Site Loader

Содержание

Целеполагание в организациях - Стратегическое планирование


19 06 2015      Главред       5 комментариев

При разработке стратегии организации возникает необходимость в процедурах для правильного формирования целей.

Ранее, в статье про фильтры для целей,  мы говорили об их формулировании, однако чтобы до фильтров добраться, сначала эти цели нужно обозначить. Не будем вдаваться в размышления о природе целеполагания. Нас интересует вопрос: «Как происходит постановка и систематизация целей в организациях при стратегическом планировании?». Для начала, о содержании…

Система целеполагания в организациях


Состоит из трёх элементов:

  1. Процесс, о котором мы вкратце расскажем далее;
  2. Иерархия и декомпозиция целей;
  3. Внедрение этих целей  через план мероприятий. Только эта тема требует отдельного рассмотрения, она обширна и в формат статьи не поместится.

рис. Система целеполагания в организациях. Нажмите для увеличения.

Начнём с иерархии  и декомпозиции целей, а потом перейдём к этапам процесса целеполагания. Итак…
Можно выделить цели по уровням декомпозиции. Цели первого уровня или стратегические цели формируют верхушку иерархии. Потом, в результате раскладки, образуются цели второго уровня, как правило, функциональные, которые в дальнейшем  формируют  функциональные политики. А вот второй уровень, в свою очередь, раскладывается на тактические цели.


 

рис. Иерархия целей в системе целеполагания. Нажмите для увеличения.

Процесс целеполагания в организациях


Для правильной организации обязательны функции модератора и секретаря.

Если писать укрупнёно, то процесс состоит из четырёх этапов:

  1. Мозговой штурм, когда участники предлагают идеи;
  2. Фильтрация целей;
  3. Формирование дерева целей;
  4. Редактирование и утверждение дерева целей у участников.

Есть несколько правил прохождения всех этих этапов:

  • Во-первых, цели нужно ставить совместно с их исполнителями, то есть вовлекать людей в процесс целеполагания. Нельзя «нарисовать  красивое» дерево целей и дать его людям на выполнение. Так работать не будет, зря время потратите. Поэтому, только группой и только совместно.
  • Во-вторых, не пытайтесь самостоятельно модерировать и даже выполнять секретарские функции. Нужны независимые люди, знающие как вести мероприятие, правила мозговых штурмов, как замотивировать публику на продуктивную работу, какие вопросы задавать и т.п.
  • В-третьих, не нужно растягивать мероприятие. Два-три часа, не более.
  • В четвёртых, мероприятия по целеполаганию лучше проводить не в офисе, из-за того, что атмосфера вне рабочего места располагает к более откровенному обсуждению.

Это  основные правила, однако подробнее про ошибки стратегического процесса  можно почитать в книге «Что вам делать со стратегией?…», обзор которой мы делали ранее.
Исходя из этих пунктов, получается, нужен специалист, который будет курировать весь процесс целеполагания в организации. Это может быть либо внешний, либо внутренний  консультант —  т.н. бизнес-аналитик. Причём, учтите, этот человек будет не только вести все мероприятия, а ещё фильтровать цели и готовить всю документацию.

Выводы по статье


Понятно, что всех нюансов в статье не раскроешь. Плюс ко всему, целеполагание как процесс требует не только специальных навыков и знаний, а ещё и желания помочь выработать цели, которые будут воодушевлять на их исполнение.
Помните! Формируя цели Вы строите стены здания для Вашей организации.

 


Литература:
1.    Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим, М.: Дело, 2010;
2.    Арутюнян Т.К. Что вам делать со стратегией? Руководство по стратегическому развитию компании, М: Манн, Иванов и Фербер, 2013
3.    Брюс Альстранд, Генри Минцберг, Жозеф Лампель. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / серия: Сколково – М.: Альпина Паблишер, 2013;

Статья: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | Социальная сеть работников образования


ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

          Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели есть, во всяком случае, дело науки…

                                                                                                          В. М. Бехтерев

          Целеполагание в педагогике – это сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, вид духовной активности, опирающийся на знание об объекте деятельности и методику применения средств. В педагогической литературе целеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, включающее:

  • обоснование и выдвижение целей;
  • определение путей их достижения;

  • проектирование ожидаемого результата.

          Генеральные, общие задачи или задачи курса формулируются в учебной программе, государственном образовательном стандарте, то частные цели и задачи, в том числе для конкретного вида деятельности (учебной, образовательной, просветительской, воспитательной) конструируются и корректируются педагогом, воспитателем (родителем) с привлечением обучающегося, воспитанника (ребенка).

          Выделяются: глобальная или идеальная цель, конкретно-историческая цель деятельности педагога, воспитателя (родителя) в конкретных условиях педагогического процесса, личная цель.

          Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне гармонично развитой личности. Эта цель была сформулирована в трудах выдающихся мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.).  Научное обоснование этой цели было сделано в XIX веке. Необходимость всестороннего развития личности обусловлена высоким уровнем требований социально-экономического развития к личностным качествам, а также потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.


В истории педагогики и образования выделялись разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков и способностей ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

          Конкретно-историческая цель – это цель, сформулированная с учетом особенностей конкретного исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Целеполагание не первично в организации человеческой деятельности. 
Первичность цели - это лишь одна из точек зрения, а не абсолютная истина. 
В XX веке учение о цели считалось идеалистическим учением и критиковалось, философы марксизма больше интересовались классовыми интересами, а не целями. Но были и иные точки зрения, которые подтверждают свою актуальность в современное время.

Целеполагание можно рассматривать как непрерывный процесс. Неотождествленность цели и реально достигнутому результату становятся основой для переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию. Надо отметить, что учение о цели настолько масштабно, что породило много развитых и совершенных философских систем, но не одна из этих систем не решила вопрос о цели и о целесообразности окончательно.

          Целеполагание является идеальным мысленным предвосхищением результата какой-либо деятельности, главным мотивационным компонентом для человека. С одной стороны, цель имеет черты несбыточного, нереального - идеализированного результата, к которому возможно только стремится, с другой - цель может быть чем-то весьма реальным, достигаемым и планируемым. В педагогике под целью воспитания следует понимать заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовки подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

          Вообще, равновесие на оси «человек-общество» на уровне целей достигается корректировкой в соответствии с динамикой развития общества. Общество в своем развитии постоянно как бы «обгоняет» воспитание и образование, подталкивает их к научному переосмыслению, а затем и к реформированию. Задача педагогической деятельности на каждом этапе – установление соответствия воспитания уровню развития общества по всем основным и надстрочным направлениям и параметрам, когда цели, содержание, методы и формы педагогической деятельности зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.



          Во все времена проблема постановки цели воспитания является актуальной, она очень зависима  от государственной и национальной принадлежности, она показатель общественного благоустройства.

Януш Корчак в книге «Как любить ребенка» писал: «Ребенок - папирус, убористо заполненный мелкими иероглифами, ты сумеешь прочесть лишь часть их, некоторые же тебе удастся стереть либо вычеркнуть и наполнить своим содержанием. Страшный закон. Нет, прекрасный. В каждом твоем ребенке он кует первое звено в бессмертной

цепи поколений». Какой глубокий смысл  в словах, какое содержание - философия взращивания и воспитания, философия образования. Не все мы можем постигнуть в этом мире, не всего можем достигнуть, проживая свой путь, но главное наше предназначение – дети, наша ноша, наше  настоящее, наше будущее.

К. Д. Ушинский говорил о воспитании,  как  о целенаправленном педагогическом  процессе  «управления личностью», цель которого – подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, умеющего сочетать свои интересы с интересами общества, своего народа и всего человечества. Константин Дмитриевич подчеркивал важность целеполагания в педагогике («О пользе педагогической литературы», «Опыт педагогической антропологии», «Проект учительской семинарии», «Родное слово»).

Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе.

Сегодня педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, то есть вопросами воспитания, обучения и образования. И, соответственно, цель сегодняшнего педагога резко отлична от цели «детоводителя».

         Любая из сфер бытия человека подвержена сегодня существенным трансформациям. Радикальные изменения претерпевает и сфера мышления, и, прежде всего, основания и содержания образования. Адекватное решение жизненно важных вопросов во многом зависит от того, в какой мере и на какой социальной основе люди смогут обеспечить управление общественной жизнью, какими ценностными и, в частности, целевыми критериями будет руководствоваться человечество. Все это делает актуальным изучение критериев выбора социальных целей, оценки эффективности человеческой деятельности и в связи с этим - философский анализ сущности целеполагания и деятельности человека вообще, и, прежде всего, в сфере образования.  Все эти процессы сопровождаются многообразными инновациями в сфере теории и практики образования, порождая тем самым необходимость общего анализа и сопоставления различных, а зачастую и противоположных по своим глубинным философским основаниям методологических установок, используемых в решении проблем и задач современного образования.


          На выработку целей воспитания влияют следующие факторы:

  • потребности детей, родителей, педагогов, образовательного учреждения, социального окружения, общества в целом;
  • социально-экономические условия и условия образовательной организации;
  • особенности детского  коллектива, индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.

         Источниками целеполагания  всегда являются: педагогический запрос общества – родитель-ребенок-педагог.

В истории педагогики были разные подходы  и всегда будут разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии. Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.

Цель деятельности воспитателя (родителя) конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей воспитанника (ребенка), личного опыта и возможностей конкретной образовательной организации (семьи).

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.


Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. 

Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание.

  • При свободном целеполагании организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания.
  • При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом.
  • При интегрированном целеполагании цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

          Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

1) диагностика учебно-воспитательного процесса и анализ его результатов;

2) проектирование педагогом воспитательных целей и задач;

3) организация коллективного целеполагания;

4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

         

          Целеполагание предполагает выделение перспективных и промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие,

средние и дальние перспективы), а также постановку конкретных воспитательных задач как путей их достижения. Для того чтобы учебно-воспитательные цели достаточно полно отражали специфику педагогического процесса, в их формулировке должны в явном виде отображаться деятельность педагога как организатора деятельности обучающихся, деятельность самих обучающихся и тот объект, на который направлена деятельность обучающихся.

          Планирование можно рассматривать как систему мероприятий по достижению заранее поставленной цели, оно основано на достоверных знаниях о возможных будущих ситуациях и событиях, о способах и методах соединения цели со средствами. Соотношение между целеполаганием и планированием имеет диалектический характер. Целеполагание предшествует планированию, оно задает направленность и общий характер планирования, планирование конкретизирует и уточняет целеполагание с учетом объективных условий.

          На начальных этапах планировании важно:

  • сконцентрировать внимание на действительно значимых моментах;
  • самоопределиться с собственными целями;
  • определить направления, по которым следует двигаться, и совершаемые при этом действия;
  • исключить сомнения и тревогу;
  • повысить уровень мотивации на успешное достижение цели;
  • определить действия, которые необходимо выполнить для достижения результата;
  • эффективно применять имеющиеся навыки и ресурсы;
  • обрести уверенность в правильности собственных действий.

          На практике правильная постановка цели зачастую является довольно трудной задачей не только для ребенка, но для  родителя, педагога. Любая деятельность может быть обречена на провал, если неверно поставлены задачи для достижения результата.

          Рекомендации.

  • При мотивировании ребенка к правильному целеполаганию необходимо привести примеру успешных людей, которые достигли хороших результатов в своей деятельности, потому, что умели правильно ставить цели.
  • Ребенок, родитель, педагог должен быть объективен в оценке собственных человеческих ресурсов, которыми он обладает для достижения поставленной цели.
  • Родитель, ребенок, педагог всегда могут получить профессиональную психолого-педагогическую помощь в понимании себя, осознании собственных ресурсов, вариативности своего развития и компенсационных возможностях.
  • При целеполагании родителя, ребенка и педагога стремление  к гармонии, позитивной и обоюдно важной деятельности является залогом успешной
  • реализации поставленной цели. Важно учитывать, что ценностно-потребностная сфера   личности  представляет  собой   систему   формальных

общественных ценностей, наполненную индивидуальными потребностями. Личность комфортно чувствует себя в данном социуме, если ее индивидуальная потребностная структура бесконфликтно встраивается в систему «общественных ценностей», в противном случае вероятно возникновение внутриличностного конфликта.

  • Задача родителей заключается в том, чтобы через внутрисемейное взаимодействие, в первую очередь детско-родительские отношения, влиять на формирование ценностно-потребностной сферы личности с младшего возраста ребенка, когда он еще не имеет самостоятельной среды жизни, не приобрел отдельного самостоятельного образа жизни и деятельности. Это поможет научить ребенка ставить перед собой цели и достигать их.

         

          Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.

Ральф Уолдо Эмерсон

С. Е. Афанасьева, социальный педагог 

Что такое целеполагание 🚩 Гуманитарные науки


Целеполагание является основой многих сфер жизни человека – от педагогики и саморазвития до ведения бизнеса и планирования семьи, социальной адаптации в обществе. Есть и глобальные сферы, в которых действия основываются на целеполагании – формирование внутренней и внешней политики государства, экономического развития. На вопрос о том, что такое целеполагание, разные люди могут ответить по-разному. Но есть общие правила, своеобразный алгоритм формирования этого понятия, знание которого может быть полезным каждому из нас. Тот, кто знает основы этой науки, тактики движения вперед, сможет гораздо быстрее достигать своей цели, решать самые сложные жизненные и карьерные задачи.

Целеполагание – один из терминов социологии. В основе понятия лежат определенные системы ценностей, индивидуальные для каждого направления и человека. Именно на их основе формируется путь, ведущий к решению поставленной задачи, достижению цели.

По своей сути, целеполагание – это выбор рационального пути, иногда для достижения не одной цели, а нескольких, конфликтующих между собой или однотипных. Очень важно найти решение, которое позволит избежать ошибок, контролировать все происходящее, не допускать появления непредвиденных осложнений и обстоятельств. Методика используется в самых разных областях:

  • педагогике,
  • бизнесе,
  • саморазвитии,
  • государственной деятельности,
  • управлении,
  • экономике.

Пренебрежение целеполаганием, нежелание тратить время на рассмотрение всех аспектов решаемой задачи, поиск рационального пути всегда оборачивается проигрышем, промахом и неудачей. Действительно, на разработку тактики действий может уйти много времени – определение важности задачи, рассмотрение ее с разных аспектов, поиск оптимальных путей, выбор одного из них, как самого быстрого или эффективного, выбор команды для ее решения и расстановка сил. Пройти каждый из этих этапов целеполагания, значит обеспечить успех мероприятия – это важно понимать.

Жизнь – это управление, причем не важно в чем – в собственном развитии, в обучении других, в управлении государством или предприятием, компанией. В основе управления всегда лежит целеполагание, основными функциями которого являются:

  • постановка одной или нескольких целей,
  • определение тактики их достижения,
  • распределение ресурсов и основных задач,
  • координирование деятельности.

Подобное планирование значительно упрощает задачу, делает ее более доступной, сокращает временные затраты на ее решение. При необходимости можно вносить корректировки в разработанную тактику достижения цели, своевременно оповещая о них всех участников процесса, и не меняя кардинально весь план.

Использование целеполагания в любой сфере деятельности помогает одновременно анализировать большие объемы информации, составлять прогнозы и находить оптимальные, безошибочные пути к достижению цели, улучшать результаты и получать дополнительные возможности.

Определяющий элемент педагогики – цель, то есть целеполагание является его неотъемлемой частью. Педагогическая деятельность невозможна без определения основных целей, выделения среди них значимых и второстепенных, между которыми обязательно есть взаимосвязь, то есть, каждый урок основан на целеполагании.

При формировании направления пути педагог учитывает не только узконаправленные цели своего предмета, но и запросы общества, определенные особенности социализации, характерные для конкретного социума, потребности и детей, и их родителей, рассматривает свои возможности и оценивает их. Педагогическое целеполагание обязательно включает следующие этапы:

  • диагностика процесса воспитания конкретного детского коллектива,
  • анализ результатов предпринятых мер и своей деятельности,
  • моделирование основных задач и целей,
  • формирование коллективного процесса целеполагания,
  • составление и корректировка намеченной программы действий.

В основе всех трудов одного из лучших педагогов – Макаренко А. С лежит целеполагание. По его мнению, педагог должен четко осознавать, какие из целей воспитательного процесса являются близкими, средними и дальними, какие из них дают оптимальные перспективы для развития ученика, и использовать этот анализ в своей работе.

В бизнесе, управлении целеполагание является своеобразным искусством стратегического характера. Тактика ведения дел гораздо важнее практики, и это доказано реальными примерами успешного развития предприятий самых разных направлений, включая и финансовый или информационный менеджмент, и производство продукции.

Начальная задача целеполагания в бизнесе – определение краткосрочных и долгосрочных задач, выделение из них наиболее значимых и поиск путей их решения. Это делается на основе того, что хочет получить руководитель или группа руководителей от развития своего дела (предприятия, бизнеса). После того, как основные цели определены, начинается этап разработки стратегии их достижения:

  • анализ ресурсов предприятия,
  • выявление влияющих внешних факторов,
  • оценка реальных возможностей конкретного бизнеса,
  • мониторинг возможного риска,
  • разработка систем контроля над основными целями,
  • гармонизация стратегии с учетом специфики нескольких задач.

Основой целеполагания в бизнесе является формирование мышления о том, каких целей нужно достичь, а не о том, как их достичь быстрее. Моментальный успех должен настораживать и указывать на то, что путь не был четко продуман, не была использована методика целеполагания.

В саморазвитии целеполагание является частью психологии. Основными его функциями становятся процессы формирования своего личного расписания, в том числе и рабочего, основанные на том, каких именно целей нужно достичь и какие задачи необходимо решить. Очень важно развивать способность находить рациональные пути даже в мелочах, стратегическое мышление, даже в домашних делах, тогда и карьерные станут решаться гораздо быстрее.

Целеполагание – основа любой деятельности, и понимание, осознавание этого поможет определить, что нужно в данный момент для того, чтобы развиваться и достигать желаемых вершин. Кроме этого, в процессе целеполагания определяется личностная мотивация к совершению тех или иных действий, их целесообразность, степень важности для саморазвития.

И специалисты в области личностного роста, и психологи рекомендуют вести письменную фиксацию плана по саморазвитию. Это служит не только основой индивидуального целеполагания, но и своеобразной мотивацией к действию. Не стоит использовать в качестве руководства к действию чей-то опыт, ведь человек индивидуален, как и его цели, желания и стремления. Необходимо следовать той тактике, которая была разработана, при необходимости корректируя ее при появлении новых задач.

Целеполагание лежит и в основе развития мира, цивилизации, всех государств без исключения, так как является базой управленческой, педагогической и экономической деятельности. Ни одна страна не сможет развиваться, если ее правительство не обозначит основные цели, способствующие повышению ее уровня в любом направлении, и не разработает тактику деятельности, ведущую к их достижению.

Особенности государственного целеполагания заключаются в том, что оно должно быть одобрено не только руководящим звеном, но и народом, ведь основные задачи ведут к решению простых проблем:

  • повышению уровня жизни,
  • улучшению инфраструктуры,
  • экономическому развитию,
  • повышению темпов производства.

Государственное целеполагание – процесс наиболее сложный, так как на него оказывают влияние значимые негативные факторы – огромное количество субъективных мнений, множество изменчивых и противоречивых задач, периодическая неопределенность в функционировании государства, его зависимость от внешних факторов и влияния мировой политики, экономики, кризисные ситуации и природные катаклизмы.

Государственное целеполагание формируется в виде древа целей, в качестве питательной среды для которого указывается общество. Специалисты называют именно его образователем древа и координатором целеполагания в развитии страны, определителем степени важности каждой из поставленных, обозначенных задач.

Выступление на тему "Приемы формирования целеполагания"


Приёмы формирования целеполагания

Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить переработать.

А. Дистервег

Начальным звеном учебной деятельности является процесс целеполагания. Под целеполаганием понимается возникновение целей, их выделение, определение, осознание. Цель — это представление о конкретном результате, который должен быть получен.

Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре современного урока. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Цель урока связана с его темой, поэтому уже в первом классе важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, что мы будем изучать на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, что мы будем изучать сегодня на уроке?» Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока. Тему желательно фиксировать на доске.

Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем нужно изучать данную тему?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»

Для обучения детей постановке целей, педагог может использовать различные приёмы целеполагания. Рассмотрим некоторые из них.

Приёмы формирования целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

1. Повторить знания об имени прилагательном.

2. Определить, с какими частями речи сочетается.

3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.

4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Э

то сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Предлагаем обучающимся название темы урока для зрительного восприятия и просим объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Например, при изучении темы «Многообразие грибов» дети объясняют, что слово «многообразие» обозначает много разных видов, а значит цель урока — познакомиться с разными видами грибов.

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему и цель урока. При подводящем диалоге маловероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так, а кто думает иначе?»).

Приведем пример подводящего к теме диалога.

Урок русского языка по теме «Правописание мягкого зна­ка после шипящих на конце существительных»

Учитель

Ученики

— Прочитайте слова на доске.

— Чем все эти слова похожи?

— А чем слова отличаются?

— Можем ли мы объяснить, почему так пишутся эти слова?

— Какова цель нашего урока?

Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

— Это существительные с шипящими на конце.

— В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет.

— Мы этого ещё не изучали.

— Узнать, как пишутся существительные с шипящими на конце

Выделение предмета

С

15

28

97

реди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

123

46

— Почему число 123 выделено красным цветом? (Все числа двузначные, а оно трёхзначное)

— Что будем изучать на уроке? (Трёхзначные числа)

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаем детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Например, при определении темы урока "Правописание суффиксов –ек- и –ик можно предложить классифицировать слова: лучик, носочек, бантик, столик, человечек, ключик, замочек, платочек. При ответе на вопрос: «Почему одни слова пишутся с суффиксом -ек, а другие с суффиксом -ик?», дети испытают затруднение и сформулируют цель урока: узнать, от чего зависит написание суффиксов –ек и –ик.

Яркое пятно

Это наиболее простой метод постановки учебной задачи. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением мотивирующего приема, который заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.

Так, на уроке русского языка по теме «Дательный падёж» учитель сообщает:

— Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина. сказал:

Такой падеж как……..

Я с детства не терплю;

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

— Кто догадался, о каком падеже пойдёт речь на нашем уроке?

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый способ

Повторяется основа приема "Выделение предмета", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы "Домашние животные", предлагаем выбрать лишнюю картинку из ряда предложенных. Эту работу можно организовать как фронтально, так и в группах.

   

hello_html_m48b4afe6.jpg

hello_html_m37f82075.jpghello_html_73a53580.jpg

hello_html_m6b1fb2d8.jpg

hello_html_m2464b5a1.jpg

hello_html_79e9707c.jpg

— Обоснуйте свой выбор. Определите цель урока.

Второй способ

Загадываем детям ряд загадок или просто называем ряд слов, с обязательным неоднократным повтором. Анализируя этот ряд, дети определяют лишнее слово.

Урок окружающего мира по теме "Насекомые" можно начать так.
— Послушайте и запомните ряд слов: собака, медведь, корова, енот, заяц, бабочка, кошка.
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Какое животное лишнее в этом ряду?

Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ, на основе которого формулируется учебная цель.

Домысливание

1. Предлагаем тему урока и слова "помощники":

Повторить…..
Изучить….
Узнать…
Проверить…

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

2. На уроке русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаем детям продолжить ряды слов:

Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…

Дополнив ряды глаголами «буду играть» и «буду читать» и, объяснив, что это глаголы будущего времени, обучающиеся формулируют цель урока: изучить глаголы в будущем времени.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  • Самостоятельное решение.

  • Коллективная проверка результатов.

  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения.

  • П

    остановка цели урока

На уроке математики по теме "Деление на двузначное число" предлагаем ряд выражений для самостоятельной работы:

12 * 6         14 * 3
32 : 16        3 * 16
15 * 4         50 : 10
70 : 7          81 : 27

— Удалось ли вам найти значения всех выражений? Почему?

— Какую цель поставим на сегодняшний урок?

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе выполнения которого должны возникнуть трудности из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, цель урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Прием использования пословиц, поговорок, кроссвордов, загадок

В начале урока предлагаем детям разгадать загадку, ребус или кроссворд, которые «подсказывают» тему и цель урока.

hello_html_m16ad019c.jpghello_html_18292984.jpg

hello_html_145fd5f0.jpghello_html_m4d7615d1.jpg

Так, разгадав ребусы, в которых зашифрованы имена, дети легко определят цель урока русского языка: научиться писать имена людей.

Антиципация по ключевым словам, иллюстрациям

Предлагаем детям рассмотреть картинки или прочитать опорные слова и догадаться, что будет предметом изучения на уроке. Например, по данным картинкам школьники смогут определить, что на уроке окружающего мира они будут изучать одежду предков.

hello_html_m64c42c39.jpg

hello_html_m2040f24e.jpghello_html_37a0465c.jpghello_html_1fb5d93b.jpg

Выбор цели урока из предложенных учителем

Сообщив тему урока, учитель предлагает детям выбрать те задачи урока, которые будут соответствовать данной теме. Например, на уроке математики при изучении темы «Сложение многозначных чисел» учитель может предложить на выбор школьникам следующие задачи:

  • познакомиться с алгоритмом письменного сложения многозначных чисел

  • уметь находить периметр прямоугольника

  • научиться складывать многозначные числа

  • изучить таблицу умножения на 9

Этот приём помогает обучать детей постановке конкретных целей.

Приём постановки целей урока на основе самооценки

Каждый ребёнок получает оценочный лист, на котором перечислены основные знания и умения по теме урока. Учитель называть их, а обучающиеся оценивают свои возможности по каждому пункту, используя условные знаки:

«+» — знаю, могу, умею

«—» — трудно, сложно

«?» — сомневаюсь

Затем дети формулируют задачи урока на основании тех пунктов, где у них оказались знаки «—» и «?».

Например, на уроке математики по теме «Неравенства» обучающимся предлагается оценочный лист следующего содержания:

 

1.Знаю знаки сравнения ____________

2. Знаю, что такое равенство ________

3. Знаю, что такое неравенство ______

4. Умею сравнивать предметы_______

5. Умею сравнивать  числа __________

4. Умею работать в группе __________

5. Умею выполнять проверку своих действий_______

 После заполнения этого листа дети могут определить задачи на урок:

1.Унать знаки сравнения

2. Узнать, что такое равенство и неравенство

3. Научиться сравнивать числа

4. Учиться работать в группе

5. Учиться выполнять проверку своих действий

В конце урока необходимо провести рефлексию, а именно вернуться к задачам, которые определили в его начале, и отметить знаками тот уровень, которому соответствую знания и умения теперь.

Данный приём помогает обучить ребёнка ставить цели, имеющие личностный смысл.

Вышеперечисленные приёмы являются универсальными, не требующими больших затрат времени урока и сил учителя. Однако при обучении учеников  технологии целеполагания учителю необходимо помнить о некоторых правилах:

  • Следует создавать для ребенка  ситуацию, в которой получение знания станет для него актуальным, необходимым.

  • На первом этапе учитель обозначает цели урока, на более высоком уровне тему урока формулируют дети.

  • Обязательны вопросы обучающимся: «Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок?»

  • На каждом этапе урока подводится вывод: «Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил?»

  • Самостоятельная формулировка цели становится для ребенка возможной при условии понимания, что цель он должен ставить лично для себя, а не обобщать цели для всех. Каждая цель должна иметь личностный смысл.

  • Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.

  • Необходимо проявлять толерантность ко всем мнениям обучающихся, как правильным, так и неправильным.

 

Одной из форм целеполагания в учебной деятельности является принятие учебного задания, т.е. превращение поставленного перед учеником задания в задачу его собственной деятельности. Именно принятие учебной задачи является ведущей формой целеполагания для обучающихся 1 — 2 классов. Существует ряд упражнений и дидактических игр, способствующих развитию умения понимать и удерживать инструкции и задания учителя, учебника. Приведём примеры некоторых из них.

Упражнение «Инструкция»

1. Если мышь больше, чем кошка, зачеркни слово мышь. Если наоборот, подсчитай, сколько будет 2+1=

2. Из этого ряда чисел 1 5 2 4 7 2 3 6 1 5 зачеркни все числа больше трех, но меньше семи.

3. Из четырех чисел:28935, 27298, 28935, 21549 подчеркни одинаковые числа, зачеркни самое маленькое число, а в оставшемся числе нарисуй кружок вокруг двух самых больших цифр.

4. Из следующего ряда букв а и м о п р и л м в г м о р вычеркни те буквы, которые имеются в нем как минимум два раза, но не больше трех раз.

5.Подчеркни первое задание и два раза подчеркни два последних слова третьего задания.

Упражнение « 4 стихии»

Дети сидят на стульях или стоят по кругу и по команде ведущего выполняют определенные движения руками:

«Земля» - опускают руки вниз;

«Вода» - вытягивают руки вперед;

«Воздух» - поднимают руки вверх,

«Огонь» - вращают руками в локтевых суставах, держа кисти рук на плечах.

Затем ведущий «путает» детей, показывая одни движения, а называя другие.

Игра «Слушай хлопки».

Дети двигаются свободно или ходят по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10-20 сек.)

1 хлопок – поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге, поджав другую)

2-поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь, ладони рук между ступнями)

3 – дети возобновляют ходьбу.

Замечание: до начала игры выучить позы

Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь».

Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Ниж­няя буква обозначает движение руками: Л—левая рука поднимается в левую сторону; П — правая рука поднимается в правую сторону, В — обе руки поднимаются вверх.

Упражнение выполняется в последовательности от пер­вой буквы к последней, а затем от последней буквы к пер­вой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточ­ки с буквами:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Л

П

П

В

Л

В

Л

П

В

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

Л

Л

П

Л

Л

П

В

П

Л

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Я

П

В

Л

В

В

П

Л

Распределение цифр в определенном порядке

В левой таблице расположены 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу слева, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.

12

4

34

11

20

7

31

21

37

2

28

1

16

25

33

40

19

20

39

9

13

35

6

17

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Игра «Муха»

. Для проведения игры потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3×3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки).

Игра проводится в течение 5—10 мин, 2—3 раза в неделю, в течение 1—2 месяцев. В нее могут играть дети от 7 до 17 лет.

Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке.

Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка — «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше. Все понятно?»

Усложнение игры идет за счет того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует ее «полет». Тот, у кого «муха» «улетит» раньше договоренного времени, уступает свое место контролеру. Если все укладываются в отведенное время, то меняются ролями по очереди.

Игра втроем занимает не больше 10 мин, т. е. по 3 мин на каждого. Выигрывает тот, кто продержится в своей роли все отведенное время.

Топ-хлоп

Ведущий произносит фразы-понятия — правильные и неправильные. 
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. 

Летом всегда идет снег.

Картошку едят сырую.

Ворона - перелетная птица.

Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

       Слуховые диктанты

Данное упражнение помогает усилению концентрации слухового внимания, которое необходимо для удержания словесной инструкции учителя.

Например, учитель сообщает: "Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишете только тогда, когда я скажу: "Пишите!"
Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала. Приведем некоторые из них:

1 класс - "Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите
2... Затем отнимите еще 4... Пишите!.." (ответ: 3)

"Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!.." (ответ: 8)

2 класс - "Даны два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого
числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 4)

"Даны два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на 4... Пишите!.." (ответ: 2)

3 класс - "Даны два числа: 54 и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго
числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 5)

"Даны два числа: 56 и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 27)

В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может отгадывать числа: "Загадай число... прибавь к нему 5, теперь отними 2... отними то число, которое ты задумал... и умножь полученную разницу на 4... У тебя получилось..."

Данные задания и дидактические игры можно использовать на уроках, во внеурочной деятельности, во время проведения физкультминуток.

Литература

1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. — М., АПК и ПРО, 2002. Мельникова Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» — качественное образование для всех. Сб. материалов. — М., Баласс. 2006. С. 144 -180.

2. Пустовалова Е. В. Формирование умения целеполагания на уроках математики [Текст] / Е. В. Пустовалова, Н. В. Шалдохина // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 95-98.

Целеполагание в педагогике


Профессиональная педагогическая деятельность, как и любой другой вид человеческой деятельности, предваряется осознанием цели ее реализации. В современном глобальном социуме умение осуществлять целеполагание, прогнозировать результаты, намечать шаги по достижению поставленных целей, решению актуальных задач выступает одной из приоритетных, фундаментальных, универсальных компетенций личности.

Категории цели и целеполагания в педагогике

Определение 1

В современной педагогической науке под дидактическими целями понимают концентрированное выражение интересов общества и личности; системообразующий фактор педагогической системы; часть прогнозирования, проектирования, реализации и управления педагогического процесса.

Определение 2

Соответственно, педагогическое целеполагание представляет собой процесс и результат выдвижения, формулировки, постановки целей и задач обучения, который инициируется педагогом и принимается обучающимися; сердцевину образовательного процесса; эффективный методический, дидактический инструмент организации образовательно-воспитательного процесса, определяющий выбор форм, методов и приемов педагогического воздействия.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура процесса целеполагания

В структуре системы целеполагания выделяют пять ключевых моментов:

  1. Выдвижение, формулировка целей учебной деятельности;
  2. Планирование деятельности, направленной на достижение целей;
  3. Прогнозирование ожидаемых результатов;
  4. Оценивания полученных результатов;
  5. Коррекция выявленных ошибок, недочетов.

В процессе целеполагания представлены объективная и субъективная стороны. Объективная сторона связана с объективно существующими вызовами личности и государству в интенсивно меняющемся обществе; объективными требованиями к содержанию образования и уровню профессиональной подготовки специалистов, отвечающей новому уровню развития социума.

Субъективная сторона целеполагания как системообразующего фактора современной педагогики обусловлена деятельностью специалистов по выдвижению и формулировке целей как субъектов образовательно-воспитательного процесса, наделенных сознанием, обладающих личностными качествами и компетенциями, накладывающими определенный отпечаток на характер сформулированных целей.

Уровни реализации целеполагания

Целеполагание в сфере образования носит разноуровневый характер, процесс реализуется на следующих уровнях:

  • на уровне современного социума и государства – федеральные законы, нормативные акты, регулирующие сферу педагогической деятельности;
  • на уровне субъектов РФ – Программы и Концепции регионального развития;
  • на уровне образовательной организации;
  • на уровне индивидуальной профессиональной деятельности отдельного педагога.

Подходы к классификации целей в педагогике

На сегодняшний день согласно требованиям ФГОС, дидактические цели как прогнозируемые результаты педагогического воздействия представлены тремя группами задач:

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.

Достаточно распространённой выступает классификация, согласно которой выделяют следующие виды целей:

  • личностные;
  • предметные;
  • метапредметные.

Все указанные цели фиксируются в образовательных стандартах.

Конкретизация цели находит свое отражение в постановке отдельных задач - своего рода ступенек, этапов на пути достижения целей. В структуре задачи выделяют требования, направленность на реализацию общей цели; дидактические условия и средства, которые используются в процессе решения задач. Совокупность цели и задач формирует целевой компонент педагогической системы, который наряду с содержательным, процессуально-деятельностным (технологическим), результативно-оценочным (рефлексивным) формирует единство педагогической системы.

Процесс постановки целей | 5 проверенных и проверенных шагов с шаблонами


Насколько вы взволнованы, когда ставите цели на новый год? Если бы только это волнение длилось достаточно долго, чтобы подтолкнуть вас к достижению этой цели - хотя бы раз!

Может быть, цели, которые вы ставите, часто слишком общие или нереалистичные. Может быть, вы поняли, что это не та цель, которую вам следовало ставить в первую очередь.

Что ж, хорошая новость в том, что есть способ преодолеть все эти проблемы и поставить цель, которую вы действительно будете выполнять до конца.

В этом посте мы шаг за шагом проведем вас через правильный процесс постановки целей. Таблицы и шаблоны для постановки целей находятся внизу сообщения, и вы можете сразу же использовать их, чтобы начать планировать свои цели.

Что такое постановка целей и почему это важно?

Будь то в личной или на работе, «цели» - это слово, которое мы часто слышим. Но что это такое? Давайте сделаем паузу и посмотрим.

Гол - это желаемый результат.А постановка цели - это процесс определения желаемого результата и планирования того, как его достичь в указанные сроки. Или, проще говоря, постановка целей - это планирование на будущее.

Есть 3 типа целей, и цели, которые вы ставите, могут принадлежать одной или двум из этих категорий.

  1. Цели по времени - краткосрочные цели, для достижения которых требуется меньше времени, и долгосрочные цели, которые требуют значительно больше времени, попадают в эту категорию.
  2. Целенаправленные цели - этот тип целей обычно является долгосрочным и включает в себя жизненно важные достижения и необходимость изменить разные области жизни.Например, открытие собственного дела. Это может потребовать от вас найти соответствующие деньги, научиться управлять бизнесом и так далее.
  3. Тематические цели - этот тип целей относится к определенной области вашей жизни. Это может быть связано с каким-либо аспектом вашей карьеры, финансов или личной жизни. Например, накопить достаточно денег, чтобы купить новый дом.

Цели полезны для определения направления того, что вы делаете. Это поможет вам определить, что вам нужно сделать для достижения цели.

Более того, он помогает вам правильно организовать свое время и ресурсы. В контексте команды это играет важную роль в том, чтобы держать всех на одной странице.

И тот, кто действительно следует процессу постановки целей, будет более мотивирован и привержен достижению своих целей, чем тот, кто этого не делает.

Процесс постановки целей

Часто мы отказываемся от наших целей, прежде чем достигнем финиша. Если мы действительно приложим дополнительные усилия, чтобы следовать надлежащему процессу постановки целей, мы действительно можем повысить наши шансы на достижение нашей цели.

Мы перечислили ниже шаги, которые вам необходимо предпринять, и вы поймете, что на самом деле это не займет много времени.

Шаг 1. Запишите свои цели

Не кажется ли это лишним шагом? В конце концов, зачем вам это записывать, если вы можете просто вспомнить.

Вопреки тому, что вы думаете, запись ваших целей дает вам что-то осязаемое, что-то, на что можно сесть, посмотреть и определить, действительно ли это стоит вашего времени.

Записывая свои цели, подумайте о том, чего вы действительно хотите достичь и почему вы хотите этого достичь.И также установите сроки завершения и оценки.

Этот шаг поможет вам расставить приоритеты для ваших целей. По мере их написания у вас будет возможность оценить, какая цель более важна, а какая может подождать, и спланировать соответственно.

Шаг 2. Примените SMART

Теперь, когда вы выбрали цель, которую хотите достичь, пора убедиться, что она соответствует критериям SMART. Убедитесь, что это так,

Конкретный - Ваша цель должна быть четкой с четко определенными границами.Он не должен быть расплывчатым или общим. Например, цель «Я хочу сэкономить 100 долларов до конца этого месяца» более конкретна, чем «Я хочу сэкономить деньги».

Измеримый - Как вы оцениваете свой успех после достижения своей цели? Добавляйте измеримые элементы, такие как даты, суммы, проценты и т. Д., Когда вы определяете свою цель.

достижимо - есть ли у вас опыт, деньги, время или ресурсы для достижения этой цели? Важно убедиться, что поставленная вами цель действительно достижима и не слишком далеко от вас.Но это не значит, что вы должны ставить цели, которых слишком легко достичь. Постановка сложных (но реалистичных) целей на самом деле сохранит вашу мотивацию и приверженность.

Релевантно - Согласуется ли эта цель с остальным? С вашей карьерой? Ваша личная жизнь? Вам нужно остановиться и подумать, сможете ли вы в конце концов извлечь из этого что-то полезное.

Зависит от времени - Ваши цели должны иметь сроки, и они должны быть реалистичными.Это создаст срочность и зарядит вас энергией, чтобы вы могли выполнять работу, не откладывая на потом.

SMART Goal Template for Goal Setting Process Шаблон цели SMART (щелкните шаблон, чтобы отредактировать его в Интернете)

Шаг 3: Определите препятствия

Могут быть препятствия, которые могут сдерживать вас на пути. Возможно, вам не хватает опыта и знаний в определенной области, а может и нет денег. При распределении времени и планировании задач, которые вам необходимо выполнить, важно понять, как преодолеть эти трудности.

Шаг 4: Создайте план действий

Кажется, шагов слишком много? Не волнуйтесь, вы почти готовы приступить к работе над своей целью - вскоре после того, как создадите план действий.

Здесь вы определяете шаги, которые необходимо предпринять для достижения своей цели. Разве не стало бы легче, если бы вы точно знали, что делать?

Если вы поставили более сложную цель, вы можете разбить ее на более мелкие шаги и установить вехи, чтобы сделать ее более управляемой.

Используя план действий, вы можете видеть, что вам нужно делать каждый день, неделю или месяц до истечения срока. И не забудьте указать шаги, которые вам нужно предпринять, чтобы преодолеть препятствия, особенно если они требуют времени.

Action Plan Template for Goal Setting Process Шаблон плана действий для постановки целей (щелкните шаблон, чтобы отредактировать его в Интернете)

Шаг 5. Продолжайте следить за своим прогрессом

Не забывайте оценивать, как вы продвигаетесь к своей цели с течением времени. Вы отстаете от графика или идете по графику? Если вы отстаете, обязательно пересмотрите свой план действий и добавьте необходимые шаги, чтобы наверстать упущенное.

Рабочий лист и шаблоны для постановки целей

Готовы ставить перед собой цели? Вот несколько полезных шаблонов для запуска вашего процесса. Просто щелкните шаблон, чтобы открыть его в редакторе Creately. Внесите необходимые изменения и загрузите их в формате PNG, SVG или JPEG. Или вы можете просто поделиться им с другими через безопасную ссылку для обмена файлами.

Рабочий лист постановки целей

Goal Setting Worksheet for Goal Setting Process Шаблон рабочего листа для постановки целей (щелкните шаблон, чтобы отредактировать его в Интернете)

Шаблон для постановки целей

Goal Setting Template Шаблон установки цели (щелкните шаблон, чтобы отредактировать его в Интернете)

Каков ваш процесс постановки целей?

Возможно, у вас уже есть процесс постановки целей, которым вы дорожите.Как вы думаете, вы можете улучшить его с помощью этих шагов? Поделитесь с нами своим мнением в разделе комментариев ниже.

,

Процесс постановки конечной цели: 7 шагов к достижению лучших целей


Устанавливаете ли вы одни и те же новогодние решения каждый год? Вы снова придерживаетесь той же цели, обещая себе, что наконец добьетесь ее?

Если вы ответили «да», знайте, что вы не одиноки. Многие люди застревают в одном и том же цикле постановки целей, забывая о них или не в состоянии их достичь, а затем снова ставят те же цели с новой (но временной) решимостью достичь этих целей.

Но вы можете разорвать круговорот.Продолжайте читать, чтобы узнать о процессе постановки целей и получить максимальную отдачу от своего бизнеса, своей команды и себя.

Что такое постановка целей?

Некоторым людям может быть трудно придерживаться целей, потому что они не отличают свои цели от обычных повседневных усилий по самосовершенствованию. Тот факт, что вы решили начать бегать каждый день, не обязательно означает, что это сознательная цель. Итак, давайте вернемся к тому, что означает постановка целей.

Постановка цели - это целенаправленный и четкий процесс, который начинается с определения новой цели, навыка или проекта, которого вы хотите достичь.Затем вы составляете план его достижения и работаете над его завершением.

Вместо того, чтобы просто бегать без какой-либо конкретной цели, настоящая цель будет больше похожа на запуск программы тренировок для завершения определенного забега, скажем, полумарафона в День Благодарения, который требует гораздо более тщательного планирования, мотивации и дисциплины.

Почему так важна постановка целей?

Когда вы ставите цели, вы берете под контроль направление своей жизни или работы. Цели дают вам возможность сосредоточиться.Принимаемые вами решения и действия должны приблизить вас к достижению этих целей.

Постановка целей заставляет вас двигаться, увеличивает ваше счастье и приносит значительную пользу вашей организации. Ставя цели, вы создаете видение того, как могла бы выглядеть ваша жизнь или ваш бизнес. Затем вы начинаете подталкивать себя и свою команду к достижению наилучших возможных результатов.

Узнайте, как команда Lucidchart ставит и отслеживает цели с помощью системы, называемой OKR.

Подробнее

Что такое теория целеполагания?

Теория постановки целей, предложенная промышленным психологом Эдвином Локком, рекомендует, как ставить наиболее эффективные виды целей.Локк обнаружил, что сотрудники работают лучше и более мотивированы для достижения целей, если эти цели трудны.

Другими словами, обмануть нельзя. Чем проще цель, тем меньше вы будете работать над ее достижением. Если вы ставите сложные (но не невыполнимые) цели, вы действительно приложите максимум усилий.

В этой статье подробно рассматриваются другие важные аспекты теории Локка, такие как постановка реалистичных целей и самомотивация. Продолжайте читать, чтобы получить максимальную отдачу от ваших личных целей или чтобы ваши сотрудники могли эффективно устанавливать свои собственные.

Как ставить цели за 7 шагов

Если цели так важны, почему мы не достигаем их? Потому что мы не планируем шаги, чтобы туда добраться.

Процесс постановки целей заставляет вас думать о путешествии (другими словами, о том, как вы собираетесь выполнять свои задачи), а не только о конечном пункте назначения. Чтобы начать работу, ознакомьтесь с приведенными ниже инструкциями.

1. Подумайте, какие результаты вы хотите получить.

Прежде чем ставить цель, внимательно посмотрите на то, чего вы пытаетесь достичь, и задайте себе следующие вопросы:

  • Вы действительно хотите этой цели?
  • Достаточно ли важно потратить на это часы времени и усилий?

Если вы не хотите тратить время, возможно, вам не стоит заниматься этим.

Если вы составите длинный список целей, которые нужно преследовать одновременно, вам может быть сложно достичь любой из них. Вместо этого используйте приведенные выше вопросы, чтобы определить, какие цели наиболее важны для вас прямо сейчас, а затем сосредоточьтесь на них.

2. Создание УМНЫХ целей

После того, как вы определились с тем, что действительно хотите, убедитесь, что ваша цель соответствует критериям SMART:

  • S специальная
  • M для измерения
  • A вынос
  • R Реалистичный
  • T с ограничением по времени

Самая важная часть постановки цели SMART - сделать вашу цель конкретной, чтобы вы могли четко отслеживать свой прогресс и знать, достигли ли вы цели.Чем конкретнее вы можете сформулировать свою цель, тем выше ваши шансы на ее выполнение.

Например, многие люди ставят перед собой цель похудеть, но не всегда решают, сколько веса они хотят сбросить и когда они хотят достичь этой цели. Конкретная цель - «Я хочу сбросить 25 фунтов к четвертому июля». Эта цель обеспечивает точное количество веса, которое нужно сбросить, и дату окончания, к которой это нужно.

3. Запишите свои цели

Когда вы записываете свои цели, они становятся реальными и осязаемыми, а не расплывчатой ​​идеей, которая остается только в вашем уме.После того, как вы записали свои цели, держите их где-нибудь на виду: поставьте личные цели на зеркало или возле экрана компьютера, повесьте командные цели на стенах рядом с рабочими столами и включите цели компании во внутренние презентации.

Эта тактика напоминает вам о необходимости ежедневно работать над своими целями. Когда вы записываете свои цели, используйте позитивный тон, чтобы не терять энтузиазм в их достижении.

4. Составьте план действий

Многие люди выбирают цель, но никогда не создают план действий, чтобы определить, как именно они ее достигнут.Ваш план действий должен включать общую цель, которую вы пытаетесь достичь, и все шаги, которые необходимо предпринять для ее достижения.

Не бойтесь проявить творческий подход к своему плану действий. Вернитесь в дни начальной школы и проявите творческий подход. Напишите свою цель, например, мелками, маркерами или цветными карандашами. Согласно Forbes, создание такого плана действий активирует другую часть вашего мозга и закрепляет цели в вашем уме.

5. Создайте временную шкалу

В рамках вашего плана действий используйте средство создания временной шкалы, чтобы визуализировать роли, задачи, вехи и сроки для достижения вашей цели.После того, как вы установите эти даты, постарайтесь придерживаться их как можно точнее. Временная шкала создает ощущение срочности, что, в свою очередь, мотивирует вас придерживаться графика и достичь своей цели.

Простой шаблон временной шкалы (щелкните изображение, чтобы изменить в Интернете)

6. Примите меры

Теперь, когда вы все распланировали, пора действовать. Вы проделали всю эту работу не для того, чтобы забыть о своей цели. Каждый ваш шаг должен вести к другому, пока вы не достигнете своей цели.

7.Переоценить и оценить свой прогресс

Для достижения цели вам необходимо поддерживать сильную мотивацию. Подумайте о планировании еженедельной оценки, которая может включать в себя измерение вашего прогресса и проверку вашего расписания. Как только вы увидите, насколько близко финишная черта, вы почувствуете больше мотивации дойти до конца. Если вы немного отстаете от графика, внесите необходимые корректировки и продолжайте.

Начать ставить цели

Процесс постановки целей позволяет добиваться успеха быстрее и эффективнее.Это может подогреть ваши амбиции и помочь достичь ощутимых результатов. Процесс постановки целей поможет вам определить, как ставить конкретные, своевременные и реалистичные цели.

Создайте четкую дорожную карту для достижения целей развития с помощью процесса планирования производительности.

Узнайте, как

,

Процесс планирования и постановка целей | Малый бизнес


Если вы планируете добиться успеха в бизнесе, вам нужен бизнес-план, которому нужно следовать. Большая часть бизнес-плана - это определение ваших целей и подробное описание того, как вы планируете их достичь. Когда вы приступите к процессу бизнес-планирования, опишите его на бумаге. Простое написание или распечатка целей и возможность видеть их на ежедневной основе поможет вам сосредоточиться на своем плане больше, чем просто знать, какие цели у вас в голове.При постановке целей полагайтесь на процесс постановки целей SMART. SMART означает «Конкретный, измеримый, согласованный, реалистичный и своевременный».

Ставьте конкретные цели. Без конкретики вы не знаете, чего вы достигли и когда достигли своей цели. Вместо того, чтобы писать «Увеличить продажи бизнеса», конкретная цель будет гласить: «Увеличить валовые продажи на 15 процентов к 31 декабря этого года». Это точно скажет вам, к чему вы стремитесь в процессе планирования. Конкретная цель облегчает планирование целей, которые вам необходимо достичь для ее достижения.

Развивайте цели, которые можно измерить. Если цель не может быть измерена, невозможно отслеживать, насколько хорошо вы добиваетесь своей цели. В приведенном выше примере можно измерить 15-процентное увеличение продаж. Владелец бизнеса может легко просмотреть отчеты о продажах и данные о доходах, чтобы определить, увеличились ли продажи на 15 процентов к концу года. При постановке измеримых целей может быть полезно ставить с их помощью мини-цели. В нашем примере бизнес может также осуществлять ежеквартальное увеличение продаж, которое потребуется для достижения общего 15-процентного увеличения продаж за год.Это может гарантировать, что бизнес останется на запланированном уровне в течение года.

Реализуйте бизнес-цели, достижимые для бизнеса и его сотрудников. Если у вас совершенно новый бизнес, то стать номером один в мире в своей отрасли в следующем году, скорее всего, будет недостижимой целью. Важно, чтобы поставленные вами цели действительно могли быть достигнуты с учетом текущих ресурсов вашего бизнеса. Если ставятся недостижимые цели, это только настраивает ваш бизнес и ваших сотрудников на провал.Не ставьте недостижимые цели в качестве мотивации. Дайте сотрудникам цели, которых они могут достичь, чтобы при достижении каждой мини-цели это было само по себе мотиватором.

Обеспечьте актуальность при планировании и постановке целей. Некоторые владельцы бизнеса переусердствуют в установлении целей для бизнеса. Цели будут сосредоточены на областях бизнеса, которые не важны или не будут иметь большого влияния на общее направление бизнеса. Решите, что для вашего бизнеса должно быть самым важным в этот период.Этот элемент должен быть чем-то таким, что, если бы вы смогли достичь только этой единственной цели, вы бы гордились своим бизнесом. Затем установите второстепенные цели, которые его поддерживают. Это гарантирует, что они будут иметь отношение к успеху вашего бизнеса.

Приложите сроки к своим целям. Без временных рамок цели бесполезны. В нашем первом примере об увеличении продаж «Увеличение продаж бизнеса» не является своевременной целью. Однако наша конкретная цель устанавливает крайний срок 31 декабря этого года для увеличения продаж.Это обеспечивает крайний срок для достижения цели. Это дает время, когда цель должна быть измерена, чтобы определить, были ли цели достигнуты. Все поставленные цели должны иметь временную шкалу, чтобы вы могли измерять и отслеживать свои успехи и, наоборот, видеть, где вам, возможно, нужно улучшить.

.

Постановка цели - процесс или результат


Итак, каковы ваши цели на этот сезон? Если вы их не установили, велика вероятность, что вас побьет кто-то, кто установил их. Постановка целей - обычная практика среди победителей. В этой статье мы рассмотрим постановку целей, почему это работает для одних и неэффективно для других.

Установить цели непросто, и вот почему. Во-первых, есть два распространенных метода постановки целей, которые пытается использовать большинство людей, но ни один из них не работает; реалистичная постановка целей и большое небо.

Некоторые конкуренты считают, что вы всегда должны достигать своих целей, поэтому они стараются ставить реалистичные цели. Это означает, что они посмотрят на то, что они сделали в прошлом году, и немного подвинутся в рейтинге, и это будет их ожиданием в этом году. Звучит неплохо? Я не знаю ни одного золотого медалиста Олимпийских игр, который успешно использовал бы этот метод. Зачем? Потому что нет ничего реалистичного в том, чтобы выиграть золотую медаль на Олимпийских играх, установить мировой рекорд или добиться доминирующего статуса в своем виде спорта. Большие цели более иррациональны, чем реалистичны.Если вы хотите быть реалистом, вам лучше не ставить цели. Сделайте это, и вас так часто будут избивать, что вы скоро начнете сомневаться в системе и откажетесь от нее. Я вижу, что это происходит слишком часто. Другой вариант этой системы - нечетко определять свою цель. «Я хочу выступить лучше в этом году!» В самом деле! Что значит ЛУЧШЕ?

Хорошо, давайте перейдем к другой системе. Я называю его big-sky . Преимущество этой системы в том, что нет верхних пределов целей. «Моя цель - выиграть все соревнования в этом году, побить все рекорды и побить всех. Согласитесь, это звучит привлекательно. Кто бы не хотел иметь такой год! Если вы попробуете эту систему, вы почти гарантированно пропустите свою цель. Большинство конкурентов, у которых есть успешные годы, редко, если вообще когда-либо, ожидают, что это произойдет именно так. ЛУЧШИЕ годы ЛУЧШЕГО исполнителя редко предвидятся заранее. Зачем? Я считаю, что это потому, что лучшие исполнители не думают о результате. Они думают о процессе.

Обе эти несовершенные системы постановки целей ориентированы на результат, и это большая проблема.Основное внимание уделяется счету или победе в соревновании. Он должен набирать очки, чтобы выиграть соревнование. Как только вы отвлечетесь от оценки и сконцентрируетесь на процессе достижения успеха, вы будете иметь дело с тем, что можете контролировать только вы. Вы не можете контролировать, какой результат выиграет соревнование. Вы не можете контролировать, что будут делать другие конкуренты, и часто вы не можете даже точно предсказать, какой результат выиграет соревнование. Но вы можете предсказать процесс. Процесс - это то, что вы можете контролировать, и только то, что вы можете контролировать.

Вы можете прогнозировать и контролировать, сколько дней в неделю вы тренируетесь. Вы можете контролировать дисциплину своих усилий. Вы можете контролировать свои мысли и действия. Вы можете контролировать соревнования, в которых участвуете, и способы подготовки к ним. Вы можете контролировать своих учителей и используемые вами системы. Мой совет - ставьте цели только в том, что ВЫ можете контролировать. Сосредоточьтесь на себе, а не на конкурентах. Прорепетируйте в уме процесс выполнения комбинации мысленных ощущений и технических приемов, которые приведут вас туда, куда вы хотите.

Большинство книг по постановке целей ориентированы на результат, и у меня с этим проблемы. У меня нет проблем с постановкой цели: выиграть турнир, подняться в классе или создать команду, если вы ставите цель определить процесс достижения цели. Возможно, нам следует дать определение достижению, потому что достижение и достижение - это не одно и то же. Достижение - это результат, и это важно. Мы определяем, кто побеждает, по достижению. Это оценка или цвет медали. Что он не измеряет, так это то, чему вы научились, или ваш рост как конкурента.Это не показатель того, кем вы СТАТЬ.

Достижение - это совокупность достижений и становления. Достижение - это то, как вы измеряете ВНЕШНЕЕ, а становление - это то, как вы измеряете ВНУТРЕННИЕ. Достижение - это больше, чем просто способ измерить результат. Это также отражает то, кем стал человек. Это зеркало жизни; снимок того, кто эта участница, а также того, как много она может набрать. Мы соревнуемся на поле так же, как соревнуемся в жизни. Мы становимся конкурентами. Мы становимся чемпионами. Мы не просто получаем чемпионские очки.Достижение, состоящее в том, чтобы стать чем-то, должно быть нашей целью, а не просто достижением.

Вы делаете это, устанавливая цели как для того, что вы хотите достичь, так и для того, кем вы хотите стать в процессе. Снова это слово; ОБРАБОТАТЬ. Если вы поставили себе цель выиграть определенное событие в этом году, также спросите себя: «Кем мне нужно стать и что мне нужно сделать, чтобы это произошло?» Это поможет вам смотреть не только на счет, но и определять, что вам нужно изменить в себе для достижения своих целей.Возможно, вам нужно развить уверенность в том, что вы можете хорошо работать, а не только навыки, необходимые для хорошей работы. Вам нужен больший контроль над своим отношением к невзгодам? Выигрыш - это общий пакет. Это контроль как над умственными, так и над физическими процессами. Мы становимся опытными. Мы становимся уверенными. Мы становимся чемпионами!

Постановка целей помогает вам планировать, и это полезно, но есть и опасности, которых следует избегать. Одна ошибка, которую делают многие, - приравнивать свою ценность как личность к тому, достигают они своих целей или нет.Если цель достигнута, то я успешный человек, но если я не достигну цели, я никуда не годен!

Во-вторых, если вы собираетесь поставить цель, помните, что всегда нужно стремиться к другой цели, как только вы достигнете той, которую ищете в настоящее время. В противном случае вы можете почувствовать себя немного растерянным, когда достигнете текущей цели. Это случилось со мной после победы на Олимпиаде. Некоторое время я был в депрессии и не знал почему. Я почувствовал себя намного лучше, когда определил новую цель, над которой нужно работать.

Наконец, лучше всего ставить цели более чем на один год.Например, вы хотите выиграть национальный чемпионат. Поставлена ​​цель выиграть чемпионат в ближайшие два года. Это немного снимает напряжение, потому что делать это ТОЛЬКО в этом году. Подумай об этом. Какая разница, в каком году вы это сделали. Важно то, что вы это сделали. Если вы дадите себе два года, вы сможете избежать излишних усилий в этом году на мероприятии, и этого может быть достаточно, чтобы дать вам титул.

Установка цели важна, но вы должны быть осторожны, чтобы избежать подводных камней, которые поджидают вас в процессе.(Опять это слово.)


Автор книг «С победой в уме» и «Полет свободы - истоки умственной силы», золотой призер Олимпийских игр Лэнни Бэссхэм в течение трех десятилетий обучает умственных способностей спортсменов, профессионалов бизнеса и артистов. Его система Mental Management® была использована и одобрена олимпийцами, чемпионами мира и игроками PGA Tour. Лэнни - олимпийский тренер, член Олимпийского Зала славы стрельбы и занимает третье место среди всех стрелков по общему количеству международных медалей в США.Чтобы узнать больше о Лэнни Бассхэме или его компании Mental Management Systems, посетите его веб-сайт http://www.mentalmanagement.com

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о