Мыслительные способности: Мыслительные способности можно развивать и совершенствовать – мыслительные способности — это… Что такое мыслительные способности?
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Мыслительные способности можно развивать и совершенствовать
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Человек от природы наделен мышлением. А возможность им управлять и все связанные с этим процессы именуются мыслительные способности.
Мышление является высшей ступенью человеческого познания, процессом отражения в нашем мозгу окружающего реального мира.
Мышление также относится к познанию посредством формирования определенных понятий, категорий, мыслеформ.
Все мы различны, а значит, у всех людей мыслительные способности изначально развиты по-разному. Но их особенность такова, что такие способности можно совершенствовать.
Мышление включает в себя не только элемент познания, когда мы узнаем новую информацию, включаем ее в перечень уже имеющихся в нашем кладезе знаний.
Последующие этапы — анализ получаемых данных, их обработка, а также логические выводы, сделанные на основе такого анализа.
А это значит, что для того чтобы развить мыслительные способности, нужно развивать, в первую очередь, логическое мышление, аналитические способности.
Совершенствование логических, аналитических мыслительных способностей должно начинаться с простейшего. Приобретите сборник простых логических задач (головоломок, шарад) и тренируйте свое мышление на них.
Если вы легко справляетесь с такими заданиями – приступайте к следующими этапу: анализируйте и разрешайте ситуационные задачи. Их можно придумать самим либо приобрести готовые задания в специальных сборниках.
Каждая ситуация может иметь несколько выходов (в зависимости от и дополнительных категорий). Жизнь не ограничивается одним вариантом, поэтому реальные ситуации всегда многовариантны.
Какую ситуацию можно придумать для анализа и поиска решения? Например, ситуация по поиску альтернативы для определенных вещей.
Так, например, если спросом пользуются классические батоны, но они закончились или перестали выпускаться, что в таком случае можно предложить покупателю?
Ответ нужно искать в анализе потребительских свойств батона. Это хлебобулочное изделие из светлой муки высшего качества продолговатой формы (вкусовые качества приближены к булкам).
Отсюда вывод: батоны могут заменить все хлебобулочные изделия со сходными качествами (большие булки, национальные батоны – французский багет и др.).
Так, на простом примере можно понять, как стоит развивать мыслительные способности. Главное здесь – правильно уяснить направление действий.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
Как улучшить свои умственные способности
Бытует мнение, будто мы используем возможности мозга всего на 5-10%. Нейробиологи по-разному относятся к этому утверждению: кто-то соглашается, а кто-то категорически против. Но и те и другие единогласны в том, что умственные способности можно и нужно тренировать.
Мозг человека – удивительный орган. Он – самое доступное и одновременно самое сложное «устройство» во Вселенной.
Предлагаем вам несколько приемов, которые помогут «прокачать» мозг.
Тренировки
- Аэробные упражнения. Это упражнения, где кислород – главный источник энергии. Аэробные тренировки укрепляют мышцы, нормализуют кровообращение, снимают стресс. А недавнее исследование Иллинойсского университета показало также, что «кислородные» упражнения благотворно влияют и на мозг. Всего 30 минут тренировок в день, и работа когнитивных функций улучшается на 5-10%.
- Силовые упражнения. Качки тупые? Как бы не так! Поднятие тяжестей не только наращивает мышцы, но и способно увеличить уровень, так называемого, нейротрофического фактора мозга, то есть белка, ответственного за защиту нейронов головного мозга.
- Танцы. Это отличный способ поддерживать себя в форме, улучшить пластичность и координацию. Более того, по мнению доктора медицины, нейрофизиолога и нейропсихиатра, автора книги «Великолепный мозг в любом возрасте» Дэниэла Дж.Амена, танцы – это еще и великолепный тренажер мышления. Ведь, танцуя, мы задействуем различные отделы головного мозга.
- Гольф. Его не даром называют интеллектуальной игрой: просчитать силу удара и траекторию полета мяча – не так просто, как кажется на первый взгляд. Кроме того, медики полагают, что гольф стимулирует работу сенсорного отдела коры головного мозга.
- Йога. Древняя индийская духовно-физическая практика, оказывается, не просто благотворно влияет на здоровье, но и улучшает память, способности к самоконтролю и длительной концентрации внимания. По крайней мере, к таким выводам пришли ученые из Университета Иллинойса во главе с Нехой Готе (Neha Gothe).
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Питание
- Вода. Организм на 80% состоит из воды. Она необходима каждому органу, но мозгу в особенности. В ходе очередного научного эксперимента установили, что люди, испытывающие жажду, хуже справляются с логическими задачками, чем те, кто выпил пол-литра воды перед тестированием.
- Омега-3. Ненасыщенные жирные кислоты суперполезны. В том числе для мозга и нервной системы. Они обеспечивают быстрый приток энергии, необходимый для передачи импульсов от клетки к клетке, что, в свою очередь, повышает мыслительные способности и помогает быстро извлекать из «резервуаров» памяти нужную информацию. Много Омега-3 в рыбе, грецких орехах и льняном масле.
- Зелень. Шпинат и другая зелень содержат фолиевую кислоту, витамины Е и К. Эти вещества препятствуют развитию деменции (слабоумия). Кроме того, содержащиеся в зелени антиоксиданты защищают мозг от инсульта, болезней Альцгеймера и Паркинсона.
- Яблоки. В них содержится кверцетин – вещество, обладающее спазмолитическим, противовоспалительным и другими полезными действиями. Но для нас главное, что кверцетин защищает клетки мозга от повреждения, а следовательно, препятствует нарушению его когнитивных свойств. Больше всего его в яблочной кожуре.
- Орехи. Они богаты белком, а белок снабжает мозг энергией. Кроме того, орехи богаты лецитином, недостаток которого в организме может вызвать рассеянный склероз и другие нервные заболевания.
- Витамины. В9 (цитрусовые, хлеб, бобы, мед) и В12 (печень, яйца, рыба) – без этих веществ нормальное функционирование организма невозможно. Первое необходимо для создания и поддержания в здоровом состоянии новых клеток, а второе уменьшает симптомы старческого слабоумия и спутанности мышления.
- Яйца. Что было раньше: курица или яйцо? Возможно, вы найдете ответ на этот философский вопрос, если будете есть и то и другое. Ведь куриный желток – это источник холина, а он помогает развивать когнитивные функции мозга, то есть способности понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
- Молоко. Пейте, дети, молоко, будете здоровы! Ведь молоко – это кальций, укрепляющий кости. Кроме того, ученые выяснили, что стакан молока в день улучшает память и другие умственные способности.
- Кофе. Это не шутка. Научные изыскания установили, что кофеин может улучшить внимание и кратковременную память. Ну и конечно, добавит бодрости.
- Шоколад. Идешь на экзамен – съешь шоколадку. Все так делают, но мало, кто знает, зачем. Вернее, мало кто знает, каким образом шоколад делает нас умнее. Все дело в глюкозе и флавонолах. Сахар ускоряет реакцию и улучшает память, а флавонолы стимулируют другие когнитивные навыки.
Распорядок дня
- Крепкий сон. Мы уже рассказывали о том, как важен сон для нормальной жизнедеятельности. Повторим только 1 совет из 27 – чтобы извилины шевелились, нужно спать не менее семи часов в сутки.
- Дремота. Дремать – полезно. Это неоспоримый факт. Вопрос в том, сколько? Идеальная продолжительность послеобеденного сна – 10-20 минут. Человек не успевает крепко заснуть и ему проще проснуться. Но с другой стороны, по мнению ученых, лучше всего влияет на мозг 90-минутная дрема (улучшается память, появляются креативные идеи). Более подробно о том, как правильно дремать в инфографике.
- Привычный уклад. Сломайте его! Да, да, на один день разрушьте годами устоявшийся порядок – выпейте кофе в другом кафе и не в 9, а 11 часов, езжайте на работу новым маршрутом, перекроите дела в ежедневнике. Подобные «встряски» очень полезны – они помогают мозгу быть в тонусе.
- Органы чувств. Еще одной интересной тренировкой для мозга является обострение отдельных органов чувств. Например, слуха. Для этого завяжите глаза и попробуйте пройтись по комнате, ориентируясь только на окружающие звуки.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
- Рабочее место. На столе черт ногу сломит? Тогда и в голове тоже. Захламленное рабочее место – не только некрасиво, но и существенно влияет на производительность. Отрицательно влияет. Наведите порядок на своем рабочем месте, и вы удивитесь, насколько шустрее начнет работать мозг.
- Наброски. Если вам трудно сосредоточиться на какой-либо задаче (а очень нужно), попробуйте взять ручку, бумагу и нарисовать ее. Схемы, таблицы и другие наброски помогут сконцентрироваться и, возможно, откроют новое видение проблемы.
- Заметки. От руки полезно не только рисовать, но и писать. Гаджеты почти вытеснили бумагу из нашей жизни, отчего мы вряд ли станем умнее. Ведь создание рукописного текста развивает высшие мозговые функции, такие как память, внимание, психомоторную координацию и другие. Неслучайно, иностранное слово, записанное от руки, запоминается лучше, чем введенное на клавиатуре.
- Полет мыслей. Всем знаком хоровод мыслей. Это когда нужно думать над проектом, в голове тысяча и одна идея, но ни одной нужной. В такие моменты мы стараемся «обуздать» беспорядочно скачущие мысли и, наконец, заняться делом. И напрасно. Исследования ученых показывают, что, отпуская мысли в свободный полет, мы стимулируем творческую активность мозга. Так что расслабьтесь и позвольте себе просто помечтать.
Обучение
- Новизна. Новая, более сложная деятельность, стимулирует выброс дофамина, что способствует росту нейронов. Идите вверх по интеллектуальной лестнице. Каждый раз усложняйте себе задачу – решайте более трудные головоломки, читайте умные книжки.
- Ориентирование. Плохо знаете свой город или даже район? Отлично! С точки зрения тренировки умственных способностей. Освоение новых маршрутов развивает память, внимание и другие когнитивные функции.
- Музицирование. У музыкантов хорошо развита теменная доля головного мозга, отвечающая за слух, двигательные и зрительно-пространственные навыки. Если хотите «прокачать» эти качества, попробуйте научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
- Иностранные языки. Освоение второго или третьего языка способствует улучшению памяти, расширению кругозора, а также защищает организм от болезни Альцгеймера.
- Устная речь. Если проговаривать что-либо вслух, то это лучше запоминается. Доказанный научный факт.
- Позитивное мышление. Специалисты по позитивной психологии неумолимы и единогласны: думайте о хорошем и станете умнее.
Отдых
- Медитация. Мы уже писали о том, как медитация влияет на мозг. Напомним лишь, что регулярная медитативная практика помогает избавиться от внезапного ощущения беспокойства, адекватнее реагировать на физическое недомогание, а также лучше понимать других людей.
- Компьютерные игры. По телевизору кричат, что дети тупеют от компьютерных игр, что подростки, проводящие много времени за Xbox’ом, деградируют. А вот профессор из Рочестерского университета утверждает – геймерство совершенствует многозадачность и пространственное мышление. Кроме того, логические компьютерные игры никак не назовешь «отупляющими».
Отношения
- Разговоры. «Привет, как дела?» – ненавидите эту фразу? Жалко время на «пустой» треп? Предпочитаете вести диалог строго по делу? С одной стороны похвально, но с другой, даже пустяковые беседы, «ни о чем», развивают когнитивные функции – речь, внимание и контроль.
- Секс. Это приятное во всех отношениях занятие повышает уровень серотонина в крови («гормон счастья», который, помимо прочего, повышает творческий потенциал) и уровень окситоцина («гормон доверия» – помогает человеку думать в новых направлениях и принимать смелые решения).
- Смех. Он, как и секс, – лучшее лекарство от многих болезней. Если вы длительное время занимаетесь напряженной интеллектуальной деятельностью, то не стоит, приходя с работы, браться за томик Шопенгауэра. Дайте мозгу отдых, включите хорошую комедию и от души посмейтесь.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
- Предки. В престижном журнале, посвященном социальной психологии, было опубликовано интересное исследование. Согласно ему, люди, которые думали о своих предках перед выполнением тестов на память, мышление и внимание, получали лучшие результаты, чем те, кто не вспоминал о бабушках и дедушках. Сложно сказать, насколько объективны доводы ученых, но знать свою генеалогию точно полезно.
А как вы тренируете мозг?
3.6. Способности мышления (мыслительные процессы)
Мышление
обычно определяется как опосредованное
— основанное
на раскрытии связей, отношений,
опосредовании — и обобщенное
познание объективной реальности1,
«процесс сознательного отражения
действительности в таких ее объективных
свойствах, связях и отношениях, в которые
включаются и недоступные
непосредственному чувственному
восприятию объекты»
В процессе мышления объект вступает в
новые связи
и отношения, проявляясь в новых свойствах
и качествах, из него
как бы «вычерпывается» все новое
содержание3.
Традиционная
классификация мышления связана с
разделением
его на наглядно-действенное,
наглядно-образное и словесно-логическое.
Основными
признаками наглядно-действенного
мышления являются,
во-первых, неразрывная связь с восприятием,
оперирование
только непосредственно воспринимаемыми
вещами и их
связями, которые даны в восприятии;
во-вторых, неразрывная
связь с прямым манипулированием вещами4,
принципиальная
невозможность реализовать поставленную
задачу без участия
практических действий5.
Наглядно-действенное мышление
направлено прежде всего на выявление
свойств предметов
и явлений, наиболее близко лежащих «к
поверхности», но скрытых
от непосредственного восприятия.
Наглядно-образное
мышление характеризуется
тем, что мыслительная
деятельность осуществляется на образном
материале. Наиболее
значительную роль в образном мышлении
играют зрительные,
слуховые и двигательные образы.
«Визуальное» мышление1
— это мышление зрительными образами,
в процессе которого
«оцениваются и определяются различные
взаимоотношения
между вступившими в противоречие
элементами и их комплексами,
рассматриваются возможные направления
развития
ситуации. Результатом этой работы может
быть порождение новых
образов, новых визуальных форм, несущих
определенную
смысловую нагрузку и делающих знание
структурным и видимым.
Эти образы отличаются автономностью и
свободой по отношению
к объектам восприятия»2.
Важной
особенностью образного мышления является
оперирование
образами, возникающими при опоре на
различные сенсорные
системы. К сожалению, эти вопросы в
психологии изучены
еще недостаточно.
Как
один из видов образного мышления можно
выделить пространственное
мышление как вид мыслительной деятельности,
обеспечивающий создание пространственных
образов и оперирование
ими в процессе решения различных задач.
Следует отметить,
что выявление пространственных свойств
и отношений возможно
только в ходе преобразующей деятельности.
В
отличие от третьего традиционно
выделяемого вида мышления
— словесно-логического,
функционирующего
в абстрактной вербальной
форме и осуществляемого при помощи
логических операций
с понятиями, в образном мышлении слова
используются только как средство
выражения выполненных в образах
преобразований.
По
характеру связи с практикой выделяются
практическое мышление,
совершающееся в практической деятельности
и направленное
на решение частных конкретных задач, и
теоретическое, связанное в основном с
нахождением общих закономерностей.
Однако следует отметить, что «интеллект
у человека един и
едины основные механизмы мышления, но
различны формы мыслительной
деятельности, поскольку различны задачи,
стоящие
в том или другом случае перед умом
человека. Именно в этом смысле
можно и должно говорить в психологии о
практическом и
теоретическом мышлении»1.
По
роду связей и отношений, отражаемых
мышлением, выделяются
эмпирическое мышление, характеризующееся
отражением
объектов со стороны их внешних связей
и проявлений, и теоретическое,
«отражающее внутренние связи объектов
и законы их
движения»2.
В
качестве специфического вида мышления
в зарубежной психологии рассматривается
эмоциональное
мышление, вызываемое
не с познавательной целью, а побуждениями
чувств и включающее
аффективное (эстетическое и религиозное)
и волевое мышление3.
По
параметру содержания труда, в
который включено мышление,
выделяется такой его специфический
вид, как техническое мышление, имеющее
трехкомпонентную понятийно-образно-действенную
структуру, где каждый из компонентов
занимает равноправное
место4.
В
качестве свойств мышления, характеризующих
особенности протекания
мыслительных процессов и обеспечивающих
продуктивность умственной деятельности,
выделяются следующие:
гибкость
(подвижность) мыслительных процессов,
связанная с изменением аспектов
рассмотрения предметов, явлений, их
свойств
и отношений5,
с умением изменить намеченный путь
решения задачи, если он не удовлетворяет
тем условиям, которые
вычленяются в процессе решения и не
могут быть учтены с
самого начала, проявляющаяся в активном
переструктурировании
исходных данных, понимании и использовании
их относительности;темп
развития мыслительных процессов1,
определяемый
минимальным числом упражнений,
необходимых для обобщения
принципа решения;
самостоятельность
— умение увидеть и поставить новый
вопрос,
а затем решить его своими силами;экономичность
мышления2,
определяемая числом логических
ходов (рассуждений), посредством которых
усваивается
новая закономерность;широта
ума — умение охватить широкий круг
вопросов в различных
областях знания и практики;глубина
— умение вникать в сущность, вскрывать
причины
явлений, предвидеть последствия;последовательность
мысли — умение соблюдать строгий
логический
порядок в рассмотрении того или иного
вопроса;критичность
— качество мышления, позволяющее
осуществлять
строгую оценку результатов мыслительной
деятельности, находить
в них сильные и слабые стороны, доказывать
истинность выдвигаемых
положений.
Вместе
с тем следует отметить, что большинство
так называемых
качеств ума относится не столько к
характеристикам продуктивности
собственно мыслительной деятельности,
сколько к свойствам
личности более высокого уровня,
обусловливающим продуктивность
познавательной деятельности в целом.
Как оценить свои мыслительные способности? – 9psy.ru
Психологами разработано огромное количество методик, позволяющих оценить уровень развития умственных способностей индивидуума, его способность мыслить аналитически, творчески подходить к решению поставленных задач. Тестирование помогает определить, какой тип мышления является для человека преобладающим, как быстро он способен принимать решения. Можно ли провести подобное исследование самостоятельно, и насколько верны будут его результаты? Предлагаем разобраться в этом вопросе.
Тесты на мышление представляют собой методики, позволяющие определить, как человек накапливает информацию и оперирует ею. Задания представлены различной степенью сложности, в зависимости от возраста испытуемых. Тестовые испытания позволяют оценить способность человека к обучению, его умение делать выводы, находить необычные решения проблемы.
Все используемые тесты условно можно разделить на две группы: вербальные и невербальные. К первым относятся задания, в которых испытуемому предлагается мыслительную деятельность осуществлять при помощи словоформ. Большинство из них представляют собой тесты, состоящие из нескольких вопросов. Среди представленного перечня ответов необходимо выбрать тот, который испытуемый считает верным. Данный тип заданий распространен среди тестов для оценки уровня интеллекта, способности мыслить логически или творчески.
В невербальных тестах материал представлен наглядно, в виде картинок, чертежей, графических или символических изображений. Среди наиболее популярных тестов, относящихся к данной группе, можно назвать «Прогрессивные матрицы Равена».
Подобные задания позволяют оценить уровень развития аналитического (абстрактного) мышления, которое сводится к систематизации свойств явлений или предметов, и объединению их в одну группу по совокупности признаков.
Невербальные тесты используются при оценке способности к пространственному типу. Этот вид мыслительной деятельности отвечает за создание трехмерных образов и оперирование ими при решении задач.
Содержание статьи
Для чего предназначены тесты?
Человеческое мышления успешно сочетает в себе все существующие типы, но у каждого индивида они развиты в той или иной степени. Методики для оценки дают возможность определить, какой вид является преобладающим. Тестирование позволяет оценить такие факторы, как скорость и эффективность мыслительных процессов.
Популярные методики позволяют оценить, насколько развит у человека тот или иной тип мышления:
- логическое,
- абстрактное,
- практическое,
- аналитическое,
- пространственное,
- творческое.
Существуют также тестовые задания, направленные на оценку специальных способностей: наблюдательности, умения выявлять закономерности. Наиболее известным тестом этой группы является “Куб Линка”.
Основные правила самотестирования
В сети интернет несложно отыскать подходящие тесты и пройти их самостоятельно. Чтобы результаты были максимально достоверными, нужно соблюдать ряд правил:
- Следите за временем при помощи секундомера.
- Используйте каждый тест только один раз.
- Не пользуйтесь ответами до того, как выполните все варианты.
- Оценивайте результат только по окончании тестирования.
- Не отвлекайтесь на посторонние дела, отключите телевизор и телефон.
- Проходите тест хорошо отдохнувшим и здоровым.
- Не пользуйтесь подсказками третьих лиц.
- Не задерживайтесь подолгу на одном задании, лучше вернуться к нему, если останется время.
- Ответы должны быть обдуманными, не стоит отмечать варианты наугад.
При тестировании маленького ребенка сначала объясните малышу, что от него требуется. В ходе тестирования помогайте наводящими вопросами, интересуясь, уверен ли он в правильности своего выбора. Обратите внимание на то, сколько времени он тратит на ответ.
Слишком долгая задержка над заданием говорит о наличии проблем с осмыслением или отсутствии интереса.
Чем отличаются тесты на определение уровня у детей разных возрастов?
Методики, позволяющие определить уровень развития образно-логического мышления ребенка, умения анализировать и обобщать, разрабатываются с учетом возрастных особенностей. Для малышей 4-5 лет тестирование проводится в виде игры. Выполнение задания оценивается по количеству времени на него затраченному. Тестирование позволяет определить, насколько уровень развития малыша соответствует его возрасту, способен ли он воспринимать и усваивать новую информацию.
Для диагностики уровня мышления школьников со второго по четвертый классы используются более сложные методики, позволяющие оценить логичность и гибкость, умение обобщать. Наиболее часто для данной возрастной группы используют тестирование:
- «Простые аналогии»,
- «Исключение лишнего»,
- «Изучение скорости».
Одним из наиболее популярных способов оценки развития интеллекта у детей является шкала Векслера. Тест имеет несколько вариаций, разработанных в соответствии с возрастными особенностями испытуемых.
Зачем нужно выявлять какой у человека склад ума?
Профессиональная деятельность индивидуума во многом определяется складом его ума. Если выбор специальности осуществляется с учетом особенностей мыслительной деятельности, человек легче справляется со своими обязанностями, ему проще строить карьеру. Склад ума нужно учитывать и родителям, определяя направление обучения своего чада.
Ребенку-гуманитарию сложно будет освоить программу, если ведущими дисциплинами в ней являются точные науки. Людям с аналитическим складом ума, напротив, сложнее даются предметы, требующие эмоционального осмысления. К ним относятся история, литература, иностранные языки, обществознание.
Синтетический склад ума тоже встречается достаточно часто. В этом случае индивид одинаково успешно использует абстрактное и аналитическое мышление.
Тесты для определения преобладающего типа
Психологи различают виды мышления по содержанию, характеру решения проблемы и степени оригинальности идеи.
- При предметно-действенном решение задачи осуществляется на основании ранее полученного опыта.
- Абстрактно-символическое опирается на общие и отвлеченные понятия. Этот тип позволяет решать задачи, при отсутствии тесного контакта с предметом изучения.
- Наглядно-образное предполагает зрительное представление ситуации и оперирование образами при решении поставленной задачи.
- Словесно-логическое или абстрактное не опирается на совокупность эмпирических данных, а оперирует понятиями и суждениями.
- Творческое порождает принципиально новые идеи для осознания и решения проблемы.
Существует несколько вариантов теста на определение преобладающего типа мышления. Каждая из версий представляет собой набор утверждений, из которых испытуемый должен отобрать те, которые наиболее ему подходят. Выбор осуществляется интуитивно и не требует осмысления. После прохождения тестирования подсчитывается количество ответов, свойственных тому или иному типу. Результат представлен диаграммой, в которой указано процентное соотношение. Максимальное значение указывает на преобладающий тип мышления.
К сведению! Еще одна категория, которую позволяет оценить данный тест это креативность, то есть способность мыслить нестандартно, творчески.
Как трактовать результаты самостоятельно?
При выборе задания для тестирования стоит обратить внимание на наличие инструкции, позволяющей пройти испытание и трактовать его результаты. Типовой тест представляет собой серию вопросов и перечень ответов (цифровых или словесных), среди которых тестируемый отбирает тот вариант, который считает верным. После того как поставленные задачи будут решены, можно переходить к интерпретации ответов. Сделать это можно, используя ключи. В большинстве тестов учитывается соотношение верных ответов к количеству вопросов и (или) временной интервал, за который был получен результат. Если в тесте оценивалась скорость мышления, то по окончании прохождения испытания нужно сравнить полученные показатели со шкалой, где количеству времени, затраченного на ответы, соответствуют определенные баллы.
По каким критериям выбираются тесты
Как уже было сказано, варианты тестовых заданий разрабатываются с учетом возрастных критериев. Для проверки уровня мышления малышей используются невербальные тесты. Для школьников младших классов и подростков разрабатываются отдельные методики, включающие как словесные вопросы, так и графические изображения.
Тестовые задания для взрослых и детей различаются степенью сложности. Выбор методики исследования зависит от того, каким образом будет проводиться испытание. Ряд материалов рассчитан только на индивидуальное исследование, использовать их при групповом тестировании не рекомендуется.
Выбор тестового задания зависит от уровня образования испытуемого, уровня культурных особенностей, а также состояния его здоровья. К примеру, людям с нарушением зрения, слуха и речи сложно использовать вербальные тесты, требующие словесного толкования или прочтения заданий. Человек, слабо владеющий языком, на котором проводится тестирование, тоже не сумеет понять суть подавляющего большинства вопросов.
Основным критерием выбора методики тестирования является её соответствие цели, с которой проводится испытание. Грамотно составленный тест должен помочь оценить способности индивида к освоению новой информации, обучению и применению полученных знаний. Тестирование позволяет понять, способен ли человек делать правильные выводы на основании частичных данных.
Насколько достоверны результаты тестирования?
Любые психологические тесты дают лишь приблизительную оценку, на их основании невозможно сделать 100% верный вывод. Если исследование показывает низкий результат, это вовсе не означает, что человек глуп. Возможно, он склонен мыслить нестандартно или просто невнимателен. Одним из самых ненадежных считается популярный тест Айзенка. Он неоднократно подвергался критике со стороны ученых, которые сочли многие задания некорректными.
Более достоверные результаты удается получить с использованием методик, разработанных Векслером, Амтхауэром, Кеттелом, Равеном. Когда речь идет о тестировании дошкольников и учеников младших классов, психологи советуют не волноваться из-за плохих результатов. На прохождение ребенком испытания могут повлиять такие факторы как перевозбуждение, усталость, нервозность.
Учебно-методическое пособие на тему: Мыслительные способности ребенка и ее развитие
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
РЕБЕНКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ
Одной из важнейших составных частей формирования творческой личности является развитие мыслительных способностей ребенка. Что же касается готовности к самостоятельным решениям, мыслительной активности, то эти качества воспитываются всем педагогическим коллективом, на каждом уроке, внеклассном и внешкольном мероприятии.
Необходимо развивать такие качества мышления школьника, как широта, глубина, критичность, самостоятельность, конструктивность, оригинальность, потому что нельзя сделать открытие, не освободившись от власти стереотипных, ставших привычными решений. Каждый ли учитель задумывается над этими вопросам? А сегодня повседневное внимание к ним стало жизненной необходимостью. Шаблонность, механистичность, автоматизм мышления – великие потери и для общества, потому что эти качества в конечном счете обусловливают замедление прогресса.
Решив больше внимания уделять развитию мышления учащихся, педагог должен отдавать себе отчет в том, что это прежде всего ставит его перед необходимостью проявлять терпение, выдержку, настойчивость, веру в потенциальные возможности ребенка. У одного учащегося ум живой, быстрый, способный на импровизацию, у другого – медлительный, но не исключено, что более основательный. Учитель порой торопит ученика с ответом, сердится, если тот медлит. Он требует от ребенка быстроты интеллектуальной реакции, а добивается в результате того, что ученик либо привыкает высказывать поспешные, но необоснованные суждения, либо уходит в себя.
Нужно развивать у школьника способность к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные комплексы мыслей, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными фактами и общими закономерностями. Критическая направленность ума предохраняет от поспешных обобщений, решений.
Важно сформировать у ребенка продуктивное мышление, т.е. способность к созданию новых идей, умение устанавливать связи между фактом и группами фактов, сопоставлять новый факт с ранее известными. Продуктивность мышления младших школьников проявляется пока в ограниченных масштабах. Но если ребенок вдвигает идею не новую для взрослых, но новую для себя что-то, пусть известное для других, — это уже показатель продуктивности мышления.
Учитель младших классов строит процесс обучения и воспитания в значительной мере по принципу, «делай, как я». И действительно, ребенку пример необходим, благодаря ему он узнает, как нужно поступать, каким должно быть поведение человека. Но нельзя долго задерживаться на этапе, когда ученик упражняется лишь в подражании. Ведь в жизни школьника бывают такие моменты, когда рядом нет никого, кто мог бы подсказать, как надо поступить. И сможет поступить правильно лишь в том случае, если обладает самостоятельностью мышления, нравственными принципами.
Время, в которое мы живем, требует от каждого творческого, инициативного подхода к делу.
Назначение урока – не только давать знания, но и побуждать школьников к самостоятельности. Надо воспитать людей самостоятельно мыслящих, обладающих способностью на основе ранее приобретенных знаний и представлений создавать собственное оригинальное суждение, идти к новым выводам.
Самостоятельность мышления нужна не только для того, чтобы делать научные открытия. Она нужна и для успешного идейно-нравственного развития человека.
Отсутствие самостоятельности и активности мысли приводит к тому, что у человека не складывается глубоких убеждений, нравственных принципов. Превращение знаний в убеждении не достигается передачей сведений и фактов от одного человека к другому, это результат большой мыслительной работы самого школьника, и эта работа должна стать для него необходимостью, постоянным, естественным процессом.
Способность к оригинальному решению, внесению нового в то, что существовало раньше, учитель порой не замечает. Это ведет к позднему выявлению таланта, постепенному затуханию мыслительных способностей, недостаточному их развитию.
Если не побуждать детей к изобретательности, смекалке, любые самые прекрасные задатки угаснут. Из того, кого в младших классах считали вундеркиндом, вырастет добросовестный исполнитель, а не творец.
Мышления ребенка неотделимо от его чувств, от образного видения мира. Его часто сравнивают с мышлением писателя, художника. Ребенок мыслит образами, и в этом великое преимущество его возраста. Живое чувство – главная пружина свободного полета мысли ребенка. Такая свободная игра мысли доставляет детям большое удовольствие. Но они избегают глубоких исследований, не расположены к длительному умственному развитию, напряжению. В целом особенности мышления ребенка младшего школьного возраста создают особенно благоприятные возможности для решения в комплексе задач интеллектуального, эмоционального и эстетического развития.
Одной из форм работы, позволяющей решать одновременно эти задачи, являются творческие сочинения. Например, ребята пишут сочинения на свободную тему. Но вот в чем беда: зная, что за каждую ошибку оценка снижается, дети пишут сочинения обычно короткими фразами, употребляя только те слова, в написании которых они не сомневаются. В результате чахнет их воображение, глохнет чувство языка. Лучше будет, если не ставить им отметки за эти сочинения, а обсуждать их коллективно и лучше отбирать для специально оформляемого в классе альбома творческих работ. Этот отбор проводят сами ребята. Благодаря этому удается повысить роль книги в формировании творческого потенциала детей. Предлагаю и другие виды творческих работ: ребенок пишет свой вариант заметки о работе класса в школьную стенгазету, отзыв о кинофильме, телевизионной передаче, о театральном спектакле, который весь класс посетил коллективно.
Строю уроки так, чтобы перед школьником постоянно возникала необходимость напрягать ум, мыслить, анализировать, обобщать факты, находить правильное решение, своими усилиями добиваться истины. Простой пересказ ребенком материала учебника недостаточен, необходимо осмысление фактов, а не простое их запоминание. Они побуждают детей отстаивать свою точку зрения, оценивать тот или иной поступок, событие, учат ребенка размышлять об окружающем, о себе, о своем поведении.
Радость, эстетические переживания – естественный возбудить работы мозга. Доказано, когда учение опирается только на работу интеллекта, возможности мозга по существу используются только наполовину. Психофизиологии пришли к заключению, что при односторонней загрузке левого полушария головного мозга, ведающего речевыми функциями и абстрактным мышлением, нередко уменьшается продуктивность умственного труда, возрастает опасность стресса. В таких случаях правое полушарие, управляющее образно-познавательным процессом, недостаточно нагружено. Оно, по мнению ученых, представляет собой важный, но мало используемый резерв. Перенапряжение левой половины мозга оказывает тормозящее воздействие на его работу в целом.
Необходимо повысить роль наглядных пособий, наряду со словесно-цифровой информацией широко использовать цветовую, музыкальную. Стимулировать работу правого полушария, а следовательно, в целом работу мозга можно, чаще бывая с детьми на природе, приобщая их к искусству. Вот и получается, что музыка, живопись помогают развитию не только образного, но и абстрактного мышления, логического. Сейчас у нас обучение использует в основном лишь возможности левого полушария, правое полушарие задействовано только на одну восьмую. Пока в обучении мало опоры на систему чувств, на эстетическое восприятие окружающей действительности.
Но во всем нужна разумная мера, в вызывании эмоций у ребенка особенно. Злоупотребление ими истощает его нервную систему. Ребенок всем существом своим обращен к новизне, он жаждет новых ярких впечатлений. Получая достаточное их количество, он растет живым, любознательным. Но если мы организуем жизнь ребенка так, что впечатлений у него слишком много, одно сменяет другое, он инстинктивно остерегается воспринимать что-либо глубоко, охраняет свою психику от истощения. Это ведет к скудности и бедности эмоций.
Нужны правильные пропорции в развитии интеллекта и чувств ребенка. Человек обладает огромным запасом интеллектуальной энергии, а используется она только частично. Многие школьники не приучены напрягать мысль, они если и думают, то вяло, поверхностно. Но не менее опасен и другой порок – когда ребенок чувствует неглубоко. А если в младших классах не уделялось достаточного внимания эмоциональному развитию, а также развитию мыслительных способностей через учебную деятельность позже упущенного не наверстаешь, как не оживишь засохшее дерево.
Как оценить мыслительные способности ученика
Умственные способности, мыслительные в том числе, с возрастом повышаются. Особенно интенсивен этот процесс до 5 лет жизни ребёнка: каждые 2-3 месяца в мышлении возникает нечто качественно новое.
В 14 лет мышление подростка не отличается от такового взрослого. Но не у всех изменения происходят в одинаковом темпе.
Бывает, что требуется за достаточно короткое время оценить мыслительные способности школьника. Что значит оценить? Это значит ответить на вопрос, а как данный ученик выглядит на фоне своей возрастной нормы. Норма – это уровень мыслительных способностей большинства ребят данного возраста.
Как оценить мыслительные способности ученика?
Для этого подойдёт шкала тестовых заданий для ориентировочного (особо подчеркнём это обстоятельство) определения «мыслительного возраста» школьника, приводимая Ю. З. Гильбухом. Представленная шкала поможет психологу или учителю хотя бы приблизительно определить «мыслительный возраст» того или иного ученика.
- Ориентировочная шкала состоит из отдельных годовых «уровней» (от 6 до 14 лет), каждый из которых представлен двумя элементарными тестами.
- Применяется индивидуально.
Инструкция по применению
- Первыми давать задания, соответствующие паспортному возрасту.
- Если ученик справился, даём задание следующего возрастного уровня. При выполнении обоих заданий теста предъявляем следующий уровень – и так, пока хотя бы один тест окажется для ученика непосильным. На этом останавливаемся.
- «Мыслительным возрастом» считается наивысший уровень, оба задания которого выполнены правильно. Это правило применяется в том случае, когда приходится от возрастной нормы двигаться не вверх, а вниз.
Стимульный материал на 6 лет
«Различия». Ученику предлагается сказать, в чём состоит различие между предъявляемыми им знакомыми предметами:
- птицей и собакой;
- ручкой и карандашом;
- деревом и стеклом.
Чтобы назвать эти различия, ребёнку придётся активизировать в репродуктивном воображении образы указанных предметов и, выделив в них различающиеся признаки, сравнить между собой.
Зачёт испытуемый получает при правильном ответе хотя бы на два вопроса из трёх. Причём неважно, называл ли он признаки обоих предметов («Птица летает, а собака бегает»), – достаточно, что указал на отличительную черту одного предмета, но так, что при этом было названо то отличие, о котором идёт речь («Птица может летать, а собака не может»). Вот ещё правильные ответы: «Собака не может клевать», «У птицы есть крылья».
Образцы правильных ответов по 2 и 3 заданиям.
- Ручка пишет мягкой пастой, а карандаш твёрдый
- Сквозь стекло можно смотреть, а сквозь дерево нельзя. Дерево горит, а стекло – нет. Стекло может разбиться.
Примеры неправильных ответов.
- Птица может двигаться быстрее, чем собака. Птица белая, а собака серая. Если собака подойдёт к птице, птица улетит. Собака гоняется за птицей. (последние два ответа неправильны потому, что указывают на взаимодействие между двумя животными, а не отмечают имеющиеся различия)
- Карандаш острый, а ручка нет.
- Стекло режет дерево. Стекло белое, а дерево коричневое.
Примеры сомнительных ответов (требующих уточнения):
- Это разные виды животных.
- Они выглядят по-разному.
«Аналогии». Ученикам предлагается закончить следующие суждения.
- Стол изготовляется из дерева, окно – из …
- Птица летает, а рыба — … .
- У палки конец тупой, а у ножа — ….
- Сантиметр короткий, а километр — ….
Для выполнения этого задания необходимо осознать параметр, по которому характеризуется первый предмет; тогда по этому параметру можно будет подобрать признак второго предмета. То есть это задание на анализ элементарных соотношений между предметами по их свойствам.
Правильные ответы:
- Из стекла. Из стекла и дерева.
- Плавает.
- Острый. Очень острый.
- Длинный. Длиннее.
Зачёт – минимум 3 правильных ответа.
Стимульный материал на 7 лет
«Подобия: два предмета». Ученикам предлагается определить, в чём схожи предметы в следующих парах:
- дерево и уголь;
- яблоко и абрикос;
- корабль и автомобиль;
- железо и серебро.
Правильные ответы.
- Оба горят. Дают тепло. Уголь поджигают деревом.
- Оба сочные (сладкие). Круглые. У обоих есть кожура.
- Перевозят пассажиров.
- Металлы.
Примеры неудовлетворительных ответов.
- Оба одинакового цвета.
- У них одинаковая кожура.
- Автомобиль движется по улице, корабль – по воде.
- Оба белого цвета.
Зачёт – минимум два правильных ответа.
«Аналогии — II». Как и в первой серии (для 6 лет) под этим названием здесь предлагается завершить ряд предложений.
- У кролика уши длинные, а у крысы – ….
- Снег белый, а уголь – ….
- У собаки шерсть, а у птицы – ….
- Волки – дикие животные, собаки – …
Зачёт – 2 правильных ответа.
Образцы:
- Короткие (неправильно: маленькие).
- Чёрный (неправильно: грязный).
- Перья (неправильно: крылья).
- Ручные, домашние (неправильно: добрые, безопасные, дружелюбные, спокойные)
Стимульный материал на 8 лет.
«Подобия и различия». Предлагается сказать, в чём приведённые пары предметов являются подобными, а в чём различаются:
- мяч и апельсин;
- самолёт и воздушный змей;
- море и река;
- стакан и чашка.
Зачёт – 3 правильных ответа.
Образцы приемлемых ответов.
- Оба круглые, но мяч – игрушка, апельсин – фрукт. Оба круглые, но мяч резиновый несъедобный, а апельсин можно есть.
- Оба могут летать, но змея поднимает ветер, а самолёт – двигатель.
- Море – это вода, и река – вода, но море не течёт, а река течёт.
- И то, и другое – посуда для напитков, но первый изготавливается из стекла, а вторая – из фарфора (непрозрачная).
Пример неудовлетворительных ответов.
- Мяч легче апельсина, но оба они круглые.
- Оба могут летать, но они разного цвета.
- В море воды много, а в реке мало.
- Оба круглые, но стакан разбивается, а чашка твёрдая.
«Завершение предложений». К трём словам нужно добавить четвёртое, чтобы закончить предложение.
- Трактор прошёл через …
- Новая кинолента вызвала …
- Дети встретились с большой …
- В жару хочется ,..
Это задание на анализ и синтез суждений, подвижность словесных ассоциаций.
Зачёт – 3 правильных ответа.
Образцы правильных ответов:
- Заносы, болото, заросли и т. п.
- Интерес, разочарование и т. п.
- Опасностью, автоколонной и т.п.
- Раздеться, напиться, искупаться и т. п.
Примеры неудовлетворительных ответов.
- Улицу, речку, много людей.
- Зрителей, кинотеатры, сеансы.
- Дружбой, тучей, книжкой.
- Не двигаться, сидеть
Продолжение на 9, 10, и 11 лет следует…
Есть идея: как улучшить мыслительные способности | Vogue Ukraine
Promotion
Знакомая ситуация? – Из головы вылетела вещь, которую, казалось бы, невозможно забыть: имя любимой актрисы или название легендарной группы, географическая точка или фамилия коллеги. Мы забываем названия книг, спектаклей и фильмов. Это все оттого, что мозг обрабатывает нереальное количество информации, и «оперативная память» страдает. Но есть идея, как все это поправить.
Практически все функции организма регулирует головной мозг. На его кровообращение влияют разные факторы, включая уровень артериального давления, скорость кровотока, состояние кровеносных сосудов. Если кровообращение ухудшается, возникают проблемы: ухудшение памяти, нарушение внимания, быстрая утомляемость, нарушения сна.
В детстве ребенок получает множество информации, которую нужно обработать, запомнить и усвоить. И чем старше становится ребенок, тем больше информации он получает. Детям особенно важно получать витамины, минералы и микронутриенты – вовремя и в нужном объеме. Получая достаточное количество витаминов, он становится уравновешенным, менее раздражительным, улучшает память и быстрее обрабатывает информацию.
Взрослые ежедневно потребляют и обрабатывают нереальное количество данных. Учеба, работа, соцсети, новости, интернет образуют перегруженное информационное пространство. Чтобы справиться, нужны серьезные ментальные ресурсы. Но ткани мозга тоже стареют – теряют тонус. Поддерживать их работу на должном уровне помогает специальная витаминная диета. Она повышает способность мозга восстанавливать клетки и насыщать их кислородом. Не говоря уже об общей пользе витаминов. Сильнее всего на работу головного мозга влияют витамины группы В, Омега 3, витамины С, D и Е, железо, цинк.
Витамин В1 помогает при проблемах с памятью, улучшает координацию, снижает утомляемость. Витамин В2 ускоряет умственные реакции, противодействует сонливости, слабости и головным болям. Витамин В3 помогает точнее хранить воспоминания, сосредоточенность, бодрое состояние. Витамин В5 отвечает за долгосрочные воспоминания, улучшая передачу информационных импульсов между соседними клетками головного мозга. Витамин В6 ускоряет мыслительные процессы, интеллекта. Нехватка витамина В6 вызывает тревогу, раздражительность, депрессию. Витамин В9 влияет на запоминание. Нехватка витамина В12 может вызвать проблемы с памятью и концентрацией, повышенную нервозность, депрессию, раздражительность, немотивированную усталость или даже агрессию.
Витамин С обладает антиоксидантными свойствами, защищает от разрушительных эмоциональных и физических перегрузок, помогает усваиваться витаминам из группы В.
Витамин D препятствует окислительным процессам и онкологическим заболеваниям мозга.
Нехватка витамина Р приводит к ломкости сосудов, что, в свою очередь, может привести к кровоизлиянию в мозг. Одним из основных внешних признаков нехватки витамина Р является кровотечение из носа и десен.
Омега 3 предохраняет поражение кровеносных сосудов мозга, сохраняет здоровье клеточной мембраны и облегчает взаимосвязь между нейронами, способствуют высокой умственной производительности. Когда уровень Омега-3 понижен, мозг старее быстрее, а у пожилых людей – и вовсе уменьшается в объеме.
Что касается железа, то, согласно последним исследованиям, в наибольшем количестве оно содержится в эритроцитах – и в клетках мозга. Там оно помогает генерировать импульсы в нервных синапсах (место контакта между двумя нейронами), поддерживает функции гипоталамуса. Нехватка железа у детей грозит гиперактивностью и дефицитом внимания.
Цинк важен для отделов мозга, отвечающих за концентрацию внимания и памяти. Недополучая цинк, кора головного мозга начинает давать сбой, что может выражаться в галлюцинациях, эпилептических припадках, нарушении обоняния и потере вкуса.
Улучшить кровообращение головного мозга помогает питание. Важно наполнить рацион рыбой (лосось, форель, скумбрия, тунец, семга дикого вылова), морепродуктами (креветками, гребешками, крабами, мидиями, устрицами). Полезны орехи, соевые бобы, семена льна, тыквы, подсолнечника. Помогут в работе мозга масла — оливковое, тыквенное, хлопковое, льняное, канола (канадские сорта рапсового масла). А также ягоды – брусника, черника, красная смородина, клюква.
Отлично работает шоколад с какао минимум 60 %. В нем присутствует достаточно много триптофана – аминокислоты, из которой происходит образование серотонина, гормона, предотвращающего развитие мигреней и депрессии. Кофе активирует мыслительные процессы, улучшает память, справляется с усталостью. Зеленый чай нормализует давление, а антиоксиданты, содержащиеся в нем, помогают предотвратить старение клеток мозга.
Важный активатор работы мозга — глюкоза. Это лучший источник энергии для нервных клеток. Глюкоза из рафинированных углеводов быстро попадает в кровь, но также быстро концентрация сахара в крови «тает». Поэтому для пополнения организма глюкозой лучше выбирать полисахариды из сложных углеводов – цельнозерновых злаков, овощей и фруктов.
Недостаточная активность щитовидной железы или недостаток йода в рационе может спровоцировать у детей серьезное отставание в физическом и умственном развитии. При этом страдает не только мозг ребенка, но и слух, зрительная память и даже речь.
Немецкая торговая марка Orthomol разработала несколько витаминных комплексом, которые помогают активировать работу мозга: Orthomol Junior Omega для детей, Orthomol Mental и Quickcap Brain — для взрослых.
Orthomol Junior Omega plus («Джуниор Омега Плюс») предназначен для детей с 4-х лет. Это комплекс витаминов, предназначенный того, чтобы повысить способность к умственному восприятию и переработке информации, развитию памяти, воображения и логики. Комплекс рассчитан на 30 дней и включает 90 фруктовых ирисок (по 3 ириски ежедневно). Дети обычно едят их с удовольствием.
Orthomol Junior Omega plus («Джуниор Омега Плюс»)
В составе: витамины Е, С, В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), ниацин, B6, Фолиевая кислота, В12, Биотин, Пантотеновая кислота; минералы и микроэлементы: магний, железо, цинк; незаменимые жирные кислоты: Омега-3.
Orthomol Mental («Ортомол Ментал») показан для работы мозга, памяти, центральной нервной системы. Это один из лучших в своем роде комплексов, который содержит все необходимые витамины и микроэлементы. Комплекс рассчитан на 30 дней приема. Суточная порция — 1 пакетик порошка и 1 пакетик с капсулами со вкусом манго.
Orthomol Mental («Ортомол Ментал»)
В составе: фосфолипиды; витамины: A, C, E (содержит альфа- и гамма-токоферол), B1, B2, Ниацин, B6, B12, D, фолиевая кислота, пантотеновая кислота, биотин; минеральные вещества и микроэлементы: магний, цинк, селен; экстракты: зеленого чая, гинкго билоба, виноградных косточек, Омега-3-жирные кислоты, коэнзим Q10, L-карнитин.
Quickcap Brain («КвикКап Брейн») — ортомолекулярный витаминный комплекс с бодрящим вкусом зелёного чая. Он тонизирует, активизирует работу мозга и нервной системы, обеспечивает приток бодрости и хорошее настроение, улучшает мыслительные. Комплекс рассчитан на 7 дней приема.
В составе: витамины: B1, В2, ниацин, B6, B12, пантотенова кислота; магний, экстракты мaтe, гуараны, зеленого чая, кофеин, экстракт родиолы розовой, насыщенные жирные кислоты, сахар, белок, соль.
Важно
Прием витаминов и лекарств лучше не начинать без консультации врача: некоторые из них влияют на кровообращение; некоторые содержат компоненты, которые могут вызвать индивидуальную непереносимость; некоторые составляющие препаратов могут вызвать аллергию. Врач, у которого человек наблюдается постоянно, знает особенности организма и правильно порекомендует прием препаратов.