Принцип морали: Мораль — Википедия – 1.3. Основные функции и принципы морали.

Содержание

1.3. Основные функции и принципы морали.

В этом параграфе
будет рассмотрен, так сказать, «рабочий
инструментарий» науки этики. Поскольку
многие аспекты этических понятий уже
были рассмотрены, теперь следует изложить
их в виде некоторой системы и дать
недостающие характеристики тех понятий,
которые еще не получили достаточно
четких определений.

Выше мы говорили
о приоритетности моральной деятельности.
Теперь же наша задача уяснить, в чем же
заключается деятельная сторона морали,
каковы ее «функциональные обязанности»
или, попросту говоря, функции
морали.

1. Регулятивная
функция.
Функция
нравственного регулирования взаимоотношений
между людьми является главной и
определяющей. Она охватывает ту сферу
отношений, которая не регулируется
правом. и в этом смысле она дополняет
право. Однако такое определение будет
неполным и неточным, если не принимать
во внимание то обстоятельство, что все
правовые нормы также утверждают
справедливость, также служат добру или
благу общества и граждан и поэтому носят
безусловно нравственный характер.


Регулятивная
функция являет собой непрерывный процесс
приведения реального поведения личностей,
служебных коллективов и
государственных
и общественных институтов в соответствие
с действующими в обществе моральными
нормами. В этих целях используются такие
«инструменты»
регулирования нравственных
отношений, как
морально-этические принципы, общественное
мнение, моральный авторитет, традиции,
обьтчаи, заповеди, привычки. На
непосредственно практическом уровне
регуляция осушествляется через посредство
норм (простых норм нравственности):
норм-ориентиров, норм-требований,
норм-запретов, норм-рамок, ограничений,
а также норм-образцов (этикетных норм).
Регулятивная функция является базовой
в системе функций: все остальные функции
— каждая по-своему — в той или иной
степени «обслуживают» ее.

2. Оценочная
(аксиологическая) функция
.
Как уже
указывалось выше, любой акт морали
(поведенческий или духовный) определяется
той или иной системой ценностей. Предметом
оценки под углом <морально — аморально»
или «иравственно — безнравственно»
являются поступки, отношения, намерения,
мотивы, моральные возэрения, личностные
качества и т.д.

З. Ориентирующая
функция.
Простые
нормы нравственности являются «простыми»
только в теории. В конкретной
действительности, на практике прежде
чем вынести моральное суждение и
реализовать ту или иную норму в поступке
или в поведении, приходится взвешивать
порой довольно значительное количество
обстоятельств, каждое из которых может
побуждать нас к применению различных
(иногда даже взаимоисключающих) норм.
Выбрать из множества норм единственно
правильную, справедливую может только
хорошее владение наукой этикой, высокий
уровень нравственной культуры, которые
и являются механизмом, способным нам
дать точный ориентир. Именно они способны
помочь нам выработать систему моральных
приоритетов, являющуюся «компасом>,
позволяющим нам выявить наиболее
нравственную линию поведения.


4. Мотивационная
функция.
Эта функция
позволяет оценивать поступки, цели и
средства с точки зрения побуждающего
намерения. Мотивы или мотивации могут
быть моральными и аморальными,
нравственными и безнравственньгми,
благородными и низменными, корыстными
и бескорыстными и т.д.

5. Познаваягельная
(информационная) функция

направлена на приобретение этических
знаний: принципов, норм, кодексов и пр.,
являющихся источником информации об
обшественных нравственных пенностях
и о системах таких ценностей, исходных
пунктах морального выбора в обычной и
экстремальной обстановке, в обычных и
конфликтных ситуациях, которые в
комплексе помогают сформулировать
модель нравственного поведения.

б. Воспитательная
функция.
Любая
система воспитания — это прежде всего
система нравственного воспитания (ряд
ученых считает, что воспитанием является
только нравственное воспитание, все
остальное просто общение). Нравственное
воспитание приводит в определенную
концептуально организованную систему
нравственные нормы, привычки, обычаи,
правы, общепризнанные образцы поведения,
переводит нравственные знания в
нравственные убеждения личности,
развивает способность творческой
интерпретации нравственных знаний и
убеждений применительно к конкретным
ситуациям.

7. Коммункативная
функция.
На
кораблях, самолетах и других быстро
движущихся объектах устанавливается
специальное устройство, которое при
получении соответствуюшего запроса
отвечает сигналом, условно называемым
«я свой». Точно такой же способностью
обладает всякая система моральных
ценностей (в том числе и профессиональных),
и только на основании этого «сигнала»
возможно служебное и всякое иное
взаимодействие, обретение <чувства
локтя», поддержка и взаимовыручка.
Конечно, в процессе служебной деятельности
осознание сигнала «я свой» и действенная
коммуникация на его основе осуществляется
не только моральным его компонентом,
но тем не менее он играет в этом процессе
одну из главных ролей.


8. Идеологическая
функция.
Назначение
данной функции заключается в том, чтобы
обосновывать моральность политических
и экономических целей и интересов того
или иного класса, социального слоя,
группы, общественного движения и т.д. В
этом смысле она призвана нравственно
консолидировать социально неоднородное
общество. Мораль правящего класса или
социальной группы, так же как и их цели
и интересы, идеологическими средствами
всегда представляются как цели, интересы
и мораль всего общества. И пока в
определенной степени эта мораль отвечает
всеобщим интересам, общество воспринимает
это обстоятельство позитивно. В противном
случае общество консолидируется вокруг
противоположных моральных, политических
и идеологических ценностей, где
основополагающую роль начинает играть
революционная мораль, провозглашающая
главной нравственной целью борьбу за
свержение существующего политического
режима.

9. Мировозэренческая
функция.
В
этом плане мораль рассматривается как
нравственные устои личности, выработанная
ею система нравственных пенностей,
посредующая все ее политические,
религиозные, эстетические, философские
и иные возэрения. Мировоззренческая
функция очень близка к аксиологической
с той лишь разницей, что в данном случае
она охватывает основные, так сказать,
первоначальные понятия и представления
человека об окружающей его действительности.

Важнейшими
моральными ценностями

для сотрудника
правоохранительных органов являются:
любовь к Родине, верность присяге и
избранной профессии, служебному долгу,
нравственная цельность (единство слова
и дела, убеждений и поступков), соблюдение
чести и служебного достоинства,
справедливость, законность, неподкупность
и взаимовыручка.



Если обратиться
к моральному сознанию, то главенствующую
роль здесь играют принципы
морали
.
Выражая требования морали в наиболее
общем виде, они составляют сущность
моральных отношений и являются стратегией
нравственного поведения. Они отличаются
сравнительной устойчивостью и
конкретизируются в моральных нормах.
Их стабильность и жизнеспособность
определяются конкретными условиями
определенной социальной и профессиональной
среды той или иной исторической эпохи.
Моральные принципы осознаются нравственным
сознанием как безусловные требования,
следование которым является строго
обязательным во всех жизненных ситуациях.
В этом их существенное отличие от
нравственных норм, отступление от
которых в определенных жизненных
ситуациях не только допустимо, но порой
и необходимо. В рамках требований,
предъявляемых к службе в правоохранительных
органах, основными принципами морали
являются: гуманизм, коллективизм,
справедливость, патриотизм, добросовестное
отношение к труду, критическая самооценка.
Некоторые из них следует рассмотреть
подробнее.

Принцип
коллективизма.
Это один из
важнейших принципов не только
профессиональной, но и общечеловеческой
морали (противоположным принципом
является индивидуализм). В нем заключается

самая главная сущность взаимоотношений
личности и общества. Как правило, все
социальные и
профессиональные
интересы индивидов
опосредуются
личным интересом, с которым они тесно
переплетены, причем разорвать эту связь
обычно практически невозможно.Констатируя

это обстоятельство, шотландский
экономист и философ ХУII1 в. А. Смит
разработал теорию «разумного эгоизма»,
где он пытался
найти разумный баланс
между общественными и личными интересами
индивидов. Однако и наука и практика
отчетливо показали, что найти такой
баланс раз и навсегда для всех ситуаций
невозможно, и поэтому в этике были
угверждены два взаимоисключающих, но
достаточно абстрактных принципа:


коллективизм
и индивидуализм,
где речь шла лишь о приоритетности того
или другого начала.

Применительно к
социально-политическим реалиям
современности принцип коллективизма
как ведущий принцип присущ социалистическому
обществу, а принцип индивидуализма —
обществу буржуазному. Что же касается
правоохранительной служебной среды,
то здесь принцип коллективизма однозначно
является строго обязательным для
успешной организации служебной
деятельности, единственно возможным
для результативного противостояния
криминальному миру. И хотя интересы
членов служебного коллектива всегда
разнородны, эффективность работы
коллектива прямо зависит от
целеустремленности и единства его
действий, а, следовательно, прежде всего
от того, насколько интересы коллектива
осознаются его членами как приоритетные
по сравнению с личными интересами людей,
его образующих. Английская поговорка
гласит:
«Если ты не можешь делать то,
что тебе нравится, пусть тебе нравится
то, что ты делаешь». В самом прямом смысле
это относится и к сочетанию личных и
служебных интересов: если ты не можешь
согласовать личные интересы со служебными,
пусть служебные интересы станут твоим
личным интересом. В противном случае
тебе следует уходить из органов
правоохраны и правопорядка.

Принцип коллективизма
включает несколько частных принципов.

1. Единство
цели и воли.
Единая
цель сплачивает людей, организует и
направляет их волю. Цели деятельности
служебного коллектива определяются
как задачами, которые ставит перед
коллективом руководство, так и сознанием
необходимости требований повседневной
службы. И если первый фактор носит в
основном внешний, строго императивный
характер, то второй фактор в немалой
степени определяется нравственно-психологическим
климатом коллектива и нравственной
воспитанностью его членов.
2.


Сотрудничество
и взаимопомощь.
Это
одно из главнейших условий принципа
коллективизма. В коллективах
правоохранительных органов эта сторона
коллективизма проявляется особенно
действенно. «Сам погибай, а товарища
выручай» — не простой лозунг, но коренной
принцип служебного взаимодействия в
органах, получивший неоднократное
подтверждение на практике. Однако это
сочетается с принципиальностью и не
имеет ничего обшего с круговой порукой,
покрывательством недобросовестньтх
работников, лодырей, прогульщиков. В
противном случае появляются основания
говорить о нравственной деформации
коллектива, о его «заболевании» и о
необходимости его срочного «лечения».

3. Демократизм.
Даже
в таких жестко нормативно организованных
структурах, как правоохранительные
органы, существует немало
аспектов
службы, которые определяются коллективным
решением. И чем более сплоченным и
морально сознательным является тот или
иной коллектив,
тем более
возникает предпосылок у руководства
для делегирования властных полномочий
при принятии решений самим членам
служебного коллектива, для перехода от
командно-административных отношений
к отношениям делового сотрудничества,
базирующегося на общем интересе и общей
ответственности за успешное решение
служебных задач.

4. Дисциплина.
В нравственно
зрелом коллективе дисциплина не является
тяжелым бременем, но осознанной
необходимостью. Сознательное исполнение
дисциплинарных требований обеспечивает
требуемую результативность служебной
деятельности, и именно в таком коллективе
всякое нарушение дисциплины воспринимается
его членами как помеха, как препятствие
на пути реализации общих служебных
целей и интересов, и именно в таком
коллективе воздействие его членов на
«воспитание» нарушителя оказывается
эффективнее самых жестких дисциплинарных
санкций руководства.

Принцип
гуманизма.
Этот
нравственный принцип в обыденном
понимании означает человечность, любовь
к людям, защиту человеческого достоинства,
права людей на счастье и полноценную
возможность для саморазвития. Гуманизм
— требование современной эпохи, ее
ведущий принцип, в частности пронизывающий
все отрасли права и определяющий все
нормы морали. Применительно к
правоохранительной деятельности
гуманизм лежит в основе всей системы
нравственно- правовых отношений между
сотрудникам и правоохранительных
органов и гражданами.

Гуманистичность
содержания правоохранительной
деятельности заключается в самой ее
сущности, которая определяется как
обеспечение социальной стабильности,
охрана общественного порядка в стране,
собственности, прав, свобод и
законных
интересов
граждан, предприятий, организаций и
учреждений от преступных посягательств
и иных антиобщественных действий.
Требования принципа гуманизма являются
не только
сутью профессиональной морали, но и
служебным долгом, который обязывает
сотрудников правоохранительных органов
быстро и своевременно реагировать на
все недостойные поступки и тем более
правонарушения. Невыполнение этих
требований осужлается как законом, так
и общественным
мнением. Таким образом, гуманизм
деятельности правоохранительных органов
проявляется в том, что она направлена
на борьбу со злом и защиту интересов
всего обшества и каждой личности в
отдельности от нарушений норм права и
морали и тем самым обеспечивает условия
для счастья и
всестороннего
развития человека как высшей социальной
ценности.

Гуманизм сущности
и целей деятельности правоохранительных
органов определяет и такой аспект службы
органов, как профилактика правонарушений
и преступлений.Используя различные
средства предостережения и убеждения,
работники органов раскрывают населению
гуманистическое, общественно необходимое
содержание норм нашей морали и права,
недопустимость аморального,
антиобщественного и тем более преступного
поведения, наносящего огромный и
непоправимый ущерб обшеству, людям и
самому нарушителю, способствуют осознанию
каждым лицом моральной и правовой
ответственности за совершенные им
аморальные и противоправные поступки.
Если меры убеждения оказываются
недостаточными, государство прибегает
к принуждению. Однако и здесь проявляется
гуманистичность: с одной стороны,
абсолютное большинство граждан
оказываются социально защищенными, а
с другой — этим останавливаются те
граждане, которые становятся на путь
преступных деяний и не в состоянии
самостоятельно сойти с этого пути.

Единство
принципов справедливости и законности.
Важнейшим
принципом профессиональной морали
сотрудников правоохранительных органов
является принцип
справедливости.
Справедливость — не только принцип
морали. Он охватывает практически все
сферы человеческой деятельности и
человеческих отношений, и прежде всего
права и политики. Как способ моральной
регуляции принцип справедливости
обязывает учитывать все аспекты
деятельности индивидов, т.е. их социальное
положение, заслуги, возрастные и
физические возможности, и устанавливать
соответствие между практической
деятельностью индивидов и их социальным
(и служебным) положением, между заслугами
людей и их общественным признанием,
между деянием и воздаянием, трудом и
вознаграждением, правами и обязанностями,
преступлением и наказанием и т.д.
Несоответствие в этих отношениях
воспринимается как несправедливость.
Сотрудники органов, обладающие достаточным
служебным опытом, прекрасно знают, что
не наказание воспринимается преступниками
болезненно, а несправедливость (в том
числе и прямой обман как один из ее
видов).

Справедливость
регулирует все сферы общественной
жизнедеятельности, но наиболее зримое
воплощение она получает в правовой
системе, поскольку именно она регулирует
наиболее важные звенья общественной
жизни7.
Праву принадлежит главенствующая роль
в пресечении различного рода нарушений
справедливости:
преступного обогащения,
протекционизма,
незаслуженной
привилегированности и пр. Принцип
справедливости предусматривает
обеспечение социальных гарантий: охрану
здоровья, право на получение образования,
жилья, пенсии в старости и при получении
инвалидности и т.д. Соответствие между
целями и средствами, необходимыми для
их достижения, — одно из важнейших
проявлений принципа справедливости.

В качестве реализации
целей права выступают санкции,
предусмотренные правовыми актами.
Применение их всегда сопряжено с
ущемлением интересов личности, с
претерпеванием ею определенных лишений,
поэтому здесь принцип справедливости
должен выдерживаться особенно четко.
Важнейшие требования принципа
справедливости, предъявляемые к санкциям,
состоят в следующем:

• санкции должны
применяться лишь к тем, кто действительно
нарушил закон;

• санкции должны
обеспечивать восстановление нарушенных
прав после отбытия наказания в полном
объеме;

• между санкциями,
устанавливаюшими меру ответственности
за различные противоправные деяния,
должны соблюдаться определенные
пропорции: более опасные правонарушения
должны наказываться более строго;

• суды должны
иметь возможность назначать индивидуальное
наказание с учетом конкретных
обстоятельств;

• за одно
правонарушение никто не должен
наказываться дважды.

Все вышеуказанные
принципы для сотрудников правоохранительных
органов являются их профессиональным
требованием, их правовой нормой. На
практике эти принципы конкретизируются,
приобретая в каждом коллективе
применительно к особенностям службы
тех или иных подразделений специфический
характер, имеющий для членов служебного
коллектива императивное значение.

что такое, функции, нормы, принципы

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих  сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип  гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

добро и зло

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

какие универсальные, что значит их отсутствие

Каждая социальная группа соблюдает некие правила совместного существования. Каждый человек придерживается собственных внутренних убеждений, которые принято называть моральными принципами.

Понятия «хорошо» и «плохо»

Понятия «хорошо» и «плохо»

Что такое моральные принципы

Моральные принципы – форма проявления внутренних нравственных требований конкретного человека, группы людей или всего общества. Человеческое общество постоянно трансформируется, вместе с ним изменяются и моральные нормы: то, что некоторое время назад считалось недопустимым и предосудительным, теперь может значить норму и не вызывать порицания.

На формирование моральных принципов оказывают большое влияние религия, духовные учения, культура, воспитание, личные убеждения каждого индивида. Придерживаясь нравственных норм, человек не позволит себе опуститься до состояния дикого животного, удержит свои инстинкты в неких рамках, принятых в данном обществе.

История термина «мораль»

Термин «мораль» берет начало от латинского слова «mores»  –  традиция, обычай, нрав. Древние римляне переводили слово как «соответствие добрым традициям». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». Таким образом, этимология слов мораль и нравственность синонимична.

Точно не установлено, когда нравственные законы прочно вошли в человеческое общество. В литературе уже в одной из притч царя Соломона описана четкая система применения норм морали. При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность. Конфуций призывал современников быть человеколюбивыми, милосердными, добропорядочными. Цицерон считал неразделимыми простые понятия права и нравственности, вывел в обиход определение «мораль». Пифагором, Сократом, Платоном и Кантом также поднимались вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводились примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.

На протяжении веков многие ученые и философы занимались вопросами норм морали, высказывали свои соображения на данную тематику, формулировали новые понятия моральных норм. Кроме того, обществознание свидетельствует, что в разное время и отдельных социальных группах моральные правила и нормы были отличными.

Мораль в XXI веке

В настоящее время все чаще моральные принципы объявляются архаичными или зачисляются в ранг предрассудков. Считается, что современные нормы морали должны быть научно обоснованы, достаточно аргументированы, подчинены логике. Нынешнее общество не приемлет многие правила нравственности только на веру без доказательной базы. Тем не менее, личные нормы морали сформированы у каждого человека на основе его мировоззрения и личных убеждений.

Важно! Библейские 10 заповедей актуальны и универсальны до настоящего времени и не отрицаются современными приверженцами логичной морали.

Извечная борьба добра со злом

Извечная борьба добра со злом

Основные функции морали

Мораль – это совокупность норм и правил, которые определяют характер взаимоотношений в социуме. Мораль несет определенные функции:

  • Познавательная – обучает навыкам анализа поступков других людей согласно нравственным ценностям.
  • Воспитательная – формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
  • Ценностно-ориентирующая – формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.
  • Регулятивная – регламентирует деятельность индивида с учетом потребностей окружающих людей, всего общества.

Структура морали:

  • Моральные правила – нравственные законы, определяющие манеру поведения человека в социуме, его отношение к себе и другим людям.
  • Моральные принципы – форма выражения нравственных норм, принятых в данном обществе.
  • Нравственные идеалы – образец высоких моральных требований, которые могут быть привиты конкретному индивиду.

Классификация моральных принципов

Моральные принципы осознаются человеком как бесспорная линия поведения, определяющая характер взаимоотношений в обществе.

Моральные принципы можно классифицировать следующим образом:

  • Принцип гуманизма – высшая человеческая ценность, выражающаяся в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и на самореализацию.
  • Принцип альтруизма – нравственная норма, призывающая оказывать бескорыстную посильную помощь нуждающимся. Антипод альтруизма – эгоизм.
  • Принцип коллективизма – возможность совместного сосуществования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма. Невозможно реализовать без соблюдения дисциплины.
  • Принцип справедливости – равные права и свобода для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества прилагаемых усилий со стороны каждого индивида.
  • Принцип милосердия – готовность сострадать и помогать каждому нуждающемуся вне зависимости от его социального статуса и внешнего вида.
  • Принцип миролюбия – основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Провозглашает право на мирную жизнь.
  • Принцип патриотизма – любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
  • Принцип толерантности – принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.

Протянуть руку помощи нуждающемуся

Протянуть руку помощи нуждающемуся

Высокие моральные принципы

Главное для человека – не только знать моральные нормы, но и опираться на них на практике. Осознанное применение нравственных норм и правил позволяет назвать человека высокоморальным.

Высоким моральным принципам можно присвоить следующую характеристику:

  1. «Разрешено» – внутренние убеждения человека, не способные нанести вред кому-либо.
  2. «Необходимо» или «надо» – выполнение действий, способных помочь другому человеку иногда в ущерб своим интересам.
  3. «Запрещено» – действия, осуждаемые обществом и влекущие за собой административное или уголовное преследование.

Важно! Моральные принципы формируются на протяжении всей жизни человека и могут изменяться по мере накопления опыта и знаний.

Высокие моральные идеалы

Высокие моральные идеалы

Моральные принципы общения

Этика общения предлагает такие нравственные нормы и принципы:

  • приоритетность чужих или общественных интересов перед личными;
  • осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
  • развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
  • ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
  • выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
  • вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
  • общение – процесс двухсторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него некий вклад;
  • равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
  • искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
  • понятность и доступность для всех участников общения;
  • последовательность и правильная очередность элементов общения (вопрос – ответ, побуждение к ответной реплике).

Таким образом, морально нравственные принципы общения основаны на взаимопомощи и взаимодоверии.

Нравственные эталоны общения

Нравственные эталоны общения

Отсутствие моральных принципов

Иногда людям приписывают отсутствие понятия о принятых нормах морали. Такое впечатление может сложиться, если человек не знаком с нравственными законами данной социальной группы, именно по этой причине нарушает местные табу, а не делает это злонамеренно.

Абсолютное отсутствие моральных принципов невозможно – даже у самых примитивных людей имеется понятие о том, что можно и что нельзя делать. Эти понятия могут кардинально отличаться от общепринятых в данном обществе, тогда об индивиде говорят, как о человеке безморальном или аморальном. Кроме того, если индивид перестает развивать свою личность, ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с ним начинается регресс сформированных моральных норм и правил. Соответственно, человек чувствует себя неполноценной личностью и даже подвергается различным заболеваниям.

Интересно. Ученые из калифорнийского университета доказали, что действия в соответствии с принятыми нормами морали повышают стрессоустойчивость людей, укрепляют их физическое состояние.

Таким образом, моральные принципы – это то, что формируется годами, актуально для конкретного общества и для каждого человека индивидуально, без них невозможно существование социума.

Видео

Понятие морали и её нормы

Люди вкладывают в понятие морали уже обыденное представление о добре и зле. В действительности же все сводится к двум вышеназванным категориям и умению различать их в каждой отдельной ситуации. Спектр моральных норм гораздо шире, чем это представляется на первый взгляд.

Определение и характерные черты

Мораль — это принятые в социуме представления о добре и зле, о том, что правильно, а что нет. Умение отличать хорошее от плохого проявляется в поступках и мыслях как отдельных лиц в частности, так и человеческих объединений в целом. Нравственность выступает способом самоорганизации социума с присущими ему контролирующими аспектами.

 

фото 108

Нормы морали имеют свои отличительные признаки:

  1. Распространение на всех членов общества независимо от занимаемого положения.
  2. Свобода выбора в следовании или не следовании нравственным нормам, хотя на решение человека оказывают значительное влияние: его совесть, общественное мнение и вера в существование кармы и иные личные предубеждения.
  3. Тотальное проникновение во все сферы жизни людей, будь то экономическая или социальная область, включая круг их интересов и деятельности: творчество, получение образования или бизнес.

Концепции появления морали

Изучением сущности морали и ее влияния на сознание и поступки людей занимается отдельная отрасль философии — этика. Отвечая на вопрос о происхождении и развитии человеческой нравственности, ученые разделились на три основные группы, каждая из которых склоняется к определенной точке зрения:

Мораль дарована людям богом

Божественный закон (несет высшее, первостепенное значение для основ нравственности) состоит из трех ступеней:

  1. вечный закон, который таится в божественном разуме, подразумевает то, что без веры в бога не будет и морали;
  2. естественный закон нравственности, смысл которого в том, что человеческая природа, душа, сотворенная создателем, все время стремится слиться с ним;
  3. позитивный человеческий закон, низшая ступень из трех, — общность правовых и моральных норм, которые приняты в социуме.

Религиозная концепция авторитарна и неизменна, она предполагает четкие границы в рассмотрении добра и зла. Требования божественного закона выражены в заповедях.

Этические нормы заложены природой в людях изначально

Сторонники этой натуралистической концепции, опираясь на научные труды Ч. Дарвина и П. Кропоткина, выразили мысль о сходстве психологии сознания и поведения первобытных людей и животных. В древности у человека на первом месте стоял род со всеми установленными в нем обычаями и правилами, табу и предрассудками, привычками и интересами, являющимися обязательными для большинства, что подразумевало слияние отдельных представителей в единое целое. Отсюда, считают приверженцы этой идеи, произошла и начала развиваться этика, из этого отожествления себя с другими появилось понятие справедливости, а позже — нравственности.

Зарождение и совершенствование морали произошло только с развитием общества

Представители социологизаторской точки зрения считают, что ответ на вопрос о появлении нравственности стоит искать не в человеческой сущности. Первоисточник здесь — исторические и социальные условия развития общества, а также его потребности, удовлетворение которых выражается в стремлении более выгодно и удобно для себя (социума) организовать оптимальное сосуществование людей друг с другом.

Нормы и принципы морали

Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):

  1. Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
  2. Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.
  3. Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
  4. Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
  5. Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
  6. Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
  7. Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.

фото 109

Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:

  1. гуманизм — высшей ценностью признается человек, его достоинство и самоценность;
  2. коллективизм — осознанное стремление индивида всеми силами способствовать общей пользе;
  3. альтруизм — готовность безвозмездно и бескорыстно помогать окружающим;
  4. милосердие — проявление добродушия, доброжелательности, сострадания и человеколюбия;
  5. добровольный отказ от крайнего индивидуализма и проявлений эгоизма;
  6. принцип золотой середины — чувство меры во всем: в делах, поступках, эмоциях;
  7. принцип талиона, или «око за око» — необходимость возмещения убытков одному индивиду за счет другого, если утрата у первого произошла по вине второго. При этом необходимо настраиваться на поиск позитива и конструктивных методов выхода из кризисных или конфликтных ситуаций.

Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.

Назначение морали

Чтобы понять, насколько важно значение морали и ее функций в жизни человека, необходимо рассмотреть основные:

Регулятивная функция

Законодательные акты — способ регулирования отношений между людьми и их поведения, который закреплен на официальном, то есть формальном уровне. Основное отличие регулятивной функции нравственности в том, что она не нуждается в каких-либо документах, так как принятие моральных норм и принципов является добровольным желанием человека; они регламентируют его поступки, становясь частью его личных взглядов, принципов и убеждений.

Оценочная функция

Заключается в восприятии своих и чужих поступков, то есть это моральная оценка действительности с точки зрения ее осмысления исходя из гуманистического потенциала.

Воспитательная функция

Благодаря нравственным нормам, моральным принципам, а также правилам поведения, воспитывающим личность в социуме, происходит образование определенных социальных идеалов и развитие внутреннего стремления человека обеспечить пропорциональное сочетание индивидуальных и общественных интересов так, чтобы от приложенных усилий при достижении поставленных целей не было плохо окружающим.

Контролирующая функция

Негласный контроль со стороны окружающих за поведением индивида; в качестве обратной реакции на определенные поступки могут быть наложены как позитивные, так и негативные санкции.

фото 110

Интегрирующая функция

Существует для поддержания гармоничного состояния внутри человека, так как каждый подвергает анализу свои действия и поступки, в том числе с нравственной точки зрения.

Значение морали в человеческом обществе

Мораль включена абсолютно во все области жизни человека, при этом сама она не является организованной сферой деятельности. Нравственность не поддается институционализации и какому-либо управлению, вместе с тем она всеобъемлюща. Этические требования выражены в форме императива, как веление поступать определенным образом из чувства нравственного долга перед другими людьми.

Человек — существо биосоциальное, поэтому наличие общества необходимо для его нормальной жизни. У каждого из нас существует потребность нахождения рядом с другими представителями вида Homo sapiens. Только с помощью морали, проявляющей себя через правила и требования, а также самосознание отдельной личности и какой-либо общности в целом, выражается коллективное волеизъявление по согласованию индивидуальных и групповых интересов.

В социуме действует общность трех элементов структуры нравственности:

  1. нравственная деятельность;
  2. моральное сознание;
  3. нравственные отношения.

Мораль очень важна как для жизни отдельного человека, так и для нормального функционирования всего общества в целом, ведь она выступает естественным регулятором отношений, неким внутренним цензором, к которому мы обращаемся, когда не знаем, правильно ли мы поступаем.

Моральные принципы. Морально-этические принципы :: SYL.ru

Каждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые установлены внутренними убеждениями людей или целого коллектива. Эти нормы диктуют поведение отдельной личности и неписанные законы совместного сосуществования. Вот эти нравственные рамки, находящиеся внутри человека или целого общества, и есть моральные принципы.

Понятие морали

Изучением морали занимается наука под названием «этика», относящаяся к философскому направлению. Дисциплина о нравственности изучает такие проявления, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни.

моральные принципы

Проявление морали неразрывно связано с двумя противоположностями – добром и злом. Все нравственные нормы направлены на поддержание первого и неприятие второго. Добро принято воспринимать как важнейшую личную или общественную ценность. Благодаря ему человек созидает. А зло – это разрушение внутреннего мира человека и нарушение межличностных связей.

Мораль – это система правил, эталонов, убеждений, которая находит отражение в жизни людей.

Человек и общество оценивают все происходящие в жизни события через призму морали. Сквозь нее проходят политические деятели, экономическая ситуация, религиозные праздники, научные достижения, духовные практики.

Моральные принципы – это внутренние законы, которые определяют наши действия и позволяют или не позволяют переступать через запретную черту.

Высокие моральные принципы

Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой. Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время. Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.

Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:

  1. Внутренние убеждения полностью совпадают с нормами поведения окружающего общества.
  2. Правильные поступки не подвергаются сомнению, но не всегда возможно их выполнение (например, кинуться вдогонку за вором, укравшим у девушки сумку).
  3. Выполнение этих принципов может привести к уголовной ответственности, когда они противоречат законодательству.

Как складываются моральные принципы

Моральные принципы формируются под воздействием религиозных учений. Немаловажное значение имеют увлечения духовными практиками. Человек может самостоятельно складывать для себя моральные принципы и нормы. Здесь важную роль играют родители, учителя. Они наделяют человека первыми познаниями о восприятии мира.

нормы морали

К примеру, христианство несет в себе ряд ограничений, который верующий человек не переступит.

Религия была всегда тесно связана с моралью. Неисполнение правил трактовалось как грех. Все существующие религии по-своему трактуют систему морально-этических принципов, но они имеют и общие нормы (заповеди): не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не делай другому того, чего не хочешь получить сам.

Отличие морали от обычаев и правовых норм

Обычаи, правовые нормы и нормы морали, несмотря на, казалось бы, схожесть, имеют ряд отличий. В таблице представлено несколько примеров.

Нормы моралиОбычаиНормы права
человек выбирает осмысленно и свободновыполняются точно, без оговорок, беспрекословно
норма поведения для всех людеймогут отличаться у разных народностей, групп, общин
в их основе — чувство долгаисполняются по привычке, для одобрения окружающих
основа -личные убеждения и мнение обществаодобряются государством
могут выполняться по желанию, не являются обязательнымиобязательны для исполнения
нигде не записываются, передаются из поколений в поколенияфиксируются в законах, актах, меморандумах, конституциях
невыполнение не наказывается, а вызывает чувство стыда и муки совестиневыполнение может привести к административной или уголовной ответственности

Иногда правовые нормы абсолютно идентичны и повторяют моральные. Отличный пример — принцип «не укради». Человек не занимается кражей, так как это плохо – мотив основан на нравственных принципах. А если человек не ворует, потому что боится наказания, это аморальная причина.

Людям часто приходится выбирать между моральными принципами и правом. Например, кража какого-то лекарства для спасения чьей-то жизни.

Вседозволенность

Моральные принципы и вседозволенность – это вещи кардинально противоположные. В античные времена нравственность не просто отличалась от ныне существующей.

моральные принципы и нормы

Правильней сказать – её не было вообще. Полное её отсутствие рано или поздно приводит общество к гибели. Только благодаря постепенно складывающимся нравственным ценностям человеческое общество смогло пройти через аморальную античную эпоху.

Вседозволенность перерастает в хаос, который уничтожает цивилизацию. Правила морали должны быть в человеке всегда. Это позволяет не превращаться в диких животных, а оставаться существами разумными.

В современном мире распространение получило вульгарно упрощенное восприятие мира. Людей бросает в крайности. Результатом таких перепадов становится распространение кардинально противоположных настроений в людях и в обществе.

Например, богатство – бедность, анархия – диктатура, переедание – голодовка и т.д.

Функции морали

Морально-этические принципы присутствуют во всех сферах жизни человека. Они выполняют несколько важных функций.

морально этические принципы

Самая важная – воспитательная. Каждое новое поколение людей, перенимая опыт поколений, получает мораль в наследство. Проникая во все воспитательные процессы, она взращивает в людях понятие нравственного идеала. Мораль учит человека быть личностью, совершать такие действия, которые не принесут вреда другим людям и не будут сделаны против их воли.

Следующая функция – оценочная. Мораль оценивает все процессы, явления с позиции объединения всех людей. Поэтому все происходящее рассматривается как положительное или отрицательное, доброе или злое.

высокие моральные принципы

Регулятивная функция морали заключается в том, что именно она диктует людям, как им надо вести себя в обществе. Она становится способом регулирования поведения каждой отдельно взятой личности. Насколько человек способен действовать в рамках моральных требований, зависит от того, как глубоко они проникли в его сознание, стали ли они неотъемлемой частью его внутреннего мира.

правила и нормы у человека

В каждом обществе есть свод правил, оценок, принципов и норм поведения, которые основываются на исторически сложившемся понимании того, что такое хорошо, что такое плохо, и не подлежит критике. Такая организация жизни в обществе называется моралью. Для многих людей это синоним нравственного поведения.

Нравственное поведение

Нравственное поведение

В психологии данное понятие рассматривается не только в коллективном, но и индивидуальном смысле, под моралью понимают уровень самоконтроля личности.

Как появилась мораль, ее сущность

Термин «мораль» имеет латинское происхождение. В буквальном переводе он означает «нрав», «обычай». На протяжении многих веков с момента появления его содержание видоизменялось. В основе понятия лежат законы и традиции государства. Изменение общественного уклада жизни, эволюционное развитие общества влекли за собой трансформацию содержания морали.

В современном обществе это понятие используется в качестве презентации допустимых действий человека. При этом законодательно установленные принципы в отношении людей с различным гражданством на территории одной страны будут действовать по-разному. К «своим» относятся более снисходительно, чем к чужакам. В действующем законодательстве РФ предусмотрено взыскание с гражданина компенсации, если он причинил кому-то моральный ущерб.

Кроме того, общество имеет классовую стратификацию, в различных его слоях господствуют разные правила и нормы поведения. Отождествляя себя с той или иной социальной группой, человек принимает ее правовые устои. У него формируются чувство ответственности за свои поступки, эмпатия, чувство вины, раскаяние.

Сообщения исследователей относительно возникновения и развития нравственности у человека можно объединить в 3 подхода:

  • Когнитивный подход базируется на уверенности ученых в том, что нравственность проходит в своем развитии несколько этапов и соотносится с возрастной периодизацией развития. Основоположниками этого подхода стали Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Э. Тюриель.
  • Биологический подход связывает нравственность с развитием психики. Маленький ребенок еще не способен понимать моральные правила и анализировать поведение других. Взрослый человек, психические функции которого достигли своего максимума, наблюдая то или иное поведение людей, может с уверенностью сказать, морально это или нет. Сторонниками этого подхода стали Д. Хайдт и М. Хоффман.
  • Психоаналитический подход объясняет появление у ребенка способности следовать правилам развития чувства вины и стыда. Основоположником этого подхода является З. Фрейд.

Чувство вины и стыда

Чувство вины и стыда

Внимание! В разных странах нравоучительные нормы различны. Их содержание обуславливается национальностью, ценностными ориентирами жителей и стремлением государственной власти охранять спокойную жизнь граждан.

Определение морали в разных науках

Науки, изучающие поведение людей, право и законы, особенности разных слоев населения, предлагают различные толкования нравоучений. Однако все эти определения схожи в том, что мораль – это оценка человеком своих поступков с точки зрения их правильности или неправильности.

Важно! В разных обществах отношение к одному и тому же поступку может быть различным, потому что мораль и нравственность личности – это условные характеристики.

Первой наукой, в которой исследователи стали задаваться вопросом, что такое мораль, стала философия. Автором термина «мораль» является Цицерон. Античные философы отождествляли ее с этическими принципами поведения.

Физиологи и биологи установили, что в мозге человека в момент обдумывания вопросов морали не формируется отдельная когнитивная система. Решение вопросов, связанных с нравственным выбором, активизирует нейронные отделы мозга, которые отвечают за объяснение человеком намерений других людей. Эти же отделы мозга отвечают за понимание человеком социальных эмоций. На основании этого исследователи сделали вывод, что мораль участвует в возникновении взаимопонимания между людьми. Физиологическим развитием отдела мозга объясняется и формирование нравственных основ личности в процессе ее взросления.

Психологи, отвечая на вопрос, что значит мораль, связывают ее с личностным развитием человека, с появлением у него способности сопереживать другим, анализировать свое и чужое поведение. С точки зрения психологии, формирование нравственности невозможно без воспитания. Нормы и ценности формируются в семье. Именно здесь опыт нравственного поведения должен передаваться от одного поколения к другому.

Важно! В философии мораль – это этика. В физиологии доказано, что мораль – это такой результат развития мозга. В психологии понятие морали связывается с высоким уровнем воспитанности.

Высокое воспитание

Высокое воспитание

Нормы и принципы морали

Моральные нормы – это регуляторы поведения людей во всех видах общественной жизни: дома, в семье, на работе, в общении с друзьями. Мораль распространяется и на отношения между группами в составе одного общества, а также на отношения между государствами. Через осуждение противоправных действий членами общества реализуется профильный контроль соблюдения норм и правил взаимодействия. Во внутреннем плане контроль нравственности поведения осуществляется совестью человека.

Моральные нормы можно сравнить со шкалой для оценки правовых, политических и эстетических действий индивида. Понять, как морально организована жизнь в обществе, можно, если познакомиться с особенностями государственного управления в нем, его традициями и формами выражения общественного мнения.

Однако не всегда соблюдение моральных норм – это результат хорошего воспитания, сформированности у человека нравственных образцов поведения. Человек может контролировать свое поведение и поступки из страха наказания. Нарушение норм морали влечет за собой ответственность и санкции.

Дополнительная информация. Моральные нормы – это не просто обычаи и традиции. Они имеют идейную основу в сознании человека. Руководствуясь ими, человек не только решает, как поступить в той или иной ситуации, он имеет представления о допустимости и недопустимости того или иного поведения в общем.

Принципы морали – это кратко сформулированные основные нравственные требования общества. Они направляют поведение людей и действуют одновременно на всех членов общества. Через них формируется национальная культура. К основным нравственным принципам относятся:

  • Принцип гуманизма, согласно которому человек – это наиболее важная ценность;
  • Принцип альтруизма, требующий бескорыстного служения близким;
  • Принцип милосердия говорит о том, что любовь должна быть сострадательной и деятельной, любящий человек должен быть готов помочь близкому;
  • Принцип коллективизма говорит о воспитании потребности человека содействовать достижению общей цели;
  • Принцип отказа от индивидуализма означает запрет противопоставления отдельного индивида группе, осуждение эгоизма;
  • Принцип сознательности отражает, насколько вдумчиво человек относится к своим поступкам.

Важно! Нравственные принципы являются критериями воспитанности граждан.

Воспитание

Воспитание

Назначение морали в жизни человека

Моральностью пронизана вся жизнь человека. Это объясняется тем, что в повседневной жизни индивид взаимодействует с разными людьми. Люди зависят друг от друга, испытывают потребность в социальном взаимодействии и общении. Один человек не может достичь высоких результатов, но, работая в коллективе, он ощущает свой вклад в общее дело. Чтобы люди, работая вместе, сохраняли уважительное отношение друг к другу, было решено ввести правила жизни в обществе, которые равноценны моральным принципам. Их элементами являются:

  • Моральное сознание;
  • Моральная деятельность;
  • Высоконравственные отношения.

Что значит «вести себя морально»? Это значит подчинять свои действия социальным этическим образцам. Регулирование действий одного человека является проявлением коллективной воли общества. Идеалы социального поведения – это результат попытки людей согласовать интересы одного индивида и позиции общества.

Внимание! Мораль не является специально организованной деятельностью, в отличие от таких явлений общественной жизни, как искусство, религия, наука. Сегодня не существует таких учреждений, которые регулировали бы развитие моральности. В развитие морали не вкладываются силы и средства, какие предусмотрены для развития науки и искусства. В этом заключается парадоксальный смысл морали: она неуловимая, но всеобъемлющая.

Мораль выполняет такие функции, как регулятивная, оценочная, воспитательная, контролирующая, интегрирующая.

Регулятивная функция

Это главная функция морали. К ней относятся определение признаков допустимого поведения и самоконтроль действий индивида.

Оценочная функция

Мораль разделяет все социальные явления на характерные группы: хорошие и плохие. Примерами такого разделения могут стать милосердие, помощь, взаимовыручка, оцениваемые людьми как положительные проявления личности; кража, обман, подлость, рассматриваемые как вред и безнравственное поведение.

Примечание. Если человек способен дать оценку тому или иному явлению, значит, у него сформированы моральные основы мировоззрения.

Оценивание – показатель развитой нравственности

Оценивание – показатель развитой нравственности

Воспитательная функция

Посредством воспитательных воздействий формируется нравственность. Перенимая от старших поколений образцы поведения, младшие усваивают законы жизни в обществе. Воспитание позволяет соединить в человеке общественные интересы и личные. Главная задача воспитания – научить человека добиваться своей цели, не ущемляя при этом интересы других людей.

Контролирующая функция

Данная функция предписывает морали осуществлять контроль выполнения норм и правил поведения в обществе. В качестве способов реализации этой функции выступают осуждение, санкции и совесть.

Интегрирующая функция

Данная функция призывает мораль устанавливать единство между человечеством в целом и духовным миром отдельной личности в частности.

Мораль и этика

Мораль и этика имеют определенное сходство. У них есть и различные черты. Главные различия этики и морали заключаются в следующем:

  • Этика с давних времен является наукой, которая содержит идеальные примеры социального поведения. Мораль не является наукой, это сторона реальной общественной жизни людей.
  • Этика отвечает на вопрос «Как должен себя вести человек?». Мораль отвечает на вопрос: «Зачем человеку соблюдать правила и нормы поведения?»
  • Этика – более широкое понятие. Мораль является предметом изучения этики.
  • Содержание этики является относительно постоянным, в то время как содержание морали меняется вместе с социально-экономическими изменениями в обществе.

Дополнительная информация. Сегодня этика признается практическим вариантом философии, один из разделов которой посвящен изучению моральной системы общественного поведения.

Значение морали в человеческом обществе

Для жизни современного человека значение морали – это определение способа взаимодействия с людьми. Этические условия совместной деятельности оправданы необходимостью взаимного уважения людей в коллективе.

Человек не может жить вне общества. Для успешной социализации и возможности быть полезным он должен подчиняться нормам и правилам группового взаимодействия. Когда человек стоит перед моральным выбором, он всегда должен думать о том, как отреагируют на его поступок близкие.

Роль морали в обществе

Роль морали в обществе

Видео

Мораль. Функции, требования и принципы морали / Справочник :: Бингоскул

Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.

Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:

  1. Традиции, обычаи и нравы – культурные особенности того или иного этноса (народа). С помощью социализации проходит усвоение обычаев и норм данного общества, которые становятся привычкой, формирующей личностную сторону человека. В следствии все действа будут носить характер «так принято» или «так не принято».
  2. Общественное мнение – регуляция норм поведения через одобрение или осуждение других индивидов в обществе. В качестве награды за соблюдение моральных норм – честь, уважение, признание, а за нарушения – стыд, изоляция.
  3. Сознательность личности – согласованность личностных и общественных интересов. Совесть – главный регулятор поведения. Мораль представляется формой саморегуляции, являясь бескорыстной и личностной. Выбор поступков характеризуется добровольностью.

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.

  • Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
  • Характеристика поступков личности;
  • Достоинства индивида, коллектива, общества;
  • Характеристика общественных институтов;
  • Ценностные понятия
  • Категории морали – добро и зло, справедливость.

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Функции морали

  1. Мировоззренческая – мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе.
  2. Познавательная – даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества.
  3. Регулятивная – мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение.
  4. Оценочная – явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д.
  5. Воспитательная – обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение.
  6. Мотивационная – человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать.
  7. Контролирующая – контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести.
  8. Координационная – взаимодействие людей в различных обстоятельствах.
  9. Интегрирующая – единстве общества и целостности внутреннего мира человека.

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Отличие морали от правовых норм

  1. Правовые нормы обязуют беспрекословное подчинение правилам, а мораль – свободный и осмысленный выбор.
  2. Ценности различны для каждого народа, эпохи, социальных групп, но мораль общая – задаёт правила поведения всему миру.
  3. Исполнение правовых норм основано на страхе и привычке, а мораль базируется на совести и чувстве долга.

Моральные принципы

  1. Принцип Талиона – находит проявление в Библии – «око за око, зуб за зуб, вендетта». В древние времена принцип осуществлялся в виде кровавого наказания, соответствующее причинённому вреду.
  2. Принцип нравственности – заповеди древних мудрецов (Конфуций, Мухаммед, Христос)
  3. Принцип золотой середины – следует избегать крайностей и знать меру. Все нравственные добродетели – среднее между крайностями.
  4. Принцип наибольшего счастья – индивид должен вести себя таким образом, чтобы предоставить счастье наибольшему числу людей.
  5. Принцип справедливости – каждый индивид имеет равные права в обществе.
  6. Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *