Site Loader

Содержание

Социальная политика. Социальное партнерство как форма реализации социальной политики


Что такое социальное партнерство?

Становление системы социального партнерства как одной из формы реализации социальной политики достаточно длительный и сложный процесс. Как механизм регулирования взаимоотношений социальное партнерство получило развитие в середине XX века в ряде европейских стран. Многие европейские государства методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию целостной системы социального партнерства, как формы цивилизованных общественных отношений, обеспечивающих согласование и защиту интересов различных участников партнерства посредством достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития в рамках правового поля. На сегодняшний день наиболее развитая система социального партнерства характерна для таких стран как Германия, Австрия, Швеция.

В научных изданиях термин «социальное партнерство» определяется неоднозначно и прежде всего по причине того, что политика социального партнерства не ограничивается только лишь сферой экономических или социально-трудовых отношений. В ее разработке и реализации принимают участие общественные объединения, органы государственного управления и местного самоуправления, коммерческие организации. Объекты социального партнерства это реальное социально-экономическое положение различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений.


В основе социального партнерства лежит заинтересованность каждой из трех взаимодействующих сторон в поиске путей решения актуальных социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждой из сторон в преодолении этих важных проблем, решение которых по одиночке неэффективно; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач; децентрализация решений, отсутствие государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов; правовая обоснованность кооперации, предоставляющая выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.

Почему государству отводится главная роль в системе социального партнерства?

В мировой практике государству отводится одна из главных роль в системе социального партнерства, в силу того что социальная функция является одной из основных функций государства. Государство, беря на себя начальную стадию разработки социальной политики, нормативно-правой базы, формирует и закрепляет основные принципы социального партнерства, определяет характер и общую направленность правового регулирования отношений между субъектами, складывающихся при осуществлении социального диалога выступает в качестве медиатора и гаранта при разрешении различных конфликтов между социальными партнерами. Также нельзя не отметить, что в целях социальной защиты, как механизма реализации социальной политики государством выделяются средства, разрабатываются и реализуются социально значимые целевые программы, однако любых усилий только одного государства будет недостаточно (при решении по достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в удовлетворении потребностей граждан) при решении социальных проблем существующих в обществе, в силу ограниченности финансовых средств, необходимо осуществлять целенаправленное, конструктивное взаимодействие с тремя силами на общественной арене: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.


Какие субъекты помимо государства играют важную роль в системе социального партнерства?

Как отмечалось выше, помимо государства в рамках социального партнерства активное участие принимают коммерческие и некоммерческие организации, следовательно, логично предположить, что взаимодействие между участниками возникает тогда, когда представители трех секторов (или любой пары из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой отдельной взятой группе и обществу в целом. Также партнеры в ходе взаимодействия в равной степени разделяют социальные риски и достижения, ведут различные формы диалога, основанные на взаимном доверии, ответственности и ориентированные на согласование интересов акторов. В результате данного взаимодействия социальное партнерство создает основу для формирования и использования социального капитала. Основываясь на определении можно сделать вывод, что социальный капитал характеризуется комплексом ценностей, разделяемых всеми социальными группами, которые создают между ними критическую массу доверия и возможность взаимодействия. Важным фактором формирования социального капитала является активность третьего сектора – общественных организаций. Одним из первых, кто обратил внимание на роль общественных организаций в США в начале 80-х годов, был М. Портер. Общественные организации действительно играют важную роль в развитии бизнеса при условии выбора правильной стратегии.

Почему социальную проблему можно рассматривать как объект социального партнерства?

Как было отмечено выше, социальная проблема является объектом, вокруг которой формируется социальное партнерство, но ее выявления и осознания всеми субъектами не достаточно для возникновения социального партнерства - необходимо не только разделение интересов каждого из возможных партнеров, четкое определение значимости социальной проблемы для каждой стороны, оценка собственных возможностей по решению проблемы, формулирование целей и задач дальнейшей совместной деятельности, а также выработка четких правил действий в процессе сотрудничества и в результате возможные прогнозы ожидаемых эффектов.

Таким образом, партнерство это не только конструктивное сотрудничество между тремя секторами на общественной арене, оно также включает развитие проектной культуры, как сферы для разделения задач и ответственности между партнерами, и именно партнерство способствует расширению поиска новых, альтернативных вариантов решения социальных проблем в который партнеры вовлекают друг друга. Как результат, данное взаимодействие совместными усилиями пытается решить такие социальные проблемы как оказание помощи целевым группам социальной работы, снижение или устранение загрязнения окружающей среды; сохранение культурного и исторического наследия и т.п.


Какие проблемы сопровождает развитие социального партнерства в России?

Тема социального партнерства для нашей страны относительно новая, так как патернализм и социальная пассивность всегда были присущи российскому социуму. Процесс формирования системы социального партнерства в России осложнялся потому, как отсутствовал опыт использования этой категории в социалистическом обществе и, соответственно, законодательстве, быстрые темпы ломки социалистической парадигмы, ускоренные темпы либерализации социально-экономических отношений привели к ослаблению роли государства в социально-экономической сфере и, как результат, к снижению социальной защищенности российских граждан. Также нельзя не учитывать того факта, что пока основная доля финансирования, а это около 100% в рамках решения социальных проблем приходится на государство, в отличие от других стран. При этом сущность партнерства заключается в том, что каждый из секторов в системе социального партнерства имеет свои сильные стороны, как результат усиление эффекта.

В странах Запада он достигается за счет четко отлаженного механизма регулирования партнерства, согласованности действий между субъектами влияния. В России же все складывается несколько по-другому. На данный момент существуют проблемы развития социального партнерства в России:

  • пассивность российского социума;
  • паттернализм;
  • несовершенство нормативно-правовой базы;
  • недостаточное финансирование социальной сферы;
  • недостаточное количество профессионалов.

Одной из наиболее сложных задач при решении социальных проблем является поиск источника финансирования. В большинстве случаев социальные проблемы решаются посредством бюджетных дотаций, объем которых практически не зависит от реальных качественных результатов работы, поскольку для государственных организаций бюджетная строка всегда строго ограничена. Более того, в России до сих пор не создана система поощрения благотворительной деятельности для коммерческого и некоммерческого сектора, которая в западных странах является серьезным источником финансирования, и государство, желая разделить с коммерческим сектором тяжесть социальной ответственности, стремится навязать концепцию альтруизма. Однако такое нарушение механизма социальной идентификации приводит к тому, что социальные инвестиции осуществляются бизнесом только под прямым давлением со стороны государства или в ожидании государственных преференций. Средства грантов зарубежных благотворительных организаций и фондов недостаточны для широкого развития социального партнерства. Также нельзя не отметить, что деятельность большинства благотворительных организаций действующих на территории РФ воспринимается обществом неоднозначно, с одной стороны про их деятельность практически ничего неизвестно, во вторых им приходится функционировать в условиях агрессивной среды, так как их деятельность осуществляется в условиях всеобщего недоверия.



Следующая немаловажная проблема – недостаточное количество профессионалов, способных обеспечить эффективность процесса социального партнерства. Инициатива реализации тех или иных проектов чаще всего исходит от третьего сектора, и отсутствие опыта административной деятельности, планирования, привлечения средств является препятствием усиления социального эффекта партнерства.

Третьему сектору принадлежит особая роль в социальном партнерстве, и на него возлагается особая ответственность в силу того, что в большинстве случаев именно общественность выступает тем механизмом, который инициирует и координирует взаимодействие с властью и коммерческим сектором.

Новаторские методики и технологии работы, инициируемые общественными организациями или взятые из опыта других стран, не всегда могут быть внедрены в существующий формат социальной системы нашего государства. Государство остается консервативным в своих взглядах и чаще выступает в роли сдерживающего фактора в новаторских проектах. Положение усугубляется еще и тем, что чиновники различных органов государственного управления проявляют неприязнь к переменам, особенно в работе с третьим сектором. Представители последнего часто воспринимаются как «просители» или «подчиненные», или даже как «соперники», но не как партнеры. Партнерство возникает в каждой конкретной ситуации тогда, когда некоммерческому сектору удается обосновать его привлекательность, но существуют принципиальные сложности во взаимодействии общественности и государства. Невольно возникает вопрос, в чем тогда заключается привлекательность партнерства с некоммерческими организациями для государства? Государственные органы заинтересованы в перераспределении собственных функций по выполнению социальных обязательств перед населением, соглашаясь на сотрудничество, и в большинстве случаев рассматривают некоммерческие организации как дополнительный инструмент государственного регулирования, с помощью которого требуемые услуги можно оказывать без затрат на громоздкий бюрократический аппарат. Но общественность предлагает не только услуги, но и новые подходы, во многом отличные от государственных, например работа православных патронажных служб в государственных лечебных учреждениях, обслуживание и уход за престарелыми и инвалидами в домах-интернатах, хосписах, благотворительные столовые, приюты для бездомных и т.д.


Все стороны участвующие в данном процессе должны осознавать, что социальное партнерство предполагает профессионализм, высокую ответственность за качество и полноту выполнения взятых на себя обязательств. Только при таком отношении к кооперации трех сил можно преодолеть существующие проблемы и сделать процесс социального партнерства эффективным.

В данной ситуации третий сектор должен становиться той творческой, созидательной силой, способной аккумулировать новые идеи, отвечающие требованиям быстро меняющихся социальных условий.

На Общероссийском гражданском форуме «Повестка дня для России» проходившем в 2013 г. президентом РФ были определены основные направления развития партнерских отношений с целью создания сильного государства и благополучного гражданского общества.

Некоторые практические шаги по формированию соответствующих институтов уже сделаны, а также создана нормативно-правовая база для взаимодействия государственного сектора, коммерческого и некоммерческого секторов, регулирующая не только статус и условия деятельности организаций, но и их взаимодействие. В нормативноправовых документах закреплена идея создания комплексной системы поддержки активности юридически зарегистрированных гражданских инициатив по решению социально-значимых проблем, с которыми сталкивается российское общество.

Выводы

На данный момент некоммерческие и общественные организации получили возможность более комплексно, целенаправленно и эффективно развивать гражданское общество, повышать активность граждан РФ. За прошедшее десятилетие произошли существенные изменения, связанные с оформлением трех самостоятельных секторов. Заложена правовая база, регулирующая не только статус и условия их деятельности, но и принципы взаимодействия между ними. В последнее время все чаще обсуждаются вопросы социальной ответственности бизнеса, как добровольный вклад бизнеса в развитие общества и ответственность за последствия ведения бизнеса перед обществом.


В целом, несмотря на все предпринимаемые усилия государства в области развития социального партнерства уровень его развития не соответствует мировой практике, основная проблема, требующая незамедлительного решения, на наш взгляд, корректировка нормативно-правовой базы и более лояльные условия для создания и развития общественных и благотворительных организаций.

Список источников

  • Белоусова Е.В., Лебедева Н.С. Применение форм и технологий механизма социального партнёрства в деятельности социального работника на региональном уровне // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 4. – С. 106-109.
  • Котлярова И.О., Сериков Г.Н. Роль социального партнёрства в социальной политике, направленной на самореализацию человека // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2010. – № 3. – С. 22-26.
  • Шадрин В.В. Нравственные начала законодательства о социальном партнёрстве // Материалы Международной научной конференции «Взаимодействие права и морали». – Москва, 2014. – С. 233-236.
  • Яковлева А.Е., Галимова А.Ш. Роль социального партнёрства в российской модели социально-трудовых отношений // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 5 (33). – С. 34.

Социальное партнёрство — Википедия


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социальное партнёрство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве[1]. Развитие социального партнёрства в его различных формах — важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, её социализации. В системе социального партнёрства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами[2], интересы работодателей — союзами предпринимателей[3]. В так называемом трипартистском её варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путём переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы социального партнёрства создаёт возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведёт к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

В индустриально развитых странах социальное партнёрство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнёрство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнёрства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального партнёрства в его трипартистском варианте ещё только делает первые шаги. Главное — не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства.
Чтобы социальное партнёрство в РФ развивалось более активно, государству необходимо проводить его пропаганду. Это можно осуществлять при помощи социальной рекламы, проведения различных конференций, круглых столов, семинаров, разъяснительных работ, создания интернет-сайтов, посвящённых теме социального партнёрства, а также посредством активного сотрудничества со СМИ.
Все выше перечисленные мероприятия должны освещать следующие аспекты:

  1. участие в социальном партнёрстве экономит время на решение проблем, связанных с неудовлетворённостью работников условиями труда, повышением производительности труда, качества продукции и как следствие увеличение прибыли;
  2. заинтересованность в конструктивном и взаимовыгодном сотрудничестве с работодателем;
  3. оптимальный способ достижения стабильности развития организации.

Лекция № 15. Социальное партнерство. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы


  1. Социальное
    партнерство

Трудовые отношения– это совокупность взаимоотношений
между наемными работниками и работодателями,
охватывающая как социально-экономическую
сторону производственных отношений,
так и систему правовых институтов,
связанных с коллективными переговорами,
регулированием гарантий занятости,
условий оплаты и охраны труда, разрешением
трудовых споров.

Социальное
партнерство
– это система
коллективно-договорного регулирования
социально-трудовых отношений.

Отличительные
черты политики социального партнерства:

1. Участие наемных
работников в управлении предприятиями
в различных организационных формах,
включая профсоюзы.

2. Переговорный
характер урегулирования возникающих
между сторонами противоречий.

3. Наличие механизмов
и правовых институтов по согласованию
интересов партнеров на различных
уровнях.

4. Снижение уровня
и смягчение трудовых конфликтов на
основе критериев социальной справедливости.

В принципе социальное
партнерство носит двухсторонний
характер, но в периоды сложного состояния
экономики в процесс включаются
государственные учреждения и социальное
партнерство перерастает в трипартизм,
т.е. трехстороннее сотрудничество
профсоюзов, работодателей и государственных
органов и учреждений.

На практике система
социального партнерства реализуется
путем заключения коллективных договоров
и соглашений, в которых уровень оплаты
труда, социального обеспечения, условий
труда и занятости, устанавливаемые
сверх гарантированного государством
минимума, переводятся в плоскость
договорных отношений между наемными
работниками и работодателями. Государство
может участвовать в переговорном
процессе либо непосредственно (через
своих представителей), либо опосредованно
(через арбитражные органы, согласительные
комиссии и законодательные акты).

Система социального
партнерства в Беларуси
только начинает
складываться. Ее правовой основой
является стать 14 Конституции Республики
Беларусь, принятые законы о профессиональных
союзах, коллективных договорах и
соглашениях, о порядке разрешения
коллективных трудовых споров, указы
Президента о развитии социального
партнерства в РБ. Многие нормы этих
законодательных актов закреплены в
Трудовом кодексе РБ.

В настоящее время
в республике существует Федерация
профессиональных союзов Беларуси,
членами которой являются 85 % работников.
Существует ряд профсоюзов, альтернативных
ФПБ. В 1998 г. была образована Белорусская
Конфедерация Промышленников и
Предпринимателей (нанимателей), в которую
вошли все объединения нанимателей.

Важным этапом на
пути практической реализации системы
социального партнерства стало создание
в соответствии с Указом Президента РБ
от 15 июля 1995 г. № 278 Национального совета
по трудовым и социальным вопросам и
Республиканского трудового арбитража.
В качества основных функций Национального
совета были определены: подготовка
Национального соглашения между
правительством, республиканскими
объединениями предпринимателей и
профсоюзами, контроль за выполнением
соглашения, устранение разногласий,
возникающих при его обсуждении и
выполнении. В состав Национального
Совета входят 33 человека (по 11 представителей
от каждой стороны). Указом президента
РБ от 5 мая 1999 г. № 252 было утверждено
Положение о Национальном Совете по
трудовым и социальным вопросам, в
соответствии с которым областные,
городские и районные согласительные
комиссии преобразованы в советы по
трудовым и социальным вопросам. Это
было произведено с целью повышения их
правового статуса и усиления роли в
регулировании социально-трудовых
отношений.

Республиканских
трудовой арбитраж был создан для
регулирования трудовых отношений,
разрешения коллективных трудовых споров
(конфликтов), возникающих при заключении,
изменении коллективных договоров и
соглашений, а также в связи с невыполнением
взятых на себя сторонами обязательств.

Сложившаяся сегодня
система социального партнерстваРБ представляет собой иерархическую
систему, звеньями которой являются
соглашения на национальном, отраслевом
и местном уровнях и коллективных договоры
предприятий и организаций. В качества
объектов социального партнерства
выступают основные направления
социально-трудовой политики, согласовываемые
сторонами социального партнерства
исходя из оценок уровня жизни в целом
по республике, в областях, районах,
городах, а также на предприятиях и в
организациях. Предметом взаимодействия
социальных партнеров на всех уровнях
являются такие вопросы как: оплата
труда; защита жизненного уровня
работников; развитие рынка труда и
содействие занятости населения; защита
трудовых прав работников; охрана труда
и окружающей среды; охрана здоровья и
социальное обеспечение; создание условий
для обеспечения права граждан на жилище;
развитие культуры, физической культуры
и спорта.

Общий принцип
согласования состоит в том, что соглашения
более высокого уровня иерархии имеют
приоритет при заключении соглашений и
договоров на более низких ступенях.
Поэтому заключение Генерального
(национального) соглашения предшествует
заключению отраслевых и местных
соглашений, а заключение последних –
заключение коллективных договоров
предприятий и организаций. При этом
отраслевые соглашения не должны снижать
уровня социально-трудовых обязательств,
определяемых Генеральным соглашением,
а региональные – обязательств отраслевых
соглашений. Коллективные договоры
предприятий и организаций не должны
ухудшать положение работников по
сравнению с обязательствами, принятыми
в рамках соглашений вышестоящих уровней,
действие которых распространяется на
предприятие, организацию.

В целях повышения
эффективности социального партнерства
в РБ необходимо:

  • Постепенно
    осуществлять мероприятия по сокращению
    непосредственного участия государства
    в трехсторонних переговорах и усилению
    роли двухсторонних соглашений нанимателей
    и профсоюзов;

  • На уровне отраслей
    и регионов развивать отношения между
    объединениями нанимателей и профсоюзов;

  • Уточнить функции
    органов государственной власти на
    местах как субъектов социального
    партнерства;

  • Активно развивать
    систему участия работников в управлении
    предприятиями;

  • Совершенствовать
    организационные формы социального
    партнерства (процедуры проведения
    переговоров и консультаций, порядка
    распространения действия договоров и
    соглашений, присоединений к заключенному
    соглашению и т.п.).

Одна из ключевых
проблем – уточнение роли государства
при реализации трудовых отношений. Эта
роль по мере развития социально-трудовых
отношений, перестройки социальной
политики должна меняться.

Главные направления
вмешательства государства в сферу труда
и трудовых отношений должны быть сведены:

Во-первых, к
формированию налоговой политики в
области доходов социальных партнеров;

Во-вторых, к
регламентации норм, механизмов и
процедур, которым социальные партнеры
обязаны следовать;

В-третьих, к
установлению минимальных обязательных
стандартов в области трудовых отношений,
в том числе и в оплате труда;

В-четвертых, к
контролю и надзору за соблюдением
законодательства и разрешению трудовых
споров.

В решении этих и
других вопросов труда и его оплаты
государство должно взаимодействовать
с социальными партнерами путем
консультаций и переговоров на основе
принципов социального партнерства. В
основе социального партнерства лежит
идея разделения ответственности между
представителями трудящихся, работодателями
и правительством за результаты принимаемых
и реализуемых решений. Социальное
партнерство по сути представляет собой
механизм ослабления монополии
государственных органов власти, их
опеки над всеми слоями общества.

Социальное партнерство в России


Понятие социального партнерства

Социальное партнерство, как правило, отождествляется с социально-трудовыми отношениями.

Определение 1

Партнерство это такая форма отношений между работниками как носителями рабочей силы и предпринимателями как владельцами капитала и собственности на средства производства, при которой с целью поддержания социальной солидарности осуществляется достижение и обеспечение баланса в социально-трудовой сфере общества. Это – метод, с помощью которого регулируются социально-трудовые отношения, особым образом упорядочиваются на рынке занятости.

Социальное партнерство и политика

В ряде научных работ, чаще всего марксистской и неомарксистской направленности, социальное партнерство интерпретируется как сфера политической конфронтации между предпринимателями и наемными работниками. Однако, подобная точка зрения не отличается особой точностью, поскольку исключительно политические вопросы, как правило, исключаются из процесса социального партнерства (по крайней мере, так должно быть). Отсюда следует, что социальное партнерство должно быть дистанцированным от институциональной и идеологической подсистем политической сферы общественной жизни.

Система социального партнерства предполагает возможность, а иногда и необходимость выдвижения жестких требований одним партнером в отношении другого. Исходя из этого, даже такая крайняя форма разрешения коллективного трудового спора, как забастовка, посредством которой трудящиеся отстаивают свои нарушенные права, не обязательно означает, что они выпадают из системы социального партнерства. Но это при условии направленности требований бастующих к работодателям лишь на нормализацию условий труда (в плане повышения заработной платы, улучшения физических условий и повышения уровня безопасности труда и т.д.), а к правительству - на оптимизацию определенных направлений политики в экономической сфере (введение налоговых льгот, повышение МРОТ, снижение налогов и т.д.). Но в случае направленности требований бастующих на отрицание самой основы существования и взаимодействия участников социально-трудовых отношений (например, когда осуществляются призывы к отмене частной собственности или к отставке правительства и т.д.) такая забастовка означает, что наемные работники и представляющие их профсоюзы оказываются за рамками системы социального партнерства.

Развитие социального партнерства в России

В последние десятилетия в России социальное партнерство вышло на качественно иной уровень в своем становлении и развитии. С начала 90-х годов ХХ века накоплен значительный опыт развития партнерских отношений на разных уровнях функционирования социально-трудовой сферы. Данный практический опыт способствует дальнейшему развитию и углублению многих концептуальных положений, позволяющих обосновать важное значение социального партнерства для современного российского общества.

В данное время в России сложились основания системы социального партнерства, состоящей из следующих уровней:

  • федерального,
  • федерально-окружного,
  • регионального,
  • отраслевого,
  • территориального,
  • базового (то есть уровня предприятия, учреждения, организации).

На каждом из них есть свои формы договоренностей, субъекты достижения соглашений, структурные организации и органы.

Такая многоступенчатость системы социального партнерства способствует сочетанию таких уровней соглашений, как макроэкономический и микроэкономический. При этом, социальное партнерство осуществляется на всех уровнях. Все вопросы, которые возможно решить на нижних уровнях, не выносятся на более верхние, но все решения, которые принимаются на вышестоящих уровнях в соответствии с правами, делегированными снизу, обязательно учитывается представителями низовых звеньев. В это же время те соглашения, которые достигаются на базовом уровне, учитываются, когда заключаются генеральные соглашения.

Замечание 1

Несмотря на сформированность основных контуров системы социального партнерства в нашей стране, механизмы его реализации во многом еще не отработаны и находятся в стадии формирования.

19. Основные модели, формы и стороны социального партнерства.


До
1991 не было введено понятие в НА. 60-70 г
20-ого века – пик становления развития
института социального партнерства. Это
механизм урегулирования соц конфликтов,
противоречий между работником и
работодателем.

Направления:
1. Марксисткое: уничтожение частной
собственности, построение бесклассвого
общества. 2. Реформаторское: идея
сохранения и классовой собственности
и класса рабочих, но при доситжении
баланса.

Соц
партнерство
-
это своеобразный механизм урегулирования
отношений между работником, гос органами,
представителем работников, который
регулирует отношения между группами,
которые имебт общие корпоративные
интересы и противоположные интересы +
этот механизм позволяет установить
обоюдновыгодные взаимодействия, в
которых эффективно заинтересован каждый
из сторон.

Модели
социального партнерства.

  1. Американская.
    Основана на общем правосознании и
    доброй воли сторон, где система заключений
    3-х сторонних соглашений, но развит
    институт тритейского разбирательства
    трудовых споров.

  2. Скандинавская.
    Обширное законодательство в области
    регулирования соц-трудовых отношений
    + существует постоянные органы соц
    партнерства

  3. Европейская.
    Существуют органы соц партнерства
    разного уровня, цель которых организация
    профилактической работы, котрая
    позволяет не доводить до серьезных
    конфликтов.

Формы
(по ТК):

  1. коллективные
    переговоры по подготовке коллективных
    договоров и по их заключению.

  2. участие
    работников и их представителей в
    управлении организаций.

  3. участие
    представителей работодателей и
    работников в досудебном разрешении
    трудовых споров.

  4. взаимные
    консультации по вопросам регулирования
    трудовых отношений.

  5. +
    другие формы, которые определены
    сторонами соц партнерства

Результатом
явл договора или соглашения.

Принципы
соц партнерства:(холостова)

  1. законность

  2. демократичность

  3. равноправие
    сторон

  4. уважение

  5. согласованность

  6. защита
    интересов сторон

  7. умение
    договариваться

  8. обязательность
    исполнения

  9. толерантности

  10. компромисса

  11. +
    по ТК : заинтересованности, реальности
    обязательств, сожействия и укрепления
    соц партнерства.

Стороны
соц партнерства:

  • работники

  • работодатели

Органы
гос власти

20. Модели соц. Партнерства.

Модели
социального партнерства (по уровню
переговорных процессов)
.

1.
Американская
(Канада,
США, Япония, ряд стран Латинской Америки).
Основана на общем правосознании и доброй
воли сторон, где система заключений 3-х
сторонних соглашений, но развит институт
тритейского разбирательства трудовых
споров. Модель ограничивается заключением
коллективных договоров в основном на
уровне предприятий. Объединения
предпринимателей, как и профсоюзов,
через своих депутатов стараются оказать
влияние на законодательство, а уже через
него — на отношения между социальными
партнерами.

2.
Скандинавская
(север
Европы – Швеция, Финляндия, Норвегия,
Бельгия). Обширное законодательство в
области регулирования соц-трудовых
отношений + существует постоянные органы
соц партнерства. активным вмешательством
государства в трудовые отношения и их
регулирование. Кроме того, в этой модели
считается важным трехуровневость
партнерства: уровень общенациональный,
затем отраслевой и, наконец, уровень
предприятия.

3.
Европейская
(Центральная
Европа – Германия, Австрия, Голландия,
Швейцария). Существуют органы соц
партнерства разного уровня, цель которых
организация профилактической работы,
которая позволяет не доводить до
серьезных конфликтов. Модель может
рассматриваться как промежуточная
между первой и второй моделями. Здесь
главный акцент в социальном партнерстве
ставится на его отраслевом уровне. На
уровне же всей страны в целом совместные
соглашения трех сторон не принимаются,
дело ограничивается консультациями, и
то не вполне обязательными. Главный
переговорный процесс по этой модели
идет в отраслях. Коллективные же договоры
на предприятиях, как правило, не
заключаются. Предприятия при этом
ориентируются на параметры отраслевого
соглашения и руководствуются им. Одной
из форм реализации такой модели является
так называемое "образцовое"
соглашение, которое создается и
заключается в промышленной отрасли и
служит затем своего рода ориентиром
для других.

Модели
соц. партнерства (по участию работников
в представительстве их интересов).

1.
Модель профсоюзного представительства
(США,
Канада, Япония, Великобритания, Ирландия).
Характеризуется тем, что профсоюзы по
закону являются представителями
работников, притом часто и той части
работников, которые не являются членами
профсоюзов. Следует отметить, что в
зависимости от особенностей профсоюзов
и их поведения эта модель может
рассматриваться в виде подмоделей,
когда: а) профсоюзы ориентированы на
сотрудничество с властью; б) профсоюзы
нацелены на конфликтность с государственной
властью.

2.
Модель чистого представительства
работников
(Испания,
Греция, Португалия).
Отличается тем, что трудовой коллектив
выбирает своих собственных представителей
в совет (или комитет) предприятия, которые
и ведут переговорный процесс с
работодателем. Правда, в основном такой
совет (комитет) имеет консультативно-информационные
полномочия. Степень обязательности
учета мнений совета работодателем
должна быть специально определена в
коллективном соглашении.

3.
Модель смешанного представительства
(Франция,
Бельгия, Дания, Ирландия).
выделяется тем, что в советы, избираемые
трудовым коллективом, включаются также
представители работодателя. Здесь
полномочия совета более широкие, так
как совет может участвовать в принятии
решений на основе консенсуса. Правда,
круг вопросов, по которым могут приниматься
решения (трудовой распорядок, охрана
труда, условия труда, продолжительность
рабочего времени), должен специально
оговариваться законодательством либо
соглашением.

21.
Возможности соц.партнерства в гос. соц.
политике. понятие трипартизма
.

Социальное
партнерство
является
важнейшим инст­рументарием
социального государства при согласовании
про­тиворечивых
интересов труда и капитала. Оно как
социальный институт
и социальный процесс объективно присуще
соци­альному
государству, органично включается в
содержание понятия
«социальное государство», в
его
теорию и практику.

Во-первых,
социальное
партнерство как особый тип об­щественных,
в частности, социально-трудовых отношений,
при
котором обеспечивается баланс реализации
социально-экономических
интересов всех основных социальных
групп общества,
выражает
саму сущность социального госу­дарства,
основу социальных отношений, свойственных
социальному
государству, важнейший принцип и цель
его
социальной политики.

Во-вторых,
социальное
партнерство как специфичес­кий
социально-политический механизм
регулирования соци­альных
отношений в целом, социально-трудовых
и связан­ных
с ними экономических отношений, основанный
на прин­ципе
равноправных переговоров, достижения
компромисса, консенсуса
между государственной властью,
работодателями и
работниками, предотвращения социальных
конфликтов, составляет
базис общественного механизма
регулирования социально-трудовых
отношений в социальном государстве.

В-третьих,
социальное
партнерство выражает важней­шую,
характерную черту идеологии, соответствующей
це­лям
и общественной востребованности
социального государства,
идеологии, составляющей важный фактор
его разви­тия
и совершенствования. Для социального
государства как представителя общественных
интересов социальное партнер­ство
— это социальный мир и сплоченность
общества, усло­вие
его политической стабильности,
экономического прогресса

В-четвертых,
социальное
партнерство –
во всех фор­мах
его проявления (коллективных переговорах,
взаимных консультациях,
при участии работников в управлении
орга­низацией, представителях
работников и работодателей в до­судебном
разрешении трудовых споров и др.)
выступает фак­тором совершенствования
социального государства, повыше­ния
уровня его демократичности, развития
институтов гражданского
общества.

Таким
образом, социальное партнерство, его
формирование
и развитие служат важнейшим фактором
и показателем
социальной, политической, нравственной
и идеологической
зрелости самого социального государства,
общества в
целом.
В
свою очередь, социальное государство
является важ­нейшим
политическим институтом, оказывающим
решающее влияние
на становление и развитие подлинного
социального партнерства
в обществе, на регулирование
социально-трудовых
отношений.

Социальное
государство выступает обязательным и
равноправным
субъектом социального партнерства в
целом, а
органы
исполнительной власти –
обязательной и равноправной
стороной коллективных соглашений в
рамках системы социального
партнерства на всех уровнях заключаемых
соглашений
с целью регулирования социально-трудовых
отношений.
Именно социальное государство, его
законодательные
органы призваны обеспечить завершение
формирования правовой
основы социального партнерства и
последующее постоянное совершенствование.

Социальное
государство предполагает сбалансированность
централизации, децентрализации и
самостоятельности

(самоуправления) территорий и поселений
российского
общества.
Необходимым
условием эффективного функционирова­ния
социального государства является
реализация социаль­ной
ответственности
всех
уровней власти и управления, общества,
каждого гражданина. Социальная
ответственность может быть определена
как ответственность субъекта конк­ретной
сферы перед обществом.

ТРИПАРТИЗМ
- регулирование трудовых и связанных с
ними экономических и политических
отношений на основе равноправного
взаимодействия, сотрудничества
представителей наемных работников,
работодателей и государства. Обязательными
условиями взаимодействия трех сторон
являются: добровольность, равноправие,
ответственность, самоограничение и
взаимные уступки в ходе переговоров в
рамках существующих законов и согласованных
правил.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о