Самооценка включает в себя следующие перечисленные функции: СГА ответы Комбат бесплатно — 0352.01.02;МТ.01;1 – Ответы на 82 тестовых вопроса по дисциплине «Физическая культура» (Термин «физическая культура». Первый институт физической культуры. Основные упражнения на тредбане), страница 2

Содержание

Ответы на 82 тестовых вопроса по дисциплине «Физическая культура» (Термин «физическая культура». Первый институт физической культуры. Основные упражнения на тредбане), страница 2

ОТВЕТ — 1, 2, 3, 4

ВОПРОС — Самооценка
включает в себя следующие перечисленные функции: 1) сравнительное познание
себя; 2) прогностическую; 3) регулятивную; 4) эвристическую. Правильным ответом
является

ОТВЕТ — 1, 2, 3

ВОПРОС — Главной
побудительной, направляющей и регулирующей силой поведения личности, является

ОТВЕТ — потребность

ВОПРОС — Из
перечисленных компонентов: 1) эмоциональный; 2) познавательный; 3)
поведенческий; 4) деятельностный – в структуре интереса различают

ОТВЕТ — 1, 2, 3

ВОПРОС — Из
перечисленного: 1) должествование; 2) дружеская солидарность; 3) подражание; 4)
процессуальная; 5) игровая – мотивами физкультурно-спортивной деятельности
являются

ОТВЕТ — 1, 2, 3, 4, 5

ВОПРОС — Совокупность
отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной
деятельности выражают

ОТВЕТ — ценностные
ориентации


ВОПРОС — Из
перечисленного: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3)
гигиенические факторы; 4) спорт – к средствам физической культуры относятся

ОТВЕТ — 1, 2, 3

ВОПРОС — Динамическое
состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию
посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности,
правомерно рассматривать как

ОТВЕТ — физическое
совершенство

ВОПРОС — Из
перечисленного: 1) спортивные школы; 2) спортивные секции; 3) спортивные клубы;
4) внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные и спортивные
организации – к учреждениям дополнительного образования относят

ОТВЕТ — 1, 2, 3, 4

ВОПРОС — Организации
физкультурно-спортивной направленности могут создаваться и функционировать
только в тех организационно-правовых формах, которые установлены

ОТВЕТ — гражданским
кодексом РФ и Федеральными законами

ВОПРОС — Главным
органом в системе управления физической культуры и спорта в России является

ОТВЕТ — Федеральное
агентство по физической культуре и спорту

ВОПРОС — Текущая
исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов по физической
культуре и спорту имеет _______ характер.

ОТВЕТ — подзаконный

ВОПРОС — Правовое
регулирование представляет собой воздействие на социально-педагогические и
экономические отношения в сфере физической культуры и спорта при помощи системы

ОТВЕТ — юридических
норм

ВОПРОС — Систему
нормативно-правовых актов о физической культуре и спорте можно разделить на
группы: 1) нормативные акты федеральных органов государственной власти; 2)
нормативные акты о физической культуре и спорте федеральных органов управления;
3) законы и подзаконные акты субъектов РФ; 4) постановления местных органов
государственного управления. Правильным ответом является


ОТВЕТ — 1, 2, 3, 4

ВОПРОС — Из
перечисленного: 1) постановления правительства РФ; 2) постановления
Федерального агентства по физической культуре и спорту; 3) законы и подзаконные
акты субъектов РФ; 4) постановления местных органов государственного управления
– к нормативным актам о физической культуре и спорте федеральных органов
управления, имеющих подзаконный характер, относятся

ОТВЕТ — 1, 2

ВОПРОС — Федеральный
закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» вступил в
силу в

ОТВЕТ — 1996 г.

ВОПРОС — Физическая
культура, как учебная дисциплина в вузе является

ОТВЕТ — обязательной

ВОПРОС — Физическое
воспитание в учебных учреждениях осуществляется на основе государственных
образовательных программ, в которые включены следующие виды работ: 1) учебная;
2) внеучебная; 3) физкультурно-оздоровительная; 4) спортивная. Правильным
ответом является

ОТВЕТ — 1, 2, 3, 4

ВОПРОС — Исторически
физическая культура складывалась под влиянием практических

ОТВЕТ — потребностей
общества

ВОПРОС — Ценности
физической культуры формируются в процессе усвоения личностью

ОТВЕТ — социального
опыта

ВОПРОС — Из
перечисленного: 1) произведения искусства; 2) виды спорта; 3) этические нормы,
регулирующие поведение человека; 4) методика тренировки; 5) учебные программы –
к духовным ценностям физической культуры относят

ОТВЕТ — 1, 2, 3

ВОПРОС — Из
перечисленного: 1) здоровье; 2) телосложение; 3) двигательные умения и навыки;
4) двигательные действия – к ценностям физической культуры относят

ОТВЕТ — 1, 2, 3

ВОПРОС — Из
перечисленного: 1) отдых, развлечение, удовольствие; 2) трудолюбие; 3) навыки
поведения в коллективе; 4) чувства долга, чести, совести, благородства; 5)
средства воспитания и социализации; 6) рекорды, победы, традиции – к
социально-психологическим ценностям физической культуры относят


ОТВЕТ — 1, 2, 3, 4,
5, 6

ВОПРОС — Методы и
средства развития физического потенциала человека как основы организации его
активности, спортивная подготовка, закаливание и здоровый стиль жизни относятся
к ___________ ценностям.

ОТВЕТ -
интеллектуальным

ВОПРОС — Внутренняя
дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения,
настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу
и поражение относятся к ценностям

Формирование самооценки у детей | Блог 4brain

FreeVector-132

Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя.
— Франклин Рузвельт

Нередко родителям приходится слышать от детей «я не смогу», «у меня не получится», «я не знаю, как это сделать». Оценивая себя, свои способности, возможности, свое место в мире, ребенок порой ошибается, занижая или наоборот, завышая самомнение. Когда речь заходит о самооценке, мы говорим о важном личностном образовании, которое нельзя оставлять без внимания.

Отношение ребенка к себе складывается из двух ключевых факторов: собственные достижения («что я умею», «что я могу», «что я делаю хорошо») и оценка его личности окружающими. Но не стоит забывать и о такой важной особенности, как индивидуальность. Индивидуальные особенности влияют на самооценку, определяя, насколько важно качество или действие, которое совершается самой личностью.

Изучением самооценки занимались известные психологи и ученые. Среди них, такие имена, как У.Джемс, З.Фрейд, К. Роджерс. Важный вклад внесли Б.Г, Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон. Это далеко не весь список великих имен, которые уделяли пристальное внимание самооценке, ее структуре, функциям и закономерностям формирования.

Самооценка и ее функции

Самооценка — это сложная психологическая система. Совокупность психических процессов, явлений, активность человека позволяет ребенку познавать самого себя и выделять себя, как часть большого мира.  Функции самооценки являются мощным стимулом для развития личности. Каковы же эти функции?



Самооценка выполняет три функции:

  • Регуляторная – возможность регулировать свое поведение и свою деятельность
  • Защитная — возможность сохранять свою личность стабильной и независимой
  • Функция развития, познавая себя, давая оценку своему поведению через призму оценки себя окружающими, происходит развитие.

Формирование самооценки

Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного общения и взаимодействия. От того, насколько объективно оценивается ребенок и его поступки, зависит адекватность самооценки. От самооценки зависит активность ребенка и его стремление к самосовершенствованию. Чем раньше будет сформирована адекватная самооценка, тем больших успехов он сумеет достичь в жизни.

Придерживайтесь перечисленных пунктов, это поможет сформировать адекватную самооценку.

  • Любовь и принятие
  • Больше поощрений, меньше наказаний
  • Позвольте ребенку быть успешным
  • Детская самостоятельность, как необходимость
  • Объясняйте ребенку свои требования
  • Не перегибайте с властью, которая у вас есть
  • Правила есть правила, их необходимо соблюдать
  • Прислушайтесь к мнению ребенка, но не руководствуйтесь только его желаниями
  • Научите ребенка прислушиваться к мнению окружающих, но иметь свою точку зрения
  • Обучите навыкам неагрессивного поведения в случаях критики
  • Учите относиться с уважением к чувствам и желаниям других детей
  • Обращайтесь к ребенку с просьбами о помощи или за советом как старшему или равному (особенно важным данный пункт является при воспитании мальчиков в системе отношений «мама-сын»)
  • Будьте объективны к поступкам ребенка и его поведению

Заключение и обратная связь

Итак, самооценка занимает важное место в становления личности. Самооценка может быть завышенной, заниженной, адекватной и неадекватной.  Но важно понимать, что от того, насколько адекватной будет самооценка ребенка, зависит его способность правильно и верно оценивать свои умственные, физические способности, а также осуществлять выбор личностных качеств, которые требуют особого внимания и развития. Особого внимания требует подростковый и юношеский возраст, когда происходит активное формирование личности.

Как вы считаете, может ли низкая самооценка быть стимулом для саморазвития и самосовершенствования? Поделитесь своей точкой зрения в комментариях.

Автор:  Алла Нагинайло, психолог

Структура, функции и виды самооценки

Структура
самооценки включает в себя два связанных
между собой компонента: когнитивный и
эмоциональный, отражающих знания
субъекта о себе и отношение к себе. В
процессе самооценивания эти компоненты
функционируют в неразрывном единстве.
Когнитивный компонент отражает систему
представлений человека о самом себе
разной степени осознанности,
дифференцированности, обобщенности.
Эмоциональный компонент отражает
отношение человека к себе, это аффективная
оценка представления о себе, которая
может обладать различной степенью
интенсивности. [3, 420
с.]
Некоторые
исследователи выделяют третий
компонент—поведенческий, однако его
целесообразнее соотносить с регулятивными
функциями самооценки и считать производным
от первых двух. [17,
335 с.],
[26,
142 с.]

К
главным функциям, которые выполняет
самооценка, можно отнести регуляторную
и защитную:

1)
регуляторная — на ее основе происходит
решение
 задач личностного выбора;


2)
защитная – обеспечивает относительную
стабильность
 и независимость
 личности.

Самооценка
выполняет регуляторную и защитную
функции, влияя на поведение, деятельность
и развитие личности, ее взаимоотношения
с другими людьми. Отражая степень
удовлетворенности или неудовлетворенности
собой, уровень самоуважения, самооценка
создает основу для восприятия собственного
успеха и неуспеха, постановки целей
определенного уровня, то есть уровня
притязаний личности. Защитная функция
самооценки, обеспечивая относительную
стабильность и автономность (независимость)
личности, может вести к искажению данных
опыта и тем самым оказывать отрицательное
влияние на развитие.

В
отечественной психологии показано
влияние
 самооценки на познавательную
деятельность
 человека (восприятие, 
представление, 
решение интеллектуальных задач), место
самооценки в системе отношений
межличностных, определены приемы
формирования адекватной самооценки, а
при ее деформации — приемы ее преобразований
путем воспитательных воздействий. [10,
533 с.]

При
исследовании самооценки принято выделять
следующие особенности (параметры):
уровень, адекватность/неадекватность
(завышенная или заниженная самооценка),
гибкость и другие.
[21,
359 с.] Проводя свои исследования в русле
деятельностного подхода, А.В. Захарова
выделяет три вида самооценки по ее
временной отнесенности к процессу
деятельности: прогностическая осуществляет
регуляцию активности личности на самом
начальном этапе деятельности, корригирующая
выполняет функцию контроля за ходом
деятельности, ретроспективная используется
субъектом на заключительном этапе
деятельности для подведения ее итогов.
Временная отнесенность содержания
самооценки определяет ее виды: самооценка
функционирует как прогностическая,
актуальная и ретроспективная. [15,
11—14 с.]

Адекватность
самооценки операционально трактуется
как мера соответствия самооценочных
данных (по прямым биполярным оценочным
шкалам) данным личностного теста-опросника
и экспертной оценке. Неадекватная
самооценка, соответственно, указывает
на расхождение представлений о себе по
тем или иным личностным характеристикам
с экспертной или тестовой оценкой.
Неадекватная самооценка может быть
двух видов – заниженная и завышенная.
Завышенная/заниженная самооценка
трактуется как переоценка/недооценка
себя по какой-либо черте или по комплексу
черт. Гибкость/устойчивость самооценки
понимается как ее подвижность/стабильность
под влиянием ситуативных факторов.

Самооценка
развитого индивида образуют сложную
систему, определяющую характер
самоотношения индивида и включающую
общую самооценку, которая отражает
уровень самоуважения, целостное принятие
или непринятие себя, и парциальные,
частные самооценки, характеризующие
отношение к отдельным сторонам своей
личности, поступкам, успешности отдельных
видов деятельности. Самооценка может
быть разного уровня осознанности и
обобщенности.

Также
самооценка характеризуется по следующим
параметрам уровню (величине) — высокая,
средняя и низкая; особенностям строения
— конфликтная и бесконфликтная самооценка.

Для
развития личности эффективным является
такой характер самоотношения, когда
достаточно высокая общая самооценка
сочетается с адекватными, дифференцированными
парциальными самооценками разного
уровня. Устойчивая и вместе с тем
достаточно гибкая самооценка (которая
при необходимости может меняться под
влиянием новой информации, приобретения
опыта, оценок окружающих, смены критериев)
является оптимальной как для развития,
так и для продуктивности деятельности.
Отрицательное влияние оказывает
чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка,
а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.
Конфликтность самооценки может иметь
как продуктивный, так и дезорганизующий
характер. Неустойчивость и конфликтность
самооценки возрастает в критические
периоды развития, в частности, в
подростковом возрасте [20, 343 с.]

Два
основных вида самооценки — личностная
(то, как человек в целом оценивает себя
и свое место среди окружающих) и
конкретно-ситуативная
самооценка
(как человек оценивает себя и свои
действия в конкретной ситуации,
относительно конкретных личных или
рабочих задач). Как правило, если
специально не указывают, о какой
самооценке идет речь, то идет речь о
личностной, а не конкретно-ситуативной
самооценке.

В
нашей работе мы будем понимать под
самооценкой личностную самооценку.

что это, структура и функции, формы и уровни, развитие самосознания.

Человек – это не только физиология, но еще и личность. Именно осознанием своей сущности люди отличаются от других представителей животного мира.

Самосознание

Что такое самосознание

Самосознание – это понимание человеком сути собственной личности, осознание своего места в обществе и целой картины мира. Это видение и анализ личных эмоций, чувств и мотивов поведения.

Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается:

  • с одной стороны, он являются для себя объектом познания;
  • с другой – сознание выступает как субъект для изучения объекта.

При помощи самосознания мы видим свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию совершаемых действий и то, какую роль играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную единицу, личность, но в то же время, встроенную в окружающий предметный мир.

Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. У меня удовлетворены потребности в крыше над головой, пище. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою нуждаемость в общении. Но еще я хочу иметь автомобиль и заниматься теннисом, сейчас я работаю, чтобы достичь этих целей».

Конечно, представленное описание очень примитивно, но оно отражает суть самосознания человека, который понимает свои характерные черты и особенности, отличающие его от остальных людей.

Самосознание личности в психологии

Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».

Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.

По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.

Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:

  • Отличительные особенности от других субъектов и объектов.
  • Понимание собственных эмоций, наличие самооценки.
  • Осознание себя в качестве субъекта деятельности.

В качестве критериев самосознания в психологи выделены:

  1. Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).

  2. Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.

  3. Примерка на себя видимых качеств других людей.

  4. Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.

  5. Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.

Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.

Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.

Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.

Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.

На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.

Психология

Структура и функции самосознания

Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.

Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.

В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:

  • Понимание личностных психических характеристик.
  • Осознание «Я» как активного субъекта.
  • Признание тождественности личности.
  • Оценку собственных психических качеств с точки зрения моральных и этических правил.

В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».

Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:

  1. познавательная часть – осознание человеком всех сторон собственной личности;

  2. самооценка – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;

  3. саморегуляция – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.

Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:

  • «Я» сегодняшний. Это представление о своей личности в текущий момент времени, осознание своего положения в реальности. Мы оцениваем существующие социальные роли: какой я работник, муж, отец и т.д. Если идеальный образ и реальный не совпали, возможно возникновение переживаний.
  • «Я» желаемый. Это представления человека об идеальном образе, к которому он стремится. В этот компонент входят: потребности, мечты и желания. Именно это «Я» является основным мотиватором к продуктивной деятельности.
  • «Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом. Если в ранние периоды жизни у человека были неприятные или болезненные моменты, это может препятствовать реализации потребностей в будущем.

Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.

Функции

Самой важной функцией самосознания является саморегуляция. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.

Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).

Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.

Следующая функция самопонимание – это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.

Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.

Индивидуальность

Среди основных функций — определение личных границ, самозащиты. Мы учимся выстраивать свое поведение таким образом, чтобы меньше испытывать токсичного влияния со стороны окружающих. Неординарные личности часто подвергаются остракизму (гонениям) в обществе. Необычные способности и внешность, собственный взгляд на вещи, отличный от общепринятого, часто делают человека «белой вороной», которую собратья пытаются заклевать. Осознанное чувство покоя и уверенности в себе позволяют выстраивать крепкую линию защиты.

К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.

В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.

Формы и уровни самосознания человека

Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.

Самопознание

Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.

Самосознание приходит путем:

  • Самонаблюдения за итогами своей деятельности, результатов общения с окружением и анализа соответствия результатов с принятыми нормами.
  • Понимания оценок окружающих людей своей личности и действий, их отношения.
  • Анализа своих чувств, эмоций и потребностей, и их трансформаций.

Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.

Самоконтроль

Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.

Самооценка

Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.

Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.

Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.

Самопринятие

Эта форма самосознания предполагает:

  • Принятие себя как уникальной личности, без неоправданной критики и самоуничижения.
  • Самоуважение.

Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.

Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:

  • Чувственный. Это низшая ступень, на которой происходит понимание своих психологических особенностей, переживаний, физиологических процессов. Это этап самоидентификации.
  • Образно-личностный. Дает признание себя как субъекта активной деятельности. Происходит самоактуализация, поддержание идентичности «Я».
  • Аналитический (иначе-рефлексивный). Человек проводит анализ и уточнение своих мыслей и поступков, наблюдает за проявлением эмоций в критических состояниях, анализирует совершенные промахи и неудачи, делает выводы.
  • Деятельный. На основе результатов и опыта первых трех стадий происходит саморегуляция, мотивация, коррекция поведенческих структур и самоконтроль. Это этап личностных изменений на основе самопознания.

Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.

Как формируется самосознание

Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.

На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.

Психика ребенка

В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.

Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.

Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.

Если притязания на признание не удовлетворяются со стороны взрослых, у ребенка формируются отрицательные качества — ложь, агрессия, неуверенность в себе, появляются комплексы.

В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.

В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:

  • стиль и образ жизни;
  • культурные и этические ценности;
  • нормы морали;
  • отношение к религии и т.д.

В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.

Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.

Развитие самосознания

Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.

Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.

Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.

Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.

И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.

Смотреть видео

ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личности. Психология личности: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личности

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т. е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

Конечно, вполне адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.

Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребност-ной сферой личности.

С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.

Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.

В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса.

Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.

В индивидуальном развитии, как говорит К. Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. К. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой, т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение для развития личности потребности в положительной оценке: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, с именами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, М. С. Ней-марк, Л. С. Славиной, Е. А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.

Самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера, не ограничивается рамками какой-либо одной деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности. Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к нему предъявляются, насколько удовлетворяется его потребность в положительной оценке. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием и более значимой, чем потребность в оценке окружающих.

Генетическая потребность в оценке – более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от мнения окружающих и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности, опосредуя отношение субъекта к действительности, в том числе к оценкам окружающих. Сущность этой функции заключается в том, что человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с этими требованиями.

Надо отметить, что требования, предъявляемые к ребенку или подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, неспособны оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или вопреки оценкам окружающих связана с устойчивостью личности. Если расхождение между оценкой или самооценкой носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается вслед за оценкой, либо возникает острый конфликт, приводящий к серьезному кризису. Поэтому так важно изучать самооценку человека и ее соответствие или несоответствие оценке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Раздел I.Личность и ее проявления Тема 2. Исследование самооценки личности

Самооценка включает в себя следующие перечисленные функции: СГА ответы Комбат бесплатно - 0352.01.02;МТ.01;1 – Ответы на 82 тестовых вопроса по дисциплине "Физическая культура" (Термин «физическая культура». Первый институт физической культуры. Основные упражнения на тредбане), страница 2

Цели
занятия:
1.
Формирование знаний и умений по изучению

особенностей самооценки личности.
2.
Исследование особенностей самооценки
личности.

Самооценка включает в себя следующие перечисленные функции: СГА ответы Комбат бесплатно - 0352.01.02;МТ.01;1 – Ответы на 82 тестовых вопроса по дисциплине "Физическая культура" (Термин «физическая культура». Первый институт физической культуры. Основные упражнения на тредбане), страница 2

Самооценка
как компонент самосознания
:

ее
структура и проявления

Методикаисследования
самооценки личности

Характеристика
поведения личности в зависимости от
ее самооценки

Самооценка как компонент самосознания: ее структура и проявления

Сознание
– это высшая форма развития и проявление
психики человека. Сознание осуществляет
мысленное построение действий, контроль
и управление поведением человека,
определяет его способность отдавать
себе отчет в том, что происходит в нем
самом и окружающем мире. Содержательно
сознание включает в себя совокупность
знаний о мире и о себе самом. Последнее
трактуется как самосознание. Самосознание

это осознанное
отношение человека к самому себе,
выражающееся в самооценивании данного
отношения и регуляции на его основе
действий и поведения.

При
изучении феномена самосознания выделяют
три основных аспекта (рис. 4):

  1. взаимообусловленность
    сознания и самосознания;

  2. механизмы
    самосознания;

  3. функции самосознания.

Самосознание
предполагает осознание своего Я
во всем многообразии индивидуальных
особенностей, выделение себя из
окружающего мира и представление о себе
в сопоставлении с другими людьми.
Самосознание включает три главных
компонента:
самопознание, самооценку и саморегуляцию.

Самооценка включает в себя следующие перечисленные функции: СГА ответы Комбат бесплатно - 0352.01.02;МТ.01;1 – Ответы на 82 тестовых вопроса по дисциплине "Физическая культура" (Термин «физическая культура». Первый институт физической культуры. Основные упражнения на тредбане), страница 2

Рис.
4. Самосознание и его проявления

Развитие
самопознания
начинается с процесса познания себя
через сравнение с другими. Знание о себе
накапливается в процессе самопознания
и фиксируется в виде “Я-концепции”.
“Я-концепция”
– это относительно устойчивая, в большей
или меньшей степени осознанная,
переживаемая как неповторимая система
представлений индивида о самом себе,
на основе которой он строит свое
взаимодействие с другими людьми и
относится к себе. “Я-концепция”
подразделяется на идеальную
“Я-концепцию”,
т.е. какой хочет стать личность в
соответствии с ее идеалами, и реальную
“Я-концепцию”,
т.е. каким видит себя человек на данный
момент.

На
основе самопознания у человека
вырабатывается определенное
эмоционально-ценностное отношение к
себе, которое выражается в самооценке.
Самооценка
компонент
самосознания, включающий наряду со
знаниями о себе оценку человеком самого
себя, своих возможностей, способностей,
нравственных качеств и места среди
других людей. Объектом самооценки могут
выступать любые проявления психической
сферы человека (процессы, состояния,
свойства), совершаемые им поступки и
выполняемые действия1.

Различают текущую
и личностную самооценки.

Текущая
самооценка

– это оценка человеком своих действий
и поступков. Такая самооценка является
основой для саморегуляции человеком
своей деятельности, своего поведения.
Произведя самоконтроль своих действий,
поступков, а затем установив их
приемлемость и желаемость, степень
успешности, человек совершает в
соответствии с самооценкой коррекцию
этих действий и поступков, т.е. осуществляет
саморегуляцию своей деятельности и
поведения.

Личностная
самооценка

– это отношение человека к своим
способностям, возможностям, личным
качествам, а также к внешнему облику.
Личностная самооценка помогает определить
уровень удовлетворенности самим собой
исходя из количественной оценки этого
уровня.

Самооценка может
быть адекватной и неадекватной.

Адекватная
самооценка

позволяет
человеку отнестись к себе критически,
правильно соотнести свои силы с задачами
разной трудности и с требованиями
окружающих. Таким образом, адекватная
самооценка является необходимым условием
формирования личности.

Неадекватная
самооценка

свидетельствует
о необъективной оценке человеком самого
себя, его мнение о себе расходится с
мнением о нем окружающих.

Различают
неадекватную
завышенную самооценку

– переоценку себя субъектом и неадекватную
заниженную самооценку

– недооценку себя субъектом (рис. 5).

Самооценка включает в себя следующие перечисленные функции: СГА ответы Комбат бесплатно - 0352.01.02;МТ.01;1 – Ответы на 82 тестовых вопроса по дисциплине "Физическая культура" (Термин «физическая культура». Первый институт физической культуры. Основные упражнения на тредбане), страница 2неадекватная

Самооценка
высокая
(завышенная)

адекватная

Самооценка
средняя
адекватная

адекватная

Самооценка
низкая
неадекватная

(заниженная)

Рис.
5. Виды самооценки личности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *