Site Loader

Содержание

что это такое, моральные принципы и нравственность.


Мораль искусственного интеллекта – один из обсуждаемых вопросов среди юристов. Если вдруг «умный» робот осознает себя личностью и совершит преступление, кто за него будет отвечать – машина или ее создатель? Но с моральным выбором сталкиваются не только разработчики, но и обычные люди. Что такое моральность и почему она так важна? Какими принципами руководствуется? Как шведский лагом помогает освоить нравственный принцип «золотой середины»? Именно об этом пойдет речь в статье.

Что такое мораль?

Мораль — это совокупность общепринятых правил и законов, которые управляют поступками человека в интересах общества. Такое определение дают словари. Но большое количество дефиниций морали в современной науке говорит о том, что универсального содержания в понятии пока нет. Если обратиться к обыденному языку, то мораль – это внутренний кодекс или внутренняя шкала добра и зла. Ее сравнивают с невидимой чертой, переступить которую человеку не позволяют внутренние понятия о правильном и неправильном, добре и зле.

Мораль выражает отношение человека к ценности другой человеческой жизни. Сварить кашу – нейтральный поступок. Но приготовить обед, чтобы накормить бездомных – это моральный поступок. Смех при виде чужого горя аморален, хотя изначально веселье нейтрально. Аморальное всегда отвратительно, поскольку пренебрегает общественными устоями.


Пройти тест на характер человека

Слово «мораль» произошло от латинского «mores» – «обычай», «нрав», изначально в Древнем Риме обозначало «соответствующий добрым нравам». В XVIII термин был позаимствован из французского языка и буквально переводится как «соответствующий закону». Так что этимологически «мораль» и «нравственность» – это синонимы. В литературе мораль – нравственное поучение, этический вывод произведения.

Мораль – та роскошь, которую могут позволить себе высокоразвитые сообщества и одновременно – средство для выживания. Это социальный инстинкт самосохранения, спасающий общество от самоуничтожения. Первые нравственные правила изобрели для того, чтобы вывести ранние сообщества из хаоса в систему. Позже были придуманы законы – компромисс между моралью, реальностью и разумом. Но в отличие от законности, обычаев и этикета моральные правила имеют свои специфические особенности:

  • Получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости.
  • Рассматриваются как само собой разумеющееся, поэтому не прописываются на законодательном уровне.
  • Несоблюдение этих правил вызывает общественное осуждение, порицание.
  • Характеризуются универсальностью, доступной для всякого разумного индивида.
  • Задают общие ориентиры поведения, но нацеливают человека на «идеал совершенства».

Моральные принципы.

Мораль – довольно разноплановое понятие, которое рассматривается с точки зрения права, психологии, социологии, теологии. В философском учении существует отдельный подраздел – этика. Этика дает научное, а значит критическое изучение морали. Одна из главных задач этики – поиски универсальных принципов нравственности.

Сегодня сформулированы моральные принципы, из которых складывается личность человека:

  • Принцип Талиона, согласно которому наказание за аморальный поступок должно превосходить вред от самого поступка.
  • Принцип нравственности, который со временем превратился в заповедь: «поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

  • Принцип «золотой середины», который проявился в призывах избегать крайностей в своих действиях.
  • Принцип максимального счастья, основанный на утверждении о том, что поведение человека должно улучшать жизнь окружающих.
  • Принцип справедливости или необходимость уравнивания социальных законов с моральными факторами.

История термина «мораль».

Точно неизвестно, когда именно нравственность вошла в общественное сознание, но самые древние источники, дошедшие до нас – притчи царя Соломона (ок. 960 год до н. э.). Читая его высказывания, поражаешься примерам применения норм морали. Позже, во времена Гомера эллины оперировали понятиями совести, добродетели, чести, законности.

Одним из известных философов-исследователей нравственности считается Конфуций. Хотя он заверял, что не является автором нового учения, а только передает ученикам мудрость древних мудрецов. Конфуций считал необходимым жить согласно основным принципам нравственности: человеколюбию, милосердию, добропорядочности.

На протяжении веков несомненным авторитетом пользовались книги с размышлением о морали, этики и права, написанные

Цицероном. Конечно, идеи нравственности в римском обществе оказались не новы, но в цицероновской обработке были в большом почете. Главная мысль его трудов: право и нравственность – неотделимые понятия, которые спасают человечество от саморазрушения. Он же и ввел в обиход определение морали, которое сегодня цитируют большинство источников. Размышления о моральности и нравственности дополнили математик Пифагор, философы Сократ, Платон, Кант.

Традиционная мораль основана на вере. В этическом смысле Бог и есть мораль, то есть идея Бога – непреходящая ценность бытия, не зависящая от времени. О принципах, на которых должно строиться здоровое общество, говорили Иисус, Моисей, Будда, Мухаммед. Заповеди «не укради», «не убий», актуальны и в XXI веке. Мораль и религия определяют духовную жизнь каждого человека и общества в целом. Эти понятия неотделимы друг от друга, ведь они ставят перед собой одинаковые цели: помочь нам побороть собственную лень, эгоизм, презрение, зависть.


Мораль в XXI веке.

В наше время моральные принципы все чаще объявляются предрассудками. Считается, что логику возможно подвести под любую мораль, а старые, архаичные понятия нравственности давно устарели. Современные теологи, психологи и философы считают, что современная общественная мораль должна быть продумана, обоснована, аргументирована, обсуждаема.

Но личная мораль связана с душой человека и есть результат его личного выбора. В настоящее время общепринятым считается мнение, что человеку изначально присущи эмпатия, милосердие, альтруизм, готовность к сотрудничеству. Ученые утверждают: решение в вопросах нравственности люди принимают интуитивно. Отсюда вывод – мораль не есть чем-то насаждаемым, она идет изнутри.

Возможно, аморальные люди более успешны. Но счастливы ли?

Пройти тест на эмпатию

Лагом: мораль «золотой середины».

Список стран-лидеров по уровню счастья не меняется уже несколько лет. Помимо Финляндии, Дании и Канады в него обязательно входит Швеция. Кроме шведского стола и шведской семьи шведы одолжили нам понятие «лагом». Лагом – это золотая середина в жизни каждого конкретного человека и его взаимодействия с обществом, которое базируется на взаимном уважении и отсутствии конфронтации. Это умение жить не просто сбалансированной жизнью, но отыскать для себя идеальное равновесие.

На бытовом уровне лагом считается противопоставлением чрезмерности. Лагом не призывает людей становиться посредственными, равнодушными, апатичными или асоциальными. Наоборот, шведы считают эмоционально уравновешенного человека уверенным в своих силах и достаточно гибким, чтобы приспособиться к окружающим изменениям.

Нити лагом оплетают всю жизнь шведов. Вот некоторые их них:

  1. Иногда зависть, которую мы ощущаем по отношению к окружающим, объясняется их приближением к счастью. Возможно, вместо зависти мы могли бы сосредоточиться на поиске собственного равновесия.
  2. Жить в равновесии с окружающим миром, значит экономить энергоресурсы, повторно использовать вещи, поддерживать национальные кулинарные традиции.
  3. Во время еды стоит постоянно спрашивать себя: почему я ем именно эти продукты и как могу избежать того, чего не следует есть.
  4. Найти время, чтобы отдать старую одежду и вещи в приют, а не выбросить в мусор.
  5. Покупать меньше, но вкладываться в качество, вести бюджет и вовремя отдавать долги.


  6. Искреннее «прости, я не могу» лучше, чем невыполненное обещание.
  7. Нравственная сила – в командной работе. Сведите хвастовство к минимуму, делайте то, что говорите и не опаздывайте.
  8. Избавляйтесь от бесполезного старья – в доме и в голове.
  9. Жизнь в несоответствии с достатком очень утомляет.
  10. Научитесь слушать свое тело, разум и совесть.

Выводы:

  • Мораль – это внутренний вектор, который указывает нам наши внутренние ценности.
  • Первая мораль сформировалась на основе того, что людям необходимо было упорядочить совместное существование, чтобы выжить.
  • Нравственность нелогична, но связана с нашей душой.
  • Лагом – шведский закон счастья, который можно приспособить к собственной жизни.

Пройти тест на тип личности

понятие,важные признаки, основные функции, принципы


Мораль  в обществознании является одной  из главных характеристик. Она определяет поведение личности в социуме, а также мотивы поступков, способы достижения жизненных целей. Проблемы морали выходят за рамки философии и этики. Ими занимаются такие отрасли науки, как психология, история, антропология, этнография.


Большинство авторов сходятся на том, что мораль есть свод принципов и норм поведения в обществе, некое количество требований и оценок. Поэтому часто мораль считают формой общественного сознания, идеальной моделью поведения и отношений.

Понятие и происхождение морали

Термин мораль (лат. «moralis» – «нравственный» от слова: «mores» – «нравы») обозначает принятые обществом нормы поведения, призванные регулировать человеческие отношения. В значении «негласные правила» впервые применен Марком Туллием Цицероном в I веке н.э. Под термином «мораль» понимаются принятые в данном обществе представления о том, что есть добро и зло, хорошее и плохое, правильное и неправильное.

Каждая социальная группа вырабатывает свои принципы морали. Поэтому говорят о религиозной, светской, национальной морали. Под общественной моралью понимают негласные правила, ориентированные на ценности, исторически сложившиеся и принятые в данном обществе.

В русской традиции понятие морали неразрывно связано с понятием нравственности. В этом смысле нравственность обозначает более узкую область морали. Часто эти понятия синонимичны.


Отличительные признаки морали

Существуют разнообразные сферы духовной жизни человека: наука, искусство, литература, религия. Все они являются организованными видами деятельности. Существуют учреждения, которые обеспечивают развитие этих проявлений жизни общества. Но не морали. Ее процессы не обеспечиваются организациями, учреждениями, и, тем не менее, мораль проникает во все ниши деятельности людей.

Отличие норм морали от обычаев и норм права:

  1. Всеобщность. Обычай носит национальный, исторический, социальный характер. Общественная мораль (не моральные принципы социальной группы) универсальна для всего человечества.
  2. Добровольность. Закон подразумевает неукоснительное соблюдение. Моральные нормы рассчитаны на свободный выбор человека, подчиненный его разуму. Соблюдение обычая зиждется на привычке и страхе неодобрения обществом. Соблюдение принципов морали скрепляется чувством долга и совести.
  3. Всеохватность. Нормы морали действуют во всех сферах деятельности: в учебе, в работе, науке, бизнесе, творчестве, политике.

Функции морали

Мораль считается наиболее цивилизованной степенью социальной регуляции. Ее основное назначение – являться формой духовного освоения действительности, способом ориентации в мире ценностей и социальных отношений. Это назначение морали раскрывается в ее функциях:

  1. Регулятивная. Мораль разрабатывает систему ценностных ориентаций: правил, норм, запретов, идеалов, оценок. Они являются частью общественного сознания и регулируют отношения в обществе, в каждодневной деятельности. Например, в семье, на работе, в политике, внутри социальной группы.
  2. Оценочная. Императивная функция морали проявляется в ее повелительном характере. Мораль отражает явления действительности так, как они должны быть. Также она включает в себя процедуру оценивания, то есть соответствия поведения человека моральным требованиям. Эти требования основаны на гуманистическом подходе к миру и содержат в себе такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость, благородство и низость. Формы моральной оценки: критика, неодобрение, порицание, согласие, похвала.
  3. Воспитательная. Обобщает нравственный опыт социума, тем самым передает его следующим поколениям. Вырабатывает нравственные идеалы, умело сочетая приоритеты личности и общества.

  4. Мотивационная. Общественная мораль становится основой нравственности человека, влияет на мотивацию его поведения. Является причиной действий личности в той или иной ситуации.
  5. Контролирующая. Контроль может осуществлять и общество, и сам человек, его совесть. Осуждение или одобрение социальной группы служит одним из рычагов, влияющих на поступки личности. Причем эта функция распространяется и на самоконтроль, на мысли человека, на его выбор. Совершая неблагонравный поступок, человек рискует получить осуждение общества и лишиться дружеских связей.
  6. Координационная. Согласовывает действия участников общения, делая их поступки предсказуемыми. Таким образом, координационная функция обеспечивает бесконфликтность сосуществования людей. При условии, что всеми членами общества принимаются его принципы, служащие ориентирами в поведении.
  7. Интегрирующая. Дает возможность людям находиться в одной системе ценностей, но при этом создавать прочные социальные группы, в которых действует принцип взаимопомощи. Гуманистические идеалы морали в данной функции преобразовываются в конкретные действия.

Морально-этические нормы

 

Морально-этические нормы – это принципы поведения человека, вытекающие из морали. Система этих правил, выработанных в обществе, позволяет избегать конфликтов, поддерживать социально приемлемое адекватное поведение. Исполнение норм морали называется моральным долгом, неисполнение – моральной виной.

Моральная норма  определяет уровень культуры, воспитанности, сознательности индивидуума. Она подразумевает уважение к общественным устоям и к людям. Норма предполагает, что человек будет ей подчиняться даже вопреки собственному желанию, если это предписано обществом.

Единство морально-этических норм носит наименование «морального кодекса». Его компоненты: общественно важные требования, согласие личности к соблюдению предписаний, условия для реализации поведения.

Примером высоконравственного образа действий является соблюдение моральных норм в экстремальных ситуациях: военные действия, тюремное заключение, неизлечимая болезнь.

Аморальность – отрицание морали. В современной массовой культуре утверждается допустимость поступков, которые раньше рассматривались как аморальные. Происходит подмена понятий, утрата критериев оценки происходящего. Аморальность – следствие эгоизма и вседозволенности, отсутствия воспитания.

Моральные нормы непреложны. Работа над формированием морального кодекса человека ведется через воспитание, духовное развитие, просвещение.

Моральные принципы

На протяжении человеческой истории одни моральные принципы сменяли другие. Что-то было похожим, что-то разнилось, но их суть оставалась неизменной.

Универсальное клише, на основе которого генерируются все прочие моральные нормы:

  1. Принцип талиона (от лат. «talis» – «такой же»). Другими словами, месть, где наказание должно быть равноценным причиненному ущербу. Этот принцип нашел отражение в Ветхом Завете (книга Левит 24:20): «око за око, зуб за зуб».
  2. Принцип нравственности. «Золотое правило нравственности» отражено в религиях и философских учениях Запада и Востока. Оно встречается у Будды, Христа, Конфуция, и является основным принципом мировой этики. В общем виде звучит так: «Чего ты не желаешь себе, не делай другому».
  3. Принцип золотой середины. Его описание содержится в книге Аристотеля «Никомахова этика», но самого этого термина там пока нет. Принцип учит избегать крайностей и соблюдать меру со всем. Нравственные добродетели располагаются посередине между двумя крайностями. Например, храбрость лежит между безрассудством и трусостью.
  4. Принцип наибольшего счастья. В его основе лежит принцип пользы, сформулированный в XVIII веке. Достижение личного счастья должно приносить пользу и другим людям. Критериями морали служат, в данном случае, польза, выгода, удовольствие.
  5. Принцип справедливости, сформулированный в XX веке американским ученым. В нем говорится о предоставлении равных прав и свобод гражданам. О равенстве людей в экономическом и социальном отношении.

Различия морали и нравственности

Нередко определения морали и нравственности выступают как синонимы. Но разница все-таки наблюдается. Мораль – это, прежде всего, внешняя оценка поступка семьей, обществом, церковью. Нравственность связана с самосознанием человека, с его внутренними убеждениями.

Моральная норма побуждает человека формировать в себе моральные качества: гуманность, способность помочь другим, мужество, терпение. Моральная норма – это теоретический идеал, к которому нужно стремиться.

Нравственная норма служит средством, помогающим сориентироваться в общественной среде. Она указывает, какие варианты поведения следует предпочесть, и от каких отказаться. Это практическое преломление моральных устоев личности в ее деятельности.

Мораль и этика: соотношение понятий

Этика – это правила, принципы, определяющие правила поведения человека в социуме. Главная задача этики – отделить правильное, приемлемое поведение от неправильного, неприемлемого. Нормы этики рождаются из принятых в обществе моральных устоев. Они являются логическим продолжением моральных установок на практике. Термин «этика» был введен Аристотелем.

Тесно связано с этикой понятие этикета. Это свод правил, описывающих, как вести себя в различных ситуациях в обществе: встреча друзей, прием гостей, поведение за столом, этикет разговора по телефону.

В заключении нужно отметить, что принципы морали разрабатывались в течение нескольких тысячелетий. Социальные и философские проблемы, стоящие за понятием морали, обсуждались философами, теологами, писателями, психологами. Мораль проникает во все сферы жизни, поэтому так широк круг специалистов по ее изучению. Велик и многогранен их вклад в разработку вопросов морали. Каждый из этих ученых, писателей, религиоведов стремился к тому, чтобы сделать жизнь людей гуманнее и лучше.

МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП - это... Что такое МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП?




МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП
МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП


Философский энциклопедический словарь.
2010.

.

  • МОРАЛЬНОСТЬ
  • МОРГАН

Смотреть что такое "МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП" в других словарях:

  • МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП — (лат.). Нравственный закон. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП лат. Нравственный закон. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Моральный релятивизм — (этический релятивизм)  принцип, согласно которому не существует абсолютного добра и зла, отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности. Моральный релятивизм является противоположностью моральному… …   Википедия

  • Принцип ненападения — Часть либертарианской философии Либертарианство Проис …   Википедия

  • МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС — строителя к о м м у н и з м а – свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалистическом обществе и нашедших свое теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой XXII съездом КПСС. В истории существовали… …   Философская энциклопедия

  • принцип — а; м. [от лат. prīncipium начало] 1. Основное, исходное положение какой л. теории, учения, науки и т.п. Эстетические принципы. Общий, основной п. Принципы истории языка. Главные принципы механики. Система принципов. Нарушение принципов. //… …   Энциклопедический словарь

  • принцип — а; м. (от лат. prīncipium начало) см. тж. в принципе, из принципа, по принципу 1) а) Основное, исходное положение какой л. теории, учения, науки и т.п. Эстетические принципы. Общий, основной при/нцип …   Словарь многих выражений

  • ЮМА ПРИНЦИП — принцип, утверждающий, что невозможно с помощью одной логики перейти от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен». Принцип назван именем Д. Юма, указавшего, что этика постоянно совершает грубую ошибку, полагая, что из… …   Философская энциклопедия

  • КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ — (лат. codex книга) свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Как правило, в К. м. составленном определенным автором, отражаются нравственные требования, к рые уже выработало до него стихийно моральное сознание об ва. К. м. обычно… …   Словарь по этике

  • ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… …   Философская энциклопедия

  • МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Восьмой навык. От эффективности к величию, Стивен Кови. В современном мире эффективность становится обязательной для людей и организаций. Однако, чтобы выживать, преуспевать, выделяться среди других и вести за собой в новой реальности, которую… Подробнее  Купить за 299 руб аудиокнига
  • Принцип искусства и поэзии, Ж. М. Гюйо. Предлагаемая читателю книга известного французского философа Жана Мари Гюйо посвящена вопросу о том, что есть "прекрасное" . В работе приводится анализ таких вопросов, как удовольствие… Подробнее  Купить за 240 руб
  • Экономика за 30 секунд, Дональд Маррон. "Капитализм свободного рынка, кейнсианство, монетаризм, теория игр и «невидимая рука рынка» – что все это означает? О да, вы наверняка слышали о чем-то подобном, но достаточно ли ваших… Подробнее  Купить за 189 руб аудиокнига

Нравственность — Википедия


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики[1]. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины; тем, что изучается этикой[2]. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению[3]. В таком, более узком смысле, понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом[3], при этом под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю или интериоризированную сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду.[4]

В русском языке слово нравственность появилось во второй половине XVIII века[5] (впервые зафиксировано в «Словаре Российской Академии» в 1789 году[6]), наряду с прямым заимствованием термина фр. morale[7] и созданием ка́лек для родственных слов на основе церковнославянизма[8] «нрав» (например: безнравственный — калька с фр. immoral[9]).

Согласно философии Гегеля, дух, достигнув в теоретическом мышлении и в свободе воли настоящего самоопределения в своей внутренней сущности, возвышается над своей субъективностью; он может и должен проявить свою сущность предметно-действительным образом, стать духом объективным. Первое объективное проявление свободного духа есть право. Оно есть осуществление свободной личной воли, во-первых, по отношению к внешним вещам — право собственности, во-вторых, по отношению к другой воле — право договора, и, наконец, по отношению к своему собственному отрицательному действию через отрицание этого отрицания — в праве наказания. Нарушение права, лишь формально и абстрактно восстанавливаемого наказанием, вызывает в духе моральное требование реальной правды и добра, которые противополагаются неправедной и злой воле как долг (das Sollen), говорящий ей в её совести. Из этой раздвоенности между долгом и недолжной действительностью дух освобождается в действительной нравственности (Sittlichkeit), где личность находит себя внутренне связанной или солидарной с реальными формами нравственной жизни, или, по гегелевской терминологии, субъект сознаёт себя как одно с нравственной субстанцией на трёх ступенях её проявления: в семье, гражданском обществе (bürgerliche Gesellschaft) и государстве. Государство, по Гегелю, — высшее проявление объективного духа, совершённое воплощение разума в жизни человечества; Гегель называет его даже богом. Как осуществление свободы каждого в единстве всех, государство вообще есть абсолютная самоцель (Selbstzweck). Национальные же государства, как и тот народный дух (Volksgeister), который в этих государствах воплощается, суть особые проявления всемирного духа, и в их исторических судьбах действует диалектическая мощь этого духа, который через их смену избавляется постепенно от своих ограниченностей и односторонностей и достигает своей безусловной самосознательной свободы.[10]

Цитатой из работы «Карл Маркс о французском материализме XVIII века»[11] в собственном переводе Плеханов показывал научную основу марксистского учения о нравственности: «Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен, в материалистическом смысле этого слова, то есть если его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого отдельного человека. Если человеческий характер создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека».[12]

МОРАЛЬ - это... Что такое МОРАЛЬ?



(от лат. moralis – нравственный) – форма обществ. сознания, совокупность принципов, правил, норм, к-рыми люди руководствуются в своем поведении. Эти нормы являются выражением определ. реальных отношений людей друг к другу и к различным формам человеч. общности: к семье, трудовому коллективу, классу, нации, обществу в целом. Важнейшую специфич. черту М. составляет нравств. оценка поступков и побуждений к ним. Основой такой оценки являются сложившиеся в обществе, в среде данного класса представления о добре и зле, о долге, справедливости и несправедливости, о чести и бесчестье, в к-рых находят выражение требования к индивиду со стороны общества или класса, обществ. или классовые интересы. В отличие от права, принципы и нормы М. не зафиксированы в гос. законодательстве; их выполнение основано не на законе, а на совести и обществ. мнении. М. воплощается в нравах и обычаях. Устойчивые, прочно закрепившиеся нормы нравств. поведения, переходящие от поколения к поколению, составляют нравств. традицию. В содержание М. входят также нравств. убеждения, чувства и привычки, образующие в совокупности нравств. сознание личности. М. проявляется в поступках людей. Нравств. поведение характеризуется единством сознания и действия.
Согласно историч. материализму, М. является одним из элементов идеологич. надстройки общества. Социальная функция М. состоит в том, чтобы способствовать сохранению и укреплению существующих обществ. отношений или содействовать их уничтожению – путем нравств. одобрения или осуждения определ. поступков и обществ. порядков. Основой формирования норм М. является социальная практика, те отношения, к-рыми люди связаны друг с другом в обществе. Среди них определяющее значение принадлежит производств. отношениям. Люди вырабатывают те или иные моральные нормы прежде всего в соответствии со своим положением в системе материального произ-ва. Именно поэтому в классовом обществе М. носит классовый характер; каждый класс вырабатывает свои моральные принципы. Кроме производств. отношений, на М. воздействуют также исторически сложившиеся нац. традиции, семья и быт. М. взаимодействует с другими составными частями надстройки: гос-вом, правом, религией, иск-вом.
Моральные воззрения людей изменялись вслед за изменениями их социальной жизни. В каждую эпоху общество в целом или составляющие его антагонистич. классы вырабатывали такой критерий М., к-рый с объективной необходимостью вытекал из их материальных интересов. Ни один из этих критериев не мог претендовать на общезначимость, поскольку в классовом обществе не существовало и не могло существовать единства материальных интересов всех людей. Однако в М. передовых обществ. сил содержались элементы общечеловеч. М. будущего. Их наследует и развивает рабочий класс, призванный навсегда покончить с эксплуатацией человека человеком и создать общество без классов. "Мораль истинно человеческая, – писал Энгельс, – стоящая выше классовых противоречий и всяких воспоминаний о них, станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда не только будет уничтожена противоположность классов, но изгладится и след ее в практической жизни" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 89).
Прогресс в развитии общества закономерно приводил к прогрессу и в развитии М. "...В морали, как и во всех других отраслях человеческого познания, в общем наблюдается прогресс" (там же). В каждую историч. эпоху прогрессивный характер носили те моральные нормы, к-рые отвечали потребностям обществ. развития, способствовали уничтожению старого, отжившего обществ. строя и замене его новым. Носителями нравств. прогресса в истории всегда были революц. классы. Прогресс в развитии М. состоит в том, что с развитием общества зарождались и получали все большее распространение такие нормы М., к-рые поднимали достоинство личности, ценность общественно-полезного труда, воспитывали в людях потребность служить обществу, солидарность между борцами за справедливое дело.
M. – древнейшая форма обществ. сознания. Она зародилась в первобытном обществе под непосредств. воздействием процесса произ-ва, к-рый требовал согласования действий членов общины и подчинения воли индивида общим интересам. Практика взаимоотношений, складывавшаяся под влиянием жестокой борьбы за существование, постепенно закреплялась в обычаях, традициях, к-рые строго выполнялись. Основой морали были первобытное равенство и свойственный родовому обществу первобытный коллективизм. Человек чувствовал свою неразрывную связь с коллективом, вне к-рого он не мог добывать пищу и бороться с многочисленными врагами. "Безопасность индивида зависела от его рода; узы родства являлись мощным элементом взаимной поддержки; нанести кому-либо обиду значило обидеть его род" (Архив Маркса и Энгельса, т. 9, 1941, с. 67). Беззаветная преданность и верность своему роду и племени, самоотверженная защита сородичей, взаимопомощь, сострадание по отношению к ним были непререкаемыми нормами М. того времени, и во имя рода его члены проявляли трудолюбие, выдержку, мужество, храбрость, презрение к смерти. В совместном труде закладывалось чувство долга, на основе первобытного равенства рождалось чувство справедливости. Отсутствие частной собственности на средства произ-ва делало М. единой для всех членов рода, для всего племени. Каждый, даже самый слабый член рода чувствовал за собой его коллективную силу; в этом состоял источник чувства собственного достоинства, свойственного людям того времени.
Классики марксизма-ленинизма указывали на высокий уровень М. в родовом обществе, где, по словам Ленина, общая связь, самое общество, дисциплина, распорядок труда держались "...силой привычки, традиций, авторитетом или уважением, которым пользовались старейшины рода или женщины, в то время часто занимавшие не только равноправное положение с мужчинами, но даже нередко и более высокое, и когда особого разряда людей – специалистов, чтобы управлять, не было" (Соч., т. 29, с. 438).
Вместе с тем было бы неправильно идеализировать М. первобытнообщинного строя и не видеть ее исторически обусловленной ограниченности. Суровые условия жизни, крайне низкий уровень развития произ-ва, бессилие человека перед еще непознанными силами природы порождали суеверия и крайне жестокие обычаи. В роде получил свое начало древний обычай кровной мести. Лишь постепенно исчезал дикий обычай людоедства, долго еще сохранявшийся во время военных столкновений. Маркс в конспекте книги "Древнее общество" указывал, что в родовом обществе развивались как положительные, так и нек-рые отри-цат. нравств. качества. "На низшей ступени варварства начали развиваться высшие свойства человека.

Личное достоинство, красноречие, религиозное чувство, прямота, мужество, храбрость стали теперь общими чертами характера, но вместе с ними появились жестокость, предательство и ф а н а т и з м" (Архив Маркса и Энгельса, т. 9, с. 45).

М. первобытнообщинного строя – гл. обр. М. слепого подчинения непререкаемым требованиям обычая. Индивид еще слит с коллективом, он не сознает себя личностью; отсутствует различие "личного" и "общественного". Коллективизм носит огранич. характер. "Все, что было вне племени, – говорит Энгельс, – было вне закона" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 99). Дальнейшее развитие общества потребовало расширения общения людей и должно было закономерно повести за собой расширение тех рамок, в к-рых действуют моральные нормы.

С возникновением рабовладельч. общества наступил период существования классовой М. Частная собственность подорвала, а затем и разрушила коллективизм родового общества. Энгельс писал, что власть первобытной общности "... была сломлена под такими влияниями, которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем старого родового общества. Самые низменные побуждения – вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния – являются воспреемниками нового, цивилизованного, классового общества; самые гнусные средства – воровство, насилие, коварство, измена – подтачивают старое бесклассовое родовое общество и приводят к его гибели" (там же). Частная собственность освободила рабовладельцев от необходимости трудиться; производит. труд стал считаться недостойным свободного человека. В противоположность обычаям и нравам родового общества, М. рабовладельцев рассматривала социальное неравенство как естественную и справедливую форму человеч. отношений и защищала частную собственность на средства произ-ва. Рабы по существу стояли вне М., они рассматривались как имущество рабовладельца, "говорящее орудие".
Тем не менее новая М. являлась отражением более высокого уровня развития общества и, хотя она и не распространялась на рабов, охватывала гораздо более широкую общность людей, чем род или племя, а именно – все свободное население гос-ва. Нравы оставались крайне жестокими, однако пленных уже, как правило, не убивали. Подверглось нравств. осуждению и исчезло людоедство. Индивидуализм и связанный с ним эгоизм, к-рый пришел на смену первобытному коллективизму и со времен рабовладельч. М. лежит в основе нравственности всех эксплуататорских классов, были на первых порах необходимой формой самоутверждения личности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 236). Вместе с тем то лучшее, что было создано в нравств. сознании родового строя, не умерло совсем, а получило в новых условиях новую жизнь. Многие из простых норм нравственности и справедливости, зародившихся в родовом обществе, продолжали жить в среде свободных ремесленников и крестьян эпохи рабовладения. Наряду с М. рабовладельцев и ее разновидностью для угнетенных – рабской М. смирения и покорности – возникала и развивалась в массах рабов М. протеста угнетенных против угнетения. Эта М., будившая возмущение бесчеловечными порядками рабовладельческого строя и развившаяся особенно в эпоху его упадка, отражала противоречия, которые вели к крушению рабовладельческого общества, и ускоряла его крах.
В эпоху феодализма характерной чертой духовной жизни было господство религии, церкви, к-рая выступала "...в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Догматы церкви оказывали большое влияние на нравственность и сами имели, как правило, силу нравств. нормы. М., проповедовавшаяся христ. церковью, имела целью защиту феод. отношений и примирение угнетенных классов с их положением в обществе. Эта М. с ее проповедью религ. нетерпимости и фанатизма, ханжеского отказа от мирских благ, христ. равенства людей перед богом и смирения перед власть имущими внешне выступала как единая М. всего общества, но в действительности служила лицемерным прикрытием аморальной практики и дикого произвола духовных и светских феодалов. Для М. господствующих эксплуататорских классов характерно все возрастающее расхождение между официальной М. и практич. М. или реальными нравств. отношениями (нравами). Общей чертой практич. М. духовных и светских феодалов было презрение к физич. труду и трудящимся массам, жестокость по отношению к инакомыслящим и всем тем, кто покушался на феод. порядки, ярко проявившаяся в деятельности "святой инквизиции" и в подавлении крест. восстаний. С крестьянином "...всюду обращались как с вещью или вьючным животным, или же еще того хуже" (там же, с. 356). Реальные нравств. отношения были очень далеки и от нек-рых норм христ. М. (любви к ближнему, милосердия и т.п.) и от рыцарского кодекса того времени, предписывавшего феодалу проявлять верность сюзерену и "даме сердца", честность, справедливость, бескорыстие и т.д. Предписания этого кодекса играли, однако, определ. положит. роль в развитии нравств. отношений.
М. господствующих классов и сословий феод. общества противостояла прежде всего М. крепостных крестьян, отличавшаяся крайней противоречивостью. С одной стороны, века феод. эксплуатации, политич. бесправия и религ. одурманивания в условиях феод. замкнутости вырабатывали у крестьян смирение и покорность, привычку к подчинению, холопский взгляд на духовного и светского феодала как на отца, определенного богом. Энгельс писал, что "...крестьян, хотя и озлобленных страшным гнетом, все же трудно было поднять на восстание.
Их разобщенность чрезвычайно затрудняла достижение какого-либо общего соглашения. Действовала долгая, переходившая от поколения к поколению привычка к подчинению" (там же, с. 357). С др. стороны, жестокая эксплуатация пробуждала в крестьянах чувства стихийного возмущения и протеста, к-рые, хотя и облекались вплоть до 18 в. в религ. форму, давали толчок крест. войнам и восстаниям. Эти последние, в свою очередь, способствовали нравств. развитию крестьянства, пробуждению его классового сознания, выдвижению из крест. среды новых и новых бесстрашных борцов за справедливость. Сама эта справедливость обычно понималась крест. революционерами в духе спартанского равенства. Энгельс указывал, что крест. восстаниям зап.-европ. средневековья, носившим религ. окраску, свойствен плебейский и пролет. аскетизм, к-рый был необходим для того, чтобы низшие слои феод. общества пришли в движение. В недрах феод. общества зарождается и развивается бурж. М. как отражение возникающих и развивающихся бурж. отношений. Эта М., в особенности в ее первоначальных формах, противостоит М. феодалов. Моральные нормы ср.-век. бюргерства и буржуазии эпохи революций 17–18 вв. осуждают паразитич. образ жизни аристократии и в качестве положит. требований выдвигают труд (как средство создания и увеличения богатства), бережливость, скромность, воздержание (как условие накопления собственности), честность (как условие успешной коммерч. деятельности). Эти моральные требования получили религ, освящение в протестантской М. (см. Протестантизм). Нравств. идеал буржуазии воплощался в образе энергичного, деятельного человека, любыми средствами добивающегося успеха, богатства и уважения сограждан. M. поднимающейся буржуазии оправдывала и освящала борьбу против феод. строя. Маркс писал: "...как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов" (там же, т. 8, с. 120).
Внутр. противоречивость и эксплуататорская сущность бурж. М. проявилась тогда, когда пришедшая к власти буржуазия оказалась лицом к лицу с поднимавшимся на борьбу пролетариатом. Обещанное бурж. просветителями царство разума и справедливости оказалось на деле царством денежного мешка, усилившим нищету рабочего класса, породившим новые социальные бедствия и пороки (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 241). Бурж. М. с ее претензией на всеобщность и вечность оказалась узкой, ограниченной и своекорыстной М. буржуа.
Осн. принципом бурж. М., определяемым характером бурж. обществ. отношений, является принцип святости и неприкосновенности частной собственности как "вечной" и "незыблемой" основы всей обществ. жизни. Из этого принципа вытекает моральное оправдание эксплуатации человека человеком и всей практики бурж. отношений. Ради богатства, денег, прибыли буржуа готов нарушить любые нравственные идеалы и гуманистич. принципы. Буржуазия, достигнув господства, "...не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного "чистогана". В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 426).
В бурж. М. получил свое законченное выражение свойственный в той или иной мере M. всех эксплуататорских классов индивидуализм и эгоизм. Частная собственность и конкуренция разъединяют людей и ставят их во враждебные отношения друг к другу. Если в борьбе против феодализма бурж. индивидуализм еще способствовал в известной мере становлению личности, освобождению ее от феод. и религ. пут, то в период господства буржуазии он стал источником лицемерно маскируемого или открытого аморализма. Индивидуализм и эгоизм ведут к подавлению подлинно человеч. чувств и отношений, к пренебрежению обществ. долгом, подавляют и уродуют развитие личности.

Неотъемлемой чертой бурж. М. является лицемерие, ханжество, двуличие. Источник этих пороков коренится в самой сущности капиталистич. отношений, делающих каждого буржуа лично заинтересованным в нарушении официально провозглашаемых моральных норм и в том, чтобы эти нормы соблюдались остальными членами общества. По образному замечанию Энгельса, буржуа верит в свои нравств. идеалы только с похмелья или когда он обанкротился.

Чем ближе капиталистич. строй к своей гибели, тем антинароднее и лицемернее становится М. буржуазии. Особенно реакц. характер она приняла в совр. эпоху – эпоху крушения капитализма и утверждения коммунизма. Глубокий моральный распад охватил в наибольшей степени верхушку капиталистич. общества – монополистич. буржуазию. Она превратилась в класс излишний и в процессе произ-ва и в обществ. жизни. Для совр. буржуазии характерно отсутствие подлинно нравств. идеалов, неверие в будущее, пессимизм и цинизм. Бурж. общество переживает глубокий идейный и нравств. кризис. Моральная деградация буржуазии особенно пагубно сказывается на молодежи, в среде к-рой растут преступность и аморализм. Историч. обреченность буржуазии воспринимается бурж. сознанием как грядущая гибель всего общества, является источником деградации всех моральных ценностей бурж. общества. Чтобы отсрочить свою гибель, буржуазия прибегает к проповеди антикоммунизма, в к-ром значит. место занимает клевета на героич. М. передовых борцов за мир и прогресс.
Уже на ранних этапах развития бурж. общества в рабочем классе зарождается пролет. М. Она возникает и развивается в борьбе, к-рую рабочий класс ведет против буржуазии, против бесправия и гнета, и формируется затем под воздействием научного, диалектико-материалистич. мировоззрения. Марксистско-ленинская теория впервые дала науч. обоснование цели, к к-рой стремились все угнетенные классы – уничтожению эксплуатации – и открыла пути и средства к достижению этой цели. Осн. черты пролет. М, вытекают из особенностей и историч. роли пролетариата.
Революц. пролетариат сознательно кладет в основу нравств. оценки классовый интерес. "Для нас, – говорил Ленин, – нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата... Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов" (Соч., т. 31, с. 267, 268). Эта борьба, по словам Ленина, налагает на пролетариат великие обязанности и требует от него героизма, самоотверженности и сплоченности не только в национальном, но и в интернацион. масштабе. Вместе с тем борьба за великие цели освобождения нар. масс служит для пролет. борцов источником морального удовлетворения, чувства достоинства, веры в свои силы. Образцом несгибаемого мужества, героизма, непоколебимой веры в нар. массы является самоотверженная борьба пролет. революционеров-коммунистов.

Для М. рабочего класса характерен последоват. коллективизм, к-рый вытекает из экономич. условий жизни рабочего класса, из особенностей его борьбы за освобождение от капиталистич. эксплуатации. Солидарность рабочего класса становится могучей моральной силой в их борьбе за уничтожение капитализма. Победа социалистич. революции, социалистич. преобразования в СССР, а затем и в странах нар. демократии открыли широкую дорогу нравств. прогрессу и сопровождались коренными изменениями в нравств. сознании масс. На основе ликвидации эксплуататорских классов был преодолен нравств. раскол в жизни общества, уничтожены экономич. корни, питавшие бурж. М. Господствующей стала коммунистич. М., являющаяся дальнейшим развитием пролет. М.

К о м м у н и с т ич. М. развивается на базе новых, социалистич. обществ. отношений и в то же время является закономерным результатом нравств. прогресса общества. Она органически включает в себя подлинные этич. ценности, созданные нар. массами в предшествующие эпохи. "Простые нормы нравственности и справедливости, которые при господстве эксплуататоров уродовались или бесстыдно попирались, коммунизм делает нерушимыми жизненными правилами как в отношениях между отдельными лицами, так и в отношениях между народами. Коммунистическая мораль включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками" (Материалы XXII съезда КПСС, 1961, с. 410).
Вместе с тем коммунистич. М. качественно отличается от тех нравств. идей, к-рыми руководствовались в своей борьбе угнетенные классы в обществе, основанном на эксплуатации. Коммунистич. М. – это обобщение нравств. отношений нар. масс, борющихся за коммунистич. переустройство общества под руководством марксистско-ленинской партии. Объективным критерием коммунистич. М. является борьба за укрепление и завершение коммунизма. Коммунистич. М. имеет своей социальной основой обществ. отношения, обеспечивающие единство личных и обществ. интересов людей. Это М. освобожденного труда, перед к-рым открылись необозримые горизонты развития подлинно человеческих качеств и способностей.
Этим определяются характерные черты коммунистич. М. и содержание ее осн. принципов. Коммунистической М. свойствен глубокий оптимизм, жизнеутверждающая сила, вера в победу сил прогресса и торжества светлых нравств. идеалов. Коммунистич. М. высоко поднимает достоинство человека, веру в его возможности и разум. Не менее характерной чертой коммунистич. М. является пронизывающий все ее нормы и принципы последоват. гуманизм.
В коммунистич. М. получает дальнейшее развитие социалистич. коллективизм, взаимопомощь членов социалистич. общества в труде, в обществ. начинаниях, в учебе и быту. Этот моральный принцип, всесторонне развивающийся в период развернутого строительства коммунизма, опирается на подлинный коллективизм обществ. отношений. Благодаря господству социалистич. собственности на средства произ-ва достоянием нравств. сознания членов общества становится та простая истина, что "... интерес, благо, счастье каждого в отдельности неразрывно связаны с благом остальных людей" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 535).
Вопреки клеветнич. утверждениям бурж. идеологов, коммунистич. М. не требует растворения личности в коллективе, подавления личности. Наоборот, принципы коммунистич. М. открывают широкий простор для всестороннего развития и расцвета личности каждого трудящегося человека, потому что только при социализме "...самобытное и свободное развитие индивидов перестаёт быть фразой..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 441). Одним из условий развития высоких нравств. качеств личности (чувства достоинства, мужества, принципиальности в убеждениях и поступках, честности, правдивости, скромности и т.п.) является деятельность индивида в социалистич. коллективе. В сов. обществе, строящем коммунизм, мн. миллионы трудящихся участвуют в управлении гос. делами, проявляют творч, инициативу в развитии социалистич. произ-ва, в борьбе за новую жизнь.
Для нравств. отношений социалистич. общества характерно новое отношение к обществ.-полезному труду, к-рый оценивается обществ. мнением как высоконравств. дело (см. Коммунистический труд). Нравств. качеством сов. людей стала забота об обществ. благе, высокое сознание обществ. долга. Сов. людям свойственны любовь к социалистич. Родине и социалистич. интернационализм.

Победа социализма утвердила новые нравств. отношения в быту людей, в их семейной жизни, положила конец угнетенному положению женщины.

Семейные отношения в социалистич. обществе освобождаются от материального расчета, основой семьи становятся любовь, взаимное уважение, воспитание детей.

Коммунистич. М. социалистич. общества, строящего коммунизм, представляет собой стройную систему принципов и норм, нашедших обобщенное выражение в моральном кодексе строителя коммунизма. Эти принципы и нормы утверждаются в жизни сов. общества в борьбе с пережитками капитализма в сознании людей, с чуждыми сов. обществ. строю моральными нормами старого общества, к-рые держатся силой привычки, традиции и под влиянием бурж. идеологии. Коммунистич. партия рассматривает борьбу с проявлениями бурж. морали как важную задачу коммунистич. воспитания и считает необходимым добиться, чтобы новые нравств. нормы стали внутр. потребностью всех сов. людей. Новые моральные нормы порождаются самой жизнью социалистич. общества и являются отражением новых общественных отношений. Но для того чтобы они стали достоянием всего народа, необходима настойчивая, целеустремленная идеологическая и организаторская работа партии.

Свое полное развитие коммунистич. М. получит в коммунистич. обществе, где нравств. отношения будут играть роль гл. регулятора человеч. поведения. Вместе с совершенствованием коммунистич. обществ. отношений будет постоянно совершенствоваться и коммунистич. М., будет все больше раскрываться красота подлинно человеческих нравственных отношений.

В. Морозов. Москва.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Φ., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; В. И. Ленин о морали, М.–Л., 1926; В. И Ленин о коммунистической нравственности, 2 изд., М., 1963; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, [М. ], 1954; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Мораль как ее понимают коммунисты, [Документы, письма, высказывания ], 2 изд., М., 1963; Шопенгауэр Α., Свобода воли и основы М., 3 изд., СПБ, 1896; Бертело М., Наука и нравственность, М., 1898; Летурно Ш., Эволюция М., 1899; Брюнетьер Ф., Иск-во и нравственность, СПБ, 1900; Ηицше Ф. В., Происхождение морали, Собр. соч., т. 9, М., [1902 ]; Каутский К., Происхождение Μ., Μ., 1906; Крживицкий Л. И., Происхождение и развитие нравственности, Гомель, 1924; Луначарский А. В., М. с марксистской точки зрения, X., 1925; Марксизм и этика. [Сб. ст. ], 2 изд., [К. ], 1925; Ярославский Ε., Μ. и быт пролетариата в переходный период, "Молодая Гвардия", 1926, кн. 5, с. 138–53; Лафарг П., Исследования о происхождении и развитии идей: справедливости, добра, души и бога, в кн.: Лафарг П., Экономич. детерминизм Карла Маркса, 2 изд., М.–Л., [1928 ]; Морган Л. Г., Древнее общество, 2 изд., Л., 1935; Калинин М. И., О моральном облике нашего народа, 2 изд., М., 1947; Карева М. П., Право и нравственность в социалистич. обществе, М., 1951; Волгин В. П., Гуманизм и социализм, М., 1955; Шишкин А. Ф., Основы коммунистич. Μ., Μ., 1955; его же, Основы марксистской этики, М., 1961; Буслов К., В. И. Ленин о классовой сущности морали, "Коммунист Белоруссии", 1957, No 6; Колоницкий П. Ф., М. и религия, М., 1958; Мухортов H. M., Некоторые вопросы коммунистической М. в связи с проблемой необходимости и свободы, "Тр. Воронеж. ун-та", 1958, т. 69, с. 187–201; Кон И. С., М. коммунистич. и М. буржуазная, М., 1960; Бакшутов В. К., Моральные стимулы в жизни человека, [Свердл. ], 1961; Εфимов Б. Т., Коммунизм и М., К., 1961; Прокофьев В. И., Две M. (M. религиозная и М. коммунистич.), М., 1961; Штаерман Ε. Μ., М. и религия угнетенных классов Римской империи, М., 1961; Марксистская этика. Хрестоматия, сост. В. Т. Ефимов и И. Г. Петров, М., 1961; Баскин М. П., Кризис бурж. сознания, М., 1962; Бёк Г., О марксистской этике и социалистич. М., пер. с нем., Μ., 1962; В человеке все должно быть прекрасно. [Сб. ст. ], Л., 1962; Курочкин П. К., Православие и гуманизм, М., 1962; О коммунистич. этике. [Сб. ст. ], Л., 1962; Селзам Г., Марксизм и М., пер. с англ., М., 1962; Уткин С., Очерки по марксистско-ленинской эстетике, М., 1962; Xайкин Я. З., Нормы права и М. и их связь при переходе к коммунизму, "Уч. зап. Тартуского ун-та", 1962, вып. 124, Тр. по философии, вып. 6, с. 94–123; Дробницкий О. Г., Оправдание безнравственности. Критич. очерки о совр. бурж. этике, М., 1963; Журавков М. Г., Важнейший принцип коммунистической морали, "Вопр. философии", 1963, No 5; Иванов В. Г. и Рыбакова Н. В., Очерки марксистско-ленинской этики, [Л. ], 1963; Садыков Ф. Б., Коммунистич. нравственность, [Новосиб. ], 1963; Шварцман К. Α., "Психоанализ" и вопросы М., М., 1963; Златаров Α., Морал и наука, в кн.: Златаров Α., Очерки по философия на биологията, София, 1911, стр. 46–105; Schweitzer Α., Civilization and ethics, 3 ed., L., 1946; Oakley H. D., Greek ethical thought from Homer to the stoics, Bost., 1950; Draz Μ. Α., La morale du Koran, P., 1951; Lоttin D. O., Psychologie et morale aux XII et XIII siècles, t. 2–4, Louvain–Gembloux, 1948–54; Сarritt E. F., Morals and politics. Theories of their relation from Hobbes and Spinoza to Marx and Bosanquet, Oxf., [1952 ].

Л. Азарх. Москва.


Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП - это... Что такое МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП?




МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП
МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП


Философский энциклопедический словарь.
2010.

.

  • МОРАЛЬНОСТЬ
  • МОРГАН

Смотреть что такое "МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП" в других словарях:

  • МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП — (лат.). Нравственный закон. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП лат. Нравственный закон. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Моральный релятивизм — (этический релятивизм)  принцип, согласно которому не существует абсолютного добра и зла, отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности. Моральный релятивизм является противоположностью моральному… …   Википедия

  • Принцип ненападения — Часть либертарианской философии Либертарианство Проис …   Википедия

  • МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС — строителя к о м м у н и з м а – свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалистическом обществе и нашедших свое теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой XXII съездом КПСС. В истории существовали… …   Философская энциклопедия

  • принцип — а; м. [от лат. prīncipium начало] 1. Основное, исходное положение какой л. теории, учения, науки и т.п. Эстетические принципы. Общий, основной п. Принципы истории языка. Главные принципы механики. Система принципов. Нарушение принципов. //… …   Энциклопедический словарь

  • принцип — а; м. (от лат. prīncipium начало) см. тж. в принципе, из принципа, по принципу 1) а) Основное, исходное положение какой л. теории, учения, науки и т.п. Эстетические принципы. Общий, основной при/нцип …   Словарь многих выражений

  • ЮМА ПРИНЦИП — принцип, утверждающий, что невозможно с помощью одной логики перейти от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен». Принцип назван именем Д. Юма, указавшего, что этика постоянно совершает грубую ошибку, полагая, что из… …   Философская энциклопедия

  • КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ — (лат. codex книга) свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Как правило, в К. м. составленном определенным автором, отражаются нравственные требования, к рые уже выработало до него стихийно моральное сознание об ва. К. м. обычно… …   Словарь по этике

  • ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… …   Философская энциклопедия

  • МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Восьмой навык. От эффективности к величию, Стивен Кови. В современном мире эффективность становится обязательной для людей и организаций. Однако, чтобы выживать, преуспевать, выделяться среди других и вести за собой в новой реальности, которую… Подробнее  Купить за 299 руб аудиокнига
  • Принцип искусства и поэзии, Ж. М. Гюйо. Предлагаемая читателю книга известного французского философа Жана Мари Гюйо посвящена вопросу о том, что есть "прекрасное" . В работе приводится анализ таких вопросов, как удовольствие… Подробнее  Купить за 240 руб
  • Экономика за 30 секунд, Дональд Маррон. "Капитализм свободного рынка, кейнсианство, монетаризм, теория игр и «невидимая рука рынка» – что все это означает? О да, вы наверняка слышали о чем-то подобном, но достаточно ли ваших… Подробнее  Купить за 189 руб аудиокнига

Моральное самосознание — Википедия


Моральное самосознание — ценности, нормы, идеальные представления человека, являющиеся отражением жизненно-практического и исторического опыта. Выполняет функции механизма социального регулирования, позволяет человеку оценивать собственные и чужие поступки.

Феномены морального самосознания могут быть обнаружены и отличены других форм духовной культуры, путём указания на известные моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, совести и чести, справедливости и др.[1]

Структура морального самосознания[править | править код]

В структуре морального самосознания выделяют три компонента[2]

  1. Когнитивный компонент представляет собой сочетание нравственных принципов, знаний, представлений, понятий, суждений, осознаваемых личностью собственных моральных качеств.
  2. Эмоциональный компонент отражает эмоционально-ценностное отношение к нормам морали, отношение к себе, моральную самооценку, эмоциональную оценку межличностных отношений.
  3. Поведенческий компонент — готовность к определенному образу действий, а также определяет уровень личностной ответственности за собственное поведение.

Исследования[3], направленные на изучение морального сознания граждан современной России, Китая, США, показали, что моральное самосознание многомерно, характеризуется сложной структурой и отдельные категории морального сознания могут быть детерминированы разными психологическими и социальными факторами (культура, пол, возраст и т. д.).

  • В моральном самосознании сосуществуют и психологически совместимы морально-ценностные принципы и феномен аморализма;
  • Феномен аморализма является системообразующим признаком в моральном сознании. Дескрипторы аморализма в гораздо большей степени дифференцируют индивидов, чем моральные ценности и принципы;
  • Способы решения моральных дилемм прямо не связаны с моральными ценностями: разные типы морального сознания могут прийти к одному решению на основании совершенно разных моральных ценностей и принципов.
  • Моральные ценности, аморализм, способ решения моральных дилемм, тактичность, цели жизни автономны, это разные сферы морального самосознания, каждая из которых имеет собственные измерения.

Основные подходы к изучению морального самосознания[править | править код]

Подходы в российской психологии[править | править код]

В российской психологии моральное развитие ребёнка понимается как процесс усвоения им моральных социальных норм, эталонов, способов и образцов поведения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.) Усвоение и присвоение принятых в обществе социальных норм осуществляется ребёнком в деятельности через переживание, осознание и сознательное принятие.

Некоторые авторы выделяют общественную и индивидуальную формы морального сознания. Общественная форма представляет собой систему исторически сформировавшихся и признанных в обществе представлений о должном, отражающее общественное бытие сквозь призму «добра и зла», которая воплощает моральные нормы, принципы, идеалы данного общества и регулирует поведение людей. Индивидуальная форма является интегральным личностным образованием, которое регулирует поведение человека на основе принятых и усвоенных им моральных норм, основанных на ценностях «добра и зла». Индивидуальное моральное сознание проявляется в способности к моральной рефлексии и способствует свободному и ответственному выбору поступка.[4]

В исследовании отечественного психолога Б. С. Братуся моральное самосознание рассматривается как совокупность смысловых личностных образований. Общие смысловые образования личности непосредственно определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам его жизни: к миру в целом, к людям, к себе. Ценности личности определяются как осознанные и принятые человеком общие смыслы жизни. Вся совокупность смысловых образований личности формирует нравственную позицию и выполняет познавательно-рациональную, эмоционально-оценочную и регулятивную функции, мотивирует нравственную деятельность человека.[5]

Моральное самосознание также рассматривается как индивидуально-психологическое образование, которое лежит в основе морально-нравственной саморегуляции человеком своего поведения.[6]

Психоаналитический подход[править | править код]

В этом подходе моральное развитие связывалось с формированием структуры «Сверх-Я», в которую входят моральные нормы, принципы и ценности, которые были интроецированы в процессе социализации ребенка. Считалось, что нормативное поведение регулируется моральной ответственностью и совестью, которые сформировываются из тревоги, чувства вины после становления и преодоления Эдипова комплекса в системе объектных отношений. Характер моральной ориентаций личности определялся отношением к другому и эмоциональными процессами ребенка.[7]

Концепция когнитивного конструктивизма морального самосознания[править | править код]

Эта концепция была разработана Ж. Пиаже и Л. Кольбергом. Здесь внимание уделяется моральным суждением и моральному мышлению, как критериям развития морального самосознания. Пиаже считал, что моральное самосознание состоит из запретов, которое определяют что «хорошо», а что «плохо» и моральное развитие связано с изменением отношения к этим понятиям. Пиаже выделил две стадии и этом процессе: мораль принуждения и мораль кооперации. Мораль принуждения характеризуется эгоцентризмом ребенка, его неспособностью посмотреть на ситуацию с позиции другого, оценить его мотивы поведения и желания. В этом возрасте суждения ребенка сильно зависят от взрослого, поэтому в моральной сфере содержаться запреты, услышанные от взрослых. На стадии морали кооперации ребенок уже сам способен встать на место другого, тем самым постепенно изменить своё отношение к запретам. На этой стадии ребенок понимает, что запреты являются относительными, и придерживается их не из-за требования авторитетного лица, а потому что сам считает их необходимыми.

Для того чтобы произошел переход от одной стадии к другой необходимо три важных условия:

  • повышение уровня интеллектуального развития;
  • освобождение от подчинения авторитетному лицу;
  • общение со сверстниками.

Л.Кольберг, основываясь на концепции Ж. Пиаже полагал, что в состав морального самосознания входят нормы справедливости.[8]

Он выделил три основные уровня развития морального самосознания: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Все эти уровни имеют две стадии. На преконвенциональном уровне выделяют стадию гетерономной морали, где соблюдение норм подчиняется власти авторитетного лица из-за желания избежать наказания. Вторая стадия — это стадия инструментального индивидуализма и равного обмена. На этой стадии справедливость рассматривается как система взаимовыгодного обмена благами.[7] Конвенциональный уровень характеризуется пониманием того, что необходимо выполнять ряд определенных правил для того чтобы сохранить целостность общества. На этой стадии происходит ориентация на социальный закон, правило которого должны выполняться полностью, за исключением некоторых неординарных случаев, когда они вступают в противоречие с другими социальными нормами. Постконвенциональный уровень самый высокий уровень развития морального самосознания. На этом уровне человек руководствуется безличными моральными нормами. Человек сам для себя выбирает единственную систему моральных норм и правил, а затем следует ей. Некоторые последователи Колберта предполагают, что моральное развитие состоит из сменяющих друг друга когнитивных схем.[8]

Когнитивный подход предлагает рассматривать моральное развитие по четырем критериям: 1) качественно различные стадии мышления; 2) инвариантный порядок, на темп развития которого влияет культурный фактор, но не может изменить последовательность стадий; 3) целостная структура стадии; 4) иерархичное построение, где высшие стадии более дифференцированы, чем низшие.[7] Данная концепция широко применяется несмотря на критику и по-прежнему остается главной теоретической основой для разработки программ морального воспитания и образования.[7]

Эмпатический подход К. Гиллиган[править | править код]

Этот подход является альтернативой нормативному когнитивному подходу. В этом подходе основным принципом является принцип заботы, то есть эмпатическая ориентация на чувства других и их нужды. Эти принципы вытекают из устойчивых типов моральной ориентации, которые обусловлены социальными установками человека. Таких типов выделяют два: 1)нормативный; 2)эмпатийный. Типы моральной ориентации связаны с гендерными различиями. Нормативный больше характерен для мужчин, эмпатийный — для женщин. В этом подходе был разработан оригинальный метод заключающийся в том, чтобы испытуемый сам сформулировал моральные дилеммы из своей жизни и проанализировал их. Однако эта концепция о том, что моральное развитие происходит с ориентацией на гендерные различия, подтвердилась лишь частично.[7]

Концепция просоциального поведения Н. Айзенберг[править | править код]

В этой концепции основное внимание уделено развитию альтруизма, которое определяется как добровольное, целенаправленное поведение в пользу другого человека, не мотивированное наградой или наказанием. В этом поведении принято считать главными такие эмоции как эмпатия, симпатия или дисстрес. Было замечено, что с увеличением возраста и в ходе преодоления эгоцентризма связь эмпатии и альтруистического поведения становится ярче выражена. Также на просоциальное поведение человека влияют просоциальные аффекты, а именно гордость, стыд и чувство вины. В концепции Н. Айзенберга альтруистическое поведение включает в себя три вида атрибуций:

  • положительное восприятие себя и других людей;
  • осознание своих альтруистических мотивов;
  • объективная оценка потребностей другого человека и объективной необходимой помощи ему.

Таким образом, альтруистическое поведение выступает как последовательность социально-когнитивных операций: учет точки зрения другого, формирование мотивации альтруистического поведения, эмпатия, оценка собственных компетенций в оказании помощи.[7]

Теория доменов социальных норм Э. Туриэля[править | править код]

Эта теория направлена на изучение иерархии и состав самих моральных правил и норм, лежащие в основе морального поступка. Э. Туриэль выделяет три главных домена различающихся по генезису, важности, значению и уровню обобщения. 1) Моральные нормы являются высшим уровнем регуляции поведения. Они основаны на заботе о других и принципе справедливости. 2) Конвенциональные нормы регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы специфичны для общества и для отдельных индивидуальных групп. 3) Персональные нормы, эти нормы устанавливает для себя сам человек, они определяют его индивидуальное поведение, взаимодействие с другими людьми. С возрастом моральное развитие проходит от выработки персональных норм к выделения и усвоению конвенциональных, а затем и моральных норм.[7]

Четырехкомпонентная теория морального развития личности Дж. Реста[править | править код]

В этой теории структура морального поведения включает четыре составляющие:

  • моральная чувствительность;
  • моральная мотивация;
  • моральное мышление и моральные суждения;
  • моральный характер.

Все эти компоненты влияют на то на сколько адекватно воспринимается моральная дилемма. Дж. Рест говорит о том, что принятие решения варьируется в зависимости от конкретного домена. Моральное развитие человека проявляется в том, как он при решении различных моральных дилемм пользуется разными моральными принципами.[7]

  1. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — Москва: Наука, 1977.
  2. Ольшевская Э. Н. Психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания личности студента // Ярославский педегогический вестник : журнал. — 2009. — № 3. — С. 148-151.
  3. Хвостов А. А. Структура и детерминанты морального сознания личности // Психологический институт РАН : диссертация. — 2005. — С. 496.
  4. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности // Новосибирский государственный педагогический университет : Автореферат диссертации. — 1999.
  5. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. — Москва: Знание, 1985.
  6. Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения. — Психология формирования и развития личности. — Москва: Наука, 1981.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 Молчанов С. В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета. — 2011. — № 2. — С. с. 59-72..
  8. 1 2 Гулевич О.А. Основные стадии моральной социализации // Институт психологии РАН. — 2010. — С. с.52- 66.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о