Site Loader

Потребности человека выражаются в: что это такое, какие бывают потребности, виды и классификация, теории ученых. – Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Содержание

Потребность - это... Что такое Потребность?


Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1].

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью[1].

Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального),[2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.


Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.[3]

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии[1]:

  • с культурным уровнем и личностью индивида
  • с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма[1]

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага[4].

Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является

благосостояние[5].

Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение[1]

Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений)[6].

Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение[7]

Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация[8]

Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека[9].

Особенности потребностей человека

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.


Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.


Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:

Подход
(потребность как ...)
Суть подходаАвтор
нуждаСостояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие.С.Л. Рубинштейн
отношениеПотребность – это система отношений между субъектом и средой обитанияД.А. Леонтьев
отклонение от уровня адаптацииПотребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальностиД.К. Мак-Клелланд
состояниеПод потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности.Курт Левин
программа поведенияПотребности - это основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование (жизнедеятельность) субъекта.Ф.Н. Ильясов
психопатияПотребность есть вынужденное субъективное страдание психики, являющееся основной причиной всех неврозов.В.В. Монастырский

Опредмечивание

При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).



Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

  1. первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
  2. быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете

Классификации потребностей человека

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности

[1]:

  • по сферам деятельности:
    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
  • по объекту потребностей:
    • материальные
    • биологические
    • социальные
    • духовные
    • этические
    • эстетические и др.
  • по значимости:
    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические
  • по временной устойчивости:
    • устойчивые
    • ситуативные
  • по функциональной роли:
    • естественные
    • обусловленные культурой
  • по субъекту потребностей:
    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные

По сферам

Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

  • биологические,
  • трудовые,
  • познания,
  • общения,
  • отдыха;

Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.


ИнстинктЕго проявление
1Пищевой инстинктГолод
2Инстинкт самосохранения (страх)Бегство
3Стадный инстинктСтремление к общению
4Инстинкт приобретательстваЖадность
5Инстинкт продолжения родаПоловое влечение
6Родительский инстинктНежность
7Инстинкт созиданияСтремление к активности
8ОтвращениеНеприятие, отторжение
9УдивлениеЛюбознательность
10ГневАгрессивность
11СмущениеСамоуничижение
12ВоодушевлениеСамоутверждение

Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил.[10]

Список мотивационных факторов Гилфорда:[11]

  1. факторы, соответствующие органическим потребностям:
    1. голод,
    2. сексуальное побуждение,
    3. общая активность;
  2. потребности, относящиеся к условиям среды:
    1. потребность в комфорте, приятном окружении,
    2. педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
    3. потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
  3. потребности, связанные с работой:
    1. честолюбие,
    2. упорство,
    3. выносливость;
  4. потребности, связанные с социальным положением:
    1. потребность в свободе,
    2. независимость,
    3. конформизм,
    4. честность.
  5. социальные потребности:
    1. потребность находиться среди людей,
    2. потребность угождать,
    3. потребность в дисциплине,
    4. агрессивность;
  6. общие интересы:
    1. потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
    2. потребность в развлечениях.

Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей:[11]

  1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),

  2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
  3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
  4. глорические (потребность в признании собственной значимости),
  5. гностические (потребность в познании),
  6. коммуникативные (потребность в общении),
  7. праксические (потребность в результативности усилия),
  8. пугнические (потребность в соревновательной деятельности),
  9. романтические (потребность в необычном, неизведанном),
  10. эстетические (потребность в прекрасном).

Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:

  1. доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
  2. агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
  3. поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
  4. отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;
  5. автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
  6. пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
  7. потребность в уважении и поддержке;
  8. потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
  9. потребность быть в центре внимания;
  10. потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
  11. эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
  12. социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
  13. потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
  14. потребность оказания помощи;
  15. потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
  16. потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
  17. потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
  18. потребность избегания опасности;
  19. потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
  20. потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

По объекту

Разделение в связи с тем на какой объект направлена потребность.

  • физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
  • материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
  • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
  • духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
  • этические,
  • эстетические,
  • другие;

По функциональной роли

  • доминирующие/второстепенные,
  • центральные/периферические,
  • устойчивые/ситуативные;

По происхождению

Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

  • врожденные,
  • простые приобретенные и
  • сложные приобретенные.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

По субъекту потребностей

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • коллективные,
  • общественные.

Иерархия потребностей

Пирамида потребностей по Маслоу

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

  • К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
  • К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
  • Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

  • Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
  • Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
  • Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
  • Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
  • Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным

Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

По видам поведения

Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, б) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый "низкий" уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения - полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.

Философия

Диалектический материализм

Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщенно потребность можно определить как нужду, необходимости в чем-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.

Примечания

Литература

  • Щербатых Ю. В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. — С. 171—177.
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- С. 487—494.
  • Ильясов Ф.Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен // Ильясов Ф.Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). М.: Институт социологии РАН. 1993.

См. также

Понятие потребностей


1

Тема: Иерархия
потребностей человека по А. Маслоу

Кадырова Р.К.

Вопросы:

  • Понятие о
    потребностях.

  • Различные теории
    и классификации потребностей.

  • Иерархия потребностей
    по А. Маслоу.

  • Характеристика
    основных потребностей человека.

  • Основные потребности
    в повседневной деятельности человека.

  • Условия
    и факторы, влияющие на способ и
    эффективность удовлетворения
    потребностей.

  • Возможные причины
    потребности в уходе (болезнь, травма,
    возраст).

  • Роль медсестры в
    восстановлении и поддержании независимости
    пациента в удовлетворении его основных
    потребностей

  • Роль медсестры в
    оздоровлении образа жизни пациента и
    его семьи.

Нормальная жизнедеятельность
человека, как существа общественного,
представляющего целостную, динамическую,
саморегулирующуюся биологическую
систему обеспечивается совокупностью
биологических, психосоциальных и
духовных потребностей. Удовлетворение
этих потребностей определяет рост,
развитие, гармонию человека с окружающей
средой.

Жизнедеятельность
человека зависит от многих факторов,
которые упорядочены во времени и
пространстве и поддерживаются системами
жизнеобеспечения организма человека
в условиях окружающей среды.

Потребность
— это осознанный психологический или
физиологический дефицит чего-либо,
отраженный
в восприятии человека, который он
испытывает на притяжении всей своей
жизни. (Глоссарий
МАНГО под редакцией Г.И. Перфильевой).

Основные теории и классификации потребностей

Авторами
потребностно-информационной теории,
которая объясняет причины и движущие
силы поведения
человека, являются отечественные ученые
Симонов и Ершов. Сущность теории состоит
в том,
что потребности побуждаются условиями
существования организма в постоянно
меняющейся окружающей
среде.

Переход потребности
в поступки и действия сопровождается
эмоциями.

Эмоция - это
индикаторы потребностей. Они могут быть
положительными и отрицательными на
удовлетворение потребностей. Симонов
и Ершов все потребности разделили на
три группы:

  1. Группа
    – витальные (Потребность жить и
    обеспечивать свою жизнь).

  2. группа

    социальные (потребность занять
    определенное место в обществе)

  3. группа

    познавательные (потребность познавать
    внешний и внутренний мир).

Американский
психофизиолог А. Маслоу, русского
происхождения в 1943 году выделил 14
основных
потребностей человека и расположил их
согласно пяти ступеням (см. схему)

  1. Физиологические
    потребности — это низшие, управляемые
    органами тела потребности, такие как
    дыхание, пищевая, сексуальная, потребность
    в самозащите.

  2. Потребности в
    надёжности – стремление к материальной
    надёжности, здоровью, обеспечению
    старости и т.д.

  1. Социальные
    потребности – удовлетворение этой
    потребности необъективно и трудноописуемо.
    Одного человека удовлетворяют очень
    немногие контакты с другими людьми, в
    другом человеке эта потребность в
    общении выражается очень сильно.

  2. Потребность в
    уважении, осознании собственного
    достоинства, – здесь идет речь об
    уважении, престиже, социальном успехе.
    Вряд ли эти потребности удовлетворяются
    отдельным лицом, для этого требуются
    группы.

V. Потребность
в развитии личности, в осуществлении
самого себя, самореализации,
самоактуализации, в осмыслении своего
назначения в мире.

Иерархия потребностей (ступени развития) по а. Маслоу. Сущность теории потребностей а. Маслоу. Характеристики основных потребностей человека

Жизнь,
здоровье,
счастье, человека зависит от удовлетворения
потребностей в пище, воздухе, сне и т.д.
Эти потребности человек самостоятельно
удовлетворяет на протяжении всей жизни.
Обеспечиваются они функцией различных
органов и систем организма. Заболевание
вызывая нарушение функции того или
иного органа, той или иной системы,
мешает удовлетворению потребностей,
приводит к дискомфорту.

В 1943 г. американский
психолог А. Маслоу разработал одну из
теорий иерархии потребностей, определяющих
поведение человека. По его теории, одни
потребности для человека более
существенны, чем другие. Это позволило
классифицировать их по иерархической
системе; от физиологических до потребностей
в самовыражении.

В настоящее время
в странах с высоким уровнем социально
– экономического развития, где значительно
изменились приоритеты в удовлетворении
основных потребностей она не столь
популярна. Для наших условий сегодня
эта теория остается популярной.

Чтобы
жить, человеку необходимо удовлетворять
физиологические потребности в воздухе,
пище,
воде, сне, выделении продуктов
жизнедеятельности, в возможности
двигаться, общаться, с
окружающими, ощущать прикосновение и
удовлетворять свои сексуальные интересы.

Потребность в
кислороде
-
нормальном дыхании, одна из основных
физиологических потребностей человека.
Дыхание и жизнь – неразделимые понятия.

При
недостатке кислорода дыхание становится
частым и поверхностным, появляется
одышка
кашель. Продолжительное уменьшение
концентрации кислорода в тканях приводит
к цианозу,
кожа и видимые слизистые приобретают
синюшный оттенок. Поддержание этой
потребности
должно стать для медицинского работника
приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя
эту потребность, поддерживает необходимый
для жизни газовый состав крови.

Потребность
в
пище
также
имеет важное значение для сохранения
здоровья и хорошего самочувствия.
Рациональное и адекватное питание
помогает исключить факторы риска многих
заболеваний. Например, ишемическая
болезнь сердца обусловлена регулярным
употреблением
пищи богатой насыщенными животными
жирами и холестерином. Рацион, содержащий
большое количество круп и растительных
волокон, снижает риск развития рака
толстого
кишечника. Высокое содержание белка в
пище способствует заживлению ран.

Медицинский
работник должен обучить пациента и дать
рекомендации по рациональному и
адекватному
питанию для удовлетворения потребности
человека в пище.

Рекомендуется:
ежедневно
употреблять фрукты и овощи, каши, молочные
продукты, обезжиренные
мясо, рыбу. Птицу, минимальное количество
сливочного масла, сливок.

Ограничить:
употребление
яичных желтков, сахара, сладких продуктов,
соли, алкогольных напитков.

Пищу лучше варить,
печь, но не жарить.

Необходимо
помнить, что неудовлетворенная потребность
в пище, приводит к нарушению
здоровья.

Потребность в
жидкости

это выпивание жидкости, 1,5-2 литра
ежедневно - вода, кофе,
чай, молоко,
суп, фрукты, овощи. Такое количество
восполняет потери в виде выделений
мочи, кала, пота, испарений при дыхании.
Чтобы сохранить водный баланс, человек
должен употреблять жидкости больше,
чем он выделяет, в противном случае
появляются признаки обезвоживания, но
не более 2 литров, чтобы не вызвать
нарушений функции многих органов и
систем. От умения медицинской сестры
предвидеть опасность обезвоживания
или образования отеков зависит возможность
пациента избежать многих осложнений.

Потребность в
выделении продуктов жизнедеятельности.
Непереваренная
часть пищи выводится из организма в
виде мочи, кала. Режимы выделения у
каждого человека индивидуальны.
Удовлетворение других потребностей
может быть отложено, но нельзя отложить
выделение продуктов жизнедеятельности
на долгое время. Многие пациенты считают
процесс выделения продуктов
жизнедеятельности интимным и предпочитают
не обсуждать эти вопросы. При удовлетворении
нарушенной потребности медицинская
сестра должна обеспечить ему возможность
уединения, уважать право пациента на
конфиденциальность,

Потребность в
сне и отдыхе

при недосыпании уменьшается уровень
глюкозы в крови, ухудшается питание
мозга и замедляются мыслительные
процессы; рассеивается внимание,
ухудшается кратковременная память.
Исследования, проведенные американскими
специалистами свидетельствуют, что у
человека, который не спал полночи, вдвое
уменьшается количество клеток крови,
отвечающих за фагоцитоз. Вольному
человеку сон более необходим, поскольку
способствует улучшению его самочувствия.
Несмотря на то, что восприимчивость
человека к внешним раздражителям во
время сна снижена, это достаточно
активное состояние. В результате
исследований выделено несколько стадий
сна.

Стадия 1
медленный сон. Легкий сон и длиться
всего несколько минут. При этой стадии
происходит спад физиологической
активности организмам постепенное
снижение деятельности жизненно
важных органов, обмена веществ. Человека
можно легко разбудить, но если же сон
не прерывается,
то вторая стадия наступает через 15
минут.

Стадия
2

медленный
сон. Неглубокий сон, продолжается 10-20
минут. Жизненные функции продолжают
ослабевать, наступает полное расслабление.
Разбудить человека трудно.

Стадия
3

медленный
сон. Стадия самого глубокого сна,
продолжающая 15-30 минут, разбудить
спящего
трудно. Продолжается ослабление жизненно
важных функций,

Стадия
4

медленный
сон. Глубокий сон, продолжающийся 15-30
минут, разбудить спящего очень
трудно. При этой фазе происходит
восстановление физических сил. Жизненно
важные функции выражены
гораздо слабее, чем во время бодрствования.
Вслед за 4 стадией вновь наступает 3-я и
2-я стадии,
после чего спящий переходит в 5-ю стадию
сна.

Стадия 5 -
быстрый сон. Возможны яркие, цветные
сновидения через 50-90 минут после первой
стадии. Наблюдаются быстрые движения
глаз, изменения частоты сердцебиения
и дыхания, а
также увеличения или колебания
артериального давления. Снижается тонус
скелетных мышц. При этой
фазе восстанавливаются психические
функции человека, разбудить спящего
очень трудно. Продолжительность
этой стадии около 20 минут.

После
5-й стадии
сна
на короткое время наступают 4, 3, 2-я, затем
вновь 3, 4 и 5-я стадии, т. е. следующий
цикл сна.

На
сон человека могут оказывать влияние
несколько факторов; физическое
недомогание, лекарственные
средства и наркотики, образ жизни,
эмоциональный стресс, окружающая среда
и физическая
нагрузка. Любое заболевание, сопровождающееся
болью, физическим недомоганием, тревогой
и депрессией, приводит к нарушению сна.
Медицинская сестра должна ознакомить
пациента с действием
назначенных лекарственных средств и
их влиянии на сон.

Отдых
- состояние пониженной физической и
психической активности. Отдыхать можно
не только лежа на диване, но и вовремя
длительной прогулки, чтения книг или
при выполнении специальных релаксирующих
упражнений. В лечебном учреждении отдыху
может помещать громкий шум, яркий свет,
присутствие других людей.

Необходимость
отдыха и сна для жизнедеятельности
человека, знание его стадий и возможных
причин,
вызывающих нарушение привычных функций
человеческого организма, дадут возможность
сестре
оказать пациенту помощь и удовлетворить
доступными ей средствами его потребность
в сне.

Потребность
в
движении.
Ограниченно подвижности или не подвижность
создают много проблем для
человека.
Такое состояние бывает продолжительным
или непродолжительным, временным или
постоянным.
Оно может быть обусловлено травмой с
последующим наложением шины, вытяжением
конечностей
с применением специальных аппаратов.
Болью при наличии хронических заболеваний,
остаточных
явлений нарушения мозгового кровообращения.

Неподвижность

один из факторов риска развития пролежней,
нарушение функции опорно-двигательного
аппарата, работы сердца и легких. При
длительной неподвижности наблюдаются
изменения
в системе пищеварения, диспепсия,
метеоризм, анорексия, понос или запоры.
Интенсивное натуживание
во время акта дефекации, к которому
пациент должен прибегать, может привести
к геморрою,
инфаркту миокарда, остановке сердца.
Неподвижность, особенно в лежачем
положении, нарушает мочевыделение и
может привести к инфекции мочевого
пузыря, к образованию камней в мочевом
пузыре и почках.

И
главная проблема пациента, он не может
общаться с окружающей средой, которая
оказывает значительное
влияние на формирование личности
человека. От степени и продолжительности
состояния
неподвижности у пациента могут появиться
те или иные проблемы в психосоциальной
сфере, изменяются
способность к обучению, мотивация,
чувства и эмоции.

Сестринская
помощь направленная на максимально
возможное восстановление подвижности,
самостоятельности
при движении с использованием костылей
палок, протезов, имеет огромное значение
для улучшения качества жизни пациента.

Сексуальная
потребность. Она не прекращается
даже при заболевании или достижении
преклонного возраста.

На сексуальное
здоровье человека прямо или косвенно
могут влиять его болезнь, дефекты
развития. Но тем не менее многие люди
говорят на эту тему неохотно даже при
наличии серьезных сексуальных проблем.

Решение действительных
или потенциальных сексуальных проблем
может помочь пациенту добиться гармонии
во всех аспектах здоровья.

Необходимо при
беседе с пациентом:

  • выработать
    твердую научную основу для понимания
    здоровой сексуальности и наиболее
    распространённых
    её нарушений и дисфункции;

  • понимать, как
    влияет на сексуальность сексуальная
    ориентация, культура, религиозные
    убеждения человека;

  • научиться определять
    проблемы, выходящие за рамки сестринской
    компетенции, и рекомендовать пациенту
    помощь соответствующего специалиста.

Потребность
в безопасности.
Для
большинства людей безопасность означает
надежность и удобство. Каждый из нас
нуждается в крове, одежде и в том, кто
может оказать помощь. Пациент чувствует
себя в безопасности, если кровать,
кресло-каталка, каталка зафиксированы,
покрытие пола в палате и в коридоре
сухое и на нем нет посторонних предметов,
помещение в темное время суток достаточно
освещено; при плохом зрении есть очки.
Человек одевается соответственно
погоде, а в жилище достаточно тепло, и
при необходимости ему будет оказана
помощь. Пациент должен быть уверен, что
он в состоянии не только обеспечить
свою безопасность, но и не причинить
вреда окружающим. Избегать стрессовых
ситуаций.

Социальные
потребности

– это
потребности в семье, друзьях, их общение,
одобрение, привязанность, любовь и т.д.

Люди хотят чтобы
их любили, понимали. Никто не желает
быть покинутым, нелюбимым и одиноким.
Если это случилось, значит, социальные
потребности человека не удовлетворены.

При тяжелой болезни,
нетрудоспособности иди в преклонном
возрасте часто
возникает
вакуум,
социальные контакты нарушаются. К
сожалению, в таких случаях потребность
в общении не
удовлетворена,
особенно у пожилых, и одиноких людей.
Следует всегда помнить о социальных
потребностях человека даже в тех случаях,
когда он предпочитает не говорить об
этом.

Помогая пациенту
решить социальную проблему, можно
значительно улучшить качество его
жизни.

Потребность в
самоуважении и уважении.
Общаясь
с людьми, мы не можем быть равнодушными
к оценке своего успеха со стороны
окружающих.

У человека появляется
потребность в уважении и самоуважении.
Но для этого необходимо, чтобы
труд ему привносил удовлетворение, а
отдых был насыщенным и интересным, чем
выше
уровень социально-экономического
развития общества, тем более полно
удовлетворяются потребности
в самоуважении. Нетрудоспособные и
пожилые пациенты теряют это
чувство,
Так
как больше ни для кого не представляют
интереса, некому порадоваться их успеху,
а поэтому
у них нет возможности удовлетворить
свою потребность в уважении.

Потребность
в самовыражении


это наивысший уровень потребности
человека. Удовлетворяя
свою потребность в самовыражении, каждый
верит, что он делает лучше чем другие.
Для одного самовыражение

это написание книги, для другого

это вырастить сад, для
третьего воспитание детей и т.д.

Итак, на каждом
уровне иерархии у пациента могут быть
одна или несколько неудовлетворенных
потребностей, медицинская сестра
составляя план ухода за пациентом,
должна
помочь ему реализовать хотя бы некоторые
из них.

Основные потребности людей. Социальные, духовные, биологические потребности человека :: SYL.ru


Состояния и потребности людей, возникающие, когда они в чем-либо нуждается, лежат в основе их мотивов. То есть именно потребности являются источником активности каждого индивида. Человек – желающее существо, поэтому в реальности вряд ли окажется так, чтобы его нужды были удовлетворены в полной мере. Природа потребностей человека такова, что, как только какая-либо надобность удовлетворяется, на первое место выходит следующая.

Пирамида потребностей Маслоу

Концепция потребностей Абрахама Маслоу, пожалуй, является наиболее известной из всех. Психолог не только классифицировал потребности людей, но и сделал интересное предположение. Маслоу заметил, что у каждого человека индивидуальная иерархия необходимостей. То есть существуют основные потребности человека – они еще называются базовыми, и дополнительные.

Согласно концепции психолога, абсолютно все люди на земле испытывают нужды всех уровней. Причем существует следующий закон: основные потребности человека являются доминирующими. Однако надобности высокого уровня так же могут напомнить о себе и стать мотиваторами поведения, но это происходит только тогда, когда удовлетворены базовые.

Основные потребности людей – это те, что направлены на выживание. В основании пирамиды Маслоу находятся базовые необходимости. Биологические потребности человека являются самыми важными. Далее следует нужда в безопасности. Удовлетворение потребностей человека в безопасности обеспечивает выживание, а также ощущение постоянства условий жизни.

Человек ощущает нужды более высокого уровня только тогда, когда он сделал все, чтобы обеспечить свое физическое благополучие. Социальные потребности человека заключаются в том, что он испытывает нужду в объединении с другими людьми, в любви и признании. После удовлетворения этой необходимости на первый план выдвигаются следующие. Духовные потребности человека заключаются в самоуважении, в защите от одиночества и в том, чтобы чувствовать себя достойным уважения.

Далее, на самом верху пирамиды потребностей находится нужда в том, чтобы раскрыть свой потенциал, самореализоваться. Подобную потребность человека в деятельности Маслоу объяснил как желание стать тем, кем он изначально является.

Маслоу предполагал, что эта нужда является врожденной и, самое главное, общей для каждого индивида. Однако в то же время очевидно, что люди разительно отличаются друг от друга по своей мотивации. По разнообразным причинам далеко не каждому удается добраться до вершины необходимости. На протяжении всей жизни потребности людей могут варьироваться между физическими и социальными, поэтому они не всегда осознают нужды, например, в самореализации, поскольку чрезвычайно заняты удовлетворением низших желаний.

Потребности человека и общества разделяются на естественные и неестественные. Кроме того, они постоянно расширяются. Развитие потребностей человека происходит за счет развития социума.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем более высокие нужды удовлетворяет человек, тем ярче проявляется его индивидуальность.

Возможны ли нарушения иерархии?

Примеры нарушения иерархии в удовлетворении необходимостей известны каждому. Наверное, если бы духовные потребности человека испытывали только те, кто сыт и здоров, то само понятие подобных нужд уже давно кануло бы в лету. Поэтому организация потребностей изобилует исключениями.

Удовлетворение потребностей

Крайне важным фактом является то, что удовлетворение нужды никогда не может происходить по принципу «все либо ничего». Ведь если бы это было так, то физиологические необходимости насыщались бы один раз и на всю жизнь, а потом следовал бы переход на социальные потребности человека без возможности возврата. Нет необходимости доказывать обратное.

развитие потребностей человека

Биологические потребности человека

Нижний уровень пирамиды Маслоу – это те нужды, которые обеспечивают выживание человека. Разумеется, они являются наиболее неотложными и обладают мощнейшей побудительной силой. Для того чтобы индивид смог почувствовать потребности высших уровней, биологические нужды должны удовлетвориться хотя бы минимально.

Потребности в безопасности и в защите

Этот уровень витальных или жизненно важных потребностей – необходимость безопасности и защиты. Можно смело утверждать, что если физиологические потребности тесно связаны с выживанием организма, то необходимость в безопасности обеспечивает его долгую жизнь.

биологические потребности человека

Потребности любви и принадлежности

Это следующий уровень пирамиды Маслоу. Потребность любви тесно связана со стремлением индивида избежать одиночества и быть принятым в человеческое общество. Когда удовлетворены нужды на предыдущих двух уровнях, мотивы подобного рода занимают доминантную позицию.

В нашем поведении почти все определяется потребностью любви. Для любого человека важно быть включенным в отношения, будь то семья, рабочий коллектив или нечто иное. Малышу необходима любовь, причем ничуть не меньше, чем удовлетворение физических нужд и потребности в безопасности.

Необходимость любви особенно ярко проявляется в подростковый период развития человека. В это время именно мотивы, вырастающие из этой потребности, становятся ведущими.

потребности людей

Психологи нередко говорят, что в подростковом возрасте проявляются типичные черты поведения. Например, основной вид деятельности подростка – общение со сверстниками. Также характерны поиски авторитетного взрослого человека – учителя и наставника. Все подростки подсознательно стремятся быть не такими, как все – выделяться из общей толпы. Отсюда появляется желание следовать модным тенденциям или принадлежать к какой-либо субкультуре.

Потребность в любви и принятии в зрелом возрасте

По мере того, как человек взрослеет, потребности в любви начинают фокусироваться на более избирательных и более глубоких отношениях. Теперь потребности подталкивают людей создавать семьи. Кроме того, становится более важным не количество дружеских связей, а их качество и глубина. Легко заметить, что у взрослых людей куда меньше друзей, чем у подростков, однако эти дружеские связи необходимы для душевного благополучия индивида.

Несмотря на большое количество разнообразных средств общения, люди в современном обществе весьма разрознены. На сегодняшний день человек не чувствует себя частью общины, разве что - частью семьи, которая насчитывает три поколения, но у многих отсутствует и это. Кроме того, дети, которые испытывали нехватку близости, в более зрелом возрасте испытывают перед ней страх. С одной стороны, они невротически избегают близких отношений, так как опасаются утратить себя как личность, а с другой - очень в них нуждаются.

социальные потребности человека

Маслоу выделил два основных типа отношений. Они необязательно являются супружескими, а вполне могут быть дружескими, между детьми и родителями и прочее. Каковы два типа любви, выделенных Маслоу?

Дефицитная любовь

Этот вид любви направлен на стремление восполнить недостаток чего-либо жизненно необходимого. Дефицитная любовь имеет определенный источник – это неудовлетворенные потребности. Человек может испытывать нехватку в самоуважении, защите или принятии. Этот вид любви – чувство, рожденное эгоизмом. Оно мотивировано желанием индивида заполнить свой внутренний мир. Человек ничего не способен отдать, он только берет.

Увы, но в большинстве случаев основой длительных отношений, в том числе и супружеских, является именно дефицитная любовь. Стороны подобного союза могут прожить вместе всю жизнь, однако многое в их отношениях определяется внутренним голодом одного из участников пары.

Дефицитная любовь является источников зависимости, страха потерять, ревности и постоянных попыток перетянуть одеяло на себя, подавляя и подчиняя партнера, чтобы теснее привязать его к себе.

Бытийная любовь

Это чувство основывается на признании безусловной ценности любимого человека, но не за какие-либо качества или особые заслуги, а просто за то, что он есть. Разумеется, что бытийная любовь тоже призвана удовлетворять человеческие потребности в принятии, однако ее разительное отличие состоит в том, что в ней нет элемента собственничества. Стремления отнять у ближнего то, в чем нуждаешься сам, также не наблюдается.

Тот человек, который способен испытать бытийную любовь, не стремится переделать партнера или как-то изменить его, но поощряет в нем все лучшие качества и поддерживает стремление духовно расти и развиваться.

основные потребности человека

Сам Маслоу описывал этот вид любви как здоровые отношения между людьми, которые основываются на взаимном доверии, уважении и восхищении.

Потребности самоуважения

Несмотря на то, что этот уровень потребностей обозначен как нужда в самоуважении, Маслоу разделял его на два типа: самоуважение и уважение со стороны других людей. Хотя они тесно связаны друг с другом, поэтому разделить их зачастую бывает крайне сложно.

Потребность человека в самоуважении заключается в том, что он должен знать, что на многое способен. Например, что успешно справится с поставленными перед ним задачами и требованиями, и то, что чувствует себя полноценной личностью.

Если этот вид потребности не удовлетворяется, то появляется чувство слабости, зависимости и неполноценности. Причем чем сильнее подобные переживания, тем менее эффективной становится деятельность человека.

Необходимо заметить, что самоуважение является здоровым только тогда, когда в его основе лежит именно уважение со стороны других людей, а не статус в обществе, лесть и прочее. Только в этом случае удовлетворение такой потребности будет способствовать психологической устойчивости.

Интересно то, что нужда в самоуважении в разные периоды жизни проявляется по-разному. Психологами замечено, что молодые люди, которые только начинают создавать семью и искать свою профессиональную нишу, больше других нуждаются в уважении со стороны.

Потребности самоактуализации

Высший уровень в пирамиде потребностей – нужда в самоактуализации. Абрахам Маслоу определял эту надобность как стремление человека стать тем, кем он может стать. Например, музыканты пишут музыку, поэты сочиняют стихи, художники рисуют. Почему? Потому что они хотят в этом мире являться самими собой. Им необходимо следовать своей природе.

духовные потребности человека

Для кого важна самоактуализация?

Необходимо заметить, что в самоактуализации нуждаются не только те, кто обладает каким-либо талантом. Свой личностный или творческий потенциал есть у каждого без исключения человека. Каждая личность имеет свое призвание. Потребность в самоактуализации заключается в том, чтобы найти дело своей жизни. Формы и возможные пути самоактуализации весьма многообразны, и именно на этом духовном уровне потребностей мотивы и поведение людей наиболее уникальны и индивидуальны.

Психологи утверждают, что стремление максимально самореализоваться присуще каждому человеку. Однако людей, которых Маслоу назвал самоактуализирующимися, крайне мало. Не более 1% от населения. Почему же те стимулы, которые должны побуждать человека к деятельности, не всегда срабатывают?

потребности человека и общества

Маслоу в своих работах указал следующие три причины подобного неблагоприятного поведения.

Во-первых, незнание человека о своих возможностях, а также непонимание пользы самосовершенствования. Кроме того, имеют место быть обыкновенные сомнения в собственных силах или же страх неудачи.

Во-вторых, давление предубеждений – культурных или социальных. То есть способности человека могут идти вразрез с теми стереотипами, которые навязывает общество. Например, стереотипы женственности и мужественности способны помешать юноше стать талантливым визажистом или танцором, а девушке достичь успехов, например, в военном деле.

В-третьих, потребность самоактуализации может пойти вразрез с потребностью в безопасности. Например, если самореализация требует от человека рискованных или опасных поступков или же действий, не гарантирующих успеха.

группы, разновидности и примеры, классификации психологов


Существование человечества немыслимо вне общества, в котором формируется и развивается полноценная личность. Помимо биологических потребностей у любого индивида также существуют желания или нужды, направленные на жизнь в социуме. Чтобы узнать, что представляют собой социальные потребности человека, необходимо дать определение основным терминам и ознакомиться с мнениями известных психологов и социологов.

Социальные потребности человека:

Первичные и вторичные нужды

Прежде чем переходить к рассмотрению желаний и нужд, присущих лишь человеческому виду, нужно отметить, что человек является полноправной частью природы. Таким образом, любой индивид сочетает в себе как чисто животные потребности, сфокусированные на выживании, так и социальные, которые могут реализовываться только в социуме. Современные психологи, социологи и биологи выделяют следующие важные пункты, относящиеся к биологическим или первичным нуждам:

Потребности человека

  1. Потребность в воздухе, пище, воде, одежде и жилище. Питьевая вода должна быть не только не загрязнённой, но и приятной на вкус. Необходимо наличие калорийной и разнообразной пищи, насыщенной различными микроэлементами, необходимыми для комфортного существования. Важен чистый состав воздуха.
  2. Безопасность для жизни, отсутствие угроз со стороны внешнего мира (в том числе стихийных бедствий).
  3. Нахождение в тепловом, электромагнитном и акустическом комфорте.
  4. Размножение и продолжение рода, а также получение сексуального удовлетворения.

Сюда же можно отнести полноценный отдых и релаксацию, нахождение в комфортной природной среде. Важным первичным аспектом также является потребность в свободе, называемая пространственным комфортом.

К вторичным потребностям относятся все стандартные примеры социальных нужд, которые можно вкратце перечислить: движение в иерархической структуре общества (стремление к доминированию), потребность в труде, уважении, общении, заботе о других людях, а также в желании постигать мир и обучаться новому. Подобные примеры соц. потребностей человека свойственны многим высшим млекопитающим.

Есть также категория псевдопотребностей, то есть желаний, которые присутствуют только у вида Homo Sapiens. Сюда можно отнести потребность в роскоши, излишнюю агрессию с целью получения лидерства либо же, напротив, стремление избегать соперничества и любых потенциально сложных ситуаций.

Основные разновидности

Суть определения социальной потребности заключается в том, что это нужды и желания, возникающие у людей в процессе их взаимодействия и коммуникации с другими индивидами при жизни в обществе. Желания, направленные на то, чтобы социализировать личность, не являются врождёнными и приобретаются в течение всего жизненного пути. К ним, как правило, относят:

Эгоистические нужды

  1. Эгоистические нужды. Они направлены на самого индивида. Их удовлетворение может быть полезным либо вредным (в зависимости от ситуации): саморазвитие, стремление к лидерству и власти, желание прославиться, обогатиться, стать лучше других и пр. Практически все эгоистические нужды тесно связаны с самооценкой человека и непосредственно влияют на неё в случае их успешной или неуспешной реализации.
  2. Альтруистические желания. Направленность только на других людей без учёта самого себя. Сюда относятся потребности во взаимовыручке и помощи. В эту группу также следует добавить разного рода подвиги, связанные с самопожертвованием ради других.
  3. Обоюдные нужды, общие для всех членов общества. Сюда можно причислить потребность в общении, мире, предсказуемом поведении (регламентированном правилами этикета), порядке и дисциплине.

К последнему пункту можно добавить требование справедливого распределения ресурсов и товаров, а также производства и свободы информации. Чтобы понять, какие бывают социальные потребности человека в современном обществе, достаточно вспомнить себя и свои характерные нужды в обществе. Это желание одобрения, любви, дружбы, совместной деятельности и принадлежности к определённой социальной группе (например, к автолюбителям, фанатам футбола или демократам).

Огромное значение в жизни личности играет творчество, благодаря которому человек не только имеет возможность выражать своё внутреннее состояние посредством той или иной формы (к примеру, в виде музыки или танца), но и может полноценно взаимодействовать с другими людьми. Хоть эти желания называют вторичными (по времени их появления), по важности они практически не уступают биологическим потребностям, так как именно они придают смысл человеческой жизни.

Различные классификации

На сегодняшний день существует множество работ социологов и психологов, цель которых — определить наиважнейшие человеческие потребности, а также составить схему базовых нужд человека от ключевых до второстепенных. Некоторые теории используются по сей день с небольшими поправками и дополнениями. Чтобы понять важность удовлетворения социальных потребностей, будет полезно ознакомиться с наиболее известными точками зрения.

Пирамида Маслоу

Американский психолог и социолог Абрахам Маслоу создал теорию иерархии потребностей, в соответствии с которой каждое жизненно важное желание располагается по мере возрастания. В первом варианте пирамиды подразумевалось, что ступень, находящаяся вверху, не может быть достигнута до тех пор, пока не будут преодолены, то есть удовлетворены, все нижестоящие уровни. Впоследствии Маслоу изменил своё мнение. В доступном виде это может выглядеть так (первый пункт является основанием треугольника, седьмой — его вершиной):

Чувство защищённости

Пирамида Маслоу

  1. Физиологические желания и нужды — жажда, голод, сон, половое влечение.
  2. Потребность в безопасности — чувство защищённости. Сюда некоторые исследователи добавляют отсутствие страхов и тревоги.
  3. Нужда быть принятым в обществе, желание любви и комфортных взаимоотношений с окружающими людьми.
  4. Стремление к уважению, славе и почитанию — достижение профессионального успеха и известности.
  5. Познание мира и его исследование — освоение новых профессий, получение знаний.
  6. Потребности эстетического характера — красота, гармония и порядок. Сюда может относиться интерес к искусству и созерцанию прекрасных ландшафтов мира (иначе говоря — тяга к путешествиям).
  7. Духовные нужды и желания — самоактуализация, личностный рост, нравственное развитие. На этом уровне интерес человека переходит с него на других людей. Здесь начинает реализовываться золотой принцип этики «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Несмотря на широкую популярность этой пирамиды, существует множество материалов и исследований, которые критикуют либо даже открыто опровергают некоторые её положения. В частности, теория Маслоу не может объяснить, почему некоторые ступени пирамиды продолжают играть огромную мотивирующую роль в жизни человека даже после их удовлетворения. Любопытно, что сам социолог и основатель теории считал, что только 2% людей имеют в своей жизни возможность достичь седьмой ступени пирамиды.

Социальные потребности это что? Психология высокого уровня функционирования, часть 1

Пирамида Маслоу
Watch this video on YouTube

Теория Херцберга

Исследователь мотивации труда Фредерик Херцберг был убеждён, что бо́льшую часть социальных потребностей (примеры которых можно прекрасно наблюдать в стандартном рабочем коллективе) можно разделить на 2 основных типа — мотивация и гигиена. Первый пункт иллюстрирует важность финансового вознаграждения, статуса и престижности работы, а также возможность продвижения по карьерной лестнице (не формальное, на бумаге, а реально наблюдаемое среди коллег).

Мотивация по Херцбергу является фактором, который действует длительное время. Второй пункт — так называемая гигиена — представляет собой взаимоотношения в коллективе, общую психологическую обстановку, условия работы, методы управления.

Теория Херцберга

Социолог отмечал, что гигиена зачастую оказывает решающее воздействие на получение удовлетворения от деятельности. Для большинства людей важней оказаться в дружелюбном коллективе с плохой работой и не самой лучшей зарплатой, чем попасть в престижную компанию на перспективную должность, но при этом находиться в состоянии перманентной войны с коллегами.

В отношении общих социальных потребностей этот факт играет значительную роль, так как он лишний раз подтверждает важность взаимодействия человека в обществе. Это объясняется тем, что психологический комфорт является производным от чувства защищённости, которое, в свою очередь, считается базовой потребностью человека.

Мнение Эриха Фромма

Прославленный немецкий психолог и социолог полагал, что важнейшим фактором для формирования и последующего удовлетворения человеческих нужд является ориентир — некий эталон, позволяющий личности сравнивать и оценивать свои действия. Таким маяком для людей служат, как правило, религиозные и философские идеи, культура и искусство, а также национальные традиции. Современные последователи Фромма к ориентирам добавили медиапространство, включающее в себя телевизор и интернет.

Фромм также выделял значимость самосознания (то есть желание отличаться от окружающих) и самоутверждения. При этом под последним термином психолог понимал стремление стать полезным для других людей. К другим социальным потребностям человека Фромм причислял:

Мнение Эриха Фромма

  1. Укоренённость. Естественное стремление человека привязаться к миру и людям выражается в виде желания создать семью, длительное время работать на одной работе вне зависимости от степени удовлетворённости ею и т. д.
  2. Трансценденция. Потребность личности в преодолении своих животных инстинктов. Психолог был уверен, что это наивысшая социальная потребность, доступная человеку. Интересно, что Фромм считал разум и сознание тяжёлой ношей, которую по силам нести лишь небольшому количеству людей. Остальных тяготит человечность, поэтому они стремятся вернуться к животному началу.
  3. Несмотря на зависимость от общества, человек, который успел сформироваться как взрослая личность и уже не нуждается в опеке родителей или иных людей, может реализовываться, практически не находясь в социуме. Имеется в виду, что индивид способен удовлетворять свои потребности общения в малой группе без острой необходимости искать себе новых знакомых, другое место работы и т. д.

Согласно мнению Фромма, все чисто человеческие потребности стоит назвать врождёнными, а в течение жизни они могут лишь разным способом видоизменяться. Большое значение для формирования характера человека и его поведения имеет общественное устройство, в котором он живёт.

Пирамида Потребностей Маслоу. Мотивация и демотивация НЛП за 10 минут #18

Мнение Эриха Фромма
Watch this video on YouTube

Позиция Дэвида МакКлелланда

Совершенно иного вида классификацию предлагает американский исследователь, изучавший человеческие побуждения и особенности мотивации. Он считал, что потребности находятся в строгой зависимости от типа личности. Это значит, что у каждого человека они будут разные, хоть люди, казалось бы, живут в одном социуме. МакКлелланд выделял 3 основных потребности:

Достижение успеха

  1. Достижение успеха. Активность взрослого человека во многом зависит от того, что он стремится успешно завершить каждое действие и получить чувство удовлетворения.
  2. Стремление к власти. Все люди так или иначе пытаются управлять другими, стараются усилить своё влияние на мир либо сохранить уже имеющиеся позиции.
  3. Симбиоз. Многие проблемы невозможно решить в одиночку, поэтому у людей имеется врождённая способность помогать другим, чтобы впоследствии иметь право воспользоваться их помощью.

Психолог отмечал, что в случае неудовлетворения какой-либо из этих трех потребностей у индивида возникает чувство недовольства своей жизнью, способное в итоге стать основой для невроза или депрессии. При этом потребности не должны удовлетворяться в ущерб другим людям, так как это в итоге причиняет вред всем окружающим. В этом случае нет никакой гарантии, что с таким эгоистом не будут поступать подобным образом.

4. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Концепция потребностей а. Маслоу


Всеобщей характеристикой живых существ
является их активность, обеспечивающая
поддержание жизненно значимых связей
с окружающим миром. Источником активности
человека являются его потребности.
Потребности побуждают человека
действовать в определенном направлении
и определенным образом, становятся
мощным регулятором его жизни и
деятельности, фактором его развития и
саморазвития.

Из этого следует то, что формирование,
развитие и становление личности – это
в определенном смысле слова процесс
формирования и развития потребностей
человека, прежде всего социальных:
процесс развития потребностно-мотивационной
сферы личности. В отличие от потребностей
животных, носящих более или менее
стабильный характер и ограниченных в
основном биологическими нуждами,
потребности человека все время множатся
и изменяются в течение его жизни.

Потребности – состояние
индивида, создаваемое испытываемой им
нуждой в объектах необходимых для его
существования и развития.

Это своего рода состояние физического
и психического дискомфорта, возникающее
у человека при нарушении устойчивого
равновесия во взаимодействии с
материальной и духовной средой его
жизни и деятельности. Именно потребности
вызывают у человека стремление принимать
меры, действовать по устранению возникшего
негативного состояния дискомфорта.

В потребностях человека выражаются
характер и степень его зависимости от
конкретных условий существования. Кроме
того, сама обстановка может актуализировать
различные потребности в человеческой
жизнедеятельности.

Потребности не существуют в виде
физиологических или психических
устойчивых образований. Они проявляются
в форме состояний организма и психики
человека. По мере удовлетворения та или
иная потребность перестает существовать,
функционировать (и действовать) как
реальное состояние дискомфорта.

Потребности имеют ряд особенностей:

или
с предметом, которым стремятся обладать,
или с какой-либо деятельностью, которая
должна доставить человеку удовлетворение.

терными
эмоциональными состояниями
(привлекательность объекта, неудовольствие,
страдание от неудовлетворения потребности
и т.д.).

и
нахождение возможных путей удовлетворения
потребностей.

ращение
их в противоположные при удовлетворении
ранее реализованных потребностей
(например, чувство отвращения при виде
пищи в состоянии пресыщения).

  • Повторное
    возникновение потребности, когда нужда,
    лежащая в ее ос-

нове,
вновь дает о себе знать.

Потребности
различают по происхождению
и по предмету.

По
своему происхождению
выделяют
потребности естественные
(простые) и
культурные
(сложные).

Естественные
потребности
связаны с
необходимостью сохранения и поддержания
жизни человека и его потомства.
Неудовлетворение естественных
потребностей ведет к гибели человека
или его вырождению. Регулирующая функция
естественных потребностей ограничена,
так как они определяют поведение в
сравнительно небольшие отрезки времени,
в течение которых происходит удовлетворение
потребностей.

Культурные
потребности

обусловлены уровнем развития цивилизации,
особенностями жизни и деятельности
человека. В них выражается зависимость
активной деятельности человека от
продуктов человеческой культуры; их
корни целиком лежат в границах человеческой
истории. Неудовлетворение культурных
потребностей не ведет к физической
гибели человека, но вызывает смерть
социальную.

По
предмету

выделяют материальные
и духовные
потребности.
В материальных
потребностях

выявляется зависимость человека от
предметов материальной культуры
(потребность в жилище, одежде, предметах
быта).

Духовные
потребности

выявляют зависимость от продуктов
общественного сознания: потребности в
общественной деятельности, труде,
общении друг с другом, приобретении
знаний, изучении наук и искусств, в
творчестве и т.п.

Очевидна
неразрывная связь всех видов потребностей
между собой. Так, естественная по
происхождению потребность может быть
вместе с тем материальной по предмету,
культурная по происхождению – либо
материальной, либо духовной по предмету.
Удовлетворение духовных потребностей
невозможно без удовлетворения
материальных.

В
зависимости от носителя

потребности
бывают индивидуальными,
групповыми или общества в целом.

Потребности
человека могут иметь общественный и
личный
характер.
Это находит выражение в том, что для
удовлетворения своих узколичных
потребностей человек использует
результаты общественного труда.

У
человека могут проявляться ведущие
(основные) потребности, невозможность
удовлетворения которых угрожает его
существованию (приводит к разрушению
физиологических систем организма,
деградации личности) и второстепенные
(нежизненно важные потребности), которые
в определенных обстоятельствах могут
играть ведущую роль в детерминации
поведения человека.

Есть
и другие основания для классификаций
потребностей человека. Так, например,
потребности могут быть социально
полезными
и
вредными,
асоциальными; реальными
,
соответствующими возможностям данного
человека и уровню развития социальной
и природной среды его жизнедеятельности;
иллюзорными
,
наделенными фантазиями личности.

Если
взять за основу содержание отражаемой
в потребностях объективной реальности,
то можно выделить следующие потребности:
профессиональные,
политические, правовые, нравственные
и др.

По
времени существования

потребности могут быть устойчивыми
(периодически
актуализирующиеся, длительные) и
неустойчивыми
(кратковременные, ситуативные).

Потребности,
определяющие линию поведения личности
в тот или
иной момент или в течение определенного
отрезка времени, называют
доминантными
потребностями,
а недоминантными
те, которые
косвенно влияют на особенности реализации
первых. Следует признать, что в принципе
каждая потребность в той или иной
ситуации, при определенных обстоятельствах
может стать доминантной.

В
психологии принято выделять три типа
доминантных потребностей человека:
ситуативные
(кратковременные)
потребности; жизненные,
определяющие
стратегию жизни, линию поведения человека
(потребности длительного существования),
и потребности
деятельности

(промежуточные между двумя первыми),
которые представляют собой потребности
текущих дел.

Различают
потребности теоретические
(в познании) и практические

предметно-практической деятельности).

Потребности
человека во многом обусловлены внешними
обстоятельствами, предметами и явлениями
объективно существующей вне человека
реальности – объектами
потребностей.

Объект, ставший для человека потребностью,
преобразуется в ее цель, побуждая и
активизируя человека. Объекты потребностей
обычно способны удовлетворить несколько
различных потребностей человека. Те
или иные стороны объекта, которые служат
удовлетворению конкретных потребностей
человека, принято называть предметами
потребностей.

По
мере развития человека (физиологического
и психологического), становления его
как личности развиваются, видоизменяются
и его потребности. Процесс удовлетворения
человеком своих потребностей связан с
его взаимодействием со средой, с объектами
потребностей, использованием средств
и способов этого взаимодействия, что,
в свою очередь, ведет к формированию и
развитию личностных качеств и свойств
личности. Из этого следует – удовлетворение
потребностей человека выступает одним
из важнейших условий его всестороннего
развития, формирования и становления.

Воспитание
и актуализация у человека потребности
в труде также являются непременными
условиями развития личности. Отсутствие
у человека этой потребности (труд
является источником материальных и
духовных благ, культуры в целом) неминуемо
ведет к сужению материального и духовного
потенциала социума, а потребительское
отношение личности к обществу – к ее
деградации. Изучая потребностно-мотивационную
сферу личности, следует учитывать, что
основные ведущие потребности личности
различаются не только содержанием, но
и уровнем социальной обусловленности.

Наиболее
популярной как в западной, так и в
отечественной психологии является
концепция потребностей известного
американского психолога А. Маслоу.
Согласно этой концепции, все потребности
человека являются врожденными и в
мотивационной сфере образуют иерархическую
систему приоритетов.

Иерархия
личных потребностей видоизменяется с
развитием личности, высшие ее уровни
«вызревают» лишь к моменту достижения
индивидом психологической зрелости.
Но, будучи сформированными, высшие
уровни потребности, особенно потребности
в самореализации, самосовершенствовании,
начинают играть системообразующую роль
в системе потребностей. Иерархия
индивидуальных потребностей составляет
основную отличительную особенность
личности – ее направленность. В порядке
очередности потребности располагаются
в следующей последовательности.

Потребности в

самоактуализации

Эстетические

потребности

Познавательные
потребности

Потребности
в самоуважении

Потребности
в принадлежности и любви

Потребности
в безопасности и защите

Физиологические
потребности

Классификация
потребностей («пирамида» А. Маслоу)

Физиологические
потребности

являются основными, непосредственно
касаются биологического выживания
человека и должны быть удовлетворены
хотя бы на самом минимальном уровне,
прежде чем станут актуальными потребностями
более высокого порядка. Это базовые,
жизненные, основные естественные,
природные, физические потребности: в
воздухе, пище и другой энергетике,
одежде, жилище, в продолжении рода и
т.д. Формы и способы реализации этих
потребностей имеют социальный, культурно
окрашенный характер. Пока человек не
удовлетворит базовые (нижние) потребности,
более высокие потребности теряют для
него мотивационную силу. Когда же
физиологические потребности будут
удовлетворены, для человека становятся
значащими следующие потребности.

К
числу других естественных, природных
потребностей, имеющих вполне
конкретно-содержательное наполнение,
формы, средства и способы реализации,
относятся: потребности в безопасности
и защите, и потребности в принадлежности
и любви.

Потребности
в безопасности и защите

(стабильность, чувство защищенности,
избавление от страха и неудач, порядок,
свобода от хаоса и т.п.). В этих потребностях
отражается заинтересованность человека
в выживании.

Потребности
в принадлежности и любви

вступают в действие лишь тогда, когда
удовлетворены физиологические потребности
и потребности в безопасности и защите.
Когда эта потребность не удовлетворяется
или удовлетворяется слабо, человек
испытывает чувство одиночества,
общественного остракизма.

Потребности
в самоуважении
,
по Маслоу, делятся на два основных типа:
самоуважение и уважение со стороны
других. Самоуважение включает такие
понятия, как компетентность, уверенность,
независимость, свобода. Уважение другими
– это престиж, репутация, признание,
статус, принятие.

Познавательные
(когнитивные) потребности

– это
потребность в знаниях, умениях, понимании,
в творческом труде, в раскрытии своих
способностей.

Потребность в
познании жизни, объективного мира
реализуется:

  • через
    науку

    (главная особенность такого познания
    – объективность знаний), расширяющую
    возможности человека, делающую его
    более защищенным, позволяющую принимать
    более адекватные, правильные решения,
    успешнее прогнозировать свои действия
    и поступки;

  • искусство,
    в котором
    проявляется стремление к непосредственному,
    образному, субъективному восприятию,
    познанию и пониманию жизни;

  • религию,
    дающую человеку научную и религиозную
    картину мира;

  • собственный
    социальный, этнический, профессиональный
    и другой
    опыт;

  • через
    использование данных

    естественных, социальных, гуманитарных,
    технических и других наук.

Эстетические
потребности

включают в
себя понимание человеком канонов
красоты, гармонии, восприятие и
осуществление поведения, деятельности,
жизни в целом по законам красоты,
неприятие безобразного, низменного,
уродливого, нарушающего естественную
и социальную гармонию.

Когда
описанные выше потребности удовлетворены,
на первый план выступают потребности
в самоактуализации
,
т.е. желание
человека стать тем, кем он может стать.
Достигая этого уровня иерархии
потребностей, человек добивается полного
использования потенциала личности,
своего таланта и способностей.

Основные потребности человека. Классификация потребностей по Маслоу


Здравствуйте, друзья. Сегодня речь пойдет о человеческих потребностях. Эх, сколько всего и сразу мы хотим! Причем иногда желания меняются буквально со скоростью света (особенно это касается прекрасной половины человечества).

Но существует несколько основных потребностей, которые практически каждый человек стремится удовлетворить в течение жизни. Рассмотрим их более детально.

Основные потребности человека

Потребность в выживании. Инстинкт выживания – самый мощный инстинкт человеческого существа. Каждый человек хочет сохранить свою жизнь, защитить от опасности семью, друзей, соотечественников. Только получив гарантию выживания, человек начинает думать об удовлетворении других потребностей.

Потребность в безопасности. Как только человек получает гарантии выживания, он начинает думать о безопасности каждого аспекта своей жизни:

  • Финансовая безопасность – каждый человек боится бедности и материальных потерь и стремится к их преодолению. Выражается в желании сэкономить и приумножить достаток.
  • Эмоциональная безопасность необходима для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно.
  • Физическая безопасность – каждый человек до определенного уровня нуждается в еде, тепле, жилище и одежде.

Потребность в безопасности не означает, что человек нуждается в бронированной двери. Он вполне может хотеть приобрести качественные обои, которые долго будут ему служить.

Потребность в комфорте. Как только человек достигает минимального уровня обеспеченности и безопасности, он начинает стремиться к комфорту. Он вкладывает огромное количество времени и денег для создания уютной домашней обстановки, стремится создать комфортные условия на работе. Для этого он выбирает товары, удобные и простые в использовании.

Потребность в свободном времени. Люди хотят отдыхать как можно больше времени и ищут любую возможность прекратить работу и отдохнуть. Центром внимания основной массы людей являются вечера, уик-энды и отпуска. Деятельность в свободное время играет центральную роль в человеческом поведении и принятии решений.

Потребность в любви. Люди имеют насущную потребность в построении и поддержании любовных отношений. Все что человек делает, направлено или на достижение любви, или на компенсацию недостатка любви. Взрослая личность формируется в условиях полученной или недополученной в детстве любви. Желание создать надежные условия для любви являются основной причиной человеческого  поведения.

Потребность в уважении. Человек стремится заслужить уважение к себе других людей. На это направлена основная часть человеческой деятельности. Потеря уважения может стать существенной причиной неудовлетворенности, а получение высокопоставленной должности может служить большим стимулом, чем высокая заработная плата.

Потребность в самореализации. Высшее желание человека на протяжении всей жизни – реализация творческого потенциала личности, своих талантов и способностей. Мотивация человека направлена на достижение всего, чего они способны достичь. Потребность в самореализации может быть сильнее всех других мотиваций.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Несмотря на то, что потребностей и желаний у людей очень много, их можно разделить по определенным группам. Американский психолог Абрахам Харольд Маслоу скомпоновал все человеческие потребности в структуру, или пирамиду потребностей, которая представляет собой упрощенное изложение его идей.

Классификация потребностей по Маслоу отражает одну из самых известных на сегодняшний день теорий мотивации – теорию иерархии потребностей. Маслоу проанализировал все человеческие потребности и расположил в виде пирамиды.

Классическая пирамида Маслоу (5 ступеней)

Классификация потребностей по Маслоу
Маслоу считал, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах. Например, человек, которому нечего есть, не нуждается в признании и одобрении. Но когда голод утолен, появляются потребности более высокого порядка.

Расширенная пирамида Маслоу (7 ступеней)
Классификация потребностей по Маслоу

Одни и те же потребности у разных людей проявляются по-разному, так как у каждого есть свои мотивы, способности, жизненный опыт, цели. Например, потребность в уважении и признании у одного человека может выражаться в стремлении стать великим ученым, другому достаточно, чтобы его уважали друзья и родители. То же самое можно сказать о любых потребностях, даже о пище – один человек рад, если у него есть хлеб, другому для полного счастья нужны деликатесы.

Классификация потребностей по Маслоу

Маслоу взял за основу своей классификации потребностей тезис о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и необходимости их удовлетворения для человека. Рассмотрим их, начиная с первой.

Первичные (врожденные) потребности человека

Первый уровень – физиологические потребности (жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище). Это наиболее выраженная группа потребностей человека. Небогатый человек, по мнению Маслоу, испытывает, прежде всего, физиологические потребности. Если встанет вопрос выбора между утолением голода и одобрением общества, большинство людей выберут пищу.

Второй уровень – потребность в безопасности (безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне). Здоровый, сытый человек испытывает потребность в безопасности, хочет обеспечить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения. Например, он хочет получить определенные социальные гарантии при трудоустройстве.

Вторичные (приобретенные) потребности человека

Третий уровень – социальные потребности (социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности). После удовлетворения физиологических потребностей и обеспечения безопасности, человек хочет получить тепло дружеских, семейных или любовных отношений. Он ищет такую социальную группу, которая удовлетворит эти потребности и избавит от чувства одиночества. В частности, такую роль играют различные организации, группы, кружки, клубы по интересам.

Четвертый уровень – престижные потребности (самоуважение, уважение со стороны других, признание общества, достижение успеха и высокой оценки, карьерный рост). Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств и достижений. Но он начинает верить в себя и свои силы, только достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию.

Пятый уровень – духовные потребности (самореализация, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие через творчество). Согласно теории Маслоу, человек чувствует потребность в самовыражении только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

Теория иерархии потребностей Маслоу предполагает, что человек должен сначала удовлетворить потребности, расположенные внизу пирамиды, и только потом понять, что хочет удовлетворить потребность, расположенную на следующей ступени. То есть, это последовательное расположение основных потребностей в иерархии, является основополагающим в организации мотивации человека.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Большинство людей так и поступают, но из этой теории есть исключения. Например, люди науки, искусства могут развиваться и самореализовываться, несмотря на голод, болезни и социальные проблемы. Для некоторых людей их ценности и идеалы настолько важны, что они скорее готовы терпеть любые лишения, чем отказаться от них.

Также люди иногда могут создавать собственную иерархию потребностей и ставить на первое место другие ценности, например, уважение и карьерный рост, а не семью и детей.

Потребности человека зависят и от возраста. Например, удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности более характерно для детей, потребности в принадлежности и любви – для подростков, потребность в самовыражении – для людей старше 40 лет.

Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени:

  • 85% физиологические
  • 70% безопасность и защита
  • 50% любовь и принадлежность
  • 40% самоуважение
  • 10% самореализация

Причем, неважно, на какой ступени пирамиды потребностей человек находится в данный момент. Если возникнут трудности в удовлетворении потребностей более низкого уровня, человек вернется туда и останется до тех пор, пока эти потребности не будут удовлетворены в достаточной степени.

Основные потребности человека

Но это все теория. Давайте немного попрактикуемся. Вы знаете свои потребности? Составили ли вы классификацию своих потребностей? Если нет, давайте сделаем это прямо сейчас.

Подумайте, что важнее для вас – покупка сладостей или игрушек для ребенка, одобрение супруга или премия? Что бы вы ни выбрали, важно знать свою цель в жизни и, не отступая от нее, идти вперед.

Желаю вам, уважаемые читатели, добиться удовлетворения всех ваших потребностей.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о