Реализация финансовой политики предусматривает: Лекция Финансовая политика – . Финансовая политика
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Уровни реализации финансовой политики
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Иерархическая структура уровней финансовой политики
Финансовая политика имеет многоуровневую структуру. Основные уровни иерархии финансовой политики в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Рисунок 1. Иерархия уровней финансовой политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наивысшим иерархическим уровнем финансовой политики выступает мировой уровень. В этом случае речь идет о мировой финансовой политике на глобальных рынках. Как правило, данный уровень является наиболее масштабным, сложным и многогранным.
Вслед за мировым уровнем следует уровень региональный. Он определяет финансовую политику внутри региона. Далее следует национальный уровень. В этом случае речь идет уже о финансовой политике отдельно взятого государства.
Еще одной степенью финансовой политики выступает уровень отдельных регионов внутри страны. Здесь финансовая политика регулируется региональными властями и применяется по отношению к тому или иному региону страны.
Одним из важнейших уровней финансовой политики выступает уровень отдельно взятого предприятия, организации, фирмы, то есть субъекта хозяйствования, обладающего юридической и хозяйственной самостоятельностью.
Вслед за уровнем хозяйствующего субъекта следует уровень отдельного предпринимателя, который также имеет собственную политику в сфере организации и управления финансами.
Наконец, самой низшей иерархической ступенью финансовой политики выступает уровень отдельного домохозяйства.
Представленная градация уровне финансовой политики расположена от большего к меньшему. В общей сложности насчитывается порядка семи базовых ступеней организации финансовой политики. В большинстве случаев, однако, ее принято делить всего на два уровня:
- макроуровень;
- микроуровень.
Замечание 1
Первые четыре уровня из рисунка 1 относятся к категории макроуровня, а последние три – к микроуровню.
Рассмотрим их более подробно.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Реализация финансовой стратегии на макроуровне
Основным компонентом финансового управления на макроуровне выступает финансовая политика государства. В общем смысле под ней принято понимать особую сферу государственной деятельности, направленную на мобилизацию финансовых ресурсов страны, а также их рациональное распределение и эффективное использования для реализации функций государства.
Базовыми целями финансовой политики на уровне государства выступает обеспечение бездефицитного бюджета, соблюдение относительного баланса экономических интересов государства, физических и юридических лиц, а также поддержание устойчивости национальной валюты, выступающей в качестве основополагающего элемента экономических отношений.
Замечание 2
Именно достижению этих целей и починена реализация финансовой политики государства. На практике финансовая политика государства подразделяется на ряд направлений и включает в себя бюджетную, налоговую, денежно-кредитную, таможенную, инвестиционную и коррупционную политики.
Основными задачами реализации финансовой стратегии государства считаются:
- обеспечение условий для максимизации финансовых ресурсов;
- определение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
- наращивание финансового потенциала страны;
- регулирование и стимулирование посредством использования финансовых методов социальных и экономических процессов;
- построение финансового механизма и его развитие;
- формирование эффективной системы управления государственными финансами.
Финансовая политика государства в процессе своей реализации может быть ориентирована на кратко- или долгосрочный период. В зависимости от этого ее подразделяются на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая ориентирована на долгосрочную перспективу, она предусматривает решение крупномасштабных задач посредством концентрации финансовых ресурсов на наиболее важных направлениях социально-экономического развития. Вторая, напротив, направлена на решение краткосрочных задач посредством перегруппировки финансовых ресурсов.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Реализуется финансовая политика на макроуровне посредством финансового механизма, представляющего собой установленную государством систему видов, форм и методов организации финансовых отношений, на основе использования административно-правовых и экономических инструментов. При этом возможно как прямое, так и косвенное воздействие.
Реализация финансовой стратегии на микроуровне
На микроуровне финансовая стратегия чаще всего формируется, обретает форму и реализуется в рамках самостоятельного субъекта хозяйствования, — компании, организации, фирмы, предприятия. В общем смысле она представляет собой особую форму реализации финансовой стратегии организации по всем аспектам ее финансово-экономической деятельности. Основополагающей целью ее реализации считается построение эффективной системы управления финансами, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей хозяйствования.
Составными элементами финансовой политики хозяйствующего субъекта выступают учетная, кредитная и дивидендные политики, политики управления денежными средствами, доходами и издержками. Посредством этих направлений формируется комплекс мероприятий, лежащих в основе практической реализации финансовой стратегии предприятия. Реализация финансовой стратегии находит свое отражение в процессе управления финансами организации.
Реализация финансовой политики предприятия обеспечивается посредством разработки общей концепции финансовой политики, определения ее основных направлений, целей и задач, построения адекватного финансового механизма, а также управления финансовой деятельностью экономического субъекта.
Итогом успешной реализации финансовой стратегии на микроуровне можно считать эффективную систему управления финансами хозяйствующего субъекта, выстроенную таким образом, чтобы содействовать достижению целей и решению задач, стоящих перед бизнесом в кратко- и долгосрочной перспективе.
Механизм реализации финансовой политики
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
На
протяжении последних лет Россия
неотвратимо приближалась к финансовому
коллапсу. Этот путь она прошла в условиях
острого системного кризиса. Продолжающийся
спад промышленного производства,
резкое сокращение платежеспособного
спроса предприятий и населения, сужение
денежной массы привели к массовому
обнищанию широких слоев населения. В
эти годы реформирование
экономики
осуществлялось в следующих направлениях:
1) создание
олигархического слоя, воплощающего
оперативную тактику реформ;
2) приведение
институциональной базы в соответствие
с усилением сырьевой направленности
реального сектора экономики и
подчинение ей внешнеторговой деятельности
государства;
3) подавление
инвестиционной активности государственного
сектора экономики, связанного в первую
очередь с финансированием фундаментальной
науки, высоких технологий и реализацией
крупномасштабных инвестиционных
проектов, обеспечивающих в перспективе
национальную безопасность и государственный
суверенитет;
4) либерализация
денежно-кредитного и финансового рынков
в направлении привлечения спекулятивного
капитала, в том числе иностранного;
5) реализация модели
бюджетного федерализма, расширяющей
полномочия субъектов РФ без соответствующего
разграничения предметов ведения и
учета реального финансового потенциала,
приводящей к фактической дезинтеграции
регионов, заключение двухсторонних
соглашений между Федерацией и субъектом
Федерации, зачастую противоречащих
интересам национальной безопасности;
6) устранение
государства от реализации принципа
социальной справедливости и обеспечения
гарантированного уровня благосостояния;
коммерциализация социальной сферы,
сползание к индивидуальному принципу
удовлетворения социальных потребностей
без учета роста реальных доходов
населения.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Оценивая последствия
проводимой финансовой политики в 90-х
годах, можно говорить о катализации
негативных тенденций в
социально-экономической жизни российского
общества, ставших предпосылкой
финансово-банковского кризиса. В то же
время банковский кризис развивался
автономно от кризиса финансовой
системы государства.
Обострение кризиса
привело к новому перераспределению
финансовых ресурсов и накопленного
национального богатства в пользу узкой
группы лиц из сферы финансово-банковского
сектора, участвовавших в спекулятивной
игре на валютном рынке и переводе
валютных активов на счета аффилированных
лиц за рубеж.
Рассмотрим
возможные пути
выхода из сложившейся ситуации в
решении социально-экономических и
финансовых проблем.
В последнее время
много говорится о смене курса реформ,
а точнее об адекватных подходах к
финансовой стратегии развития
общества. Речь идет не об отказе от основ
рыночной экономики. Однако и в ее
моделях всегда присутствуют характерные
национально-государственные черты и
отличительные особенности. В частности,
регулирующая роль государства может
приобретать уродливые формы и быть
нацелена на решение вопросов, не
отражающих реальные возможности общества
по поддержанию устойчивого экономического
роста и приемлемого жизненного уровня
населения не только в текущий период,
но и в долгосрочной перспективе. В то
же время современная ситуация
свидетельствует о необходимости усиления
регулирующей роли государства в
финансовом секторе экономики.
Остановимся прежде
всего на проблемах государственных
финансов. Главные из них:
1) это сбалансированность
бюджетов всех уровней и государственных
внебюджетных фондов;
2) совершенствование
налоговой системы;
3) оптимизация
структуры расходов государства;
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
4) принятие реального
и прозрачного бюджета;
5) расширение
инвестиционного финансирования;
6) обеспечение
единства денежно-кредитной и финансовой
политики;
7) стабилизация
валютного курса рубля;
8) регулирование
процентных ставок;
9) повышение
эффективности использования
государственной собственности;
10) переход на
казначейскую систему исполнения
бюджетов;
11) развитие
финансовых взаимоотношений со странами
СНГ и дальнего зарубежья.
1.
Сбалансированность
бюджетов и внебюджетных фондов может
быть достигнута за счет увеличения
сбора налогов и сокращения расходов,
расширения эмиссионных и неэмиссионных
источников финансирования бюджетного
дефицита. С этой цепью Федеральный
бюджет на 1999 г. предусматривает первичный
профицит, то есть превышение доходов
над расходами без учета расходов на
обслуживание государственного долга.
2.
Увеличение
сбора налогов достигается
путем расширения налогооблагаемой
базы, сокращения просроченной
задолженности, усиления финансового
контроля, изменения порядка зачисления
платежей по уровням бюджетной системы,
введения государственной монополии
на производство алкогольной продукции.
Особую роль играет изменение налогового
законодательства. В частности,
целесообразна отмена налоговых льгот
по НДС, индексация специфических ставок
акцизов, снижение ставки налога на
прибыль и НДС, расширение сферы применения
единого налога на вмененный доход.
В то же время следует ограничить
применение налога с продаж по товарам
повседневного спроса. Несвоевременно
также увеличение тарифов взносов для
физических лиц в Пенсионный фонд РФ и
установление взносов в Государственный
фонд занятости населения РФ, которые
значительно усиливают налоговое бремя
на основную массу экономически активного
населения.
Низкий уровень
сбора налогов — это не только сокрытие
выручки налогоплательщиками, но и
фактическое создание механизма ухода
от уплаты налогов через недостатки,
заложенные в правовых актах, а главное
— постоянное сужение налогооблагаемой
базы в результате сокращения реального
ВВП. Девиз: «Больше налогов — сильнее
государство», — можно рассматривать
на современном этапе только через призму
расширения совокупного покупательского
спроса, снижения налогового бремени
для отечественного товаропроизводителя,
стимулирования инвестиций в реальный
сектор экономики. В то же время увеличить
сбор налогов без существенного расширения
налогооблагаемой базы невозможно. Ее
реальное расширение надо начинать
с повышения доходов населения, а это
требует решения фундаментальной проблемы
рынка: стоимость такого товара, как
рабочая сила, должна быть адекватной
ее фактической рыночной оценке. Пока
главная производительная сила общества
— экономически активный человек — не
имеет возможности для своего нормального
расширенного воспроизводства,
удовлетворения социальных потребностей,
образуется «порочный круг»: нет доходов,
нет спроса на продукцию, нет развития
производства, нет инвестиций, нет
накоплений, растет импорт, растут долги,
неплатежи, процентные ставки, спекулятивные
сделки, падает национальная валюта,
сокращается уровень жизни, увеличивается
зависимость от иностранного капитала.
3.
Возможности сокращения расходов
федерального бюджета практически
исчерпаны. Речь в настоящее время может
идти лишь об оптимизации
структуры расходных статей. Дальнейшие
пути развития общества предполагают
либо движение к сужению функций
государства в области экономической
и социальной политики, углублению
регионального сепаратизма, либо к
укреплению основ государственности на
федеративной основе с четко очерченными
геополитическими функциями в области
интеграционных процессов.
4.
Стратегический курс в сфере государственных
финансов — это прежде всего реальный
бюджет. А
это означает, что до тех пор, пока
экономика не «встанет на ноги» путем
возрождения производства, у государства
нет оснований для популистских заявлений
относительно возможностей решения
социально-экономических проблем за
счет централизованного общегосударственного
фонда финансовых ресурсов. Для решения
этой проблемы необходимо создать все
условия, чтобы накопления, активы,
созданные в России, работали в ее
интересах, как это делается в странах
с развитой рыночной экономикой. В этом
важнейшая задача всех ветвей власти,
предпринимателей, населения.
Реальный
бюджет — это и возможность его исполнения
в соответствии с утвержденными
параметрами, что во многом зависит от
макроэкономических показателей развития
экономики. Важнейший из них — уровень
инфляции, определяющий динамику
денежной массы и ее соответствие спросу
экономики на деньги. 5. Сокращение
государственного сектора экономики и
увеличение частной собственности в
ключевых отраслях, включая естественные
монополии, не привело к увеличению
доходной базы государственного бюджета,
росту объемов производства. Расширение
совокупного предложения в современных
условиях может обеспечить только
инвестиционное
финансирование за
счет внутренних и внешних заимствований,
сбережений средних слоев населения, а
также лиц, получающих высокие и сверх
высокие доходы, средств нерезидентов.
Центробанк РФ
должен иметь условия для последующего
размещения правительственных ценных
бумаг. ФРС США обеспечивает этот
процесс путем привлечения резервных
активов центральных банков иностранных
государств. Это происходит потому, что
пока доллар остается ведущей мировой
резервной валютой. Состояние платежного
баланса России в перспективе во
многом будет определяться расширением
взаимной торговли со странами ЕС,
Центральной и Юго-Восточной Азии.
7.
Большое значение имеет стабилизация
валютного курса рубля.
Выход из создавшейся
ситуации выглядит так: государство
создает предпосылки для конвертации
иностранной валюты, принадлежащей
физическим лицам и хранящейся вне
банковской системы, в рублевые активы,
для привлечения средств на счета
коммерческих банков, для гарантирования
сохранности вкладов и их индексации.
Одновременно в основу денежно-кредитной
политики оно закладывает регулирование
процентных ставок.
8.
Так, при обострении финансово-банковского
кризиса в США в 30-е годы Конгресс принял
Закон о банковской деятельности 1933
г. — Закон Гласса — Стигалла. Его
важнейшие положения сводились к
следующему: создание Федеральной
корпорации страхования вкладов,
разграничение между коммерческой и
инвестиционной банковской деятельностью,
введение контроля за процентными
ставками — Инструкция Q,
Это были вынужденные меры, так как
другого выхода из кризиса не было. В
противном случае экономика могла
оказаться «в порочном круге» с
повторяющимися «провалами рынка», что
наблюдается в России в последние годы.
Таким образом, как свидетельствует
мировой опыт, без жесткого государственного
регулирования финансово-банковской
сферы России не обойтись.
9.
Одна
из проблем федерального бюджета —
повышение отдачи от использования
государственной собственности. Необходимо
повысить персональную ответственность
представителей государства в органах
управления корпораций, доля акций
которых принадлежит государству, за
эффективное использование активов,
налаживание кооперационных связей
и создание условий для привлечения
инвестиций. Соответствующие положения
должны быть предусмотрены в контрактах,
заключаемых с представителями
государства. Следует обеспечить
поступление в бюджет дивидендов, арендной
платы от использования государственного
имущества. Для этого целесообразно
активизировать работу Центрального
фонда хранения и обработки информации
фондового рынка — Центрального
депозитария и единой национальной
депозитарной системы, сформировать
систему доверительного управления
государственными пакетами акций и
другой собственностью, создать полный
реестр объектов недвижимости, включая
незавершенное строительство на
федеральном и региональном уровнях,
обеспечить подтверждение прав РФ на
зарубежную собственность и повышение
эффективности ее использования.
Вопросы управления
государственной собственностью
неотделимы от дальнейшего развития
бюджетного федерализма. Повышение
заинтересованности субъектов РФ в
получении доходов от государственной
собственности возможно через механизмы
налоговых отчислений в бюджеты регионов
либо предоставления права установления
и взимания сборов за использование
местной инфраструктуры при эксплуатации
высокорентабельных месторождений.
Следует также
стимулировать вертикально интегрированные
производственно-научные комплексы.
Высокая концентрация производительных
сил необходима для мобилизации
достаточных финансовых ресурсов,
которые должны играть подчиненную
роль по отношению к производству. Участие
государства в собственности наиболее
перспективных конгломератов является
неотъемлемым условием их создания и
успешного функционирования.
10.
Для
формирования доходной базы бюджетов
всех уровней особое значение имеет
проблема их кассового
исполнения. В
процессе управления финансовыми потоками
государства возникают временные
кассовые разрывы. В целом казначейская
система требует серьезного реформирования
и придания ей самостоятельного
статуса по аналогии с имеющимся
зарубежным опытом в целях укрепления
финансовой дисциплины и разведения
процессов составления, утверждения и
исполнения бюджета, которые в настоящее
время сконцентрированы в Минфине РФ.
11.
Необходима ориентация финансовой и
денежно-кредитной политики России на
ее геополитические
интересы. А
они, прежде всего, находятся в пределах
стран СНГ. Ориентация государств СНГ
на использование во взаимных расчетах
доллара США, привлечение крупных внешних
займов, существенно увеличивающих
нагрузки на бюджеты, вызывает сложности
с погашением задолженности, обеспечением
сбалансированности платежных
балансов. Наиболее высокую дебиторскую
задолженность перед Россией имели
Украина, Казахстан, Узбекистан. Она не
может быть урегулирована только
кредиторской задолженностью. Требуется
проведение многостороннего клиринга.
Для этого следует создать клиринговую
систему и выработать подходы к внедрению
новой расчетно-платежной денежной
единицы стран СНГ. Позитивные шаги в
этом направлении предпринимаются
Россией и Белоруссией.
Накануне вступления
России в ВТО особое значение приобретает
расширение применения мировой практики
субсидирования наиболее социально
значимых товаров и услуг, поддержки
экспортеров через предоставление
государственных гарантий и ссуд. Речь
идет о политике разумного протекционизма
в отношении высокотехнологичных
изделий на базе межгосударственной
кооперации производства стран СНГ,
устранении таможенных барьеров между
ними. В рамках соглашений ВТО действуют
жесткие санкции в отношении
резидентов-экспортеров, не возвращающих
в страну валютную выручку и нарушающих
условия валютного бартерного обмена,
таможенного режима. Участившиеся случаи
применения антидемпинговых процедур
со стороны США и других стран в
отношении российских товаров и услуг
значительно сужают внешнеторговое
пространство для российских
производителей, а потеря внешних рынков
сбыта в условиях высокой доли импорта
на внутреннем рынке приводит к
отрицательному сальдо платежного
баланса и развалу отраслей экономики
России. Позиция Российской Федерации
по этому вопросу должна быть более
жесткой и последовательной.
Таким образом, для
стабилизации экономики и финансовой
системы необходимо:
• обеспечить
сбалансированность бюджетов и их
утверждение на базе реального прогноза
макроэкономических показателей;
• реализовать
комплекс мер по расширению налогооблагаемой
базы;
• установить
верхние границы доходности по
государственным заимствованиям,
расширить операции Банка России на
открытом рынке;
• стабилизировать
валютный курс рубля через усиление
контроля со стороны Банка России за
валютными счетами и операциями
коммерческих банков, создание предпосылок
для конвертации наличной иностранной
валюты физическими лицами в рублевые
активы;
• сформировать
систему доверительного управления
государственной собственностью в
России и за рубежом;
• реформировать
систему казначейского исполнения
бюджета, обеспечив ее прозрачность,
повысив статус, расширив сферу
применения;
• ориентировать
денежно-кредитную политику на
регулирование процентных ставок.
Важно проводить
согласованную финансовую, денежно-кредитную
и социально-экономическую политику,
направленную на интересы широких
слоев населения, создающих национальное
богатство и обладающих огромным
интеллектуальным потенциалом. Преодоление
финансового кризиса находится в плоскости
макроэкономической стабилизации на
базе оживления, развития реального
сектора экономики, приводящего к
расширению налогооблагаемой базы, и
укрепления геополитических и
стратегических позиций России.
Государственное
регулирование финансов.
Государство
формирует финансовую политику и
осуществляет законодательное регулирование
финансов на макро- и микроуровнях.
Государственное
регулирование
представляет собой законодательно
оформленную систему воздействия на
финансовые процессы в социально-экономической
жизни общества.
Все направления
государственного регулирования между
собой взаимодействуют и влияют друг
на друга. Выявление этих взаимосвязей
имеет большое значение для функционирования
финансовой системы. Регулирующая роль
государства не ограничивается сферой
государственной собственности. Она
также не предполагает наличия
преимущественно государственной
собственности на средства производства.
Подтверждением этому служит мировая
практика, где высококонкурентная среда
со значительными элементами планового
начала, олицетворяемая государством,
соседствует с частнокапиталистическим
предпринимательством. Воздействие
государства на экономику осуществляется
через систему законодательных актов,
государственных и муниципальных
законодательных, представительных и
исполнительных органов власти.
В
основу государственного регулирования
заложена определенная финансовая
концепция. Различают
две наиболее противоположные по
формам реализации мировые концепции
государственного финансового
регулирования: монетаризм и кейнсианство.
Монетаризм
приветствует
свободный нерегулируемый рынок с
ограничением государственного
вмешательства в экономику поддержанием
стабильного темпа роста денежной массы.
Он широко используется Международным
валютным фондом и Организацией
экономического сотрудничества и развития
для реализации программ финансовой
стабилизации государств, испытывающих
финансовые трудности и привлекающих
внешние источники централизованного
финансирования бюджетного дефицита
и дефицита платежного баланса.
Рестриктивная
политика монетаризма
основывается на сокращении
государственных расходов и повышении
налогов. Цель такой политики — сокращение
покупательной способности населения,
уменьшение бюджетного дефицита и
снижение уровня инфляции. Одновременно
это вызывает замедление экономического
роста. Сокращение спроса приводит к
трудностям сбыта и падению темпов
прироста выпускаемой продукции.
Сдерживание спроса предприятий путем
проведения жесткой денежной политики
не создает условий для прироста
производства продукции, который
может обеспечить снижение цен. При
ограниченных возможностях привлечения
ресурсов извне и «съеденных» инфляцией
собственных средствах предприятий
происходит естественное сокращение
объемов производства и замедление
темпов экономического роста.
В конечном счете
задача сводится к переориентации
ресурсов от потребления к накоплению.
Сложность ее реализации обусловлена
возможным усилением стагнации
производства. В условиях снижения
реальной заработной платы и осложнения
ситуации на рынке труда перераспределение
ресурсов от потребления в пользу
инвестиций не происходит. Политика
ограничения спроса усиливает
конкуренцию и возможность банкротства,
а также социальную напряженность в
обществе.
Противоположностью
монетаризму является широко применяемая
в последние десятилетия финансовая
концепция кейнсианства.
В
основе ее — государственное регулирование
и государственная поддержка проводимых
в экономике преобразований. Кейнсианство
основано на экспансионистской
финансовой
политике, включающей расширение
государственных расходов и снижение
налогов, а также экспансионистской
денежно-кредитной политике, связанной
с расширением денежной массы в обращении.
Увеличение
государственных расходов стимулирует
рост производства, а значит, и рост
инвестиций и вложений в человеческий
капитал. Кроме того, расширяется
покупательная способность населения
и совокупный спрос на товары, работы,
услуги. Высокая покупательная
способность лишь при определенных
обстоятельствах повышает конкурентоспособность
предприятий и качество продукции, а
эти две проблемы для российской экономики
в настоящее время наиболее актуальны.
Экспансионистская
политика требует жесткого контроля за
ценами, так как издержки производства
имеют тенденцию к росту. Контроль
необходим и в связи с риском роста
инфляции, процентных ставок, налогов.
Увеличение
государственных расходов возможно за
счет существенного повышения эффективности
использования бюджетных ассигнований
либо за счет роста налоговых поступлений.
Рост налоговых поступлений происходит
при расширении производства, повышении
темпов прироста выпускаемой продукции.
В этом случае необязательно повышать
ставки налогов, так как автоматически
расширяется налогооблагаемая база.
Темп роста расходов не должен превышать
темпа роста доходов и за этим соотношением
необходим государственный контроль.
Для реализации такой политики
государство должно иметь долгосрочные
программы централизованных инвестиционных
вложений. Кейнсианство (как и монетаризм),
в чистом виде применяется в
мировой
финансовой практике редко, так как
чревато возрастанием бюджетного
дефицита и инфляции. Большие задачи
оно возлагает на государство, требует
разработки твердой и основательной
законодательной базы для соблюдения
определенных рамок вмешательства в
предпринимательскую деятельность.
Выбор форм
государственного регулирования финансов
особенно сложен в российской экономике
при проведении структурных
преобразований. Отсутствие достаточных
накоплений в частном секторе означает
невозможность быстрой переориентации
финансирования с государственных
источников на собственные средства
предприятий. Применение мирового опыта
без учета конкретных особенностей и
состояния экономики России способствовало
усугублению кризисных процессов.
Политика
экономического роста, как
правило, включает такой элемент
государственного регулирования, как
девальвацию
национальной
валюты, которая снижает цену продукции,
а следовательно, и затраты на
производство и реализацию, повышает ее
конкурентоспособность на мировом рынке.
В то же время она сдерживает внутреннее
потребление из-за падения заработной
платы. Девальвация приводит к удорожанию
импорта и удешевлению экспорта,
возрастанию размеров внешнего долга и
увеличению расходов на выплату процентов
по нему. Стимулирование экспорта имеет
большое значение для погашения внешних
обязательств Российского государства.
Для нормального состояния платежного
баланса рост экспорта должен опережать
рост импорта и покрывать возросшие
расходы по обслуживанию внешнего
долга. Для внутреннего состояния
экономики имеет значение сокращение
издержек производства и обращения,
себестоимости по уровню, превышающему
снижение цен. В этом случае преимущество
получает прибыль. Возрастание прибыли
позволяет обеспечить рост инвестиций
одновременно с расширением производства.
Девальвация может сопровождаться
рестриктивными мерами в том случае,
когда значительный капитал накоплен
в частном секторе экономики, который
не коснется сокращения государственных
расходов.
Результатом
свободного ценообразования, как
утверждают сторонники монетаристской
школы, являются уравновешивание спроса
и предложения, достижение стабильности.
Кейнсианская школа считает, что цены
малоподвижны и не могут быстро реагировать
на состояние спроса и предложения.
Поэтому изменение цен не служит
ориентиром в рыночной конъюнктуре.
Более подвижны в этом смысле объемы
продаж и величина запасов товарно-материальных
ценностей. Однако если цены остаются
стабильными, то при снижении спроса
производство также должно сокращаться.
При этом значительные запасы приводят
к иммобилизации оборотных средств.
Между уровнем цен
и денежной массой существует тесная
зависимость. Так считают монетаристы.
Поэтому если бюджетный дефицит
покрывается за счет эмиссии, то это
стимулирует инфляцию и рост цен. Для
устранения этого негативного явления
Центральный банк должен строго
контролировать прирост денежной массы.
Однако при недостатке денег в обращении
используются квазиденьги и другие
денежные инструменты, которые приводят
к перераспределению доходов в пользу
их эмитентов, а предприятия не могут
защитить свои интересы при
неплатежеспособности потребителей
продукции.
Кроме контроля за
общей массой денег в обращении необходимо
поддерживать определенную структуру
платежных средств, в том числе более
ликвидных.
Рост
цен в секторе, защищенном от конкуренции,
всегда выше. Чем
выше степень монополизма, тем выше
инфляция издержек. Изменение
цен приводит к изменению рыночной
структуры, а это повышает риск, создает
трудности, связанные с реализацией.
Инфляция способствует росту стоимостного
объема потребления. Население в
ожидании очередного повышения цен
компенсирует потери путем приобретения
товаров или иностранной валюты. Без
стабильности цен насыщение рынка
продукцией, товарами, работами и
услугами невозможно. Очень важно
проводить политику снижения себестоимости,
так как это один из основных факторов
роста цен.
Следует отметить,
что высокоразвитые страны мира при
формировании финансовой концепции
экономического роста применяют элементы
как монетаристской, так и кейнсианской
систем, что приводит к появлению
промежуточных теорий с множеством
оттенков, основу которых составляют
национальные государственные
особенности и степень развитости
экономик. Экономическая эффективность
и социальная справедливость находятся
в состоянии динамического равновесия,
которое определяет темпы роста
производства и жизненного уровня
населения.
Глава 2 финансовая политика
2.1. Содержание и значение
Финансовой политики
Успешное
функционирование и развитие экономики
любого государства во многом определяется
возможностью реализации государственными
и муниципальными органами власти
возложенных на них функций по
обеспечению экономической стабильности,
обороноспособности государства, развитию
социальной сферы, повышению уровня
жизни населения. Осуществление
указанных функций невозможно без
формирования финансовой базы деятельности
органов власти, регулирования финансовых
отношений в обществе, создания финансового
механизма их реализации в соответствии
с целями экономического развития.
Изменение
цели развития экономики обусловливает
необходимость изменения финансовых
отношений в ее отраслях, сферах
деятельности, пересматриваются источники
формирования финансовых ресурсов и
формы их использования. В этих условиях
государство вырабатывает соответствующую
финансовую
политику,
представляющую собой совокупность
целенаправленных мер государства в
области управления финансами с
целью определения наиболее эффективных,
отвечающих современным условиям
мероприятий для создания финансовой
основы реализации экономической
политики государства.
Субъектами
финансовой
политики являются органы законодательной
(представительной) и исполнительной
власти, которые определяют и утверждают
основные направления развития финансовых
отношений, разрабатывают конкретные
пути их организации в интересах
субъектов хозяйствования, населения и
государства.
Объектами
финансовой
политики является совокупность
финансовых отношений и финансовых
ресурсов, образующих сферы и звенья
финансовой системы государства.
Содержание
финансовой политики раскрывается
в ее структурных элементах, к которым
относятся:
• выработка научно
обоснованной концепции развития
финансов;
• определение
основных направлений использования
финансов на перспективу и текущий
период;
• разработка
конкретных путей реализации основных
направлений использования финансов
на перспективу.
Выработка
научно обоснованной концепции развития
финансов осуществляется
с целью выявления объективной потребности
в реализации намеченных мероприятий
финансовой политики и обоснования
изменения существующего механизма
реализации финансовых отношений. В
современных условиях финансовая политика
большинства государств основывается
на различных концепциях государственного
регулирования экономики. В зависимости
от стадии экономического цикла
(экономический спад, депрессия (стагнация),
оживление, экономический подъем), на
которой находится экономика страны,
субъекты власти используют сдерживающую
или стимулирующую (стабилизационную)
финансовую политику.
В
условиях экономического спада и депрессии
происходят сокращение товарооборота,
снижение платежеспособного спроса
населения, доходов субъектов хозяйствования,
уменьшение инвестиционной активности
инвесторов, увеличение уровня безработицы,
рост уровня инфляции. На этих стадиях
экономического цикла государство
использует стабилизационную финансовую
политику, которая связана со стимулированием
деловой активности субъектов
хозяйствования путем снижения налогов
и увеличения государственных расходов
на поддержку стратегически и социально
значимых отраслей экономики. В этих
условиях государство мобилизует
дополнительные финансовые ресурсы на
финансовом рынке, поэтому политике в
области управления долговыми
обязательствами государства должно
уделяться повышенное внимание.
На
стадиях экономического оживления и
подъема повышается деловая активность
субъектов хозяйствования, растет
реальный объем их доходов, увеличивается
товарооборот, снижается социальная
напряженность в обществе. В таких
условиях государство имеет возможность
увеличить размер мобилизуемых доходов,
досрочно погашать имеющиеся долговые
обязательства, проводить
активную инвестиционную и инновационную
политику. Финансовая политика в данных
условиях имеет одерживающий характер,
что предполагает снижение государственных
расходов на стадиях экономического
оживления и подъема и усиление налогового
бремени на стадии экономического подъема
для предотвращения перегрева экономики
и снижения темпов экономического роста.
Для
достижения стабильности экономического
развития функционирование экономики
может обеспечиваться на основе действия
встроенных стабилизаторов, к которым
относится автоматическое изменение
налоговых поступлений и трансфертных
платежей в зависимости от стадии
экономического цикла. Если) финансовая
политика строится с учетом действия
встроенных стабилизаторов, то при ее
разработке особое внимание следует
уделять составлению прогнозов
экономического и социального развития
государства, построению моделей развития
налоговой и бюджетной систем, внутреннего
финансового рынка в зависимости от
стадии экономического цикла.
Определение
основных направлений использования
финансов на перспективу
и текущий период базируется
на целях и задачах экономической
политики государства, выделении в
составе экономики приоритетных
отраслей, определении условий развития
социальной сферы, на составе полномочий
государственных и муниципальных
органов власти в финансово-бюджетной
сфере, оценке внутреннего и международного
положения государства. Учет этих факторов
позволяет разработать финансовую
политику, отвечающую условиям
экономического развития государства.
Разработка
конкретных путей реализации основных
направлений использования
финансов предполагает
выработку путей решения поставленных
целей и задач, которые будут способствовать
реализации основных направлений
финансовой политики на определенном
отрезке времени. Так, например, если ее
задачей является снижение объема
государственного долга Российской
Федерации, то должны быть определены
возможные пути реализации этой
задачи, среди которых можно назвать
досрочное погашение имеющихся долговых
обязательств, снижение объема заимствований
на внутреннем и внешнем финансовых
рынках, проведение переговоров с
кредиторами о возможности списания
части долга. Однако следует учитывать,
что разработка механизма осуществления
названных мероприятий по управлению
государственным долгом Российской
Федерации, его правовая регламентация
относятся не к финансовой политике, а
к ее реализации соответственно в
финансовом механизме и нормах финансового
права.
Финансовую
политику можно классифицировать не
только по содержательному признаку, но
и по другим критериям:
• по
территориальному критерию выделяют
общегосударственную (федеральную),
региональную и местную финансовую
политику. Разработка финансовой политики
на каждом уровне управления позволяет
в дальнейшем обеспечить финансовую
основу развития как государства в
целом, так и каждого территориального
и муниципального образования;
• по
временному критерию финансовая
политика делится на финансовую стратегию
и финансовую тактику. Финансовая
стратегия включает
крупномасштабные цели и задачи финансовой
политики, оказывающие влияние на развитие
общества в целом, реализация которых
всегда имеет долговременный характер.
В настоящее время к финансовой стратегии
относится проведение налоговой реформы,
бюджетной реформы, политики в области
управления государственным долгом РФ,
пенсионной реформы, реформы образования
и других отраслей социальной сферы.
Финансовая
тактика объединяет
задачи и мероприятия финансовой политики,
которые относятся к определенному этапу
экономического развития и должны
быть реализованы в конкретном финансовом
периоде. Примером финансовой тактики
являются снижение ставки налога на
добавленную стоимость и ставки единого
социального налога, упорядочение функций
федеральных органов исполнительной
власти в бюджетном процессе, введение
адресных социальных льгот и гарантий
социально незащищенным, малообеспеченным
слоям населения. При этом финансовые
мероприятия тактического характера
должны проводиться в рамках финансовой
стратегии и не могут противоречить ей
во избежание возникновения отрицательных
последствий их воздействия на
функционирование финансовой системы
и экономики в целом;
• в
зависимости от объектов воздействия
выделяют
финансовую
политику в сфере финансов субъектов
хозяйствования и финансовую политику
в сфере государственных и муниципальных
финансов. В составе последней можно
выделить бюджетную политику и политику
в области государственного социального
страхования.
Бюджетная
политика государства —
главная составная часть
финансовой
политики, поскольку она определяет
условия и принципы организации финансовых
отношений при формировании доходной
базы бюджетов, в ходе осуществления
бюджетных расходов, при организации
межбюджетных отношений. Бюджетная
политика непосредственно влияет на
размеры и пропорции централизуемых
государством финансовых ресурсов и
определяет не только текущую структуру
расходов бюджетов, но и перспективы
использования бюджетных средств для
развития экономики и социальной сферы.
Кроме того, бюджетная политика
предопределяет организацию финансовых
отношений между субъектами хозяйствования
и государством в ходе осуществления
налоговой политики, проведения
государственной инвестиционной
политики, при выработке бюджетной
политики в отношении приоритетных
отраслей и видов деятельности. Основные
цели и задачи бюджетной политики на
текущий финансовый год и среднесрочную
перспективу определяются в ежегодном
Бюджетном послании Президента РФ
Федеральному Собранию.
При
выработке целей и задач социальной
политики государства важное
место отводится разработке политики
в области государственного социального
страхования на
принципах, соответствующих рыночным
условиям хозяйствования. При этом
государство оценивает возможную
степень участия субъектов хозяйствования
в ее проведении, определяет собственные
финансовые возможности реализации
социальных гарантий населению,
корректирует направления развития
государственного социального
страхования, методы мобилизации и формы
расходования средств государственных
социальных внебюджетных фондов в
соответствии с действующими условиями
функционирования экономики. Политика
в области государственного социального
страхования позволяет сгладить
воздействие неблагоприятных факторов,
влияющих на трудоспособность населения,
стимулировать создание безопасных
условий жизни и труда, добиться
улучшения состояния здоровья нации и
сгладить неблагоприятное воздействие
рыночных условий хозяйствования на
социально незащищенные слои населения.
Финансовая
политика в
сфере финансов субъектов хозяйствования
включает
разработку основных мероприятий в
области государственной амортизационной
политики, развития приоритетных
видов деятельности, регулирования
деловой активности
субъектов
хозяйствования в соответствии с целями
экономического развития государства.
Значение
финансовой политики заключается
в тех результатах, которые могут быть
получены в ходе ее реализации как в
течение финансового года, так и в
более долгосрочном периоде. В ходе
разработки и осуществления целей и
задач финансовой политики на ее
результативность оказывают влияние
следующие факторы:
1)
научный подход к разработке концепции
финансовой политики, которая должна
отвечать условиям экономического
развития государства, стадии
экономического цикла и положениям
финансовой науки, учитывать закономерности
общественного развития;
2)
прогнозирование возможных последствий
реализации предполагаемых мероприятий
при определении основных направлений
использования финансов на перспективу
и текущий период и в ходе разработки
конкретных путей реализации основных
направлений использования финансов.
Обоснованность выдвигаемых мер и
предстоящих решений по финансовым
вопросам развития страны должна
подкрепляться соответствующими
расчетами, позволяющими определить не
только общую стоимость затрат
государства на реализацию поставленных
целей и задач финансовой политики, но
и оценить их финансовые последствия;
3)
учет накопленного опыта в ходе реализации
финансовой политики в предшествующем
периоде с целью выявления как ее
положительных итогов, так и отрицательных
последствий, которые могут негативно
влиять на дальнейшее развитие экономики
государства;
4)
четкое определение макроэкономических
показателей, которые должны служить
ориентиром для оценки эффективности
финансовой политики, что предполагает
проведение финансовой политики,
нацеленной на результат;
5)
учет национальных и географических
особенностей, оказывающих
непосредственное влияние на результативность
политики в области межбюджетных
отношений и выбор приоритетов политики
в области бюджетных расходов на
региональном и муниципальном уровнях;
6)
комплексный подход при выработке и
проведении финансовой политики,
предполагающий согласование целей и
задач бюджетной политики, политики в
области государственного социального
страхования, финансовой политики в
сфере финансов субъектов хозяйствования,
их взаимосвязь. При этом все составляющие
элементы финансовой политики должны
быть ориентированы на достижение общей
цели экономического развития, а сама
финансовая политика должна быть
согласована и взаимосвязана с другими
составляющими экономической политики
государства — денежно-кредитной
политикой, ценовой политикой, политикой
в области страхования, валютной политикой
государства;
7)
многовариантность финансовой политики,
строящейся с учетом возможных изменений
условий функционирования экономики
государства. В современных условиях
большое внимание уделяется развитию
финансового прогнозирования и
среднесрочного финансового
планирования, они рассматриваются как
инструмент научного предвидения,
вариантного анализа, получения
дополнительной информации при разработке
финансовой политики;
8)
учет внутреннего положения и международных
позиций государства, которые определяют
особенности его экономического
развития. Финансовая политика государства
строится с учетом конкуренции на
мировых рынках, предусматривается
финансовая поддержка собственных
производителей и экспортеров, защита
интересов национальных компаний за
рубежом, возможность привлечения
иностранных инвестиций в экономику
государства.
Реализация
финансовой политики также должна
предусматривать рост финансовых
ресурсов, находящихся в распоряжении
субъектов хозяйствования, способствовать
созданию прочной финансовой основы
деятельности органов власти для
реализации задач и функций, возложенных
на государство, обеспечивать стабильность
общественного производства с целью
улучшения экономического положения
государства и социальной защиты
населения.
На
построение финансовой политики
государства оказывает влияние и тип
экономики. Так, в условиях централизованной
плановой экономики, при использовании
административно-командной системы
управления финансовая политика
осуществляется с целью максимально
возможной мобилизации финансовых
ресурсов на макроуровне и подчинения
финансово-хозяйствен-
ной
деятельности субъектов хозяйствования
интересам государства. Финансовая
политика строится в условиях директивного
финансового планирования и централизованного
распределения финансовых ресурсов
между отраслями экономики и организациями
в соответствии с основными показателями
государственного плана.
В
рыночной экономике основными целями
проведения финансовой политики
являются сглаживание неблагоприятных
последствий рыночных условий хозяйствования
для субъектов хозяйствования и населения,
обеспечение развития отраслей экономики
(например, образования, культуры,
национальной обороны) и видов деятельности,
которые имеют стратегическое значение,
но не могут развиваться в условиях
конкурентной среды, достижение
баланса финансовых интересов субъектов
власти, субъектов хозяйствования и
населения. Перечисленные цели характерны
и для современной финансовой политики
Российской Федерации.
содержание, задачи, типы и виды финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе развития.
Основой
финансовой системы является финансовая
политика. Финансовая
политика государства
– это совокупность целенаправленных
мер государства в области управления
финансами. Финансовая политика любого
государства направлена на обеспечение
устойчивого экономического роста,
повышение благосостояния населения,
обеспечение значимости государства в
международном сообществе.
Содержание
фин политики обусловлено соц-эконом
строем общества, общенациональными
стратегическими целями, соотношением
между формами собственности, международными
обязательствами в области финансов.
Содержание
финансовой политики сводится к 3м
элементам:
1.
Выработка научно обоснованной концепции
развития финансов — формирование
концепции развития финансов зависит
от стадии эконом цикла (кризис (спад) –
депрессия (стагнация) –оживление –
подъем) и роли государства в регулировании
экономики.
Правительство
стремится к нулевой точки цикла, чтобы
сгладить подъемы и падения.
В
кейнсианской теории предполагалось во
время депрессии экономики формирование
инвестиционно — ориентированного
бюджетного дефицита. Увел.инвестиций
– увел.занятости – увел.ВВП – увел.НД
– увел.б-ные расходы – увел.соц.программ
(соц.расходов).
В
России это связано с ценой на нефть,
экономика формируется на основе цены
на нефть марки Urals.
2.
Определение и постановка приоритетных
целей и задач, т.е. разработка фин
стратегии и фин тактики.
Фин
стратегия – это долговременный курс
фин политики, направленный на перспективу
и предусматривающий решение крупномасштабных
задач, определенных экономической и
социальной стратегией.
Фин
тактика – политика на краткосрочный
период, она направлена на решение текущих
задач, она конкретизирует фин стратегию,
определяя конкретные меры по организации
и развитию фин отношений на определенном
этапе развития страны.
3.
Разработка путей реализации намеченных
целей и задач, т.е. формирование фин
механизма, с помощью которого стратегические
цели должны достигаться в кратчайшие
сроки, а перспективные и текущие задачи
решатся оптимальным образом.
Большое
значение имеет в реализации финансовой
политики подбор и расстановка кадров,
способных решить поставленные задачи.
Задачи
финансовой политики:
обеспечение
условий для максимально возможного
формирования фин ресурсов;установление
рационального, с точки зрения государства,
распределения и использования финансовых
ресурсов;организация
регулирования и стимулирования экономики
финансовыми методами;выработка
финансового механизма и его развитие
в соответствии с изменяющимися целями
и задачами стратегии;создание
эффективной и деловой системы управления
финансами.
При
разработке финансовой политики
государства необходимо учитывать
определенные принципы финансовой
политики. Принципы
финансовой политики государства
в каждом конкретном случае, в каждом
отдельно взятом государстве, в определенный
период могут изменяться.
1.Постоянное
содействие развитию производства,
поддержание предпринимательской
активности и повышение уровня занятости
населения.
2.Мобилизация
и использование фин ресурсов для
обеспечения соц гарантий. Более точно
этот принцип можно сформулировать как
поиск и постоянное совершенствование
форм и методов мобилизации и использования
фин ресурсов на цели соц гарантий и
других видов потребностей граждан.
3.Влияние
с помощью фин политики на рациональное
использование природных ресурсов,
запрет технологий, угрожающих здоровью
граждан. С одной стороны, государство
требует от производственных структур
компенсацию затрат на обновление
природной среды, а с другой, используя
финансовые источники, – закрытие вредных
производств и внедрение передовых
ресурсосберегающих технологий.
Выделяют
три типа финансовой политики:
1)
классическая
финансовая политика
(основана на разработках Смита и Рикардо),
основное направление данного типа
политики – невмешательство государства
в экономику, сохранение свободной
конкуренции. Рыночный механизм — главный
регулятор эконом и соц процессов,
государству отводится роль наблюдателя.
2)
регулирующая
финансовая политика
(Кейнс), цель – необходимость вмешательства
государства и регулирование им
циклического развития экономики,
использование финансового механизма
для организации и развития финансовых
взаимосвязей.
3)
планово-директивная
финансовая политика,
присуща странам с административно-командной
экономикой, цель-обеспечение максимальной
концентрации финансовых ресурсов в
распоряжении государства и их последующее
распределение в соответствии с единым
государственным планом социально-экономического
развития страны. Это политика жесткой
централизации, направлена на формирование
внутренних финансовых ресурсов без
участия международного движения
капитала.
Использование
того или иного типа финансовой политики
связано с особенностями конкретного
исторического этапа развития страны,
интересами правящих партий, а также
господствующих теоретических концепций.
Виды
финансовой политики:
1)
по территориальному признаку: глобальная,
национальная (гос.), региональная,местная.
2)
по времени реализации: краткосрочная
(на 1 фин год), среднесрочная (3-5 лет),
долгосрочная (свыше 5 лет)
3)
в зависимости от стадии экономического
цикла: сдерживающая (стабилизационная),
стимулирующая
4)
в зависимости от объектов воздействия
(в соответствии со звеньями финансовой
системы):
бюджетная
политика: в области доходов, расходов
и межбюджетных отношенийполитику
в области обязательного соц страхования
(ВБФ): политика в области пенсионного
страхования, в области мед страхования,
в области страхования от несчастных
случаев на производстве и проф
заболеваний, соц политика на случай
временной нетрудоспособности и
материнства.
Фин
политика государства рассматривается
как самостоятельная сфера государства,
однако она во многом зависит и направлена
на решение экономической и соц политики.
Романовский
в составе фин. политики выделяет также:
бюджетную, налоговую, денежную, кредитную,
валютную, ценовую, таможенную,
инвестиционную, политику в области
международных финансовых отношений и
др.
Значение
финансовой политики заключается в тех
результатах, которые могут быть получены
в ходе ее реализации как в течение
финансового года, так и в более долгосрочном
периоде.
Реализация
фин политики также должна предусматривать
рост фин ресурсов, находящихся в
распоряжении хоз субъектов, способствовать
созданию прочной фин основы деятельности
органов власти для реализации задач и
функций, возложенных на государство,
обеспечивать стабильность общественного
производства с целью улучшения
экономического положения государства
и социальной защиты населения.
На
построение фин политики государства
оказывает влияние и тип экономики.
Так, в условиях централизованной плановой
экономики, при использовании
административно-командной системы
управления фин политика осуществляется
с целью максимально возможной мобилизации
фин ресурсов на макроуровне и подчинения
фин-хоз деятельности хоз субъектов
интересам государства. Финансовая
политика строится в условиях директивного
финансового планирования и централизованного
распределения фин ресурсов между
отраслями экономики и организациями в
соответствии с основными показателями
гос плана.
В
рыночной экономике основные целями
проведения фин политики:
1)сглаживание неблагоприятных последствий
рыночных условий хозяйствования для
хоз субъектов и населения, 2)обеспечение
развития отраслей экономики (например,
образования, культуры, национальной
обороны) и видов деятельности, которые
имеют стратегическое значение, но не
могут развиваться в условиях конкурентной
среды, 3)достижение баланса фин интересов
субъектов власти, хоз субъектов и
населения. Перечисленные цели характерны
и для современной фин политики России.
Бюджетное
послание президента РФ о бюджетной
политике на период 2014-2016 гг.
Современная
финансовая политика России является
составной частью эконом политики, она
формируется в соответствии с положениями
концепций соц-эконом развития РФ на
период до 2030 года. Приоритет в разработке
фин политики государства принадлежит
президенту, он ежегодно выступает перед
Федеральным собранием с бюджетным
посланием, где определяет основные
проблемы, риски финансовой политики и
основные направления финансовой политики
на предстоящую трехлетку.
3. Государственная финансовая политика. Основные направления финансовой политики
Государственная
финансовая политика
— элемент макроэкономической политики.
В настоящее время государственная
финансовая политика России направлена
на преодоление последствий
финансово-экономического кризиса,
стабилизацию социально-экономической
ситуации в стране.
Финансовая политика включает следующие
направления:
1) налоговую политику;
2) бюджетную политику;
3) денежно-кредитную политику;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционную политику;
6) социальную политику.
Для реализации финансовой политики
необходимо:
• снижение социальной напряженности;
• оздоровление государственных
финансов;
• восстановление нормального
функционирования банковской сферы;
• сбалансированность товарных и
денежных потоков;
• разумное расширение финансово-экономической
самостоятельности регионов в рамках
единого федеративного государства;
• искоренение финансовых злоупотреблений
и коррупции.
1. Важной составной частью
финансовой политики является налоговая
политика. Она должна
быть направлена на создание приемлемых
как для государства, так и для участников
рынка условий налогообложения,
обеспечивающих улучшение финансового
положения реального сектора экономики.
Ее основные задачи:
• комплексное реформирование налогового
законодательства в целях оптимизации
налоговой базы, снижения уровня
неплатежей;
• пересмотр существующих налоговых
и таможенных льгот;
• введение единого реестра
налогоплательщиков;
• ужесточение налогового администрирования;
• реструктуризация пеней и штрафов по
платежам в бюджет и государственные
внебюджетные фонды.
2. Разрешение бюджетного
кризиса является первостепенной задачей
бюджетной политики.
Наиболее актуальные
задачи в этой области:
• введение экспортных пошлин в целях
обеспечения обслуживания и погашения
внешнего долга;
• принятие мер по перечислению дивидендов
на акции, находящиеся в государственной
собственности, прибыли Банка России в
федеральный бюджет;
• реализация программ экономии
государственных расходов;
• централизация всех доходов и средств
федерального бюджета на счетах органов
Федерального казначейства;
• проведение ревизии федеральных
целевых программ с целью их оптимизации;
• обеспечение государственной монополии
на производство и оборот алкогольной
продукции;
• проведение связанных расчетов с
использованием механизма целевого
финансирования расходов по погашению
задолженности бюджетным организациям
и другим получателям средств
федерального бюджета;
• реструктуризация государственного
долга;
• инвентаризация внешних и внутренних
заимствований, результатов их
использования.
3. Важнейшая задача
денежно-кредитной
политики — преодоление
банковского кризиса, восстановление
доверия к банковской системе и
стимулирование организованных сбережений
населения. Задачи денежно-кредитной
политики:
• реструктуризация банковской системы;
• совершенствование порядка контроля
за соблюдением банками обязательных
нормативов;
• сглаживание колебаний курса рубля
к иностранным валютам;
• пополнение валютных запасов государства
и снижение оттока капиталов за границу;
• активизация закупок добываемого
золота для пополнения Государственного
фонда
• усиление таможенного контроля.
4. Большую роль в реализации
государственной финансовой политики
играют институциональные
преобразования, которые
вытекают из основных задач государства
в области управления. К ним относятся:
• приобретение акций государством в
результате капитализации просроченной
налоговой задолженности организаций
и их последующая продажа;
• передача в доверительное управление
пакетов акций, принадлежащих государству;
• инвентаризация федеральной недвижимости
и создание единого реестра федеральной
собственности;
• вовлечение в оборот объектов
незавершенного строительства;
• приватизация предприятий как единого
имущественного комплекса;
• структурные преобразования, направленные
на развитие конкуренции и повышение
эффективности функционирования
топливно-энергетического комплекса,
железнодорожного транспорта, отрасли
связи и жилищно-коммунального хозяйства;
• совершенствование системы и механизмов
ценового и тарифного регулирования на
продукцию и услуги естественных
монополий; разграничение полномочий
по регулированию естественных монополий
между федеральными и региональными
органами исполнительной власти;
• усиление позиций государства по
управлению и контролю за приватизационными
проектами, инвестиционными программами,
финансовыми потоками, банкротством,
погашением задолженности перед
федеральным бюджетом.
5. Финансовая политика
государства имеет социальную
направленность. К
задачам в этой области относятся:
• выплата в полном объеме текущей
заработной платы работникам бюджетной
сферы, денежного довольствия
военнослужащим, других государственных
социальных трансфертов, а также
выполнение графика погашения задолженности
по таким группам из федерального бюджета;
• увязка перечисления трансфертов
субъектам РФ с выполнением их
обязательств по финансированию текущих
выплат работникам бюджетной сферы из
собственных доходов;
• разработка механизмов компенсации
доходов наименее обеспеченных слоев
населения, в том числе дифференцированную
индексацию пенсий и поэтапную индексацию
ставок и окладов работников бюджетной
сферы;
• сдерживание роста безработицы и
создание условий для расширения
занятости;
• реализация пенсионной реформы,
обеспечивающей формирование
многоуровневой пенсионной системы с
устойчивым финансированием; внедрение
элементов накопительного финансирования
пенсий;
• упорядочение системы социальных
льгот и выплат с перенесением основной
части государственной помощи на
малообеспеченные слои населения;
• регулирование вынужденной миграции.
6. Для реализации финансовой
политики особую важность имеет
инвестиционная
деятельность, которая
включает:
• повышение роли Бюджета развития РФ
как источнику финансового обеспечения
государственной инвестиционной
политики;
• создание условий для организованного
накопления и инвестирования сбережений
населения;
• развитие ипотечного кредитования;
• привлечение прямых иностранных
инвестиций.
Финансовая политика определяет
перспективы развития всех секторов
экономики.