Социальная политика активная и пассивная: Вопрос 41. Основные модели социальной политики – Активная и пассивная социальная политика — доклад

Вопрос 41. Основные модели социальной политики

Социальная
политика в современных условиях является
одним из ключевых направлений
государственного регулирования рыночной
экономики. В то же время социальная
политика не сводится только к деятельности
органов государственной власти.
Реализация целей и задач этой политики
невозможна без активного участия органов
местного самоуправления, предпринимательских
структур и общественных организаций.
Повышение роли социальной политики
обусловлено объективными потребностями
современной экономики, в которой, как
известно, именно человеческий фактор
выходит на первый план. Все больше
набирает силу процесс социализации
рыночной экономики, т.е. усиление ее
ориентации на обеспечение повышения
благосостояния и всестороннего развития
личности.

  
В
настоящее время в мире используется
множество различных моделей социальной
политики. Однако в конечном счете они
могут быть классифицированы по двум
основным критериям. Первым критерием
служат ее целевые установки. В этом
плане различают концепции социального
и субсидиарного государства.


  
Концепция
социального государства предполагает
обязанности государства по обеспечению
высокого уровня жизни и созданию условий
для всестороннего развития личности
каждого человека.

  
Концепция
субсидиарного государства, напротив,
предусматривает предоставление гражданам
лишь минимальных гарантий и помощь
государства только ограниченному кругу
лиц, которые по тем или иным причинам
(состояние здоровья, дети-сироты или
дети из малообеспеченных семей и т.д.)
не могут сами обеспечить себе достойный
уровень жизни. Большинство же членов
общества должны получать высокие доходы
благодаря своей самостоятельности,
инициативной деятельности, воспитанию
чувства ответственности за результаты
своих действий.

  
По
сути, концепция субсидиарного государства
предполагает реализацию на практике
доктрины «экономики дешевого работника».
В ее рамках расходы на социальные нужды
трактуются как непроизводительные,
способствующие удорожанию продукции
и, следовательно, снижению уровня
конкурентоспособности национальной
экономики. Кроме того, утверждается,
что чрезмерные социальные расходы
порождают социальное иждивенчество,
нежелание значительной части граждан
участвовать в общественном производстве,
осуществлять предложение на рынке
труда. Сама социальная сфера рассматривается
исключительно как затратная, отвлекающая
значительную часть ресурсов общества
на реализацию неэффективных с экономической
точки зрения программ.

  
Концепция
субсидиарного государства противоречит
установкам Международной организации
труда (МОТ). Основополагающим документом,
регулирующим основы социальной политики,
является Конвенция МОТ 1962 г. «Об основных
целях и нормах социальной политики» (№
117). В ней отмечается, что всякая политика
должна прежде всего направляться на
достижение благосостояния и развитие
населения, а также на поощрение его
стремления к социальному прогрессу.


  
Повышение
жизненного уровня рассматривается МОТ
в качестве основной цели при планировании
экономического роста. Если благосостояние
населения не увеличивается при росте
ВВП, то это говорит о низком качестве и
неустойчивости экономического роста.

  
Конституция
Российской Федерации опирается на
основные положения Конвенции МОТ №
117. В ст. 7 Конституции сказано: «Российская
Федерация — это социальное государство,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека».

  
Однако
определение целевых установок социальной
политики не является ее исчерпывающей
характеристикой. Не менее важное значение
имеет использование второго критерия
классификации социальной политики —
характера ее взаимосвязи с экономической
политикой, т.е. степени включенности
социальной политики в механизм
экономического роста. С этой точки
зрения различают активную и пассивную
социальную политику.

  
Активная
социальная политика характеризуется
двумя особенностями. Первая заключается
в том, что все ее направления и мероприятия
нацелены на стимулирование экономического
роста. Иными словами, активная социальная
политика органически включена в механизм
экономического роста. Речь идет в первую
очередь о создании благоприятных условий
для расширенного воспроизводства
рабочей силы как в количественном, так
и в качественном отношении. Немаловажное
значение имеет стимулирование
экономической активности трудоспособного
населения. Следует также отметить, что
в рамках активной социальной политики
уровень жизни населения — это не только
результат, но и фактор экономического
роста, поскольку непосредственно
воздействует на величину совокупного
спроса населения и, следовательно, во
многом определяет емкость внутреннего
рынка, что, в свою очередь, оказывает
непосредственное влияние на перспективы
экономического роста в стране.


  
Вторая
особенность активной социальной политики
состоит в том, что она не следует пассивно
за событиями, лишь реагируя на возникающие
негативные явления в социальной сфере,
а, напротив, стремится предотвращать
их возникновение. В рамках активной
социальной политики основной акцент
делается не на помощь обездоленным и
малообеспеченным слоям населения, а на
недопущение бедности, безработицы,
социальной несправедливости.

  
Пассивная
социальная политика является полной
противоположностью активной. Она
практически не включена в механизм
экономического роста, ее требования
слабо учитываются при разработке и
реализации программ экономического
развития. Поэтому главное внимание в
рамках пассивной социальной политики
уделяется оказанию помощи малообеспеченным
и безработным, компенсации их потерь.
На практике пассивная социальная
политика сводится к поддержанию
определенного уровня доходов широких
слоев населения с помощью различного
рода социальных выплат и льгот путем
перераспределения валового внутреннего
продукта и национального дохода через
государственный бюджет. Такая политика
неизбежно ведет к ущемлению интересов
экономически активных групп населения.

  
Проведенный
анализ различных типов социальной
политики позволяет сделать вывод о
двойственности ее главных задач.
Соответственно, и эффективность
социальной политики следует оценивать
по двум критериям. Во-первых, по степени
обеспечения решения собственно социальных
проблем (т.е. по темпам повышения
общественного благосостояния). Во-вторых,
по степени включенности социальной
политики в механизм экономического
роста.

  
Таким
образом, наиболее адекватной современным
условиям моделью социальной политики
следует считать активную политику,
направленную на достижение целей
социального государства.



  
Эффективную
социальную политику можно определить
как деятельность органов государственной
власти, местного самоуправления,
предпринимательских структур и
общественных организаций, направленную
на повышение уровня общественного
благосостояния и всестороннего развития
личности на основе эффективного и
справедливого использования результатов
экономического развития. В рамках данной
модели социальная политика рассматривается,
с одной стороны, как условие, а с другой
— как результат реализации экономической
политики.

Предложения со словосочетанием АКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Третий важнейший компонент стратегической концепции — активная социальная политика в поддержку структурной перестройки.

Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии — сущность активной социальной политики государства, которое обязано гарантировать всем работающим заработную плату не менее минимальной.

Государство облагало прибыли корпораций и крупные индивидуальные доходы высокими налогами, за счёт чего проводилась

активная социальная политика.

Государство разрабатывает и воплощает в жизнь программы экономического развития, регулирует инвестиционную деятельность в стране, финансовые рынки, осуществляет активную социальную политику, стимулирует деловую активность, в частности методами налоговой политики.

Государство проводит активную социальную политику, формируя широкую сеть учреждений, предоставляющих свои услуги разным слоям населения.


Социальная политика активная и пассивная: Вопрос 41. Основные модели социальной политики – Активная и пассивная социальная политика — доклад

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!


Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.


Вопрос: бездна — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической сфере, государство стало проводить

активную социальную политику путём перераспределения ресурсов в пользу проигрывающих слоёв общества (бюджетников, пенсионеров, молодёжи).

Такие регионы, как правило, имеют собственные ресурсы для социального развития и проводят весьма активную социальную политику.

Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др.

Ключевой механизм социального развития —


активная социальная политика, направленная на достижение социальных целей, обеспечивающих расширяющееся воспроизводство человеческого потенциала, сберегающих эффективное использование человеческого капитала, повышающих социальное благополучие, уровень и качество жизни, общественную и личную безопасность, результативность и эффективность социальной деятельности.

Зарубежный и отечественный опыт показывают, что без активной социальной политики устойчивое социально-экономическое развитие общества невозможно.

Поскольку граждан-собственни-ков становилось всё меньше, а работников наёмного труда всё больше, постольку общество, чтобы избежать полного саморазрушения, было вынуждено отказаться от идеи «государства — ночного сторожа», которое не вмешивается ни в жизнь общества, ни человека, и начать вырабатывать активную социальную политику, что в конечном счёте привело к возникновению нового типа государства, который в научной литературе получил название «социальное государство».

Иначе говоря, стало возможным достигнуть справедливости и солидарности в обществе посредством активной социальной политики, то есть путём вмешательства власти.

Таким образом, активная социальная политика появилась в результате реализации принципов социального государства, став его неотъемлемой частью и обязанностью.

Четвёртая характеристика — реальная заинтересованность государства в проведении активной социальной политики в целях своего сохранения, основывающаяся на совпадении в конечном счёте интересов гражданина и государства в условиях демократической власти.

Кроме того, он проводил активную социальную политику и контролировал деятельность мечетей, что лишало духовенство определённой самостоятельности в поступках и принимаемых решениях.

Главный приоритет активной социальной политики — защита тех, кто не в состоянии обеспечить себя сам.

Неточные совпадения

Сохранение здоровья, оптимальной жизнедеятельности любого человека — это не только забота врачей, а чётко ориентированная социальная политика государства, в которой каждому из нас отводится активная, а не пассивная роль.

Основные направления этой управленческой деятельности включают в себя: воспроизводство и качественное совершенствование человеческого капитала, социальную защиту населения; осуществление активной демографической политики; создание эффективной системы здравоохранения; приоритетное развитие образования и науки; воспроизводство и развитие культуры и др.

Под субъектом политики подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом — то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.

Она ратует за усиление роли государства в экономике, активизацию социальной политики и одновременно активно участвует в перераспределении власти и собственности.

Политика активно влияет на процессы во всех областях общественной жизни — экономике, социальных отношениях, культуре, науке, образовании.

По большему счёту, как показывает жизнь, белорусские партии так и не смогли адаптироваться к новым экономическим, политическим и социальным реалиям, не стали активными субъектами национального поля политики, оказались системно не востребованными белорусским обществом.

Существование полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, а это предполагает выбор оптимальных форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий.

Проблемы технологического плана невозможно решать без внедрения инноваций в массовое производство, а проблемы социального плана — без активного включения в экономику всех трудовых ресурсов при грамотной государственной политике.

Пока российский бюджет не будет приведён в равновесие, невозможно говорить не только о его использовании в качестве активного инструмента промышленной и социальной политики, но и о нормальном функционировании бюджетного сектора, включая органы государственного управления, системы обороны, образования и здравоохранения.

Такая роль обусловлена специфическими особенностями политической системы, которая функционирует в процессе и результате активных действий субъектов политики (личностей, их социальных общностей, политических движений, партий, государственных органов), реализующихся в осуществлении власти, разнообразных способов политических действий, принятии и исполнении политических решений.

Формы социальной защиты

Реализация
социальной защиты населения осуществляется
в двух формах: активной и пассивной.

Активная форма
социальной защиты предполагает целый
комплекс мероприятий по трансформации
существующей совокупной рабочей силы
в направлении соответствия ее состава
происходящим структурным сдвигам в
отдельных сферах общественного
производства или экономики в целом.
Речь идет о государственной финансовой
поддержке системы подготовки и
переподготовки кадров, а также создании
новых рабочих мест.

Пассивная форма
социальной защиты сводится в основном
к использованию механизма выплаты
социальных трансфертов, оказанию
социальной помощи, выплате пособий,
выдаче дотаций.

Выводы

1. Проблема
благосостояния включает в себя как
экономическую, так и социальную и
этическую составляющие. Благосостояние
нации не может формироваться исключительно
на рыночных принципах, ибо существует
довольно широкий круг общественных
потребностей, удовлетворение которых
невозможно осуществить через рынок.
Тем не менее проблема стоимостной оценки
данных потребительских благ, равно как
и труда работников в различных областях
социальной сферы общественного
воспроизводства, становится архиактуальной.
В связи с наличием объективных предпосылок
социального неравенства отдельных
людей, сословий, классов, групп населения
государство вынуждено брать на себя
выполнение функции обеспечения социальной
справедливости.

2. Определяющим
фактором в достижении благосостояния
являются доходы как совокупность
денежных средств и материальных благ,
которыми располагают человек, семья,
социальные группы и классы. Доходы
выступают в денежной и натуральной
формах. Натуральные доходы — это
совокупность благ, предназначенных для
потребления в рамках домашнего хозяйства.
Они дополняют денежные доходы. Важное
значение имеют не номинальные, а реальные
доходы, которые рассчитываются на основе
располагаемого дохода и сложившегося
уровня розничных цен и тарифов.
Располагаемый доход равен номинальному
доходу за вычетом налогов и других
обязательных платежей.

3. Для определения
уровня дифференциации доходов используются
кривая Лоренца, коэффициент Джини,
децильный коэффициент. Кривая Лоренца
демонстрирует отклонение в распределении
доходов населения от идеального варианта
равенства. Коэффициент Джини при
стремлении к нулю указывает на выравнивание
уровней доходов в обществе, а при
стремлении к единице — на поляризацию
доходов. Децильный коэффициент позволяет
определить соотношение доходов, в
среднем получаемых наиболее и наименее
обеспеченными группами населения
(каждая группа составляет 10% от общей
численности населения).

4. Для характеристики
благосостояния используются такие
показатели, как прожиточный минимум,
уровень стоимости жизни, качество жизни.
Прожиточный минимум определяется
минимальным объемом благ, необходимых
для поддержания воспроизводства
населения. Уровень стоимости жизни
определяется структурой расходов
среднего жителя (семьи) на приобретение
соответствующей потребительской корзины
товаров и услуг. Качество жизни помимо
совокупности благ и услуг включает в
себя здоровье нации, физическое развитие,
уровень образования,

условия и безопасность
труда, возможности полезного использования
свободного времени, состояние экологии.

5. Важное место в
жизни общества занимает социальная
политика хозяйствующих субъектов,
государства и общественных организаций
(например, профсоюзов), направленная на
обеспечение благоприятных условий
жизни, труда и создания предпосылок для
относительной социальной справедливости.
Государство может использовать как
активные, так и пассивные формы социальной
защиты населения. Активные формы
ориентированы на ускоренную адаптацию
людей труда к изменяющейся рыночной и
экономической конъюнктуре, тогда как
пассивные формы предполагают задействование
механизма выплаты социальных трансфертов,
пособий, оказание помощи.

Активная политика занятости

Активная политика
на рынке
труда

предусматривает совокупность правовых,
организационных и экономических мер,
проводимых государством в целях снижения
уровня безработицы
в стране.

Активная политика
занятости включает:

 осуществление
мероприятий по созданию новых рабочих
мест;

 обучение,
переподготовку и повышение профессиональной
квалификации безработных;

 активный поиск
и подбор для безработных подходящих
должностей;

субсидирование
создания новых рабочих мест;

 организацию
рабочих мест для безработных через
систему общественных работ;

 проведение мер
по предупреждению увольнений работников.

Пассивная политика занятости

Пассивная политика
в области занятости направлена на
сглаживание негативных последствий
безработицы. Пассивная политика на
рынке труда предполагает следующие
действия:

 выплату пособий
по безработице;

 оказание
материальной помощи безработным;

 осуществление
доплат на иждивенцев;

 выдачу малоимущим
гражданам недорогих товаров первой
необходимости;

 организацию
питания безработных в специальных
столовых.

В настоящее время
в большинстве стран мира центр тяжести
в решении проблемы занятости смещается
в сторону усиления активных мер. Например,
в 90-е годы XX в. по сравнению с 80-ми доля
активных мер государства на рынке труда
в экономически развитых странах
увеличилась с 25 до 36% ВВП.

Рассмотрим
отдельные направления деятельности
государства по проведению активной
политики занятости.

Законодательные меры

Использование
государством законодательных
инструментов

регулирования может создать условия
для сокращения предложения труда.
Например, снижение пенсионного возраста
делает возможным досрочный уход на
пенсию работников, не достигших
установленного законом пенсионного
возраста. Таким образом, досрочная
пенсия способна сократить число
претендентов на свободные рабочие места
и высвободить дополнительные вакансии
на рынке труда для безработных.

Государственные
законодательные акты могут регулировать
трудоустройство отдельных групп
населения, например молодежи.

Известно, что
наиболее тяжелым бременем безработица
ложится на плечи пожилых людей.
Работодатели их не хотят брать на работу
из-за снижающейся производительности
и ухудшения здоровья. То же касается и
самых молодых (молодежи отказывают в
приеме на работу в связи с низкой
квалификацией, отсутствием опыта и
навыков в труде).

Решить проблему
занятости среди молодых работников
позволяет разработка соответствующих
правовых норм. Реализацию программ
поддержки молодежи можно осуществлять
методами экономического стимулирования
молодежной занятости. Например, с помощью
предоставления определенных налоговых
льгот предприятиям, в штате которых
молодые работники составляют оговоренную
долю, или в результате создания центров
обучения молодых людей тем профессиям,
в которых больше всего ощущается
потребность.

Организационные меры

Целью проведения
организационных мер является снижение
или ликвидация разнообразных
институциональных барьеров, препятствующих
территориальной, отраслевой или
квалификационной мобильности трудовых
ресурсов
.
Для этого должна быть создана действенная
и мобильная система изучения и
регулирования структуры спроса и
предложения труда на местных и региональных
рынках, непрерывно совершенствоваться
деятельность бирж
труда
.
Система профессионального образования
работников в связи с требованием рыночной
конъюнктуры
должна получить более высокий уровень
развития.

Важным направлением
в сфере проводимой государством активной
политики занятости

является разработка комплекса
экономических
мер
. С их
помощью осуществляется проведение
политики полной занятости путем
кредитования, субсидирования,
предоставления льгот и дотаций
работодателям, регулирования ставок
процента

и величины подоходного налога.

Обращаясь к опыту
зарубежных стран по вопросу проведения
активной государственной политики в
области занятости, интересно рассмотреть
опыт Швеции.

Активная политика
занятости, проводимая шведским
правительством в последние годы,
способствовала снижению уровня
безработицы до 56%
в 19981999
гг. по сравнению с 1214%
в 19901991
гг. Всего за последние годы Министерство
труда Швеции разработало более 10 программ
для рынка
труда
.
Все они направлены на выполнение единой
цели 
стимулирования занятости и увеличения
спроса на рабочую
силу
.

Практическая
реализация программ содействия занятости
дает возможность безработным получить
производственный стаж (что существенно
упрощает процедуру устройства на
открытом рынке труда), а также закладывает
базу для выбора профессии или курсов
переквалификации. В Министерстве труда
Швеции полагают, что именно акцент на
проведение активной политики занятости
позволит в ближайшие годы сократить
уровень безработицы до минимальных
значений 1,52%.

Деятельность
государства на рынке труда имеет
многоплановый характер. Можно выделить
две основные формы регулирования рынка
труда: прямое и косвенное воздействие.

Социальная политика России — Eclib.net


Учебники по экономике

Социальная политика России

  Перед страной стоит задача радикальной трансформации не только экономики, но и всей системы общественных отношений. Цель — формирование социально ориентированной экономики рыночного типа.
  Социальная ориентация экономики предполагает подчинение хозяйства задачам развития личности. В России создание социально ориентированной экономики затруднено в силу следующих обстоятельств:
  — сильного отставания от современного технического уровня в ряде отраслей, особенно в сельском хозяйстве, что не позволяет быстро удовлетворить на высоком уровне потребности преобладающей части населения;
  — крайне нерациональной структуры экономики со слабым развитием отраслей, ориентированных на потребительский рынок;
  — сохранения бюрократических традиций управления, ведущих к значительной роли отраслевых интересов в ущерб социальным задачам;
  — преобладания в общественном поведении пассивных форм социальной адаптации (иждивенческих настроений некоторых социальных слоев).
  Социальная политика государства в условиях переходного периода может носить как пассивный, так и активный характер. Пассивная социальная политика государства предполагает меры воздействия лишь в отношении отдельных категорий граждан, социальная политика осуществляется избирательно. Социальная политика активного характера осуществляется через механизм стимулирования производства в стране, обеспечивая возможность роста доходов основной массы населения, позволяющих им самостоятельно обеспечивать свое существование.
  В настоящее время в России социальная сфера продолжает оставаться в тяжелом состоянии, о чем свидетельствует целый ряд негативных моментов:
  — преимущественно пассивный характер социальной политики;
  — низкая степень координации действий тех органов и служб, которые занимаются решением социальных задач и проблем;
  — неэффективность федеральных законодательных и нормативных актов, регулирующих социальную политику в стране на различных уровнях;
  — недостаточное количество квалифицированных кадров социальных работников;
  — отсутствие государственной концепции и долгосрочной стратегии реализации социальной политики;
  — отсутствие должной согласованности усилий федеральных и местных властей в социальной сфере жизнедеятельности российского общества;
  — отказ государства от поощрения и регулирования спонсорской и благотворительной деятельности в области социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения;
  — слабая степень привлечения свободных денежных средств населения для мобилизации и приумножения объемов финансовых ресурсов, направляемых на социальные нужды.
  Результативная и взвешенная социальная политика является не только конечной целью, но и базисным условием реформ.



2.3.2. Активная и пассивная политика государства в сфере занятости

Васильченко В.С.. Государственное регулирование занятости (2003)

Практика использования методов влияния на занятость обнаружила два типа представления относительно политики государства на рынке труда — активной и пассивной [49, с. 44]. Административно-организационные методы направлены, прежде всего, на внедрение активной политики государства на рынке труда.
Активная политика — это направление действий на повышение конкурентоспособности рабочей силы и расширения сферы приложения труда с целью предотвращения безработицы и увеличения численности занятых. То есть она направлена ​​на обеспечение работой не занятых активных граждан. Активная политика государства в области занятости реализуется с помощью таких инструментов, как Государственная и региональные программы занятости населения, предусматривающие ряд активных мероприятий по расширению сферы приложения труда. Активные меры государственной политики — это комплекс организационно-экономических и правовых действий, непосредственно влияющих на изменение соотношения спроса и предложения рабочей сили.
На характер активной политики государства в области занятости влияют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся:
экономическое состояние государства. Чем выше экономический рост, тем большие финансовые возможности для внедрения разнообразных активных мероприятий по расширению сферы приложения труда. И наоборот, с сокращением производства такие меры ограничиваются;
степень соответствия национальных трудовых норм международным. Чем он выше, тем эффективнее внедряются активные мероприятия;
политическая стабильность. Она обеспечивает прогнозируемость процессов и осуществления мероприятий долгосрочного плану.
Субъективным фактором, влияющим на характер активной политики государства в области занятости, является непрофессионализм отдельных субъектов в исполнительных и в других ветвях власти, в результате чего не выполняется комплексный подход к проблемам занятости с негативными наслидками.
Рассмотрим некоторые наиболее влиятельные мероприятия активной политики государства в области обеспечения занятости населения. В целом к ​​активным мерам относятся: создание дополнительных рабочих мест, предоставление информационных и профориентационных услуг, организация банка вакансий, поиск подходящей работы, содействие в трудоустройстве граждан, помощь гражданам в открытии своего дела, трудоустройства неконкурентоспособных слоев населения на забронированные рабочие места, содействие самозанятости и предпринимательской деятельности, улучшения конкурентоспособности рабочей силы за счет организации профессионального обучения, переобучения и повышения его квалификации, организация временных общественных работ, прекращения высвобождения граждан на срок до шести месяцев в случае невозможности их трудоустройства, переселения в другую местность и ин.
Масштабы указанных мероприятий в Украине такие. По данным государственной службы занятости, численность граждан, охваченных активными мероприятиями содействия занятости в 2001 г., выросла по сравнению с 1999 г. в среднем по стране на треть. В течение 2001 г. в службу занятости обратилось 2760,2 тыс. граждан. Большинство из них получили направление на трудоустройство, получили различные консультации, смогли принять участие в общественных работах. Отсюда можно сделать вывод, что государственная политика в области занятости населения в этот период была преимущественно активною.
Рассмотрим основные виды активных мероприятий. Так, в Украине оплачиваемые общественные работы — это общедоступные и такие, которые не требуют, как правило, специальной профессиональной подготовки, виды трудовой деятельности безработных или частично занятых граждан [23, с. 61]. Общественные работы организуются с целью предоставления временной работы гражданам, потерявшим работу, а также для обеспечения работой лиц предпенсионного возраста и для трудовой реабилитации тех, кто имел значительный перерыв в профессиональной дияльности.
Организация общественных работ осуществляется государственными администрациями при участии органов ГСЗ. Виды и объемы работ определяются исходя из сложившейся ситуации в конкретном районе или регионе. Это могут быть сезонные сельскохозяйственные работы, ликвидация последствий стихийных бедствий, уборка улиц и территорий отдельных предприятий и др.. Рабочие места для проведения таких работ создаются также в сфере бытового обслуживания, здравоохранения, социального страхування.
Направление на общественные работы осуществляется органами ГСЗ. С гражданами, которые дали согласие на участие в таких работах, заключаются трудовые договоры. Оплата труда осуществляется за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера, установленного законодательством. За безработными сохраняется пособие по безработице и социальные гарантии, включая право на пенсию.
Роль общественных работ в преодолении безработицы постоянно растет. Об этом свидетельствует рост численности занятых на них граждан. Если в 1994 г. тех, кто работал на общественных работах, было 15,8 тыс. человек, то в 2001 г. их количество увеличилось до 323,6 тыс., или более чем в 20 раз. Однако это — не предел. Охват безработных общественными работами следует расширять и в дальнейшем, в том числе и за счет их новых видов, на которых можно будет применить и высококвалифицированную працю.
В подтверждение этого приведем такой пример. Во время особенно жесткого кризиса с массовой безработицей в США был принят закон, который предусматривал выделение 3,3 млрд долл.. (По тем временам — 1933 г. — это была огромная сумма) на общественные работы, причем эти работы представляли собой занятость безработных в широком диапазоне: от расчистки чащ и ремонта дорог к строительству новых военных кораблей. Была даже создана специальная администрация общественных работ. Благодаря этим и некоторым другим мерам занятости только за три месяца выросла на 4 млн человек.
Уровень конкурентоспособности граждан на рынке труда в решающей степени зависит от степени овладения ими согласно своей профессиональной пригодности той профессии, пользующейся спросом на конкретном региональном рынке труда. А это, в свою очередь, зависит от качества поставленной профориентационной работы с незанятым населением. Так, в Германии, например, выделяют много средств на профориентационную работу, считая, что качественная профориентация — это большая производительность труда, высокое качество продукции, значительная стабильность квалифицированных кадрив.
Профессиональная ориентация — это комплексная система научно обоснованных форм, методов и средств воздействия на человека с целью оптимизации ее профессионального самоопределения на основе учета личностных характеристик каждого индивида и спроса на рынке труда [24, с. 8].
Профессиональная ориентация состоит из:
профессиональной информации — накопление и распространение сведений о содержании и перспективах современных профессий;
профессиональной консультации — взаимодействия индивида и профессионального консультанта для помощи в выборе профессии;
профессионального отбора — профилактического обследования индивида с целью определения конкретных профессий, наиболее подходящий для овладения данным индивидом;
профессионального отбора — профессионального диагностического обследования лица, направленного на определение степени ее пригодности к отдельным видам профессиональной деятельности согласно нормативным требованиям [24, с. 15].
По данным ГСЗ, в 2001 г. профессиональной ориентацией было охвачено 2279,8 тыс. граждан, которым предоставлено 3068,5 тыс. услуг. Однако, негативным является тот факт, что молодежь до 28 лет составляет среди них лишь 26,5%, в то время как среди безработных — почти третину.
Профессиональное обучение включает: первичную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации незанятых граждан, и это является важным активным мероприятием государственной политики занятости с той точки зрения, что он повышает конкурентоспособность рабочей силы и делает гибким рынок праци.
Первичная профессиональная подготовка незанятых граждан направляется на овладение ими специальными знаниями, умениями и навыками по профессиям, которые пользуются спросом на данном региональном рынке труда или необходимые для самозанятости. Подразумевается, что эти граждане не имели професий.
Переподготовка граждан, уже имеющих профессию или специальность, осуществляется с целью овладения специальными знаниями, умениями, навыками по новой профессии (специальности) освободившимися работниками, безработными и другими незанятыми гражданами, которым не может быть предложена подходящая работа по имеющейся у них професиею.
Повышение квалификации работников направлено на расширение и углубление их знаний, умений и навыков по ранее приобретенными профессиями (специальностями) до уровня, соответствующего современным требованиям науки и техники, а также на овладение знаниями, которые будут способствовать полной и продуктивной занятости [24, с. 22].
Профессиональное обучение незанятых граждан, переподготовка и повышение квалификации работников должны быть основным средством активной политики государства по предотвращению безработице. В Германии, Швеции, Франции, Италии, Великобритании и других развитых странах более половины безработных охвачена данным видам активных мероприятий. Считается, что за трудовую жизнь (30-40 лет) рабочий должен получить не менее трех-четырех профессий для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке праци.
В Украине пока профессиональному обучению (обобщающий термин, который предусматривает первичную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации) незанятых граждан не уделяется достаточного внимания, о чем свидетельствует его динамика (табл. 2.3.1).
Профессиональное обучение граждан происходит на учебных базах высших учебных заведений, профессионально-технических учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций, в учебных центрах службы занятости. Но следует подчеркнуть относительно небольшую долю тех работников, которые проходят обучение на предприятиях. Их удельный вес в 2001 г. составила лишь 25,9% от всех, кто профессионально учился. Предприятия за последние семь-восемь лет значительно сократили расходы на указанные цели, для них и вращается втратами.
Совсем небольшой удельный вес (всего 2%) составляют те, кто учился на базе учебных центров ГСЗ. Это объясняется неразвитостью этой базы из-за отсутствия необходимых коштив.
С целью усиления такой работы Кабинет министров Украины в январе 2001 г. своим распоряжением утвердил мероприятия по содействию предприятиям в организации профессионального обучения кадров на производстве. Реализация этих мероприятий поможет повысить конкурентоспособной работников на рынке труда и повысить мобильность рабочей силы.
Расширение сферы приложения труда за счет введения в действие новых рабочих мест и сохранение действующих способствует прямому снижению безработицы. Роль этого фактора в активных мероприятиях трудно переоценить. Однако это возможно лишь в условиях значительного оживления экономической и инвестиционной активности в стране. В 2000 г. введен в действие в 1,5 раза больше рабочих мест, чем в 1999 г. Но их абсолютное количество невелика (133,5 тыс.) учитывая значительное закрытие действующих рабочих мисць.
Однако формирование рынка рабочих мест — в методологическом плане достаточно сложное дело. Методологии этой проблемы в Украине занимаются многие ученые. Концентрированно и современно она изложена профессором В. В. Оникиенко [25, с. 210-217], который вполне справедливо считает, что именно занятость и является следствием существования рабочих мест как физических единиц и стимулов, которые определяют масштабное соотношение спроса и предложения рабочей сили.
Кризисное состояние экономики Украины привело к разбалансированности спроса на рабочие места и их предложения со стороны работодателей, что вызвало кризис рабочих мест. Определяющим фактором рынка рабочих мест в Украине структурные сдвиги, вызванные условиями переходной экономики, а именно:
характером распределения и перераспределения рабочей силы между материальной, непроизводственной и другими сферами деятельности;
изменениями в региональной структуре рабочей силы;
структурными сдвигами в формах хозяйствования;
развитием рыночных форм занятости;
технической и технологической модернизацией рабочих мисць.
Важной характеристикой рабочего места, непосредственно влияет на совокупный спрос на рабочую силу, является его стоимость. Она состоит из затрат на рабочую силу, стоимости средств и предметов труда. В различных отраслях экономики эта стоимость существенно отличается. Стоимость рабочего места постоянно через интенсивное развитие высоких технологий, информационных систем и необходимости создания рабочих мест по международным стандартами.
Как отмечает В. В. Оникиенко, процесс создания и сохранения существующих эффективных рабочих мест в условиях действия взаимосвязанных и часто разнонаправленных факторов должен быть управляемым и активизироваться через механизм экономического стимулирования. Методологический подход к разработке этого механизма заключается в определении приоритетных направлений, выявлении эффективных форм и методов регулирования данного процесу.
Предложение экономических рабочих мест увеличивается за счет рабочих мест, порожденных рыночными стимуляторами мелких предпринимателей в сфере производства, посреднических услуг, информационных служб, домохозяйств и других, стимулирование которых не требует значительных инвестиций. Особенностью этой сферы является достаточно значительное превышение экономических рабочих мест над физическими. Стимулирование создания экономических рабочих мест становится эффективным при осуществлении следующих мер:
в развитую инфраструктуры посреднических услуг по организации и обслуживанию физических рабочих мест;
в развитии социальной инфраструктуры (жилья, коммунального транспорта, образования) с учетом особенностей развития территорий;
в создании банка данных по учету экономических рабочих мест;
в государственной поддержке данной сферы через льготное кредитование и другие заходи.
Самозанятость населения — это занятость граждан общественно-полезной деятельностью, которая осуществляется не по найму дает работнику доход. Самозанятость населения как активный мера воздействия государства на занятость является относительно молодым видом деятельности. По мнению А. В. Позняка, под самозанятость в широком смысле понимается как индивидуальная, так и смежный с ней разновидность занятости — деятельность, связанная с приложением труда на микропредприятиях (с числом занятых до 50 человек).
Анализ занятости в Украине осуществляется на основе информации обследования домохозяйств по вопросам экономической активности населения. Согласно результатам обследований, в 1999 г. насчитывалось почти 1,4 млн самозанятых. С учетом микропидприемцив, работающих на дополнительной работе как самозанятые, масштабы сектора занятости можно оценить в 2,4-2,5 млн человек, то есть в 12-12,5% всего занятого населения. Основную часть самозанятых составляют сельскохозяйственные профессии — 66,4% от их общей численности. Большинство самозанятых составляют женщины — 51,43%, лица предпенсионного возраста — 9%.
Государственная политика содействия занятости должна исходить из того, что ее развитие является средством решения социальных проблем, а не экономического роста. Одним из ее главных направлений является комплекс мероприятий по выводу ее из «тени» [26, с. 167-171].
Недостаточно используется в Украине и такая мера, как гибкие формы занятости. Это, прежде всего, обусловлено отраслевой структурой экономики Украины, где превалируют отрасли тяжелой промышленности с круглосуточным непрерывным режимом работы (черная и цветная металлургия, химия, нефтепереработка, производство электроэнергии и т.п.). Организационно-технологические условия в этих отраслях в большинстве случаев не позволяют широко воплощать гибкие формы занятости. Кроме того, не все предприниматели там, где возможно внедрять такие формы, согласны на это. Однако с постепенным изменением отраслевой структуры и с увеличением удельного веса обслуживающих отраслей внедрение гибких форм занятости розширюватиметься.
Пассивная политика государства в области занятости предусматривает его ответственность за положение наемных работников и работодателей на рынке труда. В этом случае формируется своеобразный рыночный государственный патернализм. Пассивная политика осуществляется пассивными мерами, к которым относятся: регистрация и учет безработных и незанятых граждан, ищущих работу, организация системы оказания помощи по безработице; осуществления как денежных, так и неденежных форм поддержки безработных и членов семей, находящихся на их иждивении. Эти меры не влияют на соотношение спроса и предложения рабочей силы и в условиях нашего рынка труда не регулируют занятость населення.
Однако страны с рыночной экономикой не применяют отдельно или активную или пассивную политику. В зависимости от модели рынка труда и экономического положения страны в государственной политике занятости присутствуют и активные и пассивные мероприятия с преобладанием тех или других. Поскольку эффективным социальной защитой трудоспособных граждан является предоставление рабочих мест всем желающим работать, то предпочтение в большинстве стран с развитой рыночной экономикой предпочитают активным мероприятиям, направленным на расширение сферы приложения труда. Как видно из табл.

Пассивная политика — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Пассивная политика

Cтраница 1

Пассивная политика предполагает ответственность государства за положение работников и работодателей на рынке труда.
 [1]

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
 [2]

Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.
 [3]

Урок: пассивная политика, полуцентристская — вожди итальянского и чехословацкого движения.
 [4]

В основе пассивной политики лежит система социального страхования от безработицы, отражающая иные принципы аккумулирования требуемых средств, а также критерии и условия выплаты пособий по безработице.
 [5]

Государство может проводить активную и пассивную политику на рынке труда.
 [6]

Необходимо четко определить также направления пассивной политики на рынке труда, особенно в части соотношения ее с активной. Она должна обеспечивать, в первую очередь, категории безработных, которые временно лишились работы и могут найти ее в относительно короткий срок. Долгосрочные безработные должны являться объектом активной политики, целью которой является переобучение и предотвращение процессов маргинализации.
 [7]

По имеющимся данным, на пассивную политику идет более 50 % средств государственного фонда занятости.
 [8]

Что предпринимает СЗН, чтобы технологию пассивной политики занятости изменить на активную.
 [9]

Коэффициент полной ликвидности ( fc10) характеризует сбалансированность активной и пассивной политики банка в среднесрочной перспективе согласно срокам, на которые они были размещены. Ликвидные активы равны сумме высоколиквидных и краткосрочных активов. Основные средства исключаются из расчета ликвидных активов, потому что банк приступает к их реализации, как правило, при угрозе банкротства. Кроме того, как показывает российская практика, реализация основных средств очень затруднена, а иногда и невозможна из-за отсутствия спроса. Резервы, направляемые в ЦБ РФ, могут быть возвращены банку лишь по факту снижения объема обязательств и в сроки, установленные для регулирования ФОРа, т.е. пока банк не расплатится по своим обязательствам, средства из ЦБ РФ к нему не поступят.
 [10]

При этом обычно на первом этапе планируют расходы для решения задач пассивной политики занятости ( выплат пособий по безработице, материальной помощи и других мероприятий, закрепленных в нормативно-правовых документах), а также расходы, минимально необходимые для функционирования СЗН.
 [11]

Формирование мероприятий Программы занятости населения позволяет конкретизировать политику занятости, включая назначение ответственных исполнителей, выделение необходимых ресурсов, установление сроков начала и окончания этих мероприятий. Определяются меры активной и пассивной политики занятости.
 [12]

Это принято называть пассивной политикой.
 [13]

Рыночный последователь — организация в отрасли, которая проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений. Однако это не говорит о том, что рыночный последователь должен проводить пассивную политику. Он может выбирать и стратегию расширения своей деятельности, но такую, которая не вызывает активного противодействия со стороны конкурентов. Преимущества стратегии рыночного последователя заключаются в том, что он может опираться на опыт рыночных лидеров, копировать или улучшать продукты и маркетинговые действия лидера — обычно при меньших уровнях инвестиций и риска. Такая стратегия может обеспечить достаточно высокий уровень прибыльности. Рыночные последователи обычно в первую очередь атакуются рыночными претендентами.
 [14]

Политика государства в области занятости может быть активной и пассивной. Выбор того или иного вида деятельности осуществляется в зависимости от состояния экономики и состояния рынка труда. В период экономического спада приоритет может быть отдан не высокозатратной и малоэффективной активной политике, а пассивной политике на рынке труда, которая проводится в аналогичных условиях во всех странах с рыночной экономикой. Это не означает, что следует отказаться от всех форм активной политики. Но источники финансирования активной и пассивной политики на рынке труда должны быть разделены во времени и пространстве. Проведение активной политики, создание новых рабочих мест, финансирование общего и специального образования — это прерогатива государства, поскольку она требует больших вложений в создание рабочих мест, организацию систем и институтов подготовки и переподготовки не только безработных, но всего экономически активного населения. Пассивная работа включает учет безработных, изучение состояния рынка, наличия рабочих мест, налаживание информации, выплату пособий по безработице.
 [15]

Страницы:  

   1

   2




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *