Прогресс науки: Наука и Прогресс (@naukaiprogress) on Twitter – Наука и Прогресс

Наука, прогресс. Насколько всё это влияет на качество человека?

Разумный человек приспособляется к миру; неразумный пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс всегда зависит от неразумных.

Бернард Шоу

Наука и прогресс

То что наука способствует изменению нашей жизни, вносит в неё самые разные усовершенствования и дополнения, никто спорить не будет, и ей за это большое спасибо.

Но, как и в любом другом деле, не бывает моментов без отрицательной стороны, так и в науке есть стороны, которые далеки от созидания и природной целесообразности. Вот про них мы и поговорим в этом материале.

Начнём мы с любимого всеми слова — ПРОГРЕСС. Это понятие сегодня принято считать максимально положительным. Всё то, что способствует развитию этого самого прогресса считается хорошим, а что мешает, считается неправильным. Все согласны, ура!

Само значение этого слова произошло от латинского progressus, что означает движение вперёд, от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному.


И, на первый взгляд, технический прогресс полностью отвечает этому определению. Идёт постоянное улучшение технической оснащенности нашей жизни. Если сравнить с возможностями прошлого века, то, налицо громадное движение вперёд. Жить стало лучше, жить стало веселее. Телевизор, телефон, компьютер, автомобили и самолёты полностью изменили нашу повседневную жизнь, добавили новые, ранее даже не известные, возможности.

Если смотреть с этой стороны — то всё замечательно. Женщины стали меньше тратить время на ведение хозяйства, продукты в магазинах — любые, добраться до любой точки земного шара — дело одного дня, поговорить можно хоть с Антарктидой, и так далее. Прогресс налицо.

Но, что интересно, технический прогресс касается улучшения именно техники, и, всего, что находится вокруг него, обеспечивая необходимыми компонентами. А как, во всём этом движении к лучшему чувствует себя сам человек? Можно ли увидеть такое же 

увеличение качеств человека?

А вот тут, как раз, ситуация обратная. Качества человека с техническим прогрессом не только не возрастают, а, наоборот, можно легко увидеть, насколько современный человек слабее и немощнее физически и нравственно. Сколько появилось, ранее не известных заболеваний и недугов? Сколько вы увидите в современном обществе, по настоящему здоровых людей? Единицы, это уже стало скорее исключением из общего правила.

Плоды технического прогресса подменили жизненные ориентиры человека. Новинки техники стали той целью, ради достижения которой многие люди готовы жертвовать очень многим, и жизнью и совестью, и здоровьем. Владение этими новинками превратилось в критерий успешности человека.

Как только человек приобретает очередную новинку, он, через весьма короткое время, начинает страстно желать и стремиться к обладанию ещё более новой моделью, чаще всего, ещё более дорогой, и, не факт, что это новинка лучше. Она просто более новая. Итак до беЗконечности.


Вот такие, на сегодняшний день, можно наблюдать особенности, так всеми горячо любимого, технического прогресса.

Сразу хочу сказать, что я, ни в коем случае, не против всех этих технических достижений. Сам, с удовольствием применяю в своих делах то, что на самом деле даёт новые возможности и улучшает качество жизни. Тот же Интернет, компьютер, хороший, надёжный автомобиль, мобильный телефон, всё это существенно помогает в повседневной жизни, позволяет решать много интересных задач намного легче, удобнее, быстрее.

Я, ни в коем случае, не призываю никого бросать всё и подаваться в лес, в натуральную жизнь. Это другая крайность, истина, как всегда, посередине.

Я, в первую очередь, предлагаю посмотреть на происходящее с иной стороны, увидеть, не только положительные стороны, но и другие грани происходящего. Это может помочь правильно соотносить свои процессы с теми тенденциями, которые есть в современном мире.

Смотрите, что получается. Мы можем легко провести аналогию между техническими достижениями, и теми возможностями, которые заложены в человеке.

Самолёт — это левитация
автомобиль — это телепортация
телефон, телевизор — передача мыслей на расстояние, телепатия
компьютер — увеличение скорости мысли, умение быстро обрабатывать огромный объём информации.

Почему то, в определённый момент был сделан выбор в сторону того, чтобы вкладывать средства в развитие технических устройств, а не в развитие умений самого человека?

Попробуйте себе представить, что все те средства, которые вложены на развитие промышленности были бы перенаправлены в сторону развития способностей человека. Мы бы уже могли и левитировать, и мысли читать, и так далее.

Но этого не было сделано, скорее всего, по причине того, что людьми с такими умениями было бы очень сложно управлять. Значительно выгоднее изготовить большое количество приборов, которые заменяют умения человека, делая за него необходимые действия.


Зачем развивать левитацию, давайте самолёт построим, пусть народ деньги за полёты платит, пусть нефть добывают, пусть металл льют. Сколько человек при деле, и на каждом из них можно заработать.

Поэтому, в своё время и прекратили разработку электромобилей и других двигателей с более высоким КПД. Быстренько сориентировались, что с помощью нефти можно управлять странами и очень хорошо зарабатывать.

Те же телевизоры. Уже в конце восьмидесятых была технология изготовления мониторов не толще листа ватмана, дешевых и эффективных. Но лишь сегодня, спустя двадцать лет, об этом постепенно начинают говорить. А всё это время, с серьёзным выражением лица, предлагали покупать кинескопы, затем панели и так далее.

Техническим прогрессом управляют те люди, чьи интересы, в первую очередь, направлены на получение дохода, влияния и власти. Они никогда не будут думать о том, чтобы сделать что-то на благо человека. В первую очередь они вынуждены думать об 

интересах системы, частью которой они являются. Если они это делать не будут, система их просто выкинет за ненадобностью. Поэтому и будут постепенно выдавать всё новые и новые продукты, которые, в первую очередь, приносят быструю прибыль, заставляя человека покупать всё больше и больше.

А объяснений таким действиям всегда будет предложено множество. И не возможность перестройки предприятий, и недостаток технологий, и так далее. Всё это лишь для одной задачи — получить прибыль, власть и контроль над людьми.

И этими же людьми создана стройная система, так называемых, научных институтов. Деятельность которых направлена не на развитие качеств человека, а на создание костылей, которые бы человек, как послушная овечка, покупал на протяжении всей своей жизни.

Об этом мы более подробно поговорим дальше.

P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:



Подписка на обновления сайта Учимся жить правильно

Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter

Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ:

Понравилась статья? Поделитесь со своими друзьями в соцсетях:

Похожие статьи

Прежде чем высказать своё мнение, подумайте, будет ли ваше действие полезно другим.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
comments powered by

Технический прогресс и общество | Статья в журнале «Молодой ученый»



Современную цивилизацию не без оснований называют техногенной. Масштабы технической деятельности, возможностей техники несопоставимы ни с чем в истории человечества. Информационные технологии плотно вошли в нашу повседневную жизнь, трансформируя социальное пространство и время. Возникают и развиваются новые научные дисциплины, такие как биоинженерия, нано-технологии, материаловедение, широко применяются системы искусственного интеллекта и т. д. Но с другой стороны, глобальные проблемы всё больше заявляют о себе: это и тревожная экологическая ситуация в мире, невозобновляемые источники природных ресурсов исчерпываются, углубляется биологическая деградация человека, всё больше становится эпидемий новых заболеваний и вирусов, и возникают мутации уже известных вирусов. Уже общим местом стало представление о том, что технологии, вошедшие в нашу жизнь, приносят не только пользу, но и вред, создавая необратимые негативные последствия для цивилизации.

Взаимозависимое развитие науки и техники обусловило возникновение в XX в. новой социальной закономерности — научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс — это единый процесс, взаимовлияющее развитие науки и техники. Он является важнейшим фактором, определяющим развитие общества. На сегодняшний день роль техники и технологий в материальном производстве неуклонно растет. Достижения НТП направлены на удовлетворение разнообразных потребностей людей. Научно-технический прогресс также обеспечивает функционирование практически всех сфер жизни современного общества.


Исторически люди относились к технике неоднозначно. Можно выделить следующие основные позиции. Первая — нейтральная. Существует взгляд, значительно преувеличивающий роль и значение техники. Он выражается в том, что наука и техника являются чуть ли не единственным фактором общественного прогресса. Теории, абсолютизирующие роль науки и техники в развитии общества, получили название технократических (термин «технократия» происходит от греческого techne — искусство, ремесло, мастерство и kratos — власть, господство). Они составляют целое направление не только в философии техники, но и в социальной философии, и получили название технологического детерминизма.

Идея «технократического общества» впервые были высказана в 20 годы ХХ века в трудах американского социолога Т. Веблена [1]. Смысл этой идеи состоял в том, что руководящую и определяющую роль в функционировании общества «всеобщего благоденствия» играют технические специалисты — «технократы», которые способны рационально управлять им. К теоретическим построениям подобного рода можно отнести, например, теории: постиндустриального общества (Д. Белл), сверхиндустриального общества (Э. Тоффлер). Эти концепции интерпретируют научно-технический прогресс как самодовлеющий фактор, действующий абсолютно независимо от других социальных обстоятельств.

Так, например, Д. Белл считает, что становление «постиндустриального общества» может быть охарактеризовано тем, что существенно улучшается качество жизни за счет резкого повышения производительности автоматизированного производства, интенсивно развивается интеллектуальная сфера, уменьшается рождаемость и фактически прекращается рост народонаселения, растет класс носителей знаний, женщины получают надежную экономическую основу, чтобы стать независимыми. В таком обществе возникает приоритет знания в области высоких технологий и услуг. Это и позволяет достигнуть нового уровня и качества жизни. [2]


Ступень развития общества, которая следует за индустриальной стадией, Э. Тоффлер называет «сверхиндустриальным» обществом. Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Э. Тоффлер анализирует особенности будущего мира, экономической особенностью которого, по его мнению, могут стать электроника и компьютеры, космическое производство, использование океанских глубин и биоиндустрия. Технической основой станет полная автоматизация производства, которая приведет к повышению уровня потребления и расширению сферы услуг. [3]

Существует и противоположная точка зрения в оценке техники и ее роли в развитии общества. Она выражает пессимистическую оценку роли техники в обществе. Сторонники данной точки зрения указывают на то, что техника все более становится несоразмерной с самим человеком. Люди постепенно теряют над ней контроль.

Это приводит к возникновению глобальных проблем современности. Наука в этом вопросе играет первостепенную роль, т. к. именно учёные разрабатывают теоретические основы подобного знания и технологий. Однако, некоторые ученые, осознав всю опасность своих изобретений, прекращали свои исследования. Так поступил, например, физик А. Д. Сахаров, отец водородной бомбы, когда понял, насколько опасно его детище.

Также глобальной проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Деятельность человека постоянно влияет на изменения в динамике биосферы, а на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческого вмешательства таковы, что начинают разрушать биосферу как целостную экосистему.


Такого взгляда придерживается сообщество под названием «Римский клуб». Их взгляды сводятся к следующему: в недалеком будущем технические изобретения приведут человечество к катастрофе, которая погубит всю цивилизацию и самого человека. Ученые «Римского клуба» масштабно осмыслили проблему последствий НТП. На рубеже ХХI века человечество оказалось перед необходимостью решения проблем мирового порядка: глобального загрязнения окружающей среды отходами промышленного производства; исчерпания невозобновляемых природных ресурсов; экспоненциального роста численности населения планеты; опасности термоядерной катастрофы и т. д. Эти проблемы заставляет задуматься о целях и перспективах технического развития современной цивилизации.

В работе, написанной под руководством Д. Медоуза, «Пределы роста» показано, что человечество уверенно идет навстречу глобальной катастрофе, которую можно предотвратить, только приняв соответствующие меры, направленные, прежде всего, на ограничение технического воздействия на биосферу и регулирование роста промышленного производства. Все традиционные представления о тенденциях мирового развития, стабильности и благоденствии, целях и перспективах человеческого существования, способствуют приближению гибели человечества. Экономический рост не может продолжаться до бесконечности. Настало время, когда общество должно отказаться от количества в пользу качества. [4] Это означает, что необходимо пересмотреть приоритеты и основные критерии социального прогресса, а значит, переосмыслить роль и место техники развитии социума.

Продолжением поиска новых ценностных ориентаций в отношении роли и значения техники для обеспечения перспектив человечества стала концепция «устойчивого развития». В ней обосновывается мысль о том, что в настоящее время важнейшим приоритетом социального прогресса должен стать человек, сохраняющий природу и качество окружающей среды. Основной целью этой концепции является создание базовых условий для согласованного и взаимоподдерживающего развития социума (техносферы) и природного окружения (биосферы). Это позволит создать условия для более полного и всестороннего удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Проанализировав разные точки зрения, мы пришли к выводу, что достижения научно-технического прогресса влияют отрицательно на экологическое состояние нашей планеты. Что касается природных ресурсов и невозобновляемых источников энергии, таких как нефть, газ, уголь и т. п., ситуация также неблагоприятная, люди настолько активно потребляют ресурсы Земли, что планета уже не в силах полностью восстановить свои запасы. Так, Джеймс Лавлок утверждает, что человечество уже прошло через точку невозврата, и что резервов будущим поколениям уже не хватит. [5] Однако и без дальнейшего прогресса, существование человечества невозможно, потому как нельзя запретить людям думать, мыслить, развиваться. Люди всегда будут стремиться создавать нечто новое.

Несомненно, множество людей знает о важности стоящих перед человечеством проблем. Но далеко не всегда это знание воспринимается в качестве руководства к действию. У этого парадокса есть несколько источников. Во-первых, до сих пор многие придерживаются старой позиции, свойственной обществу прежнего типа, образно выраженной русской поговоркой «моя хата с краю…». Пока техногенные катастрофы обходят стороной, касаясь других, они кажутся чем-то абстрактным, чем-то, что может и не затронуть, если повезет. Это порождает недопустимую для эпохи глобализации безответственность. Растущие масштабы разрушений и жертв, расходящиеся из эпицентра катастрофы кругами взаимосвязанных процессов, исключают иные способы разрешения этих ситуаций, кроме как глобальные усилия всех стран и всех сообществ. Невозможно, например, бороться с выбросами в атмосферу промышленных отходов, пока есть страны, в числе которых и Россия, которые отказываются присоединиться к Киотскому протоколу.

Другой разновидностью того, о чем было сказано, является снижение ощущения опасности катастроф в связи с привычностью жизни в обществе риска. Как утверждает К. В. Храмова, общество в массе своей еще не до конца сформировало самосознание, соответствующее новым обстоятельствам. [6] К тому же, действительно, чувство опасности притупляется, когда ежедневно приходится сталкиваться с рискогенными факторами. Они уже перестают восприниматься как отклонение от нормы, поскольку сами становятся нормой, что и препятствует адекватной оценке далеко идущих последствий.

Еще одной причиной парадоксального равнодушия к таким последствиям можно назвать доминирование в западной техногенной культуре креативности экстенсивного типа, для которого свойственны стремление к «расширению… влияния на эмпирическую реальность путем ее анализа, выявления законов взаимодействия и создания новых вещей», а также «редуцированный онтологический и этический компоненты». [7, с. 49–50] Бурный научно-технический рост сформировал дисгармоничное общество, стремящееся к достижениям практически любой ценой, ставящее во главу угла целеполагающую деятельность и антропоцентризм. Этот тип креативности вытесняет креативность интенсивного типа, которая направлена на духовное совершенствование человека и освоение экзистенциального пространства личности. [7, с. 49]

Наконец, серьезным препятствием для разрешения глобальных вопросов является усиливающееся противостояние фундаментализма в широком смысле этого слова, подразумевающего стремление любой ценой сохранить прежний образ жизни, невзирая на изменения в мире, и сообщества, пытающегося искать выход из сложившегося кризиса путем формирования нового отношения между человеком и средой его обитания, опирающегося на идеи глубокой экологии, одним из разработчиков которой можно назвать Ф. Капру [8].

В связи с этим становится понятно, что само по себе обращение к техническим способам борьбы с негативными последствиями техногенности, разработки в области альтернативных источников энергии, экологическая составляющая новых технологий и т. п., что предлагается идеологами неотехнократии, будут малоэффективны без отказа от антропоцентричного отношения к природе, без формирования нового типа личности, чьим основанием является творчество, но направленное, не вне, а внутрь человека [9]. Только в этом случае у человечества есть шансы на сохранение и развитие.

Литература:

  1. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 368 с.
  2. Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: Academia, 2004. 788 стр.
  3. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 557 с.
  4. Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. М.: Академкнига, 2007. 342 с.
  5. Lovelock James. The Revenge of Gaia: Why the Earth Is Fighting Back — and How We Can Still Save Humanity. Santa Barbara (California): Allen Lane, 2006.
  6. Храмова К. В. Самосознание личности в обществе риска / Монография. Уфа: Изд-во БГМУ, 2013. 268 с.
  7. Столетов А. И. Сущность креативности и ее типы // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 4 (17). С. 43–52.
  8. Капра Ф. Скрытые связи / Пер. с англ. М.: ООО Издательский дом «София», 2004. 336 с.
  9. Столетов А. И. Творчество как основание личности: Монография. Уфа: Изд-во БашГАУ, 2005. 228 с.

Основные термины (генерируются автоматически): научно-технический прогресс, развитие общества, развитие социума, качество жизни, значение техники, глобальная проблема современности, социальный прогресс, современная цивилизация, промышленное производство, окружающая среда.

Наука и технический прогресс — Википедия

АвторНазваниеГод издания
Авен О. И.Что же такое АСУ? Автоматизация административного управления1982, 1985
Адасинский С. А.Городской транспорт будущего1979
Адельсон-Вельский Г. М., Арлазаров В. Л., Битман А. Р., Донской М. В.Машина играет в шахматы1984
Аксенов И. Я.Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы1986
Альтшуллер Г. С.Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач1986
Альтшуллер Г. С.Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач1991
Амелин А. Г., Яшке Е. В., Калганов В. А.Туманы служат человеку1985
Арикайнен А. И.Транспортная артерия Советской Арктики1985
Ахметов С. Ф.Грани граната1990
Ахметов С. Ф.Искусственные кристаллы граната1982
Барашков Н. Н.Полимерные композиты. получение, свойства, применение1985
Баум Б. А.Металлические жидкости — проблемы и гипотезы1980
Белый Ю. А.Считающая микроэлектроника1983
Бельсон Я. М.Интерпол в борьбе с уголовной преступностью1989
Берковский Б. М., Кузьминов В. А.Возобновляемые источники энергии на службе человека1987
Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г.Невосполнимый ресурс: О факторе времени в науке и технике1986
Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г.Нововведения и мы1990
Бинкин Б. А., Черняк В. И.Эффективность управления: наука и практика1983
Блюменау Д. И.Информация и информационный сервис1990
Богатов Г. Б.Цветное телевидение1978
Большой А. А., Мещеряков И. В., Сильверстов С. Д., Цепелев А. В.Космос — Земле1981
Бочков А. Ф., Смит В. А.Органический синтез: Цели, методы, тактика, стратегия1987
Бочков А. Ф., Афанасьев В. А., Заиков Г. Е.Углеводы1980
Брук М. С.Подвалы биосферы1987
Вегер Л. Л.Экономика научных исследований1981
Вершинский Н. В.Энергия океана1986
Виленкин Н. Я.В поисках бесконечности1983
Владимиров Ю. С.Пространство — время: явные и скрытые размерности1989
Владимиров Ю. С., Мицкевич Н. В., Хорски Я.Пространство, время, гравитация1985
Войтов В. И.Океанские дороги человечества1994
Волькенштейн М. В.Физика и биология1980
Гегузин Я. Е.Почему и как исчезает пустота1983
Гейман Л. М.Взрыв: история, практика, перспективы1978
Гик Л. Д.Акустическая голография1982
Гильдерман Ю. И.Закон и случай1992
Гончаревич И. Ф.Вибрация — нестандартный путь: Вибрация в природе и технике1986
Грилихес В. А.Солнечные космические энергостанции1987
Губкин А. Н.Электреты: электретный эффект в твёрдых диэлектриках1979
Гулиа Н. В.Инерция1982
Гулиа Н. В.Накопители энергии1980
Гуревич Ю. Я.Твёрдые электролиты1986
Давидов П. Д., Марченко А. Л.Бейсик для начинающих1994
Давыдов Г. Б.Информация и сети связи1984
Давыдова Л. Г., Буряк А. А.Энергетика: пути развития и перспективы1981
Ефимов А. Н.Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые1985
Жданов В. П.Скорость химической реакции1986
Жевандров Н. Д.Применение поляризованного света1978
Желудев И. С.Физика кристаллов и симметрия1987
Желудев И. С.Электрические кристаллы1979
Зимон А. Д.Мир частиц: Коллоидная химия для всех1988
Зимон А. Д.Что такое адгезия1983
Зубков Л. Б.Космический металл: Всё о титане1987
Зубков Л. Б.Металл златоцветного камня1989
Истошин С. Ю.Морской горный промысел1981
Ицкович Э. Л.ЭВМ в системе управления предприятием1981
Коган В. З.Маршрут в страну информологию1986
Копылов В. В.Штурм теплового барьера1978, 1983
Крупенио Н. Н.Радиофизические исследования планет1978
Кузнецов Б. Г.Этюды о меганауке1983
Куликов К. А.Астрономия и народное хозяйство1982
Ларичев О. И.Наука и искусство принятия решений1979
Лебедев В. И.Профессия века: Психологические аспекты труда операторов1978
Леонтьев Н. Ф.Тематическая картография1981
Либерман Е. А.Живая клетка1983
Лук А. Н.Психология творчества1978
Мамиконов А. Г.Принятие решений и информация1983
Мелуа А. И.Старт космической технологии1990
Мельников Л. Н.Программы, алгоритмы, конструкции1981
Неймарк А. М.Роботы на службе человека1982
Нефёдов Е. И.Радиоэлектроника наших дней1986
Опаловский А. А.Планета Земля глазами химика1990
Перельман А. И.Изучая геохимию…: (О методологии науки)1987
Петросьянц А. М.Ядерная энергетика1982
Петросян Л. А., Томский Г. В.Через игры — к творчеству. Интеллектуальные игры преследования1991
Петрянов-Соколов И. В., Сутугин А. Г.Аэрозоли1990
Полетавкин П.Г.Космическая энергетика1981
Попов Е. П., Ющенко А. С.Роботы и человек1984
Потёмкин В. К., Симанов А. Л.Пространство в структуре мира1990
Прудковский Б. А.Зачем металлургу математические модели?1989
Резанов И. А.Сверхглубокое бурение1982
Ризкин И. Х.Машинный анализ и проектирование технических систем1986
Розенталь И. Л.Механика как геометрия1990
Садовский В. Д., Маханек Г. В.Сталь1990
Самойленко С. И.Сети ЭВМ1986
Силин А. А.Трение и его роль в развитии техники1983
Слуцкин А. А.Микрофильмирование1990
Смирнов Г. Д.Управление космическими аппаратами1979
Соболев Е. В.Твёрже алмаза (очерки)1984, 1989
Спиваковский А. О.Транспорт в горном деле1986
Суворов А. Л.Дефекты в металлах1985
Суворов А. Л.Микроскопия в науке и технике1981
Суханов А. П.Информация и прогресс1988
Сущинский М. М.Вынужденное рассеяние света1985
Сыркин В. Г.Материалы будущего: О нитевидных кристаллах металлов1990
Сыркин В. Г., Бабин В. Н.Газ выращивает металлы1987
Тимофеев Ю. П., Фридман С. А., Фок М. В.Преобразование света1985
Трапезников В. А.Управление и научно-технический прогресс1983
Трахтенгерц Э. А.Как работают операционные системы1979
Углов А. А., Селищев С. В.Автоколебательные процессы при воздействии концентрированных потоков энергии1987
Уголев А. М.Естественные технологии биологических систем1987
Уголев А. М.Теория адекватного питания и трофология1992
Финкельштейн Д. Н.Инертные газы1979
Фрадков А. Б.Что такое криогеника1991
Фролов К. В.Вибрация — друг или враг?1984
Фролова Г. В.Педагогические возможности ЭВМ: Опыт. Проблемы. Перспективы1988
Цетлин В. М.Аэрозоли в быту1979
Чибисов К. В., Шеберстов В. И., Слуцкин А. А.Фотография в прошлом, настоящем и будущем1989
Шульпин Г. Б.Мир необычных молекул: Металлоорганические комплексы1986
Эмануэль Н. М., Заиков Г. Е.Химия и пища1987
Янтовский Е. И.Потоки энергии и эксергии1988
Жаропрочные и жаростойкие металлические материалы1987
Кибернетика: Неограниченные возможности и возможные ограничения: Итоги развития. Сборник статей1979
Кибернетика: Неограниченные возможности и возможные ограничения: Современное состояние. Сборник статей1980
Кибернетика: Неограниченные возможности и возможные ограничения. Перспективы развития. Сборник статей1981
Семь путешествий в микромир1986
Современная теория элементарных частиц1985

Прогресс в науке и обществе

Понятие научно-технической революции и ее этапы

Определение 1

Научно-техническая революция – это определение, которое используют, чтобы обозначать качественные преобразования, произошедшие в научной и технической отраслях, во второй половине ХХ века.

Начало НТР, рассматриваемой как интенсификация научно-технического прогресса, относят к середине 40-х годов ХХ века. В процессе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную общественную производительную силу. Научный прогресс способен изменить условия, характер и содержание труда, изменяется структура производительных сил, общественное разделение труда, отраслевая и профессиональная общественная структура, что вызывает быстрый рост производительности труда, оказывая влияние на все стороны общественной жизни, в том числе на культуру, быт, психологию людей, а также взаимодействие общества и природы.

Научно-техническая революция – это продолжительный процесс, имеющий две основные предпосылки:

  • научно-техническая;
  • социальная.

Важнейшая роль в подготовке научного прогресса принадлежит успехам естествознания в конце XIX-начале ХХ века, когда коренным образом изменились взгляды на материю, а также сформировалась новая картина мира. Открыли электрон, радиоактивность, рентгеновские лучи, разработали теорию относительности и квантовую теорию.

Современные ученые особое внимание обращают на значение технологических революций, происходящих в процессе освоения человеком окружающей природной среды. Они выделили, в первую очередь, аграрную революцию, которая протекала на протяжении 10 тысяч лет назад, когда человек перестал кочевать, начал вести оседлую жизнь и перешел от присваивающего хозяйства к производящему, связанному с развитием земледелия и скотоводства.

Значительные перемены в технологиях производства, связанные с началом промышленной революции, преимущественно относят к концу XVIII века. В развитии промышленных технологий современный американский социолог Д. Белл зафиксировал три важнейших принципиальных преобразования:

  • использование паровой силы, ознаменованное изобретением в 1784 г. Дж. Уаттом парового двигателя;
  • второе изменение вызвало начавшееся в конце ХХ века применение в промышленных производствах химии и электричества, изобретение таких значимых средств связи, как телефон, телеграф, радио, осуществление передачи электроэнергии на расстояние, создание синтетических материалов;
  • третье преобразование сейчас осуществляют наши современники благодаря изобретению и распространению компьютеров и телекоммуникаций.

Научный и технологический прогресс дали возможность резкого увеличения объема и преобразования характера производства. В Англии впервые была освоена механическая прялка, ткацкий станок и паровой двигатель, быстро сменив ремесленное производство на машинное. Благодаря этому она получила ряд преимуществ в сравнении с другими государствами.

Вторая технологическая революция во многом помогала тому, что в конце XIX – начале ХХ века развитие экономики в передовых капиталистических странах начало осуществляться небывало высокими темпами. В 1880-1913 годах ежегодно прирост производства составлял примерно 3%.

После второй мировой войны и до начала 70-х годов экономика в развитых странах демонстрировала самые высокие темпы роста производства, превышающие уже 5% в год. Именно в это время все отметили огромное значение науки и техники в жизни общества. Начавшееся в конце 60-х годов все более обширное использование информационных и телекоммуникационных технологий обозначило новую стадию в развитии всей цивилизации.

Характеристика современного этапа развития науки

Современный этап развития науки характеризуется следующими чертами:

  • наука превратилась в производительную силу общества после слияния воедино революционных научных изменений в технике и на производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращение сроков от рождения новой научной идеи и до ее воплощения в практической деятельности;
  • возникновение нового этапа в общественном разделении труда, связанном с превращением науки в следующую сферу развития современного общества;
  • качественные преобразования затронули все элементы производительных сил – предмет труда, орудия производства и самого работника. Отмечено возрастание интенсификации всего производственного процесса благодаря его научной организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, снижению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости продукции. Новое знание, которое приобрело общество, дает возможность сокращать затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократно при этом окупает расходы на научные исследования и технические разработки;
  • изменение характера и содержания труда, в нем возросла роль творческих элементов. Производство превратилось из простой трудовой деятельности в научный и даже наукоемкий процесс;
  • на основании всего вышесказанного сформировался ряд материально-технических предпосылок сокращения ручного труда и замены его на механизмы. Позже развернулась автоматизация производства на основании использования электронно-вычислительной техники;
  • идет процесс разработки новых энергетических источников и искусственных материалов по заранее заданным свойствам;
  • быстрые темпы развития средств массовой коммуникации сопровождает огромное возрастание социального и экономического значения информационной деятельности;
  • возрастание уровня общего и специального образования и культуры населения;
  • возрастание процесса взаимодействия наук, комплексных исследований сложных проблем, также отмечено возрастание роли социальных наук;
  • отмечается резкое ускорение темпов всех общественных процессов при дальнейшей интернационализации всей человеческой деятельности в масштабах планеты, возникновение глобальных проблем цивилизации.

Наука и прогресс

Подробности

Последние десятилетия прошедшего века и начало нового ознаменовались бурным развитием науки почти во всех отраслях человеческих знаний. Многие «успехи» действительно поражают. Всемирное распространение сотовой связи, применение робототехники, использование колоссальных возможностей Интернета, вплоть до проведения видеоконференций, исследование Солнечной системы, проникновение в тайну клетки и попытка её модификации… Ни о чём подобном каких-то пятьдесят лет назад не мечтали, пожалуй, даже фантасты.
Подавляющее большинство людей (и не только в России) считают такой рост научных достижений безусловным прогрессом, называют себя «реалистами» и готовы отстаивать своё мнение перед любой аудиторией. Существуют, правда, и скептики, сомневающиеся в необходимости «неумеренного» продвижения. Однако, во-первых, их весьма немного, во-вторых, их аргументы идут вразрез с мнением правящих классов и партий и зачастую (а это уже в-третьих) действительно бывают неубедительными. И причина такого положения вещей вполне понятна. Сторонниками «прогресса» выступают чаще всего высокообразованные, так называемые интеллигентные люди, хорошо разбирающиеся во многих направлениях человеческой деятельности, порой энциклопедически эрудированные. Попробуй поспорь с такими!
Самое главное, однако, состоит в том, что фактически подход обеих «спорящих» сторон является поверхностным, хотя они сами не понимают этого. Чтобы иметь возможность более глубоко осветить поднятую нами проблему, необходимо вникнуть в сущность внутренних взаимосвязей, которые учитывают в том числе и процессы, происходящие в так называемом «тонком мире». Большое и чреватое серьёзными, если не катастрофическими последствиями заблуждение полагать, что для принятия обоснованных решений достаточно иметь представление только о видимых нам событиях и реакциях.
Попробуем рассмотреть проблему не только с материалистической точки зрения.
Возьмём для примера отрасли науки, ближе всего лежащие к человеку: медицину и генную инженерию. Прежде всего задумаемся, почему так получается. Несмотря на очевидный прогресс в этих отраслях знаний, нас постоянно преследуют какие-то весьма неприятные «каверзы природы». То и дело возникают новые и новые штаммы вроде бы уже давно изученных болезней, уносящие сотни, а иногда и тысячи жизней.
Самый последний пример — вирус «свиного» гриппа, от которого, согласно сообщениям СМИ, уже погибло около полутора тысяч человек в Мексике и выявлены случаи заболеваний в ряде других стран. Правительства Америки, Европейского союза, России и Японии начали принимать экстренные защитные меры, ввели запреты на ввоз продукции и медицинский контроль на границах. Но не кажется ли вам, уважаемые читатели, что это не более чем «битьё по хвостам»? Причин-то никто (в том числе учёные) не знает, и выяснить даже не пытается! Вероятно, неосознанно понимают, что лежат эти причины за пределами их постижения.
Что ж, поговорим о причинах.
В Послании Граля есть такие слова: «Итак, прогресс любой ценой. Прогрессировать, однако же, можно в двух направлениях: как вверх, так и вниз, и притом по собственному выбору» (Т. I, 4). Слова эти применимы к любой сфере человеческих отношений, и наука не исключение. Но так получилось, к сожалению, что именно учёные, и в частности те, кто работает в названных выше отраслях знаний, забыли о своей ответственности перед Богом и человечеством, поставив во главу угла этот пресловутый «прогресс любой ценой». Модифицированные продукты (отрицательное влияние их на клетки организма уже доказано самими же учёными), клонирование, пересадка человеческих органов без согласия доноров, принудительное «лечение» безнадёжно больных…
Список можно продолжить, но уже и этой малой толики достаточно для того, чтобы люди неравнодушные серьёзно задумались: «А то ли мы делаем? А туда ли мы идём?» Ведь человек всего лишь «создание», а не Создатель и не Творец. Его тело создано Природой в результате поэтапной эволюции, а не непосредственно Богом, как предполагает кое-кто из нас; духовное же ядро прошло длительное развитие, пока достигло уровня сознательной личности. Поэтому элементарная скромность и нравственность в вопросах, касающихся бытия, никому из нас совсем не помешали бы. Наша задача — не бороться с природой, не навязывать ей что-либо, а познавать и «подстраиваться» под неё! Причём познание не должно ограничиваться лишь вещественной сферой. Только тогда человечество сможет рассчитывать на успех в своих изысканиях и истинный прогресс ввысь, к Светлым сферам!

Автор: Виктор Краснобаев
  • < Назад
  • Вперёд >

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС — это… Что такое НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС?



НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей. Термин широко использовался в советской экономической науке наряду с близким к нему по значению «научно-техническая революция». В современной экономической теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..
Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с..
1999.

Экономический словарь.
2000.

  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
  • НАЦЕНКА

Смотреть что такое «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС» в других словарях:

  • научно-технический прогресс — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] научно технический прогресс НТП Развитие техники и технологии производства, а так¬же рост организации производства, повышение технического уровня… …   Справочник технического переводчика

  • Научно-технический прогресс — в советской экономической науке использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей. По… …   Финансовый словарь

  • Научно-технический прогресс — во второй половине текущего столетия включает в свою орбиту все общественные явления, в первую очередь по­литику. Поскольку нынешнее поколение является свидетелем начальной стадии научно технического развития общества, мы не можем знать ни его… …   Политология. Словарь.

  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС —         единое, вза имообусловленное, поступат. развитие науки и техники.         Истоки Н. т. п. коренятся R мануфактурном производстве 16 18 вв., когда науч.теоретич. и технич. деятельность начинают сближаться. До этого материальное… …   Философская энциклопедия

  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС — НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКИЙ прогресс, единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16 18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали… …   Современная энциклопедия

  • Научно-технический прогресс — НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16 – 18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС — единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап научно технического прогресса относится к 16 18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС — (от лат. рrogressus – движение вперед). Повышение уровня обучения путем развития и совершенствования средств обучения, технологии обучения на основе использования достижений науки и техники. Так, на развитие обучения иностранным языкам в конце XX …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Научно-технический прогресс — (Scientific and technical progress) История научно технического прогресса Научно техническая революция, мировые экономические лидеры технического прогресса Содержание Содержание Раздел 1. Суть , научно техническая революция. Раздел 2. Мировые… …   Энциклопедия инвестора

  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС — (НТП) в сельском хозяйстве СССР, единое, взаимообусловл. развитие с. х. науки и техники; создание на основе науч. разработок новых средств и предметов труда, совершенствование всех факторов с. х. произ ва. НТП охватывает все стороны с. х ва и… …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

ПРОГРЕСС — Новая философская энциклопедия

ПРОГРЕСС (от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Идея прогресса вошла в науку как секуляризованная версия христианской веры в провидение (см. Провиденциализм [ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ]). В библейских чаяниях пророков нашел отражение образ будущего, образ развития человечества как священного, предопределенного и необратимого, ведомого божественной волей. Но истоки этой идеи можно обнаружить значительно раньше, в древнегреческой философской традиции. Платон [ПЛАТОН]в «Законах»и Аристотель [АРИСТОТЕЛЬ]в «Политике»рассуждали о совершенствовании социально-политической организации, которая развивается от семьи и первобытной общины до греческого полиса (города-государства).

В Средние века Р.Бэкон [БЭКОН Р.]попытался приложить идею прогресса к области знания. Он предположил, что научные знания, накапливаясь с течением времени, все более совершенствуются и обогащаются. И в этом смысле каждое новое поколение в науке способно видеть лучше и дальше своих предшественников. Широко известны сегодня слова Бернарда Шартрского [БЕРНАРД ШАРТРСКИЙ]: современные ученые – это карлики, стоящие на плечах гигантов.

В Новое время движущие силы прогресса стали искать в естественной природе вещей. Согласно Г.Спенсеру [СПЕНСЕР], прогресс в обществе, как и в природе, подчиняется всеобщему принципу эволюции [ЭВОЛЮЦИЯ] – непрерывно возрастающей сложности во внутренней организации и функционировании любых живых систем. Концепция прогресса распространяется на всеобщую историю, внедряется в литературу и искусство. Разнообразие социальных порядков в разных цивилизациях стали объяснять тем, что они находятся на различных стадиях прогрессивного развития. Была построена своеобразная «лестница прогресса», на вершине которой находятся самые развитые и цивилизованные западные общества, а ниже на разных ступенях – другие культуры в зависимости от уровня их развития. Концепция прогресса «вестернизировалась», положив начало «европоцентризму», а затем и «америкоцентризму» (см. Вестернизация [ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ]).

М.Вебер [ВЕБЕР М.]основное содержание прогресса свел к процессу рационализации (см. Рационализации процесс [РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕСС]) в управлении общественными процессами. Э.Дюркгейм [ДЮРКГЕЙМ]отождествлял идею социального прогресса с интеграцией общества через «органическую солидарность», которая основана на взаимовыгодном и взаимодополнительном вкладе всех членов общества. Рубеж 19–20 вв. по праву называют «триумфом идеи прогресса», поскольку в то время дух романтического оптимизма сопровождал всеобщую уверенность в том, что наука и технология способны гарантировать непрерывное улучшение социальной жизни. В целом классическую концепцию прогресса можно представить как идею постепенного освобождения человечества от невежества и страха по пути ко все более высоким уровням цивилизации.

Мыслители этого периода полагали, что такое движение будет продолжаться и в будущем, невзирая на случайные отклонения. Большинство из них были убеждены в том, что прогресс происходит на всех уровнях, во всех основных структурах общества, и на основании этого делали заключение, что в конечном итоге можно достичь полного процветания. Речь шла о наиболее полной реализации таких ценностей, как свобода, равенство, социальная справедливость и экономическое изобилие. Классическая концепция опиралась на понятие необратимого линейного времени, где прогресс является положительно оцениваемой разницей между прошлым и настоящим или настоящим и будущим.

Среди критериев прогресса наиболее часто встречались: совершенствование религии (Августин [АВГУСТИН]), рост научных знаний (М.Кондорсе, Дж.Вико, О.Конт [КОНТ]), справедливость и равенство (Т.Мор, Т.Кампанелла, К.Маркс [МАРКС]), рост индивидуальной свободы в совокупности с развитием морали (И.Кант, Э.Дюркгейм), господство над природой (Г.Спенсер), развитие техники, индустриализация, урбанизация (К.A. де Сен-Симон).

Однако после 1-й мировой войны некоторые ученые начали высказывать сомнения относительно прогрессивности социального развития и обратили внимание на его побочные негативные эффекты. Одним из первых с критикой теории прогресса выступил Ф.Тённис. По его мнению, развитие общества от традиционного, общинного к современному, индустриальному не улучшило, а ухудшило условия человеческой жизни (см. Общество [ОБЩЕСТВО], Индустриальное общество [ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО]). Личные, непосредственные, первичные социальные связи традиционного общества заменены безличными, опосредованными, вторичными, чисто инструментальными контактами современного социума.

После 2-й мировой войны критика основных постулатов теории прогресса усилилась. Стало очевидным, что прогресс в одной области приводит к неприятным побочным эффектам в другой. Развитие науки и техники, урбанизация, индустриализация привели к загрязнению и разрушению окружающей среды, экологическому кризису. Уверенность в необходимости неуклонного экономического и технического роста сменилась альтернативной пределов роста теорией [ПРЕДЕЛОВ РОСТА ТЕОРИЯ].

В результате подсчетов ученые пришли к выводу, что если уровень потребления во всех странах приблизится к западным стандартам, то нарушится экологическое равновесие планеты. Концепция «золотого миллиарда» окончательно подорвала основной постулат классической концепции прогресса – ориентацию на лучшее будущее для всего человечества. Господствовавшее долгое время убеждение в превосходстве пути развития западной цивилизации сменилось заметным разочарованием. Одновременно был нанесен мощный удар по утопическому мышлению.

В наши дни идут активные поиски альтернативных прогрессу концепций. Среди них интересен вероятностный подход к пониманию социального и культурного развития (Р.Низбет, И.Уоллерстайн, А.Этциони, У.Бакли и др.).

Литература:

1. Конт О. Курс политической философии, в 2 т. СПб., 1912–13;

2. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997;

3. Тарпас Р. История западного мышления. М., 1995.

И.А.Василенко


Источник:
Новая философская энциклопедия
на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. прогресс —
    Заимствование из немецкого, в котором восходит к латинскому progressus, производному от progredi – «идти вперед».
    Этимологический словарь Крылова
  2. прогресс —
    прогресс м. 1. Поступательное движение, улучшение в процессе развития. || противоп. регресс 2. разг. Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чём-либо.
    Толковый словарь Ефремовой
  3. прогресс —
    прогре́сс род. п. -а, начиная с Петра I; см. Смирнов 244. Через польск. рrоgrеs или нем. Progress (с 1600 г.; см. Шульц–Баслер 2, 676) от лат. progressus «успех» (Христиани 23).
    Этимологический словарь Макса Фасмера
  4. ПРОГРЕСС —
    ПРОГРЕСС — тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.
    Новейший философский словарь
  5. прогресс —
    (от лат. progressus — движение вперёд) в живой природе, совершенствование и усложнение организмов в процессе эволюции. В связи с использованием термина «П.» в биологии в разных значениях А. Н. Северцов (1925) предложил различать биологический…
    Биологический энциклопедический словарь
  6. прогресс —
    Прогресса, м. [лат. progressus – продвижение вперед]. Движение вперед, совершенствование в процессе развития (книжн.). Теория прогресса. || Улучшение, развитие чего-н. в благоприятную сторону (разг.). За последние дни в его здоровье замечается бесспорный прогресс.
    Большой словарь иностранных слов
  7. прогресс —
    Про/гре́сс/ [ср.: ре/гре́сс/].
    Морфемно-орфографический словарь
  8. прогресс —
    ПРОГР’ЕСС, прогресса, ·муж. (·лат. progressus — продвижение вперед). Движение вперед, совершенствование в процессе развития (·книж. ). Прогресс в технике или техники. Нравственный прогресс. Теория прогресса.
    Толковый словарь Ушакова
  9. прогресс —
    ПРОГРЕСС, а, м. Поступательное движение, улучшение в процессе развития; противоп. регресс. Социальный п. Научно-технический п. П. науки. Идти по пути прогресса.
    Толковый словарь Ожегова
  10. прогресс —
    ПРОГРЕСС м. лат. умственное и нравственное движенье вперед; сила образованья, просвещенья; более в знач. политическом, свобода; взгляд и понятия или притязанья на полную свободу. Прогрессист, прогрессистка, кто держится этого убежденья, идет со временем, веком, враг застоя, косности.
    Толковый словарь Даля
  11. прогресс —
    -а, м. Направление развития от низшего к высшему, движение вперед, совершенствование; противоп. регресс. Демократическая республика и всеобщее избирательное право по сравнению с крепостническим строем были громадным прогрессом —. Ленин, О государстве.
    Малый академический словарь
  12. прогресс —
    ПРОГРЕСС а, м. progrès m., progresser <, лат. progressus. Переход на более высокую ступень развития; закономерное движение вперед. Общественный прогресс. Прогресс науки. Прогресс в технике. БАС-1.
    Словарь галлицизмов русского языка
  13. прогресс —
    орф. прогресс, -а
    Орфографический словарь Лопатина
  14. ПРОГРЕСС —
    ПРОГРЕСС (от лат. progresses — движение вперед, успех) — англ.progress; нем. Fortschritt. 1. Тип, направление развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. 2. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.
    Социологический словарь
  15. прогресс —
    ПЕРЕДОВОЙ — ОТСТАЛЫЙ Передовой — отстающий (см.) Передовая техника — отсталая техника. ○ Вспоминались горячие споры, толки и крики у Губарева, у других, высоко- и низкопоставленных, передовых и отсталых, старых и молодых людей. Тургенев. Дым.
    Словарь антонимов русского языка
  16. прогресс —
    Заимств. в XIX в. из нем. яз., где оно — из лат. progressus, производного от progredi «идти вперед». Прогресс буквально — «движение вперед». См. градация.
    Этимологический словарь Шанского
  17. Прогресс —
    Прогресс.  В некоторых семантических группах отдельные, наиболее семантически весомые слова выступают в качестве семантических центров, вокруг которых группируются целые ряды слов и понятий.
    Историко-этимологический словарь
  18. ПРОГРЕСС —
    «ПРОГРЕСС» — автоматические транспортные космические аппараты снабжения, созданы в СССР на базе космического корабля «Союз», первый запуск в 1978.
    Большой энциклопедический словарь
  19. прогресс —
    (иноск.) — успех; нравственное и умственное движение вперед — просвещенье Прогрессивный (иноск.) — постоянно в известной степени возрастающий (намек на мат. прогрессию) Ср. Подождите.
    Фразеологический словарь Михельсона
  20. прогресс —
    см. >> образование, улучшение
    Словарь синонимов Абрамова
  21. Прогресс —
    I Прогре́сс (от лат. progressus — движение вперёд, успех) тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
    Большая советская энциклопедия
  22. ПРОГРЕСС —
    Общественный (лат. progressus — движение вперед) — восходящее, поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим. Идея П., тесно связанная с признанием закономерного характера развития общества (см.
    Советская историческая энциклопедия
  23. прогресс —
    ПРОГРЕСС -а; м. [от лат. progressus — продвижение; успех] 1. Поступательное движение, совершенствование в процессе развития (противоп.: регресс). Технический п. П. науки. Идти по пути прогресса. 2. Разг. Улучшение в чём-л. Наблюдать, замечать п. в экономике. ◁ Прогрессивный (см.).
    Толковый словарь Кузнецова
  24. Прогресс —
    (в культуре) ☼ процесс поступат. развития, движения вперед, истор. эволюции культуры. В антропологии и социологии наиболее значит. разработки по теории социокультурного…
    Словарь по культурологии
  25. Прогресс —
    Так обозначается в исторической науке постепенное совершенствование культурной и социальной жизни человечества. В древнейших представлениях разных народов мы встречаемся с верованием в то, что человечество не улучшается, а ухудшается…
    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  26. прогресс —
    Прогресс, прогрессы, прогресса, прогрессов, прогрессу, прогрессам, прогресс, прогрессы, прогрессом, прогрессами, прогрессе, прогрессах
    Грамматический словарь Зализняка
  27. прогресс —
    сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? прогресса, чему? прогрессу, (вижу) что? прогресс, чем? прогрессом, о чём? о прогрессе; мн. что? прогрессы, (нет) чего? прогрессов, чему? прогрессам, (вижу) что? прогрессы, чем? прогрессами, о чём? о прогрессах…
    Толковый словарь Дмитриева
  28. прогресс —
    • большой ~ • всесторонний ~ • значительный ~ • невиданный ~ • огромный ~ • ошеломляющий ~
    Словарь русской идиоматики
  29. прогресс —
    сущ., кол-во синонимов: 13 движение вперед 9 лед тронулся 6 подвижка 14 поступательное движение 11 продвижение 40 развитие 45 реформа 21 рост 42 сдвиг 24 совершенствование 22 улучшение 31 шаг 46 шаг вперед 19
    Словарь синонимов русского языка

Прогресс науки: Наука и Прогресс (@naukaiprogress) on Twitter – Наука и Прогресс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *