С течением времени количество энергии используемой человеческим обществом стремительно растет: Attention Required! | Cloudflare – Прочитайте текст н выполните задания. Американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер (род. в 1928 г.), чьи размышления

Прочитайте текст н выполните задания. Американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер (род. в 1928 г.), чьи размышления

приведены ниже. является сторонником концепции постиндустриального общества, в соответствии с которой выделяются три этапа общественного развития — традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество. Эти этапы он рассматривает как волны перемен. «До наступления Первой волны перемен большинство людей жило внутри небольших, часто мигрирующих групп, которые занимались собирательством, рыбной ловлей, охотой или скотоводством. В какой-то момент, примерно 10 тыс. лет назад, началась сельскохозяйственная революция, которая постепенно распространилась по всей нашей планете и полностью изменила сельский образ жизни… Земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики. Жизнь была организована вокруг деревенского поселения. В каждом из них существовало простое разделение труда и небольшое количество чётко определённых каст и классов: знать, священники, воины, рабы или крепостные. Во всех таких странах власть была авторитарной. Повсюду положение человека в жизни определялось фактом его рождения. И повсюду в этих странах экономика была децентрализованной, так что каждое сообщество производило большую часть того, в чём оно нуждалось… Эта Первая волна перемен всё ещё не исчерпала себя к концу XVII в., когда в Европе внезапно возникла индустриальная революция и началась Вторая великая волна планетарных перемен. Этот новый процесс — индустриализация — гораздо быстрее начал двигаться по, странам и континентам. Таким образом, два отдельных, явно отличающихся друг от друга процесса перемен распространялись по Земле одновременно, но с разной скоростью. Сегодня Первая волна фактически угасла. Лишь очень немногочисленным племенным сообществам, например в Южной Америке или Папуа — Новой Гвинее, ещё предстоит быть вовлечёнными в сельскохозяйственную деятельность. Однако силы этой великой Первой волны в основном уже истрачены. Тем временем Вторая волна, революционизировавшая в течение нескольких столетий жизнь в Европе, Северной Америке и некоторых других частях земного шара, продолжает распространяться, поскольку многие страны, бывшие до того по преимуществу сельскохозяйственными, изо всех сил стараются строить сталелитейные заводы, автомобильные заводы, текстильные предприятия и предприятия по переработке продуктов питания, а также железные дороги… Индустриализм — нечто большее, чем дымящие трубы и поточные линии. Это богатая многосторонняя социальная система, касавшаяся любого аспекта человеческой жизни и нападавшая на любое проявление прошлого, связанного с Первой волной. Она… снабдила ферму трактором, офис — пишущей машинкой, кухню — холодильником. Она создала ежедневные газеты и кинотеатры, метро… Она принесла с собой типовые здания и металлический стул с кожаным сиденьем, сидячие забастовки, витаминные таблетки и увеличила продолжительность нашей жизни. Она сделала универсальными наручные часы и избирательные урны. Ещё более важно то, что она связала всё это вместе, «собрала» отдельные компоненты, как собирают машину для того, чтобы создать самую могучую,, сплочённую и экспансионистскую социальную систему, равной которой мир ещё не знал: цивилизацию Второй волны… Хотя этот процесс ещё продолжается, положено начало другому, ещё более важному процессу. Когда, прилив индустриализма достиг своего пика в период после окончания Второй мировой войны, по Земле начала двигаться мало кем понятая Третья волна, трансформирующая всё, чего б она ни коснулась. Поэтому многие страны одновременно чувствуют влияние двух или даже трёх совершенно разных волн перемен, причём все они движутся с разной скоростью и несут в себе разную силу. …Мы будем рассматривать эру Первой волны как начавшуюся около 8 тыс. лет до н.э. и безраздельно господствовавшую но всей Земле примерно до 1650—1750 гг. н. э. Начиная с этого времени Первая волна утратила свою движущую силу, тогда как Вторая волна набирала мощь. Индустриальная цивилизация, производное этой Второй волны, стала доминировать на нашей планете, пока и она не дошла до своего гребня. Эта исторически последняя точка поворота достигла Соединённых Штатов в период, начавшийся примерно в 1955 г., — в том десятилетии, когда впервые количество «белых воротничков» и работников сферы обслуживания стало превышать число «синих воротничков». Это было то самое десятилетие, которое стало свидетелем широкого внедрения компьютеров, доступных путешествий на реактивных самолётах… В наши дни все страны, обладающие высокими технологиями, страдают от коллизии между Третьей волной и устарелыми, отвердевшими экономикой и учреждениями Второй волны». 1) Используя текст и знания обществоведческого курса, заполните таблицу.

9.1. Роль энергии в истории человечества. Энергия и жизнь

9.1. Роль энергии в истории человечества

Весь длительный процесс освоения энергии человеком можно разделить, хотя бы для удобства обсуждения, на четыре-пять этапов [по Алексееву, 1983, с модификациями].

Первый — этап мускульной энергии, он уходит в глубь тысячелетий и длится до V–VII в. н. э. Одним из самых замечательных достижений этого периода является овладение огнем: вначале поддержание костра, а затем добывание огня и запасание первого энергетического ресурса — дров.

Второй этап (VII–XVII вв.) относится к использованию энергии движущей воды и ветра, он связан с изготовлением специальных, порой очень непростых сооружений, требовавших коллективного труда и творчества. Техническая основа разработок этого времени — колесо.

Третий этап (с XVIII в. до начала XX в.) соответствует все более широкому применению «движущей силы огня», источником которого является химическая энергия топлива, накопленного в былых биосферах: каменного угля, нефти, газа, горючих сланцев и т. д.


Четвертый этап (с «XX в. наравне») не зря называют «золотым веком электричества». Благодаря его открытию, а главным образом созданию многочисленных приборов и движителей для человечества оказалось возможным освоить и энергетически обеспечить практически все уголки нашей планеты, более или менее пригодные для жизни.

Пятый этап развития энергетики, основанной на использовании энергии распада атома и синтеза ядра, практически станет определяющим только в следующем веке или (более осторожно) в следующем тысячелетии. Рассмотрим развитие энергетики человека в историческом плане.

Вспомним, что иссушение климата и уменьшение площадей лесов в конце третичного — начале четвертичного периода вынудили предков-гоминид перейти от древесного к наземному существованию. Только социальный образ жизни, развитие систем коммуникации, обучения и приготовления примитивных орудий защиты и труда позволили некоторым линиям гоминид, не имевшим ни густого меха, ни мощных когтей, твердо обосноваться в степях и саваннах, используя естественные укрытия и пещеры как убежища. Примитивные орудия труда, обнаруженные археологами вместе с человеческими останками, относятся к дальней дали веков. (Например, орудия, найденные при раскопках вблизи древнего греческого города Птолемаис в Македонии, изготовлены более 3 млн лет назад.) Конечно, первые орудия очень примитивны. Это камень с острым сколом, дубина, очищенная от сучьев, и позднее — копье, сильное смертоносное оружие. Но со временем они все более совершенствовались, с их помощью первобытный человек мог охотиться на диких животных, выкапывать съедобные корни, строить укрытия из деревьев. Сто лет назад были проведены сравнения, какой топор лучше: каменный или железный. Оказалось, что каменный топор ненамного хуже; дерево толщиной 17 см было им срублено за 7 мин, а железным — за 5.


Самым великим событием в развитии человечества на этом этапе было «приручение» огня. Точной даты нам не узнать, да ее, видимо, и не было: в различных регионах земли это происходило неоднократно и в разное время.

Недаром в мифах и легендах всех народов мира говорится о божественном происхождении огня. Огню очень долго поклонялись как божеству; не умея его добывать, старались сохранить в одном месте на долгие годы. В одной из пещер вблизи Пекина археологи обнаружили следы костра, который непрерывно горел в течение 500 тыс. лет на одном месте! Огонь зажигали от лесных пожаров, возникших от ударов молний, реже —от извержения вулканов.

Следующий огромный шаг в овладении человеком силами природы — это умение добывать огонь. Ф. Энгельс писал, что добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства. Постоянное применение огня резко изменило жизнь человека. Учеными доказано, что уже неандертальцы ели жареное мясо. Приготовление хлеба, вареного и жареного мяса существенно облегчило пищеварение, высвободив время и энергию для активных действий (т. е. в соответствии с ЭПИР доля активной энергии у человека возрастала по сравнению с другими млекопитающими; непосредственное увеличение потока использованной энергии по ЭПЭР в связи с использованием огня очевидно).

Однако прямые энергетические возможности человека определялись главным образом мощью его мускулов и крепостью костей. Средняя мощность мужчины около 0,1 л.с. Первыми машинами, преобразующими и запасающими энергию, по-видимому, можно считать самодействующие ловушки. В них использовалась сила тяжести животных (ямы) либо упругостные силы отогнутых ветвей, согнутых деревьев. Самый яркий пример облегченного варианта такой «машины» с дистанционным действием — это лук и стрелы.

На протяжении 3–4 млн лет технологическая эволюция человека протекала довольно медленно. Сотни тысяч лет, согласно данным раскопок в разных регионах Земли, традиции изготовления каменных орудий сохранялись почти неизменными. Но около 40 тыс. лет назад скорость эволюции значительно возросла. Неоценимую помощь человеку, прежде всего по энергетике, оказали первые прирученные животные и среди них — собака. Она помогала и выследить добычу, и охранять жилье, могла использоваться как тягловая сила, а в тяжелых случаях — и как подручный запас еды. Приручение различных животных, а с ними и разведение домашнего скота резко изменило весь образ жизни человека: от простого собирания «благ» дикой природы он перешел к их производству. Постепенно вместо собирания злаков он начинает их охранять, выращивать, а потом и сеять.


Десять — двенадцать тысяч лет назад с переходом к земледелию и скотоводству произошла так называемая неолитическая революция. Местом наиболее раннего ее проявления считается Передняя Азия. В этом регионе были не только необходимые дикорастущие злаки, но и животные, легко поддающиеся одомашниванию,— свиньи, козы, овцы, коровы. Сезонный сбор урожая однолетних растений вынудил человека делать запасы зерна, фуража, а отсюда и появилась возможность содержать животных. Потребовались новые орудия труда, не только каменные топоры, но серпы, мотыги, потребовались могучие быки, чтобы тянуть повозки с урожаем или перевозить домашний скарб при переселении с места на место, когда земля переставала родить. Неолитическая эволюция в течение нескольких тысячелетий распространилась по всему миру.

Используя действие огня, человек научился выплавлять из руды твердые металлы, на смену каменному веку пришел бронзовый, а за ним и железный. Неолитическая эволюция и прогресс энергетики привели к тому, что впервые в истории производство пищи и орудий труда стало постоянно превышать минимальные жизненные потребности. Появился прибавочный продукт, а с ним — собственность и государство. Уже не требовалось каждому человеку участвовать в добывании и производстве пищи. Появились квалифицированные специалисты, ремесленники, целиком занятые изготовлением определенных орудий труда и производства. Возросла роль знания, умения, специализации, расширился обмен товарами и идеями, улучшалось энергетическое обеспечение.



Изобретение колеса было одним из самых значительных изобретений этого времени (5–6 тыс. лет назад). Можно сказать, что первые государства и почти вся техническая цивилизация въехали в историю «на колесах». С их развитием потребовались новые источники энергии — простых мускульных сил не хватало. Государство, этот «аппарат насилия», позволяло решать задачу просто: заставить работать на себя другого, сделать его своим рабом, использовать его силу, брать от него больше, чем давать (таков только один из аспектов развития рабовладения — энергетический).

Мускульная сила рабов резко увеличила энергетические возможности рабовладельческих государств. Меньшинство захватило орудия производства, власть и стало эксплуатировать большинство, используя его труд и энергию,— образовались классы рабов и рабовладельцев. С помощью рабов прокладывались каналы для орошения земель и для отвода воды с затопляемых территорий. Создавались искусственные плотины, изменяющие течение крупных рек. Широко известны грандиозные сооружения, «чудо света», техники и рабовладения того времени,— египетские пирамиды. Удивляет количество труда, вложенного в них. Пять тысяч лет назад за 20–30 лет была построена одна из самых знаменитых пирамид — пирамида египетского фараона Хеопса. Ее высота соответствует высоте современного 50-этажного дома, длина 230 м. Ее возвели сто тысяч рабов из 2,3 млн блоков со средним весом 1,5 т, а некоторые — до 10–15 т. Щели между блоками меньше 0,5 см, грани пирамиды точно обращены на четыре стороны света. Какой яркий пример огромной энергетической мощности государства и… бессмысленного ее применения.

Труд рабов широко использовался в ткачестве, которое постепенно становилось одним из наиболее распространенных ремесел вплоть до создания ткацких мастерских — первых коллективов специалистов. На рабском труде было основано и тяжелое горное дело.


Рабство с течением времени стало тормозить процесс развития энергетики, как источник энергии оно изживало себя. Человек стал искать новые источники, и, естественно, что он обратил внимание на те, что всегда были перед ним: текущую воду и ветер. Мы знаем, что источником этой энергии, движителем круговорота воды и воздуха является поток солнечной энергии, но для древних людей первопричина не была особенно важной. Они уже давно эпизодически пользовались силой движущейся воды и ветра. Так мы переходим к описанию второго этапа развития энергетики, используемой человеком.

Этот этап, как и полагается по законам диалектики развития, давно вызрел в недрах первого периода. Доподлинно доказано старыми документами, что парус применялся не менее 4 тыс. лет назад, а водяное колесо, вращаемое потоком воды, насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю.

Но широкое использование энергии воды и ветра относится к фазе повсеместного перемещения народов в Европе, к V—VII вв. н.э.

С гибелью Римской империи и с фактическим затуханием рабовладения физический труд и энергия стали цениться гораздо дороже и старая энергетическая основа — мускульная сила потеряла ведущую роль. Становление нового феодального строя связано и с развитием новой техники. Если первое документальное упоминание о водяной мельнице относится к IV в., то к XI в. их насчитывались десятки тысяч. Добавим к этому, что если лошадь в технической установке заменяла 10 рабов, то хорошее водяное или ветряное колесо — до 100. Ветряные мельницы, хотя и появились позднее водяных, тоже быстро получили широкое распространение, но из-за непостоянства энергоносителя — ветра не могли заменить более непрерывно действующие водяные. Водяные колеса совершенствовались со временем, и к XI в. для их работы использовалась даже сила приливов (в Англии, Франции и позднее, при Иване Грозном, в России, на берегу Белого моря).


Средние века как раз и характеризуются переходом от ручного производства к машинному. Создаются прядильные и ткацкие станки, маслобойные и бумагоделательные машины, металлический сельскохозяйственный инвентарь, лесопильные установки. На все это требовалось огромное количество металла, а добыча руды и угля все усложнялась. Из-за выработки древесного угля, необходимого при выплавке стали (до изобретения кокса), сводились на нет огромные площади лесов. В наиболее промышленно развитой Англии практически не оставалось лесов. Можно говорить о первом серьезном экологическом кризисе, связанном с развитием промышленности.

Но гораздо более серьезным и угрожающим был энергетический кризис. Всем новым машинам нужны были мощные, постоянно действующие движители, независимые ни от положения, ни от сезона в отличие от ветряных и водяных колес. Идея надежного двигателя недаром занимала умы мыслителей того времени.

Своеобразным отражением энергетического кризиса являются многочисленные в то время попытки создать вечный двигатель. Видя кажущееся «самодвижение» воды и воздуха (реки, приливы — отливы, ветра), легко можно было представить, что хитроумная комбинация машин способна к вечному движению, а следовательно, и к постоянному совершению работы.

Естественно, что наибольшее число «изобретений» относилось к использованию энергии воды и воздуха. Среди них наиболее популярны комбинации спирального подъемника воды — архимедова винта и обычного водяного колеса, которые вращают друг друга; колесо, вращающееся под действием неуравновешенных грузов; и т. д. Попытки создания вечного двигателя крайне заманчивы. Они не прекращаются до сих пор, правда, уже на других сочетаниях движущих сил. Еще в 1775 г. Парижская академия приняла решение не рассматривать утопических проектов вечных двигателей из-за невозможности их создания. Это — крупное достижение науки того времени, очень важна его гносеологическая роль. По сути оно означает отказ от самодвижения во всех формах, необходимость учета внешней накачки энергией всех преобразователей энергии. Не мешает напомнить, что идея самодвижения и саморазвития любых систем автоматически приводит, с энергетической точки зрения, и к возможности существования самоисточников энергии, т. е. вечных двигателей, чего, как известно, в природе не обнаружено.

Выход из энергетического кризиса средневековья был найден с помощью приручения «движущей силы огня», использования перехода химической формы энергии в тепловую, применения силы сжатого пара. Это — третий этап развития энергетики человечества. И опять мы не знаем, когда была построена первая паровая машина. Может быть, это был эолопил Герона или одна из первых паровых пушек Архимеда. Хотя древние греки и были знакомы с действием паровых машин, но объяснения принципа их действия тогдашняя схоластическая наука дать не могла. Не была известна сущность происходящих при этом физических процессов (считалось, например, что воздух превращается в пар), а без этого создать серьезную, эффективно работающую машину было нельзя.

Только научная революция XVI–XVII вв., вызванная требованиями развивающихся капиталистических отношений, привела к возникновению опытной науки, сформулировавшей правила разработки и создания разнообразных энергетических движителей.

На стыке XVII и XVIII вв. были созданы первые длительно работающие паровые машины, вначале пригодные лишь для откачивания воды из шахт (одной из самых тяжелых задач того времени). Они были громоздкими и неэффективными, с к.п.д. не выше 0,3%! Фактически это были паровые насосы. Настоящая паровая машина непрерывного действия была разработана в Англии знаменитым изобретателем Джеймсом Уаттом во второй половине XVIII в. (Параллельно в России был разработан двухцилиндровый паровой двигатель умельцем-механиком с Урала Иваном Ползуновым, но со смертью автора изобретение было забыто.) В Англии, этой мастерской мира того времени, где две трети населения работали в промышленности, паровые машины распространились необычайно быстро; к началу XIX в., т. е. через 25 лет после изобретения Уатта, их насчитывалось более 1500, они заменяли работу 180 тыс. лошадей. За Англией поспешили континентальная Европа и Северная Америка. В России первая после двигателя И. Ползунова машина заработала на Урале в 1799 г. Паровая машина, по словам Энгельса, оказалась поистине интернациональным изобретением. И это неудивительно, так как она была единственным в то время средством решения проблемы энергетического кризиса. Паровые машины повышенного давления можно было поставить на колеса и получить самодвижущиеся по рельсам повозки; довольно быстро по рекам и внутренним водоемам пошли пароходы, а в 1838 г. Атлантический океан пересекли два парохода, использующие только паровую тягу. Таким образом, к середине XIX в. паровые машины практически везде пришли на смену естественным источникам энергии — воде и ветру. Наступил «золотой век пара», который, казалось бы, мог длиться очень долго. Но… чем больше возможностей, тем быстрее растут потребности. Быстрый количественный рост числа паровых машин, их непрерывные модификации (хорошая аналогия с ЭПЭР и ЭПИР в биологии) уже за хронологических полвека не смогли удовлетворять потребности в энергетических мощностях экспоненциально растущей экономики. Перечислим самые существенные недостатки паровых машин: низкий к.п.д. при увеличении числа и мощности машин приводил к громадному расходу топлива; передача движения от машины к станкам осуществлялась через целые системы трансмиссий, сложные и ненадежные; атмосфера городов с тысячами заводских дымовых труб становилась непригодной для жизни горожан.

В недрах XIX в. зрели новые способы преобразования и использования энергии, но только в XX в. электричество вступило в права основного энергодателя, энергопреобразователя и энергопереносчика. Существует рассказ о том, что когда Майкла Фарадея, открывшего явление электромагнитной индукции, спросили: «А зачем это надо?», он ответил: «Не знаю, но когда-нибудь вы это обложите налогом». Имелось в виду, что это явление будет широко применяться на практике. Но вряд ли и сам великий экспериментатор и все исследователи, изучавшие природу электрических и магнитных явлений, могли предвидеть, как широко войдет электричество в нашу экономику, в быт каждой семьи. Применение электричества резко повысило энергообеспеченность человечества, в том числе и удельную. Электрическая энергия имеет большие преимущества перед другими видами: она быстро и с малыми потерями передается на большие расстояния; может легко преобразовываться в другие виды энергии; к. п. д. электропреобразователей может быть очень высоким, вплоть до 100%. Источником ее может служить как энергия падающей воды, так и энергия органического топлива. Отметим, что около 80% получаемой в мире энергии, большая часть которой превращается в электрическую на огромных ТЭЦ и ГРЭС, производится на основе паровых турбин. Схема превращения энергии органического топлива (угля, нефти, газа, мазута) в электрическую энергию многоступенчата. Например, тепло сгорающего топлива нагревает воду в котле, вода превращается в пар высокого давления, он приводит в движение паровую турбину, турбина — ротор электрического генератора, находящийся в сильном магнитном поле, тоже создаваемом током.

Интересно отметить, что и для пятого этапа развития энергетики, основанного на использовании атомной энергии, основным энергоносителем тоже является пар. Современная атомная и, возможно, будущая термоядерная электростанция — это типичные тепловые станции. В них тапка парового котла заменяется на атомный или термоядерный реактор, а «тепловое тело» — пар — остается. А это значит, что к. п. д. таких станций, как и ранее, не будет высоким. Характерно резкое критическое высказывание по этому поводу профессора А. Китайгородского: «…Сегодняшняя атомная электростанция напоминает мне телегу, которую движет великолепный восьмицилиндровый двигатель» (цит. по [Чирков, 1981, с. 75]). «Дедовские» способы превращения тепла в электроэнергию через посредство пара действительно резко тормозят развитие новых методов производства энергии в наше время. Вот почему в нашем веке остается невысоким вклад атомной энергетики в общую энергетику человечества, не более 5% по прогнозам к 2000 г., хотя ее экологическая безвредность очень привлекательна при безаварийной работе.

Заканчивая обзор развития энергообеспеченности человечества в его эволюции, обратим внимание на то, что к настоящему моменту человек использует и рассеивает энергию, в десятки раз большую, чем среднее млекопитающее его размера. Это означает, что рост энергетических показателей является одним из важнейших факторов в эволюции человека и развитие всех его технологий связано с совершенствованием энергетики. По воспоминаниям соратника К.Маркса В.Либкнехта, познакомившись с работой одного из первых электродвигателей и действием модели железной дороги, К.Маркс сказал, что теперь результаты необозримы: за экономической революцией должна последовать политическая, так как вторая служит только выражением первой (цит. по [Карцев, Хазановский, 1984, с. 135]).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Продукты, из-за которых вы испытываете усталость уже в середине дня

С течением времени количество энергии используемой человеческим обществом стремительно растет: Attention Required! | Cloudflare – Прочитайте текст н выполните задания. Американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер (род. в 1928 г.), чьи размышления

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Залог активного дня — правильный завтрак и обед. Но некоторые из продуктов, к которым мы привыкли и едим каждый день, не дают энергию, а забирают ее. Именно поэтому после обеда нам хочется прилечь, а не продолжить работу. Да и завтрак иногда дает сил лишь на пару часов, а дальше приходится бодрить себя с помощью кофемашины.

Мы в AdMe.ru составили список продуктов, которые лучше не есть на завтрак и обед, если вы хотите оставаться активными и продуктивными.

1. Сладкий завтрак: хлопья, круассаны, йогурты

Все эти продукты, которые реклама представляет нам идеальными для завтрака, на самом деле содержат огромное количество сахара. Сладости, если съесть их натощак, стимулируют работу поджелудочной железы. Она начинает активнее вырабатывать инсулин, чтобы снизить сахар в крови. В результате после такого завтрака мы чувствуем не бодрость, а усталость.

Другой побочный эффект резкого скачка сахара в крови — аппетит. Так что не удивляйтесь, если спустя всего час после утреннего приема пищи вы придете на работу и снова захотите перекусить. Третий минус — через пару-тройку лет таких завтраков риск заболеть диабетом значительно возрастет.

Чтобы сделать первый прием пищи здоровее, включите в рацион каши на воде или молоке, а хлопья замените мюсли без сахара. В качестве добавок к ним можно использовать орехи и сухофрукты.

2. Белый хлеб

Белый хлеб люди потребляют в разном виде. Это могут быть утренние тосты и бутерброды или пицца на обед. Но он действует на организм так же, как и сладости, — стимулирует работу поджелудочной железы и провоцирует выброс инсулина. Результат все тот же — чувство усталости.

Кроме того, этот продукт имеет очень низкую питательную ценность. После всех обработок хлеб, который мы покупаем, содержит практически один крахмал, который бесполезен для насыщения организма. Поэтому, если вы привыкли вместо нормального обеда перекусывать на работе пиццей или бутербродами, не рассчитывайте, что они насытят вас до вечера. Скорее всего, вы захотите есть через пару часов, что приведет в итоге к лишнему весу.

Кроме того, Американский журнал полезного питания в 2015 году опубликовал интересное исследование, согласно которому потребление большого количества белого хлеба ведет к депрессии.

3. Энергетические напитки

Энергетические напитки, которые якобы делают из зомби живчиков, к сожалению, миф. Их классический состав — таурин и L-карнитин. Таурин и L-карнитин — это аминокислоты, они действительно участвуют в энергетическом обмене и присутствуют в наших мышцах и тканях органов. Но они никак не влияют на энергетический метаболизм.

Почему же мы чувствуем бодрость после энергетика? Причиной тому все тот же сахар. В одной банке его содержится около 13 ложек, в то время как дневная рекомендуемая Всемирной организацией здравоохранения норма употребления для человека — 6 ложек.

Благодаря повышению уровня сахара мы чувствуем ускорение сердцебиения и общий подъем активности, но он очень быстро проходит. А через некоторое время вас ждут усталость и головная боль. Если только вы не выпьете еще один энергетический напиток. Но злоупотребление ими приведет к проблемам с сахаром, а возможно, и сердцем.

4. Кофе

Кофе вызывает в нашем организме такую же реакцию, что и реальная опасность. Когда кофеин попадает в кровь, надпочечники начинают вырабатывать адреналин и кортизол. Это, безусловно, бодрит, поэтому на короткий промежуток времени кофе действительно может сделать нас более энергичными. Если выпивать одну чашку кофе изредка, то приятный эффект бодрости довольно быстро пройдет, но никакого вреда не будет.

Если же вы систематически стараетесь себя взбодрить, выпивая каждый день по несколько кружек, надпочечники просто перестанут на это реагировать. Вы привыкнете к напитку, и каждый раз нужны будут все большие дозы, чтобы взбодриться. Организм будет реагировать на это скачками энергии: сначала вы будете активны, но потом полностью разбиты.

Выход из этого круга — пить кофе не каждое утро, а время от времени. Тогда этот напиток действительно будет выполнять свою бодрящу

Desktop / Экология / otvety 2

1. Термин “экология” был предложен -2)
Э. Геккелем;

2. Изучением
взаимоотношений в системе «человеческое
общество – природа» занимается: — 2)
социальная экология;

3. Общие
закономерности организации жизни
изучает: -4) теоретическая экология;

4. Изучением
механизмов разрушения биосферы человеком,
способы предотвращения этого процесса
занимается: -2) прикладная экология;

5. Когда
окончательно оформилась экология как
самостоятельная наука? -4) в начале ХХ
столетия;

6. На каком
уровне пищевой цепочки находится
консумент первого порядка? -3) на втором;

7. Совокупность
особей одного вида, единого происхождения,
занимающую определённый участок,
называют -1) популяцией;

8. Все
популяции, занимающие данную территорию
– это -3) сообщество;

9. Средний
прирост за единицу времени называют
-2) темп роста;

10. Изучением
взаимодействия человека как биосоциального
существа с окружающим миром занимается:
-5) экология человека.

11. Положительные
взаимные воздействия организмов в
природе – это: -2) мутуализм;

12. Фактор,
уровень которого приближается к пределам
выносливости организма, называется:
-4) лимитирующим;

13. К
непериодическим факторам относят: -4)
цунами;

14. Вредные
вещества, влияющие на функцию деторождения:
-3) тератогены;

15. Дайте
определение нейтрализма: -1) сожительство
двух видов не влечёт каких – либо
последствий для обоих;

16. Природное,
жизненное пространство, занимаемое
биоценозом, называется: -3) биотопом;

17. Форма
взаимосвязей между видами, при которой
организмы одного вида живут за счёт
питательных веществ или тканей другого
вида: — 1) паразитизм;

18. Организмы,
питающиеся готовыми органическими
веществами, называются: -2) гетеротрофными;

19. Систему
длительных наблюдений за состоянием
окружающей среды и процессами,
происходящими в экосистемах и биосфере,
называют: -2) модификацией;

20. Соотношение
между величиной природных ресурсов и
размерами их использования называется:
-2) ресурсообеспеченность;

21. Что изучает
синэкология? -2) сообщества;

22. На каждом
этапе передачи вещества и энергии по
пищевой цепи теряется примерно: -4) 90%;

23. Дайте
определение аменсализма: -5) подавление
одного организма другим без видимого
сопротивления подавляемого.

24. Характеризует
равномерность или неравномерность
распределения вида в биоценозе -4) частота
встречаемости;

25. Стадия
развития биосферы, когда разумная
человеческая деятельность становится
главным, определяющим фактором: -3)
ноосфера;

26. Содержание
углекислого газа в атмосфере составляет:
-2) 0, 03 %;

27. Нижний
слой атмосферы, в котором происходит
перераспределение влаги и тепла:-3)
тропосфера;

28. Кто ввёл
термин “биосфера” в научную литературу?
-2) Э. Зюсс; 1975г.

29. Тенсли
ввел понятие об экосистеме в: -3) 1935;

30. Сфера
разума – это: -1) ноосфера;

31. Сколько
заповедников существует в Казахстане
на современном этапе? -1) 10;

32. В каком
году был создан заповедник Аксу-Джабаглы?-5)
1926 г.

33. Как
называется неоднородное распределение
биоценоза по горизонтали? -4) мозаичность;

34. Сколько
вещества и энергии передается с одного
трофического уровня на другой? -1) 10 %;

35. В каком
году произошла крупнейшая за всю историю
развития человечества катастрофа на
Чернобыльская АЭС? -4) 1986:

36. Изучением
экологических проблем Земли как планеты
занимается: -3) глобальная экология;

37. На каком
озере Казахстана проживает самая
северная в мире популяция розовых
фламинго? -4) Тенгиз;

38. Границы
биосферы в гидросфере достигают глубины:-
2) 10 – 11 км;

39. В какой
части нашей Республики расположены
огромные запасы нефти? -4) на западе;

40. Что изучает
аутэкология? -3) особи;

41. К возобновимым
ресурсам относятся: -3) животный и
растительный мир;

42. К
невозобновимым природным ресурсам
относятся: -4) полезные ископаемые;

43. Укажите
неисчерпаемые ресурсы: -1) энергия ветра,
солнечная энергия;

44. Что изучает
демэкология? -1) популяции;

45. Приспособления
организмов к среде называют: -4) адаптация;

46. Факторы,
порожденные человеком и воздействующие
на окружающую среду, называются: -3)
антропогенные;

47. Содержание
азота в атмосферном воздухе составляет:
-2) 78 %;

48. В каком
году был введен термин «биосфера»?: -3)
1875; Зюссе.Э.

49. Организмы,
живущие за счет мертвого органического
вещества и переводящие его в неорганические
вещества: -4) редуценты;

50. Гетеротрофные
организмы, потребляющие органическое
вещество растений: -2) консументы;

51. Кто ввёл
понятие “экологическая ниша?” -5) Ч.
Элтон.

52. Увеличение
концентрации какого газа приводит к
усилению парникового эффекта? -2)
углекислого газа СО2;

53. Какое
число звеньев может быть в пищевой цепи?
-4) 4 – 6;

54. Виды,
создающие среду для всего сообщества,
без которых невозможно его существование,
называют: -2) эдификаторы;

55. Число
особей данного вида на единицу площади
или объема занимаемого ими пространства
называется: -5) численность.

56. По В.И.
Вернадскому совокупность всех живых
организмов называют: -1) биосферой;

57. Уголь,
нефть, известняк относят к: -4) биогенным
веществом;

58. Вся неживая
природа относятся к: -4) к осному веществу;

59. Поступление
в окружающую среду любых твердых, жидких
и газообразных веществ микроорганизмов
или энергий в количествах, вредных для
здоровья человека, животных, состояния
растений и экосистем, называют: -3)
загрязнение;

60. Какие
компоненты экосистемы являются
редуцентами? -5) бактерии.

61. К какой
группе организмов относится человек?
-2) к консументам;

62. К какому
трофическому уровню относится зерно?
-5) к первому уровню.

63. Слово
экология в переводе с греческого
означает: -2) наука о доме;

64. Какой
Государственный национальный природный
парк находится на территории Павлодарской
области? -3) Баянаул;

65. Отношения
типа “паразит — хозяин” состоят в том,
что паразит: -4) приносит вред, но лишь в
некоторых случаях приводит к скорой
гибели хозяина;

66. Деятельность,
связанная с реализацией экономических,
военных, рекреационных и культурных
интересов человека, вносящая физические,
химические, биологические изменения в
окружающую природную среду, называется:
-5) антропогенное воздействие.

67. Территория,
занимаемая популяцией, называется: -2)
ареал;

68. 21%
атмосферного воздуха составляет: -4)
кислород;

69. К какому
типу относится загрязнение атмосферы
на территории города? -2) местному типу;

70. Ядохимикаты
для борьбы с сорняками называют: — 3)
гербициды;

71. Природные
объекты и явления, которые человек
использует для создания материальных
благ, называют: -1) природные ресурсы;

72. Все
пригодные для употребления вещественные
составляющие литосферы, используемые
в хозяйстве, являются ресурсами: -2)
минеральными;

73. Отрасль
права, которая регулирует общественные
отношения в сфере взаимодействия
общества и природы, называют: -2)
экологическим правом;

74. Наиболее
распространёнными химическими
загрязнителями воды являются: -3) нефть
и нефтепродукты;

75. Временные
объединения животных, которые проявляют
биологически полезную организованность
действий, называют -1) стаи

76. Форму
взаимоотношений между двумя видами,
когда деятельность одного из них
доставляет пищу или убежище другому
называют: -3) комменсализмом;

77. Форма
экологических отношений, отрицательно
сказывающихся на обоих взаимодействующих
партнёрах – это: -3) конкуренция;

78. Общее
количество особей популяций на выделяемой
территории называют: -1) численностью;

79. Биотическими
факторами называются: -2) факторы живой
природы;

80. В каком
году был введен термин «экология»? -2)
1866; Геккель.

81. Отношения,
при которых для одного из двух
взаимодействующих видов последствия
совместного обитания отрицательны, а
для другого нейтральны, получило
название: -3) аменсализм;

82. Мутагенами
называются вредные вещества, вызывающие
в организме человека: -4) изменения в
генетической структуре клетки;

83. В каком
году был произведён первый атомный
взрыв на Семипалатинском полигоне? -4)
в 1949 году;

84. Благодаря
какому движению был закрыт Семипалатинский
полигон? -4) Невада-Семипалатинск;

85. Обычно
смог появляется над: -4) крупными городами;

86. Какое
загрязнение вызывают вирусы? -3)
биологическое;

87. Международная
некоммерческая организация, занимающаяся
освещением проблем сохранения
биоразнообразия планеты: -4) МСОП;

88. Самопитающиеся
организмы, которые, используя энергию
солнечного света, синтезируют органические
вещества из углекислого газа и воды –
это: -2) продуценты;

89. Бактерии
и грибы чаще всего являются: -1) редуцентами;

90.
Растительноядные животные – это -1)
консументы 1 – го порядка;

91. Источники
загрязнения атмосферы, находящиеся в
зоне недеформированного ветрового
потока, превышающую высоту здания в 2,5
раза, называются: -4) незатененные;

92.
Видами-эдификаторами чаще всего являются:
-2) растения;

93. Какие
ресурсы относятся к невозобновимым
ресурсам? -3) минеральное сырье;

94. Хищники
в природном сообществе: -5) оздоровляют
популяцию жертв и регулируют ее
численность.

95. Назовите
организмы первого трофического уровня:
-2) растения;

96. Дайте
определение экологической плотности
популяции: -2) среднее число особей на
единицу площади или объема, занимаемого
популяцией пространства;

97. Укажите
наиболее полное определение экологической
ниши: -4) положение вида в пространстве,
его место в сообществе;

98. Живая
оболочка Земли, это: -4) биосфера;

99.
Специализированное учреждение ООН,
международная организация, занимающаяся
вопросами регулирования трудовых
отношений: -5) МОТ.

100. Верхняя
твердая оболочка Земли, это -2)литосфера;

101. Воздушная
оболочка Земли, это -3) атмосфера;

102. Как
называется благоприятная зона
экологического фактора? -2) оптимумом;

103. На какой
высоте в атмосфере расположен озоновый
слой? -3) 20 – 25 км;

104. Толщина
озонового слоя, расположенного в
стратосфере составляет: -5) 2-4 мм.

105. Право
каждого человека на благоприятную
окружающую среду и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровья, указано в:
-3) Конституции РК;

106. Максимальное
количество загрязняющих веществ, которое
в единицу времени может быть сброшено
данным предприятием в водоем, называется:
-2) ПДС;

107. Шум
промышленного предприятия можно отнести
к: -3) антропогенному фактору;

108. Максимальное
количество загрязняющих веществ, которое
в единицу времени может быть выброшено
данным предприятием в атмосферу,
называется: -3) ПДВ;

109. Выпадение
кислотных дождей связано с: -4) выбросами
в атмосферу диоксида серы, оксидов
азота;

110. Загрязнение
природной среды живыми организмами,
вызывающие у человека различные
заболевания, называются: -2) биологическими
загрязнениями;

111. Канцерогенами
называют вещества, вызывающие: -2) раковые
заболевания;

112. Какую
функцию выполняет озоновый слой
атмосферы? -2) является защитным экраном
от ультрафиолетовых лучей;

113. Парниковый
эффект, связанный с накоплением в
атмосфере углекислого газа, сажи и
других твердых частиц вызовет: -3)
повышение температуры и приведет к
неблагоприятным изменениям в биосфере;

114. Концентрация
вредного вещества в воздухе, которая
не должна оказывать на человека прямого
или косвенного вредного воздействия
при неопределенно долгом воздействии.
называется: -2) ПДК сред. сут.;

115. Температуру
и влажность воздуха можно отнести к:
-4) абиотическим факторам;

116. Поступление
в воду различных ядовитых веществ,
называется: -1) химическим загрязнением;

117. Причины
возникновения «озоновых дыр» в
атмосфере:-5) увеличение концентрации
фреонов.

118. Концентрация
вредного вещества в воздухе, которая
не должна вызывать при вдыхании его в
течение 30 минут рефлекторных реакций
в организме человека (ощущение запаха
и др.), называется: -3) ПДК макс. раз;

119. Загрязнение
водоемов, связанное с повышением
температуры вод в результате их смешивания
с более нагретыми поверхностными или
технологическими водами, называется:
-5) тепловое.

120. С выхлопными
газами и выбросами промышленных
предприятий в атмосферу попадают: -3)
диоксид углерода;

121. Загрязнение
водоемов, связанное с попаданием в воду
различных механических примесей,
называется: -3) механическое;

122. Непрерывный
круговорот из внешней среды в организмы
и обратно во внешнюю среду называют:
-2) биогеохимическими циклами;

123. К какому
экологическому фактору среды относится
вырубка леса? -2) антропогенному фактору;

124. Какой из
источников загрязнения вод приносит
наибольший вред? -4) сброс неочищенных
сточных вод;

125. Какой
город Казахстана стоит на первом месте
по загрязнению автотранспортом? -2)
Алматы;

126. Вид
рекультивации, предназначенный для
предварительной подготовки нарушенных
территорий для различных видов
использования, называется: -2) техническая
рекультивация;

127. Какой
регион объявлен зоной экологического
бедствия?-4) регион Аральского моря;

128. Снижение
уровня воды Аральского моря связано в
основном с: -3) увеличением забора воды
на орошение из Амударьи и Сырдарьи;

129. В почвах,
находящихся вблизи от автомобильных
дорог накапливается чаще: -3) свинец.

130. Показатели
здоровья и продолжительности жизни
населения достоверно ниже нормы при
ситуации экологического: -2) бедствия;

131. Показатели
здоровья и продолжительности населения
ниже нормы, но еще не наблюдается
достоверного статистического сокращения
продолжительности жизни при ситуации
экологического: -5) кризиса.

132. Какой
антропогенный фактор приводит к
опустыниванию? -2) интенсивная пастьба
скота;

133. Восстановление
нарушенных земель, называется: -2)
рекультивацией;

134. Какие
территории Казахстана подвержены к
опустыниванию?-2) Приаралье;

135. Укажите
один из основных принципов Концепции
Устойчивого Развития: -3) «экономическое
развитие в отрыве от экологии ведет к
превращению планеты в пустыню»;

136. Укажите
наиболее экологически безопасные
способы получения энергии: -5) ветровые
электростанции.

137. В каком
году был принят в Казахстане Экологический
кодекс? -1) 2007 год;

138. Создание
растительного покрова на нарушенных
землях, является:-4) биологическая
рекультивация;

139. Гусеницы
в пищевой цепи являются: -2) консументами;

140. В каких
особо охраняемых природных территориях
обеспечивается выполнение экологической,
рекреационной и научной цели? -2) в
национальных парках;

141. Участки
территорий или акваторий, навечно
изъятые из хозяйственного использования,
на которых сохраняются в возможно более
полном естественном состоянии все
природные компоненты и их закономерные
сочетания – природные комплексы
называются: -4) заповедники;

142. Укажите
отходы, представляющие наибольшую
угрозу для человека и всей биоты: -3)
радиоактивные отходы;

143. Основной
химический компонент – загрязнитель
реки Нуры, протекающей в Центральном
Казахстане: -4) ртуть;

144. Какой
источник оказывает наибольшее шумовое
воздействие на окружающую среду -5)
автотранспорт.

145. Укажите
наиболее радикальную меру охраны
воздушного бассейна: -1) экологизация
технологических процессов;

146. Укажите
начальный этап безводной и безотходной
технологии производства: -4) создание
оборотного водоснабжения;

147. Стратегия
устойчивого развития направлена на
достижение гармонии: -2) между обществом
и природой;

148. Какие
источники за короткий промежуток времени
в воздух выбрасывают большое количество
вредных веществ: -2) залповые;

149. Источники
загрязнения атмосферы, при которых
выбрасываемыми в атмосферу загрязнениями
создаются высокие концентрации только
на территории промышленной площадки,
а в жилых районах ощутимых загрязнений
не наблюдается, называются; -3)
внутриплощадные;

150. Источники
загрязнения атмосферы, при которых
выбрасываемые в атмосферу загрязнения
потенциально способны создавать высокие
концентрации на территории жилого
района, называются: -2) внеплощадные;

151. Выброс,
поступающий в атмосферу через специально
сооруженные газоходы, воздуховоды,
трубы, называется -3) организованный;

152. Выбросы,
непосредственно поступающие в атмосферу
от тех или иных источников, называются:
-2) первичные;

153. Все земли
в пределах страны и мира, входящие по
своему назначению в следующие категории:
сельскохозяйственные, населенных
пунктов, несельскохозяйственного
назначения, называются: -4) земельный
фонд;

154. Стадия
взаимодействия между обществом и
природой, на которой до предела обостряются
противоречия между экономикой и
экологией, а возможности поддержания
природных комплексов в условиях
антропогенного воздействия серьезно
подорваны, получила название. -5)
экологический кризис.

155. Основной
принцип мониторинга: -2) непрерывное
слежение;

156. Степень
соответствия характеристик среды
потребностям людей и технологическим
требованиям, называется: -4) качество
окружающей среды;

157. Уровень,
который не представляет опасности для
здоровья человека, состояния животных,
растений, их генетического фонда,
называется: -3) ПДУ;

158. Максимально
возможные антропогенные воздействия
на природные ресурсы или комплексы, не
приводящие к нарушению устойчивости
экологических систем, называется: -5)
ПДН.

159. Укажите
один из основных принципов Концепции
Устойчивого Развития: -3) «Упор на экологию
без экономического развития закрепляет
нищету и несправедливость»;

160. В каком
году проходила Конференция ООН по охране
окружающей среды в Рио-де-Жанейро? -4)
1992;

161. Территория,
на которой в отличие от заповедников
запрет накладывается только на
определенные виды хозяйственной
деятельности и хозяйственного
использования естественных природных
ресурсов, называется: -2) заказник;

162. Уникальные,
невоспроизводимые природные объекты,
имеющие научную, экологическую, культурную
и эстетическую ценность, называются:
-3) памятник природы;

163. Какой
национальный парк находится на территории
Акмолинской области? -1) Боровое;

164. Объекты,
к которым относятся земля, воды, недра,
дикие животные и другие элементы
природной среды, которые находятся на
территории государства, называются:
-2) национальные;

165. Вредные
вещества, вызывающие отравления в
организме человека: -4) токсичные;

166. Назовите
вещества 1 класса опасности: -5)
чрезвычайноопасные.

167. ПДК (мг/м3)
малоопасных веществ составляет: -2) >
10;

168. Ядохимикаты
против насекомых называются: -3)
инсектициды;

169. Ядохимикаты
против грызунов называются: -5) пестициды.

170. Какова
соленость воды (г/л) в Аральском море на
сегодняшний день? -1) 27,0;

171. Метод,
используемый для удаления в отстойных
сооружениях из сточных вод взвешенных
веществ, называется: -2) отстаивание;

172. Метод,
используемый для удаления из сточных
вод нефтесодержащих веществ, называется:
-5) фильтрование.

173. Воды,
использованные промышленными или
коммунальными предприятиями и населением
и подлежащие очистке от различных
примесей, называются: -3) сточными;

174. Наиболее
эффективным видом очистки является:
-3) биологическая очистка;

175. Показатель,
качественно и количественно отражающий
присутствие в окружающей среде
вещества-загрязнителя и степень его
воздействия на живые организмы,
называется: -2) индекс загрязнения;

176. Содержание
вещества в объекте окружающей среды,
определяемое суммой глобальных и
региональных естественных и антропогенных
вкладов в результате дальнего или
трансграничного переноса, называется:
-4) фоновая концентрация;

177. Концентрация
(мг/м3), которая при ежедневной работе в
течение 8 ч или при другой продолжительности,
но не более 41 ч в неделю в течение всего
рабочего стажа не может вызвать
заболеваний или отклонений в состоянии
здоровья в процессе работы или в
отдаленные сроки жизни настоящего и
последующих поколений, называется: -3)
ПДК рабочей зоны;

178. Использование
воды без изъятия ее из мест естественной
локализации, называется: -5) водопользование.

179. Использование
воды, связанное с изъятием ее из мест
локализации с частичным или полным
безвозвратным расходованием и с
возвращением в источники водозабора в
загрязненном состоянии, называется:
-3) водопотребление;

180. Показатель
вредности, характеризующий способность
вредного вещества изменять органолептические
свойства воды: -4) органолептический;

181. Определяет
влияние вещества на процессы естественного
самоочищения вод: -5) общесанитарный.

182. Показатель,
характеризующий воздействие вредного
вещества на организм человека:- 4)
санитарно-токсикологический;

183. Показывает
токсичность вредного вещества для живых
организмов, населяющих водный объект:
-2) токсикологический;

184. Показатель
вредности, определяющий порчу качества
промысловых рыб: -1) рыбохозяйственный;

185. Техническая
система, при которой предусмотрено
многократное использование в производстве
отработанных вод при очень ограниченном
их сбросе, называется: -3) оборотное
водоснабжение;

186. Система
промышленного водоснабжения и
водоотведения, в которой многократное
использование воды в одном и том же
производственном процессе, осуществляется
без сброса сточных вод в водоемы,
называется: -4) замкнутый цикл
водопользования;

187.
Прогнозирование и оценка возможных
отрицательных последствий в окружающей
природной среде под влиянием деятельности
человека является задачей: -2) прикладной
экологии;

188. В пищевой
цепи зерно→мышь→змея→беркут беркут
является: -3) консументом 3-го порядка;

189. Какой
трофический уровень занимает человек
в пищевой цепи водоросли→рыба→человек→бактерии?
-4) третий;

190. Редуцентами
являются: -5) грибы.

191. Укажите
один из законов Б. Коммонера: -5) «Ничто
не дается даром».

192. Материал,
защищающий от рентгеновского излучения:
-3) свинец;

193. Годовой
уровень облучения персонала, не
вызывающего при равномерном накоплении
дозы в течение 50 лет, неблагоприятных
изменений в состоянии здоровья самого
облучаемого и его потомства, называется:
-2) ПДД;

194. Какое
излучение обладает наибольшей проникающей
способностью: -4) гамма-излучение;

195. В каком
году был выпущен первый том Красной
Книги Казахстана? -3) 1978;

196. Наиболее
опасным видом альтернативной энергии
для человечества и природы является:
-5) атомные станции.

197. К
возобновимым природным ресурсам
относятся: -3) растения;

198. К
неисчерпаемым природным ресурсам
относятся: -4) приливы и отливы;

199. Мигрирующие
виды животных относятся к: -2) международным
объектам охраны окружающей среды;

200.
Целенаправленно организованный,
планомерно и систематически осуществляемый
процесс овладения экологическими
знаниями и навыками означает: -4)
экологическое образование;

201. ПДК (мг/м3)
веществ 1 класса опасности составляет:
-3) <0,1;

202. ПДК (мг/м3)
веществ 2 класса опасности составляет:
-4) 0,1-1,0;

203. ПДК (мг/м3)
умеренно опасных веществ опасности
составляет: -1) 1,0-10;

204. По
организации отвода и контроля промышленные
выбросы в атмосферу могут классифицироваться
на:1) организованные и неорганизованные

205. По режиму
отвода промышленные выбросы в атмосферу
могут классифицироваться на: -1) непрерывные
и периодические;

206. По
температуре промышленные выбросы в
атмосферу могут классифицироваться
на:-1) нагретые и холодные;

207. По
локализации промышленные выбросы в
атмосферу могут классифицироваться
на: -3) основного, вспомогательного и
подсобного производств;

208. Выбросы,
непосредственно поступающие в атмосферу
от тех или иных источников, называются:
-1) первичные;

209. Выбросы,
являющиеся продуктами образования
первичных, характеризующиеся большей
токсичностью и опасностью, называются:
-2) вторичные;

210. По месту
расположения источники загрязнения
воздушного пространства промышленными
выбросами делятся на: -2) незатененные,
или высокие и затененные, или низкие;

211. По дальности
распространения источники загрязнения
воздушного пространства промышленными
выбросами делятся на: -2) внутриплощадочные
и внеплощадочные;

212. ОБУВ
расшифровывается как: -2) ориентировочный
безопасный уровень воздействия;

213. При
адсорбционных методах для поглощения
газов используются: -4) активированные
угли;

214. Основным
потребителем пресной воды в южных
районах является: -2) сельское хозяйство;

215. Основная
причина увеличения углекислого газа в
атмосфере: -4) сжигание топлива;

216. Принцип
экологической ниши открыл: -3) Гаузе;

217. Насколько
глубоко существует жизнь ниже уровня
моря: -3) 11 км;

218. Скорость
малого круговорота углекислого газа в
биосфере составляет: -2) 300 лет;

219. Скорость
малого круговорота кислорода в биосфере
составляет: -1) 1000 лет;

220. Что
является основным источником поступления
свинца в атмосферу: -3) автомобильный
транспорт;

221. Что можно
отнести к физическому загрязнению? -4)
температура, шум;

222. В каких
областях Земли наблюдается наибольшая
площадь озоновых дыр? -5) над Антарктидой.

223. Кто основал
Учение о биосфере?: -3) Вернадский;1927

224. Какой
фактор можно отнести к антропогенному:
-5) выхлопные газы.

225. К продуцентам
в водоемах можно отнести: -2) водоросли;

226. Основная
часть живого вещества биосферы состоит
из: -4) растений;

227. Загрязнение
окружающей среды живыми организмами
называется: -3) биологическое;

228. В
абиотические факторы ошибочно отнесены:
-1) растения;

229. Причиной
гибели Арала явилось: -3) посадка
монокультуры хлопка;

230. Основная
экологическая проблема Каспия: -4)
загрязнение нефтью;

231. Экосистема
озера относится к : -2) мезоэкосистмеме;

232. В цепи
Зерно→курица→волк→бактерии волк
является: -3) консументом 2 порядка;

233. К какой
возрастной группе относятся особи, не
достигшие возраста размножения: -5)
пререпродуктивная.

234. К какой
возрастной группе относятся особи,
утратившие способность размножаться:
-3) пострепродуктивная;

235. Возраст
Земли составляет: -3) 4,7 млрд лет;

236. Наиболее
плотно жизнь в атмосфере распространена
до высоты: -1) 50 м;

237. Нижний
слой атмосферы называется: -2) тропосфера;

238. Содержание
базальтов, гранитов и других магматических
пород в земной коре составляет:-5) 70 %.

239. Морская
вода по Вернадскому относится к : -2)
биокосному веществу;

240. Символом
большого круговорота является: -3)
спираль;

241. К какой
функции живого вещества относится
накопление в своих телах многих химических
элементов: -5) концентрационная.

242. К какой
функции живого вещества относится
размножение, рост и перемещение в
пространстве живого вещества: -3)
биохимическая;

243. Ноосфера
означает: -3) «мыслящая оболочка»;

244. Вредные
вещества, вызывающие повышенную
чувствительность организма к
веществам-аллергенам: -4) сенсибилизирующие;

245. Вредные
вещества, вызывающие образование
злокачественных опухолей: -5) канцерогенные.

246. Вредные
вещества, которые воздействуют на
генетический аппарат клетки: -4) мутагенные;

247. Вредные
вещества, вызывающие поражение верхних
и глубоких дыхательных путей: -3)
раздражающие;

248. Чтобы не
нарушать равновесие природной экосистемы
человек должен потреблять не более: -1)
1% от ее ресурсов;

249. Ресурсы,
которые способна дать река, приливы и
отливы океана, называются: -2)
гидроэнергетические;

250. К какой
группе природных ресурсов относится
почва? -3) возобновляемые;

251. Соотношение
между величиной природных ресурсов и
размерами их использования называется:
-3) ресурсообеспеченность;

252. Документ,
удостоверяющий право его владельца на
использование в фиксированный период
времени природного ресурса, а также на
размещение отходов, выбросы и сбросы:-1)
лизензия;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *