Продукты деятельности: Главный компонент бизнеса, о котором чаще всего забывают: продукт – Продукт деятельности | «Студент-Сервис»

Продукт деятельности | «Студент-Сервис»

Понятие продукта не получило развития в теории деятельности. Еще П. К. Анохин сетовал на то, что исследователями производилась “фиксация внимания на самом действии, а не на его результатах“.

Анализируя деятельностную схему А. Н. Леонтьева, Л. И. Анцыферова также отметила недостаточную разработанность этого понятия. Она нашла этот факт парадоксальным, поскольку «именно продукт определяет вид или тип деятельности» и «обусловливает членение деятельности на действия и операции».

 

[stextbox id=’stb_style_394553′ caption=’Интересно’ mode=’css’ image=’null’]В данной схеме «продукт» не всегда отделяется от «предмета» деятельности и от ее «цели» (см. выше). Очевидно, что философско-психологический план анализа оправдывает такой подход: принцип предметности деятельности как концептуальный инструмент покрывает потребности этого типа анализа.[/stextbox]

 

Однако исследование структуры деятельности как таковой, а также решение многих задач в области педагогической психологии, психологии труда и др. требуют конкретизации и проработки понятия продукта. Прежде всего, в понятийной системе теории деятельности должно быть отражено разнообразие результатов деятельности. Вместе с тем соответствующие представления пока логически и содержательно неполны.


Рефлексия видов продуктов и их упорядочение нужны не только ради систематизации как таковой — среди многообразных видов продуктов есть такие, понятия о которых имеют несомненное эвристическое значение для психологического анализа, и прежде всего анализа учебной деятельности.
Итак, что же такое продукт деятельности?

В соответствии с определением предмета деятельности продукт деятельности есть результат трансформации первого, он обязан ему своим происхождением.
Как известно, вместо удавшегося, т.е. отвечающего цели деятельности, продукта при неудачном ее исходе может быть получен другой: предмет деятельности может превратиться в ненужную или даже вредную вещь (ситуацию). Это — неудавшийся продукт. Субъект может прийти к результату, который лишь частично удовлетворяет его, это —

частично удавшийся продукт.

Не исключается и результат, который не был запланирован, но который вместе с тем отвечает какой-либо иной потребности субъекта; как и удавшийся продукт, он является полезным продуктом. Наконец, возможно, что удавшийся (неудавшийся, частично удавшийся) результат будет сопровождаться добавочным результатом (продуктом). Он также может оказаться полезным (нейтральным, вредным). Речь идет о результате, который наряду с запланированным, или необходимым, продуктом происходит из самого предмета деятельности, например: «Лес рубят, щепки летят».

 

[stextbox id=’black’ caption=’Определение’ color=’000000′ ccolor=’ffffff’ bgcolor=’ffffff’ cbgcolor=’002aff’ bgcolorto=’ffffff’ cbgcolorto=’002aff’ image=’null’]Во всех этих случаях речь идет о


прямом продукте деятельности. Однако в качестве результатов деятельности человек получает не только те или иные модификации самого ее предмета — прочие структурные моменты также претерпевают изменения. Некоторые из них оказываются значимыми для деятеля.[/stextbox]

 

Так, средство (орудие) деятельности приходит в той или иной степени в негодность в конце ее процесса. Человек приобретает новые умения или упрочивает старые, тренирует свою нервно-мышечную систему, органы чувств и достигает оздоровляющего эффекта, хотя одновременно он утомляется и, возможно, получает травмы, а на больших интервалах времени, соизмеримых с жизнью, его организм изнашивается и стареет. Воздух в рабочем помещении может насыщаться различными испарениями от используемых материалов или частичками дыма, его температура повышается и т.п.
Результат трансформации структурного момента, отличного от предмета деятельности, может быть назван побочным ее продуктом.

Побочные продукты различаются в своем происхождении отнесенностью к тому или иному структурному моменту — субъекту деятельности, ее средству или внешним условиям.

В контексте описания процессуальных компонентов деятельности вычленяются конечный и промежуточные продукты, а также основной и подготовительные. Эти термины достаточно ясно свидетельствуют о содержании соответствующих понятий.

 

[stextbox id=’black’ caption=’Определение’ color=’000000′ ccolor=’ffffff’ bgcolor=’ffffff’ cbgcolor=’002aff’ bgcolorto=’ffffff’ cbgcolorto=’002aff’ image=’null’]При рассмотрении структуры учебной деятельности придется ввести еще пару понятий — главный и дополнительный продукты. В отличие от пары «необходимый/добавочный», эти результаты происходят от разных вещей или ситуаций. Ниже, в главе об учебной деятельности, это различение будет раскрыто.[/stextbox]

 

[stextbox id=’stb_style_394553′ caption=’Интересно’ mode=’css’ image=’null’]Итак, типология продуктов деятельности предполагает выделение следующих их характеристик


:

  •  прямой/побочный;
  • удавшийся/частично удавшийся/неудавшийся;
  • полезный/бесполезный/вредный;
  • необходимый/добавочный;
  • конечный/промежуточный;
  • основной/подготовительный;
  • главный/дополнительный.[/stextbox]

 

При описании результатов исследуемой деятельности могут использоваться и другие прилагательные, например: можно говорить о «деловом», «предметно-специфическом» продуктах. Однако эти слова не являются терминами, и соответствующие продукты должны быть охарактеризованы выявленными выше семью признаками.

 

[stextbox id=’stb_style_394553′ caption=’Интересно’ mode=’css’ image=’null’]Следует оговорить соотношение «продукта» и «результата». Можно согласиться с Г. В. Суходольским в том, что первое понятие относится лишь к целостной деятельности, тогда как второе носит более общий характер — оно может быть отнесено также и к отдельным компонентам ее процесса.[/stextbox]

 

Представленный перечень видов продуктов, конечно, неполон. Он характеризует лишь абстракцию индивидуальной деятельности. При рассмотрении той же деятельности в более широком, социальном контексте данный список должен быть дополнен другими понятиями. Среди них, в частности, будут «общественно полезные» и «общественно вредные» результаты.

Понятие продукта необходимо для психологического анализа. Наряду с целью продукт является важнейшей характеристикой деятельности, продуктивность деятельности является показателем ее оптимальности.
Как мы увидим позже, в учебной деятельности производятся различные результаты; они объединены между собой иерархическими связями и определяют саму структуру этой деятельности. Понятие продукта используется, в частности, при описании модели подкрепления.

 

[stextbox id=’stb_style_394553′ caption=’Интересно’ mode=’css’ image=’null’]Весьма важное значение приобретает понятие побочного продукта. С его помощью описывается



«учение как процесс» — альтернативный по отношению к учебной деятельности вариант приобретения опыта в ходе различных видов «деловой» деятельности. Как отмечал Я. А. Пономарев, неосознаваемое отражение побочного продукта может способствовать интуитивному решению творческих задач. Это понятие фактически используется и при решении проблем «воспитывающего обучения», становления личности.[/stextbox]

 

Психолого-методологические работы также опираются на понятие продукта. Например, обсуждается проблема «связи двух результатов — в форме вынесенных во внешний мир, объективированных творений человека и в виде психических свойств самого субъекта». Это следует интерпретировать как связи прямого (преимущественно) и одного из побочных продуктов деятельности человека.

Метод изучения продуктов деятельности


Метод
изучения продуктов деятельности —
исследовательский метод, позволяющий
опосредованно изучать сформированность
знаний, навыков и умений, интересов и
способностей человека, развитие у него
разных психологических качеств и свойств
личности на основе анализа продуктов
его деятельности. Метод анализа продуктов
деятельности широко распространён в
исторической психологии, а также в
антропопсихологии и психологии
творчества. Для психологии творчества
он является одним из основных, поскольку
особенность творческого продукта в его
уникальности.

Разработка данного
метода связана с именами Г. Лассуэла,
Ч. Остуда и Б. Берельсона. Этот метод в
американской научной литературе
называется архивным и применяется в
таких исследованиях, где исследователь
не измеряет и не наблюдает актуальное
поведение испытуемого, а анализирует
дневниковые записи, заметки, архивные
материалы, продукты творческой и трудовой
деятельности.


Применяя
этот метод, можно анализировать
содержательно и формальные характеристики
объекта изучения. Анализ продуктов
деятельности даёт важный материал для
клинической психологии: при определённых
заболеваниях (шизофрения,
маниакально-депрессивный психоз), когда
резко меняется характер продуктивности,
что видно в особенностях текста, рисунках,
поделках.

Стандартными
единицами при анализе текста будут:
слово (термин. символ), суждение или
законченная мысль, тема, персонаж, автор,
целостное сообщение. Для выявления
существующих тенденций определяются
частота и объём их употребления. Этот
метод даёт надёжность и объективность.
Все методы психологии и педагогики
направлены на анализ деятельности, а
этот метод самый синтезирующий.

По
мнению В. И. Загвязинского, особенность
метода в том, что исследователь не
вступает в непосредственный контакт с
самим человеком, а имеет дело с продуктами
его предшествующей деятельности или
размышлениями о том, какие изменения
произошли в самом испытуемом в процессе
и в результате его включённости в
некоторую систему взаимодействий и
отношений.

Изучение продуктов
деятельности — это изучение последствий
человека в широком смысле слова,
последствий предпринятых им усилий,
которые внесли изменения, повлекли
реальные сдвиги в его жизненных позициях,
позволили изменить своё отношение к
системе ценностей.

Исследователь
по объективным результатам должен
восстановить сам процесс протекания
деятельности и динамику мотивов,
субъективного его компонента. Сравнительный
анализ позволяет кратко выявить условия
и предпосылки повышения его эффективности.
Для исследователя всегда важен продукт
деятельности и соотнесение его с
мотивами, условиями деятельности,
поведением испытуемого. Изучением
продуктов деятельности устанавливается
достигнутый уровень и процесс выполнения
поставленных исследовательских задач.


Очень
важны знания и представления об уровне
готовности испытуемого к определённым
видам деятельности, о характере заданий
и условиях, в которых они выполнялись.
Полученные данные дают возможность
переосмыслить и оценить исследовательские
данные об основных личностных
характеристиках. Обязательное должно
быть сочетание с другими методами, что
даст возможность изучать особенности
и последовательность выполнения
различных видов действий непосредственно
в процессе деятельности. Для того, чтобы
убедиться, что продукт деятельности
получен не случайно необходимо
анализировать разные продукты деятельности
у одного и того же испытуемого. Это
обеспечит сравнение продукта, оценку
динами развития способностей личности.

Методическими
приёмами психологического анализа
деятельности будут:

1)
Изучение рабочих документов. Этот приём
позволяет получить сведения о конкретной
деятельности, целях и задачах, функциях
специалистов, режиме, условиях труда,
важности, значимости данной деятельности
в системе производства и в обществе,
требованиях к технике безопасности,
характерных ошибочных действиях и их
последствиях, состоянии здоровья
сотрудников.

В качестве источников
данной информации можно применять
инструкции, наставления, руководства
по эксплуатации, описание устройств,
технических систем и приборов, технические
паспорта, учебные и медицинские пособия,
медицинские книжки. Анализ документов
должен быть качественным и количественным:

В
психолингвистике разработан вариант
метода анализа продуктов деятельности
— контент-анализ, который помогает
выявить и дать оценку специфических
характеристик разных текстов и на их
основе суметь определить психологическую
характеристику их автора. Этот метод
широко использует математические модели
исследования текстовой информации с
использованием ЭВМ. Исследователь
выделяет единицы содержания и
квантифицирует полученные данные. В
нём масса достоинств:


нет эффекта воздействия исследователя
на поведение испытуемого, данные
проверены на надёжность;


он хорош для анализа исторических
документов, часто используется в общей
психологии. и практической, психологии
рекламы, в психологии коммуникации, в
других социальных науках.

Специфической
формой метода анализа продуктов
деятельности выступает графология.
Специфической формой метода анализа
результатов деятельности выступает
графология. Психологи установили, что
характеристики почерка связаны с
определенными психологическими
свойствами автора письма; ими были
разработаны нормы и приемы психологического
анализа почерка. Контент-анализ и
графология представляют собой научно
обоснованные, формализованные и
стандартизованные формы метода анализа
результатов деятельности.

Пользование
этими методами предполагает специальную
подготовку исследователя, психологическую
практику их использования. Это могут
быть сочинения, контрольные и проверочные
работы, рисунки, тетради, поделки,
различные модели, детали. При их помощи
можно получить дополнительную информацию
о развитии отдельных психических качеств
или свойств. Это искусство.

Контент-анализ и
графология представляют собой научно
обоснованные и стандартизированные
формы метода анализа результатов
деятельности. Пользование этими методами
предполагает специальную подготовку
исследователя, психологическую практику
их использования.

В
педагогической деятельности используются
менее строгие формы этого метода,
основанные на качестве анализа продуктов
ученической деятельности: сочинений,
поделок, рисунков. К методам изучения
продуктов деятельности можно отнести
метод изучения педагогической документации
(отчётно-учётной, нормативной). Анализ
разных документов позволяет выявить
динамику развития личности обучающегося,
сопоставить официальные мнения, получить
объективные знания, характеризующие
реально сложившуюся практику организации
образовательного процесса.

Обычно
информация бывает очень обширной,
объёмной, так как она исходит из разных
документов. Не просто запомнить
биографические данные даже об одном
человеке, когда обследуются десятки и
сотни людей, то эта задача становится
очень сложной. Характеристики и другие
документы пишутся в произвольной форме,
что затрудняет их сопоставление, анализ
и оценку. Здесь помогает опыт, интуиция,
автоматизация обработки материала и
хранение документов с помощью ЭВМ.
Работа с документами даст возможность
овладеть профессиональной терминологией
и выбрать направления и методические
приёмы дальнейшего изучения деятельности

2)
Наблюдение за рабочим процессом.
Визуальное непосредственное наблюдение
позволяет увидеть последовательность
действий и операций, качественно –
количественную характеристику и
продолжительность наиболее сложных
элементов деятельности, уровень
загруженности работника, внешние условия
деятельности, характер взаимосвязи
специалиста. Наблюдение может быть
обширным, общим и структурированным с
выделением конкретных этапов, элементов
деятельности, открытым или инкогнито.
Оно должно проводиться по заранее
составленному плану, в котором
предусматривается объект наблюдения,
выбор способа обработки, представления
и интерпретация данных.

3) Хронометраж
деятельности (опосредованное наблюдение).
Используется для измерения времени
выполнения трудовых операций и
продолжительности отдельных этапов
деятельности, перерывов, сопутствующих
процедур и форм активности. Регистрация
временных параметров деятельности
позволяет:


определить и оценить длительность
действий и операций, частоту их
повторяемости, продолжительность пауз
и периодов отдыха, интенсивность;


напряжённость рабочего процесса,
относительную загруженность анализатора,
преобладающий вид активности, длительность
и частоту обращений к различным средствам
деятельности и их элементам. Регистрация
временных параметров проводится с
помощью секундомера и специального
бланка.

4)
Кино — фоторегистрация трудового
процесса. производится для оценки
трудовых действий — их траектории,
амплитуды, скорости, ритма, пространственных
координат движений, направления взгляда,
поворота головы и туловища при роботе
за пультом управления, длительности
фиксаций взгляда на приборах и частоты
обращаемости к элементам пульта
управления.

Фотоснимки дают
возможность запечатлеть и охарактеризовать
многие детали, зафиксировать проявление
его эмоций, воли. Средства кино позволяют
точно зафиксировать и проследить
динамику действий и изменений в его
поведении. Телевидение может дать
возможность исследователю самому как
бы присутствовать и принимать участие
в событиях, происходящих на экране.

Средства
звукозаписи способствуют анализу
содержательной и фонетической стороны
речи. Компьютеры позволяют в большей
степени ускорить обработку эмпирического
материала. Данные, полученные при помощи
технических средств, сохраняются и
могут быть повторены столько раз, сколько
потребуется исследователю. Они объективно
представляют большую научную ценность.

5)
Опрос работников. Он проводится для
получения информации о трудовой
деятельности путём письменного или
устного опроса обращения к субъекту
деятельности и другим специалистам. По
характеру взаимодействия между
исследователем и субъектом деятельности
опрос может происходить в форме интервью
(беседы ) и анкетирования. Используется
процедура сбора анамнеза субъекта.

Это сбор данных
об истории развития конкретного субъекта
деятельности о его жизненном пути и
профессиональном в том числе, особенностях,
трудностях, достижениях. Опрос может
быть самого субъекта и его родителей,
друзей сослуживцев и изучение его
характеристик.

Процедура
экспертных оценок — получение индивидуальных
коллективных заключений об уровне
подготовленности субъекта, успешности
его деятельности, о психологических
причинах ошибочных действий, достоинствах
и недостатках рабочего места, личных
качествах субъекта. Разновидностью
данной процедуры являются психологические
консилиумы — заключение психолога —
эксперта на основании мнения коллег, а
также метод независимых характеристик
субъекта или объекта деятельности,
когда психолог – эксперт привлекает в
качестве внешних экспертов психологов
— руководителей, сослуживцев.

6) Трудовой метод
изучение, анализ трудовой деятельности
экспериментатором (психологом) путём
освоения и участия в выполнении некоторых
элементов (задач) трудового процесса,
основным способом изучения деятельности
является самонаблюдение. Применение
трудового метода целесообразно при
решении задач организации или оптимизации
рабочего места, оценки структуры и
сложности рабочего процесса.

7)
Биографический метод: выяснение условий
формирования личности субъекта
(абитуриента) и специалиста, его
профессионального пути, а также причин
нарушения адаптации к трудовому процессу
и среде, которые предопределяют снижение
профессиональной пригодности.
Биографический метод как способ познания
человека основан на изучении психологии
человека в контексте его истории, через
описание его биографии. Понимание
внутреннего мира человека, развитой
душевной жизни осуществляется посредством
описания прошедших этапов жизни человека.
Биографический метод может реализоваться
в форме психологической реконструкции
всего жизненного пути исторического
деятеля, выдающейся личности.

Достоинство
метода заключается в надежности и
обоснованности выводов о психологических
особенностях человека. Вместе с тем
метод трудоемок и не может использоваться
очень широко.
Использование
биографического метода сопряжено с
применением ряда частных методик:
опросников, интервью, тестов, автобиографий,
свидетельств очевидцев (близких людей,
современников), с изучением продуктов
деятельности и т.д.

8) Анализ ошибочных
действий — систематизация ошибок в
деятельности, выяснение их причин и
последствий, анализ роли психологических
факторов в возникновении ошибок,
определение возможности их профилактики
за счёт профессиональной подготовки
или отбора специалистов.

9) Алгоритмический
анализ деятельности — формализованное
понимание последовательности трудовых
актов (операторов) и логических условий
в выполнении трудовых задач с последующей
оценкой сложности трудового процесса
по количественным характеристикам
схемы алгоритма.

Характеристики
трудового процесса, рассчитанные по
соответствующим формулам, позволяют
определить показатель стереотипности
деятельности, её логической сложности,
напряжённости. Методы профессиографического
описания трудовой деятельности, включая
приёмы оценки санитарно – гигиенических
условий среды и функционального состояния
субъекта деятельности, детально
рассмотрены в ряде работ. Для выделения
профессионально важных качеств
специалистов могут быть использованы
опросник О.Липмана, модифицированная
карта личности, разработанная К. К.
Платоновым и карта — схема Л. Н Уманского.

Метод
анализа деятельности исходит из общей
предпосылки о связи внутренних психических
процессов и внешних форм поведения и
деятельности. Изучая объективные
продукты деятельности, можно делать
выводы о психологических особенностях
её субъекта или субъектов. Для успешности
метода анализа продуктов деятельности
необходимо соблюдать требования:
установить является ли продукт результатом
типичной, а не случайной деятельности,
учитывать условия протекания деятельности,
брать во внимание анализ не единичных,
а многих продуктов деятельности (либо
аналогичных, либо разных).

Существует
множество возможностей включения
различных психических структур в процесс
обеспечения деятельности. Нельзя
исходить из поставленных задач и
достигнутого результата, делать надёжные
выводы о внутренних предпосылках
успешной деятельности. Следует осторожно
сопоставлять задачи и результаты
деятельности с психическими функциями,
учитывая возможности компенсации
функций, их индивидуальную выраженность
и изменчивость.

Основной
целью психологического анализа
деятельности для обоснования
профессиональных требований является
то, что психологическая характеристика
соответствующих профессиональных
требований должна включать информацию
не только об особенностях рабочих
операций, но и о процессах психической
регуляции деятельности при решении
конкретных рабочих задач в конкретных
условиях трудового процесса.

12.2.2. Анализ продуктов деятельности

Среди
неинвазивных (т.е. невмешивающихся в
изучаемые явления) методов диагностики
особое место занимает количественный
и качественный анализ документальных
и материальных источников, позволяющий
изучать продукты человеческой
деятельности. В круг этих источников
входят письма, автобиографии, дневники,
фотографии, записи на кинопленке,
творческие результаты в разных видах
искусства.

Для
того чтобы при изучении документов
ограничить субъективизм самого
исследователя, выявить достоверную
информацию и добиться максимальной
точности ее регистрации, был разработан
специальный метод, получивший название
«контент-анализ» (от англ. contents
— содержание и греч. analysis
~

разложение, расчленение) — метод
выявления и оценки Характеристик
информации, содержащихся в текстах и
речевых сообщениях.

В
психологической диагностике контент-анализ
чаще всего используется в качестве
дополнительного метода или процедуры
обработки данных, полученных при других
методах исследования. С его помощью
анализируют речевые сообщения испытуемого,
сопровождающие диагностическое
обследование, особенно при индивидуальной
процедуре. Контент-анализ применяется
при обработке данных, полученных с
помощью проективных методик (завершение
предложения, ТАТ, методика Роршаха),
интервью, бесед и другой речевой продукции
испытуемого. В методиках диагностики
личностных особенностей (тревожности,
нейротизма и др.) проводится контент-анализ
грамматических и стилистических
конструкций речи испытуемого: количество
«тематических» высказываний (переживания
по поводу своей речи, логофобия,
неуверенность в общении с определенными
людьми и т.д.), глаголов, логических
блоков и т. п. Считается, что такой анализ
позволяет выявить неосознаваемые
испытуемым мотивы, тенденции, переживания.

Продукты
деятельности человека не сводятся,
разумеется, исключительно к текстам,
хотя для логопеда они представляют
преимущественный интерес. Это могут
быть результаты различных видов
художественной, трудовой, учебной
деятельности. Одной из значимых и весьма
информативных характеристик человека,
проявляющихся в продуктах его деятельности,
является ее индивидуальный стиль,
который зачастую позволяет установить
автора произведения, например, музыки
или картины. Стиль деятельности ученика
важен для осуществления индивидуального
подхода к нему в процессе коррекции,
позволяющего оптимизировать этот
процесс.

Следует
еще раз подчеркнуть, что только сочетание
формализованных методов диагностики
с наблюдениями, беседами, интервью при
изучении психики обследуемого может
дать удовлетворяющий результат.

При
решении задач логопедии анализ продуктов
деятельности может выступать по крайней
мере в двух вариантах. Прежде всего в
отношении самой речи, зафиксированной
документально в виде записи акустического
сигнала на том или ином носителе
(магнитной ленте, лазерном диске) или
графической записи в виде текстов
письменной речи. К этим записям как
продуктам речевой деятельности затем
применяется контент-анализ. других
случаях предметом психологического
анализа становятся материальные продукты
той или иной деятельности ребенка. В
качестве примера анализа продуктов
деятельности могут быть рассмотрены
рисуночные проективные методики, для
которых предусмотрена порой достаточно
сложная процедура интерпретации
разнообразных деталей — формы, размера,
композиции и т.д. Наиболее доступными
для наблюдения предметами деятельности
ребенка являются его личные вещи, в том
числе одежда, [игрушки. То, как он с ними
обращается, может способствовать
пониманию его психического состояния
и соответственно постановке психологического
диагноза. Например, однообразие действий,
наличие персевераций, отсутствие
потребности в общении могут свидетельствовать
о его аутизации и стать основанием для
дальнейшего, более направленного
углубленного обследования.

Анализ продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности — Метод широко распространен в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности.

Анализ продуктов деятельности — это еще один способ получения информации в психодиагностике. Это количественно — качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п. ). Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название «контент — анализ» (буквально «анализ содержания»)

Впервые он начал применяться начиная с 20 — х гг. нашего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления Так, например, в 20 — е гг русский исследователь Н А Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола Или другой пример В 80 — х гг Н Н Лепехиным и Ч А Шакеевой проводился контент — анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах Анализ выявил количественное преобладание и более жестокий характер подобных эпизодов в западных фильмах Таким образом, основная процедура контент — анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц — смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т е выделить смысловые единицы Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей Так как контент — анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т п ), его следует применять только тогда», когда есть достаточное количество материала для анализа В контент — анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу) Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация Особенно широко это используется в США — там разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа

В психологической диагностике контент — анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре Конкретно контент — анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, тест Роршаха, Завершение предложения), интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого, открытых вопросов анкет и т п Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротицизма и др. ) проводится контент — анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого — количество «тематических» высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д. ), глаголов, логических блоков и т. п Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого В последнее время в западной психологической литературе появился термин «тесты учителя». Под ним подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений, а целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной диагностики

Особо выделяется умение проводить систематические наблюдения, имеющие своей целью изучение индивидуально — психологических особенностей учеников, их поведения По основательности разработки тесты учителя далеко отстают от того, что достигнуто в формализованной диагностике Однако само упоминание о них в психодиагностической литературе, вероятно, следует рассматривать как одно из проявлений неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой чертой психологического диагностирования Только сочетание формализованных методик диагностики с наблюдениями, беседами и другими формами изучения обследуемого может дать удовлетворяющий результат.

Продукт — деятельность — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Продукт — деятельность

Cтраница 1

Продукт деятельности, предложенный на рынке для продажи по определенной цене и по этой цене пользующийся спросом как удовлетворяющий потребности.
 [1]

Продукт деятельности, по поводу которого осуществляется сделка купли-продажи.
 [2]

Продуктом деятельности называются товары и услуги, производимые командой процесса и предоставляемые потребителям.
 [3]

Продуктом деятельности СВБ является сероводород, вызывающий разрушение внутренней поверхности металлических сооружений.
 [4]

Продуктом деятельности процесса является производство узлов ходовой части серийной модели автомобиля.
 [5]

Продуктом деятельности банка являются прежде всего формирование платежных средств ( денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительства, консультаций, управления имуществом и т.п. Различают услуги пассивного и активного характера.
 [6]

Продуктом деятельности СВБ является сероводород, вызывающий разрушение внутренней поверхности металлических сооружений.
 [7]

Продуктом деятельности указанного процесса является предоставление услуг по координации и управлению подразделениями компании в рамках общекорпоративных интересов, в том числе осуществление бюджетирования, стратегического планирования и контроля. Иначе говоря, указанная услуга обычно именуется как доверительное управление.
 [8]

Однако продукт деятельности, как и любая другая реально существующая вещь или ситуация, многоаспектен; субъекта привлекают в нем лишь некоторые стороны, ради которых он и стремится его получить. Нам представляется, что желаемые свойства продукта суть то, что отражает леонтьевское понятие мотива деятельности [ 74, с. Как и в сдучае цели, оно имеет два коррелята, относящиеся непосредственно к субъекту деятельности. Один из них — знание субъекта о том, что некий объект может иметь такие необходимые ему свойства, и одновременно о возможности их реализации, что при наличии актуальной потребности придает этому знанию силу, побуждающую субъекта к соответствующей деятельности.
 [9]

Разнообразие продуктов деятельности поликетидсинтетаз, функционирующих по принципу все или ничего, значительно расширяется за счет их дальнейших превращений. Эти превращения включают реакцию образования простых производных, например О-метилирование фенолов, декарбоксилирование [27], например Декарбоксилирование 6-метилсалициловой кислоты до ж-крезола ( см. разд.
 [10]

Товар — продукт деятельности ( включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена.
 [11]

Итак, продукт деятельности дифференцируется на основной и побочный. Основной продукт есть превращенная форма предмета деятельности; из данного понятия, в свою очередь, могут быть выделены понятия запланированного ( желаемого) и неудавшегося продукта. Побочные продукты различаются в своем происхождении отнесенностью к тому или иному структурному моменту деятельности.
 [12]

Транспорт — объективный продукт деятельности людей — относится к сферам повышенной опасности. Деятельность человека связана с его воздействием на географию природного ландшафта, взаимодействием с природными силами и явлениями. Их необходимо и нужно использовать, но иногда невозможно предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
 [13]

Стоимость реализации продуктов деятельности каждого объекта соответствует сумме получаемых поставщиком доходов, а прибыль формируется как разница суммы стоимости производимых и потребляемых продуктов.
 [14]

Страницы:  

   1

   2

   3

   4




Метод анализа продуктов деятельности человека

Принимая участие в той или иной деятельности, человек проявляет свою осведомленность по каким-либо вопросам, проявляет свою внимательность, наблюдательность, определенные черты своего характера.

Для учащихся, например, продуктами деятельности являются какие-то письменные работы, поделки, рисунки, модели, фотографии и др.

Если работы, выполненные учеником в разное время и на разных этапах обучения, сопоставить, то можно проследить его развитие, способность совершенствовать умения и навыки.

Анализ продуктов деятельности человека достаточно широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Осуществляться анализ продуктов деятельности может и в процессе их создания. В ходе наблюдения за этим процессом обнаруживается не только его качество, обнаруживается также динамика, темп работы, отношение к заданию. Подобные наблюдения способствуют не только глубокому, но и всестороннему изучению умственных, эмоциональных, волевых качеств и свойств личности.

Для клинических психологов метод предоставляет очень важный материал при определенных заболеваниях – депрессивные психозы, шизофрения и др.

Разновидности метода

Наиболее распространенным продуктом деятельности человека является текст. Его можно понимать как упорядоченную систему знаков для кого-то и с какой-то целью созданную. В настоящее время варианты текстов понимаются как фиксированная информация – печатная, рукописная.

Науки, изучающие документы для их анализа используют свои методы. Одним из таких методов является контент-анализ. Этот метод, как и сам термин, возник в практике американских журналистов. Сначала его применяли к исследованию специфических материалов, которыми были материалы прессы. Позднее американский социолог Г. Лассуэл исследовал метод и применил его для анализа пропаганды.

Назначение метода заключается в том, чтобы исследователь мог осмыслить текст, передаваемый в процессе коммуникации.

Контент-анализ

Это наиболее разработанный и строгий метод анализа документов. Метод психологического изучения текстов, по содержанию которых можно судить о психологии авторов текстов или тех людей, о которых в них говорится.

Выделение в тексте ключевых понятий или иных смысловых единиц с дальнейшим подсчетом частоты их употребления, является сутью метода. Техника контент-анализа сводится к нескольким действиям:

  • Выделение единиц анализа. При поиске единицы анализа возможны два варианта решения проблемы – за единицу анализа считать символ, либо какой-то объект, о котором есть высказывания в тексте. Этот объект может быть описан при помощи одного слова или при помощи сочетания нескольких слов, т.е. при помощи суждений. Это горит о том, что выделение единицы анализа дело достаточно непростое.
  • Поиск их индикаторов в тексте. Поиск единиц контент-анализа с чисто технической точки зрения, требует отыскания в тексте индикатора выбранных единиц. Это требует от исследователя правильно знать границы возможного применения контент-анализа и не допускать его абсолютизации. Надо действовать конвенционально и руководствоваться своим мнением. И только после выполнения этой операции можно приступить к выполнению следующего этапа;
  • Статистическая обработка. Она заключается в подсчете частоты употребления понятия (при условии учета выделенных индикаторов) или установлении пропорций между различными группами индикаторов. По соотношению частот можно сделать психологические выводы. При анализе текста стандартными единицами в контент-анализе являются:
  1. Слово, термин, символ;
  2. Законченная мысль или суждение;
  3. Тема;
  4. Персонаж;
  5. Автор;
  6. Целостное сообщение.

Метод контент-анализа может использоваться в качестве основного, параллельного и вспомогательного метода.

Особо следует подчеркнуть, что для психолога в равной степени может быть важно то, что вошло в содержание текста и то, что оказалось за его пределами. Важной задачей контент-анализа является установление идентичности содержания, вкладываемого разными авторами в один и тот же термин.

Условия, необходимые при организации анализа продуктов деятельности

Специалисты выделяют целый ряд условий и их обязательное соблюдение при организации анализа продуктов деятельности:

  • Четкая формулировка цели исследования. Например, изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам, которые проявляются в их рисунках;
  • Выбор испытуемых в соответствии с целью исследования. При этом важно помнить, что от возраста ребенка зависит овладение техническими умениями в той или иной деятельности. В связи с этим отбирают детей, владеющих навыками рисования или конструирования по образцу;
  • Создание одинаковых условий для всех детей изучаемой группы. Это значит, что должны быть подобраны одинаковые материалы для выполнения работы. Например, краски, ножницы, мелки, карандаши, бумага, клей, конструктор;
  • Как и в эксперименте, создание и поддержание естественных условий:
  1. Выбор помещения;
  2. Время проведения;
  3. Создание мотивации на получение продукта;
  4. Самостоятельная работа каждого ребенка при групповом исследовании;
  5. Нельзя вмешиваться в процесс создания продукта, чтобы не повлиять на него;
  • Разработка способов фиксации процесса создания продукта, действий, речи, эмоциональной реакции ребенка;
  • Разработать и заучить наизусть в случае необходимости вопросы к ребенку с целью беседы о полученном продукте. Например, как сам ребенок оценивает свой, скажем рисунок, и почему так оценивает. В этом случае анализ продуктов деятельности сочетается с беседой и поэтому важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку;
  • Разработка критериев оценки полученного продукта в соответствии с поставленной целью исследования.
  • Достоинства и недостатки анализа продуктов деятельности

    • За короткое время собирается достаточно большой фактический материал не только у одного ребенка, но и группы детей;
    • Возможность получать качественные и количественные характеристики особенности психики детей метода:
    1. Регуляция рисовальных движений руки;
    2. Скорость удара;
    3. Скорость изображения формы;
    4. Точность размаха движений;
    5. Точность направления при рисовании линий и др.
  • Возможность многократного повторения;
  • Сохранение естественности, что означает – ребенок не знает, что с ним проводится исследование.
  • К недостаткам метода относится:

    • Применение возможно только тогда, когда ребенок уже овладел определенным видом деятельности;
    • Обработка полученных данных трудна. Это связано с необходимостью наличия специально разработанных схем анализа. Умение исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта.

    АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — это… Что такое АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

    

    АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется. В отечественной психологической литературе приняты термины А. п. д., или праксиметрический метод, в американской научной литературе вместо них используется термин «архивный метод» (В.Н. Дружинин). По целям и конкретным приемам реализации различают следующие реализации данного метода. Биографический метод, с помощью которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Близким к нему является метод психологического анамнеза. К разновидностям метода А. п. д. относится также контент-анализ, который представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. В инженерно-психологических исследованиях контент-анализ предполагает изучение разного рода документов, регламентирующих и определяющих деятельность оператора. Эти документы можно разбить на три группы. Первая группа характеризует содержание и организацию трудовой деятельности, устройство и принцип работы системы, особенности рабочей среды.


    Сюда относится прежде всего эксплуатационная документация и нормативные документы, регламентирующие деятельность оператора. Вторая группа отражает результаты деятельности. Она включает журналы и ведомости учета выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно-экономические отчетные документы и т. п. Третья группа включает документы, характеризующие индивидуальные особенности операторов. Сюда относятся служебные и медицинские характеристики, представления для назначения на должность, отчеты о деятельности специалиста и т. п. чение всех этих документов позволяет составить общее представление о задачах оператора, степени их сложности, условиях деятельности, режимах работы, некоторых индивидуальных особенностях конкретных специалистов. Все это затем может быть положено в основу для более детального психологического анализа как данного вида деятельности в целом, так и деятельности конкретных лиц. Близкими к методу А. п. д. являются проективные методики исследования личности, которые занимают промежуточное положение между психологическим измерением (тестированием) и А. п. д. С первым их роднит то, что процедура применения проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста: испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание. Однако, в отличие от традиционных тестов, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых. Применение проективных методик направлено не столько на измерение той или иной психической функции, сколько на измерение модуса личности в ее отношениях с социальной средой (В.Н. Дружинин).

    Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
    2013.

    • Анализ продуктов детской деятельности
    • анализ результатов деятельности

    Смотреть что такое «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в других словарях:

    • Анализ ПРОДУКТОВ деятельности — метод непосредственного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельности …   Исследовательская деятельность. Словарь

    • Анализ продуктов деятельности — метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и духовных ценностей продуктов его деятельности …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    • Анализ продуктов деятельности — …   Википедия

    • Анализ продуктов детской деятельности — способ исследования детского развития, основанный на изучении результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, поделок и т.п. А. п. д. д. применяется как в массовых исследованиях для определения общих закономерностей психического развития,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Анализ воды — Анализ воды  метод исследования свойств и качеств воды. Применяется для определения количества различных веществ в составе воды, находящейся в контакте с человеком в промышленных и бытовых целях, либо в научных. Содержание 1 Типы воды для… …   Википедия

    • анализ — 3.8.7 анализ (review): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности (3.2.14) рассматриваемого объекта для достижения установленных целей. Примечание Анализ может также включать определение… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • АНАЛИЗ ДИСКУРСА (дискурс-анализ) — совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретных общественно политических обстоятельствах и культурно исторических условиях. Тематическую,… …   Социология: Энциклопедия

    • СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ — функциональный подход, функционализм один из наиболее развитых и детально (от метатеории до эмпирических исследований) разработанных подходов в социогуманитарном знании 20 в., задающий принципы исследования социокультурных явлений и процессов (на …   Социология: Энциклопедия

    • КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — (от англ. content содержание) исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах соц. действительности (в частности, источника текста сообщения). Первое упоминание о применении специальной… …   Российская социологическая энциклопедия

    • Портфолио — анализ — анализ распределения деятельности предприятия по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *