Мозговой штурм это метод: 3.2 Метод «Мозговой штурм» и его модификации – Мозговой штурм: что это за метод и для чего он применяется

Содержание

Метод мозгового штурма (brainstorming) | Секреты успеха!

Сегодня мы поговорим о том, что такое так называемый мозговой штурм или брейнсторминг (дословно переводится с английского как мозговая буря).

Мозговой штурм — это процесс коллективного обсуждения и поиска максимального количества идей для решения поставленной задачи. При этом акцент делается на поиске максимально большого количества задач без критики и обуждения качества этих идей. Цель мозгового штурма заключается в том, чтобы посмотреть на задачу с максимально большого количества нестандартных позиций и найти в итоге оптимальное решение. Брейнсторминг — один из способов поиска креативного решения сложных задач за сжатый промежуток времени. Иногда мозговой штурм называют мозговой атакой. Но в русском варианте как правило применяется понятие «мозговой штурм».

Мозговой штурм изначально был придуман писателем Алексом Осборном. Алекс является автором множества книг по креативному мышлению — это следует из англоязычной Википедии. Алекс Осборн считал, что люди обычно не склонны высказывать слишком яркие идеи, которые сильно отличаются от привычных идей. И на то есть причины, ведь никто не хочет быть осмеяным другими или, того хуже, подвергнуться осуждению. В то же время, в процессе мозгового штурма все направлено на то, чтобы все члены команды высказвали как можно большое своих идей и никто не будет никого критиковать даже если тот выдвинет самую идиотскую, на первый взгляд, идею.


Во время мозгового штурма нельзя оценивать или критиковать идеи только на этапе их появления, т.к. даже нелепая идея может натолкнуть другого участника команды на что-то более-менее здравое.

Польза мозгового штурма

Мозговой штурм позволяет получить максимальное количество идей от всей команды. Для более эффективного выполнения этой работы обычно на мозговой штурм выделяется какое-то фиксированное количество времени и офис снабжается кофем, сладостями, чтобы было легче думать. Все идеи где-нибудь фискируются. Например, на маркерную доску. А уже значительно позже после самого мозгового штурма руководитель или вся команда целиком могут выбрать наиболее удавшуюся из идей.

Техника мозгового штурма интересна тем, что команда целиком может дать значительно больше интересных и ярких идей, чем каждый член коллектива по-отдельности. В итоге большое количество разношерстных и даже безумных идей перерастают в качество.

Техника мозгового штурма может успешно использоваться менеджерами, маркетологами, учеными. В принципе, применить идею мозгового штурма возможно вюбой сфере жизни.

Технология мозгового штурма удачно подходит для того, чтобы использвоать в небольших командах составом порядка 6-10 человек и работает не только как прекрасный способ генерации ярких и эффективных идей, но и также служит мощным способом вовлечения сострудников в общее дело, новый проект. Не говоря уже о том, что мозговой штурм способствует сплоченности команды. То есть это прекрасная возможность для менеджера монтировать свой персонал и может способствовать построению команды. Многие сходятся во мнении, что проведение мозговых штурмов внутри команды может оказаться более удачным решением, чем отправить всю команду на тренинг личностного роста. Тренинги изначально имеют достаточно абстрактную природу, в то время как мозговой штурм направлен на решение реальной задачи и вызывает значительно большой интерес у исполнителей.


Главные правила мозгового штурма

Все участники должны постараться высказать как можно больше удачных и неудачных идей. Каждый член команды может высказываться максимально свободно и раскованно и не должен бояться показаться идиотом в глазах коллег. Это не то мероприятие, где следует отмалчиваться.

Критиковать идеи ни в коем случае нельзя, иначе люди начнут бояться высказывать свои идеи.

Все участники мозгового штурма должны чувствовать себя максимально расковано и постараться высказать все, что они думают по поводу стоящей задачи. Возможно, прийдется рвать шаблоны, выходить за рамки стереотипов – все это только приветствуется при проведении мозгового штурма.

Сам мозговой штурм идет под контролем так называемого куратора или модератора. Модератор должен поставить цель мозгового штурма и давать людям поочередно слово, чтобы они могли высказать свое мнение. Модератор в мозговом штурме необходим для того, чтобы обсуждение не превратилось в беспорядочный гул или базар. Задача модератора мотивировать людей активно высказывать свое мнение — разжечь искру, заинтересовать их в данном мозговом штурме. Тут нужно будет объяснить важность задачи и вовлечь сотрудников. В ход могут идти кофе и печеньки. Модератор также должен аккуратно пресекать критику со стороны любых учачтников брейнсторма. Также модератор ведет беседу, дает наводящие вопросы, пользуется методом Сократа.

Желательно, чтобы модератор был примерно одного должностного уровня с коллегками, чтобы те чувствовали себя более раскованно и не боялись высказывать свои идеи.

Основные этапы мозгового штурма. Как проводить мозговой штурма

Мозговой штурм может проводиться по-разному. Это можно сделать и в неформальной обстановке. Но все-таки наиболее продуктивно будет закрыться в офисе, отключить все мобильные телефоны, запастись едой и питьем и начать сконцентрированную работу. Или же можно выйти из зоны комфорта и попытаться всей командой собраться на выходных где-нибудь на нейтральной территории. Многие считают, что смена обстановки может способствовать свежим идеям.


Как правило, мозговой штурм используется как крайняя мера в том случае, когда все привычные идеи развития фирмы исчерпаны и компания сталкивается с тем или иным кризисом. Мозговой штурм способен мобилизовать усилия команды и стать новым импульсом развития.

Мозговой штурм должен включать в себя следующие этапы.

  1. Внятная постановка цели. Участники мозгового штурма должны понимать, зачем они здесь собрались. Поставь задачу команде. Или несколько задач, если это требуется. Но не переусердствуй. Посмотри как правильно ставить цели . Без внятных целей

    мозговой штурм может оказаться безрезультатным.

  2. Подбор людей, которые будут участвовать в мозговом штурме. Желательно подобрать разношерстный состав участников (с разным опытом работы). Ключевую роль в проведении мозгового штурма отводится руководителю (модератору) процесса. А самих участников мозгового штурма не должно быть сликшом много, а их положение внутри компании должно быть приблизительно равноправным. Это нужно, чтобы все вели себя более раскованно. Не помешает пара маркерных досок. А также нужны будут люди, которые будут вести протокол. Но как вариант можно воспользоваться диктофонами и видеокамерами. Но для надежности желательно, чтобы ключевые идеи кто-то записывал, а также следил за реакцией участников мозгового штурма.
  3. Непосредственно мозговой штурм. Мозговой штурм можно начать вступлением, которое должно быть коротким. Назовем это брифингом. 10 минут должно быть достаточно, чтобы поставить задачу и сделать вступительное слово. Дальше идет сам процесс обуждения и фиксации идей на бумаге. В конце мозгового штурма можно классифицировать и структурировать полученные идеи наподобие того как материалы структурируются в научных статьях. Похожие идеи объединяются в кластеры. В итоге можно оценить идеи, но нужно воздерживаться от критики. Особенно это касается неконструктивной критики. Почитайте материал про правила конструктивной критики .


  4. В итоге участники мозгового штурма выбирают идеи, которые предстоит воплощать в жизнь команде в самое ближайшее время. Идет обуждение идей. Возможно, что ни одна из идей так и не будет принята. Или же может быть принято сразу несколько идей. Это уже зависит от того, насколько команда хорошо поработала.

Мозговой штурм следует проводить только в том случае, если его результаты будут действительно воплощаться в жизнь. Например, если модератором мозгового штурма будет руководитель компании или топ-менеджер.

Мозговой штурм может стать реальным шансом для организации выйти из экономического кризиса с новыми направлениями развития.

описание, на чем основан, этапы

Когда что-то пошло не так, сложная проблема не решается и, вообще, «крокодил не ловится, не растет кокос», нужно обратиться к коллективному разуму. Конечно, коллективный труд не всегда эффективнее индивидуального, особенно в творчестве. Однако в условиях интеллектуального тупика правильно организованное «объединение разумов» может дать потрясающие результаты. Один из наиболее известных методов коллективной интеллектуальной деятельности – это метод мозгового штурма.

В чем эффективность коллективного подхода к решению проблемы

Поговорка «одна голова хорошо, а две лучше» возникла неслучайно. Давно замечено, что наиболее интересные, яркие идеи и решения, приходят в голову тогда, когда вы обсуждаете с кем-то свою проблему. А нередко о непонятном моменте достаточно рассказать другому человеку, чтобы разобраться в сути вопроса. И вы замечали, думаю, что чужие проблемы, которыми с вами поделились, решить проще, чем свои, а чужие ошибки заметнее.


Что же происходит, с точки зрения психологии, в процессе коллективного обсуждения проблемы? Известно, что мысли рождаются как обмен импульсами между различными участками коры головного мозга. А во время коллективного обсуждения к мышлению как бы подключаются внешние ресурсы и срабатывает не только ваша система ассоциаций, но и ассоциативная память собеседника. И вовсе не обязательно, что она богаче вашей, просто другая, и опыт, и знания другие. Таким образом, интеллектуальные ресурсы удваиваются. А если в обсуждении участвуют не двое, а несколько человек, то объем и вариативность ассоциативной информации увеличивается во много раз.

Немалое значение имеет и процесс проговаривания. Рассказывая о проблеме, вы облекаете смутные подчас мысли в четкие фразы и формулировки – ведь вам надо, чтобы собеседник вас понял. В речевой деятельности происходит процесс «кристаллизации» мысли.

Важную роль в коллективном обсуждении играет и древний психофизиологический механизм психического заражения. Он проявляется в том, что в окружении других людей человек неосознанно «считывает» их эмоциональное состояние, чувства, настроения и психологически настраивается на группу, как бы становясь единым целым с ней. Эта настройка вызывает своеобразный эффект резонанса – не только ярче и сильнее становятся эмоции, но и эффективнее мыслительная деятельность.

Но с групповой интеллектуальной деятельностью не все так просто. Феномен заражения также приводит и к повышению стихийности поведения людей в группе, и пущенное на самотек обсуждение очень быстро превращается в хаотичный «базар», а то и в скандал из-за несогласия одних с мнением других. Поэтому важную роль играет правильная организация группового обсуждения проблемы.

Кстати, эффективность организованной коллективной мысли была замечена людьми еще в глубокой древности. В старинных хрониках сохранились истории о том, что метод управляемого организованного обсуждения проблемы использовался еще древними викингами. В сложной ситуации ярл или капитан драккара собирал всю команду и предлагал воинам высказаться. Говорить должны были все, начиная с самого младшего и неопытного, заканчивая вождем или капитаном. Такой порядок обеспечивал свободу высказывания, когда авторитет старших не подавлял инициативу младших. Но окончательное решение принимал вождь.


Этот принцип лежит и в основе популярного эвристического метода мозгового штурма, или брейнсторминга.

Особенности метода мозгового штурма

Если коротко охарактеризовать этот метод, то суть его состоит в том, что все члены группы высказывают максимально большое количество идей по решению проблемы. Идеи могут быть от банальных до самых бредовых, главное, чтобы их было много. Цель этого метода – сломать стереотипы мышления, мешающие увидеть новое, оригинальное, нестандартное решение.

История возникновения метода

Хоть прототипы мозгового штурма были известны в глубокой древности, но в настоящее время автором его считается американский исследователь творчества Алекс Осборн. Идея этого метода имеет интересную историю.

Во время Второй мировой войны Осборн служил офицером в английском флоте. Одной из главных проблем были немецкие торпеды, из-за которых гибло много кораблей. Вопрос, как защитить судно от этой угрозы, казался нерешаемым, пока Осборн не использовал древний метод викингов. Он собрал команду на палубе и предложил всем, начиная с юнги, сформулировать свои варианты решения проблемы. Среди множества конструктивных и не очень предложений одно показалось Осборну интересным. Матрос, видимо, в шутку предложил всей команде выстроиться с той стороны палубы, где ожидается торпеда, и дружно подуть на нее, тем самым отгоняя ее от борта.

Бред? На первый взгляд, да. Однако спустя некоторое время Осборн запатентовал свое изобретение: дополнительный винт, который устанавливался так, чтобы гнать волну вдоль борта корабля, тем самым заставляя торпеды отклоняться от курса.

Этот опыт поиска творческого решения так вдохновил А. Осборна, что после окончания войны он занялся исследованием психологии творчества. А метод коллективного поиска решений, названный им брейнсторминг (brainstorming — мозговая атака), он описал в книге «Управляемое воображение», которая была опубликована в 1953 году.

Основные правила и принципы мозгового штурма

В мозговом штурме, как и в любом коллективном методе, важную роль играет правильная организация. Все участники брейнсторминга делятся на две группы, одна из них, в которую входят генераторы идей, называется «штурмовой», а вторая состоит из критиков и аналитиков, которые рассматривают эффективность и продуктивность всех предложенных решений.

Состав и правило подбора членов групп

Что касается группы «штурмующих», то наиболее эффективной считается группа, состоящая из 6-8 человек. Меньшее количество людей ограничивает разнообразие высказываемых ими идей, а большее – затрудняет организацию. При подборе членов «штурмовой» группы необходимо учитывать следующее:

  • в группе должны быть профессионалы, люди, разбирающиеся в проблеме, хоть их опыт и уровень знаний может быть разный;
  • «штурмующие» должны быть равны, исключаются любые отношения субординации и давление авторитета;
  • в процессе работы необходимо поддерживать атмосферу доброжелательности и поощрения любых идей; люди не должны испытывать дискомфорт и опасения показаться глупым или выскочкой;
  • творческий потенциал «штурмующих» тоже является важным условием, которое надо учитывать при подборе группы.

Кроме тех, кто высказывает идеи, в мозговом штурме участвуют и те, кто эти идеи оценивает, критикует, анализирует. Их задача – внимательно слушать, фиксировать и объективно оценить каждый, даже самый фантастический или бредовый вариант решения и выявить в нем конструктивные и оригинальный мысли.

В группе критиков должны быть собраны люди с высоким уровнем интеллекта, обладающие аналитическим складом мышления и, конечно, тоже разбирающиеся в сути проблемы. Важными качествами членов аналитической группы должна быть открытость всему новому и позитивный настрой, а также вера в успех дела и в возможность нахождения эффективного решения. Они должны не только анализировать и критиковать идеи, но и стимулировать «штурмующих» на поиск решения.

Процедура проведения мозгового штурма

Слом стереотипов

Брейнсторминг состоит из нескольких этапов. От правильной организации каждого из них зависит успех поиска решений проблемы.

  1. Подбор участников групп. Важно учитывать не только компетентность и склад ума «штурмующих» и «критиков», но и их взаимоотношения. Скрытые конфликты или неприязнь между участниками могут привести к ухудшению психологического климата и необъективности.
  2. Формулировка задачи. Четкое определение проблемы, которую нужно решить, необходимо для правильного направления обсуждения. Это тоже лучше доверить профессионалам, иначе обсуждение может уйти совсем в другую сторону.
  3. Генерация идей. Это основной этап, когда активно работает группа «штурмующих», причем ее участники должны высказать максимально большое количество идей. На этом этапе очень важна роль ведущего-организатора штурма. Он стимулирует активность участников, подбадривает робких и молчаливых, направляет обсуждение, но ни в коем случае не давит своим авторитетом.
  4. Систематизация идей. На данном этапе в активную работу включается группа критиков, члены которой должны фиксировать все высказываемые идеи, какими бы бредовыми они ни казались. И первый этап их активной работы – систематизация предложенных решений. Критерии ее выбираются в зависимости от цели, но могут быть и максимально простыми. Например, возможна классификация идей по категориям: «реально», «нереально», «в этом что-то есть», «полный бред» и «гениально». Кстати, граница между последними двумя категориями часто трудноразличима.
  5. Оценка и критика идей. Все варианты подвергаются анализу и оценке на степень перспективности и оригинальности. Это касается даже самых гениальных, что предотвращает ошибки в будущем. Ведь одна упущенная мелочь может сделать казалось бы гениальное решение непродуктивным.
  6. Отбор максимально пригодных идей. Это последний этап, который подводит итог работы аналитической группы.

А если среди предложенных вариантов решения проблемы так и не нашлось подходящих? Тогда процедура мозгового штурма запускается снова, возможно, с другим составом групп. Оценить эффективность их работы должен ведущий, в роли которого часто выступает руководитель, начальник подразделения и т. д.

Недостатки мозгового штурма

Мозговой штурм после публикации книги А. Осборна сразу стал популярным. Несмотря на критические замечания многих профессиональных психологов, им увлекались во всех сферах деятельности: от младшей школы до правительственных учреждений. Брейнсторминг считался чуть ли не чудодейственным методом, с помощью которого можно решить любую проблему. До нашей страны, правда, это увлечение дошло значительно позднее, что не уменьшило восторга от метода.

Однако постепенно стало понятно, что мозговой штурм требует затрат массы энергии и рабочего времени, а предложенные решения далеко не всегда пригодны к реализации. По сути, серьезный, казалось бы, метод превращался в увлекательную, но часто бесполезную игру. Дело здесь в объективных недостатках мозгового штурма:

  • Неорганизованность. Стихийный процесс генерации идей приводил к высказыванию большого числа оригинальных, но нежизнеспособных решений. Ведь все участники стремились продемонстрировать прежде всего свою креативность, а конечная цель часто вообще забывалась. Попытки же как-то организовать и упорядочить процесс приводили к снижению его продуктивности – люди просто замолкали, опасаясь сказать что-то не то.
  • Отказ от оценки идей в процессе генерации. Этот важный для метода принцип приводил к целому комплексу проблем. Часто хорошее, рабочее решение попросту «забалтывалось», забывалось, терялось за массой более оригинальных, но менее рабочих вариантов. Внимание группы ожидаемо привлекали наиболее фантастические идеи, а естественный процесс ассоциативного мышления уводил участников далеко за пределы рационального. И каждая новая идея была еще фантастичнее предыдущей.
  • Мозговой штурм, как метод, пригоден для определенной категории людей – открытых, общительных, активно взаимодействующих. Творческие личности часто к этой категории не относятся, поэтому они чувствовали себя скованно и некомфортно в условиях мозгового штурма, напоминающих восточный базар. Нередко получалось, что наиболее творческие личности оказывались наименее активны.

Из-за этих недостатков мозговой штурм критиковался еще на пике его популярности, а сейчас и вовсе редко является по-настоящему рабочим инструментом для генерации идей. Чаще всего брейнсторминг используется психологами в психологических тренингах или коучами, чтобы продемонстрировать преимущества командной работы и эффективность коллективного разума.

Но все же полностью не стоит отказываться от принципа групповой работы при решении сложных проблем. Понимание этого привело к разработке различных модификаций мозгового штурма, в которых пытались устранить недостатки исходного метода. Это, например, метод «Корабельный совет», роль группы критиков в нем выполнял один человек – руководитель. На основе мозгового штурма были разработаны также менее известный в нашей стране эвристический метод «Дельфи», включающий работу независимых экспертов и синектика У. Гордона.

Метод мозгового штурма (стр. 1 из 4)

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

o Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

o Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

o Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

o Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

· участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

· члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Метод мозгового штурма (brainstorming или метод мозговой атаки)

Игра в мозговой штурм позволяет бесплатно нащупать методику проведения штурма, вид, этапы, и сценарии проведения мозгового штурма, правила игры, суть и применение мозговой атаки.

Использование метода мозгового штурма и применение мозгового штурма.

Как проводить мозговой штурм ?

Схема проведения штурма и правила очень простые.

Опишите тут свою задачу, и мы все вместе будем искать нестандартное решение.

Главная цель проведения такого мозгового штурма — решение задачи нестандатно, креативно!

Участие в такой игре (а для многих это работа) — является лучшим примером техники проведения мозгового штурма, нежели просто читать теорию и не иметь возможности применения на практике, в группе.

Люди — лучше чем программа мозгового штурма!

Тем более, тут проводятся мозговые атаки на разные темы и сценарии.

Позиционирование продукта в рекламной кампании — это создание визуального образа, композиции и сюжета. Художественное творчество в рекламе — не просто работа, это креативное восприятия, это полёт фантазии и нестандартный подход.

Как это происходит? Первое самое интересное и эффективное — это метод «мозгового штурма».

Мозговой штурм — это неиссякаемый источник новых идей и нестандартных решений. Методика мозгового штурма хорошо известна и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Темп современной деловой жизни кажется таким быстрым, решения принимаются на ходу, и складывается впечатление, что совсем нет и времени и места для творчества, и тем более для «специального процесса по организации творчества». Учебники по рекламе предлагают четкое разделение ролей. Креативные идеи придумывает соответствующий специалист (например, копирайтер), а коллективная «творческая работа» отвлекает людей, нарушает сложившиеся формы коммуникации сотрудников. Зачем привлекать тех, кто все равно не имеет времени, чтобы полностью войти в проблему? Мы так долго жили в идеологии принудительного коллективизма, что теперь хочется все сделать самому, выразить себя, ни с кем не делясь и ни в ком не нуждаясь! К тому же существует проблема авторских прав — захочет ли творческий человек делиться своими идеями с потенциальными конкурентами?

Что такое «мозговой штурм»? Это метод группового коллективного продуцирования новых креативных идей, который был разработан в 1930-е годы. Он используется в самых разных областях — от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных социальных или личных ситуациях.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы «включения» фантазии, для лучшего использования «чисто человеческого» потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать «безумные» предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение «специалистов».

Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно необычное, новое, креативное, что могло бы «пройти мимо» из-за своей непривычности. Такой способ поиска новых креативных решений может быть применен и «лично для себя», в виде некоторого мысленного эксперимента, но эффективность реального группового действия несравненно выше.

Один из вариантов методики мозгового штурма хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче: «Что? Где? Когда?». Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления. Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.

Самые лучшие — это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы участники мозгового штурма попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее. Плоды мозгового штурма важно материализовать в самое короткое время.

Гениальные креативные идеи зачастую рождаются в тёплой атмосфере неформального общения за кружкой пива или долгими бессонными ночами у кого-нибудь в квартире. Так что нет гарантии, что муза посетит вас в каком-то определённом месте, используйте все способы для создания креативных идей.

2. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Метод мозгового штурма: суть, применение, примеры

Современному человеку приходится жить в постоянно меняющемся мире, где то, что еще вчера считали фантастикой, сегодня становится повседневностью и нормой. Конечно, нынешнее время можно назвать прекрасным и невероятно интересным, но оно, в свою очередь, заставляет каждого из нас жить в бешеном темпе и решать задачи, требующие значительного вложения сил и времени. В поисках нужного ответа человеку приходится перечитывать массу литературы и спрашивать совета у знакомых. Но и это не всегда помогает в решении проблемы. И здесь на помощь приходит методика, позволяющая из множества вариантов ответа найти тот единственный, который и позволит успешно справиться с поставленной задачей. Что это за способ? Его называют методом мозгового штурма. В чем он заключается и как его можно использовать на практике? Попробуем разобраться с этим вопросом.

Суть метода

Способ, позволяющий успешно решить поставленную задачу, который называют еще брейнстормингом, заключается в активизации того творческого потенциала, которым обладает целая группа людей. Для этого собирается небольшой коллектив, каждый член которого принимает участие в дискуссии. Разговор касается той или иной ранее озвученной проблемы.

участники мозгового штурма за овальным столом

Цель метода мозгового штурма заключается в том, чтобы собрать максимальное количество идей, которые призваны решить поставленную задачу. Причем сделать это необходимо в предельно сжатые сроки. Метод мозгового штурма дает возможность оптимизации креативного мышления коллектива и получения максимально эффективной идеи для ее последующего воплощения в жизнь.

Сфера применения

Использование метода мозгового штурма (ММШ) является на сегодняшний день одним из самых эффективных способов проведения экспертной оценки. Его используют в научно-технических направлениях, в менеджменте и даже в тех случаях, когда необходимо решить личные проблемы. Находит также свое применение метод мозгового штурма в играх. Другими словами, везде, где требуется эффективный и быстрый выход из сложившейся ситуации.

Сфера применения метода мозгового штурма обширна и касается тех случаев, когда:

  • объект, подвергающийся исследованию, не подлежит строгой формализации или математическому описанию;
  • характеристика объекта изучения обоснована недостаточно в связи с отсутствием обстоятельной статистики;
  • функционирование объекта отличается многовариантностью и зависит от большого количества факторов;
  • возникает необходимость в прогнозе сложных явлений из экономической сферы, которые постоянно эволюционируют и динамически развиваются;
  • существующая обстановка не приемлет других способов решения задачи.

Под описанные выше условия подпадает достаточно широкий спектр экономических и социальных процессов. Подобной сферой применения обладают и другие методы экспертных оценок. Мозгового штурма не должно быть в тех ситуациях, когда рассматриваемый объект хорошо изучен и прогнозируем.

История создания

Основоположником метода мозгового штурма считается известный копирайтер, основатель информационной компании BBD&O Алекс Осборн. ММШ был изобретен в середине 20 века и на сегодняшний день весьма востребован руководителями, стремящимися принять особенные, принципиального новые и креативные решения, в основе которых лежит фактор «коллективного разума».

обсуждение проблемы

Что помогает найти решение проблемы методом мозгового штурма? Теория Алекса Осборна основана на том, что очень часто люди просто не хотят высказывать неординарные варианты, позволяющие прийти к решению проблемы, из-за боязни их осуждения со стороны начальства, друзей, коллег и т.д. Метод мозгового штурма относится к тем, которые категорически исключают порицание или оценку любых идей на начальных стадиях их зарождения. В итоге был предложен способ, эффективность которого является поистине уникальной. При его использовании небольшой коллектив, состоящий из 6-10 человек, в течение всего 10 минут способен предложить 150 и более самых разных идей. Это становится возможным из-за запрета вынесения приговора любым мыслям в начале обсуждения, а также благодаря соблюдению принципа перевода количества в качество. Применение метода мозгового штурма предполагает первоначальный отбор лучших идей. Уточнение деталей происходит в конце обсуждения.

Первое применение

На сегодняшний день можно привести многочисленные примеры метода мозгового штурма, использованного на практике. Но первое его применение произошло еще в годы, когда многие страны были охвачены Второй мировой войной. В то время мистер Осборн был вовсе не копирайтером или бизнесменом. Он служил капитаном на торговом судне, регулярно курсировавшем между воюющей Европой и благополучной Америкой. Нередко на морских просторах безоружные корабли погибали, пущенные на дно немецкими торпедами. Для того чтобы избежать опасности, Алексу Осборну, который увлекался историей, пришлось вспомнить практику, применяемую для разрешения критических ситуаций еще древними моряками-викингами.

После того как ему, капитану торгового судна, передали радиограмму, в которой говорилось о возможной атаке подводной лодки противника, на палубе была собрана вся команда. Осборн предложил всем высказать свое мнение о путях выхода из кризисной ситуации. Таким образом, капитаном американского судна был реанимирован древнейший метод управленческого решения — мозговой штурм (так он сам назвал его). Члены команды судна высказали множество на первый взгляд абсурдных решений. И в то же время среди них было выбрано одно, перешедшее затем на стадию переосмысления. Решение заключалось в том, чтобы команда судна построилась вдоль того борта, к которому будет двигаться торпеда, и начала дуть на нее, что должно привести к отклонению смертоносного снаряда. Американскому кораблю повезло. Немецкая подлодка в то плавание прошла мимо. Однако примененный капитаном метод принятия решений — мозговой штурм — принес свои плоды. Несколько позже Осборном было запатентовано изобретение. Оно предусматривало монтаж к борту корабля мощного винта, который включался в нужное время и создавал струю такой силы, что торпеде приходилось менять угол атаки и направляться в другую сторону.

Методическая основа ММШ

Изучение истории указывает на то, что родоначальниками брейнсторминга были вовсе не древние викинги. Что же послужило основой теории мозгового штурма? Эвристический метод Сократа. По мнению древнего философа, искусные вопросы позволяют побудить любого человека к раскрытию им потенциальных способностей. Каждую беседу Сократ воспринимал в качестве важнейшего инструмента, позволяющего прояснить истину.

принятие решения

Эта идея получила свое развитие в теории Алекса Осборна. Американскому копирайтеру удалось смоделировать ту обстановку, которая, с учетом применения самых простых правил, пробуждает творчество людей, находящихся в коллективе.

На примерах метода мозгового штурма был создан метод синектики, который мотивирует интеллектуальную деятельность различных коллективов и сообществ.

Организация группового обсуждения проблемы

В чем заключен главный потенциал метода мозгового штурма? Как правильно организовать подобное обсуждение?

Метод мозгового штурма позволяет запустить механизм коллективного разума, позволяющий найти решение актуальных вопросов различной направленности. На сегодняшний день он прочно вошел в практику деятельности корпораций, став ведущим способом при выборе оптимальных путей решения различных многовариантных задач. При этом возникли его разновидности, которые также являются весьма востребованными. Вот лишь некоторые из методов мозгового штурма:

  • метод Дельфи;
  • мозговая атака, подразумевающая использование доски;
  • «японский»;
  • брейн-ринг.

Каждый из этих способов обладает своей особенностью. Но для того чтобы как можно глубже понять их смысл, прежде всего необходимо ознакомиться с классическим ММШ и с методиками его проведения.

Подготовительный этап

Для качественной реализации этой ступени ММШ потребуется соблюсти некоторые организационные моменты. В частности, необходимо придерживаться основных этапов методики. Первый из них является установочным. Его желательно проводить недели за две до проведения основной части ММШ.

Метод мозгового штурма может быть осуществлен при четкой формулировке проблемы с выбранным ведущим, с подбором двух групп, необходимых для генерации различных вариантов решения, а также для дальнейшей экспертной оценки. К этапу организации ММШ потребуется отнестись со всей ответственностью. Это позволит избежать ошибок, которые снизят эффективность метода. Например, неясная и нечеткая постановка задачи и цели уже изначально приведет к нулевой эффективности. И напротив. Выставленная на коллективное обсуждение задача, обладающая неоднозначной структурой, то есть по своей сути состоящая из нескольких задач, способна запутать обсуждающих, которые не поймут порядка разрешения проблем и их приоритетности.

Состав групп

Оптимальным числом участников коллективного обсуждения является 7. Но допустим и состав групп, в которые входит от 6 до 12 членов. Формирование более мелких команд не рекомендуется, так как в таком случае становится весьма трудным достижение творческой атмосферы.

варианты решения задачи

Желательно, чтобы в группе присутствовали люди самых разных профессий. При этом ММШ предусматривает и наличие приглашенных лиц, являющихся специалистами в определенной области. Более динамичной работы удается добиться в смешанных группах, где присутствуют женщины и мужчины. Также важно сбалансировать число участников, которые обладают созерцательной и активной жизненной позицией.

Присутствующий при использовании метода мозгового штурма руководитель должен быть оптимистично настроен на решение обсуждаемой проблемы. В противном случае будет получен отрицательный эффект.

Перед тем как приступить ко второму этапу ММШ – обсуждению, участникам групп формулируют проблему и говорят о дате мероприятия. Это должно произойти за несколько дней до ММШ.

Временные рамки

Проводимая мозговая атака будет обладать максимальным эффектом, если ее провести в промежутке между 10.00 и 12.00 или 14.00 и 17.00. Участников группы желательно собрать в изолированной от шума отдельной комнате, в которой может быть размещен плакат с правилами ММШ, а также доска для оперативного отображения на ней полученных идей.

Всех членов коллектива необходимо рассадить в окружении стола руководителя по эллипсу или квадрату. Весь ход обсуждения должен быть записан на видео или на магнитофон, что позволит не упустить каждую из высказанных идей. На подобном мероприятии приветствуется умеренный юмор.

Применяют метод в течение 40-60 минут, в зависимости от сложности обсуждаемой проблемы. Самые легкие вопросы решаются на протяжении четверти часа.

Генерация идей

На данном этапе происходит напряженная интеллектуальная работа всех присутствующих. К его наступлению все участники групп должны быть максимально настроены на творческие мысли. Помочь им в этом должна квалификация ведущего. Этот человек делает плавное и краткое выступление, выразив свое убеждение в том, что в комнате собрались только креативные и творческие люди и результатом их работы станет успех всего мероприятия. Также ведущим должна быть проведена непродолжительная интеллектуальная разминка, во время которой он задает аудитории любые нескучные вопросы. Например, о том, какое прозвище у Пушкина было в лицейские годы (Егоза).

зажженная лампочка

Стоит иметь в виду, что метод мозгового штурма — это вовсе не совещание с дремлющими на задних рядах сотрудниками. Это работа, которая на этапе реализации должна быть направлена на сбор максимума вариантов, которые позволили бы решить ту или иную проблему. Считается, что ММШ проведен эффективно, если за 30 минут предложено более 150 направлений действий.

Фиксация идей

Предложенные варианты могут быть записаны двумя способами. Первый из них подразумевает высказывание всех идей участниками по очереди. В таком случае каждый из вариантов отображается одним специально назначенным человеком. При втором способе участники группы высказывают свои идеи в любое время. Для фиксации предложенных вариантов выбираются 2-3 человека. Со всеми записями ознакамливается группа рецензирования, которая не должна давать никакой предварительной оценки. Она просто принимает все идеи к сведению.

Экспертная оценка

На следующем этапе метода мозгового штурма все поступившие предложения вначале группируются по темам. Это позволяет выделить наиболее удачные решения. После этого алгоритм обсуждения отобранных вариантов предполагает применения метода Парето. Он назван в честь социолога, открывшего данный принцип, который гласит о том, что 20 процентов усилий позволяют дать 80 процентов результата.

обсуждение идей на листочках

ММШ предполагает выстраивание таблицы Парето, в которой по каждому отобранному фактору, предназначенному для решения проблемы, указано количество его повторений, а также % к общему числу. После этого выстраивается диаграмма. Это графическое изображение столбикового типа на своей вертикальной оси отображает количество возникновений факторов, а на горизонтальной – порядок убывания значимости этих факторов. Конечный этап ММШ предполагает проведение анализа диаграммы Парето.

Практика использования в вузах

Применяют мозговой штурм и как метод обучения. Его изучают в вузах, что позволяет решать профильные вопросы и приобщать студентов к научно-исследовательской работе.

карточки с мнением участников

Для того чтобы обучить методу мозгового штурма, в высших учебных заведениях используются специально созданные образовательные методики. Они позволяют тренировать оригинальность мышления, а также его гибкость — семантическую и образную.

Мозговой штурм как метод обучения позволяет будущим специалистам продуцировать в сжатый период времени максимум идей и развивает в них способность не пропускать новые, наиболее продуктивные направления деятельности.

Виды ММШ

Мозговой штурм, используемый в качестве одного из методов обучения, предполагает освоение студентами различных его подвидов.

  1. Брейн-ринг. Для этого подвида ММШ характерна письменная формулировка участниками группы всех путей решения проблемы. Обсуждающие записывают собственные идеи, а после обмениваются листками. Подобные действия позволяют мысли, выдвинутой одним человеком, получить свое развитие с помощью интеллекта и фантазии других людей. Свою эффективность данная методика особенно ярко показала на одном из собраний фармацевтов. Собравшись на совещание, где обсуждалось создание нового продукта, они, после совмещения двух записок, смогли разработать уникальный продукт. Им стал шампунь-кондиционер, то есть продукт 2-в-1.
  2. Использование учебной доски. На нее прикрепляются листочки, заполненные обсуждающими какую-то проблему. Результаты подобного интеллектуального штурма не только наглядны, но и могут быть легко скомбинированы и отсортированы.
  3. Японская методика. Этот способ мозговой атаки был изобретен Кавакитой совместно с Кобояши и назван ими рисовым градом. Подобная методика предполагает приход всех участвующих в мозговом штурме к единому результату. При применении данного способа люди заполняют карточки, отражая на них свой вариант решения вопроса. После этого все листки группируются в разрезе изложенных на них вариантов, что и позволяет получить единое видение проблемы.
  4. Метод Дельфи. Это специализированный способ. Его используют для прогнозирования экономических и социальных процессов. При реализации метода Дельфи участниками заполняются карточки, с которыми могут ознакомиться все члены коллектива (в него может входить от 10 до 150 человек).

Метод мозгового штурма — это… Что такое Метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

См. также

Ссылки

Метод мозгового штурма — это… Что такое Метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

См. также

Ссылки

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Какую картину вам рисует ваше воображение, когда вы слышите термин “брейншторм”? Возможно, вам представляется толпа людей, перекрикивающих друг друга, атакующих вайтборд, и пытающихся завладеть проектором? К счастью, это может выглядеть иначе. В учебниках по креативности брейншторм определяется как цивилизованный процесс совместной генерации идей. Так как же сделать этот процесс цивилизованным? Существует несколько методологий, три из которых мы с коллегами совместно опробовали.

  • Шесть Шляп Мышления
  • Креативная Стратегия Уолта Диснея
  • SCAMPER

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Я надеюсь, что прочитав это статью, вы сможете организовать сессию мозгового штурма с вашими коллегами или клиентами, и совместно прийти к каким-то значимым результатам. Например, придумать новое мобильное приложение или разработать план конференции.

Не удивляйтесь, что все методики брейнсторминга имеют много общего. Техники могут различаться, но сущность процесса одна и та же – участники рассматривают проблему с разных точек зрения и выдвигают свои решения. Все идеи записываются, а затем сортируются по приоритетам. Звучит предельно просто, но при этом необходимо соблюдать три ключевых принципа.

  1. Чем больше тем лучше или количество важнее качества Чем больше идей выдвинет ваша команда, тем шире пространство вариантов. Совершенно нормально, если двое или трое участников повторят одно и то же. И это нормально, если некоторые идеи кажутся нелепыми или смешными. Задача фасилитатора – помочь участникам высказать оригинальные, но скрытые глубоко в мозгу идеи.
  2. Никакой критики. Mозговой Штурм призван создать пул идей. Должны приветствоваться любые высказывания, вне зависимости от субординации и экспертных мнений. Босс не может заставить замолчать подчиненного, аналитик не может смеяться над нереалистичным видением своего товарища по команде, а дизайнер не должен подвергать соображения своего коллеги тесту на юзабилити. 
  3. Следуйте плану. Брейншторм будет продуктивным, только если он  нацелен на результат, и имеет жесткие временные рамки. Неконтролируемые вспышки креативности, как правило, проваливаются. Чтобы чудо произошло, необходимо организовать для него хорошие условия

Вот Вам слайды, в качестве инструкции:

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Теперь когда мы разобрались с основными принципами, пришло время определиться с составом участников. Пригласите как можно больше экспертов из разных областей, включая предпринимателей, аналитиков, маркетологов, инженеров, специалистов по продажам, потенциальных или реальных пользователей.  Причем все они должны иметь отношение к обсуждаемому предмету и заинтересованы в нем. В противном случае, они будут вынуждены фантазировать о вещах, с которыми они никогда не имели дело.

Метод 1 – Шесть Шляп Мышления

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Метод был создан в 1985 году мальтийским психологом Эдвардом де Бонo.

Уровень сложности – нормальный

Предмет обсуждения – процесс, услуга, продукт, новая функция, – что угодно.

Длительность 1 – 1,5 часа

Организация –  1 фасилитатор на группу из 5-8 человек. Если присутствует большее количество людей, то будет лучше разделить их на небольшие группы и привлечь ассистентов. Например, нашу команду из 20 дизайнеров мы обычно делим на 3 группы, которые одновременно работают над проблемой.

Материалы

  • Слайды с пошаговыми инструкциями
  • Таймер (или ноутбук с таймером, развернутым во весь экран)
  • 6 цветных колпачков для каждого участника, или то, что может их символизировать. Мы, например, использовали бумажные короны. Все они должны быть разных цветов – синего, желтого, зеленого, белого, красного и черного. 
  • Стикеры для заметок любых 6 цветов (1-2 пачки каждого цвета будет достаточно)
  • Вайтборд или большой лист бумаги на стене или на столе

Процесс

Сессия начинается с 5-минутного вступления, которое должно дать участникам предварительное представление о том, что они будут делать, к какому результату они должны прийти, и почему этот процесс так важен. Перед тем, как перейти к следующему шагу, необходимо убедиться, что участники полностью понимают концепцию Шести Шляп Мышления.  Она построена на том, что люди привыкают воспринимать реальность с одной и той же точки зрения, другими словами – “носят одну и ту же шляпу”.  А это блокирует креативность и порождает стереотипы. Для того, чтобы люди начали мыслить по другому, достаточно просто “примерить другую шляпу”. 

Ниже вы найдете пояснения что значит каждая из шляп. 

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Белая Шляпа: факты, непредвзятость, объективность

Желтая Шляпа: оптимизм, преимущества, возможности реализации

Черная Шляпа: критика, осторожность, оценка рисков

Красная Шляпа: интуиция, чувства, эмоции

Зеленая Шляпа: инновация, креативность, новые идеи

Синяя Шляпа: контроль, общая схема, организация. 

Синяя шляпа играет особую, службеную роль, и олицетворяет собой процесс брейнсторминга как таковой. Она начинает сессию, и заканчивает её. 

Остальные шляпы символизируют различные способы интерпретации реальности. Красная, например, представляет интуитивное, эмоциональное восприятие. Черная, в свою очередь, заставляет участников включить внутреннего “проект-менеджера”, и взглянуть на проблему с позиций расписания, бюджета, стоимости и прибыли.

Очередность вступления каждой из шляп в процесс брейншторма может отличаться в зависимости от ваших целей. В оптимальном случае, вы должны “примерить” все шляпы и пройти через следующие этапы:

  1. Синяя – подготовка
  2. Белая – обзор доступной и недостающей информации
  3. Красная – выслушивание эмоциональных суждений и  непроверенных предположений
  4. Желтая – выявление уже имеющихся положительных моментов 
  5. Зеленая – обдумывание возможных улучшений и инноваций
  6. Черная – анализ рисков и ресурсов
  7. Синяя – подведение итогов

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Как это происходит? Когда участники видят слайд с изображением шляпы определенного цвета, они  записывают свои идеи на стикерах соответствующего цвета, и приклеивают их на вайтборд. Допустим, на экране Желтая шляпа. Это значит, все участники записывают на желтых стикерах свои соображения обо всех преимуществах и замечательных особенностях обсуждаемого предмета, а также о том, почему он может быть привлекателен или полезен. После этого все стикеры одинакового цвета размещаются рядом в отдельные секции на вайтборде. 

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Этот заключительный этап брейншторма мы дополняем еще и сортировкой идей по тематическому сходству/близости. Хотя она и не предусмотрена оригинальной методикой, но позволяет суммировать идеи, и приблизить момент их воплощения. Команда должна найти на вайтборде записи о сходных вещах, объединить их в группы, и присвоить каждой группе название. Например, во время обсуждения темы ”Улучшение инфраструктуры дизайнерского отдела”, мои коллеги создали такие группы как “Эргономика стульев”, “Полы и стены”, “Обновление программного обеспечения”.

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Мы завершаем сессию мозгового штурма мини-презентацией. Представитель каждой группы перечисляет список идей, сформированных по группам, и делится наиболее интересными и впечатляющими наблюдениями.

Метод 2 – Креативная Стратегия Уолта Диснея

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Креативный метод Уолта Диснея был разработан Робертом Дилтсом, экспертом по нейро-лингвистическому программированию, в 1994 году.

Уровень сложности – легкий

Предмет обсуждения – все что угодно, особенно проекты, которые долго откладывались на потом, или мечты, которые по неизвестным причинам не были осуществлены.

Длительность – 1 час

Организация –  1 фасилитатор на группу из 5-8 человек. Когда мы устраиваем практические семинары по брейнстормингу, я и мои коллеги работаем с 4 группами по 6 человек.

Материалы

  • Слайды с пошаговыми инструкциями
  • Таймер (или ноутбук с таймером, развернутым во весь экран)
  • Желтые стикеры для заметок стандартного размера (1-2 пачки на группу из 5-8 человек)
  • Красные стикеры маленького размера (1-2 пачки на команду)
  • Флажки для голосования
  • Вайтборд или большой лист бумаги на стене или на столе
  • Черные маркеры для каждого участника

Эта техника была названа в Честь Уолта Диснея – знаменитого мультипликатора и продюсера. Сам Дисней не использовал никакой методологии, его креативный процесс был интуитивным, но тем не менее продуктивным. 

Роберт Дилтс,  эксперт по НЛП, создал свое ноу-хау гораздо позже, базируясь на воспоминаниях коллег Уолта Диснея. Стратегия Диснея основана на строгом разделении трех ролей – Мечтатель, Реалист, и Критик. Когда люди думают о будущем, они часто смешивают эти три роли. Именно поэтому они терпят поражение. Ведь как мечтают обычные люди? “Давайте сделаем это. Но это так дорого. И рискованно… Возможно, позже”. В результате, прекрасная идея гибнет под гнетом страхов и сомнений.

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

В этой разновидности мозгового штурма задача фасилитатора не позволить участникам смешивать три обозначенные роли, и не давать им задушить идею в зародыше. Во время вступительной части фасилитатор помогает команде с определением каждой роли. Это достигается при помощи открытых вопросов и слайдов.

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Мечтатель:

  • Генерирует множество идей; 
  • Свободен в своем воображении и может высказывать что угодно;
  • Не думает о препятствиях.

Реалист:

  • Находит пути воплощения идей в реальность;
  • Изыскивает решения;
  • Думает, применяя практичность и логику.

Критик:

  • Анализирует возможные риски;
  • Находит слабые места;
  • Хочет предотвратить поражение.

Вот это, например, мое представление первой роли. “Мечтатель не связан ограничениями и правилами реального мира. Мечтатель генерирует так много идей, как только возможно, и не думает о препятствиях на пути их воплощения. Он воображает наиболее интересный, легкий и простой путь решения проблемы. Мечтатель не думает ни о критике, ни о планировании, ни о рациональности”. Примеряя на себя эту роль, участники должны прийти к целому облаку идей.

Перед тем как участники перейдут к следующей роли, следует объяснить им, что она означает. “Реалист – лучший друг Мечтателя. Реалист это менеджер, который способен превратить неопределенную идею в пошаговый план действий, и найти для этого определенные ресурсы. Реалист понятия не имеет, что такое критика. Он пытается найти любые возможности для осуществления идей Мечтателя, определяя кто, когда, и как сделает эту идею реальностью.

Участники записывают возможные решения на стикерах, и размещают их в соответствующих кругах на вайтборде. Разумеется, некоторые из самых смелых идей не имеют решений, а некоторые могут быть достигнуты даже несколькими способами. 

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Слайды:

Мечтатель

  • Генерирует и записывает идеи
  • Подхватывает идеи своих коллег
  • Создает облако идей

Реалист

  • Как мы можем сделать эту мечту реальностью?
  • Кто может тебе помочь?
  • Как другие люди воплощают подобные идеи?

Критик

  • В чем слабые места этого решения?
  • Кто или что может помешать?

Роль Критика наиболее трудная для понимания, так как многие думают, что Критик это тот парень, который втаптывает в грязь работу Мечтателя и Реалиста. К счастью, это не так. “Критик это лучший друг Мечтателя и Реалиста. Этот человек анализирует риски и заботится о безопасности предложенного решения. Критик не трогает изначальную идею, а работает только с решениями. Задача Критика помочь и заранее предвидеть вероятные сложности”. 

После этого объяснения участники записывают возможные риски на красных спикерах. Некоторые из решений имеют несколько рисков, некоторые могут не иметь их вовсе.

Следующий этап – это голосование. Каждый участник голосует за идеи, которые по его мнению, стоят дальнейшей разработки. Каждый принимает решение, основываясь на ценности идеи, доступности решения, и серьезности рисков. 

Идеи, не имеющие решений, не могут быть поставлены на голосование, так как они не имеют связи с реальностью. В моей практике, каждый участник имел для голосования три флажка, которые он мог распределить между тремя разными идеями, или проголосовать всеми тремя за одну.

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Слайды:

Голосование

  • Подумайте о лучшей идее и решении
  • Выберите самую многообещающую идею
  • Проголосуйте за лучшую идею

 Поделитесь ключевыми выводами

Какая идея самая многообещающая?

С чего вы начнете?

Финальный этап процесса это роудмэппинг. Команда берет идеи, которая собрали наибольшее количество голосов (обычно, 6-10), и распределяют их на временной шкале в зависимости от сложности воплощения. Если идею можно легко реализовать, она ставится в колонке “Сейчас”. Если идея требует серьезной подготовки и благоприятных условий, на шкале она отодвигается дальше.

И конечно же, должно найтись время для подведения итогов мозгового штурма. Команды представляют таймлайны вместе с коротким списком идей, и кратко говорят о тенденциях, которые были выявлены в процессе брейнсторминга.

Метод 3 – SCAMPER

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Этот метод был предложен в 1953 году Алексом Осборном, основателем и руководителем международной сети рекламных агенств BBDO.

Уровень сложности – от нормального до трудного

Предмет обсуждения – в идеале, технические вопросы или материальные предметы, хотя автор и евангелист этого метода уверяет, что  он может быть применим и к любым другим областям. По моему мнению, SCAMPER менее эффективен, когда он касается абстрактных понятий. Например, работая по этому методу, команда  с трудом справилась с темой “Улучшение взаимодействия между дизайнером и клиентом”,  зато он блестяще сработал в случае с темой “Изобретение лучшего приложения для прототайпинга”.  

Длительность – не более 2 часов.

Организация –  1 фасилитатор на группу из 5-8 человек.

Материалы

  • Слайды с пошаговыми инструкциями
  • Таймер (или ноутбук с таймером, развернутым во весь экран)
  • Стандартные стикеры для заметок (7 упаковок на группу из 5-8 человек)
  • Вайтборд или большой лист бумаги на стене или на столе
  • Черные маркеры для каждого участника
  • Дополнительно,  Thinkpack – специальные карточки, разработанные Майклом Михалко (1 комплект на команду)

Процесс

Техника SCAMPER задействует различные варианты модификации объекта. Метод призван произвести инвентаризацию идей и помочь оптимизировать существующий продукт, или создать принципиально новый.

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

SCAMPER это аббревиатура, где каждая из букв представляет одну из трансформаций, которую возможно применить по отношению к предмету.

S – Substitute (заменить)

C – Combine (комбинировать)

A – Adopt (адаптировать)

M – Modify (модифицировать) 

P – Put to other uses (предложить другое применение)

E  – Eliminate (устранить)

R – Rearrange or reverse (реорганизовать)

В данном случае обязательно нужно проиллюстрировать каждую позицию примерами, и предложить участникам для начала потренироваться. Мы объясняем этот метод на простых объектах, таких как ординарная шариковая ручка. Как можно её усовершенствовать? 

S – Заменить чернила на что нибудь, что можно стереть.

C – Скомбинировать корпус ручки и стержень в единое целое.

A – Адаптировать, например, нож, чтобы писать по дереву.

M – Модифицировать корпус, сделав его гибким, чтобы носить как браслет.

P – Использовать ручку, как дротик для дартса.

E – Устранить зажим и сделать вместо этого магнит.

R – Поменять расположение зажима. В результате, стержень будет ориентирован вверх и чернила не прольются в карман.

Если у аудитории нет вопросов, и процедура всем понятна, вы можете начинать брейншторм. Прежде всего, нужно прийти к соглашению, что является объектом мозгового штурма, и записать это на вайтборде. Затем, как только на экране появляется каждая из букв, участники генерируют и записывают свои идеи, предлагая проделать с объектом одну из вероятных трансформаций. Слайды в это время напоминают , что каждая из букв означает. Таймер устанавливается на определенное время, что не позволяет участникам углубиться в дискуссию.

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Последний этап процесса – сортировка по тематическому сходству/близости. Это заставляет команду начать имплементацию. Как правило, люди склонны быстро забывать те важные заключения, к которым они пришли в результате брейнсторминга, и быстро возвращаются к уже существующему положению вещей. Просто представьте, как жаль будет просто выбросить в топку результаты двухчасовой сессии. 

Thinkpak cards – это комплект карт для брейнсторминга, разработанный Mайклом Михалко. Эти карточки оживляют процесс мозгового штурма, и привносят в него элемент игры. Каждая карточка символизирует одну из букв аббревиатуры

SCAMPER. Каждый участник по очереди вытягивает карту из колоды, и делает свой ход, выступая с корреспондирующей идеей. Будет довольно весело посоревноваться в количестве идей, выданных каждым участником за короткий промежуток времени, обычно 3-5 минут. Если ваша команда никогда ранее не участвовала в мозговом штурме, Thinkpak cards это прекрасный способ сначала поиграть и потренироваться, а потом перейти к серьезным делам.

Какие уроки можно извлечь

Практикуйтесь  Люди поначалу могут быть разочарованы результатами брейнсторминга. Некоторые вообще могут иметь предубеждение против креативного процесса, считая это пустой тратой времени, и чем то, научно не доказанным. Наша дизайнерской команда перепробовала все перечисленные методики, и они дают хорошие результаты. Более того, наша уверенность помогает другим людям поверить в эффективность брейнсторминга.

Адекватность темы и аудитории

Брейнсторминг может провалиться, если вы привлечете людей, не имеющих релевантного опыта, или желания изменить что то в существующем порядке вещей. Когда я однажды попросил команду начинающих дизайнеров подумать на тему улучшения процесса продажи дизайнерских услуг клиентам, из этого ничего не вышло, так как у них просто не было соответствующего опыта. К счастью, это была просто тренировочная сессия, и мы просто поменяли тематику. 

Документируйте

Сессия брейнсторминга закончена. Участники идут домой или возвращаются на свои рабочие места. Почти наверняка на следующее утро они ничего не вспомнят. Поэтому так важно сделать заключительный документ с итогами брейнсторминга, с фотографиями и изображениями. Чем быстрее вы его сделаете и распространите, тем скорее ваши идеи станут реальностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *