Определения логистики разных авторов: Вы точно человек? – Логистика — Википедия
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Определение логистики
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т.д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Рассмотрим некоторые определения ЛОГИСТИКИ.
1. Логистика — наука об организации совместной деятельности сотрудников функциональных ключевых подразделений предприятия, а также группы предприятий по продвижению продукции по цепи поставок на основе интеграции и координации функций по обслуживанию потребителей в целях минимизации общих затрат ресурсов предприятия.
2. Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации.
3. Логистика — организация и управление производством, транспортировкой, хранением и перевалкой товаров, а также относящимися к ним вспомогательными процессами и принятие решений на месте для того, чтобы предоставить в распоряжение клиентов нужные товары в желаемый срок и в нужном количестве.
4. «Логистика — это планирование, организация и контроль всех видов деятельности по перемещению и складированию, обеспечивающих прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления» (Барлоу).
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
5. «Логистика изучает товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей, т. е. процессы перемещения и складирования товаров. Она координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт. Логистика позволяет оптимизировать потоки продукции и информации внутри и вне предприятия. Создает возможности улучшения деятельности сотрудников подразделений предприятия с целью снижения уровня общих затрат. Следовательно, в логистике речь идет о внутрифирменной оптимизации связанных с производством и покупателями потоков материалов и товаров.
6. Логистика занимается вопросами оптимального сокращения складских мощностей, запасов сырья и материалов, а также уменьшением числа складов готовой продукции» (Х.Й. Фольмут).
7. «Логистика представляет собой комплексное планирование и управление потоками материалов, запасных частей и готовой продукции, включая необходимый информационный поток, с целью ускорения общего потока и минимизации общих затрат» (Г. Зомерер).
8. Логистика — это гармонизация интересов участников процесса движения продукции, форма оптимизации рыночных связей, т. е. совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и экономических компромиссов с целью получения синергического эффекта.
9. Логистика — процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.
10. Под логистикой подразумевается планирование, управление и обеспечение поступающего на предприятие, движущегося внутри его и исходящего из предприятия материального потока, а также сопутствующих потоков — информационного и финансового. Под логистикой подразумеваются также само физическое движение материалов или компонентов от поставщиков через производственное предприятие к конечным потребителям в нужный срок, с нужным уровнем качества, партиями нужного объема и по возможности с наиболее низкими издержками.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
11. Под логистикой также понимается корпоративная деятельность предприятий по интеграции всех процессов, связанных с достижением определенных целей бизнеса.
Логистика — деятельность по планированию, выполнению и контролю физического перемещения материалов, готовой продукции и относящейся к ним информации от места их производства к месту потребления в целях удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли.
12. Концепция логистики — система взглядов на повышение эффективности функционирования логистических систем предприятия. Концепция логистики реализуется на основе системного подхода. С помощью концептуального планирования намечаются пути, определяющие успех проекта. Концепция обеспечивает единство и согласованность действий всех функциональных подразделений предприятия. Она показывает направление, в котором следует развивать логистическую систему предприятия. Для этого на предприятии определяются долгосрочные цели логистической деятельности.
Сотрудники функциональных подразделений предприятия должны принимать активное участие в разработке концепции. Это не только усиливает степень их мотивации к согласованной работе, но также, благодаря внедрению новых идей, может улучшить содержание самой концепции. Структурные элементы концепции логистики приведены на рисунке:
Объект исследования логистики — это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено специалистом по логистике, например: материальные потоки, потоковые процессы, процесс выполнения заказов потребителей, процесс продвижения продукции по цепи поставок или любая комбинация из них.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Предмет исследования логистики — это деятельность специалистов по логистике по управлению, планированию, организации, контролю, регулированию, учету процесса продвижения продукции и услуг. Таким образом, обобщая выше перечисленные толкования понятия «логистика», делаем вывод, что Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Цель логистики считается достигнутой, если нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место.
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ : Логистика
В логике термин
«понятие» обозначает мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы
некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфичным для них
признакам.
Если рассмотреть
в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них
будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными
потоками. *
В отечественной и
зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку
понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным
потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими,
финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах.
Появились такие термины, как банковская логистика, информационная логистика и
ряд других.
Термин логистика
начинает использоваться в ситуациях, связанных с четким планированием
согласованной последовательности действий. Например, прибывшему на симпозиум
участнику в европейской гостинице могут предложить обратиться к менеджеру по
логистике для выяснения дальнейшей программы действий, или диктор телевидения в
разделе криминальной хроники может отметить, что у названной группы
преступников имелась хорошо налаженная система логистики.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Расширение сферы
применения логистики, которое наблюдается в 80-е и, особенно, в 90-е годы,
объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными потоками.
Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки
управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако
основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно
материальными потоками.
Настоящий курс
рассматривает логистику как теорию и практику управления материальными и
связанными с ними информационными потоками.
Прежде чем давать
определение логистике, наглядно представим себе процесс управления
материальным потоком. В качестве простого физического примера возьмем струю
воды, текущую из крана. Управлять этим потоком можно с помощью различных
действий — закрыв или открыв кран, добавив горячую или холодную воду. Можно
переключить кран смесителя на душ, а можно с помощью гибкого шланга направить
поток воды в любую сторону. В результате перечисленных действий изменяются
интенсивность потока, его направление: меняется качественная характеристика,
температура, при распылении струи через душевую сетку изменяется структура.
Несмотря на
многообразие материальных потоков, циркулирующих в экономических системах,
управление ими, в принципе, аналогично управлению струёй воды:
— «открыли кран»
— от поставщика к покупателю пошел товар;
— «открыли кран»
больше — усилили поставки;
— «закрыли кран»
— прекратили поставку.
Можно изменить
адресата — поток пойдет по другому пути, можно изменить качественный состав
потока, поменяв ассортимент поставляемых товаров и т. д.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Несмотря на
определенное сходство рассмотренных объектов, управление материальными
потоками в экономических системах, конечно же, намного сложнее. Кроме
непосредственных операций с материальным потоком (погрузки, разгрузки, транспортировки
и т. п.), оно включает в себя:
— различные
коммерческие операции, в результате которых появляется договоренность сторон о
прохождении потоков и об их параметрах;
— поиск
рациональных форм транспортно-экспедиционного обслуживания получателей грузов;
— определение
оптимальных путей, по которым должны пойти материальные потоки, а также мест,
где они будут временно аккумулироваться, а также многие другие виды работ.
Подробно состав
деятельности, которая осуществляется с целью доведения материального потока
до потребителя, рассматривается во второй главе.
Управление
материальным потоком, как и любым другим объектом, складывается из д в у
х ч а с т е й :
— принятие
решения;
— реализация
принятого решения.
Для того, чтобы
принимать обоснованные решения по управлению материальными потоками,
необходимы определенные знания. Деятельность по выработке этих знаний относят к
логистике; соответственно большая группа определений трактует логистику как
науку или научное направление: логистика — междисциплинарное научное
направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения
эффективности материальных потоков (38).
Как наука
логистика ставит и решает следующие задачи (42):
— прогноз спроса
и, на его основе, планирование запасов;
— определение
необходимой мощности производства и транспорта;
— разработка
научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального
управления материальными потоками;
— разработка
научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими
операциями в пунктах производства и у потребителей;
-
построение различных вариантов математических моделей функционирования
логистических систем;
— разработка
методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования,
сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.
Выработанные
наукой знания позволяют принимать обоснованные решения в области управления
материальными потоками. Для практической реализации принятых решений нужны
конкретные действия. Поэтому другая группа определений рассматривает логистику
как хозяйственную деятельность: логистика — направление хозяйственной
деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в
сферах производства и обращения (38).
Рассмотрим
принципиальную схему сквозного материального потока — основного объекта
логистики, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного
потребителя (рис. 1). Весь путь движения материалов на этой схеме можно
разделить на два больших участка:
– на первом
участке движется продукция производственно-технического назначения;
– на втором –
изделия народного потребления.
Качественный
состав потока по мере продвижения по цепи меняется. Вначале между источником
сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производствами,
движутся, как правило, массовые однородные грузы. В конце цепи материальный
поток представлен разнообразными готовыми к потреблению товарами. Внутри
отдельных производств также имеют место материальные потоки. Здесь между
цехами или же внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки,
полуфабрикаты.
Рис. 1.
Принципиальная схема материального и информационного потоков
В ходе
логистического процесса материальный поток доводится до предприятия, затем
организуется его рациональное продвижение через цепь складских и
производственных участков, после чего готовая продукция доводится до
потребителя в соответствии с заказом последнего.
Перечисленные
виды деятельности по управлению разнокачественными материальными потоками
составляют содержание логистики, которую одноименный терминологический словарь
определяет следующим образом: логистика (logistics) — наука о планировании,
контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными
и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и
материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки
сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя
в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи,
хранения и обработки соответствующей информации.
Настоящее
определение, как следует из его содержания, трактует логистику как науку. Как
хозяйственная деятельность логистика представлена в следующем определении:
логистика — процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и
готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам
до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип
уплаты денег — получения денег).
Настоящая
трактовка понятия логистики чаще встречается в зарубежной литературе.
На первый взгляд,
логистика несколько упрощает экономические процессы, останавливая свое внимание
лишь на материальных потоках. Однако, такое упрощение позволяет ставить и
решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного
источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к
конечному потребителю. Абстрагирование от ряда факторов и выделение
материального потока в качестве объекта исследования и управления позволяет
проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогнозировать их
поведение, существенно сокращая при этом размерность задач моделирования, а
также открывает новые возможности формализованного исследования экономических
процессов.
На объект
логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиции маркетолога,
финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим
объясняется многообразие определений понятия логистики. Анализ зарубежной и
отечественной литературы (например, литература 10, 25, 35, 36, 38, 42) показал,
что сегодня под логистикой понимается:
— новое
направление в организации движения грузов;
— теория
планирования различных потоков в человеко-машинных системах;
— совокупность
различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в
нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
— интеграция
перевозочного и производственного процессов;
— процесс
планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до
потребления;
— форма
управления физическим распределением продукта;
— эффективное
движение готовой продукции от места производства до места потребления;
— новое научное
направление, связанное с разработкой рациональных методов управления
материальными и информационными потоками;
— наука о
рациональной организации производства и распределения.
В ряде
определений подчеркивается высокая значимость творческого начала в решении
задач логистики: логистика — это искусство и наука определения потребностей,
а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течение
всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.
В завершение
параграфа приведем ряд определений логистики, сформулированных учеными и
практиками Америки, Франции, Германии, России.
ЛОГИСТИКА — это
планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по
перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и
связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта
конечного потребления.
ЛОГИСТИКА —
наука о совокупности различных видов деятельности, направленной на получение
необходимого количества продукции в установленное время в заранее
установленном месте, в котором сложилась потребность в этой продукции.
ЛОГИСТИКА —
наука о планировании, реализации и контроле эффективных и экономных с точки
зрения затрат операций перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и
готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от
места производства до места потребления в соответствии с требованиями
клиентуры.
ЛОГИСТИКА —
наука о процессе физического распределения продукции в пространстве и во
времени.
ЛОГИСТИКА —
наука о взаимосвязях и взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом.
ЛОГИСТИКА —
наука о взаимодействии всех элементов производственно-транспортных систем: от
производства до производительного потребления.
ЛОГИСТИКА —
комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления
материальными потоками.
ЛОГИСТИКА — наука
о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно
изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства.
ЛОГИСТИКА —
наука о планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие,
обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального потока и
соответствующего ему информационного потока.
АНО ДПО «УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»
Статья продолжает серию публикаций, посвященных логистике, начатую в предыдущем номере журнала «Мир климата».
Итак, для начала поговорим об истории происхождения термина «логистика» и о том, как он определяется в словарях. Простое обращение к англо-русскому словарю дает нам следующую информацию:
Logistics
(англ.) —
- тыл и снабжение;
- материально-техническое обеспечение;
- работа тыла.
Другие словари позволяют существенно расширить наше представление о термине «логистика».
Таким образом, происхождение термина связано с несколькими областями знания и практической деятельности человека: военной, математической и экономической.
Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции и Византии, где «логистика» обозначала «счетное искусство» или «искусство вычислять, рассуждать». Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος («логос») и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI Мудрого (886–912 гг.). Есть сведения, что в Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило управление и распределение полученных натуральных налогов.
Исторически можно проследить две основные трактовки термина, которые дошли до наших дней.
Первая связана с военной областью. Здесь логистика определяется как практическое искусство управления войсками и включает широкий круг вопросов, связанных с планированием и управлением материально-техническим снабжением армии, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии.
Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. А. Жомини, который и определял логистику как «практическое искусство маневра войсками». Приоритетное значение вопросам логистики придавалось и в армии Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.
В России в середине XIX века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организации их тылового обеспечения.
Толково словообразовательный словарь Логистика ж.,
Словарь иностранных слов, орфографический словарь
|
На рубеже XX столетия данный термин широкого применения не имел: «…слово “логистика” в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1896).
В середине прошлого века логистика активно применялась в период Второй мировой войны и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.
Помимо военно-практических трактовок термина «логистика» имеется и исключительно научная трактовка — математическая. Живший в XVII–XVIII вв. немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 г. на философской конференции в Женеве. В отечественных энциклопедических изданиях XX в. и в словарях иностранных слов термин «логистика» также трактуется как математическая логика.
Эволюция понятия «логистика» и появление данного термина в экономической области тесно связаны с историей и эволюцией рыночных отношений в промышленно развитых странах, причем сам термин укоренился и стал повсеместно применяться в бизнесе лишь с конца 1970-х годов. С эволюцией рыночных отношений менялось и содержание понятия.
До начала-60-х гг. прошлого века в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Система распределения, как правило, не планировалась. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что борьба за потребителя велась в этот период в основном за счет расширения и совершенствования производства.
Однако во второй половине ХХ века стало очевидно, что повышение конкурентоспособности продукции только за счет производственного потенциала далее невозможно и необходимо искать нетрадиционные пути создания конкурентных преимуществ.
В частности, предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Оказалось, что качественные улучшения в сфере распределения, не требуя дополнительных капитальных вложений, в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок.
Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не столько от величины капитальных вложений, сколько от умения правильно организовать логистический процесс.
Кроме того, поставщики, использующие логистические подходы, могли гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляли для потребителя большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивали.
Конкурентоспособность, таким образом, стала напрямую зависеть от возможностей поставщика по снижению себестоимости товара и повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки небольшими партиями).
Вторая причина, обусловившая необходимость применения логистики в экономике, — энергетический кризис 70-х годов прошлого века. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать пути уменьшения стоимости перевозок. Причем решить эту задачу только лишь за счет оптимизации работы транспортной сети оказалось невозможно — возникла потребность в согласованных действиях всех участников логистического процесса.
На этом этапе развития логистики между транспортом и складом, которые ранее были задействованы лишь на этапах погрузки или разгрузки, возникают тесные взаимные связи, позволяющие работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, например, выбирается с учетом применяемого транспорта, тогда как характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.
Второй этап (80 е годы ХХ века) связывают с японским наступлением в сфере производства и торговли. Европейский и американский ответ на экономическую «агрессию» Японии проявился в повышении качества технологии при подготовке заказов. Отсюда требование к интеграции планирования и управления производством и распределением. Производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм, что позволило сократить запасы, улучшить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов и повысить эффективность работы оборудования.
С точки зрения развития логистики этот период характеризуется следующим:
- быстрый рост стоимости физического распределения;
- рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;
- долгосрочное планирование в области логистики;
- широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля над логистическими процессами;
- централизация физического распределения;
- резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;
- четкое определение действительных издержек распределения;
- определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.
Третий этап развития логистики относится к настоящему времени и характеризуется следующим:
- появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;
- современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя;
- развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;
- концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения;
- совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер;
- решение задач по управлению материальными потоками требует применения все более сложных методов, а также привлечения специально подготовленных специалистов.
Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса. Ключевую роль играет компьютеризация управления логистическими процессами.
Что такое современная логистика применительно к бизнесу?
Существует множество разнообразных экономических определений логистики. Разнобой обусловлен целым рядом причин. Одна из них заключается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать отдельные фирмы в сфере сбыта товара, его перевозки и складирования. Другой причиной являются существующие различия в национальных системах организации и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах. Третья причина состоит в множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы.
Применительно к современному бизнесу и бизнес-процессам, логистика — это:
- одно из важнейших направлений деятельности любой производственной и торговой компании;
- крупный самостоятельный бизнес, в котором задействованы тысячи предприятий самого разного профиля — от перевозчиков и экспедиторов до информационных компаний/системных интеграторов и таможенных брокеров;
- передовая корпоративная стратегия, позволяющая фирме успешно конкурировать на рынке;
- самые современные информационные системы и технологии поддержки бизнеса;
- возможности карьерного роста. Менеджер по логистике — одна из высокооплачиваемых категорий персонала компании.
Унификацией и стандартизацией терминологии по логистике за рубежом в настоящее время занимаются в основном две организации: Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management, CLM) и Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association, ELA).
Наиболее известным определением, цитируемым большинством зарубежных университетских учебников, является определение логистики, данное CLM в 1985 г.:
«Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей».
- В этом определении важны три момента:
- Во-первых, то, что логистическая деятельность имеет интегрированный характер и охватывает процесс от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции.
- Во-вторых, акцентирована важность управления сопутствующей информацией.
- В-третьих, впервые в сферу интересов логистики попал сервис, то есть нематериальная деятельность.
Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии услуг. Ранее объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.
В последние годы за рубежом активное распространение получила концепция «Supply Chain Management, SCM» — «Управление цепями поставок». Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике. Общая идея сводится к тому, что логистика является частью более широкой бизнес-концепции — SCM. Я поддерживаю идею о том, что SCM — естественное продолжение и развитие концепции интегрированной логистики в плане межфункциональной и межорганизационной координации.
Подробнее о концепции
SCM, логистическом менеджменте в компании и о принципах построения логистических систем мы расскажем в других номерах журнала.
Андрей Ломтев, заместитель генерального директора УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»
Трансформация понятия традиционной логистики в современную логистику
С непрерывным укреплением тенденций к интеграции мировой экономики, сотрудничество и контакты между странами, сформировавшиеся на основе международного разделения труда, день ото дня становятся все более и более тесными, а взаимосвязь, взаимозависимость и совместное развитие становятся главными особенностями развития мировой экономики в настоящее время. А логистика, в свою очередь, является неотъемлемой частью взаимодействия в международной хозяйственной деятельности, постоянно усложняются и диверсифицируются требования людей к ней; понятие «Логистика» также постепенно отходит от просто военизированного определения и наделяется более широким содержанием, и в настоящий момент развитие и формирование логистики достигло стадии зрелости, т. е. «логистической интеграции».
При данных предпосылках через анализ научных определений понятия «логистика» в различное время в связи с обстановкой того времени можно наглядно отразить процесс формирования традиционной логистики в cовременную логистику, а также косвенно доказать наличие тесной связи между логистикой и экономикой.
В 1937 году Американская ассоциация по маркетингу определила понятие «логистика» как «поставку материальных товаров», что означает процесс передвижения материальных товаров и услуг из места производства к месту потребления при реализации, а также всевозможную сопутствующую экономическую деятельность. Данное понятие соответствует самому раннему научному определению логистики. Данное понятие позволяет увидеть, что логистика рассматривалась как часть процесса сбыта, в тот момент не существовало понятия импортной логистики (поставки материалов). После Второй мировой войны ранее использовавшееся в военной сфере управление логистикой (Logistics Management) вошло в сферу промышленных и торговых ведомств, после чего люди стали именовать его «промышленным снабжением» и «коммерческим снабжением».
До 50-х гг. XX века закупки, транспортировка, складирование и другие виды деятельности рассредоточивались по различным отделам, каждый отдел самостоятельно управлял функциями и элементами данной деятельности, оптимизация логистики была ограничена внутри отделов, на предприятиях не было самостоятельных отделов, занимавшихся управлением логистикой. Предприятия также не ставили целью снижение издержек на логистику при снижении общей себестоимости, а лишь заботились о снижении стоимости перевозок и сохранении издержек и других звеньев. В то время понимание логистики сводилось к перевозкам.
С 60-х гг. XX века транспортное оборудование и инструменты стали более крупногабаритными, началось зарождение крупномасштабной логистической деятельности, в сфере транспортных технологий появилось очень много крупногабаритного оборудования, например, танкеры, водоизмещением 200 тысяч тонн, рудовозы, водоизмещением 100 тысяч тонн и т. д. Это привело к появлению более широких перспектив для логистической отрасли — крупногабаритного транспорта и международного транспорта. В процессе быстрого развития сферы транспорта в данный период, люди начали изыскивать способы повышения уровня перевозок крупногабаритных товаров и разносортных грузов. В последующее десятилетие (70-е гг. XX века) в логистике начался период упаковки и контейнеризации, бурное развитие получили суда-контейнеровозы, контейнерные терминалы и т. д. Международные перевозки развивались не только в количественном показателе, также укреплялась тенденция к увеличению масштабов судов, вместе с тем, возрастали требования к уровню услуг международного транспорта. Развитие международных судов-контейнеровозов смогло удовлетворить потребность в перевозке средних и малых разносортных грузов, сталкивавшихся с наибольшими трудностями; суда-контейнеровозы стали курсировать по всем важнейшим морским трассам, что привел к быстрому повышению уровня перевозок разносортных грузов, и вместе с тем в данный период появилось международное сообщение, обеспечивающее более высокий уровень транспортных услуг.
В данный период на предприятиях начали углубляться знания о логистике, появилась интеграция части функций логистики; логистическая деятельность интегрировала в себе две важные функции: управление материальными потоками и управление сбытом, разделение этих важных функций управления позволило осуществлять регулирование поступающих и исходящих логистических потоков. Благодаря подобному функциональному управлению учет логистической стоимости стал ясным и простым. Таким образом, была заложена основа для эффективного контроля предприятиями логистической стоимости, произошел переход от раздельного управления всеми функциями логистики до интегрированного управления частью функций, что, несомненно, стало большим шагом вперед. Однако подобная интеграция все еще была недостаточной, логистическая деятельность предприятий не была объединена полностью, логистике все еще не доставало сообщения и связи с производственным отделом и отделом сбыта.
В 1950–1964 гг. соединение тенденций к расширению ассортимента товаров (Product Proliferation) и смешанной торговле (Scrambled Merchandizing) привело к появлению новой логики управления, в логистике началось ведение контроля себестоимости перевозок. На фоне данных предпосылок в 1974 году американский ученый Д. Бауэрсокс в своей книге «Управление логистикой» (Logistics Management) дал следующее определение понятию «управление логистикой»: «процесс управления всей деятельностью, связанной со стратегическим перемещением сырья, деталей и готовых продуктов с разных предприятий от продавца к покупателю». Данное научное определение включает в себя весь процесс перемещения товара от производителя к потребителю, в нем данный процесс не является просто экономической деятельностью предприятия, а включает в себя стратегию и управление. С этого времени понятие «логистика» не сводилось к прежнему значению из военной сферы — были созданы условия для того, чтобы данное понятие приблизилось к своему современному значению.
80-е гг. XX века — это период международных мультимодальных перевозок, автоматизации перевозок и развития погрузочно-разгрузочных технологий. Уровень автоматизации и механизации грузоперевозок непрерывно повышался, и вместе с тем, вслед за изменениями взглядов на требования людей международная логистика столкнулась с потребностью в высокочастотных поставках малых объемов разнообразной продукции, возникло множество новых логистических технологий, например, в сфере автоматизации перевозок и погрузочно-разгрузочных технологий. Международные мультимодальные перевозки получили сильное развитие на базе контейнерных перевозок. Логистическая отрасль постепенно вызревала, следуя в подобных условиях за процессом интернационализации и модернизации. Таким образом, тенденция интернационализации рынка свела закупочную логистику и логистику сбыта в единую отрасль и самую крупномасштабную экономическую деятельность.
Американский Совет управления Логистикой (Council of Logistics Management, сокр. CLM, сейчас сменил название на Council of Supply Chain Management Professionals — Совет профессионалов управления логистическими цепями, сокр. CSCMP) дал следующее определение понятию «логистика»: это процесс планирования, реализации и контроля перемещения и складирования сырья, изделий и готовой продукции и сопутствующей информации с места снабжения до места потребления с высокой эффективностью и низкими расходами с целью удовлетворения потребностей потребителя. [1]
В данном определении можно встретить слова «сырье», «изделие» и др., эти слова часто встречаются в производственной отрасли. Поэтому можно сказать, что в то время логистика рассматривалась в тесной связи с производственной отраслью, энергетикой. В XIX веке производство было важнейшей составной частью экономического развития. Например, в самом начале развития сталелитейной отрасли в США в 1870 году в стране насчитывалось 808 металлургических заводов, на которых работало 78 тысяч наемных рабочих, годовой объем производства составлял 3,2 млн. тонн, капитальные вложения оценивались в 121 млн. долларов. К 1900 году количество заводов составляло 669, при этом количество работников возросло до 272 тысяч, годовой объем производства составил 29,5 млн. тонн, а капитальные вложения оценивались в 590 млн. долларов. Другой важной отраслью являлась энергетика. С улучшением транспорта снизилась стоимость транспортировки угля, и уголь очень быстро заменил гидроэнергию в качестве основного источника движущей силы в промышленности Америки. В 1900 году производство торфа в США увеличилось до 270 млн. тонн против 4,49 миллионов за тридцать лет до того. [2]
В 90 гг. XX века из-за того, что развитие таких высоких технологий, как Интернет, штрих-код, определение местоположения при помощи спутниковых навигаторов, стало помогать в функционировании логистики, высокие технологии начали все больше и больше распространяться в международной логистике, предприятия смогли практически в реальном времени получать информацию о складах и реализации. Информация стала ключевым элементом в управлении логистикой и способствовала дальнейшей интеграции логистической деятельности на предприятиях. Когда во всем мире поднялся уровень информатизации логистики и уровень логистического обслуживания, логистика вступила в эпоху высокого сочетания с обслуживанием. В области управления предприятия также осознали, что роль обслуживания клиентов стала более важной; это осознание постепенно привело к поднятию цен цепей поставок через самую низкую себестоимость, подобное поднятие цен охватывало все звенья цепи поставок клиентов. В это время начали предпринимать первые попытки управления розничными продажами и управления материалами, начиная с закупки сырья и материалов и заканчивая внесением оплаты за готовую продукцию, осуществлять единое управление всем процессом логистики предприятия, т. е. осуществлять его на уровне всего предприятия, а не на уровне отдела, осуществлять рационализацию логистики, используя приемы систематизации. Подобная модель управления логистикой стала называться управлением логистической интеграцией. Интеграция всех звеньев логистики предприятия исключила возникновение любых препятствий между этими звеньями, повсеместно увеличила скорость товарооборота, сократила сроки хранения товаров, уменьшила складские запасы, снизила логистические издержки до минимального уровня. Вместе с тем, высокая степень стратегической координации отела логистики с отделом производства и отделом продаж повысила уровень управления предприятиями в целом, увеличила их конкурентоспособность и рентабельность.
В 1992 году CLM откорректировал определение логистики: «логистика — это процесс планирования, реализации и контроля перемещения и складирования продукции, услуг и сопутствующей информации с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами с места снабжения до места потребления с целью удовлетворения потребностей потребителей».
В данном научном определении «сырье, изделия и готовая продукция» были заменены словом «продукция», впервые было введено понятие «услуги», что углубило значение понятия «логистика». К тому же данный факт указывал на факт появления непроизводственной логистики — логистики услуг. Совет управления логистикой уже начал уделять внимание логистической деятельности в непроизводственной сфере.
В 1998 году Американский Совет управления логистикой дал новое определение: «логистика — это часть процесса в цепи поставок, которая заключается в планировании, реализации и контроле перемещения и складирования товаров, услуг и сопутствующей информации с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами с места снабжения до места потребления с целью удовлетворения потребностей потребителей». В данном определении указывается, что логистика является составной частью процесса в цепи поставок, что указывает на появление понятия «цепь поставок».
Логистика — это не просто отдельная интегрированная деятельность, а деятельность, в большей или меньшей степени связанная с деятельностью цепи поставок. Поэтому при реализации и контроле логистической деятельностью предприятия должны постоянно принимать во внимание интересы поставщиков и покупателей в сети поставок, а также интерес всех участников цепи поставок.
В 2002 году CLM было опубликовано следующее новое определение: «логистика — это часть процесса в цепи поставок, которая заключается в планировании, реализации и контроле перемещения и складирования товаров, услуг и сопутствующей информации с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами между местом снабжения и местом потребления с целью удовлетворения потребностей потребителей».
Данное определение расширило понятие «логистика» в обратном направлении, логистическая интеграция вышла за пределы предпринимательских кругов и достигла цепей поставок, предприятия-участники цепей поставок установили партнерские отношения сотрудничества друг между другом, утвердились понятия взаимной выгоды, совместного использования логистической информации, тесное сотрудничество и совместная работа в сфере функционирования логистики повысили эффективность перевозок, снизили себестоимость, добились повышения конкурентоспособности и увеличения взаимных интересов всей цепи поставок с целью предоставления клиентам многовекторного и высококлассного обслуживания. Эта постепенная интеграция логистики извне на новом этапе развития управления логистикой и является логистикой цепей поставок. Вслед за углублением теории управления цепями поставок, углубляется понимание потребностей людей в логистике.
Рис. 1. Эволюция понятия логистики [3]
В 2013 году Совет профессионалов управления логистическими цепями (ранее Совет управления логистикой) опубликовал новое определение: «логистика — это процесс планирования, реализации и контроля перемещения и складирования товаров, включая услуги и сопутствующую информацию с места снабжения до места потребления с высокой эффективностью и низкими расходами с целью удовлетворения потребностей потребителя. Данное определение включает в себя ввоз, вывоз, внутреннее и внешнее перемещение». В данном определение за основу взято предшествующее, но в него введены понятия «ввоз» и «вывоз», относящиеся к сфере международной экономической деятельности, что указывает на чрезвычайно важное значение логистики в международной торговле. Данное определение используется до сих пор, поскольку оно выражает истинный смысл современной логистики и имеет большое значение для точного отражения идей современной логистики и установок для ее развития.
Вывод:
Из процесса формирования современной логистики из традиционной можно увидеть, что современная логистика решает вопросы не только поставки товаров от производителя к потребителю, но и, являясь важным звеном цепи поставок, вопросы закупки сырья от поставщика до производителя, а также транспортировки, охраны и информационной сферы, и других областей в процессе производства товаров производителем, всесторонне и комплексно решает вопросы повышения эффективности и выгоды.
Поэтому современная логистика в целях удовлетворения требований предприятий и потребителей вырабатывает стратегические меры, рассматривая в единстве производство, транспортировку, сбыт и другие важные рыночные факторы.
Литература:
- http://cscmp.org/CSCMP/Educate/SCM_Definitions_and_Glossary_of_Terms/CSCMP/Educate/SCM_Definitions_and_Glossary_of_Terms.aspx?hkey=60879588-f65f-4ab5–8c4b-6878815ef921 CSCMP Glossary c.117
- http://news.hexun.com/2015–06–01/176370865.html
- Канке А. А., Кошевая И. П. Основы логистики: учебное пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. — М.: КНОРУС, 2013. — 576 c. C.14.
Основные термины (генерируются автоматически): CLM, современная логистика, цепь поставок, место потребления, логистик, контроль перемещения, сопутствующая информация, место снабжения, логистическая деятельность, процесс планирования.
Определение термина «логистика» российскими учеными и специалистами
ЛОГИСТИКА
УЧЕБНИК
Под ред. профессора Б. А. Аникина
Издание третье, переработанное и дополненное
Рекомендовано
Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений
Москва
ИНФРА-М
УДК (075.8)33
ББК б5.050я73
Л69
Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Л69 ИНФРА-М, 2002. — 368 с. — (Серия «Высшее образование»).
ISBN 5-16-000912-4
В учебнике системно излагаются знания о бурно развивающемся в мире новом научном и учебном направлении — логистике, науке об организации и управлении процессами и материальными потоками в экономике. Авторы анализируют понятийный аппарат, факторы развития, концепцию логистики. Подробно рассматриваются основные составляющие логистики в их взаимосвязи — информационная логистика, логистика товарно-материальных запасов, логистика складирования, транспорт, организация логистического управления, контроллинг в логистических схемах и др.
Для студентов вузов, слушателей учреждений послевузовского образования, руководителей и специалистов.
ББК 65.050я73
ISBN 5-16-000912-4 ©Коллектив авторов, 1997, 2000, 2002
Учебник подготовлен авторским коллективом
в следующем составе:
Аникин Б. А., д-р экон. наук, профессор — архитектоника учебника, предисловия, глава 10, разделы 3.3 и 13.2-13.3;
раздел 13.1 (совместно с В. И. Сергеевым)
Дыбская В. В., д-р экон. наук, профессор — глава 8
Колобов А. А., д-р техн. наук, профессор — глава 11 (совместно с И. Н. Омельченко)
Омельченко И. Н., д-р техн. наук, профессор — глава 11 (совместно с А. А. Колобовым)
Сергеев В. И., д-р экон. наук, профессор — раздел 6.3;
раздел 13.1 (совместно с Б. А. Аникиным)
Тунаков А. П., д-р техн. наук, профессор — глава 12
Федоров Л. С., д-р экон. наук, профессор — главы 1-2 и 9, разделы 3.1, 4.1, 6.1, 7.1-7.2
Наймарк Ю. Ю., канд. экон. наук, профессор — глава 5
Стерлигова А. Н., канд. экон. наук, профессор — разделы 4.4, 6.2 и 7.3-7.7
Чудаков С. К., канд. экон. наук, доцент — разделы 4.3 и 4.5
Аникин О. Б. — разделы 3.2 и 4.2
Рецензенты:
Кафедра производственного менеджмента
Московского государственного технологического
университета «Станкин»
д-р экон. наук, профессор С. В. Смирнов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к первому изданию ………………………………….……………………… 7
Предисловие ко второму изданию ……………………………………………………….. 8
Предисловие к третьему изданию …………………………………….………………….. 9
Глава 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ
И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ ……………………………………………………. 12
1.1. Определение, понятие, задачи и функции логистики ..…………… 12
1.2. Факторы развития логистики ………………………………………..……… 22
1.3. Уровни развития логистики…………………………………………..………. 27
Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ …………………………….…………………. 34
2.1. Эволюция концептуальных подходов к логистике ……..………….. 34
2.2. Категория экономических компромиссов……………………….……… 42
2.3. Логистика как фактор повышения
конкурентоспособности фирм ……………………………………..……….. 48
2.4. Основные требования логистики …………………………………..……… 53
Глава 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА…………………….…………….. 60
3.1. Информационные логистические системы…………………….………. 60
3.2. Информационная инфраструктура………………………………..……….. 69
3.3. Цели и роль информационных потоков
в логистических системах …………………………………………….………. 80
Глава 4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА ………………………………..……………. 84
4.1. Задачи и функции закупочной логистики ……………………………… 84
4.2. Механизм функционирования закупочной логистики ….……..… 94
4.3. Планирование закупок ……………………………………………….………. 110
4.4. Выбор поставщика ……………………………………………………………… 118
4.5. Правовые основы закупок …………………………………………..………. 122
Глава 5. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ПРОЦЕССОВ………………………………………………………………………… 130
5.1. Цели и пути повышения организованности
материальных потоков в производстве …………………………..…… 130
5.2. Требования к организации и управлению
материальными потоками ……………………………………….…………. 134
5.3. Законы организации производственных процессов
и возможности оптимизации организации
материальных потоков в пространстве и времени ………….…….. 138
5.4. Организация рациональных материальных
потоков в непоточном производстве …………………………..………. 152
5.5. Оптимизация организации производственного
процесса во времени …………………………………………………………… 155
5.6. Правило 80-20………………………………………………………….…………. 164
Глава 6. СБЫТОВАЯ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ)
ЛОГИСТИКА…………………………………………………………….…………….. 169
6.1. Логистика и маркетинг ………………………………………………..……… 169
6.2. Каналы распределения товаров……………………………………………. 176
6.3. Правила распределительной логистики ………………………..…….. 186
Глава 7. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ ……………………………………..…………….. 192
7.1. Категория товарно-материальных запасов……………………………. 192
7.2. Системы управления запасами на фирмах …………………………… 198
7.3. Место логистики запасов
в логистической системе организации ………………………..………. 205
7.4. Виды запасов …………………………………………………………….……….. 208
7.5. Основные системы управления запасами…………………………….. 213
7.6. Прочие системы управления запасами ………………………….…….. 221
7.7. Методические основы проектирования
эффективной логистической системы
управления запасами…………………………………………………..………. 227
Глава 8. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ …………………………………….. 235
8.1. Основные функции и задачи складов
в логистической системе……………………………………………..………. 235
8.2. Проблемы эффективного функционирования склада……..…….. 238
8.3. Логистический процесс на складе………………………………………… 241
8.4. Система складирования как основа рентабельности
работы склада ……………………………………………………………..………….. 246
Глава 9. ТРАНСПОРТ В УСЛОВИЯХ ЛОГИСТИКИ ……………………….. 258
9.1. Влияние логистики на транспорт………………………………….……… 258
9.2. Политика транспортных предприятий
и изменения в характере их деятельности ……………………………. 262
9.3. Новые логистические системы сбора
и распределения грузов………………………………………………..……… 266
Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………..………… 272
10.1. Основные формы управления
материально-техническим обеспечением …………………….…….. 272
10.2. Механизм межфункциональной координации
управления материальными потоками ……………………………….. 285
10.3. Развитие системы управления логистической
организацией: от функционального агрегирования
до информационной интеграции ………………………………..……… 295
10.4. Контроллинг в логистических системах………………………..……. 301
Глава 11. ЛОГИСТИКА СЕРВИСНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ……………………………………………………….………….. 304
11.1. Классификация видов сервисного обслуживания
продукции…………………………………………………………………..…….. 304
11.2. Критерии сервиса удовлетворения
потребительского спроса…………………………………………….…….. 306
11.3. Критерии сервиса оказания услуг
производственного назначения …………………………………………. 308
11.4. Критерии сервиса послепродажного обслуживания ……..…….. 310
11.5. Критерии сервиса информационного обслуживания…….…….. 312
11.6. Критерии сервиса финансово-кредитного
обслуживания …………………………………………………………….…….. 313
Глава 12. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ …………………………………………… 315
12.1. Логистические центры фирм ……………………………………….…….. 315
12.2. Региональные логистические центры…………………………………. 316
12.3. Состав типичного регионального центра ……………………..…….. 317
12.4. Логистические центры в России …………………………………..……. 321
Глава 13. ЛОГИСТИКА БУДУЩЕГО…………………………………..…………… 324
13.1. Глобальная логистика ……………………………………………………….. 324
13.2. Интеграция организаций России в мировую
логистическую сеть …………………………………………………..………. 329
13.3. Логистика «стройного» производства…………………………..…….. 331
Рекомендуемая литература ………………………………………………………………. 334
Предисловие к первому изданию
Логистика — наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т. д.
К конце XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную, или снабженческую, логистику, логистику производственных процессов, сбытовую, или распределительную, логистику, транспортную логистику, информационную, или компьютерную, логистику и ряд других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе; новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других (неназванных) областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками. Таким образом, логистика прежде всего работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.
Все это позволяет сделать вывод о том, что хотя о логистике известно давно, тем не менее она претендует на название научной и учебной дисциплины XXI века и, на наш взгляд, будет со временем введена в качестве базовой дисциплины в программу высшей школы и послевузовского образования, а специалисты по логистике окажутся востребованы практически всеми областями деятельности человека.
Предисловие ко второму изданию
При подготовке, второго издания учебника авторы устранили ряд ошибок и неточностей, а также сочли необходимым внести изменения в его структуру. Учтены пожелания читателей, расширен круг представителей научных школ в авторском коллективе.
В книгу вошли две новых главы. В главе 11 «Логистика сервисного обслуживания», написанной учеными МГТУ им. Н. Э. Баумана, приводится классификация видов сервисного обслуживания продукции, изложены критерии уровня сервиса ни каждому виду сервисного обслуживания и др. Отдельная глава посвящена логистике будущего. В ней рассматриваются два направления, имеющие общемировое значение, связанные с глобальной логистикой и логистикой «стройного» производства, а также проблема интеграции организаций России в мировую логистическую сеть.
Практически во все главы включен новый иллюстративный материал (схемы и графики), в том числе кривая «золотого» сечения в производственной логистике, графики влияния качества сервиса удовлетворения потребительского спроса на прибыль предприятия, обеспечения оптимального уровня обслуживания в зависимости от суммарных затрат, схемы информационного потока при импорте и транспортировке грузов по России, материального потока от складов поставщика до таможенного терминала в России, распределительных каналов в зависимости от объема производства и спроса, движущих сил глобализации и ряд других.
За два прошедших года с момента выхода в свет первого издания книга нашла широкий читательский отклик во многих регионах России и странах ближнего зарубежья. В августе 1999 г. издан «Практикум по логистике» в качестве практического приложения к тексту настоящего учебника. Авторы учебника будут признательны читателям за критические замечания и пожелания, а также предложения об участии в авторском коллективе с целью дальнейшего совершенствования текста книги, особенно ее разделов, посвященных практическому применению концепции логистического подхода.
Предисловие к третьему изданию
С момента выхода первого издания учебника в России в области логистики произошел ряд положительных сдвигов. Во-первых, большинство вузов России включили логистику в число основных базовых дисциплин. Во-вторых, с 2000 г. Министерство образования РФ проводит эксперимент по открытию специальности «Логистика» в вузах. Эксперимент проводится в семи вузах — в четырех московских, двух петербургских и ростовском (Ростов-на-Дону). В-третьих, российские ученые и специалисты, работающие в области логистики, представляя разные школы и течения, постепенно с учетом европейского и американского опыта вырабатывают свою трактовку понятий и определений в логистике. Анализируя их определения основного термина «логистика», можно прийти к общему выводу о том, что большинство российских авторов определяют логистику как науку об управлении потоковыми процессами в экономике, что соответствует концепции учебника (табл. 0.1).
При подготовке третьего издания учебника авторы внесли в текст ряд необходимых уточнений. Подверглась некоторым изменениям структура книги. Включен новый материал ¾ глава 12 и раздел 10.3. В главе 12 «Логистические центры» даются сведения о двух основных типах логистических центров: организации и региона. В разделе 10.3 рассмотрены основные стадии развития организационных структур управления логистической организацией, включая концепцию организации XXI века. В качестве практического приложения к тексту настоящего учебника в 2001 г. издан «Практикум по логистике» (2-е изд.).
Таблица 01
Определение термина «логистика» российскими учеными и специалистами
Научная школа____ | Автор__________ | Определение_________ | |
Институт мировой
экономики и международных отношений РАН | Федоров Л.С.,
д-р экон. наук, проф. | Логистика —
совершенствование управления движением материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции и связанных с ними информационных и финансовых потоков на основе системного подхода и экономических компромиссов с целью достижения синергического эффекта Логистика — форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников цепи товародвижения | |
| |||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Санкт-Петербургский
государственный университет экономики и финансов | СемененкоА.И.,
д-р экон. наук, проф. | Логистика — новое
направление научно- практической деятельности, целевой функцией которого является сквозная организационно- аналитическая оптимизация экономических потоковых процессов | |
| |||
| |||
|
| ||
|
| ||
Московский
государственный технический университет им. Н.Э. Баумана | Колобов А.А.,
д-р техн. наук, проф.; Омельченко И.Н., д-р техн. наук, проф. | Логистика — наука о
планировании, управлении и контроле за движением материальных и информационных потоков в любых системах | |
Казанский государственный технический
университет (КАИ) | Тунаков А. П.,
д-р техн. наук, проф. | Логистика — наука об
управлении материальными, информационными и финансовыми потоками | |
| |||
Московский
государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет) | Миротин Л.Б.,
д-р техн. наук, проф.; Ташбаев Ы.Э., канд.техн. наук, доц. | Логистика — наука об
организации совместной деятельности менеджеров различных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции по цепи «закупки сырья - производство — сбыт - распределение» на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в рамках данного процесса с целью минимизации общих затрат ресурсов | |
| |||
|
| ||
|
| ||
| |||
|
| ||
|
| ||
Государственный
университет — Высшая школа экономики Государственный университет управления | Сергеев В. И.,
д-р экон. наук, проф.; Стерлигова А.Н,, канд.техн. наук, доц. Аникин Б.А., д-р экон. наук, проф. | Логистика — наука об
управлении и оптимизации материальных и сопутствующих им потоков (информационных, финансовых, сервисных и др.) в микро-, мезо- или макроэкономических системах Логистика — управление материальными потоками, потоками услуг и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в логистической системе для достижения ею поставленных перед ней целей Логистика — наука об управлении потоковыми процессами в экономике | |
Глава 1