Образ жизни стиль жизни качество жизни: 9. Основные понятия экологии человека. Экологический кризис. Глобальные загрязнители объектов окружающей среды. – Качество и стиль жизни – базовые категории

9. Основные понятия экологии человека. Экологический кризис. Глобальные загрязнители объектов окружающей среды.

Экология
человека — комплексная
эколого-социально-экономическая отрасль
знаний, где все социальные, экономические
и природные условия рассматриваются
как одинаково важные составляющие среды
жизни человека, обеспечивающие разные
стороны его потребностей.

Экология
человека включает:

социальную
экологию;

экологические
опасные факторы (ЭОФ), включающие
химические (химическое загрязнение
среды), физические (электромагнитные,
радиоактивные, вибрационные, шумовые,
световые, тепловые), биологические
(биологическое загрязнение, заражение
среды, источником которого служат живые
организмы и живые переносчики),
механические (твердые отходы, мусор)
факторы.

Экологический
кризис

это устойчивое наруше­ние равновесия
между обществом и природой, прояв­ляющееся
в деградации
окружающей природной сре­ды
 —
с одной стороны, и 


неспособности
государствен­ных управленческих
структур выйти из создавшегося состояния
и восстановить равновесие
 общества
и при­роды — с другой стороны.

Главные
загрязнители: 
1.
CO2 – парниковый эффект. 
2.
CO – баланс верхних слоев атмосферы. 
3.
NxOy (N20, NO, N2O3, NO2, N2O5) – смог, респираторные
заболевания. 
4.
SO2. 
5.
Фосфаты (гидросфера). 
6.
Тяжелые металлы Hg, Pb. 
7.
Нефть и нефтепродукты. 
8.
Пестициды. 
9.
Радиация. 
Технологические
причины глобального загрязнения: 
1.
Осваивание невозобновимых и возобновимых
природных ресурсов. 
2.
Строительные и горные работы. 
3.
Сжигание топлива. 
4.
Производство минеральных удобрений. 
5.
Развитие химической промышленности. 
6.
Несовершенство технологий. 

10. Образ жизни: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Здоровый образ жизни. Двигательная активность и здоровье.

Образ
жизни — определенный тип жизнедеятельности
людей, включающий в себя совокупность
различных видов деятельности, поведение
людей в повседневной жизни.

Уровень
жизни (уровень благосостояния)
характеризует размер и структуру
потребностей. Это — количественные
показатели условий жизни. Уровень жизни
определяется размером валового продукта,
национальным доходом, реальными доходами
населения, обеспеченностью жильем,
медицинской помощью, показателями
здоровья населения.

Стиль
жизни — индивидуальные особенности
поведения в повседневной жизни.

Качество
жизни — качество тех условий, в которых
осуществляется повседневная
жизнедеятельность людей (качество
жилищных условий, питания, образования,
медицинской помощи).

Здоровый
образ жизни (ЗОЖ) — термин, который
применяется все чаще. Самое простое
определение ЗОЖ — все то, что благотворно
влияет на здоровье. Следовательно, в
понятие ЗОЖ входят все положительные
стороны деятельности людей: удовлетворенность
трудом, активная жизненная позиция,
социальный оптимизм, высокая физическая
активность, устроенность быта, отсутствие
вредных привычек, высокая медицинская
активность и т.д.

Физическая
активность является одним из важнейших
факторов, оказывающих положительное
влияние на рост и развитие организма
на всех этапах, начиная с внутриутробного
периода и кончая глубокой старостью.
Вследствие изменившихся условий жизни
и производственной деятельности
большинство населения в настоящее время
испытывает дефицит двигательной
активности, т.е. гиподинамию. За последние
100 лет физическая нагрузка на человеческий
организм уменьшилась более чем в 90 раз.
Мышечная нагрузка необходима человеку.
Без работы мышц не может нормально
функционировать ни одна из систем
организма. Мышцы не только являются
основой опорно-двигательного аппарата,
но и тесно связаны с работой внутренних
органов. Снижение физической активности
заметно влияет и на психоэмоциональное
состояние. Гиподинамия относится к так
называемым большим, или главным, факторам
риска здоровью. Недостаточная двигательная
активность приводит к многочисленным
отрицательным изменениям в организме
(ухудшается функция центральной нервной
системы, слабость опорно-двигательного
аппарата, снижение естественной
устойчивости организма, нарушение
обмена веществ), что, в конечном итоге,
приводит к ожирению, ишемической болезни
сердца, остеохондрозу, атеросклерозу
и многим другим заболеваниям. Занятия
физкультурой, соответствующие возрасту,
состоянию здоровья, уровню физической
подготовленности, повышают устойчивость
организма к инфекциям, изменениям
атмосферных параметров, стрессам;
задерживают процессы старения; стимулируют
интеллектуальную деятельность; укрепляют
опорно-двигательный аппарат; тренируют
сердечно-сосудистую и дыхательную
систему; активизируют эмоциональную
сферу.


Оптимальный
физиологический уровень ежесуточного
расхода энергии на мышечную деятельность
составляет 2 000…4 800 ккал, но даже если
человек тратит на физическую тренировку
2 000 ккал в неделю, то значительно снижается
вероятность, например, сердечно-сосудистых
заболеваний.

Физическая
активность является важнейшей составляющей
здорового образа жизни. Оптимальными
(кроме ежедневной утренней гимнастики)
считаются еженедельные занятия физической
культурой не менее 2… 3 раз по 45… 60 мин.
Минимальной суточной физической
нагрузкой считается мышечная работа,
эквивалентная 10 км спокойного пешего
хода. Для пожилых людей эта дистанция
уменьшается до 5…7 км. Виды физических
упражнений очень разнообразны: ходьба,
бег, плавание, коньки, велосипед,
гимнастика, волейбол, теннис и др.


Качество и стиль жизни – базовые категории

Жизнь - стиль и качествоОбраз жизни нормального человека включает три базовые категории: уровень, качество и стиль жизни.

Жизненный уровень определяет количественную сторону жизненных условий, размер, структуру духовных, материальных потребностей людей. В него входят доходы, обеспеченность медпомощью, жильем, продолжительность свободного, рабочего времени, уровень образования и другое.

Уровень жизни – главным образом экономическая категория. Она являет собой  степень удовлетворения потребностей в духовных, материальных, культурных ценностях.

Качество жизни относится к категории, включающей в себя сочетание условий состояния здоровья и жизнеобеспечения. Они позволяют достичь психического, социального, физического благополучия, самореализации.

Жизненный стиль определяют особенности поведения определенного человека, группы людей. Жизненный стиль – также признак самостоятельности, индивидуальности, способность позиционировать себя как личность согласно собственным представлениям об интересной, полноценной жизни.

Уровень, качество жизни носят по большей части общественный характер. А последний фактор индивидуализирован.

Поэтому здоровье человека зависит главным образом от стиля жизни, носящего персонифицированный характер. Стиль жизни определяется также личными наклонностями, национальными, историческими традициями (менталитетом, мировоззрением).

Поведение многих направлено на удовлетворение личных потребностей. Все личности характеризуются индивидуальным способом удовлетворения своих желаний. А посему поведение разное у всех людей, зависящее главным образом от воспитания.

Что касается понятий качество и стиль жизни, то первое находится в прямой зависимости от последнего. Потому что качество вашей жизни напрямую зависит от выбранного вами стиля жизни. То есть от манеры вашего поведения, выбранного способа удовлетворения потребностей.

Здоровый стиль жизни относится к неотъемлемым составляющим категории «образ жизни». Включены сюда позитивные условия человеческой жизнедеятельности, уровень культуры (включая поведенческую), гигиенические навыки, позволяющие сохранять, укреплять здоровье.

Все это способствует предупреждению нарушений здоровья, обеспечивает условия, поддерживающие оптимальное качество жизни.

Иными словами, ключевой момент в соотношении качество и стиль жизни это именно здоровый стиль существования. Причем здоровый, не только в физическом, но и в духовном, моральном плане.

Если на физически здоровый стиль жизни в настоящее время приходится модная тенденция, то о духовном здоровье большинство людей не беспокоятся.

Чем полезен стиль жизни, направленный на здоровый образ бытия и каким образом он влияет на качество существования?  Такой стиль жизни необходим:

  • для выполнения всех общественных, бытовых функций в оптимальном человеческом режиме;
  • для укрепления, сохранения здоровья
  • для воплощения психологических, социальных, физических возможностей, раскрытия личностного потенциала;
  • для активного долголетия, продления своего рода.

В противовес общим убеждениям, здоровый стиль жизни включает не только правильное питание, физическую активность и воздержание от различных злоупотреблений, вредных привычек. Он включает также:

  • рациональную организацию учебной (трудовой) деятельности;
  • правильный режим отдыха, труда;
  • рациональное питание;
  • рациональную организацию свободного личного времени;
  • подходящий двигательный режим;
  • закаливание, соблюдение норм личной гигиены;
  • сексуальная культура;
  • соблюдение правил психогигиены;
  • планирование семьи;
  • профилактика агрессии, нервных срывов, депрессии;
  • контроль показателей здоровья.

Понятие качество и стиль жизни – многоплановое и охватывает все слои нашего существования и может служить интегральным, обобщающим показателем.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

68-69 Образ жизни

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ

Образ
жизни
— это
деятельность или актив­ность людей,
которые определенным образом реагируют
на условия жизни. Он указывает на то,
как люди относятся к усло­виям жизни,
как связаны с ними и используют их.

Образ жизни классифицируется по 3
критериям:

1. по характеру активности: физическая,
интеллектуальная;

2. по сфере активности: трудовая,
нетрудовая;

3.
по виду активности: производственная,
со­циальная, культурная, образовательная,
деятельность в быту, медицин­ская и
другие виды активности.

С образом жизни связаны понятия «уклад
жизни», «уровень жизни», «качество
жизни», «стиль жизни», но которые не
заменяют этого понятия.

«Уровень жизни» (или уровень
благосостояния) характеризует размер
и структуру материальных и духовных
потребностей, то есть количественные,
поддающиеся измерению параметры, условий
жизни: размеры валового продукта,
национального дохода, обеспеченность
жильем, отдыха, медицинской помощью,
по­казатели здоровья населения и др.

«Уклад жизни» — это порядок
общест­венной жизни, труда, быта,
отдыха и т.д., в рамках которого проходит
жизнедеятельность людей. Это временной
регламент явлений обществен­ной
жизни.

«Стиль жизни»



, как правило, относят
к индивидуальным осо­бенностям
поведения как одного из проявлений
жизнедеятельности. Сюда же причисляют
и индивидуальные особенности образа
мыслей, стиля мышления.

«Ка­чество жизни», включает
по­казатели уровня жизни, уклада,
стиля жизни. Этот термин можно использовать
как характеристику качественной стороны
условий жизни — качество жилищных
условий, питания, образования, медицинской
помо­щи т.д.

Комплексные социально-гигиенические
исследования, включающие и клинико-социальные
исследования, установили связь социальных
условий и показателей здоровья населения.

Различия в обеспечен­ности жильем и
в размере жилой площади не оказывали
прямого влияния на состояние здоровья.
Вместе с тем, деятельность в связи с
такими факторами, как внутрисе­мейные
отношения, психологический климат,
распределение и использо­вание
материальных возможностей и т.п.,
непосредственным образом влияли на
различ­ные показатели здоровья.

Например, частота заболеваний пневмонией
де­тей в неполных семьях в 4 раза выше,
чем в полных. Напряженные отношения в
семье, неблагоприятный психоэмо­циональный
климат способствуют возникновению и
более тяжелому течению некоторых
болезней у детей и подростков: в таких
семьях в 2,3 раза больше детей с язвенной
болезнью желудка и в 1,7 раза — с
гастродуоденитами.

Режим дня членов семей — один из комплексных
по­казателей, характеризующих образ
жизни. Нарушение режима способствует
возникновению и отрицательно воз­действует
на течение различных заболеваний,
способствует развитию дефектов и
от­ставанию физического и интеллектуального
развития у детей, отрицательно влияет
на другие показатели здоровья.

Доказано влияние неблаго­приятного
режима труда и отдыха, отсутствия
стабильных режимов питания, чередования
работы и отдыха, совместно с другими
факторами риска, на заболеваемость
раком желудка, гортани, легкого, крови.


Эти примеры подтверждают мнение о
непосредственном влиянии на здоровье
образа жизни, и особен­но это касается
медицинской активности (это понятие
предложено Ю.П.Лисицыным по аналогии с
другими формами активности — трудовой,
социальной, физической и др.).

Доказательство превалирующего воздействия
на здоровье факторов образа жизни и,
прежде всего медицинской активности,
рассматривается как признак решающей
роли социального опосредования
общественного здоровья и как основа
мер по стратегии здравоохранения —
формирования здорового образа жизни
как базы профилактического направления.

Здоровый образ жизни — это наиболее
типичная деятельность, для конкретных
социально-экономических, поли­тических,
экологических и прочих условий,
направленная на сохранение, улучшение
и укрепление здоровья. В таком понимании
здоровый образ жизни включает:

1) форму образа жизни,

2) условия, способствующие реализации
и развитию других форм и проявлений
образа жизни, направленных на охрану и
улучшение здоровья населения.

Нет такого вида и способа деятельности,
которые бы в своих позитивных проявлениях
не формировали здоровый образ жизни.
Следовательно, в деятельности по охране
и улучшению здоровья, в гигие­ническом
воспитании нужно учитывать многообразие
воздействий, усло­вий и факторов,
определяющих характер и уровень здоровья
человека, группы людей и населения.

Определено два направления формирования
здорового образа жизни:

1. Создание, развитие, активизация
позитивных для здо­ровья условий,
факторов, обстоятельств, т.е. формирование
потенциала общественного здоровья
(Health promotion).

2. Преодоление, уменьшение факторов
риска.

Ключом к ним можно рассматривать
медицинскую актив­ность.



Схема формирование здорового образа
жизни:

1.Создание
и развитие факторов здоровья: трудовой
активности, физического и душевного
комфорта, экологической активности,
высокой физической активности,
сбалансированного питания; устроенности
быта и семейных отношений; высокой
медицинской активности и т.д.;

2.
Преодоление факторов риска: низкой
трудовой активности, дискомфорта,
психической напряженности, низкой
социальной активности, загрязнения
внешней среды, низкой экологической
активности; гиподинамии; несбалансированного
питания; потребления алкоголя, курения,
низкой медицинской активности и т.д..

Оба эти аспекта взаимно связаны, но
на практике дело ограничивается
лишь борьбой с факторами риска. Проблема
заключается в конкретных программах
формирова­ния здорового образа жизни
и их реализации, в том числе и через так
называемые «программы здоровья».

ВОЗ представила рекомендации по
преодолению факторов риска и формированию
здорового образа жизни.
Например, для
профилактики ИБС ВОЗ рекомендует
проведение следующих мер:

1) правильное питание — для снижения
уровня холестерина в крови и преду­преждения
тучности;

2)отказ от курения;

3) сокращение количества потреб­ляемой
соли и алкогольных напитков, раннее
выявление повы­шения кровяного
давления и борьба с ним;

4) поддержание нормальной мас­сы тела
и регулярные физические упражнения как
составная часть по­вседневной жизни;

5)снижение уровня социального и
профессионального стресса.

Если к этому добавить конкретные
рекомендации относительно са­мого
трудного для реализации пункта о
«снижении уровня социального и
профессионального стресса», а также
необходимость строгого соблюдения
индивидуальных медицинских,
медико-психологических требований, то
перечисленное можно определить как
универсальную меди­цинскую программу
формирования здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни
должно быть основным на­правлением
социальной политики в области
здравоохранения, вклю­чающим в себя
профилактику, особенно первичную.
На этом направлении должны базироваться
федеральные комплексные программы
укрепления здоро­вья, республиканские,
территориальные. Они должны вклю­чать
в себя меры гигиенического воспитания,
борьбу с факторами риска, активи­зацию
физической культуры, программы здо­ровья.

Профилактическое направление
здравоохранения должно стать основой
во всех программах здоровья. В них должны
быть предусмот­рены совместные
действия местной администрации,
учреждений здравоохранения, про­свещения,
культуры и др. Осуществление мер первичной
профилактики должно стать обязанностью
всей сети лечебно-профилакти­ческих
учреждений, особенно служб первичной
медико-санитарной по­мощи.

Пропаганда здорового образа жизни
должна акцентироваться не столько на
санитарном про­свещении, сколько на
обучении восприятию гигиенических
навыков, правил и норм поведения и
активном их проведении в жизнь. В период
реформиро­вания здравоохранения
ослаблено внимание к профилактике и
программам формирования здорового
образа жизни. Существенным препятствием
для успешного развития программ
формирования здорового образа жизни
остается низкая гигиеническая и
медицинская культура значительной
части населения.

2

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ — ОЗЗ, Биоэтика — статьи, больницы

ОБРАЗ ЖИЗНИ  И ЗДОРОВЬЕ

 

Образ жизни — это деятельность или актив­ность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни. Он указывает на то, как люди относятся к усло­виям жизни, как связаны с ними и используют их.

Образ жизни классифицируется по 3 критериям:

1. по характеру активности: физическая, интеллектуальная;

2. по сфере активности: трудовая, нетрудовая;

3. по виду активности: производственная, со­циальная, культурная, образовательная, деятельность в быту, медицин­ская и другие виды активности.

С образом жизни связаны понятия «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни», но которые не заменяют этого понятия.

«Уровень жизни» (или уровень благосостояния) характеризует размер и структуру материальных и духовных потребностей, то есть количественные, поддающиеся измерению параметры, условий жизни: размеры валового продукта, национального дохода, обеспеченность жильем, отдыха, медицинской помощью, по­казатели здоровья населения и др.

«Уклад жизни» — это порядок общест­венной жизни, труда, быта, отдыха и т.д., в рамках которого проходит жизнедеятельность людей. Это временной регламент явлений обществен­ной жизни.

«Стиль жизни», как правило, относят к индивидуальным осо­бенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Сюда же причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления.

«Ка­чество жизни», включает по­казатели уровня жизни, уклада, стиля жизни. Этот термин можно использовать как характеристику качественной стороны условий жизни — качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помо­щи т.д.

Комплексные социально-гигиенические исследования, включающие и клинико-социальные исследования, установили связь социальных условий и показателей здоровья населения.

Различия в обеспечен­ности жильем и в размере жилой площади не оказывали прямого влияния на состояние здоровья. Вместе с тем, деятельность в связи с такими факторами, как внутрисе­мейные отношения, психологический климат, распределение и использо­вание материальных возможностей и т.п., непосредственным образом влияли на различ­ные показатели здоровья.

Например, частота заболеваний пневмонией де­тей в неполных семьях в 4 раза выше, чем в полных. Напряженные отношения в семье, неблагоприятный психоэмо­циональный климат способствуют возникновению и более тяжелому течению некоторых болезней у детей и подростков: в таких семьях в 2,3 раза больше детей с язвенной болезнью желудка и в 1,7 раза — с гастродуоденитами.

Режим дня членов семей — один из комплексных по­казателей, характеризующих образ жизни. Нарушение режима способствует возникновению и отрицательно воз­действует на течение различных заболеваний, способствует развитию дефектов и от­ставанию физического и интеллектуального развития у детей, отрицательно влияет на другие показатели здоровья.

Доказано влияние неблаго­приятного режима труда и отдыха, отсутствия стабильных режимов питания, чередования работы и отдыха, совместно с другими факторами риска,  на заболеваемость раком желудка, гортани, легкого, крови.

Эти примеры подтверждают мнение о непосредственном влиянии на здоровье образа жизни, и особен­но это касается медицинской активности (это понятие предложено Ю.П.Лисицыным по аналогии с другими формами активности — трудовой, социальной, физической и др.).

Доказательство превалирующего воздействия на здоровье факторов образа жизни и, прежде всего медицинской активности, рассматривается как признак решающей роли социального опосредования общественного здоровья и как основа мер по стратегии здравоохранения — формирования здорового образа жизни как базы профилактического направления.

Здоровый образ жизни — это наиболее типичная деятельность, для конкретных социально-экономических, поли­тических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. В таком понимании здоровый образ жизни включает:

1) форму образа жизни,

2) условия, способствующие реализации и развитию других форм и проявлений образа жизни, направленных на охрану и улучшение здоровья населения.

Нет такого вида и способа деятельности, которые бы в своих позитивных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Следовательно, в деятельности по охране и улучшению здоровья, в гигие­ническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, усло­вий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.

Определено два направления формирования здорового образа жизни:

1. Создание, развитие, активизация позитивных для здо­ровья условий, факторов, обстоятельств, т.е. формирование потенциала общественного здоровья (Health promotion).

2. Преодоление, уменьшение факторов риска.

Ключом к ним можно рассматривать медицинскую актив­ность.

    Схема формирование здорового образа жизни:

1.Создание и развитие факторов здоровья: трудовой активности, физического и душевного комфорта, экологической активности, высокой физической активности, сбалансированного питания; устроенности быта и семейных отношений; высокой медицинской активности и т.д.;

2. Преодоление факторов риска: низкой трудовой активности, дискомфорта, психической напряженности, низкой социальной активности, загрязнения внешней среды, низкой экологической активности; гиподинамии; несбалансированного питания; потребления алкоголя, курения, низкой медицинской активности и т.д..

Оба эти аспекта  взаимно связаны, но на практике дело ограничивается лишь борьбой с факторами риска. Проблема заключается в конкретных программах формирова­ния здорового образа жизни и их реализации, в том числе и через так называемые «программы здоровья».

ВОЗ представила рекомендации по преодолению факторов риска и формированию здорового образа жизни. Например, для профилактики ИБС ВОЗ рекомендует проведение следующих мер:

1) правильное питание — для снижения уровня холестерина в крови и преду­преждения тучности;

2)    отказ от курения;

3) сокращение количества потреб­ляемой соли и алкогольных напитков, раннее выявление повы­шения кровяного давления и борьба с ним;

4) поддержание нормальной мас­сы тела и регулярные физические упражнения как составная часть по­вседневной жизни;

5)    снижение уровня социального и профессионального стресса.

    Если к этому добавить конкретные рекомендации относительно са­мого трудного для реализации пункта о «снижении уровня социального и профессионального стресса», а также необходимость строгого соблюдения индивидуальных медицинских, медико-психологических требований, то перечисленное можно определить как универсальную меди­цинскую программу формирования здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни должно быть основным на­правлением социальной политики в области здравоохранения, вклю­чающим в себя профилактику, особенно первичную. На этом направлении должны базироваться федеральные комплексные программы укрепления здоро­вья, республиканские, территориальные. Они должны вклю­чать в себя меры гигиенического воспитания, борьбу с факторами риска, активи­зацию физической культуры, программы здо­ровья.

Профилактическое направление здравоохранения должно стать основой во всех программах здоровья. В них должны быть предусмот­рены совместные действия местной администрации, учреждений здравоохранения, про­свещения, культуры и др. Осуществление мер первичной профилактики должно стать обязанностью всей сети лечебно-профилакти­ческих учреждений, особенно служб первичной медико-санитарной по­мощи.

Пропаганда здорового образа жизни должна акцентироваться не столько на санитарном про­свещении, сколько на обучении восприятию гигиенических навыков, правил и норм поведения и активном их проведении в жизнь. В период реформиро­вания здравоохранения ослаблено внимание к профилактике и программам формирования здорового образа жизни. Существенным препятствием для успешного развития программ формирования здорового образа жизни остается низкая гигиеническая и медицинская культура значительной части населения.

Качество и стиль жизни – базовые категории




 

Образ жизни нормального человека включает три базовые категории: уровень, качество и стиль жизни.

 

Жизненный уровень определяет количественную сторону жизненных условий, размер, структуру духовных, материальных потребностей людей. В него входят доходы, обеспеченность медпомощью, жильем, продолжительность свободного, рабочего времени, уровень образования и другое.

 

Уровень жизни – главным образом экономическая категория. Она являет собой степень удовлетворения потребностей в духовных, материальных, культурных ценностях.

 

Качество жизни относится к категории, включающей в себя сочетание условий состояния здоровья и жизнеобеспечения. Они позволяют достичь психического, социального, физического благополучия, самореализации.

 

Жизненный стиль определяют особенности поведения определенного человека, группы людей. Жизненный стиль – также признак самостоятельности, индивидуальности, способность позиционировать себя как личность согласно собственным представлениям об интересной, полноценной жизни.

 

Уровень, качество жизни носят по большей части общественный характер. А последний фактор индивидуализирован.

 

Поэтому здоровье человека зависит главным образом от стиля жизни, носящего персонифицированный характер. Стиль жизни определяется также личными наклонностями, национальными, историческими традициями (менталитетом, мировоззрением).

 

Поведение многих направлено на удовлетворение личных потребностей. Все личности характеризуются индивидуальным способом удовлетворения своих желаний. А посему поведение разное у всех людей, зависящее главным образом от воспитания.

 

Что касается понятий качество и стиль жизни, то первое находится в прямой зависимости от последнего. Потому что качество вашей жизни напрямую зависит от выбранного вами стиля жизни. То есть от манеры вашего поведения, выбранного способа удовлетворения потребностей.

 

Здоровый стиль жизни относится к неотъемлемым составляющим категории «образ жизни». Включены сюда позитивные условия человеческой жизнедеятельности, уровень культуры (включая поведенческую), гигиенические навыки, позволяющие сохранять, укреплять здоровье.



Все это способствует предупреждению нарушений здоровья, обеспечивает условия, поддерживающие оптимальное качество жизни.

 

Иными словами, ключевой момент в соотношении качество и стиль жизни это именно здоровый стиль существования. Причем здоровый, не только в физическом, но и в духовном, моральном плане.

 

Если на физически здоровый стиль жизни в настоящее время приходится модная тенденция, то о духовном здоровье большинство людей не беспокоятся.

 

Чем полезен стиль жизни, направленный на здоровый образ бытия и каким образом он влияет на качество существования? Такой стиль жизни необходим:

 

ü Для выполнения всех общественных, бытовых функций в оптимальном человеческом режиме;

ü Для укрепления, сохранения здоровья

ü Для воплощения психологических, социальных, физических возможностей, раскрытия личностного потенциала;

ü Для активного долголетия, продления своего рода.

В противовес общим убеждениям, здоровый стиль жизни включает не только правильное питание, физическую активность и воздержание от различных злоупотреблений, вредных привычек. Он включает также:

 

· Рациональную организацию учебной (трудовой) деятельности;

· Правильный режим отдыха, труда;

· Рациональное питание;

· Рациональную организацию свободного личного времени;

· Подходящий двигательный режим;

· Закаливание, соблюдение норм личной гигиены;

· Сексуальная культура;

· Соблюдение правил психогигиены;

· Планирование семьи;

· Профилактика агрессии, нервных срывов, депрессии;

· Контроль показателей здоровья.

Понятие качество и стиль жизни – многоплановое и охватывает все слои нашего существования и может служить интегральным, обобщающим показателем.

 

Дееспособность — способность человека не только выполнять определенные действия и деятельность, но и нести за них ответственность.

 

3. Уровень физической подготовки.

Ход и результаты физического и умственного развития каждого ребенка непосредственно влияют на состояние их здоровья и наоборот: состояние здоровья влияет на конечный результат физического и умственного развития, обусловливает выбор приемов и методов общего и специального нагрузки, социально — психологического и физического воспитания.




 

Понятие здоровья можно определить как оптимально уравновешенный естественное состояние организма, который находится в гармонии с окружающей средой и не имеет каких-либо болезней.

 

Здоровое состояние человека объективно определяется по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей. Все эти показатели в определенной степени зависят от наследственности, возраста, пола, условий воспитания, климатических и географических условий жизни.

 

С целью оценки состояния здоровья детей используются такие показатели, как общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость, индекс здоровья, процент тех кто длительно и часто болеющих, распространенность и структура заболеваемости, процент лиц с нормальным физическим развитием и лиц, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии; распределения детей по группам здоровья.

 

Интегральную характеристику заболеваемости детей разного возраста и пола, как альтернативы здорового состояния, дают показатели общей заболеваемости, которая учитывает распространенность всех возможных заболеваний, как острый так и хронический характер среди детского населения определенного региона (района, города, государства) за определенный период времени. Эти данные получают на основании анализа обращений за медицинской помощью (по записям врачей в медицинских карточках), либо на основании обработки результатов массовых медицинских осмотров детей и подростков.

 

Общая заболеваемость формируется многими факторами, среди которых с и общий уровень здоровья населения (в том числе генетическое здоровье), социальные, экологические, санитарно — гигиенические и даже организационные факторы. Кроме того, общая заболеваемость имеет возрастные и половые особенности и зависит от качества воспитания (в том числе физического), от соблюдения здорового образа жизни, от личного сознательного отношения каждого человека к своему здоровью.

 

Существуя социально-экономические проблемы современного украинского общества, вместе с морально-психологическим кризисом в сознании широких слоев населения, привели к расцвету нездоровых тенденций в отношении людей к своему здоровью, к здоровью своих потомков. Злоупотребления алкоголя, курение, наркомания стали очень распространенными даже среди школьников, в том числе среди младших школьников как парней так и девушек. За последние 15 лет Украина достигла рекордной скорости распространения синдрома приобретенного имуннодефициту (СПИДа) и с 2002 г. занимает четвертое место в мире по количеству больных этим заболеванием. В Украине воцарился туберкулез, онкологические болезни, сердечно-сосудистые заболевания. По данным литературы (А. В. Антоник, В. И. Антоник, 2004; И. П. Антоник, В. И. Антоник, 2006; В. Г. Грибан, 2005, и др.), средняя продолжительность жизни людей в Украине за период 1992 — 2003 годов уменьшилось на 5 лет и теперь не превышает 67 лет (в Днепропетровской области — 59 лет). Среди выпускников современных школ значительно уменьшился процент здоровых детей, а уровень физического развития у большинства из них оценивается преимущественно как «низкий» и «ниже среднего». Еще более неутешительные данные приводит А. А. Дробинська (2003) согласно которых среди современных детей больше 45% имеют хронические болезни, травмы или пороки развития. Среди причин этого является как генетически обусловлены, так и такие, которые связаны с нездоровым образом жизни родителей, или с прямым действием негативных экологических факторов среды.

 

 

Проведенные авторами пособия исследования общей заболеваемости школьников Кривого Рога за 1997-2002 годы на базе 4-х общеобразовательных Саксаганского района (СШ № 19, 91, 107 и 120) свидетельствуют о том, что в среднем за год наибольшая частота заболеваемости имеет место у детей первого класса (табл. 18). Полученные данные также указывают, что каждый мальчик, или девочка 6-7 лет болеют за год более 2-х раз. В 2-3 классах частота заболеваний уменьшается до 1,09-1,35 раза. Наименьшая частота заболеваний в 5-6 классах, а начиная с 7 класса вновь возрастает. Особой разницы в частоте заболеваний ребят не обнаружено.

 

В практической деятельности педагогов, в том числе воспитателей физической культуры, важное значение имеет обладание экспресс-методами оценки состояния соматического Здоровье детей, или оценки их физического развития. С этой целью целесообразно прежде всего оценивать адаптационный потенциал организма, например, по методу, предложенному P. М. Баевскому с соавт. (1988). Согласно этой методике, наиболее чувствительным индикатором адаптации организма является состояние системы кровообращения. Именно кровеносная система наиболее чутко реагирует на изменение приспособительных возможностей организма, на развитие и протекание защитных реакций.Известно, что переход от состояния здоровья к болезни, от нормы к патологии является процессом постепенного снижения степени адаптации организма к условиям окружающей среды (снижением адаптационного потенциала).











Как легко улучшить качество жизни

kachestvo-zhiznikachestvo-zhizniКачество жизни влияет на степень нашей удовлетворенности жизнью. Как  улучшить качество жизни уже сегодня? Как изменить жизнь, чтобы стать счастливее?

Человечество помешалось на успехе. Оно стремимся к нему любыми путями, в надежде, что потом, попутно с ним, изменит качество своей жизни. Но однажды, проснувшись с утра, мы больше не чувствуем себя собранными и счастливыми, готовыми к новым свершениям. Более того, на  на фоне определенных жизненных успехов, мы почему-то чувствуем разочарование. И только тогда может прийти понимание, что мы живем, как зомби, проходя каждый день одним и тем же путем, что у нас мало жизненной энергии и мы не испытываем энтузиазма по поводу своего будущего.

Такие состояния периодически посещают нас независимо от наших условий, возраста, степени нашей осознанности и образованности.

Зиг Зиглар — популярный американский автор, как — то сказал (недословно): » факт остается фактом… Если ваша цель номер один — уровень жизни, то нужно признать, что качество вашей жизни почти никогда не улучшается. Если же целью является улучшение качества жизни, то уровень жизни неизменно улучшается.

Мы должны признать, что иногда наша жизни течет не по нашему сценарию. И ничего  с этим нельзя поделать.  И на самом деле качество нашей жизни больше связано с основополагающими привычками. Поэтому, улучшая их, мы можем изменить  качественно нашу жизнь.

Что же такое качество жизни?

Многие из нас путают два различных понятия: уровень жизни и качество жизни. Уровень жизни соответствует нашим доходам. Да, он оказывает определенное влияние на качество нашей жизни, но все же не в полной мере. Потому что, качество жизни является суммарной величиной, зависящей от нашего состояния нашего здоровья, счастья, досуга и дохода.

Как  улучшить качество жизни?

kachestvo-zhiznikachestvo-zhizni

Так или иначе, есть определенные способы, которые могут помочь нам положительно изменить нашу жизнь уже сегодня. И здесь существует один секрет: хорошие привычки повышают качество вашей жизни.

5 хороших душевных привычек для того, чтобы качественно изменить свою жизнь

  1. Улыбайтесь. Даже когда находитесь в стрессе. Эксперты говорят, что минимальное время, затраченное на улыбку в день должно быть не менее 15- 20 минут.
  2. Ежедневно благодарите. Даже, если вам кажется, что не за что. Иногда мы начинаем понимать, как нам было хорошо, только когда потеряем. Нужно благодарить Бога, Вселенную за то, что у нас есть каждый день.
  3. Старайтесь дарить  любовь людям, которые с вами. Просто обнимите их и скажите, как вы и х любите и цените.
  4. Медитируйте. Это прекрасное средство для повышения уровня счастья. Для достижения этой привычки достаточно будет 15 минут в день. Нужно просто сидеть с  закрытыми глазами и находиться в состоянии «здесь и сейчас», концентрируясь на своих ощущениях: движение воздуха, скольжение солнечного лучика, тепло, прохладу, звуки, окружающие вас.
  5. Ежедневное обучение. Найдите учебный ресурс, который вам нравится и развивайтесь по интересующей вас теме. Делайте это 15 — 30 минут каждый день.

Качество нашей жизни напрямую связано со здоровьем нашего физического тела, которое нуждается в подпитке, отдыхе и физических нагрузка.

5 хороших  привычек для нашего тела, которые изменят жизнь к лучшему

1.  Завтрак. Я буду банальной, если скажу, что завтрак — это топливо для нашего организма. Но это еще не все. Есть гораздо больше положительных эффектов от этого каждодневного и не побоюсь этого слова, приятного действа. Исследования показали, что у завтракающих людей снижается риск развития диабета 2 типа. Завтрак помогает нам улучшить память и снизить вес а также снизить уровень плохого холестерина. Не будем зацикливаться на том, что он должен быть сбалансированным и питательным.

2. Поддержание водного баланса. Мы на 60 % состоим из воды. Это так опосредовано. Потому что различные органы содержат разное количество воды.

Многие люди не пьют воду . Одним не нравится ее вкус. Другим никто не говорил о важности потребления воды.  Может быть вам родители с лучших побуждений покупали соки, газированные напитки, все что угодно , но не воду. У меня, например, были соседи, которые не признавали никакого другого напитка, кроме молока.  Но ведь это совершенно неправильно. Ведь для нормального функционирования организма, для правильного протекания обменных и других процессов, организм нуждается в воде. Сколько нужно пить воды, читайте здесь.

3. Сбалансированное питание. Еще один принцип. Именно оно обеспечивает наш организм полезными витаминами и минералами. Для этого нужно кушать достаточно зелени, овощей и фруктов. Часто же наше питание напоминает какие — то бесконечные «американские гонки». Ага , сегодня мы хотим похудеть, завтра мы хотим поправиться. Сегодня я хочу съесть 1кг торта, мороженого, пиццы. А завтра я сяду на диету . А питаться правильно нужно не для веса, а для здоровья. А ваш идеальный вес будет просто приятным побочным эффектом.

4. Физические упражнения.

Это еще один столп здоровья. Бывает так, что нам недоступны какие-то специальные тренировки. Но, например, прогулка является вполне доступным средством. Спецы говорят, наша норма — 10000 шагов в день. Эффект — подтянутое тело и тренированное сердце.

5. Полноценный сон

Это также одна  из важных составляющих здорового образа жизни, которая  волшебным  образом  влияет на ее качество. При недостатке отдыха и сна организм не может «убрать» различные «поломки» , которые накопились  в течение дня. Если нет ремонта, работаем на резервах . Это долго продолжаться не будет. Хотим жить долго и счастливо, налаживаем свой сон. Cколько человеку нужно спать, читайте здесь.

Жизненные привычки, которые улучшат качество вашей жизни

kachestvo-zhiznikachestvo-zhizni

1. Устанавливайте качественные достижимые и перспективные цели.  Сразу оговорюсь. К целям нужно возвращаться каждый день. Их можно и нужно корректировать согласно жизненному сценарию. Иначе можно довести себя до невроза. Это нужно делать постоянно.

2.Управление временем. Мы занимаемся им все в большей или меньшей степени. Если выписать на бумаге дела по степени важности, то можно немножко убрать стресс со своей жизни, став более организованным.

3. Ищите вдохновение. Для многих людей вдохновляющими являются картинки. Найдите вдохновляющие вас фотографии и наблюдайте их каждый день в течение 15-20 минут.

4.Чаще релаксируйте. Особенно, когда испытываете стресс. Лишний стресс губителен. И мы должны активно заботиться об организме в этом плане.

5. Внимание на доходы. Нужно вырабатывать хорошие привычки по отношению к деньгам. Несколько важных принципов.

  • Экономить 20 % вашего дохода.
  • Отслеживайте расходы и проводите аудит.
  • Старайтесь не выходить за рамки своего бюджета. Для этого нужно взять ежемесячный бюджет и распределить его на ежедневный бюджет.

6. Привычка к отдыху.

К отдыху нужно относиться также ответственно, как и к работе и достижениям. Организовывайте место отдыха так же, как свое рабочее место. Можно потратить несколько минут на наведение порядка. Но жизнь стане гораздо лучше. Вы стразу это отметите.

7.Старайтесь вносить посильный положительный вклад в жизнь других людей. Это сделает жизнь лучше и радостнее не только этим людям, но и лично вам. Иногда ваше время — это лучший подарок для некоторых людей.

8. Общайтесь.

9.Сделайте то, чего вы боитесь и то, что долго откладываете.

Попробуйте внедрить эти привычки в свою жизнь, и вы увидите, что качество вашей жизни станет неизменно лучше.

 

Здоровья вам, молодости и процветания .

 


Поделиться новостью в соцсетях

 

2.6. Понятие о здоровом образе жизни

Анализируя
выше изложенные факты, становится ясно,
что не менее важное значение в современных
условиях имеет и образ
жизни

показатель, указывающий, как человек
реализует окружающие его условия
жизнедеятельности для своего здоровья.

Образ
жизни —

биосоциальная категория, интегрирующая
представления об определенном типе
жизнедеятельности человека и
характери­зующаяся его трудовой
деятельностью, бытом, формой удовлетворения
материальных и духов­ных потребностей,
правилами индивидуального и общественного
поведения. Иначе говоря, образ жизни —
это «лицо» индивида, отражающее в
то же время уровень общественного
прогресса.

Говоря
об образе жизни, следует помнить, что
хотя он в значительной степени обусловлен
социально-экономическими условиями, в
то же время во многом зависит от мотивов
деятельно­сти конкретного человека,
от особенностей его психики, состояния
здоровья и функциональных возможностей
организма. Этим, в частности, объясняется
реальное многообразие вариантов образа
жизни различных людей. Образ жизни
че­ловека включает три категории:
уровень жизни, качество жизни и стиль
жизни.

Уровень
жизни

это в первую очередь эко­номическая
категория, представляющая степень
удовлетворения материальных, духовных
и куль­турных потребностей человека.
Под качеством
жизни

понимают степень комфорта в удовлетво­рении
человеческих потребностей (преимущественно
социальная категория). Стиль
жизни

характеризует поведенческие особенности
жизни человека, т.е. определенный
стандарт, под который подстраивается
психология и психофи­зиология личности
(социально-психологическая категория).

Если
попытаться оценить роль каждой из
категорий образа жизни в формировании
инди­видуального здоровья, то можно
заметить, что первые две эквипотенциальны,
т.к. носят обще­ственный характер.
Отсюда понятно, что здоро­вье человека
будет в первую очередь зависеть от стиля
жизни, который в большой степени носит
персонифицированный характер и
определяется историческими и национальными
традициями (менталитет) и личностными
наклонностями (образ).

Поведение
человека направлено на удов­летворение
потребностей. При более или менее
одинаковом уровне потребностей,
характерном для данного общества, каждая
личность характе­ризуется своим,
индивидуальным способом их удовлетворения,
поэтому поведение людей раз­ное и
зависит в первую очередь от воспитания.

Наиболее
полно взаимосвязь между обра­зом
жизни и здоровьем выражается в понятии
здоровый
образ жизни

(ЗОЖ).

Здоровый
образ жизни

— это такая деятельность людей, которая
направлена на профилактику заболеваний,
укрепление и сохранение здоровья.
Здоровый образ жиз­ни объединяет все,
что способствует выполнению человеком
профессиональных, общественных и бытовых
функций в оптимальных для здоровья
условиях и выражает ориентированность
дея­тельности личности в направлении
формирова­ния, сохранения и укрепления
как индивидуаль­ного, так и общественного
здоровья. Практика показала, что
формирование здорового образа жизни с
раннего детства является фундаментом
хорошего здоровья в зрелом возрасте.

К
сожалению, в иерархии потребностей,
удовлетворение которых лежит в основе
челове­ческого поведения, здоровье
находится далеко не на переднем плане,
а по сути своей именно оно должно стоять
на первом месте, т.е. должно стать
первейшей потребностью. Особенно это
касается молодых людей, которые, пока
еще здоровы, о здоровье не думают (нет
потребности в его со­хранении и
укреплении) и лишь потом, растратив его,
начинают ощущать выраженную потреб­ность
в нем. Отсюда понятно, насколько важно,
начиная с самого раннего возраста,
воспитывать у детей активное отношение
к собственному здо­ровью, понимание
того, что здоровье — самая ве­личайшая
ценность, дарованная человеку При­родой.

В основе здорового
образа жизни лежат как биологические,
так и социальные принципы. К биологическим
относятся:

  • образ
    жизни должен быть возрастным;

  • образ
    жизни должен быть обеспечен энерге­тически;

  • образ
    жизни должен быть укрепляющим;

  • образ
    жизни должен быть ритмичным;

  • образ
    жизни должен быть аскетичным.

К социальным
принципам можно отнести;

  • образ
    жизни должен быть эстетичным;

  • образ
    жизни должен быть нравственным;

  • образ
    жизни должен быть волевым;

  • образ
    жизни должен быть самоограничитель­ным.

Реализация
этих принципов весьма слож­на, часто
носит противоречивый характер и не
всегда приводит к желаемому результату,
что обусловлено прежде всего тем, что
в нашем госу­дарстве пока еще не
выражена в достаточной степени
положительная мотивация здоровья, что
здоровье в обществе, в первую очередь
в силу низкой культуры, не встало на
первое место в ие­рархии человеческих
потребностей. И очевидно, что самым
главным в реализации здоровья дол­жен
быть примат человеческой ценности
(человек должен быть мерой вещей).

По современным
представлениям основными компонентами
ЗОЖ являются:

  1. достаточная
    двигательная активность, обеспечивающая
    суточную потребность организма в
    движениях;

  2. закаливание,
    способствующее повышению сопротивляемости
    организма неблагоприятным воздействиям
    внешней среды и заболеваниям;

  3. рациональное
    питание, сбалансированное по набору
    жизненно необходимых веществ;

  4. соблюдение
    режима дня с учётом динамики индивидуальных
    биоритмов, гигиена умственного труда;

  5. личная
    гигиена;

  6. психогигиена,
    направленная на формирование умения
    управлять своими эмоциями и профилактику
    невротических состояний;

  7. сексуальное
    воспитание, профилактика заболеваний,
    передающихся половым путём;

  8. отказ
    от вредных привычек — курения, употребления
    алкоголя и наркотиков;

  9. грамотное
    экологическое поведение;

  10. безопасное
    поведение дома, на улице, на работе,
    учёбе и т.д., обеспечивающее предупреждение
    травм и отравлений.

В то же время
сложившаяся система школьного образования
не формирует должной мотивации к
здоровому образу жизни. Действи­тельно,
большинство людей знают, что курить,
пить и употреблять наркотики вредно,
но очень многие взрослые привержены
этим вредным при­вычкам. Никто не
спорит с тем, что надо дви­гаться,
закаляться, но большинство взрослых
людей ведут малоподвижный образ жизни
и бо­ятся холодной воды. Неправильное,
нерацио­нальное питание приводит к
увеличению числа людей с избыточным
весом и всеми вытекающи­ми последствиями.
Трудности современной жиз­ни оставляют
весьма мало места для положи­тельных
эмоций.

Изложенное
позволяет сделать вывод о том, что
«знания» взрослых людей о здоровом
образе жизни не стали их убеждениями,
что нет мотивации к заботе о собственном
здоровье. Проведенное Г.К. Зайцевым
(1995) исследование показывает, что и среди
старшеклассников по­нимание здорового
образа жизни в основном сводится к
хорошо известным положениям: Больше
двигаться! Беречь нервы! Закаляться! Не
пить и не курить! и т.д. Далее автор
отмечает, что хотя важность таких
рекомендаций не вызы­вает сомнений
и что они запечатлены в памяти детей,
они, тем не менее, не стали для многих
из них руководством в поведении. По
мнению авто­ра, это связано с тем, что,
во-первых, рекоменда­ции по здоровому
образу жизни насаждаются де­тям чаще
всего в назидательной категорической
форме и не вызывают у них положительных
эмо­циональных реакций, а во-вторых,
сами взрослые редко придерживаются
указанных правил в по­вседневной
жизни, и дети хорошо это видят. Ав­тор
отмечает также, что для старшеклассников
в подходе к собственному здоровью
характерна стратегия предупредительного
характера (сохранить здоровье), и почти
совсем не просле­живаются вопросы,
связанные с формированием здоровья,
решение которых, как известно, требу­ет
от человека значительных волевых усилий.
И именно школа должна способствовать
воспитанию у детей привычек, а затем и
потребностей к здоровому образу жизни,
формированию навы­ков принятия
самостоятельных решений в отно­шении
поддержания и укрепления своего
здоро­вья.

Большой
интерес представляет региональ­ная
программа пропаганды ЗОЖ Фонда Сороса,
составной частью которой является
программа обучения здоровому образу
жизни, предназна­ченная для средних
школ стран Центральной и Восточной
Европы (руководитель и разработчик
программы С. Шапиро). Главной идеей
данной программы служит представление
здоровья как «единого целого»,
состоящего из взаимозависи­мых частей.
Схематически эта идея представлена в
виде стилизованного цветка, стебель и
стержень которого отражает духовный
аспект здоровья, а пять лепестков —
соответственно физический, эмоциональный,
интеллектуальный, социальный и личностный
аспекты.

Под
физическим аспектом понимаются в первую
очередь физиологические процессы,
про­текающие в организме, под
интеллектуальным — то, как усваивается
информация, касающаяся здоровья.
Эмоциональный аспект означает по­нимание
своих чувств и умение выражать их.
Со­циальный аспект подразумевает
осознание себя как полезной части
социума, личностный — осознание себя в
качестве самореализующейся лично­сти.

Рассмотрим некоторые
компоненты ЗОЖ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *