, MEDIUM AND LARGE BUSINESS
E.V. Romanenko
This article is about the features of the development and interaction of the small, medium and large business in conditions of organization a new quality economic growth in a post industrial economy.
Романенко Елена Васильевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры «общая экономика и право», заместитель декана факультета «Экономика и управление» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (Си-бАДИ). Основные направления научной деятельности: современные механизмы взаимодействия государства и малого предпринимательства в условиях модернизации российской экономики. Общее количество опубликованных работ — 89. E-mail: romanenko_ev@sibadi. org
УДК 656.135: 339.13
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
С.А. Теслова
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к формированию конкурентных преимуществ и направлений повышения конкурентоспособности грузовых автотранспортных предприятий (ГАТП).
Ключевые слова: ресурсы, автомобильный транспорт, конкурентные преимущества, стратегия, инновации.
Введение
Современные условия функционирования ГАТП характеризуются значительным повышением уровня конкуренции вследствие роста числа хозяйствующих субъектов и нелегитимных перевозчиков, что, в свою очередь, диктует необходимость разработки адекватных стратегических направлений конкурентной борьбы, позволяющих поддержать рыночные позиции и повысить конкурентный статус. В данной ситуации фундаментальной задачей является поиск источников формирования конкурентных преимуществ ГАТП.
Основная часть
Сложившиеся подходы к определению конкурентных преимуществ ГАТП базируются на следующих основных концепциях: рыночной,
ресурсной и концепции динамических способностей. Каждая их данных концепций требует адаптации не только к современным условиям хозяйствования российских ГАТП, но и к специфике их деятельности, а также не является самодостаточной и не гарантирует обеспечения устойчивости конкурентных преимуществ в силу следующих особенностей:
— рыночная концепция статична, имеет жестко очерченные отраслевые рамки и низкий уровень определенности; акцентирует внимание в большей степени на характеристиках продукции, а не предприятия, что в значительной степени сужает область поиска источников конкурентных преимуществ;
— традиционная ресурсная концепция не дает детализированных указаний по созданию
особенности малого и среднего предпринимательства
Дата:
20.12.2012
Автор: Азбука Испании
Открыть фирму в Испании: особенности малого и среднего предпринимательства
Даже в сложной экономической ситуации Испания не перестала привлекать инвесторов и будущих предпринимателей, которые умеют мыслить дальновидно и понимают, что трудности пройдут, а бизнес в Европе останется, главное – грамотно выбрать стратегию развития. Например, можно открыть фирму в Испании в сфере малого или среднего бизнеса, что не влечет больших финансовых затрат и сопряжено с минимумом бюрократических проволочек.
Становление предпринимательства в Испании
Долгое время в Испании царила диктатура Франко: экономический рост сдерживался, в бизнес-сфере также наблюдалась полная стагнация. Ситуация стала меняться лишь после 1975-го года. Процедура регистрации фирмы в Испании была максимально упрощена, предприниматели получили различные льготы, и именно благодаря развитию среднего, малого и так называемого микробизнеса страна смогла добиться высоких экономических показателей. При этом правительство понимает, что данный сегмент предпринимательства является основополагающим для страны, в связи с чем в вопросах экономического развития предпочтение отдается бюджетному федерализму с большой долей участия мелких предпринимателей.
Сегодня можно смело утверждать: на каждое крупное предприятие в стране приходится от 10-ти до 20-ти небольших организаций. Статистика может меняться от региона к региону, но суть остается единой – небольшое частное предприятие имеет много шансов на успех. При этом исторически предопределилось, что частный бизнес больше сосредоточен в аграрном секторе, ведь в стране преобладало сельское население, а значит, по сути, главенствует семейный бизнес.
Открыть фирму в Испании: какую предпочитаете?
Определяясь с типом бизнеса, следует ознакомиться с основными критериями, в соответствии с которыми фирма может относиться к малому или среднему бизнесу в Испании:
- мелкий (микро): численность сотрудников – не более 10 человек, уровень продаж не превышает 5 млн евро, свободный баланс – не более2-х млн евро;
- малый: численность сотрудников – от 10-ти до 49-ти, продажи и свободный баланс не превышают 10 млн евро;
- средний: трудится от 50-ти до 249-ти человек, прибыль – не более 50 млн евро, свободный баланс – 43 млн евро.
Примечательно, что регистрация фирмы в Испании доступна даже иностранцам, для чего необязательно иметь разрешение на работу. При этом наибольшую поддержку со стороны государства предприниматель может получить, если собирается создавать рабочие места, особенно для социально уязвимого населения: женщин, иммигрантов, студентов и т. д.
Как уже говорилось, в наибольшей степени малый и средний бизнес в Испании представлен в сельском хозяйстве, на долю малых предприятий приходится 60% от их общего числа. Перспективным является и туристический сегмент, в котором семейные отели, частные гостиницы и обслуживающий сервис представлены на каждом шагу. Также все чаще предприниматели стараются открыть фирму в Испании, используя японскую модель бизнеса, при которой организуется мелкое производство комплектующих деталей, поставляемых на ведущие концерны мира.
Решили открыть фирму в Испании? Помощь всегда рядом
В целях поддержки и развития предпринимательства властями страны разрабатываются специальные программы, предполагающие и льготное налогообложение, и выгодные условия кредитования вплоть до предоставления беспроцентных ссуд, и консультационную помощь и многое другое. Например, в торгово-промышленных палатах страны можно пройти специальные курсы и даже в течение суток получить лицензию для регистрации фирмы. В Испании действует и множество организаций, оказывающих поддержку бизнесу. Так, для защиты своих интересов перед профсоюзами и властями предприниматель может обратиться за помощью в Ассоциацию малого бизнеса, а в качестве поручителя в банке можно привлечь Государственный институт официального кредитования.
Актуальность развития малого бизнеса в России
Лукьянова К.А.,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Немцова Н.В.
Достаточно много вопросов возникает по поводу актуальности развития малого бизнеса в России. В настоящее время малый бизнес активно развивается во всех странах мира, роль данных предприятий в экономике велика, это: производство продукции, услуг, создание новых рабочих мест, сокращение безработицы ,уменьшение социальной нестабильности, получение людьми возможности организации своего дела. В ходе научно-исследовательской работы необходимо определить актуально ли в целом развитие малого бизнеса в России или нет.
Бизнес – это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Существует несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее предпринимательство и малое предпринимательство.
Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия.
В мировой практике, в странах «третьего мира» малый бизнес составляет до 95% общего экономического потенциала, в Европе – от 45% до 70%, в США – более половины населения зависят от малого бизнеса . Развитие малого бизнеса в России, равно как и степень активности предпринимателей в стране, во многом предопределяет уровень демократизации (власть народа) и открытость экономики нашего государства. Именно за счёт поддержки данного сегмента предпринимательства правительство должно решать общие проблемы повышения благосостояния проживающего в стране населения и увеличения в процентном соотношении людей со средним уровнем заработка.
Деятельность малого предпринимательства напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала.
Во-первых, в условиях усиления конкуренции на мировом рынке малый бизнес с помощью меньшей капиталоёмкости, чем у крупного производителя, обеспечивает модернизацию производства и обновление ассортимента выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям состояния рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.
Во-вторых, малый бизнес дает обществу дополнительный социально-экономический эффект. В Японии в этом секторе экономики работает почти 80% занятого населения страны, в странах Европейского Союза – более 70%. В США доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны более 52%. Благодаря такой большой занятости населения в малом предпринимательстве уменьшаются расходы государства на трудоустройство граждан и поддержание социальной стабильности, и повышается уровень реальных доходов граждан.
Из этого всего можно сделать вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости и источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния.
В России, несмотря на все декларации последних пяти лет планка развития малого бизнеса не поднимается выше 25-30%, а в некоторых регионах не достигает и 10%. Эта диспропорция, по сути, и тормозит развитие российской экономики, приводит к стагнации, дефициту бюджетов всех уровней и, в конечном, счете, и к росту бедности и истощению прослойки невеликого среднего класса, чьи доходы не способны угнаться за темпами инфляции. На сегодняшний день существует ряд проблем, при которых достаточно трудно развивать малый бизнес. Основными проблемами развития малого бизнеса являются:
1. Высокий уровень налогообложения.
2. Определённая часть населения не имеет знаний о деятельности малого бизнеса, то есть при отсутствии знаний о понятии и роли малого предпринимательства у этой части населения создаётся неправильное впечатление о его деятельности, из чего и следует появление негативного отношения к этому виду предпринимательства.
3. экономической и политической нестабильности в обществе.
4. Несовершенство банковской и кредитной систем, то есть в ограничении возможностей для финансирования инвестиций и низкий круг источников финансирования.
Есть проблемы, но есть и пути решения. Такими путями являются поддержка малого бизнеса государством. А именно: Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта. А также применение опыта зарубежных стран.
В заключении можно сделать следующие выводы:
Развитие малого бизнеса – одно из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу.
В наше время малый бизнес призван не только стать важнейшей базой структурной перестройки экономики с учётом особенностей развития регионов, но и обеспечить наполняемость местных бюджетов.
Малое предпринимательство даёт обществу дополнительный социально-экономический эффект, уменьшая расходы государства на трудоустройство граждан, поддержание социальной стабильности, экологического равновесия, помощь депрессивным регионам и так далее. Поэтому расходы на поддержку малого бизнеса представляют собой не благотворительность, а возвращение малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.
Эта поддержка должна осуществляться как на федеральном, так и, прежде всего, на региональном и муниципальном уровнях с учетом региональных различий.
Таким образом, для экономики любой страны деятельность малых фирм является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Средняя:
Ваша оценка: Пусто
«Муниципальный центр поддержки малого предпринимательства» муниципального образования «Тахтамукайский район» Республики Адыгея
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут хозяйственную деятельность, могут перейти на упрощенку только с 1 января, то есть с начала нового налогового периода.
Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит ежегодной индексации.
При этом, налогоплательщик переходит на общий налоговый режим с начала того квартала, в котором был превышен один из вышеназванных параметров. Кроме того, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход, либо остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысили ограничения, указанные выше. Перейдя на общий налоговый режим, налогоплательщики исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с общепринятой системой налогообложения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Существует три основных системы налогообложения:
Общая система налогообложения — с НДС. В полном объеме ведется бухгалтерский учет, уплачиваются все общие налоги (НДС, налог на прибыль, единый социальный налог), НДФЛ.
Общепринятая система налогообложения, при которой малые предприятия являются плательщиками тех же налогов и сборов, что и любые другие коммерческие предприятия, независимо от их статуса, будь оно крупное или среднее.
УСН, упрощенная система налогообложения, упрощенка (уплачивается 6 % от доходов или 15 % от доходов за вычетом расходов), страховые взносы.
Упрощенная система налогообложения непосредственно предусмотрена для субъектов малого предпринимательства. Малые предприятия, применяя указанную систему, уплачивают единый налог с совокупного дохода или с валовой выручки.
Единый налог на вмененный доход, ЕНВД.Уплачивается собственно ЕНВД, страховые взносы, НДФЛ.
Налогообложение единым налогом на вмененный доход — режим, при котором налогоплательщику устанавливается (вменяется) фиксированная базовая доходность, исходя из которой рассчитывается вмененный доход и налог на него.
Под эту систему подпадают только определенные виды деятельности, такие, как розничная торговля и услуги общественного питания; автотранспортные услуги; ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспорта, хранение автотранспорта на платных стоянках; бытовые услуги.
Предпринимательство: малое, среднее и крупное
В этой статье рассматриваются цели разграничения предпринимательства и статистические данные Казахстана.
выделить, что такое предпринимательство. Экономическая наука понимает предпринимательство, как осуществление деятельности с целью извлечения прибыли (прибавочной стоимости). Для получения прибыли предпринимателя для обмена какой-либо товар.
Предпринимательство осуществляется как правило в двух формах, либо в форме организации, либо в форме личного (индивидуального) предпринимательства.
Предпринимательство в экономике разграничивается по размеру (величине), количественных и качественных характеристик.
Количественные и качественные характеристики для отнесения предпринимательства к малому, среднему или к крупному
Количественная характеристика основывается на размере оборота или количества работников за какой-либо период (как правило — календарный год), т.е. в зависимости от размера оборота или количества работников разграничивается и определяется какому, малому, среднему или среднему, следует отнести тот или иной пример предпринимательства. В каждой стране установлены свои характеристики к размеру оборота и количеству работников, поэтому нет особой нужды на конкретный размер какой-либо страны, тем более, что под определенные страны практики периодически изменяют их. Существенным является то, что количественная характеристика, практически, используется во всех странах.
Качественная характеристика основывается на виде деятельности предпринимательства, т.е. Плохие виды деятельности могут быть отнесены к среднему, либо к среднему, либо к среднему предпринимательству, исходя из их количественных характеристик (оборотных характеристик).Например, к таким видам деятельности обычно относят игорный и банковский бизнес, деятельность, связанную с оборотом оружия или других наркотических средств, аудиторскую и деятельность кредитных организаций, и виды. Особое внимание государства к этому виду деятельности уделяется не случайно, как вызвано таким образом: чтобы обеспечить их должным образом ресурсы, в ином случае не обеспечивается качество деятельности.
Цели разграничения
Цели разграничения вызваны объективной потребностью государства в поддержку предпринимательства, в силу различий в предпринимательстве.Одни в предпринимательстве разрабатываются и развиваются самостоятельно, другие требуют особого отношения. Это особое отношение проявляется в государственной поддержке.
Если в условиях рыночной экономики не поддерживать некоторые отрасли предпринимательства, которые требуют поддержки в экономике отдельных сфер, просто исчезнуть, такие как общественный транспорт, сельское хозяйство, промышленность, и др.
Так например в достижении успеха следующие цели разграничения для статистики, для государственной поддержки и применения особых норм норм.
Особого внимания к себе заслуживает государственная поддержка, она будет рассмотрена в отдельной статье.
Развитие предпринимательства на примере Казахстана
Статистика по развитию предпринимательства Республики Казахстан дается лишь с 1999 года, поэтому развитие предпринимательства до 1999 года на сайте официальной статистики скрыто для исследования, а выводы будут сделаны лишь из того, что имеем.
Помимо этого, статистически показано количество действующих юридических лиц, а вот количество действующих лиц предпринимателей (также может быть указано просто ИП) не показано, лишь, что на 01.08.2018 год зарегистрировано 1 138 075 индивидуальных предпринимателей.
Государственная статистика показывает количество индивидуальных предпринимателей от общего количества зарегистрированных действующими. Поэтому может показаться, что государство не ведет учет, деятельность индивидуальных предпринимателей не влияет на основные экономические показатели Республики Казахстан. Это может только так казаться, скорее всего, у государства не хватает ресурсов и является обременительным поясом — или бездействует ИП.Эта категория малого предпринимательства используется в этой статье. Они будут обозначать тогда, когда государство будет определять и отражать в статистике, кто из них действует, а кто не действует.
Развитие будет показано в виде графиков, основные выводы будут показаны по окончании иллюстрирования данных.
1. Количество действующих предприятий Казахстана в динамике;
Этот рисунок показывает, что количество действующих юридических лиц в Казахстане выросло за 18 лет со 100 тысяч до 250 тысяч предприятий.
2. Срок действия предпринимательства в Казахстане.
Этот рисунок показывает, что количество действующих предприятий малого бизнеса Республики Казахстан выросло за 18 лет с 88,5 тысяч до 247, 7 тысяч предприятий. Рисунок в целом повторяет картину предыдущего рисунка, поэтому можно сделать вывод, что рост количества предпринимательства осуществляется за счет малого предпринимательства.
3. Количество предприятий среднего предпринимательства в Казахстане.
По полученному рисунку можно увидеть результативный рост количества предприятий, которые законодательства Казахстана относит к среднему предпринимательству или в переходном периоде на пути, чтобы стать средством. В 2015 году видно резкое снижение количества предприятий среднего предпринимательства с 14 тысяч до 6 тысяч предприятий или их численность сократилось более чем в 2 раза. Чем они стали, большими или малым предприятием?
4. Количество крупных предприятий Казахстана в динамике;
крупных предприятий в любой экономике Казахстана, занимают особое место, хотя в прессе им уделяется намного меньше внимания, чем малому предпринимательству, поэтому следует конкретнее рассмотреть статистику по развитию крупного предпринимательства Казахстана.
По данному рисунку можно увидеть изменение количества крупных предприятий Казахстана за 18 лет (в 1999 году было 2038, а в 2017 году стало 2302). В 2014 году было 2397, а в 2015 году их стало 2419, т.е. изменение составило 24 предприятий. Можно конечно предположить, что из числа исчезнувших в 2015 году 8 тысяч предприятий среднего предпринимательства 24 стало большим, остальные заполнили ряды малого предпринимательства. Если продолжить рассмотрение после 2015 года, то количество крупного предпринимательства снизилось до 2302 предприятий, т.е. скорее всего перешли в среднее или в малое предпринимательство либо обанкротились.
5. Соотношение количества малого, среднего и крупного предпринимательства в процентах;
По этому долей количества предприятий в экономике Казахстана за 18 лет можно наблюдать явление — снижение крупного и среднего предпринимательства и рост малого предпринимательства.
Это изменение долей можно объяснить тем, что все большее количество населения Казахстана вовлекается в предпринимательство, пытается осуществить какое-нибудь бизнес-предпринимательство, как правило в форме малого предпринимательства, поэтому вместе с ростом общего количества предприятий, изменяются:
— уменьшается доля крупного предпринимательства с 2,02% до 0,9%;
— уменьшается доля среднего предпринимательства с 10,18% до 2,36%;
— увеличенная доля предпринимательства с 87,8% до 96,74%.
Это наглядно можно увидеть на следующих рисунках.
Было в 1999 году.
Стало в 2017 году
Таким образом по исследованию количества предприятий разного размера, можно отметить, что количество крупных предпринимателей изменилось не так сильно (чуть более 2 предприятий), а вот малое предпринимательство увеличилось в 2,5 раза.
Возникает вопрос: за счет кого происходит рост количества субъектов малого предпринимательства, население страны не увеличивается такими темпами.Можно предположить, что это происходит за счет тех граждан Республики Казахстан, которые потеряли работу. Они решили начать свой бизнес, чтобы как-то обеспечить свое существование (так называемые самозанятые).
6. Соотношение доли и малого предпринимательства в ВВП Казахстана.
По данным национального доклада о состоянии предпринимательской активности за 2016 год НПП Республики Казахстан «Атамекен» можно вывести следующую картину.
Таким образом можно увидеть, что менее 1% предпринимательства (крупное) составляет 73,2% доли в ВВП, а 99% малого и среднего предпринимательства составляют долю в 26,8% ВВП.
В целом можно отметить, что малого и предпринимательства в экономике намного больше среднего, (в случае Казахстана около 99%), а по эффективности деятельности можно лишь крупное предпринимательство. Поэтому естественно вывод, что чем больше крупного предпринимательства, тем больше пользы для экономики страны.
Разная эффективность крупного предпринимателя намного выше, чем малого и среднего, то возможно, создаваться условия для кооперации малого и среднего предпринимательства.
Статья еще не окончена.
Налоги в малом, среднем и крупном бизнесе в Узбекистане. Как не запутаться между ними — Spot
Нередко налогоплательщики путают понятие субъект предпринимательства и малого предпринимательства.
В некоторых указах и постановлениях Узбекистана, нормативно-правовых актах, часто имеет место субъект предпринимательства или субъект малого предпринимательства.
Нередко налогоплательщики, путают эти дополнительные понятия, особенно это стало актуальным в 2019 году.Налоговый консультант Гульнара Эргашева разбирает все эти нюансы.
Гульнара Эргашева
Налоговый консультант, бизнес-тренер в Императорской школе.
С 1 января этого года установлен критерий перевода с упрощенного метода налогообложения для предпринимателей, имеющих годовой оборот по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов.При этом установленный порог подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года.
В связи с этой статьей 22 Налогового кодекса была дополнена абзацем поясняющая, что микрофирмы и малые предприятия — это юридические лица, которые по численности соответствуют установленному критерию.
До 2019 года у субъектов предпринимателя было четкое понимание что такое малый бизнес — это критерий численности работающего который, применялся к основному виду деятельности за отчетный период (отчетный период по ЕНП — это был квартал, а по НДС установили — месяц).
В связи с внесением изменений, понятие субъект малого предпринимательства при выполнении своих налоговых обязательств применял только для уплаты текущих авансовых платежей по ресурсным налогам (налог на имущество, землю и налог на водные ресурсы).
А ведь именно отнесения к категории зависит правильность функционирования этого субъекта, в частности:
- исполнение налоговых обязательств — сроки предоставления налоговой отчетности и уплаты текущих платежей;
- применение налоговых льгот и преференций;
- сроки сдачи финансовой отчетности;
- формы финансовой отчетности;
- сроки сдачи статистической отчетности;
- проведение переоценки основных средств.
Согласно закону в новой редакции «О гарантии свободы предпринимательской деятельности» субъектов предпринимательства являются юридические и физические лица, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Субъектами малого предпринимательства являются:
1. Индивидуальные предприниматели.
2. Микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях, — не более 20 человек, в сфере услуг и других непроизводственных отраслей — не более 10 человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании — не более 5 человек.
3. Малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях:
- легкой, пищевой и промышленности строительных материалов, предусмотренной законодательством, — не более 200 человек;
- металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности, а также прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, — не более 100 человек;
- машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, — не более 50 человек;
- науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы — не более 25 человек.
11 сентября государство-участник, что во многих странах субъекты предпринимательства разделены на 3 категории — малый, средний и крупный бизнес. Государство реализует отдельную политику по поддержке для каждой категории.
В Узбекистане целиком отсутствует понятие среднего бизнеса, который сегодня играет особую роль в развитии экономики.
Кабинету Министров и соответствующим министерствам было поручено категорию «средний бизнес», пересмотр малого и крупного бизнеса, а также в трехмесячный срок утверждены предложения по государственной поддержке с отдельными механизмами каждой категории.
12 декабря Министерство экономики и промышленности на обсуждение проект постановления президента «О мерах по развитию среднего бизнеса».
В нем начиная с 1 апреля 2020 года предлагается что субъекты предпринимательства независимо от формы собственности относятся к категории среднего бизнеса:
- обрабатывающая промышленность — 100 до 150 человек работающих;
- строительные — от 70 до 100 человек работающих;
- розничная торговля — до 40 человек работающих;
- сфера обслуживания — от 20 до 30 человек работающих;
Предлагается распространить все льготы и преференции для малого и среднего бизнеса. Кроме этого, предлагаются хозяйствующие субъекты с годовым оборотом от 1 до 3 млрд сумов включены в категорию среднего бизнеса и они будут включены уплаты НДС.
А вот в проекте Налогового кодекса в контексте исполнения налоговых обязательств понятий микрофирма и малое предприятие, субъект предпринимательства или субъект малого предпринимательства отсутствует вообще.
В проекте Налогового кодекса используется критерий оборота налогоплательщика.Так в частности:
- по НДС — это налогоплательщики с оборотом товаров или услуг больше 1 млрд сумов и все остальные;
- по налогу на прибыль — это совокупный доход с учетом корректировок за налоговый период, предшествующий налоговому периоду;
- по земельному налогу — это разделение налогоплательщиков налога с оборота и всех остальных;
- по налогу на имуществу юридических лиц — это разделение налогоплательщиков налога с оборота и всех остальных;
- по налогу на водные ресурсы — это раздел налогоплательщиков налоги с оборота и всех остальных, и сумм налоги за налоговый период из расчетного двухсоткратного размера данной расчетной величины.
Кроме этого, у нас есть понятие налогоплательщики . Это юридические лица отдельной категории, подпадающие под налоговое управление исходя из критериев, государственных налоговым комитетом. Критерии по большому налогоплательщикам не использовать налогоплательщика права выбора или изменения порядка налогообложения.
Юридические лица, отнесенные к крупным налогоплательщикам, информируются об этом письменно в течение дней со дня принятия решений государственными налоговыми управлениями по месту постановления на учет.
категории крупных налогоплательщиков класса :
- предприятия, производящие товары, облагаемые акцизным налогом;
- коммерческие банки и их филиалы, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи;
- ГП «Навоийский ГМК», АО «Алмалыкский ГМК» и входящие в их состав организации;
- , принимающие участие в выполнении работ по соглашению о разделе продукции;
- юридических лиц, чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) по итогам прошедшего календарного года составляет более 100 млрд сумов.
особенности малого и среднего предпринимательства
Дата:
20.12.2012
Автор: Азбука Испании
Открыть фирму в Испании: особенности малого и среднего предпринимательства
Даже в сложной экономической ситуации Испания не перестает привлекать агентов и будущих предпринимателей, которые умеют мыслить дальновидно и понимают, что трудности пройдут, а бизнес в Европе останется, главное — грамотно выбрать стратегию развития.Например, можно открыть фирму в Испании в сфере малого или среднего бизнеса, что не влечет больших финансовых затрат и сопряжено с минимумом бюрократических расходов.
Становление предпринимательства в Испании
Долгое время в Испании царила диктатура Франко: экономический рост сдерживался, в сфере также наблюдалась полная стагнация. Ситуация стала меняться лишь после 1975-го года. Процедура регистрации фирмы в Испании была максимально упрощена, предприниматели получили различные льготы, и именно благодаря развитию среднего, малого и так называемого микробизнеса страна смогла добиться высоких экономических показателей.Этот сегмент предпринимательства является основополагающим для страны, в связи с этим правительством экономического развития является предварительное отдается бюджетному федерализму с большой долей участия мелких предпринимателей.
Сегодня можно смело утверждать: на каждое крупное предприятие в стране приходится от 10-ти до 20-ти небольших организаций. Статистика может меняться от региона к региону, но суть остается единой — небольшое частное предприятие имеет много шансов на успех.При этом исторически предопределено, что частный бизнес больше сосредоточен в аграрном секторе, ведь в стране преобладало сельское население, а значит, по сути, главенствует семейный бизнес.
Открыть фирму в Испании: какую предпочитаете?
Определяясь с типом бизнеса, ознакомьтесь с критериями, в соответствии с которой фирма может относиться к малому или среднему бизнесу в Испании:
- мелкий (микро): численность сотрудников — не более 10 человек, уровень продаж не более 5 млн евро, свободный баланс — не более2-х млн евро;
- малый: численность свободных сотрудников — от 10-ти до 49-ти, продажи и баланс не превышают 10 млн евро;
- средний: трудится от 50-ти до 249-ти человек, прибыль — не более 50 млн евро, свободный баланс — 43 млн евро.
Примечательно, что регистрация фирмы в Испании доступна даже иностранцам, для чего необязательно иметь разрешение на работу. При этом наибольшую поддержку со стороны государства предприниматель может получить, если создает рабочие места, особенно для уязвимого населения: женщин, иммигрантов, студентов и т. д.
Как уже говорилось, в наибольшей степени малый и средний бизнес в Испании представлен в сельском хозяйстве, на малых предприятиях приходится 60% от их общего числа. Перспективным является и туристический сегмент, в котором находятся семейные отели, частные гостиницы и обслуживающий сервис на каждом шагу. Также все чаще предприниматели пытаются открыть фирму в Испании, используя японскую модель бизнеса, которая организует мелкое производство комплектующих деталей, поставляемых на ведущие концерны мира.
Решили открыть фирму в Испании? Помощь всегда рядом
В целях поддержки и развития предпринимательства властями страны предлагаются специальные программы, предполагающие и льготные условия кредитования до предоставления беспроцентных ссуд, консультационную помощь и многое другое.Например, в торгово-промышленных палатах страны можно пройти специальные курсы и даже в течение суток получить лицензию для регистрации фирмы. В Испании существует множество организаций, оказывающих поддержку бизнесу. Так, для защиты своих интересов перед профсоюзами и властями может обратиться за помощью в Ассоциацию малого бизнеса, а в качестве поручителя в банке можно привлечь Государственный институт официального кредитования.
Особенности малого предпринимательства
Общие особенности малого предпринимательства
Для стабильного развития экономики страны необходимо оптимальное сочетание и малого бизнеса.Роль малых предприятий в экономике страны достаточно велика:
- предоставление рабочих мест,
- реализация творческого блока питания,
- возможность трудоустройства общества незащищенных слов населения.
Малый бизнес имеет ряд примеров, отличает его от крупномасштабного предпринимательства. В частности, к ним относятся:
- небольшая сфера сбыта продукции,
- численность работников в таких организациях не превышает 100 человек.
Для малого предприятия характерен специфический характер финансирования и высокая доля оборотного капитала.
Согласно закону №209 — ФЗ от 24 июля 2007 г. «Развитие малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого и среднего общества зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (за государственные и муниципальные унитарных предприятий), отвечающие ряду условий по выручке, численности персонала, составу участников.
Малые предприятия более гибко реагируют на смену предпочтений конъюнктуры и могут в кратчайшие сроки перестроить производство и адаптировать его под современные нужды. За малые предприятия быстрее инновационный продукт, нежели крупное производство. В связи с данными фактора во многих странах идет активное финансирование бизнеса.
Еще одной особенностью является экономичность малого предприятия. На создание и функционирование малого бизнеса требуется значительно меньше затрат.Оборачиваемость такой организации достаточно высока, а заработная оплата сотрудников ниже. Существенной особенностью предприятия является упрощенный бухгалтерский учет. Все это позволяет успешно функционировать и конкурентоспособность с крупным бизнесом.
Особенности малого бизнеса в России
По сравнению с другими странами малый бизнес России обладает особенностями:
- низкая доля венчурной специализации — инновационное производство в России занимает лишь 6%, остальное приходится на торговлю и коммерцию, в то время как в. экономически развитые страны инновационное производство занимает 25%;
- низкая легитимность предпринимательства — большинство организаций страны используют «серые схемы» в работе, занижая прибыль и уменьшая налоги.На это влияние высокое налогообложение;
- плохое финансирование малого предпринимательства — отсутствие должного финансирования малых предприятий обусловлено низким индивидуальным капиталом. Стартовый капитал уходит на создание, в результате чего возникает потребность в финансировании за счет больших потерь средств. Как итог — многие малые предприятия на данный момент являются банкротами;
- неустойчивость малого бизнеса — особенность бизнеса в связи с жесткой конкуренцией и нехваткой финансов.
Замечание 1
Малое предпринимательство РФ на данный момент развивается в достаточно непростых условиях. В целом, то малый бизнес благодаря своим особенностям является конкурентоспособным, но некоторые проблемы тянут его вниз. Каждому предпринимателю необходимо понимать особенности малого бизнеса для того, чтобы проанализировать риски.
Актуальность развития малого бизнеса в России
Лукьянова К.А.,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Немцова Н.В.
Достаточно много вопросов по поводу актуальности развития малого бизнеса в России. В настоящее время ведутся работы по сокращению безработицы, уменьшению социальной нестабильности, возможности людьми своего дела.В ходе научно-исследовательской работы необходимо определить актуально ли в целом развитие малого бизнеса в России или нет.
Бизнес — это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Существует несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее предпринимательство и малое предпринимательство.
Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, применяемая законми рыночной экономики при определенных, характеристиках, критериях, показателях, конститутивных сущность этого понятия.
В рамках мировой практики в странах «третьего мира» малый бизнес до 95% экономического положения в Европе — от 45% до 70%, в США — более половины населения поддерживает от малого бизнеса. Развитие малого бизнеса в России, равно как и степень активности предпринимателей в стране, во многом предопределяет уровень демократизации (власти) и открытость экономики нашего государства. Именно за счет поддержки данного увеличения экономического роста правительство решает общие проблемы повышения благосостояния населения в стране со средним уровнем заработка.
Деятельность малого предпринимательства напрямую влияет на развитие бизнеса в целом, рост внутреннего рынка потребительских товаров и услуг.
Во-первых, в условиях конкуренции на мировом рынке малый бизнес с помощью большей капиталоёмкости, чем у крупного производителя, обеспечивает модернизацию производства и обновления ассортимента выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.
Во-втором, малый бизнес дает обществу дополнительный социально-экономический эффект. В Японии в этом секторе экономики работает почти 80% занятого населения страны, в странах Европейского Союза — более 70%. В США доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны более 52%. Благодаря такой большой занятости населения в малом предпринимательстве уменьшаются расходы государства на социальную поддержку, повышенный уровень реальных доходов граждан.
Из этого всего можно сделать вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового продукта внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости и доходов населения, обеспечением национального благосостояния.
В России, несмотря на все декларации последних пяти лет планка развития малого бизнеса, не поднимается выше 25–30%, в некоторых регионах не достигает и 10%. Эта диспропорция, по сути, и тормозит развитие российской экономики, приводит к стагнации, дефициту бюджета всех уровней, в соответствии с расчетом, и к росту бедности и истощению прослойки невеликого среднего класса, чьи доходы не способны угнаться за темпами инфляции. На сегодняшний день существует ряд проблем, при которых достаточно трудно использовать малый бизнес. Основными проблемами развития малого бизнеса являются:
1. Высокий уровень налогообложения.
2. Определённая часть знаний о деятельности малого бизнеса, то есть при отсутствии знаний о малом бизнесе, создается неправильное впечатление о его деятельности, из чего и следует появление негативных отношений к этому виду предпринимательства.
3. экономической и политической нестабильности в обществе.
4. Несовершенство банковской и кредитной системы, то есть в ограничении возможностей для финансирования и низкого круг финансирования.
Есть проблемы, но есть и пути решения. Такими путями являются поддержка малого бизнеса. А именно: Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. Кроме того, поддержка малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам, малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта. А также применение опыта зарубежных стран.
В заключении можно сделать следующие выводы:
Развитие малого бизнеса на ближайшую перспективу.
В наше время малый бизнес-структурам не только стать важнейшей структурной перестройки экономики с учётом местных бюджетов.
Малое предпринимательство даёт обществу дополнительный социально-экономический эффект, уменьшая расходы государства на трудоустройство граждан, поддержание социальной стабильности, экологического равновесия, помощь депрессивным регионам и так далее.Поэтому расходы на поддержку малого бизнеса обеспечивают не благотворительность, а возвращение малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.
Эта поддержка должна осуществляться как на федеральном, так и прежде всего, на региональном и муниципальном уровнях с учетом региональных различий.
Таким образом, для экономики любой страны малых фирм является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меня экономической обстановке.
Средняя:
Ваша оценка: Пусто
В Хозяйственном кодексе собираются раскрыть категорию среднего бизнеса
Минэкономразвития разработало изменения в Хозяйственный кодекс в критериях отнесения субъектов хозяйствования к микропредпринимательству, малому, среднему или крупному предпринимательству .
Соответствующий проект обнародован для общественного обсуждения на сайте таможни.
Проектом конкретных утверждений субъектов среднего предпринимательства — юрлица любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 250 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 50 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ.
Таким образом, субъекты предпринимательства отнесут к следующим категориям:
Виды субъектов | Критерии | ||
среднее количество работников | годовой доход | не больше 10 человек | не больше 2 млн евро по среднегодовому курсу НБУ |
малого предпринимательства (ФЛП, юрлица) | не выше 50 человек | млн евро по среднегодовому курсу НБУ | |
среднего предпринимательства (юрлица) | не более 250 человек | не более 50 млн евро по среднегодовому курсу НБУ. | |
крупного предпринимательства (юрлица) | Максим 250 человек | больше 50 млн евро по среднегодовому курсу НБУ |
к микро, малому и крупному предпринимательству.
Если субъект хозяйствования одной из приведенных категорий по показателю годового дохода в течение двух лет подряд не соответствует этим критериям, то его отнесение к категории осуществляется по показателю годового дохода.
Также проект предусматривает внесение изменений в часть третью статьи 55 ХК, согласно которому уточняется, какие применяются для разных целей (бухучета и финотчетности, применения Налогового кодекса, государственной помощи и статучета).
В частности, для целей НК, Государственного малого и среднего предпринимательства, а также для статистической нормы, которые установлены ч. 3 ст. 55 ХК.
Для бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъекты хозяйствования — согласно части второй статьи 2 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (микропредприятия — чистый доход до 700 тыс. евро и до 10 работников, малые предприятия — чистый доход до 8 млн. евро и до 50 работников, средние предприятия — чистый доход до 40 млн. евро и до 250 работников, крупное предприятие — доход более 40 млн евро и более 250 работников).
Для целей защиты экономической конкуренции — согласно абзацу пятому статьи 1 Закона о защите экономической конкуренции (малый и средний предприниматель — субъект хозяйствования, доход (выручка) от реализации (товаров, работ,)) за последний финансовый год или стоимость услуг которого не превышает сумму, эквивалентной 500 тыс.евро, текущий по курсу НБУ, действующий в последний день финансового года, если на рынке, на котором действует этот предприниматель, есть конкуренты со значительной рыночной долей).
Отметить, предприятия всех категорий просто и быстро сформировать и представить отчеты и регистрировать налоговые накладные через онлайн-сервис ОТЧЕТ
ИНК ГФСУ N 680/6 / 99-99-15-02-01-15 / ІПК от 22. 02.2019 г. касательно разделения субъектов хозяйствования по критериям их размеров-Профи Винс
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
от 22.02.2019 г. N 680/6 / 99-99-15-02-01-15 / ІПК
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо относительно получения индивидуальной налоговой консультации касательно разделения субъектов хозяйствования по критериям их размеров.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании полномочий и способов, предусмотренных Конституцией и законами Украины (ст. 19 Конституции Украины).
Положения НКУ регулируют отношения, рассматривающие в взимании налогов и сборов, в частности исерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, налоговых и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих плат, полномочий и обязанностей их руководителей во время осуществления налогового контроля, а также ответственность за законодательство налогового законодательства.
Подпунктом 14.1.24 п. 14.1 ст. 14 НКУ определено понятие крупный налогоплательщик — юридическое или постоянное представительство нерезидентов на территории Украины, объем дохода от всех видов деятельности за последние последовательных (отчетных) квартала эквивалентных 50 миллионов евро, уровня по средневзвешенному официальному курсу национального банка тот же период, или общая сумма налогов, сборов, платежей, уплаченных в Государственный бюджет Украины, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, за такой же период эквивалента 1 миллиона евро, определенного по средневзвешенному официальному курсу национального банка Украины за тот же период, в случае если сумма налогов, сборов, платежей, кроме таможенных платежей, эквивалент 500 тысяч евро.
Нормами НКУ не известные понятия микро, малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 5.3 ст. 5 НКУ другие термины, применяемые в НКУ и не определяемые им, используются в значении, установленном другими словами.
Так, для определения продолжительности проверок применения положения ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины, которая определена принадлежность субъектов хозяйствования к субъектам малого предпринимательства, в том числе к субъектам микропредпринимательства, среднего или крупного предпринимательства в зависимости от количества действующих и доходов от любой деятельности за год.
Субъектами микропредпринимательства являются юридическими лицами — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы собственности, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 лиц и годовой доход от любой деятельности не больше суммы, эквивалентную 2 миллионам езро, определенную по среднегодовому курсу национального банка Украины.
Субъектами малого предпринимательства являются юридическими лицами — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у средней численности работников за отчетный период (календарный год) не выше 50 лиц и годовой доход от любой деятельности не выше суммы, эквивалентную 10 миллионам евро определенную по среднегодовому курсу национального банка Украины.
Другие субъекты хозяйствования к субъекту среднего предпринимателя.
Согласно пп. 46.2 ст. 46 НКУ плательщик налога на прибыль вместе с налоговой декларацией подает квартальную или годовую финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации, с учетом требований ст. 137 НКУ.
Финансовая отчетность, составляемая и представляемая в соответствии с п. 46.2 ст. 46 НКУ плательщиками налога на прибыль, является приложением к налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий и ее неотъемлемой частью.
Вопросы ведения хозяйствования бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности регулируется положениями Закона Украины от 16 июля 1999 года N 996 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон).
Критерии для предприятий относительно их принадлежности к микропредприятиям, малым, средним или крупным установлены п. 2 ст. 2 Закона.
Так, микропредприятиями являются предприятия, показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчет, как минимум двум из следующих критериев:
балансовая стоимость активов — до 350 тысяч евро;
чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, работ) — до 700 тысяч евро;
среднее количество работников — до 10 лиц.
Малыми являются предприятия, которые не соответствуют критериям микропредприятий и показателей на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчет как минимум двум из следующих критериев:
балансовая стоимость активов — до 4 миллионов евро;
чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, работ) — до 8 миллионов евро;
среднее количество работников — до 50 лиц.
Средние предприятия, которые не соответствуют критериям малых предприятий и показателей финансовой отчетности за год, предшествующий отчет, как минимум из следующих критериев:
балансовая стоимость активов — до 20 миллионов евро;
чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, работ) — до 40 миллионов евро;
среднее количество работников — до 250 лиц.
Крупные предприятия, которые не соответствуют критериям для средних предприятий и показателей, которые соответствуют критериям составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчет, согласованный как минимум из следующих критериев:
балансовая стоимость активов — более 20 миллионов евро;
чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, работ) — более 40 миллионов евро;
среднее количество работников — более 250 лиц.
Если предприятие одной из приведенных категорий по годовой финансовой отчетности в течение двух лет подряд не соответствует этим критериям, оно относится к категории предприятий.
Для определения критериев, установленного в евро, установленный официальный курс гривны относительно иностранных валют (средний за период), установленный на основании национального курса банка, устанававшегося для евро в течение соответствующего года.
Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, осуществляемой Минфином, национальных национальных положений (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты относительно ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности (п.2 ст. 6 Закона).
Кроме того, как Минфин является основным органом в системе центральных органов, обеспечивающим создание и реализующим государственную финансовую и бюджетную политику, в частности, в сфере бухгалтерского учета (п. 1 Положения о министерстве финансов Украины.