Мозговой штурм прием: Мозговой штурм на уроке: описание метода, примеры — Методические приемы — Преподавание — Образование, воспитание и обучение – 7 правил, 19 техник и 10 частых ошибок
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
7 правил, 19 техник и 10 частых ошибок
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Расчетливость, удача, настойчивость и терпение в бизнесе – это здорово. Это важные качества, но без достойной идеи они работают впустую. Умение найти небанальный выход из сложной ситуации отличает хорошего бизнесмена от просто предпринимателя. Не зря Джобс говорил, что когда ему не хватало денег, он садился думать, а не бежал зарабатывать.
Один из популярных способов прийти к гениальной идее – мозговой штурм. Но многие компании превращают уникальную уловку в бессистемную свалку, поэтому давайте разберемся, как правильно провести брейншторминг и добыть ту самую гениальную идею.
Что такое мозговой штурм?
Брейншторминг – процесс поиска решения конкретной задачи, при котором учитываются любые мысли и идеи – от адекватных до сумасшедших. Некоторые из них дальше преобразуются в новые решения. Главная задача метода – выйти за грани привычного мышления.
Зачем нужен брейншторминг? Структурированный и утвержденный процесс принятия решений в компании часто играет злую шутку, когда новые идеи автоматически загоняются в установленные рамки и на выходе мы имеем скуку смертную. Мозговой штурм помогает смешать опыт разных членов команды и добавить красок в процесс генерации идей.
Мозговой штурм бывает групповым и индивидуальным. Последний часто приносит более весомые результаты, потому что в группах часто нарушаются правила мозгового штурма, а уединенное размышление над проблемой помогает развить идею в нечто стоящее.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Группа, в свою очередь, помогает членам команды почувствовать себя причастными к процессу принятия решений, что в будущем положительно сказывается на инициативности и творческом потенциале. Но чтобы этот инструмент сработал, а ваше собрание не превратилось в базарную площадь, следует соблюдать ряд простых, но важных правил.
7 правил мозгового штурма
- Подготовьтесь. Для начала создайте комфортную атмосферу. Если пытаться генерировать идею века в полутемном помещении, в котором не хватает стульев, а чтобы попить воды надо спускаться на 3 этажа ниже, ни к чему результативному это не приведет.
- Определите секретаря, который будет записывать идеи на доске или флип-чарте.
- Если коллектив не привык работать вместе, проведите разминку, познакомьте всех друг с другом и растопите лед.
- Определите проблему. Даже если вы думаете, что все в курсе, лишний раз подробно опишите задачу.
- Не подгоняйте и в самом начале дайте время привести мысли в порядок и придумать первые идеи.
- Поощряйте каждого.
- Не собирайте больше 10 человек за раз. Эффективность крупных групп намного ниже.
19 техник для действительно гениальных решений
Самая большая ошибка – лупить из пушки по воробьям. Для решения любой задачи существует миллиард путей – правильных и нет, реальных и космических, откровенно глупых и гениальных. Если попытаться охватить их все, вы либо лишитесь рассудка, либо соскользнете в проторенную колею – наиболее удобный порядок мыслей, выработанный годами работы в вашем бизнесе.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Чтобы этого не случилось, задайте мозговому штурму цель – направление, в котором следует развернуть орудия:
- Путешествуйте во времени.
Представьте, что вам надо решить возникшую проблему 10, 100 или 1000 лет назад. Как бы вы выкрутились в период святой инквизиции и что бы предложили тогда? Или наоборот – представьте, что вокруг безграничные возможности развитого сообщества 2200-го года или постапокалиптическая пустошь 2201-го.
- Телепортируйтесь.
Попробуйте взглянуть на проблему, если бы она настигла вас в другой стране, в совсем другом климате или просто на другой планете. Какие бы решения вы предлагали тогда?
- Меняйтесь.
Как бы вы попробовали решить поставленную задачу, если бы постарели на 10 лет или, к примеру, набрали сотню килограммов веса. Мысленно измените в себе привычный параметр образа – национальность, часть внешности, уровень здоровья, расу или степень сумасшествия. Это откроет новый спектр решений, который скрывает от вас подсознание.
- Примеряйте другие роли.
Поставьте себя на место вашей супруги, отца, лучшего друга или заклятого врага. Что бы сделали они? Попробуйте влезть в шкуру знаменитости и подумать мозгами Эйнштейна, Теслы или Микки Мауса. Еще вариант – наградите себя невероятными суперспособностями – суперменским умением летать, халковским желанием крушить или госдумовской заботой о населении. Как бы вы поступили тогда?
- Заполняйте пробелы.
У вас есть отправная точка – условия, при которых вы оказались. И есть конечный пункт назначения – цель, к которой вы стремитесь. По порядку заполняйте пробелы между этими понятиями, максимально подробно дополняя стадии. К примеру, короткий путь от желания до первой прибыли может выглядеть так: кредит в банке – создание сайта – аренда склада – первая закупка – отработка воронки продаж – запуск рекламы – продажа – повторная продажа. На самом деле пунктов будет намного больше, потому что каждый основной потянет за собой сотни дополнительных. Ваша цель – распутать и учесть их все. Из этого пункта вытекает следующий.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
- Составляйте умные карты.
Плетите их как паук паутину. Разветвляйте задачи настолько, насколько это укладывается в понятие «умственное здоровье». Расщепите задачу на миллион мелких осколков и для каждого подберите решение. При таком подходе всплывают любые подводные камни.
- Подсматривайте.
Но не у соседа или конкурента. Смотрите дальше – на другие области. Найдите похожую проблему за пределами отрасли и посмотрите, какие решения уже показали классный результат. Чтобы было понятнее. Допустим, у вас есть группа ВКонтакте, где вы продаете тяжелое строительное оборудование. И вы хотите привлечь в эту группу подписчиков. Все ваши конкуренты в таком случае делают серьезные посты на стену, покупают статьи. Вы же можете пойти другим путем – настроить таргеттинг на ту же самую аудиторию, но контент предложить развлекательного плана – с шутками и мемами про строителей. Конечно, в этом конкретном случае качество подписавшихся будет разным, но брейншторминг в этом направлении даст вам много более удачных идей.
- Составьте SWOT-таблицу.
- Поменяйтесь мозгами.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Работая в группе, предложите каждому члену команды написать свои идеи по вопросу на бумаге. Далее поменяйтесь исписанными листами и попробуйте дать больше идей, опираясь на варианты, предложенные другими людьми. Отличный способ сломать устоявшийся внутренний порядок мышления.
- Выбирайте лучшие идеи.
Этот способ больше остальных похож на традиционный брейншторминг. Поставьте команде задачу «набросать» максимум идей. Выберите лучшие и на их основе дайте еще больше похожих решений. Продолжайте, пока не найдете идеальный выход или пока уборщица не выгонит вас домой.
- Осуждайте.
Начните с самого начала – поставьте под сомнение ту проблему, над которой вы решили поломать мозг. К примеру, вам надо придумать тему для лонгрида в блог TexTerra. Подумайте, а почему именно TexTerra? И зачем лонгрид, если можно сделать серию коротких постов? Часто бывает, что задача изначально ставится неправильно. Чтобы это понять, ее надо детально рассмотреть.
- Не ограничивайте себя в ресурсах.
Представьте, что на выполнение задачи у вас есть ничем неограниченные ресурсы. Как бы вы действовали, если бы получили бесконечный бюджет или сколько угодно времени?
- Не останавливайтесь, пока не насобираете 101 идею.
Или попробуйте набрать 101 решение за указанный отрезок времени.
- Используйте случайный фактор
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);.
Выберите случайное слово, изображение или параметр, которое станет базой для всех предложенных идей.
- Ищите помощь.
Попробуйте представить, какие силы сейчас находятся на вашей стороне, а какие мешают осуществлению проекта. Думайте не над основной задачей, а над тем, как усилить положительные факторы и свести к минимуму отрицательные.
- Преувеличивайте.
Что будет, если ваша проблема раздуется в 10 раз? А что, если вы одновременно столкнетесь с 10 подобными задачами? Как вы станете выкручиваться в такой ситуации? И наоборот – можно уменьшить цель брейншторминга в 10 или 100 раз. Как решить такую ерунду?
Когда совсем ничего не лезет в голову (для экстремалов от бизнеса)
- Займитесь спортом
.
Отправляйтесь на пробежку, доведите себя до изнеможения, заставьте кровь циркулировать по телу. Отвлеките мозг на выполнение другой работы, освободите подсознание.
- Не спите.
Совсем. Вплоть до галлюцинаций. А вдруг?
- Напейтесь.
Если посчитать, сколько гениальных песен, фильмов, картин и литературных произведений было создано под влиянием опьяняющих веществ, идея выглядит рабочей. Но я не рекомендую, потому что в 99,9% случаев результат такого эксперимента – только головная боль.
Конечно, методы не назовешь универсальными. Всю двадцатку к одному и тому же проекту не применишь, но это и не требуется. Достаточно иметь на вооружении несколько действенных техник.
10 ошибок, которые вы часто не замечаете на своих штурмах
- У вас нет темы и направления для штурма. Огульное требование «Давайте, набрасывайте идеи» – самый большой идиотизм на таких собраниях.
- У участников нет мотивации придумывать что-то из ряда вон.
- Команда не обладает достаточной подготовкой для решения обозначенных задач.
- В команде собраны клоны друг друга. Какой смысл искать идею среди 10 программистов, которые работают почти под копирку? Пригласите на собрание маркетолога или дизайнера – тогда, возможно, будет неожиданный результат.
- Упертость в выборе устаревших идей, которые когда-то сработали. Убийство нестандартных решений прямо во время работы.
- Гиперсерьезность.
- Частые прерывания на кофе и покурить.
- Преждевременный финал. В смысле принятия решения.
- В команде собраны конкурирующие звенья компании, когда решения одних могут усложнить жизнь остальным.
- Работа из-под кнута и отсутствие времени спокойно подумать.
Как выбрать ту самую идею?
После мозгового штурма остается тонна идей, которые надо упорядочить и отсортировать. Если реализовать план явно сложно – вычеркиваем, если у вас не хватает ресурсов (и нет реальных источников) – вычеркиваем, если никому не интересно – вычеркиваем. Можно задать себе ряд вопросов:
- Как быстро это можно осуществить?
- Насколько велика отдача?
- Просто ли это сделать?
- Дешево ли?
- Рискованно?
- Что вам подсказывает
пятая точка…шестое чувство?
Как вариант для оценки идей можно использовать модифицированную матрицу SWOT. Для этого надо выписать все полученные решения в список, пронумеровать его и рассмотреть каждую отдельно.
Чтобы сузить круг «подозреваемых», можно попросить каждого участника выбрать ТОП-5 идей. Важно, чтобы списки были анонимными – на этой стадии групповое мышление только навредит.
mozgovoy-shturm-7-pravil-19-tekhnik-i-10-chastykh-oshibok
Пять техник мозгового штурма | Блог 4brain
Мозговой штурм – это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вы наверняка не раз слышали об этой технике, в том числе и потому, что она действительно эффективна.
Американский доктор и поэт Оливер Уэнделл Холмс-младший по этому поводу высказывался так: «Многие идеи растут лучше, если их пересадить в другой разум». Это можно заметить во время минуты обсуждения в «Что? Где? Когда?», когда один участник высказывает несколько странную идею, которую затем подхватывают и развивают другие (эта игра представляет собой классический пример мозгового штурма).
На самом деле, мы постоянно занимаемся личным мозговым штурмом: что надеть, где взять деньги, как решить какую-то проблему. И раз уж все равно вы его используете, почему бы не научиться делать это правильно и более организованно?
Мы не будем останавливаться на правилах поведения мозгового штурма, потому что писали об этом. Если хотите ознакомиться с ними, прочтите следующие статьи:
Остановимся же на вариациях и техниках мозгового штурма.
Техника мини-штурма
Данная техника позволяет создать правильное настроение и мышление при помощи использования мозгового штурма в его мини-форме. Также это отличный способ заложить прочную основу для главного сеанса мозгового штурма.
Шаг первый: представьте правила
В первую очередь, ознакомьте участников мозгового штурма с правилами:
- Придерживаться основной темы.
- Комбинации простых идей могут стать основой для сложных.
- Командная работа – прежде всего.
- Не судить и не критиковать идеи.
Шаг второй: представьте тему
Представьте тему и еще раз обратите внимание команды на первое правило: придерживаться ее.
Шаг третий: начните мозговой штурм
Дайте каждому участнику карточки и попросите записать на них как можно больше идей. Решите, сколько минут будет длиться сессия.
Шаг четвертый: расположите карточки
Соберите все карточки, проанализируйте их. Затем поместите на доску вокруг центральной темы. Группируйте карточки, имеющие схожие идеи.
Шаг пятый: объединяйте идеи
Попросите свою команду придумать, какие идеи можно комбинировать между собой. Расположите их на доске.
Шаг шестой: создайте третий вариант
Теперь предоставьте каждому из участников еще по одной карточке. Задача: придумать новую идею на основе комбинированной (шаг пятый).
Шаг седьмой: замените карточки
Снимите с доски старые карточки и прикрепите новые.
Шаг восьмой: голосуйте
Проведите анонимное голосование, чтобы оценить идеи на доске.
Шаг девятый: топ-3
Выберите три лучшие идеи.
Шаг десятый: используйте S.M.A.R.T.
Создайте группы из участников по 3-4 человека. Позвольте им придумать план действий S.M.A.R.T. для трех идей (конкретные, измеримые, ориентированные на действия, реалистичные, привязанные ко времени).
Шаг одиннадцатый: презентуйте S.M.A.R.T.
Предложите каждой группе представить их план действий для всей группы. После каждой презентации вы можете провести опрос.
Шаг двенадцатый: проведите последний раунд голосования
Этот шаг требуется, если вам нужно выбрать всего одну идею. Голосование также должно быть анонимным.
Метод ожиданий
Этот метод создает четкую картину ожиданий участников сессии. Это отличная техника для использования в целях оценки сессии мозгового штурма, а также для создания связей и взаимопонимания между участниками. Таким образом, данный метод помогает сделать мозговой штурм лучше для всех участников.
Шаг первый: ожидания
Дайте всем участникам несколько карточек для заметок и попросите их записать три ожидания, которые у них есть относительно сеанса.
Шаг второй: группировка участников
Создайте команды из 2 или 3 человек. При работе с большой группой вы можете создать группы из 4-6 человек.
Шаг третий: обсуждение
Попросите участников обсудить друг с другом их ожидания в отношении события в течение 10 минут.
Шаг четвертый: пишите
Пусть каждая команда записывает по 3 ожидания, которая она имеет относительно сеанса мозгового штурма.
Шаг пятый: поделитесь ожиданиями
Соберите группу вместе и попросите разные команды поделиться своими ожиданиями со всеми (эти мнения нельзя осуждать, только делиться).
Шаг шестой: соберите карточки
Соберите карточки, прочтите еще раз и используйте их во время мозгового штурма как мини-руководство.
В конце сессии вы можете попросить участников записать, какие части их ожиданий были оправданы и выполнены, а какие нет. Для этого вы можете придумать и использовать свой опросник.
Техника рыбьей кости
Диаграмма рыбьей кости – это диаграмма причинно-следственных связей, которая может использоваться для определения потенциальной (или фактической) причины проблемы.
Шаг первый: определите проблему
Во-первых, запишите точную проблему, с которой вы столкнулись.
Шаг второй: изучите основные факторы
Теперь участники должны определить факторы, которые являются частью проблемы. Это могут быть системы, оборудование, материалы, внешние силы, люди, связанные с проблемой и т.д.
Шаг третий: определите потенциальные причины
Для каждого основного фактора, рассмотренного на втором шаге, участники проводят мозговой штурм возможных под-причин проблемы.
Покажите эти под-причины в виде коротких линий, исходящих из «костей» (основные причины) диаграммы.
Шаг четвертый: проанализируйте диаграмму
Теперь участники могут более подробно исследовать наиболее вероятные причины. Это можно сделать, создав новую диаграмму, отражающую одну из основных причин.
Техника Post-Up
Шаг первый: определите проблему
Определите проблему обычным способом и убедитесь, что она понятна всем участникам.
Шаг второй: приготовьте команду
Вам нужна доска, а также стикеры. Раздайте последние участникам. На одном стикере должна быть одна идея, не больше.
Эту технику вы можете использовать и в одиночку, причем не только на доске, но и на компьютере.
Шаг третий: записывайте идеи
Один стикер – одна идея.
Шаг четвертый: опубликуйте идеи
Каждый человек по очереди клеит свой стикер на доску. Он читает записанное вслух, а остальные слушают.
Если у вашего работника появилась новая идея после того, как он выслушал другие, он может записать ее на стикере и опубликовать.
Шаг пятый: перетасовка и исследование
Теперь у вас на доске множество идей. Тасуйте их как угодно, объединяя даже те, которые кажутся несочетаемыми. От этого могут появиться новые и совершенно неожиданные идеи.
Техника NUF
NUF – это очень простая быстрая проверка идей. Она работает хорошо, потому что интуитивно понятна, критерии уже выбраны, и их всего три.
Шаг первый: новая, не опробованная ранее
Решение не является творческим, если оно не является новым.
Когда мы говорим «новая», мы не собираемся вдаваться в философские рассуждения об оригинальной мысли, но имеем в виду нечто существенно отличное от тех вещей, которые были опробованы раньше. Маркируйте идеи как новые, если они не похожи на предыдущие.
Шаг второй: полезная, решает проблему
Хорошо иметь креативное новое решение, но лучше, если оно решает проблему! Вопрос здесь стоит задавать следующий: «Как именно эта идея решает проблему?».
Полезное решение окончательно решает проблему и не создает никаких новых.
Шаг третий: возможная, может быть реализована на практике
Если у вас есть действительно новое решение, которое полностью решает проблему, задайте следующий вопрос: «Можно ли эту идею реализовать на практике?».
Если ее очень дорого реализовать и сложно использовать, то это будет не очень приемлемое решение.
Просто оценивайте каждую идею от 0 до 10 каждой из категории «Новые», «Полезные» и «Возможные».
Желаем вам удачи!
По материалам https://www.ultimatebrainstorming.com.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Семь техник эффективного мозгового штурма / Habr
«Вы можете проектировать, создавать и строить самое удивительное место во всем мире, но для того, чтобы воплотить мечту в жизнь, нужны люди», – Уолт Дисней.
Предлагаю вашему вниманию перевод статьи из блога сервиса Wrike. Посвящен он теме проведения эффективных мозговых штурмов.
Закрадывалась ли вам когда-либо в голову мысль, что встречи для проведения мозгового штурма – напрасная трата времени? Вы четко осознавали необходимость совместного обсуждения важной проблемы, однако, подобные сессии чаще всего заканчивались ярыми спорами нескольких человек, в то время как остальные члены команды предпочитали отмалчиваться? В таком случае на лицо типичные признаки допущенных ошибок при организации мозгового штурма.
Большинство людей склонны забывать, что основная цель мозгового штурма – вовсе не качество идей, а их количество. Да, вы не ослышались: именно количество, а не качество. Мозговой штурм – это всегда первый шаг в исследовании нового проекта, поэтому крайне важно быть открытым ко всем свежим идеям, как бы неожиданно они не звучали. Зачастую проблемы возникают в тот момент, когда команда считает, что настало время оценить и отфильтровать идеи – иными словами, отделить зерна от плевел.
Еще одной распространенной ошибкой при проведении мозгового штурма является в корне неверный подход к мероприятию его организаторов. Часто они видят единственный возможный способ устроить дискуссию, заключающийся в обсуждении вопроса со всеми членами команды в комнате для собраний. Данный подход не является неприемлемым, однако, обладает рядом существенных недостатков, которые могут снизить эффективность собрания. Типичным в данном контексте является пример, при котором первые несколько ораторов озвучивают свои идеи и до конца мозгового штурма участники обсуждают только их. Профессор менеджмента в Kellogg School Ли Томсон провел исследование традиционных подходов к мозговому штурму и обнаружил, что почти всегда те самые несколько человек, проявивших инициативу, отнимают 60-70% времени всей дискуссии. При этом свежим идеям просто не остается шанса быть принятыми во внимание. Теоретики мозгового штурма прозвали подобное смещение в ходе дискуссии «якорем».
Итак, вашему вниманию представлены семь простых методик проведения мозгового штурма, которые помогут существенно повысить его эффективность, способствуют повышению взаимодействия в группе, а также исключают оценочный подход к идеям.
- Письменный мозговой штурм
Основной смысл этого подхода заключается в максимальном отделении двух процессов – генерации идей и их обсуждения. Ведущий озвучивает тему дискуссии, после чего каждый участник составляет список собственных идей. Такой подход помогает избежать «якоря» и приглашает всех членов команды предоставить личное видение вопроса. Кроме того, у каждого сотрудника есть время обдумать свои идеи, что однозначно полезно для интровертов. Такая техника особенно эффективна для команд, которые грешат фокусировкой на мыслях, прозвучавших в начале собрания. - Моделирующий мозговой шторм
Вы когда-нибудь задумывались о том, что с вашей проблемой может справиться кто-то другой? Или о том, что о важной для вас теме можете думать не только вы? В результате моделирующего мозгового штурма такая перспектива окажется вполне реальной. Представьте, к примеру, что ваш босс, звездный кумир или даже президент могут решить вашу проблему. Примерьте на себя новые ботинки – это поможет вашей команде увидеть проблему под совершенно другим углом. Такая техника подойдет для команд, занимающихся однотипными повторяющимися проектами, вследствие чего они вновь и вновь прибегают к одним и тем же подходам. - Мозговой штурм онлайн
Никого не удивишь, что сегодня во многих отраслях бизнеса команды работают удаленно. Электронная почта и другие современные технологии сделали подобный способ организации работы нормой в многочисленных отраслях. Но что делать, если команде необходимо собраться вместе для мозгового штурма? Безусловно, обменяться идеями можно с помощью электронной почты. Однако это затруднит процесс разбора и дальнейшего анализа идей. Таким образом, очевидно, что для виртуальных команд решающее значение имеет наличие централизованной онлайн-комнаты, где могут взаимодействовать все участники. В этом ключе стоит, в первую очередь, принять во внимание облачную систему для хранения документов. Стэфан Кэндал Горди, один из наиболее известных клиентов Wrike, использует сервис для своих многочисленных компаний, работающих в сфере моды и музыки. В данной онлайн-системе он создал папку «Идеи», где любой сотрудник может поделиться своими мыслями с командой. - Скоростная генерация идей
Случается и так, что ограниченный по времени мозговой штурм помогает генерировать идеи быстрее, поскольку команда просто не располагает временем для их фильтрации. В таком случае руководитель команды заранее сообщает участникам тему дискуссии, сроки и бюджет нового проекта, а также устанавливает конечный срок, к которому каждый член команды может подать свою заявку. При этом участники не должны оценивать свои мысли. Им разрешается использовать любые средства для выражения идей: лист бумаги, ручку, доски, любые онлайн-инструменты. Ничего не должно ограничивать команду, всем должно быть максимально комфортно. Допустимое временное ограничение – от 5 до 45 минут в зависимости от сложности обсуждаемой темы. Эта техника отлично подойдет для команд, которые часто отвлекаются от темы или любят затягивать мозговой штурм. - Круговой мозговой штурм
Команда собирается в круг, и, после того как ведущий озвучит тему, каждый ее член по очереди высказывает свои мысли. Обсуждение продолжается до тех пор, пока не выскажутся все. Ведущий, в свою очередь, фиксирует все идеи с целью обсудить каждую из них в конце встречи. Стоит отметить, что, пока не выскажется каждый член команды, идеи оценивать нельзя. Этот метод будет хорош в том случае, если в команде есть люди, предпочитающие молчать на каждом совещании. - Созвездие
Очень интересный подход, сфокусированный на поиске вопросов, а не ответов. В течение совещания команда должна придумать как можно больше вопросов, касающихся темы обсуждения. Вопросы могут быть любыми: что, где, когда и почему. Этот стиль мозгового штурма помогает рассмотреть проект во всех возможных его аспектах. Отличная техника для команд, которые фокусируются на решении нескольких проблем в проекте и уже в последние минуты пытаются закрыть возникшие вопросы. - Лестничная техника
Данная техника была разработана в 1992 году. Смысл заключается в том, что сотрудник получает возможность озвучить свои собственные мысли до того, как он услышит все остальные идеи. Ведущий собрания озвучивает тему, и все, кроме двух участников мозгового штурма, покидают комнату. Оставшиеся двое озвучивают друг другу свои мысли. По окончании их беседы в комнату входит еще один участник. Он высказывается до того, как услышит идеи участников, находящихся в комнате. Цикл повторяются до тех пор, пока вся команда не соберется в комнате. Метод хорошо подходит для команд, склонных попадать под влияние нескольких человек. Это так же помогает раскрыться застенчивым людям, которые предпочитают делиться мыслями с двумя-тремя коллегами, а не полным составом коллектива.
«Интерактивная технология мозговой штурм»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Брусничка»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Выступление на семинаре по теме:
« Интерактивная технология мозговой штурм»
Выполнила: Конева Алла Александровна
г. Тарко-Сале
2017г.
Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду. Воспитателю необходимо определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала. Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является интерактивная технология «Мозговой штурм», т. к. дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга, преодолевать страх перед критикой, страх ошибиться, развивает умение позитивно оценивать идеи других, умение сотрудничать. Повседневную жизнь невозможно представить себе без интерактивных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности воспитателя в совместной деятельности с ребенком и оказывать положительное влияние на различные стороны развития дошкольников. «Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем, из общего числа высказанных идей отобрать наиболее удачные в соответствии с заданными критериями, которые могут быть использованы на практике.
Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей. Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо: собрать информацию по теме обсуждения; разработать цепочку вопросов к детям; подобрать картинки; продумать варианты организации продуктивной деятельности; иметь набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы; быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций и уметь их решать. А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа. Детей следует познакомить с правилами и ходом игры. Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символического обозначения. Символы можно придумать вместе с детьми. Для наиболее полного усвоения и соблюдения правил мозгового штурма, а также хода деятельного этапа составить с детьми алгоритм технологии. Алгоритм технологии «Мозговой штурм» выслушать проблему; подумать над её решением; разделиться на «Создателей идей» и «Экспертов» рассказать свою идею; выслушать и обсудить идеи; выбрать идею При проведении «Мозгового штурма» воспитатель должен обеспечить психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности. Выбрать идею Воспитатель тщательно подходит к формированию состава группы: отсутствие конфликтов, явных лидеров, примерно равный уровень. Участников лучше расположить за круглым столом. Проблемная ситуация и цель должны быть чётко сформулированы. Важно показать, что у одной и той же проблемы есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
Рассмотрим этапы технологии: Детям на мотивационном этапе ставится проблема или задается ситуация для решения. Далее дети, в ходе организационного этапа разделившись на подгруппы, повторив правила, приступают к деятельности в малых группах: «Создатели идей» и «Эксперты». Во время деятельного этапа «Создатели идей» высказывают возможные решения проблемы, в том числе и фантастические. Воспитатель фиксирует их: записывает сам или использует диктофон. После чего заслушиваются все идеи, а затем по одной. «Эксперты» и «Создатели» обсуждают идею. «Эксперты» высказывают, подходит данная идея или нет. «Создатели» выражают своё мнение, если не согласны аргументируют. Примерные вопросы к детям при обсуждении: Какая идея наиболее подходит? Подходит ли эта идея? Почему? Давайте подумаем вместе? А как сделать, чтобы? Как вы думаете, если…? Какие условия отбора? В ходе рефлексии на заключительном этапе воспитатель даёт общую оценку деятельности детей. Дети проводят самоанализ своей деятельности. На этапе создания идей в адрес авторов, следует ввести полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Работающие дети в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям. Можно смеяться, высказывая сумасшедшую идею, но нельзя смеяться над ней. Технология может быть использована на этапе изучения и закрепления нового материала, для организации совместной деятельности воспитателя с детьми при решении задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». В рамках исследовательской работы технологию можно использовать на этапе постановки проблемы. «Мозговой штурм» можно использовать для развития фантазии и воображения, мышления, памяти, для раскрепощения сознания детей. Достоинства технологии «Мозговой штурм» состоит в том, что она позволяет развивать идеи друг друга; преодолевать страх перед критикой и страха ошибиться; помогает поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые. Технология «Мозговой штурм», позволяет в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.
Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод «мозгового штурма» еще называют «мозговой атакой». Методика мозгового штурма.
1. Постановка задачи. 2. Выдвижение идей. 3. Обсуждение идей. 4. Принятие решения.
Для решения конкретной задачи собирается группа из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения запоминают и анализируют другие дети, которые и формулируют окончательное решение.
Достоинства метода мозгового штурма.
— Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.
— Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект — увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект «коллективного» ума) и возможности развивать идеи друг друга.
— Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
— Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
— Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.
— Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс). — Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.
— Можно научить детей позитивной критике.
— Метод почти не требует предварительной подготовки.
Недостатки метода мозгового штурма.
-Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач.
— Как и метод проб и ошибок, метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.
-Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.
— Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм. Половина успеха зависит от ведущего.
— Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.
Использование методики мозгового штурма при работе с детьми.
Сначала определим цели:
— Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
-Научить детей смело высказывать свои идеи «на людях».
-Научить детей фантазировать.
— Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
-Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.
-Оценить общую активность детей.
Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.
1. Разделить детей на две группы. Одна группа: «Генераторы идей», другая группа: «Проницательные аналитики» или «Эксперты».
2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.
3. Поставить обеим группам задачу.
4. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у «генераторов», то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями.
5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон.
6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово «аналитикам». Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.
Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент — вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.
Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.
7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие «генераторы» и «аналитики».
8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.
9. Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот «кто-то» должен быть «хорошим человеком». «Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке…»
Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть?
Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне — это ресурс для решения задачи. Решения:
— Добавить холодную воду, заварку или молоко.
— Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
— Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
— Добавить много варенья или сахара.
— Переливать через воронку.
— Погружать холодные ложки.
— Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег…
Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: «А что ты предложишь свое?». Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.
Темы мозгового штурма для детей.
Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?
Чем можно рисовать на асфальте?
Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?
Как сделать разноцветную льдинку?
Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?
Куда в комнате можно спрятать куклу?
Литература.
Возрастная и педагогическая психология /под ред. А. В. Петровского. М., 1981. Громцева С. Н. Поиск новых путей. — М.: «Просвещение», 1990. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. — М.: «Просвещение», 1986. Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996. Матюшкин М. А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. M., 1982. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. httl: // /…metod_mozgovogo_shturma. Тамберг Ю. Г. Тренинг мозгового штурма. httl: // /brainstorming.html.
что это и какие у него основные методы
Рад вас приветствовать, уважаемые мои читатели и гости сайта. Знаете ли вы, что такое приём мозговой штурм , и каково его влияние на решение задач? А задумывались ли вы, почему в коллективе большая часть людей боится общественного мнения? Наряду с этим, они боятся выражать своё мнение от себя лично. Наверняка, вы слышали фразу: «Дайте человеку маску, и он выскажет вам всю правду в глаза».
Вся информация статьи будет закреплена примерами и другими интересными фактами.
Мозговой штурм. Что это такое?
Мозговой штурм (Brainstorm) – это вербальный способ генерирования новых идей и принятия интересных решений, за короткий отрезок времени (приблизительно полтора часа), зачастую путем группового обсуждения и оценки. Есть два направления мозгового штурма: самостоятельный и коллективный.
Оба способа пользуются популярностью, но выбирая между ними, надо обязательно ориентироваться на ситуацию и проблему, требуемую решения. Брейнсторминг часто находит свое место использования во время принятия важных резолюций в бизнесе, менеджменте, а также, в структурах управления.
Немного истории
Одним из первых кто обратил внимание на такие «коллективные» проблемы, как неуверенность в себе и боязнь мнения окружающих, был Алекс Осборн. Он еще в 30-х годах начал, довольно успешно, практиковать метод мозгового штурма в своем рекламном агентстве.
Что еще интересно, именно Осборн, изменил устоявшееся мнение о том, что не только качество важно, а есть смысл брать во внимание и количество. Ведь чем больше попыток, тем больше вероятность попадания точно в яблочко, а значит и близко достижение намеченных целей.
По методике Алекса, совсем не важно, какого качества будут эти «попытки». Главное их количество! Удивлены? Но что сказать, это и есть базовый, а главное эффективный стержень, на котором построена вся система мозгового штурма, со всеми своими дополнительными аспектами.
Роль лидера в данной системе штурма
Для начала занятия брейнстормингом, необходимо тщательно подобрать два коллектива, (один – генератор идей, другой – для оценки этих тезисов) они состоят из 4-12 совершенно разных человек (по характеру и темпераменту, возрасту и статусу, квалификации и развитию). В обязательном порядке выбирается лидер (секретарь, модератор) общей группы, который хорошо знает все этапы проведения этого мероприятия и обсуждаемую проблему.
Функция модератора заслуживает особого внимания, ведь именно от него зависит настолько удачно пройдет процесс генерирования решений. Дело в том, что я не случайно вначале статьи привел пример с маской. Люди, зачастую, стесняются себя, своих мыслей, а тем более «неуместных» по их мнению высказываний или идей.
Все это порождает комплексы и неуверенность в себе, которые могут сказываться как на личной жизни, так и работе. Таким образом, задача лидера группы, создать максимально благоприятные условия для «безграничного полета фантазии» всех участников, раскрепостить их и «вытянуть» креативные мысли наружу и, желательно, побольше!
Необходимые руководительские навыки
- Позитивный настрой
- Равноправное отношение ко всем участникам процесса
- Умение владеть тактичностью (толерантно останавливать критику)
- Эрудиция (для стимуляции количества высказанных мыслей)
- Знание основных элементов психологии
Что из этого следует? Выбранный лидер этого процесса должен быть в меру коммуникабельным и личностью с хорошей эрудицией, уметь кратко и содержательно доносить всю суть проблемы (в течение 15 мин.) для каждого из участников. Никого из присутствующих не выделять и не поощрять, создать дружескую атмосферу движения. Непринужденно стимулировать присутствующих к ежеминутной подаче новых и интересных соображений. Весь процесс заключается в двух основных этапах:
- Генерации мыслей
- Анализ идей
Основные цели мозгового штурма
- Развить дивергирующее (разностороннее) и творческое мышление
- Сплотить командный дух
- Создать взаимодействие коллектива
- Разнообразить точки зрения
- Генерирование новых идей
Принципы мозгового штурма
- количество превыше качества
- применение комбинаций и генераций идей
- одобрение эксцентричных, забавных, творческих решений
Все предоставленные правила и принципы брейнсторминга работают на создание нового созидательного пространства, в котором каждый из участников стимулирует друг друга для новых, свободных решений и «полезных» дискуссий. Что это значит? Это означает, что в системе мозгового штурма можно все, кроме критики или любого рода высмеивания!
Участники группы свободно могут высказывать самые несусветные, фантастические и несуразные идеи, мысли, решения. Все берется во внимание, все обсуждается (но не критикуется!). Конечно, надо учитывать тот факт, что есть ограничения во времени. Но при правильном выборе лидера команды, этот нюанс никак не отражается на положительном итоге процесса. Наоборот, умело организованная работа в краткие сроки, заставляет мозг лучше сосредотачиваться на главной задаче и благополучно ее решать.
Выводы
Напоследок хотелось бы сделать акцент вот на чем: если вы не планируете применять (даже положительные) коллективные результаты мозгового штурма внутри фирмы, то вообще не стоит воплощать в жизнь данную методику. Ведь со стороны рентабельности бизнеса, это будет бесполезно и не нужно. И дело совсем не в финансовой стороне вопроса.
Методика мозгового штурма простая в применении, не требующая предварительного обучения и, сама по себе, особо не затратная. Играет роль другое – доверие. Ведь какую атмосферу в своем коллективе посеете, такие результаты и будете пожинать.
Не забывайте, что психология человека устроена так, что ему необходимо быть нужным и полезным, как для социума, так и каждого отдельного человека. Если «придушить» эти порывы своим безразличием (в данном случае, руководителю), можно остаться без очень занятных и интересных концепций и задумок. Люди черствеют, закрываются, сомневаются. Все это приводит к неуверенности, закомплексованности, хроническим стрессам.
Напоследок хотел бы порекомендовать Вам, прочитать ранее опубликованные статьи, возможно в них вы найдете то что искали: «Как найти себя или с чего начать личностный рост» и «Как правильно ставить цели чтобы добиваться успеха в любой деятельности» .
На этом я с вами прощаюсь, до скорых встреч друзья. Не забывайте делиться понравившимися статьями в соц. сетях. Пока, пока.
Как организовать мозговой штурм | Статьи iTeam
«А теперь станьте в ряд по датам рождения. От первого января до тридцать первого декабря. Да, и разговаривать нельзя».
Как только я даю такую команду группе своих клиентов, все обычно замирают. У участников на лицах написано, что они думают по этому поводу: «Погодите, как это возможно?»
Еще через несколько секунд кто-нибудь встает перед остальной группой и начинает активно жестикулировать, показывая на пальцах, в каком месяце он родился. В ответ все улыбаются и кивают — они расшифровали этот код. Используя только что придуманный язык жестов, люди начинают медленно выстраиваться в одну линию.
Тогда я говорю, что у них осталась минута. Движения ускоряются, и наконец, когда я досчитываю от 10 до 0, передо мной стоит ровная шеренга. После этого мы проверяем, справилась ли группа с заданием, и очень скоро все дружно хохочут: многие оказались не на своем месте.
«Почему так получилось?» — спрашиваю я.
Один из участников начинает объяснять, что сначала они посчитали мое задание невыполнимым, но затем кто-то придумал показывать даты рождения на пальцах, и все решили последовать его примеру.
«Разве нельзя было найти более эффективного способа?» — задаю я следующий вопрос.
Через пару мгновений кто-нибудь соображает, что они все могли просто записать свои даты рождения на бумаге. Я ведь запретила им говорить, а не писать.
На самом деле у этой задачки есть множество решений, и большинство из них гораздо эффективнее, чем жестикуляция. Можно написать свою дату рождения на клочке бумаги. Можно достать из кармана водительские права — там тоже указана эта дата. Можно выбрать одного человека, который руководил бы процессом и расставлял участников по местам. Можно нарисовать на полу линию, отметить на ней месяцы и дни, и каждый бы занял вдоль нее свое место. Можно пропеть свою дату рождения: петь не значит разговаривать! Разумеется, можно было бы использовать несколько подобных методов одновременно.
Такое простое упражнение дает на удивление предсказуемые результаты при работе с представителями самых разных культур и возрастных групп. Это позволяет понять одну важную вещь: большинство предпочитают использовать первое пришедшее им в голову решение, вместо того чтобы искать лучшее. Но первый ответ на вопрос далеко не всегда самый правильный. Как раз наоборот, зачастую для создания лучшего решения требуется время. К сожалению, в основной массе мы довольствуемся первым попавшимся выходом из положения и упускаем возможность придумать что-то новое — для этого требуется приложить усилия.
Этот принцип отражен в концепции «третьей трети», которую описывает Тим Херсон в своей книге Think Better. Тим говорит, что когда мы сталкиваемся с проблемой, первое решение всегда самое очевидное. Второе обязательно будет немного интереснее, а вот третья идея, пришедшая в голову, и окажется самой креативной. Я люблю представлять себе идеи в виде волн, одна за другой набегающих на берег. Приложив некоторые усилия, можно пройти первую, вторую волну и столкнуться с остальными, более сильными, — то есть расширить свои горизонты и испытать на прочность свои возможности. Как же этого добиться? Этим вопросом люди задаются уже долгие годы, и ответов на него тоже множество. Некоторые из них довольно формальны. К таким ответам относится, например, теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, разработанная в 1950-х годах советским ученым Генрихом Альтшуллером.
ТРИЗ — это «алгоритмический подход к поиску инновационных решений посредством выявления и разрешения противоречий».
В его книге «Творчество как точная наука» описано 40 принципов, которых должен придерживаться изобретатель. На основе созданного Альтшуллером подхода был разработан еще более подробный процесс, получивший название «алгоритм решения изобретательских задач»: 85 шагов в поиске ответов на сложные вопросы. ТРИЗ и основанные на ней методологии призваны вести к созданию идеальных решений за счет анализа всех параметров проблемы и выделения тех из них, которые вступают в конфликт друг с другом. Задача изобретателя — устранить все существующие противоречия для создания по-настоящему уникального и творческого решения.
Сегодня ТРИЗ применяется во многих компаниях, включая Boeing, Hewlett-Packard, IBM, Motorola, Raytheon и Xerox. В посвященной этому статье Bloomberg Businessweek приводится вот такая история успеха.
OnTech из Сан-Диего – еще одна компания, использующая ТРИЗ для разработки инновационного продукта. В 2004 году OnTech выпустила одноразовый самоподогревающийся контейнер, который можно было использовать для супа, кофе, чая или детских смесей. Лицензии на этот продукт тут же приобрела фирма по производству элитных сортов кофе, созданная известным шеф-поваром Вольфгангом Паком, а также компания Hillside, специализирующаяся на супах и кофе.
Пытаясь создать прочный, но при этом легкий переносной контейнер, который смог бы одновременно подогревать напитки и жидкую пищу и выдерживать химическую реакцию, в ходе которой выделяется тепло, разработчики OnTech выделили более 400 технических и инженерных проблем. Затем команда просмотрела список из 39 задач, входящих в ТРИЗ, выделила применимые к ее проекту и выбрала из списка 40 изобретательских принципов те, которые позволяли решить такие задачи.
К примеру, разработчики выбирали из списка проблем пункт № 14 – «температура», а затем применяли к нему пункты из второго списка: № 30 – «использование композитных материалов» и № 40 – «гибкие оболочки и тонкие пленки». Используя списки задач и готовых решений, входящие в ТРИЗ, инженеры очень быстро сумели подобрать основу для своего контейнера – композитный материал из керамики и углеродного волокна. Этот материал отличается не только прочностью, но и высокой теплопроводностью. Так родился новый продукт.
С другой стороны, есть люди, советующие в развитии воображения полагаться только на эмоции. Алистер Фи, преподаватель Университета Квинс в Белфасте, Северная Ирландия, проводит семинары для менеджеров, на которых пытается разбудить воображение своих клиентов поэзией. Поначалу участники семинаров отказываются писать стихи, так как они привыкли к аналитическому мышлению и такое задание кажется им слишком необычным. Но в этом-то все и дело! Чем больше они работают над своими стихами, тем скорее привыкают черпать вдохновение из эмоций. Перед ними открывается целый мир, полный новых идей. Они начинают играть словами и учатся смотреть дальше первого решения. Затем этот навык можно использовать и в повседневной жизни. По окончании семинара его участники умеют эффективно находить альтернативные решения и подходы к проблемам менеджмента и управления их организациями.
Помимо поэзии Алистер стимулирует воображение своих учеников музыкой. Он просит каждого посетителя семинара найти музыкальную композицию, которую тот считает наиболее подходящей для себя. Затем ученики создают видеоролики к выбранным композициям. Музыка открывает путь эмоциям, высвобождающим наше воображение. Даже самые замкнутые люди, не привыкшие к творческой работе, часто добиваются в этом задании блестящих результатов.
Как видите, существует множество способов не останавливаться на очевидном и двигаться дальше, создавая инновационные идеи. Однако некоторые приемы работают более эффективно, чем другие. Мой любимый метод называется «мозговой штурм». Если он проводится правильно, позволяет очень быстро отринуть первые пришедшие в голову решения и перейти к следующим, куда менее стандартным. Впервые метод мозгового штурма был описан Алексом Осбор-ном в книге Applied Imagination, вышедшей в 1953 году. Сам Алекс пользовался этим методом более десяти лет. В книге он приводит несколько правил проведения мозговых штурмов, в числе которых четыре основных принципа — запрет на осуждение, генерирование максимально возможного количества идей, поддержка необычных мыслей и комбинирование полученных решений.
К сожалению, многие не в состоянии в полной мере воспользоваться преимуществами мозгового штурма, так как не понимают, чем он отличается от обычного разговора. По их мнению, все, что нужно для мозгового штурма, — загнать в комнату побольше людей и дать каждому высказаться. Но на самом деле это довольно сложная методика и многие его правила вовсе не понятны интуитивно. Например, очень сложно удержаться от негативных комментариев, когда кто-то высказывает глупую, по вашему мнению, идею. Непросто продолжать «набрасывать» идеи после того, как вы уже пришли к какому-то приемлемому решению. Но если вы хотите создать что-то по-настоящему уникальное, соблюдение этих правил критически важно.
Ниже предлагается список вопросов, которые я рекомендую учесть при подготовке к мозговому штурму. В основу положены правила из книги Тома Келли The Art of Innovation. При их соблюдении собранная вами группа выдаст множество интересных и разнообразных идей, значительно отличающихся от очевидного первого решения. Разумеется, единственно правильного способа организовать мозговой штурм не существует, поэтому не стесняйтесь делиться идеями и экспериментировать с различными вариантами его проведения.
Как организовать мозговой штурм
Как выглядит комната?
Мозговой штурм очень похож на танец. Как и в танцах, участникам нужно достаточно свободного места, чтобы процесс проходил свободно. Во-первых, люди должны иметь возможность двигаться. Как и в танцевальном зале, участники должны стоять, а не сидеть. Это важное условие, так как стоящий человек ведет себя энергичнее и сильнее вовлекается в процесс. Кроме того, таким образом проще отслеживать движение людей и мыслей.
Также участникам понадобится место для записи своих идей. Самое простое решение — маркерная доска или лекционный блокнот. Помните, что чем большее пространство для записи вы предоставите участникам, тем больше будет самих идей. Очень часто свежие мысли заканчиваются вместе с местом для записи. Вы можете покрыть бумагой для записей стены комнаты, а окна использовать для наклеивания стикеров — так ваша группа сможет зафиксировать все свои идеи, и к окончанию штурма стены комнаты полностью покроются записями.
Кто участвует в обсуждении?
Очень важно правильно выбрать участников. Нет никакого смысла в том, чтобы просто привести в комнату для обсуждения несколько случайных людей. Все должны быть подобраны очень тщательно. Когда вы приглашаете людей на мозговой штурм, убедитесь, что они придерживаются различных взглядов на проблему, а также обладают знаниями в разных областях. И не забывайте, что они не принимают окончательных решений. Это настолько важно, что я повторю это еще раз: те, кто участвует в обсуждении, и те, кто принимает решения на основе результатов дискуссии, — абсолютно разные люди.
Например, если вы хотите разработать проект нового автомобиля, соберите людей с разными представлениями и наборами знаний о машинах: инженеров, которые будут их строить; покупателей, которые будут на них ездить; продавцов, которые будут ими торговать; механиков, которые будут их чинить; обслуживающий персонал, который будет их парковать, и т. д. Никто из них не имеет права принимать окончательное решение о том, как будет выглядеть ваша машина, но их мнения и идеи очень важны. Деннис Бойл из дизайнерской фирмы IDEO говорит, что приглашение на мозговой штурм — большая честь, ведь это значит, что ваше видение ситуации кому-то важно. Обязательно пообщайтесь с будущими участниками своего мозгового штурма.
Обратите внимание и на размер группы. Каждому организатору хочется одновременно и получить как можно больше идей, и провести осмысленную дискуссию, в которой каждый будет иметь возможность высказаться. Несколько лет назад мне рассказали, что в Facebook используется принцип «команда на две пиццы». То есть в мозговом штурме должно участвовать столько людей, чтобы их можно было накормить двумя пиццами. Таким образом обеспечивались наиболее эффективные коммуникация и взаимодействие. Если команда участников оказывалась больше, чем нужно, ее разбивали на две группы. Это очень полезное правило. Чтобы ваша группа не только генерировала идеи, но и свободно общалась, нужно от шести до восьми человек (и парочка пицц).
Как звучит тема мозгового штурма?
Правильная постановка вопроса — еще один критически важный фактор. Если сделать формулировку слишком общей («Как накормить всех голодающих в мире?»), участникам будет непонятно, с чего начинать. Если слишком сузить вопрос («Что приготовить на завтрак?»), возможности обсуждения будут ограничены. Необходимо найти золотую середину между этими крайностями. В главе 1 мы с вами говорили о формулировании проблемы. Вопрос, который вы задаете, определяет форму получаемого ответа. Поэтому так важно сформулировать тему мозгового штурма правильно и дать участникам простор для воображения. Самыми эффективными обычно оказываются провокационные или неожиданные вопросы. Вместо «Что подарить Майку на день рождения?» вы можете спросить: «Как сделать день рождения Майка незабываемым?» Небольшое изменение формулировки полностью меняет и тон, и содержание ответов.
Что еще должно быть в комнате?
В комнате, где проходит мозговой штурм, должны находиться предметы, побуждающие к обсуждению. Например, если цель дискуссии — разработать дизайн для новой ручки, такими предметами будут разнообразные письменные принадлежности, гаджеты и игрушки, стимулирующие воображение. Каждому участнику нужно выдать бумагу и маркеры. Кроме того, под рукой должны быть и другие материалы — на случай, если кому-то придет в голову изготовить пробный экземпляр: скотч, ножницы, картон, резинки и так далее. Многим работа руками помогает думать, то есть создание простого примера из подручных средств запускает их воображение. А трехмерный опытный экземпляр часто бывает куда нагляднее, чем двухмерный чертеж.
С чего начать?
Начать мозговой штурм не всегда легко. Нужно переключиться с ежедневного способа мышления, нацеленного на результат, в режим генерирования идей, в котором окончательное решение отсутствует. Этот переход можно облегчить короткой разминкой. Для этого существуют тысячи упражнений — от написания стихов до игры в слова. Одна из моих любимых игр — дать участникам длинное слово, например «предпринимательство», и попросить за пять минут составить из его букв как можно больше коротких слов. Еще один интересный метод — начать обсуждение с забавного вопроса, вроде «Как бы выглядели очки, если бы у людей не было ушей?». Такое упражнение подогревает воображение и подготавливает присутствующих к ожидающей их более серьезной дискуссии. Поначалу такие методы могут показаться довольно странными, поэтому очень важно четко обозначить фазу подготовки и объяснить, для чего она нужна. Участники должны понимать, что они разогревают собственное воображение, как спортсмены разминают мышцы перед соревнованием.
Каковы правила мозгового штурма?
Для большей эффективности нужно организовать его по определенным правилам. Главное из них: плохих идей не бывает. Это значит, что участники не имеют права критиковать предложения друг друга. Какой бы странной ни была идея, ваша задача — ее использовать. Участник должен уметь принять все сформулированные идеи и развить их. Мозговой штурм позволяет исследовать все возможности, будь они гениальными или идиотскими. Исследовательскую фазу проекта следует отличать от практической, на которой принимаются решения и распределяются ресурсы. Эти две стадии необходимо строго разграничить, чтобы группа не начала слишком рано отмахиваться от новых идей. Большинству сложно просто генерировать идеи, не оценивая, но неоправданная критика может полностью погубить всю работу.
Важно поддерживать и развивать абсолютно все идеи. Даже в самой сумасшедшей мысли может быть спрятано зерно будущего изобретения, поэтому необходимо генерировать как можно больше идей. Поставьте перед участниками четкую задачу, например придумать 500 новых вкусов мороженого. После того как первые 300 будут озвучены и записаны, первая волна самых ожидаемых ответов спадет, но останется придумать еще 200 рецептов, и вот они-то и будут самыми интересными и необычными. Помните, что каждая идея — это зерно, из которого может вырасти что-то потрясающее. Не озвучивать идеи означает не высаживать эти семена. А в такой ситуации, сколько ни жди, урожая не получишь. Чем больше идей, тем лучше. Сажайте больше зерен, и вам проще будет определить, в каких скрыт потенциал.
Еще один способ избавиться от ожидаемых идей — попросить участников придумать что-нибудь глупое и дурацкое. В своей книге What I Wish I Knew When I Was 208 я описывала мозговой штурм, на котором студенты получили задание высказывать только самые худшие ответы, приходящие им в голову. Таким образом, мы сумели увидеть те идеи, которые никогда бы не появились, если бы участники фокусировались на лучшем результате. Когда людей просят придумать что-то дурацкое, они выходят за рамки, а также не пытаются осуждать друг друга. Кроме того, самые сумасшедшие мысли зачастую оказываются и самыми интересными и генерируют больше всего возможностей.
Как проходит мозговой штурм?
Итак, вы организовали место, собрали людей, грамотно задали вопрос и напомнили присутствующим правила обсуждения. Теперь ваша задача сделать так, чтобы весь процесс проходил как можно более гладко. Нельзя допускать, чтобы несколько человек говорили одновременно: присутствующие должны слышать друг друга. Вы наверняка захотите, чтобы в ходе мозгового штурма участники рассмотрели проблему с разных точек зрения. Хороший способ — удалить из списка возможных решений самые очевидные и заставить участников думать дальше. Таким образом, они подходят к проблеме, не имея привычных инструментов для ее решения. Например, если вы проводите мозговой штурм по вопросу «Как облегчить парковку машин в большом городе?», самым очевидным решением будет увеличить количество паркингов. Если сразу же убрать его из списка возможностей, участникам обсуждения придется придумать что-то менее стандартное.
Во время мозгового штурма вы можете подкидывать участникам неожиданные или провокационные вопросы и подсказки, подталкивающие обсуждение в совершенно другую сторону. К примеру, если на повестке дизайн новой детской площадки, спросите, как бы такие площадки выглядели на Луне или под водой, через 100 лет или в прошлом веке, если бы их строили дети или инвалиды, если бы бюджет строительства составлял один доллар или миллион или если эта площадка должна стать самой опасной на свете. Исследования доказывают: чем дальше вы уходите от своего местонахождения и временно) го периода (как физически, так и в воображении), тем более креативными становятся идеи. Главное — дать участникам нужные подсказки.
Кроме того, очень важно развивать идеи других. Идеальный мозговой штурм подчиняется определенному ритму и напоминает танец. Один высказывает идею, а затем несколько человек развивают ее. После этого участники переходят к новой идее. Этот танец можно было бы назвать «Раз, два, три — прыжок!». Чтобы метод работал, идеи желательно формулировать сжато. Вместо детального изложения бизнес-плана вы можете написать: «Построить дом на Луне» или: «Выдать каждому ключи от дома». Такие короткие утверждения — словно газетные заголовки для ваших идей.
Как фиксировать идеи?
Убедитесь, что у всех участников есть ручки и бумага или стикеры. Это может показаться излишним, но если в комнате только один человек записывает идеи, именно он выбирает, какие из них окажутся на бумаге. Если же процесс записи никто не контролирует, поток идей течет свободнее. Кроме того, если у каждого есть бумага и ручка, он может записать или зарисовать свою мысль, как только она возникла, не дожидаясь своей очереди. Позже, когда появится возможность высказаться, он сумеет сформулировать ее более четко.
Стикеры нужны для того, чтобы каждый участник мог быстро записать идею и наклеить его на доску. Стикеры заставляют формулировать свои мысли кратко, не тратя полезное время на расписывание деталей. Когда в обсуждении начнут прослеживаться тенденции, стикеры помогут организовать похожие идеи в группы. Все это поддерживает творческую атмосферу во время мозгового штурма.
Существует нелинейный способ фиксирования идей — создание ассоциативных карт. В центре доски написана основная тема обсуждения, от нее проводятся линии к словам или рисункам, содержащим важную для темы информацию, а затем к каждой такой ветке добавляются детали. Представьте: вы организовали мозговой штурм, чтобы придумать сюжет нового детективного романа. В центре доски — его заглавие, а от него линии будут вести к словам или картинкам, обозначающим героев, места, сюжетные повороты и исторический контекст. Каждую из ветвей обсуждения вы можете развивать, добавляя к ней новые идеи. Вбейте слова «ассоциативная карта» в поисковую систему в интернете, и вы увидите множество различных схем, на основе которых можно создать и свою собственную. На рис. 2 представлена ассоциативная карта, созданная Полом Форманом. Ее основные ветви посвящены тому, кто, когда, где и почему может составлять ассоциативные карты.
Рис. 2. Ассоциативная карта
Сколько длится мозговой штурм?
Обычно активное обсуждение, необходимое для продуктивного мозгового штурма, длится не более часа. Это значит, что у подобной работы должны быть четко заданные временны е рамки. Если участники хорошо знают друг друга и сразу же втягиваются в процесс, имеет смысл проводить краткие сессии — около 10-15 минут. Лучшие результаты достигаются во время более продолжительных мозговых штурмов — от 45 минут до часа. Важно сделать сессию достаточно долгой, чтобы участники успели пройти первую волну самых ожидаемых решений. Однако такие длительные обсуждения можно подсказками разбивать на более мелкие сегменты. Таким образом, тема дискуссии будет оставаться свежей, а все участники — активно вовлеченными.
Советую останавливать мозговой штурм в разгар дискуссии, чтобы участникам хотелось продолжения. Участие в плодотворном обсуждении рождает очень приятное чувство: людей переполняют энергия и гордость за то, что с их мнением считаются. К концу мозгового штурма все вокруг должно быть насыщено идеями, стены и столы — покрыты надписями и рисунками. Участникам важно осознавать, что они докопались до сути проблемы и дали вам богатый материал для размышления.
Что делать после окончания мозгового штурма?
Иногда завершить работу бывает сложнее, чем начать. Как я уже говорила, участники смотрят на проблему с разных точек зрения, но при этом не принимают окончательных решений. Тем не менее обычно они с радостью выбирают из списка идей те, которые кажутся им самыми лучшими. Чтобы узнать предпочтения участников, предложите им проголосовать за пять лучших идей в разных номинациях. Например, попросите нарисовать красную звезду рядом с самым эффективным решением, синюю — рядом с тем, которое можно реализовать быстрее всего, и зеленую — рядом с самым бюджетным вариантом. Таким образом вы дадите каждому участнику возможность высказать свое мнение, а также поможете тем, кто будет принимать решение по результатам мозгового штурма.
Последний этап — зафиксировать результаты работы. Сфотографируйте записи, пометьте для себя лучшие идеи, сохраните все самое ценное. Люди, ответственные за принятие решений по проекту, смогут просмотреть этот огромный массив идей и выбрать, какую из них воплотить. В будущем к материалам мозгового штурма можно не раз вернуться. То, что вначале казалось бесперспективным, через несколько лет может оказаться многообещающим.
Вот пример того, как это работает. Некоторое время назад мы открыли в Стэнфорде новый исследовательский центр — «Эпицентр» (Национальный центр по созданию путей для разработки инноваций)9. Его задача — изменить программу среднего технического образования по всей стране. Чтобы создать собственный учебный план, мы провели мозговой штурм. Мне понадобилось несколько часов, чтобы распланировать процесс, выбрать упражнение для разминки, правильно сформулировать тему обсуждения, собрать стимулирующие материалы, обставить комнату и подобрать состав участников.
Я выбрала несколько тем, призванных показать проблему с разных сторон. Мы начали с общего вопроса: «Как “Эпицентр” может наиболее эффективно повлиять на систему обучения в нашей стране?» Во время дискуссии я подбрасывала участникам подсказки: «А что если это будет программа для пятилетних детей, а не для молодежи?», «А что если бы у нас было 100 миллионов долларов, а не десять?», «А что если бы у нас вообще не было денег?» Каждые десять минут мы переключались с одной темы на другую: как вознаграждать людей за участие, как измерить успех, как правильно организовать офисное пространство, какие материалы разместить на сайте.
Каждое новое обсуждение подкрепляло результаты предыдущего, позволяло увидеть проблему с другого ракурса и стимулировало появление идей. Некоторые из них казались чересчур фантастическими — например, кто-то предложил купить самолет. А некоторые, наоборот, были весьма интересны: например, завесить стену в офисе компьютерными мониторами и вывести на них прямую трансляцию из разных университетов страны; разместить на сайте видеоролики, показывающие, как СМИ освещают технические инновации; открыть магазинчик, в котором посетители смогли бы покупать полезные сувениры; организовать круиз «Предпринимательского корабля», останавливающегося в разных портах, где пассажиры пытались бы решить какие-то местные проблемы. Когда мы закончили, окна в нашем офисе были покрыты сотнями разноцветных стикеров.
Если провести мозговой штурм правильно, он действительно подстегнет воображение, позволит выйти за рамки привычного и создать что-то по-настоящему интересное и уникальное. Это прекрасный способ поиска нестандартных решений любого уровня сложности. Мозговой штурм — идеальная методика для всех работающих в сфере инноваций. Чем чаще вы будете проводить такие обсуждения, тем легче они будут вам даваться и тем больше идей сможет генерировать ваша команда. Мозговой штурм — это ключ, открывающий дверь в ваше воображение.
Автор: Тина Силиг
Источник: материалы сайта cfin.ru
Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе. Научите детей задавать себе вопросы: какие части участвуют в задаче? Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу? Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений. Начните с вопроса: Решения: Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: «А что ты предложишь свое?» Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении. Темы мозгового штурма для детей — Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю? — Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу? — Придумайте насекомое с необычными свойствами. — Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек. 3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал. 4. Используем, например, прием «посредник»: промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком. 5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния… Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами… Например: дождь из конфет и игрушек… Быстрое перемещение материков… Источник: Ю.Г. Тамберг «Развитие творческого мышления детей» |