Мыслить рационально: основные принципы и способы развития – Рациональное мышление | Блог 4brain
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
основные принципы и способы развития
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Задумывались ли вы над своим способом мышления, над рациональностью мыслей и идей? И делаете ли вы что-нибудь в целях развития данных процессов? Думаю, что эта тема будет интересна каждому.
Человеческая жизнь, поступки и методы принятия решений зависят от того, какой тип мышления преобладает у личности вообще или на данный момент. Среди всех типов мыслительной деятельности самым последним развивается рациональное мышление, которое рассматривается как структура, требующая участия сознания и логического анализа.
Именно развитая логика в процессе принятия решений помогает не поддаваться эмоциям, а поступать единственно верным способом. В данной статье я рассматриваю как само понятие рационального мышления, так и способы его развития.
Что значит «рациональное мышление»?
Рациональным считается такой тип мышления, при котором суждения идут по четкой логической цепочке и с соблюдением всех взаимосвязей, приводят к вполне конкретному результату. Противоположностью является иррациональное мышление, в котором основой для руководства принятия решения или анализа ситуации являются эмоции, а не логика, связанность элементов и пр.
Познание мира при помощи рационального подхода включает:
- отсутствие влияния чувственной сферы;
- приоритет когнитивных функций над всеми остальными;
- возможность объективной оценки реальности.
Благодаря таким характеристикам преобладание рациональности в мышлении всегда дает свои положительные моменты. Но это не означает, что оно всегда продуктивно. Так, вовремя включенное рациональное мышление помогает избежать чрезмерных эмоциональных реакций и аффективных состояний, что уберегает от многих ошибок, совершенных под воздействием импульса. Но при этом оно абсолютно не учитывает интуитивные предчувствия, внутренние желания, необходимость пережить полученные впечатления и прочее, что существенно обедняет эмоциональную жизнь человека.
Отсюда можно сделать вывод, что рациональный подход полезен тогда, когда необходимо оценить объективную ситуацию, рассмотреть варианты без учета эмоциональной составляющей. Если же вопрос касается личных отношений, чувств, то привычная способность абстрагироваться может лишить человека спонтанности, увлеченности и творческого начала как такового.
Структура: из чего состоит мыслительный процесс?
Процесс обдумывания своих решений и построения дальнейшей деятельности относительно логики имеет определенную структуру, включающую элементы:
- Понятие – это наименование предмета или явления, с которым нам предстоит взаимодействовать или относительно которого необходимо вынести свое мнение. На данном этапе используется только указание названия предмета («дом», «сестра», «море» и пр.) или процесса («полет», «учеба», «разговор» и т.д.). Такая презентация понятия необходима как самой личности для дальнейшего анализа, так и возможным слушателям как обозначение проблемы.
- Суждение – это процесс связывания нескольких объектов, обозначенных в понятии, или же нахождение взаимосвязи между предметом и действием («птица летает», «сестра учится», «разговор на море» и пр.). Построение взаимосвязей обычно похоже на объяснение или расширение информации о предмете, что в итоге приводит к определенным выводам.
- Умозаключение – это выводы, полученные в ходе анализа и объединения суждений (например, построение умозаключения о том, благодаря чему летит птица или для чего учится сестра).
Это основы, использующиеся для решения задач любой сложности. Можно применять даже в ежедневной жизни, когда для улучшения ситуации необходимо отключить эмоции и сделать упор на логику. Подобное абстрагирование занимает много времени, требует тренировок для развития этого навыка. Но действовать так на автомате не всегда удается даже спустя годы практики, поскольку часто эмоциональная сторона оказывается сильнее.
Развитие навыка мыслить рационально
Методы развития рационального мышления могут включать как конкретные упражнения, так и изменение ежедневного подхода к собственной реализации. Наиболее эффективные способы развития:
Стереотипы
Улучшение мыслительной гибкости. Необходимо максимально избавиться от стереотипного восприятия реальности и вместо этого начать самостоятельно устанавливать логические связи. Вначале для этого можно упражняться в том, чтобы найти дополнительные варианты практического и полезного использования привычных предметов.
Потом искать способы организации своего дня более эффективным, хоть и нестандартным способом. С течением времени данный навык автоматизируется, и вы уже любую ситуацию будете оценивать с позиции логического преобразования, а не стереотипного действия.
Критическое отношение
Формирование критического отношения к своим действиям и выборам. Так, прежде чем что-то сделать (купить товар по акции, поехать в определенное место, съесть десерт и т.д.), необходимо задавать себе вопросы в стиле «зачем я это делаю?» или «что это мне принесет?».
Ответы могут быть самыми разными. Главное, чтобы у вас была внутренняя мотивация для совершения этих действий, а не влияние рекламы, эмоциональные манипуляции близких и потакание слабостям. Анализируя процессы в обществе, на собственном рабочем месте и даже в семье хорошо периодически разбираться с тем, почему происходит именно так? А также попытаться спрогнозировать развитие ситуации, если не вмешиваться.
Отсутствие влияния на социальные сферы жизни в итоге может приводить к катастрофическим последствиям, поэтому хотя бы периодическая логическая переоценка необходима.
Пауза
Замедление и управление паузами. Это конкретный прием, помогающий постоянно пользоваться логикой и критикой. Основные ошибки, связанные с иррациональностью, возникают, потому что человек не дает себе времени оправиться от эмоций. Все рекламные акции построены на том, чтобы вызвать максимально яркие переживания у людей, чтобы он принимал решения руководствуясь ими, а не логикой.
Воздействие гормонов и лести может привести к возникновению ложного чувства влюбленности, из-за которого потом совершаются серьезные поступки, приводящие к разрушению всей жизни. Чтобы всего этого избежать, необходимо перед любым действием и выбором давать себе возможность все обдумать или просто воздерживаться от любых решений определенное время. Чем серьезнее ситуация, тем больше времени должно пройти между поступлением информации и вашей реакцией.
Перечисленные принципы можно применять для тренировок в четко обозначенное время и для решения искусственных теоретических ситуаций. Второй вариант – взять их за основу жизненной концепции и пользоваться даже при выборе утреннего чая или сока. Чем чаще вы будете использовать перечисленные приемы в повседневной жизни, тем больше появится рациональности в ваших мыслительных процессах и поведении.
Рекомендация
Для того, чтобы эффективно развивать рациональное мышление необходимо уметь правильно пользоваться своими эмоциями. Я рекомендую вам посмотреть курс от викиум по развитию своего эмоционального интеллекта. С его помощью вы научитесь разбираться в своих эмоциях, эффективно разрешать конфликты, сохранять невозмутимость в сложных ситуациях, а также управлять эмоциями не только себя, но и собеседника.
Заключение
Рациональное мышление является неотъемлемой частью качественной жизни. Оно дает возможность избегать многих необдуманных поступков, а также прогнозировать варианты развития ситуаций. Но стоит помнить, что делая упор только на логику при решении жизненных задач, вы сами обедняете свою жизнь, лишаете ее творческих возможностей и неожиданных приятных поворотов. Поэтому я рекомендую искать во всем баланс.
Развивайте все свои лучшие стороны! Читайте об интересных методах самосовершенствования в наших статьях и подписывайтесь на обновления.
Рекомендуем также почитать статью, о методах по расширению своего сознания.
До скорых встреч!
Материал подготовила Юлия Гинцевич.
Рациональное мышление | Блог 4brain
Рациональное мышление (рациональность) – термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности, характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. Однако сам термин имеет разные значения в философии, экономике, социологии, психологии, эволюционной биологии и многих других науках и предметах.
Человек, обладающий рациональностью, имеет четкую логику мышления. Он может замечать собственные ошибки и менять мнение в зависимости от этого. Эти ошибки называются когнитивными искажениями.
Бывают следующие типы когнитивных искажений:
Искажения, связанные с поведением и принятием решений
- Неприятие потери – когда человек больше огорчается от потери 100 долларов, чем радуется от находки той же купюры.
- Проклятие знания – когда информированный человек испытывает трудности рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных.
Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами
- Ошибка игрока – когда человек считает, что может каким-либо образом повлиять на случайное событие (например, лотерею).
- Эффект знания задним числом – склонность воспринимать прошлые события предсказуемыми.
Социально обусловленные искажения
- Иллюзия прозрачности – когда вы переоцениваете свою способность понимать другого человека, а также то, что он понимает вас.
- Искажение в связи с проекцией – склонность полагать, что другие люди разделяют те же ценности, что и вы.
Искажения, связанные с ошибками памяти
- Криптомнезия – когда вам ошибочно кажется, что это вы сочинили анекдот или историю.
- Эффект благодетеля – восприятие себя как ответственного за желательные исходы, но не ответственного за нежелательные.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Все эти типы когнитивных искажений следует изучать для того, чтобы прокачивать свое рациональное мышление. Чем меньше ошибок вы допускаете, тем лучше для него. Кроме того, важно овладеть и инструментарием рационального мышления:
- Анализ. То, что для неподготовленного человека просто набор чисел (например, в статистике), для аналитика – кладезь полезной информации.
- Аргументация. Суть ее в том, что каждое утверждение должно иметь основание достоверности.
- Сравнение. Вы должны научиться сопоставлять имеющиеся данные между собой.
- Суждение. Это ваше утверждение, мнение о каком-либо явлении.
- Умозаключение. Из каждого суждения, а тем более из системы суждений, нужно делать вывод.
Вы наверняка читали статьи о развитии рационального мышления, поэтому мы не будем повторяться (ну разве что немного), а лишь проанализируем одну книгу, которая идеально вписывается в нашу тему.
Гарри Поттер и методы рационального мышления
С 2010 по 2015 год американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковски публиковал в своем блоге фанфик (любительское сочинение по мотивам популярных литературных произведений) по серии романов о Гарри Поттере. Он назывался «Гарри Поттер и методы рационального мышления».
Юдковски предлагает альтернативную историю о «мальчике, который выжил». В контексте статьи самое интересное для нас то, что в этом произведении Гарри обладает едва ли не каноническим рациональным мышлением. Вероятно, такого уровня владения навыком нет ни у одного человека на нашей планете, однако то, как герой выявляет ошибки мышления и справляется с ними, весьма интересно.
Ошибки в мышлении
1
Фундаментальная ошибка атрибуции
«Представьте, вы пришли на работу и увидели, как ваш коллега пинает стол. Вы думаете: «Какой же у него скверный характер». В это время ваш коллега думает о том, как по дороге на работу его кто-то толкнул, а потом накричал на него. «Кто угодно на моём месте разозлился бы», — думает он».
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Фундаментальная ошибка атрибуции – это склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение – внешними обстоятельствами.
Мы, люди, склонны искать причину своего плохого поведения во внешних факторах, в то время как другим таких поблажек не делаем. Наверное, у них просто характер скверный.
Почему существует фундаментальная ошибка атрибуции? Причин психологи и ученые нашли очень много, но одна из самых логических состоит вот в чем. Когда что-то случилось с нами, то мы знаем, в каких обстоятельствах это происходило. А вот если это случилось с другим человеком, нам проще действовать по стереотипу, навешивая ярлык: это значительно быстрее и не требует умственных усилий. Как мы знаем, мозг очень любит выбирать ту мысль или реакцию, которая забирает меньше всего энергии.
2
Ошибка планирования
«Учёные-маглы выяснили, что люди всегда настроены излишне оптимистично: они говорят, что какой-то процесс займет два дня, а на самом деле уходит десять, или говорят — два месяца, а уходит больше тридцати пяти лет».
Ошибка планирования – это термин, впервые предложенный Даниэлем Канеманом и Амосом Тверски, который означает, что человек недооценивает количество времени, которое уйдет на решение задачи.
Юдковски в лице Поттера отмечает исследование, в котором студентов просят оценить, когда они закончат свои академические проекты. В частности, их просили спрогнозировать, когда они закончат 50%, 75% и 99% работы:
- 13% участников закончили свой проект к тому времени, когда им был присвоен 50% -ный уровень вероятности;
- 19% закончили к тому времени, когда ему был присвоен 75% -ный уровень вероятности;
- 45% закончили к моменту их 99% -ого уровня вероятности.
Помимо этого, был проведен опрос канадских налогоплательщиков, опубликованный в 1997 году, который показал, что они отправили свои налоговые декларации примерно на неделю позже, чем прогнозировали.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Почему так получается? Есть несколько причин:
- Люди часто фокусируются на более оптимистическом сценарии, не задумываясь о проблемах и сложностях, которые могут возникнуть.
- Человек принимает желаемое за действительное. Может быть, вначале он понимает, что это лишь его желание, но через какое-то время попросту забывает об этом.
- Люди забывают также и о том, как долго они выполняли эту задачу в прошлом.
3
Системная предвзятость
«Обычно люди предпочитают проводить эксперименты, которые подтвердят их гипотезы, а не те, которые их опровергнут. У тебя — почти такая же ошибка. Необходимо учиться смотреть на отрицательные стороны вещей, пристально вглядываясь в темноту».
Системная предвзятость – свойственная процессу тенденция поддерживать одну из сторон, отдавать предпочтения отдельным результатам.
В сцене, результатом которой стала фраза Поттера, Гарри просит Гермиону назвать три любых числа. При этом у него есть некоторое правило, которое либо соответствует этим числам, либо нет. Задача заключается в том, чтобы узнать, в чем состоит правило.
Гермиона называет числа «4, 6, 8», Гарри говорит «да».
Гермиона говорит «10, 12, 14», Гарри говорит «да».
Гермиона говорит «Минус 3, минус 1, плюс 1», Гарри говорит «да».
Гермиона: «Правило заключается в том, что каждое следующее число из тройки больше предыдущего на два». Гарри: «Три действительных числа в порядке возрастания, от меньшего к большему».
Ошибка заключалась в том, что Гермиона сама придумала некоторую систему, поверила в нее со второй попытки и не пыталась ее опровергнуть. Данного когнитивного искажения стоит избегать как ученому с его теориями, так и обычному человеку.
Если вы придумали свою теорию или систему, выделите время и на то, чтобы попытаться ее опровергнуть.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
4
Эффект свидетеля
«Эффект свидетеля, — подумал Гарри, вспоминая эксперимент Латана и Дарли, доказавших, что в случае эпилептического припадка вы скорее получите помощь, если рядом с вами будет один человек, нежели трое. — Рассеивание ответственности: каждый думает, что кто-то другой начнёт действовать первым».
Эффект свидетеля – это психологический эффект, проявляющийся в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации (ДТП, преступления или других), не пытаются помочь пострадавшим. Чем больше людей окажется рядом, тем больше вероятность, что они просто будут стоять и ничего не делать.
Какое отношение эффект свидетеля имеет к рациональному мышлению? Да самое прямое – грош цена этому навыку, если вы когда-нибудь поддадитесь данному искажению и не придете на помощь человеку, который попал в беду.
5
Попытка избавления от когнитивного диссонанса
«Мировое господство — такая некрасивая фраза. Предпочитаю называть это мировой оптимизацией».
Когнитивный диссонанс – это состояние психического дискомфорта человек, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.
Гарри Поттер этой фразой избавляется от конфликта в своих мыслях тут же предстает сам для себя благодетелем человечества. Стоит понимать, что мы занимаемся подобным самообманом очень часто, что приводит к неправильному мышлению и негативно влияет на наши решения.
Начните замечать за собой подобные попытки избавиться от когнитивного диссонанса и вы поймете, что привыкли обманывать себя, чтобы не переживать неприятные эмоции.
Книги
Разумеется, для того, чтобы развить в себе рациональное мышление, нужно нечто большее, чем прочесть одну статью и выполнить пару упражнений. Вы должны углубиться в тему. Для этого идеально подходят книги. Вот с каких мы рекомендуем начать.
- «Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей» Кейт И. Станович.
- «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезер Юдковски.
- «Рациональность: от ИИ до зомби» Элиезер Юдковски.
- «Мозг. Инструкция по применению» Дэвид Рок.
- «Мозгоускорители» Ричард Нисбетт.
- «Искусство системного мышления» Джозефф О’Коннор, Иан Макдермотт.
- «Японская система развития интеллекта и памяти» Рюта Кавашима.
- «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее» Барбара Оакли.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Рациональное мышление
Рациональным мышлением называют конструктивный мыслительный процесс, построенный на логических умозаключениях и направленный на принятие решений и достижение цели. Определение рационального мышления имеет два смысловых оттенка: это и продуманность действий, которые предстоят, и собственно полученный результат, ставший возможным благодаря правильному, обдуманному решению существовавшей проблемы.
Рациональное мышление позволяет критически смотреть на собственные недостатки, самосовершенствоваться и избегать спонтанных поступков и связанных с ними неожиданностей. Оно помогает нам понять суть событий, кажущихся необъяснимыми. Это путь овладения чувствами, достижения внутреннего равновесия и обретения верного, кратчайшего пути решения проблемы.
Благодаря рациональному мышлению мы можем продуманно, рационально и последовательно продвигаться к конкретной цели, вместо того чтобы пребывать в хаотичном потоке мыслей, импульсов и чувств. Суждения при рациональном мышлении упорядочены и основаны на логике.
Рациональное мышление – это продуманное использование разума, знаний, навыков и умений. Как правило, ему противопоставляется иррациональное мышление, основанное на впечатлениях, чувствах, желаниях, импульсах, предчувствиях или вере в собственные фантазии (а в некоторых случаях – и бессвязное мышление или даже просто лишённый цели или логики поток мыслей).
Методы рационального мышления
Выделяют следующие методы рационального мышления:
• Анализ. Анализируя ситуацию, мы рассматриваем несколько вариантов вероятного развития событий и те результаты, к которым приведёт каждый из этих путей. Мы оцениваем последствия и их целесообразность. Анализ позволяет извлекать максимум пользы из доступной нам информации.
• Аргументация (доказательства). Применяя этот метод рационального мышления, мы должны опираться только на логически обоснованные утверждения.
• Сравнение. Это сопоставление всех полученных данных и выявление их особенностей, различий и сходства. Это процесс обдумывания перед принятием решения.
• Суждение (утверждение). Оно отражает мнение, сформированное на основании проанализированных данных.
• Умозаключение. Это вывод из суждений, итоговое утверждение. Это результат обдумывания, логически вытекающий из предваряющих его размышлений. Это мнение, сформированное на основании проанализированных данных.
Для того, чтобы следовать путём рационального мышления, помогающего выстраивать взаимоотношения и достигать успеха, следует придерживаться некоторых принципов рационального мышления. Они помогут избежать основных ошибок, так называемых «катастрофических установок» и «установок долженствования», выявленных в середине 20 века Альбертом Эллисом, британским психологом и психотерапевтом.
Нерациональные убеждения приводят к ложным умозаключениям, создают барьеры на пути к намеченным целям. На их основе можно обозначить следующие принципы рационального мышления:
— Нет ничего ужасного в том, чтобы не суметь добиться всеобщего признания: важно не столько оно, сколько стремление к самореализации и удовлетворение от занятия любимым делом.
— Невозможность быстро и легко достичь богатства для себя и своих детей не должно становиться стрессом: благосостояние закономерно приходит в жизнь вследствие продуманных, взвешенных решений, труда, силы духа и разума. Многие богатые люди переживали взлёты и падения, нужду и испытания на прочность. А дети, повзрослев и получив благодаря заботе родителей образование и воспитание, сами могут позаботиться о накоплении средств на свои нужды.
— Страх того, что, если не быть постоянно активным и здоровым, жизнь станет несчастливой и неудачной, не должен преследовать вас и омрачать ваше существование. Дело в том, что невозможно на протяжении всей жизни быть абсолютно здоровым, гиперактивным, и работать с утра до ночи. Важно правильно расставить акценты: целью должно быть укрепление здоровья, забота о нем, поддержание здорового образа жизни, но никак не постоянное лечение.
— Если все идёт не по плану, это не должно выбивать вас из колеи. Установка постоянно всё планировать и предусматривать каждый шаг лишает нас спонтанности жизни, приключений, так мы теряем и «вкус к жизни», и способность реагировать на меняющиеся обстоятельства. Всего не предусмотреть, а вот принять существующее положение дел – в наших силах.
— Отсутствие семьи, непослушание детей — не катастрофа. Встречаются люди, которым, несмотря на желание жить в семье, семейная жизнь не удаётся. Вместе с тем, они реализуют себя в творчестве, в работе, и жизнь их разве бессмысленна? Брак сам по себе также не является гарантией счастья. Взаимопонимание с детьми, их послушание зависят от вас, но ведь умению налаживать взаимоотношения с ребёнком можно научиться!
— Страх оказаться в чем-то некомпетентным, чего-то не знать или не уметь, также только мешает. Никто не совершенен во всем, завышенные требования к себе изматывают, не дают расслабиться, приводят к нервному напряжению и срывам, а впоследствии — и к проблемам со здоровьем.
— Страх, что однажды жизнь станет однообразной и скучной, лишенной событий, также не должен омрачать вашу жизнь. Станьте активны, привлекайте в свою жизнь других людей, обогащайте свою жизнь впечатлениями и увлечениями. Всё зависит от вас, а не от кого-то ещё.
А теперь напомним основные установки долженствования, мешающие придерживаться принципов рационального мышления.
— Абсолютно все люди должны быть справедливыми и честными.
Однако на самом деле, скорее, следует быть честными самим с собой, уметь поставить себя на место другого человека и под справедливостью понимать отношение к человеку, которого он заслуживает.
— Все неприятности зависят от обстоятельств и от намеренных действий других людей. Однако обстоятельства и окружающие — вторичны, и, перекладывая ответственность на кого-то или что-то, мы упускаем возможность самосовершенствования, отказываемся от принятия на себя ответственности происходящее и постепенно утрачиваем способность реально оценивать ситуацию. Возможно, так жить проще, несчастным и обиженным на всех и всё. Но ведь всё в наших руках. Реально оценивая ситуацию, мы могли бы достичь лучшего результата.
— Нужно всё время быть настороже, в напряжении, если вас что-то тревожит или если в чем-то очень сомневаетесь.
Но постоянное психическое напряжение приводит к срывам: депрессия, невроз, болезни – неутешительный и закономерный итог такой установки.
— Недовольство тем, что есть, необходимость получить что-то большее.
Однако как часто мы начинаем ценить то, что было, только после того, как потеряем! Порой оказывается, что счастье было с нами и заключалась в самых простых и привычных вещах. Что-то более высокое и значительное может оказаться просто мечтой, фантазией. Часто мы ждём счастье, которое «где-то впереди», и не умеем наслаждаться текущими минутами жизни, по-настоящему тёплыми и счастливыми, как оказывается впоследствии.
— То событие, которое оказало сильное влияние на вашу жизнь, будет влиять на неё всегда.
Однако никакому событию, ни хорошему, ни плохому, не стоит придавать вселенское значение. Принцип рационального мышления заключается в ином подходе: из событий следует извлекать пользу, делать выводы – и идти дальше, например, не с бременем самоистязания и сожаления, а с ценным багажом опыта.
— Нужно держать себя «в чёрном теле», постоянно отказывая себе, жертвуя собой, ограничивая себя. Крайняя степень – получение удовольствия от самоограничения и жертвенности.
Конечно, любой человек в своей жизни жертвует чем-то, идёт на самоограничения ради ближнего, но это не должно происходить постоянно. Результатом может стать чувство неудовлетворённости и, как следствие, болезни.
— Наше счастье зависит от других людей, поэтому нужно постараться их изменить таким образом, чтобы мы были счастливы.
Но другого человека изменить нельзя. Можно изменить свое отношение к происходящему, свои взгляды, себя самого (мы меняемся, если видим в этом выгоду, пользу). Иное – попытка манипулировать другим человеком. Это вызывает протест и отторжение. Наши собственные поступки способны изменить нашу жизнь. Чтобы проверить это, придётся взять на себя ответственность за свои поступки и за свою жизнь. «Что посеешь, то и пожнёшь.»
Избавляясь от ошибочных установок и принимая на вооружение принципы рационального мышления, мы уверенно двигаемся к успеху. Рациональное мышление позволяет нам выстраивать отношения, основываясь на логике и рассудительности, принимать взвешенные и непредвзятые решения – это качество особенно ценно для руководителей, но избавило бы от многих проблем любого человека.
Используя рациональное мышление, мы ищем и находим оптимальное решение своих проблем на основе накопленного опыта, знаний, расчётов и прогнозов. Мыслить рационально – значит продумывать, планировать, заботиться о конечном результате, ставить необходимые цели и достигать их.
Мышление, внимание, память, восприятие – познавательные процессы, помогающие нам мыслить рационально. Улучшать их показатели можно путём регулярных тренировок, в игровой форме, с помощью развивающих тренажёров для мозга онлайн .
Фото: I am R.
что значит рационально мыслить? Методы, формы и особенности рационального типа мышления
Люди, пользующиеся рациональным методом мышления, считаются самыми неторопливыми и самыми думающими. И вот почему. Когда человек принимает решение впопыхах, не задумываясь, он считается поверхностной личностью. Зачастую такие люди впоследствии очень жалеют о своих поступках, но поздно бывает что-то менять. Может, им следует задуматься над своим поведением и начать пользоваться рациональным решением проблем? В статье будем разбираться, как это сделать.
Что это такое?
Человек от других земных существ отличается такой особенностью, как разум. Гомо сапиенс может мыслить, думать, строить планы, рассуждать. Это означает, что у него есть мышление, у разных людей оно может различаться.
Некоторые индивиды в большей степени обладают рациональным типом мышления. Этот вид мозговой деятельности дает возможность удерживать личность от поспешных действий, а именно: от состояния аффекта. В этом состоит его отличие от иррационального мышления, в котором присутствует аффект – это такое состояние, когда индивид не контролирует свои действия и эмоции. Поэтому при наступлении такого настроения он может сделать много непоправимых ошибок.
Разные люди по-разному реагируют на форс-мажорные обстоятельства. Одни включают рационализм, а другие теряют контроль над эмоциями. В последнем случае в мыслительный процесс включается иррациональное мышление. Данное состояние характеризуется эмоциональными всплесками. Они приводят к нарушениям мышления. Результатом становится затруднительная адаптация к окружающей обстановке.
Иррациональное мышление может возникнуть у любого. Если у этого человека случился нервный срыв, то он вполне может поддаться взрыву эмоций.
Но больше всего от данных проявлений страдают дети и люди, которые верят в потусторонние силы.
Однако индивиды со стойкой психикой больше склонны к рациональному мышлению. Они стараются опираться в своих действиях только на логику и факты. Такими способностями обладают специалисты, работающие в банках, в различных областях экономики и аналитики. Им свойственны присутствие логики в выводах, четкие рассуждения, выявление последовательности, анализирование, тщательное рассмотрение фактов и обдумывание всех последующих действий.
Можно сделать вывод, что в данном случае все подчиняется логике, а именно: используется причинно-следственная связь.
Значит, каким способом люди размышляют над проблемой, таким же способом люди выстраивают свои действия. Иначе говоря, если ваши мысли будут упорядочены, то и ваши манипуляции будут аналогичными. В случае же мозгового хаоса вы будете и действовать так же.
Если вас охватил иррациональный страх или гнев, то такие эмоции однозначно порождают негативные последствия. Приведем пример. Ученик прекрасно выучил урок, но он сильно боится учителя. Выйдя к доске, ребенок может забыть выученный материал из-за иррационального страха. Именно так на жизнь и поступки человека влияет иррациональное мышление.
Необходимо сделать вывод, что успешные люди почти всегда думают рационально. Поэтому у них все получается. Значит, уметь рационально мыслить может только тот, кто добился успехов. Такая способность дает возможность легко продвигаться по карьерной лестнице, хорошо зарабатывать. Начните наблюдать, анализировать окружающую среду – и у вас тоже все получится.
К тому же рациональный подход к жизни дает способность не повторять ошибок прошлых лет, понимать окружающий мир, а также понимать все процессы, которые происходят в нем.
Структура
Такая наука, как формальная логика, изучает рациональное мышление. Со временем человек приобретает базовые умения, а они, благодаря опыту, настраивают его ум на логические способы решения проблемы.
Итак, рассмотрим пункты, которые входят в схему интеллектуальной и логической активности.
- Начальный элемент – это понятие. Здесь присутствует дефиниция (отражение предмета, который основывается на понятии). Она опирается только на важные признаки предмета и явления. Например, слово «нога». Оно обозначает следующее: часть туловища человека или другого существа. Данная часть отвечает за движение и делится на сегменты. Итак, в слове «нога» мы видим суть, то есть основу дальнейшего анализа.
- Общий элемент – это суждения. Под этим термином подразумевается высказывание или предложение. Суждение может быть положительным, а может быть и отрицательным. Под это понятие подходят все предметы и явления. Например, зимой выпадает снег, или – человек не может дышать под водой. Необходимо отметить, что бывают и оценочные суждения – слива сладкая. Такое понятие, как суждение, используется в виде вспомогательного элемента, чего-то уже давно известного.
- Способ получения знаний из того, что было ранее известно, – это умозаключение (считается абстрактным вариантом). Здесь исходным материалом служит суждение. Например, все баклажаны фиолетовые. Все предметы фиолетового цвета плохо видны в темноте. А значит, баклажаны, то есть определенные предметы наделяются определенными свойствами. Такой вывод получается, если исходить из усредненных выводов.
Понятия рационального мышления опираются на законы, которые нельзя изменить. В этом рациональное мышление и отличается от иррационального. Поэтому основные понятия первого вида необходимо усвоить и применять на практике.
Формы
Можно сказать, что к этой категории относится ряд определенных составляющих в виде схем, условий, правил. Данными понятиями манипулируют все люди, когда пытаются завладеть новыми знаниями. А еще такой мыслительный процесс происходит в мозге человека при обдумывании давно известной информации. В результате получается, что одна составляющая сильно соприкасается с другой. Одновременно каждая составляющая разделяется на отдельные части. Именно поэтому мышление человека не является отдельной функцией, а является способом ориентирования в окружающей среде.
Рассмотрим все пункты более подробно.
Анализ
В данный вид входят такие свойства человеческого мозга, как разложение целой информации на составляющие части. Из этих частей выделяются отдельные признаки, свойства и качества.
Работает следующим образом: например, назовем основные признаки такого предмета, как яблоко. Яблоко бывает красным, вкусным, круглым, растет на дереве и так далее. Чем больше вы сможете назвать примеров, тем лучше.
Еще один пример. Если вы умеете разделять различные предметы (треугольники, синие, квадраты, параллелепипеды, желтые и другие) по признакам, значит, у вас все в порядке с вышеупомянутым понятием.
Чтобы научиться анализировать, вам нужно много читать и думать над событиями из литературных произведений.
Синтез
Такое понятие объединяет все части в одно целое, опираясь на смысловые связи между предметами, явлениями. Например, когда состоялись все исследования, которые были проведены с живым организмом, или при работе с определенной задачей, нужно выделить наиболее значимые из них. Данный процесс называется синтезом.
Чтобы определить для себя данное понятие, попробуйте нарисовать недостающую фигуру к тем фигурам, которые объединены по цвету, форме и размеру.
Например, нарисуйте одинакового размера зеленое яблоко, зеленый круг. К ним присоедините какой-либо предмет, который будет отвечать заданным параметрам. Например, добавьте зеленый лайм.
Далее, попробуйте связать понятия по смыслу. Например, лужа и радуга. Ясно, что лужи появляются после дождя. После дождя идет сильное испарение. Когда лучи солнца попадают в невидимые капли от испарения из луж, то получается радуга.
Аналогия
Это перенос знаний с одного предмета (явления) на другой предмет (явление). Эти знания были получены после тщательного изучения предмета или явления. Например, обычно мы переносим с одного предмета на другой свои знания. Признаться, не всегда это получается, но если получается, то тогда открываются новые факты. Например, если сковорода, стоящая не печке холодная, то и другие предметы тоже холодные. Так проявляется аналогия в суждениях. Более простые примеры аналогии выглядят так: лицо – зеркало, шар – круг, речь – язык.
Сравнение
Метод сравнения дает возможность сопоставить предмет или суждения с другими предметами – и сделать вывод. Иными словами, между предметами находятся сходства и различия, а потом производится анализ.
Чтобы убедиться в том, что вы умеете сравнивать, попробуйте взять несколько предметов и найти между ними сходство. Это могут быть похожие фигуры или похожие люди.
Дедукция
Когда происходит движение от общего к частному – это дедукция. Например, в начале каждого года наступает зима. Здесь идет основа на здравый смысл. Например, зимой дороги скользкие.
Индукция
Данная часть рассуждений начинается с наблюдений, тенденций или определенных примеров каких-либо событий. Данный процесс динамичен и может развиваться. Поэтому он называется восходящим процессом. Здесь все основывается на конкретике. Затем эта конкретика перерастает в абстрактную. В результате получается теоретический уровень познания.
Как развить?
Прежде чем научиться мыслить рационально, вам необходимо развить такой вид мышления, как рациональное. Для этого вам необходимо много читать. Книги и информация, которая содержится в них, так или иначе, помогают человеческому сознанию развиваться.
Знайте, что рационализм – это мудрость самой жизни. Чтобы разобраться в этом вопросе, вам нужно научиться перенимать опыт других, более продвинутых людей.
Прежде всего начните изучать различные высказывания мудрых людей. В них содержится большое количество информации, которое способно сподвигнуть вас на успехи.
Знайте, что при прочтении романов вы непроизвольно начнете понимать то, что автор хотел вам передать в том или ином произведении. Кроме того, общение с умными людьми даст вам дополнительный шанс на освоение нового опыта. Поэтому прислушивайтесь к мудрым преподавателям, которые могут обогатить ваш багаж знаний.
Вышеперечисленные методы являются общими наставлениями, а далее будут представлены более конкретные советы.
- При разговоре необходимо соблюдать определенные параметры общения. Они дадут возможность вам развить мышление. Например, если вы начали разговор с утверждения, то дальше поддерживайте этот разговор словами, которые будут поддерживать ваше утверждение. Нужно помнить о том, что последовательность – это часть логики. Поэтому если вы будете опираться на данный факт, то сможете легко отстоять свою точку зрения и навязать без труда проталкиваемую мысль своему собеседнику. Разумеется, это нужно делать только тогда, когда вы безоговорочно уверены в своей правоте.
- Если продолжать вышеизложенный пункт, то нужно сказать: любая правота требует доказательств. Без этого пункта все ваши версии разлетятся в пух и прах. Поэтому прежде чем спорить и доказывать что-либо другому человеку, сначала задайте сами себе такие вопросы, которые могут либо подтвердить вашу точку зрения, либо опровергнуть. Когда вы полностью убедитесь в своей правоте, начните подбирать аргументы в защиту своей правоты. И чем больше их будет, тем лучше для вас. Кроме того, помните, что ваши аргументы должны быть подтверждены вескими доказательствами.
- В таком ключе необходимо действовать и тогда, когда вы начнете опровергать мнение своего собеседника.
- Кроме того, мыслить рационально – это значит, отключить абсолютно все эмоции. Если вы хотите добиться успеха, то действуйте хладнокровно.
- Спорьте и доказывайте свою точку зрения. Помните, что в споре рождается истина. К тому же словесная дуэль является хорошим вариантом для тренировки рационального мышления.
- Только при полном позитиве возможно мыслить рациональным образом. Учтите, что плохие мысли приводят ваш мыслительный процесс к деградации. При стрессе нужно свои негативные размышления постараться отбросить при помощи рассуждений, которые будут рациональными.
Ошибки
Они часто вредят, ведь человек о них может просто не знать.
Если вы хотите научиться рациональности, то вам следует выявлять ошибки, работать над ними и вовремя исправлять.
Теперь рассмотрим самые основные.
- Не нужно преувеличивать, если речь идет о каком-либо событии. Такой подход ведет к паническим настроениям, а паника и логика – вещи несовместимые.
- Не нужно думать, что все вам должны. Например, если вы о чем-то подумали, то другой человек не должен угадывать или читать ваши мысли. Просто скажите ему обо всех своих желаниях и претензиях. Рациональный человек никогда не доведет ситуацию до конфликта, так как всегда говорит о своей проблеме прямым текстом. Чем больше вы рассуждаете, тем ближе истина.
- Не стоит обвинять себя или других людей во всех бедах. Нужно спокойно сесть и поразмыслить над создавшейся негативной ситуацией. В результате внутренних размышлений вы придете к определенному выводу. Именно так развивается логика.
- Не принимайте критику в свой адрес безоговорочно. Помните, что люди не всегда правы. А если вы сомневаетесь, то начните рассуждать. Возможно, вас просто хотят очернить. Помните, что рациональное мышление – это мышление, которое предполагает процесс осмысления ситуации. Когда произойдет осмысление, тогда вы сможете сделать правильные выводы.
- Не стремитесь к совершенству. Так вы затратите слишком много энергии на этот процесс. Любой человек, мыслящий логически, понимает, что совершенных людей просто не бывает.
- Не прилагая усилий, вы ничего не добьетесь.
Рациональное мышление
Рациональное мышление представляет собой тип мышления, который следует четкой логической связи и ведет к конкретной цели. Иррациональное и рациональное мышление – это противоположные понятия, где иррациональный вариант предполагает отсутствие и логики, и связанности, и целей.
Методы рационального мышления
Рациональное мышление предполагает образ мыслей, при котором не учитывается чувственная сфера. Это сугубо когнитивный процесс, в котором нет места личным эмоциям и оценкам действительности. При этом стоит понимать, что рациональное мышление – еще не значит мышление продуктивное.
Именно рациональный тип мышления позволяет человеку «взять себя в руки» и адекватно оценить происходящее в ситуации, которая выводит его на эмоции. Такой тип мышления отбрасывает предчувствия, импульсы, желания, переживания, впечатления и все субъективное.
Роль рационального мышления в познании трудно переоценить: именно оно позволяет давать беспристрастные характеристики и определения в любых сферах.
Рациональное и образное мышление
Образное мышление также называют наглядно-образным. Его особенность заключается в том, что оно позволяет продвигаться в познании без каких-либо реальных действий. Образное мышление рассматривает ситуацию интуитивно, без анализа. При этом если результат такого мышления не должен быть озвучен, то словесные выводы не будут сформулированы. Интересно, что для этого типа мышления сам язык, оказывается, не так важен, как для рационального мышления, которое строится именно на базе знакомых слов, понятий и вариантов мыслительной деятельности.
В противоположность рациональному типу, при образном мышлении результат будет наполнен большим количеством личностного содержания и смысла. Образное мышление особенно важно для людей творческих, которые через произведение искусства стремятся донести до других людей образ, который сложно было бы выразить другим способом.
Именно наличие образного мышления делает правдивой знаменитую фразу Тютчева «мысль изреченная есть ложь». Человек, который пытается объяснить свои чувства, переформулирует образы в слова, а его собеседник из слов извлекает образ, и он уже не тот, который вкладывал другой человек. Понимать друг друга проще, когда человек оперирует понятиями рационального мышления, логическими выводами и терминами, значение которых точно установлено и известно собеседнику.
Рациональное мышление и его логические основания: ailev — LiveJournal
В основании многих и многих видов мышления (system thinking, computational thinking, critical thinking и т.д.) лежит логика — по сути, все эти «мышления» надстраиваются над «правильными рассуждениями», добавляя каждый свою специфику. То есть саму логику каким-то особым мышлением («логическое мышление») вроде как назвать нельзя, но вот «логические основания мышления» — самое оно. С другой стороны, логическое основание с его разнообразными (system, computational, critical и т.д.) надстройками — это и есть рациональное мышление.
Рациональность — это разделение на части, аналитика, хотя мышление в равной мере помогает и синтезу. Но в западной культуре основанной на логике аналитике, т.е. формализации и моделированию, исторически придаётся большое значение, и результаты этой западной ветки цивилизации мне лично нравятся (подробней эту линию рассуждения про преимущества рациональности перед восточным упованием на интуицию и «непосредственное знание» см. в текстах «об членораздельное и голографическое в социологии» http://ailev.livejournal.com/1281819.html и «об интуицию и чуйку» http://ailev.livejournal.com/1295595.html).
Именно логика лежит в основе медленного, «тяжёлого» мышления (мышления-2) по Даниэлю Канеману (хорошо описано у него в книжке «Думай медленно… решай быстро» — https://www.ozon.ru/context/detail/id/24286114/). Это дико энергозатратное мышление, учиться ему нужно именно для того, чтобы оно проходило с минимальным числом искажений, вносимых «быстрым» интуитивным мышлением и чтобы оно было тоже быстрым и лёгким. Это тренируемо, и современные исследования показывают, что в достаточной степени: https://digest.bps.org.uk/2016/11/09/contra-kahneman-your-minds-fast-and-intuitive-system-one-is-capable-of-logic/.
Сама логика как дисциплина неуловима:
— она из себя всё время выбрасывает как отдельные дисциплины разные мышления, оставаясь в основании маргинальной — всё интересное ей порождается, но это уже не она (собственно, в этом логицизм и состоит, если его с «логических оснований математики» распространить и на другие дисциплины — computer science и всё остальное. Об этом печалится логик Андрей Шуман в тексте «о людях с техническими мозгами»: http://minski-gaon.livejournal.com/99986.html).
— логика и вся дисциплина в целом, и отдельные в ней логики, например аристотелева логика, логика Талмуда (как геометрии: и наука в целом, и риманова геометрия в отличии её от евклидовой). Поди пойми, о чём в каждый момент говорится!
— очень часто говорится не о логике, а о её предмете: рассуждении, выводе (inference). Скажем, в машинном обучении речь очень редко идёт о «логике» и это слово не используется, но inference в символическом мире является проблемой — его правила и свойства не обсуждаются, но именно им и занимаются. Меня это место стыка коннекционизма и символизма в части логического вывода (индукции, абдукции, дедукции — много их) очень интересует, дальше по ссылкам в http://ailev.livejournal.com/1310114.html и особенно в http://ailev.livejournal.com/1266905.html, включая попытки разобраться в «абстрагировании» http://ailev.livejournal.com/1274014.html и даже теории (формализации) творчества (несколько таких теорий можно найти по ссылкам в http://ailev.livejournal.com/1293469.html).
— когда говорят о рациональности как таковой, то имеют ввиду именно логику, «правила рассуждений», общие закономерности мышления. Скажем, вся эта деятельность Элиезера Юдковского — http://lesswrong.org/, Less Wrong is a community blog devoted to refining the art of human rationality, и даже переведённый на русский http://hpmor.ru/ (Гарри Поттер и методы рационального мышления). Там всё крутится вокруг исправления ошибок интуитивного мышления: самих же этих ошибок тьма — https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases
— философская логика (главным образом в аналитической философской традиции) это не совсем логика, в ней затрагивается как раз связь рассуждений и реального мира. Собственно, по этой линии онтология, эпистемология и логика давно слились в какой-то единый предмет. Это линия Витгенштейна, Куайна, Крипке, Льюиса, только нужно её брать по состоянию на сегодня, а не по наиболее цитируемым работам полувековой давности. И, конечно, тут волнует отношение логики и языка — рассуждений и языка, который используется для их выражения (а также возможности рассуждений «вне языка», что тоже важно — та самая интуитивная, голографическая линия с её нечленораздельностью).
Рациональному мышлению как таковому, увы, непосредственно не учат. Учат только косвенно, и уж тем более учат совсем уж косвенно логическим основаниям рационального мышления (подробней — «за пределами STEM-образования», http://ailev.livejournal.com/1283663.html).
Я думаю, что нужно учить логическим основаниям рационального мышления:
— непосредственно (то есть давая навыки логических рассуждений не по ходу рассуждений в других предметах, а прямо занимаясь постановкой логических оснований мышления, в том числе 1. изучением учебников, 2. решением задач, 3. работой в конкретных жизненных проектах)
— выводить эти навыки в том числе на уровень осознания (давая возможность рассуждать по поводу логических основаниях мышления — готовя рефлексию, возможность исправлять ошибки и развивать), «пониманию учить вдвое дольше, чем просто навыку» http://ailev.livejournal.com/1285014.html
Тем самым для непосредственного обучения логическим основаниям рационального мышления нужно:
1. Сформулировать дисциплину —для этого написать учебник.
2. Сформулировать задачи.
3. Провести пробные курсы, чтобы отладить содержание.
4. Скорректировать другие курсы (того же системного мышления, как пример), чтобы получить какую-то более-менее полную программу обучения рациональности в мышлении.
Напомню, что вся эта программа обучения мышлению выросла из апрельской «проблематизации образования: чему учиться, если тебе выпало жить в эпоху перемен», http://ailev.livejournal.com/1258949.html и майских тезисов «формальное образование в эпоху перемен» http://ailev.livejournal.com/1263511.html — вывод был в том, что учиться в эпоху перемен нужно не множеству фактов об окружающем мире, а мышлению как таковому. И что увы, мышлению как таковому непосредственно никто не учит.
Как и в случае системного мышления, нужно начинать с формулирования современной дисциплины «логические основания рационального мышления» (то есть «начала логики») в виде учебника. Откуда брать эти основания? Вот мои соображения:
1. За основу нужно брать «логику науки», которая по факту — байесовская логика. Это нужно делать по мотивам работ E.T.Jaynes, например книги E.T.Jaynes «Probability theory: the logic of science», http://b-ok.org/book/539703/d8b66c. … if degrees of plausibility are represented by real numbers, then there is a uniquely determined set of quantitative rules for conducting inference. That is, any other rules whose results conflict with them will necessarily violate an elementary and nearly inescapable desideratum of rationality or consistency. But the final result was just the standard rules of probability theory , given already by Bernoulli and Laplace; so why all the fuss? The important new feature was that these rules were now seen as uniquely valid principles of logic in general, making no reference to «chance» or «random variables»; so their range of application is vastly greater than had been supposed in the conventional probability theory that was developed in the early twentieth Century . As a result, the imaginary distinction between «probability theory» and «statistical inference» disappears, and the field achieves not only logical unity and simplicity , but far greater technical power and flexibility in applications. Дальше можно привести заголовки первой главы, чтобы было понятней, о чём идёт речь:
Chapter 1 PLAUSIBLE REASONING
— Deductive and Plausible Reasoning 101
— Analogies with Physical Theories 103
— The Thinking Computer 104
— Introducing the Robot 105
— Boolean Algebra 106
— Adequate Sets of Operations 108
— The Basic Desiderata 111
COMMENTS 114
— Common Language vs. Formal Logic 115
— Nitpicking 116
Отсылки к логике дальше идут по всей книге, вот ещё строчки из оглавления:
— «Subjective» vs. «Objective» 218
— Logic Versus Propensity 308
— Reasoning from Less Precise Information 311
В книге полно пассажей типа as Harold Jeffreys noted, those who lay the greatest stress on mathematical rigor are just the ones who, lacking a sure sense of the real world, tie their arguments to unrealistic premises and thus destroy their relevance. Jeffreys likened this to trying to strengthen a building by anchoring steel beams in to plaster. An argument which makes it clear intuitively why a result is correct, is actually more trustworthy and more likely of a permanent place in science, than is one that makes a great overt show of mathematical rigor unaccompanied by understanding.
Булевая алгебра, аристотелева логика — это всё частные случаи более общих закономерностей вероятностного мира. Мир неформален, нужно уметь логично рассуждать про мир, а не только про модели мира. Так что логика должна иметь дело и с этими вероятностями и неформальностями, а не только со строгими символическими рассуждениями по поводу уже построенных на базе дискретной матлогики моделей.
Нужно понять, что из этой современной парадигмы можно освободить от лишних математических подробностей и дать современному человеку для развития его мышления, дать это как логические основания мышления. Курс логических оснований мышления не должен быть курсом математики, в том числе насквозь пропитанной математикой курсом теории вероятности (а хоть и байесовской).
2. С этим непосредственно я связываю работу с эвристиками, которые отражают неточные правила — «неформальные формализмы», связь строгого и правдоподобного рассуждений. Наиболее внятное изложение этого взгляда на природу мышления (на примере инженерного мышления) я встретил в книге Billy Koen «Discussion of the method» http://b-ok.org/book/1244349/defe5d. Тут нужно сделать то же самое: вытащить часть содержания и состыковать его терминологически и понятийно с работами E.T.Janes и последователей.
3. Посмотреть, что творится в современной логике в плане постановки её задач и работы с формализациями. Например, я писал о работе Selmer Bringsjord по выправлению тренда гуманитаризации образования в «Да, я логицист» http://ailev.livejournal.com/1059168.html, работах van Bethem в «Теоретическое и компьютерное моделирование логических рассуждений» http://ailev.livejournal.com/915253.html, «К примеру, говорить о логике как о науке,цель которой в значительной мере определяется поиском определенного баланса между выразительной силой формальных языков и многосложностью их использования при решении таких задач как осуществление контроля за согласованностью, адекватностью моделирования и правильностью вывода». Тут конь не валялся, но современная логика как раз про это — схематизация мышления и формализация это про одно. Онтология и тесно связанная с ней семантика (что есть в мире и как говорят о мире) имеют логическое выражение, хотя сегодня логическое символическое выражение и сменяется вероятностным «по употреблению» (в том числе по embeddings — см. дискуссию к http://ailev.livejournal.com/1310114.html), тем не менее после проработки пункта 1 данного списка (про логику и вероятности) будет понятно, что с этим вероятностным характером формализаций и вероятностным характером языков делать.
4. И только тут можно посмотреть, что есть в логике для преодоления ошибок из списка https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases — откуда приходят эти ошибки, что из них действительно относится к «логическим основаниям», а что к каким-то частным мышлениям.
5. После чего поглядеть свежим взглядом на systems thinking, critical thinking, computational thinking и вынести из них в «логические основания» общие куски — скорее всего эти общие куски окажутся из логики.
6. Заключительное замечание — это встройка в курс материала по психологической безопасности при использовании логического мышления. Людям обычно очень некомфортно, когда им начинают выпрямлять льющийся из них поток сознания со всей встроенной в него нелогичностью. Например, в нейролингвистическом программировании предупреждают, что техника метамоделирования вызывает резкое улучшение внятности и резкую неприязнь у того, чью внятность повышают. Что с этим делать, нужно обсуждать отдельно и встраивать рекомендации непосредственно в курс: мы ж тут не про «чистую науку», а про вполне практичные навыки. Если выяснится, что наш свежеобученый адепт логического мышления будет приводить в бешенство всех людей, с кем он начинает разговаривать — это нельзя будет считать хорошим результатом, но именно такой результат вполне вероятен и нужно эти риски как-то учесть.
* * *
По стилю этом может быть работой, похожей на то, как я выковыривал основные идеи системного мышления из набора инженерных стандартов. Вполне может быть, что нужно будет найти аналогичного типа работы для логики. Ну, вряд ли стандарты (откуда им взяться?! это просто свезло, что системный подход развивался в инженерии и отражался в стандартах), но хотя бы какие-то энциклопедические обзоры, отражающие state-of-the-art. Ибо поглядите на мои ссылки: это всё тридцатилетней давности работы, за прошедшее время много чего могло произойти — и прежде всего прорывов понимания в «логических основаниях рационального мышления» нужно ожидать в применениях для машинного обучения и искусственного интеллекта. То есть нужно найти базовую литературу (нулевое приближение — развитие работ, цитированных в данном тексте), и сделать связный реферат как первый подход к снаряду.
Дальше этот формат «реферата» (какое-то документирование вытащенных из разных мест знаний) нужно будет перевести в формат «учебника» (изложение в удобном для изучения порядке, плюс изложение направленно не просто на передачу знаний, но на формирование мыслительных навыков по использованию логики в жизни). Ну и дальше — задачи на формирование логичности/членораздельности, переписка остальных курсов рационального мышления с учётом к этому моменту уже явных (соответствующих учебному курсу) логических оснований.
Математики при изложении нужно будет избегать по-максимуму. Это должно быть для людей (в пределе — для школьников!), а не для выпускников мехмата или старшекурсников МФТИ. Возможно, сама необходимость математики должна следовать из этого курса, но не наоборот — курс не должен следовать из использованной в нём математики. Если бы я свой курс системного мышления начинал как «система — это четвёрка…» (а именно так начинались большинство книжек системного подхода 1.0), то у меня не было бы никакого шанса на массовое обучение по этому курсу школьников. А так шанс пока остаётся. В принципе, разбирательство с тем, что такое логика и каковы могут быть принципы правильного уровня формализации (от баек и историй, метафор и стихов через диаграммные языки к строгим математическим выкладкам) встроен в данный курс логических оснований. Курс в том числе должен отвечать на вопрос: какой уровень логичности достаточен/оптимален для решения тех или иных задач — например, для задействования системного мышления.
UPDATE: обсуждение в фейсбуке — https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10208522240867576
Рациональное мышление как основа успешности
Человеку не в ладах с собой и окружающими часто присуще иррациональное мышление. Он начинает замечать, что в его жизни появляется все больше и больше барьеров на пути к намеченным целям. Иррациональные установки делают мышление стереотипным, ригидным, не способным приспособиться к новым явлениям и подстроиться под изменившуюся ситуацию. Устранив иррациональные установки, можно изменить жизнь к лучшему.
В середине XX века британский психотерапевт и психолог Альберт Эллис создал поистине гениальное учение — рациональную терапию. Большинство наших проблем, считал Эллис, возникает из-за иррациональных установок, которые омрачают людям жизнь и приводят к неврозам. Человеку не в ладах с собой и окружающими часто присуще иррациональное мышление. Устранив иррациональные установки, можно изменить жизнь к лучшему.
Иррациональные установки начинают формироваться с детства. Невольно навязываемые родителями, воспитанием в школе, они впоследствии могут совершенно не осознаваться как ложные. Вместе с тем их пагубная роль проявляется все отчетливее. Человек начинает замечать, что в его жизни появляется все больше и больше барьеров на пути к намеченным целям. Иррациональные установки делают мышление стереотипным, ригидным, не способным приспособиться к новым явлениям и подстроиться под изменившуюся ситуацию. Требуется порой кардинальная, жесткая и болезненная встряска, чтобы человек начал задумываться над главной причиной своих жизненных проблем.
На основе лишенных рациональности убеждений возникают ложные умозаключения. Например, после некоего свершившегося факта человек произвольно делает умозаключение: «Я не смог сдать вступительные экзамены, значит, я ни на что не способен». Возникшая связь, в свою очередь, может привести к самостоятельно закрепленной новой иррациональной установке. Основная задача в подобной ситуации — научиться контролировать свой мыслительный процесс, сделать его упорядоченным.
Эллис выделял «катастрофические установки» и «установки долженствования».
Катастрофические установки
Под термином «катастрофическая установка» подразумевается боязнь потерпеть неудачу (катастрофу), если человеку в жизни что-либо не удастся сделать. Эти «катастрофические установки» распространены в обществе и часто используются манипуляторами всех мастей. Вот несколько примеров.
1. Будет ужасно (катастрофическая установка), если я не добьюсь успеха, всеобщего признания, славы. Громадное число людей одержимы идеей стать знаменитыми, быть на виду у всех. Считается, что стремление к всеобщему признанию вполне естественно для артистов, музыкантов — людей, деятельность которых без любви публики немыслима. Однако не стремление к признанию, а потребность в самореализации в избранной социальной роли является в данном случае позитивной установкой.
Столь популярная иррациональная идея поддерживается мощной «программой», которая закладывается в подсознание еще в детстве. Сияющие от счастья лица популярных артистов, предметы роскоши, которыми они окружены, повсеместное преклонение, уважение, любовь — все это производит неизгладимое впечатление на неокрепшую психику, внушая ложные идеалы.
2. Совершенно невыносимо (катастрофическая установка), если я не стану богатым(-ой), не смогу обеспечить своих детей. Стать богатым только из-за того, что вы не можете представить свою жизнь без больших денег, еще никому не удавалось. Однако данная установка не исчерпывается лишь этим вариантом иррациональной идеи. Как катастрофу некоторые люди расценивают следующее развитие событий:
- не удается разбогатеть в течение короткого периода времени; вместо этого на достижение поставленной цели уходят годы;
- не удастся во что бы то ни стало обеспечить на много лет вперед своих детей.
Такие мысли посещают многих. Однако люди забывают об одной существенной детали: большинство богатых людей знают не понаслышке, что такое нужда, и что достаток не приходит ей на смену по мановению волшебной палочки. Процент преуспевающих людей, которые таковыми были и оставались всегда, намного меньше. Что же касается заботы о будущем детей, то, достигнув совершеннолетия и получив образование, заботу по накоплению денежных знаков они должны брать на себя — это разумно и рационально.
3. Жизнь не удастся (катастрофическая установка), если я не буду постоянно здоровым, активным, работоспособным. Сердцевиной данной установки является не просто задача быть здоровым и активным. Здесь, в первую очередь, провозглашается стремление демонстрировать эти качества ежесекундно, причем на высочайшем функциональном уровне. Под здоровьем подразумевается исключительно богатырское здоровье, под активностью — гиперактивность, под работоспособностью — образ жизни классического трудоголика.
Разумеется, здоровье — это абсолютная ценность. Но оно не может быть неизменной величиной. Не случайно в высокоразвитых странах главенствует доктрина поддержания здоровья на оптимальном уровне, а не перманентного и непрерывного лечения заболеваний.
4. Невозможно представить себе жизнь (катастрофическая установка) без семейного счастья, послушания детей. Есть определенный тип людей, которым семейная жизнь, несмотря на их желание быть в семье, не удается. Следует ли признать их жизнь никчемной? Они, между тем, прекрасно реализуют себя в работе, искусстве, общественной жизни. Семейное счастье также не возникает автоматически после заключения брака. Чтобы понять всю его ценность, может потребоваться не один десяток лет совместной жизни. Дети же будут слушаться вас в той степени, в какой вы сможете сделать гибким воспитательный процесс.
5. Ужасно (катастрофическая установка), когда все идет не так, как было запланировано. В этой установке проявляется чрезмерное стремление регламентировать собственную жизнь. Живя по четко составленному расписанию, человек постепенно утрачивает способность реагировать на внезапно меняющиеся жизненные обстоятельства. Сама жизнь лишается элемента спонтанности, которая и оценивается впоследствии как «приключение». Такая установка к регламенту свойственна людям с выраженными психастеническими чертами характера. Ими напрочь упускается из виду, что все предусмотреть в жизни невозможно. Зато всегда в наших силах — принять действительность такой, какая она есть.
6. Будет плохо (катастрофическая установка), если я не окажусь во всех отношениях компетентен, разумен и не буду все знать и уметь. Существует хорошо известное ироничное определение — человек-оркестр. Все знать и уметь невозможно в принципе. Ничего страшного не произойдет, если вы в каких-то моментах окажетесь недостаточно компетентны и даже разумны. Но если вы намерены измотать себя психологически и физически, то более подходящей для этой цели установки трудно найти. Перфекционизм изматывает. Завысив себе планку достижений и требуя от себя постоянного соответствия ей, человеку со временем все труднее и труднее расслабляться. Это приводит не только к психологическим срывам, но и к более серьезным проблемам со здоровьем.
7. Ужасно (катастрофическая установка), если в какие-то периоды моя жизнь станет скучной, однообразной, не наполненной событиями. Если хотите избежать скуки и однообразия, то наиболее разумно развлекать себя за счет собственных активных действий и вовлечения в этот процесс других людей. Сама по себе, естественно, жизнь не может стать скучной и однообразной. Измениться способно лишь ваше восприятие.
Установки долженствования
Помимо катастрофических установок, Альберт Эллис выделил также установки, которые тормозят личностный рост и делают мышление человека инертным. Он дал им название «установки долженствования». Эллис считал, что наиболее часто встречаются следующие установки такого типа:
1. Все люди, без исключения, должны быть честными и справедливыми. Что значит быть честным? Всегда и везде говорить правду? Честным прежде всего нужно быть с самим собой. Намного более конструктивным представляется определение, гласящее, что справедливость — это такое отношение к другому человеку, которое он заслуживает.
2. Все неприятности в жизни происходят не по нашей вине, они являются (установка долженствования) результатом неудачного стечения обстоятельств или умышленных действий других людей. Конечно, принятие ответственности за все совершаемые нами поступки — тяжелая ноша. Но если мы будем постоянно перекладывать ответственность на других людей или на внешние обстоятельства, то наша оценка ситуации никогда не будет соответствовать реальности.
3. Если вас что-либо тревожит или вызывает серьезные сомнения, нужно (установка долженствования) все время быть настороже. Типичная иррациональная установка людей с психастенической акцентуацией. Очень часто она прививается в детстве родителями, имеющими в структуре своей личности также психастенические черты. В конце концов, человек не выдерживает постоянного психического напряжения: у него развивается депрессия или невроз.
4. Любой человек испытывает потребность в чем-либо более сильном и значительном, нежели то, что он чувствует повседневно. Эта потребность обычно исчезает, как только люди теряют то, что казалось им обыденным и несущественным. При этом вы можете осознать, что то высокое и значительное, чего так страстно хотелось, является лишь мифом, плодом фантазии. С другой стороны, казавшееся ранее обыденным и малозначительным как раз может оказаться подлинным смыслом вашей жизни. Удивительно, но немало людей проживают жизнь в ожидании неизвестно чего, совершенно утратив способность получать удовольствие от повседневным простых вещей. Ожидание «принца на белом коне» — одна из версии реализации этой установки.
5. Событие, однажды серьезно повлиявшее на вашу жизнь и судьбу, отныне постоянно будет влиять на нее. Любое серьезное испытание в жизни, безусловно, откладывает отпечаток на восприятии последующих событий. Но некоторые люди умудряются придать этой значимости основополагающее, «вселенское» значение. Но что если произойдет еще одно «знаменательное» событие? Неужели опять придется полностью менять жизненную позицию и вводить новые ограничения? Гораздо рациональнее извлекать из уроков жизни полезный опыт, а не превращать их в пожизненное наказание.
6. В жизни нужно постоянно себе в чем-то отказывать и с этим необходимо смириться. Такие люди считают, что держать себя в «черном теле» намного лучше, чем разнообразить свою жизнь. Еще хуже, если они от этого самоограничения и жертвенности начинают получать удовольствие. Конечно, в жизни приходится порой приносить что-либо в жертву, но это не обязательно должно происходить постоянно. С такой депрессивной установкой вы не добьетесь ничего, кроме постоянно возникающего чувства неудовлетворенности.
7. Будем ли мы счастливы или нет, целиком зависит от действий других людей, поэтому необходимо стараться изменить их в нужном для нас направлении. Данная установка является следствием неверной психологической гипотезы, согласно которой один человек способен полностью изменить другого. В реальности такого не бывает. Люди могут изменяться только в том случае, если им самим это изменение принесет пользу или выгоды. Иные варианты невозможны, какие бы изощренные методы манипуляции не использовались. Кроме того, на наше благополучие в большей степени влияют не действия других людей, а те поступки, которые совершаем мы сами.
Таким образом, избавляясь от катастрофических установок и долженствования, вы сделаете уверенный шаг к рациональному мышлению и успеху.
elitarium.ru